Норд ост направление ветра. Бора в Новороссийске (норд-ост)

Многие туристы написали мне о сообщениях в СМИ ураганного ветра в Новороссийске. Мол, как жители переносят такое стихийное бедствие? А один даже написал, что боится приезжать в наш город из-за этого ветра. Умеют журналисты для поднятия рейтинга пугать народ. Когда они описывали последний ураган в Новороссийске, то я даже подумал, неужели это действительно так ужасно? Вышел, прогулялся и осмотрелся. Падало и ломалось то, что строили на авось. Да, для города это стихийное бедствие, которое доставляет немало хлопот для городского хозяйства. Зимой ледяные брызги долетают до центральной улицы Советов, образуя сплошное ледяное покрытие. Ураганный ветер может достигать в порывах до 50 метров в секунду. Многие корабли не успевшие уйти в открытое море, превращаются в глыбы изо льда и часто уходят на дно. Это природное явление не страшнее смерчей в США. Обычно в Новороссийске за последние годы бывает два урагана. Один зимой и один в тёплое время года. О приближении ветра мы узнаём по серой бороде, появляющейся над горным хребтом. Обычно ураганный ветер дует дня три, но изредка дольше. Хочу заверить всех туристов, что не так страшен ураган, как о нём рассказывают. Отдыхая в Геленджике или в Анапе, обязательно приезжайте с экскурсией в наш прекрасный Новороссийск, где я помогу его увидеть со всех сторон. Туристы должны помогать друг другу. Попробую в фотографиях показать, как выглядит борода ураганного ветра.

"Борода" Норд-Оста над цементным карьером Новороссийска.

Вот так "борода" зависает над горным хребтом.



Во время урагана жители стараются не выходить из дома.



По дыму из труб цементного завода мы определяем какой дует ветер.



Лучше переждать такой ураган дома, чем пытаться пройти или проехать через "бороду" урагана.


Ещё вчера было в Новороссийске + 26.



Через три дня ураган успокоился, и "борода" начинает сползать с горного хребта растворяясь в атмосфере.


Горы постепенно открываются.


На четвёртый день солнечная погода, и жизнь продолжается.


В детстве мы обошли все горы в окрестностях Новороссийска.


Просто не верится, что бушевал ураган.


Цементный карьер начинает свою работу, нанося вред экологии.


Новороссийская бора (норд-ост) - очень сильный ветер в Краснодарском крае в районе Новороссийска. Его сила достигает 45 - 50 метров в секунду. При порывах - до 100 метров в секунду. Новороссийская бора охватывает небольшую часть побережья от Анапы до Туапсе.

"Bora catastrophe, Novorossiysk, 1997" by Mikhail789 is licensed under CC BY-SA 3.0

Жители города и новороссийская бора

Хотите испытать на себе силу норд-оста (так называют бору в Новороссийске)? Добро пожаловать в Новороссийск! Этот черноморский город славится своими могущественными ветрами. Смотря как люди "борются" со стихией, сразу вспоминается известная "Песенка Роберта" ("А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер...") из кинофильма "Дети капитана Гранта". Свирепый ветер частенько кладёт на лопатки смелых горожан, которые в перерывах между порывами ветра стараются зацепиться за любую опору... Хотя, как подсказывает разум, лучше в такую погоду из дома вообще не выходить!

Понаблюдать за новороссийской борой можно из окна своей квартиры или дома. Созерцая буйство ветра, можно увидеть многое: пролетающий мимо мусор, перевёрнутые фуры, выкорчеванные деревья и многие другие "прелести" новороссийской боры.

Если вы всё-таки решитесь выйти на улицу: учтите, что добраться до пункта назначения без "сюрпризов" будь непросто. Тем более, что ваш неравный "поединок" со стихией могут заснять на видеокамеру... и ещё хуже - выложить на Ютуб.

Так как же образуется этот ветер? Всё дело в том, что новороссийская бора образуется из-за особенности местности. Новороссийск и окрестности окружены горным хребтом Варада. Именно здесь образуется ветер неслыханной мощи, который и обрушивается на бедный город. Причём происходит это стремительно!

Новороссийская бора - сезонный феномен. Летом ветер "отдыхает". В Новороссийске и окрестностях тепло и уютно. Но ближе к концу осени бора просыпается. Чем ближе к холодам - тем сильнее звереет норд-ост. Обычно сильный ветер прессингует город в течении 50 дней в году! Особенно он выражен в ноябре и в марте.

