Циклы школьных предметов. Концепция изучения дисциплин естественнонаучного цикла в современной школе и формирование естественнонаучных умений


Естественно-научный цикл.

Методическое объединение учителей естественнонаучного цикла

В состав методического объединения учителей естественнонаучного цикла входят 8 учителей, все имеют высшую квалификационную категорию, четыре учителя имеют звание «Заслуженный учитель России». Руководитель МО - методист гимназии, Почетный работник общего образования РФ, учитель географии Лесонен Татьяна Александровна.

Преподавание проводится с использованием учебных комплектов и учебных пособий Федерального перечня. Обучение биологии и физики осуществляется по учебникам базового и профильного уровня. Для наиболее эффективного изучения предметов естественнонаучного цикла кабинеты физики, химии, биологии и географии оснащены автоматизированным рабочим местом учителя, в кабинетах-лабораториях имеются все необходимые технические средства обучения, методические и дидактические материалы. Кабинеты химии и физики оснащены лабораторией «Архимед», лабораторные работы по биологии проводятся с использованием цифровых микроскопов QX 5.


В урочной деятельности большое внимание уделяется деятельностному, проектному и исследовательскому методам изучения дисциплин, что способствует развитию логического мышления учащихся, формированию межпредметных умений и навыков, активизации коммуникативных способностей. Учителями ведется постоянная работа по совершенствованию содержания учебно-методических комплексов: разработка, накопление и систематизация дидактического материала. В них отражается опыт работы учителей по формированию и развитию учебно-познавательных компетенций учащихся, а также представлены разработки в рамках своих методических тем. Педагоги систематически работают над повышением теоретического уровня и предметной педагогической квалификации, совершенствуют навыки владении ИКТ, т.к. использование на уроках интерактивной доски, документ-камеры, мультимедийных пособий и собственных электронных образовательных ресурсов позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся.


Большое внимание уделяется работе с учащимися во внеурочное время. Педагоги Праслов А.Н., Буздалова Т.Ю., Лесонен П.П., Никишина Е.Б., Лесонен Т.А., Егоркина М.Л., Стрельников С.М. являются руководителями проектных и исследовательских работ учащихся, которые неоднократно становились лауреатами и победителями НПК: «Рассвет», «Отечество», «Целостный мир», «Отражение», «Диалог культур», Чтения Вернадского, «Ломоносовские Чтения», НТТМ «Шаг в будущее».

При непосредственном участии Праслова А.Н., Буздаловой Т.Ю., Кутнаева М.Р. в гимназии организованы сезонные научно-исследовательские экспедиции, имеющие практическую направленность. Результаты научно-исследовательских работ учащихся высоко оцениваются на Всероссийских, городских и региональных конференциях и выставках.







2014-2015 учебный год
Неделя предметов естественнонаучного цикла

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа N 12" муниципального образования г. Ноябрьск


«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом.

Подготовила учитель начальных классов:

Сухарева Светлана Владимировна

г. Ноябрьск

«Предметы естественнонаучного цикла в начальной школе. Работа с цифровым микроскопом»

«Тебе скажут - ты забудешь,

Тебе покажут - ты запомнишь,

Ты сделаешь - ты поймёшь»

1. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в нашем классе.

Перед нами стоит задача понять, как микроскоп помогает людям в их исследованиях.

2. Введение

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе - сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность. Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи.

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря

микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и споры папоротника, и плесневый гриб мукор.

3. Знакомство с микроскопом

Цифровой микроскоп Digital Blue QX5 приспособлен для работы в школьных условиях. Он снабжен преобразователем визуальной информации в цифровую, обеспечивающим передачу в компьютер в реальном времени изображения микрообъекта и микропроцесса, а также их хранение, в том числе в форме цифровой видеозаписи. Микроскоп имеет простое строение, USB-интерфейс, двухуровневую подсветку. В комплекте с ним шло программное обеспечение с простым и понятным интерфейсом.

При скромных, с современной точки зрения, системных требованиях он позволяет:

    Увеличивать изучаемые объекты, помещённые на предметный столик, в 10, 60 и 200 раз (переход осуществляется поворотом синего барабана)

    Использовать как прозрачные, так и непрозрачные объекты, как фиксированные, так и нефиксированные

    Исследовать поверхности достаточно крупных объектов, не помещающихся непосредственно на предметный столик

    Фотографировать, а также производить видеосъёмку происходящего, нажимая соответствующую кнопку внутри интерфейса программы

    Фиксировать наблюдаемое, не беспокоясь в этот момент о его сохранности – файлы автоматически оказываются на жёстком диске компьютера.

    Задавать параметры съёмки, изменяя частоту кадров – от 4-х кадров в секунду до 1 в час

    Производить простейшие изменения в полученных фотографиях, не выходя из программы микроскопа: наносить подписи и указатели, копировать части изображения и так далее.

    Экспортировать результаты для использования в других программах:

    графические файлы - в форматах *.jpg или *.bmp, а видео файлы – в формате *.avi

    Собирать из полученных результатов фото - и видеосъёмки демонстрационные подборки-«диафильмы» (память программы может хранить одновременно 4 последовательности, включающих до 50 объектов каждая). Впоследствии подборку кадров, временно неиспользуемую, можно спокойно разобрать, так как графические файлы остаются на жёстком диске компьютера

    Распечатывать полученный графический файл в трёх разных режимах:

    9 уменьшенных изображений на листе А4, лист А4 целиком, увеличенное изображение, разбитое на 4 листа А4

    Демонстрировать исследуемые объекты и все производимые с ними действия на мониторе персонального компьютера и/или на проекционном экране, если к компьютеру подключён мультимедиа проектор

Если у Вас нет луп, то данный микроскоп можно использовать как бинокуляр (увеличение в 10 или 60 раз). Объектами исследования являются части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки.

Важно и то, что очень многие из указанных объектов после исследования, организованного с помощью цифрового микроскопа, останутся живы: насекомых – взрослых или их личинок, пауков, моллюсков, червей можно наблюдать, поместив в специальные чашечки Петри (их в наборе с каждым микроскопом две + пинцет, пипетка, 2 баночки с крышечками для сбора материала). А любое комнатное растение, поднесённое в горшке на расстояние около 2-х метров к компьютеру,

легко становится объектом наблюдения и исследования, не теряя при этом ни одного листочка или цветочка. Это возможно благодаря тому, что верхняя часть микроскопа снимается, и при поднесении к объекту работает как веб-камера, давая 10-кратное увеличение. Единственное неудобство состоит в том, что фокусировка при этом осуществляется только за счёт наклона и приближения-удаления.

