Интерактивное взаимодействие как основа образовательной среды учреждения дополнительного образования. Интерактивность как взаимодействие Интерактивное взаимодействие

Интерактивная функция общения направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и вытекающее отсюда воздействие друг на друга. Существенным компонентом в процессе взаимодействия общающихся индивидов является факт их взаимных изменений как результат взаимовлияния.

Совместная деятельность всегда связана с решением конкретной профессиональной задачи (производственной, педагогической и пр.), стоящей перед участниками образовательного процесса, а также с наличием у ее участников общей цели. К основным принципам деловых взаимоотношений относятся:

  • – рациональность;
  • – сознательное управление ходом делового взаимодействия;
  • – сведение к минимуму элемента случайности;
  • – поиск средств повышения эффективности сотрудничества.

Структура совместной деятельности накладывает своеобразный отпечаток на поведение людей и включает ряд обязательных элементов. К ним относятся:

  • – единая цель, ее жесткая регламентация и определение способов осуществления контактов между участниками взаимодействия;
  • – общность мотивов, побуждающая людей к совместной деятельности;
  • – вынужденность взаимосвязи участников;
  • – выработанный стандарт поведения (организационная культура);
  • – наличие единого пространства и времени выполнения совместных действий (регламент занятия, аудитория);
  • – разделение единого процесса деятельности на отдельные функции и их распределение между участниками (обучающий и обучаемые);
  • – координация индивидуальных действий, необходимость управления ими;
  • – знание каждым участником норм, правил, процедур межличностного и группового взаимодействия;
  • – необходимость передачи информации и обязательная обратная связь.

В литературе рассматриваются как наиболее распространенные следующие типы делового взаимодействия:

  • кооперация или сотрудничество, т.е. групповая интеграция – действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации того или иного процесса; при этом партнеры могут не испытывать друг к другу положительных эмоций; сотрудничество основано на стремлении к достижению результата, взаимной выгоде и общности целей;
  • конкуренция, или соперничество (от лат. concurrere – сталкиваться) – взаимодействие, характеризующееся противостоянием; здесь активность участников взаимодействия направлена на ослабление, вытеснение друг друга с целью борьбы за лидерство, за симпатии третьей стороны, за объекты, имеющие ограниченный ресурс; при этом один из партнеров или они оба не желают делить между собой объекты общих устремлений;
  • конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных интересов, взглядов, заканчивающееся в большинстве случаев противоборством; серьезное разногласие между партнерами делового взаимодействия; острый спор, превращающийся в конфликт мнений.

Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из следующих элементов: действующий субъект (педагог), объект действия или субъект, на которого направлено воздействие (обучаемые), средства или орудия воздействия, метод действия или способ использования средств воздействия, реакция участников, на которых воздействуют, или результат действия.

По степени формализации, как известно, различают формальные и неформальные группы. Взаимодействие в формальных группах позволяет упорядочить и ограничивать информационные потоки, которые определяются следующими регламентами:

Степень формальности группы характеризуют следующие принципы:

  • 1) обязательность контактов всех участников общения, независимо от их симпатий и антипатий;
  • 2) предметно-целевой характер содержания деятельности (обучение и развитие);
  • 3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и функциональных обязанностей, а также субординации и делового этикета (преподаватель – слушатель, педагог – ученик);
  • 4) заинтересованность всех участников делового взаимодействия в достижении конечного результата и при этом реализация личных намерений (продвижение и обучение);
  • 5) коммуникативный контроль участников взаимодействия, в том числе высокий (игра, маски, смена ролей, манипулирование, соблюдение правил, психологический контракт и т.п.);
  • 6) формальные ограничения:
    • – конвенциональные, т.е. действия по инструкции, соблюдение договоренностей и пр.;
    • – ситуативные, т.е. взаимодействие в той форме обучения, регламенте и пространственной среде, которые предлагаются обстоятельствами;
    • – эмоциональные, т.е. независимо от степени напряженности деловой атмосферы проявление каждым участником взаимодействия стрессоустойчивости, высокой эмоциональной культуры и способности к самоконтролю;
    • – насильственные, т.е. в образовательной практике на учебных занятиях с использованием интенсивных технологий допустимо прерывание неконструктивных контактов или действий, нарушающих договоренности (например, несоблюдение установленного регламента или некорректное общение).

Неформальные группы обычно характеризует социальное взаимодействие между людьми, выражение человеческой потребности в общении по интересам, симпатиям и приверженностям, дополняющее формальное общение.

Как было отмечено в гл. 6, взаимодействие при интеграции коллективных усилий для совместного решения той или иной учебной задачи называется интерактивным. Интерактивное взаимодействие – это интервенция (вмешательство) педагога в групповую ситуацию "здесь и теперь", которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной педагогической целью. При рассмотрении проблемы взаимодействия участников образовательного процесса в качестве объекта взаимодействия мы будем рассматривать учебную группу, которую можно отнести к малой (при использовании интенсивных технологий). Как правило, вся учебная группа делится на несколько малых групп, оптимальное число каждой из которых – пять-семь человек, что отражает уровень межличностного и социального (группового) интерактивного общения.

