Этнопедагогическая компетентность в поликультурном образовании. Аксиологические основы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя

1

В статье раскрыта необходимость и своевременность формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства. Анализ внутренней структуры позволил раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержанию исследуемого феномена. Отражая многоуровневую природу этнопедагогической компетентности, компоненты этой системы представлены как необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития, а также представляют собой совокупность раскрывающую многообразие существующих между ними связей и отношений. В качестве структурных выделены такие компоненты этнопедагогической компетентности, через развитие которых наиболее отчетливо просматривается процесс и результат ее становления, а именно: мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностный. Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов этнопедагогической компетентности будущих педагогов характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена.

поликультурная образовательная среда

структура

сущность

этнопедагогическая компетентность

компетентность

1. Кайсарова А. В. Педагогические условия формирования этнопедагогической компетентности у студентов в процессе обучения в педвузе: автореферат дис…. канд. пед. наук. – Чебоксары, 2008. – 22 с.

2. Комелина В. А. Профессиональная подготовка специалиста в вузе: компетентностный подход: монография / В.А. Комелина, Д.А. Крылов. – Йошкар-Ола: ООО «Стринг», 2009. – 176 с.

3. Лаврентьев С. Ю. Формирование познавательной активности будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях современного вуза: монография/ С.Ю. Лаврентьев, Д.А. Крылов. – Йошкар-Ола: МарГУ, 2013. – 168 с.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» – URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения 02.06. 2014).

5. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в поликультурной образовательной среде: автореферат дис…. д-ра пед. наук. – Ставрополь, 2009. – 46 с.

6. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл (до 2025 года). Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. – № 214. - URL: http://www.gov.mari.ru/rep/strategy. (дата обращения 04.06. 2014).

7. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы / М.Г. Харитонов. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева, 2004. – 330 с.

8. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // URL: http://www.eidos.ru(news)compet.htrri. (дата обращения 04.08. 2014).

Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями социокультурного развития ведущих стран мира и России, для которых характерна амбивалентность цивилизационных процессов: развитие тенденций унификации, с одной стороны, а с другой - сохранение этнокультурного своеобразия народов. Мировой опыт показывает, что наиболее успешной стратегией аккультурации является интеграция, сохранение собственной культурной идентичности личности наряду с овладением ею культурой других этносов. Отсюда и необходимость подготовки высококультурных и образованных членов общества, которые могут жить и работать в поликультурной среде, знающих и уважающих не только свою этническую культуру, но и культуру других этнических групп, способных сочетать национальные и интернациональные интересы. В этой связи перед педагогической теорией и практикой встала проблема формирования личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной, в том числе этнопедагогической компетентностью.

Необходимость и своевременность формирования этнопедагогической компетентности педагога в условиях поликультурного образовательного пространства указана в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», в которой подчеркнуто, что система образования призвана обеспечить «...сохранение, распространение и развитие национальной культуры», а также «...развития культуры межэтнических отношений» . В Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл до 2025 г. в сфере образования подчеркнута необходимость создания эффективной образовательной системы, отвечающей запросам и потребностям развития личности, учитывающей национальный компонент в образовании, включающей культурные традиции и особенности многонациональной республики . В соответствии с этим этнопедагогическая компетентность должна сегодня рассматриваться как один из центральных компонентов профессиональной культуры современного педагога, поскольку возрастает значимость для общества этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, развития толерантности, культуры межнациональных отношений . Этнопедагогическая компетентность, являясь качественной характеристикой, определяющей уровень выполнения этнопедагогических задач в поликультурном образовательном пространстве, стимулирует рост национального самосознания народов, возрождение национальных культур, народной педагогики, изменение ценностных идеалов, обращение к национальным ценностям, составляющим культуру любого народа, стремление к возрождению этнической культуры через сохранение своего родного языка, обычаев и традиций.

Цель исследования

В соответствии с вышеизложенным, одной из основных задач данного исследования является - раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержательного наполнения исследуемого феномена.

Материал и методы

Материалом исследования послужил анализ целостного педагогического процесса профессиональной подготовки 65 студентов 2-4 курсов Марийского государственного университета по направлениям «Технология и предпринимательство» и «Профессиональное обучение», научные изыскания отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования, а также многолетний педагогический опыт работы авторов в системе высшего профессионального образования. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием комплекса взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам.

Результаты и их обсуждение

Значимыми для исследования являются ведущие положения организации поликультурного (полиэтнического) образования, разработанные О.В. Гукаленко, Г.Д. Дмитриевым, А.Н. Джуринским, Н.Б. Крыловой, З.А. Мальковой, И.Л. Набоком, Л.Л. Супруновой, Д. Бэнксом, а также работы Г.М. Гогиберидзе, В.М. Джашакуева, Л.В. Кузнецовой, Д.Н. Латыпова, В.Б. Манджиевой, В.К. Шаповалова, отражающие этнокультурный контекст в образовательном процессе.

