Задания для подготовки к ВПР по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему. Задания для подготовки к ВПР по литературе (6 класс) учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему Литература всероссийская п

1. Прочитайте приведенный ниже текст и выполните задания (письменно).

А.С. Пушкин " Зимнее утро "

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

1.1) Как называется описание природы в литературном произведении?

1.2) Найдите в стихотворении сравнения и выпишите их.

1.3) Найдите в стихотворении эпитеты и выпишите их.

1.4) Каким размером написано стихотворение? (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий)

1.5) Какую роль играет в стихотворении прием антитезы? (2-3 предложения)

1.6) К какому виду лирики относится стихотворение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание для подготовки к семинарам по литературе 10-11 класс

К семинару по роману Е.Замятина "Мы" 11 класс, к семинару по пьесе М.Горького "На дне" 11 класс, к семинару по рассказу Л.Андреева "Ангелочек" 11 класс, к семинару по "Маленькой трилогии" А.П.Чехова 1...

Тренировочные задания для подготовки к олимпиаде по литературе в 11 классе

Данные тренировочные задания составлены по произведениям из списка 100 книг, которые должен прочитать каждый школьник. Они расширяют кругозор старшеклассников и позволяют лучше подготовить их к Всерос...

Всероссийская проверочная работа. Литература. 5 класс. Практикум. Ляшенко Е.Л.

М.: 2018. - 80 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). В пособии представлены 10 вариантов проверочных работ (ВПР) по литературе. Каждая проверочная работа содержит 7 заданий по всему курсу литературы в 5-х классах общеобразовательных организаций. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания. Пособие необходимо учащимся 5-х классов, учителям и методистам, использующим типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе.

Формат: pdf

Размер: 1,7 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ПОЯСНЕНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение работы даётся 90 минут. Работа состоит из двух частей. Часть 1 включает задания 1-5, которые требуют краткого ответа. Часть 2 включает задания 6 и 7, требующие развернутого ответа в объеме 30-40 слов. Задание 7 представлено в двух вариантах. Учащиеся должны выполнить только одно задание (7.1 или 7.2) по своему выбору.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, справочниками, словарями литературоведческих терминов, другой справочной литературой, текстами художественных произведений. При необходимости можно пользоваться черно¬виком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ
Часть 1 включает задания 1-5, которые требуют краткого ответа. Ответы на задания запишите в работе на отведённых для этого строчках. Если вы хотите изменить ответ, то зачеркните его и запишите рядом новый.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.
Часть 2 включает задания 6 и 7, каждое из которых требует развёрнутого ответа в объёме 30-40 слов. Задание 7 представлено в двух вариантах. Выполните только одно задание (7.1 или 7.2) по своему выбору.
Ответы на задания запишите в работе на отведённых для этого строчках. Если вы хотите внести исправления в написанный текст, то сделайте это аккуратно путём зачёркивания. Иные способы устранения ошибок в тексте не допускаются.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебниками, справочниками, словарями литературоведческих терминов, другой справочной литературой, текстами художественных произведений.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) за курс 3 класса. Ответы к заданиям всех вариантов являются материалами для учителя, а потому даны в середине пособия и могут быть легко изъяты, что повышает объективность оценки знаний учащихся.
В пособие вошли 10 аналогичных по уровню сложности вариантов. Каждая работа состоит из двух частей и включает 10 заданий. На выполнение заданий отводится по 45 минут.

ВПР. Литературное чтение. 3 класс. Практикум. Волкова Е.В., Птухина А.В.

