Система современного многоуровневого высшего образования включает. Многоуровневая система высшего образования

Ссылка для цитирования статьи : Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58 .

В России вступил в силу закон о введении двухуровневой системы высшего образования: степень бакалавра будет соответствовать первому уровню высшего образования, а магистра – второму. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.

Составители закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) за 4 года подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет осуществляться в магистратуре. Численность магистратуры будет определяться из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. В магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на бюджетное место в магистратуру сможет только бакалавр. Обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием, а оно в России по закону только платное. Традиционные специалисты (выпускники специалитета ) будут подготавливаться лишь для нужд безопасности страны и только соответствующими вузами.

Можно выделить внутренние и внешние причины перехода России на двухуровневую систему. Внутренние факторы свидетельствуют, с одной стороны, о росте востребованности населением высшего образования, с другой – низкой эффективности использования подготавливаемых до настоящего времени в вузах дипломированных специалистов. Высокую востребованность проиллюстрируют приводимые ниже статистические показатели. По сравнению с 1991 г. число студентов вузов России выросло более чем в 2,7 раза, достигнув 7,3 млн. чел. [Клячко], 15% из них обучается сейчас в негосударственных вузах. Растет и число вузов. Так, если в 1993/94 учебном году в РФ насчитывалось 626 вузов, из них 548 государственных и муниципальных, то в 2005/06 учебном году их уже 1068, из них 655 государственных и муниципальных. Количество студентов на 10 тыс. чел. населения также растет: со 176 в 1993/94 учебном году до (по разным авторам) 480 или даже до 495 в 2005/06 г. (Для сравнения – число высших учебных заведений в США превышает 4 тыс. В них около двух млн. преподавателей обучают более пятнадцати млн. студентов. По прогнозам, в 2010 г. выпуск магистров в США составит 477000 чел., а докторов философии – 49100 чел. ).

В целом в России за 10 лет число студентов на 10 тыс. человек населения возросло в 2,8 раза, причем больший прирост дают негосударственные вузы (15,2 раза, а в государственных – в 2.45 раза). Увеличение количества студентов составляет ежегодно 7-15%. И уже близок максимум, когда чуть ли не все выпускники школ становятся студентами.

В то же время количество средних профессиональных учебных заведений и студентов в них выросло незначительно (с 2,2 млн. чел. в 1991/92 учебном году до 2,5 млн. чел. в 2005/06 учебном году) после некоторого снижения в середине 90-х годов. Число учреждений начального профессионального образования и прием в них студентов стабильно падает (с 1,2 млн. чел. в 1991 г. до 0,7 млн. чел. в 2006 г.). Статистические показатели свидетельствуют, что число людей, занятых в экономике и имеющих высшее образование за последние 10 лет выросло в 2,8 раза . При этом эффективность использования специалистов является чрезвычайно низкой. Две трети нынешних выпускников либо работают не по специальности, либо вынуждены переучиваться по месту работы; с другой стороны, в самом примитивном секторе малого и среднего бизнеса – в розничной торговле – заняты 10 млн. человек, и половина имеет высшее образование . По сути, люди получившие диплом о высшем профессиональном образовании и квалификацию специалиста, занимают трудовые посты, не требующие такового образования и квалификации. В то же время отмечается, что «перспективные работодатели в современных условиях более не нуждаются во всех случаях в выпускниках университетов, обладающих фундаментальным знанием. … Требуется другое: способность динамично перенастраиваться на другие программы, владение некими базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры, не переходящим в сверхобразованность» . Таким образом, внутренние социально-экономические причины требуют внесения изменений в систему высшего образования. Вводимая у нас двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) считается экономически оправдавшейся в ряде стран Европы и в США.

Внешним фактором , стимулирующим переход к двухуровневой системе, стало вступление страны в Болонский процесс. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к совместимости систем высшего образования в странах Европы. Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., обязалась до 2010 г. воплотить ее основные принципы, в том числе в жизнь ввести у себя такую же систему высшего образования.

Приступая к введению новой для нас многоуровневой системы высшего образования полезно понимать, что же она представляет и как построена в странах, для которых эта система является традиционной . Для россиян непривычны новые наименования выпускников вузов, поэтому разберемся в их происхождении и современном использовании.

Бакалавр – это первая академическая степень , или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин «академическая степень» используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования.

Заслуживают внимания две версии, объясняющие происхождение обозначения указанного уровня квалификации. Согласно первой версии, слово бакала́вр имеет Европейское происхождение и связано с латинским словом baccalarius , первоначальное значение которого – подвассал , т.е. подчиненное, зависимое лицо, зависимое не только от сеньора, но и от его вассала. По второй версии, которую выдвинул академик РАН И.М. Стеблин-Каменский, происхождение слова бакалавр имеет арабские корни и изначально связано с образовательным процессом . Согласно этой версии первые университеты возникли в мусульманских странах, а затем по их подобию стали возникать университеты на юге Европы – в Италии, Испании, и преподавание там велось по арабским образцам. Учитель «наговаривал» свою науку ученикам, а они подробно записывали. Затем учитель тщательно проверял, что они усвоили, – и в конце манускрипта ставил свою подпись (по-арабски): бахакк-ур-авийа, что означало «по праву передачи». Если все было записано правильно, то ученик получал право передавать эту науку дальше. Таким образом, бакалавр – это тот, кто, получив соответствующий диплом, получал право обучать другого .

Маги́стр (от лат. magister – наставник, учитель) – вторая (высшая) академическая степень, начальная учёная степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры .

Евросоюз, проводя образовательную реформу в духе Болонского процесса, стремится найти максимальное число «точек соприкосновения» с образованием США, ориентируясь при этом на обеспечение своей конкурентоспособности в сфере высшего образования.

