Анализ работы учителя логопеда. Анализ работы учителя-логопеда за учебный год учебно-методический материал по логопедии на тему

АНАЛИЗ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

МБОУ СОШ № 20

за 2014-2015 учебный год

Цель:

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие, направленное на устранение речевого дефекта у учащихся, а так же предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Задачи логопедической работы:

Своевременная диагностика аномалий речевого развития у учащихся;

Коррекция устной и письменной речи у учащихся и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку и чтению;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учающимися общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди учителей, родителей (законных представителей), школьников-логопатов.

В этом учебном году работа логопеда осуществлялась в пяти направлениях :

организационная работа, коррекционная, научно-методическая работа, работа с родителями,

взаимодействие с педагогами.

1. Организационная работа.

1. В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего

времени, оформлена другая необходимая документация: речевые карты, журнал обследования

устной и письменной речи, журнал учета посещений занятий, журнал для консультаций

родителей.

2. Систематизирован иллюстративный и раздаточный материал. Подбор учебно-методического пособия для работы по коррекции различных видов дисграфий, и нарушений устной речи.

2. Коррекционная работа.

классах. По результатам данных диагностики коррекционно-логопедическая работа строилась на

письма и чтения у младших школьников, в работе использовались технологии Мазановой Е.В., Садовниковой и др.

Основная цель работы – своевременное выявление и оказание помощи детям с

нарушениями устной и письменной речи, формирование предпосылок для дальнейшего усвоения

материала по русскому языку, воспитание у детей правильной, четкой речи, развитие умения

пользоваться родным языком, обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

Все учащиеся первых классов прошли диагностику устной речи. С учащимися 2 классов

была проведена диагностика письменной речи. По результатам диагностики на занятия с

логопедом были зачислены 22 учащихся среди 1-2-х классов.

С ними проводились коррекционные групповые и индивидуальные занятия логопеда

согласно циклограмме рабочего времени, по устранению отдельных нарушений звукопроизношений, а также работа по устранению дефекта оглушения парных

согласных. Особое внимание уделялось работе по устранению нарушений фонематического слуха.

Из 1-х классов зачислено 11 учащихся, из 2 классов 11 учащихся.

учащихся-логопатов, по результатам диагностики 10 учащихся 1-х классов выпущены с

значительными улучшениями, остальные дети (1 человек) нуждаются в продолжение

коррекционных занятий, это объясняется тем, что учащийся был зачислен только в марте месяце. Из учащихся 2 классов выпущено 5 учеников (в течение года выбыло 5 учащихся 2 классов), 1 ученик нуждаются в продолжении занятий с логопедом.

3. Научно-методическая работа

За 2014-2015 учебный год посетила различные городские семинара посвящённые проблеме инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ.

На школьном сайте размещался различный материал как для родителей так и для учителей

4. Работа с родителями:

Индивидуальные консультации с родителями детей имеющих различные нарушения речи

(сентябрь-май), где осуществлялся показ приемов и упражнений по преодолению нарушений

звукопроизношений, обучению чтению, дети направлялись на дополнительные консультации к

психологу, психиатру, невропатологу. Беседы с родителями учащихся выведенных на городскую ПМПК;

5. С целью взаимосвязи с другими специалистами ОУ осуществлялись следующие

мероприятия:

1. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных программ развития -

по результатам мониторинга.

2. Знакомилась с содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку),

психолога, учителей физ. культуры.

3. Была подготовлена необходимая документация к заседанию ПМПК совместно с другими

специалистами ОУ.

4. Консультировалась со специалистами ОУ.

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за прошедший

учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные

специалистом в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Учитель-логопед М.В. Щерба

Приложение №________

к анализу работы МБОУ

«Новоаганская ОСШ № 2»

за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год.

Задачи на 2014-2015 учебный год:

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся через сайт школы.

Работа на логопедическом пункте строится согласно инструктивным документам.

