Джонстауне в 70 х годах. Массовая гибель членов религиозной общины в джонстауне

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Бойня в Джонстауне

    18 ноября 2010 года исполнилось 32 года с тех пор, как в 1978 году 918 американских граждан, включая около 260 детей (из них 83 младенца) якобы совершили массовое самоубийство в затерянном в джунглях Гайаны поселке-коммуне под названием Джонстаун (Коммуна «Храм народов» — «Peoples Temple»), названном в честь основателя и духовного лидера Коммуны — Джима Джонса. Американская пресса быстренько объявила это событие самым массовым самоубийством в истории США XX века, а власти США признали организацию «Храм народов» деструктивным культом и официально запретили ее.

    В марте 1978 г. в посольстве СССР в Кооперативной Республике Гайана появились три человека, которые от имени «Храма народов» передали адресованный советскому послу документ с несколько странным названием:

    Его Превосходительству Послу Советского Союза

    Джорджтаун, Гайана, Южная Америка

    НАСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРОСЬБА

    «Храм народов», социалистический сельскохозяйственный кооператив по советскому образцу, в составе более 1000 эмигрантов из США, живущих в Гайане, подвергается жестоким преследованиям со стороны американских реакционеров, решивших уничтожить его. Наши средства находятся под угрозой. Мы обращаемся к Советскому Союзу через Ваше Превосходительство с настоятельной просьбой помочь нам открыть специальный банковский счет для сельскохозяйственного кооператива «Храм народов» в советском банке, чтобы обеспечить сохранность наших средств и, в случае если наша организация будет уничтожена, оставить их под советским контролем...

    ...Мы решительно заявляем, что ни при каких обстоятельствах не возвратимся в Соединенные Штаты и не будем жить при капитализме, даже если нам будут и дальше угрожать уничтожением. Дорогие товарищи, мы нашли здесь, в Джонстауне, то, ради чего стоит жить и, если нужно, умереть!

    ВИЗИТ КОНГРЕССМЕНА РАЙАНА: ПЕРВЫЙ АКТ ТРАГЕДИИ

    Конгрессмен Лео Райан имел в США репутацию независимого и неподкупного политика. Он решил посетить «Храм» по просьбе своего друга, Сэмми Хьюстона, фотографа «Вашингтон пост», чьи внуки против воли родителей присоединились к Джонстаунской коммуне. Неудивительно, что те, кто возводил наветы на «Храм народов», были крайне не заинтересованы в такой авторитетной и непредвзятой проверке. В адрес конгрессмена, по словам его матери, Отум Мид Райан, пришло около сотни писем с предостережениями не лететь и не расследовать это дело, но письма только раззадорили Райана.

    В свою очередь и руководство коммуны, которое привыкло к враждебности и проискам государственных структур США, не желало этого визита и долго не давало своего согласия на приезд Лео Райана. Тем не менее, визит состоялся.

    17 ноября. Конгрессмен Лео Райан в сопровождении группы журналистов и родственников колонистов прибыл в столицу Гайаны и в тот же день уехал в Джонстаун.

    В тот же день в Гайану прибыла группа туристов из США, 50-60 человек, все мужчины. Они остановились в отелях «Парк» и «Тауэр» и арендовали для своих целей самолеты. С американскими «туристами» встречался Тимоти Стоун.

    18 ноября. Инспекция Райана вопреки опасениям прошла очень хорошо. Конгрессмен и журналисты были поражены жизнью обитателей коммуны и полностью изменили свое поначалу предвзятое мнение. «Я должен сказать вам прямо сейчас, - сказал Райан колонистам, - для некоторых, с которыми я беседовал, а может быть и для большинства из вас Джонстаун является самым лучшим, что когда-либо было в вашей жизни».

    А в это время...

    13:00. Из аэропорта гайанской столицы Джорджтауна в Порт-Кайтум вылетел самолет, арендованный неизвестными американцами якобы для туристического осмотра этого городка. По свидетельству местных жителей, в Порт-Кайтуме из самолета вышло около двух десятков молодых мужчин, отправившихся осматривать окрестности. Ни один гайанский самолет не перевозил эту группу обратно в Джорджтаун.

    Расставаясь с колонистами, конгрессмен Райан спросил, кто хочет вернуться в США. В конечном счете только две семьи, Эл Симмонс с детьми и семья Парксов, решили покинуть Джонстаун. В последний момент к отъезжающим присоединился и Лари Лейтон, который бросил таинственную фразу: «Джонс сошел с ума, он хочет убить членов экспедиции».

    Один из сопровождавших Лео Райана журналистов Чарльз Краузе вспоминал позднее: «Джонс выдал всем желающим вернуться паспорта и 5 тысяч гайанских долларов на проезд домой... Я скорее восхищался целями Джонса, чем критиковал их. «Храм народов» не произвел на меня впечатления организации фанатиков... Ни один житель поселка, в том числе возвращавшиеся, не привел никаких доказательств, что 900 жителей Джонстауна умирают с голоду, страдают от плохого обращения или удерживаются там против своей воли. Эдит Паркс, одна из уехавших с нами, сказала мне, что она вернется в Джонстаун после того, как навестит свою семью в Калифорнии. Сотни людей, которые добровольно остались, выглядели очень довольными своей жизнью...».

    17:00. Конгрессмен Лео Райан и сопровождающие его лица покинули Джонстаун. Они направились на ближайший аэродром в поселке Порт-Кайтума.

    Сразу же после отбытия группы конгрессмена Джим Джонс созвал общее собрание, чтобы информировать о завершении визита и о возможных последствиях. В тревожной обстановке, воцарившейся после этих известий, внедренные в общину провокаторы стали раздувать панику и провоцировать беспорядки.

    О том, что произошло в аэропорту Порт-Кайтума, рассказывает Чарльз Краузе: «Эй, смотрите! - воскликнул кто-то, указывая вдаль. Через взлетную полосу ехали грузовик и трактор с платформой. Тем временем к самолетам приближались трое неизвестных. Они выглядели агрессивно... Но я не очень тревожился, потому что местная полиция была здесь... Боб Браун и Стив Санг нацелили свои камеры на трех приближающихся мужчин, которые оттолкнули нескольких гайанцев... выхватили винтовку у оторопевшего гайанского полицейского... И тут началась стрельба. Раздались крики. Я... побежал вокруг хвоста самолета, миновал группу NBC, ведущую съемки, и спрятался за колесо... Кто-то упал на меня и скатился... Я понял, что ранен... Еще чье-то тело упало на меня и скатилось... Беспомощно я лежал... Ждал выстрела в спину. Стрелявшие хорошо делали свое дело, добивая раненых в упор... Как я миновал смерти, я никогда не пойму... На взлетной полосе находился еще один самолет, который должен был доставить... «озабоченных родственников» и тех, кто покинул коммуну. После начала стрельбы самолет пытался взлететь. Но в салоне открыл стрельбу Ларри Лейтон. Он убил Монику Багби и Вернона Госнея. Потом пистолет заклинило, и Паркс смог выбить его из рук Лейтона...».

    Именно Лейтон порочил Джонстаун. По пути на аэродром он сообщил Краузе, что решил покинуть Джонстаун, «потому что там происходят ужасные вещи» , но ему никто не поверил.

    Позднее Лейтон был отдан под суд, но за отсутствием свидетелей суд присяжных не признал его виновным.

    Есть очень важное свидетельство Джозефа Холсинджера, помощника Райна: «Наше правительство располагало разведывательными данными от своих людей... до приезда Лео Райана. Мне известно, что свидетелем его (Лео Райана) смерти был по меньшей мере один сотрудник ЦРУ. Во второй половине дня 18 ноября мне дважды позвонили... из Вашингтона. Первый звонок... из отдела госдепартамента... сообщили об инциденте со стрельбой... три человека убиты и 15 ранены... В течение следующих 15 минут мне позвонили опять. На этот раз сотрудник аппарата Белого Дома... Он сказал, что... убиты пять человек... Когда я сказал, что его информация отличается от той, которую я получил от госдепартамента, он ответил: «Джо, наша информация верна. Мы получили донесение ЦРУ с места событий».

    Во время этой акции конгрессмен Лео Райан и три сопровождавших его журналиста были убиты. Журналисты в упор снимали нападавших, но ни конгресс, ни ФБР не смогли назвать имена убийц. Не смогли опознать стрелявших и те члены коммуны, которые находились в самолете и уцелели после убийства. А ведь жители Джонстауна знали друг друга в лицо...

    ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ НА АЛТАРЬ ДЕМОКРАТИИ

    18:00. С аэродромов Панамы и Довэра (штат Дэлавер) стартовали транспортные самолеты С-141 и взяли курс на Гайану. Подлетное время составляло 3 часа 40 минут. В окрестностях Джонстауна был выброшен авиадесант. Видимо, в это время группа наемников сужала кольцо вокруг Джонстауна. У всех было оружие и противогазы. Общее число участвовавших в этой операции составляло около 120 человек.

    19:30. В Джонстауне появился приемный сын Джонса Джонни Джонс. Он вбежал в дом отца, где находилось все руководство общины, и сообщил об убийствах в аэропорту Порт-Кайтума. Известие потрясло всех. И в этот момент завыла сирена. Мужчины бросились к складу, где хранились несколько арбалетов и дробовиков, но на окраинах поселка уже раздались автоматные очереди. Специальная группа прорвалась к дому Джима Джонса и убила его одним из первых. По свидетельству адвоката коммуны Марка Лейна, давшего пресс-интервью в Джонстауне 20 ноября, он лично насчитал 85 выстрелов из автоматов. «Джонс закричал: «О, мама, мама, мама!» - вспоминает Лейн, - затем прозвучал первый выстрел. Побежав вместе с адвокатом Чарльзом Гэрри в джунгли, мы услышали за спиной множество выстрелов и крики людей, в том числе детские».

