Максимальная работоспособность человека. Работоспособность человека и методы ее повышения

Работоспособность

Введение

Успешность выполнения трудовых задач и удовлетворить этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе ее реализации.

При выполнении конкретной работы работоспособности имеет определенные вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Решение основной задачи здоровье сберегающей педагогики и психологии – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления человека в его деятельности.

Исходя из определения работоспособности, это способность человека развивать максимальную энергию и экономно ее расходовать, чтобы выполнять работу качественно и эффективно. Нам предстоит разобраться почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

1. Определение работоспособности. Уровни работоспособности

Работоспособность – это социально-биологическое свойство человека, отражающее его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества.

Работоспособность определяется комплектом профессиональных, психологических и физиологических качеств субъекта труда. Уровень, степень устойчивости, динамика работоспособности зависят от:

    инженерно-психологических

    гигиенических характеристик

    средств (орудий)

    условий и организации конкретной деятельности

    системы психолого-физиологического прогнозирования

    формирования профессиональной пригодности, т.е. системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность человека – характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Уровень работоспособности отражает:

    потенциальные возможности субъекта выполнять конкретную работу, его личные профессионально ориентированные ресурсы и функциональные резервы

    мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период

Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма и личности к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а так же запасом прочности, натренированностью, развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

Как видно из этой схемы, что работоспособность зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. по отношению к решаемой задаче выделяют максимальную, оптимальную и сниженную работоспособность.

Оценка степени работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, например, в состоянии оперативного покоя.

2. Динамика работоспособности

В течение некоторого времени отмечаются изменения уровня работоспособности, что связано с активацией и истощением ресурсов организма, колебанием активности психических процессов, развитием неблагоприятных функциональных состояний.

Динамика работоспособности имеет несколько стадий:

Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) – отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия.

Стадия устойчивой работоспособности – проявляется в наиболее высокой стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций величине рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, чувстве удовлетворенности процессом и результатами труда.

Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) – в начале характеризуется возникновением чувства усталости, снижением интереса к текущей работе, затем нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. И, наконец, при продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности, снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

Иногда в этой стадии может возникнуть либо фаза срыва – полная дискоординация функций организма и отказ от работы, либо фаза конечного порыва – сознательная мобилизация оставшихся психических, физиологических резервов с временным, резким повышением эффективности труда.

Стадия восстановления работоспособности – характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов. Различают:

    текущее восстановление – в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов

    срочное восстановление непосредственно после окончания всей работы

    отставленное восстановление – на протяжении многих часов после завершения работы

    медико – психологическая реабилитация восстановления после острых и хронических рабочих перенапряжений с применением активных средств воздействия на психические, физиологические и физические функции и качества личности.

3. Утомление

Утомление – временное снижение функциональных возможностей организма, вызванное путем основной длительности или нерациональной работой, выражающиеся в снижении работоспособности.

Умственное утомление – физиологический процесс снижения работоспособности, возникающее в результате выполнения умственной работы, и характеризующейся развитием двух фаз: двигательного беспокойства и иррадированного торможения.

Физическое утомление – физиологический процесс временного снижения работоспособности, связанные с изменением в клетках двигательного центра, возникающие в процессе выполнения мышечной деятельности.

Усталость – субъективное состояние, выражающееся нежеланием продолжать работу, часто имеющее условно-рефлекторную природу.

Биологическая роль утомления чрезвычайно высока:

Защитная функция, т.е. предохраняет организм от истощения при слишком длительном или слишком напряженной работе; повторное утомление, не доводимое до чрезмерной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма.

Существует множество способов повышения работоспособности. Важно при этом знать причину снижения работоспособности. Зная физиологические и психические особенности человека, можно грамотно построить процесс деятельности. например, снижение работоспособности в начальной школе возникает в первую очередь в связи с тем, что школьники должны овладеть тремя основными школьными навыками: письма, чтения, длительного неподвижного сидения.

Е детей еще недостаточно развиты мышцы, используемые при письме. Письмо требует от этих мышц значительной работы. Так же положение пальцев во время письма противоречит врожденной координации их движений. Можно применить способ релаксации – расслабление. Проводить физминутку. Также сохранить повышенную работоспособность помогает регламентация продолжительности и рациональное чередование различных видов деятельности.

Заключение

Проанализировав стадии работоспособности, можно сделать следующие выводы. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности. Выделены основные стадии работоспособности по показателям результативности деятельности: врабатывание, оптимальная работоспособность, утомление, конечный порыв.