Инструктивное письмо Минобразования РФ определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения ОУ, который «создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) в освоении ими общеобразовательных программ».

Основными задачами логопедического пункта являются:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися

общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

обучающихся.

Логопедическая работа в школе

условно делится на III этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Цели и задачи этапа:

1. Проведение первичного и углубленного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы).

На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное) учащихся, анкетирование родителей.

По результатам обследования в августе и сентябре выявлены и заявлены на тарификацию 32 уч-ся, имеющие недостатки в развитии речи.

Результаты обследования речи показали в большей степени несформированность у детей 1 классов фонематического слуха, лексико-грамматической стороны и связность речи, а также бедный словарный запас.

В связи с сокращением штатной единицы до 0,5 ставки были зачислены 15 человек, скомплектованы для коррекционных логопедических занятий три группы с общим недоразвитием речи и ФФН из учащихся 1-х классов. Учащиеся с недостатками письменной речи получали помощь на индивидуальных и консультативных занятиях.

17 учащихся поставлены на очередь.

Педагоги были ознакомлены с результатами обследования речи уч-ся, с расписанием занятий, воспитатели ГПД и родители принимали активную помощь в организации посещения детьми логопедических занятий.

Родителям учеников-логопатов было доведено расписание занятий. Ими заполнялись анкеты для оформления необходимой документации. На каждого учащегося заведена индивидуальная и речевая карта.

По результатам беглого и углубленного обследования были составлены и утверждены планы работы: методический план и коррекционные (как индивидуальные, так и групповые).

Поставленные цели и задачи данного этапа решены в полном объеме.

Задачи этапа :

Устранение речевых нарушений;

Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.

Обучение организовано с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений.

Кроме этого коррекционная работа II этапа с учащимися включала в себя:

Работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

Развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, задания с пуговицами);

Развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

В процессе работы учащиеся овладели анализом простых и более сложных слов. Они научились вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

На занятиях сочетались учебные, коррекционные и игровые методы работы, происходил постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. Параллельно велась работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи, развитию связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Использовались компьютерные логопедические программы.

При организации коррекционной работы с детьми учитывалась «зона ближайшего развития» каждого ребёнка, как для детей с сохранным интеллектом, так и для детей с задержкой психического развития и учащихся с системным нарушением речи. Для последних процесс коррекции идёт очень медленно и долго, и в рамках начальной школы не заканчивается.

С учащимися проводилась следующая работа: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие правильного речевого дыхания с помощью «звуковых дорожек», упражнения на развитие фонематического слуха.

Задания давались в игровой форме с присутствием элементов соревнования, сосредоточенности, внимания, наблюдения, сравнения. Использовались наглядный, дидактический материал и компьютерные технологии.

Для первоклассников : наблюдение и поиск соответствующих букв, шнуровка, работа с пуговицами, штриховка, узнавание и печатание букв, выкладывание фигур, а затем и букв по образцу, выделение нужного звука из ряда слогов, слов, определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение слогов в слове, слов в предложении, работа с деформированным текстом.

Для учащихся 2-3 классов : задания по звуковому составу слова, работа с речевыми профилями, зашифровка звука в словах, в предложениях, графическая запись слов, предложений, работа с деформированным предложением и текстом, работа с сигнальными карточками, методика медленного чтения вслух, работа над дикцией.

Задачи данного этапа решались на логопедических занятиях в течение всего учебного года. Учащиеся, успешно освоившие данный курс коррекционной программы и имеющие положительную динамику, выпускались из логопункта, на их место зачислялись другие учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи и ранее поставленные на очередь.

По мере необходимости проводилась консультативная работа с родителями или лицами, их заменяющими. Родители приглашались на беседу по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные собеседования по контролю за выполнением домашних заданий.

К семинару по преемственности с ДОУ была представлена информация о речевом развитии поступивших в школу детях. Был дан анализ и характеристика речевых нарушений с дальнейшими рекомендациями в работе с данным контингентом учащихся.