    20:00. С территории Венесуэлы без ведома местных властей с взлетных площадок частных миссий «Нуэвос Трибос» и «Резистенсия», служивших прикрытием баз ЦРУ, стартовали три вертолета. Подлетное время составляло 1 час 10 минут.

    Свидетельствует консул Ф.М. Тимофеев: «Около 20:00 меня вызвал из зала... сотрудник посольства... Я увидел Дебору Тушет и Паулу Адамс... Все были крайне взволнованы... Дебора сказала, что она получила сообщение из Джонстауна: «Там творится что-то ужасное. Я не знаю подробностей, но жизнь всех членов коммуны в опасности. Поселок окружен вооруженными людьми. Что-то стряслось с Райаном. Кто-то напал на него, когда он возвращался в Джорджтаун. Прошу вас взять на хранение это». - И Дебора протянула мне увесистый кейс. Я спросил, что в нем? - «Здесь очень важные документы нашего «Храма», деньги и записи на магнитофонных кассетах», - отвечала она».

    В это же время в квартире консула Тимофеева раздался телефонный звонок. К телефону подошла жена советского дипломата. Звонила Шэрон Амос. Шэрон плакала и говорила, что Джонстаун окружили вооруженные люди. Несмотря на помехи, она приняла радиограмму, что над поселком кружат вертолеты. «Помогите, Джонстаун гибнет! - кричала она. - Они не пощадят никого! Кто-то ломится в мою квартиру! Сделайте все, чтобы спасти нас!». Линия разъединилась. Жена Тимофеева тут же позвонила в полицию, ей ответили, что к дому Амос уже выслан усиленный наряд... Но Амос и трое ее детей погибли. Их зарезал агент ЦРУ, бывший морпех Блейки, внедренный в организацию Джонса. Позднее его объявили умалишенным и где-то надежно укрыли от любопытных глаз.

    А в Джонстауне тем временем началось массовое истребление людей. Когда выстрелы смолкли, в живых осталось не более половины деморализованных жителей коммуны, в основном женщин, детей и стариков. Их собрали вокруг центрального павильона, затем разбили на группы по 30 человек и под конвоем рассредоточили по поселку. Каждую группу выстроили в очередь для приема «успокоительного», которое было смесью транквилизаторов и цианистого калия. После того как первые жертвы стали корчиться в предсмертных судорогах, среди колонистов опять началась паника. Снова раздались выстрелы. Угрожая оружием, коммунаров уложили на землю и стали делать им инъекции яда через одежду прямо в спину. Детям вливали яд насильно, зажав нос. Когда все было кончено, трупы сложили в штабеля для предполагаемого массового сожжения. Кроме того, существует предположение, что убийцы распыляли в воздухе отравляющие вещества. На это указывает смерть всех животных в поселке, вплоть до собак.

    В эту ужасную ночь с 18 на 19 ноября США совершили в Джонстауне одно из наиболее страшных своих преступлений: они расстреляли, зарезали, отравили 918 американских граждан.

    КОНЦЫ В ВОДУ

    Сразу же после этого преступления американские газеты озвучили официальную версию правительства США: массовое самоубийство на религиозной почве. Двое суток армия и спецслужбы США занимались в Джонстауне «непонятно чем». Поселок был изолирован от внешнего мира, в него не допускались даже представители гайанских властей. Лишь 20 ноября гайанские чиновники и три журналиста смогли попасть туда. Стали проявляться нестыковки в американской версии произошедшего. Первые сведения, переданные армией, гласили: обнаружено 400 трупов. Через день, когда «посторонних» допустили на место преступления, число трупов вдруг выросло до 800. И, наконец, 26 ноября «обнаружилось» еще 110 трупов.

    В США, как и большинстве других стран мира, если возникают какие-либо сомнения в причинах смерти, тело умершего подвергается вскрытию. Заключение патологоанатома - основной документ в процессе следствия. Трагедия в Джонстауне очень напоминает по количеству тел и по удаленности от мест цивилизации падение авиалайнера в джунглях. Для подобных случаев существуют стандартные процедуры, такие, как фотографирование каждого тела, лица и позы, взятие частиц тканей и жидкостей, отметка на земле места и посмертной позы трупа контуром - после этого тело можно перемещать для полевой аутопсии или в морг, или, при необходимости, бальзамировать. По свидетельству д-ра Уэхта, (патологоанатома, юриста и члена комиссии по расследованию обстоятельств смерти Дж.Ф. Кеннеди), ведущих судебных экспертов США Сиднея Б. Уайнберга и Лесли И.Лукоша, сразу же после распространившейся информации о «групповом самоубийстве» они потребовали аутопсии и предложили свои услуги. Также ими было предложено использовать военный морг в Окленде, так как большинство покойных имели родственников в Калифорнии, что очень облегчило бы опознание.

    Как же поступило правительство США?

    Сначала оно обратилось к правительству Гайаны с просьбой захоронить тела в специально вырытом рве. Вопрос об аутопсии даже не поднимался. Гайанское правительство ответило отказом.

    Через два дня пустых разговоров, убедившись, что власти США не предпринимают никаких действий по вывозу разлагающихся в тропической жаре трупов из джунглей и получив отказ американцев проводить аутопсию, гайанские власти стали проводить свое собственное полицейское расследование и опознание жертв трагедии с помощью выживших колонистов. Некоторое количество экспертиз смог провести главный медэксперт Гайаны д-р С. Лесли Муту. На его неоднократные просьбы о помощи от американских специалистов ответа не последовало. Обследовав лишь небольшую часть трупов, гайанский патологоанатом обнаружил, что 83 умершим были сделаны инъекции цианистого калия в спину. Он добавил, что не смог продолжить исследование от усталости, нехватки оборудования и полного отсутствия помощи.

    Лишь после того, как трупы пролежали под лучами тропического солнца четыре дня, первые сорок тел были упакованы и отправлены в столицу Гайаны Джорджтаун. Там они пролежали на земле еще несколько дней, дожидаясь прилета «своего» самолета. Только на 10-й день последние трупы были доставлены на базу Довер (штат Делавэр). Там без аутопсии и без взятия образцов было проведено их бальзамирование.

    Наконец, 15 декабря была проведена экспертиза останков Джима Джонса и шести колонистов. Патологоанатомы отметили отсутствие замороженных образцов, взятых немедленно после смерти. На их претензию, высказанную д-ру Круку (ответственному за вывоз тел из Гайаны), последний ответил: «У меня не было даже карманного ножа, не говоря о спецоборудовании и средствах для сохранения образцов». Возможно, он сказал правду, но надо вспомнить то обстоятельство, что в Джонстауне была прекрасно оборудованная клиника, и несложно было обратиться за помощью к гайанским властям.

    Подводя итог проделанной работе, специализированный журнал «Лэб Уорд» (солидное издание, предназначенное для директоров лабораторий и судебных патологов США) писал: «Противоречия, несоответствия и сомнения, наличие которых стало очевидным в результате данных интервью, оставляют многие вопросы без ответа. Фактически этот эпизод указывает на плохую организацию правительством США всех операций или намеренное сокрытие им действительных факторов».

    После короткого формального расследования все трупы коммунаров были сожжены в обстановке строжайшей секретности на военно-воздушной базе Довера.

    Невзирая на то, что абсолютно все факты свидетельствовали об убийстве, основные средства массовой информации США, такие как «Нью-Йорк Таймс» и «Ассошиэйтед пресс», немедленно назвали трагедию «массовым самоубийством». Газеты, как по команде, в одних и тех же выражениях чернили имя Джонса и колонистов. Этой трагедии посвящена целая серия книг и кинофильмов, к которым ЦРУ приложило свою руку, поощряя авторов этих дезинформирующих материалов.

    Сохранившиеся фото- и киноматериалы, запечатлевшие лица убийц и последние минуты жертв, так и не были опубликованы. Магнитофонные записи, на которых якобы записаны последние часы Джонстауна, когда Джонс призывает всех к «революционному самоубийству», появившиеся через продолжительный промежуток времени, скорее всего, сфабрикованы задним числом в лабораториях спецслужб США.

    «Официально смерть «Храма народов» наступила в конце короткого слушания в суде в переполненном зале муниципалитета Сан-Франциско. После тридцатиминутного слушания судья Ира Браун зачитала решение о расформировании организации... прокурор Й. Аппалас не возражал».

    «Ссылаясь на осложнения юридического характера, специальная комиссия палаты представителей отменила планировавшееся публичное расследование деятельности официальных представителей госдепартамента по делу о массовом самоубийстве... Депутат от штата Флорида Данте Б. Фасчелл заявил, что слушание в той его части, которая касается трагедии в Джонстауне, будет отложено на неопределенное время...»

