Какая лирика преобладает в творчестве и бунина. Художественное своеобразие поэзии бунина

Иван Алексеевич Бунин входит в число признанных классиков русской литературы. Мало того, его имя известно и за рубежом, ведь долгие годы поэт и писатель был вынужден жить в изгнании. Многие знают его исключительно как писателя, между тем начинал он в качестве поэта. Лирика Бунина занимает огромное место в его творчестве.

Иван Алексеевич Бунин: детство

Будущий литератор родился в 1870 году, в семье из старинного дворянского рода. Отцу Бунина принадлежало небольшое поместье на Орловщине - там и прошли детские годы маленького Вани. Впечатления тех лет он позднее отразит в своем творчестве, а тихую жизнь в усадьбе будет вспоминать до конца дней. Иван с ранних лет любил читать и стал сам сочинять небольшие стишки. Кроме того, он рос очень артистичным ребенком, что впоследствии помогло ему стать замечательным чтецом.

В десять лет он уехал учиться в гимназию в город, и городская жизнь пришлась ему не по нраву. Тем не менее он выдержал четыре года, а затем попросту не приехал с каникул и его исключили. После этого четырнадцатилетний Иван стал жить в имении бабушки вместе со старшим братом Юлием, который и занимался вплотную образованием Вани. Надо сказать, что братья на всю жизнь сохранили близкие, теплые отношения. Таким образом, и подростковые свои годы Иван Алексеевич провел в любимой деревне среди крестьянских детей, от которых услышал множество интересных историй, позже выраженных им в творчестве.

Начало творческого пути

Первые робкие стихи маленький Ваня написал еще в семь-восемь лет. Тогда он зачитывался Пушкиным, Жуковским, Майковым, Лермонтовым, Фетом. Им он и пытался подражать в своих «виршах». Первые же серьезные стихотворения, которые даже были опубликованы, Иван Алексеевич сочинил в возрасте семнадцати лет. В свет они вышли в одной из санкт-петербургских газет - всего двенадцать штук в течение года. Там же появились и два дебютных рассказа юного автора - «Нефедка» и «Два странника». Иван Алексеевич вступил на путь литераторства.

Писатель или поэт?

Большему количеству населения Иван Алексеевич известен прежде всего как прозаик. «Темные аллеи», «Митина любовь», «Антоновские яблоки» и другие знаковые рассказы его изучаются в школах и университетах. Что уж говорить об обширной автобиографии «Жизнь Арсеньевых»! Но тем не менее сам Бунин считал себя в первую очередь поэтом. Это неслучайно - ведь именно с любви к стихотворным формам началась его страсть к литературе в принципе.

Влияние коллег

В середине 1890-х Бунин познакомился со Львом Николаевичем Толстым - им он восхищался и ранее. Его идеи, характер и взгляды оказали огромное влияние на жизнь Бунина, что проявилось как в его прозе, так и в лирике. Также большое впечатление на автора произвело знакомство с Антоном Чеховым, Максимом Горьким, актерами МХАТа, а также композитором Сергеем Рахманиновым. Нашло отражение в творчестве Бунина и вхождение в московские литературные круги, и вращение среди таких личностей, как Александр Куприн, Константин Бальмонт, Федор Сологуб и других.

Первые сборники

Первый стихотворный сборник Ивана Алексеевича вышел в 1891 году. Назывался он незамудренно - «Стихотворения 1887-1891 гг.», содержал первые, пробные, юношеские стихи, которые восприняты были рецензентами в целом благосклонно. Уже тогда отмечали, насколько точно и живописно начинающий поэт передает красоту природы - первые стихи Бунина принадлежали именно к пейзажной лирике. Говорили и о том, что перед читателями предстал будущий «большой писатель».

Однако настоящей известности, масштабной, те стихотворения Ивану Алексеевичу не принесли. А принесли следующие два сборника: первая книга рассказов 1897 года издания и вторая - стихотворений, вышедшая годом позже (сборник назывался «Под открытым небом»). Тогда Бунин, как говорится, проснулся знаменитым.

«Листопад»

Третья книга стихотворений Ивана Алексеевича увидела свет в 1901 году в московском издательстве. Называлась она «Листопад» и содержала стихи, написанные под впечатлением от общения с символистами. Отзывы критиков разнились - кто был сдержан, кто восхищался, кто недоумевал. Но два года спустя все по местам расставила Пушкинская премия - ее Ивану Бунину присудили именно за данный сборник.

