Методические рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы студентов. Организация самостоятельной работы студентов Содержание самостоятельной работы студентов

Большинство студентов отдают предпочтение различным формам самостоятельной работы и практическим занятиям, так как прочность и ценность знаний, полученных самостоятельно неоценимо. Самостоятельная работа представляет собой деятельность самих учеников, имеющую цель, задание, форму выражения и проверку результата. Студенты хотят и могут работать самостоятельно. Помочь им организовать и стимулировать данный вид деятельности - задача и обязанность педагога. Только преподаватель может учесть возраст студента, его личностные качества, равномерно распределить нагрузку на память и внимание студентов, помочь сформировать их интеллект, способности в послевузовском самообучении.

Понятие "самостоятельная работа" многогранно, и, несмотря на значительное количество педагогических исследований по проблемам самостоятельной работы студентов, единого подхода к сущности и содержанию этого дидактического процесса до настоящего времени нет. Различные трактовки зависят, прежде всего, от того, какое содержание вкладывается в слово “самостоятельный”. В основном встречаются три значения этого понятия: - ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя; - от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное ориентирование в учебном материале; - выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода выбора содержания и способов выполнения задания. Профессор Пидкасистый П.И. считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством».

Изучение теоретических источников по вопросам определения различных видов и типов самостоятельной работы подводит к выводу об их широком разнообразии. Многообразие и частое взаимопроникновение видов и типов самостоятельной работы порождают неясность в вопросе выбора основы их классификации. Методы, приемы, способы и средства самостоятельной работы не всегда являются постоянными. Они могут изменяться и усложняться соответственно преемственному усложнению организационных форм и методов, что в свою очередь зависит от индивидуальных особенностей и уровня подготовленности обучаемых. Самостоятельные задания должны, в первую очередь, создавать необходимые условия для формирования у студента потребности в получении знаний, ускорять процесс их усвоения, побуждать его осознать путь собственного движения от незнания к знанию.

Исходная задача самостоятельной работы должна нести в себе частицу конечной цели обучения. Наличие этого элемента во всех типах самостоятельных заданий создает необходимые условия для органического сочетания воспроизводимых и творческих познавательных действий обучающегося в процессе самостоятельной деятельности, а, следовательно, и условия постепенного изменения мотивационной сферы учения -- от внешней стимуляции к глубокой внутренней мотивации, выраженной в удовлетворенности обучаемого самим процессом познания. В результате, знания, умения, навыки, получаемые в ходе выполнения самостоятельной работы, познавательный опыт, приобретают действенный, гибкий характер, что в практическом отношении приводит к оптимизации умственной деятельности учащихся.

Самостоятельная работа является средством формирования такой важной черты личности, как самостоятельность, формой организации познавательной деятельности студентов, требующей проявления активности, самостоятельности мышления, творчества, настойчивости и инициативы при выполнении поставленной задачи.

На разных стадиях самостоятельной работы студентов, их самостоятельность проявляется по-разному, проходя путь от простого воспроизведения, подражания, к творчеству. Она зарождается, развивается и усложняется по мере роста сложности выполняемых заданий. Внешними признаками проявления самостоятельности студентов являются планирование ими своей учебной работы; отбор учебной литературы, методических пособий для самостоятельного изучения; выполнение учебных заданий и работа на образцах вооружения и техники без непосредственной помощи и подробного инструктажа преподавателя; самостоятельное выполнение профессиональных обязанностей в ходе тренингов, игр, физической подготовки.

Эффективность самостоятельной работы обучающегося по различным дисциплинам зависит в первую очередь от его личностных качеств, дисциплинированности, мотивационных установок, психических качеств, таких как память, внимание, волевые качества и других, но одним из главных условий продуктивной самостоятельной работы является сформированность и развитость умений и навыков самостоятельного учебного труда.

Сущность самостоятельной работы обучающихся и роль преподавателя в ее организационном и управленческом так же трактуется различными авторами по-разному. Исследователи главными считают различные структурные звенья самостоятельной работы учащихся, следовательно, по-разному формулируют ее признаки, считая наиболее важным один и опуская другой. Суммируя различные точки зрения, можно указать основные сущностные признаки самостоятельной работы студентов образовательных учреждений:

  • * Внешние. Включают в себя наличие учебно-познавательной или практической задачи, выступающей в виде учебной или иной комплексной проблемы, решение которой способствует развитию студента как личности. Эта задача должна побуждать его к самостоятельной умственной и практической работе, требовать напряжения духовных и физических сил, а также планирования учащимися своей работы, подготовку рабочего места, выполнение заданий без подробного вводного инструктажа и непосредственной помощи преподавателя. При этом роль последнего видится только через призму организационных и функционально связанных с ними управляющих воздействий.
  • * Внутренние. Выражаются в проявлении студентами самостоятельности и творческой активности при решении поставленных перед ними учебно-познавательных и практических задач, проходя при этом все уровни самостоятельности от воспроизведения задания по образцу до частично- поисковой и даже творческой исследовательской работы. Причем сама самостоятельная работа студентов претерпевает качественные изменения и поступательно развивается. Включает в себя проведение учащимися самоконтроля, самоанализа, самокорректировки и усовершенствования результатов выполненных ими самостоятельных работ.

Самостоятельная работа, как часть целостного педагогического процесса, выступает в своем двуедином качестве, внешняя форма которого -- учебное задание, а внутренняя (содержание) -- познавательная или другая учебная задача и самостоятельная деятельность студентов при ее решении. Здесь просматривается диалектическое единство, подобное тому, которое существует для философских категорий содержание и форма, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности преподавателей и студентов. По отношению к преподавателю самостоятельная работа -- это и метод обучения, и средство обучения, и форма взаимосвязанной деятельности. По отношению к студентам самостоятельная работа - это и метод учения, то есть способ познавательной деятельности обучаемых, и форма учебно-познавательной деятельности, и сама учебно-познавательная деятельность. Самостоятельная работа студентов образовательных учреждений -- это вся их мыслительная и практическая деятельность по решению познавательных и практических задач. Имеющая целью подготовку к самостоятельному выполнению будущих профессиональных задач, возникающих перед современными специалистами, осуществляемая во всех формах учебного процесса, в ходе, которой обучаемые проявляют сознательность, самостоятельность и активность.

Содержание самостоятельной работы студентов включает совокупность обоснованных целей и задач, решаемых студентами в процессе самостоятельного учебного труда по различным учебным дисциплинам, плановых позиций последовательности их содержательной индивидуальной реализации, научно-обоснованного выбора личностно-ориентированных методов и средств самостоятельной деятельности. Основных этапов реализации программных установок студентов по самостоятельной работе при непосредственном, специально организованном целенаправленном скоординированном совместном участии руководителей кафедр, деканатов, сотрудников учебного и научного отделов, профессорско-преподавательского состава. Сотрудников учебных подразделений, других субъектов учебно-воспитательного процесса по педагогическому руководству самостоятельной работой на всех этапах, обеспечивающем создание предпосылок для развития и саморазвития личности студента.

Самостоятельная работа студентов выполняет ряд функций, к которым относятся:

  • · Развивающая - повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов;
  • · Информационно-обучающая - учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится малорезультативной;
  • · Ориентирующая и стимулирующая - процессу обучения придается профессиональное ускорение
  • · Воспитывающая - формируются и развиваются профессиональные качества специалиста;
  • · Исследовательская - студенты выходят на новый уровень профессионально-творческого мышления.

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы: самостоятельности, целевого планирования, личностно-деятельностного подхода.

Самостоятельная работа студентов проводиться с целью:

  • ? систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
  • ? углубления и расширения теоретических знаний;
  • ? формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
  • ? развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • ? формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • ? развития исследовательских умений.