Ниже на видео показана бора в Геленджике под "песенку Роберта".

Немного из истории новороссийской боры

Новороссийская бора - ветер непостоянной силы. В отдельные годы бора может достигать по истине устрашающей мощи. Из сводок второй половины двадцатого столетия в актив новороссийской боры можно записать сразу несколько годов: 1954, 1963 и 1993.

Так в 1954 году свирепый ветер охватил сразу большое расстояние: от Анапы до Туапсе. Целую неделю в начале февраля ветер терзал свою главную жертву: Новороссийск. Причём бора обзавелась "союзниками" в противостоянии с жителями города. Сильнейший снегопад; непривычный для данной местности мороз в 15-17 градусов плюс неспокойные волны у берегов города сопровождали бору в течении недели. Город стал напоминать ледяное царство Снежной Королевы. А трёх-четырёх метровые сугробы только дополняли зрелище.

В 1963 году новороссийская бора взялась уже за новую жертву. На этот раз ветерок сильно потрепал два здоровенных судна из Греции и Ливана. Капитаны судов недооценили норд-ост. Итог: греческая "Бендита" вместе с ливанским "Айлос II" были жестоко наказаны: корабли, словно лепестки розы были сорваны со своих якорей и силой новороссийской боры были выброшены на отмель. А ведь капитанов предупреждали! Наверное, если бы они были больше осведомлены об этом феномене - ушли бы подальше в море от берегов.

Прошло 30 лет. И в 1993 году бора вновь отличилась.

Последствия боры, Новороссийск, 11 ноября 1993 г. by Mikhail789 is licensed under CC BY-SA 3.0

Осенью этого года норд-ост терзал целое побережье. Особенно досталось Новороссийску (фото вверху). Даже Анапа и Туапсе не избежали гнева ураганного ветра. Бора сопроваждалась небольшими морозами. Ветер был беспощаден: 40 - 50 метровые порывы наводили беспорядок в городе. Норд-ост участвовал в затоплении 3 кораблей. Ещё несколько судов получили серьёзные повреждения. Были даже человеческие жертвы. Порядка двух сотен домов лишились крыш. Общий материальный ущерб от новороссийской стихии был оценён в огромную сумму: 14 миллиардов рублей.

Норд-ост в Геленджике обычно слабее, чем в ближайшем соседе - Новороссийке. Прикрытием служат горы на северо-востоке города. Но тем не менее, Геленджик иногда подвергается действию сильных ветров. Новороссийская бора обычно навещает Геленджик под конец года - в ноябре и декабре. Стоит отметить, что благодаря местному рельефу, город принимает на себя не так много осадков. В расположенном совсем рядышком Новороссийске выпадает в 2 раза больше!

Где ещё наблюдается бора?

Такие ветры могут происходить в тех местах, где близкими соседями являются тёплое море и невысокий горный хребет.

Похожие ветра наблюдаются и в некоторых других уголках нашей планеты. Например, сильная бора навещает Адриатическом побережье Балканского полуострова. В России имеется несколько мест, где может наблюдаться такое явление. Знаменитое озеро Байкал не лишено такого явления, как норд-ост. Только этот ветер в здешних местах носит название сарма. Ещё бора наблюдается на севере России: на Новой Земле. Что может быть хуже: сочетание сильных морозов вместе с ураганным ветром?

Новороссийской боре иногда сопутствует такое явление как торнадо!

Бора, или ветер, дующий с суши в сторону моря, известна во многих частях света. Но на Черном море наиболее сильная бора наблюдается в районе Новороссийска. Еще Клавдий Арриан, управляющий римской провинцией Каппадокией, в своем отче¬те о поездке по Черному морю, написанном для императора Адриана, в 134 году н. э., указывает место на Кавказском побережье, «где есть защита от ветров Фраския и Борея» (Борей- свирепый бог северо-восточного ветра по древнегреческой мифологии). В отчетах русских мореплавателей и административных деятелей XIX - начала XX в. часто упоминаются бедствия, причиненные борой. Особенно страшен ветер, когда он сопровождается морозом. Тогда в бухте и на ее берегу можно встретить картины, подобные арктическим пейзажам: по¬крытые толстой ледяной броней суда, набережные и даже дома.