Особенности поэзии Бунина

Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.

В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич - рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе. Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало. Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников - Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.

Лирика в творчестве Бунина занимает важнейшее место. Он писал в «традиционном» стиле, но показывал тем не менее новые грани и возможности стихотворения. Литератор всегда оставался верен один раз и навсегда найденному стилю - четкому, сдержанному, гармоничному. Кажется порой, что язык его сух, однако как удивительно точно передает он и красоту природы, и боль любви, и переживания о жизни… Состояние души автора - вот что впитала в себя лирика Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность не оставляли равнодушными и читателей, и многих его коллег-литераторов, и критиков, восхищавшихся способностью Ивана Алексеевича чувствовать и передавать слово. О его чувстве языка и великом мастерстве говорили повсеместно.

Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.

Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.

Темы лирики Бунина

Условно говоря, стихотворения Ивана Алексеевича Бунина можно разделить на три большие части - пейзажные, философские и любовные. Конечно, он касался и других тем в своем творчестве, но именно эти три преобладают в лирике Ивана Бунина.

Пейзажная лирика

Именно с пейзажных стихотворений начал свой творческий путь Иван Бунин. Стихи пейзажной лирики Бунина обладают невероятной выразительностью, они настолько живописны, что кажется - ты смотришь на картину, а не читаешь текст. Недаром коллеги Бунина отзывались о нем, как о творце природы, говорили, что в изображении пейзажа он схож с Левитаном, что, кроме него, мало кто чувствует и понимает природу, как он. Пожалуй, это правда - по Бунину, природа единственно гармонична, она является неотъемлемой частью жизни человека. Только в ней и есть красота, которая способна исцелить человечество - таков закон стихов пейзажной лирики Бунина.

Наиболее часто используется поэтом образ осени и русского леса. Лес для него - точно музыка, которую он поет с огромной любовью, поэтому и все его стихи - музыкальны. В изображении пейзажей у Бунина встречается множество различных цветов и звуковых эффектов, точно подобранных эпитетов, олицетворений, метафор, помогающих автору создать удивительно точные образы. Лирического героя здесь нет, все внимание сосредоточено на красоте природы.

Очень часто Бунин показывает ночные пейзажи, поскольку ночь - его любимое время суток. Ночью уснувшая природа кажется волшебной, манящей, очаровывает еще более - именно поэтому много стихотворений посвящено ночи. Как правило, в большей части его стихов встречаются, помимо ночи и леса, образы неба, звезд, бескрайних степей. Сочиняя пейзажную лирику, поэт видел перед собой любимую Орловщину, где прошло его детство.

Философская лирика

Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.

Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном - о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба - эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни - и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.

Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой - абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную - пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича - самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской - любовь и смерть, и с пейзажной - любовь и красота природы. Бунин пессимистичен - в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь - все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти). При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

Иные мотивы лирики Бунина

Помимо вышеозвученных тем, в творчестве Ивана Алексеевича присутствуют следующие: гражданская лирика - стихотворения о тяжелой судьбе простого народа; тема Родины - ностальгия по старой России, стихотворения на подобные темы нередки для эмигрантского периода творчества поэта; тема свободы, истории и человека; тема поэта и поэзии - предназначение поэта в жизни.

Иван Алексеевич Бунин внес большой вклад в развитие русской литературы. Не зря именно он стал первым русским литератором, получившим Нобелевскую премию - по сути, мировое признание. Как прозу, так и поэзию Бунина должен знать каждый человек, особенно если он считает себя ценителем литературы.


Свой творческий путь лауреат Нобелевской премии Бунин начал как поэт. На него оказали большое влияние такие поэты, как Никитин, Кольцов, отчасти Некрасов. Они воспевали русскую природу, деревню, поэтизировали крестьянство и этим были близки Бунину. Бунина не прельщали эксперименты, поиски новой техники стихосложения.

Тематика бунинской поэзии не очень разнообразна. В основном это стихи о природе. Стихи на крестьянскую тему почти отсутствуют, если не считать "Деревенский нищий", в центре которого - образ бездомного старика, замученного нуждой. Редки и гражданские мотивы ("Джордано Бруно", "Поэт", "Над могилой С. Я. Надсона").