Вопросами совершенствования этнопедагогической подготовки обучающих в вузе занимались следующие ученые: Г.Н. Волков, П.А. Апакаев, С.Н.Федорова, Е.П. Жирков, В.А. Иванов, М.Б. Кожанова, Л.В. Кузнецова, В.Г. Крысько, А.Б. Панькин, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов, А.В. Кайсарова и др.

Анализ вышеперечисленных источников показал, что достаточно полных и комплексных исследований по формированию этнопедагогической компетентности будущих педагогов в условиях поликультурного образовательного пространства не проводилось.

Прежде чем перейти к рассмотрению сущности и содержания исследуемого явления необходимо раскрыть смысл основополагающих терминов «компетентность» и «компетенция». В данном вопросе мы согласны с мнением А.В. Хуторского, который относит к компетентности достаточно обширный диапазон личностных качеств. «Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» . Следовательно, компетентность всегда персонифицирована и реализуется через качества определенного человека. Ученый также указывает на то, что компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика . Исходя из вышеизложенного, мы считаем правомерным перейти к рассмотрению понятия «этнопедагогическая компетентность».

Так, А.В. Кайсарова под этнопедагогической компетентностью понимает совокупность этнопедагогических знаний и умений, позволяющей педагогу спроектировать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы добиться максимального целенаправленного и последовательного включения в него педагогического наследия своего народа, что способствует формированию у учащихся патриотизма, толерантности, эмпатии, межкультурной чувствительности, а также развитие у педагога таких качеств, как креативность, познавательная активность, целеустремленность, инициативность, терпимость, рефлексивность .

М.Г. Харитонов этнопедагогическую компетентность трактует как совокупность определенных свойств личности с высоким уровнем этнопедагогической подготовленности и способностью к креативной деятельности, в которой человек максимально проявляет свои профессиональные и личностные качества . По мнению М.Г. Харитонова, этнопедагогическая компетентность учителя предполагает знание им: целей обучения учебных предметов на основе традиционной педагогической культуры, их конкретного наполнения и приоритетности в современных условиях развивающихся целей; психологических механизмов овладения этнопедагогическим знанием и способов их использования в процессе обучения для целей развития студентов; этнопедагогических понятий и фактов, как непосредственно представленных в школьных учебниках, так и непосредственно связанных с ними; критериев оценки дидактической и развивающей ценности различного этнопедагогического содержания; способов (наиболее типичных) работы с различным этнопедагогическим содержанием; эффективных способов обучения традиционной педагогической культуре (инструментария, организационных форм обучения и контроля), различных категорий учащихся, диференцируемых как по уровню обучаемости, так и по характеру познавательных интересов и др.

Помимо вышеперечисленных знаний, этнопедагогическая компетентность учителя, по мнению М.Г. Харитонова, предполагает владение им: способами реализации различных моделей обучения традиционной педагогической литературе, ориентированных на особенности разных типологических групп учащихся; наиболее типичными способами решения этнопедагогических задач, представленных в содержании школьных предметов, и использованием их для целей развития школьников; приемами пробуждения и развития познавательного интереса учащихся к этнопедагогическому содержанию и др. .

Отражая многоуровневую природу этнопедагогической компетентности, компоненты этой системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития, а также представлять собой совокупность структурных и функциональных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений . В качестве структурных выделены такие компоненты, через развитие которых наиболее отчетливо просматривается процесс и результат ее становления, а именно:

  • мотивационно-потребностный компонент (профессионально-ценностные ориентации; совокупность личностных качеств; наличие развитых общих и педагогических способностей). Данный компонент отражает социальную и профессиональную позицию, профессионально-ценностные ориентации, установки педагога, отражающие его мотивационную готовность к осуществлению этнопедагогической деятельности; совокупность личностных качеств (нравственность, терпимость, толерантность, эмпатийность, коммуникабельность, инициативность, рефлексивность и др.); наличие развитых общих и педагогических способностей (гностических, креативных, конструктивных, коммуникативных, организаторских);
  • когнитивный компонент (комплекс этнопедагогических знаний; сформированное этнопедагогическое мышление) рассматривается как развитие когнитивной сферы будущего педагога, связанной с познавательными процессами и сознанием, включающий в себя знания о мире и о самом себе. Формирование прочных, глубоких этнопедагогических знаний и способности применять их на практике - одна из важнейших составляющих учебного процесса профессиональной подготовки будущих педагогов, позволяющая видеть, выделять и эффективно решать профессионально-педагогические проблемы и задачи. Этнопедагогическое мышление, связанное с практической, преобразовательной деятельностью педагога, направлено на продуктивное решение профессионально-педагогических задач в конкретных педагогических ситуациях;
  • деятельностный компонент (умения, навыки; опыт преобразовательной этнопедагогической деятельности; владение современными педагогическими технологиями и педагогической техникой) определяет устойчивую способность личности к творчеству, ее готовность к профессиональной деятельности, отвечающей потребностям общества.

Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов этнопедагогической компетентности будущих педагогов: мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного - характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена. Так, проявление деятельностного компонента обусловлено признаками когнитивного компонента этнопедагогической компетентности: сформированностью этнопедагогических знаний и соответствующих им умений и навыков эффективной организации педагогической деятельности. В то же время процесс преобразовательный деятельности, в которой формируется и проявляется деятельностный компонент, активизирует мыслительную деятельность студентов, они осознают ценность и значимость приобретаемых знаний и умений. В результате повышается их познавательная активность, что в свою очередь способствует формированию когнитивного компонента этнопедагогической компетентности будущих педагогов . Ту же взаимосвязь можно проследить между мотивационно-потребностным и другими компонентами этнопедагогической компетентности: заинтересованное отношение к деятельности повышает ее продуктивность, сформированность нравственно-волевых качеств способствует овладению навыками самоконтроля, облегчает преодоление трудностей. Вместе с тем именно деятельностный компонент, то есть достаточный опыт конкретной деятельности и сотрудничества, оказывает положительное влияние на развитие нравственно-волевых качеств; успешность труда вызывает положительное эмоциональное отношение к нему.

Компоненты этнопедагогической компетентности, с одной стороны, выступают как относительно самостоятельные системы, обладающие своей структурой, логикой, совокупностью элементов, внутренней организацией, а с другой стороны, это деление условно. Уровень интеллектуального развития может быть использован для характеристики творческого потенциала личности, а отношение к этнопедагогической деятельности и ее результатам можно анализировать и в структуре деятельностного компонента, и как личностное качество будущего педагога.

Перечисленные компоненты этнопедагогической компетентности можно рассматривать как нормативно необходимые для успешной деятельности учителя в современных условиях. При этом, как отмечалось выше, все они тесно взаимосвязаны - каждый последующий продуктивен лишь при наличии предыдущего, сформированного в необходимой и достаточной степени.

Таким образом, анализ внутренней структуры и внешних системообразующих связей позволяет охарактеризовать этнопедагогическую компетентность будущих педагогов как выражение интегрированности, зрелости и развитости всей системы социально и профессионально значимых личностных качеств и дать ей следующее определение. Этнопедагогическая компетентность педагога - это интегративное качество личности, выражающееся в совокупности знаний, умений и навыков, опыта поведения и способствующее эффективной полиэтнической образовательной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что, являясь компонентом целостной профессиональной компетентности, этнопедагогическая компетентность не дается однажды и на всю жизнь. При переменах в образовательной политике государства, преобразовании и модернизации содержания образования в целом (внешние факторы), а в частности, при изменении контингента учеников, выборе другого учебно-методического комплекса обучения предмету, переориентации профессиональной деятельности и интересов, например, на другой предмет и т. п. (внутренние факторы) педагогу необходимо как бы заново формировать отдельные компоненты этнопедагогической компетентности, связанные с новыми видами творческой преобразовательной деятельности: изучать теорию и содержание в аспектах современных достижений наук; определять смыслы для себя, находить свое место и конкретизировать мотивы участия в происходящих переменах; осваивать другие способы и приемы деятельности, учиться осуществлять целенаправленные действия; определять поле своих возможностей и перспектив в измененных условиях.

Заключение

Таким образом, в условиях изменения приоритета ценностно-целевых установок, отказа от преимущественной ориентации образования на знания и перехода содержания образования на компетентностную основу актуальным является формирование этнопедагогической компетентности будущих педагогов, которая являясь компонентом целостной профессионально-личностной структуры, определяется как комплекс мотивационно-потребностного, когнитивного и деятельностного компонентов опосредованных ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления этнопедагогической деятельности будущих педагогов.

Работа выполнена и издана в рамках Регионального конкурса «Волжские земли в истории и культуре России» 2014 - Республика Марий Эл: «Формирование этнопедагогической компетентности педагога средствами национальной кухни народов Среднего Поволжья в условиях поликультурного образовательного пространства». Номер проекта: 14-16-12006 в РГНФ.