Американская система высшего образования представляет собой трехступенчатое формирование. Первая ступень завершается получением степени бакалавра, вторая – магистра (мастера), и третья – докторской степени (PhD произносится как «пи-эйч-ди» ).

В США не существует четкого определения понятия «высшее учебное заведение». В принципе любые учебные заведения, осуществляющие дальнейшую подготовку после окончания средней школы, так называемые «послесредние учебные заведения» (postsecondary school), могут с равной степенью вероятности называться «колледжем», «школой», «институтом» или «университетом». Хотя термины «колледж» и «университет» не идентичны, они часто взаимозаменяемы и в США, и в Европе. Обычно колледжи предлагают четырехгодичную программу обучения, позволяющую получить степень бакалавра. В университетах после получения степени бакалавра можно продолжить учебу по программе магистра и доктора.

Колледжи могут существовать независимо, предлагая исключительно программы первой ступени высшего образования, или являться частью университета. В США, как и в большинстве Европейских стран не существует понятия среднего специального образования. Фактически всё послешкольное образование считается высшим – «третичным» (tertiary ) в противоположность среднему (secondary ). Например, образование, которое получает в медицинском колледже медсестра, обычно считается высшим.

Обучение на степень бакалавра является базовым высшим образованием и осуществляется в колледже. Как правило, оно длится четыре года, или 8-12 семестров, в зависимости от количества кредитов (обязательных курсов), необходимых для получения степени бакалавра. Степень бакалавра является также необходимым условием для продолжения обучения на следующем послестепенном (Postgraduate) уровне образования по программе магистра и доктора . Однако для большинства студентов обучение заканчивается с получением ими степени бакалавра. Лишь порядка 15-20 % студентов продолжают свое обучение в магистратуре, и только 5-7 % из них идут в аспирантуру, по окончании которой им присваивается степень PhD (доктора)

Основная идея обучения на степень бакалавра в том, чтобы дать студенту тот минимум знаний, который понадобится ему для успешной работы по выбранному направлению. Технически это выглядит таким образом, что студент должен набрать необходимое для получения степени бакалавра количество кредитов , или, говоря другими словами, прослушать определенное количество конкретных курсов, выполнить все необходимые в их рамках лабораторные и письменные работы и сдать соответствующие тесты. Разработанные по каждой специальности списки обязательных курсов позволяют студенту планировать свой процесс обучения. Как правило, студенту предлагаются на выбор несколько курсов. И он может выбирать в соответствии со своими интересами, своим расписанием или графиком работы, а часто и ориентируясь на преподавателя, читающего тот или иной курс.

Колледж призван в определенной степени преодолеть ограниченность школьного образования и дать азы общекультурной, общегуманитарной подготовки, которые не смогла дать школа. Поэтому в первые два года обучения в колледже студент, как правило, проходит общеобразовательные курсы по английскому языку, истории, философии, литературе, иностранному языку и др. Они являются обязательными и входят в перечень курсов, необходимых для получения степени бакалавра по всем специальностям.

Поступая в колледж абитуриент вправе вначале не уточнять специальность, которой он надеется овладеть. Достаточно лишь определиться с направлением или отраслью науки, в которой он намерен специализироваться, как-то: гуманитарные дисциплины, инженерные науки, математика и физика, педагогика и т.д. Как правило, достаточно определить лишь факультет, на который поступает абитуриент. При этом тематика и диапазон факультетов в США, а также перечень предлагаемых ими специальностей весьма широки. Определяя факультет, студент бывает еще далек от выбора конкретной специальности. Только на третьем году своего обучения он избирает специальность (в некоторых случаях студент, помимо основной, получает и вторую специальность).

Особенностью американского обучения на степень бакалавра состоит в том, что абсолютное большинство учебных дисциплин преподается в форме обзорных лекций. Понятия «академическая группа» не существует, т.к. каждый учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Обычно каждому студенту перед лекцией выдается ее конспект, что освобождает студента от ведения конспекта в нашем понимании. Студенты слушают лектора и делают пометки в розданном им тексте.

В Великобритании существует несколько типов степени бакалавра, название которых зависит от специализации . Четыре основных степени – это бакалавр в области искусств BA (Bachelor of Arts), бакалавр в области наук BSC (Bachelor of Science), бакалавр в инженерной области BENG (Bachelor of Engineering), бакалавр в юридической области LLB (Bachelor of Law). Степень бакалавра присуждается после 3-х или 4-х лет учебы по специализированным программам на дневном отделении университета или колледжа (если для получения степени требуется еще и производственная практика, то общий срок обучения больше).

Аспирантский уровень образования в США и Великобритании начинается после получения степени бакалавра и ведет к получению степени магистра и доктора . В отличие от степени бакалавра степень магистра ориентируется на специализированную деятельность (управление бизнесом, техника, педагогика, юриспруденция и др.). Лица, уже имеющие степень бакалавра, должны пройти обучение еще в течение 1-2 лет, изучить определенное количество курсов, в основном в рамках своей специализации, написать и защитить «тезисы» – аналитический доклад или отчет соискателя магистерской степени о его научной работе по избранной теме. В некоторых университетах требуется знание иностранного языка.

В Англии имеются две группы учебных программ, позволяющих получить степень магистра (Master Degree): 1) программы, ориентированные на исследовательскую деятельность; 2) программы, ориентированные на повышение профессионального уровня по одной из специализаций. Учебные магистерские программы организованы следующим образом. После 8 — 9 месяцев лекций и семинаров сдаются экзамены, а затем студенты в течение 3 — 4 месяцев делают дипломный проект. По результатам экзаменов и защиты дипломной работы присваивается степень магистра. Обладателя степени магистра-исследователя называют еще магистром философии M. Phil (Master of Philosophy). Чтобы получить эту степень, нужно в течение 2-х лет вести под руководством старшего профессорско-преподавательского состава самостоятельную научно-исследовательскую работу. После присвоения степени магистра, студенты, как правило, не заканчивают на этом образование, а продолжают свою исследовательскую работу с целью получения степени доктора .