    И.Р. Григулевич, выдающийся советский разведчик-нелегал, членкор АН СССР, профессор:

    «Первая тысяча инакомыслящих американцев в джунглях Гайаны была лишь головным отрядом огромной армии потенциальных политических беженцев из США... Такого массового бегства из «капиталистического рая» никак не ожидали власти Вашингтона, и нужны были «экстраординарные средства», чтобы пресечь этот прогрессирующий процесс... Бойня в Джонстауне была частью крупного комплекса мероприятий карательных органов США, цель которых состояла в ликвидации движений политического протеста: «Черных пантер», «Везерменов», «Новых левых» и др. ... Участников объявленных «террористическими» организаций «Черных пантер» и «Везерменов» убивали прямо на улицах и в квартирах, открывая стрельбу без предупреждения. Таким образом радикальные движения политического протеста были полностью разгромлены».

    Доктор Н.М. Федоровский, врач посольства СССР в Гайане:

    «Я не политик и, может быть, не очень профессионально сужу о некоторых событиях. Но даже недостаточно сведущему в тонкостях политики человеку ясно, что одновременная гибель членов сельскохозяйственного кооператива, вернее, коммуны, убийства в Джонстауне и Джорджтауне, смертельные выстрелы в мэра Сан-Франциско, дружившего с Джимом Джонсом, - звенья одной преступной цепи политических убийств. И мне думается, уничтожение сотен людей в Джонстауне так же похоже на «самоубийство», как похожа на «самоубийство» гибель жителей вьетнамской деревни Сонгми или жертв сионистов в лагерях палестинцев Сабра и Шатила».

    При этом никого не заинтересовали бы такие факты, как:

    Коммуна специально переехала в 1975 году в Гайану (Ю.Америка) из США, потому, что в США ее стали преследовать спецслужбы США — убивать, поджигать, взрывать, о чем Коммуна неоднократно писала в своей газете «Peoples Temple».

    Уже находясь в Гайане, Коммуна неоднократно официально информировала, что ей угрожает опасность со стороны спецслужб США : «Испытав на себе злобность реакционных сил в США, мы и здесь, в отдаленном районе, не закрываем глаза на возможность того, что нас могут буквально физически уничтожить».

    В сентябре 1977 года, за 14 месяцев до «самоубийства» ЦРУ посылало в Джонстаун специальный отряд вооруженных наемников с целью похитить всех детей Коммуны и вернуть их в США. В течение двух дней наемники следили за поселком и пытались понять, что там происходит. Они не увидели ни колючей проволоки, ни вооруженных охранников, ничего такого, к чему их готовили. Наоборот, они услышали полные оптимизма народные американские песни, негритянские гимны-спиричуэлы, которые хором пели переселенцы. Они видели, как родители отводили детей в школу, а сами шли работать на поля, фермы, в мастерские. Лидер наемников Мэйзор признался членам Коммуны, что эти картины настолько поразили его самого и его «компаньонов», что они не смогли выполнить возложенную на них миссию, явились в поселок и чистосердечно признались в том, что замышляли сделать.

    - За все время существования Коммуны ее многократно посещали официальные и неофициальные делегации из США, Гайаны, других стран. Ни одна делегация не обнаружила какого-либо насилия, зомбирования, запугивания членов Коммуны.

    Из телеграммы в госдепартамент о визите консула США Ричарда Мак-Коя в Джонстаун 11 февраля 1978 года: «На основании своих личных наблюдений и бесед с членами «Храма народов» и гайанскими правительственными чиновниками консул убежден в невероятности сообщений, что кого-либо удерживают в Джонстауне против воли. Во время бесед с членами «Храма народов» он ни разу не ощущал, что люди испытывают страх, принуждение или давление. Они выглядели достаточно сытыми и выражали удовлетворение своей жизнью. Некоторые занимались тяжелой физической работой, ремонтировали технику и расчищали поля, но это обычная работа на фермах... Люди, с которыми он говорил с глазу на глаз (некоторые из них были теми, кого якобы удерживали против их воли), свободно и непринужденно вели беседу и отвечали на его вопросы. Местные правительственные чиновники, часто без предварительного уведомления посещающие поселок, говорили консулу, что они никогда не замечали каких-либо странных явлений в поселке.» Американский адвокат Чарлз Гэрри, посетивший Джонстаун 6 ноября 1977 года: «Я побывал в раю. Я видел общину, где нет такого явления, как расизм...»

    - Коммуна не была религиозной организацией. «Мы не религиозная, а вполне светская организация. Слово «секта» к нам неприменимо. Мы употребляли его для маскировки нашей деятельности, когда были в Штатах. Без этого мы просто не могли бы существовать, не говоря уж о том, чтобы все вместе выехать из Соединенных Штатов» , — говорил Джим Джонс советскому консулу Федору Михайловичу Тимофееву 27 сентября 1978 года, когда тот вместе с доктором Н.М.Федоровским приехали в Джорджтаун для ознакомления с Коммуной.

    - Джим Джонс не был каким-то одиозным фанатиком , каким его попытались представить после убийства. Его поддержки в свое время добивались в Калифорнии многие политики. В 1976 году он помог Джорджу Москуну избраться в мэры Сан-Франциско, который в ответ предложил Джонсу войти в городскую комиссию по правам человека, а затем назначил его председателем комиссии по жилищному строительству. В том же 1976 году будущий вице-президент США Уолтер Мондейл в время предвыборной поездки по Калифорнии пригласил Джима Джонса на борт своего самолета и имел с ним продолжительную беседу. В 1977 году Джим Джонс организовал для «первой леди США» Розалин Картер грандиозный митинг-встречу с цветным населением Калифорнии. «Мне доставило большое удовольствие быть вместе с Вами в период избирательной кампании», — писала Розалин Картер Джиму Джонсу в письме от 12 апреля 1977 года. — Все члены Коммуны два раза в год проходили обязательное медицинское обследование.

    - Главная улица в поселке называлась улица Ленина.

    - Члены Коммуны учили русский язык , читали в оригинале Пушкина, Льва Толстого, изучали Конституцию СССР, советские законы.

    В марте 1978 года, за 7 месяцев до «самоубийства» члены Коммуны единогласно проголосовали на общем собрании за переселение на постоянное жительство в СССР , о чем подали официальное прошение в советское консульство в Гайане.

    Непосредственно перед своей гибелью, опасаясь за свою судьбу, Коммуна передала советскому консулу в Гайане Ф.Тимофееву все свои финансовые средства — наличные, чеки, финансовые поручительства. Члены Коммуны, имеющие право подписи в банках составили завещание, по которому все вклады «Храма народов» в банках следовало передать Советскому Союзу через советского консула (все это было потом передано Тимофеевым властям Гайаны).

    На конец ноября 1978 года была запланирована первая поездка делегатов Коммуны в СССР для выбора места возможного проживания ... 18 ноября 1978 года жизнь этих, возможно в чем-то наивных, людей неожиданно оборвалась...

    17 ноября, за день до убийства в аэропорт столица Гайаны — Джорджтауна (не путать с Джонстауном!) прибыла группа «туристов» из США — 50-60 человек, все мужчины 20-30 лет, хорошего физического сложения. Они арендовали несколько местных самолетов, вылетели из аэропорта и дальнейшая судьба их неизвестна.

    - С 18 ноября в аэропорту столицы Гайаны стали приземляться военно-транспортные самолеты США. Такого не наблюдалось с тех пор, как был аннулирован договор «Аткинсонфилд», по которому ВВС США имели право использовать аэродром в Джорджтауне (Гайанское правительство денонсировало этот договор после того, как в 1977 году агенты ЦРУ взорвали над Барбадосом кубинский авиалайнер, вылетевший из Гайаны).

    - Военнослужащие США блокировали место трагедии и двое суток(!) не допускали туда правоохранительные органы Гайаны.

    - Все трупы лежали лицом вниз, примерно в одинаковых позах. Это невозможно при самоотравлении каким бы то ни было веществом, тем более цианидами, после принятия которых смерть наступает практически мгновенно. Позы трупов и их расположение были изменены кем-то после смерти людей, что возможно только в первые 2-4 часа после смерти.

    - Обязательное по правилам США вскрытие криминальных трупов не проводилось .

    - США предложили властям Гайаны похоронить все трупы в специально вырытом большом рве без опознания трупов и без взятия образцов тканей. Гайанское правительство с этим не согласилось.

    Только на третьи сутки, когда трупы уже начали разлагаться от тропической жары, на место трагедии были допущены представители властей Гайаны и главный патологоанатом Гайаны доктор Лесли Муту произвел вскрытие части трупов и обнаружил у умерших следы инъекций цианистого калия.

    - На трупах были обнаружены уколы в местах, недоступных для инъекций собственной рукой.

    - Для того, чтобы покончить жизнь самоубийством с помощью цианистого калия достаточно просто выпить этот яд. Никакой необходимости делать себе инъекции этого яда нет.

    - После долгих проволочек трупы были вывезены на Доверскую военно-воздушную базу (США, Пенсильвания). Было произведено только семь вскрытий (15 декабря 1978 года, т.е. почти месяц после гибели), после чего все трупы были сожжены в обстановке строжайшей секретности.

    - По поводу гибели этих людей не было проведено никакого судебного расследования.

    18 ноября, одновременно с «самоубийством» в Джонстауне, в столице Гайане (более 200 км от места трагедии) были убиты работающие там сотрудники «Храма народов».

    Через 3 дня, 21 ноября, в США, в своем рабочем кабинете был убит друг Джима Джонса мэр Сан-Франциско Джордж Р. Москун. Предположительно он собирался выступить с заявлением, относительно «самоубийства» Джима Джонса.