При анализе изменений в функционировании обеспечивающих систем прослеживается более тонкая динамика стадий работоспособности: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, степени тренированности, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики работоспособности может варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них.

Библиографический список

    Общая психология. Маклаков А.Г., Санкт-Петербург 2003г., 592с.

    Психология, под ред. Дружинина В.Н., Санкт-Петербург 2000г., 672с.

    Психология. Словарь. Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г., Москва 1990г., 494с.

    Психологический словарь, под ред. Неймера Ю.Л., Ростов-на-Дону 2003г., 640с.

Фазы работоспособности. Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного времени и обусловливается двумя основными группами факторов -- внешними и внутренними. Внешние -- информационная структура сигналов (количество и форма представления информации), характеристика рабочей среды (удобство рабочего места, освещенность, температура и т.п.), взаимоотношения в коллективе. Внутренние -- уровень подготовки, тренированность, эмоциональная устойчивость. Предел работоспособности -- величина переменная; изменение ее во времени называют динамикой работоспособности.

Вся трудовая деятельность протекает по фазам (рис. 2.1):

I. Предрабочее состояние (фаза мобилизации) -- субъективно выражается в обдумывании предстоящей работы (идеомоторный акт), вызывает определенные предрабочие сдвиги в нервно-мышечной системе, соответствующие характеру предстоящей нагрузки.

Рис. 2.1.

II. Врабатываемость или стадия нарастающей работоспособности (фаза гиперкомпенсации) -- период, в течение которого совершается переход от состояния покоя к рабочему, т.е. преодоление инертности покоя системы и налаживание координации между участвующими в деятельности системами организма. Длительность периода врабатываемости может быть значительной. Например, утром после сна все характеристики сенсомоторных реакций значительно ниже, чем в дневные. Производительность труда в эти часы ниже. Период может занять от нескольких минут до двух-трех часов. На длительность сказываются: интенсивность работы, возраст, опыт, тренированность, отношение к работе.

III. Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации) -- устанавливается оптимальный режим работы систем организма, вырабатывается стабилизация показателей, а его длительность составляет ко всему времени работы примерно 2/3. Эффективность труда в этот период максимальная. Период устойчивой работоспособности служит важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне интенсивности.

Выносливость обусловливается следующими факторами:

1. Интенсивностью работы. Чем больше интенсивность, тем короче период устойчивой работоспособности.

2. Спецификой работы. Например, динамическая работа может продолжаться без признаков утомления в десятки раз дольше, чем статическая. Имеет значение то, какой орган включен в действие. Для мышц ног выносливость в 1,5...2 раза больше, чем для мышц рук. Среди мышц рук выносливее сгибатели, а среди мышц ног -- разгибатели.

Влияние специфики выполняемой работы характеризует рис. 2.2, где a -- легкая физическая нагрузка и рациональная скорость выполнения операций; б -- обслуживание сложного пульта управления; в -- средняя физическая нагрузка; г -- значительная физическая нагрузка при большой концентрации внимания и выполнения быстрых и точных движений; д -- простые зрительные работы; е -- сложные зрительные работы.

3. Возрастом. В юношеском и молодом возрасте выносливость увеличивается, в пожилом -- снижается.

4. Полом. При нагрузке, равной половине максимальных возможностей, выносливость при статической и двигательной деятельности у мужчин и женщин одинакова. При больших нагрузках мужчины выносливее.

5. Концентрацией внимания и волевым напряжением при интенсивной работе снижают показатели выносливости.

6. Эмоциональным состоянием. Положительное -- уверенность, спокойствие, хорошее настроение -- активизируют деятельность, удлиняя период устойчивой работоспособности. Отрицательные -- страх, неуверенность, плохое настроение -- оказывают угнетающее действие, снижая период устойчивой работоспособности.

7. Наличием умений, навыков, тренированностью -- снижают волевое и эмоциональное напряжение, повышая работоспособность.

8. Типом высшей нервной деятельности (индивидуальные природные возможности нервной системы). Сила нервной системы характеризует работоспособность и надежность работы оператора особенно в экстремальных ситуациях.

IV. Период утомления (фаза декомпенсации). Характеризуется снижением продуктивности, замедляется скорость реакции, появляются ошибочные и несвоевременные действия, физиологическая усталость. Утомление может быть мышечным (физическим), умственным (психическим). Утомление -- временное снижение работоспособности из-за истощения энергетических ресурсов организма.