Ведущее место в поэзии Бунина занимает пейзажная лирика. В ней он отразил приметы природы Орловского края, который страстно любил поэт. Стихи о природе написаны в нежных, мягких тонах и напоминают живописные пейзажи Левитана. Яркий пример словесного пейзажа - стихотворение "Русская весна". Наблюдательностью, верностью в передаче света, запаха, цвета примечательно стихотворение "Высоко полный месяц стоит…". Пейзажная лирика Бунина выдержана в традициях русской классики ("Осень", "Осенний пейзаж", "В степи").

Ранние стихи Бунина полны ощущения радости бытия, своей соединенности, слитности с природой. В стихотворении "Оттепель" передана гармония поэта и мира:

И, упиваясь красотой,Лишь в ней дыша полней и шире,Я знаю, - все живое в миреЖивет в одной любви со мной.

Внешнее описание у Бунина не отличается яркими красками, но насыщено внутренним содержанием. Человек является не наблюдателем, созерцателем природы, а, говоря словами Тютчева, "мыслящим тростником", частью природы:

Нет, не пейзаж влечет меня,Не краски жадный взор подметит,А то, что в этих красках светит:Любовь и радость бытия.

Бунина привлекает не статичность, Застылость пейзажа, а вечное изменение состояния. Он умеет уловить красоту отдельного мгновения, само состояние перехода. Причем в этом отдельном мгновении поэт прозревает вечность и неуничтожимость природы ("Зарницы лик, как сновиденье…", поэма "Листопад"),

Любовь к природе нераздельно связана с любовью к родине. Это не открытый, Декларативный патриотизм, а лирически окрашенное, разлитое в описаниях картин родной природы чувство ("Родина", "Родине", "В степи", цикл "Русь").

В более поздних стихах отчетливо проступает характерная для бунинской поэзии черта:

… в радости моей - всегда тоска, в тоске всегда - таинственная сладость.

Эта тоска по красоте, гармонии, которых все меньше в окружающей жизни. Образы ночного сумрака, тоски осенней слякоти, печали заброшенных кладбищ постоянны в стихах, тема которых - разорение дворянских гнезд, гибель барских усадеб ("И снилось мне…", "Мир опустел… Земля остыла…").

Не только природа, но и древние легенды, мифы, религиозные предания питают бунинскую поэзию. В них Бунин видит мудрость веков, находит первоосновы всей духовной жизни человечества ("Храм Солнца", "Сатурн"),

В поэзии Бунина сильны философские мотивы. Любая картина - бытовая, природная, психологическая - всегда включена во всеобщее, в мироздание. Стихи пронизаны чувством удивления перед вечным миром и пониманием неизбежности собственной смерти ("Одиночество", "Ритм").

Стихи Бунина кратки, лаконичны, это лирические миниатюры. Его поэзия сдержанна, как будто "холодна", но это обманчивая "холодность". Скорее, это отсутствие патетики, позы, которые внешне выражают "пафос души".

Конспект по теме: «Лирика И. А. Бунина».

Слайд 2 . Цели и задачи: познакомить учащихся с поэтическим миром И. А. Бунина, выявить основные темы его поэзии, особенности поэтики стихотворений, совершенствовать навыки анализа лирического текста.

Слайды 3,4,5 Видеолекция Бибигон – урок И.Бунин (с первой минуты до 11.49) в сопровождении презентации.

Слайд 6,7. Иван Алексеевич Бунин - выдающийся русский писатель, прославившийся как писатель-прозаик. Но начинал свою литературную жизнь Иван Алексеевич с поэзии и вошёл в прекрасную плеяду поэтов Серебряного века.

"Я всё-таки... прежде всего поэт. Поэт! А уж потом только прозаик» - говорил И. А. Бунин.

И.А.Бунин не примкнул ни к одному из литературных течений. В поэзии Серебряного века его имя стоит особняком. Он вообще весьма скептически относился к литературным изыскам и новациям, полагая, что формалистическая изощрённость символистов, акмеистов и футуристов мало соотносится с поэзией.