Студентами практикуется два вида самостоятельной работы:

  • - аудиторная;
  • - внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. В этом случае студенты обеспечиваются преподавателем необходимой учебной литературой, дидактическим материалом, в т. ч. методическими пособиями и методическими разработками.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:

  • - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической литературы); составления плана текста; графическое изображение структуры текста, графическое изображение последовательности выполнения графической работы, выполнение графических работ; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники, Интернета и др.
  • - для закрепления систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработки текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана выполнения работы в соответствие с планом, предложенным преподавателем; изучение ГОСТов; ответы на контрольные вопросы; тестирование, выполнение упражнений и графических работ.
  • - для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм.

При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

Существуют следующие виды контроля:

  • - входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
  • - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
  • - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
  • - самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
  • - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
  • - контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы. Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т. д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.

В заключение можно отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы студентов.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

К АУДИТОРНЫМ ЗАНЯТИЯМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИННОВАТИКИ

В условиях становления новой парадигмы в отрасли образования для реализации активности педагога и его инновационной деятельности существуют определенные возможности. Инновации присуще любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных педагогов и коллективов. Инновационная деятельность в отрасли образования изучается отдельной отраслью педагогики. Главный субъект такой деятельности – преподаватель. Он, как профессионал, не только ориентируется в образовательных инновациях и применяет их в работе, владеет разными технологиями преподавания своей дисциплины, но и способен как творческая личность к самореализации в деятельности и самостоятельному инновационному поиску. Вместе с тем, по данным теоретико-экспериментальных исследований большинство преподавателей затрудняются во внедрении педагогических инноваций. Совершенная педагогическая практика – это превалирование традиционных форм обучения, недооценка делового общения студентов с преподавателями, недостаточное использование в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированных технологий. Вследствие этого возникает разрыв между теоретическими знаниями студентов и готовностью их к использованию на практике. В современной образовательной организации применяются разнообразные методики, технологии, формы организации учебной деятельности, в частности, традиционные (пассивные, активные) и инновационные (интерактивные) методики.

В пассивных методиках обучающийся выступает в роли объекта обучения, он должен освоить и воспроизвести материал, предложенный ему преподавателем, который является главным источником знаний (иногда эти методики называют репродуктивными). Приоритетной является деятельность педагога, т.е. преподавание. Доминирующие информационные виды учебной деятельности, связанные с механической передачей и усвоением знаний, должны быть подчинены и включены в продуктивные творческие виды деятельности.

Во время использования активных методик обучающийся в большей степени становится субъектом обучения, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Такие методики сейчас занимают значимое место на практических и лабораторных занятиях, в самостоятельной работе обучающихся.

Инновационные технологии обучения могут поставить студента в позицию режиссера, либо учителя, либо консультанта, организатора деятельности. Чем разнообразнее позиция, тем полноценнее развивается личность студента. Его умственная деятельность приобретает системный характер, формируется гибкость мышления и действия, обусловленная содержанием интерактивных методов обучения. Слово «Интерактив» имеет происхождение от английского «inter -act », «inter » – взаимная, «act » - деятельность.

Интерактивный – означает свойство взаимодействия или перестройки в режиме беседы, диалога (например, с компьютером или человеком). То есть, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, специальная форма организации познавательной деятельности, в процессе которой достигаются определенные конкретные и прогнозируемые результаты.

Одной из целей «Интерактива» является создание таких комфортных условий обучения, при которых студент обучается успешно. Именно через интерактивное обучение реализуется современная тенденция в образовании до уменьшения обязательной аудиторной нагрузки и увеличения объема самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

Такой подход предусматривает регламентацию самостоятельной деятельности студентов по каждой теме, индивидуализацию учебного процесса, обучение умениям и навыкам самостоятельной работы.

Пути эффективной организации самостоятельной работы студентов:

1. Формирование стойкой позитивной мотивации самообразования и

самосовершенствования.

2. Точное планирование с учетом норм времени, содержания, объема и видов

самостоятельной работы.

учебных дисциплин.

4. Обучение студентов навыкам самостоятельной работы.

Самыми распространенными при изучении учебных дисциплин являются такие внеаудиторные виды самостоятельной работы, которые определяются конечной целью обучения: закрепление и углубление материала, который изучался на аудиторных занятиях; самостоятельное изучение отдельных тем и разделов дисциплин; подготовка к следующим аудиторным занятиям. Определенные виды самостоятельных работ над учебным материалом, выступая процессом усвоения знаний, умений и навыков, осуществляются через систему этапов: восприятие, понимание, осмысление, закрепление, применение. Доминирующий этап или процесс напрямую влияет на выбор содержания, методов и форм организации обучения, определяя характер дидактического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения. Осуществляя в ходе данного взаимодействия ориентацию студентов на самостоятельную деятельность, преподаватель постепенно уменьшает свою помощь в выполнении учебных заданий. К самостоятельной работе как особенной учебной деятельности необходимо вести студентов постепенно.

Уровень самостоятельной работы определяется педагогически оправданным соединением управления учебной деятельностью со стороны преподавателя и самостоятельной деятельностью студентов.

Планирование самостоятельной работы студентов осуществляется через определение по учебному плану количества и форм организации проведения занятий. Потом по учебной программе определяется ее содержание; составляются сроки проведения. Содержание и виды самостоятельной работы устанавливаются путем выявления взаимосвязи понятий, знаний, умений и навыков в пределах дисциплины, а также главных тем, изучение которых определяет знание дисциплины в целом. Выбор содержания части программного материала, который выносится на самостоятельное изучение, осуществляется с учетом сложности темы, степени освещения материала в учебнике, невозможности его изучения во время аудиторных занятий, а также уровня познавательной самостоятельности, на котором должен быть освоен этот материал.

Самостоятельная работа по специальным дисциплинам невозможна без соответствующей наглядности и обеспечения обучающихся методическими рекомендациями, которые необходимы во время подготовки к разным видам аудиторных занятий. Обучающийся должен получить методические рекомендации и устные объяснения специфики работы по самостоятельной подготовке к следующим аудиторным занятиям.

В методических разработках конкретно определяется название темы следующего занятия, детально определяется цель подготовки к нему, дается перечень основной и дополнительной литературы, рассматривается методика самостоятельной работы по подготовке к следующему аудиторному занятию, предлагаются вопросы для самоконтроля студентов, даются индивидуальные длительные и кратковременные домашние задания и предлагается методика их исполнения. Кроме того, в методическую разработку могут быть включены задания для повторения учебного материала, расчетно-графические и аналитические задачи. Такое методическое обеспечение содействует развитию самостоятельности обучающихся.

Особенности дидактического взаимодействия преподавателя и студентов раскрываются в процессе организации самостоятельной подготовки к аудиторным занятиям: лекции, лабораторные и практические. Основная задача преподавателя – овладение инновационными педагогическими технологиями, которые предусматривают изменение репродуктивной деятельности студентов на активную и интерактивную.

Цель подготовки обучающихся к лекции – формирование интереса к дисциплине через взаимодействие нового материала с имеющимся запасом знаний.

Важно научить студентов перед новой лекцией обращаться к пересмотру предыдущего материала. В конце занятия преподаватель называет студентам тему, план и рекомендуемую литературу к следующей лекции.

В ходе подготовки к активному слушанию лекции обучающиеся могут составлять такие виды плана прочитанного:

1. Предметный или логический план в форме перечня основных вопросов по

тексту учебника.

2. Тематический (сводный) план на основании изученных

нескольких литературных источников по теме во время подготовки к

лекции.