Зато, поймав нужный угол, Вы легко выполните фотографию, не тянясь к компьютеру – прямо на части микроскопа, находящейся у Вас в руках, есть необходимая кнопка: нажали раз – получили фотографию, нажали и удерживаете – осуществляется видеосъёмка.

4. Отрывки уроков окружающего мира с применением цифрового микроскопа.

    Тема урока: Тела, вещества, частицы.

Лабораторная работа: Рассматривание и фотографирование клетки.

Цель: доказать, что все живое состоит из клеток

О бъекты изучения: Кожица лука

Оборудование: цифровой микроскоп.

Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами.

Предлагаю рассмотреть тело, небольшой кусочек репчатого лука.

Я отделила от разрезанной луковицы тонкую пленочку. На предметное стекло капнула воды, положила на нее пленочку, иглой расправила. Затем капнула на нее водный раствор йода. (Если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен). Полученную красоту нарываю сверху покрывным стеклом и промокаю выступившую жидкость.

Рассмотрим препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении.

Что вы видите? (клеточки, кирпичики)

Эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ.

Что вы можете рассказать про клетку?

(она полужидкая – это цитоплазма;

внутри еще круглое ядро – помогает расти и

размножаться;

каждая клетка от соседних отделяется оболочкой

перегородкой – она защищает

нужную форму)

Более подробно вы будете рассматривать строение клетки в старших классах.

Какой можно сделать вывод: Лук состоит из клеток.

Что такое лук? (тело, живой организм)

Продолжите вывод: Все живое состоит из клеток : и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли.

Есть ли расстояние между клетками? (нет)

Тогда вывод: луковица состоит из твердого вещества.

Только микроб – это одна клетка, а например лист – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000.

Есть клетки – гиганты, вы их знаете, но не догадываетесь об этом.

Н-р, рыбная икринка, куриное яйцо.

Для чего использовали микроскоп?

Могли мы рассмотреть клетки без микроскопа?

-
В чем нам помог микроскоп? (мы смогли узнать, что все живое состоит из клеток)

Делаем фото клетки, накладываем текст.

    Тема урока: Строение листа. Виды жилкования.

Лабораторная работа: Рассматривание листьев, знакомство с различными видами жилкования, создание слайд-шоу с помощью микроскопа.

Цель: узнать различные виды жилкования

Объекты изучен ия: различные листья растений

Оборудование: цифровой микроскоп.

Другой вариант работы – создание слайд - шоу.

Перед нами листья с разных растений.

Что мы видим на живом зеленом листе? (жилки)

- Жилки – транспортные пути, по которым передвигаются в листе питательные вещества, жилки придают листья прочность.

Перед нами стоит задача рассмотреть листья разных растений и выяснить: Одинаково расположены жилки на образцах?

1) Циссус – комнатный виноград.

(на сетку)

Т
акое жилкование называется СЕТЧАТОЕ

2) Хлорофитум

На что похоже расположение жилок на листе? (на прямые линии)

Крупные жилки проходят вдоль пластинки параллельно друг другу,

жилкование ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ


3) Лавр

Как на этом листе располагаются жилки? (линии похожи на дуги , кроме центральной)

Т
акое жилкование ДУГОВОЕ.

4) Молочай

-
На что похоже расположение жилок на листе? (на перышки)

Жилкование – ПЕРИСТОЕ

Сейчас я предлагаю рассмотреть колючку кактуса.

Что такое колючка для кактуса? (Они являются видоизмененными листьями, напоминающими микроскопически тонкие трубочки)

-
Для чего кактусу колючки? ни служат для впитывания влаги . Кактусы способны впитывать воду всей поверхностью стебля, но колючки делают это особенно интенсивно. В какой-то степени колючки служат и для защиты .

Ещё одна задача колючек – защита стебля от палящего солнца . У некоторых видов кактусов колючки настолько плотно покрывают стебель, что его практически не видно. А есть виды, покрытые густым белым пухом, напоминающим роскошный мех. А холодной ночью такая шубка защитит от холода, когда бывают нередкие в этих местах минусовые температуры.
А ещё колючки
служат украшением .)



Рассматриваемые образцы фотографируются, заносятся в коллекцию.

Затем делаем из полученных фотографий слайд-шоу, подписываем, можно добавить музыкальное сопровождение.

В чем нам помог микроскоп?

    Тема урока: Строение вещества.

Лабораторная работа: смешивание различных веществ, создание фильма с помощью микроскопа.

Цель: узнать, что происходит с веществами при смешивании друг с другом?

Объекты изучен ия: вода, акварельные краски, кусочек сахара, растворимый кофе.

Оборудование: цифровой микроскоп.

Итак, мы с вами знаем, что нас окружают тела, тела состоят из веществ, а вещества состоят из частиц.

Сейчас нам предстоит выяснить, что произойдет с веществами, если их смешать друг с другом?

Приведите примеры любых веществ.

Проведем исследование. Снимем фильм, чтобы показать на уроках учащимся класса.

Смешаем два жидких вещества: воду и краску.

В воду аккуратно положить каплю чернил или краски.

Наблюдаем за окрашиванием воды и снимаем фильм.

Почему окрасилась вода?

Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной?

(Нет, вода окрасилась, потому что состоит из отдельных частиц, между которыми есть промежутки).

Почему окрашивание происходило в разные стороны? (частицы двигаются в разных направлениях)

Сейчас проведем следующее исследование, которое поможет нам узнать: могут ли частицы твердого вещества смешаться с частицами жидкого вещества?

В воду положим кусочек сахара.

Что происходит с сахаром? (Он тает и становится невидимым)

А что станет с водой? (Она станет сладкой)

Почему это происходит? (частицы воды смешались с частицами сахара)

Теперь добавим гранулу кофе.

Что мы видим?

Почему гранулы кофе хватило, чтобы окрасить воду?

(В нем много частиц).

Так почему же окрасилась вода? (гранула кофе распалась на мелкие частицы и ее частицы смешались с частицами воды)

Что мы смогли увидеть, лучше рассмотреть с помощью микроскопа?

Давайте еще раз посмотрим фильм, но уже на большом экране.