«На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое», - писал Ю.Айхенвальд . В поэзии Бунина чётко прослеживаются традиции русских поэтов, его предшественников, в первую очередь Пушкина, Тютчева и Фета.

Бунин – верный хранитель пушкинской традиции. Для него являются родственными мысли Пушкина о том, что подлинная поэзия в простоте, естественности реальных чувств, явлений, настроений. Оба поэта отражают в своих стихотворениях существующую гармонию между человеком и природой.

Слайды 8,9 . Рассказ видеолекторов о семье, роде Буниных

Слайд 10 . Первое стихотворение Бунина было напечатано, когда ему было лишь семнадцать, через четыре года вышел первый сборник стихов, но известность пришла к нему лишь через десять лет, после выхода сборника “Листопад” в 1901 году, отмеченного Пушкинской премией Академии наук.

Слайд 11. Чтение отрывка из стихотворения «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Анализ.

Найдите тропы, помогающие поэту создать цветовой эффект (цветопись).

Найдите обонятельный образ. (Лес пахнет дубом и сосной).

Расслышать … шуршанье).

Слайд 12. Художественные особенности лирики Бунина

Слово учителя. Верный традициям реалистического пейзажа 19 века, И.Бунин вместе с тем подчёркивает самодостаточность и независимость природы от человека. Поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, «блаженную тоску» пустынности.

Слайд 13 . ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ И.А.БУНИНА.

Пейзажная лирика.

Сообщение уч – ся. Пейзажная лирика характерна для поэзии И.Бунина на рубеже веков и является преобладающей во всём его творчестве.

Стихи И. А. Бунина своеобразны. Это скорее рифмованная, определённым образом организованная проза, чем стихи в их классическом виде. Но именно своей новизной и свежестью привлекают они читателей.

И.З.: Презентация стихотворения «Осыпаются астры в садах».

В пейзажной лирике более всего ощутимо отличие Бунина от поэзии символистов.

Там, где символист видел в природе «знаки» иной, высшей реальности, Бунин стремился объективно воспроизвести боготворимую им действительность. Отсюда – живописная точность и изощрённость бунинских зарисовок. Именно пейзажная лирика И.Бунина в большей степени характеризуется обилием цветовых эффектов, а также потрясающей наполненностью звуковыми эффектами.

Стихи Бунина- это лирико-созерцательные картины природы, созданные средствами тонких деталей, лёгких красок, полутонов. Основная их интонация - печаль, грусть, однако эта печаль «светлая», очищающая.

Слайд 14 .Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. Шекспир и Пушкин писали сонеты о любви, философские сонеты. У Бунина же в сонете воспеты мир человека и мир природы.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе лёгким, чистым кроем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Как вы понимаете последнюю фразу - “Всё во мне”?

(Всё в человеке: доброта и злоба, любовь и открытия, рай и ад. “Всё во мне” поистине говорит само за себя. Какая бездна мудрости заключена в этой фразе! Объёмность и глубина смысла роднит её с библейской мудростью: “Царство Божие внутри вас»).

Подумаем над вопросами:

1. Определите тему стихотворения.

2. Какие образы стихотворения вас удивили и почему?

3. Как передаётся в стихотворении ощущение времени и пространства?

4. Назовите эмоционально окрашенные эпитеты.

5. Объясните смысл строки: “Я вижу, слышу, счастлив...”

Слово учителя. Бунинский пейзаж правдив, тонок и прекрасен, как ни одному символисту и не грезилось. В стихах Ивана Алексеевича мы не видим личности автора. Из своей поэзии он исключает главную составляющую лиризма - “я”.

Слайд 15 . Тема России.

Тема России ярко выражена на протяжении всего творчества поэта. В ней отразились ностальгия и философия Бунина. Он стремился прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи (народная мудрость) становятся стихами. Как и многие другие темы в лирике, тема Родины раскрывается с применением элементов пейзажа. Поэт связал воедино образ природы и родины. Для него природа России – это степи Орловщины, где писатель родился и вырос…

«Родине» - стихотворение, представляющее одну из ведущих тем в поэзии Бунина – тему России.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом чёрных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни вёрст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

Анализ.

Какими эпитетами характеризует Бунин Родину? («усталой, робкой и печальной»).