«Третьи сутки дует бора. Бора - иначе норд-ост - это яростный таинственный ветер, который рождается где-то в плешивых, облезших горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшное волнение… Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только что сложенные кирпичные стены, бросает на землю людей, идущих в одиночку». Так описал новороссийскую бору в 1909 году А. И. Куприн в повести «Листригоны».
Бора возникает, когда над холодным континентом устанавливается область высокого давления, а над теплым Черным морем – область низкого давления. Между континентом и морем создаются значительные перепады давления и температур теплого и холодного воздуха, следствием которых является большая скорость северо-восточного воздушного потока.
На своем пути движения в сторону моря северо-восточный поток встречает горное препятствие в виде двух параллельно расположенных хребтов: Свинцового и Варада. Согласно теории обтекания неровностей на поверхности земли воздушный поток преодолевает эти препятствия, испытывая сжатие в вертикальной и сужение в горизонтальной плоскостях.
Сгущение линий тока над хребтом способствует формированию здесь узкой зоны сильных ветров, приобретающей форму струи. Бора в Новороссийске возникает, когда это струйное течение опустится вниз по склону хребта Варада и достигнет поверхности земли. При этом за счет действия силы тяжести первоначальная скорость струи получит у земли дополнительное ускорение, равное 8 метрам в секунду.

В месте падения воздушного потока у земной поверхности наблюдаются максимальные скорости ветра, это «центр действия» боры, который может наблюдаться на разном расстоянии от гор. Место падения воздушного потока в новороссийской бухте зависит от первоначальной скорости струи над горами и от термодинамического состояния атмосферы с подветренной стороны хребта. При прочих равных условиях струя воздушного потока опустится до уровня земли тем дальше от гор, чем больше первоначальная скорость ветра на Маркотхском перевале.
При небольшой скорости воздушного потока на Маркотхском перевале падение его наблюдается у восточного берега, где ветер достигает скоростей больших, чем на перевале.
При скорости ветра на перевале 30 метров в секунду и более воздушный поток перелетает через бухту, и место его падения наблюдается у западного берега. Ветер здесь достигает такой же силы, а иногда и большей, чем на Маркотхском перевале и у восточного берега бухты. В этом случае наблюдается «верховая» бора.
О движении воздушного потока в Новороссийской бухте и месте его падения можно судить по характеру волнения. При боре волны отличаются небольшой длиной, но очень большой крутизной. Гребни волн срываются ветром, образуя «барашки», которыми бывает усеяна поверхность бухты в месте падения воздушного потока, при этом остальная поверхность бухты остается относительно спокойной.
Выделяют четыре основных режима боры. К первому режиму относятся случаи стоковой боры, характеризуемой перетеканием через хребет тонкого слоя холодного воздуха и значительным усилением скорости потока на подветренном склоне за счет гравитационного стока. Стоковая бора развивается при больших контрастах температур между сушей и морем. Она наблюдается только в Новороссийске, в основном в ночные и утренние часы. Днем вследствие прогрева контрасты температур уменьшаются, скорость ветра ослабевает. Стоковая бора наблюдается у восточного берега бухты, ее скорость не превышает 20 метров в секунду.
Второй режим характеризуется перетеканием мощного потока холодного воздуха, намного превосходящего высоту препятствия. Так образуется внутримассовая бора.