Рецензенты:

Шабалина О.Л., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Апакаев П.А., д.п.н., профессор., каф. педагогики и методики начального образования. ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Комелина В.А., Крылов Д.А., Лаврентьев С.Ю., Жидик А.Р. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14464 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

В содержании статьи обоснована актуальность этнопедагогической компетентности будущего педагога, которая объясняется глобальным уровнем понимания особенностей современной социокультурной ситуации. Обосновано, что этнопедагогическая компетентность при подготовке будущих учителей специальности «Иностранный язык: два языка», приобретает особое значение, так как в соответствии с нормативными требованиями специалист должен иметь высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне, а также, что он, как выпускники других специальностей, осуществляет свою профессиональную деятельность в полиэтнической образовательной среде, только с той разницей, что развитие личности обеспечивается средствами иностранного языка.

нормативные основы

этнопедагогическая компетентность учителя

формирование

государственный образовательный стандарт

методологические подходы

принципы

педагогика

компетенция

профессионализм

готовность

профессиональные способности

система образования

педагогический процесс

1. Элементы народной педагогики в эстетическом воспитании школьников // Взаимодействие педагогической науки и практики на современном этапе развития системы образования РК: Материалы рег. науч.-практ. конф. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2002. – С. 33–35.

2. Абильдина С.К. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственности учащихся посредством устного творчества казахского народного: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Караганда, 1999. – 29 с.

3. Альмухамбетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4–7 классов средствами национального изобразительного искусства: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Алматы, 1990. – 31 с.

4. Бахтиярова Г.Р. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Алматы, 1999. – 28 с.

5. Дюсембинова Р.К. Музыкально-эстетическое воспитание школьников средствами казахского народного песенного творчества: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1992. – 25 с.

6. Кендирбекова Ж.Х. Социально-педагогическая работа с молодежью в открытой этнокультурно-образовательной среде / Ж.Х. Кендирбекова. – Караганда, 2002.

7. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы: Гылым, 1998. – 317 с.

8. ГОСО РК3.07.031–2000. Специальность 510830 – Биология; 511031; География. – Астана. 2001.

9. ГОСО РК3.07.031–2000. Специальность 031140 – Физическая культура и спорт. – Астана, 2001.

Развитие мирового сообщества выдвигает перед образованием Республики Казахстан сложную задачу подготовки конкурентоспособного, компетентного в профессиональной сфере специалиста с высоким интеллектуальным потенциалом и положительными личностными качествами человека.

В проекте «Концепции высшего педагогического образования в Республике Казахстан» подчеркивается: «Ведущим фактором в реализации этой глобальной задачи является система образования, главным действующим лицом в которой является учитель, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности» .

Сегодня в общественном сознании и деятельности получает обоснование в качестве определяющего в решении современных проблем человеческий фактор, а потому аргументируется идея самоценности человека, необходимости уважения его личностного достоинства, духовного опыта, этнической принадлежности, этносоциальной роли.

Поэтому вуз, как открытая образовательная система, должен способствовать повышению культурного, духовного уровня личности будущего учителя и формированию его этнопедагогической культуры.

Особую теоретико-методологическую значимость для исследуемой проблемы имеют концептуальные положения и идеи, изложенные в исследованиях отечественных ученых С.К. Абильдиной , Б.А. Альмухамбетова , Г.Р. Бахтияровой , Р.К. Дюсембиновой , Ж.Х. Кендирбековой , К.Ж. Кожахметовой .

Цель исследования - разработка научно-теоретических основ этнопедагогической компетентности будущего учителя, определяющих эффективность исследовательского процесса, расширяющих и одновременно конкретизирующих арсенал исследовательской проблематики, включающих решение актуальных проблем, которые отражают потребности теории и практики профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ учебной документации, педагогический эксперимент, моделирование, опросные методы.

Исходной позицией для выявления возможностей педагогического процесса и разработки системы педагогических условий формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей служит определение исследуемого феномена, которого определена нами как совокупность интегративных профессионально значимых личностных качеств, способствующих реализации соответствующих знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды.

В содержании нашего исследования, модель процесса формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей была разработана нами в соответствии с компонентами этнопедагогической компетентности, выраженных в сочетании критериев и показателей, позволяющих диагностировать результаты формирования искомой компетентности, поэтому данный критериально-показательный аппарат явился ориентиром для анализа вышеперечисленных документов.

Руководствуясь принципом системности, предполагающим рассмотрение явлений и процессов во взаимосвязи, мы исходили из признания существующей связи теории с практикой.

Практическая реализация основных теоретических положений профессиональной подготовки будущих учителей определяется и регулируется государственными документами в области высшего образования, в которых профессиональная подготовка регламентирует усвоение совокупности определенного объема теоретических знаний об объекте предстоящей деятельности и практических умений перевода их в способы этой деятельности, а также формирование и развитие профессионально значимых качеств специалиста.

