Сущность единства образовательного пространства на территории рф. Создание единого образовательного пространства для формирования учебных и общеучебных умений учащихся учебно-методический материал (1 класс) на тему

Принадлежит государству. Данная функция заключается в следующем:

  • построение структуры образования;
  • определение основных принципов ее функционирования;
  • выбор направления (перспектив) развития.

Главную роль в сфере образования играют принципы государственной политики. Этими принципами регламентируется работа всех образовательных учреждений и органов управления образованием в Российской Федерации. Образовательные программы обязательно должны отвечать данным принципам.

Принципы государственной политики в сфере образования отражены в Законе "Об образовании в Российской Федерации". Они заключаются в следующих двенадцати положениях:

  • приоритетность образования;
  • обеспечение права каждого человека на образование, отсутствие дискриминации в сфере образования;
  • гуманистичность образования, приоритетность жизни и здоровья человека, учет прав и свобод личности, возможность свободного развития личности, воспитание в человеке взаимоуважения, трудолюбия, патриотизма, ответственности, культуры права, экологической культуры, рационального использования природных ресурсов;
  • единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнических и культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации;
  • возможность интеграции системы образования РФ с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
  • светское образование в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • свобода выбора при получении образования, учитывая склонности и потребности человека, обеспечение условий для самореализации человека, развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
  • обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
  • автономия образовательных организаций, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
  • демократический характер управления образованием, обеспечение равных прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
  • отсутствие ограничений и здоровая конкуренция в сфере образования;
  • баланс государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Рассмотрим основные из этих принципов подробнее.

Принцип приоритетности образования

Приоритетность образования заключена в самой его сущности. Образование должно быть направлено на воспитание самостоятельного, способного к самостоятельному размышлению гражданина, принимающего активное участие в развитии окружающего социума. Образовательный процесс должен способствовать культурному развитию личности и, основываясь на равенстве возможностей, помогать человеку развивать свои способности и формировать личное мнение. Цель образования – сформировать личность, соблюдающую морально-нравственные нормы принятые в обществе и готовую принять на себя социальную ответственность.

В конце ХХ века приоритетность образования являлась в Российской Федерации формальной и не реализовывалась на практике. На сегодняшний день ситуация в значительной степени меняется. Ведется большая работа. В частности установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, которые отражают последние достижения науки. Особое внимание уделяется финансированию образовательных учреждений, за последнее время оно заметно выросло. В большинстве школ оборудованы компьютерные классы и выход в сеть Интернет. Строятся новые школы, вузы, техникумы. Это только первые шаги в выводе образования на приоритетные позиции.

Право на образование

Право на образование закреплено не только в законе «Об образовании», но и в Конституции РФ.

Право на образование имеет каждый гражданин РФ. В данном случае недопустима какая-либо дискриминация по половому, расовому, национальному, языковому признаку. Человек имеет право получить образование независимо от места проживания, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, должностного и имущественного положения, наличия судимости.

Гуманистичность образования

Гуманистичность образования заключается в признании высшей и безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Главным приоритетом этого процесса является личность.

Реализация принципа гуманистичности обучения не может обойтись без следующих составляющих:

  • личностно-центрированного подхода к обучению;
  • ориентации на личностный рост и саморазвитие личности;
  • отношения к обучаемому, как к субъекту самостоятельной работы и творчества;
  • создание атмосферы доброжелательности, доверия и взаимоуважения между участниками образовательного процесса.

Единство образовательного пространства

Основным инструментарием для обеспечения единства образовательного пространства в Российской Федерации служат федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и федеральные государственные требования. ФГОСы определяют требования к структуре основных образовательных программ, а так же к условиям реализации и результатам их освоения. Стандарты должны обеспечить преемственность образовательных программ и, одновременно, вариативность их содержания.

Следует отметить подводные камни данного положения. ФГОС подразумевают вариативность программ и при этом не закрепляют объема знаний, которые нужно усвоить ученику. Содержание описано общими словами и, хотя этот объем должен обеспечивать возможность продолжения образования на следующем уровне, в стандартах следующего уровня тоже отсутствует четко прописанное содержание. Соответственно, стандарт не может обеспечить единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам. На одном и том же этапе образования могут дать совершенно разный уровень знаний. Насколько разный? Как захочет или сможет образовательное учреждение, как захочет или сможет получить учащийся.