Доказано, что эффективность интерактивного взаимодействия зависит от эффективности групповой работы. Более того, интерактивная группа по успешности своей работы во многих отношениях превосходит любую аналогичную по составу, но построенную на других принципах взаимодействия группу. При интерактивном общении индивид обогащается, приобретает и заимствует от других то, что не может быть приобретено вне группы, а успешность совместной деятельности участников образовательного процесса определяется не столько активностью каждого члена группы, сколько оптимальностью их взаимодействия друг с другом, стратегией и тактикой совместных групповых усилий.

Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе отражены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе

Преимущества работы в группе

Недостатки работы в группе

Большинство интересных идей возникает в группах.

Возможность объединения в группе специфических навыков и знаний ее членов.

Группа – средство снижения профессиональной автономии.

Повышается гибкость, оперативность, качество принимаемых решений.

Группа способствует индивидуальному развитию.

Коллективная работа создает синергический эффект

Большие потери времени из-за необходимости выслушивать каждого.

Стремление к частным (групповым) целям.

Чрезмерные затраты.

Групповое единомыслие, мешающее развитию.

Поляризация мнений.

Доминирование одного из членов группы.

Разделение ответственности.

Эскалация участия

Групповой способ принятия решения особенно эффективен в тех случаях, когда обсуждаемая проблема в интерактивном обучении носит творческий характер и имеется несколько вариантов ее решения. Преимущество групповых решений над индивидуальными и получаемый синергический эффект обусловлены в таком случае:

  • – большим объемом и разнообразием учитываемой информации;
  • – большим творческим потенциалом (в процессе принятия решений группа в целом выдвигает большее число гипотез и более тщательно их контролирует, чем отдельный индивид);
  • – большим риском, "осторожной смелостью" в принятии решений;
  • – применением более эффективной "фокусирующей" тактики в выдвижении и рассмотрении гипотез;
  • – активностью умственных действий каждого, порождаемой вопросами и дискуссией.

В связи со сказанным, следует отметить, что А. В. Петровский и М. А. Туревский изучали эффективность групповой работы, проводя эксперименты с учебной группой, и обнаружили, что десятерых легче обучить, чем двоих, что в совместной работе рождается "групповой эффект", чрезвычайная прибавка к возможностям каждого. Все это приобретает черты подлинной коллективности и способствует не только развитию компетентностей, но и воспитанию участников группового взаимодействия.

Комарова И.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются существенные характеристики интерактивного образовательного взаимодействия подростков в процессе обучения. Анализируется содержание понятий «взаимодействие», «интерактивность», «интеракция», «интерактивные технологии как совокупность интерактивных форм, методов и средств обучения» с целью обобщения существующих знаний по данной проблематике.

Ключевые слова: инновация, взаимодействие, интерактивность, интеракция, интерактивное обучение, интерактивное образовательное взаимодействие.

Сегодня система образования в России претерпевает существенные изменения, связанные с переходом от традиционных форм обучения к инновационным. Инновационный подход предполагает внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями развития жизни в обществе, потребностями личности, социума и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, качеств, отношений и опыта поведения.

Понятие «инновации» стало прочно входить в арсенал науки в 40-е годы, поэтому не случайно считается, что «инновация» одна из важнейших форм проявления современной научно-технической революции. Основоположниками теории инноваций являются немецкие ученые В. Зомбарт,

В. Метчерлих и австриец И. Шумпетер, которые применяли эти положения в связи с социальноэкономическими и технологическими процессами. Затем эти понятия стали использоваться и в педагогических работах, обозначая все то новое, что входит в систему образования .

Педагогическая инновация представляет собой нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности . Современная педагогика интенсивно развивается, пополняясь новыми концепциями, подходами, технологиями обучения, отражающими запросы меняющегося общества и практические наработки в образовании .

Педагогические модели гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемые как направленность на человека, или личностно-центрированный подход, активно разрабатываются в современной науке (Е.В. Бондаревс-

кая, С.В. Кульневич, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, О.Л. Подлиняев, К. Роджерс, В.В. Сериков, А.В. Хуторской), формируется тенденция интеграции гуманитарной и технической подготовки на основе новых информационных технологий, компьютерных телекоммуникаций и глобальной компьютерной сети Интернет (Ю.С. Брановский, В.Г. Буданов, Я.А. Ваграмен-ко, М.П. Лапчик, Л.В. Мантатова, И.В. Роберт).

В настоящее время важными результатами образования становятся готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Основным результатом образовательной деятельности выступает не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах, среди которых выделяют коммуникационную .

Гуманистическая парадигма современного образования в России, определяющая развитие всех уровней образовательных систем и ставящая во главу развитие человека, особое внимание уделяет становлению человека как субъекта общения и взаимодействия с другими людьми . Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие .

Взаимодействие, являясь одной из базисных философских, онтологических категорий (Г. Гегель, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Ф. Энгельс), носит универсальный и объективный характер, так как связи внутри и между явлениями существуют независимо от человеческого сознания, и практически нет таких явлений, которые нельзя было бы объяснить через взаимодействие.

Взаимодействие - одно из воплощений связей, отношений между людьми, когда они в процессе решения общих для них задач, влияя друг на друга и дополняя друг друга, вместе эти задачи успешно решают. Естественно, происходят изменения и в каждом из субъектов, и в тех объектах, на которые направлено взаимодействие. При этом взаимодействие может быть внутренним (взаимное понимание) и внешним (совместная работа, обмен понимающими взглядами, понятными жестами).

