Соответствие видов депривации характеристикам когнитивная. Современные проблемы науки и образования

Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, какая потребность не удовлетворяется.

Й. Лангмейер и З. Матейчек анализируют четыре вида психической депривации .

1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли.

Сенсорная депривация иногда описывается понятием «обедненная среда», то есть среда, в которой человек не получает достаточное количество зрительных, слуховых, осязательных и прочих стимулов. Такая среда может сопровождать развитие ребенка, а также включаться в жизненные ситуации взрослого человека.

Когнитивная (информационная) депривация препятствует созданию адекватных моделей окружающего мира. Если нет необходимой информации, представлений о связях между предметами и явлениями, человек создает «мнимые связи» (по И. П. Павлову), у него появляются ложные убеждения.

С эмоциональной депривацией могут столкнуться как дети, так и взрослые. Применительно к детям иногда используют понятие «материнская депривация», подчеркивая важную роль эмоциональной связи ребенка и матери; разрыв или дефицит этой связи приводит к целому ряду нарушений психического здоровья ребенка.

Социальная депривация в литературе трактуется достаточно широко. С ней сталкиваются и дети, живущие или обучающиеся в закрытых учреждениях, и взрослые люди, которые по тем или иным причинам находятся в изоляции от общества или имеют ограниченные контакты с другими людьми, пожилые люди после выхода на пенсию и др.

В жизни разные виды депривации сложно переплетаются. Некоторые из них могут объединяться, одна может быть следствием другой и т. п.

Помимо указанных выше, существуют и другие виды депривации. Например, с двигательной депривацией человек сталкивается тогда, когда есть ограничения в движениях (в результате травмы, болезни или в других случаях). Такая депривация, не являясь непосредственно психической, оказывает тем не менее сильное воздействие на психическое состояние человека. Данный факт был неоднократно зафиксирован при проведении соответствующих экспериментов. Двигательная депривация влияет и на психическое развитие. В частности, в возрастной психологии получены данные о том, что развитие движений в детстве является одним из факторов формирования «образа Я».

В современной психологии и смежных гуманитарных науках выделяют некоторые виды депривации, имеющие обобщенный характер либо связанные с отдельными аспектами существования человека в обществе: образовательная, экономическая, этическая депривация и др.

Помимо видов, существуют различные формы проявления деприваций, которые по форме могут быть явными или скрытыми.

Явная депривация носит очевидный характер: пребывание человека в условиях социальной изоляции, длительное одиночество, воспитание ребенка в детском доме и т. п. Это видимое отклонение от нормы (в культурном понимании).

Скрытая депривация (она же частичная, по Дж. Боулби; маскированная, по Г. Харлоу) не так очевидна. Она возникает при внешне благоприятных условиях, которые, однако, не дают возможности удовлетворения значимых для человека потребностей. Так, Дж. Боулби пишет, что частичную депривацию можно наблюдать там, где не произошло прямой разлуки матери с ребенком, однако их отношения по какой-либо причине неудовлетворительны для ребенка .

Скрытая депривация в данное время вызывает особое внимание исследователей. Ее источник может находиться в семье, школе, различных социальных институтах, обществе в целом.

Таким образом, депривация представляет собой сложное, многоаспектное явление, имеющее отношение к различным сферам человеческой жизни.

Депривация – близкое по характеристикам к состояние. Возникает при длительной невозможности или ограниченности удовлетворения актуальных для личности . Состояние депривации относится к . Она способна создать необратимые психические изменения. Депривация отличается по формам, видам, проявлениям и последствиям.

Депривация часто скрывается или не осознается человеком, маскируется. Внешне и условия ее жизни могут выглядеть благополучными, но при этом внутри человека бушует , ощущается дискомфорт. Длительная депривация создает хроническое напряжение. Как результат – затяжной стресс.

Депривация похожа на фрустрацию, но между ними существуют 2 главных отличия:

  • депривация не так заметна самой личности, как фрустрация;
  • депривация возникает при длительном и полном лишении, фрустрация – реакция на конкретную неудачу, неудовлетворенную потребность.

Например, если у ребенка отнять любимую игрушку, но дать другую, то он испытает фрустрацию. А если совсем запретить играть, то это депривация.

Чаще всего речь идет о психологической депривации, например, при лишении любви, внимания, заботы, социальных контактов. Хотя и биологическая депривация встречается. Она может быть угрожающей физическому и психическому (ее самоактуализации, ) и неугрожающей. Последняя больше похожа на фрустрацию. Например, если ребенку не купят мороженое, то он испытает неугрожающую депривацию, а вот если он систематически будет голодать – угрожающую депривацию. Но если то же мороженое является для ребенка символом чего-либо, например, родительской любви, и он вдруг не получит его, то это вызовет серьезные личностные изменения.

Появление и выраженность депривации во многом зависят от индивидуально-личностных особенностей человека. Например, социальную изоляцию два человека могут воспринять и перенести по-разному, в зависимости от ценности общества для каждого и выраженности потребности в социальных контактах. Таким образом, депривация – субъективное состояние, не повторяющееся одинаково у разных людей.

