Индивидуальная программа профессионального развития как атрибут педагогического мастерства. Разработка и оформление индивидуальной программы развития Технология разработки индивидуальной образовательной программы

Разработка Индивидуальной образовательной программы педагога как условие личностного и профессинального роста.

Слесаренко Тамара Геннадьевна, МАОУ СШ №143, учитель

Кардинальное реформирование российского общества, сопровождаемое радикальными изменениями во всех сферах жизни, требует обновления всех социальных институтов и систем, в том числе и образования. В современных условиях повысился спрос на социально активную, творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию.

В концепции российского образования на период до 2020 года и в инициативе президента Д.В. Медведева «Наша новая школа» одним из приоритетных направлений обозначено развитие учительского потенциала, как условия повышения качества общего образования. Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Заказ на индивидуализацию образовательной позиции должен исходить не столько от государства, сколько от самого человека, его индивидуальных потребностей и представлений о самореализации. Решение индивидуализации обучения мы видим в реализации индивидуальных образовательных программ всех участников образовательного процесса, поскольку педагог, не умеющий проектировать свою деятельность, не сможет научить этому ученика

Разработанная нами индивидуальная образовательная программа займет свое место не только в новых формах аттестации педагого в, но и поможет рефлексивно подойти к проблемам педагогической практики, проектируя свою деятельность на учебный год в рамках методической темы. Индивидуальная образовательная программа является средством для организации образования педагога, стержнем и вектором его собственной образовательной траектории.

1 «Общие сведения о педагоге» - сертифицированные (документальные) достижения (информация об авторе, учебная нагрузка, цель проблемной образовательной деятельности в рамках методической темы школы)

2.«Индивидуальная образовательная программа педагога» - материалы, отражающие основные проблемные направления творческой активности, которые педагог планирует решить в течение года; виды деятельности, предполагаемые результаты и сроки исполнения. Имеет два направления: на себя и свою деятельность по отношению к заявленной проблеме и на деятельность на ученика.

3.«Приложения» - характеристики отношения педагога к различным видам деятельности (рецензии коллег, резюме, отзыв о работе педагога руководителем методического объединения ).

Мы хотим более подробно остановиться на принципах составления индивидуальной образовательной программы педагога, ее дальнейшем предъявлении и возможных путях решения проблем.

Идея разработки индивидуальной образовательной программы предложена методистом районного методического центра управления образованием Вычужаниной Н.И. Созданная творческая группа, развила идею, спроектировала этапы работы и выстроила шаги по реализации индивидуальной образовательной программы в 2007-2011 учебном гг.

Разработческий этап работы группы мы начали с обзора литературы по теме. Были изучены результаты исследований в области получения общего обязательного образования детьми и образования взрослых: личностно- ориентированное обучение (Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного образования»), уровневая дифференциация (Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»), сочетание индивидуального и коллективного при преобразовании профессиональной деятельности педагогов (Слободчиков В.А., СластенинВ.А., ПодымоваЛ.С. «Педагогика: инновационная деятельность») , Подымова Л.С. «Подготовка учителя к инновационной деятельности»).

Одной из задач, стоящей перед группой, стало формирование общих представлений о целях и задачах ИОП, о ее структуре, о форме реализации, представлении на обсуждение полученных результатов.

ИОП педагога- это совокупность действий, которые реализуются в рамках стратегической программы школы и ее методической темы, по проблеме освоения педагогом компетентностей в процессе педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность - целенаправленное развитие обучающегося, овладение им основами культуры, всестороннее развитие его способностей, развитие компетентностей в процессе освоения государственного образовательного стандарта.

Ц ель введения ИОП:

Создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самоопределения и самообразования, профессионализации через проблематизацию и проектирование собственной деятельности ;

Позволяет самостоятельно конструировать образовательный маршрут с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбирать наиболее приемлемые для себя сроки и формы его реализации.

Сроки ее реализации могут варьироваться от одного года до трех лет в зависимости от поставленных целей (конкретных и глобальной), желаемого результата и формы его предъявления: рефлексивный анализ деятельности или аттестация.

Мы считаем, что индивидуальная образовательная программа должна являться инструментом мониторинга профессиональных достижений педагога, поэтому цели ее написания будут следующие:

Развивающая по отношению к образовательной ситуации (структура программы представляет собой своеобразный ориентир возможных видов активности педагога и предполагаемого результата).

Оценочно-стимулирующая (реальное оценивание своих профессиональных затрат и возможностей, основание для начисления стимулирующей части заработной платы);

Таким образом, мы договорились, что в программе педагог обозначает:

Цели и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся с профессиональными и образовательными стандартами, успеваемостью воспитанников и учащихся, стратегическим планом развития образовательного учреждения;

Профессиональные умения, которые необходимо приобрести педагогу в ходе реализации ИОП;

Средства для решения поставленных задач.

