Есенин как любит хулиган. Любовная лирика сергея есенина

Великий русский лирик XX века, он до двадцати восьми лет не написал ни одного стихотворения, которое можно было бы причислить к любовной лирике. По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, в сентябре 1923 года поэт с грустью сказал ему: - А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь - хоть шаром покати. - За чем же дело стало? - спросил его Мариенгоф. - Для этого ж влюбиться надо, - отвечал Есенин. - Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.

Ранняя лирика Есенина и в самом деле не знает любовных стихов - только стихи про любовь, да и то, как правило, включенные в общую картину опоэтизированной сельской жизни. Большая часть этих стихотворений с любовным сюжетом, вроде «Сыплет черемуха снегом», «Под венком лесной ромашки», «Темна ноченька, не спится», представляет собой явную стилизацию в духе кольцовских песен, в которой почти невозможно разглядеть самого поэта, приметы именно его жизни, его сердечного опыта.


Объяснить это странное обстоятельство, так не вяжущееся с образом жизнелюбивого, влюбчивого и имевшего успех у женщин поэта можно лишь тем, что сами эти успехи не стали событиями его духовной жизни. Видимо, те многочисленные увлечения не осознавались им как сильное и глубокое чувство. В знаменитой «Исповеди хулигана», оглядываясь на свою юность, поэт вспоминает родину, мать и отца, своих односельчан; в его памяти находится место для заросшего пруда, звона ольхи, для зеленого клена, коровы и пегого пса; но и беглого упоминания нет ни о первой любви, ни о девушке, хотя впоследствии в «Анне Снегиной» и «Сукином сыне» эти воспоминания вдруг проступят.

В своем первом любовном цикле «Любовь хулигана», написанном в конце 1923 года, он сам отзовется о предыдущих своих увлечениях цинично и резко, а про любовь к Айседоре Дункан скажет в разговоре с близким человеком: «Была страсть, и большая страсть. Целый год это продолжалось. А потом все прошло и ничего не осталось, ничего нет. Когда страсть была, ничего не видел, а теперь... боже мой, какой же я был слепой! Где были мои глаза?» Конечно, дело не в самих увлечениях: любовь в поэзии вовсе не обязательно тождественна любви в жизни. Мы не раз видели, как случайные встречи рождали прекрасную лирику, и напротив: глубокое и сильное чувство могло оставаться никак не отраженным в стихах поэта. Но богемная жизнь, которая липким своим угаром и чадом обволакивала Есенина, наложила печать на его творчество, внеся в него ноты пьяного надлома, трагических переживаний. И можно лишь удивляться мощи нравственного здоровья Есенина, которое сумело преодолеть обморочность этого липкого угара и вырваться к чувствам сильным, чистым и высоким. Возможно, отсутствие любовной лирики в первое десятилетие его творчества и было одним из проявлений этого нравственного здоровья. Тот перелом, который произошел в 1923-1924 гг., был вызван, очевидно, не тем, что «наконец-то» встретилась поэту женщина, «достойная его любви», а более глубинными причинами, в частности, переломом в самом поэте. Этому в значительной степени способствовала его поездка по Америке и Западной Европе, в которой открылась поэту не только омерзительность буржуазного «железного Миргорода», но по контрасту с ним - человеческая красота родины, красота человеческих отношений. «Душевное возрождение» Есенина отразилось и в самом возникновении в его поэзии любовной лирики.

Цикл «Любовь хулигана» был написан в сентябре - декабре 1923 года. Он был связан с артисткой Камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской (р. 1891), с которой поэт познакомился у А. Мариенгофа. Ей этот цикл и посвящен. А. Миклашевская вспоминала: «Он был счастлив, что вернулся домой, в Россию. Радовался всему, как ребенок. Трогал руками дома, деревья... Уверял, что всё, даже небо и луна, другие, чем там, у них. Рассказывал, как ему трудно было за границей. И вот, наконец, он все-таки удрал! Он - в Москве». Несомненно, отсвет этого настроения освещает весь цикл, построенный на противопоставлении того, что было, тому, что есть.