V. Период возрастания продуктивности за счет эмоционально-волевого напряжения.

VI. Период прогрессивного снижения работоспособности и эмоционально-волевого напряжения.

VII. Период восстановления. Необходим организму для восстановления работоспособности. Продолжительность этого периода определяется тяжестью проделанной работы, величиной кислородного долга, величиной сдвигов в нервно-мышечной системе. После легкой однократной работы период может длиться 5 мин. После тяжелой однократной работы -- 60...90 мин, а после длительной физической нагрузки восстановление может наступить через несколько дней.

Рис. 2.2.

В каждом из рассмотренных периодов работоспособности используются определенные возможности организма. Периоды I--III используют максимальные энергетические возможности организма. В дальнейшем поддержание работоспособности происходит за счет эмоционально-волевого напряжения с последующим прогрессивным снижением продуктивности труда и ослаблением контроля за безопасностью своей деятельности.

На основании кривых работоспособности устанавливается норма времени на отдых в зависимости от характера и продолжительности работы (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Нормы времени на отдых (% отработанного времени) в зависимости от характера работы

Характеристика факторов

Время на компенсирующий отдых

Физические усилия

Незначительные (10...150Н)

Средние (150...300Н)

Тяжелые (300...500Н)

Очень тяжелые (500...800Н)

Характеристика факторов

Время на компенсирующий отдых

Нервное напряжение

Незначительное

Повышенное

Темп работы

Умеренный

Средней интенсивности

Рабочее положение

Ограниченное

Неудобное

Стесненное

Очень неудобное

Монотонность работы

Незначительная

Повышенная

Температура, влажность окружающей среды

Незначительно повышенная или пони-

женная: 20.. .25° С при влажности до 70% (или -5... -15° С)

Средняя: 26. ..30° С при влажности до

75% (или -16.. .-20° С)

Повышенная или пониженная: 31…35° С

при влажности 70...75°% (или -21…25°С)

Высокая или низкая: 35. ..40° С при вла-

жности 75 % (или -25...300 С)

Очень высокая или очень низкая: 41…45°

С (или менее -30° С) при влажности 75%

Загрязненность воздуха

Незначительная

Повышенная

Очень сильная

Производственный шум

Умеренный

Повышенный

Вибрация

Повышенная

Очень сильная

Освещение

Недостаточное

Плохое или ослепляющее

В течение суток работоспособность также изменяется определенным образом. На кривой работоспособности, записанной в течение суток, выделяются три интервала, отражающие колебания работоспособности (рис. 2.4). С 6 до 15 ч -- первый интервал, во время которого работоспособность постепенно повышается. Она достигает своего максимума к 10--12 ч, а затем постепенно начинает понижаться. Во втором интервале (15...22 ч) работоспособность повышается, достигая максимума к 18 ч, а затем начинает уменьшаться до 22 ч. Третий интервал (22...6 ч) характеризуется тем, что работоспособность существенно снижается и достигает минимума около трех часов утра, затем начинает возрастать, оставаясь при этом, однако, ниже среднего уровня.

По дням недели работоспособность также меняется (рис. 2.3). Врабатывание приходится на понедельник, высокая работоспособность -- на вторник, среду и четверг, а развивающееся утомление на пятницу и особенно на субботу.

Рис. 2.3.

Рис. 2.4. Колебания работоспособности в течение недели

Работоспособность — потенциальная возможность инди-вида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Объективные показатели: производительность и качество труда;

Субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.

Виды работоспособности

Предлагается несколько классификаций рабо-тоспособности.

Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.

Потенциальная работоспособность характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.

Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

По отношению к решаемой работником задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную ра-ботоспособность. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью соответству-ющей «кривой» .

Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Хотя в спортивной медицине наблюдается ряд противоречий. В частности, при снижении физической работоспособности стра-дают соответствующие группы клеток центральной нервной си-стемы.

В физической работоспособности выделяют силовую, вынос-ливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представи-тели различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скорост-ной.

Динамика работоспособности

Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов

Период врабатываемости — стадия работоспособности, ха-рактерная для начала работы, когда работник, если можно так вы-разиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обес-печивая максимальных показателей в труде. Такая стадия обычно длится 20…30 мин. По мере приложения волевого усилия работоспособность специалиста нарастает, он сосредотачивается на трудовой Деятельности, у него включаются механизмы автоматический действий и т. д.

Стадия оптимальной работоспособности — период, харак-теризующийся стабильными максимальными показателями про-изводительности, субъективным состоянием комфорта. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью. Задача ру-ководителей и специалистов, ответственных за организацию труда персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжитель-ности этой стадии.