3. План-конспект состоит из плана темы и письменного изложения с

доказательствами, пометками на основании определения связи между

основными частями прочитанного.

Такая опережающая самостоятельная подготовка обучающихся позволяет проводить лекционные занятия на уровне проблемного обобщения, больше внимания уделять сложным вопросам, их обсуждению, более широкому использованию средств наглядности, активизации учебной деятельности студентов, их включению не только в восприятие, но и в осмысление нового материала. Кроме того, раскрываются широкие возможности для обеспечения на лекции обратной связи, что было бы невозможным без предварительной самостоятельной работы.

Современная лекция не может служить только формой передачи студентам научно-теоретической информации через призму субъективного опыта преподавателя.

С целью формирования интереса к дисциплине, преподаватели должны использовать такие методические приемы формирования самостоятельного творческого мышления:

1. Лекции с элементами беседы, во время которых один из вопросов вместо

преподавателя освещает обучающийся, который заблаговременно

индивидуально подготовился под руководством преподавателя.

2. Проблемное, а в отдельных случаях концептуально-аналитическое

изложение лекции с вовлечением в ее подготовку обучающихся (по

проблемным и многовариативным вопросам).

Однако такая методика лекционного занятия становится возможной только после ответственной упреждающей самоподготовки студентов с тесной увязкой теории с конкретными жизненными ситуациями.

Углублению изучения научно-теоретических учебных дисциплин и овладению современными методами экспериментирования с применением технических средств содействуют такие аудиторные формы работы, как лабораторные и практические занятия. Определены следующие недочеты, которые имеют место быть у некоторых обучающихся: недостаточно развита устная речь, неумение производить анализ, систематизацию и обобщение теоретического материала, использовать первоисточники, распределять свои силы и время.

Для того, чтобы предупредить эти недостатки, необходимо помочь студентам во время подготовки к лабораторным работам – обучить их рационально организовывать и выполнять учебную деятельность. Основой для подготовки к лабораторным занятиям являются планы и методические разработки занятий. Их содержание определяет круг вопросов для изучения основной и дополнительной литературы, а также методические пособия, предназначенные в помощь обучающимся доя организации индивидуальной работы во время самоподготовки.

Самостоятельная подготовка к лабораторным занятиям включает такие задания:

1. Профессионализация учебного материала, которая предусматривает

подготовку студентов к каждому занятию с учетом будущих

профессиональных интересов.

2. Самостоятельное и сознательное планирование: определение темы

следующего занятия, изучение содержания плана, оценивание объема

работы.

3. Повторение полученных знаний по теме: сначала вспомнить содержание

записей в конспекте лекций, а потом по учебнику (пособию) уточнить

4. Овладение методикой проведения опытов и экспериментов, которые

входят в содержание лабораторной работы, путем краткого изложения в

рабочей тетради поставленной перед обучающимися задачи.

5. Углубление знаний по теме через ознакомление с рекомендуемой

литературой, указанной в плане: сначала основной, потом дополнительной

с выполнением рабочих записей по каждому пункту плана, непонятных

вопросов, терминов и понятий.

6. Составление развернутого плана отчета в соответствии с особенностями

каждого вида лабораторной работы.

В зависимости от места темы в учебном процессе, подготовка обучающихся к лабораторной работе может выполнять функцию углубления и конкретизации знаний, полученных на лекции, или опережающего усвоения информации, которая обеспечивает возможности раскрытия темы следующей лекции на уровне проблемного, концептуально-аналитического обобщения с обеспечением обратной связи во время лекции. Здесь важно, чтобы студенты проработали литературу, ответили на контрольные вопросы. К каждой контрольной работе необходимо иметь методические рекомендации, в которых, кроме темы, цели, рабочего задания, плана выполнения хода работы, необходимо также указать конкретные теоретические вопросы, которые необходимо проработать во время самоподготовки. В отдельных случаях методические рекомендации дополняют краткими теоретическими консультациями во время аудиторных занятий. Они не должны подменять пособия, а дополнять их, помочь в подготовке обучающихся к работе над решением запланированных в содержании лабораторной работы практических заданий. Особое значение при этом имеет систематический контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов. Только успешно освоив теоретический материал, обучающийся получает допуск к выполнению лабораторных заданий.

Оценка подготовительной работы проводится по принятой системе оценки знаний и умений. Этот этап проводится методами: беседы, устного опроса, простого или программного тестирования.

Такая форма подготовки к лабораторным занятиям не только повышает эффективность самостоятельной работы, но и стимулирует студентов систематически готовиться к занятиям по изучению дисциплин и работы над собой.

Цель аудиторной формы организации обучения – практических занятий – формирование познавательной активности, самостоятельности обучающихся, умения выслушивать других, выражать и аргументировать свои мысли, развивать мышление, язык, содействовать формированию специальных практических умений и навыков. Успех проведения практических занятий зависит от их подготовки.

Основные задачи самостоятельной подготовки обучающихся к практическим занятиям:

1. Ознакомление с планом занятия – распределение заданий и вопросов для

самостоятельного изучения со списком основной и дополнительной

литературы.

2. Определение алгоритма построения беседы, доклада, сообщения,

выполнения практических работ.

3. Закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции.

4. Связь теоретических вопросов для самостоятельного изучения из

конкретными ситуациями и примерами из жизни, практики

профессиональной деятельности.

5. Осуществление индивидуальных консультаций во время подготовки к

практическому занятию по формированию умений самостоятельно

работать с основной и дополнительной литературой (выписки из книг,

составление планов, простых и сложных тезисов, конспектов, аннотаций,

рецензий, рефератов).

6. Вооружение знаниями о способах выполнения специальных трудовых

процессов и действий.

Современный специалист должен уметь работать самостоятельно сам и организовывать на такую работу других. Поэтому специалист, который не занимается самообразованием и остановился на достигнутом, не обеспечит соответствующее современным требованиям качество и продуктивность труда. Исходя из этого, самостоятельная работа обучающегося во время подготовки к аудиторным занятиям должна быть направлена на формирование будущего специалиста. В этом плане эффективными являются практические занятия.

Если обучающиеся на практическом занятии осваивают материал, основу которого составляет изученное в школе, то часть учебного материала темы предлагается на самостоятельную проработку во время подготовки к занятиям. Дальнейшим шагом может стать задание самостоятельно освоить следующую тему. А на следующем практическом занятии будут выполняться практические упражнения, которые закрепят проработанный обучающимися материал. Подготовительная самостоятельная работа максимально приближает студентов к будущей профессии. Зная тему следующего практического занятия, отдельные студенты получают индивидуальные задания подобрать содержательные упражнения, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности.

Как правило, обучающиеся осознают, в какой степени задания индивидуального характера необходимы для будущей профессиональной деятельности. Учитывая этот мотивационный момент, преподаватель должен так организовать самостоятельную подготовку студентов к практическим занятиям, чтобы все они, с учетом их индивидуальных возможностей, были заняты посильным творческим трудом, поиском правильных и точных решений.

Выполняя во время подготовки к практическому занятию два задания (общее, которое является одинаковым для всех студентов, и индивидуальное), обучающийся, с одной стороны имеет возможность для учебного взаимодействия с другими студентами, а с другой – полностью самостоятельно готовиться к следующему занятию.

Для преподавателя такие индивидуальные задания служат средством дифференциации учебной деятельности студентов с разным уровнем учебных возможностей.

Традиционно готовясь к практическим занятиям, студент повторяет материал лекций и конспектирует основную литературу. Введение проблемных заданий по теме данного занятия заставляет его прорабатывать материал более глубоко, систематизировано и в полном объеме.