    13 марта 1979 года 32-летний Майкл Прокс (бывший агент ЦРУ, внедренный в «Храм народов», позднее раскаявшийся в этом и перешедший на сторону Джима Джонса) организовал пресс-конференцию в номере 106 мотеля 6 на Каназ-Авеню г. Модесто (Калифорния), раздал собравшимся репортерам свое заявление на 42 страницах, вышел в ванную и застрелилcя. В заявлении Прокса говорилось: «Правда о Джонстауне скрывается потому, что правительственные органы США принимали самое активное участие в его уничтожении. Я уверен в этом потому, что когда вступал в «Храм народов», то сам был тайным осведомителем...»

    Что тут добавить? Обыкновенный капитализм, ничего удивительного...

    Защитники капитализма иногда говорят сторонникам социализма: «Зачем вы насильно хотите свергать капитализм? Если ваш коммунистический метод хозяйствования более эффективен, организуйтесь в коммуны, работайте, показывайте большую эффективность своего труда, побеждайте нас экономически...» Но вот, что происходит в реальной жизни с теми, кто пытается мирно, ненасильственно выйти из под власти Капитала...

    Среди погибших было 270 детей, в том числе и младенцы. До событий 11 сентября 2001 года это была самая крупная единовременная гибель среди американских граждан. Массовая гибель сектантов взбудоражила мировое сообщество и подняла волну отрицательного отношения к различного толка религиозным общинам, отколовшимся от официальной религии. Но до сего дня остаются в этой трагедии неясности и белые пятна.

    Джим Джонсон

    «Храм народов» был основан в 1955 году в Индианаполисе, США, неким Джимом (Джейсом) Уорреном Джонсом. Он родился в этом же штате в г.Крит в 1931 году. С детства мальчика привлекала предлагаемая церковью помощь обездоленным и гонимым, он рано принял решение что станет священником. В 1930-1940-х годах в штате Индиана, как в прочем и других, проводилась политика сильной расовой сегрегации, но юношу расовая нетерпимость возмущала. Начавшаяся в конце 40-х годов антикоммунистическая компания, известная как «охота на ведьм», заинтересовала Джима марксистскими идеями. И, постепенно, он начал разделять основные коммунистические принципы, не отходя от постулатов христианства.

    С 1954 года молодой человек проповедует на улицах Индианаполиса за крупнейшую конфессию протестантов- пятидесятников в США, «Собрания Господни». Но административному совету церкви не пришлись по нраву постоянные упоминания в проповедях о равенстве белых и чернокожих людей. И Джонс, вместе с рядом его единомышленников, принял решение об организации собственной церкви, не делающей различий между людьми по цвету кожи или социальному статусу. Так 4 апреля 1955 была основана «Церковь Слова Христова», которая через год была переименована в «Храм народов».

    История «Храма народов»

    В 1960 году Джонс получает сан священника, а его церковь становится официальным членом «Церкви Христа» в Индианаполисе. «Храм народов» сразу становится заметной церковью, так как в те времена было невозможно представить приход со столь разнообразным этническим составом. На проповедях молодой священник не делил паству по национальному и расовому принципу. Консервативные жители Индианы весьма недоброжелательно относились к деятельности организации. В конце концов Джонс и его церковь были что называется выжиты из Индианы, и в 1965 году «Храм народов» переезжает в долину Редвуд близ Сан-Франциско, Калифорния. В этот период община насчитывала приблизительно 80 человек. В ее составе были, в основном, маргиналы: бездомные, проститутки, наркоманы, представляющие многие национальные и расовые меньшинства. Этих людей привлекали разнообразные социальные программы «Храма народов». Были организованы бесплатная столовая для бедняков и детский сад, работала программа заботы о пожилых людях, существовали бесплатная медицинская помощь, а так же юридическая помощь в получении пособий. Постепенно организация «Храм народов» разрослась настолько, что имела шесть школ, девять домов престарелых, печатала ежемесячный журнал тиражом в 30 тысяч экземпляров.

    Но в то же время Джонс начал ужесточать правила внутренней жизни общины, он требовал от своих последователей большей концентрации на делах церкви и практически полного разрыва с родственниками и друзьями, к этой церкви не примкнувшими. Это дало повод навесить на Джонса ярлык сектанства со стороны других христианских групп, в ответ «Храм народов» замкнулся внутри себя еще больше.

    С увеличением численности организации возникли проблемы и с родственниками членов общины. Все больше появлялось судебных исков против «Храма народов», обвинявших секту и ее главу в насильственном удержании членов коммуны, их зомбированию, а так же вымогании у них денежных средств обманным путем. В ответ на растущее давление, Джонс требовал от членов организации все большей строгости и дисциплины, что породило недовольство некоторых из них. Из общины вышло восемь адептов, обвиняя Джима Джонса в применение психологических средств подавления воли членов организации, в эксплуатации их труда с целью получения прибыли.

    Упоминались применение жестких наказаний за провинности и нарушения внутреннего устава общины. Произошел серьезный публичный скандал, подхваченный прессой, он перерос в мощную информационную кампанию против организации. «Храм народов» получил ярлык «деструктивного культа». Родственники объединялись в организации и требовали серьезного расследования деятельности «Храма народов» федеральным правительством. Эти обстоятельства вынудили Джонса принять решение покинуть пределы США.

    «Храм народов» в джунглях Гайаны

    Еще в 1974 году несколько членов «Храма народов» основали поселение в джунглях Гайаны (ранее Британская Гвиана). Ими был арендован участок вблизи Порт-Кайтума площадью около 15,6 квадратных километров, поселение назвали по имени главы церкви — Джонстаун. Именно туда в 1977 году переехал Джонс вместе со своими последователями, которых насчитывалось тогда более 900 человек.

    В Джонстауне новопоселенцы занялись расчисткой и облагораживанием территории, строительством жилого поселка, а затем и выращиванием сельскохозяйственных культур, таких как ананасы, сахарный тростник, картофель, огурцы, капуста, тыква и многие другие. Были построены свиноферма, скотный двор, птицеферма. Работали лесопилка, мебельный цех, ремонтная база. Для детей были построены школа, детский сад, ясли. Поскольку в коммуне было достаточно преподавателей, то образование давалось на очень высоком уровне, известно что библиотека общины насчитывала более 10 тыс. книг, среди которых полные собрания сочинений Маркса и Ленина.

    Жители поселка проводили в работе целый день, по 11 часов в сутки, а по вечерам проводились собрания общины или обучающие занятия, для массовых мероприятий был построен клуб. В поселке существовала больница, считающаяся лучшей в регионе, оснащенная оборудованием для выполнения флюорографии, рентгенографии, снятия ЭКГ, мог выполняться полный перечень анализов. Там работали терапевт, хирург (нейрохирург по образованию), педиатр, диетолог, штат дипломированных медсестер и фармацевт с опытом преподавательской работы. Внутри коммуны не существовало денежных отношений, но был «бесплатный магазин», в котором можно было взять необходимые товары, на всех посетителей заводилась учетная карточка.

    Чистый доход от деятельности коммуны составлял около четверти млн. долларов в год. Интересно что сведения о том, что происходило в тот период внутри секты, рознятся диаметрально: среди родственников сектантов ходили слухи о том, что Джонс насильно удерживает людей, заставляя их батрачить под присмотром надсмотрщиков за колючей проволокой, полностью изолирует членов общины от связей с внешним миром, запугивает их угрозой нападения извне и навязывает идеи массового самоубийства. Сам Джонс является алкоголиком и наркоманом и заставляет сожительствовать с собой сразу нескольких женщин. Несогласные подвергаются физическим наказаниям. Но большинство посещавших коммуну Джонса, а это было более пятисот (!) визитеров - гайанских и иностранных граждан - чиновников, журналистов, политиков, сотрудников посольств, аккредитованных в Гайане, позитивно отзывались об атмосфере в Джонстауне.

    Советский консул в Гайане Тимофеев Ф. М. говорил, что читая толстенную книгу отзывов был поражен: «В этих записях часто встречалось слово «рай»- люди писали о возникшем у них впечатлении, будто они побывали в раю и видели счастливых, одухотворенных людей, живущих в гармонии между собой и дикой, первозданной природой».

    Политика и «Храм народов»

    Но коммуна не была единственной деятельностью «Храма народов». В целом число прихожан церкви Джонса достигло к середине 70-х 20 тыс. человек. Организация была сильным раздражающим фактором для правительства США. Джонс не скрывал, что находится в состоянии войны с правительством США по вопросам гражданских прав, расовой справедливости. Он объявил себя врагом системы, для которой моральные ценности менее важны нежели материальные. «Любовь к деньгам - корень всякого зла», утверждал Джонс.

    На выборах Джонс оказывал поддержку либерально-прогрессивным политикам, левым партиям и их лидерам с помощью избирательных голосов членов своей организации. Так не без его помощи пришли к власти мэр Сан-Франциско Д.Москун, районный прокурор Д.Фрейтас, вице-губернатор Калифорнии М.Дималли. Возглавляемая Джонсом религиозная организация издавала и распространяла бесплатную газету «Народный форум» тиражом доходившим до миллиона экземпляров, которая по сути была агитационной листовкой, которая затрагивала критикой вопиющие темы — от расовой дискриминации до темных делишек Рокфеллера и Киссинджера.

