Биография. Учёба, ранние годы

Воронков Михаил Михайлович – командир авиаэскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (18-я скоростная бомбардировочная авиационная бригада, ВВС 7-й армии, Северо-Западный фронт), капитан.

Родился 4 (17) января 1910 года в селе Макеевка Макеевской волости Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне город Макеевка Донецкой области, Украина). Украинец. В 1927 году окончил 7 классов школы в Макеевке. В 1927-1928 годах работал председателем рабочего коллектива в Макеевском районе, в 1928-1929 годах – слесарем на строительстве коксовых печей в посёлке Рутченково (ныне в черте города Донецк), в 1929-1930 годах – культпросветработником в райкоме комсомола. Одновременно в 1929-1931 годах учился на рабфаке при Сталинском педагогическом институте (ныне город Донецк).

В армии с декабря 1931 года. В 1934 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком, командиром звена и командиром отряда бомбардировочной авиаэскадрильи, командиром авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – командир авиаэскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершил 56 боевых вылетов на бомбардировщике СБ для нанесения ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с финскими войсками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года майору Воронкову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Прибалтийском военном округе; город Хаапсалу, Эстония).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – командир авиаэскадрильи 50-го бомбардировочного авиационного полка, в августе 1941 – октябре 1942 – командир 275-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном (июнь-июль 1941), Ленинградском (сентябрь-октябрь 1941) и Сталинградском (июль-октябрь 1942) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Эстонии, обороне Ленинграда и Сталинграда.

В ноябре 1942 – мае 1945 – командир 128-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Брянском (январь-март 1943), Центральном (март-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944) и 1-м Белорусском (февраль-сентябрь 1944 и ноябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Воронежско-Касторненской операции, Курской битве, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Рогачёвско-Жлобинской, Бобруйской, Варшавско-Познанской и Берлинской операциях.

Всего за время войны совершил 42 боевых вылета на бомбардировщиках СБ и Пе-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника.

После войны до мая 1946 года продолжал командовать бомбардировочным авиаполком (в Группе советских войск в Германии). В 1946-1948 – заместитель командира 221-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Таврическом военном округе; город Запорожье, Украина). С 1948 – заместитель командира 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Паневежис, Литва), в 1950-1952 – заместитель командира 587-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии (ВВС 4-го ВМФ, Балтика; город Паневежис, Литва).

В 1952 году окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. В 1952-1954 – заместитель командира 105-го авиационного корпуса ВМФ по лётной подготовке (ВВС Тихоокеанского флота; посёлок Бяудэ, ныне в черте посёлка Майский Советско-Гаванского района Приморского края). В 1956 году заочно окончил Военно-воздушную академию (Монино). С 1955 – старший лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта – заместитель начальника отдела боевой подготовки Управления 73-й воздушной армии (в Туркестанском военном округе; штаб – в городе Ташкент, Узбекистан). С января 1959 года полковник М.М.Воронков – в запасе.

С 1961 года работал старшим инженером, руководителем группы, начальником группы, заместителем начальника отдела и ведущим инженером в НИИ-1 (с 1966 – Московском институте теплотехники); занимался разработкой ракетной техники на твёрдом топливе.

Полковник (1949). Награждён орденом Ленина (21.03.1940), 3 орденами Красного Знамени (18.09.1944; 30.04.1945; 13.06.1952), орденом Александра Невского (6.02.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (12.08.1945; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (30.04.1947), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944) и другими медалями.

В городе Донецк на здании школы №93, которая (по неподтверждённым данным) является правопреемницей Макеевской школы, в которой учился М.М.Воронков, установлена мемориальная доска.

Примечание: По состоянию на март 1985 года продолжал работать в МИТе. Время завершения работы на предприятии не установлено.