5. Итог

Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом учащихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. Цифровой микроскоп позволяет

    изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно;

    использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся;

    применять разноуровневые задания для учеников одного класса;

    создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме;

    использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала.

Использование цифрового микроскопа при проведении школьных биологических исследований дает ощутимый дидактический эффект в планемотивации , систематизации и углубления знаний учеников, то есть формирования так называемых обучающих возможностей, развития способностей учащихся к приобретению и усвоению знаний.

Кудинов В.В.

Челябинский государственный педагогический университет, Россия

Концепция изучения дисциплин

естественнонаучного цикла в современной школе

и формирование естественнонаучных умений

В существующих концепциях построения содержания общего образования одним из ведущих факторов, определяющих структуру содержания, приводится структура объекта изучения – окружающей действительности. Структура окружающего материального мира отражена в научных знаниях, которые стремятся к объективному отражению действительности. Поэтому именно научные знания, соотношение предметных областей отдельных наук и являются одним из основных факторов, влияющих на структуру содержания общего образования.

Предметом наук, изучающих природу, Ф. Энгельс определил движущуюся материю. Познание тел подразумевает познание различных форм движения, следовательно, основным предметом естествознания можно выделить различные формы движения. Энгельс также показал, что каждой форме движения соответствует определенный материальный носитель в природе. Опираясь на это положение, Б.М. Кедров уточняет: предметом естествознания являются различные формы движения материи в природе, носителей, структуру, взаимосвязи, закономерности, взаимопереходы и развитие которых изучает естествознание.

По определению Энгельса, каждая естественная наука изучает либо отдельную форму движения материи, либо ряд связанных между собой форм движения. Взаимосвязь наук определяется соотношением различных форм движения материи.

Формой движения материи называют определенный вид движения, который характеризуется единством определяющих его признаков и общностью материального носителя.

Поскольку физика изучает самые простые и общие формы движения материи, именно с нее и следует начинать цикл естественнонаучных предметов в школе. Следом за физикой следует изучать химию, а после этого – физическую географию и биологию. Такая последовательность школьных предметов в полной мере будет отражать логику изучения закономерностей природы.

В настоящее время изучение естественнонаучных предметов начинается с биологии в пятом классе, к изучению физики ученики приступают в седьмом, а химии – в восьмом. Такая последовательность не создает возможности научного объяснения процессов, происходящих в живых организмах. В результате этого школьный курс биологии является описательным, а биологическая форма движения рассматривается изолированно от более простых форм. Такое положение в школьном преподавании не соответствует современному состоянию биологической науки и не отражает закономерностей развития естествознания. Современная биология не может развиваться в отрыве от химии и физики, тенденция ее развития указывает на все возрастающую роль физики в биологических исследованиях. Однако в школьном курсе биологии не учтены ни современное состояние соответствующей науки, ни тенденции ее развития. С нарушением логики научного познания встречаемся и в школьном курсе химии. Хоть его преподавание и начинается позже, чем физики, тем не менее, в них наблюдается несогласованность. Эта несогласованность выражена в различной трактовке естественнонаучных понятий в двух курсах, ненужном дублировании при изучении сходных тем, встречающихся физических ошибках в учебниках химии, в изучении отдельных тем до рассмотрения соответствующих вопросов на уроках физики. Например, в учебнике химии 8 класса Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана рассматриваются ядерные реакции, тогда как соответствующий раздел физики изучается в 11 классе.

Современное содержание предметов естественного цикла не обеспечивает раскрытия перед учащимися взаимосвязи физических, химических форм материи, общности фундаментальных естественнонаучных понятий, законов, теорий, общности методов исследований, формирование единой естественнонаучной картины мира. Этот серьезнейший недостаток в содержании и структуре предметов естественного цикла требует незамедлительного его устранения (преодоления).

Восстановление логики изучения естественнонаучных предметов требует изменения последовательности разделов и тем и в самом школьном курсе физики. В настоящее время атомная и ядерная физика изучаются в конце школьного курса, Тогда как рассматриваемые в этих разделах формы движения материи относятся к простейшим. С другой стороны, выше было сказано, что физика изучает и такие формы движения, которые являются общими для материальных объектов на любом уровне организации (механическую, термодинамическую, квантово-механическую) Это обстоятельство тоже накладывает свои ограничения на структуру школьного курса физики. Таким образом, можно заключить, что для более полного отражения закономерностей естествознания в школьном обучении целесообразно: 1) изменить последовательность предметов естественнонаучного цикла: физика ® химия ® биология , начиная их изучение с 5 класса, и 2) существенно пересмотреть содержание и структуру соответствующих курсов.

Русский публицист XIX в. Д.И. Писарев писал: «…без физики нельзя взяться за химию, без физики и химии нет возможности приступить к физиологии животных и растений. Разумное, плодотворное изучение природы возможно только при соблюдении самой строгой последовательности» .

Согласно концепции естественнонаучного образования А.В. Усовой , изучение предметов естественного цикла начинается с курса физики. Учитывая место данного курса в системе предметов естественного цикла, его назвали «опережающим».

Вот основные положения концепции его построения.

1. Физика является обязательным предметом в основной школе и ведущим компонентом базового естественнонаучного образования. Наряду с общими целями базового физического образования, отраженными в различных документах по образованию, следует выделить: создание у учащихся понятийной базы, необходимой для успешного изучения других предметов естественного цикла; раскрытие общности фундаментальных естественнонаучных понятий, законов и теорий, методов исследования, диалектической взаимосвязи явлений природы.

2. Отражая единство содержательной и процессуальной сторон обучения, в содержании опережающего курса физики выделяются два блока: основной и вспомогательный.

Дидактическая модель опережающего курса физики

Основной блок

Вспомогательный блок

(предметные

научные знания)

I . Комплекс вспомогательных знаний (содержательная часть):

II . Способы деятельности (процессуальная часть):

I . Основы физики:

факты

понятия

законы

элементы теорий

научные основы техники

методы физических исследований

II . Элементы

астрономии

1. Логические

2. Методологические

3. Философские

4. Межпредметные

5. Историко-научные

6. Вопросы прикладного характера

7. Астрономические

8. Оценочные

9. Экологические

1. Познавательной

2. Практической

3. Самоконтроля

4. Оценочной

За период обучения в средней школе учащиеся выполняют большое число различных опытов. Однако, как показывают исследования, обобщенных умений самостоятельно проводить эксперимент они не приобретают в достаточной мере.