В педагогическом смысле взаимодействие составляет сущностную характеристику образовательного процесса, его содержание и способы определяются задачами воспитания и обучения. Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) между педагогами и учащимися, самими педагогами, самими учащимися, педагогами и родителями и т. д., следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях .

По мнению А.В. Мудрика, отрочество является оптимальным периодом подготовки к взаимодействию, когда подросток наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими. Именно в подростковом возрасте учащиеся стремятся проявить себя в общественной, творческой, познавательной, трудовой, межличностной активности. Широкий спектр взаимодействия объясняется О.А. Ещеркиной «новообразованиями этого возраста - становлением самосознания, Я-концепции, выражающемся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие».

В системе взаимодействия со сверстниками подросток получает возможность осознать и оценить свои личные качества, удовлетворить свое стремление к самосовершенствованию. Как подчеркивает М.В. Оленникова, общаясь с ровесниками, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других.

Проведенные психологами Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элько-ниным и др. исследования убеждают, что главное для подростков - не просто приобретение качеств, а раскрытие этих качеств через активность, задающую его новую социальную пози-

цию, признаваемую обществом. Важным аспектом, характеризующим активное взаимодействие, является его многопрофильность.

В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых (внутри- и меж-групповых) формах познания . Интерактивный подход рассматривает взаимодействие как центральное звено образовательного процесса, а обучение как управление взаимодействием, что расширяет возможности обучения не только в дидактическом, но и в развивающем и воспитательном планах .

Интерактивный (от англ. «interactive») означает основывающийся на взаимодействии. Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова «interactio», что подразумевает «inter» - взаимный, между и «actio» - действие. Таким образом, интерактивность - одна из характеристик диалоговых форм процесса познания .

С точки зрения степени интерактивности взаимодействия М.А. Ларионова рассматривает следующие уровни:

Неинтерактивное взаимодействие, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;

Реактивное взаимодействие, когда сообщение связано только с одним предыдущим сообщением;

Диалоговое (интерактивное) взаимодействие, когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними .

Интерактивная деятельность, по мнению Д.А. Махотина, предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим . Поэтому в ходе диалогового обучения подростки учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом.

Проблемы применения интерактивности в процессе развития и формирования личности

рассматриваются учеными с различных позиций достаточно давно (Х. Абельс, Г. Блумер). Однако долгое время на них не акцентировалось внимание, и интерактивность не выделялась как важная самостоятельная единица в педагогическом процессе и жизни общества. Ее рассматривали как одну из сторон общения и взаимодействия (Г.М. Андреева, Е.В. Коротаева). В современных условиях к понятию интерактивность стали обращаться многие ученые, такие как Н.А. Виноградова, Л.К. Гейхман, Н.П. Клушина, Т.И. Матвиенко, Т.С. Панина, Л.А. Пескова.

Одновременно термины интеракция, интерактивное обучение, интерактивные формы, методы, средства и технологии появляются в статьях и работах по педагогике, в разделах учебных пособий, описывающих процесс обучения как общение, кооперацию, сотрудничество равноправных участников (Т.Ю. Аветова, Б.Ц. Бадмаев, Е.В. Коротаева, М.В. Кларин, Е.Л. Руднева) .

Понятие «интеракция» (от англ. «interac-tion» - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми. Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)», а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

В последнее время интерес ученых и практиков к интерактивному обучению значительно возрос, что обусловлено процессами демократизации современного общества, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых подросткового возраста, задачами, стоящими перед современным образованием. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое

качество образования - это «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей» .

«Интерактивное обучение» является переводом англоязычного термина «interactive learning», который обозначает одновременно научение (стихийное или специально организованное), основанное на взаимодействии, и обучение, построенное на взаимодействии . Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.

По мнению ведущих ученых, интерактивное обучение рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

В настоящий момент в педагогической науке формируется и уточняется содержание понятия «интерактивного обучения» - «обучения, построенного на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта»; «обучения, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий»; «обучения, понимаемого как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем» .

При интерактивном обучении осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Оно основано на прямом взаимодействии учащихся (обучаемых) с учебным окружением, учебное окружение, или учебная среда, выступает как реальность, в которой участники находят для себя область осваиваемого опыта.

Интерактивное обучение предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому

осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообога-щения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большой продуктивности обучения .

Использование интерактивного обучения, считает Д.А. Махотин, должно включать действия, которые помогают обучающимся развивать оценочное и критическое мышление, практиковаться на реальных задачах и в выработке решений, приобрести навыки, необходимые для дальнейшей эффективной работы по аналогичным проблемам. Автор выделяет следующие характерные черты интерактивного обучения:

Во-первых, это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно), которое позволяет реализовывать в обучении идеи взаимо-обучения и коллективной мыследеятельности.

Во-вторых, это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения. Следует заметить, что именно это отражает коммуникативную сторону интерактивного обучения, в том числе и с использованием современных информационных технологий.

В-третьих, это обучение «реальности», т. е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности. В том случае, если это обучение не является таковым, то его нельзя в полной мере считать интерактивным, так как неинтересное (неактуальное, невостребованное в данный момент) учебное задание никогда не вызовет взаимный личностный отклик для активного общения и соответственно прироста личного опыта каждого субъекта обучения.