При третьем режиме, муссонной боре, через хребет перетекает двухслойный поток воздуха, состоящий из нижнего холодного и верхнего теплого. На границе между ними развиваются волновые процессы, которые периодически увеличивают или уменьшают сгущение линий воздушного потока над горами и придают струе пульсирующий характер.
Четвертый режим боры относится к фронтальному типу. Он наблюдается при переваливании через хребет холодного фронта. При этом на вершине Маркотхского хребта и в Новороссийске наблюдаются очень большие скорости ветра, нередко достигающие силы урагана. Фронтальная бора никогда не локализуется у Новороссийска. Она захватывает весь участок побережья от Анапы до Туапсе с максимальными скоростями в Новороссийске и Геленджике.
Бора сопровождала жителей Новороссийска со дня основания города. Так, бора, начавшаяся 29 ноября 1847 г., продолжалась до середины января 1848 г. Но своего ужасного апогея норд-ост достиг в ночь с 12 на 13 января 1848 г. Смертоносный смерч пронесся по городу и морю. Ему на подмогу пришел еще и 14-градусный мороз. В те дни на рейде было много судов. Восемь из них выбросило на берег, погибли моряки этих кораблей.
Также разрушительна была бора, начавшаяся 9 декабря 1899 г., когда два парохода и две парусные шхуны были выброшены на берег.
Так, в декабре 1899 года были выброшены пароход «Игорь», крупный английский пароход и несколько мелких судов. Скорость ветра достигала 40 метров в секунду при температуре -21 градус. Тогда же замерзла часть бухты, что было отмечено впервые. В портовой части Цемесская бухта замерзала также в 1907 и 1927 годах.
Надо сказать, что бора приводит не только к катастрофам на море, но и к большим разрушениям на суше. В том же 1899 году в городе было снесено много крыш, оборваны провода, повалены столбы, опрокинуты товарные вагоны, снесены нефтяные резервуары на набережной. От брызг образовались наледи толщиной до 4-х метров. С этими проявлениями боры мы встречаемся и сейчас.
А вот бора в 1907 году подкралась незаметно. Еще 5 января была тихая, спокойная погода. На следующий день началась метель. 8 января мороз достиг минус 30 градусов, ветер перешел в степень 9 баллов, достиг скорости 40 метров в секунду, и Цемесская бухта впервые за свою историю замерзла. И через бухту по льду можно было ходить на другую сторону города. Лед был такой крепкий, что иногда даже по нем ездили на экипажах.
В 20-ом веке тоже были годы, когда бора особенно бушевала. Например, с 1 по 6 февраля 1954 года. Тогда в городе остановилось всякое движение, даже железнодорожное. Столбы фонарей на набережной покрылись слоем льда толщиной до 60 см. Люди могли передвигаться только группами, крепко взявшись за руки или привязавшись друг к другу. Цементные заводы остановились. Высота сугробов в районе Мефодиевки и восточной стороны бухты была 3-4 метра. Были человеческие жертвы. Бора 1954 года памятна новороссийцам снежными заносами, достигающими в отдельных местах трех — четырех метров, так что некоторые небольшие домики в северной части города были полностью занесены снегом.
Сильная бора была 12 марта 1968 года. Еще 8 марта было тепло, набухли почки на кустах и деревьях. А с половины 12 марта над городом забушевала густая снежная метель с ураганным ветром. К вечеру на всех тротуарах и дорогах образовались глубокие снежные сугробы. Прекратилось движение автобусов и такси.
1969 год. Пять суток – с 15 по 20 января – свирепствовала бора. Ураган нанес значительный ущерб городу.
Много было за эти годы идей по обузданию стихии. Одна из них – прорыть в горах тоннели, чтобы выровнять давление за горами и в районе Новороссийска. Но никто точно не может предсказать, спасут ли такие меры от боры.
Часто ураганный ветер новороссийской боры достигает 40 м. в секунду, а специалисты метеостанции на Маркотхе фиксировали цифру 60 метров в секунду. В среднем бора в Новороссийске дует 32 дня в году. Обычно бора продолжается от одного до 3-х дней. Но могут быть штормовые периоды продолжительностью 6 и даже 9 дней. Максимальная продолжительность боры может составлять с кратковременными ослаблениями до 15 дней. Чаще всего скорость ветра во время боры в восточной части бухты больше, чем в западной. Бора вызывает в Цемесской бухте волнение воды, а при отрицательной температуре – обледенение морских судов, причалов и береговых сооружений. Вследствие ограниченных размеров бухты при боре образуются короткие волны, но чрезвычайно крутые. Волнение в различных частях бухты различно. Так, у восточного берега существует зона затишья шириной 100 – 150 м., где волнение не превышает двух дециметров. Далее к западу волнение при боре усиливается и достигает максимального значения – 30 дециметров. При северо-восточных ураганных ветрах и штормовом волнении моря заходы и выходы судов в порт Новороссийск невозможны, так как при этих условиях наблюдались случаи, когда даже крупнотоннажные суда выбрасывало на берег.
Северо-восточные ветры циклонического происхождения встречают на своем пути преграду — хребты Свинцовый и Варада. В этом месте воздушный поток суживается по вертикали, т.к. северо-восточный ветер ограничен по высоте. Согласно же одному из положений аэродинамики (уравнению неразрывности), чем меньше площадь проходного сечения для воздушного потока, тем больше его скорость. Так что новороссийская бора — это тот же самый северо-восточный ветер (воздушный поток), который в районе Тихорецка вызывает пыльные бури, в Краснодаре ломает деревья и, увеличив свою скорость на хребте, обрушивается ураганом на Новороссийск. Воздушный поток в данном случае не меняет своего первоначального направления, ветер и над хребтом остается северо-восточным. Ограничение потока данного направления по высоте слоем теплого воздуха подтверждается многолетними наблюдениями.