Светское образование в светском государстве

Светскость образования определяется соблюдением следующих правовых критериев:

  • недопустимость установления какого-либо мировоззрения, в том числе религиозного, в качестве обязательного в образовательных учреждениях;
  • недопустимость вмешательства религиозных и общественных объединений в управление любыми образовательными учреждениями;
  • недопустимость передачи религиозным и общественным объединениям полномочий и функций администраций государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу совести и слова;
  • недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем;
  • недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов;
  • недопустимость направленности образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

Принцип светскости образования - это реализация человеком свободы совести, обеспечение свободы выбора мировоззрения и устранение угрозы дискриминации по религиозным убеждениям.

Государство и образование

Государственная политика имеет важное значение в различных областях жизни общества. Но в образовании она должна быть особенно четкой и последовательной. От грамотного вмешательства государства в данную сферу жизни и формирования общества зависит насколько мыслящее, конкурентоспособное общество будет создано на территории Российской Федерации.

Проект федерального закона

«Об образовании в российской федерации»

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОСы – В. С.) и федеральные государственные требования… являются основой объективной оценки качества образования лиц, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности, независимо от формы обучения.

2. ФГОСы и федеральные государственные требования, а также образовательные стандарты, устанавливаемые университетами, обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ.

3. ФГОСы являются обязательными при реализации основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. ФГОСы включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОСы устанавливают сроки получения общего и профессионального образования.

5. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ФГОСы включаются специальные требования и (или) устанавливаются специальные федеральные государственные образовательные стандарты.

6. ФГОСы разрабатываются по уровням образования, ФГОСы профессионального образования – по профессиям, направлениям подготовки и специальностям соответствующих уровней профессионального образования 97 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ЗАГВЯЗИНСКИЙ В. И.

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ:

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Стандарт, стандартизация  это установление и соблюдение определенных норм в каком-либо виде деятельности и в создаваемых в процессе деятельности результатах.

Нормирование в образовании существовало всегда в виде национальных традиций, связанных с представлениями об идеалах, общих целях, содержании и формах обучения и воспитания, а также в виде законодательных актов, нормативных документов, учебных планов, программ, учебников.

В текст ныне действующей Конституции Российской Федерации впервые внесено положение о том, что государство устанавливает ФГОСы, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

Закон Российской Федерации «Об образовании» раскрывает содержание и сущность государственного стандарта. Стандарт нормирует (определяет) обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

ФГОСы предназначены, таким образом, для обеспечения гарантированного минимума обязательной подготовки каждого обучающегося, независимо от того, в каком образовательном учреждении данного уровня и профиля он получает образование. ФГОСы обеспечивают единство образовательных требований к качеству знаний, умений и навыков, а следовательно,  единство образовательного пространства страны; они призваны защищать учащихся от перегрузки (определяет максимально допустимый объем нагрузки), обеспечивать единую объективную оценку успешности учебной деятельности и работы образовательных учреждений и в конечном итоге гарантировать качество образования.

При всех своих положительных качествах образовательный стандарт несет в себе и определенные опасности, связанные с возможностью возвращения к унифицированной, строго зарегламентированной школе, с риском превращения стандарта в шаблон, в способ подавления индивидуальности ребенка и творчества педагога. Прав В. С. Леднев, писавший о том, что необходимы такие стандарты, которые закрепляли бы демократические начала в образовании, защищали интересы ребенка и творчество учителя и в то же время сохраняли необходимый обществу уровень образования, единство образовательного пространства страны.