А Миклашевская вспоминала: «Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана «Медведь» Мариенгоф Никритина (жена Мариенгофа), Есенин и я. Он был весь какой-то притихший, задумчивый... - Я буду писать вам стихи. Мариенгоф смеялся: - Такие же, как Дункан? (По словам Мариенгофа, стихи «Сыпь, гармоника...» и «Пой же, пой...» относились к А. Дункан). - Нет, ей я буду писать нежные... Первые стихи, посвященные мне, были напечатаны в «Красной ниве»: «Заметался пожар голубой...». Ты такая ж простая, как все, Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешь холод осени синий. По-смешному я сердцем влип, Я по-глупому мысли занял. Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях. Я на эти иконы плевал, А теперь вдруг растут слова Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо. Что ж так имя твое звенит, Я не нищий, ни жалок, ни мал И умею расслышать за пылом: Кобелям да степным кобылам.
Потому и себя не сберег Невеселого счастья залог - Сумасшедшее сердце поэта. Потому и грущу, осев, Ты такая ж простая, как все, Как сто тысяч других в России. 1923


Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. 1923 Ты такая ж простая, как все, Как сто тысяч других в России. Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешь холод осени синий. По-смешному я сердцем влип, Я по-глупому мысли занял. Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях. Я на эти иконы плевал, Чтил я грубость и крик в повесе, А теперь вдруг растут слова Самых нежных и кротких песен. Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо. Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада? Я не нищий, ни жалок, ни мал И умею расслышать за пылом: С детства нравиться я понимал Кобелям да степным кобылам. Потому и себя не сберег Для тебя, для нее и для этой. Невеселого счастья залог - Сумасшедшее сердце поэта. Потому и грущу, осев, Словно в листья, в глаза косые.. Ты такая ж простая, как все, Как сто тысяч других в России. 1923

Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. О, возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться вдвойне Воображению поэта. Я сердцем никогда не лгу, И пегому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. Пора расстаться с озорной И непокорною отвагой. Уж сердце напилось иной, Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал Сентябрь багряной веткой ивы, Чтоб я готов был и встречал Его приход неприхотливый. Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными - кладбища и хаты. Прозрачно я смотрю вокруг И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль, Что ты одна, сестра и друг, Могла быть спутницей поэта. Что я одной тебе бы мог, Воспитываясь в постоянстве, Пропеть о сумерках дорог И уходящем хулиганстве. 1923 Дорогая, сядем рядом. Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых - Всё явилось, как спасенье Беспокойного повесы. Я давно мой край оставил, Где цветут луга и чащи. В городской и горькой славе Я хотел прожить пропащим. Я хотел, чтоб сердце глуше Вспоминало сад и лето, Где под музыку лягушек Я растил себя поэтом. Там теперь такая ж осень... Клен и липы в окна комнат, Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят. Их давно уж нет на свете. Месяц на простом погосте На крестах лучами метит, Что и мы приедем в гости, Что и мы, отжив тревоги, Перейдем под эти кущи. Все волнистые дороги Только радость льют живущим. Дорогая, сядь же рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. 1923


«Заметался пожар голубой…» Сергей Есенин

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Анализ стихотворения Есенина «Заметался пожар голубой…»

В августе 1923 года Есенин вернулся в Москву после путешествия по Соединенным Штатам Америки. К этому времени его скандальный брак с Айседорой Дункан был на грани развода. Практически сразу после приезда в Советский Союз Сергей Александрович познакомился с Августой Леонидовной Миклашевской, красавицей-актрисой, служившей в знаменитом Камерном театре Таирова. Поэт мгновенно влюбился в артистку. Много позже она признавалась, что роман их носил сугубо платонический характер, пара даже никогда не целовалась. Миклашевской Есенин посвятил проникновенный цикл «Любовь хулигана», в состав которого вошли семь стихотворений – настоящих шедевров русской интимной лирики двадцатого столетия. Открывается серия произведением «Заметался пожар голубой…».

Ключевым мотивом не только рассматриваемого текста, но и цикла в целом, становится мотив отказа от прошлой жизни. Лирический герой фактически обещает возлюбленной начать все сначала. Он намерен навсегда отречься от скандалов, алкоголя. Сильнейшее чувство, испытываемое по отношению к женщине, заставляет его полностью измениться. Его цель – доказать, «как умеет любить хулиган, как умеет он быть покорным». Интересно, что лирический герой готов отказаться и от творчества: «…и стихи бы писать забросил». Для поэта это более серьезный шаг, нежели прекращение посещения кабаков. Смысл жизни отныне заключается не в веселье и создании лирических произведений. Концентрация происходит на образе обожаемой женщины:
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут…