Но если приращение скорости потока над хребтом зависит в основном от его сужения по вертикали, то увеличение скорости будет меньше, если поток мощнее по высоте (высота хребта Варада постоянная, верхняя граница потока определяет степень его сужения). Имеет ли место такое явление? Да, наблюдения подтверждают, что чем мощнее поток по высоте, тем меньше приращение скорости ветра и наоборот.
Если возникновение боры объяснять только законом неразрывности, то в самом Новороссийске, в порту, находящихся на уровне моря, скорость ветра должна быть такой же и даже меньше, чем например, в станице Неберджаевской, расположенной в пятнадцати километрах северо-восточнее хребта Варада и находящейся на высоте ста метров над уровнем моря.
В действительности же скорость ветра в городе лишь незначительно уменьшается по сравнению со скоростью ветра на хребтах. Иногда же она даже превышает скорость ветра на перевале. Чтобы объяснить это явление, следует использовать другое положение аэродинамии — уравнение Бернулли. Оно говорит, что при установившемся течении воздуха без теплообмена с окружающей средой полная энергия потока вдоль струи постоянна.
Воздушный поток над хребтом обладает потенциальной энергией (так называемое «аэростатическое давление» — энергия поднятых на высоту хребта воздушных масс), которая при движении его вниз преобразуется в кинетическую энергию ветра — растет «скоростной напор». Преобразованием потенциальной энергии потока можно, в частности, объяснить и рост атмосферного давления в Новороссийске во время боры.
Итак, все разнообразие северо-восточных ветров в районе Новороссийска объясняется, в основном, двумя вышеприведенными законами.
Исследовалась ли новороссийская бора?
Специальная экспедиция морского гидрофизического института в начале 1950-х годов занималась изучением образования и поведения нашего примечательного и зачастую разрушительного ветра.

Список литературы:

1) Гарьковой, А. Норд-ост в городе хозяин? Стихийное бедствие [Текст] / А. Гарьковой // Новороссийский рабочий. — 1993. — 13 нояб.
2) Дмитриев, А. «Бора» атакует [Текст] / А. Дмитриев // Новороссийский рабочий.- 1972.- 25 февр.- С. 4
3) Евтушенко, Н. Ох, уж эта стихия… Когда бушевал норд-ост [Текст] / Н. Евтушенко // Новороссийский рабочий. — 1989. — 26 мая.
4) Захарченко, Н. Норд-ост обрушился на побережье [Текст] / Н. Захарченко// Вольная Кубань. — 2003. — 12 нояб.
5) Кузнецов, Е. «Борода» очистит воздух [Текст]: норд-ост в Новороссийске / Е. Кузнецов // Кубанские новости. — 2005. — 29 окт.
6) Лукьяшко, П. Все о той же «боре» [Текст] / П. Лукьяшко // Новороссийский рабочий.- 1970.- 20 марта.- С.3,4
7) Проделки норд-оста. Странички биографии города [Текст] // Новороссийский рабочий. — 1975. — 12 февр.
8) Резаев, Д. О наших норд-остах [Текст] / Д. Резаев // Новороссийский рабочий. — 1956. — 23 дек.
9) Рожанский, Е. Норд-осты Новороссийска [Текст]: история катастроф / Е. Рожанский// Новороссийский рабочий. — 2003. — 6 янв.
10) Рыбкина, М. Если норд-ост? Завтра [Текст]: незаметные даты / М. Рыбкина // Новороссийский рабочий. — 1998. — 17 дек. — С. 4-5.
11) Укрощение норд-оста. Есть такой проект [Текст] // Новороссийский рабочий. — 1986. — 16 мая.