По мнению Н.А. Виноградовой, обязательными условиями организации интерактивного обучения являются:

Доверительные, позитивные отношения между учителем и учащимися;

Демократический стиль общения;

Сотрудничество в процессе обучения между учителем и учащимися, учащимися между собой;

Опора на личный опыт, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;

Многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности учащихся, их мобильность;

Включение внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся.

Таким образом, интерактивное обучение позволяет реализовать субъектно-субъектный подход в организации учебных взаимодействий и способствует формированию активно-познавательной позиции учащихся, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного образовательного процесса .

Однако, несмотря на существование значительного количества работ, посвященных вопросам интерактивного обучения, определение существенных характеристик интерактивного образовательного взаимодействия подростков остается незавершенным. Обобщающий анализ педагогической теории и практики позволил выделить характерные черты интерактивного образовательного взаимодействия подростков: инициативность, мобильность во взаимодействии; социальная позиция, признаваемая обществом; многонаправленность.

В настоящее время наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с современными информационными технологиями, дистанционным образованием, с использованием ресурсов Интернета, а также электронных учебников и справочников, работой в режиме онлайн и т. д. Современные компьютерные телекоммуникации позволяют участникам вступать в «живой» (интерактивный) диалог (письменный или устный) с реальным партнером, а также делают возможным «активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени».

Компьютерные обучающие программы с помощью интерактивных средств и устройств обеспечивают непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером, позволяют учащимся управлять ходом обучения, регулировать скорость изучения материала, возвращаться на более ранние этапы и т. п. Таким образом, осуществление интерактивного обучения с использованием современных информационно-коммуникативных технологий для педагогической науки является новшеством, инновацией.

Интерактивное взаимодействие субъектов образования в аспекте познания его природы и сущности, функциональных и организационных особенностей исследовали философы, психологи, педагоги (В.В. Архипова, Ю.К. Бабанский,

С.Л. Братченко, Е.Г. Волкова, О.А. Голубкова, И.В. Гравова, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Д. Ли, Т.Л. Чепель, Н.Е. Щуркова, Д.Б. Эльконин, Т.Д. Яковенко). Поэтому интерактивные методы - современные, но уже широко известные и активно исследуемые методы обучения .

Научное сообщество отмечает личностносо-зидающую роль интерактивных методов обучения и считает их фактором личностного развития обучаемых, который активизирует мышление, стимулирует личностный рост эмоциональных состояний, момент интеракции активизирует самоанализ, рефлексию, мобилизует волю .

К методам интерактивного обучения в научной литературе относятся: эвристическая беседа, метод дискуссии, «мозговой штурм», метод «круглого стола», метод «деловой игры», тренинг, «большой круг», «кейс-метод».

Интерактивные методы обучения позволяют внедрить в процесс обучения эффективное общение, что предполагает вовлечение учащихся в обучение в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К ним следует отнести:

Метод «Модерации», который позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы;

Метод «Кейсов» (Case study) - метод анализа ситуаций (учащиеся и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики);

Презентация.

В настоящее время выделяют достаточно много интерактивных форм работы, однако наиболее распространенными являются:

Общая дискуссия;

Практикумы;

Различные формы взаимообучения и взаимоконтроля;

Лабораторно-исследовательские работы / защита проекта - форма работы, при которой обучающийся проводит самостоятельное исследование различных тем в течение длительного

периода времени, в конце которого предоставляет и защищает свою работу;

Проблемно-поисковое обучение;

Презентации (как наглядный вариант лекционного и практического материала, представленного на экране компьютера);

Работа в малых группах и парах сменного (динамического) / постоянного (замкнутого) состава - форма диалогового взаимодействия;

Дистанционное обучение .

Телекоммуникационная среда, предназначенная для общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной средой. При дистанционном обучении субъектами интерактивного взаимодействия выступают учителя и учащиеся, а средствами осуществления подобного взаимодействия - электронная почта, телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т. д.

Интерактивные доски, компьютеры, проекторы, панели, дисплеи, планшеты, системы голосования и тестирования, проекционные комплекты и приставки, учебный кабинет и урок - все это становится интерактивными средствами обучения.

Появление новых средств интерактивного взаимодействия, основанных на информационных технологиях, оказывает влияние на педагогический процесс, включающий в себя три составных компонента: содержание образования, форму организации обучения и виды педагогического взаимодействия. Эти средства обладают мощным педагогическим потенциалом и охватывают все три компонента педагогического процесса, обогащая их, активизируя инновационные формы обучения и создавая активную образовательную среду .

К интерактивным технологиям обучения (технология обучения включает совокупность форм, методов, приемов, средств, позволяющих достичь запланированных результатов), протекающего в поисковых созидательных ситуациях, можно отнести коллективную мыслитель-ность (КМД) - форму взаимодействия педагога - учебной группы, модерацию, коллективный способ обучения В.К. Дьяченко и др. .

Наиболее полно основные идеи и принципы интеракитвного обучения реализуются в инновационной для российского образования форме обучения - модерации. Модерация реализуется на трех уровнях: 1) предметном (содержа-

тельный уровень); 2) уровне переживания (опыт, чувства, желания); 3) уровне взаимодействия (коммуникации и сотрудничества в группе).