Стихотворение «Заметался пожар голубой…» отличается кольцевой композицией. В первой и последней строфах повторяются две строки:
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Про скандалы все понятно – из них долгое время складывался имидж Есенина. Немного сложнее с любовью. Интимная лирика встречалась в творчество Сергея Александровича и до его знакомства с Миклашевской. Вот только любовь там зачастую преподносилась совершенно по-другому. За примерами далеко ходить не надо. В 1924 году поэт выпустил сборник «Москва кабацкая». В нем есть одноименный раздел, предшествующий как раз «Любви хулигана». В этом цикле любовь предстает перед читателями не светлым чувством, а заразой, чумой, омутом. Кажется, лирический герой разочаровался во всех представительницах слабого пола. Он не стесняется в выражениях, позволяя себе откровенную грубость, вульгарность, неуважение. Подобное отношение к женщине в творчестве Есенина появляется в первый раз. Впрочем, некоторый свет в конце туннеля заметить можно. Например, в последних строках стихотворения «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…»:
Дорогая, я плачу…
Прости, прости!

«Москва кабацкая» — крик израненной души, которая пытается найти исцеление. «Любовь хулигана» — обретенное счастье. По стихотворению «Заметался пожар голубой…» понятно, что лирический герой ранее никогда не испытывал столь сильного чувства. Более того – ему до этого момента была неведома настоящая любовь. Поэтому он считает, что запел про нее впервые.

К сожалению, любовь к Миклашевской не стала для Есенина столь желанным спасением. После отношений с актрисой у него было еще несколько романов. В сентябре 1925 года Сергей Александрович даже женился в третий раз. Его избранницей стала Софья Андреевна Толстого, внучка Льва Николаевича. Не принес Есенину счастья и этот брак. Отношения с Толстой не помогли избежать трагедии, произошедшей в конце 1925 года, когда Сергей Александрович покончил с собой в ленинградской гостинице «Англетер».

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Другие названия этого текста

