Название материков на глобусе показать. Материки Земли и части света: названия и описание

Разделы: Начальная школа

Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками).

Продолжительность: 45 минут

Класс: 3 класс

Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный материал к уроку.

Текст работы: конспект урока по программе УМК "Перспективная начальная школа" (в соответствии ФГОС)

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир".

Задачи урока:

1. Проверить знания обучающихся о глобусе как модели Земли.

2. Познакомить с новыми терминами "океан", "материк".

3. Дать первоначальные сведения об океанах и материках нашей планеты.

4. Продолжить формирование умений работы с глобусом и навыка устного составления рассказа.

5. Формировать коммуникативную компетенцию: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнера по совместной деятельности.

6. Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Предметные: уметь объяснять значение терминов "материк", "океан", расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты, находить на глобусе материки, океаны.

Метапредметные:

  • Коммуникативные : навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
  • Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; излекать необходимую информацию из текста

Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками

Форма проведения урока: индивидуально-групповая

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и наглядные пособия : учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, демонстративный глобус, карта полушарий, ИТК, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 2)

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова:

"Если мы закроем глаза, то ничего не увидим, Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается:Мир ослепительно переливается, И как важно, чтобы это продолжалось вечно".Вот с таким настроением мы и начнем наш урок "Окружающего мира". Слайд 3 (земля)

II. Актуализация знаний

На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет "Прежде чем ответить, хорошо подумай" Слайд4

Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке

Формируемые УУД

1. Осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, навыки делового партнёрского общения

2. Умение строить логическую цепь рассуждений

3. Навыки делового партнерского общения

4. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа

5. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей

6. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам

1. Создание проблемной ситуации.

Что объединяет все эти слова? Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты. В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

2. Организация работы в группах.

(конверты с заданием: составить рассказ-загадку, не упоминая термин получает каждая группа

  • меридиан
  • глобус
  • параллель
  • экватор Слайд 5, Приложение 1 , Слайд 6

3. Итог групповой работы.

Ребята, мы сегодня с вами совершим кругосветное путешествие по земному шару не выходя из класса на: А что для это необходимо? А вот на чём?

Вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Линия, проведена на одинаковом расстоянии от полюсов на глобусе. (Экватор)

2. Ближайшая к нам Звезда. (Солнце)

3. Линии, соединяющие Северный полюс с Южным полюсом Земли (Меридианы)

4. В переводе с латинского языка "глобус" означает - : (Шар)

5. Уменьшенная модель Земли. (Глобус)

6. Меридиан, проведённый более толстой или красной линией на глобусе называется: (Нулевым)

7. Линии, которые проведены к Северному и Южному полюсам от экватора называется: в единственном числе (параллель). Слайд 7

Какое слово получилось. Озвучьте.

Ну, конечно, на корабле! Слайд 8

Итак, счастливого пути!

Отправляемся в кругосветное путешествие! Вот какое определение слову "путешествие" дает толковый словарь Ожегова: "Путешествие-поездка или передвижение по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Значит, мы станем кем? Путешественники - это люди, которые путешествуют.

Изучение нового материала

Формируемые УУД

1. Умение строить логическую цепь рассуждений

2. Навыки делового партнерского общения

3. Умения находить и исправлять ошибки в работе соседа

4. Умения сравнивать полученные результаты с поставленной задачей

5. Умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам

1. Сообщение темы и цели урока. Слайд 9 (тема) Слайд 10 (цели)

Какова тема урока?

На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке?

2. Прочитаем девиз урока: Слайд 11 (девиз)

Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать? Приложение 2 Слайд 12 (самооценка на начало урока)

3. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.

3.1. Организация фронтальной работы по учебнику С. 13 Слайд 13

Какого цвета глобус?

Почему на глобусе синего и голубого цвета больше всего?

Голубым и синим цветом обозначают водные просторы - океаны, моря, реки, озёра.

Определение "океан" прочтите в учебнике.

Итак, мы начинаем путешествие с Северного Ледовитого океана.