Каково отношение поэта к родине? (Поэт не идеализирует образ Родины, наоборот, он явно видит все её проблемы. Родина нищая, голодная, но любимая.)

Найдите метафору, определите её роль. (Метафора «Родина-мать» - бредущая по пыльной дороге старая женщина, мать, идущая к своему нравственно больному ребёнку – один из самых щемящих и пронзительных образов.)

Слайд 16. Определите тему, мотив и идею стихотворения «У птицы есть гнездо».

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

(Мотив бездомности, чужбины и тоски по родине. Тема родины. Нет покоя на чужбине.

Идея - оторванность от родины заставляет человека страдать, наполняет его душу горечью, болью, одиночеством.)

Философская лирика

Обращение к философской лирике происходит после первой русской революции (1906-1911 гг.) Важнейшим мотивом лирики поэта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. Бунин - великий жизнелюб. Любовь для него – священное чувство, состояние его души. Жизнь для Бунина – путешествие в воспоминаниях. Особая атмосфера философских стихотворений Бунина – атмосфера тишины. Шум, суета отвлекают от главного – от духовной жизни. Лирический герой Бунина тяжело переживает своё одиночество; в стихотворениях лирический герой пытается осмыслить быстротечность человеческой жизни и времени.

Слайд 17.

Настанет день - исчезну я,

А в этой комнате пустой

Всё то же будет: стол, скамья

Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать

Цветная бабочка в шелку,

Порхать, шуршать и трепетать

По голубому потолку.

И так же будет неба дно

Смотреть в открытое окно

И море ровной синевой

Манить в простор пустынный свой.

Каковы тема и идея стихотворения?

(Тема: стихотворение о неотвратимости смерти. Идея: смерть - это совсем не конец, не катастрофа: пусть человек и исчезнет, но весь Мир будет существовать, такой же вечный и прекрасный.

Какие эмоции вызывает? (Эмоции: печаль и надежда.)

Определите роль образа бабочки. (Роль образа бабочки: в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей, которые будут жить и работать после (круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив).

Тема поэта и поэзии.

Слово учителя. Как и любой поэт, И.Бунин пытался осмыслить своё предназначение, роль творца, суть поэзии. Программным для него стихотворением на эту тему является лирическое произведение «Поэту» - кодекс его поэтической чести. Муза Бунина – природа, потому он больше пишет именно о ней, а тема поэта и поэзии не получила широкого воплощения в лирических произведениях Бунина.

Слайд 18. «Поэту»

В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьётся из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Верёвку к верёвке привяжет потуже.

Бесценный алмаз, обронённый в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь -
И знай: он с алмазом вернётся к чертогам.

К чему призывает поэта Бунин?

. Любовная лирика.

Слово учителя. Тема любви в лирике менее заметна. В ней автор избегает нарочито красивых фраз.

Я к ней вошёл в полночный час.
Она спала, - луна сияла
В её окно, - и одеяла
Светился спущенный атлас.
Она лежала на спине,
Нагие раздвоивши груди,-
И тихо, как вода в сосуде,
Стояла жизнь её во сне.

Слайд 19

2.Айхенвальд Ю. И. «Иван Бунин»

3. А. Т. Твардовский «О Бунине»

Я, вероятно, все-таки рожден стихотворцем

Иван Бунин

Свою литературную деятельность Бунин начал как поэт. Стихотворение «Деревенский нищий» появилось в 1887 году в журнале «Родина». Последнее стихотворение «Ночь» написано незадолго до смерти. Высокие достоинства поэзии Бунина не могли не признать даже чуждые ему символисты. Так, в 1895 году Брюсов писал Бальмонту: «Хотя Бунин и не символист, но он настоящий поэт».

Между Буниным-поэтом и Буниным-прозаиком нет принципиальных различий: те же краткость (Бунин редко писал стихотворения длиннее двадцати строк), пристальность, резкость. Темы и приемы бунинских стихов – те же, что и в прозе. Не случайно он почти всегда включал стихи и прозу в общие сборники. Эта традиция, согласно его завещанию, соблюдается и в посмертных изданиях.

Среди основных черт бунинской лирики: стремление к описательной подробности, яркость конкретных деталей, классическая простота, лаконизм, поэтизация вечных человеческих ценностей, и в первую очередь – родной природы; богатство подтекста, частое обращение к символике, тесная сращенность с русской прозой, в частности, с новеллистикой Чехова; тяготение к философичности, тенденция к циклизации стихов, частые переклички с собственными рассказами.

