Как называется высший уровень профессионального развития педагога. Профессиональное развитие педагога в современных условиях опыты и эксперименты на тему
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
- Список литературы
- Приложения
1. Профессиональное самовоспитание развития учителя
Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания учителя называют потребность в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не вырастает автоматически из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, и наличным уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо вынуждают учителя идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоречия, во всяком случае, в его сознании. В психологии известны многие компенсаторные механизмы снятия подобных противоречий: рационализация, инверсия, проекция, "бегство от реальности" и др.
В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность учителя в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувствами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах учителя личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.
Профессиональный идеал и средства профессионального самовоспитания учителя. Психологи отмечают два приема формирования самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - в социальном сравнении, сопоставлении мнений о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная самооценка. Невысокие притязания могут привести к формированию завышенной самооценки, так как затруднения в работе обычно имеют лишь те воспитатели, которые ставят перед собой высокие задачи. Не может удовлетворить творчески работающего учителя и прием формирования самооценки через сравнение себя и своих результатов с результатами коллег.
Основной способ формирования самооценки учителя (в том числе будущего) - соизмерение своих результатов с идеалом личности и деятельности учителя-воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время надежный способ формирования профессионального идеала - чтение специальной литературы, знакомство с жизнью и педагогическим творчеством выдающихся педагогов. Правильно сформированный идеал учителя - условие эффективности его самовоспитания.
К внешним факторам, стимулирующим процесс самовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.
Учитель, особенно начинающий, попадая в педагогический коллектив, где царит атмосфера взаимной требовательности, принципиальности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствуется заинтересованность в профессиональном росте начинающих, стремится соответствовать требованиям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебрежение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют потребность в самосовершенствовании.
Если руководство школы не создает педагогам условия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чувствуется озабоченности успехами учителей, стремления помочь, то в такой школе у них не появляется потребности в самовоспитании.
Наконец, фактор времени. Оно необходимо учителю для чтения художественной литературы, периодики, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы.
Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Профессиональному самопознанию будущего учителя поможет курс психологии. Для выявления общей самооценки может быть использована традиционная методика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей формуле Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой И.П.Волкова. - М., 1989. - С. 35-36. . Самооценка профессиональных качеств определяется с помощью той же методики при условии, что эталонный ряд строится из профессионально значимых качеств. Для выявления уровня направленности на педагогическую профессию, области предпочитаемой педагогической деятельности (преподавание или воспитательная работа) лучше использовать проективные методики типа вербального теста "понятийный словарь".
Для выявления уровня общительности (коммуникабельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского. Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированности перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, управлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.
Профессиональное самопознание предполагает также выявление особенностей волевого развития, эмоциональной сферы, темперамента и характера, особенностей познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), речи и внимания как свойств личности. Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.
Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы "правил жизни", которые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно "да" или "нет" - искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п. Наряду с программой самовоспитания можно составить и план работы над собой: план-максимум на большой отрезок времени и план-минимум (на день, неделю, месяц).
Для первокурсников, которые еще не накопили достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов. Приведем ее упрощенный вариант.
По понятным причинам не все задачи и направления работы над собой можно зафиксировать в программе. Подчас в этом и нет особой необходимости. Главное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую стезю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.
Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оптимальное сочетание. Особое место в ряду средств самовоспитания занимают средства управления своим психическим состоянием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят разного рода приемы отключения, самоотвлечения, расслабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др. В последние годы благодаря широкой популяризации все шире используются методы и приемы целенаправленного самовнушения с помощью специальных словесных формул - аутотренинг.
Совершенное овладение интегральным умением педагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направленных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное педагогическое мышление выражается в свободном оперировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий учитель должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.
В педагогическом вузе вчерашние выпускники школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования: уметь рационально распределять и планировать свое время, организовывать свое рабочее место, работать с книгой и специальной литературой и т.п.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует о сформированности культуры умственного труда, которая включает: культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия; устойчивый познавательный интерес, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умение сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах; рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью; гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя - разработка одной из научных или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
2. Профессионально-значимые качества педагога
Наличие у учителя профессионально значимых качеств личности определяет успех в деле обучения и воспитания школьников, хотелось бы выяснить в нашем проекте, какие это профессионально значимые качества и каким образом они развиваются. В этом заключается цель нашего проекта.
Задачи состоят в рассмотрении:
требований к учителю;
социальных ожиданий по отношению к педагогу;
профессионально-педагогических качеств личности (и выделение среди них наиболее значимых);
педагогических способностей, их формирования и развития;
соответствия педагога педагогической деятельности.
Общее определение качеств личности педагога
В отечественной психологии еще в конце 19 века П.Ф. Каптеревым было отмечено, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности является "личностные качества" учителя.
Отмечается обязательность таких качеств как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
Специально подчеркивается необходимость остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры . Особенно важна готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту , в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
К концу 19 нач. - 20 века сформировалась хорошо сконструированная система требований к учителю, которая состояла из следующих необходимых каждому учителю личностных качеств:
высокоразвитое чувство ответственности;
благородство;
интеллектуальное совершенство и моральная чистота, т.е. соответствие тому нравственному идеалу, который общество хочет воплотить в детях;
самообладание и выдержка.
И базирующихся на них требованиях:
общая широкая образованность, осведомленность в различных областях знаний;
глубокое знание возрастной, педагогической и социальной психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены;
фундаментальное знание преподаваемого предмета, новых достижений и тенденций в соответствующей науке;
владение методикой обучения и воспитания;
любовь к делу, умение передавать свою увлеченность детям;
творческое отношение к работе;
знание детей, умение понять их внутренний мир;
педагогический оптимизм;
владение педагогической техникой (логикой, речью, выразительными средствами общения) и педагогическим тактом;
постоянное совершенствование знаний и педагогического мастерства.
Важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя следует считать любовь к детям, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность.
Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы в наибольшей степени соответствовать этим требованиям .
Наряду, с требованиями предъявляемыми обществом в целом, учитель в деятельности ориентируется на то, что ждет от него его ближайшее окружение: администрация школы; коллеги; ученики; родители; он сам от своей работы. Социальные ожидания не зависят от сознания и поведения от конкретного индивида. Их носители являются определенная социальная группа в целом. Социальные ожидания по отношению к учителю складываются в различным группах людей, его окружающего, под воздействием многих факторов.
Определяясь с требованиями общества в целом, социальные ожидания несут в себе элементы :
культурных традиций, свойственных городу или деревне;
различных профессиональных и возрастных слоев населения.
Они обращены не к конкретному учителю, а к любому человеку, который занимает эту должность, и, следовательно, они предельно схематичны и обобщены.
Родители ждут от учителей: мастерства воспитания и обучения, независимо от стажа и возраста конкретного учителя.
Ученики характеризуют учителей по 3-м группам свойств:
Связанные с общением (добрый, справедливый, честный);
Внешности (чуткий, приятный для восприятия);
Связанные с процессом обучения (знает свой предмет, умеет объяснить).
Следует помнить, что по мере роста требований к эффективности процесса воспитания возрастают и социальные ожидания по отношению к личности и деятельности учителя.
Требования общества, различные социальные ожидания, индивидуальность педагога, его субъективная готовность, ответить на эти требования в совокупности, и определяют то, как складывается педагогическая деятельность конкретного учителя.
Исследователи выделяют профессионально - педагогические качества личности учителя, очень близкие к способностям. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
То, что эти качества близки к понятию "способность", подтверждается и самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет.
Рассматривая, как и А.К. Маркова, профессионально значимые качества педагога Л.М. Митина соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей, по Н.В. Кузьминой: проективными и рефлексивно - перцептивными. В исследованиях Л.М. Митиной были выделены более 50 личностных свойств учителя (как профессионально - значимых качеств, так и собственно личностных характеристик).
Список этих свойств:
Вежливость;
Вдумчивость;
Взыскательность;
Впечатлительность;
Воспитанность;
Внимательность;
Выдержка и самообладание;
Гибкость поведения;
Гражданственность;
Гуманность;
Деловитость;
Дисциплинированность;
Доброта;
Добросовестность;
Доброжелательность;
Идейная убеждённость;
Инициативность;
Искренность;
Коллективизм;
Критичность;
Логичность;
Любовь к детям;
Наблюдательность;
Настойчивость;
Ответственность;
Отзывчивость;
Организованность;
Общительность;
Политическая сознательность;
Порядочность;
Патриотизм;
Правдивость;
Самостоятельность;
Самокритичность;
Скромность;
Справедливость;
Сообразительность;
Смелость;
Стремление к самосовершенствованию;
Тактичность;
Чувство нового;
Чувство собственного достоинства;
Чуткость;
Эмоциональность.
Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем, сердцевиной этого портрета являются собственно личностные качества: направленность, уровень притязаний, самооценка, образ "Я".
Изучая различные источники, мы выделили ряд общих доминирующих свойств, несмотря на различные временные периоды.
Это, например, любовь к детям; наблюдательность; тактичность; чуткость; знание психологии, педагогики, возрастной физиологии, школьной гигиены.
Так как учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет 2 основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует следующих профессионально - личностных параметров :
потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально - культурной деятельности;
тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
учитель самооценка самовоспитание профессиональное
понимание своеобразия и относительной автономности саморазвития личности; умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществе;
знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для саморазвития;
способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию;
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждения, ее главная задача выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Педагогические способности
Успех в деле обучения и воспитания школьников требует наличия у учителя профессионально - значимых качеств личности. В структуре профессионально значимых качеств личности учителя различают 4 подструктуры:
Убеждения и идеалы, высокий моральный облик, высокий уровень общей культуры.
Положительное отношение к педагогической деятельности, педагогическая направленность личности, педагогические склонности, т.е. устойчивое желание и стремление посвятить себя педагогической работе.
Педагогические способности.
Профессионально - педагогические знания, умения и навыки.
Педагогические способности как раз и реализуются в педагогических знаниях и умениях, определяя быстроту и лёгкость овладения ими.
Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельности. Педагогические способности - это своего рода "проекция педагогической деятельности на личность" отличие педагогических способностей от педагогических умений, заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения, это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне (например, умение педагогически грамотно провести опрос учащихся, умение применить ТСО).
Педагогические способности - очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория, условно, все педагогические способности можно поделить на 3 группы:
личностные (связанные с отношением к детям);
дидактические (связанные с передачей информации детям);
организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности
1. Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается разумная любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним (не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, снисходительность и сентиментальность), в искренности и простоте обращения с ними.
2. Выдержка и самообладание. Важное для учителя качество - выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденных обстоятельствах владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не теряя контроля над своим поведением.
3. Способность управлять своим психическим состоянием, настроением. Это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без лишней возбудимости. Учитель должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.
Дидактические способности
1. Способность объяснять. Это способность делать свою мысль максимально понятной для другого, пояснить и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, проявляя методическую изобретательность, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, доходчиво и просто, вызывает интерес к предмету, вызывает у учащихся активную, самостоятельную мысль.
2. Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки, а также эрудицию учителя, способность достигать капитального уровня знаний, широту его умственного кругозора. У него выражена потребность в постоянном расширении своих знаний.
3. Речевая способность. Это способность ясно и чётко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой. Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с чёткой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических и фонетических погрешностей.