Отправляясь на юго-восток и попадаем в:.Посмотрите на глобусе. В Тихий океан

  • Направляясь к Южному полюсу, мы попадаем в: Южный океан , который открыт совсем недавно.
  • Атлантический океан .
  • Поднимаясь на северо-восток, мы попадаем в: Индийский океан.
  • Двигаясь на север, мы попадаем в Северный Ледовитый океан. Слайд 14-17

3.2 Организация работы в группах (по хрестоматии. С.12-13)

Рассказать, что нового узнали.

Обсуждение вопросов после текста.

1) Каждая группа получает печатный материал для самостоятельного изучения. Затем выбирается ученик для зачтения (Приложение 3)

2) Чтение дополнительного материала для сам. чтения. Хрестоматия. (С.12-13) "Тайна пяти океанов"

  • Пересказ
  • Высказывают предположения названия каких океанов говорят о месте их расположения на Земле?
  • Какой из них меньше всего оправдывает своё название?

Физминутка (клип-зарядка для глаз) Слайды 18-19

3.3 Организация фронтальной работы

Давайте обратимся к карте полушарий. Какого цвета больше? (Работа по карте полушарий в учебнике) Если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая её часть занята водой. Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками. На земном шаре шесть материков. Самый большой материк называется Евразия. Слайд 20

Скажите, в каком полушарии он находится? К северу или к югу от экватора? И на этом большом материке находится наша Родина - Российская Федерация.

Второй по величине территории материк - Африка, который так же, как и Евразия находится в Восточном полушарии. Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка - Северная и Южная Америка.

Пятый материк - Антарктида - это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Здесь созданы станции, где учёные разных стран ведут научные наблюдения. Самый маленький материк - Австралия. Он находится в Южном полушарии. Сушу с давних времён делят не только на материки, но ещё на части света.Частей света тоже шесть: Слайды 21-23 (части света) - Европа, где жили наши предки; - Азия - соседняя территория с Европой; - Африка; - Австралия; - Антарктида; - Америка.

Материки - Северная и Южная Америка образуют одну часть света - Америку. А на одном материке Евразия находятся две части света - Европа и Азия.

Люди строили большие корабли и много путешествовали. Так они открыли Новые части света - Америку, Австралию, Антарктиду. Как вы думаете, какие части света называются Старым светом? Итак, мы говорили сейчас о частях света, а есть еще такое географическое понятие, как МАТЕРИКИ.

IV. Закрепление знаний

Формируемые УУД

1. Извлекать необходимую информацию из текста

2. Умение строить высказывания в устной форме

3. Умение применять знания на практике

1). Работа по учебнику

Будьте внимательны! Что вы замечаете? (Материков, как и Частей Света - шесть. Но они не совпадают по территории. Часть Света - Америка состоит из двух материков: Северной и Южной, соединенных между собой.) А две части света, Европа и Азия, вместе образуют материк. Какой? (Евразия.)

2). Организация работы в паре.

Рассмотрите карту полушарий на развороте обложки и выполнить задание.

Найди: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.

*Высказывают предположения

Какой материк самый маленький? (Австралия)

Какой материк самый большой? (Евразия)

Заслушиваются 2 пары, показывают образец работы над заданием и результат деятельности, сравнивают, аргументируют.

3).Проверка выполнения задания. (заслушиваются 2 пары, показывают образец работы)

4). Организация деятельности об-ся по проверке усвоенных знаний

Тест: "Материки и океаны на глобусе" (Работа по карточкам. Приложение 4 )

5). Послушайте стихотворение Андрея Усачёва "Четыре океана", верно ли поэт объясняет современную географию?

Почему? (Приложение5)

6). Задание в тетради №3-6

V. Итог

Формируемые УУД

1). Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

1.Организация деятельности обучающихся по анализу и оцениванию своей деятельности на уроке

Какие задачи мы ставили в начале урока?

1). Игра "10 секунд" (Дети становятся в круг и каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке.) Слайд 24

2). Рефлексия деятельности. Повторим ключевые слова урока.

Закончилось наше путешествие. Закрыли глазки и возвращаемся в класс.

2. Чтение стихотворения Е.Шкловского.

Ребята, почему глобус просит беречь Землю?

