Экологический урок на тему: "Воды России". IV

Тема урока: «Вода в нашей жизни». (7 класс) Цели и задачи урока: ­ доказать обучающимся что вода – является основой жизни; ­ расширить знания обучающихся о распространении воды в природе, ее свойствах, значении и применении; ­ активизировать познавательную деятельность у обучающихся по теме данного урока; ­продолжить формирование убежденности о необходимости охраны воды; ­воспитывать бережное отношение к воде. Ход урока: Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о её величестве ВОДЕ. Вода ­ самое удивительное и полное тайн вещество. Среди всех благ, подаренных нам природой, вода занимает особое место. Вода – это уникальное богатство живой природы. Мы даже представить не можем свою жизнь без воды. Ведь вода – нужна человеку ежедневно. В кружево будто одеты Деревья, кусты, провода, И кажется сказкою это, А, в сущности ­ только вода... Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Каскад водопада и брызги фонтана, А всё это ­ только вода... В бирюзовой дали исчезая, Лебедями плывут облака, Вот туча идёт грозовая, А в сущности ­ только вода... Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда. Как пухом, зимой одевает Снег белый родные поля. Но время придёт ­ всё растает, И будет простая вода. Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета это вода океаны, моря, озёра, реки. Около 97 % массы гидросферы составляют соленые океанические воды, 2,2 % воды ледников, остальная часть приходится на подземные, озерные и речные пресные воды.

Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Вода в природе встречается в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде ­ это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека? Об этом нам расскажет Черемисина Кира. Сообщение на тему «Вода в жизни растений, животных и человека» Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем. В составе любого живого организма вода занимает ведущую роль. Без воды человек не проживет и трех дней! При массе тела человека 70 килограмм, 45 килограмм приходятся на воду и лишь 25 килограмм на твердые вещества. Тело взрослого человека на 70% состоит из воды, а тело ребенка содержит до 80% воды. Из органов нашего тела больше всего воды содержит мозг­81%.в крови и железах­73­80,% т.е. из 5 литров крови почти 4 литра это вода, меньше всего воды в костях от 22 до 34%. В составе пищевых продуктов содержится много воды. В грибах, овощах и фруктах содержится до 90% воды. В молоке от 85­ 90% воды, а вот в сливочном масле уже только 14% воды. Получается, что большую часть необходимой для нашего организма воды мы получаем с пищей. Учитель: Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это

микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни. Но иногда вода содержит болезнетворных микробов опасных для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы, из­за нечистоплотности людей. Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Поэтому люди должны соблюдать гигиену и бережно относиться к воде. Каково значение воды для человека? Сообщение на эту тему подготовила Пчелинцева Эльвира Сообщение на тему «Значение воды в жизни человека» Вода - удивительная жидкость. У неё нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Калорийность воды равна нулю. Некоторые люди называют её настоящей загадкой. В воде удивительным образом сочетается как простота, так и сложность. Казалось бы: в молекуле воды всего три атома - один кислорода, и два водорода. Тем не менее, учёным всё ещё не ясно до конца, как действуют эти молекулы. Но точно известно одно: не будет воды - не будет и жизни на Земле. Вода в жизни человека играет огромную роль. Без неё не проживут ни люди, ни растения, ни животные. Ни огромный слон, ни микроскопические бактерии не обойдутся без этой живительной жидкости. Без неё не вырастет урожай на полях, а соответственно - не будет продуктов питания. Итак, совершенно очевидно: без воды жизнь на планете быстро бы прекратилась, и заменить её нам было бы нечем. Вода важный помощник для человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь.

Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из­за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются. Загрязняя воду ­ мы убиваем себя! Учитель: А теперь немного цифр для тех, кто любит факты.  Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому ­ 3,7%.  Температура, при которой замерзает морская вода равна 1,91 градуса Цельсия.  В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!  На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.  За свою жизнь человек выпивает примерно тридцать пять тонн воды. А тридцать три литра воды можно вскипятить энергией человеческого тела, выделяемой за сутки. А какие интересные факты о воде узнали вы, готовясь к сегодняшнему уроку? (примерные ответы детей)  Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США.  Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года!  Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма! Упала она на Бангладеш.  Толщина тучи в небе может быть больше горы Эверест, ее толщина может достигать шестнадцать километров!  Айсберг может таять целых десять лет.  Холодная вода замерзает до льда медленнее горячей, это доказал школьник.  Лед плотнее, чем жидкая вода, поэтому держится на ее поверхности.  Самые большие запасы льда на Земле находятся на полярных "шапках".