В 1838 г. на восточном побережье Черного моря на берегу глубокой и удобной Цемесской бухты был основан город-порт Новороссийск. Первоначально будущее города-порта казалось безмя¬тежным. Удобное географическое положение обещало ему быстрое развитие. И вдруг через десять лет проявилось необычное обстоятельство, резко осложняющее развитие Новороссийского порта. Оказалось, что акватория порта подвержена воздействию сильнейшего ветра, дующего с гор. Ветер этот получил название бора (от греч. слова бореаос — северный ветер). Впрочем, еще командующий Черноморским флотом адмирал Лазарев отмечал трудные условия стоянки судов в будущем Новороссийском порту."Суджукская бухта, невзирая на то, что есть лучшее пристанище для судов по всему восточному берегу Черного моря, не может, однако же, почитаться совершенно безопасной для флота, особенно в осеннее время, когда свирепствующие в оной боры, дующие с большей еще-силой, нежели в Геленджике, нередко принуждают суда слушать стеньги и реи и даже срывают самые суда с якорей".
Новороссийская бора была описана в лоции Черного моря, изданной до 1847 г., однако первый страшный удар по российским кораблям пришелся именно на 1847 г. До этого времени бору недооценивали... Бора свирепствовала с 27 октября 1847 г. с переменной силой до января 1848 г. Сильнейший удар бури обрушился на город 28 ноября. К концу второго дня ветер превратился в настоящий ураган. Эскадра контр-адмирала Юрьева, стоявшая на рейде в Цемесской бухте, подверглась тяжелейшим испытаниям. Корабли, однако, уцелели. В городе были сорваны многие крыши, дома повреждены. Следующий, еще более страшный удар урагана разразился 12 января. Эскадра, крейсировавшая у северо-восточных берегов Черного моря, на свою беду опять оказалась на рейде Цемесской бухты. Под флагом адмирала на якоре у бочке стоял 18-пушечный фрегат «Мидия»; невдалеке находились корвет «Пилад», бриг «Пиламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя» ; на якорях в бухте — транспорт «Гастогай» и пароход «Боец».
Ночью с 12 на 13 января 1848 г. ураган стал всесокрушающим. Мороз, толщи льда, ураганный ветер, темнота среди бела дня, гул и свист — все это продолжалось трое суток.
Первым начал дрейфовать «Пиламед». В пять утра он ударился кормою в берег; пять матросов, пытавшихся подать трос, погибли. Остальной экипаж днем сумел перебраться на берег. Многие были обморожены. 13 января на берег были выброшены транспорт «Гастогай» и корвет «Пилад». Удержались на якорях и уцелели лишь флагман «Мидия» и шхуна «Смелая». Трагична судьба тендера «Струя». Покрытый толстым слоем льда тендер затонул вместе со всем экипажем в 52 человека. Как крест на могиле из воды осталась торчать только мачта. На всех судах было много обмороженных. Моряки вели себя героически, но сила стихии была невероятной. Противостоять ей было выше человеческих возможностей.