Планируемый результат целенаправленной деятельности педагога.

Практическая значимость индивидуальной образовательной программы нам видится в направленной систематизации деятельности педагога, ориентированной на положительную динамику показателей профессионального роста и проблем практики.

Алгоритм составления индивидуальной образовательной программы отличается универсальностью, так как начать работу по составлению ИОП можно с любого «этапа».

1.Диагностика, оценка и самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; умение поставить цели, задачи педагогической деятельности, выделять дефициты и профициты). Нужно понимать мотивацию педагога, его умение разрабатывать программы педагогической деятельности, умение организовать учебную деятельность; рефлексивные и коммуникативные умения. На этом этапе происходит самоопределение педагога.

2. Программирование профессионального развития, составление ИОП. При проектировании ИОП, педагог учитывает программу развития учреждения, единую методическую тему и годовые задачи образовательного учреждения. Как результат, какие компетентности или группы умений, возможно, отдельное умение будет развиваться у педагога и как повлияет это на результат образования у учащихся.

3. Реализация ИОП происходит в течение года и ориентирована на решение глобальной цели, направленной на педагога и решение проблем практики.

4.Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы, представление результатов - это и продукты (разработанные материалы ) и то, чему научился педагог, и то, как это повлияло это на решение заявленной проблемы. В процессе деятельности и реализации индивидуальных образовательных программ последние должны постоянно уточняться, корректироваться, конкретизироваться, переоформляться в соответствии с тем, как будет разворачиваться действительность и, насколько полно она отражена в ИОП . Рефлексивный анализ осуществляется педагогом постоянно и корректируется в ходе деятельности, а предъявляется 1 раз в год в творческой группе с целью мониторинга профессионального роста и возможного пересамоопределения, оформления образовательного заказа, прфессиональных потребностей и дефицитов.

Главное – научить педагога максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своей образовательной траектории. Именно сам педагог, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за эти риски ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности.

Индивидуальный план развития, пример которого мы рассмотрим далее, представляет собой инструмент, с помощью которого сотрудник целенаправленно и планомерно занимается развитием у себя нужных качеств и навыков. Сам по себе ИПР - это определенный документ, в котором указываются конкретные цели развития и определенные действия, с помощью которых можно их достигнуть.

Польза компании

Именно поэтому в большинстве современных компаний каждому сотруднику составляется индивидуальный план развития. Пример такого документа будет представлен ниже. С его помощью можно реализовать сразу несколько задач:

  • сотрудник начинает более планомерно и целенаправленно заниматься своим развитием;
  • обеспечивается координирование рабочих целей и целей развития;
  • появляются возможности контроля и самоконтроля;
  • конкретные и общие идеи саморазвития переводятся на уровень выполнения конкретных действий;
  • проводится анализ своих слабых и сильных сторон.

В преимущественном большинстве случаев ИПР используется крупными компаниями в качестве инструмента саморазвития менеджеров, работающих в кадровом резерве. Но это не говорит о том, что он является неэффективным в качестве самостоятельной методики, так как при правильном использовании отыгрывает очень важную роль в улучшении работы персонала.

Польза сотрудникам

Для сотрудника пример которого он получает на руки, выгоден следующим:

  • он позволяет своевременно провести подготовку к каким-либо новым проектам, должности или предстоящим переменам в организации;
  • обеспечивается самоорганизация, так как при наличии ИПР гораздо легче вносить в свои рабочие или жизненные планы какие-либо действия и события, помогающие достичь конкретных целей;
  • выделяются приоритеты и расставляются акценты, на которые нужно обратить внимание в процессе развития и обучения.

За счет системного использования ИПР обеспечивается возможность определения менеджерского потенциала компании, а также прогнозирования основных возможностей ее дальнейшего развития. Также более опытные сотрудники занимаются контролированием процессов развития и обучения. Зная индивидуальный план развития, пример которого выдается каждому менеджеру, компания может заниматься более точным проведением кадровой политики.

Помимо всего прочего, с помощью ИПР обеспечивается направленность усилий, использующихся в пределах стратегии компании. Принимая участие в составлении ИПР с использованием внутренних и внешних консультантов, компания обеспечивает помощь менеджерам в выделении приоритетов и расставлении акцентов во время обучения и развития в соответствии с выбранной тактикой.

Как его составить?

Чтобы обеспечить реальный эффект, используя план индивидуального развития, пример его должен составлять грамотный специалист, имеющий опыт и навыки проведения подобных работ. В основном составление включает в себя три основных этапа.