Период полной компенсации — стадия, на которой начина-ет развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на задан-ном уровне достигается усилием воли. В начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание ра-ботоспособности обеспечивается волевой компенсацией. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

Период неустойчивой компенсации — снижает-ся и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии фор-мируется чувство усталости. Производительность труда постепенно снижается на 20…25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.

Конечный «порыв» — стадия, характерная для высокомоти-вированной работы, на которой волевые усилия позволяют под-нять снижающуюся производительность труда.

Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы — заключительный период.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности про-должительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпа-дения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.

Если в течение рабочей смены работник делает перерыв на обед (длительностью ½-1 час), то динамика изменения работоспособности будет иной. Уже за 25-40 минут до перерыва она начнет падать и фактически достигает неприемлемых значений за 5-10 минут до перерыва. Хотя формально человек продолжает работать, психологически он уже «обедает». После завершения длительного обеденного перерыва работник не сразу выходит в режим оптимальной работоспособности, а снова проходит через стадию врабатываемости. Таким образом, длительный обеденный перерыв может существенно (на 10-20%) снижать общую результативность работы сотрудника. Специалисты так объясняют эти явления:

Методы оценки работоспособности

Выделяют прямые и косвенные методы оценки работоспособности

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций.

При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

Сенсорный

Сенсомоторный

Логический

Детерминанты работоспособности

Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к особенностям органи-зации работы и самого работника (функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей; профессио-нальным опытом и подготовленностью; направленностью лично-сти, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, ус-тановок и мотивов деятельности и рядом других факторов). Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, пси-хологические и профессиональные.

Физиологические детерминанты работоспособности. Выде-ляют три таких фактора.

Первый фактор — флуктуации(любое колебание или любое периодическое изменение) параметров функционирования организма, в частности изменения уровня лабильности сложных нервных структур, температуры тела, скорости деления клеток, хи-мических показателей крови (уровня гормонов, ферментов и дру-гих веществ) и т.п. Исходный уровень активности физиологиче-ских систем, обеспечивающих выполнение трудовых операций, претерпевает существенные циклические изменения. Это естественный процесс, в той или иной мере присущий любому живому организму. Периодичность этих изменений различна — от нескольких минут до нескольких лет. Наибольшее значение имеют так называемые циркадианные (от лат. circa около и dies — сутки) (их еще называют циркадными) ритмы активности, отражающие изменения в суточном цик-ле. К этим ритмам, обусловленным сменой дня и ночи, «привяза-на» жизнедеятельность большинства организмов на земле. У че-ловека все психофизиологические системы настроены на работу в светлое время суток и на отдых — в темное. Такая внутренняя биологическая система хронометрирования называется «эндоген-ными часами», или осциллятором.

Циркадианная система достаточно стабильна. Например, че-ловек, находящийся непрерывно в течение нескольких недель без часов и с полной свободой распоряжаться своим временем, выби-рает «свой» ритм, близкий к продолжительности суток. Экспериментально было ус-тановлено, что в суточной активности периоды времени 2 — 4 часа ночи и 3 — 4 часа дня являются наиболее неблагоприятными для трудовой деятельности, так как в это время отмечается наиболее значительное ухудшение работоспособности. В это же время, как показывает практика, отмечаются «пики» ошибочных действий. В других экспериментах было показано, что в ран-ние утренние часы температура тела человека, скорость реакции и задачи на бдительность имеют наименьшие значения в суточ-ном цикле.

Важнейшим естественным «задатчиком» времени для человека является солнечная активность (смена дня и ночи). Поэтому пе-ремещения человека в другие часовые пояса вызывает состояние рассогласования внутреннего ритма и природного (смены дня и ночи), что может негативно отразиться на работоспособности че-ловека. Такое явление называется десинхроноз.

Десинхроноз — это состояние человека, связанное с наруше- нием суточной периодики физиологических и психических фун- кций при смене часовых поясов и проявляющееся слабостью, вялостью, бессонницей в ночные и сонливостью в дневные часы, понижением работоспособности . Наиболее час-то это состояние наблюдается у работников транспорта, пересе-кающих несколько часовых поясов (пилотов и стюардесс, маши-нистов и проводников поездов дальнего следования), а также ра-ботников, отправившихся в командировку. Если человек после 1 —2 суток пребывания в измененном часовом поясе возвращается в исходную точку, то это не ведет к развитию адаптационных изме-нений. Если пребывание в условиях «чужого» часового пояса до-статочно продолжительно (более 3-х суток), то это приводит к пе-рестройке биологических ритмов, «подстраивающихся» под новые временные условия. Заканчивается такая «подстройка», в основ-ном, к исходу 5-х суток. Работа, связанная с частыми, даже непро-должительными по времени, сменами часовых поясов, довольно напряженная, сопровождается интенсивным расходованием фун-кциональных ресурсов работника.