Для речи учащихся с ОНР (3 уровня) характерны недостатки в развитии активного словаря, грамматическом строе речи, звукопроизношении. Они также нуждаются в развитии связной речи, мелкой моторики и психических процессов.

Анализ рисунков поступивших в 1 класс детей показывает то, что дети не видят мелких деталей, в рисунках человека отсутствуют глаза, уши, пальцы на руках. Нажим карандаша говорит о слабости мышечной моторики рук.

Отсюда даны участникам семинара были следующие рекомендации в работе с детьми:

Учителю: работать спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. Не торопить ребёнка, пусть работает медленно. Постараться каждый раз найти, за что похвалить ребёнка. При неудаче повторять задания, давая аналогичные. Усложнять задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешить получить результат, успех придёт, если ребёнок будет доверять вам, будет уверен в себе. Во время занятий с ребёнком не отвлекаться. Помнить, если не можете найти полчаса для такой работы в день, помощь невозможна.

Воспитателям и родителям: Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам. Закреплять дома поставленные логопедом звуки. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии. Контролировать посещение детьми логопедических занятий.

В первом полугодии учебного года содействовала в подготовке документов на учащихся для районной ТПМПК. По результатам обследования на этих учащихся подготовлены логопедические Представления. В октябре, ноябре и декабре работала в составе районной комиссии согласно приказам МАУ «ЦРО».

В октябре присутствовала на районном МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

10 февраля выступила с обобщением опыта работы «Роль логопедических занятий в развитии памяти детей-логопатов» на районном методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов (г.п. Излучинск).

17 февраля участвовала в работе кустового семинара «Организация работы ПМПк в ОУ» (пгт Новоаганск).

Поддерживается тесная связь с родителями детей-логопатов, которые получают рекомендации по содействию в выполнении домашнего задания с ребёнком. Консультативную помощь за год получили 32 человека.

Задачи этапа:

Подведение итогов;

Проведение анализа коррекционной работы;

Определение перспективы дальнейшей деятельности.

По текущему учебному году получены следующие результаты:

Количество учащихся - логопатов

Устная речь

Письменная речь

(дисграфики)

Зачислено на логопункт

Выпущено из логопункта

Оставлено для продолже-ния занятий

Работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-педагогическое воздействие со стороны школы и родителей. Сотрудничество семьи и школы является необходимым условием успешности воздействия на ребенка. Непрерывная связь с родителями осуществлялась с помощью коллективной и индивидуальной форм работы.

В беседах с родителям объяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

Создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам;

Проведение занятий членов семьи с ребенком в разных формах;

Принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений.

По мере необходимости проводилась индивидуальная работа с родителями. Они приглашались на собеседования по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные беседы по контролю за выполнением домашних заданий.

По заявкам оказывалась консультативно-методическая помощь учителям школы. На школьном семинаре по преемственности между I и II ступенями прослеживалась интеграция детей-логопатов в основное звено школы. Результаты презентации «Фонематические процессы, как показатель успешности учащихся» опубликованы в «Логопедической страничке» на сайте школы.

Повышая свой профессионализм, участвовала в заочных конкурсах муниципального и федерального уровней. Результаты:

- «Диплом за III место во Всероссийском конкурсе презентаций «Консультация логопеда».

(ДП-№17022015-9)

- «Диплом участника во Всероссийском конкурсе презентаций «Лучший конспект логопедического занятия». (№ПП-13022015-3)

Победитель районного конкурса - «Диплом III степени в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка для обучающихся с ОВЗ в школе».

(Приказ МАУ «ЦРО» от 24.02.2015г № 41).

На сайтеВсероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» опубликована статья: «Дифференциация согласных Ц-Ч». Получены Диплом и Сертификат о публикации. Материалы статьи на диске и в сборнике тезисов: 206-773-525/ОУ-12.