Экспериментальные умения формируются и используются в учебном процессе по всем предметам естественного цикла. С помощью экспериментов (опытов) познаются физические и химические свойства веществ, свойства живых организмов, закономерности явлений, протекающих в природе и технике. Поэтому их формированию необходимо уделить особое внимание.

При формировании экспериментальных умений важно дать общее понятие об эксперименте как одном из важных методов научного и учебного познания, раскрыть его функции и структуру, научить учащихся самостоятельно планировать учебный эксперимент и выполнять все операции, из которых он слагается.

Проведенные под руководством А.В. Усовой исследования показали, что формирование этого умения происходит более успешно при выполнении следующих условий:

а) если в самом начале изучения физики дается общее понятие об эксперименте и раскрывается его структура (состав операций, из которых слагается эксперимент, и последовательность их выполнения) – на примере опытов, демонстрируемых на уроке учителем;

б) если затем отрабатываются умения выполнять самостоятельно отдельные операции при выполнении лабораторных работ под наблюдением и контролем учителя;

в) если затем предлагается учащимся выполнять самостоятельно комплекс операций, а часть операций (наиболее сложных) выполняются под руководством и контролем учителя;

г) предоставление учащимся самостоятельности при выполнении всех операций, из которых слагается выполнение опыта;

д) выработка умения определять погрешности опыта.

Литература:

1.Даммер М.Д. Методика опережающего изучения физики в основной школе [Текст] учеб. пособие по спецкурсу / М.Д. Даммер. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 1999.

2.Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] сост. В.В. Большакова. М.: Педагогика, 1984.

3.Усова, А.В. Новая концепция естественнонаучного обучения [Текст] / А.В. Усова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2002.

4.Усова, А.В. Теоретико-методологические основы построения новой системы естественнонаучного образования [Текст] / А.В. Усова, М.Д. Даммер, С.М. Похлебаев, М.Ж. Симонова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2000.

5.Усова, А.В. Формирование у учащихся общих учебно-познавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла [Текст] / А.В. Усова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2002.

«День учебного кино!» Экологический урок "Войди в природу другом!»

В рамках декады естественных наук учащиеся 6 "А" класса провели развивающее занятие для учеников 2 -го класса. Экологический урок "Войди в природу другом!" подготовили и провели Облакова Кристина, Шалаева Варвара, Комкова Анна, Егер Мария. На занятии ребята узнали о правилах поведения на природе, о бережном отношении. Урок был проведён в игровой форме, ученики решали ребусы, отгадывали загадки и кроссворды.

Ждем с нетерпением новых интересных открытий!






День девятый...

Игра-викторина "Занимательная биология"…

Наши ребята из 7-х классов провели игру-викторину "Занимательная биология" в начальной школе. Интересно рассказали о животных, а также продемонстрировали больших живых улиток.

На биологической викторине "В мире животных" учащиеся 7-х классов показали свои знания по биологии. Целями викторины стало воспитание чуткого и бережного отношения к живой природе, развитие интерес к животному миру, закрепление своих знания о животных.

Встреча была очень увлекательной и интересной!

День восьмой...

«День экспериментального кино!» Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? Внимание! Невесомость!»…

Учащиеся 7-х классов приняли участие в интеллектуальной игре "Что? Где? Когда?" по теме "Внимание! Невесомость!"

Данная игра способствовала формированию и развитию у учащихся интеллектуального и духовного потенциала, развитию такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе.

В ходе игры учащиеся повторяли и вспоминали знания, полученные на уроках и в жизни, навыки общения, поведения в затруднительной ситуации, при этом активизировалась долговременная память, активность учащихся, способность переключать внимание с одного учебного предмета на другой, как следствие, повысилась эрудиция игроков.

Ребята отвечали на вопросы, связанные с особенностями жизни космонавтов на орбите, а также об обеспечении жизнедеятельности в космосе.


День седьмой...

«День фильма-обозрения!» Интеллектуальная игра «Сто к одному»…

Учащихся 7-8 классов приняли участие в интеллектуальной игре «Сто к одному» .

Задачей участников этой популярной игры состояла в том, чтобы угадать наиболее распространённые ответы учащихся нашей школы на предложенные вопросы.

«Сто к одному» — командная игра. Каждый игрок должен был высказать своё мнение, предложить свою версию, но победа досталась всей команде в целом. Все команды приняли активное участие в игре и награждены грамотами за участие в интеллектуальном мероприятии школы.


День шестой...

«День видового кино на различные темы!» Игра-викторина «По странам и континентам»…

В нашей школе состоялось увлекательное событие - игра-викторина «По странам и континентам»!

Целями данного мероприятия стало развитие познавательного интереса к предмету, повторение изученного материала, его обобщение и закрепление, развитие способности обобщать и систематизировать изученный материал, логически мыслить, а также воспитание чувства ответственности, географической культуры и эстетическое восприятие географических объектов.

Ребята с большим удовольствием отвечали на вопросы викторины, открывая для себя новые знания в области географии.






День пятый...

«День научно- фантастического фильма»! Кинолекторий «Великие ученые России»…

2017 год - это год знаменательных космических событий-60 лет запуска первого спутника Земли и 160-летие со дня рождения выдающегося ученого К.Э Циолковского. Поэтому тема освоения Космоса проходит через всю декаду. Этому была посвящена «Космическая викторина», игра «Начало космической эры». А также Кинолекторий, посвященный К. Э. Циолковскому.

Также в нашей школе прошел конкурс проектно-исследовательских работ «Первые шаги в науку». На нем было представлено 15 интересных работ, посвященных различным темам. Ребята узнали, почему вредны газированные напитки и блюда быстрого питания, а витамин С полезен, кто загрязняет речку Чермянку, как образуется дождь, какие птицы живут в наших лесах.

А команды 7- 8 классов совершили увлекательное путешествие во времени. Ребята узнали об интересных страницах биографий великих ученых-естествоиспытателей прошлого, а также много нового об открытиях в физике, химии, биологии и географии. Квест позволил посмотреть учащимся по-иному на привычные вещи, окружающие нас.



День четвертый...

«День фильма-исследования»! Конкурс проектов «Первые шаги в науку»…

В рамках декады предметов естественнонаучного цикла в 9-х классах прошла игра "Великие ученые-биологи и их открытия". Интерактивная форма позволила вспомнить фамилии великих ученых, которые внесли бесценный вклад в науку о жизни, достижениями,которых мы пользуемся до сих пор.

