Понятие простая и сложная форма в изо. Презентация на тему "понятие формы многообразие форм окружающего мира"

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы – это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Форма – это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды – H2O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H2) и кислорода (O2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это – единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства – это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления – это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела


Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета – его каркас, внутреннее устройство.


Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.


Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, – архитектура, живопись и литература.


Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже – граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения – это развитие его содержания.
  • Внешняя форма – это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

Окружающая действительность состоит из предметов, образов и явлений. Все вместе они образуют многообразие форм окружающего мира.

Понятие формы - это важная составляющая человеческого познания, которая может помочь в изучении различных направлений науки.

Еще философы древности задумывались над значением этих понятий в жизни человека, считая все предметы состоящими из формы и материи. С развитием науки изменялись все основополагающие термины, в том числе и понятие формы. В настоящее время форма, являясь философской категорией, рассматривается вместе с содержанием.

Действительно, для того чтобы описать любой предмет или явление, достаточно дать характеристику его форме и содержанию.

Форма - это структурная организация содержания, его единственно возможный вид существования.

Например, если рассмотреть молекулу воды - H 2 O, то можно увидеть, что она состоит из атомов водорода (H 2) и кислорода (O 2). Это ее содержание. Но все атомы в этой молекуле соединены между собой определенным образом, а именно: на два атома водорода приходится один атом кислорода. И это - единственно возможная форма существования молекулы воды.

Закон диалектики

Содержание и форма не могут существовать друг без друга, а при их взаимодействии проявляется действие второго закона диалектики «О единстве и борьбе противоположностей». Например, при соответствии формы содержанию она способствует его развитию, в противном случае она это развитие тормозит. Тогда содержание вынуждено избавиться от устаревшей формы. В этом заключается процесс развития всех явлений в природе, а основной движущей силой этого развития является взаимодействие формы и содержания.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

По форме какой-нибудь вещи можно ее узнать, представить и запомнить. При этом глаз воспринимает все признаки формы: величину и конфигурацию, цвет, фактуру и занимаемое в пространстве место. По конфигурации несложно узнать знакомый объект. Например, даже издалека можно по силуэту заметить сидящую кошку.

Все окружающие предметы и явления имеют форму, в этом и заключается многообразие форм окружающего мира, а понятие формы присутствует во всех областях жизни.

Например, форма государственного устройства - это способ политического и территориального построения государства, а форма мышления - это тот способ, который используется для выражения мысли. Особенно необходимо понимание формы в изобразительном искусстве.

Простые геометрические тела

Понятие и виды форм изучаются на уроках изобразительного искусства в школе, где учащимся объясняется связь между окружающими предметами и простыми геометрическими телами, к которым относятся шар, цилиндр, конус, куб, призма, пирамида и параллелепипед.

Например, мяч, яблоко, грейпфрут и апельсин похожи на шар, а на цилиндр похожи стволы деревьев и колонны архитектурных сооружений.

Сложные геометрические тела

В общем, все окружающие предметы простой формы напоминают одну из простых геометрических фигур. Художники так и говорят: «Данная вещь представляет собой шар».

Более сложные предметы для удобства их изображения на бумаге художники рассматривают как сумму простых геометрических фигур. К сложным объектам можно отнести, например, животных, птиц, автомобили и другие предметы. Для их изображения в данном случае требуется представить конструкцию предмета - его каркас, внутреннее устройство.

Учащихся нужно научить отображать на бумаге окружающий мир. Урок строится таким образом, чтобы ученики научились объемную форму представлять состоящей из простых форм. Например, для изображения кувшина нужно сначала представить его каркас. Не рассматривая пока носик кувшина и ручку, можно заметить, что его горлышко напоминает цилиндр, а самая широкая часть похожа на шар, который с двух сторон переходит в конусы. Набросав на бумаге каркас, можно переходить к прорисовке изгибов и наложению светотени. А для изображения растения круглой формы достаточно представить шар. В случае с кувшином очень важно накладывать тень так, как бы она накладывалась на его составляющие: на шар, цилиндр и конусы. В этом случае будет правильно передан объем предмета.