  • Сергей Безруков(стихи С.Есенина) - Любовь хулигана
  • Ксения Колесник - Как умеет любить хулиган
  • rnkrn† - я б навеки пошел за тобой
  • На стих Сергея Есенина - Заметался пожар голубой
  • Aisha - Заметался пожар голубой
  • Рыжик:3 - В первый раз я запел про любовь (Есенин)
  • инсайд битс (drbbnv product) - в первый раз я запел про любовь
  • VVvvVV - В первый раз я запел про любовь
  • - - Любовь хулигана
  • . - Я б навеки пошел за тобой
  • без имени - В первый раз я запел про любовь
  • Есенин - ЛХ
  • lovee - В первый раз я запел про любовь
  • Вера я очень сильно - люблю тебя
  • В первый раз я запел про любовь- - в первый раз отрекаюсь скандалить
  • Есенин - гитара, соло "как умеет любить хулиган"
  • евгения - В первый раз я запел про любовь
  • Asammuell - Как умеет любить хулиган
  • Какая-то девочка (на стих Есенина) - В первый раз я запел про любовь
  • Неизвестный исполнитель - В первый раз я запел про любовь
  • К. Колесник - Как умеет любить хулиган (
  • Ash - Заметался пожар голубой (Есенин)
  • Сергей Есенин (поет Ксения Колесник) - Любовь хулигана
  • светлана великая - я полюбила хулигана
  • V1S - хоть в свои хоть в чужие дали
  • С.Есенин (Кавер) - стих
  • Karina.Mamirova(2014)Golos - Любовь хулигана
  • BELINDA(Esenin) - В первый раз я запела про любовь
  • C.Есенин - В первый раз я запел про любовь
  • qqqqqqqqq - Любовь
  • Baba - В первый раз я запел про любовь
  • Валери Яскевич - Как умеет любить хулиган
  • Ксения Колесник - С. Есенин "Заметался пожар голубой"
  • cергей есенин - как умеет любить хулиган
  • Есенин - Любовь хулиганка
  • Nika zaika - Заметался пожар голубой
  • kseni - Как умеет любить хулиган
  • Есенин(стихи) - В первый раз я запел про любовь(любовь хулигана)
  • Есенин - В первый раз я запел про любовь (2)
  • mtmrfz - на стихи Есенина
  • Глория (Есенин) - любовь хулигана
  • ronda - я запел про любовь
  • EEEEEESSSSSS - v perviy raz
  • #ПТ Плей лист Админа - vk.com/overheard_trusovo
  • Ксения Колесник (Есенин) - Как умеет любить хулиган
  • Дана Маликова - Заметался пожар голубой
  • Есенин - Заметался пожар голубой
  • есенин - я б навеки пошел за тобой
  • Мне бы только смотреть на тебя - на стихи Есенина
  • мой голос- Есенин - В первый раз я запел про любовь
  • Амина - В первый раз я запел про любовь
  • Евгения Миронова (Есенин) - Как умеет любить хулиган
  • Я б навеки пошла за тобой. - ❤️
  • Margarita Ivahnova - В первый раз я запел про любовь (Есенин)
  • . - В первый раз я запел про любовь (Есенин "любовь хулигана")
  • заметался - пожар голубой
  • Есенин - в первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить.
  • Юлия Кошкина - Заметался пожар голубой (The Retuses cover)
  • Ксения Колесник - Заметался пожар голубой (С. Есенин)
  • PKFR - Колек теплый
  • kosmars - мне бы только смотреть на тебя
  • ЗАМЕТАЛСЯ - класная песня
  • lubov" - moya
  • Ксения Колесник - Как умеет любить хулиган(С.А.Есенин)
  • Э.А - Заметался пожар голубой
  • Заметался пожар голубой.. - В первый раз я запел про любовь
  • Стих "Хулиган" - Есенин
  • The Retuses - В первый раз отрекаюсь скандалить
  • Мне бы только смотреть на тебя - Видеть глаз злато-карий омут
  • EA7 - В первый раз я запел про любовь
  • Сергей Есенин - Заметался пожар голубой...
  • Без названия - Запись 1
  • Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки - на стихи Есенина
  • На стихи С.А.Есенина - В первый раз я запел про любовь
  • Ну не судите строго)) Самоучка) - В первый раз я запел про любовь
  • на стих Есенина - В первый раз я запел про любовь
  • Ксения Колесник - Заметался пожар голубой
  • алина усманова - В первый раз я запела про любовь
  • Есенин Лера Яскевич - В первый раз я запел про любовь
  • Есенин - Я б на веки пошел за тобой
  • Неизвестный исполнитель -
  • Asammuell - Как умеет любить хулиган (С.Есенин)
  • заметался пожар голубой - позабылись родимые дали
  • Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки - Анастасия *Есенин*
  • desperation - esenin;
  • Borgata. - esenin (Borgata. Edit)
  • nvdrec - в первый раз я запел про любовь
  • Esenin - В первый раз я запел про любовь
  • Ани Варданян - Сергей Есенин Заметался пожар голубой [Нетипичная Махачкала] Хорошо поет
  • C.Есенин - Заметался пожар голубой
  • Неизвестный исполнитель - 2016-21-05.21:10
  • kosmars - мне бы только смотреть на тебя
  • mademoiselle theo - Как умеет любить хулиган
  • Есенин - Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне
  • музыкальное [Есенин] - Как умеет любить хулиган
  • Lera Yaskevich - В первый раз я запел про любовь
  • Есенин - В первый раз я запел про любовь
  • Сергей Есенин - Заметался пожар голубой
  • Есенин (Саша капустина) - В первый раз я запел про любовь
  • сикрет - ☺ ☺ ☺
  • Есенин - Я б навеки пошел за тобой
  • Ксения Колесник (Есенин) - Я б навеки пошел за тобой
  • Заходи На Чай - С. Есенин "В первый раз..."
  • nicebeat. - Я б на веки пошел за тобой
  • Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз златокарий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки - Заметался пожар голубой
  • Есенин - Я бы навеки пошел за тобой
  • Нет исполнителя - Заметался пожар голубой
  • Мне бы только смотреть на тебя - Только б тонко касаться руки
  • Ксения Колесник (Есенин) - Заметался пожар голобуй
  • Есенин - Стихи
  • Есенин - Исповедь хулигана
  • Мне бы толь - на стихи Есенина
  • АЛЛАХ АКБАР - Заметался пожар голубой
  • `Kto-to 696 - В первый раз я запел про любовь
  • костер - я бы навеки пошел за тобой.(стихи С.Есенина)
  • ЕА7 - Как умеет любить хулиган
  • Екатерина Кравченко - В первый раз я запел про любовь
  • Ангелина Руденко - В первый раз я запел про любовь (Есенин "любовь хулигана")
  • Есенин - Был на женщин и зелье падкий
  • Максимова Мехриназ(vk.com / mehrinaz.maximova) - В первый раз я запел про любовь
  • кейт - заметался пожар голубой
  • Неизвестно (стихи - С. Есенин) - В первый раз я запел про любовь
  • Ксения Колесник - В первый раз я запел про любовь
  • Карен каджоян - Как умеет любить хулиган https://vk.com/na.volne.kavkaza
  • Мне бы только смотреть на тебя Даша.К Видеть глаз златокарий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл - на стихи Есенина
  • Есенин - В первый раз я запел про любовь
  • mtmrfz - Я б Навеки Пошёл за Тобой
  • Есенин - В первый раз я запел про любовь
  • Оля Марченко(стихи Есенина) - В первый раз я запел про любовь
  • asammuell - Заметался пожар голубой (Есенин)

