Презентация на тему "биология – наука о жизни". Презентация "биология - наука о живых организмах" Специфическая особенность живых организмов




Биология как наука. Биология – наука о живых организмах и всех проявлениях жизни. Биология – наука о живых организмах и всех проявлениях жизни. Общая биология – наука об общих законах и закономерностях, присущих живой природе. Общая биология – наука об общих законах и закономерностях, присущих живой природе. Название произошло от двух греческих слов: bios - «жизнь»; Название произошло от двух греческих слов: bios - «жизнь»; logos – «учение». logos – «учение».


История науки 1779 г.- впервые употребил термин «биология» немецкий профессор анатомии Т. Руз г.- впервые употребил термин «биология» немецкий профессор анатомии Т. Руз г.- Ж.Б. Ламарк предложил термин «биология» для обозначения науки о живых организмах г.- Ж.Б. Ламарк предложил термин «биология» для обозначения науки о живых организмах. Знания стали накапливаться и передаваться поколениям уже в античные времена. Знания стали накапливаться и передаваться поколениям уже в античные времена.


История науки 1 в. н. э. –первая биологическая энциклопедия «Естественная история» Плиния Старшего. 1 в. н. э. –первая биологическая энциклопедия «Естественная история» Плиния Старшего. До 19 в. область знаний о живой природе называлась естественной историей- описание и систематизация знаний о живой природе. До 19 в. область знаний о живой природе называлась естественной историей- описание и систематизация знаний о живой природе.




Биология-совокупность естественных наук: Ботаника Ботаника Зоология Зоология Эмбриология Эмбриология Экология Экология Микробиология Микробиология Систематика Систематика Иммунология Иммунология Палеонтология Палеонтология Морфология Морфология Гистология Гистология Цитология Цитология Анатомия Анатомия Этология Этология Арахнология Арахнология Орнитология Орнитология Ихтиология Ихтиология Энтомология Энтомология Физиология Физиология Вирусология Вирусология Биотехнология Биотехнология





Общие свойства живых организмов: Единство элементарного химического и биохимического состава. Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты находясь в клетке, обеспечивают проявления жизни. Единство элементарного химического и биохимического состава. Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты находясь в клетке, обеспечивают проявления жизни.







Общие свойства живых организмов Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни. «Все живое происходит от живого». Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни. «Все живое происходит от живого».


Общие свойства живых организмов Раздражимость- общее свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и выживать в изменяющихся условиях. Раздражимость- общее свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и выживать в изменяющихся условиях.


Общие свойства живых организмов Приспособленно сть – особенность внешнего и внутреннего строения, поведения и ритма жизни в зависимости от среды обитания. Приспособленно сть – особенность внешнего и внутреннего строения, поведения и ритма жизни в зависимости от среды обитания.


Общие свойства живых организмов Способность к росту и развитию. Способность к росту и развитию. Рост – увеличение размеров и массы. Рост – увеличение размеров и массы. Развитие – необратимые качественные изменения в течение времени. Развитие – необратимые качественные изменения в течение времени.


Общие свойства живых организмов Эволюционное развитие. Все организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Все многообразие на Земле, есть результат эволюции. Эволюционное развитие. Все организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Все многообразие на Земле, есть результат эволюции.

БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

Умаралиева М. Т.

Учитель биологии академического лицея при Ташфарми


  • Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение , наука ) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой .

  • Биология изучает все аспекты жизни , в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле . Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов , взаимодействие между собой и с окружающей средой .

  • Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами:
  • Фридрихом Бурдахом в 1800 году ,
  • Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году
  • Жаном Батистом Ламарком .

  • В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов:
  • клеточная теория ,
  • эволюция ,
  • генетика ,
  • гомеостаз
  • энергия .
  • В настоящее время биология - стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине

Формы жизни

  • Неклеточные формы жизни
  • вирусы
  • бактериофаги
  • Клеточные формы жизни-органический мир

Прокариоты Эукариоты

Бактерии - грибы

Сине – - растения

зеленые - животные

водоросли (цианобактерии)


Органический мир можно разделить на четыре царства

бактерии

грибы

растения

животные


Что объединяет бактерий, грибов, растений, животных в один единый органический мир?