Четкое уяснение студентом основных вопросов темы будущего практического занятия создает условия для фиксации на них внимания в процессе чтения литературы, которую рекомендовал преподаватель.

Во время планирования практических занятий по обобщающим темам эффективным является выбор нетрадиционных форм их проведения. К ним следует отнести практические занятия в форме интеллектуальных игр типа пресс-конференций, «КВН», « Круглых столов», «Что? Где? Когда?». Планирование занятий в таких формах требует особенной организации самостоятельной подготовки студентов к их проведению. Кроме специальной наглядности, целесообразно использовать кроссворды, чайнворды, шарады, загадки, составленные самими студентами во время самостоятельной подготовки к занятиям.

Широко практикуется такая форма контроля за самостоятельной подготовкой обучающихся как консультации. Во время их проведения студенты имеют возможность испытать свои знания в прямом диалоге с преподавателем, отчитаться о ходе выполнения заданий по подготовке к практическим аудиторным занятиям. Собеседование дает возможность во время дидактического взаимодействия преподавателя и студента выявить не только сильные, но и слабые места в самостоятельной подготовке последнего.

Кроме контроля, осуществляемого преподавателем на консультации или практическом занятии, целесообразно применять взаимный перекрестный контроль подготовленности студента. Этот педагогический прием стимулирует психологическую активность обучающихся во время изучения дисциплины.

Если проведение практических занятий практикуется при помощи компьютерной техники, в которую закладываются программы-практикумы по темам учебных дисциплин, то с целью контроля качества подготовки к занятиям, обучающиеся работают с контролирующими программами.

Контролирующие программы можно использовать во время консультаций, во время занятий по самоподготовке или в начале занятия.

Опыт показывает, что предложенные организация и методика самостоятельной работы обучающихся содействуют интенсификации учебного процесса, глубокому изучению и систематизации работы над учебным материалом, развитию творческой активности и подготовке будущего специалиста к практической работе по направлению квалификации.

Гребенникова Л.В.

старший методист Бахчисарайского

колледжа строительства, архитектуры

и дизайна «Крымского федерального

университета имени В.И. Вернадского»

1. Самостоятельная работа студентов в системе их профессиональной

подготовки 7

2. Формирование у студентов навыков самостоятельной работы

над лекцией 14

3. Чтение как основное средство обучения 19

4. Методика и техника ведения записей прочитанного 21

5. Роль семинарских и практических занятий в формировании у студентов

навыков СР 24

6. Как развивать свою память 29

Самостоятельная работа студентов вуза в системе

Их профессиональной подготовки

Понятие самостоятельная работа студента.

Закономерности и принципы срс

Самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе, научной и профессиональной работе. Первые умения самостоятельной работы личность осваивает в школе, и результат обучения, конечно, зависит от уровня овладения этими умениями. Самостоятельная работа не сводится к одним домашним заданиям, к ней мы относим и такие виды занятий, которые проводятся в классе в присутствии учителя и под его руководством. В школе используются различные формы самостоятельной работы: работа с учебниками и первоисточниками; решение и выполнение упражнений, задач; графические задания; сочинения; лабораторные, практические и другие виды работ.

Школьник (и его учебная деятельность) в силу своего возраста, особенностей развития находится под контролем педагогов, учителей, родителей. Чем шире его познавательные интересы, чем устойчивее умения и навыки самостоятельной работы, тем выше его готовность к обучению в вузе.

Организация самостоятельной работы студентов сложнее, чем школьников.

В педагогической науке существуют различные подходы к определению самостоятельной работы.

И.Л. Наумченко рассматривает самостоятельную работу "как управляемый процесс, который служит главным образом целям обучения (усвоения, закрепления, совершенствования знаний в объеме вузовских программ) и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста" 1 .

Разошлись мнения ученых и относительно дидактической функции самостоятельной работы студентов. Одни считают СРС методом обучения, другие – приемом учения, третьи – формой организации творческой деятельности студентов. П.И. Пидкасистый определяет самостоятельную работу как "средство организации и выполнения учащимися определенной деятельности в соответствии с поставленной целью" 2 . Он считает, что "самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения".

Мы склонны разделить мнение тех ученых (С.А. Зиновьев, А.В. Ососков и др.), которые рассматривают самостоятельную работу как компонент творческой познавательной практической деятельности студентов.

Г.Е. Ермилов оговаривает, что работа может считаться самостоятельной, если она включает в себя элементы обдумывания и осмысления студентом своей деятельности, ее результатов и выводов из нее 3 .

Л.Е. Кертман и Н.Н. Павлов основными критериями любой самостоятельной работы считают "единство познания и творчества" 4 . На этом основании, по их мнению, не может считаться самостоятельной работой конспектирование книг, сведенное к сокращенному изложению мыслей автора. Вот если студент, услышав на лекции свежую мысль, проявит к ней интерес, запишет в конспект, то в эти минуты он действует самостоятельно. Бесспорно, осмысливание знаний – основа самостоятельного труда студента. Однако нельзя недооценивать и все то, что способствует этому процессу, в том числе слушание, конспектирование лекций, первоисточников, чтение книг и т.д. Слушая, читая, записывая, студент приводит полученную информацию в систему: отбирает главное, анализирует, синтезирует, усваивает.

Результаты учебной деятельности зависят от уровня самостоятельной работы студента, который определяется личной подготовленностью к этому труду, желанием заниматься самостоятельно и возможностями реализации этого желания.

Диалектика самостоятельного труда основана на взаимосвязи содержания вузовских программ подготовки специалиста и постепенном усложнении используемых студентом приемов и методов самостоятельной работы, что объективно ставит будущего специалиста перед необходимостью разрешения противоречий, с которыми он сталкивается в процессе познавательно-практической деятельности.

В системе вузовской подготовки организация самостоятельного учебного труда подчиняется определенным закономерностям, главными из которых являются:

Психолого-педагогическая обоснованность данного труда, предполагающая внутреннее стремление, морально-волевую готовность и желание студента выполнять его самостоятельно, без внешних побуждений;

Воспитывающий характер этого труда, заключающийся в формировании у студента научного мировоззрения, качеств социально активной, деятельной, современной личности;

Взаимосвязь самостоятельного учебного труда с учебно-воспитательным процессом, единство знаний и деятельности как главного средства познания.

Закономерности самостоятельного учебного труда реализуются в конкретных принципах этой деятельности. Под принципами понимаются исходные положения, определяющие содержание и характер самостоятельного учебного труда студентов, конечные цели которого, как известно, состоят в том, чтобы получить систему знаний в объеме программы вузовской подготовки специалиста, сформировать научное мировоззрение, приобрести качества социально активной и творческой личности.

К принципам самостоятельной учебной деятельности относятся:

Принцип научности;

Принцип наглядности;

Принцип систематичности, последовательности, преемственности в самостоятельной работе;

Принцип связи теории с практикой;

Принцип сознательности и активности;

Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда;

Принцип доступности и посильности самостоятельной работы;

Принцип учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования самостоятельной работы.

Принцип прочности усвоения знаний;

Особенно хочется остановиться на принципах сознательности и активности, индивидуализации стиля работы, учета трудоемкости учебных дисциплин и оптимального планирования. Эти принципы сегодня становятся ведущими и выдвигаются на первый план.

Принцип сознательности и активности самостоятельного учебного труда исключает механическое заучивание материала, ориентирует студентов на глубокое понимание и осмысление его содержания, на свободное владение приобретенными знаниями. Активность – это прежде всего проявление живого интереса к тому, что изучает студент, творческое участие его в работе по осмыслению приобретенных знаний. Активность и сознательность усвоения не мыслятся без высокого уровня творческого мышления, проблемно-исследовательского подхода к приобретаемым знаниям.