Вывод: Наша планета Земля - неповторима. Уникальность Земли заключается прежде всего в том, что на ней живем мы. Поэтому мы с вами должны как можно больше узнавать о нашей планете и беречь ее.

VI. Д/З (дифференцированное). С 12-14, учебник

а).Ответы на вопросы после текста;

б). Подготовить пересказ;

в). Подготовить сообщение об океанах и материках. Слайд 26-27

VII. Оценивание. Слайд 28

Используемая литература.

  1. Учебник "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
  2. Хрестоматия "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова., "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова
  3. Методическое пособие 3-е издание "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Л.А.Царевой., Москва Академкнига/учебник 2010
  4. "Окружающий мир" 3 кл. Поурочные планы по учебнику "Окружающий мир" 3 кл., под редакцией О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, А.А. Трафимова, Автор-составитель Н.В.Лободина,Издательство"Учитель" Волгоград 2010
  5. Материалы участников фестиваля педагогических идей "Открытый урок", "Первое сентября"

Материки, страны, океаны и моря - этими терминами очень часто оперирует географическая наука. В этой статье речь пойдет о некоторых из них. Океаны и материки занимают поверхность нашей планеты. Давайте узнаем, как они формировались и что представляют собой сейчас.

Как возникли океаны, материки, моря?

Наша планета возникла 4,5 миллиарда лет назад. С тех пор она постоянно изменялась. Только появившись, она была раскалена и выглядела как огромное сферическое тело из бурлящих расплавленных веществ. Постепенно верхний слой начал остывать, сформировав земную кору.

Тогда на планете не существовали современные океаны и материки. Кометы и метеориты, сталкивающиеся с Землей, занесли на неё лед 4 миллиарда лет назад. Испарившись, он выпал на твердь в виде осадков и образовал гидросферу. Вместо нескольких материков был только один. Предполагается, что первый суперконтинент - Ваальбара - возник 3,6 миллиарда лет назад.

После него образовывались другие суперконтиненты: Колумбия, Родиния, Паннотия. Каждый из них распадался, а его место занимало новое образование. Последним был материк Пангея. Он объединял практически всю современную сушу планеты, омывался океаном Панталасс и морем Тетис.

Движение литосферных плит раскололо и его. Континент Пангея распался на Лавразию и Гондвану. Тетис превратился в океан в районе современных Средиземного, Каспийского и Черного морей. Позже из Лавразии сформировались Северная Америка и Евразия, а из Гондваны все остальные существующие сейчас континенты.

Материки и Мировой океан

С момента возникновения Земли география материков и океанов изменялась. Этот процесс не останавливается, ведь медленное движение платформ продолжается до сих пор. Чтобы понять, как расположены континенты сегодня, достаточно заглянуть в географический атлас.

Материки и океаны занимают неодинаковую площадь на планете. На долю суши приходится 29,2 % поверхности планеты. Её площадь составляет 149 миллионов квадратных километров. Большая часть её территории относится к материкам - большим участкам суши, которые омываются водами Мирового океана. Всего выделяют 6 материков:

  • Евразия.
  • Северная Америка.
  • Южная Америка.
  • Африка.
  • Австралия.
  • Антарктида.

Понятия "континент" и "материк" часто используются как синонимы. В более широком смысле термин "континент" обозначает не только сушу, но и подводную часть земной коры, которая прилегает к материкам. Понятие охватывает также близлежащие острова.

Мировой океан охватывает намного больше пространства - 70,8 %. Он представляет собой непрерывную оболочку, которая «окутывает» острова и континенты. Материки условно разделяют его воды на отдельные океаны. Они могут несколько отличаться соленостью, температурой и обитателями. Частью Мирового океана являются также заливы, проливы, бухты и моря.

Северные материки

Океаны и материки не всегда находятся строго в пределах одного из полушарий. На северные и южные их разделяют исходя из сведений о древних континентах. Так, континенты, образовавшиеся из Гондваны, определяют как южные, а северными считаются те, что образовались от раскола Лавразии.