Что у них общего?




СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

1. Клеточное строение

8. Движение

9.Раздрожимость

10.Рост

12.Разможение

13.Регенерация

7.Выделение

14.Саморегуляция


  • Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.
  • Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы.

1. Клеточное строение

Кле́тка - структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят, как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению, либо является одноклеточным организмом.


  • Обмен веществ – все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, т.е. поглощает из неё вещества необходимые для питания, и выделяют продукты жизнедеятельности.

  • - свойство родителей передавать свои признаки и особенности развития следующем поколениям. Благодаря этому все особи в пределах вида сходны между собой.

  • Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей генетической информации, которая хранится в молекулах ДНК.

  • -способность организмов проявлять новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости все особи в пределах вида различны между собой.

  • - процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности , в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития .

Источник углерода

Источник энергии

Неорганический углерод

Световая энергия

Органический углерод

Автотрофы (самопитающие)

Химическая энергия

Фототрофы

Гетеротрофы

Зеленые растения

Хемотрофы

Фотосинтезирующие бактерии

Хемотрофные бактерии N, H,S,Fe (ненуждаются в готовой пище)

Сапрофиты


  • Автотрофы (автотрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических – углекислого газа, воды, минеральных солей.

  • В зависимости от источника энергии автотрофы делят на фототрофов и хемотрофов.
  • Фототрофы организмы, использующие для биосинтеза световую энергию (растения, цианобактерии).
  • Хемотрофы организмы, использующие для биосинтеза энергию химических реакций окисления неорганических соединений (хемотрофные бактерии: водородные, нитрифицирующие, железобактерии, серобактерии и др.).

  • Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых органических веществах.

  • Сапрофиты организмы, питающиеся, мертвой разлагающиеся пищи. Выделяют ферменты непосредственно на продукт питания, который подвергается перевариванию или расщеплению и всасывается сапрофитом.
  • Например: зеленая эвглена, бактерии брожения, бактерии гниения, дрожжи, плесневые грибы, шляпочные грибы

  • -процесс при котором органические вещества, полученные в качестве пищи подвергаются окислению, расщеплению и при этом выделяется энергия, которая расходуется на синтез АТФ.
  • Аэробное дыхание
  • С 6 Н 12 О 6 +6О 2 →6СО 2 +6Н2О+Q 38АДФ+ 38Н 3 РО 4 →38 АТФ
  • Анаэробное дыхание:
  • А) молочнокислое брожение:
  • С 6 Н 12 О 6 → 2 молочные кислоты+Q 2АДФ+2Н 3 РО 4 →2АТФ
  • В) спиртовое брожение:
  • С 6 Н 12 О 6 →этиловый спирт + СО 2 +Q 2АДФ+2Н 3 РО 4 →2АТФ

  • –ответная реакция живых организмов на воздействие факторов внешней среды:
  • 1)Ответная реакция живых организмов которые не имеют нервную систему называют: таксисом, тропизмом, настией.
  • Фототаксис – двигательные реакции свободно передвигающиеся назших растений и животных под влиянием света(зеленая эвглена, хламидомонада)
  • Фототропизм – двигательные реакции растения под воздействием света, направление которых зависит от направления света.
  • Фотонастия –двигательные реакции растений под воздействием света, направление которых не зависит от направления воздействия.
  • 2)Ответная реакция живых организмов имеющая нервную систему называют рефлексом .

  • (репродукция или самовоспроизведение) –свойство организмов воспроизводить себе подобных.
  • Живые организмы размножаются двумя способами:
  • а) бесполое размножение;
  • б) половое размножение.


Рост

  • Рост

количественное увеличение с сохранением собственного строения.


  • качественное обновление.
  • У живых организмов различают:
  • а)индивидуальное развитие- онтогенез (Геккель, 1866)
  • б)историческое развитие- филогенез .