Пример влияния годовых ритмов: работоспособность челове-ка в зимний период в целом ниже, чем в летний, что обусловлено многими факторами и, прежде всего, сокращением продолжитель-ности светового дня. Цикличность изменения работоспособнос-ти проявляется также в изменениях, «привязанных» к отпуску. Эти изменения были изучены на примере деятельности летчиков. В период после отпуска (примерно 1 —1,5 месяца) отмечается недостаточная работоспо-собность (своеобразный период «врабатывания»). Известна не-дельная динамика работоспособности — наилучшие показатели труда отмечены в середине недели.

Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ре-сурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связан-ная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Ха-рактер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показате-лей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов явля-ется основой для нормирования труда.

Третий фактор — состояние физиологических систем. Наруше-ния функционирования физиологических систем становятся при-чиной снижения работоспособности. Для характеристики способ-ности функциональных систем организма человека обеспечивать выполнение трудовой деятельности используется понятие «физи- ологические резервы» — выработанная в процессе эволюции адап-тационная способность органа или системы и организма в целом усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с со-стоянием относительного покоя в ответ на рабочую нагрузку.

Многочисленными исследованиями установлено, что сниже-ние работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся бо-лезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления, функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания, хро-ническое утомление и переутомление, нервно-психическая напря-женность, а также ряд психических состояний, таких как доми-нантное, дремотное, состояния преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.

В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом гово-рят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактив-ных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие дав-ление), антигистаминные (используемые при аллергических ре-акциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет мес-то употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало упо-требление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно по-вышает риск возникновения дорожно-транспортных происше-ствий.

В целях минимизации влияния данного фактора на работоспо-собность работника в некоторых видах трудовой деятельности при-нята система медицинского контроля персонала, заступающего на смену (дежурство). В частности, предрейсовый медицинский ос-мотр проходят водители общественного транспорта, машини-сты, диспетчеры и ряд других категорий работников железнодо-рожного транспорта, пилоты самолетов, операторы электростан-ций, диспетчеры системы управления воздушным движением и др. В тех областях профессиональной деятельности, где цена ошиб-ки человека особенно высока, необходимо минимизировать ве-роятность совершения этой ошибки человеком со сниженной ра-ботоспособностью, что достигается посредством «входного» (пред-сменного, предрейсового, предполетного) контроля персонала.

Порядок проведения таких обследований определяется феде-ральным органом исполнительной власти в области здравоохра-нения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение па-раметров гемодинамики (частота пульса и величина артериально-го давления), а также в ряде случаев выявление признаков упо-требления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выды-хаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкоте-стеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя,

не заменяя наркологической экспертизы, которая должна прово-диться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.

Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддер-жания высокой способности к труду. К ним относят:

    индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать существенные трудности. Например, работники ло-комотивных бригад, не обладающие достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как устойчивость к монотонии, быстрее теряют работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных задач, что выража-ется в большем количестве браков этих работников;

(Связь с темпераментом)

    направленность личности специалиста — характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Профессиональные детерминанты. Это факторы, характери-зующие процесс, средства и условия профессиональной деятель-ности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.

Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия ра- боты. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необ-ходимые для выполнения деятельности психофизиологические ре-сурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психиче-ские состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.

Эргономические характеристики рабочего места. Их значе-ние хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомо-биля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и пло-хой эргономикой.

Режим труда и отдыха работника. Традиционным счита-ется такая организация труда, при которой рабочая смена при-ходится на день и длится не более 8 часов (законодательство Рос-сийской Федерации устанавливает продолжительности рабочей недели в 40 часов, в ряде стран Евросоюза — еще меньше). Тем не менее все большее распространение получает организация труда, включающая ночные смены. Например, в США каждая третья семья имеет работника, который трудится на сменной ра-боте, предполагающей выход в вечерние и даже ночные часы. Очевидно, что скользящий график работы, когда работник тру-дится циклами «день — вечер — ночь», вызывает необходимость постоянной перенастройки функциональных систем организма. Многочисленные исследования показали, что при выполнении некоторых заданий, требующих постоянной бдительности (кон-троль качества, мониторинг), отмечается снижение качества при работе в третьей (ночной) смене. Работоспособность в третьей смене может снижаться из-за попадания на соответствующую фазу циркадианного никла, а также в результате нарушений сна, которые практически неизбежны при данной форме организа-ции работы.