В настоящее время прохожу дистанционный курс повышения квалификации по теме «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей».

Задачи на 2015-2016 учебный год:

1. Продолжить коррекционную работу с учащимися-логопатами по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.

2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Анализ по коррекционно-развивающей работе

в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет

за 2016-2017 год

учителя-логопеда

Тропиной Татьяны Дмитриевны

пгт. Высокий, 2017

Организация коррекционно-логопедической помощи детям

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая помощь была оказана 12 воспитанникам (согласно протокола заседания ТПМПК от 15. 13.11.2016 года).

В С Е Г О: -12 чел.

C ЗПР, общее недоразвитие речи - 1 чел.

С общим недоразвитием речи 3 уровня - 12 чел.

С общим недоразвитием речи 4 уровня - 1 чел.

Количество выпущенных детей в школу, получивших коррекционно-логопедическую помощь составило 3 чел. (Приложение 1)

С хорошей речью (100%) - 3 чел.

Количество детей, которые продолжают курс (2 год обучения) – 9 чел

Речевая готовность детей подготовительной группы, получивших коррекционно-логопедическую помощь к школе:

Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Высокий уровень (норма) – 38%

Низкий уровень - 62%

Состояние словаря:

Высокий уровень (норма) – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень- 50%

Готовность к обучению грамоте:

Высокий уровень- 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Состояние связной речи:

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Выше среднего уровня - 50%

Низкий уровень - 50%

Состояние грамматического строя речи:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень 50%

Состояние связной речи:

Выше среднего уровня- 50%

Средний уровень – 50%

Состояние словаря:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень – 50%

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выше среднего уровня - 25%

Средний уровень - 50%

Низкий уровень – 2 5%

Коррекционная работа в 2016-2017 учебном году осуществлялась на основе «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет». Целью работы являлось создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР для реализации поставленных задач: формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи; подготовка к обучению грамоте, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

    создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

    развитие речеслухового внимания;

    развитие фонематического слуха;

    подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

    развитие слоговой структуры слова;

    расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

    развитие грамматического строя речи;

    развитие фразовой и связной речи;

    развитие коммуникативных умений и навыков;

    развитие общей и мелкой моторики;

    развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) для реализации поставленных задач была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. Разработаны и оформлены конспекты, презентации к лексико-грамматическим занятиям и связной речи, речевые карты, оформлены результаты диагностики состояния речи детей-логопатов.

В запланированные сроки был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося в группе компенсирующей направленности.

Работа с педагогами, родителями

Целевым ориентиром образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Перспективным планом на 2016-2017 учебный год было предусмотрено проведение ряда организационно-методических, педагогических мероприятий.

С целью повышения педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия:

Консультации:

«Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»;

«Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР»;

«Игровые приемы в обучении грамоте»;

«Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста»;

Консультация-практикум «Учим стихи – развиваем память».

Собеседования с воспитателями об уровне знаний и умений детей их возрастной группы;

Для воспитателей группы компенсирующей направленности были проведены следующие консультации:

«Работа над развитием дыханием»;

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией»;

Практикумы:

Практикум «Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе» (в соответствии с ФГОС);

Семинар-практикум «Формирование правильного произношения»;

Семинар – практикум «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»;

«Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре»;

Беседа «О необходимости контроля за правильным произношением детей – логопатов в спонтанной речи»;

Индивидуальная беседа с инструктором ФИЗО «О необходимости проведения с детьми, имеющими спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, упражнений на мышечную релаксацию».

Для родителей в течение учебного года были подготовлены и проведены консультации:

«Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»;

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр»;

Конкурс среди родителей «Мама, папа, я – читающая семья»;

Семинар – практикум «Причины речевых нарушений. Участие семьи в коррекции речевого развития».

«В школу без дефектов речи»;

О необходимости формирования у детей – логопатов положительной мотивации к школе «Речевая готовность ребенка к школе»;

«Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?»