Высшим этапом подготовки высококвалифицированных специалистов является обучение в аспирантуре в течение 3-х лет по программе доктора . Такие программы ориентированны на четко специализированное обучение и самостоятельное научное исследование. В аспирантуру принимаются лица, имеющие, как правило, степень магистра, хотя в отдельных университетах достаточным является степень бакалавра.

В США, в отличие от России, а также ряда европейских стран, имеется только одна ученая степень, именуемая докторской и обозначаемая латинским термином Philosophia Doctore (Ph.D). Доктор философии учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада, в частности, в английской и немецкой системах высшего образования. Степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое ) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике. Эта степень по существу является эквивалентом нашей степени кандидата наук и присваивается по окончании аспирантуры и представлении диссертации.

Процедура защиты докторской диссертации принципиально отличается от той, которая принята в России. Она скорее напоминает нашу защиту диплома и происходит перед комиссией, состоящей из четырех человек: научного руководителя аспиранта и трех других профессоров той кафедры, по профилю которой выполнена работа. Никаких внешних отзывов на работу не требуется. Однако результаты, полученные в диссертации, как правило, должны уже быть опубликованы в научных статьях и апробированы в выступлениях на научных конференциях [Система образования в США].

Не вызывает сомнений, что реформа образования вносит существенные перемены в образ жизни огромного количества людей. Это означает, что через некоторое время наше общество будет состоять из других людей: не просто потому, что происходит естественная смена поколений, но принципиально других, образованных иначе , имеющих иной образ профессиональной деятельности и мира в целом. Меняя систему образования, мы меняем и характер общества. Закладывая в реформу некий идеальный образ системы образования и образ-цель результата на ее выходе (в виде компетентностей выпускника), мы, – сознавая это или нет, – закладываем в нее определенный образ будущего общества .

Образованию, с точки зрения социологии, образованию присущи в обществе, по меньшей мере, три функции. Образование обеспечивает: а) социализацию, т.е. передачу новым поколениям норм и ценностей общества; б) подготовку к профессиональной деятельности; в) социальную мобильность членам общества (своеобразный «социальный лифт»).

Направление реформирования образования нам задано – вхождение в единое образовательное пространство. При этом Европа в качестве образца декларирует систему образования США. С другой стороны, Европа имеет свои сложившиеся университетские традиции.

Цель образования в континентальной Европе понимается традиционно иначе, чем в англосаксонской культуре. Коротко это можно выразить следующим образом: европейцы делают ставку на специалистов -экспертов и их специальные знания (особенно в Германии, Швеции и др.), а англосаксы делают ставку на свободно развивающейся личности , стремящейся к счастью и успеху. Таким образом, если выделить доминирующие акценты, то получаем следующую картину. В рамках «европейской» модели образования самое важное – подготовить специалистов, а для этого привлечь заинтересованных студентов и в процессе обучения отобрать из них самых «перспективных», желательно умеющих учиться самостоятельно и очень интенсивно. Остальные – могут уходить не доучившись (с большими или меньшими потерями для карьеры и личности). В рамках «англосаксонской» (характерной для США) образовательной модели самое важное – формирование всесторонне подготовленной личности, а если в результате обучения получится ещё и специалист – тоже неплохо.

Кроме того, как отмечает Дэвид Харви, профессор антропологии City University of New York (CUNY), с высшим профессиональным образованием в США далеко не все благополучно: «…в этой стране постоянно существует нехватка квалифицированной рабочей силы. Учиться в колледже очень дорого. Поэтому людям с высшим образованием приходится платить высокие зарплаты. В бывшем СССР большой ресурс людей с прекрасным образованием, которые не востребованы в собственной стране. И в США их берут на работу. Так же и представителей технической и научной элиты из Китая, Индии. Америка не заботится о том, чтобы готовить собственные кадры» .

Какова цель реформирования российского образования, к чему мы движемся – к американской или к европейской модели выпускника? Известно, что цель – это идеальный образ будущего результата. Цель определяется объективными потребностями, а вот мотивы деятельности в направлении цели, как и выбор средств может быть совершенно разными.

Функции социализации , выполняемым вузовским образованием, принадлежит весьма значимая роль. Для молодого человека период обучения в вузе – это период наведение «мостиков» между ним и обществом, приобретения новых знакомств, выработка навыков коммуникаций на различном уровне, установка контактов, которые будут полезны в будущем. Отмечается возрастание удельного веса этой функции образования в обществе.

Вторая обозначенная выше функция образования – подготовка к профессиональной деятельности . Вот здесь-то произошли существенные изменения. Если прежде знание, как отмечает Н.Е. Покровский, наука опиралась на просветительскую картину мира и рассматривалась, в основном, как абсолютная и безбрежная ценность, то отныне возобладало понятие «полезного знания», т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это приводит к «перенастройке» основных параметров и всей системы образования .

Третья функция образования – «социальный лифт», позволяющийся выпускникам вузов подниматься из своей социальной страты на более высокие этажи. Возможности этой функции все более ограничиваются в связи с концентрацией «элитарных» вузов в столичных городах. Переход к двухуровневой системе высшего образования приведет к тому, что большинству вузов («провинциальных») позволено будет выпускать только бакалавров.

Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов, среди которых все больший приоритет получают требования системно организованных интеллектуальных, коммуникативных, самоорганизующих начал, позволяющих успешно организовывать деятельность в широком социальном, экономическом, культурном контекстах. В докладе ЮНЕСКО, представленном 11 лет назад, говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки, зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова… социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» . Работодатели оценивают качество образования выпускников по уровню их компетентности.