Конечно же, не следует стандартизировать сам педагогический процесс, регламентировать его вариативность, творческое многообразие. Стандарт  средство обеспечения минимально необходимого качества образования и его единства в образовательном пространстве Федерации, условие вариативности образования без разрушения его основ. Отсюда требование гибкости стандартов, вариативности их использования. У школы, любого образовательного учреждения должно оставаться достаточное «вариативное пространство» для планирования, для оперативного маневра, для учета реальной ситуации. При этом должен соблюдаться приоритет гуманистических ценностей, сохранения нравственного, психического и физического здоровья школьника или студента 98 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА /

Л. П. КРИВШЕНКО, М. Е. ВАЙНДОРФ-СЫСОЕВА И ДР.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в нашей стране введены стандарты образования (или образовательные стандарты). Понятие «стандарт» происходит от английского слова «standard», означающего образец, норма, мерило. Стандарт образования  система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

Основными объектами стандартизации в образовании являются: его структура, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся. Нормы и требования, установленные стандартом, принимаются как эталон при оценке качества образования.

Необходимость проведения стандартизации образования вызвана коренными переменами в сфере образования как общественного явления. Поворот России к демократии, к рыночным отношениям, к правам и свободам личности потребовал переосмысления политики в области образования. Сфера образования теперь ориентирована, прежде всего, на удовлетворение духовных потребностей личности, а не на интересы государства. Это в свою очередь обусловило значительные перемены в организации образования. Учебные заведения приобрели большую самостоятельность в выборе содержания, форм и методов обучения.

Стандартизация образования связана также с тем, что переход школ на новые, более свободные формы организации учебного процесса, изменение статуса многих школ, введение новых учебных планов, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов изучения последних, введение альтернативных учебников, создание новых технологий обучения, многоуровневое и дифференцированное обучение – все это потребовало заботы о сохранении базового единства образовательного пространства, позволяющего обеспечить единый уровень образования, получаемого обучающимися в разных типах общеобразовательных учреждений. Стандарт и является тем механизмом, который обеспечивает существование единого в стране образовательного пространства.

Стандартизация образования вызвана также стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достижений в этой области международной образовательной практики. Это обеспечивает российским гражданам признание их документов об образовании за рубежом.

Идея стандартизации образования для России не нова. Она существовала еще в советское время. Хотя в СССР, как правило, не употреблялось понятие государственного образовательного стандарта, но его роль фактически выполняли единые учебные планы 99 .

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ПЕДАГОГИКА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ,

СИСТЕМЫ, ТЕХНОЛОГИИ /

ПОД РЕД. С. А. СМИРНОВА

Стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона «Об образовании». Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, уровень и форма предъявления, указывает методы и способы измерения и интерпретации результатов обучения. Важным показателем системы образования является степень демократичности его стандарта, которая характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

В Законе «Об образовании» предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции регионов и образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный уровень определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Школьный уровень определяет образовательное учреждение. Однако в стандарте указан объем содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают:

требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. Стандарт дает возможность ученику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего обучения и развития, что в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития школьника.

Реализация ФГОС способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений учеников стандарту образования; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

На основе стандарта образования могут быть разработаны рабочие учебные планы 100 .

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

Юлия Сергеева

Сохранение и укрепление единства образовательного пространства России является одной из основных задач в сфере образования. Об этом в пятницу, 23 октября, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов на круглом столе по теме «Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации». За круглым столом для обсуждения проблемы собрались депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители органов исполнительной власти, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций. Сегодня нет единства в подходах к образованию, с точки зрения лидеров мнений. Поэтому за столом собрались опытные эксперты, каждый из которых представил позицию — даже не свою собственную, а целого сообщества. Прямая трансляция круглого стола шла в сети Интернет на сайте Государственной думы Российской Федерации, потому что число заинтересованных слушателей и зрителей гораздо больше, чем могла вместить небольшая аудитория.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» действует на протяжении трёх лет. Наша страна огромна — 85 регионов, абсолютно разные школы: сельские и городские, гимназии и лицеи, — не учитывать эти особенности нельзя. Именно поэтому закон во многом рамочный, и надо найти объединяющие принципы, чтобы сохранить единое образовательное пространство страны. Главные вопросы, на которые пытались ответить парламентарии: зачем учить? Второй: чему учить? И третий: как учить?

«Укрепление единства образовательного пространства страны является ключевым вопросом в обеспечении как такового единства России, и на решение этой задачи должны быть направлены все необходимые силы и ресурсы. К сожалению, сейчас пока мы этого не видим, и недоработки в этой сфере со стороны того же Министерства образования и науки РФ очень серьёзные и очевидные. У нас есть масса претензий к профильному ведомству по этому направлению работы», — заявил Владимир Бурматов, первый заместитель главы комитета по образованию.