Организационно-коммуникативные способности
1. Организаторские способности. Проявляются они в двух видах.
Во-первых, в способности организовывать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, предоставив ему разумную степень инициативы и самостоятельности. Во - вторых, в способности правильно организовывать собственную работу, что предполагает аккуратность и чёткость, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.
2. Коммуникативная способность. Это способность устанавливать правильные взаимоотношения со школьниками (коллективом и отдельными учениками), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности.
3. Педагогическая наблюдательность. Это способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, проницательность, связанная с тонким пониманием личности ребёнка и его временных психических состояний. Способный учитель, по незначительным признакам, едва заметным внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика, понимает, о чём говорят эти внешние признаки, правильно истолковывает их.
4. Педагогический такт. Он проявляется в способности находить наиболее целесообразные меры воздействия на учащихся, принимая во внимание их возрастные и индивидуальные особенности, в зависимости от конкретной ситуации.
5. Суггестивная способность (в переводе с латинского - "основанная на внушении"). Это способность эмоционально - волевого воздействия на учащихся, способность предъявлять требования и добиваться условного их выполнения. Данная способность зависит от развития воли, глубокой уверенности в себе, чувства ответственности за обучение и воспитания школьников, от убеждённости учителя в своей правоте!
6. Педагогическое воображение. Оно выражается в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащихся, связанном с представлением, что и при каких условиях получиться из ученика в будущем, в способности прогнозировать развитие тех или иных его качеств.
7. Распределение внимания. Хороший учитель обладает высокоразвитой способностью распределять внимание между двумя или несколькими деятельностями или объектами. Он внимательно следит за тем как излагает материал, как развёртывает свою мысль, в то же время держит в поле внимания всех учащихся, реагирует на признаки утомления, невнимательности, непонимания, следит за собственным поведением (позой, жестами, мимикой, походкой).
Рассмотренные выше педагогические способности являются общепедагогическими способностями , так как они необходимы каждому учителю независимо от учебного предмета, который он преподаёт. Но кроме этих способностей можно выделить специальные педагогические способности, связанные с преподаванием определенного предмета.
Формирование и развитие педагогических способностей
Способности не являются врожденным образованием, они формируются и развиваются в жизни и деятельности человека. Педагогические способности не составляют исключения. Они формируются не только в процессе обучения в средних и высших педагогических учебных заведениях, но в основном в процессе приобретения опыта практической работы со школьниками. Кроме того, учитель постоянно работает над повышением квалификации, занимается самовоспитанием тех качеств личности, которые максимально способствуют успеху его работы.
Формировать необходимые качества для учителя необходимо еще со студенческой скамьи, для этого сразу необходимо создать специальную установку. Например, где бы и когда бы ты ни выступал (на собраниях, семинарах или даже экзаменах), то всегда специально продумывай не только содержание, но и форму своего сообщения. Всегда думай над тем, как сделать сообщение максимально понятным, как пояснить свою мысль и как оформить её в речевом плане, специально следи за дикцией, добивайся выразительности речи, оптимального темпа и громкости, контролируй свою мимику и жесты. Если установка будет устойчивой, и будут прикладываться все усилия, чтобы её реализовать, то успех не заставить себя ждать.
Готовясь к учебной и воспитательной практике в школе, совместно с преподавателем определите, какие педагогические способности здесь будут необходимы и в чем они должны проявляться. Хорошо, если в учебном заведении будут организованы специальные кружки по развитию способностей (например, кружок по развитию речи, по технике педагогического наблюдения, по развитию дидактических способностей и. т. д). Активное участие в работе таких кружков способствует развитию педагогических способностей.
Начинающий учитель должен присматриваться к работе опытных учителей, перенимая их достижения, перерабатывая их (применительно к своим индивидуально - психологическим особенностям).
Каждый учитель должен постоянно самообразовываться, так как в современном обществе самообразование становиться условием успеха в деятельности, а также своего рода гарантией против интеллектуального оскудения личности. Как правило, учителя понимают необходимость самообразования и успешно его реализуют. Программа самообразования включает в себя совершенствование общественно - политических знаний, ознакомление с наиболее выдающимися достижениями различных наук, обогащение литературных и эстетических представлений, знакомство с новыми тенденциями и явлениями культурной жизни. Особо важное место занимает пополнение знаний по преподаваемому предмету и знакомство с новейшими данными соответствующей науки (таким образом, это оказывает определённое значение на развитие дидактических, а конкретно академических способностей педагога).
Таким образом, в педагогической деятельности не может быть мелочей и в идеальном учителе должны сочетаться качества прекрасного преподавателя и прекрасного воспитателя, поэтому будущий учитель заранее должен готовить себя к этой двоякой роли, вырабатывая в ходе подготовки важнейшие профессионально - личностные качества необходимые для успешной деятельности.
Список литературы
1. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя / Международная педагогическая Академия. - М.: ИНФРА-М, 1994, 48 с.
2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1956, 356 с.
3. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1952, 266 c.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении - М.: Знание, 1987, 120 с.
5. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Издательство “МИР”, 1956, 468 с.
6. Ильина Т.А. Педагогика. - М.: АСМ, 2006. - 278 с.
7. Педагогика /под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Колос, 2006. - 290 с.
8. Педагогика /под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: АСМ, 2000. - 343 с.
9. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М.: АСМ, 2006. - 278 с.
10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: АСМ, 2003. - 240 с.
Приложения
Приложение 1
В педагогической деятельности очень важно умение правильно выражать свои мысли. Чтобы оценить насколько характерны для вас речевые ошибки, насколько вы умеете, подать информацию, предлагаем ответить на следующие вопросы.
1. Когда ты говоришь сам (а), внимательно ли ты следишь за тем, чтобы слушатель правильно тебя понял?