С другой стороны, реально существует и проблема превышения необходимого уровня компетентности . Исследователи отмечают, что «многие американские фирмы отказывают в приеме на работу выпускникам российских вузов потому, что их компетентность превышает требуемый уровень на данную вакансию» . Считается, что превышение необходимого уровня компетентности уменьшает возможность самореализации личности, следствием чего является снижение удовлетворенности трудом и возрастание социального пессимизма работника.

Обобщая, можно сказать, что «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых рабочих ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности, а также нести за них ответственность. Понимаемый в таком плане компетентностный подход в вузовском образовании безусловно полезен. Настораживают возможные «подводные камни» на пути его конкретной реализации. Здесь реальными являются две следующие крайние позиции.

1) Подмена фундаментальности знаний их утилитарным применением. Тогда выпускник вуза будет иметь не столько систему профессиональных знаний, сколько набор «компетенций» – умений и навыков. Система образования сама подводит студента к ситуации: «Зачем понимать , если можно просто уметь ?» Иначе говоря, традиционная задача образования – «почему » подменяется на задачу образования – «как ». Будем учить высшую математику по справочнику И.Н. Бронштейна, заучивая набор стандартных формул, а обучаться профессии – заучивая набор стандартных профессиональных приёмов. Получим профессиональных исполнителей задач типа «замесить и нарубить», как в известном старом мультфильме.

2) Подмена профессионального обучения общекультурным и «околопрофессиональным» образованием. Повышать культурный уровень студентов, выявлять и оптимально развить их личные способности, навыки адаптации в социуме. Конечно, это само по себе неплохо, но кому-то и работать надо – а тенденции усложнения техники, ориентации на инновационные технологии, требующие профессионализма от выпускников вузов, – никто не отменял.

Вводимая в России многоуровневая система высшего образования коренным образом отличается от сложившейся ранее. Уже признается, что массовый и срочный переход к ней грозит серьезной опасностью . Многое придется менять, а что-то – ломать кардинально и строить заново. При этом существует потенциальная опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего образования, в том числе сложившийся контингент высококвалифицированных преподавателей вузов. Известно, что при введении бакалавриата в Германии многие преподаватели выехали для работы в университеты и колледжи США. А чем займутся сокращаемые преподаватели специальных дисциплин отечественных вузов? И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете . Непродуманный переход к новой системе приведет к снижению конкурентоспособных выпускников вуза, поскольку отечественному работодателю не понятно, с каким уровнем подготовки придет бакалавр. Но самое главное – сокращение срока обучения на 20% не может дать прибавки качества и эффективности подготовки выпускникам вузов. Бездумная реализация принятого закона путем переноса европейский и американских прототипов образования на российскую почву может иметь разрушительные (но отсроченные, которые проявятся через 10-15 лет) последствия для будущего страны. Но следует иметь в виду, что конкретная реализация предстоящих реформаций во многом зависит от определения каждым вузом своей стратегии и своего места в системе подготовки квалифицированных кадров для города и региона.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Клячко Т.Л. Модернизация российской системы высшего профессионального образования: автореф. дис.…докт. экономич. наук / Т.Л. Клячко. – Москва, 2007.
  2. Очкина А.В. Концепция изменилась? По следам реформаторов от образования / А.В. Очкина // Левая политика. 2007. № 1.
  3. Система образования в США : справка. Высшие учебные заведения Великобритании: справка // Отечественные записки. 2002. № 1.
  4. Образование в Российской Федерации : Статистический ежегодник. – М., 2007.
  5. Лесков С. Европе – бакалавров, родине – специалистов / С. Лесков // Официальный сайт «Известия науки»: http//www.inauka.ru/education/article78574.html, публикация 26.10.07 г.
  6. Покровский Н. Е. Трансформация университетов в условиях глобального рынка / Н.Е. Покровский // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. № 4.
  7. Филиппов А. Утопия образования / А. Филиппов // Отечественные записки. 2002. №1 .
  8. Власова, О. Не может служить вечно / О. Власова // Эксперт. 2008. № 2.
  9. Доклад международной комиссии по образованию ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». – М., 1997.
  10. Шаталова Н.И. Деформации трудового поведения работника / Н.И. Шаталова // Социологические исследования. 2000. № 7.
  11. Макаров А.Н . Парадоксы взаимодействия рынка образования и рынка труда./ А.Н. Макаров // Педагогика. 2008. № 2.
  12. Дружилов С А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете / С.А. Дружилов // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и практики: сб.ст. / Под ред. Н.В. Наливайко. – Новосибирск, 2008. – Том XXVIII. – Сер. тр., прил. к журн. «Философия образования».


Помимо степени доктора философии , в западных странах существуют и другие докторские степени того же ранга. Это связано с историческими традициями: в средневековых университетах существовали факультеты философии, юриспруденции, теологии и медицины, поэтому врачам присуждается степень доктор медицины, юристам – доктор права, богословам – доктор богословия, а всем остальным – доктор философии.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели введения многоуровневого образования в России

Мешкова Н.С.

ФГБОУ ВПО Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева филиал в г. Таштаголе

С сентября 2009 года была официально введена новая двухуровневая образовательная программа для студентов высших учебных заведений. Примечателен тот факт, что во многих университетах до сих пор сохранилась прежняя одноуровневая система подготовки специалистов в определенной области, что не могло не вызвать путаницу на рынке труда – сегодня работодателям при устройстве на работу соискатели стали предъявлять дипломы бакалавров, специалистов и магистров.

В чем же кардинальные отличия новой системы? После четырёхлетнего обучения в ВУЗе студент получает степень бакалавра. Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1-2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Разумеется, образовательная практика в медицинских учебных заведениях сохранится.

Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра. Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования. При разумной адаптации к российским условиям она способна снять многие принципиальные трудности, стоящие перед отечественным образованием.