Подготовка

Сотрудник занимается изучением отчета по результатам оценки (если она проводилась), после чего получает и изучает основные рекомендации, связанные с развитием, от руководителя, проводит самостоятельное определение приоритетов развития, а в случае необходимости советуется с внутренними или внешними консультантами. Что делать, если не получается самостоятельно составить план индивидуального развития? Пример такого документа может подсказать специалист по развитию и обучению, который присутствует в штате большинства крупных организаций.

Составление

Сотрудник занимается заполнением таблицы, указывая там приоритеты собственного развития, а также составляет карту развивающих действий, на которой четко указывает, когда и каким образом он будет заниматься развитием нужных навыков.

Согласование

Консультант или руководитель рассматривает каждый индивидуальный план развития сотрудника. Примеры такого документа находятся в широком доступе, поэтому работнику несложно будет его составить самостоятельно. После этого уполномоченное лицо при необходимости вносит нужные изменения.

Утверждение

Готовый индивидуальный план развития сотрудника, примеры которого можно найти в специализированных печатных изданиях, прошедший согласование с консультантами, отправляется руководителям или представителям HR-отдела для окончательного утверждения.

Сферы развития

Среди основных сфер развития в ИПР зачастую указываются следующие:

  • Развитие навыков на рабочем месте. Сотрудник занимается различными изменениями в процессе работы, которые могут поспособствовать улучшению его компетенции.
  • Выполнение специальных заданий или проектов. После того как был составлен индивидуальный план развития работника (пример выше), сотруднику поручается выполнение какого-либо проекта, требующего от него повышенного уровня компетенции.
  • Обучение на опыте других людей. Проводится наблюдение за более компетентными сотрудниками, после чего заполняется новый индивидуальный план развития специалиста. Пример заполнения также могут подсказать более опытные коллеги.
  • Поиск обратной связи. Сотрудник обсуждает с подчиненными и коллегами собственную работу, рассматривая ее с точки зрения своей компетенции.
  • Самообучение. Проводится глубокий анализ своей работы, после чего сотрудник самостоятельно ищет какие-то более эффективные решения, которые могли бы улучшить его работу в компании.
  • Тренинги. Человек принимает участие в различных тренинговых программах.

Таким образом, данный инструмент является универсальным. Некоторые люди даже составляют индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка. Пример такого документа подскажут психологи, врачи и многие другие специалисты.

Что должен содержать в себе пример?

ИПР зачастую включает в себя определенный перечень мероприятий, необходимых для развития конкретных навыков у специалиста. В зависимости от сферы деятельности конкретной организации и ее масштаба, такой перечень может быть крайне разнообразным и, помимо остальных данных, включать в себя следующее:

  • непосредственное обучение новым навыкам в своей организации, а также получение их за ее пределами;
  • участие в каких-либо проектах, где сотрудник может обрести ценный для себя опыт;
  • ротацию персонала;
  • проведение стажировки;
  • менторинг, наставничество и коучинг;
  • выполнение каких-либо дополнительных поручений, задач и ролей;
  • прохождение необязательной или обязательной сертификации.

В преимущественном большинстве случаев планы развития не включают в себя какие-либо задачи, которые относятся к достижению конкретных KPI или определенных целевых показателей.

Сроки

Для новичков в преимущественном большинстве случаев принято устанавливать планы сроком приблизительно на полгода, а для уже работающих сотрудников этот временной отрезок может достигать года. Для HiPO или сотрудников с повышенным потенциалом такой план может составляться сразу на срок от трех до пяти лет.

В лучшем случае положение об обучении персонала или какой-либо другой документ должен включать в себя не только ступени карьерной лестницы, но еще и критерии, по которым проводится оценка профессиональных навыков и знаний специалиста. Таким образом, работники вместе с руководителем могут провести оценку текущей компетенции и определить, что нужно развивать для достижения очередной карьерной ступени.

Развитие государственных служащих

На практике неоднократно было доказано, что использование ИПР в государственных структурах является неотъемлемым элементом управления и улучшения работы персонала. С помощью данного инструмента обеспечивается значительное повышение профессиональной планки специалиста, что является важным не только для самого сотрудника, но и для того государственного ведомства, в котором он работает.

Индивидуальный план развития специалиста, пример которого вы можете видеть в статье, представляет собой документ, в котором описываются основные цели развития и определенный перечень действий, необходимых для выполнения госслужащим. При этом согласование и утверждение таких документов несколько отличается от указанной выше процедуры.

Как они составляются?