  • Регенерация – восстановление утраченных частей тела (ткань, орган, клетка) после повреждения
  • Саморегуляция - каждый организм имеет механизм саморегуляции. Это свойство связано с гомеостазом.
  • Гомеостаз – обеспечение постоянства внешнего строения, внутренней среды, химического состава и протекания физиологических процессов в ответ на непрерывно меняющейся условия внешней среды.

  • – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

  • – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

  • Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы.
  • Уровень жизни – это форма и способ ее существования . Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

  • Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
  • Органоидно - клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.
  • Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.
  • Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.
  • Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.
  • Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.


  • 1. Главный признак живого –
  • 1) движение;
  • 2) увеличение массы;
  • 3) рост;
  • 4) обмен веществ и энергии;
  • 2. Что является единицей строения и жизнедеятельности организма?
  • 1) Ткань.
  • 2) Система органов.
  • 3) Орган.
  • 4) Клетка.
  • 3. Какие признаки характерны для всех живых организмов?
  • 1) Активное передвижение.
  • 2) Дыхание, питание, рост, размножение.
  • 3) Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей.
  • 4) Образование органических веществ из неорганических.

  • 4. Клеточное строение организмов свидетельствует:
  • 1) о сходстве живой и неживой природы;
  • 2) о единстве органического мира;
  • 3) о связи организма со средой;
  • 4) об отличии растений и животных.
  • 5. Все организмы способны к
  • 1) дыханию, питанию, размножению
  • 2) активному передвижению в пространстве
  • 3) образованию органических веществ из неорганических
  • 4) поглощению из почвы растворенных в воде минеральных веществ
  • 6. Грибы – живые организмы, так как они
  • 1) питаются, растут, размножаются;
  • 2) изменяются под воздействием среды;
  • 3) имеют разнообразную форму и размеры;
  • 4) составляют одно из звеньев экосистемы.

  • 7. Генетика – наука, изучающая закономерности:
  • 1) наследственности и изменчивости организмов
  • 2) взаимоотношения организмов и среды
  • 3) исторического развития органического мира
  • 4) индивидуального развития организмов 8. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
  • 1) генетика 3) селекция
  • 2) цитология 4) фенология 9. Живые системы считаются открытыми потому, что они:
  • 1) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы
  • 2) обмениваются веществами, энергией и информацией с внешней средой
  • 3) обладают способностью к адаптациям
  • 4) способны размножаться
  • 10. Межвидовые отношения начинают проявляться на … уровне:
  • 1) биогеоценотическом 3) организменном
  • 2) популяционно-видовом 4) биосферном

  • Ответы:
  • 1 – 4
  • 2 – 4
  • 3 – 2
  • 4 – 2
  • 5 – 1
  • 6 – 1
  • 7 – 1
  • 8 – 2
  • 9 – 2
  • 10 - 2

Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по биологии.