Виды депривации

Депривацию рассматривают и классифицируют в зависимости от потребностей. Принято выделять следующие виды:

  1. Сенсорная депривация. Подразумевает такие условия развития ребенка или жизненные ситуации взрослого человека, в которых среда имеет ограниченный или чрезвычайно изменчивый набор внешних стимулов (звуки, свет, запахи и так далее).
  2. Когнитивная депривация. Среда имеет чрезмерно изменчивые или хаотичные внешние условия. Личность не успевает их усвоить, а значит, не может предугадывать события. Из-за недостатка, изменчивости и неадекватности поступающей информации у человека формируется ошибочное представление о внешнем мире. Нарушается понимание связей между вещами. Человек выстраивает ложные взаимосвязи, имеет ошибочные представления о причинах и следствиях.
  3. Эмоциональная депривация. Предполагает разрыв эмоциональной межличностной связи или интимно-личностного общения либо невозможность установки социальных близких взаимоотношений. В детском возрасте этот вид депривации отождествляют с материнской депривацией, под чем подразумевается холодность женщины в отношениях с ребенком. Это опасно психическими нарушениями.
  4. Социальная депривация, или депривация идентичности. Речь идет об ограниченных условиях для усвоения какой-либо роли, прохождения идентичности. Например, социальной депривации подвергаются пенсионеры, заключенные, ученики закрытых школ.
  5. Кроме того, встречается двигательная депривация (например, постельный режим вследствие травмы), образовательная, экономическая, этическая и другие варианты.

Это теория. На практике один вид депривации способен трансформироваться в другой, могут проявляться одновременно несколько видов, один вид может возникнуть как следствие предыдущего.

Депривации и их последствия

Сенсорная депривация

Одна из наиболее изученных форм. Например, давно подтверждены изменения в сознании летчиков, пребывающих в длительных полетах. Монотонность дней и одиночество угнетает.

Пожалуй, про сенсорную депривацию снято больше всего фильмов. История с одиноко выживающим на острове человеком почему-то очень любима сценаристами. Например, вспомним фильм «Изгой» с Томом Хэнксом в главной роли. Картина очень точно передает психологические изменения человека, оставшегося на длительный период в одиночестве и ограниченных условиях. Один друг-мячик чего стоит.

Более простой пример: каждый человек знает, как угнетает монотонная и одинаковая работа. Тот самый «день сурка», о котором многие любят говорить.

К основным последствиям сенсорной депривации относится:

  • изменение направленности и снижение возможности сосредоточения;
  • уход в мечты и фантазии;
  • потеря чувства времени, нарушенная ориентация во времени;
  • иллюзии, обманы восприятия, галлюцинации (в данном случае это вариант , помогающего сохранить психическое равновесие);
  • нервное беспокойство, чрезмерное возбуждение и двигательная активность;
  • соматические изменения (часто головные боли, ломота в мышцах, мушки в глазах);
  • бред и паранойя;
  • тревога и страхи;
  • другие личностные изменения.

Обобщенно можно обозначить 2 группы реакций: повышенная возбудимость на фоне общей подавленности, то есть острое реагирование на ситуации (в обычных условий те же события не вызывали такой бурной реакции) и снижение тяги к интересным ранее вещам, чрезмерно спокойное и апатичное реагирование. Возможен третий вариант реакций – изменение вкусовых предпочтений и эмоциональных отношений на противоположные (раздражает то, что нравилось).

Это что касается изменений в эмоциональной сфере, но нарушения из-за депривации касаются и когнитивной сферы:

  • Ухудшение и расстройства в области словесно-логического мышления, опосредованного запоминания, произвольного внимания и речи.
  • Нарушения в перцептивных процессах. Например, человек может утратить способность видеть в трехмерном пространстве. Ему может казаться, что стены движутся или сужаются. Человек ошибочно воспринимает цвета, формы, размеры.
  • Повышенная внушаемость.

Как мы понимаем, сенсорный голод может с легкостью возникнуть в повседневной жизни. Очень часто именно сенсорный голод путают с обычным голодом, недостаток впечатлений компенсируется едой. Переедание и ожирении – еще одно последствие сенсорной депривации.

Не все изменения носят строго отрицательный характер. Например, повышенное активное побуждает к креативности, что полезно в поиске путей выхода из сложной ситуации. Вспомним те же фильмы про выживающих на необитаемом острове. Да и в принципе любой выход проснувшегося творчества снизит риск психических расстройств.

У в силу врожденной потребности во внешних раздражителях сенсорная депривация вызовет большие нарушения, нежели у . Также люди с устойчивым типом психики проще переживут этот вид депривации. Людям с истероидными и демонстративными будет сложнее пережить сенсорную депривацию.

Знание индивидуально-личностных особенностей людей и предположения об их реакции на сенсорную депривацию важно для профессионального отбора. Так, работа в экспедициях или условиях полета, то есть сенсорной депривации, подойдет не всем.