 В морской воде содержится белок и много других питательных веществ.  Медуза состоит на 99% из воды, а арбуз ­ на 93%.  Средняя температура мирового океана на три градуса выше температуры ближайшего к нему слоя воздуха.  В Азербайджане есть вода, способная гореть из­за большого количества метана в составе.  В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки ­ третья в мире по чистоте, а первое место занимает вода Финляндии. Учитель: Возьмите колбу с водой. Добавьте ложку соли. Перемешайте. Что мы видим? (соль растворилась) Вода ­ универсальный растворитель. Она растворяет многие газообразные, жидкие и твердые вещества. Но не все водные растворы полезны для человека. Так, дождевая вода, растворяя содержащиеся в воздухе оксиды серы, азота, выпадает на землю кислотными дождями, принося вред всему живому. Не меньший вред живым организмам приносит загрязнение воды. Это серьёзная экологическая проблема. Каковы основные причины загрязнения воды? Послушаем несколько коротких сообщений. Сточные воды. Проще говоря, это та вода, которая оказывается в канализации. Представляют собой сточные воды смесь отходов жизнедеятельности человека, грязи, моющих средств и дождевой воды. В итоге получается грязная и токсичная жидкость, которая сливается, как правило, в реки и моря. И основная проблема заключается в том, что бытовые сточные воды содержат различные химические вещества (из­за моющих средств). Именно они наносят основной урон по живым водным организмам. Промышленные отходы. Оказываются они в водоёмах по различным причинам. Случается так, что промышленные отходы сливаются в реки и моря нарочно (это ведь самый

простой способ избавиться от них, и самый вредоносный). А иногда происходят несчастные случаи или утечки, в результате которых отходы оказываются в воде. Фермерские хозяйства. Из­за удобрений, используемых на полях, наносится большой ущерб водоёмам. Происходит это потому, что химические и органические удобрения, находящиеся в верхнем слое почвы, смываются дождём в водоёмы (а также попадают в подземные воды). Но отказаться от ведения фермерских хозяйств было бы самоубийством, поскольку они являются поставщиками пищи. Поэтому с данной проблемой ничего не поделаешь. Утечки нефти. К сожалению, случаются они слишком часто. По некоторым данным, в одной лишь Америке происходит более 10 тысяч утечек нефти каждый год. И, попадая в водоёмы, нефтепродукты оказывают множество неблагоприятных воздействий на живые организмы. Твёрдые отходы. В мире существует множество водоёмов, которые служат в качестве каких­то помоек. Туда сбрасывается различный мусор, который в большом количестве собирается на поверхности водоёмов. Из­за чего препятствует попаданию солнечного света, что, в свою очередь, приводит к нарушению многих процессов, происходящих в этих экосистемах. Тепловое загрязнение. Это слив в водоёмы тёплой воды, которая образуется в результате работы тепловых и атомных электростанций. По своему составу вода не представляет никакой опасности, поскольку берётся из тех же водоёмов, но её повышенная температура оказывает неблагоприятное воздействие. Из­за увеличения температуры воды ускоряются многие процессы, что приводит к различным проблемам. В таких водоёмах наблюдаются массовые вымирания живности и ускоренное зарастание водорослями. Атмосферные загрязнения. В атмосфере нашей планеты содержится множество загрязняющих веществ. Они оказывают вредоносное влияние и на водоёмы. Наибольший вред доставляют пепел, сажа, зола и различные газы. Оказываются они в атмосфере, в основном, из­за промышленной деятельности людей. А после попадания в воду происходят химические реакции, из­за чего образуются концентрированные кислоты.

Учитель: Загрязнение воды является серьёзной проблемой человечества, но существует множество способов её решения: научиться бережней относиться к природным ресурсам, создать более совершенные очищающие воду механизмы, внедрить бессточные технологии в промышленности, повторно использовать очищенные сточные воды. Чтобы сохранить наш прекрасный мир, необходимо беречь воду, охранять от загрязнения. Понятно, что я и вы не можем проконтролировать нефтяные скважины, но начинать нужно с себя. Какие предложения у вас будут для сохранения чистой воды в нашей местности. (примерные ответы детей) Убрать мусор и не мусорить, вести разъяснительную работу среди друзей и односельчан. Сажать деревья и кустарники они очищают воздух, а он не заражает дождевую воду. Меньше расходовать питьевой воды. Закрывать кран, собирать дождевую воду для полива. Учитель: У вас на столах лежат зеленые и красные карточки. Сейчас я буду называть различные действия человека. Если эти действия соответствуют рациональному использованию воды, или направлены на охрану поднимаем зеленую карточку. Если же это действия человека, приносящие вред воде – поднимаем красную карточку. Два человека будут выполнять же действия у доски. ­ мытье машин водой из открытых водоемов ­ строительство очистных сооружений ­ подтекающий кран ­ принятие душа, а не ванны ­ очистка родников ­ вырубка леса в бассейне реки Учитель: – те