Биология (от греч. bios - жизнь , logos - наука ) - наука о жизни , об общих закономерностях существования и развития живых существ. Предметом ее изучения являются живые организмы, их строение, функции , развитие, взаимоотношения со средой и происхождение.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Тема урока:
«Биология – наука о живом мире. ».
Цель урока:
1.Познакомиться с задачами и содержанием курса «Основы общей биологии».2. Осознать понимание биологических исследований для человека и общества.3. Изучить основные свойства живых организмов.
План урока:
Биология – как наука. История развития биологии.Биология – совокупность естественных наук.Общие свойства живых организмов.
Биология как наука.
Биология – наука о живых организмах и всех проявлениях жизни.Общая биология – наука об общих законах и закономерностях, присущих живой природе.Название произошло от двух греческих слов: bios - «жизнь»; logos – «учение».
История науки
1779 г.- впервые употребил термин «биология» немецкий профессор анатомии Т. Руз.1802 г.- Ж.Б. Ламарк предложил термин «биология» для обозначения науки о живых организмах.Знания стали накапливаться и передаваться поколениям уже в античные времена.
История науки
1 в. н. э. –первая биологическая энциклопедия «Естественная история» Плиния Старшего. До 19 в. область знаний о живой природе называлась естественной историей- описание и систематизация знаний о живой природе.
Методы биологии:
1.Сравнительные.2.Экспериментальные.3.Исторические.4.Аналитические
Открывают общие законы и закономерности.
Биология-совокупность естественных наук:
БотаникаЗоологияЭмбриологияЭкологияМикробиологияСистематикаИммунологияПалеонтологияМорфологияГистология
ЦитологияАнатомияЭтологияАрахнологияОрнитологияИхтиологияЭнтомологияФизиологияВирусологияБиотехнология
Разнообразие форм жизни
Разнообразие форм жизни
Общие свойства живых организмов:
Единство элементарного химического и биохимического состава. Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты находясь в клетке, обеспечивают проявления жизни.
Общие свойства живых организмов
Клетка является структурной и функциональной единицей живых организмов – клеточное строение.
Общие свойства живых организмов
Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой обитания и поддержание его жизни.
Общие свойства живых организмов
Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни. «Все живое происходит от живого».
Общие свойства живых организмов
Раздражимость- общее свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и выживать в изменяющихся условиях.
Общие свойства живых организмов
Приспособленность – особенность внешнего и внутреннего строения, поведения и ритма жизни в зависимости от среды обитания.
Общие свойства живых организмов
Способность к росту и развитию.Рост – увеличение размеров и массы.Развитие – необратимые качественные изменения в течение времени.
Общие свойства живых организмов
Эволюционное развитие. Все организмы существуют не только в пространстве, но и во времени. Все многообразие на Земле, есть результат эволюции.


Составить синквейн понятия «биология». Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Пример синквейна: 1. Биология 2. Интересная, значимая 3. Открывает, изучает, экспериментирует. 4. Помогает понять живую природу. 5. Наука.


Биология- наука о живом мире. Биология изучает разнообразие, строение и функции живых существ и природных сообществ, распространение, происхождение и развитие организмов, их связи друг с другом и с неживой природой. Исследование природы началось на самых ранних этапах развития человечества- оно обеспечивало людям выживание.


Биология- наука о живом мире. Сведения о животных и растениях люди запоминали, передавали из поколения в поколение, позднее стали составлять списки полезных растений и животных, характеризовать их свойства, способы выращивания. В 1802 г. французский натуралист Ж.Б. Ламарк ввел в науку термин «биология».


Биология- наука о живом мире. Биология относится к фундаментальным наукам, так как её выводы имеют основополагающее теоретическое и прикладное значение. Наука- сфера человеческой деятельности, духовное производство, направленное на выработку и систематизацию объективных знаний о деятельности, одна из форм общественного сознания, феномен культуры.


Отличие естественных наук Главное отличие естественных наук (биология, химия, физика) от гуманитарных (литературоведение, искусствоведение) в том, что в естественных науках для получения ответов на вопросы используется эксперимент- важнейший метод.


Методы исследования в биологии. 1. Наблюдения (для осознания существующих свойств); 2. Описательный (собирание и описание фактов); 3. Сравнительный (сопоставление организмов и их частей, нахождение сходства и различия) 4.Экспериментальный(изучение в точно установленных условиях, воспроизводим)


Методы исследования в биологии. Метод моделирования позволяет предвидеть то, что в реальности воссоздать невозможно. Модель- форма и средство познания, любая система, отражающая оригинал, заменяющая его, дающая информацию о нем. Гипотеза- научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.


Методы исследования в биологии. Гипотеза, подтвержденная многочисленными и разнообразными данными, полученными в результате воспроизводимых экспериментов, считается теорией. Фактами считают события или предметы, которые повторяются закономерно или о которых имеются бесспорные данные.


Алгоритм при проведении научного исследования. 1. Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования. 2. Выдвижение гипотез. 3.Планирование хода исследования, выбор методики. 4.Проведение практической части исследования, регистрация качественный и количественных результатов.