Двигательная депривация

При длительной ограниченности в движениях (от 15 дней до 4 месяцев) наблюдается:

  • ипохондрия;
  • депрессия;
  • необоснованные страхи;
  • неустойчивые эмоциональные состояния.

Происходят и когнитивные изменения: снижается внимание, замедляется и нарушается речь, затрудняется запоминание. Человек становится ленив, избегает умственной деятельности.

Когнитивная депривация

Недостаток информации, ее хаотичность и неупорядоченность вызывают:

  • скуку;
  • неадекватные представления личности о мире и своих возможностях жизни в нем;
  • ошибочные выводы о событиях мира и окружающих людях;
  • невозможность продуктивно действовать.

Неведение (информационный голод) будит страхи и тревоги, мысли о невероятном и неприятном развитии событий в будущем или недоступном настоящем. Отмечаются признаки депрессии и нарушения сна, потеря бдительности, снижение работоспособности, ухудшение внимания. Не зря говорят, что нет ничего хуже неведения.

Эмоциональная депривация

Распознать эмоциональную депривацию сложнее других. Как минимум, потому что проявляться она может по-разному: кто-то испытывает страхи, страдает депрессией, замыкается в себе; другие компенсируют это чрезмерной общительностью и поверхностными отношениями.

Особенно остро последствия эмоциональной депривации заметны в детском возрасте. Возникает задержка когнитивного, эмоционального и социального развития. Во взрослости эмоциональная сфера общения (рукопожатия, объятия, улыбки, одобрение, восхищение, похвала, комплименты и так далее) нужна для психологического здоровья и равновесия.

Социальная депривация

Речь идет о полной изоляции личности или группы людей от общества. Возможны несколько вариантов социальной депривации:

  • Вынужденная изоляция. Ни сама личность (или группа людей), ни общество не хотели и не ждали этой изоляции. Она зависит только от объективных условий. Пример: крушение самолета или корабля.
  • Принудительная изоляция. Инициатором выступает общество. Пример: тюрьмы, армия, детские дома, военные лагеря.
  • Добровольная изоляция. Инициатором выступает личность или группа людей. Пример: отшельники.
  • Добровольно-принудительная изоляция. Личность сама ограничивает социальные контакты ради достижения поставленной цели. Пример: школа для одаренных детей, суворовское училище.

Последствия социальной депривации во многом зависят от возраста. У взрослых людей отмечаются такие последствия:

  • тревога;
  • страх;
  • депрессия;
  • психозы;
  • ощущение постороннего;
  • эмоциональное напряжение;
  • эйфория, похожая на эффект от приема наркотиков.

В целом последствия социальной депривации схожи с таковыми у сенсорной депривации. Однако последствия социальной депривации в группе (человек постепенно привыкает к одним и тем же лицам) несколько отличаются:

  • раздражительность;
  • несдержанность;
  • быстрая утомляемость, неадекватная оценка событий;
  • уход в себя;
  • конфликты;
  • неврозы;
  • депрессии и суицид.

На когнитивном уровне при социальной депривации отмечается ухудшение , замедление и нарушения речи, потеря цивилизованных привычек (манеры, нормы поведения, вкусы), ухудшение абстрактного мышления.

Социальную депривацию испытывают изгои и отшельники, мамы в декрете, старики, только что вышедшие на пенсию, работник в длительном больничном отпуске. Последствия социальной депривации индивидуальны, как и срок их сохранения после возвращения человека к привычным условиям жизни.

Экзистенциальная депривация

Связана с потребностью найти себя и свое место в мире, познать , разобраться в вопросах смерти и так далее. Соответственно, экзистенциальная депривация отличается по возрастам:

  • В подростковом возрасте экзистенциальная депривация возникает в ситуации, когда окружение не позволяет подростку реализовать потребность во взрослости.
  • Молодость обусловлена поиском профессии и созданием семьи. Одиночество и социальная изоляция – причины экзистенциальной депривации в этом случае.
  • В 30 лет важным является соответствие жизни внутренним планам и личности.
  • В 40 лет человек оценивает правильность своей жизни, самореализацию, исполненность личного предназначения.

Экзистенциональная депривация может наступить независимо от возраста, в силу личных причин:

  • смена социального статуса (в положительную или отрицательную сторону);
  • разрушение смыслов, невозможность достижения цели;
  • быстрая смена жизненных условий (тоска по прежнему порядку);
  • тоска из-за серого однообразия жизни (чрезмерная стабильность);
  • чувство утраты и грусти при достижении столь желанной цели после долгого и трудного пути (а что дальше делать, как жить без мечты).

Образовательная депривация

Речь идет не только о полной педагогической запущенности, но и об условиях обучения, не соответствующих индивидуально-личностным особенностям ребенка, невозможности полноценного раскрытия потенциала и самореализации. В результате теряется мотивация к обучению, падает интерес, возникает нежелание посещать занятия. Формируется отвращение к учебной деятельности в широком смысле слова.

В рамках образовательной депривации можно выделить эмоциональную (игнорирование потребностей и особенностей ребенка, пресечение индивидуальности) и когнитивную (формальная подача знаний).