Индивидуальные беседы «Трудности и успехи вашего ребенка»;

Для родителей-логопатов в течение года проводились индивидуальные консультации, где рассматривались следующие вопросы:

Состояние речевого развития ребенка;

Приемы автоматизации звука в речи;

Приемы развития фонематического анализа и синтеза.

Приняла участие в подготовке и проведении 3 родительских собраний для родителей детей-логопатов.

Профилактическая работа

Мною проведено экспресс-обследование детей групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет для определения состояния звукопроизношения воспитанников и с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 2).

На основании решения ТПМПК от 05.05.2016 г., от 14.11.2016г., от.05.2017 года в 2017/18 учебном году логопедическую помощь продолжат получать 14 детей (приложение № 3).

Повышение профессиональной квалификации

осуществлялось через участие:

В ПМП консилиумах ДОУ;

В работе ГМО;

Распространение педагогического опыта на мини-сайте (http://nsportal.ru/tatjana-0 ); https://infourok.ru/user/tropina-tatyana-dmitrievna;

Через работу с научной, методической литературой, знакомством с инновационными технологиями;

Курсы повышения квалификации;

В вебинарах, мастер-классах;

Через работу по самообразованию на тему «Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для индивидуальных и фронтальных занятий, по развитию речи; пополнена картотека методических рекомендаций для родителей);

Подбор методической литературы для организации коррекционно-развивающего процесса.

Вывод: работа в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР выполнена на 48%, в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР выполнена на 85% (частые пропуски, низкая работоспособность и мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, ММД. У детей диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) 2, 3 уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, ЗПР, моторная алалия. Логопатам с таким диагнозом требуется длительный срок для нормализации всех речевых компонентов) (приложение 4).

Учитель – логопед ________________________Тропина Т. Д.

Приложение1

Состояние речи детей МБДОУ ДС №13 «Родничок», выпущенных в школу и получивших логопедическую помощь, на май 2017 года

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Заключение ГПМПК на 2014-2015 учебный год (начало кор. курса)

Итог логопедической работы на май 2015 года

Примеча-ние

Приложение 2

Список детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, посещающих

МБДОУ ДС №13 «Родничок»,

имеющих нарушения в звукопроизношении на май 2016 г.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Примечание

Приложение 3

Состав группы компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Заключение ГПМПК

Зиновьева Вера
Анализ работы учителя-логопеда

Работа по коррекции и развитию речи у детей 5 - 7 лет с нарушениями речи в 2013-2014учебном году проводилась в условиях логопедических групп. Работа по коррекции нарушений речи детей в старшей и подготовительной логопедической группе в 2013-2014 учебном году осуществлялась по «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей (5-7й год жизни) » Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина.

В соответствии с поставленной целью, а именно : создание условий для речевого развития детей дошкольного возраста в коррекционно-образовательном пространстве МБДОУ.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи :

Организовать коррекционно-развивающую работу с дошкольниками , имеющими речевые нарушения.

Повышать педагогическую грамотность родителей и педагогов по вопросу речевого развития детей.

Формировать правильное произношение (воспитывать артикуляционные навыки, звукопроизношение, слоговую структуру слова и фонематическое восприятие)

Подготовить детей к обучению грамоте, овладению элементами грамоты

Организовать логопедическое обследование детей, выявить среди них нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы , которая направлена на коррекцию речи детей. В системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно : коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводилось по основным направлениям :

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций;

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Старшую логопедическую группу в течении 2013-2014 учебного года посещали 26 человек с разными речевыми патологиями :

5 человек (ОНР – 2 уровня, ММД, выход из моторной алалии)

19 человек (ОНР – 3 уровня, СФД, социально-педагогическая запущенность)

1 человек (невротические реакции детского возраста, неврозоподобное состояние, ЗРР, СФД, социально-педагогическая запущенность)

1 человек (ММД, ЗРР, СФД)

Подготовительную к школе логопедическую группу для детей с нарушениями речи посещали 17 детей с ОНР – 3 уровня, СФД.