Связь форм механизмов с формами предметов природы

Если на уроке изобразительного искусства выбрана тема «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира», то учащимся нужно показать связь между конструкциями некоторых механизмов и их формой с формами предметов природы. Например, все замечали, как похож на птицу современный самолет. Но это не только красиво, но и целесообразно, так как его обтекаемая форма оказывает наименьшее сопротивление слоям атмосферы и подходит для полета лучше всего.

Сравнение форм

Среди окружающих нас вещей и в природе можно найти множество предметов, формы которых будут похожи. Например, форма самолета напоминает силуэт птицы, а формы непрерывно изменяющихся облаков напоминают формы тех предметов, на которые они становятся похожи в данный момент.

Форма в искусстве

Орнамент является самой древней изобразительной формой в искусстве. За ним следуют музыка и устное творчество, воплотившееся в мифах, сказках и фольклоре. Следующие на исторической лестнице развития искусства стоят театр и хореография, а за ними, уже в средние века, - архитектура, живопись и литература.

Технический прогресс оказал свое воздействие на все сферы жизни человечества и в частности на искусство, которое проявилось в новых формах: кино, телевидении, фотографии, а позже - граффити и боди-арте. Возникновение же 3D-видео произошло благодаря совершенствованию цифровых технологий.

Цивилизация накопила огромный художественный пласт, который является основой его духовной культуры, тогда искусство само становится формой выражения этой культуры.

Что же такое художественная форма? Это описание действительности средствами искусства.

Художественная форма имеет свои признаки и особенности:

  • Она наглядна, так как всегда представляется выразительными средствами.
  • Использует образ как средство выражения идеи.
  • Она экспрессивна.
  • Подчеркивает реальность мира или противопоставляется ей.
  • Она многообразна. Человеческая фантазия создает новые ее формы.

Виды художественных форм

Существует разделение художественной формы на внешнюю и внутреннюю:

  • Внутренняя форма произведения - это развитие его содержания.
  • Внешняя форма - это выражение художественного замысла различными средствами.

Урок об окружающем мире и его формах дает представление о многообразии, развитии и преобразовании всего живого, прививает учащимся наблюдательность и художественный вкус.

2.3 Общество и природа
Общество и природа - явления, которые не могут существо­вать изолированно друг от друга. Под природой понимается все многообразие окружающего мира как на Земле, так и во Вселен­ной. Природа представляет собой совокупность естественных ус­ловий существования всего живого. Она возникла задолго до по­явления человека. Историю природы можно считать начавшейся с образования Земли и зарождения первых форм жизни на ней. «Живая» оболочка Земли, весь животный и растительный мир получили название биосфера.

Человек также составляет часть биосферы. Он выделился из мира животных около двух миллионов лет назад, и только около 40 тысяч лет назад появился человек современного типа - Homo sapiens. Тогда же зародилось человеческое общество. На протя­жении всего времени существования человечества общество и при­рода тесно взаимодействовали между собой. Человек был частью природы и вынужден был считаться с ее законами. Однако в от­личие от других живых существ человек приспособился к тяже­лым условиям борьбы за выживание и начал использовать приро­ду в своих целях. Он брал у природы пропитание, использовал естественные укрытия, например пещеры, в качестве жилищ, а затем научился добывать огонь. Огонь позволял древним людям обогреться в холодное время, отогнать хищников, изменить за счет термической обработки качество пищи. С началом использования огня и появлением орудий труда человек все больше оказывал воздействие на природу. Причиной масштабных пожаров в древ­ности были, видимо, не только природные явления (молнии, из­вержения вулканов и т.д.), но и неосторожное обращение челове­ка с огнем.

В течение столетий жизнь первобытных людей практически не менялась. Основной целью было выживание. В сложных клима­тических условиях одному человеку выжить было не под силу. При существовании примитивных орудий труда обеспечить себя пропитанием, защитить от хищников мог только коллектив лю­дей. Поэтому основой организации и источником власти в перво­бытном обществе стал род (родовая община), все члены которого состояли в родстве между собой.