Сквозная тема бунинской прозы – смертельное очарование, губительное наваждение – звучит в знаменитом стихотворении «Дурман» о девочке, наевшейся ядовитых ягод и умершей в сладком сне.

В стихах Бунина больше, чем в прозе, тайного, недоговоренного, жутких и загадочных деталей.

Затвердели, как камень,
тропинки, за лето набитые.
Ты одна, ты одна, страшной
сказки осенней Коза!
Расцветают, горят на железном
морозе несытые,
Волчьи, Божьи глаза.

«Сказка о Козе», 1915 г.

Писатель Валентин Катаев вспоминал о мистическом ознобе, который всегда охватывал его при чтении этих строк.

В поэзии Бунин позволял себе стилизацию (воспроизведение особенностей стиля других эпох, других авторов), которая в его прозе почти не встречается. Орнаментальные, пышные, цветистые стихи о Востоке несут отпечаток древней персидской поэзии, а стихи о русской истории чем-то напоминают былины. Но и в них звучит узнаваемый, отчаявшийся, голос автора:

…Благословенно
Господне имя! Пси
и человецы –
Единое в свирепстве и уме.

«Святой Прокопий», 1916 г.

Плакала мать по ночам.
Плачущий ночью к слезам
побуждает другого:
Звезды слезами текут
с небосклона ночного,
Плачет Господь, рукава
прижимая к очам.

Мотив «вдовства», предельного одиночества встречался и в более раниих стихотворных миниатюрах. Наиболее выразительно стихотворение «Одиночество» (1906). Монолог нероя – покинутого подругой художника – воспроизводится на фоне осенней, «умершей» природы: «И ветер, и дождик, и мгла». Отчаяние чувствуется не в словах, а в подтексте, в деталях (размытый след женской ноги), в многоточии, смирении с ситуацией.

В творчестве Бунина 1900-х годов значительное место занимает тема России («Русская весна»), цикл стихов о Востоке («Бедуин»), философское осмысление действительности («Мистику»).

Еще одна тема – владение родной речью, приобщение к письменам звучит в стихотворении «Слово» (1915). Поэт славит это достояние человека как особый, бессмертный дар. Это именно тот «глагол», который способен превратить человека в бога, а поэта – в пророка.


Литература

Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002

Занимает довольно значительное место в его творчестве, несмотря на то, что известность Иван Алексеевич приобрел в первую очередь как прозаик. Однако сам Иван Бунин утверждал, что он прежде всего поэт. Путь в литературе этого автора начался именно со стихов.

Стоит отметить, что лирика Бунина проходит через все его творчество и характерна не только для раннего этапа развития его художественной мысли. Своеобразные стихотворения Бунина, неповторимые по своему художественному стилю, сложно спутать с творениями других авторов. В этом индивидуальном стиле нашло отражение мировоззрение поэта.

Первые стихотворения Бунина

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, было опубликовано его первое стихотворение в журнале "Родина". Называется оно "Деревенский нищий". В этом произведении поэт рассказывает о печальном состоянии, в котором находилась в то время русская деревня.

С самого начала литературной деятельности Ивана Алексеевича лирика Бунина характеризуется своим особенным стилем, манерой и темами. Многие его стихотворения ранних лет отражают Ивана Алексеевича, его тонкий внутренний мир, богатый оттенками чувств. Тихая умная лирика Бунина этого периода напоминает разговор с близким другом. Однако она поражала современников артистизмом и высокой техникой. Многие критики восторгались поэтическим даром Бунина, мастерством автора в области языка. Следует сказать, что Иван Алексеевич почерпнул множество точных сравнений и эпитетов из произведений народного творчества. Паустовский высоко ценил Бунина. Он говорил, что каждая строка его четкая, словно струна.

В раннем творчестве встречается не только пейзажная лирика Бунина. Стихи его посвящены также гражданской тематике. Он создавал произведения о тяжелой доле народа, всей своей душой жаждал перемен к лучшему. Например, в стихотворении под названием "Запустение" старый дом говорит Ивану Алексеевичу, что он ждет "разрушенья", "смелых голосов" и "могучих рук" для того, чтобы жизнь расцвела вновь "из праха на могиле".