Полезная, нежная, просто безбрежная, Жизнь нам дарящая, гордая, властная, Холодная, жгучая, в гневе могучая. В мир ты приходишь рекой, океанами, В доме встречаешь открытыми кранами, Каплей росы, что укрыла трава, Слезным дождем, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна, И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота – Незаменимая наша вода. Как замечательно говорили природе великие люди! Аксаков назвал ее красой природы. Менделеев ­ кровью природы. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И наша задача ­ беречь этот дар. Подошел к концу наш урок. Дома придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!» Урок окончен. Всем спасибо за работу!

У нас в школе проводился экологический урок. Буду рада, если кому-то пригодится моя разработка.

Цели урока:

Знакомство обучающихся с богатством природы России - водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;

Просмотр содержимого документа
«urok_2klas_okruzh_mir»

Экологический урок «Вода России»

Подготовила: Саликова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

2 «Д» класс

Тема урока: Вода России

Цели урока:

Знакомство обучающихся с богатством природы России – водой, ее значением и воспитание бережного отношения к водным ресурсам нашей страны;

Знакомство со значением воды в жизни человека;

Расширение знания o формах существования воды в природе.

Задачи урока.

знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос;

формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии;

развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления;

развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия;

развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;

воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.

ХОД УРОКА

Орг. момент

– Здравствуйте, ребята. Доскажите словечко:

Вы пришли сюда …(учиться)

Не лениться, а …(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)

Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).

Постановка темы и цели урока .

О чем мы сегодня будем говорить на уроке вы, узнаете, послушав стихотворение:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!

-Предположите о чем сегодня будем говорить на уроке? Чему учиться?

Мотивация учебной деятельности

Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях.

На столе стоит глобус.

Это ребята наша испытательная площадка. Что за предмет вы видите на испытательой площадке?

    Что такое глобус? – Д. это модель Земли

    Раскрути глобус.

    Какого цветом кажется глобус?

Голубой краской изображена на глобусе вода – все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Это все водные запасы Земли. Какие водные запасы Земли вы знаете?

Но в морях и океанах вода какая? (Соленая).

А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много.

Аукцион загадок:

    Где я пройду – переполох. (Град.)
    И не снег, и не лед,

    Я – вода, да по воде, же и плаваю. (Лед)

    Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег.)

    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)

    Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

    Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь.)

Работа по теме урока

А какое значение имеет вода?

С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д.)

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым.

Значит вода – это здоровье.

По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.

Сделаем вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека

Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей)

Физминутка (электронная «Злая тучка»)

Работа по теме урока

Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма!(подготовленные дети разыгрывают сказку )

Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Салым я поспешил

Леску в воду опустил

Друзья: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Может, рыбку золотую?

Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Что же делать? Как нам быть?

Соберу-ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

Грустная сказка! Но и быль не радостней.

Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода. Объясните, отчего загрязняется вода?

Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

Как еще человек загрязняет воду?

Бросает мусор, моет машины.

Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, в нашем городе Ивантеевка на реке Уча?

(Учащиеся обсуждают этот вопрос в парах, затем отвечают)

    Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому других.

    По возможности очищать берега близлежащих рек, озер.

    Изготавливать таблички с призывами о бережном отношении к воде и ставить их на берегу.

    Не уничтожать растения и обитателей водоемов.

    Не вылавливать мальков. Сажать деревья около водоемов.

Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”? (ответы детей)

Надеюсь, вы так и будете поступать.

Практическая работа.

Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр. Вы будете исследователями.

Опыт №1

Вы, наверное, догадались, что у вас в колбе?

Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (Дети демонстрируют.)

Она текуча.

Какой сделаем вывод?

Вода-жидкость.

Опыт №2

Всегда ли она жидкая?

Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?

Какой сделаем вывод?

Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.

Опыт №3

Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?" Д. Она испарилась.

Мы говорим “испарилась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. .. Вода – это газ, пар.

Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Минутка отдыха

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

А теперь поплыли дружно,

Вместе раз – это брасс,

Одной, другой – это кроль.