А 5-е классы приняли участие в увлекательном квесте "Лесная сказка ", в ходе которого ребята определяли животных по следам, по частям тела (раковины, кости, бивни, хитиновый панцирь, зубы), составляли пазлы с животными леса, отгадывали кроссворд по загадкам о лесе. В конце все команды искали буквы и составили слово - «заповедник». Объясняли, почему игра заканчивается этим словом.

Ждем новых открытий!






День третий...

« День научно-популярного кино »! Физический «Брейн- ринг»…

В рамках декады предметов естественнонаучного цикла в нашей школе прошло интеллектуальное состязание по физике «Брейн-ринг» среди учащихся 11 класса. Целью данного мероприятия стало обобщение и систематизация ранее изученного материала, применение жизненного опыта для решения практических заданий, а также активизация познавательной деятельности обучающихся.

Ребята показали знания физических явлений, проявили сообразительность, находчивость и взаимовыручку при выполнении заданий на различных этапах игры.

С нетерпением ждем новых интересных встреч!

День второй...

«День кинохроники»! Естественнонаучный квест «Таинственная комната»…

Учащиеся 8 классов нашей школы посетили квест по естественным наукам «Таинственная комната». Ребятам предстояло посетить 4 комнаты: "Физическую", "Химическую", "Географическую" и "Биологическую". В ходе квеста команды проявили себя настоящими испытателями, они успешно решали задачи, проводили опыты, отгадывали тайные предметы. Для этого им пришлось использовать все свои знания по данным наукам, а также смекалку, эрудицию, способность принимать правильное решение.

При подведении итогов все команды были очень довольны состоявшейся игрой и полны сил для участия в следующих мероприятиях декады естественных наук. Победителем стала команда первого учебного корпуса.

Выражаем благодарность учащимся 9 классов за оказанную помощь в проведении квеста!






День первый...

Открытие декады предметов естественнонаучного цикла! "Фестиваль документального кино «Великие ученые России"...

2017 год богат юбилеями великих российских ученых и изобретателей в области физики, химии, биологии и географии

220 лет со дня рождения Ф.П. Врангеля (1797-1870), русского путешественника, адмирала, одного из учредителей Русского Географического общества.

110 лет со дня рождения С.П. Королева (1907-1966), выдающегося ученого и конструктора в области ракетостроения и космонавтики.

100 лет со дня рождения И.А. Рапопорта (1912-1990), советского генетика, выведшего 380 новых сортов растений.

170 лет со дня рождения П.Н. Яблочкова (1847-1894), русского изобретателя.

140 лет со дня рождения Г.Я. Седова (1877-1914), русского гидрографа и исследователя Арктики.

205 лет со дня рождения Н.Н. Зинина, русского химика, первого президента Русского физико-химического общества.

160 лет со дня рождения К.Э. Циолковского (1857-1935), выдающегося русского ученого и изобретателя, основоположника современной космонавтики.95 лет со дня рождения Н.Г. Басова (1922-2001), российского физика, изобретателя лазера. Лауреат Нобелевской премии по физике.

145 лет назад (1872) русский электротехник А.Н. Лодыгин подал заявку на изобретение им электрической лампы накаливания.

60 лет назад (1957) в нашей стране был произведен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. Начало космической эры.

Поэтому декаду естественнонаучного цикла мы посвятили великим ученым России.

5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.


Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении. В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ИНФОРМАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Образовательный проект

Интеграция предметов естественнонаучного цикла

в условиях национальной образовательной инициативы

Работу выполнила:

Методист информационно-

Диагностического кабинета

Легостина Эльвира Павловна

г. Павлово

2010г .

  1. Введение

Национальная образовательная инициатива «Наша

Новая школа» (приказ президента РФ Д.А. Медведева)

  1. Этапы развития интеграции в образовании
  2. Концептуальная часть

Объект исследования

Предмет исследования

Цель и задачи проекта

Необходимые условия реализации проекта

Ожидаемые результаты

Преимущества и недостатки в реализации проекта

Риски реализации проекта, пути решения

6. Ресурсное обеспечение реализации проекта

7. Этапы реализации проекта

8. Список литературы

Введение

УТВЕРЖДАЮ
Президент Российской Федерации

Д.А.Медведев

Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, позволяющий России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечивающий достойную жизнь всем гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в 21-м веке?
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

3. Совершенствование учительского корпуса


4. Изменение школьной инфраструктуры

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

6. Расширение самостоятельности школ

Интеграция - одна из актуальных проблем в обучении

С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает; увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования выступают как разрозненные элементы знаний. Самостоятельность предметов, их слабые связи друг с другом порождают серьезные трудности в формировании учащихся целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры. Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

В результате вышеперечисленных факторов возникает идея интеграции знаний, в первую очередь родственных предметов.

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.

Интегративный подход в обучении – это реальное воплощение интегративного принципа в профессиональной деятельности учителя: совокупность задач, содержания, форм, методов, приемов, средств в изучении взаимосвязанного материала родственных дисциплин для создания системных знаний школьников в данной области, влияющих на формирование целостного мировоззрения учащихся. Такой подход дает возможность педагогу осознать уникальность и самоценность каждого обучаемого, понять смысл современных гуманистических концепций и педагогических технологий.

Принцип интегративности как один из дидактических принципов обучения, требует создания педагогических условий для осуществления интеграции:

От общетеоретического обоснования необходимости интеграции конкретных учебных дисциплин;

Определения оптимального уровня и формы интеграции предметов;

Точек сопряжения учебного материала, его ведущих идей;

Координирования программ учебных предметов;

Использования соответствующих методов и приемов, средств обучения с целью формирования целостных знаний школьников о мире.

Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения дублирования и повторов, неизбежных в преподавании разнообразных предметов. Систематическое и органическое подкрепление понятий и навыков на новом предметном материале приводит к формированию учащихся умений и желания использовать ранее полученные знания.

За методикой интегративного образования – будущее. Благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Этапы развития интеграции в образовании.

История интеграции в образовании структурируется на три этапа:

  1. рубеж веков – 20-е гг. проблемно-комплексное обучение на межпредметной основе (трудовая школа);
  2. реализация межпредметных связей;
  3. собственно интеграция.