2. Подбираешь ли ты слова, соответствующие настроению и подготовке слушателя?
3. Обдумываешь ли ты вопрос, прежде чем его высказать?
4. Высказываешь ли ты просьбу в достаточно краткой форме?
5. Если собеседник не задает вопросов после того, как ты высказал новую мысль, считаешь ли ты, что он её понял?
6. Ясно ли ты выражаешься? Следишь за тем, чтобы твои высказывания были как можно более определёнными?
7. Увязываешь ли ты свои мысли прежде, чем их высказать, чтобы не говорить бессвязно?
8. Доброжелательно ли ты реагируешь, когда тебе задают много вопросов?
9. Предполагаешь ли ты, что знаешь, мысли окружающих, или задаешь вопросы, чтобы выяснить это?
10. Различаешь ли ты утверждения или мнения?
11. Усиливаешь ли ты противодействие, противореча аргументам собеседника?
12. Стараешься ли ты, чтобы твои собеседники во всём соглашались с тобой?
13. Используешь ли ты профессиональный жаргон, непонятный слушателям?
14. Говоришь ли ты ясно, полно, кратко, точно и вежливо?
15. Следишь ли ты за тем, какое впечатление производят твои слова на слушателя, интересно ли ему?
16. Делаешь ли ты преднамеренно паузы в своей речи для того, чтобы собраться с мыслями, обратить внимание на слушателей или дать им возможность обдумать твои предложения, задать вопрос?
Если ты, не задумываясь, ответил (а)"да" на все вопросы, кроме 5, 9, 11 - 13, то можно считать, что тебе присуще умение ясно и кратко излагать свои мысли. Если результаты далеки от желаемого результата, то не стоит расстраиваться, так как еще есть время для вырабатывания этого навыка, обеспечивающего успех в педагогической деятельности!
Очень часто, совершая речевые ошибки, учителя выглядят очень нелепо перед своими учениками! Данные предложения служат наглядным примером этого.
Великий русский художник Левитан родился в бедной еврейской семье .
На переднем плане начинается тропинка . На заднем плане тропинка продолжается .
Папа Карло вырубил Буратино .
" Хоть одним глазком взгляну на Париж ." - мечтал Кутузов .
Артём ты опять на листке ?
Смотрите глазками !
Педагог - новатор И.П. Волков.
Считается, что нынешний век - "век педагогики". Под "веком педагогики" подразумевается качественный скачок в эффективности обучения, так как учить детей с сегодняшней эффективностью очень скоро будет нельзя - лавина научно-технической информации начинает захлёстывать не только современную общеобразовательную школу, но и профессиональные школы. Но качественным скачком можно считать только совершенствования процесса обучения. Для решения данной проблемы нужны принципиально новые организации; формы, методы, содержание обучения, т.е. принципиально новые системы обучения, новый тип общеобразовательной школы. Для успешного решения этого вопроса нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т.е. люди инициативные, творческие, смелые в отношении принятия решений по различным вопросам, высокообразованные. Но, к сожалению, обучение в современной школе основном сводится к заучиванию определённого количества учебного материала. А ведь сами по себе теоретические знания, независимо от их объёма, выхода на практику не имеют, если в процессе обучения они не применялись в конкретной практической деятельности. Совершенно нетронутый резерв в усилении эффективность обучения заключается в использовании индивидуальных особенностей школьников, их способностей и склонностей. Весь многолетний педагогический опыт позволяет И.П. Волкову считать, что если перед школой будет поставлен вопрос выявления и развития способностей школьников, начиная с первого класса, то получат эффективное решение и такие проблемы, как профориентация, усиление эффективности обучения, проблема свободного времени школьника, выявление и формирование талантов, получит развитие творчество учителя, причём не бумажное, а истинное, и целый ряд других вопросов. Если говорить о школе будущего, то Волков видит её такой. Работа в ней ведётся по 2 равноценным магистральным направлениям: - первое - изучается единая для всех государственная программа. Но она не регламентирует поведение учителя на уроке, а определяет только общий материал для изучения и результат по каждому предмету на конец учебного года. - второе - подлинно-творческая деятельность учителей и учащихся, в которой могут ярко раскрыться способности и склонности учащихся. По окончании школы ученик должен получать 2 равноценных документа: аттестат об образовании, в котором отражены знания основ наук, и "творческую книжку школьника", в которой зарегистрированы все самостоятельные и творческие работы, выполненные им сверх учебной программы, и где дана характеристика качеств личности, проявившихся в какой-либо деятельности. На основании этой книжки можно с большей точностью определить те виды труда, где ученик сможет достичь наибольших успехов в профессиональной деятельности, определить его потенциальные возможности. Учитель школы будущего по окончании института будет иметь 3 высшие (по современным понятиям) квалификации: - по предмету. Если это учитель литературы, то он должен знать не только теорию литературы, но и уметь писать литературные произведения таких жанров, к каким у него есть склонности и способности, и уж во всяком случае знать правила написания литературных произведений всех жанров.
Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать! Чем и занимается Игорь Павлович Волков.
Приложение 2
Творческая книжка школьника.