    «Храм народов» осуществлял моральную и материальную поддержку всех, пострадавших в результате борьбы с недостатками правящей власти. Из известных это были все члены «Уилмингтонской десятки», лидер американских индейцев Д.Бэнкс, Анджела Дэвис, Бен Чейвис, Лаура Альенде. По инициативе организации Джонса часто устраивались многодневные и многотысячные демонстрации протеста по различным поводам. Понятно, что в результате своей деятельности «Храм народов » и лично Джонс подвергались как информационному так и силовому давлению. В один из автобусов организации была подложена бомба, Дом собраний в Сан-Франциско был взорван и сгорел дотла. Были избиты и убиты несколько членов общины, в том числе помощник Джонса Льюис. Постоянно предпринимались попытки подкупа людей, для того что бы они свидетельствовали против «Храма народов». Известно что была раскрыта попытка подкупа вышеупомянутого индейского лидера Д.Бэнкса. В обмен на клеветническое выступление в адрес Джонса ему пообещали закрыть уголовное дело на него. Отказавшись, Д.Бэнкс обвинил ФБР в этой провокации через СМИ.

    Американские официальные источники стараются замалчивать серьезный момент в истории секты. В марте 1978 г. на общем собрании коммуны было принято решение об эмиграции в СССР в полном составе и передано в советское посольство официальное прошение о предоставлении советского гражданства ее членам и переводе на счета в Госбанке СССР денежных средств организации «Храм народов ». Джонс и его окружение никогда не скрывали симпатии к Советскому Союзу, даже выбор Гайаны при переезде из США они объясняли тем, что это страна социалистической ориентации.

    В декабре 1977 года советский консул Тимофеев Ф. побывал в Джонстауне с дружественным визитом, а Джонс и его ближайшие соратники стали частыми гостями в советском консульстве. Федор Тимофеев в своих воспоминаниях отмечал, что посещавшие его адепты упоминали о непрекращающемся, даже после выезда из США, преследовании Джонса и других членов организации, что в Америке против «Храма народов» начата настоящая травля. «Все эти люди подробно рассказали мне, что борьба секретных служб против «Храма народов » в США приняла угрожающие размеры: физически уничтожен был ряд членов «Храма», многие арестованы. В гонениях на общину участвуют ФБР и ЦРУ… Перлюстрируется вся корреспонденция… американская таможня задерживает без оснований грузы, направляемые из США в Джонстаун . Используются экономические рычаги давления на гайанское правительство, чтобы добиться принудительной репатриации членов общины США…».

    Для решения о предоставлении политического убежища коммуне официальная Москва пригласила для начала делегацию от «Храма народов», о чем 27 ноября 1978 года консул Тимофеев Ф. приехал оповестить лично. Но переезду в Советский Союз, в возможность которого уже поверили члены общины, помешала разразившаяся трагедия.

    Американский конгрессмен Лео Райан решил посетить Джонстаун в Гайане для того чтоб разобраться насколько верна информация о бесчинствах, творимых в секте и как живет поселение американских граждан. К этому визиту его подтолкнуло бесконечное давление «Озабоченных родственников», так назвал созданное движение некто Тим Стоун, который ранее служил адвокатом в «Храме народов » и был изгнан оттуда за связи с ЦРУ. Для объективности конгрессмена сопровождали несколько журналистов и представителей организации родственников. 17 ноября 1978 года Райан приехал в Джонстаун и два дня инспектировал порядки в коммуне. Жители поселка выглядели довольными и счастливыми, конгрессмен не нашел ничего предрассудительного. Но за время его пребывания Райану тайно передали, что некоторые члены общины хотят вернуться на родину. Тогда конгрессмен решил обстоятельно пообщаться с людьми и выяснил что около шестнадцати человек хотят покинуть коммуну.

    Этот факт может и разозлил Джонса, но не встретил никакого сопротивления с его стороны. Расследование так же установило факт, что в Джонстауне Л. Райан подвергся нападению одного из членов общины Дона Слая. Хоть никаких серьезных повреждений сенатор не получил, но, чтоб не подвергаться реальной опасности, группа визитеров приняла решение об отъезде. Назад возвращалось на 16 человек больше, Джонс выдал всем желающим вернуться паспорта и сумму денег на проезд домой. Для увеличившейся группы сенатор вызвал дополнительный шестиместный самолет. Во время посадки на самолет один из уезжающих членов секты, некто Лэйтон, достал ружье, спрятанное под одеждой, и начал стрелять в пассажиров. Прежде чем его удалось разоружить, он успел троих ранить. Во время инцидента, на взлетную полосу въезжает трактор с прицепом и выскочившие из него люди открывают стрельбу. В результате сенатор Лео Райан, трое журналистов и один бывший член коммуны оказались убиты. Среди погибших журналистов был оператор NBC, снимавший происходившее на камеру до последней своей минуты, эта видеозапись сохранилась. Так же в деле есть фотографии, сделанные на месте событий оставшимся в живых журналистом Райтерманом. В ходе нападения один из самолетов получил повреждения, и улететь смогли не все. Остальных членов группы позже эвакуировали самолетом гайанских ВВС.

    Гибель «Храма народов»

    Шокированные происшедшим, коммунары вечером провели собрание, запись которого сохранилась и являлась одной из основных улик ФБР в этом деле. Официальная версия гласит так: Джим Джонс объявил о смерти конгрессмена и сказал что после случившегося жизнь коммуны уже не будет прежней и единственный выход из ситуации - это совершить «революционный акт самоубийства». Не все согласились с лидером, некоторые предлагали связаться с русскими и настаивать на немедленной отправке общины в Россию. Но большинство поддержало Джонса, и по его указанию был приготовлен бак с виноградным напитком, в который добавили цианид и валиум. Сначала отравили детей, ну а затем и взрослые, глядя на умирающих своих детей не колебались и приняли яд. Официальная версия также допускает, что не все принимали яд добровольно, и что, возможно, многих заставили выпить отравленный напиток силой. В результате коллективного самоубийства членов организации «Храм народов» в Гайане 18 ноября 1978 года погибло 918 человек. Кстати в их число входит и находившаяся в то время в столице Гайаны Ш. Амос, которая по официальной версии перерезала горло троим своим детям, а затем сама покончила с собой при помощи ножа. Сам Джим Джонс был обнаружен застреленным.

    Массовые самоубийства всегда воспринимались как жестокие и ужасные события. К сожалению, они случались не один раз в истории человечества и продолжают происходить в наши дни. Они совершаются группой людей, которые решили умереть вместе в одно время в одном месте или в разных уголках мира, но одновременно. Когда речь идет о массовых самоубийствах, в основном это касается религиозных общин или культов, но есть случаи, когда люди решаются на это, чтобы не попасть в руки врагов.

    10. Крепость Масада, Израиль

    В 73 году н.э. члены общества сикариев решили умереть, чтобы не достаться врагам. Они были окружены римлянами в крепости Масада и не имели возможности бежать. Мужчины сначала убили жен и детей, а затем и себя. Оставшиеся в живых подожгли стены крепости и сгорели со всеми. Ученые не знают точно, имело ли это событие место в истории или нет, но до сих пор это массовое самоубийство поражает.

    9. Крепость Пиленай, Литва

    Крепость Пиленай стала известной в результате совершенного массового самоубийства в 1336 году. Армия рыцарей Тевтонского ордена уже практически одержала победу над защитниками крепости, которые поняли, что больше не смогут сдерживать атаки врагов. Вместо того чтобы сдаться в плен, они решают сжечь крепость дотла вместе со всем нажитым добром и совершить самоубийство. По сведениям летописей, в крепости в то время проживало около 4000 человек. Все защитники со своими семьями сгорели.

    8. Город Денпасар, Бали

    В 1906 году страшное массовое самоубийство произошло в городе Денпасар при вторжении голландцев. Во время наступления на королевский дворец голландцы могли слышать стук барабанов, доносящийся изнутри, и видеть поднимающийся из дворца дым. Вдруг они увидели процессию во главе с раджей и священниками, которая вышла из дворца в полной тишине. Когда процессия остановилась, раджа дал сигнал и один из священников ножом убил его, то же самое начали делать и другие. Голландцы были настолько поражены увиденным, что открыли огонь по процессии. Тогда погибло более тысячи человек.

    7. Город Деммин, Германия

    В 1945 году в результате паники, причиной которой было приближение Советской армии, произошло массовое самоубийство в городе Деммин, Германия. Жители города боялись пыток, изнасилований и расстрелов. Беженцы, которые искали убежище в городе, целыми семьями решили покончить жизнь самоубийством. Они вешались, резали вены, топились в реке и совершали самосожжение. Всего таким образом погибли 700-1000 человек. После этого случая Коммунистическая партия Восточной Германии законодательно запретила самоубийства. Тела всех погибших были похоронены в общей могиле, за которой впоследствии никто не ухаживал.

    6. Религиозное движение «Небесные врата», Калифорния

    Культовое сообщество «Небесные врата» - это американское религиозное движение, участники которого считали, что планета Земля должна переродиться. В 1997 году группа людей с верой в то, что где-то в космосе к Земле летит корабль инопланетян и, чтобы на него попасть, надо умереть, решила покончить жизнь самоубийством. 39 человек совершили самоубийство, выпив смесь водки и фенобарбитала в большом белом доме, который заранее арендовали. Все тела были одинаково одеты, в их карманах были найдены одинаковые суммы денег. Под головами у жертв были пакеты с вещами. Убийства совершались в течение трех дней, поэтому оставшиеся в живых убирали после умерших и затем сами совершали самоубийство. В течение недели покончили с собой 39 человек - все это ради того, чтобы душа попала на космический корабль инопланетян.