Образовательная депривация часто переходит в культурную или служит ее предпосылкой. Культурная депривация берет начало в семье, где образование не имеет ценности.

Депривация в современном мире

Депривация бывает очевидной и скрытой. С первой формой все просто: физическая разлука, заключение в камере и так далее. Примером скрытой депривации является изоляция в толпе (одиночество в толпе) или эмоциональная холодность в отношениях (брак ради детей).

В современном мире от депривации не застрахован никто. Ту или иную ее форму и вид может спровоцировать экономическая и социальная нестабильность общества, информационная война или контроль информации. Депривация тем сильнее дает о себе знать, чем больше ожидания человека (уровень притязаний) расходятся с реальностью.

Безработица, бедность (во многом субъективный показатель), урбанизация могут негативно отражаться на психике людей. Очень часто начинающиеся депривации и состояние фрустрации компенсируются защитным механизмом – уходом от реальности. Потому так популярна виртуальная реальность, компьютеры.

Выученная беспомощность – еще одна болезнь современного общества. Своими корнями она тоже уходит в депривацию. Люди пассивны и во многом инфантильны, но для кого-то это единственный вариант сохранить равновесие в нестабильной обстановке или ограниченных возможностях. Пессимизм – еще одна реакция на длительную депривацию.

Преодоление депривации

Преодолевать депривацию можно разными путями: деструктивными и конструктивными, социальными и асоциальными. Например, популярен уход в религию, увлечение и психологией, освоение . Не менее популярен уход в мир интернета и фантазий, книг, фильмов.

При сознательном и профессиональном подходе коррекция депривации предполагает подробное изучение частного случая и создание антидепривационных условий. То есть, например, при сенсорной депривации насыщение среды событиями и впечатлениями. При когнитивной – поиск информации, ее усвоение, коррекция имеющихся образов и стереотипов. Эмоциональная депривация устраняется налаживанием общения с людьми, построением отношений.

Работа с депривациями требует строго индивидуального психотерапевтического подхода. Важен срок депривации, индивидуально-личностные особенности человека, его возраст, вид депривации и форма, внешние условия. Последствия одних деприваций поддаются коррекции проще, на исправление других уходит много времени или констатируется необратимость психических изменений.

Послесловие

К слову сказать, феномен депривации находится ближе, чем мы думаем, и она имеет не только отрицательную сторону. Ее умелое применение помогает познавать себя, добиваться состояния измененного сознания. Вспомните техники йоги, релаксации, медитации: закройте глаза, не двигайтесь, слушайте музыку. Все это элементы депривации. В малых и контролируемых дозах, при умелом использовании депривация позволяет улучшать психофизиологическое состояние.

Эта особенность используется в некоторых психотехниках. С помощью управления восприятием (можно проводить только под контролем психотерапевта) личности становятся доступны новые горизонты: , неизвестные ранее ресурсы, повышенные адаптивные способности.

Термин «когнитивная депривация» используется для обозначения информационного голода. Помимо этого, этот термин нередко используется для характеристики хаотичности и изменчивости информации, что мешает выстроить адекватную модель среды обитания человека. Подобные препятствия к продуктивному взаимодействию с окружающим миром, могут вызывать множество различных психологических нарушений. Отсутствие необходимой информации в профессиональной сфере, может стать причиной различных ошибок, что скажутся на достижении поставленных целей. Если рассматривать информационный голод в повседневной жизни, то можно сказать о том, что когнитивная депривация может стать «ложным звеном» в логической цепочке восприятия различных событий, происходящих в жизни человека.

Когнитивная депривация понимается как дефицит информации

Для начала следует обратить внимание, что правдивые, но недостаточно развернутые сведения, поступающие человеку, могут привести к созданию неправильной картины окружающего мира. Причина развития этой ситуации объясняется тем, что человеку свойственно интерпретировать различные события, основываясь на собственных личностных качествах. Именно поэтому вся поступающая информация рассматривается сквозь линзу личных интересов, что приводит к субъективному оцениванию различных фактов. Подобные особенности человеческого восприятия являются основной причиной развития недопонимания между людьми.

По мнению специалистов, дефицит адекватного анализа поступающих сведений, может стать причиной как личностных конфликтов, так и профессиональных неурядиц.

По мнению психологов, информационная депривация имеет наибольшую выраженность в экстремальных ситуациях. Специалисты подразделяют сведения, поступающие человеку от окружающей среды, на три условных группы:

  1. Личная – имеющая тесную взаимосвязь с конкретным индивидуумом, его родственниками или близкими друзьями.
  2. Специальная – информация, имеющая определенное значение в пределе общественной группы.
  3. Массовая – распространяющаяся благодаря средствам массовой информации.

Примеры когнитивной депривации

Информационный голод ярко проявляется в определенных жизненных условиях. Сотрудники космических и антарктических станций, а также экипажи круизных лайнеров, испытывают ярко выраженный информационный голод. Так как общение с «большим» миром имеет определенные ограничения и подразумевает только профессиональную беседу, человек ощущает постоянно увеличивающуюся потребность в получении различных сведений.