Первоначально семья была полигамной. Родство устанавлива­лось по материнской линии, так как мать ребенка была известна, а отец - нет. Женщина в этих условиях занимала главное положе­ние (матриархат). Со временем, в связи с улучшением орудий труда и усложнением способов производства, все большую роль стала играть мужская физическая сила. А с упорядочением отно­шений между полами и появлением парной семьи родство стало передаваться по отцу. На смену матриархату пришел патриархат.

Экономика первобытного общества носила присваивающий характер, основывалась на общественной собственности и урав­нительном распределении продукции. Производительность труда была низкой, поэтому все, что производилось, потреблялось.

Исчезновение крупных животных, вызванное климатическими изменениями (потепление климата, отступление ледников) и мас­совым истреблением их людьми, заставило человека искать новые источники пищи. Он начал приручать диких животных и выра­щивать съедобные растения. Так произошел переход от присваи­вающей экономики к производящей. В итоге положение человека в сфере получения продуктов питания стало более стабильным. Он стал меньше зависеть от природы.

Увеличение количества населения привело к расширению по­севных площадей и возрастанию поголовья домашнего скота. Че­ловек стал бороться с теми явлениями природы, которые мешали его жизнедеятельности. Он вырубал леса, уничтожал сорняковые растения, истреблял хищных животных, опасных для скота.

С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало усиливаться. 200 - 300 лет назад никто не заботился об экологии. Обычным яв­лением было бесконтрольное использование природных ресурсов - лесов, вод, недр земли. Отходы промышленного производства сли­вались в реки и озера, сваливались за воротами промышленных предприятий, что превращало цветущие поля в безжизненную пус­тыню, а водоемы - в зловонные ямы. Массовым стало истребле­ние слонов, носорогов, моржей ради пользующихся спросом клы­ков. В погоне за прибылью многочисленные предприниматели унич­тожали целые лежбища морских котиков. Исчезновение многих видов животных и растений было вызвано изменением условий их существования. Они просто не смогли за короткое время приспосо­биться к измененной человеком среде обитания.

С развитием научно-технического прогресса воздействие обще­ства на природу все более усиливается. Особенно показателен в этом плане XX век. Именно в это время появилось массовое про­изводство, человек научился использовать атомную энергию и на­чал покорение космоса. И именно в это время появились новые, более мощные источники загрязнения природы, причем каждый из нас участвует в этом процессе. Сегодня практически у каждой семьи есть автомобиль. Мы хорошо усвоили известную мысль о том, что «автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Но миллионы автомобилей на планете выделяют такое количество вредных выхлопных газов, что воздух, особенно в крупных горо­дах, становится сильно загрязненным. Это, в свою очередь, явля­ется причиной многих болезней.

В процессе жизнедеятельности человек «производит» огромное количество бытового мусора, который в большинстве случаев скап­ливается на свалках и часто там сжигается, выделяя в атмосферу вредные вещества. Особую опасность для всего живого представ­ляют ядерные отходы, период полураспада которых составляет тысячи лет.

Природа не смиряется с такими действиями человека. Она от­вечает ему засухами, наводнениями, землетрясениями, с которы­ми мы пока справиться не в силах. В прошлые века частые эпиде­мии приводили к массовой гибели людей. Сейчас неизлечимыми считаются некоторые формы рака, СПИД, атипичная пневмония.

XX век стал не только временем апогея воздействия человека на природу. Человечество стало задумываться о том, как предотв­ратить пагубные последствия научно-технического развития. При­оритетное значение приобрели строительство и совершенствова­ние очистных сооружений при заводах и фабриках, создание без­отходных и энергосберегающих технологий, строительство пред­приятий по переработке бытовых отходов.

Конструкторами разных стран уже созданы опытные модели экологически чистых автомобилей, работающих на электричестве и солнечной энергии. Но массовое производство таких машин пока не началось из-за предполагаемой большой цены на них.

Во многих странах созданы заповедники и национальные пар­ки, на территории которых запрещена активная деятельность че­ловека, а животные и растения существуют в естественных усло­виях. Исчезающие виды занесены в Красную книгу. Проводятся мероприятия по разведению исчезающих видов животных в нево­ле. Государства принимают законы, устанавливающие ответствен­ность за нанесение вреда природе.