Основным положением, заложенным в идею многоуровневого образования, является максимальное использование индивидуальных особенностей личности, повышение качества обучения через развитие индивидуальных стилей учебной деятельности студентов и предоставление всем равных возможностей для этого. Реализацию данной идеи на практике можно осуществить, используя следующие средства: построение достаточно гибкой и разветвленной структуры образования; разделение уровня образованности и профессионального образования; использование новых технологий в обучении; использование концепции непрерывного образования.

Какова цель введения многоуровневого образования? Главная цель – адаптация российского образования под западные стандарты. Огромная пропасть между образованием отечественным и западным, которая возникла в период СССР – это та причина, по которой Министерство образования и науки РФ стремится перейти на образование, близкое к стандартам Запада. Тенденция открытия совместных образовательных программ дает возможность нашим студентам обучаться в других странах, однако, разница все же очень велика. Западная магистратура во главу угла ставит науку. То есть активно поощряется исследовательская работа, различные научные изыскания. Научный сотрудник, приставленный к будущему магистру, дает возможность студенты развить в себе научное чутье и решить поставленные перед ним задачи. Есть обязательные предметные курсы, то есть лекции, которые необходимо посетить студенту, но в основном он проводит большое количество времени в библиотеке. В магистратуре запада образовательная программа, закрепленная государством, как таковая, отсутствует, а это значит, что действующие на рынке тенденции вносятся в изучаемый курс. Российские ВУЗы в этом отношении больше привязаны к программе, однако, новые тенденции в образовании должны привести к изменениям в этом вопросе.

Разумеется, если российский студент нацелен на обучение в университете других стран, ему необходимо проходить обучение по программе, близкой к программе требуемой страны. Это значит, что наши ВУЗы должны аккредитоваться у ВУЗов других стран. Программы должны проходить согласование. Каждая программа должна курироваться преподавателем иностранного ВУЗа. Кроме того, кандидатура преподавателя, который и будет осуществлять обучение российского студента, должна также утвердиться в иностранном университете. Наши студенты будут готовы к самостоятельной работе, а это очень важно для западного образования, поскольку инициатива принадлежит там всецело обучающемуся человеку. В некоторых ВУЗах, сотрудничающих с иностранными высшими учебными заведениями, вполне возможно выбрать для себя курс для изучения. В этом случае важно, чтобы на курс записалось определенное число студентов. Кроме того, есть базовые, то есть обязательные курсы, необходимые к изучению. Преподаватели из штата университета дают программу стандартную, зато прикрепленные совместители могут выдать программу согласно иностранному ВУЗу. Также есть возможность смены преподавателя, если студент недоволен качеством подачи того или иного курса или предмета, этот вопрос решается через анкетирование студентов т.е. тайным голосованием. Магистратура западного университета открыта для тех, у кого есть непрофильный диплом бакалавра.

Для России англо-американская модель многоуровневой системы образования представляет несомненный интерес, хотя и не может быть скопирована полностью из-за отсутствия необходимых условий.

Интеграция многоуровневого высшего технического и профессионального инженерного образования в единой структуре технического университета для государства и общества выгодна и с позиций экономики образования. Известно, что стоимость обучения специалиста с высшим образованием в интегрированной образовательной системе за счет минимизации суммарных объемов образовательных услуг на 25-30 % ниже, чем при последовательном обучении специалиста такого же профиля в двух автономных высших образовательных учреждениях.

Различный функциональный характер деятельности инженеров (проектной, технологической, конструкторской, исследовательской, управленческой, контролирующей) требует соответствующих умений и знаний и акцента на определенных разделах и проблемах общетехнических и специальных дисциплин, не ущемляя и не обедняя при этом фундаментальной подготовки.

Гибкие учебные планы, с одной стороны, должны обеспечивать строгое соблюдение государственных образовательных стандартов базового и полного высшего образования, а также требований квалификационных характеристик специалистов к их профессиональной, гуманитарной, социально-экономической и фундаментальной подготовки, их согласование на всех уровнях и ступенях образования, с другой стороны - создавать условия реализации возможностей для студента изменять «траекторию» своего образовательного маршрута.

Таким образом, интеграция многоуровневого высшего технического (по направлениям) и профессионального инженерного образования (по специальностям) в единой структуре является оптимальной стратегией становления и развития технических университетов России.

Список литературы:

  1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&sid=10659&ntype=nuke «Российское образование» Федеральный портал
  2. http://www.ikd.ru/node/4076 Госдума узаконила бакалавров и магистров. Разбираемся, что теперь изменится в вузах, А. Рябцев «Коллективное действие».
  3. « ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАГИСТРАТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ КАК ФАКТОР СДЕРЖИВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ» Л. А. Саломахина Автономная Некоммерческая организация Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования «Международный образовательный центр «АЙТЭК», Курск
  4. Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы // Высшее образование в России. – 2008. – № 2. – С. 21-25.

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.


Для обеспечения прав граждан Российской Федерации на выбор содержания и уровня своего образования, создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики, гуманизации образовательной системы необходимо дополнить действующую систему высшего образования различными по характеру и объему образовательно-профессиональными программами разного уровня. В этих целях Комитет по высшей школе и технической политики Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации (Приложение 1) и Положение о порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ разного уровня (Приложение 2).

2. Учебно-методическому управлению совместно с Учебно-методическими объединениями вузов, другими заинтересованными организациями и учреждениями разработать во 2-м квартале 1992 года перечень направлений и специальностей высшего образования, формы дипломов, предусмотренных Временным положением о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации, а также требования к содержанию образовательно-профессиональных программ разного уровня.

3. Учебно-методическому управлению (Татуру Ю.Г.) совместно с Управлением аттестации и аккредитации (Кушель А.А.) до начала 1993 г. проанализировать и обобщить опыт введения новых образовательно-профессиональных программ в вузах Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя председателя Комитета по высшей школе Шадрикова В.Д.