Биология- наука о живом мире. Современная биология- комплексная наука, состоящая из ряда самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования. Ботаника- изучает растения, Зоология- животных, Биология человека- анатомо-физиологические свойства человека, Микробиология- бактерий


Биология- наука о живом мире. В зависимости от того, в какой области человеческой деятельности используются биологические знания, выделяют такие дисциплины, как биотехнология- совокупность промышленных методов, позволяющих использовать живые организмы в производстве ценных для человека продуктов (аминокислот, белков, ферментов, витаминов, антибиотиков, гормонов);

Мы рассмотрим, чем занимается биология, на какие подразделы делится и что она изучает, узнаем, в чем ее основная задача в сфере научного знания, познакомимся с историей ее возникновения и развитием в изучении окружающего мира.

Ос-нов-ная за-да-ча био-ло-гии со-сто-ит в том, чтобы ис-тол-ко-вать все яв-ле-ния живой при-ро-ды, вы-явить за-ко-ны, по ко-то-рым раз-ви-ва-ет-ся жизнь, и при-бли-зить-ся, таким об-ра-зом, к по-ни-ма-нию жизни как уди-ви-тель-но-го фе-но-ме-на, воз-ник-ше-го на нашей пла-не-те.

Ис-то-рия био-ло-гии очень древ-няя. Фак-ти-че-ски био-ло-гия стала пер-вой на-у-кой, к изу-че-нию ко-то-рой наших пред-ков под-толк-ну-ла сама при-ро-да. Зна-ние био-ло-гии на заре че-ло-ве-че-ства было едва ли не ос-нов-ным усло-ви-ем вы-жи-ва-ния (рис. 2).

Рис. 2. Среда выживания наших предков ()

Людям было необ-хо-ди-мо знать, какие рас-те-ния, жи-вот-ные или грибы опас-ны или ядо-ви-ты, а какие могут быть ис-поль-зо-ва-ны в пищу; чем ле-чить-ся, из чего из-го-тав-ли-вать одеж-ду, охот-ни-чьи при-спо-соб-ле-ния и дру-гие ору-дия труда, из чего лучше стро-ить жилье. Эти зна-ния люди за-по-ми-на-ли и пе-ре-да-ва-ли из по-ко-ле-ния в по-ко-ле-ние. Позд-нее люди стали со-зда-вать спис-ки по-лез-ных рас-те-ний и жи-вот-ных, да-вать им на-зва-ния, изу-чать их свой-ства. Бла-го-да-ря этим зна-ни-ям люди на-учи-лись вы-ра-щи-вать рас-те-ния са-мо-сто-я-тель-но, куль-ти-ви-ро-вать их, так по-яви-лось сель-ское хо-зяй-ство (рис. 3), пре-вра-тив-шее че-ло-ве-ка - со-би-ра-те-ля и охот-ни-ка в зем-ле-дель-ца, что дало мощ-ный тол-чок в раз-ви-тии че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ства в том виде, каким мы его знаем сей-час.

Рис. 3. Становление сельского хозяйства ()

Сам тер-мин «био-ло-гия» воз-ник толь-ко в самом конце XVIII века, впер-вые его упо-тре-бил немец-кий про-фес-сор ана-то-мии Руз. В 1802 году фран-цуз-ский на-ту-ра-лист Жан-Ба-тист Ла-марк (рис. 4) пред-ло-жил ис-поль-зо-вать этот тер-мин для обо-зна-че-ния науки, изу-ча-ю-щей живые ор-га-низ-мы, что было ло-гич-но.

Рис. 4. Жан-Батист Ламарк ()

В пе-ре-во-де с гре-че-ско-го «биос» озна-ча-ет «жизнь», «логос» - «уче-ние».