Комитет по образованию Государственной думы системно занимается этой проблемой. Ещё в феврале 2013 года на заседании комитета был рассмотрен вопрос о нормативном, правовом обеспечении, формировании и содержании общего образования. Были проведены парламентские слушания по этой тематике и создана межфракционная рабочая группа, которая занимается этой проблематикой в постоянном режиме. Бурматов отметил, что в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации ключевую роль играют федеральные государственные образовательные стандарты, к качеству которых неоднократно предъявлялись претензии как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны школьной общественности.

Немаловажными для обеспечения единства образовательного пространства России, помимо ФГОСов, являются контрольно-измерительные материалы, с помощью которых проводится аттестация школьников, и концепции преподавания учебных предметов. Понимание решения проблемы есть, но, тем не менее, по словам депутата, ситуация в этой сфере весьма далека от идеальной. Депутат подчеркнул, что существуют серьёзные проблемы с обеспечением школ качественными учебниками — это один из базовых факторов формирования единого образовательного пространства.

«Я считаю, что нужно реализовывать концепцию единых учебников по основным предметам и добиваться того, чтобы они были качественными и общедоступными. К сожалению, мы не видим адекватных усилий в этом направлении со стороны Министерства образования. Наоборот: единого учебника по истории, который уже должен был стоять на полках школьных библиотек, так и не появилось, а по другим предметам ситуация ещё хуже, этим вопросом в Минобре никто не занимается. Пока те, кто отвечает за обеспечение школ учебной литературой, в первую очередь думают о своих прибылях и в последнюю — о детях, а не наоборот, ситуация не нормализуется», — отметил Бурматов. Парламентарии пришли к выводу, что учебно-методический комплект должен включать, помимо учебника, учебные пособия, рабочие тетради для учащихся и электронную форму учебника. Безусловно, нужно предоставить учителю возможность использования и иных дополнительных учебных пособий, таких материалов, как первоисточники, хрестоматии, документы, периодическая печать, научные статьи и так далее.

Выступление продолжила руководитель межфракционной рабочей группы Ирина Викторовна Мануйлова, заместитель председателя комитета по образованию. Она предложила «установить порядок разработки учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебников для углублённого и расширенного изучения обязательных предметов с условием, что их содержание также будет включать в себя содержание основных или базовых учебников». Такой подход, считает она, позволит избавиться от ненужного многообразия, сохраняя единое образовательное пространство, но вместе с тем даст ту вариативность, которая позволит каждому обучающемуся в зависимости от выбранной программы найти свой, оптимальный для него учебник.

«Для обеспечения единства нам нужно рассмотреть весь комплекс таких инструментов, и туда, на наш взгляд, входит система формирования содержания образования, включающая и ФГОСы, и примерные основные образовательные программы, и программы образовательных организаций. Вторым компонентом будут средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия. И, наконец, третьим компонентом будет система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную итоговую аттестацию учащихся и разработку контрольно-измерительных материалов. Безусловно, все три составляющие взаимосвязаны между собой. Но ещё раз напомню, что, согласно концепции закона, основополагающим инструментом для формирования содержания образования являются ФГОСы», — подчеркнула она.

Ирина Викторовна обратила внимание присутствующих на то, что «ФГОСы должны обеспечить и преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, возможность формирования различных программ по сложности и направленности, чтобы учесть образовательные потребности и способности обучающихся, а также обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования на основе единых требований к условиям реализации и результатам освоения этих программ». По мнению зампреда комитета по образованию, в самом законе «Об образовании в Российской Федерации» в его сегодняшней редакции допущена избыточная свобода формирования обязательной для всех школ части их образовательной программы, что и создаёт потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны.

Подобную оценку высказывали и депутаты Государственной думы, это звучало в выступлениях известных педагогов. И на сегодня в портфеле комитета есть уже два законопроекта, по сути, имеющие одинаковую концепцию и общую цель — гарантированно обеспечить единство образовательного пространства страны.