Но силами одного государства невозможно решить все эколо­гические проблемы, так как они носят глобальный, общеплане­тарный характер. Сотрудничество государств в экологической сфере проявляется в заключении договоров по вопросам охраны природы. Часть из них касается вопросов разоружения. В 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космосе и под водой. В последующие годы к этому договору присоедини­лось более ста государств. Вопросам охраны природы посвящены такие международные правовые документы, как Договор об Ан­тарктиде 1959 г., объявляющий Антарктиду нейтральной террито­рией, предназначенной только для научных исследований, и Кон­венция о трансграничном загрязнении воздуха 1979 г.

Большую работу по охране природы проводят и международ­ные экологические организации. В 1948 г. был создан Междуна­родный союз охраны природы, в 1963 г. - Всемирный фонд дикой природы, а в 1971 г. - Гринпис («Зеленый мир»). Активисты Гринписа борются против истребления животных, организуют пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивают другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.

В нашей стране существует обширное экологическое законо­дательство. Конституция Российской Федерации объявляет зем­лю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим пра­вонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит Федеральный закон «Об охране окружающей сре­ды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, формулирующий общие поло­жения охраны природы. Его дополняют такие документы россий­ского природоохранного законодательства, как Федеральный за­кон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ, Федеральный закон «Об ох­ране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ, Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (с изменениями и допол­нениями), Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ и др. Нормы экологического права содержатся в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 и Кодексе РФ об административных правонару­шениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воз­духа, порча памятников природы, влекут за собой уголовную от­ветственность с лишением свободы на разные сроки.

Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны остав­лять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда вели­ка опасность возникновения пожара, собирать растения, занесен­ные в Красную книгу.

Защита природы - дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погиб­нет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы - нет. В фантастических рома­нах и фильмах уже рисуют последствия экологических катаст­роф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Че­рез столетия природа восстановит экологический баланс, но чело­веку места на Земле уже не останется. На смену ему придут дру­гие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.

Но люди в отличие от динозавров - все же разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.

Ф.И.О. Викулова Светлана Михайловна Место работы: МБОУ «Ерзовская СОШ» Городищенского района Волгоградской области.
Предмет : изобразительное искусство. Класс : 6 урока по теме : третий урок 2 четверти (2 урок по теме «Натюрморт») Тип урока: комбинированный Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Цель: формирование умения исследовать предметный мир. Форма урока: игра «Ученые-исследователи», работа по группам. УУД Личностные УУД: - осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов; - формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения; Регулятивные УУД : - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД : - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий. Познавательные УУД: - общеучебные универсальные действия: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера; - логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов; Постановка и решение проблемы : самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с творчеством художников-кубистов.
Планируемые результаты: Личностные результаты: - формирование навыков работы в группе при выполнении практических и творческих работ; - умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства. Предметные результаты: - умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы; - знать основные геометрические фигуры и объемные тела; - выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур; - конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур. Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

- умение анализировать, синтезировать, исследовать. Межредметные связи: с математикой. Оборудование: Для учителя: Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СD – ROM, ресурсы сети Интернет): Презентация в POWER POINT, универсальные (компьютер, проектор, экран). Авторские презентации: «Понятие формы», «Кубизм. Натюрморт». Для учащихся: вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы клей, вырезанные из цветной бумаги силуэты предметов быта.
Интернет- ресурсы: к презентации: «Кубизм. Натюрморт». http:// www. wikipaintings. org/ ru/ juan- gris/ mode/ all- paintings- by- alphabet/2 - Хуан Грис. Натюрморт у открытого окна. -Хуан Грис. Натюрморт с лампой. - Хуан Грис. Натюрморт. Жалюзи. - Хуан Грис. Натюрморт. Фрукты и мандолина. - Хуан Грис. Портрет. - Хуан Грис. Натюрморт. - Пабло Пикассо. Харчевня (Ветчина). 1912 год. - Ваза с фруктами на столе. П. Пикассо 1909 год - П. Пикассо. Фотография. . Х. Грис. Натюрморт у открытого окна. 1925,"Ваза с фруктами и графин". 1914 год . Ж.Брак. Натюрморт. 1942 год
Интернет ссылки к презентации «Понятие формы». -Геометрические тела. - Основные геометрические фигуры. - Конструкция гипсовой вазы. - Конус.