Биография предоставлена

Признание и награды

Ордена, медали и почетные знаки РФ и СССР

Международные награды

  • Крупнейший ученый мира в области химии г. по данным издательства «Международный Биографический Центр »

Премии

Основные труды

  • Воронков М. Г., Шорохов Н. В. Водоотталкивающие покрытия в строительстве. Рига: Изд-во АН СССР, 1963. 190 с.
  • Лукевиц Э. Я., Воронков М. Г. Гидросилилирование, гидрогермилирование, гидростаннилирование. Рига: Изд-во АН Латв. ССР, 1964. 371 с.
  • Lukevits E. J., Voronkov M. G. Organic Insertion Reactions of Group IV Elements. New York: Consultants Bureau, 1966. 413 p.
  • Кремнеэлементорганические соединения. Производные неорганогенов. Л.: Химия, 1966. 542 с.
  • Борисов С. Н., Воронков М. Г., Лукевиц Э. Я. Кремнеорганические производные фосфора и серы. Л.: Химия, 1968. 292 с.
  • Пащенко А. А., Воронков М. Г. Кремнеорганические защитные покрытия. Киев: Техника, 1969. 252 с.
  • Borisov S. N., Lukevits E. J., Voronkov M. G. Organosilicon Heteropolymers and Heterocompounds. New York: Plenum Press, 1970. 633 p.
  • Воронков М. Г., Милешкевич В. П., Южелевский Ю. А. Силоксановая связь. Новосибирск: Наука, 1976. 413 с.
  • Воронков М. Г., Зелчан Г. И., Лукевиц Э. Я. Кремний и жизнь. Биохимия, токсикология и фармакология соединений кремния. Изд. 2-е, перераб. и доп. Рига: Зинатне, 1978. 588 с.
  • Воронков М. Г., Вязанкин Н. С., Дерягина Э. Н., Нахманович А. С., Усов В. А. Реакции серы с органическими соединениями. Новосибирск: Наука, 1979. 367 с.
  • Гетеросилоксаны. Новосибирск: Наука, 1984. 269 с.
  • Воронков М. Г., Кузнецов И. Г. Кремний в живой природе. Новосибирск: Наука, 1984, 155 с.
  • Воронков М. Г., Малетина Е. А., Роман В. К. Кремнекислородные соединения неметаллов. Производные азота и фосфора. Новосибирск: Наука, 1988. 364 с.
  • Воронков М. Г., Малетина Е. А., Роман В. К. Кремнекислородные соединения неметаллов. Производные кислорода и серы. Новосибирск: Наука, 1991. 279 с.
  • Heterosiloxanes. Derivatives of Nitrogen and Phosphorus. London: Harwood Academic Publishers, 1991. 489 p.
  • Voronkov M. G., Maletina E. A., Roman V. K. Heterosiloxanes. Derivatives of Oxyden and Sulphur. London: Harwood Academic Publishers, 1992. 369 p.
  • Пухнаревич В. Б., Лукевиц Э. Я., Копылова Л. И., Воронков М. Г. Перспективы гидросилилирования. Рига: ИОС АН Латв. ССР, 1992. 383 с.
  • Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии с улыбкой, или Основы пегниохимии. СПб: Наука, 1999. 220 с.
  • Егорочкин А. Н., Воронков М. Г. Электронное строение органических соединений кремния, германия и олова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. 615 с.
  • Saifutdinov R. G., Larina L. I., Vakul’skaya T. I., Voronkov M. G. Electron Paramagnetic Resonance in Biochemistry and Medicine. New York: Kluwer Academic / Plenum Publishers, 2001. 282 p.
  • Воронков М. Г., Барышок В. П. Силатраны в медицине и сельском хозяйстве. Новосибирск: Изд. СО РАН, 2005. 258 с.
  • Воронков М. Г., Рулев А. Ю. О химии и химиках и в шутку и всерьёз. М.: Мнемозина, 2011. 319 с.
  • Воронков М. Г., Абзаева К. А., Федорин А. Ю. Генезис и эволюция химии органических соединений германия, олова и свинца. Новосибирск: Академическое изд-во "Гео", 2012. 214 с.

Петр Воронков - о канадце Жане Беливо

29.10.2018, 0:00

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Петр Воронков рассказывает о встрече с Жаном Беливо, который в определенный момент решил пешком обойти вокруг света.


Не знаю почему, но мне везет на какие-то необыкновенные истории. Жан Беливо, канадец... Когда-то я встретил его в Южной Африке - он шел вдоль шоссе и толкал перед собой небольшую тележку. Я видел его по телеку и поэтому остановился. К тому моменту Жан пересек Северную и Южную Америки, перебрался в Кейптаун и двигал свою тележку на север. Короче, целью его было кругосветное путешествие пешком. Он уже износил девять пар кроссовок. В чилийской пустыне Атакама на него напала пума. Где-то стреляли, где-то пытались ограбить.