Описание учебника


ОТВЕТЫ
ВАРИАНТ 1

2. Встреча в небе двух туч / Начало грозы / дождя.
3. Бряцанье ведра - гром. Этот приём называется сравнением.
4. Такой текст можно прочитать в книге авторских сказок.
5. Главная мысль - нельзя терять время зря. «Делу - время, потехе - час».
6. Ленивый, безответственный, несобранный.
7. Почему тётя Наташа не узнала Петю Зубова? / Что случилось с мальчиком?
8. Примерный план.
1) Петя отстаёт по всем предметам.
2) Петя и тётя Наташа.
3) Петя и его мама.
9. С сеткой.
10. Стоит как вкопанный - не шевелясь, смирно, неподвижно.
11. Окладистая - широкая.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 2
1. Это небылица, потому что в ней описываются невозможные события.
2. Небылицу можно прочитать в сборнике фольклорных произведений. Там же можно прочитать сказки, былины, загадки, пословицы и поговорки.
3. Топор - забор. Такие слова называются рифмованными.
4. Это рассказ / рассказ о животных.
5. Мать всегда защитит своего ребёнка. «Нет лучше дружка, чем родная матушка» / «При солнышке тепло, при матери добро».
6. Смелая, отважная, находчивая.
7. Кто гулял во дворе? / Что сделала собака? / Как курица спасла своего малыша?
1
8. Примерный план.
1) Курица гуляет с цыплятами.
2) Нападение собаки.
3) Курица спасает своего малыша.
9. С прыгуном.
10. Как ни в чём не бывало - спокойно.
11. Заправский - настоящий, опытный, умелый.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 3
1. Это текст-рассуждение, потому что в тексте приводится объяснение особенностей растения.
2. В энциклопедии.
3. Клубни, стебли, неблагоприятные условия.
4. Это авторская сказка / сказка о животных, потому что в ней птицы разговаривают.
5. Главный герой произведения - синичка Зинька.
6. Молодая, беспечная, глупая, неопытная.
7. Как звали синичку? / Где она ночевала? / Что праздновали люди ночью?
8. Примерный план.
1) Синичка Зинька.
2) Беспокойная ночь.
3) Календарь.
9. Календарь - расписание работы солнышка.
10. Бойкий народ - шустрые птицы.
11. Желторотая - молодая, неопытная, глупая.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 4
1. Это стихотворение, потому что в тексте есть ритм и рифма.
2. Свет зари выткался, свет зари алый.
3. Схорониться - спрятаться, укрыться.
4. Это рассказ.
5. Надо так давать, чтобы можно было взять.
6. Жадная, хитрая.
2
7. Что просила Лена у Кати? / У кого Катя спрашивала разрешения?
8. Примерный план.
1) Просьба Лены.
2) Катя спрашивает разрешения у мамы и брата.
3) Синие листочки.
9. С небом.
10. В книге рассказов для детей.
11. Кате стало стыдно.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 5
1. Это текст-повествование.
2. В энциклопедии.
3. Атмосфера, существование, живые организмы, содержаться, кислород, процесс, окисление.
4. Это рассказ / рассказ о природе.
5. Дружба есть и у деревьев. «Без беды друга не узнаешь», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Лучше друг верный, чем камень драгоценный».
6. Заботливый, любопытный, застенчивый, скромный.
7. Что принёс Ваня? / Что стало с берёзой? / Почему берёза облетела?
8. Примерный план.
1) Ваня принёс берёзку.
2) Берёзка живёт в тепле.
3) Дружба деревьев.
9. С золотой птицей.
10. Заморозок пришёл, надышал холодом, посыпал инеем крыши, захрустел под ногами…
11. Товарки - подружки, приятельницы.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 6
1. Это текст-описание.
2. С рыжей кобылой.
3. Обрыву - гриву, берегов - подков.
3
4. Это рассказ.
5. Память о павших воинах.
6. С чувством тоски, грусти, печали, сожаления.
7. Где был рассказчик? / На что он обратил внимание? / Кто вырезал и установил на домах звёзды в память о бойцах, не вернувшихся с войны?
8. Примерный план.
1) Опустевшая деревня в Новгородчине.
2) Отложенная до утра встреча с учителем.
3) Бревенчатые мавзолеи.
9. Потому что на углах домов были прибиты жестяные звёзды в память о павших на войне бойцах.
10. Звёзды, точно вишни; алмазное мерцание.
11. Сказочным - волшебным.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 7
1. Это загадка, потому что в ней иносказательно описан предмет, который надо отгадать (берега).