Есть и другие формы организации сменной работы (например, работа сутками), когда в силу развития утомления наступает сни-жение работоспособности.

Профессиональный опыт и подготовленность — уровень раз-вития, пластичность, устойчивость специальных знаний, навыков, умений. Новичок, не владеющий твердо навыками трудовых опе-раций, будет уставать существенно больше профессионала со ста-жем, соответственно, темп снижения работоспособности будет у него существенно выше.

Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности

Повышать или поддерживать работоспособность за счет пред-отвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятель-ности состояния возможно по трем основным направлениям.

    Проведение профессионального медицинского и психологи- ческого отбора кандидатов на обучение конкретным професси-ям и периодического медико-психологического освидетельство-вания специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить от-рицательно влияющие на работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма, выраженные в состоя-нии здоровья, уровне физического развития и подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и т.д.

2. Оптимизация, совершенствование объекта, содержания, условий и организации деятельности за счет учета психологических, физиологических, антропометрических и других особен-ностей и возможностей человека в системе «человек—машина—среда». Рациональная конструкция рабочего места и его элемен-тов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, хороший обзор приборов и досягаемость органов управле-ния создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержания нормального функционального со-стояния работника.

Профилактике функциональных нарушений и снижения рабо-тоспособности способствуют создание оптимальных условий оби-тания на рабочем месте, использование эффективных средств за-щиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, форми-рование здорового психологического климата в коллективе и т. д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процес-сов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т. е. оптимиза-ции процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высо-кой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, от-дыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, раз-работка программ подготовки с учетом не только обучающего эф-фекта, но и функциональной загрузки обучающихся.

3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на че- ловека, такие как индивидуальная регламентация профессиональ-ной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, пси-хогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы.

Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием и соответственно работоспособностью является ауто-генная тренировка, различные варианты которой нашли широ-кое применение в клинической практике, в спортивной медици-не, в физиологии труда. В качестве психогенного средства, спо-собствующего снятию чрезмерного эмоционального напряжения, релаксации или психической активации и в конечном итоге уско-рению «врабатываемости», повышению работоспособности и со-кращению периода восстановления нормального функционально-го состояния, все шире используется на производстве функцио-нальная музыка. В основе благотворного влияния музыки на работоспособность и вообще на жизнедеятельность организма лежит ее способность вызывать положительные эмоции, стиму-лировать ритмику деятельности ряда функций

4. Применение фармакологических средств. Современная фармакология располагает арсеналом средств повышения, сохра-нения и восстановления работоспособности. Как правило, эти ве-щества близки или совпадают по своему составу с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их ме-таболитами). Все средства можно объединить в несколько групп: а) лекарственное ускорение и повышение адаптации; б) фармако-логическая профилактика и терапия хронического утомления и психической депрессии при длительной работе; в) лечение и про-филактика острого утомления при критических ситуациях.

В настоящее время проводится изыскание стимуляторов в це-лях:

    мобилизации резервных возможностей организма. Это «психоаналептики». Они используются однократно и в особо крити-ческих ситуациях. Например, фенамин, первитин, кофеин и др.;

    восстановления физической и умственной трудоспособно-сти. Это класс препаратов, именуемых «психоэнергизаторы» (гептаминол, деанол и др.);

    сохранения работоспособности в сложных условиях (напри-мер, при кислородной недостаточности, изменении газовой сре-ды, температуры и т. п.) за счет положительного влияния на энер-гетический обмен. Подобные средства получили название «актопротекторы»;

    ускорения и закрепления адаптации и торможения развития утомления. Это группа так называемых «адаптогенов» (например, растительного происхождения: женьшень, элеутерококк и др.).

  • Предыдущая
  • К содержанию
  • Следующая
Please enable JavaScript to view the

Работоспособность – потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Современный экономический словарь

Работоспособность человека — способность человека выполнять заданную функцию с той или иной эффективностью. Нулевая работоспособность — это отсутствие возможности действовать, и, соответственно, отсутствие эффекта.
Википедия

  • Работоспособность – это умение быстро включаться в работу и выполнять ее наилучшим образом, получая от этого моральное удовлетворение.
  • Работоспособность – это волевое качество, непременно сопутствующее жизненному успеху.
  • Работоспособность – это активность жизненной позиции, ответственность по отношению к порученному делу и высокий творческий потенциал человека.
  • Работоспособность – это вложение творческих, физических, душевных сил человека в выполнение порученной работы.