Многие люди, находящиеся в отдалении от своей семьи, негативно воспринимают различные события. Их разум часто одолевают мысли о возможной супружеской неверности, смерти близких родственников и других проблемах. Наличие негативных мыслей, не подкрепленных доказательствами, приводит к снижению активности, появлению чувства тревожности, депрессии и бессоннице. Под влиянием собственных чувств, люди начинают испытывать проблемы с концентрацией внимания, что значительно снижает продуктивность труда.


Дефицит информации в профессиональной деятельности приводит к ошибкам, препятствует принятию продуктивных решений

Согласно обнародованным данным, в экстремальных условиях информационный голод может привести к развитию психических отклонений, требующих терапевтического вмешательства. Получение сведений, вызывающих интерес (даже негативного характера), позволяет частично устранить невротические симптомы, а иногда и полностью их ликвидировать.

Многие моряки дальнего плавания в своих дневниках пишут о том, что они испытывают потребность в знаниях о том, как проводит вечера их семья, чем занимаются друзья и родственники, а также о событиях, происходящих в мире. Представители подобных профессий говорят о том, что их интересуют даже различные мелочные ситуации, случающиеся со знакомыми им людьми.

Когнитивная депривация может наблюдаться и в межличностных отношениях. Данные нарушения проявляются в виде информационной истощенности собеседников. При длительном контакте наедине друг с другом, люди перестают вызывать интерес у второго участника беседы. Особую выраженность этот феномен имеет в экстремальных условиях. В качестве примера исследователи приводят факт из профессиональной жизни сотрудников подводных лодок.

На этапе формирования команды, моряки, знакомясь друг с другом, обмениваются различными сведениями. Чаще всего на этом этапе люди обмениваются биографическими сведениями. Чуть позже разговоры охватывают многие сферы жизни. Люди начинают обсуждать события, которые происходили в их личной жизни, прочитанные книги и просмотренные киноленты. На определенном этапе общения, информационный обмен снижается, так как люди просто исчерпывают темы для ведения беседы. Об этом факте также говорят многие путешественники, которые странствуют по миру вместе с небольшой группой единомышленников. Каждый из участников такого похода, получает возможность и время высказаться, однако на определенном этапе у людей просто пропадает желание говорить с окружающими.

Существуют специальные методики борьбы с когнитивной депривацией в условиях экстремальных ситуаций. Один из примеров устранения потребности в различных сведениях, чтение специальных лекций. Также следует отметить факт, что у группы людей, отлученных от внешнего мира, наблюдается стихийная смена собеседников. Чаще всего подобная ситуация происходит в течение первых трех месяцев вынужденной изоляции. В частных случаях, решением данной проблемы может стать интернет. Благодаря этому виду получения информации, многие люди получили возможность получать сведения о происходящих событиях, даже находясь в удалении от других людей.


В условиях повседневной жизни недостаток информации не только вызывает скуку, но и приводит к более серьезным последствиям

Заключение

В заключение необходимо сказать о том, что когнитивная форма депривации имеет тесную взаимосвязь с сенсорной, так как оба вида «голода» имеют общие причины возникновения. Помимо этого, эти формы расстройства имеют схожие последствия для человеческой психики.

Депривация в психологии - это состояние психики, вызванное невозможностью обеспечения основных жизненных потребностей и нужд (сон, прием пищи, жилье, общение, половые отношения и так далее), или же утратой благ, привычных для индивида. В данной статье мы с вами познакомимся с понятием "депривация" в психологии, и ее основными видами. Кроме того, в конце статьи мы узнаем, как этот явление проявляется и как с ним бороться.

Определение

В психологии депривация - это потеря или лишение. Это понятие происходит от английского термина «Deprivation», который обладает ярким негативным смыслом и отрицательной направленностью, неся в себе не просто утрату, а именно лишение чего-то жизненно необходимого.

Другими словами, в психологии депривация - это недостаток сенсорных возбудителей и социальных мотивов, лишение живых ощущений, общественных контактов и природных впечатлений. Данное понятие, с точки зрения содержательно-психологического смысла, является родственным с термином «фрустрация». По сравнению с фрустрационной реакцией, депривированное состояние является более тяжелым, болезненным и нередко даже разрушающим личность. Оно определяется максимальным уровнем жесткости и постоянства. Во всем многообразии жизненных ситуаций, депривированными могут оказаться совершенно разные потребности.

Изучением разнообразных сторон и форм развития психики в неблагоприятных условиях занимается такая наука, как специальная психология. Депривация является одним из факторов нарушений в развитии человека, который выступает объектом данной науки. Кроме того, особый научный интерес специальной психологии связан с так называемым «запасом прочности» развития, то есть устойчивостью психики во время реализации основных функций по отражению окружающего мира. Проблема депривации в специальной психологии является неотъемлемой частью изучения того самого «запаса прочности».

Виды

Чаще всего выделяют такие виды депривации в психологии: сенсорная (она же стимульная), когнитивная, эмоциональная и социальная. Таким образом, депривированные состояния классифицируются в зависимости от неудовлетворенной потребности.