Вышли на берег,

Обтерлись полотенцем

Так, чтоб каждый был сухой

И отправились домой.

Работа в группах по карточкам

Сейчас вы посмотрите мультфильм «Капелька» и ответите на вопросы в карточках. Будьте внимательны.

1ряд.

    Что происходит с водой, когда она нагревается?

    Почему намокли бабушкины очки?

2 ряд.

    Почему по утрам трава мокрая?

    Что происходит с водой при сильном охлаждении?

3ряд.

    Из чего состоит туман?

    Почему туман рассеивается?

Какой вывод мы можем сделать. Какая бывает вода?

Вывод: Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.

Рефлексия учебной деятельности

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки.

Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы.

Ребята! Вы – настоящие исследователи! Скажите, чем мы сегодня занимались?

Мы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.

И какие выводы сделали для себя?

Просмотр содержимого презентации
«2 класс»

Чтобы появилась буква, дождаться руки и нажать на прямоугольник.

Чтобы вернуться к следующему вопросу, нужно нажать ещё раз на букву.









Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?


Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?


Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,


Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без …


3 / 4


Тело медузы

на 90 – 95% состоит из воды

Тело человека

состоит на 2 / 3 из воды





Физкультминутка

Физкультминутка

роса,

снег,

дождь,

иней,

туман,

град,

облака,

снежинка





5. Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.


Коммунальное государственное учреждение « Областная специальная школа – интернат для детей с нарушениями слуха города Талдыкорган» государственного учреждения « Управление образования Алматинской области»

Клышбаева Асель Кайратовна

Открытое занятие

Тема: Вода – это жизнь. Охрана воды и водоемов.

Цели:

Образовательные:

Закрепить знания учащихся о свойствах воды, выявить причины загрязнения воды, расширить представления об охране воды человеком;

Развивающие:

развивать речь, наблюдательность, внимание, слуховое восприятие, умение общаться, договариваться, взаимодействовать друг с другом; умение сравнивать и делать выводы;

Коррекционные:

формировать интонационную сторону речи, работать над выразительном чтением;

Воспитательные;

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде.

Задачи урока:

Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, связи содержательно – смысловых фрагментов о воде.

Активизация и обогащение словаря: жидкость, бесцветная, пресная, соленая

Тип урока:

Урок формирования знаний и навыков.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентации, плакаты на тему « Берегите воду», заготовки для коллективной работы учащихся, стаканы с водой для детей, картинки с обитателями водной среды.

Ход урока

    Орг момент

Вы пришли сюда ….. (учиться)

Не лениться, а …..(трудиться)

Работать как? (старательно)

А слушать как? (внимательно)

Если хочешь отвечать …(руку не забудь поднять)

Если спросят …. (надо встать, громко, четко отвечать)

II . Мотивация учебной деятельности.

У: Сегодня мы будем говорить о веществе, без которого мы жить не можем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент – Экзюпер, Послушайте внимательно и скажите о чем идет речь:

- «У тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете» (На доске написано).

У: - Как вы думаете о чем говорит писатель? Ответ вы можете сказать с помощью ребуса, который написан на доске.

ВО ДА

У: Сегодня мы будем говорить про воду. А что вы знаете о воде? (На доске карточки со словами Вода – это)

Д: - Вода – это жидкость.

Вода бывает горячая и холодная.

В воде можно купаться.

У: Как много вы знаете. Молодцы! А хотите узнать еще больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду говорят природным богатством, познакомимся с некоторыми её свойствами, поговорим, о том, как правильно охранять воду, и чем вы можете помочь воде.

III . Работа по теме урока.

У: Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть повсюду только в разных количествах и состояниях. Без воды нам не прожить.

Знакомство с понятием «исследователь»

У: Перед нами сегодня откроется еще одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?

Д : Исследователи – это люди, которые хотят быть умными.

Исследователи следят за чем- то непонятным и новым.

Слайд(Исследователь)

У: Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.

У: Итак ребята наша научная аудитория превращается в исследовательскую лабораторию.

Звучит музыка, дети одевают атрибуты исследователя.

У: А как вы думаете, что будет предметом исследования?

Д: Вода

Сегодня мы будем изучать вопросы о свойствах воды, наблюдать за распространением воды в природе, узнаем о значении воды для растений, животных, человека, и попробуем решить проблему загрязнения и охраны воды.

План работы нашего исследования (На доске)

    Изучение вопроса о свойствах воды и её превращениях.

    Наблюдение за распространением воды в природе.

    Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека.

    Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Практическая работа.