Поскольку содержание профессиональной подготовки студентов определяется государственными стандартами, учебными планами, типовыми программами, определяющими учебные дисциплины, различные виды практик, самостоятельную и исследовательскую работы, а также другие виды и формы учебной работы, то, выявляя возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию этнопедагогической компетентности будущих учителей в условиях полиэтнического образовательного пространства и развитию у них соответствующих умений, мы подвергли системному анализу нормативные документы трех факультетов педагогических специальностей, готовящих учителей разных профилей, студенты которых задействованы в опытно-педагогической работе .

При изучении и анализе названных нормативных документов мы ставили перед собой задачу: выяснить, насколько в них согласованно и рационально представлено содержание преподаваемых дисциплин. В ходе решения этой задачи нам удалось выделить такие дисциплины, которые в наибольшей степени, на наш взгляд, способствуют формированию знаний и умений, необходимых будущим учителям в этнопедагогической деятельности и выяснить, что их содержание и количество времени, отводимое на их изучение, существенно не отличается.

Перечень данных дисциплин на примере трех специальностей «Биология», «Иностранный язык: два языка», «Физическая культура и спорт».

Результаты анализа государственных общеобязательных стандартов образования, содержащихся в них квалификационных характеристик, типовых учебных планов, типовых программ (учебных дисциплин и педагогических практик), учебников и учебных пособий для специальностей «Иностранный язык: два языка», «Биология», «Физическая культура и спорт» показал, что в их содержании в рамках формирования исследуемого феномена нет принципиальных отличий. Поэтому мы сочли допустимым подробно изложить результаты анализа учебной и учебно-методической документации одной из названных специальностей, а именно: «Иностранный язык: два языка».

Анализ квалификационной характеристики данной специальности позволяет судить об актуальности исследуемой нами проблемы.

При этом этнопедагогическая компетентность при подготовке будущих учителей данной специальности приобретает особое значение, так как в соответствии с нормативными требованиями специалист должен иметь высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне, а также, что он, как выпускники других специальностей, в нашем случае учителя биологии, географии и физической культуры и спорта, осуществляет свою профессиональную деятельность в полиэтнической образовательной среде, только с той разницей, что развитие личности обеспечивается средствами иностранного языка.

Эта особенность детерминируется также характером следующих составляющих профессиональной деятельности выпускников данной специальности:

Объектов (учащиеся учебных учреждений образовательной сферы: дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, средние школы с углубленным изучением иностранных языков, средние профессиональные учебные заведения, лицеи, гимназии, колледжи);

Видов (образовательная или педагогическая, научно-исследовательская).

Необходимость исследуемой этнопедагогической компетентности обосновывается тем, что один из перечисленных квалификационных признаков анализируемой специальности - профильное и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам как средству иноязычного взаимодействия на межкультурном уровне в условиях официального и неофициального иноязычного общения и социального взаимодействия - требует от будущих учителей знания методов, средств организации этнопедагогической деятельности с учащимися, другими субъектами общения и умения применять их на практике.

Это подтверждается и требованиями ГОСО РК к знаниям, умениям и навыкам выпускника по специальности «Иностранный язык: два иностранных языка», среди которых отмечается, что он должен иметь представление о роли иностранного языка в современном поликультурном мире, знать специфику коммуникации как особого вида деятельности и сущность понятия «межкультурная коммуникация» и основные ее виды, уметь пользоваться различными способами и формами коммуникативно-речевой деятельности, использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения адекватно социальному статусу партнера по общению и представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, вести «диалог двух и нескольких культур», иметь навыки корректно использовать языковой материал во всех видах коммуникативно-речевой деятельности, а также быть компетентным в использовании иностранного языка как средства межкультурной коммуникации в составе всего комплекса компетенций.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показал дальнейший анализ государственного стандарта образования, типового учебного плана и типовых программ по психолого-педагогическим и некоторым социально-гуманитарным дисциплинам, сущность этнопедагогической компетентности не достаточно отражена в содержании образования, получаемого будущими учителями названных специальностей в условиях вуза.

Подтверждение данного вывода мы нашли в результате анализа дисциплин, имеющих потенциальные возможности для наиболее эффективного формирования исследуемой нами компететности. Они выглядят следующим образом:

в цикле социально-гуманитарных дисциплин, на изучение которых отводится 1520 часов, курсу «Философия» выделяется - 170 часов, «История Казахстана» - 120 часов, «Социология» - 50 часов, что составляет - 21,8 % учебного времени от общего количества часов этого цикла;

в цикле общепедагогических дисциплин - общее количество - 410 часов на изучение курса «Педагогика» - 180 часов, «Этнопедагогика» - 100 часов, «История педагогики» - 70 часов, «Общая и возрастная психология» - 60 часов, что составляет 10,4 % учебного времени от общего количества на изучение дисциплин, имеющих наибольшие возможности в формировании этнопедагогической компетентности будущих учителей.