Принцип индивидуализации стиля самостоятельного учебного труда студента предполагает опору на собственные свойства личности (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и т.п.), а также на свои индивидуально-типологические особенности (темперамент, характер, способности). Реализация этого принципа позволяет будущему специалисту соизмерять планируемую самостоятельную учебную работу с возможностями ее выполнения, более рационально и полно использовать бюджет личного времени. Этот принцип тесно связан с другим – учетом объективной сложности учебных дисциплин и оптимального планирования студентом познавательно-практической деятельности. Оптимальное планирование самостоятельной работы – важная и необходимая задача, решение которой позволит повысить культуру учебного труда студента.

Перечисленные принципы могут меняться и варьироваться в зависимости от общих задач подготовки специалиста, специфики академической дисциплины, содержания самостоятельной работы и др. показателей. Знание этих принципов, умелое их использование студентами в учебно-познавательной деятельности способствуют овладению системой знаний и формированию качеств современного специалиста.

«КРАСНОДАРСКИЙ ТЕХНИКУМ УПРАВЛЕНИЯ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СЕРВИСА»

УТВЕРЖДАЮ

Директор техникума

«____»____________200_г.

по планированию и организации самостоятельной работы студентов

РАССМОТРЕНЫ

на заседании научно-методического совета

Протокол № ___

От «___» __________ 200_г.

Председатель_________

1. Общие положения

1.2. Самостоятельная работа проводится с целью:

Систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

Углубления и расширения теоретических знаний;

Формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

Развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности;

Формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию самореализации;

Развития исследовательских умений.

Выделяют два вида самостоятельной работы по учебной дисциплине :

Аудиторная;

Внеаудиторная.

1.3. Самостоятельная аудиторная работа выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя по его заданию.

1.4. Самостоятельная внеаудиторная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

1.5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности регламентирует максимальный объем учебной нагрузки студента и объем обязательной учебной нагрузки как в целом по теоретическому обучению, так и по циклам учебных дисциплин.

1.6. Образовательное учреждение самостоятельно планирует объем самостоятельной внеаудиторной работы в целом, как по теоретическому обучению, так и по каждому циклу дисциплин и по каждой дисциплине, исходя из объемов максимальной и обязательной учебной нагрузки.

1.7. Объем времени, отведенный на самостоятельную внеаудиторную работу, находит отражение:

В рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине;

В рабочих программах учебных дисциплин с распределением ее по разделам и темам.

2. Планирование самостоятельной внеаудиторной работы

2.1. При разработке рабочих учебных планов образовательным учреждением (далее – ОУ) определяется:

Общий объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу в целом по теоретическому обучению (как разница между максимальным объемом времени, отведенным на теоретическое обучение в целом и объемами времени, отведенными на обязательную учебную нагрузку, факультативные дисциплины, консультации по теоретическому обучению);

Объем времени отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по циклам дисциплин с учетом требований к уровню подготовки студентов, сложности и объема изучаемого материала по дисциплинам, входящим в цикл;

Объем времени, отводимый на самостоятельную внеаудиторную работу по учебной дисциплине в зависимости от уровня освоения студентами учебного материала, с учетом требований к уровню подготовки студентов (иметь представление, знать, владеть умениями).

2.2. При разработке рабочей программы по учебной дисциплине, при планировании содержания самостоятельной внеаудиторной работы преподавателем устанавливается содержание, объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, где предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, определяются формы и методы контроля результатов.

2.4. Распределение объема времени на самостоятельную внеаудиторную работу в режиме для студента не регламентируется расписанием.

2.5. Виды заданий для самостоятельной внеаудиторной работы могут быть:

2.5.1. для овладения знаниями :

Чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

Составление плана текста,

Графическое изображение структуры теста,

Конспектирование текста,

Работа со словарями и справочниками,

Работа с нормативными документами,

Учебно-исследовательская работа,

Ответы на контрольные вопросы;

Аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.),

Подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции,

Подготовка рефератов, докладов; составление библиографии ; тестирование и др.;

2.5.3.для формирования умений:

Решение задач и упражнений по образцу,

Решение вариантных задач и упражнений,

Выполнение чертежей, схем,

Выполнение расчетно-графических работ,

Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач,

Проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности ,

4. Организация и руководство самостоятельной внеаудиторной работой студентов

4.1. При выдаче заданий на самостоятельную внеаудиторную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам.

Перед выполнением студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает: цель задания, его содержания, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

4.2. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

4.3. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

4.4. Контроль результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Может осуществляться в пределах отведенного времени на обязательные учебные занятия по дисциплине и самостоятельную внеаудиторную работу студентов по дисциплине,

Может проходить в письменной, устной или смешенной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.

4.5. В качестве форм и методов контроля самостоятельной внеаудиторной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия , коллоквиумы , зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы , защита творческих работ и др.

4.6. Критериями оценки результатов самостоятельной внеаудиторной работы студентами являются:

Уровень освоения студентом учебного материала;

Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

Сформированности общеучебных умений;

Обоснованность и четкость изложения ответа;

Оформление материала в соответствии с требованиями.

Во время выполнения студентами самостоятельной внеаудиторной работы преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени.

4. Уровни самостоятельной работы студентов

4.1. Следует выделить пять уровней самостоятельной работы студентов. За основу каждого уровня взято соотношение воспроизводящих и творческих процессов в деятельности студентов.

Студенту предоставляется работать на том уровне, который для него приемлем в настоящее время.

Иными словами, создаются условия для положительной мотивации процесса учения и развития способностей.

4.2. Каждый из уровней должен быть обеспечен как можно большим набором самостоятельных заданий различных форм. Это позволяет избежать монотонности в работе, делает студенческие работы оригинальными.

4.2.1. Первый уровень самостоятельных работ – дословное и преобразующее воспроизведение информации.

4.2.2. Второй уровень – самостоятельные работы по образцу. Это составление вопросов к текстам лекций по предложенным образцам. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление студентов на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду.

Другая форма самостоятельных заданий этого уровня – составление тестовых заданий по предложенным правилам.

4.2.3. Третий уровень – реконструктивные самостоятельные работы: преобразование тестовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, рассказов, преобразования типовых задач.

Работы этого типа учат обобщать явления.

4.2.4. Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Такие задания направлены на разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем.

4.2.5. Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в нее форм заданий второго, третьего и четвертого уровней.

5. Типы самостоятельной работы

5.1. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности студентов можно выделить четыре типа самостоятельной работы .

5.1.1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности студента. Роль педагога в том, чтобы для каждого студента определить оптимальный объем работы.

5.2. Реконструктивно-вариантные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, способствуют развитию внутренних мотивов к познаванию.

5.3. Эвристические – формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Студент сам определяет пути решения задачи и находит их.

5.4. Творческие – являющиеся венцом системы самостоятельной деятельности студентов.

Учись слушать и записывать лекцию:

1.Прими удобную позу.

2.Сосредоточься, внимательно слушай.

3.Познакомься с планом лекций, выдели основные вопросы темы.

3.Обрати внимание! Главные мысли выделяют голосом, сложные вопросы повторяют несколько раз.

5.Старайся представить услышанное.

6.Учись кратко излагать свои мысли.

7.Записывай быстро, пользуясь сокращениями.

8.Используя общие правила написания конспекта.

Учись задавать вопросы:

1.Прочитай абзац и постарайся задать вопрос студенту, преподавателю.

2.Из перечня вопросов выбери те, которые необходимы в данной ситуации.

3.Оцени, насколько правильно понято содержание материала, для этого придумай вопрос, направленный на уяснение материала.