Опыт №1

1 –я исследовательская группа ответьте на первый вопрос.

У: Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?

Д: Вода. Воду можно перелить в банку и обратно.(Дети демонстрируют)

У: Почему?

Д: Она текуча.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – жидкость.

Опыт №2

У: Всегда ли она жидкая?

Если нальем в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдёт?

(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда)

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода, если её заморозить, превращается в лёд.

Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Опыт№3

Видео – сюжет.

Д: Внимание, мы пришли к лаборатории № 3. Давайте пройдём дальше. Здравствуйте. Познакомтесь- это старший работник научной лаборатории Алма апай. Алма апай давайте проведём практическую работу поставив чайник с водой на плиту. Посмотрите наш чайник за кипел. Если он простоит на плите 10 мин, то что будет с чайником. Давайте по наблюдаем.

Вот посмотрите после десяти минут кипения чайника, в чайнике воды не осталось.

У: Куда делась вода?

Д: Вода превратилась в пар.

У: Какой сделаем вывод?

Д: Вода – это пар, газ.

У: Молодцы! Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?

Д: Вода в природе может находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. (Слайд на доске)

У: хорошо. Молодцы. Вы показали свои практические работы. А теперь давайте вернёмся в нашу научно- исследовательскую аудиторию, где продолжим наши работы. (Звучит музыка, ребята садятся на свои места)

У: Внимание на доске второй вопрос.

2) Распространение воды в природе

У: Вода в природе в жидком состоянии – это море, река….. Продолжите.

Д: Океан, лужа, ручей, родник, дождь.

У: Вода в природе в твёрдом состоянии – это …

Д: Ледники, снег, лёд, град.

У : Вода в природе в газообразном состоянии – это …

Д: Облака, туман, тучи.

(Слайд круговорот воды природы)

У: давайте перейдем к третьему вопросу.

3-й вопрос Изучение вопроса о значении воды для растений, животных, человека

(Слайд земля)

У: Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?

Д: Голубой

У: А почему?

Д: Потому что это вода.

У: Действительно, голубой цвет – это вода. Поэтому мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это моря и океаны. Но кроме этого на земле есть много голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. И это все водные запасы земли. Но в морях и океанах вода какая?

Д: Соленая

У: А человеку нужна пресная вода, то есть которая бежит в речках и озерах. А ее не так и много. Поэтому сбережение пресной воды – главная задача человека.

У: А где мы используем воду?

Д: Воду мы используем в хозяйстве- умываемся, стираемся, готовим обеды.

У: Хорошо. Посмотрите слайды. Обратите внимание, кроме хозяйственных нужд, вода нужна и растениям, и животным, на гидроэлектростанцию, если не будет гидроэлектростанции, то у нас не будет света, электричество, перевозку грузов по рекам, отдых на воде.

Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

(Слайд на доске Вода – это) диаграмма

У: Значит, вода – это…?

Д: Вода – это жизнь.

У: Зачем мы должны мыться, закаляться?

Д: Чтобы быть здоровыми.

У: Значит вода – это?

Д: Вода – это здоровье.

У: По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Значит вода – это?

Д: Вода – это друг и помощник человека.

У: Молодцы. Давайте сделаем вывод по третьему вопросу.

Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

IV . Физ.минутка

У: дорогие исследователи вы наверное немного устали. Давайте сделаем маленький перерывчик. Встаньте, возьмите частичку вашей теплоты и подарите ее нашим гостям. Ребята говорят пожелания гостям.

У: .Ребята возьмите стакан с водой в руки. Перед тем как выпить воду загадайте желание, и оно обязательно сбудется.

V . Продолжение работы по теме урока.

У: Молодцы. Вы отдохнули немного? А теперь давайте продолжим наш урок и перейдем к четвертому уроку.

4 Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

У: Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? Давайте посмотрим сказку про рыбака. Сказка поучительная! Экологическая драма!

Сказка про рыбака.

Рыбак: Из страны заморской, дальней

Я подарок получил

Удочку, чтоб рыб ловил

На Каратал поспешил

Леску в воду отпустил

Друг: Ну и что, поймал?

Рыбак: Поймал!

Друг: Какую? Может, рыбку золотую?

Рыбак: Да куда там? Если б так

Я б тогда не был бедняк

Я поймал не щуку, не карася,

А маленького пескаря

Говорит вдруг мне пескарь!

Пескарь: В речке нам житья не стало

Рыб, ракушек стало мало.

Рыбак: Что с твоим речным народом?