Безусловно, на формирование этнопедагогической компетентности опосредованное влияние оказывают как содержание, так и характер педагогического процесса вуза в целом. Однако, как показывает практика, это влияние имеет нецеленаправленный и несистематический характер, трудно поддающийся коррелятивному измерению.

В целях систематизации и большей организованности использования возможностей учебно-воспитательного процесса вуза для формирования исследуемого феномена нами была предпринята попытка разработать комплекс соответствующих дополнений к содержанию психолого-педагогических дисциплин. В связи с этим мы проанализировали государственные стандарты образования РК в части обязательного компонента циклов СГД и ОПД.

В формировании профессионально-педагогических знаний будущих учителей курс «Педагогика» занимает ведущее место. Как базовая дисциплина по данным специальностям она является важнейшим компонентом общей системы психолого-педагогической подготовки студентов, ориентированным на овладение методами научного анализа и прогнозирования педагогических явлений и процессов, обеспечение обращенности к индивидуальности, творческому потенциалу личности обучающегося.

Целью данного курса является формирование личности специалиста, подготовленного к работе в системе «человек - человек». Отсюда логически вытекает назначение курса: формирование у будущих учителей системы теоретических знаний и практических умений по переводу их в практические действия в условиях учебно-воспитательного процесса.

Основные задачи курса:

Сформировать у будущих специалистов понимание и осознание того, что человек - субъект деятельности и собственного развития;

Развить гражданскую позицию специалиста и его общую культуру;

Раскрыть сущность педагогических знаний, необходимых специалисту для эффективного взаимодействия и педагогически обоснованного воздействия на систему «человек-человек» для ее оптимального функционирования и развития;

Ознакомить с генезисом педагогических знаний и их ролью в социализации личности;

Сформировать умения педагогически обоснованно отбирать средства воздействия на систему «человек-человек» для перевода её в новое качественное состояние;

Ознакомить с современными технологиями обучения, самовоспитания и саморазвития личности будущего специалиста.

Заключение

Необходимо отметить, изучение курса «Педагогика» позволяет расширить знания студентов об особенностях функционирования педагогической системы «педагоги-учащиеся», раскрыть роль учителя в воспитательном процессе и его возможности в формировании личности.

Несомненно, все темы курса позволяют дать теоретические знания для учебно-воспитательной работы в школе. Изучая основные принципы педагогической деятельности, поиски, находки в совершенствовании педагогического процесса, будущие учителя осознают социальную значимость своего труда, у них формируется чувство ответственности за воспитание подрастающего поколения, расширяются представления о методах и средствах нравственного, эстетического, физического, экологического воспитания школьников, формируются социально значимые мотивы профессионально-педагогической деятельности.

Вместе с тем, отмечая несомненную познавательную ценность данного курса, необходимо констатировать, что в нем не уделяется внимания содержанию, формам и методам этнического воспитания и их использованию в учебно-воспитательном процессе, не раскрывается сущность педагогической и этнопедагогической культуры и их особенностей, в то время как формирование духовно-нравственной, интеллектуальной, этнокультурной, саморазвивающейся и самореализующейся личности с развитым творческим потенциалом является насущной задачей системы образования Республики Казахстан, вставшей на путь социально-экономических, культурных и политических преобразований, а успешное решение этой задачи требует совершенствования подготовки педагога-учителя, обладающего профессиональной компетентностью высокого уровня, поскольку его предстоящая деятельность будет проходить в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Выводы, полученные в результате анализа возможностей курса «Педагогика», послужили основанием для разработки дополнений к содержанию рабочих программ данной дисциплины.

Библиографическая ссылка

Ишанов П.З., Аубакирова К.Ф., Кадирбаева Д.А., Жангожина Г.М. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 35-38;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11687 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 378: 371. 011 ББК 74.480: 74.200.5

Вертякова Эльвира Фаритовна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Vertyakova Alvira Faritovna Саndidate of Pedagogics, Аssistant Professor Chelyabinsk

Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей Ethnopedagogical Competence as a Component of Future Teachers Ethnocultural Competence

В статье представлен инновационный взгляд на процесс формирования этнопедагогической компетентности как одной из важнейших стратегических задач в системе поликультурного образования. Рассмотрены понятия, на основании которых раскрывается содержательное наполнение этнопедагоги-ческой компетенции.

In the article one can find innovative approach and the process of formation of ethnopedagogical competence as one of the most important strategic tasks in the system of multicultural educational. There have been scrutinized in the article the concept, which define the substancial content of ethnopedagogical competence.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая компетенция, этнокуль-турологическая компетентность, ценности этнопедагогической компетенции.

Key words: ethnopedagogics, ethnopedagogical competence, ethnocultural competence, values ethnopedagogical competence.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, для которой характерно усиление этнизации содержания образования, что требует от человека определенных знаний и умений. В Концепции модерниза-

ции российского образования на период до 2010 года образование называется важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» .