Цель этих уроков - раскрыть способности детей, вооружить их общетрудовыми навыками и умениями, позволяющими сделать первые шаги в творчестве, воспитать любовь и уважение к труду. Уроками творчества занятия, проводимые И.П. Волковым, названы, разумеется, условно. Творчество - явление сложное, комплексное, обусловленное многими социально-педагогическими психофизиологическими предпосылками. Изучением творчества и творческой личности занимается ряд наук. В названии "уроки творчества" отражена направленность, "сверхзадача", которую имеет в виду учитель, планируя и организуя уроки. Учить творчеству применительно к этим урокам - прежде всего учить творческому отношению к труду, воспитывать не потребителей, а активных строителей жизни, не боящихся никакой работы. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, смекалки и сноровки. В процессе труда при изготовлении самых различных изделий у младших школьников вырабатываются такие ценные человеческие качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу и определять, как лучше её выполнить, способность доводить дело до конца, т.е. качества, без которых невозможно и творчество. Эти черты (характеристики) личности ещё слабо развиты у младших школьников, и на их становление учитель обращает особое внимание. На уроках творчества дети не только получают необходимый круг знаний и умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это даёт импульс и для проявления творческих способностей. Успеху обучения благоприятствует постоянное поощрение учителем нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образа, тренировка в умении видеть общее в различном и различия в общих явлениях, многократное упражнение в анализе, синтезе и обобщении, переносе приобретённых знаний и умений в новую ситуацию. Эта система работы находится в стадии становления и поиска. Многое ещё предстоит осмыслить, продумать, обсудить. Дальнейшее её совершенствование и отработка позволят, очевидно, в большей степени, чем сейчас, целенаправленно формировать творческие способности детей, что даст им возможность выполнять и по-настоящему творческие работы, оригинальные и самостоятельные от замысла до его реализации. Талант Многие задаются вопросом "а исчезает ли талант?". И.П. Волков отвечает на него. "К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности",-говорит он. "Ребёнок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природой потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности". Волков настаивает на том, что какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Проблемы становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя. Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Культура самообразования и самовоспитания учителей.
курсовая работа , добавлен 13.12.2013
Личностные качества учителя и их влияние на формировании личности ученика. Рассмотрение роли учителя в формировании самооценки у младшего школьника. Интерпретация результатов исследования по методике диагностики межличностных отношений Л.М. Собчик.
курсовая работа , добавлен 15.09.2015
Понятие об истинном авторитете учителя-воспитателя. Роль стиля педагогического общения в формировании авторитета учителя. Особенности признания авторитета учителя учащимися разных возрастов. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя.
курсовая работа , добавлен 05.01.2014
Сущность, признаки, предмет, средства, продукт педагогической деятельности. Специфика особенностей труда учителя. Профессионально-значимые качества его личности. Выявление направленности на характер деятельности и профессиональных установок педагога.
курсовая работа , добавлен 22.06.2015
Педагогическое мастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Формирование творческих навыков учителя в процессе работы в школе. Понятие и структура имиджа современного учителя, основные факторы его творческого и профессионального становления.
эссе , добавлен 08.10.2014
Личность младшего школьника, ее особенности и процесс развития. Личностные качества учителя и их влияние на формирование характера и учебных установок ученика начальной школы. Роль учителя в становлении и развитии самооценки у младшего школьника.
курсовая работа , добавлен 16.09.2015
Требования личности учителя в системе педагогической деятельности. Роль педагога в развитии ребенка. Характер и перцептивно-рефлексивные, проективные, конструктивные, управленческие способности учителя. Совершенствование его профессиональных свойств.
реферат , добавлен 30.05.2014
Теоретические основы применения дидактической игры в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства. Педагогическое проектирование и реализация, развивающих профессионально значимые качества личности.
курсовая работа , добавлен 10.02.2010
Понятие слова учителя как особенного средства обучения и развития творческих способностей учащихся. Построение учебного процесса, способствующего увеличению эффективности обучения, положительное влияние на формирование личности учителя и учащихся.
контрольная работа , добавлен 05.04.2011
Личностные критерии успешности учителя. Особенности личностных и индивидуальных качеств учителя. Соответствие учителя педагогической деятельности. Стиль педагогической деятельности. Модель личностно-деловых качеств учителя. Стремление к самопознанию.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения или в виде приложения к диплому, а являются результатом длительной работы над собой. Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 30-39.
В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития. Самовоспитание и саморазвитие - это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой. Оба процесса сложны по своей структуре и осуществлению, однако овладение технологией профессионального саморазвития поможет будущему педагогу продуктивно организовать самостоятельную подготовку к профессиональной деятельности и мастерству. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 30-39.
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию.
Изменения в современном российском образовании, принятие новых Федеральных государственных образовательных стандартов обращают наше внимание к одному из важных вопросов профессионального развития педагога - процессу саморазвития.
Для того чтобы учить - педагог не только отлично должен знать свой предмет и владеть эффективной методикой его преподавания, но и уметь ориентироваться в различных сферах жизни, быть культурным человеком. Поэтому саморазвитие педагога - это основной инструмент его профессионального и общественного роста, совершенствования мастерства.
Современный педагог - это: Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / Багаева И.Д. - Усть-Каменогорск, 2011. - 338 с.
гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства, технологии, формы работы с детьми дошкольного возраста, учитывая индивидуально-личностный подход;
четко владеющий содержанием реализуемой программы и умеющий проектировать предметно-развивающую среду своей группы (с учетом возраста и интересов детей) и Образовательной Организации в целом;
умеющий организовать образовательный процесс через разные виды детской деятельности;
обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Как показывает практика, далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Педагоги часто задаются вопросами: Что обеспечивает успех моей деятельности? Что влияет на ее результат? Какова цель моего педагогического труда? Каков должен быть результат? Как его измерить? Как перевести педагогические идеи, задачи на практический уровень?
Перечисленные трудности свидетельствуют о том, что в Образовательной Организации необходимо создать благоприятные условия для профессионального развития педагогов с целью формирования профессионального мышления, устойчивой потребности в профессиональном совершенствовании, непрерывного стремления к изучению опыта самостоятельного приобретения знаний.
В рамках организации профессионального развития педагогов в Дошкольном Образовательном Учреждении предусмотрены следующие механизмы: работа над единой методической темой детского сада, темы временных творческих групп, программно-целевой и проектный подходы, постоянно-действующие семинары, педагогические советы. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
В результате происходит смещение акцента с традиционной на инновационную деятельность.