Пескарь: Грязь всю в речку к нам сливают

От нее все погибает

Все бросают в воду к нам

От иголок до пижам

И полно других отходов

Вот беда, браток, какая!

Рыбак: Что же делать? Как нам быть?

Соберу- ка, я друзей

И решим вопрос скорей.

У: Грустная сказка! Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется и чем это грозит. Посмотрите слайд и скажите отчего загрязняется вода?

(Слайд фабрики, заводы, бросают мусор, моют машины)

Д: Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.

От грязной воды страдает всё живое.

Грязная вода вредна для здоровья человека.

У: Как ещё человек загрязняет воду?

Д: Бросает мусор, моет машины.

У: Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая. Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.

Д: Не выбрасывать мусор в водоёмы.

Чистить берега рек и озёр.

Ставить таблички с призывами о бережном отношении к воде.

Не уничтожать растения и обитателей водоёмов.

Сажать деревья около водоёмов.

У: Помните, что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно. А что значит

« Экономно»? Давайте посмотрим видео.

(Видео как правильно экономить воду)

У: Кто мне скажет где и как мы должны экономить воду?

    Д: Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкосте.

    Экономить воду при стирке.

    Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.

    Надо учить всех плотно закрывать краны.

У: Правильно. И я надеюсь, что вы так и будете поступать.

У: Давайте подведём итог.

VI . Рефлексия учебной деятельности.

Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Для самопроверки мы заполним таблицу.

Что я знал (а)?

Что я узнал (а)?

Вода- это жидкость

Вода бывает горячая и холодная

В воде можно купаться и нырять

Лёд – это вода в твёрдом состоянии

Вода – это пар, газ

Облака, туман, тучи – это вода в газообразном состоянии

В морях и океанах вода солёная

В речках вода пресная

Вода- это жизнь

Вода- это здоровье

Вода – это друг человека

Пресной воды на земле мало

Мы должны экономить воду

Чистить берега рек и озёр

Не выбрасывать мусор в водоёмы

VII . Итоговое обобщение.

У: Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить наше занятие призывом!

Природу не уродуй,

Природу не обидь.

Родился человеком

Так надо им и быть!

Пусть на земле не умирают реки,

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них на веки,

Студёная и чистая вода.

Всё это называется природа,

Давайте же всегда её беречь!

У: На этом наш урок закончен. По прощайтесь.

Д: До свидание!

Общероссийский образовательный проект «Вода России. Чистые реки» реализуется в рамках федеральной целевой программы «Вода России» по инициативе Минприроды России при поддержке Зелёного движения России ЭКА.

Цель урока — развить ответственное отношение школьников к водным ресурсам России, познакомить их с главными реками страны и направлять их к совершению конкретных шагов по водосбережению и охране природы в повседневной жизни.

Задачи:

  • Расширить представление учащихся о строение рек и показать зависимость между строением рек и выполняемыми ими природными функциями.
  • Расширить представление учащихся о значении рек в природе и для человека.
  • Познакомить с 5 великими реками России: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур.
  • На примере 5 великих рек России обсудить экологические проблемы, характерные для рек России в целом и пути решения этих проблем.
  • Предложить возможные подходы к экономии и меньшему загрязнению воды в быту.
  • Способствовать формированию у школьников ответственного отношения к водным ресурсам.

Начался урок так: мы обсудили с учащимися способы пополнения рек водой. Сначала дети устно разгадывали ребусы и узнавали названия разных типов питания рек, а потом смотрели презентацию об особенностях каждой реки.

Разобравшись с особенностями строения рек в целом, учащиеся отправились в виртуальное путешествие по России и познакомились с 5 главными реками страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Перед началом «путешествия» на каждый стол были положены набор карточек. Задача детей - после того, как они услышат рассказ про очередную реку, отобрать карточки, на которых изображены те функции, которые может выполнять, по их мнению, эта река в хозяйстве человека. Затем обсудили с детьми их решения.

Для получения информации о том, как способствовать сохранению рек чистыми и полноводными, учащиеся выполнили игровое задание. На каждый стол выдан был комплект карточек. Учащиеся советовались в группе и отбирали те действия, которые помогут снизить загрязнение воды от различных хозяйственных действий человека. После выполнения задания состоялось обсуждение, благодаря которому были проверены как правильность выполненных заданий, так и сформированы конкретные советы по водосбережению.

В конце урока учащиеся получили книжки-памятки, которые забрали с собой для выполнения домашнего задания по теме урока.

Такие уроки помогают с ранних лет прививать детям уважение и бережное отношение к водным ресурсам, сохранять водные богатства нашей страны.