4.Задай вопрос с целью устранения логических, фактических и других ошибок.

5.Задай вопрос с целью развития содержания материала.

7. Программа действий преподавателя по организации самостоятельной работы студентов

7.1. Программа действий преподавателя по созданию необходимых и достаточных условий для самостоятельной деятельности студентов:

Изучение квалификационной характеристики специалиста;

Анализ учебного плана, Государственного образовательного стандарта;

Подготовка перечня умений (компетенций), которые должны быть сформулированы у студентов после изучения дисциплины;

Подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля;

Разработка бланка профессионально-ориентированных задач для самостоятельной деятельности;

Группировка задач в блоке заданий на семестр;

Определение качественно-количественных критериев выполнения задания;

Определения периодичности контроля;

Разработка вариантов контрольных работ;

Выработка системы информирования студентов об их достижениях;

Определение системы индивидуальной работы;

Внедрение модульной системы обучения с рейтинговой оценкой учебной деятельности студентов.

Вовлекая студентов в самостоятельную деятельность, необходимо учитывать психологические особенности каждого студента и создавать учебно-методические комплексы, содержащие:

Задача сложная, интенсивная, не новая, но с новыми проблемами:

Воспитание культуры самостоятельной деятельности студентов;

Развитие профессиональной деятельности преподавателя .

Здесь важно уяснить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована профессионализмом преподавателей.

Поэтому, говоря о высоком профессионализме выпускников, необходимо одновременно решать задачи по научно-методическому самосовершенствованию преподавателей:

Постоянно обновлять терминологический словарь изучаемых дисциплин, осмысливать и осваивать терминологический аппарат и профессиональный язык общения со студентами;

Накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов;

Вести методическую работу и методический обмен с коллегами;

Заниматься научно-педагогическим самообразованием (читать научную литературу , монографии, диссертации);

Использовать педагогику сотрудничества со студентами, вдумчиво и бережно относиться к их потребностям и созданию условий для самостоятельной деятельности.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Совершенствование методики обучения предполагает внедрение в учебных процесс так называемых рабочих тетрадей, повышающих продуктивность обучения и способствующих решению развивающий образовательный процесс задач.

Структура рабочей тетради может быть различной, что, в свою очередь, обусловлено:

Характером (стилем) управления познавательной деятельностью студентов;

Исходным уровнем подготовленности аудитории;

Возрастными особенностями слушателей;

Условиями обучения;

Творческими способностями преподавателя.

Рассмотрим модель рабочей тетради, которая включает в себя 4 блока: три основных (обязательных) в один факультативный.

Первый блок («Актуализация опорных занятий») представляет собой так называемое мобилизующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти, ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студента на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме. Воспроизведение опорных знаний предполагает излагать вербальным способом.

Второй блок представляет собой структурированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала.

Структурированный конспект – своеобразный трафарет лекций, содержащий новые рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекций. Все рисованные объекты либо конкретизируют, либо дополняют текстовую часть, то есть помогают раскрыть смысл написанного.

Использование такой модели (структурированный конспект) не только экономит учебное время, но и прививает навыки конспектирования (еще отсутствующее у большинства студентов), позволяет нацелить внимание на основные вопросы темы, воспитывает актуальность и эстетичность качества, (рисунки в тетрадях имеют одинаковые размеры; типография и черты строения органов будут изображены отчетливо и правильно).

Третий блок («Самоконтроль») предусматривает систему дидактических заданий, активизирующих и организующих самоподготовку студентов. Выполнение тренировочных упражнений способствует:

Совершенствованию умений у студентов самостоятельно работать над содержанием изучаемой темы;

Развитию мыслительной деятельности и аналитических способностей студентов;

Воспитанию интереса и ответственного отношения к выполнению домашней работы.

Продуманное и целесообразное использование системы заданий для организации самостоятельной работы студентов не создает перегрузки, а наоборот, вызывает у студентов повышенный интерес к изучаемой дисциплине, помогает ее усвоению и закреплению.

При подборе вопросов и заданий реализует дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает от контрольных вопросов, требующих простого воспроизведения определенной порции известной информации, до заданий, требующих установления межпредметных связей, или заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Все задания начинаются побудительными словами: (в той же тетради):

Изобрази схематично….

Сделай соответствующие обозначения…

Воспроизведи схемы…

Обозначать основные элементы…

Выдели отличительные особенности…

Четвертый блок (факультативный) включает перечень реферативных сообщений по изучаемому разделу дисциплины и рекомендуемой литературы. Этот блок связан с самостоятельной работой студентов, определенной рабочей программой дисциплины.

Предполагаемая в этой части рабочей тетради информация, может заинтересовать студентов и послужить стимулом к дальнейшему развитию познавательной деятельности и творческой активности.

Возможно, что после первого этапа самостоятельной работы с тетрадь студент узнает, что он относится к слабым, средним или сильным по данной дисциплине, то после планомерной, систематической работы с удовлетворением обнаружит, что теперь – определенно к сильным.

Рабочая тетрадь – тот помощник, который дает студенту ориентиры, позволяющие двигаться вперед. Рабочая тетрадь дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает последовательно усвоить намеченную учебной программой систему знаний.

В целом повышение эффективности обучения через использование в учебном процессе рабочих тетрадей достигается в условиях активного привлечения студентов к самостоятельной работе, включения в процессе анализа применения приобретенных знаний, формулирования выводов, проверки результатов своей работы с установкой на обязательный отчет.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СПОРТА

Витютнев Е.Е.

Дудко А.С.

для самостоятельной подготовки курсантов и слушателей

по дисциплине «Физическая подготовка»

Краснодар

1. Общие положения самостоятельной подготовки.

Самостоятельная подготовка курсантов является важным специфическим звеном в системе подготовки специалистов для органов внутренних дел. Данный вид подготовки не имеет аналогов в системе подготовки образовательных учреждений гражданского профиля. Осуществляя организацию данного вида деятельности, следует учитывать, что в гражданских вузах получение знаний, во всех его формах, является правом студента. Специфика учреждений вузов МВД заключается в том, что внутренний распорядок регламентируется специальными нормативными актами, а именно уставами. Кроме того, проходя обучение в вузах МВД, каждый курсант получает денежное довольствие. В этой связи получение качественного образования является не только правом, но и обязанностью каждого курсанта.

Самостоятельная подготовка курсантов является важной составной частью учебно-воспитательного процесса, одной из основных форм обучения и видов занятий, организуемых кафедрой и имеет целью:

Закрепление и углубление знаний и навыков, полученных на практических и факультативных занятиях;

Подготовку к предстоящим занятиям, зачетам, экзаменам;

Формирование у курсантов навыков организации интеллектуальной деятельности, самостоятельности и инициативы в приобретении знаний.

Самостоятельная подготовка курсантов:

Предполагает систематический и непрерывный характер всего периода обучения;

Планируется руководством курса, профессорско-преподавательским составом кафедры и контролируется начальниками курсов и кафедры;

Организация и проведение осуществляется руководством курсов и профессорско-преподавательским составом кафедры;

В процессе проведения занятий по самостоятельной подготовке необходимо вести отбор и подготовку наиболее способных курсантов для занятий в научном кружке кафедры и группах спортивного совершенствования;

Пропуски занятий или уклонение от занятий по самостоятельной подготовке курсантов без уважительной причины рассматриваются как грубое нарушение служебной дисциплины и влекут за собой меры дисциплинарного взыскания или общественного воздействия. Каждое такое нарушение рассматривается на заседаниях кафедры или на ее предметно-методических комиссиях.