Здорово, - сказал я. - А как ты вообще решился?

Кризис среднего возраста, - улыбнулся он, - депрессия, решил уйти от всего этого, и ушел. По жене только скучаю. Она замечательная.

Я дал ему телефон. Он набрал своей Люси. Я щедро поделился с ним припасами, это ведь его «горючее». Если честно, сомневался в его успехе. На днях погуглил. Бог ты мой, он сделал это, да еще несколько лет назад! Национальный герой. Мы связались по Skype. На меня смотрел совсем поседевший человек с удивительно чистыми глазами. Узнал. Изношенных кроссовок оказалось 50 пар.

Ты очень помог мне тогда, нет, не припасами даже, - он нахмурил лоб и задумался, - ты сказал одну важную вещь - жизнь не случается с тлеющими людьми. Так вот, моя настоящая жизнь осталась там, в этих 11 годах пешей кругосветки. Но есть планы. Кстати, как твои путешествия?

Вот тут уже крепко задумался я.

Родился в семье шахтера. Член ВКП(б) с 1929 г. Окончил рабфак и два курса Донецкого пединститута.

В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил военную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиации.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Совершил 56 боевых вылетов.

21.03.40 г. капитан Воронков Михаил Михайлович был удостоен звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «У подполковника М.М. Воронкова - проницательные глаза, доброе, с яркими чертами лицо. Он налетал на бомбардировщиках разных типов не одну сотню часов. Начало войны Михаил Михайлович встретил в Эстонии. Там и совершил первый боевой вылет. По ночам водил девятку ДБ-3 дальними маршрутами, наносил удары по вражеским тылам».

С ноября 1942 г. командовал 128-м бомбардировочным авиаполком 241-й бад 3-го бак 16-й ВА.

Участвовал в Курской битве.

Лучшие дня

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «В эскадрильях и полках рождались новые тактические приемы борьбы с врагом. Характерна в этом отношении инициатива летчиков 128-го полка, которым командовал Герой Советского Союза М.М. Воронков. В этом полку впервые была создана группа мастеров снайперского бомбометания. Михаил Михайлович сколотил ее из самых опытных экипажей. Сам же и водил ее на задания.

В группе родился и новый прием - «вертушка». Что это означало? Внизу - цель: скопление танков, машин или мотопехоты врага. Ведущий группы мастеров первым с пикирования начинал бомбометание. За ним устремлялись ведомые. Заходя на цель по нескольку раз, «петляковы» образовывали над ней гигантский вертикальный круг, напоминающий обруч. Издали казалось, что этот ревущий «обруч» катился, а под ним клубились в огне и дыму разрывы бомб.

Такие «вертушки» были созданы вскоре в каждом полку. Эффект бомбардировок превзошел все ожидания. Там, где, подобно урагану, проносилась «вертушка», ничто не могло уцелеть».

Участвовал в освобождении Белоруссии.

Генерал-лейтенант авиации Каравацкий вспоминает: «Октябрь оказался для корпуса напряженным. «Петляковы» наносили бомбовые удары по врагу в Гомеле, Калинковичах, Мозыре, сокрушали опорные пункты в глубине обороны противника. Экипажи летали все дальше на запад.

В этот период заслуживает внимания образцовое выполнение одного из заданий мастером бомбометания Героем Советского Союза подполковником М.М. Воронковым. Железнодорожный узел Гомель был основательно защищен от нападения с воздуха. Зенитной артиллерии здесь оказалось более чем достаточно. О дневном налете на станцию нечего было и думать. А разрушить ее крайне необходимо. Через этот узел потоком шли воинские эшелоны врага. Решили ждать подходящей погоды.

На рассвете 6 октября над землей заклубился туман. Это вполне устраивало экипажи, и «Петляковы» один за другим поднялись в небо. Их вел командир 128-го полка М.М. Воронков. Набрали высоту, пробили облака и, приняв боевой порядок, легли на расчетный курс.

Над целью бомбардировщики оказались на высоте свыше 3000 метров. Внизу по-прежнему громоздились облака. В том, что экипажи над Гомелем, не оставалось ни малейшего сомнения. У наших штурманов давно уже не было ошибок в расчетах.