С развитием информационных технологий появилась возможность педагогом участвовать и в сетевых сообществах. Поддержка таких профессиональных объединений - одно их приоритетных направлений государственной политики.
Цели и задачи сетевого сообщества - совершенствование методики преподавания, обмен и распространение информации, внедрение инновационных педагогических технологий, привлечение к сотрудничеству всех участников образовательного процесса на основе единых интересов, общих дел, среды общения, интерактивности.
Сетевые сообщества также позволяют использовать разные формы работы: Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. - метод. пособие // А.И. Жук., Н.Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2014. - 335 с.
обучающие семинары,
виртуальные конференции,
конкурсы, акции,
"Мастерские" или мастер-классы,
опрос, обсуждение в чате,
фестиваль проектов,
создание сайтов и т. д
Это позволяет включиться в работу сообщества на любом этапе и в удобное для вас время.
Таким образом, на сегодняшний день созданы предпосылки для развития профессионализма педагогов, а разработать систему повышения профессиональной компетентности - задача каждого педагога через самообразование.
Сущность профессионального саморазвития педагога можно разделить на два подхода. Первый связан с саморазвитием самой личности педагога, второй - с положением этого педагога в той или иной системе профессиональной деятельности. Общим для того и другого подхода является, то что индивидуальные способности определенного человека и социальная среда, в которой он находится взаимосвязаны, что процесс саморазвития имеет свои этапы, что личностное развитие зависит от профессионального.
Основными компонентами профессионального развития считаются: самопознание себя с профессиональной точки зрении, постоянное самоопределение, развитие профессиональных навыков, самопроектирование, создание определенной стратегии для роста с профессиональной точки зрения, своей деятельности, самоорганизация и самоуправление. Соколова О. В, Юревич С.Н. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ // Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск, 2014 - С. 3.
Остановимся подробнее на этапах саморазвития педагога.
Для "самопознания" существенными характеристиками являются: логичность рассуждений и следственность выводов на основе практического опыта; пополнение знаний о себе как профессионале и идеальной модели профессиональной деятельности; соотнесённость усвоенных знаний с действительным отношением личности к себе и к окружающим.
В результате заполнения таблиц по "Самодиагностике затруднений педагога в организации качественного образования педагог изучает уровень своей компетентности, разумно и объективно анализирует свои суждения, поступки, в конечном итоге - деятельность в целом.
Например: В течении ряда лет, работая с детьми дошкольного возраста, отмечаю, что неуклонно растет число детей имеющих частичное нарушение речи. в связи с этим перед мной, как перед педагогом-дошкольником стоит трудная задача найти новый подход к обучению и воспитанию маленького человечка в гармонично развитую личность. Для достижения этой цели прошла обучение по специальности "логопедия", присвоена квалификация "учитель-логопед".
"Самопроектирование" - выбирается тема по самообразованию. Педагог ставит цель, задачи, прогнозирует результаты своей работы, устанавливает сроки, разрабатывает программу саморазвития.
"Самоорганизация" предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.
На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
"Самоуправление" - наиболее яркими проявлениями выступают: прогнозирование результатов собственной педагогической деятельности, рефлексия собственной профессиональной; апробация своей авторской методической системы.
Таким образом, саморазвитие педагога - это достаточно значимый процесс в плане личностного и профессионального развития, который способствует формированию определенного стиля в профессиональной деятельности, помогающий достаточно осмысленно понять свою сущность в профессии, помогающий самосовершенствованию и становлению профессионала.
Профессиональное развитие личности педагога - процесс формирования комплекса профессионально значимых качеств, выражающих целостную структуру и особенности педагогической деятельности.
Этот процесс самоформирования происходит путем преломления влияния социальной среды через внутренние условия развития личности педагога. Осознание профессиональной роли, осмысление возможных педагогических решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогнозирование ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию образуют исходную базу развития педагога-профессионала.
Профессионально значимые качества формируются, изменяются, ослабляются или усиливаются в ходепрофессиональной социализацииличности педагога (профессиональная социализация личности педагога - усвоение профессионального опыта и культуры), ииндивидуализации (индивидуализация личности педагога - неповторимо индивидуальный способ и форма присвоения профессиональных отношений). В этом процессе педагог участвует одновременно как носитель и проводник усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и субъект, активно преобразующий педагогическую деятельность и себя.
Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры: а)структура , которая определяется последовательностью вхождения педагога в профессиональную деятельность; б)направленность , представляющая собой системное качество, в структуру которого входят отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней; в)противоречия как результат взаимодействия субъективных и объективных факторов и основа развития; основным противоречием профессионального развития личности педагога является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями педагогической деятельности; г) собственноевремя профессионального развития личности педагога, т.е. время существования системы обусловленных педагогической деятельностью взаимодействующих субъективных и объективных факторов; д)неравномерность и гетерохронность формирования профессионально значимых качеств, что обусловлено различными типами задач - познавательных, морально-нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых - для каждой стадии личностного развития; прогресс в выполнении одних действий (операций) сочетается при этом с неизменностью или даже регрессом в выполнении других действий (операций); е)непрерывное обратное влияние результатов предшествующего этапа на последующий; эти обратные воздействия профессиональных достижений на личность педагога выступают как вторичные условия ее развития.
Профессионально значимые качества развиваются посредством "перевода" общепрофессионального в индивидуальное. Они являются транзитивными и переходят с одной стадии профессионального развития на другую. В их основе лежат наиболее устойчивые способы и формы профессиональной деятельности и поведения педагога, его образ жизни. Критерием профессионального развития личности педагога выступает уровень сформированности профессионально значимых качеств, который коррелирует с уровнем профессиональной деятельности педагога, отражая меру овладения этой деятельностью.