В соответствии с целью и учетом воспитательно-образовательного учебного плана на 2013-2014 год деятельность учителей – логопедов осуществлялась по направлениям :

Диагностическое

Профилактическое

Коррекционно-педагогическое

Консультативное

Контрольно-оценочное

Диагностическое направление.

В сентябре 2013года проведено обследование детей старшей и подготовительной логопедической группы, составлены индивидуальные программы коррекционной работы на год , речевой профиль групп. С результатами диагностики ознакомлены педагоги и родители.

С целью выявления детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-развивающей помощи учителя-логопеда , было проведено обследование детей средних групп. Выявлено 18 детей с нарушениями речи различного генеза. Результаты диагностики обсуждались на заседании ПМП консилиума, где были намечены пути дальнейшей работы с детьми , нуждающимися в логопедической поддержке. Данные дети направлены на городскую ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Профилактическое направление.

По результатам первичной диагностики проведены родительские собрания во всех возрастных группах, где родители получили информацию об особенностях формирования речи детей данной возрастной группы, причинах речевых нарушений и методах профилактики нарушений речи. С родителями, чьи дети относятся к группе риска по задержке речевого развития и раннего проявления патологии звукопроизношения проведены индивидуальные консультации, даны рекомендации по дологопедической помощи детям в домашних условиях, а также были рекомендованы консультации узких специалистов (лор, невролог, ортодонт) по индивидуальным показаниям.

Коррекционное направление осуществлялось в виде индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Индивидуальные занятия с каждым ребёнком проводились из расчета 2-3 раза в неделю, в зависимости от сложности дефекта. Фронтальные занятия проводились 4 раза в неделю по разделам : подготовка к обучению грамоте, формирование лексико-грамматического строя языка и навыка связной речи, по формированию фонетико-фонематических процессов. Посещаемость занятий детьми в течение года была стабильно высокая. Дети с проблемами в развитии находились на психолого-медико-педагогическом сопровождении педагогами и специалистами МДОУ. Координирующее направление осуществлялось через заседания ПМПк, педсоветы и консультации для педагогов.

Консультационное направление.

В течение года для более эффективной коррекции речи проведена следующая работа с родителями :

Проведены консультации для родителей на темы :

«Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей»

«Культура речи и этикет семейного общения»

«Как проводить занятия дома»

«Значение загадок, ребусов, логических задач в развитии ребёнка»

«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»

«Особенности обучения детей чтению в домашних условиях» .

Использовались наглядные средства :

Логопедический уголок : материал меняется еженедельно, в соответствии с изучаемой лексической темой.

Информационные стенды с консультациями.

Папки-передвижки.

С педагогами МДОУ проведены следующие консультации :

Организация коррекционно-образовательного процесса в логопедических группах

Создание ситуации успеха на занятиях по заданию логопеда.

Практикум для воспитателей «Методика проведения артикуляционной гимнастики.

Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Автоматизация поставленных звуков

анализа и синтеза »

Речь и мышление

Беседа-практикум «Индивидуальные занятия с детьми по автоматизации звуков, развитию навыков звукового анализа и синтеза »

Влияние речи окружающих на формирование грамотной правильной речи

Звукопроизносительная единица нашей речи

«Играем пальчиками – развиваем речь»

Речь воспитателя как фактор развития речи детей

Беседа с воспитателями средних групп об обследовании детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Рекомендации по заполнению педагогических характеристик на данную категорию дошкольников»

Преодоление нарушений слоговой структуры слова

«Методика формирования связной речи у дошкольников»

Речь детей в системе и индивидуальной коррекции (планирование и проведение обследования)

В течение всего учебного года проводилась работа по повышению квалификации : изучались новинки методической литературы, знакомство с инновационными технологиями, работа по самообразованию на тему «Формирование лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития) », создавалась предметно-развивающая среда в логопедическом кабинете.