Частью Лавразии когда-то была Евразия. Сейчас это самый большой континент в мире, который омывается всеми океанами. Его населяет больше 70 % всех жителей планеты. С запада на восток континент растянулся от португальского мыса Рока до мыса Дежнева в России. Его северная часть начинается в арктических регионах в районе российского мыса Челюскин, а крайняя точка на юге - мыс Пиай в Малайзии.

Континент Северная Америка полностью расположен в Северном и Западном полушариях Земли. От материка Евразия её отделяет Берингов пролив, граница с Южной Америкой проходит по Панамскому перешейку. Единственный океан, который не омывает этот континент, - Индийский. В северной части материк пересекает полярный круг, на юге он проходит через тропик.

Южные материки

Африка является вторым по территории континентом. Она находится как в Северном, так и в Южном полушариях и пересекается линией экватора. С Евразией она разделена Средиземным и Красным морем, а также Гибралтарским проливом. Здесь находится самая большая пустыня (Сахара) и одна из самых длинных в мире рек (Нил). Континент считается самым жарким из всех.

Южная Америка на карте находится ниже Северной, визуально как бы продолжая её. Континент расположен в Южном и Западном полушариях, небольшая его часть находится в Северном. Кроме Тихого и Атлантического океана, он омывается Карибским морем.

Австралия находится в Южном и Восточном полушарии Земли. Она достаточно отдалена от других материков и не связана с ними сушей. На её территории расположено только одно государство, которое занимает весь континент. Это самый сухой материк. Несмотря на это, он обладает уникальной растительностью и животным миром, большинство представителей которого - эндемики.

Антарктида - самый южный и одновременно самый холодный континент. Он также имеет наибольшую высоту среди других материков. Здесь нет постоянного населения. Практически вся территория материка покрыта льдом.

Океаны

Мировой океан, как правило, разделяют на Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый и Индийский. Иногда выделяют и Южный, но это до сих пор остается спорным вопросом. К каждому из океанов относятся свои проливы, заливы и моря.

Наиболее глубокий и крупный по площади - Тихий океан. Он омывает берега всех шести материков. Он занимает вторую часть Мирового океана. Вторым после него является Атлантический океан. Он соединяет полярные точки планеты. По его центру проходит Срединно-Атлантический хребет, вершины которого выступают в виде вулканических островов.

Индийский океан расположен в пределах Евразии, Антарктиды, Африки и Австралии. До эпохи географических открытий его считали большим морем. Путешествия по нему начались гораздо раньше, чем по другим океанам.

Северный Ледовитый океан имеет наименьшую площадь - 15 миллионов кв. км. Он расположен возле Северного полюса. В зимний период на его поверхности образуются льды, а температура воздуха над ним варьируется от -20 до -40 градусов.

Как взаимодействуют океаны и материки?

Взаимодействие воды и суши на планете происходит при участии атмосферы и солнечной активности. Океан - огромный накопитель тепла. Он нагревается гораздо медленнее, чем суша, но и сохраняет тепло дольше. Накопившейся энергией он обменивается с атмосферой, а она распределяет её по поверхности Земли.

Воздушные массы, сформировавшиеся над океаном, отражаются на климате материков. Морские ветры влажнее континентальных. Благодаря им на побережьях образуются мягкие условия, с обилием осадков. Вглубь суши климат более жесткий и сухой.

Важное место во влиянии океана на сушу отводится течениям. Теплые течения приносят осадки, насыщают материки влагой, повышают температуру. Холодные - способствуют низким температурам, задерживают осадки. Они способны превратить отдельные участки Земли в пустыни (Атакама, Намиб).

Океаны, материки, моря взаимодействуют друг с другом и механическим путем. Волны могут разрушать берега, образовывая абразивные формы рельефа. Прибрежные участки затапливает морская вода, формируя после себя лагуны, лиманы и фьорды.

Поверхность Земли имеет крайне неравномерный рельеф. Глубокие впадины наполнены водой, остальная часть планеты представлена сушей. Все это вкупе - океаны и материки. Они различаются между собой по размерам, климату, очертаниям, географическому положению.

Взаимодействие океанов и материков

Несмотря на то что мировая вода и суша обладают рядом отличительных свойств, между собой они неразлучно связаны. Карта материков и океанов является тому свидетельством (см. ниже). Вода непрерывно влияет на процессы, протекающие на суше. В свою очередь, континенты формируют особенности мирового океана. Кроме того, взаимодействие происходит и в животном мире, и в растительном.