Необходимым условием профессионального развития является профессиональное самообразование педагога - опосредованное практикой расширение полученных в вузе знаний, творческое освоение педагогом своей профессиональной роли с целью ее адекватного исполнения. На разных этапах профессионального становления педагога самообразованию принадлежит важнейшая, но содержательно и методически по-разному организованная роль.
В процессе проектирования профессионального самообразования выделяют несколько этапов:
1-й этап: мотивационный – формирование профессиональных намерений, выбор профессии;
2-й этап: концептуальный – раскрытие смысла и содержания предстоящей деятельности, разработка проекта программы профессионального самосовершенствования на основе диагностики наличного уровня развития;
3- й этап: реализация проекта – практическая деятельность по самосовершенствованию;
4-й этап: рефлексивно-диагностический: промежуточная и итоговая диагностика, анализ результатов, рефлексия, корректировка программы самосовершенствования, переход на уровни профессионализации и достижения педагогического мастерства.
Каждый из этапов предполагает крупные качественные изменения в профессиональном развитии личности. Этапы отличаются специфическими задачами и содержанием. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов и профессионально значимых качеств. С этих позиций профессиональное развитие личности педагога характеризуют качественные изменения структуры и содержания (способов) решения профессионально-педагогических задач. Профессиональное развитие личности педагога может быть либо полным (гармоничным), когда все перечисленные этапы получают свое осуществление, либо ограниченным, когда педагог проходит лишь некоторые из них.
На мотивационном этапе - формирования профессиональных намерений - учащиеся должны получить адекватное представление о социальной значимости выбираемой профессии, о формах и способах профессиональной подготовки, условиях деятельности, материальном вознаграждении, о содержании труда, профессиональных требованиях к исполнителю данной профессиональной роли.
На втором этапе начинается профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс поиска личностью своего места в мире профессий, формирование отношения к себе как к субъекту определенной деятельности, сопоставление своих физических и интеллектуальных сил, способностей, интересов, склонностей, ценностных ориентаций, установок с требованиями профессиональной деятельности, определение индивидуальной траектории профессионального развития
На ранних стадиях решающее значение в профессиональном развитии личности педагога принадлежит социальной ситуации и ведущей деятельности, на последующих - самой личности, ее творческой активности.
На третьем этапе формируются профессионально-педагогическая направленность, система профессиональных знаний, умений, навыков, способов решения типовых профессиональных задач. Стадия профессиональной адаптации характеризуется освоением нормативной деятельности, совершенствованием профессиональных знаний и умений и обобщенных способов выполнения деятельности.
Четвертый этап предполагает самодиагностику и переход на более высокие уровни профессиональной подготовленности. На стадии профессионализации происходит стабилизация нормативной деятельности, формирование профессиональной позиции, а также интегративных комплексов знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые приводят к выработке наиболее оптимального стиля выполнения деятельности на творческом уровне.
Становление интегральных профессионально значимых характеристик личности продолжается на стадии мастерства. Решающее значение в их образовании принадлежит активности самой личности, направленной на поиск оптимальных и творческих способов осуществления педагогической деятельности. Проявляя сверхнормативную активность, личность преодолевает сложившиеся способы выполнения деятельности, преобразует, совершенствует ее, т.е. переходит к более высокому уровню ее овладения - творческому, который ведет к большей само актуализации личности.
Необходимо отметить, что личность, достигнув определенного уровня профессионального развития, может прекратить свое прогрессивное развитие. В этом случае возможно наступление стагнации. Фактором, способствующим стагнации профессионального развития личности педагога, является, в частности, замкнутость педагогической системы на учебном процессе. Преодоление стагнации возможно при переориентации педагога с учебного процесса на личность не только учащихся, но и свою собственную. Преобразуя нормативно-заданную деятельность, выбирая различные профессиональные позиции, личность все резче заявляет о себе как об индивидуальности.
Из сказанного следует, что образование педагогов должно быть непрерывным процессом, при котором базовое образование служит лишь отправным пунктом, а одной из важнейших его целей должно быть формирование установки на самообразование, освоение умений и навыков самостоятельной работы над собой. Необходимыми условиями непрерывного образования педагогов выступают, с одной стороны, выработка установки на самообразование, а с другой, - наличие "социальной ситуации развития".
Посредством соответствующих государственных и общественных институтов необходимо создать такую перманентную социальную ситуацию, "силовые линии" которой неизбежно будут формировать положительную профессиональную установку и выводить таким образом каждого учителя на "орбиту" непрерывного образования. В процессе самообразовательной деятельности накапливается творческий потенциал личности педагога и результаты этой деятельности объективируются не в новом орудии или культурном изобретении, а, прежде всего, в факте становления этого индивида как личности.
Самообразование педагога более эффективно в том случае, если оно связано не только с узкодидактическими целями, а исходит из идеи всестороннего развития специалиста как личности. Чем активнее учитель использует информацию для развития собственной личности, тем больше ее "педагогический выход", тем больше информация превращается в средство воспитательного воздействия педагога. И наоборот, стремление к прямому переносу информации в деятельность, минуя личностное переосмысление информации, ограничивает использование ее в работе с учащимися.
Следовательно, целевой функцией самообразования педагога является всестороннее развитие своей личности для обеспечения высокого качества обучения и воспитания учащихся. Учитель, постоянно и систематически занимающийся самообразованием, оказывает и наиболее эффективное влияние на формирование у школьников потребности в самостоятельном приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Как известно, личный пример педагога во все времена считался важнейшим средством воспитания.
Самообразование всегда выступало средством сохранения профессиональной компетентности, являясь важнейшим условием функционирования человека как деятельной личности.
Подорганизацией профессионально-педагогического самообразования понимается система научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации, гармоничному развитию своей личности.