Многие ученые отмечают, что модерация -это не какой-то один метод, а целый комплекс взаимосвязанных условий, методов и приемов организации совместной деятельности обучающихся, позволяющий вовлечь участников в процесс выявления, осмысления и анализа затруднений в своей деятельности, поиска путей их разрешения, неформального соомысления опыта коллег, а также взаимного обучения на основе знаний и опыта участников.

Таким образом, методы модерации предполагают ответственность каждого участника процесса за свои действия и достижение общего результата, ориентированы на перенос полученных знаний в практическую деятельность, что является первостепенным для формирования практических умений и навыков будущих выпускников. Высокая степень продуктивности обучения с использованием данного метода достигается за счет благоприятной психологической атмосферы и за счет визуализации, т. е. долгосрочного использования зрительной наглядности .

Под интерактивным взаимодействием в узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением) понимают диалог пользователя с программой, т. е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (приглашениями). Чем больше существует возможностей управлять программой, чем активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность.

В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов. При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. При интерактивном

взаимодействии в процессе обучения учитель общается не напрямую с каждым подростком и не со всем классом сразу (фронтально), а опосредованно с каждым обучающимся через учебную группу и /или средство обучения.

В ходе этого общения происходит не только процесс познания, личностного роста подростков, но и процесс взаимодействия их личностей, где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль. В данном случае происходит не столько «обмен символами», сколько «обмен смыслами» между участниками интерактивного взаимодействия.

Основываясь на общем представлении феномена взаимодействия, Д.А. Махотин утверждает, что интерактивное взаимодействие способствует интеллектуальной активности субъектов обучения, созданию условий для конкуренции (соперничества) и для кооперации их усилий; кроме этого, действует такой психологический феномен, как заражение, и любая, высказанная партнером, мысль способна непроизвольно вызвать собственную реакцию по данному вопросу .

Результаты исследований отечественных психологов и педагогов (Б.С. Гершунский, Е.С. По-лат, Л.Г. Сандакова, С.А. Христочевс-кий, Е.Н. Ястребцева) показывают, что интерактивное взаимодействие подростков позволяет одновременно решать несколько образовательных задач: помогает установлению эмоциональных контактов между участниками диалогового общения, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей через взаимопонимание и поощрения их творчества, обеспечивает интериоризацию опыта продуктивных взаимодействий друг с другом, регулирует волевую сферу личности .

Таким образом, интерактивное образовательное взаимодействие подростков оптимизирует образовательный процесс обучения при понимании сути интерактивности, основополагающих принципов, а не внешних проявлений интеракции. Интерактивные же формы обучения помогают одновременно решать учебнопознавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные задачи.

Список литературы:

1. Гейхман, Л.К. Интерактивный подход как современная трактовка педагогического взаимодействия: мат. междунар. науч.-практ. конф. «Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И.Е. Шварца» / Л.К. Гейхман. -Пермь: ПГПУ, 2009 - Ч. I. - 324 с.

2. Виноградова, Н.А. Интерактивное обучение педагогов-практиков в системе методической работы в ДОУ [Электронный ресурс]. - Электрон. журн. - М.: Изд-во «ОбразПресс», 2007. - №4. - Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru

3. Кирьякова, А.В. Реализация ценностного подхода в педагогике школы: Монография / А.В. Кирьякова. - М.: ИПК ОГУ, 2000. - 239 с.

4. Клушина, Н.П. Интерактивные формы и методы обучения как условие формирования субъектности личности в образовательном процессе вуза: мат. XIII науч.-техн. конф. «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону» / Н.П. Клушина. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. - 181 с.

Широко используемые в последнее время в теории практике образования термины «интерактивные методы», «интерактивная педагогика», «интерактивный педагогический процесс», «интерактивное взаимодействие» имеют ведущей характеристикой понятие «взаимодействие». Во всех этих терминах употребления определения «интерактивный» подчеркивает их альтернативность традиционным методам, педагогике, процессу и т.д.

Название метода происходит от психологического термина «интеракция», что означает «взаимодействие». Интеракционизм – направление в современной социальной психологии и педагогике, базирующееся на концепциях американского социолога и психолога Дж.Г.Мида.

Взаимодействие понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.

Интерактивный процесс – это процесс целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния участников педагогического процесса. В основе этого взаимодействия лежит личный опыт каждого из участников.

Интерактивный процесс характеризуется высокой интенсивностью коммуникации, общения, обменом деятельностями, сменой и разнообразием видов деятельности, процессуальностью (изменением состояния участников), целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, взаимодействия.

Смысл интерактивности складывается из дефиниции понятий «интер» (между) и «активность» (усиленная деятельность). В этой связи термин « интерактивное взаимодействие» можно трактовать как усиленную деятельность участников о взаимодействию между собой, а термин «интерактивное педагогическое взаимодействие» - как усиленную целенаправленную деятельность педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития . (С. Кашлев).

Таким образом, интерактивные методы можно рассматривать как способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников педагогического процесса для создания оптимальных условий развития.

Интерактивное взаимодействие представляет собой процесс совместной деятельности педагога и учащихся, атрибутами которого являются: пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность личного контакта между ними; наличие общей цели, предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего интересам всех и способствующего реализации потребностей каждого; планирование, контроль, коррекция и координация действий; разделение единого процесса сотрудничества, общей деятельности между участниками; возникновение межличностных отношений. Интерактивное взаимодействие – это интенсивная коммуникативная деятельность участников педагогического процесса, разнообразие и смена видов и форм, способ деятельности.