Сенсорная депривация в психологии - это пониженное количество сенсорных мотивов или их ограниченная вариативность. Ее часто называют «обедненной средой», то есть средой, в которой индивид не получает то количество зрительных, осязательных, звуковых и прочих возбудителей, которое необходимо для нормальной жизнедеятельности. Такая среда может сопутствовать человеку с детства или формироваться в обыденной взрослой жизни.

Когнитивная депривация, или, как ее еще называют, депривация значений, может возникнуть вследствие слишком изменчивого и хаотичного устройства внешнего мира, который сложно постигать и предугадывать, из-за отсутствия упорядочения и конкретики. Еще одно название когнитивной депривации - информационная. Она мешает формированию в мировоззрении индивида социально адекватного восприятия окружающей действительности. Не получив нужные представления о связях между событиями и предметами, человек создает «ложные связи», на основе которых у него формируются ошибочные убеждения.

Эмоциональная депривация в психологии - это дефицит возможности установления интимно-эмоциональных отношений с другой личностью, или распад ранее созданной связи. С этим видом депривированного состояния человек может столкнуться в любом возрасте. Применительно к детям используют термин «материнская депривация», выражающий важность эмоциональной связи ребенка с матерью, отсутствие или недостаток которой, может привести к серьезным психологическим расстройствам. Недостаток общения с отцом называют «патернальной депривацией».

Социальная депривация, которую еще называют депривацией идентичности, заключается в невозможности освоения индивидом независимой социальной роли. Такому типу лишения сильно подвержены воспитанники детских домов, пенсионеры, изолированные от социума лица и так далее.

В повседневной жизни виды депривации встречаются в синтезе друг с другом. Кроме перечисленных видов, есть и другие. Например, двигательная депривация возникает у тех, кто вследствие перенесения тяжелой травмы или заболевания столкнулся с ограничением в движениях. Несмотря на то что такое состояние не относится к психологическому, оно сильнейшим образом воздействует на психику индивида.

Формы

Практически всегда человек, находящийся в условиях ограничений, склонен к агрессии, которая может быть направлена как на окружающих, так и на его самого. Отсюда возникают попытки суицида и аутоагрессия, выражающаяся во вредных привычках и соматических заболеваниях.

Борьба

Чтобы полностью избавиться от относительной формы описываемого состояния, нужно обнаружить и устранить его истинные причины. Сделать это можно при длительной работе с психологом. Гораздо сложнее справиться с абсолютной формой депривации - она устраняется только путем предоставления человеку тех благ, в которых он испытает дефицит, или помощи в их самостоятельном достижении.

Кроме того, есть способы, позволяющие на время отключить депривационные механизмы. Выработку агрессии, вызванной лишениями можно приглушить путем интенсивной физической нагрузки. Последствия двигательных и сенсорных лишений компенсируются творческой деятельностью. С материнской депривацией дела обстоят более серьезно. При этом чем раньше человек испытал эти ограничения, тем сильнее будут негативные последствия от них.

Заключение

Сегодня мы с вами выяснили, что такое депривация и рассмотрели ее основные виды, имеющие место быть в современном мире. Согласно научному словарю, депривация в психологии - это состояние психики, возникающее при продолжительном неудовлетворении тех или иных потребностей человека.

1

В статье представлено обоснование проблемы недостаточной изученности феноменологии депривации и концепции об информации как главном, ключевом, кристаллизующем факторе в целостной картине ее развития. Выдвигается определение информационной депривации как психического образования, сформировавшегося в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе. Описываются итоги контент-аналитического исследования научных источников. В соответствии с рассматриваемыми гипотезами по результатам дедуктивного и индуктивного контент-анализа доказывается представление об информационной природе депривации и наличии объединяющего основания между различными ее видами. По результатам эмпирического исследования, где демонстрируется и интерпретируется существование обратной корреляционной связи между информацией и другими элементами депривации в ее структуре, информация представлена как главный, ключевой, кристаллизующий фактор в целостной картине развития депривации.

депривационный симптомокомплекс.

дефицит информации

психическое образование

информационная депривация

1. Астоянц М.С. Социокультурная обусловленность личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - №2. – С. 50-52.

2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи // Записки детского психиатра. – М., 1988.

3. Кибальченко И.А. Интеграция учебного и познавательного опыта обучающихся: структура, динамики, технология. Дис. д.псх. н. – Р/н Д., 2011.

4. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2010. – Вып. 10. С. 141–144.

5. Лангмайер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. [Текст]. – Прага, 1984.

6. Федорова Н.В. Депривация в семье как фактор деликлентного поведения подростков. Дис. к. псх. н. – Омск, 2007.

7. Шабалина С. А. Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева – 2011. - №4. – Ч.2. – С. 203-208.

8. Шабалина С. А. Причины нарушений развития у детей, воспитывающихся в интернатных учереждениях в условиях материнской депривации // Вестник Чувашского гос. Пед. университета имени И.Я. Яковлева. – 2012. - №1. – Ч. 1. – С. 176-181.