«Мы предлагаем включить в стандарт не требования к результатам, как это сегодня звучит, а сами результаты освоения образовательной программы. В этом случае содержание во ФГОСах будет представлено в форме результатов обучения для всей образовательной программы. Сразу хочу оговориться, что межпредметные и личностные результаты есть в действующих стандартах, но сегодня мы больше внимания будем уделять предметным результатам. Потому что именно предметные должны быть сформулированы в форме обязательных (ученик должен научиться) и возможных (ученик получит возможность научиться). И включены, соответственно, во ФГОСы», — подвела итог депутат.

Депутат перечислила группу изменений, которые войдут в стандарты уже в ближайшее время. Во-первых, выделение предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область — это исполнение поручений президента Российской Федерации. Ещё одно изменение: впервые в Российской Федерации вводится специальное требование для детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне подростковой школы, в том числе и предметные результаты обучения. И последняя группа изменений: меняется требование к структуре рабочей программы учебных предметов — она содержательно уменьшается практически в 3,5 раза, а значит, и объём административной нагрузки на учителей уменьшится. Ещё один важный шаг в укреплении единого образовательного пространства: зарождается новый формат документа, который также косвенно будет определять содержание образования в стране, — это предметные концепции. В 2016 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования предусмотрена реализация проекта, который ответит на два главных вопроса: а) определит место предметной концепции в нормативном поле среди регуляторов содержания общего образования и б) даст примерную структуру этой предметной концепции. Те концепции, которые на сегодня разработаны, разноформатные; в 2016 появится национальная рамка для предметной концепции.

1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

Комментарий к Ст. 3 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения содержались в ст. 1 Закона N 3266-1. Между тем название указанной статьи ограничивалось лишь указанием на "принципы государственной политики", в то время как комментируемая статья 3 Закона Об образовании России именуется как "Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования". Эта статья призвана играть ключевую роль в содержании комментируемой главы. Часть 1 статьи содержит собственно перечень обозначенных принципов. Первый - это признание приоритетности образования. Очевидно, по мысли авторов Закона, право на образование должно занимать первое место в числе прав и свобод человека и пользоваться преимущественным правом на обеспечение. На наш взгляд, это не верно как в теоретическом, так и в практическом смысле. С точки зрения теории права приоритетом для человека обладают личные права человека, поскольку в отсутствии адекватного обеспечения их реализации все остальные права не имеют никакого смысла. Например, если в стране и обществе не защищено право человека на жизнь (ст. 20 Конституции), ни о каком адекватном обеспечении иных прав человека не может быть и речи. Что касается практической составляющей обеспечения этого права, то его финансирование по остаточному принципу, в десятки раз меньшее, чем процент от ВВП, выделяемый на образование в лучшие годы существования Советской власти, не подтверждает фактического выполнения этого принципа.

А вот второй принцип может быть поддержан. Он запрещает дискриминацию в сфере образования (п. 2). На наш взгляд, это означает неукоснительное обеспечение конституционного права каждого на образование и ответственность родителей за получение образования их несовершеннолетними детьми. Механизм реализации этого принципа, помимо настоящего Закона, заложен ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ . Несмотря на незначительный штраф, налагаемый этой нормой на виновное лицо,*(12) сам факт установления такой ответственности показателен.

Во исполнение ст. 2 Конституции РФ о приоритете прав и свобод человека и гражданина третьим принципом государственной политики в области образования комментируемой статьёй объявлен гуманистический характер образования, приоритет защиты жизни и здоровья, прав и свобод человека. Учитывая поликультурный и многонациональный характер российского общества, Закон устанавливает принцип сочетания единства образовательного пространства с защитой и развитием национальных культур, культурных традиций и интеграцией России в мировое образовательное пространство.

Логичным продолжением названного выше выступает 4-й принцип - единства образовательного пространства. Очевидно, он означает, что вся территория Российской Федерации (включая заполярные территории, военные базы, городки, территории посольств и консульств и иные расположенные за пределами России объекты, находящиеся под её юрисдикцией, включая морские и иные суда) образует единое образовательное пространство, на которое распространяется (что очевидно), но и в которых реализуется комментируемый Федеральный закон, а также действуют иные, вытекающие из него, подзаконные акты. Иными словами, каждому гражданину Российской Федерации, где бы он не находился, должна быть обеспечена адекватная его потребностям и возможностями реализация права на образование. Более подробно этот вопрос урегулирован нормами гл. 11 настоящего Закона (подробнее см. комментарий).