Атакуем! - принял решение Воронков и вошел в пике.

За ним ринулись еще шесть «Петляковых». Они тут же скрылись в толще облаков. Лишь на высоте 1000 метров в их разрывах показался город. Отклонение было незначительным. Пришлось немного изменить угол пикирования, чтобы с точностью выйти на ряды железнодорожных вагонов и платформ. В это время на станции находились бронепоезд и около десятка эшелонов.

Бомбы сбросили одновременно. Сделали резкий разворот с набором высоты, и Пе-2 снова скрылись в облаках. Ведомые следовали за командиром, словно привязанные невидимой нитью. Раздались залпы зенитных орудий. Но «Петляковы» были уже в облаках, и гитлеровцы стреляли наугад.

Бомбардировщики легли на обратный курс. В условленном квадрате их встретили наши истребители. Облачность все еще оставалась низкой. Посадку совершали с помощью станции наведения.

В этом налете экипажи 3-го корпуса совместно со штурмовиками и другими частями бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили 62 вагона, 3 паровоза, 20 платформ, 40 автомашин. Поврежденным оказался и бронепоезд. Подожжен пакгауз. Разрушено свыше 70 метров железнодорожного полотна».

В одном из вылетов подполковник Воронков был ранен, но продолжил выполнение боевого задания.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Отступая, немецко-фашистское командование пыталось сохранить свои резервы, перебросить их за Свислочь. Командиру полка Герою Советского Союза М.М. Воронкову было приказано уничтожить переправу. Над целью экипажи образовали испытанную в боях «вертушку». На них обрушили огонь восемь зенитных батарей. Снаряды рвались все ближе и ближе. Флагман первым устремился в отвесное пике. Неожиданно кабину озарило яркое пламя. Раздался взрыв. Снаряд угодил в центроплан. Осколками стекла и металла Михаил Михайлович был ранен. По лицу заструилась кровь. Воронков смахивал ее рукавом, но кровь по-прежнему заливала глаза, и все казалось ему багровым - земля и небо, фашисты, что скопились у переправы. Но с боевого курса командир полка не свернул. Бомбы были сброшены точно в цель. Переправа оказалась разбитой».

Отличился полк Воронкова и во время освобождения Польши.

Когда воздушные разведчики установили, что войска противника сосредоточиваются в районе Иновлудзи, стремясь переправиться через реку Пилица и занять подготовленный оборонительный рубеж на северном берегу, командующий 16-й ВА приказал командиру 3-го бомбардировочного авиакорпуса уничтожить вражеские войска и технику в этом районе. После удара бомбардировщиков мост у пункта Иновлудзь был разрушен, противник бросил на подступах к нему свыше 500 исправных автомашин, а его войска стали беспорядочно откатываться на Томашув. При этом отличились три девятки Пе-2 128-го бап, которые вел Герой Советского Союза подполковник Воронков. В результате успешных налетов движение на этом участке железной дороги было прекращено.

Особенно эффективными были действия трех групп 128-го бап, возглавляемых командиром полка Воронковым, при бомбардировке железнодорожного моста у Плоцка. Летчики зафиксировали три прямых попадания в мост.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время освобождения Польши, 128-й бап был награжден орденом Суворова III-й степени.

27.04.45 г. к концу дня стало известно, что немецкое командование, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи его, использует для взлета и посадки самолетов главную аллею в парке Тиргартен, имеющую бетонное покрытие. По распоряжению командующего воздушной армией туда немедленно были направлены четыре Ил-2 9-го шак, которые прямыми попаданиями бомб повредили эту полосу.

За час до наступления темноты снайперы-пикировщики 3-го бак, возглавляемые командиром полка Героем Советского Союза подполковником Воронковым, нанесли повторный удар по последнему «аэродрому» гитлеровцев, подготовленному на случай бегства фашистского правительства. Взлетно-посадочной полосе были причинены дополнительные разрушения. В дальнейшем над ней непрерывно дежурили истребители воздушной армии, а штурмовики производили периодические налеты.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время штурма Берлина, 128-й бап был награжден орденом Красного Знамени.

После войны полковник Воронков продолжал служить в ВВС. С 1968 г. - в отставке.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.


Top