"Листопад"

Первый поэтический сборник этого автора называется "Листопад". Он появился в 1901 году. В этот сборник была включена одноименная поэма. Бунин прощается с детством, с присущим ему миром мечтаний. В стихотворениях сборника родина предстает в замечательных картинах природы. Она вызывает море эмоций и чувств.

В пейзажной лирике Бунина наиболее часто встречается образ осени. Именно с него началось творчество его как поэта. Этот образ до конца жизни будет освещать своим золотым сиянием стихи Ивана Алексеевича. Осень в поэме "Листопад" "оживает": сосной и дубом пахнет лес, который высох за лето от солнца, и осень вступает в свой "терем" "тихою вдовой".

Блок отмечал, что так знать и любить родную природу, как Бунин, мало кто умеет. Он же добавлял, что Иван Алексеевич претендует на то, чтобы занять одно из центральных мест в русской поэзии. Отличительной чертой как лирики, так и прозы Ивана Бунина стало богатое художественное восприятие родной природы, мира, а также человека в нем. Горький сравнивал этого поэта по мастерству в создании пейзажа с самим Левитаном. Да и многим другим литераторам и критикам пришлась по душе лирика Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность.

Приверженность поэтической традиции

Иван Алексеевич жил и творил на рубеже 19-20 вв. В это время в поэзии активно развивались различные модернистские течения. Словотворчество было в моде, им занимались многие авторы. Для выражения своих чувств и мыслей они искали весьма необычные формы, чем порой шокировали читателей. Однако Иван Бунин придерживался классических традиций русской поэзии, которые в своем творчестве развивали Тютчев, Фет, Полонский, Баратынский и другие. Иван Алексеевич создавал реалистические лирические стихотворения и вовсе не стремился к модернистским экспериментам со словом. Поэту вполне хватало событий действительности и богатств русского языка. Основные мотивы лирики Бунина остаются в целом традиционными.

"Призраки"

Бунин классичен. Этот автор вобрал в свое творчество все огромное богатство русской поэзии 19 века. Бунин часто подчеркивает в форме и содержании эту преемственность. Так, в стихотворении "Призраки" Иван Алексеевич демонстративно заявляет читателю: "Нет, мертвые не умерли для нас!" Для поэта зоркость к призракам означает преданность ушедшим. Однако это же произведение свидетельствует о том, что Бунин чутко реагирует на новейшие явления в отечественной поэзии. Кроме того, его интересуют поэтические интерпретации мифа, все подсознательное, иррациональное, грустно-музыкальное. Именно отсюда - образы арф, призраков, дремлющих звуков, а также особая напевность, родственная Бальмонту.

Трансформация пейзажной лирики в философскую

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт был уверен в том, что все живое разумно. Он утверждал, что нельзя говорить о природе, отдельной от нас. Ведь любое, даже самое незначительное движение воздуха - это движение нашей жизни.

Постепенно пейзажная лирика Бунина, особенности которой мы отметили, превращается в философскую. Для автора в стихотворении теперь главное - мысль. Множество творений Ивана Алексеевича посвящено теме жизни и смерти. Весьма разнообразна в тематическом отношении Бунина. Стихи его, однако, нередко трудно бывает уложить в рамки какой-то одной темы. Об этом стоит сказать отдельно.

Тематические грани стихотворений

Говоря о лирике Ивана Алексеевича, сложно четко определить темы его поэзии, так как она представляет собой совокупность различных тематических граней. Можно выделить следующие грани:

  • стихотворения о жизни,
  • о ее радости,
  • о детстве и юности,
  • о тоске,
  • об одиночестве.

То есть Иван Алексеевич писал в целом о человеке, о том, что его трогает.

"Вечер" и "Раскрылось небо"

Одной из таких граней являются стихотворения о мире человека и мире природы. Так, "Вечер" - произведение, написанное в форме классического сонета. И у Пушкина, и у Шекспира можно найти философские сонеты и сонеты о любви. У Бунина же в этом жанре воспеты мир природы и мир человека. Иван Алексеевич писал, что мы всегда лишь вспоминаем о счастье, однако оно находится повсюду. Возможно, это "сад осенний за сараем" и льющийся в окно чистый воздух.