9. Ярославцева И.В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития // Сибирский психологический журнал. – 2013. - №47. – С. 33-40.

Введение

Актуальность исследования проблемы депривации в её психологическом аспекте как состояния сознания личности и результата лишения, потери, утраты или недополучения чего-либо состоит в недостаточной изученности феноменологии этого состояния, что следует из наиболее известных публикаций, где описываются отдельные его аспекты, тогда как практически все авторы отмечают многоплановое влияние депривации на личностное развитие, психическое здоровье и социализацию личности. При этом очевидно, что различные виды и аспекты депривации не проявляются разновременно. Этот факт отмечается исследователями Й. Лангмайер, Н.Б. Федорова, С.А. Шабалина, М.С. Астроянц, И.В. Ярославцева, М.И. Буянов, Н.Б. Куровский, Г.Н. Пяткина и другие .

В процессе контент-анализа нами было обнаружено около 30 различных терминов, описывающих понятие депривации: сенсорный, эмоциональный, информационный дефицит, обедненность эмоциональной среды, недостаточность внешних стимулов, отсутствие заботы, ласки, понимания, обедненные жизненные условия, отвержение родителями, ограничение возможностей для усвоения социальной роли, неудовлетворение жизненно важных потребностей, отсутствие материнской заботы и т. п. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были выдвинуты предположения о том, что:

1. Феномен депривации имеет информационную природу

Информационная депривация может быть представлена как психическое образование, сформировавшееся в условиях дефицита информации в обеднённой среде, проявляющееся в депривационном симптомокомплексе.

Под информацией мы понимаем: совокупность реальных (объективных) раздражителей (стимулов); результат информационных взаимодействий на уровне субъект-субъектных отношений; знания, которыми должен располагать субъект для своего развития и достижения жизненных целей.

Под депривационным симптомокомплексом понимается совокупность личностных проблем субъектов, проявляющихся в форме: низкой самооценки (А.Н. Пронина, С.А. Шабалина, К.В. Солоед, И.О. Спесивцева и др.); отрицательного самопринятия (У.В. Ульенкова, M. Murrey); склонности к психосоматическим заболеваниям (Н.Б. Римашевская, Л.Ф. Кремнева); использования неадаптивных защитных механизмов (А.С. Тысячнюк); затруднений в социализации личности (И.В. Ярославцева) и другие.

2. Информация является главным, ключевым, кристаллизующим фактором в целостной картине развития депривации.

3. Существует обратная связь между информацией и другими элементами депривации в ее структуре.

Нами была осуществлена попытка контент-аналитического исследования научных источников с целью обобщения представления о феномене депривации и на предмет нахождения объединяющего основания между различными видами депривации. Выборку составили полные тексты и статьи с описанием этого явления в различных аспектах. При проведении контент-анализа использовались 2 этапа на основе инструкции и гипотез .

В ходе дедуктивного варианта контент-анализа публикаций были выполнены следующие процедуры:

  • было составлено 384 карточки с индикаторами, характеризующими различные стороны депривации;
  • «чистка» повторяющихся по содержанию карточек, в результате чего из 384 исходных карточек сначала осталось 250.
  • образование на этой основе путем обобщения и укрупнения 7 ключевых (смысловых) единиц и обобщение их в три суммарные группы категории анализа.

Всего было проанализировано 75 источников 63 авторов.

В соответствии с содержанием гипотезы о депривации, априорно были выделены ключевые (смысловые) единицы и 7 категорий анализа (Таблица 1).

Таблица №1.

Частоты встречаемости ключевых (суммарных) категорий по итогам проведения дедуктивного варианта контент-анализа

Ключевые (смысловые) единицы как категории анализа

Дедуктивный анализ

Частоты встречаемости

Общие сведения о депривации

Предпосылки к формированию депривации у детей

Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации

Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации

Развитие депривации

Структура депривации

Информация в структуре депривации

Феноменология явления депривации (1, 3, 4, 6)

Динамика и факторы формирования депривации (2, 5)

Информация в структуре депривации (7)

Категории анализа определились по 17 дробным элементам − подкатегориям (частным понятиям, раскрывающим смысловое содержание ключевых единиц), на основе которых непосредственно и производилась кодировка текста.

Проверка валидности, обоснованности выделения и группировки смысловых единиц и категорий анализа проводилась методом компетентных судей (4 специалиста кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТТИ ЮФУ). Участникам процедуры было предложено по единой инструкции, независимо друг от друга оценить сгруппированные в три группы выделенные индикаторы по проблеме содержания понятия информационная депривация, которые соответствуют выдвинутой нами гипотезе. В итоге эксперты оценили группировку по 3х бальной системе.

Степень совпадения их оценок находится в диапазоне - от 75 % (по группе С), 83,33 % (по группе В) до 91,6 % (по группе А). В среднем оценка экспертов совпала с предложенным вариантом на 83,33 %. Это превышает необходимый минимум в 75 % совпадений.

Дедуктивный контент анализ выявил наиболее общие тенденции представлений различных авторов относительно феномена депривации.