Для начала составляется пример индивидуального плана развития руководителя или сотрудника. В соответствии с должностным регламентом он должен разрабатываться приблизительно на три года.

Если человек то указанный им план индивидуального развития проходит утверждение. Эту процедуру проводит руководство организации на протяжении трех месяцев после того, как чиновник был назначен на свою должность.

Когда составляется индивидуальный план госслужащего (пример документа имеется на любом предприятии), он должен включать в себя следующие характеристики человека:

  • образование;
  • опыт работы по своей профессии;
  • качество знаний, навыков и умений;
  • личные устремления.

Это только основной перечень сведений, которые учитываются при составлении данного документа. Индивидуальные планы развития госслужащих, пример одного из которых приведен в статье, включает в себя указание и продолжительности получения дополнительного образования, а также основного его направления и ожидаемого эффекта.

Как они утверждаются?

Утверждением таких документов занимаются руководители органов или отдельных подразделений в зависимости от того, к какой категории относится тот или иной государственный служащий.

Составление ИПР осуществляется в двух экземплярах, при этом один из бланков отправляется в личное дело сотрудника, в то время как второй выдается ему на руки. Именно поэтому, когда составляется план индивидуального развития, пример заполнения должен быть обязательно, чтобы вы не допустили никаких ошибок, и испорченный документ не был занесен в ваше личное дело.

Чтобы мечты сотрудника о каких-либо званиях, научных степенях или стажировках за границей стали более реальными, он должен под чутким руководством своего непосредственного начальника составить собственный план развития на ближайшие три года. Поэтому вы можете всегда мотивировать своих сотрудников потенциальным развитием внутри компании, постоянно показывая, что им еще есть куда расти.

Что он в себя включает?

Пример индивидуального плана профессионального развития госслужащего в первую очередь представляет собой конкретный перечень мероприятий, направленных на управленческие и профессиональные качества сотрудника. Основными типами таких мероприятий являются следующие:

  • Обучающие. Направлены на то, чтобы сотрудник получал какие-то новые знания, которые могут пригодиться ему при исполнении его непосредственных обязанностей.
  • Развивающие. Используются для совершенствования человека в его профессиональной области и обретения им новых навыков. Благодаря таким мероприятиям сотрудник охватывает новые горизонты своей работы и может выполнять более широкий спектр задач.
  • Закрепляющие. Мероприятия, предназначенные для отработки навыков, которые сотрудник уже имеет или недавно получил.

Сразу стоит отметить, что примеры индивидуального плана развития сотрудника по компетенциям должны отдельно составляться под каждого специалиста, так как основной задачей этого документа является определение личных расхождений между тем, какой уровень чиновник имеет на данный момент, и тем, который нужен от него на вышестоящих должностях.

В основу составления ИПР включен целый ряд оценочных процедур, в число которых также входит личное собеседование начальника с самим служащим. В каждом отдельном случае свой отпечаток накладывается еще и спецификой деятельности госслужащего, а также занимаемой им должностью.

Что нужно знать?

В стандартном варианте заполнения план индивидуального развития включает в себя три основных элемента, которые будут развиваться у госслужащего: умения, знания и навыки. Инструментарий, который будет использоваться в процессе реализации составленного плана индивидуального развития, может иметь крайне широкий спектр, и его перечень непосредственно зависит от результатов проведенной оценки способностей конкретного специалиста.

Достаточно часто индивидуальные планы профессионального развития включают в себя посещение различных внешних или внутренних тренингов, направленных на повышение квалификации, а также всевозможные задания, которые в основном имеют управленческий характер. В качестве отдельного пункта указываются основные элементы стажировок, а также уровень сложности служебных задач, делегируемых данному чиновнику. В основном они гораздо сложнее по сравнению с теми, которые встречались им при выполнении стандартных обязанностей.

Основные аспекты составления

В процессе составления индивидуального плана учитывается не только образование сотрудника и его личные цели, но еще и задачи соответствующего структурного подразделения. Другими словами, те знания, которые собирается получить сотрудник, должны иметь отношение к его служебной деятельности. Стоит отметить, что у государственного служащего есть возможность получения дополнительного профессионального образования не только с частичным отрывом на протяжении до трех рабочих дней в неделю, но и даже с определенным полным отрывом от выполнения своих непосредственных обязанностей.

В качестве основных направлений дополнительного профессионального образования можно указывать такие:

  • правовое;
  • управленческое;
  • планово-финансовое;
  • организационно-экономическое;
  • языковое;
  • информационно-аналитическое.