Преимущества работоспособности

  • Работоспособность способствует продвижению – по лестнице успеха.
  • Работоспособность даёт возможности – для самореализации.
  • Работоспособность даёт силы – управлять временем.
  • Работоспособность даёт радость – от результатов собственного труда.
  • Работоспособность даёт надежду – на изменения к лучшему.
  • Работоспособность даёт уверенность – в своих возможностях.

Проявления работоспособности в повседневной жизни

  • Профессиональная деятельность. Человек, не считающий и не жалеющий временных и душевных затрат на выполнение работы – проявляет работоспособность.
  • Творчество. Людям творческих специальностей работоспособность особенно необходима – даже самый талантливый музыкант, если он не проводит за инструментом 6 часов ежедневно, никогда не добьется серьезных успехов.
  • Спорт. Уровень достижений спортсмена прямо пропорционален наличию у него работоспособности.
  • Обучение. Ученик, ответственно относящийся к процессу обучения, не прогуливающий уроков и лекций – проявляет работоспособность.

Как достичь работоспособности

  • Забота о здоровье. Одна из основных составляющих работоспособности – здоровье человека. Отказываясь от излишеств, занимаясь посильными физическими тренировками – человек укрепляет здоровье и создает основу для развития работоспособности.
  • Профессиональное совершенствование. Большую работоспособность человек проявляет в деле, которое у него хорошо получается. Повышая свой профессиональный уровень – человек повышает и работоспособность.
  • Образование. Работоспособность при выполнении умственной работы – это процесс мышления. Обучение расширяет кругозор человека, тренирует его мыслительные способности и повышает работоспособность.
  • Эмоциональный настрой. Настрой на успех, оптимистичный взгляд на жизнь и на свое дело – повышают работоспособность человека.

Золотая середина

Праздность

Работоспособность

Трудоголизм

Крылатые выражения о работоспособности

Талант – это во-первых желание работать, а во-вторых работоспособность. - Константин Станиславский - Не может быть гения без исключительной энергии и исключительной работоспособности. - Вильгельм Либкнехт - Нет ничего бесполезнее, чем эффективно выполнять работу, которую делать вообще не нужно. - Питер Друкер - Георгий Сытин / Мысли, усиливающие зрение, слух и работоспособность В этой книге собраны «исцеляющие настрои» - мысли, которые повышают эффективность жизнедеятельности и увеличивают работоспособность человека. Брайан Трейси / 21 способ управлять временем и удвоить собственную продуктивность (аудиокнига CD) Аудиокнига посвящена продуктивности. Секреты увеличения работоспособности без снижения качества работы и вреда для здоровья.

Исследования состояний человека проводятся прежде всего в интересах оптимизации рабочей деятельности человека. В этом плане состояние соотносится с работоспособностью, говоря о которой выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже.

Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма.

В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе вырабатываемое™ могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими, стабильными результатами работы, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время этой фазы несчастные случаи крайне редки, и то по причине объективных экстремальных факторов или неполадок оборудования. Затем во время фазы неустойчивости компенсации (или субкомненсации) происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Эффективность труда поддерживается уже за счет дополнительных физиологических процессов, менее выгодных энергетически и функционально. Например, в сердечно-сосудистой системе обеспечение необходимого кровоснабжения органов осуществляется уже не за счет увеличения силы сердечных сокращений, а за счет возрастания их частоты.

Перед окончанием работы, при наличии достаточно сильного мотива к деятельности, может наблюдаться также фаза «конечного порыва».

При выходе за пределы фактической работоспособности, во время работы в сложных и экстремальных условиях, после фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации движений, ощущением усталости, утомления. При продолжении работы фаза декомпенсации может довольно быстро перейти в фазу срыва (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжения работы, резко выраженная неадекватность реакций организма, нарушение деятельности внутренних органов, обмороки).

Таким образом, начиная с фазы субкомпенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Первое из них выражает прежде всего воздействие на нервную систему продуктов разложения, освобождающихся в результате двигательно-мускульной деятельности, а второе - состояние перегруженности самой центральной нервной системы. Обычно явления психического и физиологического утомления взаимно переплетаются, причем психическое утомление, т.е. ощущение усталости, как правило, предшествует утомлению физиологическому. Психическое утомление проявляется в следующих особенностях".