ГЛАВА 1. История создания и состав цикла.

Сергей Есенин всегда сам признавал, что в его творчестве очень мало стихов про любовь. И никогда он не придавал им большого значения.

Однажды, в августе 1923 года, поэт был в гостях у своего друга, Анатолия Мариенгофа, и у них зашел разговор о такой лирике. Есенин заметил, что, для того, чтобы написать стихи о любви, необходимо в кого-нибудь влюбиться, но он не знал, в кого. Действительно, поэт никогда не писал ничего, к чему бы не подталкивала его жизнь. Можно сказать, что лирический герой Есенина – случай почти абсолютного слияния героя с автором. «Есенин вообще – один из наиболее искренних поэтов. Стихи его – его художественная автобиография» - так считал, среди многих, и критик Машбиц-Веров. Поэтому для любовных песен необходима была любимая. «На его поэтово счастье – вспоминал Мариенгоф, - минут через двадцать Некритина (будущая жена Мариенгофа) вернулась к обеду вместе со своей приятельницей Гутей Миклашевской, первой красавицей Камерного театра».

Августа Леонидовна Миклашевская действительно была очень красивой женщиной. Об этом в один голос говорили все, знавшие ее. Кроме того, она была успешной и известной актрисой. Правда, как раз во время знакомства с Есениным, она ушла из Камерного театра, и выступала на эстраде (вернулась актриса в стены родного театра только в 1943 году).

Несмотря на небольшой период встреч, на то, что роман их длился недолго (с августа по декабрь 1923 года), для влюбленных эти дни не прошли бесследно. Есенин посвятил актрисе целый цикл стихов, а Миклашевская написала очень подробные мемуары об этих встречах.

Анатолий Мариенгоф так говорил об их отношениях: «Их любовь была чистой, поэтической, с букетами роз, с романтикой… придуманной ради новой лирической темы. В этом парадокс Есенина: выдуманная любовь, выдуманная биография, выдуманная жизнь. Могут спросить: почему? Ответ один: чтобы его стихи не были выдуманными. Все, все – делалось ради стихов». Вторил ему и Рюрик Ивнев, который ставил под сомнение способность Есенина любить по-настоящему, утверждал, что поэт «часто изобретал новую любовь». Нельзя отказать этим людям в некоторой правоте. Поэт действительно жил творчеством. Как вспоминал Сергей Городецкий, «Есенин был единственный из современных поэтов, который подчинил всю свою жизнь писанию стихов. Для него не было никаких иных ценностей жизни, кроме его стихов…» (Из воспоминаний «О Сергее Есенине».) Да, это все так; к тому же, во время отношений с Августой Миклашевской, поэт встречался с молодой поэтессой Надеждой Вольпин, а жил он в это время с любящей его всем сердцем Галиной Бениславской. Но нельзя отказывать Есенину в способности глубоко чувствовать. Если и не было в жизни поэта вечной любви к женщине, если встреча с прекрасной актрисой не породила безумных страстей, то, по крайней мере, произошла та сумасшедшая вспышка в душе – произошло то, что нередко мы называем влюбленностью, то, что приносит самые яркие переживания, то, что даже хулигана может сделать «покорным». И пусть эта вспышка погасла очень быстро, тем не менее, поэту удалось поймать этот момент и запечатлеть в своих стихах. И, кто знает, может быть, семя влюбленности, упавшее в душу Есенина, стало настоящей вечной любовью, когда проросло в стихи. Может быть, именно это и есть то вселенское чувство, с такой нежностью запечатленное на бумаге; остановленное мгновение, сохраненное на века… Мы можем только догадываться об этом, но точно известно то, что уже через несколько дней после первой их встречи, поэт читал друзьям свое новое стихотворение:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.

Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Лишь бы тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
(1923 г.)

Это стихотворение позднее стало открывать новый цикл Есенина. Р.М. Акульшин вспоминал, что впервые оно было прочитано перед широкой общественностью на вечере 1 октября 1923 г. в Высшем литературно-художественном институте. Кроме этого стиха, в «Любовь хулигана» были включены еще шесть стихотворений: «Ты такая ж простая, как все…», «Пускай ты выпита другим…», «Дорогая, сядем рядом…», «Мне грустно на тебя смотреть…», «Ты прохладой меня не мучай…» и заключительное «Вечер черные брови насопил…», причем опубликованы они были именно в таком порядке и с общим посвящением «Августе Миклашевской». К сожалению, все эти стихи не были датированы поэтом, кроме последнего, помеченного 1923 годом. Поэтому мы не можем судить о том, в какой последовательности написаны стихи цикла, что было бы интересно, так как имелась бы возможность рассматривать их, не отрываясь от биографии Есенина, в контексте самой его жизни, сопоставляя лирические переживания с реальными событиями. Единственное, что можно сказать точно о времени написания стихов, это то, что все они были созданы с августа по декабрь 1923 года. Это выясняется из истории взаимоотношений поэта с адресатом цикла и подтверждается историей публикации отдельных стихов.

После появления в печати, цикл был высоко оценен критикой. А.З. Лежнев отметил два основных лейтмотива в стихах Есенина: это тема погубленной молодости и тоска по деревне, по дому, по детству. Он писал: «В «Любви хулигана» эти два мотива сплетаются с третьим: эротическим; в результате получаются вещи совершенно необычной – даже для Есенина – нежности и задушевности. Эти первые любовные стихотворения Есенина нельзя даже назвать «эротическими», - так мало в них эроса. Здесь гораздо больше грусти, элегических излияний, чем страсти» . Совпал в оценке этих стихов поэта и критик совсем другой ориентации, И.И.Машбиц-Веров, он говорил, что о любви Есенин «поет» почти впервые. Он считал, что следует признать, что стихотворения этого цикла представляют большую художественную ценность и что «как всегда, они совершенно искренни…» .

Между тем, было бы интересно заметить, что композиционно цикл «Любовь хулигана» устроен как небольшой роман о любви, в котором рассказывается история от первых до последних дней (« Вечер черные брови насопил…»). Интересно это не только оригинальным композиционным решением, но и тем, как развивались отношения влюбленных в течение всего этого периода. Ведь сначала они встречались почти каждый день, очень много бродили по Москве, им нравилось гулять по улочкам этого приветливого осеннего города. Постепенно встречи стали реже и переместились в кафе, а если принять очередность стихов цикла, как подлинную хронологию их написания, то вполне логично, что героиня стихов стала более знакомой и ее «спасительная» роль упоминалась как давно уже привычный факт. Затем встречи практически прекратились.

Однажды Есенин, проезжая на извозчике, случайно увидел на улице Августу Леонидовну, соскочил с пролетки и подбежал к ней, сказав с печалью в голосе: «Прожил с вами уже всю нашу жизнь. Написал последнее стихотворение…» И он тихо начал читать:

Вечер черные брови насопил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?

Не храпи, запоздалая тройка!
Наша жизнь пронеслась без следа.
Может, завтра больничная койка
Успокоит меня навсегда.

Может, завтра совсем по-другому
Я уйду, исцеленный навек,
Слушать песни дождей и черемух,
Чем здоровый живет человек.

Позабуду я мрачные силы,
Что терзали меня, губя.
Облик ласковый! Облик милый!
Лишь одну не забуду тебя.

Пусть я буду любить другую,
Но и с нею, с любимой, с другой,
Расскажу про тебя, дорогую,
Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая
Наша жизнь, что былой не была…
Голова ль ты моя удалая,
До чего ж ты меня довела?
(1923 г.)

Он прочитал это стихотворение и грустно повторил: «Наша жизнь, что былой не была…». Это было похоже на прощание и возможно, на готовность забыть, что все это происходило наяву… Через некоторое время Есенин прислал Миклашевской экземпляр сборника «Москва кабацкая» с автографом: «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, выраженными здесь». В сборнике были напечатаны семь стихотворений, объединенных в цикл «Любовь хулигана» с посвящением Миклашевской. После этого поэт почти полностью исчез из ее жизни…


Top