Сложность проблемы организации педагогического самообразования заключается в том, что она представляет собой объективно-субъективный процесс. Вследствие этого в управлении системой самообразования участвуют как элементы внешней управляющей системы, так и индивидуальное сознание конкретного педагога. Такая иерархичность управления системой самообразования предполагает решение каждым элементом управления специфических задач своего уровня, исходя из принципов организации педагогического самообразования.
Система самообразования педагога включает следующие компоненты: установку; педагогический самоанализ; цели и задачи; содержание; методы; эффективность обучения и воспитания.
Управляющим механизмом системы является установка на самообразование.
потенциал личность педагог профессиональный
Психологи, основываясь на положении С.Л. Рубинштейна, выделяют две модели труда педагога: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.
Модель адаптивного поведения характеризуют:
Пассивное, конформное принятие педагогом целей и ценностей крупы,
Подчинение среде, отсутствие стремления к независимости от воздействий извне,
Неспособность к гибкому поведению, подчинение профессиональной деятельности внешним обстоятельствам,
Низкий уровень развития профессионального самосознания,
Использование наработанных алгоритмов решений педагогических задач.
Модель профессионального развития предполагает:
Способность педагога выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом;
Способность принимать, осознавать, оценивать трудности педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их. Рассматривать трудность как стимул собственного развития;
Осознание педагогом своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста;
Способность к поиску, творчеству, готовность делать выбор;
Осознание педагогом ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками;
Способность планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменяя ради их достижения себя самого.
Профессиональное развитие педагога понимается:
Как рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений,
Как активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.
Подчеркнем, что:
· Профессиональное развитие понимается прежде всего как саморазвитие, т.е. внутренняя активность педагога по качественному преобразованию себя самого, самоизменению;
· Профессиональное развитие неотделимо от личностного и может рассматриваться как процесс самопроектирования личности педагога;
· В качестве фундаментального условия профессионального развития педагога рассматривается становление его профессионального самосознания;
· Психологический механизм развития самосознания - превращение собственной деятельности педагога в предмет практического образования;
· Результатом развития является творческая самореализация педагога, формирование индивидуального стиля деятельности.
Рефлексия
Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В контексте философской проблематики рефлексия обычно трактуется как:
Способность разума и мышления обращаться на себя;
Анализ знания с целью получения нового знания;
Самонаблюдение за состоянием ума и души;
Выход из поглощенности жизнедеятельностью в ментальный план, исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления.
Рефлексия выступала в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания.
Анализ работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.
Кооперативный аспект
Рефлексия трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Г.П. Щедровицкий).
При этом акцент делается на результатах рефлексии, а не на ее процессуально-психологических механизмах.
Коммуникативный аспект
Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком (А.А. Бодалев).
Личностный аспект
Рефлексия понимается кА процесс переосмысления, механизм дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктрур и интеграции «Я» в неповторимую целостность.
Интеллектуальный аспект
Рефлексия определяется как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия (В.В. Давыдов). Такое ее понимание служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать их в возрастной и педагогической психологии.
Мы понимаем рефлексию как процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые порождают действенное отношение личности как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности. Социокультурному и вещно-экологическому окружению человека.
Подчеркнем что:
· Профессиональная педагогическая рефлексия - сложный психологический феномен, выражающийся в способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности учащегося;
· Речь идет о постоянной рефлексии личностью способов действенного самоопределения и самопостроения в контексте формирующихся в культуре идеалов и ценностей; такого рода рефлексивное самопректирование обеспечивает создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенциала личности в творчестве;
· Рефлексия является основным инструментом профессионального развития педагога, формирования его индивидуального стиля деятельности.
Рефлексивное обучение
Основные идеи, лежащие в основе разработки модели рефлексивного обучения:
· Обучения из опыта;
· Обучения на основе непрерывной рефлексии.
Процесс рефлексивного обучения можно описать в виде последовательных шагов:
· Действие;
· Мысленное возвращение к действию, ситуации и их конкретное описание;
· Определение наиболее существенных черт ситуации;
· Разработка альтернативных способов действия.
· Осуществления альтернативных способов действия.
1. действие
2. взгляд назад на действие
3. осознание существенных аспектов
4. разработка альтернативных способов действия
5. попытка воплотить альтернативный способ действия
Рефлексивно-инновационная модель обучения, основанная на непрерывной систематической рефлексии, может быть представлена процессами целостного переосмысления опыта.
Рефлексивно-инновационная модель обучения
Основной принцип состоит в том, что наличная ситуация и опыт субъекта решения не может служить средством или подсказкой для творческого решения.
Наличный опыт оказывается лишь материалом для выявления смыслопорождающих возможностей человека, которые обеспечивают рефлексивный процесс-осмысление, переосмысление и действенное преображение действительности его жизнедействия (С.Ю. Степанов). Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового. Умение переосмыслить опыт совей деятельности одна из главных предпосылок дальнейшего саморазвития человека. Развивая рефлексивные способности человека, мы тем самым обеспечиваем обновление мышления, мировоззрения, системы ценностных ориентаций.
Психолого-педагогическое обеспечение таких процессов возможно путем создания рефлексивно-инновационной среды. При ее создании одним из основных принципов рефлексивно-инновационного обучения является принцип проживания знаний и практических методов перед их теоретическим осмысление и анализом.
Следующий принцип состоит в том, что рефлексивно-познавательный процесс в целом и каждый его элемент в отдельности должны исходить из интересов участников этого процесса.
Создание рефлексивной среды предполагает использование различных методик обучения рефлексии и обучения на основе непрерывной рефлексии. Одной из таких методик является «Педагогический дневник», варианты его использования разработаны в европейском (в частности голландском опыте) подготовки педагогов.