  • 1) в области ощущений утомление проявляется в понижении восприимчивости человека, в результате чего отдельные раздражители он вообще не воспринимает, а другие воспринимает лишь с опозданием;
  • 2) снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать, в результате человек отвлекается от трудового процесса, совершает ошибки;
  • 3) в состоянии утомления человек меньше способен к запоминанию информации, труднее также вспоминать уже известные вещи, причем воспоминания становятся обрывочными и человек не может применить свои профессиональные знания в работе в результате временного нарушения памяти;
  • 4) мышление усталого человека становится замедленным, неточным, оно в какой-то мере теряет свой критический характер, гибкость, широту, человек с трудом соображает, не может принять правильное решение;
  • 5) в области эмоциональной под влиянием утомления возникает безразличие, скука, состояние напряженности, могут возникнуть явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость;
  • 6) утомление создает помехи для деятельности нервных функций, обеспечивающих сенсомоторную координацию, в результате этого время, затрачиваемое на реакцию, увеличивается, а следовательно, усталый человек медленнее реагирует на внешние воздействия, одновременно теряет ловкость, координированность движений, что приводит к ошибкам, несчастным случаям.

Как показывают исследования, явления утомления в утренней смене интенсивнее всего наблюдаются на четвертом-пятом часу работы, а в вечерней и ночной сменах уже в самом начале смены возникает подобный кульминационный момент утомления, который в последующие часы уменьшается, в середине смены возникает вновь, а затем, после относительного уменьшения, вновь усиливается в последние часы работы. Именно в эти отрезки времени кульминации утомления происходит большинство несчастных случаев. Утомление проявляется также в физиологических ощущениях: боли в мышцах, головные боли, ощущение шума или пульсации в висках, чувство нехватки воздуха, тяжесть, боль в сердце, слабость, обморочное состояние.

После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма, однако не всегда восстановительные процессы проходят нормально и быстро, после сильно выраженного утомления вследствие воздействия экстремальных факторов организм не успевает отдохнуть, восстановить силы за обычные 6-8 часов ночного сна, порой требуются дни, недели для восстановления ресурсов организма.

В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается или может отсутствовать полностью, и вся работа проходит в фазе декомпенсации.

В состоянии хронического переутомления снижается умственная работоспособность: трудно сосредоточиться, временами наступает забывчивость, замедленность и порой неадекватность мышления. Все это повышает опасность несчастных случаев.

Психогигиенические мероприятия, направленные на снятие состояния переутомления, зависят от степени переутомления.

Для начинающегося переутомления (1 степень) эти мероприятия включают упорядочение отдыха, сна, занятия физкультурой, культурные развлечения. В случае легкого переутомления (II степень) полезен очередной отпуск и отдых. При выраженном переутомлении (III степень) необходимо ускорение очередного отпуска и организованного отдыха. Для тяжелого переутомления (IV степень) требуется уже лечение. Степени переутомления по К. Платонову представлены в табл. 7.5.

Таблица 75

Симптомы

I - начинающееся переутомление

II - легкое

III - выраженное

IV - тяжелое

Снижение работоспособности

заметное

выраженное

Появление сильной усталости

при усиленной нагрузке

при обычной нагрузке

при облегченной нагрузке

без всякой нагрузки

Компенсация снижения работоспособности волевым усилием

не требуется

полностью

компенсируется

не полностью

незначительно

Эмоциональные сдвиги

временами снижение интереса к работе

временами

неустойчивость

настроения

раздражительность

угнетение,

раздражительность

Расстройства

трудно засыпать и просыпаться

сонливость

бессонница

Вероятность возникновения несчастного случая повышается также, когда человек находится в состоянии монотонии вследствие отсутствия значимых информационных сигналов (сенсорный голод) либо вследствие однообразного повторения похожих раздражителей. При монотонии возникает ощущение однообразности, скуки, оцепенелости, заторможенности, «засыпания с открытыми глазами», отключения от окружающей обстановки. В результате человек не в состоянии своевременно заметить и адекватно отреагировать на внезапно возникший раздражитель, что в конечном счете и приводит к ошибке в действиях, к несчастным случаям.

Исследования показали, что к ситуациям монотонии более устойчивы люди со слабой нервной системой, они более долго сохраняют бдительность по сравнению с лицами, обладающими сильной нервной системой.


Top