Этап урока

Кроме того вы сможете заработать дополнительный бал за правильный ответ. Вам понадобятся следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, вырезанные геометрические фигуры, вырезанные силуэты предметов быта. Проверьте готовность к уроку
Слайд 6. Геометрические фигуры. 1.Вопрос: Дома вы вырезали геометрические фигуры. Назовите их. 2 Вопрос: Найдите слово, которое объединяет эти предметы. 3 Вопрос: В чем их отличие?
4 Вопрос: Это простые предметы или сложные? 5 Вопрос: А можно из них сделать сложный предмет? И как это сделать? Кто желает попробовать это сделать на классной доске. Слайд 7. Практическая работа. А теперь по группам выполните эту работу. В технике аппликации. По окончанию работы выставите на доске.

Посмотрим на работы и ответим на вопросы: 1.Какие по форме получились предметы: простые или сложные? 2. Что мы сделали, чтобы создать сложный предмет? Процесс соединение отдельных частей в единое целое, называется синтезом (запись на доске.) . Слайд 8. синтез.
Ученый Совет оценит ваши работы. Критерий оценки - оригинальность, сложность созданного предмета.

Вопрос 1.Возьмите вырезанные вами силуэты предметов скажите, можно их разделит на геометрические фигуры? Вопрос 2. Как это можно сделать? Разрежьте и наклейте на лист, оставляя небольшие промежутки между частями. Процесс, когда целое делят на части, называется анализом (запись на доске.) Слайд 9. Анализ Слайд 10. Практическая работа. Пока ученые-практики выполняют работу, ученые – теоретики в это время смогут заполнить таблицу. По окончанию работы выставите на доске. Прошу по одному представителю от группы проанализировать работу: назвать геометрические фигуры, на которые вы разделили ваш предмет.

Ученый Совет оценит ваши работы (до 5 баллов) критерий оценки - умение видеть в сложной форме соотношение простых геометрических фигур.

Посмотрите на 2 предмета: конус и треугольник. 1.Вопрос: Если мы возьмем равнобедренный треугольник и будем вращать его по оси, какой предмет нас получиться? Слайд 11. Треугольник и конус. 2. Вопрос: Что между ними общего? 3 Вопрос: Чем они отличаются?

4 Вопрос: Вспомните, ещё какие объемные геометрические тела вы знаете? Слайд 12. объемные геометрические тела
5 Вопрос: И если мы возьмем сложный объемный предмет, то на какие фигуры мы его можем разделить? Слайд 13. Конструкция вазы. Мы с вами исследовали окружающие предметы, изучили конструкцию предметов. Слайд 14. Конструкция.
Ученые заполняют до конца таблички и сдают Ученому Совету, который подведет результат. В это время мы проведем проведем мини-тест. Слайд. 15. Тест.

Слайд. 16. А 1..К какой группе относятся предметы, которые изображены линиями: а. Объемные. б. Плоские. в. Линейные. Слайд 17. В 1. Соотнесите примеры, обозначенные цифрами с группами обозначенными буквами 1 геометрические фигуры и ваза. 2. треугольник и конус.
А.Простые и сложные. Б. Плоские и объемные. Слайд 18. В 2. Соотнесите: Определение 1. Процесс, когда отдельные части соединяются в единое целое. 2. процесс, когда целое делят на части. А . анализ. Б. синтез. Группы сдают ответы теста, заполненные таблицы ученому Совету. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест. Слайд 19 Авторская презентация: «Кубизм. Натюрморт». Учитель: Пока наш научный Совет подводит итоги, мы познакомимся с группой художников, которые жили в начале 20 века во Франции. Они искали новые пути изображения мира, в т.ч. натюрморта, не так как это изображали художники-реалисты. Слайд 20. Проблемный вопрос: Перед вами трудная задача определить, что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на листочке. Вам это принесет дополнительно 5 баллов. (Презентация «Кубизм») Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на вопрос на листочке и сдайте ученому Совету. Скажите ваш ответ на этот сложный вопрос. Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и направлением «кубизм»? Слайд: 21. ответ на вопрос. 12