Комплексный анализ научной литературы (В. П. Борисенко, Л. Ю. Бонда-ренко, Г. Д. Дмитриев, В. В. Макаев, З. А. Малькова, В. И. Матис, О. Д. Мукаева, Л. Л. Супрунова, В. А. Тишков и др.) по проблеме подготовки будущего учителя показал, что в освещении этнопсихологических и этнопедагогических основ не прослеживается концепций основательного изучения связанных с разработкой воспитания этнокультурных отношений школьников в условиях поликультурной образовательной среды. Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании в высшей школе системы подготовки будущего учителя к воспитанию этнокультурных отношений в условиях поликультурной образовательной среды как субъекта, способного жить в мире и дружбе с представителями других этносов. Данные обстоятельства определили необходимость разработки такой концепции, структурно выстроить ее обобщенное содержание и представить свое видение современного процесса подготовки будущих учителей к воспитанию этнокультурных отношений.

Залог сохранения национальной специфики образования и культуры в целом видит в этнопедагогике целый ряд ученых (Г. Н.Волков с многочисленными учениками, В. С. Кукушкин, К. Ш. Ахияров и др.). Этнопедагогика как междисциплинарная отрасль знаний сформировалась на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. Отличие между народной педагогикой и эт-

нопедагогикой состоит в том, что первую педагогику создал народ из своего опыта, воспитания и обучения. Этнопедагогика - это часть классической педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного и этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем в ней формируются и собственные методы.

На основе такой целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и полиэтнической среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Как отмечает Г. Н. Волков, образование, не учитывающее национальное самосознание, не может быть профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа . Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Этнопедагогика, по определению Г. Н. Волкова, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, нации и народности. Этнопедагогика исследует народное воспитание, изучает совокупность сведений, приемов, методик содержания обучения и воспитания, выработанных конкретным этносом на протяжении всей истории и обеспечивающих целенаправленное воспроизводство знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для данного этноса. В этнопедагогике выделяют два важнейших раздела: национальное содержание и этнически обусловленные методы образования. К первому разделу относятся этнокультура и рассмотренные в ее ракурсе общечеловеческие знания. Ко второму разделу относятся методы, позволяющие в наилучшей степени учитывать психологические особенности восприятия и мышления представителей этноса. Этнопедагогический диалог, как пишет Г. Н. Волков, - это диалог любви. «Могущество этнопедагогики состоит в том, что она организует диалог каждого человека с народом, человечеством, со Вселенной. Человек - это любящее существо, одаренное способностью сознательно ставить цели воспитания и осуществлять их на уровне этнического самовоспитания и взаимного воспитания».

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поэтому мы полагаем, что формирование этно-культурологической компетентности и воспитание этнокультурных отношений является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.

Содержательный компонент нашей концепции включает в себя усвоение знаний, умений, формирование этнокультурологической компетентности. Этнокультурологическую компетентность мы рассматриваем как сложное, индивидуально-поликультурное образование, формируемое на основе интеграции профессионально-педагогических, этнокультурологических знаний, ценностных ориентаций, умения применять регулятивные технологии воспитания этнокультурных отношений. Данный вид компетентности предполагает владение будущим учителем этнокультурной, поликультурной, этнопедагогической, этнопсихологической и регулятивно-технологической компетенциями, но с различными содержательными наполнениями. Компетенции - это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Все перечисленные компетенции являются структурными компонентами этнокультурологической компетентности.

По нашему мнению, этнокультурологическая компетентность будущего учителя представляет собой гибкий, динамичный, корректируемый в связи с изменениями условий и педагогических задач (для разных регионов) комплекс компетенций, обеспечивающих высокую эффективность деятельности. Эти компетенции соотносятся следующим образом: ценности, знания и умения выступают в роли регуляторов действий будущего педагога ввиду того, что имеют духовно-нравственную природу и закрепляются в педагогическом мастерстве, такте, личностных качествах, принципах жизни, экологии души (т. е. внутреннего мира человека), динамическом взаимодействии, взаимоотношениях с окружающей и полиэтнической средой. В своей совокупности знания и умения

способствуют осмыслению значимости этнокультурологической подготовки. Кроме того, уровень сформированное™ энокультурологической компетентности определяется деятельностью учителя и отражает уровень его знаний, поскольку умения и навыки являются материализованными знаниями. Сущность компонентного состава компетенций мы рассматриваем как основу формирования энокультурологической компетентности, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности на основе раскрытия творческого потенциала будущих учителей в соответствии с потребностно-мотивационной сферой. Поскольку мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности, мы должны стремиться управлять ею, регулировать процесс формирования положительной мотивации. Мотивация предусматривает у будущих учителей воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности, установку на формирование выделенных нами компетенций, каждая из которых имеет свое содержательное наполнение. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности при решении художественно-творческих задач. Рассмотрим содержательное наполнение этнопедагогической компетенции.