Председатель
Комитета по высшей школе
В.Г.КИНЕЛЕВ


Приложение 1
к Постановлению
Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы
и технической политики
Российской Федерации
от 13 марта 1992 г. N 13

Общие положения

1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации преследует целью расширение возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества, повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда.

2. Структура учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и Международную стандартную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО.

3. Существующая система образовательно-профессиональных программ высшего образования по специальностям входит как составная часть в новую многоуровневую структуру высшего образования.

Характеристика структуры высшего образования

1. Многоуровневая структура высшего образования в Российской Федерации реализуется различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.

2. Основу высшего образования - базовое высшее образование - составляют образовательно-профессиональные программы по направлениям обучения, охватывающим все области науки, техники и культуры (программы второго уровня). Они предоставляют личности возможность овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественно-научную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям обучения. Лица, освоившие программы второго уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательно-профессиональным программам третьего уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности.

Срок обучения по программам базового высшего образования - не менее 4 лет на основе общего среднего образования.

Лицам, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.

3. Образовательно-профессиональные программы первого уровня включают двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме, предусмотренном для специалистов со средним профессиональным (специальным) образованием.

Общая продолжительность обучения по этим программам - 3 - 3,5 года.

Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей среднего профессионального (специального) образования, утвержденному в установленном порядке.

4. Образовательно-профессиональные программы третьего уровня имеют целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Программы этого уровня могут быть реализованы в двух формах:

4.1. На основе общего среднего образования - за счет существующих программ подготовки дипломированных специалистов с высшим образованием, основанных на объединении в единую программу по специальности образовательных и профессиональных курсов с общей продолжительностью обучения 5 - 6 лет.

Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

4.2. На основе базового высшего образования - за счет дальнейшего развития и дифференциации образовательно-профессиональных программ базового высшего образования.

Образовательно-профессиональные программы для лиц, имеющих степень бакалавра, могут быть направлены на подготовку магистров наук или дипломированных специалистов с высшим образованием.

Программа подготовки магистра наук предполагает преимущественно исследовательский характер его будущей деятельности. Срок ее реализации - 2 - 3 года. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра наук и указанием специальности.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности. Срок реализации такой программы, в зависимости от квалификации, получаемой специалистом, от одного до трех лет.

4.3. Лица, завершившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру.

5. Перечни направлений и специальностей подготовки, государственные требования к содержанию и качеству высшего образования (стандарты) на всех его уровнях утверждаются Комитетом по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

6. Устанавливаются три степени дипломов о высшем образовании в зависимости от достигнутых выпускником успехов:

диплом с почестями, диплом 1 и 2 степени. Порядок выдачи дипломов различной степени определяется специальным положением.


Начальник
Ю.Г.ТАТУР


Приложение 2
к Постановлению
Комитета по высшей школе
Министерства науки, высшей школы
и технической политики
Российской Федерации
от 13 марта 1992 г. N 13

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РАЗНОГО УРОВНЯ

1. Все государственные высшие учебные заведения, осуществляющие в настоящее время подготовку специалистов по действующим учебным планам и перечню специальностей, считаются реализующими образовательно-профессиональные программы третьего уровня высшего образования, определенные пунктом 4.1 Временного положения о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации.

2. Реализация в государственных высших учебных заведениях образовательно-профессиональных программ базового высшего образования осуществляется по инициативе Ученого совета вуза и по мере готовности педагогического коллектива, учебно-методической и материально-технической базы.

Переход высшего учебного заведения на обучение по образовательно-профессиональным программам базового высшего образования оформляется приказом органа управления, в ведении которого находится вуз.

3. Введение в высшем учебном заведении магистратуры осуществляется по разрешению Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации.

4. Реализация образовательно-профессиональных программ первого уровня высшего образования в высших учебных заведениях, имеющих право на подготовку бакалавров, осуществляется по решению Ученого совета вуза.

Ученым советам этих вузов предоставляется право по итогам завершения второго курса базового высшего образования переводить часть студентов в установленном порядке на образовательно-профессиональную программу первого уровня.

Для реализации программ первого уровня в вузе или при нем должны быть созданы специальные структурные подразделения или учебные заведения.

5. В 1992 году право на реализацию образовательно-профессиональных программ, предполагающих присвоение степеней бакалавра и магистра, будет предоставляться в первую очередь университетам и академиям различного профиля.

6. В государственных высших учебных заведениях осуществляется бюджетное финансирование образовательно-профессиональных программ всех уровней.


Начальник
Учебно-методического управления
Ю.Г.ТАТУР

Двухуровневая система образования и компетентностный подход

Two-level education system and competence approach

Харин Александр Александрович

к.э.н, доцент, зав.кафедрой «Управление инновациями»

[email protected]

Харина Ольга Сергеевна

к.э.н., преподаватель кафедры «Прикладная информатика»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных

технологий и предпринимательства»

[email protected]

Аннотация: Смена политического строя в России в последнем десятилетии прошлого века привела к значительным изменениям в управлении экономикой и необходимости глубокой интеграции в мировое экономическое пространство, которое характеризуется высококонкурентной средой во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в образовательной сфере.

Abstract: Change of a political system in Russia last decade of the last century led to considerable changes in management of economy and need of deep integration into world economic space which is characterized by the high-competitive environment in all branches of a national economy, including in the educational sphere.

Ключевые слова: Инновации, двухуровневая система образования, компетенции, подход.

Keywords: Innovations, two-level education system, competences, approach.

ВВЕДЕНИЕ

Для развития российской высшей школы государством была выбрана стратегия по расширению доступа граждан РФ к высшему профессиональному образованию, повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством внедрения системы ступеней высшего образования и применения системы учебных кредитов, аналогичной европейской (ECTS), выдача выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement).