3. Братца - глядятся; это рифма.
4. Это текст-повествование.
5. Убывание и возрастание Луны автор объясняет тем, что Луна - большая головка сыра, которую едят мыши…
6. Джордж хотел жениться, а все женщины боятся мышей, которых очень много на Луне.
7. Кто постучался к рассказчику? / Как рассказчик помог Джорджу избавиться от мышей? / Как звали жену Джорджа?
8. План.
1) Джордж просит о помощи.
2) Кошка избавила Луну от мышей.
3) Джордж женится на Мэри.
9. Рассказчик отзывчивый (помог другу), вежливый (предложил другу чаю, извинился перед кошкой), сообразительный (придумал, как помочь другу).
10. Головка сыра - это большой кусок сыра в форме шара.
11. Мастерить - строить, возводить, делать. 4
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 8
1. Это сказка, потому что в ней происходят невероятные события, разговаривают звери.
2. В сборнике сказок / сказок о животных.
3. Заяц добрый, отзывчивый, сообразительный.
4. Это текст-повествование, потому что в нём последовательно излагаются события.
5. Дружба есть и у животных.
6. Барс был кот отчаянный, вороватый и хитрый.
7. Как звали пса? / Как кот дразнил собаку? / Когда кот и пёс подружились?
8. План.
1) Барс дразнит Шарика.
2) Пёс разодрал коту лапу.
3) Злейшие друзья.
9. С двумя стариками на завалинке.
10. И видит глаз, да зуб неймёт.
11. Энтузиазм - радость, воодушевление.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 9
1. Это скороговорка, так как в ней собраны сложные для произнесения слова.
2. В сборнике фольклорных (народных) произведений.
3. Проса - Фрося, на подносе - в просе.
4. Это текст-описание.
5. Красота утренней росы.
6. Внимательный, наблюдательный, чуткий.
7. Автор наблюдает, как с дорожек поднимается нагретый солнцем туман.
8. Примерный план.
1) Утренний туман.
2) Роса.
3) Лес просыпается.
9. С радостными слезами.
5
10. Осина… была трепетно-радостна; сверкая, дрожала.
11. Порядочно - сильно, ощутимо.
12. Свободный ответ.
ВАРИАНТ 10
1. Это художественный текст, так как в нём использованы образные выражения и представлена авторская точка зрения.
2. В книге рассказов о природе.
3. Листик трепещет, (листик) купается в свете.
4. Это рассказ.
5. Главные качества настоящего друга - преданность и самоотверженность. «Друг в беде - друг везде».
6. Коля - смелый, преданный, самоотверженный.
7. Как мальчики назвали собаку? / Как ребята ухаживали за Жуком?
8. Примерный план.
1) Мальчики вылечили Жука.
2) Ссора ребят.
3) Нападение овчарок.
4) Коля - хозяин Жука.
9. С волками.
10. Коля… схватил (решительно, смело), бросился (быстро, бесстрашно).
11. Горячо (спорили) - сильно, возбуждённо, эмоционально.
12. Свободный ответ.

ВПР. Литературное чтение. 3 класс. Практикум.

Часть 1.

1 . Какому жанру соответствует данное определение: «устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет»

1) ода,

2) баллада,

3) предание,

4) сказка.

2. Кому из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» принадлежат слова: «Не хочу учиться, хочу жениться»?

1) Милону, 2) Правдину, 3) Митрофану,

4) Скотинину

3. Узнайте произведение по предложенному отрывку:

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей; никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал.»

1) А. С. Пушкин «Дубровский»,

2) А. П. Чехов «Толстый и тонкий»,

3) Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»,

4) Н. С. Лесков «Левша».

1) А.С. Пушкин, 2) М.Ю. Лермонтов, 3) И.С. Тургенев, 4) Л.Н. Толстой.

5. Определите, какое художественное средство использует М.Ю. Лермонтов в строке:

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..»

1) инверсия, 2) гипербола,3) олицетворение,

4) метафора.

6. Назовите жанр произведения А.С. Пушкина «Полтава»:

1) рассказ, 2) повесть, 3) поэма,

4) стихотворение.

7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

«Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе…»

1) П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»,

2) И.С. Тургенев «Муму»,

3) Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»,

4) Н.В. Гоголь «Заколдованное место».

8. С именем какого писателя второй половины 19 века связан Таганрог?

1) М.Е. Салтыков-Щедрин, 2) И.С. Тургенев, 3) Л.Н. Толстой, 4) А.П. Чехов

9. Укажите стихотворный размер, которым написаны строки М. Ю. Лермонтова.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

1) анапест,

2) ямб,

3) хорей,

4) дактиль.

10. В каком образе приснился Гриневу Пугачев на постоялом дворе?

1) царя, 2) висельника, 3) разбойника, 4) посаженного отца.

11. Из какого произведения взят отрывок: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым

багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!»:

1) Е.И. Носов «Живое пламя», 2) Е.И. Носов «Кукла»,3) Ю.П. Казаков «Тихое утро»,

4) А.Т. Твардовский «Снега потемнеют синие».

12. Узнайте героя произведения по портрету: «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

Он жил на квартире у хозяина кузницы, на кухне. Утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег. Хозяин кормил его за работу хлебом, щами и кашей, а чай, сахар и одежда у него были свои; он их должен покупать за свое жалованье…»

1) Лонгрен из «Алых парусов» А. Грина, 2) Левша из одноимённого сказа Н. Лескова,

3) Юшка из рассказа А. Платонова, 4) Денис Григорьев из рассказа А.П. Чехова.

Часть 2. Прочитайте приведенный текст и выполните задания 13-16.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

13. Какой теме посвящено стихотворение С.А. Есенина?

14 . Выпишите из текста примеры сравнений.

15. Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения?

16. Какие чувства переживает лирический герой стихотворения и почему?

Часть 3.

17. Напишите ответ на вопрос «Какие человеческие поступки мы считаем нравственными?», приведя примеры (аргументы) из прочитанных в 7 - 8 классе произведений (не менее 3). Объем работы – 7-10 предложений.


Top