25-26 мая 2018 года в 5-7 классах лицея № 87 прошёл Всероссийский интерактивный урок «ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА И СВЯЗЬ С СОХРАНЕНИЕМ ЛЕСОВ».

ЦЕЛЬ УРОКА — с помощью увлекательных игровых форматов рассказать о том, как лес стоит на страже природы и людей, помогая приспосабливаться к опасным климатическим изменениям.

А главное — вдохновить и научить школьников действовать для сохранения лесов и более благоприятного климата!

БЛАГОДАРЯ УРОКУ учащиеся узнали, как устроено и живет дерево; какие важные функции выполняют леса в природе; что происходит с экосистемой, когда вырубается лес; как мы, люди, меняем климат и чем это грозит нам и природе; какую роль играют леса в замедлении изменения климата; какие простые правила нужно соблюдать, чтобы сохранить лес.

Ребята научились в ходе игровых заданий моделировать разные ситуации, находить и обосновывать решения по сохранению леса и благоприятного климата; беречь лес и его богатства и снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий; делиться этими знаниями со своими сверстниками и родителями.

Изменение климата и сохранение лесов — крайне актуальные на сегодняшний день темы, которым очень важно уделять внимание и время при работе со школьниками!

Лес и климат — вещи неразрывные. Без лесов невозможен благоприятный для нас климат, а если допустить сильное изменение человеком климата планеты, то исчезнет очень много лесов. Нашим детям предстоит жить в меняющемся мире, и они должны понимать как причины происходящих изменений, так и то, что можно делать на разных уровнях, чтобы эти изменения в будущем были менее опасными для людей и природы. Мы должны беречь лес и делать всё, чтобы избежать слишком сильных изменений климата.

Благодаря экоуроку «Лес и климат» школьники узнали о функциях лесов в природе, их роли в замедлении изменения климата, о мерах по их сохранению и др. Обучающиеся научились снижать свой климатический след с помощью простых повседневных действий. В ходе игровых заданий ребята совершили путешествие по нашей планете вместе с молекулами углекислого газа.

Игровые задания позволили детям выработать меры и решения, соблюдение которых поможет сохранить леса, чтобы они, в свою очередь, помогли замедлить изменение климата и уменьшить разрушительную силу его последствий. Урок получился очень динамичный и гармоничный, благодаря интересной и познавательной беседе, показу презентации, развивающей игре и, конечно же, отзывчивым сердцам ребят. Дети очень активно участвовали в ходе беседы и игры, рассуждая и делая соответствующие выводы.

Оборина Наталья Юрьевна,

Воспитатель ГПД

МАОУ «НОШ № 1» г. Губахи

Всероссийский экоурок «Вода России»

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о значении воды для жизни человека, животных.
  2. Прививать основы экологических знаний.
  3. Познакомить с отрицательным влиянием человека на природу.
  4. Воспитывать привычку бережного отношения к природе, расширять кругозор.

Оборудование : рисунки облака, капелек; глобус, фотографии рек, озёр, морей, океанов, рисунки учащихся на тему «Портреты воды», звуковой файл (журчание воды).

Ход экоурока.

I.Организация внимания учащихся. (1-ый слайд)

Ребята, сегодня у нас проходит Всероссийский экологический урок.

II.Основная часть.

2-ой слайд (звучит музыка – журчание ручья)

Учитель читает стих:

Я и тучка, и туман.

Я река и океан.

Я летаю и бегу

И стеклянной быть мог.

Ну что ребята, догадались, о чём мы будем говорить?

Да, сегодня мы поговорим о волшебной воде. Почему волшебной? Да потому, что вода бывает очень – очень разной. Она может быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячими капельками пара. Вот, она, какая разная! (выключаем музыку)

А кто поможет мне в сегодняшней беседе о воде? (3-ий слайд)

Капа расскажет вам о том, какую огромную ценность представляет пресная вода, какие опасности угрожают ей хх веке, кто и как защищает реки и озёра нашей страны.

Учитель показывает глобус. (Показываю глобус)

Посмотрите на глобус. Такой видят Землю космонавты из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше всего. Голубым цветом на нём изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша.

4-ый слайд. Всех нас интересует один вопрос: Много ли воды на земле? И поможет нам в этом Капа. (смотрят на слайд-таблицу). Несмотря на то, что наша планета буквально залита водой, лишь 1% ее доступен человеку для использования, остальная часть приходится на долю океанов, льдов и атмосферы.

Учитель. Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Дети читают стихи о воде.