Катастрофичекие боры случались несколько раз в конце прошлого столетия. В январе 1893 г. дикий ветер парализовал жизнь города, со зданий срывало крыши, опрокидывало фаэтоны, сбивало людей с ног. Ветер передвигал железнодорожные вагоны. Все 12 судов в гавани покрылись ледяной коркой, у многих были сломаны мачты. Два судна на рейде были сорваны с якорей и выброшены на берег! Одно из них стояло на трех якорях, а второе, английский пароход, оказалось на берегу из-за разрыва якорной цепи. Сильная бора 3 и 4 октября 1896 г. потрепала броненосцы, крейсеры и миноносцы и транспорты практической эскадры Черноморского флота, прибывшей в Новороссийск. Ветер достигал 26 м/сек, в воздухе висел туман из мельчайших льдинок, скрывавший огни стоявших рядом кораблей. Часть эскадры была вынуждена перебазироваться в Феодосию.
Более губительной по своим последствиям оказалась бора 17—24 ноября 1899 г. Водяная пыль, снег образовали на набережной Новороссийска слой льда высотой до 4 м. Были сорваны крыши многих домов, опрокинуты лавочки, столбы, перевернуты груженые железнодорожные вагоны. Бора расправилась с четырьмя парусными судами в порту, ветер разбил их, опрокинул, посадил на мель. Пароходы «Северная Звезда», «Кура» снесены к городскому берегу, пароход «Игорь» посажен на мель и весь покрылся льдом. Экипаж спасли с огромным трудом.
В ночь на 7 января 1935 г. жестокая бора выбросила на берег старой крепости Новороссийского порта датский пароход «Борнхольм», отстаивавшийся в Цемесской бухте. Несколько дней шторма и ветра превратили пароход водоизмещением 5500 т в гигантскую глыбу льда. Судно удалось спасти только с помощью спасателей. В 1954 г. очень сильная бора свирепствовала на широком фронте от Анапы до Туапсе и особенно в Новороссийске с 1 по 6 февраля. Ее составляющие: сильный, даже ураганный ветер, снег, мороз до 15—17°, волнения в бухте. В Новороссийске возникли сугробы, местами до 3—4 м; одноэтажные дома были занесены вровень с крышами, линии энергопередач и связи разрушены, прекратилось движение автомобильного и железнодорожного транспорта. В порту погиб от обледенения рыболовецкий мотобот. Обмороженная команда успела спастись. Со швартовых сорвало теплоход «Николаев», и только героическими усилиями его команды и двух портовых буксиров удалось спасти судно от гибели.
Иногда суда погибают от ударов боры из-за невыполнения капитанами предписаний портовой администрации и, в конечном итоге, из-за недооценки этого страшного явления природы.
В январе 1963 г. греческий пароход «Бендита» водоизмещением 10 тыс. т и ливанский «Айлос II» такого же водоизмещения стали игрушкой боры. Они были сорваны ураганным ветром с якорей и выброшены на отмель Суджукской косы. Капитаны этих судов получили предупреждения о боре, но понадеялись на большие размеры своих судов и не ушли в море.
Осенью 1993 г. бора вновь напомнила о себе. 12 ноября телевидение сообщило о боре, в сферу действия которой попали Новороссийск, Туапсе, Анапа. Как всегда, наиболее сильный ветер проявился в Новороссийске. Бора сопровождалась усилением мороза до 10°. Отдельные порывы ветра достигали скорости 40—50 м/сек. Бора продолжалась несколько дней. На 19 ноября от боры пострадало 9 судов, стоявших в порту. Часть из них затонула (три старых судна типа «Комета», два рыбацких судна и теплоход «Профессор Щеголев»). Теплоход «Профессор Щеголев» выбросило на берег. На борту его находилось 23 человека, всех их удалось спасти. На рыбацких судах погибло 5 человек. В городе Новороссийске не было света, энергии, связи — все линии энергопередач и связи были нарушены. 190 домов остались без крыш. Убытки городского хозяйства оцениваются в 14 млрд. руб., не считая потерь в прилежащих селах и других портах.
Приведенный перечень «безобразий» новороссийской боры далеко не полон. Это только самые заметные события, получившие отражение в литературе. Фактически бед, вызванных борой, было гораздо больше.
Л.З. Прох утверждает: «За полстолетия в Новороссийске отмечено 636 случаев боры; в среднем почти раз в год она имела катастрофический характер. Известны случаи, когда буря не прекращалась больше недели». Другие авторы говорят даже о большей длительности бор. Мне довелось в семидесятые годы пережить удар северо-восточного ветра у Новороссийска, и это очень запомнилось. На небольшом буровом судне АН Украины «Геохимик» летом мы вышли из Керчи в Пицунду, где нас ждали грузинские коллеги для проведения совместных буровых работ. При выходе из Керченского пролива начался небольшой ветер, который усиливался по мере приближения к Новороссийску. Заход туда был обязателен по требованию пограничной охраны. Мы с трудом вошли в порт. Ветер усилился, он срывал верхушки волн прямо в Цемесской бухте. Через полчаса мы вышли из Новороссийска, прижимаясь к берегу. Вскоре стало тише. С каждой милей погода успокаивалась. Мимо остова большого выброшенного на берег танкера к югу от Новороссийска мы прошли уже в спокойную погоду.

Что же такое бора?
Бора — это, по определению Н.А. Коростелева, характерная буря с сильным северо-восточным ветром, свергающимся с гор. Как правило, она свирепствует на Кавказском берегу Черного моря между Анапой и Туапсе, но особо сильна в зимнее время в Новороссийске, где ветер достигает ураганной силы, а температура снижается до -20°. Замерзает даже вся Цемесская бухта, как это было, например, в 1899 г. Бора — это не только черноморское явление. Бора бывает на Новой Земле, на Байкале, в Антарктиде. Она известна и на северо-восточном побережье Адриатического моря, где природные условия сходны. Но там бора не достигает подобной силы и не столь опасна для судоходства. Вот как характеризует бору русский писатель А.И. Куприн:
Бора — это «яростный таинственный ветер, который рождается где-то в плешивых облезших горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и разводит страшные волнения по всему Черному морю. Сила его так велика, что он опрокидывает с рельсов груженые товарные вагоны, валит телеграфные столбы, разрушает только что сложенные кирпичные стены, бросает на землю людей, идущих в одиночку... Ветер этот страшен своей неожиданностью: его невоз¬можно предугадать — это самый капризный ветер на самом капризном море».
Географические условия Новороссийска весьма своеобразны. Над Цемесской бухтой и болотистой долиной р. Цемес нависает крутой, но невысокий горный хребет Варада (400—650 м над уровнем моря). Под влиянием сильных северо-восточных ветров в условиях подъема давления на континенте при резком падении давления в сторону моря происходит настоящий воздухопад — резкое движение воздуха в сторону моря. Огромные массы холодного зимнего воздуха с хребта Варада (Маркотх) устремляются в Цемесскую бухту. Разработана даже классификация бор в зависимости от мощных потоков холодного воздуха, их двуслойности, с движением холодных фронтов и т.д."
Потоки холодного воздуха уничтожают растительность на хребте Варада, создают на нем суровый лунный ландшафт. Разные авторы указывают разные предельные скорости ветра. Л.З. Прох считает: при средней скорости боры 35 м/сек порывы ветра могут быть в два, а то и в три раза больше! Все это сопровождается понижением температуры до -20° и больше. Понятны отсюда все те разрушения и несчастья, которые уже упомянуты.