Такой подход закреплен законодательно в ст.2, п.1, п/п.3 ФЗ №125 , согласно которому одним из принципов государственной политики в сфере образования является интеграция российской системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему, которая должна происходить при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

Процесс гармонизации систем высшего образования стран Европы начался еще в середине 1970-х годов с принятием в ЕС Резолюции о программе сотрудничества в сфере образования, а в 1999 году министрами образования 29 европейских государств была подписана так называемая Болонская декларация , которая заложила основу движения по построению единой образовательной среды в Европе и получило название Болонского процесса, основная цель которого отражена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Цель Болонского процесса

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, став 34 страной-участницей уникального примера добровольного сближения образовательных систем разных стран, который стал возможным благодаря методам «мягкой» интеграции, принятым в Европейском союзе . Следует отметить, что этот процесс подразумевает проведение странами модернизации своих систем высшего образования в соответствии с определенными направлениями развития , в том числе внедрение двухуровневой системы образования, основывающейся на использовании системы зачётных единиц (академических кредитов), и введении докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня). Таким образом, формируется трехуровневая система высшего образования, имеющая отличия в зависимости от региона и представленная двумя доминирующими моделями , отраженными на рисунке 2.

Рисунок 2 - Доминирующие модели системы высшего образования в Европе

Согласно ФЗ №125 расширена автономия высших учебных заведений, которая позволяет внедрить систему кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета и накопления единиц трудоемкости образовательной программы. В 2004 году Министерством образования Российской Федерации была разработана и направлена во все вузы России « Методика расчета зачетных единиц для российских вузов ». Эта методика учитывает особенности российской системы образования и рекомендует вузам определенный порядок расчета зачетных единиц, совместимый с ECTS. С 2005 года Россия представляет на официальных встречах европейских министров образования Национальные доклады о реализации Болонского процесса.

В 2005 г. вышел приказ Минобрнауки "О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы" и были утверждены "Перечень головных вузов и организаций в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией" и "Перечень вузов, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией". Для обеспечения высокого качества образования Россия приступила к разработке сопоставимых критериев и методологий оценки качества образования. В настоящее время Минобрнауки России прилагает усилия для согласования требований университетов Европейского Союза и высших учебных заведений России .

Согласно Федеральному закону от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» с 31 декабря 2010 года прекращен набор студентов на большинство направлений специалитета, а прием абитуриентов в образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования осуществляется по одной из соответствующих ступеней: бакалавр или магистр. Таким образом, в 2011 году начался массовый переход российских вузов на систему двухуровневого образования.

Предполагается, что создание единого образовательного пространства позволит национальным образовательным системам заимствовать лучшие практики, поэтому эти системы должны быть однотипными, состоять из единых образовательных циклов (бакалавриат – магистратура), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания получаемых квалификаций и т.д. По сути бакалавр - это законченное базовое высшее образование в той или иной сфере, имеющее общий практикоориентированный характер. Магистр - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. В магистратуре углубленно изучается какое-либо направление профессиональной деятельности, причем не обязательно связанное напрямую с квалификацией, полученной в бакалавриате. Заканчивается обучение защитой магистерской диссертации. Таким образом, продолжить обучение в магистратуре могут выпускники, желающие совершенствовать свои профессиональные знания в каком-либо узком научном направлении. Кроме того, магистерская подготовка обязательно включает в себя научно-исследовательскую работу или практику и позволяет готовить специалистов высшей квалификации, склонных к аналитической деятельности.

Положительным моментом при внедрении двухуровневой системы образования является то, что после окончания бакалавриата выпускник может пойти работать, имея диплом о высшем образовании. В процессе своей работы выпускник вуза сможет определиться с тем, какое дальнейшее образование он хочет получить, какие практические навыки и знания у него есть, и хочет ли он получить специализированное образование в дальнейшем.

К отрицательным моментам можно отнести ограничение количества мест в магистратуру. Предварительные прогнозы позволяют сделать вывод, что в магистратуре будет обучаться не более 20 процентов бакалавров. Кроме того, введение двухуровневой системы образования потребует еще и структурной перестройки выпускающих кафедр многих крупных вузов, а также затронет учебно-вспомогательный персонал и практически весь профессорско-преподавательский состав, т.к. в связи с введением в действие федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования, возникает необходимость переформирования состава кафедр из-за изменения учебной нагрузки преподавателей. Еще одним неоднозначным моментом является то, что переход на двухуровневую модель образования потребует от руководства вузов разработки или закупки нового программно-методического и информационного обеспечения основных образовательных программ, а также перестройки учебного процесса целого вуза. Особенно это касается высших учебных заведений, вводящих бакалаврские и магистерские программы обучения впервые.

Внедрение двухуровневой системы образования – это один из начальных этапов интеграции российской системы образования в европейскую. Дальнейшее продвижение требует разработки совместных с европейскими вузами международных образовательных программ. В тоже время состояние дел в российском образовании, с точки зрения анализа Болонскогопроцесса, показывает, что лишь небольшое число российских вузов имеют совместные образовательные программы с университетами зарубежных стран, а практика выдачи совместных дипломов еще не получила достаточного распространения в российских университетах.

Несмотря на необходимость перехода на двухуровневую систему образования, в некоторых российских вузах сохранится и традиционная форма обучения. В основном это медицинские высшие учебные заведения и некоторые технические, по направлениям подготовки которых недостаточно 4 лет для освоения профессиональных навыков.

В ходе итоговой коллегии Минобрнауки РФ 19 марта 2011 г. глава ведомства Андрей Фурсенко отметил, что сегодня невозможно предсказать потребность российской экономики в тех или иных специалистах с горизонтом в пять-семь лет, поэтому высшее профессиональное образование в форме бакалавриата, как базы, является более предпочтительным, чем подготовка узких специалистов. «Уровневая подготовка в большей степени соответствует быстроменяющейся экономике будущего и в то же время делает российское образование более привлекательным для иностранцев»,- сказал министр .