Люди не всегда способны взглянуть на привычные вещи необычным взглядом. Мы часто просто не замечаем их, и счастье ускользает от нас. Однако от зоркого взгляда поэта ни птичка, ни облако не ускользнет. Именно эти простые вещи приносят счастье. Формула его выражена в последней строке этого произведения: "Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне".

В этом стихотворении преобладает образ неба. С этим образом связано, в частности, утверждение вечности природы в лирике Бунина. Он является лейтмотивом во всем поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Небо олицетворяет жизнь, поскольку оно вечно и необыкновенно. Образ его обрисован, например, в стихе "Раскрылось небо". Здесь это центр размышлений о жизни. Однако образ неба тесно связан и с другими образами - света, дня, березы. Все они будто освещают произведение, а береза придает атласный свет.

Отражение современности в лирике Бунина

Примечательно, что когда в России уже началась революция, ее процессы не нашли отражения в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Он оставался верен философской теме. Поэту важнее было знать не то, что происходит, а почему это происходит с человеком.

Иван Алексеевич современные проблемы соотносил с вечными понятиями - жизни и смерти, добра и зла. Пытаясь найти истину, он обращался в своем творчестве к истории различных народов и стран. Так появились стихи об античных божествах, Будде, Магомете.

Поэту важно было понять, по каким общим законам развивается отдельная личность и общество в целом. Он признавал, что наша жизнь на земле - это только отрезок вечного существования Вселенной. Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. Иван Алексеевич предчувствовал грядущую катастрофу революции. Он считал, что это величайшее несчастье.

Иван Бунин стремился заглянуть за грань реальности. Его интересовала загадка смерти, дыхание которой можно ощутить во многих стихах этого автора. Разрушение дворянства как класса, обнищание помещичьих усадеб вызывали у него чувство обреченности. Однако, несмотря на пессимизм, Иван Алексеевич видел выход, который заключается в слиянии человека с природой, в ее вечной красоте и покое.

Весьма многогранна лирика Бунина. Кратко в рамках одной статьи можно отметить лишь основные ее особенности, привести лишь несколько примеров. Скажем пару слов и о любовной лирике этого автора. Она также весьма интересна.

Любовная лирика

В произведениях Бунина тема любви - одна из наиболее часто встречающихся. Иван Алексеевич и в стихах, и в прозе нередко воспевал это чувство. Поэзия любви у этого автора предвосхищает известный цикл рассказов Бунина

Посвященные этой теме стихотворения отражают различные оттенки любовного чувства. Например, произведение "Печаль ресниц сияющих и черных..." наполнено печалью прощания с любимой.

"Печаль ресниц сияющих и черных..."

Это стихотворение состоит из двух строф. В первой из них автор вспоминает любимую, образ которой до сих пор живет в его душе, в его глазах. Однако лирический герой с горечью осознает, что молодость прошла, и прежнюю возлюбленную уже не вернуть. Его нежность в описании девушки подчеркивают различные средства выразительности, например метафоры ("печаль ресниц", "огонь глаз", "алмазы слез") и эпитеты ("глаза небесные", "слезы непокорные", "ресницы сияющие").

Во второй строфе стихотворения лирический герой задумывается о том, почему возлюбленная до сих пор приходит к нему во сне, а также вспоминает восторг от встречи с этой девушкой. Эти размышления выражаются в произведении риторическими вопросами, на которые, как известно, ответа не следует.

"Что впереди?"

Еще одно стихотворение на любовную тему - "Что впереди?" Оно наполнено атмосферой спокойствия и счастья. На вопрос "Что впереди?" автор отвечает: "Счастливый долгий путь". Лирический герой понимает, что его ожидает счастье со своей возлюбленной. Однако он с грустью думает о прошлом, не желает его отпускать.

Лирика Бунина: особенности

В заключение перечислим основные черты, которые свойственны лирической поэзии Бунина. Это яркость деталей, стремление к описательной подробности, лаконизм, классическая простота, поэтизация вечных ценностей, в особенности родной природы. Кроме того, для творчества этого автора характерно постоянное обращение к символике, богатство подтекста, тесная связь с русской прозой и поэзией, тяготение к философичному. Нередки у него переклички со своими собственными рассказами.


Top