Класс: 6

Презентация к уроку











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

УУД

Личностные УУД:

Осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

Формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

Регулятивные УУД:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД:

- общеучебные универсальные действия:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

- логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с изобразительным творчеством предметного мира

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Формирование навыков работы при выполнении практических и творческих работ;

Умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные результаты:

Умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

Выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

Конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.

– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
- умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Для учащихся:пластилин, вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон, ножницы, клей.

Ход урока

1. Организационная часть.

  • Приветствие
  • Проверка готовности к уроку
  • Проверка присутствия учащихся
  • Выбрать активную группу, для анализа работы и оценки учащихся

2. Повторение пройденного материала:

Ребята, давайте вспомним, с каким жанром мы познакомились на прошлом уроке? И дайте ему определение.

Ответ: с жанром натюрморт. Натюрморт – это изображение “мертвой натуры”

Сегодня на уроке мы продолжим работать над этим жанром.

3. Сообщение нового материала

Вам представлены одинаковые по назначению предметы. В чем их отличие? (слайд №2,3).

Ответ: Эти предметы имеют разную форму.

Верно. Сегодня на уроке мы будем говорить на тему: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.Как вы понимаете, что такое форма?

Форма - это единство внутренней конструкции и внешней поверхности объекта.

Во всем окружающем мире мы стремимся искать и устанавливать сходство форм. Чаще окружающие предметы, ассоциируются у нас с простыми геометрическими формами или представляются нам сочетанием нескольких форм. Это происходит потому, что мы склонны отыскивать порядок и простоту в окружающем нас разнообразии. А какие геометрические формы вам известны из математики? (слайд №4)

Давайте представим какие предметы ассоциируются с круглой формой, с квадратной и т. д. (слайд 5,6)

Также форма бывает линейная, плоская и объемная (примеры).Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение - конструкцию.

Конструкция - это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.

Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета. (Слайд № 7)

Прежде чем приступить к изображению кувшина с натуры, полезно проанализировать, из каких геометрических форм он состоит. Если мысленно расчленить форму кувшина, отбросив носик и ручку, то можно представить, что горло - это цилиндр, а основная часть сосуда состоит из шара и двух усеченных конусов.

Оказывается, в течении нашей жизни мы накапливаем представления о разнообразных формах, и порой нашему глазу достаточно лишь намека, точки, пятна, чтобы узнать в них знакомые предметы. (слайд№8)

Дизайнеры подсмотрели много интересных форм в природе, на основе которых они сконструировали предметы и машины, отличающиеся красотой и целесообразностью формы.

Например, современный самолет похож на птицу. Его обтекаемая форма наилучшим образом подходит для полета.

Умея анализировать форму и конструкцию предмета, художник с легкостью может эту форму стилизовать. Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема. (Слайд № 9, 10) Одним из примеров стилизации может быть процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне.

В роли дизайнеров мы попробуем быть с вами на сегодняшнем уроке.

4. Постановка проблемы:

с помощью знаний, полученных на уроке, преобразовать заготовленные геометрические формы в силуэты предметов для тематического натюрморта (возможна работа в группе)

Лепка предмета со сложной конструкцией, в основе которого лежат простые геометрические фигуры

5. Применение знаний и умений в новой ситуации

Индивидуальная или групповая работа учащихся

Контроль учителя

6. Рефлексия. Оценка работ учащихся (работает активная группа класса)

  • Какие способы были использованы для стилизации предметов своего натюрморта?
  • Какие геометрические формы вошли, в тот предмет, который был выполнен из пластилина?
  • Какие результаты заслуживают получить учащиеся, и почему?

7. Завершение урока


Top