Назначение интерактивного взаимодействия состоит в изменении, совершенствовании моделей поведения и деятельности участников педагогического процесса. Среди ведущих признаков и инструментов интерактивного взаимодействия, выявленных благодаря анализу практики интерактивного взаимодействия, выделяются полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсубъектные отношения, свобода выбора, ситуация успеха, позитивность и оптимистичность оценивания, рефлексия и др. Дадим им более подробную характеристику.

Полилог - «многоголосие», в котором можно услышать голос каждого участника педагогического взаимодействия; право каждого участника педагогического процесса на свою индивидуальную точку зрения, на готовность и возможность высказать ее, на свой смысл (осознание, понимание) по обсуждаемой проблеме; возможность существования любой точки зрения, любого смысла; отказ от абсолютных истин.

Диалог - восприятие участниками педагогического взаимодействия друг друга как равных партнеров; умение слушать и слышать друг друга; утверждение чужого «Я» независимо от взглядов, характера; помощь педагога воспитаннику в формировании своего образа мыслей, своего видения проблемы, своего пути решения задачи; право каждого участника педагогического взаимодействия быть самим собой, выразить себя, реализовать свой потенциал по своей модели, своему плану; сотрудничество педагога и учащегося; восприятие партнера по педагогическому взаимодействию субъектом деятельности; потребность и способность к рефлексии своей деятельности, взаимодействия.

Мыследеятельность – организация мыслительной деятельности участников педагогического процесса; не усвоение учащимися готовых истин, а самостоятельное решение проблем через осуществление системы мыслительных операций; проблемное обучении; самостоятельное выполнение учащимися различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); сочетание различных форм организации мыслительной деятельности учащихся (в частности, индивидуальной, парной, групповой); процесс обмена мыслями между участниками педагогического процесса.

Смыслотворчество - процесс осознанного создания (творения) субъектами педагогического взаимодействия нового содержания значения предметов и явлений окружающей действительности; выражение индивидуального отношения к явлениям действительности; рефлексия с позиций своей индивидуальности; понимание каждым участником педагогического процесса, смысла изучаемого, рассматриваемого явления, события, ситуации, предмета; обмен индивидуальными смыслами между участниками педагогического взаимодействия; обогащение индивидуального смысла за счет обмена, соотношения с другими смыслами; содержание педагогического процесса становится продуктом, результатом смыслотворчества его участников.

Межсубъектные отношения - участники педагогического взаимодействия (педагог и учащийся) являются субъектами педагогического процесса, т.е. его полноправными участниками, самостоятельными, творческими, активными, ответственными; субъектность учащегося во многом определяется субъектной позицией педагога; каждый участник педагогического процесса создает условия для своего развития.

Свобода выбора – сознательное регулирование и активизация участниками педагогического процесса своего поведения, педагогического взаимодействия, которые способствуют их оптимальному развитию, саморазвитию; возможность проявления субъектами педагогического взаимодействия своей воли; способность человека к сознательному регулированию и активизации своего поведения; потребность в преодолении препятствий, трудностей; возможность участников педагогического процесса действовать самостоятельно и взаимодействовать; осознанная ответственность за осуществляемый выбор.

Ситуация успеха - целенаправленное создание комплекса внешних условий, содействующих удовлетворению, радости, проявлению спектра положительных эмоций участниками педагогического процесса; позитивность и оптимистичность оценивания; разнообразие педагогических средств, способствующих успеху в деятельности учащихся и педагога; успех как мотив к саморазвитию, самосовершенствованию; организация деятельности учащихся на принципах полилога, мыследеятельности, смыслотворчества.

Позитивность, оптимистичность оценивания – отсутствиев педагогическом взаимодействии отрицательных и полярных оценок; готовность педагога при характеристике деятельности учащихся, педагогического взаимодействия подчеркнуть ценность, неповторимость, значимость результата, достижения личности; стремление отметить позитивное изменение состояния (развития) учащегося; право учащегося на самооценку, оценку деятельности педагога, педагогического взаимодействия; способность педагога возвысить (но никак не унизить) достоинство учащегося; опора в оценке деятельности на положительное; создание ситуации успеха в деятельности через оценку; преобладание положительных эмоций у педагога в процедуре оценивания; недопустимость сравнения достижений одного учащегося с достижениями другого.

Рефлексия - самоанализ, самооценка участниками педагогического процесса своей деятельности, взаимодействия; потребность и готовность учащихся и педагога зафиксировать изменения своего состояния и определить причины этого изменения; процедура фиксации субъектом педагогического взаимодействия своего развития и саморазвития в педагогическим процессе.

Все названные признаки интерактивного взаимодействия детерминируют друг друга, интегрируются в единый комплекс атрибутов, составляющих содержательную и технологическую основу процесса развития субъектности педагога в профессиональном образовании, любого компонента этого процесса.

Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому взаимодействию, определяющему сущность авторитарно-императивного, личностно отчужденного педагогического процесса. Приоритетами интерактивного педагогического взаимодействия являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения, смыслотворчество, рефлексия и др. Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Структура интерактивного педагогического взаимодействия является и основанием классификации активных педагогических методов. В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:

    методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;

    методы обмена деятельностями;

    методы мыследеятельностями4

    методы смыслотворчества;

    методы рефлексивной деятельности;

    интегративные методы (интерактивные игры).

Дадим характеристику каждой группе методов.

Методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса. Методы этой группы способствуют самоактуализации каждого из учащихся, их конструктивной адаптации к складывающейся педагогической ситуации. Среди них следует назвать такие методы, как «Подари цветок», «Комплимент», «Имя и жест», «Аллитерация имени», «Прогноз погоды», «Если бы я был явлением природы…», «Поменяемся местами», «Заверши фразу», «Кто откуда» и др.

Методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса, тесную корреляцию деятельностей педагога и учащихся. Среди методов обмена деятельностями выделяют «Метаплан», «Мастерская будущего», «Перекрестные группы», «Мозаика», «1х2х4», «Аквариум», «Интервью», «Круглый стол», «Мозговой штурм» и др.

Методы мыследеятельности, с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение различных мыслительных операций, осуществление осознанного выбора. К методам этой группы можно отнести «Четыре угла», «Выбери из пяти», «Выбор», «Логическая цепочка», «Интервью», «Дюжина вопросов», «Чье это?», «Цветные фигуры», «Смена собеседника», «Самооценка» и др. Важнейшим процессуальным атрибутом всех названных методов является интенсивная коммуникативная деятельность участников.

Методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами, разработку участниками педагогического взаимодействия нового содержания педагогического процесса. Среди методов смыслотворчества можно назвать «Алфавит», «Ассоциации», «Сочиняем сказку», «Заверши фразу», «Минута говорения», «Интеллектуальные качели» и др.

Методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия. Среди методов этой группы такие, как «Рефлексивный круг», «Зарядка», «Рефлексивная мишень», «Рефлексивный ринг», «Ключевое слово», «Поменяемся местами», «Острова», «Заверши фразу» и др.

Интегративные методы (интерактивные игры)

являются интегрированным методом, объединяющим все ведущие функции вышеназванных активных педагогических методов. В педагогическом процессе могут быть использованы такие интерактивные игры, как «Давай, делай!» «Гостиница», «Икебана», «Школа», «Взаимодействие», «Полёт на воздушном шаре», «Социальная роль («Пожарник»)», «Аквариум» и др.

ОПИСАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Светлана Серебренникова (Фортова)
Семинар - практикум «Интерактивные формы и методы взаимодействия с детьми»

Человек не может по - настоящему усовершенствоваться, если не помогает

усовершенствоваться другим.

Цель семинара - это обобщение и распространение опыта работы по использованию интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный , асt – действовать) . Интерактивный - означает , находящийся в режиме взаимодействия , беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие . (слайд)

Термин «интерактивное взаимодействие » в настоящее время все чаще используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов . При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон – обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль выполнения принятых решений и т. п.

Интерактивные методы и технологии находят все более широкое применение в системе дошкольного образования. Рост интереса обусловлен глобальными изменениями в социуме и сознании людей, поиском новых подходов к организации обучения человека как субъекта собственной жизни и форм взаимодействия

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Результативность применения интерактивных форм и методов во многом определяется способностью педагога создать атмосферу доверия, поддержки, сотрудничества, раскрыть потенциал каждого участника группы. Характеризуются личностные качества, профессиональные умения и навыки педагога (наставника, мастера, тьютора, организующего интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий .

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. (слайд)

Интерактивные методы направлены на формирование у дошкольников новых качеств и умений :

Активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;

Развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;

формируются условия для самообразования, саморазвития личности каждого ребенка.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов . Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность ) . В соответствии с таким подходом методы могут быть объединены в три группы :

словесные, наглядные, практические .

Включение интерактивных методов активизирует познавательную активность детей, усиливает их интерес и мотивацию , развивает способность к самостоятельному получению знаний; обеспечивает обратную связь между воспитанниками и педагогами. Новую, современную классификацию методов предлагают Скаткин и Лернер К ним относятся : эвристический, репродуктивный, информационно-рецептивный , метод проблемного изложения материала, исследовательский.

Предлагаю рассмотреть основные отличия форм и методов интерактивного обучения от традиционных : (слайд)

принудительная активизация познавательной деятельности обучающихся;

достаточно долгое время вовлечения обучающихся в активную деятельность;

самостоятельный (индивидуальный или групповой) поиск решения проблемы на повышенном уровне усилий;

создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности;

непрерывно действующие прямые и обратные связи между обучающимися и обучающей системой;

изменение роли воспитателя на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта;

субъектно-субъектные отношения между воспитателем и ребенком как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный текст, компьютер и др.

К интерактивным методам можно отнести :

- метод проектов ;

Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах воспитанников;

Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы , направленный на создание новых идей, стимулирующих творческое мышление каждого участника;

Ролевые игры – метод , используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникаций. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков» , каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

Баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Баскет-метод позволяет оценить способность ребёнка к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации . Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Тренинги – обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций воспитанники имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки;

Получение знаний с использованием компьютерных технологий;

Анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить детей анализировать информацию , выявлять ключевые проблемы, создавать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий .

В первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей занятия. Предлагаю Вам обратить внимание на памятки, которые находятся у вас на столах, где предложены активные методы обучения с использованием ИКТ.

Интерактивные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей обобщение ранее пройденного материала, эффектное предъявление большого по объему материала; развитие способностей к самообучению повышение учебной мотивации (деловая игра, ролевая игра) ; отработка изучаемого материала (тренинги) ; применение знаний, умений и навыков (баскет – метод ) ; использование опыта детей при предъявлении нового материала; обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра) ; эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов ) ; развитие навыков работы в группе (метод проектов ) ; выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции (баскет – метод ) ; развитие навыков принятия решений (анализ практических ситуаций , баскет-метод ; развитие навыков активного слушания (групповая дискуссия) .

Интерактивные методы обучения – это методы , включающие детей в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют : стимулировать мыслительную деятельность ребёнка; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у детей творческое мышление, развивать речь, формировать опыт взаимодействия в коллективе .

И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Интерактивность, интерактивный - слова, которые сегодня очень популярны в описании различного рода услуг, будь то услуги банка, магазина, цифрового телевидения, информационного портала или образовательной организации. И это неслучайно. Интерактивность востребована на современном рынке услуг, а это значит, что интерактивные услуги привлекут больше людей, повысят их активность в пользовании услугой. Что такое интерактивность, и чем она привлекательна для потребителя?

Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») - понятие, раскрывающее особенности взаимодействия при коммуникациях - используется в характеристике свойств информационных и телекоммуникационных систем, в программировании, а также социальных науках - таких, как социология, психология, педагогика. Интерактивность может характеризовать любую систему, ориентированную на взаимодействие с кем-то или чем-то. Например, интерактивный дизайн продукта - это такой дизайн, который обеспечивает разнообразное взаимодействие пользователя с приобретённым продуктом.

Интерактивность как возможность пользователя участвовать в управлении процессом

Интерактивность в широком смысле часто понимается как возможность потребителя самому управлять процессом потребления. Интерактивные информационные технологии позволяют нам управлять информационным потоком. Пользуясь интерактивным телевидением, мы можем просматривать фильмы и телепередачи в удобное для нас время, при желании останавливать кадр, прокручивать назад, размещать на экране сразу несколько каналов, формировать свой список любимых каналов, просматривать ТВ-программу, следить за новинками кинопроката и т.д. В интерактивном магазине - супермаркете - мы сами берём товары с полок, можем передумать и положить их обратно и повторить эту процедуру сколько угодно раз, а потом сразу рассчитаться за все выбранные нами товары. В каждом из приведённых примеров с помощью интерактивных технологий производители товаров и услуг решают задачу увеличения прибыли.

Интерактивное обучение позволяет обучающемуся самостоятельно управлять процессом освоения знаний и опыта, приобретения компетенций, а задача, которую решает посредством этого педагог - увеличить эффективность обучения.

Привлекательность интерактивного обучения давно используется в сфере коммерческих образовательных услуг. Например, сайт, предлагающий курсы английского языка в Москве , использует слоган, который характеризует важнейшую особенность интерактивного образования: «Вы определяете цели! Мы гарантируем их достижение!»

Клиент-обучающийся сам выбирает, что ему надо! Это характерно для андрагогической модели организации учебного процесса, ведь в данном случае речь идет о платном обучении, причём обучающиеся - как правило, взрослые люди, осознающие свои цели и хорошо мотивированные на результат.

Если говорить об обычном учебном процессе, который организуется, например, в школе, то под интерактивностью понимается, прежде всего, диалоговый режим взаимодействия педагога с учащимися и возможность ученика самостоятельно выбрать формат участия в этом диалоге . Таким образом, для интерактивного обучения необязательно использование каких-либо специальных интерактивных технических средств вроде компьютера или интерактивной доски. Главное - организовать постоянное двустороннее общение, наладить эффективные коммуникации во взаимодействии учителя с учениками (причём не только с о всем классом или группой учащихся, но и с каждым отдельным учеником), а также учащихся друг с другом.

Интерактивность как показатель интеллектуальности системы

Из-за разнообразия сфер использования в настоящее время не существует единого универсального определения интерактивности, в каждой науке и каждой сфере человеческой деятельности она трактуется по-разному.

В информационно-коммуникационных системах интерактивность понимается как способность системы адекватно реагировать на действия пользователя, проявлять активность, включать его в процесс взаимодействия. В системах программирования интерактивность характеризуется возможностью внесения изменений в готовую работающую программу.

Пожалуй, один из ярких примеров, наглядно иллюстрирующих свойство интерактивности в информационно-коммуникационных технологиях - интерактивная анимация . Просматривая обычный «мультик», его можно лишь включать и выключать, останавливать кадр, изменять скорость, регулировать звук. В интерактивной анимации мы можем, например, увеличивать отдельные элементы анимированной картинки, получать их текстовые описания по наведению или клику мыши на определённую область анимации, можем запустить вращение объекта его для обзора со всех сторон или можем поворачивать мышью, выбирая тот или иной ракурс. Иначе говоря, в интерактивной анимации картинка не просто изменяется, её приводят в движение действия пользователя.

В любом из перечисленных случаев интерактивность свидетельствует об интеллекте системы, о том, что она способна подстраиваться под потребности пользователя .


Top