И все это - только основной перечень направлений, которые можно включать в индивидуальный план чиновника. К примеру, некоторые специалисты могут указывать в своем плане необходимость изучения иностранного языка, и это действительно требуется большинству из них. Предусматривается еще целый ряд других мероприятий, направленных на профессиональное развитие государственных служащих, среди которых можно отметить следующее:

Помимо всего прочего, сегодня крайне приветствуется стремление к саморазвитию, что тоже нужно учитывать.

Служба по персоналу конкретного ведомства разрабатывает пример индивидуального плана развития руководителя. Она должна каждый год заниматься формированием заявок на обучение для гражданских служащих в пределах доступного государственного заказа на проведение повышения квалификации, стажировки или профессиональной переподготовки. При этом может указывать, что, например, на весну у него назначены курсы изучения английского языка, летом он будет проводить доклад на специализированной научной конференции по праву, а осенью ему нужно отправиться в Туманный Альбион на посещение тренинга, связанного с эффективным управлением персоналом. Стоит отметить, что в данном случае государственный служащий ничего не тратит для получения нужных знаний, и посещение подобных мероприятий полностью оплачивается из государственной казны.

Определение в общей характеристике сильных сторон учащегося (воспитанника), его потребностей, текущих достижений служат основой для разработки индивидуальной программы развития.

Определение направлений в разработке индивидуальной программы развития

Все дети способны обучаться, но не все усваивают одно и тоже в одинаковом темпе или одинаковым способом. Для определения основного направления в разработке индивидуальной программы развития команда поддержки учащегося (воспитанника) должна проанализировать его общую характеристику, изучить рекомендации психолого-медико-педагогической консультации, разработать предполагаемые долгосрочные цели и краткосрочные задачи, определить, какие виды поддержки ему необходимы.

Если учащемуся (воспитаннику) необходимы специфические виды поддержки для достижения долгосрочной цели в соответствии с типовым учебным планом, то это обстоятельство документируют с определением видов поддержки, а также данных об их эффективности. Такие записи необходимы для планирования и коммуникации. Кроме адаптаций, важно фиксировать текущие достижения учащегося, чтобы провести связь между его потребностями, стратегиями и материалами, которые используются для предоставления поддержки. Необходимо также постоянно пересматривать адаптации, чтобы они и в дальнейшем оставались эффективными и полезными для ребенка.

Если учащемуся (воспитаннику) необходима только адаптация, то нет необходимости формулировать для него краткосрочные задачи. В таком случае он обучается в соответствии с адаптацией, предусмотренной типовым учебным планом общеобразовательной школы. Некоторые учащиеся могут учиться по программе общеобразовательной школы, но, кроме определенных долгосрочных целей, имеют потребности в других сферах, например, в усовершенствовании поведения и моторики. Для них необходимо разрабатывать краткосрочные задачи только в целевых сферах.

Приоритетные учебные потребности по сферам

На основе характеристики учащегося команда поддержки определяет его сильные и слабые стороны, приоритетные учебные потребности (или общие аспекты, которые требуют внимания). Как правило, эти аспекты можно сгруппировать по сферам. Чем больше потребностей у учащегося (воспитанника), тем больше количество сфер для разработки его индивидуальной программы развития.

Выделяют следующие сферы:

Коммуникативная (вербальная и невербальная);

Когнитивная (академическая);

Трудовая деятельность;

Проведение свободного времени;

Социальные навыки и отношения;

Самообслуживание;

Самостоятельная жизнь;

Физическая;

Эмоционально-волевая и поведение.

Описание текущего уровня развития и успешности ребенка по сферам


Текущий уровень развития и успешности ребенка – это точное описание достижений учащегося (воспитанника) по каждой сфере. Эту информацию можно получить из общей характеристики ребенка и использовать как основу для разработки долгосрочной цели, так и базовый индикатор для измерения достигнутого прогресса.

Разработка долгосрочных целей по сферам

Долгосрочные цели – это краткая формулировка, в которой говорится, что учащейся (воспитанник) должен знать и уметь делать в конце учебного года. Для команды поддержки важно ограничиться реальным количеством долгосрочных целей для каждой сферы.

Каждая долгосрочная цель должна:

1. быть направлена на удовлетворение ведущей учебной потребности, которая указана в общей характеристике учащегося;

2. выходить из его текущих достижений;

3. учитывать степень прогресса учащегося (воспитанника) из предыдущего периода;

4. быть достаточно сложной, чтобы мотивировать учащегося (воспитанника);

5. быть достижимой;

6. делать акцент на том, чему учащейся (воспитанник) должен научиться;

7. определять, что учащейся (воспитанник) будет делать (а не какие действия перестанет делать).

Фундаментальная составляющая технология индивидуального планирования – это поиск соответствующих формулировок для записи долгосрочных целей. Результативность долгосрочных целей должна отвечать критериям SMART .