    В 1984 году Люк Жоре и Жозеф ди Мамбо основали культ «Храм Солнца» и начали учить своих последователей, что жизнь - это иллюзия, а адепты культа смогут переродиться и жить на планете в созвездии Пса. Доктор Жоре и его последователи верили, что в прошлой жизни он был рыцарем ордена Тамплиеров и реинкарнацией Иисуса Христа. В 1994 году начались массовые самоубийства. Сначала в двух деревнях в Швейцарии адепты культа массово травили себя, стрелялись и душили друг друга. В 1995 году 16 тел, которые лежали в виде звезды, были найдены во Франции. В 1997 году в Квебеке в доме произошел пожар, после которого полиция обнаружила пять обгорелых тел. К счастью, дети остались живыми, но были под действием наркотиков. Всего совершили самоубийство 74 адепта культа «Храм Солнца».

    В июне 1944 года американские солдаты высадились на острове Сайпан после месячной осады жителей острова и его защитников. От страха быть плененными жители острова по приказу императора решили умереть, но не достаться врагу. В громкоговорители американские солдаты успокаивали японцев, предлагали им еду и свободный выход с острова, но те были настолько напуганы, что решили спрыгнуть в море со скалы. Сегодня эта скала носит название «скала самоубийства». Неизвестно точно, сколько тогда погибло людей, но считают, что около 10 000.

    Это религиозное движение было основано в 1980-х годах в Уганде тремя людьми, которые рассказывали, что им явилась Пресвятая дева Мария и сказала, что они должны идти и проповедовать. Адепты движения верили, что конец света произойдет 17 марта 2000 года. В указанный день более 500 человек пришли в церковь, они молились, пели песни и ели жареное мясо быка. Через некоторое время здание церкви взорвалось, и все погибли. Позже в своих домах были найдены трупы еще нескольких последователей движения. Сегодня спорят о том, было ли это массовое самоубийство или все же убийство.

    В результате осады федеральными силами США ранчо, принадлежащего культу «Ветвь Давидова», погибли 76 человек. Американская полиция хотела проверить ранчо на наличие незаконного оружия, но в результате перестрелки были убиты четыре агента и шесть адептов культа. После этого в ситуацию вмешалось ФБР. Осада длилась 51 день. Вскоре агенты ФБР решили организовать газовую атаку. Во время нее в доме начался пожар, и 76 человек сгорели. До сих пор неизвестно, кто инициировал пожар, но официальные органы склонны считать, что сами адепты и стали инициаторами пожара, а значит, своей смерти.

    В Джонстауне произошло одно из самых страшных массовых самоубийств - 913 адептов местного культа приняли яд. Приверженцы культа, организованного Джимом Джонсом, поначалу собрались с благородной целью - помогать нуждающимся, но постепенно членов этого культа начали психологически обрабатывать и удерживать насильно. После убийства конгрессмена адептами культа лидеры внушали страх членам движения и склоняли их к самоубийству. 913 человек, включая 276 детей, приняли яд. Джонс погиб от выстрела в голову. До сих пор неизвестно, было ли это массовое самоубийство или убийство.

    И в середине 1980-х годов был практически полностью уничтожен пожаром.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      ✪ Храм народов

    Субтитры

    Основание Джонстауна

    В 1970-е годы в американской прессе стали появляться публикации о том, что «Храм народов » (основанный ещё в 1955 году) является деструктивным культом , зомбирующим своих адептов. Родственники членов «Храма» требовали от властей проведения расследования деятельности основателя «Храма» - Джима Джонса. В этих условиях Джонс принял решение покинуть США и обосноваться в Южной Америке.

    В 1974 году в джунглях Гайаны, на взятом в аренду участке площадью 3852 акра (15,59 квадратных километра), несколько членов «Храма народов» основали поселение, названное в дальнейшем Джонстаун, по имени главы движения. В 1977 году Джим Джонс вместе со своими последователями (более 900 человек) переехали в это поселение.

    В Джонстауне члены «Храма народов» занимались очисткой и облагораживанием территории, выращиванием сельскохозяйственных культур. В посёлке были построены: лесопилка , клуб , детский сад , ясли . Жителям поселка приходилось достаточно много работать (по 11 часов в сутки), по вечерам они устраивали собрания или обучались.

    По поводу реальной жизни рядовых членов движения в посёлке существуют разные мнения. За время существования посёлка его посетило множество людей, и оставило преимущественно положительные отзывы о быте обитателей Джонстауна. На магнитофонных записях ежевечерних собраний, которые делал Джонс, слышны шутки, смех, что эти отзывы отчасти подтверждало. Однако некоторые бывшие поселенцы заявляли о многочисленных нарушениях прав человека в Джонстауне, пытки, суровые телесные наказания за провинности, и что Джонс и его окружение страдают от наркотической зависимости. Возникло движение «Озабоченные родственники», старавшееся привлечь внимание общественности и властей США к ситуации внутри Джонстауна, в котором ведущую роль играл Тим Стоун, бывший адвокат «Храма народов», изгнанный оттуда по обвинению в связях с ЦРУ.

    Руководство поселения, чувствуя шаткость своего положения, решило установить контакты с посольством СССР, по итогам которого было подано прошение об эмиграции, получены бланки анкет и заявлений о переходе в советское гражданство . Были организованы курсы русского языка , и к моменту посещения коммуны консулом Тимофеевым многие уже могли общаться на этом языке . Представители коммуны даже были приглашены на приём в посольство, что произвело неприятное впечатление на дипломатов США .

    Визит Лео Райана

    В 18 часов после прибытия в аэропорт группа начала готовиться к отбытию. В этот момент к взлётной полосе аэропорта подъехал грузовик и трактор с прицепом, из которого выскочили вооружённые люди, и открыли огонь на поражение. Через пять минут эти люди залезли обратно в прицеп, и трактор скрылся. Корреспондент Washington Post Чарльз Краузе рассказывал:

    Эй, смотрите! - воскликнул кто-то, указывая вдаль. Через взлетную полосу ехали грузовик и трактор с платформой. Тем временем к самолётам приближались трое неизвестных. Они выглядели агрессивно... Но я не очень тревожился, потому что местная полиция была здесь... Боб Браун и Стив Санг нацелили свои камеры на трёх приближающихся мужчин, которые оттолкнули нескольких гайанцев... выхватили винтовку у оторопевшего гайанского полицейского... И тут началась стрельба. Раздались крики. Я... побежал вокруг хвоста самолёта, миновал группу NBC, ведущую съёмки, и спрятался за колесо... Кто-то упал на меня и скатился... Я понял, что ранен... Ещё чье-то тело упало на меня и скатилось... Беспомощно я лежал... Ждал выстрела в спину. Стрелявшие хорошо делали своё дело, добивая раненых в упор... Как я миновал смерти, я никогда не пойму... На взлетной полосе находился ещё один самолёт, который должен был доставить... «озабоченных родственников» и тех, кто покинул коммуну. После начала стрельбы самолёт пытался взлететь. Но в салоне открыл стрельбу Ларри Лейтон. Он убил Монику Багби и Вернона Госнея. Потом пистолет заклинило, и Паркс смог выбить его из рук Лейтона.

    Поселенец Ларри Лэйтон, который присоединился к отъезжающим под предлогом того, что Джонс сошёл с ума и хочет убить участников экспедиции , успел убить двоих, ещё одного ранить, прежде чем его удалось разоружить. Из 30 человек было убито пять: сенатор Лео Райан, корреспондент NBC Дон Харрис, оператор NBC Боб Браун, фотограф San Francisco Examiner Грег Робинсон и член коммуны Патриция Паркс . Один из застреленных журналистов, Боб Браун (англ. Bob Brown ), снимал нападение на камеру до тех пор, пока не был смертельно ранен выстрелом в голову. Видеозапись нападения сохранилась. Журналист Тим Райтерман (англ. Tim Reiterman ), который находился на взлетной полосе, сделал ряд фотографий, на которых были запечатлены последствия атаки. Самолёт Otter получил значительные повреждения и не мог лететь. Cessna улетела в столицу, её пилот сообщил диспетчеру по радио о случившемся. Оставшиеся члены группы добрались до Порт-Кайтума, где провели ночь, а затем, на следующий день, были эвакуированы самолётом гайанских ВВС , прибывшим через 10 часов после трагедии.

    Массовое убийство

    В тот же вечер Джим Джонс провёл обычное собрание, запись которого также сохранилась и являлась одной из основных улик ФБР в этом деле. Согласно записи, Джонс сказал, что конгрессмен убит, что самолёт упадёт в джунгли, так как на его борту находится человек, который убьёт пилота; и что теперь, после случившегося, жизнь уже не будет такой как раньше. Он сказал, что теперь их точно не оставят в покое, и единственный выход из ситуации - это совершить «революционный акт самоубийства ». Серьёзные возражения возникли только у Кристин Миллер (англ. Christine Miller ), которая пыталась убедить всех, что суицид - не выход, и предложила связаться с русскими на предмет немедленной отправки общины в Россию. Джонс отверг предложение, аргументировав это тем, что уже слишком поздно, и никто на помощь к ним не придёт, а также, что жить в таком мире невозможно и суицид - это единственное возможное в данной ситуации решение. Его поддержали многие члены общины. По указанию Джонса был приготовлен бак, заполненный виноградным напитком «Flavor Aid», в который добавили смесь цианида калия и диазепама . Первыми напиток дали детям. На записи Джонс убеждал людей, что смерть - это лишь шаг дальше, в следующую жизнь , объяснил, что не будет ни конвульсий, ни агонии, переход произойдёт безболезненно. Глядя на то, как умирают их дети, взрослые почти не колебались и принимали яд. Официальная версия также допускает вероятность того, что не все принимали яд добровольно, и что, возможно, многих заставили выпить отравленный напиток силой.