Необходимо отметить, что наряду с единством образовательного пространства при реализации этого принципа должны учитываться этнокультурные традиции народов Российского многонационального государства.

Учитывая нарастающие процессы интеграции России в мировое образовательное пространство, а также свободное перемещение обучаемых и научных кадров в другие государства, пятым принципом комментируемой статьёй 3 Закона Об образовании в Российской Федерации заявлен принцип создания благоприятных условий для интеграции системы образования России с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе (п. 5). Попутно заметим, что эта интеграция зачастую проводится в ущерб сохранению национальных образовательных традиций нашей страны и без учёта накопленного ею положительного опыта, накопленного за многие столетия, чем в немалой степени способствует содержание комментируемого Закона.

В последнее время в России остро стоит вопрос обеспечения свободы совести с учётом тяготения отдельных граждан к религиозной жизни и религиозному образованию. Закон в целом не препятствует этому, однако соответствии со ст. 28 Конституции России , становится на защиту светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных организациях (п. 6 ст. 3). Очевидно, он не отрицает возможности создания частных религиозных образовательных учебных заведений.

Одним из принципов демократического государства и общества является свобода в выборе убеждений и поведения его граждан (п. 7). Применительно к сфере образования речь в комментируемом Законе идёт о свободе выбора обучаемыми форм получения образования и форм обучения в пределах, предоставляемых системой образования. Не забывают авторы Закона и об обеспечении такого конституционного права человека, как свобода преподавания (ч. ст. 44 Основного закона РФ). В рамках реализации этого права педагогическим работникам предоставляется свобода в выборе форм обучения, а также методов обучения и воспитания. Однако, поскольку последняя свобода конституционно не закреплена, очевидно, выбор этих методов педагогами должен осуществляться в рамках настоящего и иных действующих Федеральных законов.

Также важным принципом современного образования является его непрерывность (п. 8). Закон гарантирует его получение на протяжении всей жизни, но с учётом индивидуальных способностей и потребностей человека.

Одним из главных принципов деятельности учебных заведений Западной Европы, Северной Америки и других цивилизованных государств на протяжении столетий является так называемая "университетская автономия". В условиях глобализации и интеграции мирового образовательного пространства, комментируемый Закон впервые в истории нашего государства гарантирует принцип автономии образовательных организаций (п. 9) в сочетании с академическими правами и свободами педагогических работников и обучающихся (подробнее см. комментарий к гл. 4 и 5 Закона). Одним из проявлений действия этого принципа выступают закреплённые ниже принципы демократического характера управления образованием; государственно-общественного его характера; привлечения к управлению им обучающихся и их родителей (законных представителей); равенства прав и свобод участников отношений в сфере образования; а также принцип сочетания государственного и договорного регулирования отношений в этой сфере (п. 10-12 комментируемой статьи).

Часть 2 комментируемой статьи 3 устанавливает обязанность Правительства России ежегодно предоставлять Федеральному Собранию Российской Федерации, а также публиковать в сети "Интернет" его доклад. На наш взгляд, комментируемая норма весьма далека от совершенства. Во-первых, в ней не чётко указан предмет доклада: "о реализации государственной политики в сфере образования". Поскольку в соответствии с п. "в" ст. 114 Конституции Российской Федерации выработка такой политики и так возложена на Правительство России, у него есть большой соблазн выработки такой политики, о которой можно отчитаться, а не такой, которая необходима российскому обществу.

Во-вторых, предоставление отчёта, очевидно, предполагается в письменном виде, поскольку Конституция России не предусматривает возможности совместного заседания Палат парламента для его заслушивания. В этом случае депутаты и сенаторы лишены возможности прямого диалога с Правительством и даже возможности задать вопрос его Председателю по содержанию доклада. В-третьих, комментируемая норма не устанавливает формы реагирования Парламента на представленный доклад. В силу этого он превращается в формальность, не имеющую практического смысла.


Top