Метод «портфолио»
В изменившихся условиях индивидуализации и личностной направленности, основой профессионально-образовательной деятельности становится индивидуальная профессионально-образовательная программа, разрабатываемая каждым студентом и позволяющая раскрыть индивидуальность студента и в аспекте его личностных особенностей, и в аспекте целей его профессионально-личностного становления, и в аспекте организации образовательной и самообразовательной деятельности.
Специфика индивидуальной профессионально-образовательной программы заключается в преодолении противоречий между нормативными требованиями к обучению всех (требования ФГОС-3) и индивидуальной направленностью образования, а также - между профессиональной подготовкой и, собственно, профессиональной деятельностью. Особое значение в построении индивидуальной профессионально-образовательной программы приобретает планирование самостоятельной работы.
Для этого, в индивидуальной профессионально-образовательной траектории указываются индивидуальные цели профессионального образования (которые, естественно, должны быть шире, чем требования стандарта), там же указывается объемные и качественные показатели материала, который подлежит изучению, выполняемые задания; сроки и формы отчетности по каждому разделу (предмету). Также в индивидуальной программе могут указываться формы и методы организации образования, сфера ответственности студента и преподавателя.
Разработка и реализация индивидуальных профессиональнообразовательных программ имеет многолетнюю историю применения в западной (в частности, американской) системе профессионального образования, где она получила название «учебного контракта». Учебный контракт разрабатывается в течение целого семестра под руководством тьютора (консультанта студента), затем проходит утверждение руководством колледжа и становится правовым документом. В учебном контракте, помимо порядка изучения предметов (дисциплин, модулей) указываются объемные и качественные показатели помощи, оказываемой вузом в процессе изучаемой индивидуальной программы и, напротив, обязательства студента по подготовке итоговых документов (отчетов об исследовательской и практической деятельности). Отдельными направлениями помощи является предоставление информационных ресурсов, а также - психологическое консультирование и тренинги.
В условиях современной российского педагогического вуза, более перспективным выглядит проектирование индивидуальной профессионально-образовательной программы в форме «портфолио». Изначально, так называлась совокупность документов, относящаяся к какой- либо сфере профессиональной деятельности. В частности, портфолио педагога может включать:
. набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, грамоты, характеристики, рекомендации и др.);
. методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
. описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения супервизора и оценки работы с его стороны);
. результаты аттестаций и иных видов оценки работы.
Кроме того, в зависимости от целей сбора портфолио, в него могут быть включены и иные документы, в том числе, относящиеся к личностному развитию педагога. Вообще, выделяют три типовые цели и, соответственно, модели портфолио:
1. Помощь в профессионально-образовательной аттестации. Основой портфолио, в этом случае, систематическое представление объективных свидетельств о профессиональной деятельности. Хорошо, если будут представлены видеозаписи деятельности, сопровождаемые рефлексивным комментарием. Еще один раздел портфолио - документы, отражающие официальную оценку результативности. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения, отзывы и т.д. Последний раздел - документы, отражающие уровень образования или квалификации.
2. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Такой портфолио собирается как «методическая копилка», отражение развития взглядов человека на свою профессию. Лучше, если материалы в нем собираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. В течение года в портфолио добавляются примеры использования методик и методических приемов, планы и программы своей работы и работы детей, фрагменты уроков, воспитательных мероприятий, конспекты литературы, статьи, оборы книг и т.д. В конце года проводится анализ уровня достижения поставленной цели и всей работы.
3. Помощь в профессиональном развитии педагога. В портфолио отражаются основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. В портфолио включаются сертификационные и аналитические документы, относящиеся к повышению квалификации, стажировкам, самостоятельному изучению материала, обращениям к помощи наставника или деятельности в творческих группах. По мере работы, в портфолио вносятся конспекты, видеоматериалы, резюме, ксерокопии статей и др. Один из разделов портфолио может быть посвящен работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий.

Мирошниченко И.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г.Короленко

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация

В статье рассматривается педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов учащихся, т.е. технология, учитывающая индивидуальные особенности, профессиональные намерения, интересы, склонности, и ценностные ориентации обучающихся. Обосновывается перспективность применения квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок к отбору и структурированию учебного материала.

Ключевые слова: содержание образования, индивидуальная образовательная траектория, экспертные оценки, приоритеты учащихся.

Miroshnichenko I.L.