Этнопедагогическая компетенция - это владение студентом знаниями и умениями в области народной педагогики и этнопедагогики.

Руководствуясь этнопедагогикой Г. Н. Волкова, В. С. Кукушкина и др. исследователей, мы определили этнопедагогическую компетенцию, которая проявляется в таких образовательных компетенциях, как: знания о народной педагогике, знания об этнопедагогике как науке, знания о педагогической деятельности будущего учителя и совокупность этнопедагогических умений.

Перечислим этнопедагогические знания в области народной педагогики: знание правил и традиций воспитания народа; сущность понятий «народная педагогика», «опыт», «средства», «функции», «принципы», «методы» воспитания.

Назовем этнопедагогические знания в области этнопедагогики как науки: знания о науке и ее методологии; о понятийном аппарате этнопедагогики; о свя-

зи этнопедагогики с другими науками: этнопсихологией, этнологией, лингвистикой и др.

Выявим этнопедагогические знания в области педагогической деятельности будущего учителя: знания о характере деятельности учителя с применением этнопедагогического материала; знания о методических средствах, методах, приемах этнопедагогики и народной педагогики; знания о способах организации традиционных для своего народа и других народов данного региона праздниках, народных игр, спортивных мероприятий и т. д.; знания о системе отношений (к себе, к окружающим, к разнообразным этнокультурам, к профессиональной деятельности в многонациональном регионе).

Перечислим этнопедагогические умения: умение наблюдать, систематизировать, анализировать информацию о народной педагогике; отобрать образцы устного народного творчества (фольклора, поэзии, легенд и т. д.) по определенной тематике.

Назовем этнопедагогические умения в области этнопедагогики как науки: умение ставить и решать этнопедагогические задачи в учебно-воспитательном процессе: умение организовывать народную игру, праздник, фестиваль, исполнение песни, танца, инсценировки пьес, сказок и т. д.

Выявим этнопедагогические умения в области педагогической деятельности будущего учителя: умение систематизировать общечеловеческие ценности; ценности этнокультурных отношений, этнокультурные ценности своего народа; умение самостоятельно находить и ориентироваться в этнопедагогической литературе; владение будущим учителем этнопедагогической культурой, которая позволяет обратиться к этнокультурной направленности, качествам, деятельности педагогов, работающих в условиях поликультурной образовательной среды.

В раскрытии содержания этнопедагогической компетенции будущего учителя нами использован аксиологический подход, основой которого являются этнопедагогические ценности. А совокупность других подходов, совместно с этнопедагогическими ценностями, является характеристикой духовной культуры будущего учителя.

Мы полностью солидарны с Батчаевой Х. Х., которая выделяет ценности этнопедагогической культуры. К ним относятся:

Ценности-цели (концепция личности будущего учителя в ее профессиональной реализации в многонациональном социуме);

Ценности-качества (концепция личности в ее отношении к другим: любовь и уважение к детям вне зависимости от их этнической принадлежности, гуманность, вера в человека, доброта, способность к сопереживанию, справедливость, отзывчивость, тактичность, общительность);

Ценности-убеждения (концепция собственной оценочной, по отношению к себе и другим, системы знаний, играющей методологическую по отношению к деятельности роль);

Ценности-отношения (система отношений к себе, к окружающим, к разнообразным этнокультурам, к профессиональной деятельности в многонациональном регионе).

Таким образом, этнокультурологическая компетентность будущего учителя в поликультурной системе образования складывается из совокупности компетенций, одной из которых является этнопедагогическая. Реализация этно-педагогической компетенции в профессиональном становлении будущего учителя, как показали результаты опытно-поисковой работы, способствует достижению его основной цели: развитию этнокультурологической компетентности будущего учителя, готового адаптироваться к изменению в социальном заказе, способного обладать знаниями, умениями и ценностями этнопедагогической культуры.

Библиографический список

1. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа. [Текст] / К. Ш. Ахияров. Уфа: БашГПУ. - 2000. - 326 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. [Текст] / Г. Н. Волков. Чебоксары. - 1974. - 367 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002. № 1. - С. 97-126.

1. Akhiyarov, K. Sh. Ethnopedagogy and a modern school / K. Sh. Akhiyarov. - Ufa: BashSPU, 2000. - 326 p.

2. Volkov, G. N. Ethnopedagogy G. N. Volkov. - Cheboksary, 1974. -367 p.

3. The Cjnctption of Pussian Education Modernisation Through 2010 // School Principle. - 2002. № 1. - P. 97-126.


Top