В связи с переходом на систему двухуровневого образования Министерство образования и науки РФ инициировало процедуру создания Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового 3 поколения, ориентированных на реализацию компетентностного подхода, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. ФГОС должны обеспечивать:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность ООП начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» была утверждена структура ФГОС. Они должны включать 3 вида требований:

  1. к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  2. к условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  3. к результатам освоения ООП.

Особенностью стандартов нового поколения является внедрение компетентностного подхода как метода моделирования результатов обучения и их представления в виде норм качества высшего образования. Под результатами обучения при этом понимаются наборы компетенций, включающие знания, умения и навыки обучаемого, которые определяются как для каждого модуля программы, так и для программы в целом. Создание сопоставимой системы степеней (единого образовательного пространства) требует изменения методов обучения, процедур и критериев оценки, способов обеспечения качества образования. Разработка содержания квалификаций, а также документации, обеспечивающей учебный процесс (рабочие программы дисциплин, учебные планы и пр.) в терминах компетенций и результатов обучения решает в определенной степени задачу выработки общеевропейского консенсуса в определении степеней с точки зрения того, что выпускники должны уметь делать по завершению обучения. Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана.

Компетентностная модель (далее - модель) специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся внешних условиях. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

Суть модели заключается в том, что компетенции бакалавра по специальности состоят из инвариантных к области деятельности и специальных компетенций. Инвариантными к области деятельности являются социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие компетенции, а специальные компетенции разрабатываются применительно к области деятельности для конкретных направлений подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение компетентностного подхода создает определенные трудности для преподавателей, которым необходимо четко указывать какие компетенции или группы компетенций обеспечиваются разработанными ими курсами и разработать новые контрольно-измерительные материалы, которые помогут понять, освоена студентами нужная компетенция или нет.

Процесс перехода на двухуровневую систему образования является поступательным движением в сторону создания единой системы высшего профессионального образования с развитыми странами. Наша страна только приступила к осуществлению этого процесса, в рамках которого необходимо учитывать недостатки и лучшие практики, выявленные при внедрении принципов Болонского процесса в других странах, а также положительный опыт советской системы образования. Такой подход даст возможность построить максимально эффективную систему образования в Российской Федерации, которая будет являться основой развития современной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный закон №125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.1996 (с изм. от 16.11.2011) // СПС Консультант Плюс. // http://www.consultant.ru/popular/education/
  2. Справка по вопросу «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» (к заседанию коллегии Минобрнауки России 16 декабря 2004 года). Сайт Минобрнауки России. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_04/mpk-8.html
  3. Ларионова М.В. Формирование общего образовательного пространства в условиях развития интеграционных процессов в Европейском союзе. Дисс.д.полит.н., М., 2006.
  4. Николаев Д., Суслова Д. Россия в Болонском процессе // Вопросы образования. №1, 2010 г.
  5. Россия и Болонский процесс. http://www.bologna.mgimo.ru/
  6. Фурсенко: вузы в 2011 году массово перейдут на двухуровневую систему. 19.03.2011 РИА Новости.

На современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении.

Решение проблемы формирования у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом. Совершается переход от мономодели, ориентированной на подготовку специалиста, функционера, к полифункциональной модели, в основе которой - свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию.

В качестве одного из наиболее реальных средств воплощения идеи непрерывного образования в жизнь предлагается так называемое “периодически возобновляющееся образование”.

Многоуровневая система образования - одно из перспективных средств осознанного управления реформами образования.

Основным принципом планирования и организации непрерывного образования должен быть принцип учета интересов сегодняшней практики, перспектив развития и совершенствования тех или иных сфер деятельности человека. Информация, недостаточно связанная с общекультурным и профессиональным ростом личности, оказывается малозначимой независимо от времени и места предъявления и восприятия: в системе вуза, школы, самообразования или курсовой переподготовки, следовательно, малопродуктивной.

Элементы системы образования имеют как общие, так и отличительные черты. Все они решают единую задачу подготовки обучаемых к трудовой и общественной деятельности на основе типовых учебных планов, решая при этом близкие проблемы структурирования и отбора учебного материала. Отличительные признаки очевидны: различные объемы, сроки, уровни обучения. К числу существенных недостатков системы следует отнести слабое взаимодействие ее элементов в реализации сквозного учебно-воспитательного процесса.

Основными преимуществами многоуровневой структуры образования являются следующие:

Реализация новой парадигмы образования, заключающейся в фундаментальности, целостности и направленности на личность обучаемого;

Значительная диверсификация и реагирование на конъюнктуру рынка интеллектуального труда;

Повышение образованности выпускников, подготовленных к “образованию через всю жизнь” в отличие от “образования на всю жизнь”;

Свобода выбора “траектории обучения” и отсутствие тупиковой образовательной ситуации;

Возможность эффективной интеграции со средними общеобразовательными и средними специальными учебными заведениями;

Стимулирование значительной дифференциации среднего образования;

Широкие возможности для последипломного образования;

Возможность интеграции в мировую образовательную систему.

В России многоуровневая система образования существует в двух аспектах:

Организационном - создание комплексов или интегрированных структур с единым центром (деканат-директорат) при постоянстве ведущего преподавательского состава.

Таким образом, решение важной проблемы современного образования в России - формирование у специалиста творческого отношения к своему делу возможно лишь через реализацию идеи непрерывного образования, которая осуществляется через сочетание самообразования с предоставлением возможности в любой момент воспользоваться помощью высококвалифицированных преподавателей и специалистов. В этой связи изменяется модель образования в целом - совершается переход к полифункциональной модели, в основе которой - свободное развитие личности каждого, формирование способности к саморазвитию.


Top