PhD in Pedagogy, associate professor of the Chair of Mathematics and the Chair of the Theory and Mathematics Technique, Glazov Korolenko State Pedagogical Institute

TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL PROGRAMS FOR CHILDREN WITH VARIOUS EDUCATIONAL NEEDS

Abstract

In article the pedagogical technology, which allows to select and to structure teaching material based on the priorities of students, i.e., taking into account individual peculiarities, professional intentions, interests, aptitudes, and values of students. Substantiates promising application of qualitative approach and, in particular, the group method of expert assessments to the selection and structuring of educational material.

Keywords: the content of education, individual educational trajectory, expert assessments and priorities of students.

В новом Законе «Об образовании в РФ», говорится о свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям обучающихся, создания условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения. Но отбор учебного материала и его структурирование осуществляет учитель-предметник, который в одиночку не в состоянии учесть потребности и возможности каждого ученика, а современные требования диктуют учитывать образовательные потребности учащихся и проектировать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию обучения. Причем, перед учителем стоит задача учитывать возможности не только одаренных и талантливых детей, показавших высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере, но и детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этими требованиями, образовательному учреждению необходимо создать условия для получения без дискриминации качественного образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности. Несомненно, в образовательном процессе надо использовать современные методы обучения, в том числе и информационные технологии. Широко обсуждается и практикуется инклюзивное обучение, которое признано мировым сообществом. Но в любом случае, посещает ли такой ребенок учебное заведение или учится на дому, перед учителем стоит важная проблема не только как учить, но и чему учить.

В связи с этим, в научной литературе активно исследуется вопрос о сущности индивидуальных образовательных траекторий, но чтобы от теории перейти к практике необходима технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе индивидуальных потребностей учащихся. Реализовать данную проблему возможно с помощью технологии, основанной на применении квалиметрического подхода, в частности, метода групповых экспертных оценок. Разработана педагогическая технология, позволяющая отбирать и структурировать учебный материал на основе приоритетов обучающихся. В общем случае под приоритетом понимаются первенство, предпочтения по различным основаниям. Приоритетно-логическая структура понимается как вариант некоторой логической структуры учебной информации, выделенный из множества существующих структур по каким-либо признакам: по индивидуальным особенностям, по уровням обучения, по профессиональным предпочтениям учащихся и др.

В широком смысле любая технология определяет совокупность приемов, используемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Содержательное обобщение различных определений этого понятия позволяет сделать заключение о том, что педагогическая технология является частью педагогической науки о наиболее рациональных путях обучения и должна рассматриваться в процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах. Процессуально-описательный аспект предполагает наличие алгоритма технологического процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств, для достижения планируемых результатов. Процессуально-действенный аспект предусматривает осуществление технологического процесса, функционирование личностных и инструментально-методологических средств.

Педагогическая технология приоритетно-логического структурирования учебной информации должна удовлетворять, как и любая другая педагогическая технология, основным методологическим требованиям, которые можно рассматривать в качестве критериев технологичности процедур структурирования учебной информации:

  • критерий концептуальности как научное обоснование достижимости поставленной цели;
  • критерий системности требует наличия у предлагаемой технологии всех признаков системы: логики процесса, целостность и взаимосвязь всех этапов. Центральной частью системного подхода является наличие модели исследуемого элемента педагогической системы;
  • критерий эффективности накладывает определенные условия на все этапы технологии для оптимизации затрат и эффективности результатов;
  • критерий воспроизводимости подразумевает возможность воспроизведения процедур структурирования учебной информации другими исследователями;
  • критерий управляемости предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции получаемых результатов;
  • необходимым условием управляемости в указанном выше смысле являются требования критерия алгоритмичности.

Теоретической базой для создания педагогической технологии приоритетно-логического структурирования учебной информации, является разработанная концепция отбора и структурирования учебной информации по приоритетам (индивидуальным особенностям) учащихся. Следовательно, можно говорить о выполнении требований критерия концептуальности как научного обоснования достижимости поставленной цели. Принятая тезаурусная модель в качестве центральной части системного подхода разработанной концепции свидетельствуют о соответствии требованиям второго критерия технологичности процедур структурирования учебной информации (критерий системности).

В формализованном виде технология создания индивидуальной образовательной траектории включает следующие этапы:

Этап 1. Этап формирования рабочей группы по структурированию учебной информации. Под термином “Рабочая группа” понимается группа специалистов, обеспечивающих руководство алгоритмическим процессом формирования структурированной учебной информации;

Этап 2. Этап рабочей группы по формированию экспертных групп для экспертизы создаваемых логических структур учебной информации;

Этап 3. Этап рабочей группы по выявлению приоритетов конкретных учащихся;

Этап 4. Этап экспертизы приоритетов конкретных учащихся

Этап 5. Этап рабочей группы по конструированию семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации с учетом профессиональных интересов учащихся;

Этап 6. Этап экспертизы семантического содержания модели создаваемой структуры учебной информации, с учетом приоритетов учащихся;

Этап 7. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры;

Этап 8. Этап экспертизы модели логической структуры;

Этап 9. Этап рабочей группы по конструированию модели логической структуры учебной информации в форме графа, анализ результатов, рекомендации по апробации.