    В итоге, в результате акта коллективного суицида погибло 909 человек, включая 270 детей. Джим Джонс и Энн Мур (англ. Anne Moor ) были обнаружены застреленными. Осталось неясным, было ли это самоубийство или их застрелили. Чуть позже представитель поселения Шарон Амос была обнаружена в своей квартире в Джорджтауне убитой ножом, вместе со своими детьми, у которых было перерезано горло. Считается, что это сделала она сама, но консул СССР в Гайане Тимофеев впоследствии утверждал, что перед смертью она звонила ему и передала его жене, что получила радиограмму, что Джонстаун окружен войсками и над ним кружат военные вертолёты, что в её квартиру ломятся и просила вызвать полицию (сторонники одной из конспирологических версии событий обвиняют в её убийстве Э. Блейки, считая его внедренным в общину агентом ЦРУ [ ]). Итого, 18 ноября в Гайане погибло 918 человек, имеющих отношение к Джонстауну.

    Около 80 членов коммуны в тот вечер спаслось. Часть из них - это те, кто ушёл с конгрессменом, кое-кто не присутствовал на собрании, а часть людей решила не разделять судьбу самоубийц и покинули лагерь утром.

    Кристин Миллер оказалась в числе тех, кто погиб. Лэрри Лэйтон позднее был признан невиновным гайанским судом. Позже он был экстрадирован в США, где был арестован и посажен в тюрьму. Он оказался единственным человеком, понесшим ответственность за события того дня. В 2002 году он был досрочно освобождён.

    Версия убийства

    Трагедия в Джонстауне была неоднозначно воспринята мировой общественностью и породила множество теорий заговора . В социалистических странах получила распространение версия, что члены коммуны были убиты агентами ЦРУ по заданию правительства США, чтобы не допустить переезда коммуны в СССР, где Джонс мог бы безнаказанно осуществлять антиамериканскую пропаганду.

    Развитию этой версии способствовали обстоятельства, при которых случилась трагедия: напряжённая международная обстановка, неточности в показаниях свидетелей и сомнения в достоверности улик. Тот факт, что первые данные о случившейся трагедии поступили от ЦРУ, многими сторонниками альтернативных версий воспринимается с подозрением. Среди прочих моментов, которые отмечают сторонники альтернативных версий, можно назвать следующие:

    По поводу убийства сенатора в аэропорту также высказывались сомнения, не было ли оно устроено группой «туристов» из США, которая вылетела «для осмотра местности» из Джорджтауна за пять часов до инцидента.

    Многим кажется недостоверным сам факт, что такое число людей могло совершить коллективное самоубийство.

    Однако защитники официальной версии указывают на психологическое состояние жителей коммуны в тот момент. Желание ряда членов коммуны покинуть Джонстаун воспринималось всеми однозначно как коварное и необъяснимое предательство. Нарисованная Джонсом мрачная картина того, что произойдёт с жителями поселения и их детьми после того, как о гибели Райана узнают в США, неоднократные заявления Джонса на прошлых проповедях о том, что они готовы умереть за свои убеждения; подавленность, связанная с предательством близких людей и убийством конгрессмена, слепая вера в «Отца» и решительный настрой некоторых членов коммуны - всё это вполне могло заставить людей решиться на самоубийство. Кроме того, несколько раз до самой трагедии, Джонс устраивал симуляцию массового самоубийства. Процедура «самоубийства» была аналогична финальной: пастве раздавались стаканчики с подкрашенной водой, в которой, по словам Джонса, содержался яд, убивающий в течение 45 минут. Когда яд не сработал, было объявлено, что это была проверка лояльности. Спорные моменты, относящиеся к анализу причин смерти людей, исследователи объясняют некомпетентностью людей, занимавшихся организацией вывоза и обследования тел. [ ]

    В кино

    • Вуаль / The Veil (2016)

    Также Джим Джонс упоминается в 7 сезоне Американской истории ужасов , заставляя людей принять яд.

    Примечания

    1. , p. 522-523.
    2. Рассказывает консул СССР в Гайане Ф.М. Тимофеев
    3. Отрывок из книги «Самый сильный яд» М. Лейна
    4. Алинин, С.Ф.; Антонов, Б.Г.; Ицков, А.Н. Воспоминания Н.М. Федоровского // Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ. - М. : Юридическая литература, 1987. - С. ??. - 224 с.
    5. Resolution of Peoples Temple to Block Rep. Ryan from Entering Jonestown
    6. Jonestown Petition to Block Rep. Ryan
    7. Своими именами
    8. Krause, Charles A. with Laurence M. Stern, Richard Harwood and the staff of The Washington Post. Guyana Massacre: The Eyewitness Account. - New York: Berkley Pub. Corp, 1978. - ISBN 0-425-04234-0 . (перевод)
    9. Кто и за что убил конгрессмена Райана? // Новосибирский КОМСОМОЛ
    10. Рассекреченные уши ЦРУ в Джонстауне - ФОРУМ.мск
    11. «The Secret Life of Jim Jones: A Parapolitical Fugue» by Jim Hougan (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года.

    Литература

    На русском языке

    • Правда о бойне в джунглях Гайаны // Собеседник . - 1987. - № 12 . Архивировано 15 августа 2015 года.
    • Алинин С. Ф., Антонов Б. Г., Ицков А. Н. Гибель Джонстауна - преступление ЦРУ. - М. : Юридическая литература , 1987. - 224 с. - 100 000 экз. (краткий пересказ книги) (неопр.) . Архивировано 29 ноября 2012 года. , текст книги (неопр.) . Архивировано 19 апреля 2013 года.
    • Бойл Д. Д. Секты-убийцы = James J. Boyle Killer Cults: Shocking True Stories of the Most Dangerous Cults In History // Иностранная литература : (Главы из книги. Перевод с английского Н. Усовой и Е. Богатыренко). - 1996. - № 7 . - С. 208-261 .
    • Вахтин Б. Б. Гибель Джонстауна. - Л. : Советский писатель , 1986. - 325 с.
    • Желенин А. Убиты и оклеветаны. «Храм народов» стал жертвой холодной войны, а не мифического фанатизма его членов. // Независимая газета . - 28.11.1998. Архивировано 15 августа 2015 года.
    • Крамер Дж., Олстед Д. Маски авторитарности. Очерки о гуру / Пер. с англ.. - М. : Прогресс-Традиция , 2002. - 408 с.
    • Митрохин Л. Н. Философские проблемы религиоведения. - СПб. : Издательство РХГА , 2008. - 1046 с. - 800 экз. - ISBN 978-5-88812-348-5 .
    • Новокшонов Д. Их убили за желание стать советскими // Телеграфъ. - 28.11.2008.
    • Федоровский Ю. Р. Коммунары Джонстауна. 30 лет назад // Донецький кряж (укр.) русск. . - 31.10.2008, 7.11.2008. - № 40-41 . Архивировано 15 августа 2015 года.
    • Филатов С. Б. Современная Россия и секты // Иностранная литература . - 1996. - № 8 . - С. 201-219 .
    • Фурман Д. Е. Трагедия Джонстауна и американские секты // США. Экономика, политика, идеология . - 1979. - № 6 . - С. 27-36 .
    • Фурсенко А. А. Президенты и политика США. 70-е годы. - Л. : Наука , 1989. - 290 с.
    на других языках
    • Barden, Renardo Barden. Cults (Troubled Society series).. - Rourke Pub Group, 1990. - ISBN 0-86593-070-8 .
    • Brailey, Jeffrey. The Ghosts of November: Memoirs of an Outsider Who Witnessed the Carnage at Jonestown, Guyana. - San Antonio: J & J Publishers, 1998. - ISBN 0-9667-8680-7 .
    • Chidester, David. Salvation and Suicide. - Bloomington: Indiana University Press (англ.) русск. , 1988. - ISBN 0-253-35056-5 .
    • Dolan, Sean. Everything You Need to Know About Cults. - New York: Rosen Pub. Group (англ.) русск. , 2000. - ISBN 0-8239-3230-3 .
    • Feinsod, Ethan. Awake in a Nightmare: Jonestown: The Only Eyewitness Account. - New York: W.W. Norton & Co (англ.) русск. , 1981. - ISBN 0-393-01431-2 . Based on interviews with Odell Rhodes.
    • Galanter, M. (англ.) русск. . Faith, Healing, and Coercion. - New York: Oxford University Press , 1999.
    • Hall, John R. Gone from the Promised Land: Jonestown in American Cultural History. - New Brunswick: Transaction Publishers (англ.) русск. , 1987. - ISBN 0-88738-124-3 .
    • Kahalas, Laurie Efrein. Snake Dance: Unravelling the Mysteries of Jonestown. - New York: Red Robin Press, 1998. -

    В ноябре 1978 года в поселке Джонстаун (Республика Гайана) погибли 914 членов религиозной секты «Народный храм» . По официальной версии, все они, во главе с предводителем, совершили ритуальное самоубийство. Но действительно ли причиной трагедии стали чисто религиозные мотивы?