Рассмотрим эти этапы более подробно. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной интеграционной основе были предприняты в начале века в США Дж. Дьюи и в 20-х г. в Советской России С. Т. Шацким, М. М. Рубинштейном и др. Это направление вошло в историю педагогики под названием трудовой школы. Основной принцип – «метод жизненных комплексов», то есть интеграция знаний из различных предметных областей вокруг некой общей проблемы. Это был первый практический опыт организации учебного процесса. Но в 1931 году метод был осужден и отвергнут.

Второй этап – межпредметные связи – начинается в 1952 году.

Данный этап характеризуется совместным планированием учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знание ими учебников и программ смежных предметов.

Основными функциями межпредметных связей являются: формирование качеств знаний таких как: системность, глубина, осознанность, гибкость; развитие творческого мышления учащихся, познавательной активности, самостоятельности; способности к преодолению предметной инертности мышления и расширение кругозора учеников; осуществление комплексного подхода в воспитании; совершенствование содержания учебного материала, методов и форм организации обучения.

С 80-х годов начинается третий этап развития интегративных процессов в отечественной педагогике - этап собственно интеграции.

Интеграция в образовании осуществляется в трех направлениях :

а) новые типы школ интегрированного характера (лицеи, колледжи, гимназии);

б) учебные интегрированные курсы;

в) интегративные методы (деловые игры и т.д.) и формы (интегрированные уроки).

Аналитико-прогностическое обоснование проекта

Организация и реализация проекта определяется особенностями образовательной ситуации, которая характеризуется профессиональной деятельностью педагогов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс.

Всего преподавателей естественных дисциплин (основных работников школ) в Павловском районе на начало 2010-11учебного года - 69 человек;

из них учителей:

физики – 16 человек;

географии - 18 человек;

биологии – 21 человек;

химии – 14 человек

100% преподавателей естественного цикла имеют высшее профессиональное образование.

Наличие квалификационной категории у 64 человек – 92,7% :

высшая– 19 чел. – 29,6%;

первая - 30 чел. - 46,8%;

вторая – 15 чел. – 23,4%;

В период с 2006г. по 2010г. прошли курсы повышения квалификации:

2006г . - 18 чел. 2009г. – 11чел.

2007г. – 10 чел. 2010г. – 17 чел.

2008г. – 6 чел.

Учителями естественнонаучного цикла Павловского муниципального района созданы и используются в учебном процессе авторские методические программы, реализующие идею интеграции в образовании, имеющие экспертное з аключение НИРО:

МОУ СОШ № 5 г. Павлово – 5 программ

МОУ СОШ № 7 г. Павлово – 1 программа

МОУ СОШ №1 г. Ворсма – 1 программа

МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино – 2 программы

Адресат (класс, ОУ)

Экспертное заключение НМЭС НИРО (№, дата выдачи)

Программа курса «Экология»

Митрофанова Э.А., учитель биологии МОУ СОШ №7

5класс, МОУ СОШ №7г.Павлово

№ 59

22.05.2005г.

Программа элективного курса «Химия окружающей среды»

Никитина Ф.В., учитель химии МОУ СОШ №1 г. Ворсма

11класс, МОУ СОШ №1г. Ворсма

№74,

23.05.2007г.

Программа элективного курса «Экология комнатных растений»

Балакина Н.В., учитель биологии МОУ СОШ № 1 р.п. Тумботино

7-9 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 105,

16.06 2009г.

Программа экологического образования

Балакина Н.В., учитель биологии и экологии МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

5-11 классы МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

№ 222,

19.12. 2007г

«Медицинская генетика»

№97, 2006год

«Гигиена и экология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№98, 2006год

«Биоэтика»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№99, 2006год

«Основы микробиологии и вирусологии»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ №1

11 класс МОУ СОШ №5 г. Павлово

№100, 2006год

«Анатомия и физиология человека»

Крючкова Н.И. – зам. директора МОУ СОШ № 1, работает по программе учитель биологии

Димитриенко Н.Г.

10 класс МОУ СОШ № 5г. Павлово

№ 21, 2006год

В общеобразовательных учреждениях г. Павлово ведется профильное изучение, предметов естественного цикла, на основе интегративного подхода:

Образовательное

Учреждение

Направление профиля

Наличие договора с ВУЗом, СУЗом

МОУ СОШ № 1

г. Павлово

Естественно-математический

ННГАСУ

МОУ СОШ № 5

Г. Павлово

Естественно-математический;

Химико-биологическая специализация

ГОУ Нижегородский медицинский базовый колледж

МОУ СОШ № 10

г. Павлово

Естественно-математический

Научно-методический центр «Школа нового поколения»

Совершенствование профессионального мастерства педагогов осуществляется с помощью участия их в различных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, национальных проектах и т.д.

Количество

участников и победителей ПНПО по предметным областям

Предмет

Количество участников

Количество победителей

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2007г.

2008г.

2009г

2010г.

Биология

География

Химия

Физика

Всего

В 2010 году грантом Губернатора Нижегородской области награждены:

Учитель биологии: (МОУ СОШ № 1

Р.п. Тумботино);

Учитель химии: Рыжова Марина Евгеньевна (МОУ СОШ д. Ясенцы)

В работе с детьми педагоги применяют новые образовательные

технологии:

Здоровьесберегающие;

Технологии проектной и исследовательской деятельности;

Разноуровневого, развивающего, диалогового, проблемного, личностно - ориентированного обучения;

Технологию сотрудничества, полного усвоения знаний, критического мышления.

87% преподавателей естественнонаучных дисциплин строят учебный процесс на основе использования современных информационно-камуникационных технологий, таких как:

Обучающие программы;

Контролирующие программы;

Программы- тренажеры;

Демонстрационные программы;

Имитационно-моделирующие программы;

Справочно-информационные программы;

Мультимедиа учебники;

Работают с интерактивной доской.

Большинство общеобразовательных учреждений Павловского района в достаточной мере оснащены учебным оборудованием , необходимым для повышения качества изучаемых предметов:

№ п/п

Индикатор

Показатель 2009 года

Показа

тель 2010 года

Кол-во компьютерных классов (кабинетов информатики)

Кол-во компьютеров в кабинетах информатики

Кол-во компьютеров, установленных в других учебных кабинетах (физики, химии, биологии и т.д.)

процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в образовательном процессе

Кол-во мультимедийных проекторов

Процент учителей, использующих проекторы в учебном процессе

34,5

Кол-во интерактивных досок

Процент учителей, использующих интерактивные доски в учебном процессе

20,7

Кол-во лицензионных дисков в школьной медиатеке для учебных предметов

2034

2575

Кабинет физики (кол-во)

18+6с

18+6с

процент

83,8

7 класс

87,75

8 класс

9 класс

78,7

10 класс

11 класс

85,7

процент

61,6

Электродинамика

66,9

Термодинамика

66,6

Механика

72,6

Оптика

63,9

Ядерная физика

38,2

Кабинет химии (кол-во)

16+7с

16+7с

наличие вытяжного шкафа в рабочем состоянии

процент обеспеченности лабораторным оборудованием и химическими реактивами для выполнения практической части программы:

83,4

8 класс

84,2

9 класс

83,6

10 класс

11 класс

87,8

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов:

Неорганическая химия

74,9

Органическая химия

71,2

Кабинет биологии (кол-во)

17+7с

17+7с

процент обеспеченности лабораторным оборудованием для выполнения практической части программы:

6 класс

7 класс

72,4

8 класс

74,5

9 класс

74,8

10 класс

74,7

11 класс

73,5

процент обеспеченности демонстрационным оборудованием по каждому из разделов биологии:

71,7

Природоведение

Ботаника

77,2

Зоология

69,1

Анатомия

72,5

Общая биология

65,8

Кабинет географии (кол-во)

17+5с

17+5с

процент обеспеченности картами:

76,9

Карты мира

Карты материков, их частей и океанов

74,7

Карты России

75,2

В результате сравнительного анализа за 2009 и 2010 годы, обеспеченности учебным оборудованием кабинетов естественных дисциплин, можно сделать следующие выводы:

Наблюдается увеличение процента оснащенности кабинетов лабораторным и демонстрационным оборудованием;

Значительно возрос показатель численности компьютеров в кабинетах предметных дисциплин;

Вырос процент учителей, прошедших курсовую подготовку по использованию ИКТ в обучении;

Увеличилось количество современного компьютерного оборудования,

В школах; соответственно увеличился процент учителей, использующих современное компьютерное оборудование в учебно-воспитательном процессе.

Все вышеперечисленные показатели свидетельствуют о повышении

профессионального уровня педагогов естественных дисциплин, об

увеличении количества учебного оборудования в общеобразовательных

учереждениях, что оказывает значительное влияние на качество учебно-

воспитательного процесса и создает эффективные условия для реализации данного проекта.

Концептуальная часть

Проект Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одновременно с введением стандартов второго поколения планирует сформировать у школьников в процессе обучения целостный социально-ориентированный взгляд на мир. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей различных предметов.
Интегративный подход в обучении является одним из способов в построении новой образовательной системы.

В учебно-воспитательном процессе интеграция может осуществляться на любом этапе:

1) на этапе педагогических целей (ориентация на такие интегральные свойства и характеристики личности, как активность, самостоятельность, креативность);

2) на этапе содержания (интегрированные программы, учебные курсы);

3) на этапе сфер активности школьников (интегрированные уроки, экскурсии, конференции, проекты);

4) на этапе педтехнологий (вариативность интеграционных форм и методов педагогического воздействия)

Необходимо выделить несколько уровней интеграции:

Первый уровень – осуществление межпредметных связей в процессе обучения. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира.

Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработки учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера. Такая работа может быть осуществлена на основе выделения стержневых линий учебных курсов.

Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла.

Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, таких как наблюдение, гипотеза, эксперимент; обучение этим методам учащихся.

Средства и формы обучения необходимые для интеграции знаний:

Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе, и на качественно ином уровне.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Структура интегрированных уроков отличается от обычных следующими особенностями:

1) предельной четкостью, компактностью учебного материала;

2) логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала

Интегрируемых предметов на каждом этапе урока;

3) большой информативной емкостью учебного материала используемого

На уроке.

При планировании и организации таких занятий учителю важно учитывать следующие условия:

В интегрированном уроке объединяются блоки знаний нескольких

Предметов, поэтому важно правильно определить главную цель

Интегрированного урока;

Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности

Учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности

В ходе урока;

При проведении интегрированного урока учителям требуется тщательная

Координация действий.

Ориентация педагогов на структурирование содержание образования в соответствии с методологией научного познания позволит не только осуществить интеграцию содержания учебного материала но и:

Рационально сократить объем информации, предлагаемой школьникам;

Более четко систематизировать учебный материал;

Создать у детей представления о целостной научной картине мира.

Методическая характеристика проекта

Объект исследования : интеграция предметов естественнонаучного

цикла, способствующая повышению профессионального уровня педагогов и

Формирующая у школьников понимание целостной научной картины мира.

Предмет исследования : процесс обучения естественным дисциплинам на

Интегративной основе.

Цель проекта : расширение профессиональных компетенций преподавателей

естественнонаучного цикла в области интеграции содержания учебных

предметов.

Задачи:

Спланировать и организовать работу по реализации данного проекта в

Соответствии с новыми требованиями к образованию;

Оказать методическую помощь педагогам по данному вопросу;

Подготовить квалифицированные кадры, для осуществления интегратив-

Ного подхода в обучении;

Построить образовательный процесс на основе новой педагогической

Технологии;

Разработать и реализовать программу интегрированного обучения

Предметам естественнонаучного цикла.

Необходимые условия реализации проекта:

1) изучение литературы по данной теме;

2) знакомство с требованиями и особенностями новой системы обучения;

3) организация и проведение курсов повышения квалификации учителей

В данной образовательной области;

4) обмен опытом педагогов, реализующих интеграцию в обучении.

В рамках осуществления образовательного проекта информационно-диагностическому кабинету необходимо оказывать систематическое информационно-методическое сопровождение педагогам, координировать работу учителей и учащихся с целью достижения положительного результата в экспериментальной работе.

Ожидаемые результаты

Наличие высококвалифицированных педагогических кадров;

Создание педагогической технологии на интегративной основе;

Разработка и реализация программ, на основе интегративного

Подхода в обучении предметам естественнонаучного цикла

Участники эксперимента

  1. ГОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород (курсы повышения квалифика-ции преподавателей, организация и проведение семинаров, конференций);
  2. Информационно-диагностический кабинет управления образования администрации Павловского муниципального района;
  3. Образовательные учреждения Павловского района.

Руководитель (координатор) эксперимента:

со стороны муниципальной методической службы – Легостина Э.П. - методист информационно-диагностического кабинета.