Перечисленные последовательные этапы создаваемой педагогической технологии по своей сути являются описанием (алгоритмом) действий по приоритетно-логическому структурированию учебной информации. Данное описание соответствует всем требованиям критерия алгоритмичности. Для достижения квалиметрической обоснованности профессионально ориентированных структур учебных элементов необходимо применение научно обоснованных процедур на всех этапах их конструирования. Тогда в соответствии с “системным обеспечением качества” они будут удовлетворять предъявляемым к ним требованиям, т.е. являться качественной задаваемой учебной информацией.

Основными методами квалиметрии являются экспертные методы, которые предполагают проведение экспертного опроса и получения экспертных оценок специалистов в той области деятельности, по поводу которой ведется опрос. На основе метода групповых экспертных оценок В.С.Черепановым и А.А. Мирошниченко, разработана методика формирования учебных тезаурусов предметов, основывающихся на использовании понятия “тезаурус”, сформулированного П.Георгиевой .

Таким образом, разработанная педагогическая технология, основана на применении квалиметрического подхода и, в частности, метода групповых экспертных оценок, позволяет разработать индивидуальную образовательную траекторию как для одаренных и талантливых учащихся, так и для детей с ограниченными возможностями.

Литература

  1. Мирошниченко А.А. Управление процессом конструирования профессионально ориентированных структур учебного материала // Вестник педагогического опыта. –1999. – № 10. С. 29-33.
  2. Мирошниченко А.А. Теория и технология конструирования профессионально-ориентированных структур учебных элементов: дис. докт. пед. наук. – Ижевск, 1999. С.52-58.
  3. Мирошниченко А.А., Уткина О.Н. Рабочий XXI века: приоритет -профессиональное самоопределение // Образование и общество. – 2010. – №. С. 72-75.
  4. Мирошниченко И.Л. Приоритетно-логическое структурирование учебной информации: дис. канд. пед. наук. – Ижевск, 2005.-С.58-60.
  5. Мирошниченко И.Л. Концептуальные положения к отбору и структурированию учебной информации по приоритетам учащихся //Вестник Череповецкого гос. университета, 2014. –№2. С.97-100.
  6. Мирошниченко И.Л. К вопросу использования образовательно-информационной среды в реализации национально-регионального компонента при обучении математике // Преподавание математики в вузах и школах: проблемы содержания, технологии и методики: мат. IV Всерос. науч. – практ. конф. – Глазов, 2012. – С. 115-117.
  7. Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации. – М.,2013. – Режим доступа: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения 15.10.2015).

References

  1. Miroshnichenko A.A. Upravlenie processom konstruirovanija professional’no orientirovannyh struktur uchebnogo materiala // Vestnik pedagogicheskogo opyta. –1999. – № 10. S. 29-33.
  2. Miroshnichenko A.A. Teorija i tehnologija konstruirovanija professional’no-orientirovannyh struktur uchebnyh jelementov: dis. dokt. ped. nauk. – Izhevsk, 1999. S.52-58.
  3. Miroshnichenko A.A., Utkina O.N. Rabochij XXI veka: prioritet -professional’noe samoopredelenie // Obrazovanie i obshhestvo. – 2010. – №. S. 72-75.
  4. Miroshnichenko I.L. Prioritetno-logicheskoe strukturirovanie uchebnoj informacii: dis. kand. ped. nauk. – Izhevsk, 2005. – P. 58-60
  5. Miroshnichenko I.L. Konceptual’nye polozhenija k otboru i strukturirovaniju uchebnoj informacii po prioritetam uchashhihsja //Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. –№2. P. 97-100.
  6. Miroshnichenko I.L. K voprosu ispol’zovanija obrazovatel’no-informacionnoj sredy v realizacii nacional’no-regional’nogo komponenta pri obuchenii matematike // Prepodavanie matematiki v vuzah i shkolah: problemy soderzhanija, tehnologii i metodiki: materialy IV Vseros. nauch. – prakt. konf. FGBOU VPO «Glaz. gos. ped. ins. im.V.G.Korolenko» Glazov, 2012. – P. 115-117.
  7. Federal’nyj Zakon ob Obrazovanii v Rossijskoj Federacii. – M.,2013. – Rezhim dostupa: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (data obrashhenija 15.10.2015).

Top