Анализ работы учителя-логопеда МОУСОШ №1

Замковой О.М.за 2015-2016 учебный год

В 2015-2016 учебном году деятельность логопедической службы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми актами

в области защиты прав ребенка: Законом РФ « Об образовании»;

Положением о логопедическом пункте; Должностной инструкцией

учителя – логопеда.

Основная цель коррекционно-развивающей работы - устранение у обучающихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом, создание предпосылок для успешной учебной деятельности каждого

обучающегося, независимо от начальных стартовых возможностей

В соответствии с поставленной целью в течение учебного года

решались следующие задачи :

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического

восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи

первоклассников.

2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и

определение причин затруднений в овладении письменной речи.

3. Анализ письменных работ учащихся вторых и третьих классов.

4. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по

предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у

учащихся начальных классов.

5. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных

на школьный логопедический пункт.

Логопедическая работа в течение учебного года проводилась по следующим направлениям:

    диагностическое, цель которого - логопедическое обследование детей, комплектация подгрупп, выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе; отражение результатов в речевых картах, при необходимости – корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с детьми;

    коррекционно-развивающее - проведение фронтальных, подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий по исправлению различных нарушений устной и письменной речи согласно циклограмме рабочего времени;

    консультативная деятельность.

    Анализ работы учителя-логопеда по направлениям:

Диагностическое :

Обследование с учетом инициатора обращения

Запрос педагога

Запрос родителя

Результаты обследования учащихся первых классов.

Выявлено с нарушениями речи --30 уч-ся.

Количество уч-ся, прошедших диагностику

Количество уч-ся с проблемами

Результат обследования с учетом выявленных проблем

Фонетическое нарушение речи

Системное недоразвитие речи ЗПР

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонетико-фонематического и лексико-грамматических средств языка

Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточной сформированностью фонематических процессов

Нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи

Нарушение чтения и письма, обусловленное несформированностью языковых средств

Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Используемые диагностические методики

Обследование уровня речевого развития

Фотекова Т.А.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников

Волковская Т.Н.

Иллюстративная методика логопедического обследования

Тестовая методика на выявление дисграфии

Акименко В.М.

Логопедическое обследование детей с нарушениями речи с ЗПР, СНР

Обследования письма учащихся с ОВЗ 1-4 классов

Проанализировав данные логопедического обследования на начало 2015/2016 учебного года, можно сделать следующие выводы:

1. В 2015-16 учебном году значительно увеличилось количество учащихся 1-х классов, имеющих сложную речевую патологию. Коррекционно-развивающая работа в основном проводилась с уч-ся 1-х классов. Это дети с «Общим недоразвитием речи», «Задержкой психического развития», системным недоразвитием речи. Нужно отметить повышение количества учащихся с диагнозами:«дизартрия»,фонетико-фонематическое недоразвитие речи, даже фонетическое недоразвитие речи.

Тенденции к уменьшению количества учащихся с данной патологией не отмечается.

2. Дети пришли в первый класс с непоставленными звуками. Это говорит о недостаточной работе логопедов ДОУ.

3.Речевые диагнозы при обследовании: ОНР, Дисграфия, Дислексия, ЗПР, ФФНР, ФНР,СНР.

Коррекционное (состав коррекционных групп, направления коррекционно-развивающей работы, реализуемые учителем-логопедом; название программ, утвержденных директором).

В течение учебного года коррекционные занятия проводились согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

Основной формой организации являются подгрупповые и индивидуальныезанятия. Группы комплектовались с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей. Основная работа была проведена по коррекции звукопроизношения у учащихся 1-х классов.

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводились в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы.

Расписание логопедических занятий составлено учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводились как индивидуально, так и в группе. Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия – 40 мин., индивидуального – 20 мин.