Ученик1: В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В дом туманом к нам вползает.

Ученик 2 . На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Ученик 3. Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить,

Без воды нам не прожить!

Ученик 4. В озере её найдёте

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Ребята, а вы можете найти воду в природе? Где она бывает? Где путешествует? В каких состояниях бывает вода?

Конечно, можете и знаете! На уроке рисования вам была предложена тема: «Портреты воды».

Вот какие рисунки к нашему классному часу вы нарисовали.

3. Выставка рисунков учащихся. (беседа по рисункам)

А что значит вода для всего живого, для вас?

Какое бы животное или растение мы не взяли, в него входит вода. (слайд-5, 6)

Вода не только поит, но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

(слайд-7) Наша страна богата водными ресурсами и занимает 2 место в мире по запасам пресной воды. Но эти ресурсы распределяются неравномерно, там, где 80% населения сосредоточено лишь 8% пресной воды.(слайд-8), (слайд-9)

К тому же водные ресурсы используются не эффективно и не рационально. (слайд-10)

Огромный ущерб оказывают химические аварии, сточные воды от промышленного производства, вырубка лесов по берегам водоёмов, осушение болот. (слайд-11)

Теперь вы должны понять, насколько важно защищать и беречь водные ресурсы нашей страны. И каждый день вы должны совершать хоть маленькие, но главные шаги по сбережению воды у себя дома, в школе и на природе.

Ребята, а вы знаете, сколько стоит вода в нашей повседневной жизни?

Сейчас Капа наглядно вам покажет. (слайд-12).

Например: На производство 1 пары джинсов уходит – 10 тонн воды, на 1 кг.говядины-

15 тонн воды, на 1кг. бумаги-700 литров воды.

Как вы думаете, ребята, правильно ли мы используем, расходуем воду в быту, дома? Ответить на этот вопрос нам снова поможет Капа. (слайд-13)

Как мы теряем воду?

Когда чистим зубы, мы понапрасну теряем 10 литров воды(ведро), а можно воду набрать в стакан; а когда мы принимаем душ вместо ванны, мы экономим 100 литров воды.

Кто-то из вас подумает, но если беречь воду буду я один, то ничего не изменится. (слайд-14). Да мы можем это сделать все вместе. Ведь водные ресурсы нашей страны действительно нуждаются в защите и охране.

Поэтому, (слайд-15). Министерство природных ресурсов и экологии проводит масштабную федеральную целевую программу «Вода России». В её рамках проводятся: реабилитация водоёмов, строятся новые водохранилища, снижается сброс загрязнённых сточных вод.

(слайд-16) В 2014 году в рамках программы «Вода России» прошла масштабная экологическая акция «Нашим рекам и озёрам – чистые берега!». 170 тысяч человек из 72 регионов России от Сахалина до Калининграда объединились и вышли на субботник, чтобы очистить более 1700 водных объектов. Акция проводится ежегодно . А знаете ли вы, что означает число 22 марта? 22 марта – Всемирный день воды. (слайд-17)

(слайд-18) Капа подвела итог.

(слайд-19) Капа предлагает поиграть.

Облака, облака, всё летят куда – то,

Облака, облака, белые, как вата,

Поскорей их разгадать нужно нам, ребята!

Из чего состоят облака?

Да, из капелек воды.

На капельках написаны задания по 5-ти категориям. Вы, ребята, выбираете капельку, а я читаю задание, а вы всей командой отгадываете. За правильный ответ – капелька.

5 команд – 5 названий: (5 листков, 5 ручек, капельки), грамоты – 3 гр. за 1 2, 3 места и 2 гр. за участие, 5 листков для творческой работы – нарисовать друга или подругу для Капы и дать имя.) 5 категорий заданий: 1 – творческое задание, 2 – загадки, 3 – интересные факты о воде, 4 – сказки, 5 – брейн-ринг. За правильный ответ – капелька.

Подведём итоги игры. Награждение.

III . Вывод. Подведение итогов.

Вода – одно из главных богатств на Земле. Без воды жить на Земле невозможно. Человеку, животным, растениям нужна вода. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. Берегите её от загрязнения! Экономьте её! Ведь человек – это тоже частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с природой надо обращаться бережно.

(слайд-20 оз. Байкал)

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лёд,

Растает – и снова в поход.

По горным вершинам,

Широким равнинам.

Вдруг в небо взовьётся,

Дождями вернётся.

Вокруг оглянитесь,

В природу вглядитесь…

Вас окружает везде и всегда

Это волшебница, чудо – вода! (слайд-21)



Top