Курсанты, имеющие по результатам сдачи сессии средний балл 4,8, привлекаются профессорско-преподавательским составом для оказания помощи в проведении самостоятельной подготовки в группах, в которых они учатся.

Организация и методическое обеспечение проведения самостоятельной подготовки.

Перед началом самостоятельной подготовки преподаватель дает задание командиру группы получить необходимую литературу для проведения самоподготовки.

Преподаватель, проводящий по графику консультации на кафедре, организует через командиров групп прием курсантов для проведения с ними индивидуальных собеседований по наиболее трудным для них темам.

Командиры учебных групп в строевых записках, которые ежедневно представляются вначале преподавателю, а затем в учебный отдел, ведут учет посещаемости самостоятельной подготовки.

Методическое руководство самостоятельной подготовкой курсантов осуществляет кафедра. Оно включает:

Определение задания в соответствии с бюджетом времени, предусмотренным для изучения данной темы учебным планом и с учетом ее особенностей;

Разработку учебно-методической литературы и обеспечение ею курсантов;

Оказание групповой и индивидуальной консультативной помощи курсантам;

Контроль за самостоятельной подготовкой курсантов;

Анализ эффективности и разработка мероприятий по совершенствованию ее организации.

В часы самостоятельной подготовки методическую помощь курсантам оказывают преподаватели, консультации которых предусмотрены графиком. Они проводят групповую или индивидуальную консультацию по наиболее важным вопросам изучаемого материала, ведут работу с отстающими в учебе и неуспевающими курсантами.

Контроль за организацией самостоятельной подготовки.

Ответственность за проведение самостоятельной подготовки возлагается на заместителей начальников курсов, а в их отсутствии, по решению начальников курсов, на командиров взводов, а также на профессорско - преподавательский состав кафедры.

Обеспечение контроля за проведением самостоятельной подготовки возлагается на начальников курсов, начальника кафедры.

Преподаватели, ответственные за организацию самостоятельной подготовки, по ее окончании, представляют в учебный отдел сведения о количестве курсантов, обратившихся за консультацией, выполнивших задания в рамках пропущенного учебного материала, исправивших неудовлетворительные оценки.

2. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями»

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Составной частью методики обучения физической культуре является система знаний по проведению занятий физическими упражнениями. Без знания методики занятий физкультурными упражнениями невозможно четко и правильно выполнять их, а следовательно эффект от выполнения этих упражнений уменьшиться, если не совсем пропадет. Неправильное выполнение физкультурных занятий приводит лишь к потере лишней энергии, а следовательно и жизненной активности, что могло бы быть направлено на более полезные занятия даже теми же физическими упражнениями, но в правильном исполнении, или другими полезными делами.

Разработка методики занятий физическими упражнениями должна производиться высокопрофессиональными специалистами в области физической культуры, так как неправильная методика выполнения может привести и к более серьезным последствиям, даже к травмам. Тем более в высших учебных заведениях, где нагрузка должна быть более усложненная - методика занятий физкультурными упражнениями должна быть более четко, правильно разработана и детализирована.

Цели и задачи самостоятельных занятий.

Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

Мышцы составляют 40 - 45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двига­тельной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок - один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.

Если мотивы, побуждающие к самостоятельным занятиям, сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

Формы и содержание самостоятельных занятий.

После определения цели подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Конкретные направления и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Можно выделить гигиеническое, оздоровительно-рекреативное (рекреация - восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное и лечебное направления. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.

Утренняя гигиеническая гимнастика включается в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна.

В комплексы утреней гигиенической гимнастики следует включать упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, на выносливость (например, длительный бег до утомления). Можно включать упражнения со скакалкой, эспандером и резиновым жгутом, с мячом (элементы игры в волейбол, баскетбол, футбол с небольшой нагрузкой).

При составлении комплексов и их выполнении рекомендуется физическую нагрузку, на организм повышать постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К окончанию выполнения комплекса упражнений нагрузка снижается и организм приводится в сравнительно спокойное состояние.

Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой движений и постепенно увеличивать ее до средних величин. Между сериями из 2 - 3 упражнений (а при силовых после каждого) выполняется упражнение на расслабление или медленный бег (20-30 с).

Дозировка физических упражнений, т.е. увеличение или уменьшение их интенсивности и объема, обеспечивается: изменением исходных положений; изменением амплитуды движений; ускорением или замедлением темпа; увеличением или уменьшением числа повторений упражнений; включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп; увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма. Сразу же после выполнения комплекса утренней гимнастики рекомендуется сделать самомассаж основных мышечных групп ног, туловища и рук (5 - 7 мин) и выполнить водные процедуры с учетом правил и принципов закаливания.

Упражнения в течение дня выполняются в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения предупреждают наступающее утомление, способствуют поддержанию высокой работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение физических упражнений в течение 10 - 15 мин через каждые 1 - 1,5 ч работы оказывает вдвое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых в два раза большей продолжительности.

Физические упражнения нужно проводить в хорошо проветренных помещениях. Очень полезно выполнять упражнения на открытом воздухе.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3 - 5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 2 - 7 раз в неделю по 1 - 1,5 ч. Заниматься менее 2 раз в неделю нецелесообразно, так как это не способствует повышению уровня тренированности организма. Лучшее время для тренировок - вторая половина дня, через 2 - 3 ч после обеда. Можно тренироваться и в другое время, но не раньше чем через 2 ч после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Не рекомендуется тренироваться утром сразу после сна натощак (в это время необходимо выполнять гигиеническую гимнастику). Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего множества физических качеств, а также укреплять здоровье и повышать общую работоспособность организма. Специализированный характер занятий, т.е. занятия избранным видом спорта, допускается только для квалифицированных спортсменов.

Ходьба и бег.

Наиболее доступными и полезными средствами физической тренировки являются ходьба и бег на открытом воздухе в условиях лесопарка.

Ходьба - естественный вид движений, в котором участвует большинство мышц, связок, суставов. Ходьба улучшает обмен веществ в организме и активизирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Интенсивность физической нагрузки при ходьбе легко регулируется в соответствии с состоянием здоровья, физической подготовленностью и тренированностью организма. Эффективность воздействия ходьбы на организм человека зависит от длины шага, скорости ходьбы и ее продолжительности. Перед тренировкой необходимо сделать короткую разминку. При определении физической нагрузки следует учитывать ЧСС (пульс). Пульс подсчитывается в процессе кратковременных остановок во время ходьбы и сразу после окончания тренировки.

Заканчивая тренировочную ходьбу, надо постепенно снизить скорость, чтобы в последние 5 - 10 мин ходьбы ЧСС была на 10-15 удар/мин меньше указанной в таблице. Через 8 - 10 мин после окончания тренировки (после отдыха) частота пульса должна вернуться к исходному уровню, который был до тренировки. Увеличение дистанции и скорости ходьбы должно нарастать постепенно. При хорошем самочувствии и свободном выполнении тренировочных нагрузок по ходьбе можно переходить к чередованию бега с ходьбой, что обеспечивает постепенное нарастание нагрузки и дает возможность контролировать ее в строгом соответствии со своими индивидуальными возможностями.

Бег - наиболее эффективное средство укрепления здоровья и повышения уровня физической тренированности, а так же укрепления сердечно-сосудистой системы.

Можно рекомендовать следующие режимы интенсивности при беге по самочувствию и ЧСС. Выбор продолжительности бега зависит от подготовленности занимающихся.