Индивидуальная работа (кол-во детей)

Подгрупповая работа

Используемые коррекционно-развивающие методики

Коррекция нарушений речи у детей

Прием «Рисование буквы»

Прием «Пальчиковая азбука»

Методика И.Н. Садовниковой

Здоровьесберегающие технологии

С.В. Коноваленко «Развитие познавательной деятельности»

Ефименкова Л.Н. Нарушение устной и письменной речи младших школьников и пути их преодоления

Коррекция нарушений речи у детей ФФНР

Метод наглядного моделирования

Коррекция нарушений речи у детей с ОНР

Коррекция заикания

«Интеллектуально-развивающие словесные игры»

Е.В. Кузьмина, Бланковые методики в работе логопеда для коррекции дисграфии.

Методика Садовниковой

Методика Е.В. Мазановой

Методика Ястребовой и Бессоновой

Дыхат. гимнаст А.Н.Стрельниковой

В течение года после дополнительного обследования и результата коррекционных занятий четверо детей были отправлены на консультацию к неврологу и психиатру.

Шесть учащихся 1-х классов были направлены на ПМПК.

На занятиях использовались различные педагогические технологии, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала. При проведении занятий применялись активные формы обучения и коррекции.

Здоровьесберегающие технологии способствовали охране и укреплению физического и психического здоровья детей-логопатов.

Подгрупповые способы обучения . Коррекционные логопедические занятия на основе этого метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся.

Индивидуализация – это способ, который позволяет мне работать с воспитанниками, учитывая их возрастные, физиологические особенности и характер патологических процессов речи.

    Аналитическое направление

Динамика развития учащихся

Звукопроизношение

Значительно улучшилось

Незначительно улучшилось

Динамика отсутствует

1 –е классы

Результативность

Результаты логопедической коррекции с детьми, обучающимися по общеобразовательной программе

    Консультативно-просветительское направление

Консультации

Характеристика речевого развития ребёнка, имеющего ЗПР, для направления на ПМПК

Примеры формулировок задач к коррекционным занятиям

Родительские собрания

Выводы:

Работа на школьном логопункте за 2015-2016 учебный год была продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики. По всем направлениям велась коррекционно-развивающая работа, была оказана реальная помощь детям и родителям.

Результаты логопедического обследования учащихся в мае 2015 - 2016 учебного года и коррекционно-развивающей работы показали положительную динамику. Но не все дети посещали логопедические занятия. Из учащихся 1-х классов родители 2-х детей отказались от коррекционных занятий. Это Майорова З., Максаев К. Очень редко посещали занятия учащиеся 1«а» класса цыганской национальности: Волошина Л.и

Мариенко К.

Все вышеизложенное позволяет определить основные задачи работы учителя-логопеда на 2016/2017 учебный год:

1.Продолжить коррекционную работу по последовательной реализации комплексного подхода при выявлении и коррекции речевой патологии учащихся школы, усилить личностно-ориентированный подход к детям в процессе обследования речи и осуществления динамического наблюдения с целью уточнения состояния и особенностей развития устной и письменной речи учащихся.

2.На следующий учебный год необходимо зачислить тех учащихся

(второй класс), с которыми не закончена коррекционно- развивающая работа, а также первоклассников, которые посещали речевые группы детских дошкольных, имеющих медицинское предписание для логопедческого сопровождения учебного процесса.

3.Совершенствовать работу по изучению и внедрению современных диагностических методик, проводить психолого-педагогические консилиумы для решения наиболее сложных проблем диагностики и коррекции речевых нарушений у учащихся школы.

Проблемы логопедического пункта

1. Увеличился процент учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, часто сопровождающуюся интеллектуальной недостаточностью; увеличилось количество учащихся, имеющих различные проявления речевого недоразвития, что не может не сказаться на результатах обучения.

2. Не систематическое посещение логопедических занятий без уважительной причины, не оказание помощи в улучшении речи ребенка со стороны родителей.


Top