    В 1931 году в США, в небольшом городке штата Индиана, родился Джеймс Уоррен Джонс . Его отец был членом ку-клукс-клана - тайной религиозной организации расистов. В 17 лет Джеймс начал изучать медицину, но через год бросил учебу и, несмотря на отсутствие духовного сана, основал в Индианаполисе собственную церковь, которая со временем превратилась в секту с названием «Народный храм».

    Джеймс Джонс стремился обеспечить неимущим из своей паствы бесплатное образование, медицинское обслуживание и работу. И он не использовал деньги верующих для личных целей. Но за свою филантропию и честность требовал беспрекословного подчинения. И добивался его, прежде всего, благодаря пламенным проповедям, в которых подчеркивал зависимость каждого из прихожан от своей персоны. Однако позже он стал прибегать и к запугиванию членов секты, используя в этих целях секс и насилие.

    Деятельность Джонса можно уподобить грандиозному эксперименту по контролю сознания, даже если члены секты подчинялись ему добровольно. Но было ли это лишь воплощением идей и честолюбивых амбиций Джонса?

    «Научная» программа ЦРУ

    В 1947 году в США появилось Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Почти с самого начала там приступили к исследованиям и экспериментам по управлению человеческим сознанием, проводившимся по программе ВLUEBIRD («Синяя птица»). Вскоре программа была преобразована в проект , целью которого стало получение ответа на вопрос, сформулированный в 1952 году:

    «Можем ли мы установить контроль над личностью в такой степени, чтобы она выполняла наши предписания против своей воли и даже вопреки самым основным законам природы, таким, как инстинкт самосохранения?».

    Известно, что в рамках этого проекта испытывались препараты-галлюциногены, в том числе ЛСД и мескалин, а объектами испытаний служили также и граждане США. В 1973 году, после волны протестов, ЦРУ официально объявило о прекращении работ по проекту. Однако, по слухам, исследования продолжались, а секта «Народный храм» в действительности служила экспериментальной базой ЦРУ и им же финансировалась.

    Проповедник-коммунист, он же деспот

    В 1953 году 22-летний проповедник Джонс, стремившийся помогать бедным людям, вступил в коммунистическую партию. Ему казалось, что идеалы марксизма согласуются с принципами основанной им церкви.

    В период организованного сенатором Маккарти преследования прогрессивных деятелей и организаций власти не могли не обратить внимания на такую явно «неамериканскую» церковь с коммунистическим уклоном, особенно когда в 1960-х годах Джонс отверг христианство как «религию белого человека» и провозгласил собственное учение, представляющее собой смесь идей Маркса и Робин Гуда. Однако, по мнению некоторых исследователей, многие деяния Джонса прямо противоречили тем социалистическим принципам, которым он якобы следовал.

    Тем временем появились первые беглецы из «Народного храма», не выдержавшие режима слепого повиновения в сочетании с каторжным трудом и насилием. После рассказов некоторых из них об условиях пребывания в секте СМИ начали кампанию против насаждавшихся там порядков. Появились слухи о том, что сенатская комиссия готовится расследовать деятельность секты.

    «Народный храм» эмигрирует в Гайану

    Джонс почувствовал, что тучи над его головой сгущаются, и решил переселить «Народный храм» в Гайану, где в 1974 году купил 11 тысяч гектаров джунглей. За три года члены секты раскорчевали там обширный участок земли и построили поселок с жилыми домами, школой, больницей, мастерскими, а также с надежной вооруженной охраной.

    Опасаясь расследования сенатской комиссии, Джонс в 1977 году сагитировал своих приверженцев покинуть США и обосноваться в Гайане, в поселке, который он назвал Джонстауном. Так секта превратилась в коммуну.

    Тем временем новой навязчивой мыслью в сознании Джонса стала подготовка к армагеддону - концу света. В своих проповедях он стал восхвалять ритуальное самоубийство как акт жертвоприношения во имя общего святого дела.

    Во время регулярных «практических занятий» под кодовым наименованием «Белая Ночь» Джонс принуждал членов секты пить якобы отравленные напитки, которые в действительности были безвредными и служили (пока что) лишь для испытания твердости характера сектантов.

    Трагическая миссия конгрессмена

    А слухи о злоупотреблениях и насилиях в «Народном храме» продолжали доходить до властей США, теперь уже из Гайаны. Несколько беглых сектантов встретились с конгрессменом от штата Калифорния Лео Райаном и рассказали о царящем в коммуне произволе и каторжных условиях труда, а также о методах управления сознанием. И в ноябре 1978 года Райан во главе небольшой группы журналистов отправился в Джонстаун, чтобы проверить достоверность этих сведений.

    Вопросы, которые Райан задавал Джонсу, вызывали у того беспокойство, граничащее с паникой. По поводу всех обвинений в его адрес он лишь повторял:

    − Это все ложь… Они хотят меня уничтожить… Я покончу с собой.

    Во время пребывания конгрессмена в Джонстауне несколько «коммунаров» уговаривали его увезти их обратно в США. Райан согласился.

    Когда Райан вместе с членами делегации и «репатриантами» прибыл на аэродром городка Порт-Кайтума и уже направлялся к самолету, на летном поле неожиданно появился грузовик. Из кузова выпрыгнули несколько вооруженных парней и открыли огонь из автоматов. Райан, трое журналистов из состава делегации и один бывший член коммуны были убиты.

    Кровавая развязка

    Посылая охранников вдогонку за Райаном, Джонс уже понимал, что проиграл. Ранним утром следующего дня он снова созвал паству на «Белую Ночь».

    Ветерана Вьетнамской войны Оделла Родеса, одного из прихожан «Народного храма», Джим Джонс сумел избавить от героиновой зависимости. За это благодарный Родес был готов выполнять любое распоряжение гуру, работать для него по 12 часов в сутки и даже умереть по его приказу.

    Когда 18 ноября 1978 года во время очередной «Белой Ночи» Родес заметил, как члены коммуны вливают в бутылки с лимонадом настоящий цианистый калий, он понял, что их духовный наставник, уже не раз уговаривавший своих приверженцев совершить «революционный акт» - поголовное самоубийство, на этот раз действительно не шутил.

    Когда Родес увидел, что взрослые стали давать отравленное питье своим детям, в нем сработал животный инстинкт самосохранения. Он сумел обмануть бдительность вооруженных стражников, перелезть через ограду и бежать в расположенный в 10 километрах к северо-востоку Порт-Кайтума, где поднял тревогу в местной армейской части. Вместе с военными он вернулся в Джонстаун 20 ноября, но там они увидели только лежащие вповалку трупы членов коммуны.

    Так что же действительно произошло в тот день в затерявшемся среди гайанских джунглей Джонстауне?

    Слухи, факты, предположения

    Вскоре после трагедии поползли слухи, что никакого массового самоубийства не было, а произошло хладнокровное убийство. Согласно отчету патологоанатома из местного полицейского управления, на многих телах оказались следы от пуль или явные признаки того, что яд в них вводили силой, посредством инъекций.

    Загадочным остается и следующий факт: вскрытие трупа Джонса выявило наличие в его организме большой дозы яда. Но умер он от пулевого ранения в голову. («Контрольный» выстрел? Если да, то чей?)

    После трагедии в Джонстауне появилось большое количество различных предположений о ее причинах. Одни считали организатором и главным виновником побоища Джонса, называя его психически больным человеком, одержимым манией величия.

    Другие полагали, что все события в коммуне, включая и финальную трагедию, связаны с закулисной стороной деятельности Джонса. По их мнению, «гуру» сотрудничал с ЦРУ, а создание Джонстауна было частью проектаМК-УЛЬТРА. И «передислокация» «Народного храма» в Гайану произошла под давлением ЦРУ, стремившегося скрыть от общественного мнения правду об экспериментах по управлению сознанием, проводившихся над людьми.

    Согласно некоторым источникам, число жертв самой «Белой Ночи» составляло меньше половины от общего числа погибших, и только через двое суток возросло еще на 400 человек. Эту версию косвенно подтверждает заключение гайанского следователя Лесли Муту о том, что около 700 жертв скончались от пулевых ранений и нанесенных им ударов.

    Если поверить в теорию заговора, то все это произошло потому, что расследование Райана могло выявить факт причастности ЦРУ к деятельности «Народного храма» в рамках проекта МК-УЛЬТРА, который, по официальным данным, был завершен в 1973 году. А в книге Дж. Вэнкина и Дж. Уолена «Шестьдесят самых крупных заговоров всех времен» прямо сказано следующее:

    «По одному из определений Джонстаун представлял собой концентрационный лагерь ЦРУ, созданный в рамках секретного правительственного проекта, целью которого было “перепрограммирование” сознания американцев».

    И все-таки кем же был предводитель «Народного храма»? Действительно коммунистом? Или двойным агентом, имевшим задание проникнуть в тайны техники управления сознанием, применяемой в странах с коммунистическими режимами?

    А может, попросту психопатом, параноиком с манией величия, который в эпоху холодной войны бросился в водоворот борьбы между США и СССР только для того, чтобы использовать ее для своих собственных безумных целей? Об этом, наверное, мы уже никогда не узнаем…

    Вадим ИЛЬИН

    
    Top