К Г Паустовский устами своего героя Юнге рассказал о мечте поколений — избавиться от боры. Юнге вспоминает данные известного ученого Врангеля о том, что восточнее за хребтом Варада находится высокогорная котловина, где накапливается зимний холодный воздух. Он переползает через хребет Варада и сваливается в Новороссийскую бухту, где воздух теплый и разреженный. Холодный воздухопад (иными словами — бора) продолжается до тех пор, пока давление воздуха не выравнивается. Юнге предложил казалось бы простую вещь: прорыть два-три туннеля у подошвы хребта. Через туннели будет происходить незаметный и постоянный обмен воздуха с выравниванием давления.
Идея эта обсуждается до сих пор. Другие идеи — это подогрев воздуха с наветренной стороны гор, установка могучих ветровых двигателей на Мархотском перевале.
К сожалению, в нашу трудную эпоху борьбы с любыми преобразованиями природы и даже «аллергии» населения на эти преобразования никто не попытается научно обоснованно оценить предложенную идею. А вдруг можно будет избавить Новороссийск от «грозного бича» природы? Либо нужно идти по пути совершен¬ствования службы прогнозов, предсказывать бору минимум за сутки, чтобы успеть выводить суда в море, либо нужно строить сооружение, дающее бухте ветровую тень.
Выход в открытое море как будто бы чаще всего спасает суда от гибели. В 10—15 км от берега сила боры резко снижается. Впрочем, так бывает не всегда. Иногда бора угоняла рыбацкие фелюги за сотни километров к берегам Болгарии или Турции.
Воистину, бора — самый страшный ветер Черного моря. На счету боры наибольшее количество погибших судов и человеческих жизней.

Глава из книги "КАТАСТРОФЫ В ЧЕРНОМ МОРЕ" под авторством Е.Ф. Шнюков, Л.И. Митин, В.П. Цемко

В заглавии картина "Русская эскадра заходит в Суджукскую бухту" В.И. Тихоновский

Когда СМИ начинают кричать, что в Геленджике «дует норд-ост», сразу возникает картинка с летающими по воздуху деревьями, опрокидываемыми машинами и прочими ужасами . На самом деле норд-ост — это просто название северо-восточного ветра. И как любой ветер он может быть сильным и слабым:).

Вот и сейчас в Геленджике (8 сентября 2019 года) дует норд-ост. Не слишком сильный. Но раз ветер — это ветер, то и море под его порывами гладким не останется — начнется шторм.

Если, кстати, в Геленджике шторм, то это не означает, что вы вообще не сможете нигде искупаться в спокойной морской воде. Напомню, что Геленджик расположен на берегу Геленджикской бухты и имеет два мыса — Тонкий и Толстый. А вот часть города, расположенная в центральной части бухты, от ветра закрыта берегом и деревьями.

Смотрите сами:

— вот снимок с , которая показывает часть города в центре бухты (недалеко от памятника Лермонтову), здесь море «закрыто» от ветра с гор:

— а вот на пляже Сады морей (ближе к Толстому мысу) — волна (от ветра с гор этот участок берега уже ничего не защищает):

— точно также и Тонкий мыс (со стороны бухты) сегодня штормит.

Иными словами, шторм в Геленджике даже в сильный норд-ост не на всех городских пляжах. Волны почти не будет в центре бухты, а усиливаться она будет ближе к Тонкому и Толстому мысу. В тихую зону также попадают пляжи Тонкого мыса в открытом море, «закрытые» от ветра берегом со стороны гор.


Top