со стороны образовательных учреждений – заместители директоров поУВР, НЭР, педагоги.

Сроки реализации проекта

2010-2013 годы.

Преимущества и недостатки

Плюсы интегративного подхода в образовании:

  1. адекватность современному уровню научных представлений о мире;
  2. возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
  3. расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности;
  4. стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих принципам интегративного подхода;
  5. объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых;
  6. снятие перегрузки в учебном процессе, уменьшение количества предметов;
  7. получение качественно нового педагогического результата

Недостатки:

отсутствие учебно-методического комплекса;

Недостаточная подготовленность педагогов по данному

Направлению работы;

Методы сбора и обработки экспериментальных данных

- исследовательский (изучение литературы, нормативно-правовой базы);

  1. эмпирические методы (наблюдение, опросы, анкетирования);
  2. изучение и обобщение опыта интегрированного обучения школьников;
  3. мониторинг инновационной деятельности.

Структура организации эксперимента

1 уровень – муниципальные образовательные учреждения.

2 уровень – муниципальное образовательное пространство. Деятельность

Информационно-диагностического кабинета.

3 уровень - образовательное пространство Нижегородской области. Координация взаимодействия участников экспериментальной деятельности.

Риски:

Введение новой технологии в образовательный процесс;

Сертификация программ курсов,

Пути решения:

1) изучение нормативно-правовой базы, разработка положений, документов;

2) подготовка педкадров;

2) создание, экспертиза и сертификация программ;

3) механизм взаимодействий на уровне района, области.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые ресурсы:

Закон РФ «Об образовании»

Приказ президента РФ № 271 от 04.02.2010г. « Об

Утверждении национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа»

Концепция модернизации российского образования

Программа экспериментальной деятельности Павловского района

Положение об организации инновационной деятельности

в образовательных учреждениях

Положение о педагоге-экспериментаторе

Положение о районном экспертном Совете

Положение об опытно-экспериментальной площадке

Положения о творческом объединении педагогов,

Педагогической мастерской

Положение, регламентирующее материальное стимулирование

Участников инновационной, опытно-экспериментальной деятельности

Договоры между образовательными учреждениями

И другими субъектами образовательной деятельности

Программа развития инновационной деятельности

Кадровые ресурсы.

Ф.И.О.

ОУ

Должность

Ответственный

Митрофанова Эльвира Алексеевна

МОУ СОШ № 7 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Балакина Наталья Валентиновна

МОУ СОШ №1 р.п. Тумботино

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Крючкова Надежда Ивановна

МОУ СОШ № 1 г.Павлово

учитель биологии

учитель-экспериментатор

Никитина Фаина Владимировна

МОУ СОШ № 1 г.Ворсма

учитель химии

учитель-экспериментатор

Программно-методические ресурсы:

2) методическая литература;

3) медиаресурсы

Финансовое обеспечение:

Средства муниципального бюджета.

Материальное стимулирование инновационных процессов

Из положений о материальном стимулировании педагогических работников

образовательных учреждений:

доплаты:

в размере 15% (должностного оклада) - руководителям

Районных методических объединений;

в размере 10% - руководителям районных творческих объединений;

в размере до 15%- членам опытно-экспериментальных площадок;

премии:

в размере до 25% - за работу в районном экспертном совете,

Экспертных комиссиях;

в размере до 30% - за организацию и работу в районных мероприятиях;

За разработку новых эффективных технологий;

Методик обучения, воспитания, развития детей

Основные этапы реализации проекта.

1. Подготовительный: информационно-аналитический этап(2010-11г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Изучение литературы и нормативно-правовой базы

сентябрь-октябрь

Легостина Э.П.

Диагностика готовности педагогов к изучению и внедрению новых образовательных технологий

ноябрь

Легостина Э.П., педагоги

Анализ концепции интегрированного обучения

Легостина Э.П.

Поэтапное планирование эксперимента.

Легостина Э.П.

Обучающие семинары:

1. « Современные проблемы интеграции предметов естественно-научного цикла»,

2. «Методические подходы к реализации процесса обучения на основе интегрированного содержания»

Легостина Э.П.

Разработка диагностических средств оценки результатов деятельности на данном этапе

Легостина Э.П., руководители РМО

Анализ работы.

Корректировка деятельности.

Легостина Э.П.

2. Основной: практический (2011-12г.г.)

Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный

исполнитель

1 .

Определение ресурсного обеспечения проекта: изучение и разработка нормативных документов, финансо-вое и материально-техническое оснащение

Легостина Э.П.

2.

Приобретение учебной и методической литературы

Легостина Э.П.,

Ежова Е.В.

3.

Организация и проведение курсовой подготовки учителей

Легостина Э.П.,

ГОУ ДПО НИРО

4.

Проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий педагогами естественных дисциплин

в течение года

учителя- предметники

5.

Проведение научно-практических семинаров по разработке интегрированного курса изучения предметов естественнонаучного цикла

Легостина Э.П.,

6.

Разработка программ

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги

7.

Экспертиза программ

экспертный совет

8.

Круглый стол «Информационная поддержка в реализации интегративного подхода в обучении»

Легостина Э.П., педагоги -экспериментаторы

9.

Разработка диагностических средств основного этапа


Легостина Э.П.

10

Анализ работы по реализации проекта на данном этапе

Легостина Э.П., педагоги

3. Итоговый этап (20012-13г.г.)


Описание деятельности

Сроки исполнения

Ответственный исполнитель

Корректировка документов и планирование дальнейшей работы.

Легостина Э.П., педагоги

Проведение семинаров, круглых столов по реализации программы

в течение года

Легостина Э.П., руководители РМО, педагоги -экспериментаторы

Веб-конференции по обмену опытом с учителями других районов

Легостина Э.П.

Обобщение инновационного опыта педагогов

руководители МО

Результаты реализации проекта

методист ИДК, педагоги-эксперимент.

Литература

1. Стандарты второго поколения Примерные программы по учебным предметам: География. Биология. Химия. Физика. М.: «Просвещение»,2010г.

2. Алексашина И. Интегративный подход в естественнонаучном образовании // Народное образование. – 2001г. - № 1.

3. Бородай А.А. Уроки на интегративной основе: Методическая разработка. - Днепропетровск, 2004г.

4. Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика № 4, 1999г.

5. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, 1998г. Подписи к слайдам.



Top