Режим I. Зона комфортная. Используется как основной режим для начинающих бегунов со стажем до одного года. Бегуну сопутствует ощущение приятного тепла, ноги работают легко и свободно, дыхание осуществляется через нос, бегун без труда поддерживает выбранную скорость, ему ничто не мешает, возникает желание бежать быстрее. Спортсмены используют этот режим, чтобы восстановиться после напряженных тренировок. ЧСС сразу после бега 20 - 22, через 1 мин 13 - 15 ударов за 10 сек.

Режим II. Зона комфорта и малых усилий. Для бегунов со стажем 2 года. Бегун ощущает приятное тепло, ноги продолжают работать легко и свободно, дыхание глубокое смешанное через нос и рот, мешает легкая усталость, скорость бега сохраняется с небольшим усилием. ЧСС сразу после бега 24 - 26, через 1 мин 18 - 20 ударов за 10 сек.

Режим III. Зона напряженной тренировки. Для бегунов со стажем 3 года, для спортсменов как тренировочный режим. Бегуну жарко, несколько тяжелеют ноги особенно бедра, при дыхании не хватает воздуха на вдохе, исчезла легкость, трудно удерживать темп, скорость сохраняется напряжением воли. ЧСС сразу после бега 27 - 29, через 1 мин 23 - 26 ударов за 10 сек.

Режим IV. Зона соревновательная. Для бегунов, участвующих в со­ревнованиях по бегу. Бегуну очень жарко, ноги тяжелеют и «вязнут» дыхание напряженное с большой частотой, мешает излишнее напряжение мышц шеи, рук, ног, бег выполняется с трудом, несмотря на усилия, скорость бега на финише падает. ЧСС сразу после бега 30 - 35, через 1 мин 27 - 29 ударов за 10 сек.

Из всего богатого арсенала тренировочных средств бегунов на средние и длинные дистанции для любителей оздоровительного бега подходят только три.

1. Легкий равномерный бег от 20 до 30 мин при пульсе 120 - 130 ударов в мин. Для начинающих бегунов это основное и единственное средство тренировки. Подготовленные бегуны используют его в разгрузочные дни в качестве облегченной тренировки, способствующей восстановлению.

2. Длительный равномерный бег по относительно ровной трассе от 60 до 120 мин при пульсе 132 - 144 удар/мин раз в неделю. Применяется для развития и поддерживания общей выносливости.

3. Кроссовый бег от 30 до 90 минут при пульсе 144 - 156 удар/мин 1 - 2 раза в неделю. Применяется для развития выносливости только хорошо подготовленными бегунами.

Занятие начинается с разминки продолжительностью 10-15 мин. Она необходима для того, чтобы «разогреть» мышцы, подготовить организм к предстоящей нагрузке, предотвратить травмы.

Начиная бег, важно соблюдать самое главное условие - темп бега должен быть невысоким и равномерным. Бег должен быть легким, свободным, ритмичным, естественным, не напряженным. Это автоматически ограничивает скорость бега и делает его безопасным. Необходимо подобрать для себя оптимальную скорость, свой темп. Это сугубо индивидуальное понятие - скорость, которая подходит только вам и никому больше. Свой темп обычно вырабатывается в течение двух-трех месяцев занятий и затем сохраняется длительное время.

«Бегать - одному!» - важнейший принцип тренировки, особенно на первых порах. Иначе невозможно определить оптимальную скорость бега. «Только бодрость!» - этот принцип означает, что нагрузка, особенно в начале занятий, не должна вызывать выраженного утомления и снижения работоспособности. Чувство вялости, сонливости днем - верный признак того, что нагрузку нужно уменьшить.

Регулировать интенсивность физической нагрузки можно по ЧСС, Важным показателем приспособленности организма к беговым нагрузкам является скорость восстановления ЧСС сразу после окончания бега. Для этого определяется частота пульса в первые 10 сек. после окончания бега, пересчитывается на 1 мин. и принимается за 100%. Хорошей реакцией восстановления считается снижение ЧСС через 1 мин на 20%, через 3 мин - на 30%, через 5 мин - на 50%, через 10 мин - на 70 - 75%.

Кросс - это бег в естественных условиях по пересеченной местности с преодолением подъемов, спусков, канав, кустарника и других препятствий. Он прививает способность ориентироваться и быстро передвигаться на большие расстояния по незнакомой местности, преодолевать естественные препятствия, умение правильно оценить и распределить свои силы.

Плавание

Плаванием занимаются в летние периоды в открытых водоемах, а в остальное время - в закрытых или открытых бассейнах с подогревом воды.

В начальный период занятий необходимо постепенно увеличивать время пребывания в воде от 10 - 15 до 30 - 45 мин и добиваться того, чтобы преодолевать за это время без остановок в первые пять дней 600 - 700 м, во вторые – 700 - 800, а затем 1000 - 1200 м. Для тех, кто плавает плохо, сначала следует проплывать дистанцию 25, 50 или 100 м, но повторять ее 8 - 10 раз. По мере овладения техникой плавания и воспитания выносливости переходить к преодолению указанных дистанций. Оздоровительное плавание проводится равномерно с умеренной интенсивностью. Частота сердечных сокращений сразу после проплывания дистанции для возраста 17 - 30 лет должна быть в пределах 120 - 150 удар/мин.

Велосипед

Езда на велосипеде, благодаря постоянно меняющимся внешним условиям, является эмоциональным видом физических упражнений, благоприятно воздействующим на нервную систему. Ритмичное вращение педалей увеличивает и одновременно облегчает приток крови к сердцу, что укрепляет сердечную мышцу и развивает легкие.

Езда на велосипеде хорошо дозируется по темпу и длине дистанции. Хорошо иметь велосипедный спидометр, с помощью которого можно определить скорость передвижения и расстояние.

Ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика - это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые выполняются, как правило, без пауз для отдыха, в быстром темпе, определяемом современной музыкой. В комплексы включаются упражнения для всех основных групп мышц и для всех частей тела: маховые и круговые движения руками, ногами; наклоны и повороты туловища и головы; приседания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, приседах, в положении лежа. Все эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте и небольшим продвижением во всех направлениях, танцевальными элементами.

Благодаря быстрому темпу и продолжительности занятий от 10-15 до 45 - 60 мин ритмическая гимнастика, кроме воздействия на опорно-двигательный аппарат, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. В зависимости от решаемых задач составляются комплексы ритмической гимнастики разной направленности, которые могут проводиться в форме утренней гимнастики, физкультурной паузы на производстве, спортивной разминки или специальных занятий. Располагая набором обычных гимнастических упражнений, каждый может самостоятельно составить себе такой комплекс.

для ...
  • К 1927 г позиции Амторга (то есть, фактически, ссср) на американском рынке выглядели двояко. Советский экспорт в США составлял всего 0,3% импорта Соединённых

    Документ

    ... дисциплины ... слушатели германской... для самостоятельной работы в области авиационных конструкций. Техническая подготовка его достаточна для ... По рекомендации ... Краснодаре . ... курсантов ... для ВНИИЯГГ, в 1978 г.- для Ереванского физического института. В 1986 г. по ...

  • Форум «четвертый рейх» /forum/

    Документ

    ... по физическому ... года в Краснодаре началось формирование... Курсантам читались лекции по ... Германии. Слушателей знакомили... дисциплины , об установках методического ... подготовка и рекомендация тем для ... по эту сторону фронта и поэтому управляется самостоятельно ...

  • Главный редактор Зав психологической редакцией Зам зав психологической редакцией Ведущий редактор Редактор Художник обложки Корректор Верстка ббк 88. 35я7

    Документ

    ... для самостоятельного ... по интонационному рисунку речи. Оказалось, что для слушателей ... дисциплины ... курсантов -летчиков и возможности ее совершенствования с применением средств физической подготовки ... . Методические рекомендации . ... общения. - Краснодар , 1983. ...

  • 
    Top