Биология использует различные ме-то-ды ис-сле-до-ва-ния (рис. 5), на-при-мер, очень мно-гие био-ло-ги-че-ские ис-сле-до-ва-ния про-хо-дят непо-сред-ствен-но на при-ро-де - на-блю-де-ние, опи-са-ние, срав-не-ние, из-ме-ре-ние, мо-ни-то-ринг. В то же время зна-чи-тель-ная часть ис-сле-до-ва-ний тре-бу-ет ла-бо-ра-то-рии. В ла-бо-ра-тор-ных усло-ви-ях био-ло-ги ста-вят экс-пе-ри-мен-ты, осу-ществ-ля-ют мо-де-ли-ро-ва-ние. Био-ло-гии не чужды и ис-то-ри-че-ские ме-то-ды ис-сле-до-ва-ния, по-то-му что био-ло-гия изу-ча-ет живые ор-га-низ-мы в раз-ви-тии, а раз-ви-тие это может длить-ся мил-ли-о-ны лет. Ана-лиз, срав-не-ние - все эти мощ-ные ме-то-ды ис-сле-до-ва-ния на-хо-дят при-ме-не-ние в био-ло-гии.

Рис. 5. Природный, лабораторный, исторический методы и анализ ()

Бла-го-да-ря этому био-ло-гия на-ко-пи-ла об-шир-ные дан-ные, поз-во-ля-ю-щие глуб-же по-нять про-яв-ле-ния жизни и ее за-ко-но-мер-но-сти, уста-но-вить прин-ци-пы клас-си-фи-ка-ции живых су-ществ, осо-бен-но-стей их су-ще-ство-ва-ния и вза-и-мо-дей-ствия с окру-жа-ю-щей сре-дой. Био-ло-гия - это фун-да-мен-таль-ная наука, ее вы-во-ды носят не толь-ко очень важ-ный тео-ре-ти-че-ский ха-рак-тер, но и при-клад-ной.

Жизнь се-год-ня немыс-ли-ма без био-ло-гии. Эта наука лежит в ос-но-ве мно-гих от-рас-лей, без ко-то-рых су-ще-ство-ва-ние со-вре-мен-но-го че-ло-ве-ка было бы невоз-мож-но: сель-ское хо-зяй-ство, ме-ди-ци-на, охра-на при-ро-ды (рис. 6).

Рис. 6. Биология в различных отраслях ()

Се-год-ня перед био-ло-ги-ей ста-вят-ся фан-та-сти-че-ские за-да-чи, о ко-то-рых в на-ча-ле про-шло-го века можно было толь-ко меч-тать. Ген-ная ин-же-не-рия - мо-ло-дая наука (рис. 7), поз-во-ля-ю-щая вы-во-дить ор-га-низ-мы с нуж-ны-ми че-ло-ве-ку свой-ства-ми, - тоже ветвь био-ло-гии.

Рис. 7. Генная инженерия ()

Со-вре-мен-ный био-лог обя-зан ду-мать не толь-ко о том, чтобы по-лу-чить что-то новое. Он дол-жен четко по-ни-мать, как со-хра-нить то, что уже есть, и не раз-ру-шить ос-но-ву на-ше-го су-ще-ство-ва-ния. Имен-но по-это-му столь-ко вни-ма-ния уде-ля-ет-ся се-год-ня во-про-сам эко-ло-гии - науки об окру-жа-ю-щей среде, ко-то-рая также яв-ля-ет-ся био-ло-ги-че-ской дис-ци-пли-ной.

Мы с вами будем изу-чать общую био-ло-гию , которая изу-ча-ет общие для всех ор-га-низ-мов за-ко-но-мер-но-сти, по-это-му важ-ней-ши-ми дис-ци-пли-на-ми, с ко-то-ры-ми нам пред-сто-ит по-зна-ко-мить-ся, ста-нут био-хи-мия , цитология - наука о клет-ке, ге-не-ти-ка , био-ло-гия раз-ви-тия , эво-лю-ци-он-ное уче-ние и эко-ло-гия .

Список литературы

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. - Дрофа, 2009.
  2. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, 2005.
  3. Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса, 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.
  1. Ppt4web.ru ().
  2. Template-cms.ru ().
  3. Taketop.ru ().

Домашнее задание

  1. Что такое биология и какие дисциплины она изучает?
  2. Какова основная задача биологии?
  3. Что включает в себя общая биология?

Top