Следующим этапом работы было проведение индуктивного контент анализа по расширенному списку источников (113 источников, из них 38 новых) и проведение анализа «сцепок» между категориями.

Основные цели проведения индуктивного анализа:

  • проверка и уточнение исходных гипотез, так как возможно появление новых смысловых единиц в процессе анализа;
  • анализ структуры взаимосвязи категорий между собой;

Задача анализа структуры взаимосвязей категорий осуществлялась с помощью корреляционного и факторного анализа. В исследовании определялись степень и характер статистической связанности 7-ми первичных ключевых единиц. Учет связей между категориями позволяет перейти к системному представлению компонентов депривации и проверить наличие теоретического обоснования в исследованиях по проблеме депривации для предложенной гипотезы об информационной природе депривации.

Результаты факторного анализа:

В ходе факторного анализа пересечения «сцепок» категорий по методу главных компонент с последующим Varimax-normalised вращеним были получены 2 значимых фактора общностью 86,757%. Факторные нагрузки представлены в таблице 2.

Таблица № 2

Факторная структура взаимосвязей ключевых единиц депривации в компоненты

Ключевые единицы

Компоненты

1.Общие сведения о депривации

4.Объединяющие основания

5.Развитие депривации

6.Структура депривации

Таким образом, факторный анализ структуры ключевых (смысловых) единиц и суммарных категорий по итогам 113 источников демонстрирует, что в изучении содержания понятия «информационная депривация» преобладают тенденции, отраженные в факторах.

В первом факторе взаимосвязаны категории, характеризующие:

№2 «Предпосылки к формированию депривации у детей»;

№3 «Взаимодействие различных видов депривации, системный характер депривации»;

№6 «Структура депривации»;

№7 «Информация в структуре депривации».

Этот фактор можно назвать «информационное опосредование депривации». Он является самым нагруженным, так как в него входят 4 элемента. В таблице полной объяснительной дисперсии на этот фактор приходится 48,244% из 86,757% кумулятивного процента нагрузок вращения, таким образом, его можно охарактеризовать как ключевой, кристаллизующий, главный, что отражает второе предположение (рисунок 1).

Рисунок 1. Соотношение компонент факторного анализа

Во втором факторе объединены категории:

№1 «Общие сведения о депривации»;

№4 «Объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации»;

№5 «Развитие депривации».

Второй фактор можно охарактеризовать как «целостное развитие депривации». На этот фактор приходится 40,513% кумулятивного процента нагрузок вращения. В матрице повернутых компонент 3 и 4 элементы (системный характер депривации и объединяющие основания, что объединяет различные виды депривации) имеют весомую нагрузку по величине значения в обоих факторах и на уровне тенденций являются «мостиком» между двумя факторами, обеспечивая переход от одного фактора к другому. Иными словами информационное опосредование депривации обеспечивает ее целостное развитие. Что подтверждает вторую гипотезу. В результате факторного анализа все категории вошли в факторы, ни одна из них не «выпала», что подтверждает значимость выбранных категорий.

2. В матрице корреляций (таблица 3) наибольший показатель корреляции (-0.925) соответствует обратной взаимосвязи категории «информация» и «предпосылки к возникновению депривации». Между 2, 3, 4 и 6 элементами депривации в ее структуре и категорией «информация» наблюдается значимая прямая корреляция, что отражает формирование структуры депривации на базе предпосылок. Обратная значимая корреляционная связь с переменной №7 (Информация в структуре депривации) доказывает зависимость формирования структуры депривации от ее кристаллизующего основания - информации, когда ее дефицит усиливает формирование депривации и наоборот.

Факторная структура подтверждает наши предположения об информационной природе депривации и отражает детерминирующую функцию информации в структуре депривации.

Таблица №3

Матрица корреляций между элементами депривации

Названия элементов депривации

1.Общие сведения о депривации

2.Предпосылки к формированию депривации у детей

3.Системный характер депривации

4.Объединяющие основания

5.Развитие депривации

6.Структура депривации

7.Информация в структуре депривации

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Проведенный дедуктивный и индуктивный контент-анализ подтверждают предположение об информационной природе депривации.

2. В качестве рабочего определения выдвинуто, что информационная депривация является психическим образованием, сформировавшимся в условиях дефицита информации обедненной среды, проявляющимся в депривационном симптомокомплексе в форме: низкой самооценки; отрицательного самопринятия; склонности к психосоматическим заболеваниям; использования неадаптивных защитных механизмов; затруднений в социализации личности.

3. Информация является главным, ключевым, кристализующим фактором в целостной картине развития депривации.

4. Перспективой исследования является изучение депривационного симптомокомплекса.

Рецензенты:

Непомнящий А.В., д.п.н., профессор, кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.

Кибальченко И.А., д.псх.н., доцент, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, Инженерно-Технологическая Академия Южного федерального университета» в г. Таганрог.

Библиографическая ссылка

Тен Л.Г., Кибальченко И.А. К ПРОБЛЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРИРОДЫ ДЕПРИВАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12337 (дата обращения: 27.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Top