География материков и океанов демонстрирует четкие границы между водными и наземными территориями. Континенты размещаются на поверхности планеты неравномерно. Большая их часть располагается в Именно поэтому Южное в науке называется гидрологическим. Материки и также делятся на две группы относительно экватора. Те, что стоят выше линии, принадлежат к северной половине, остальные - к южной.

Каждый континент граничит с мировой акваторией. Так какие океаны омывают материки? Атлантический и Индийским граничат с четырьмя континентами, Северный Ледовитый - с тремя, Тихий - со всеми, кроме Африки. Всего же на планете 6 материков и 4 океана. Границы между ними неравномерные, рельефные.

Тихий океан

Имеет самую большую акваторию среди прочих бассейнов. Карта материков и океанов показывает, что он омывает все континенты, кроме африканского. В него входят десятки крупных морей, общая площадь которых составляет порядка 180 миллионов кв. км. Через соединяется с Северным Ледовитым океаном. С остальными двумя имеет общий бассейн.

Максимальной глубиной акватории является Марианский желоб - более 11 км. Общий объем бассейна равен 724 миллионов куб. км. Моря занимают всего 8% от площади Тихого океана. Изучение акватории началось еще в 15 веке китайскими географами.

Атлантический океан

Занимает второе место по величине в мировом бассейне. Как принято, каждое происходит от древнего термина или божества. Атлантический именуется так в честь известного греческого титана Atlas. Акватория простирается от Антарктиды до субарктических широт. Граничит со всеми остальными океанами, даже с Тихим (через мыс Горн). Одним из самых больших проливов является Гудзон. Им Атлантический бассейн соединяется с Северным Ледовитым.

Моря составляют порядка 16% от общей акватории океана. Площадь бассейна - чуть более 91,5 млн кв. км. Большинство атлантических морей являются внутриконтинентальными, и лишь малая часть из них - прибрежными (до 1%).

Северный Ледовитый океан

Имеет наименьшую по площади акваторию на планете. Полностью располагается в Северном полушарии. Занимаемая территория - 14,75 млн кв. км. При этом объем бассейна составляет порядка 18,1 млн куб. км воды. Максимально глубинной точкой принято считать впадину Гренландского моря - 5527 м.

Рельеф дна акватории представлен окраинами материков и большим шельфом. Ледовитый океан условно делится на Арктический, Канадский и Европейский бассейны. Отличительной особенностью акватории является толстый ледяной покров, который может сохраняться все 12 месяцев в году, постоянно дрейфуя. Из-за сурового холодного климата океан не столь богат фауной и флорой, как остальные. Тем не менее через него проходят важные торговые судоходные пути.

Индийский океан

Занимает пятую часть всей мировой водной поверхности. Примечательно, что каждое название океанов имеет либо географическую, либо теологическую подоплеку. Единственным отличием является Индийский бассейн. Его наименование имеет скорее историческую подоплеку. Океан назвали в честь первой азиатский страны, которая стала известна Старому Свету, - в честь Индии.

Акватория занимает площадь в 76,17 млн кв. км. Ее объем составляет около 282,6 млн кубических км. Омывает 4 материка и граничит с Атлантическим и Тихим океанами. Имеет самый широкий бассейн в мировых водных просторах - более 10 тысяч километров.

Евразийский материк

Является самым большим континентом на планете. Евразия находится преимущественно в Северном полушарии. По территории континент занимает почти половину мировой суши. Его площадь составляет порядка 53,6 миллионов кв. км. Острова занимают лишь 5% Евразии - менее 3-х миллионов кв. км.

Все океаны и материки связаны между собой. Что касается Евразийского континента, то его омывают все 4 океана. Линия границы сильно изрезана, глубоководна. Материк имеет в своем составе 2 части света: Азию и Европу. Граница межу ними проходит по Уральским горам, рекам Маныч, Урал, Кума, Черному, Каспийскому, Мраморному, Средиземному морям и ряду проливов.

Южная Америка

Океаны и материки в этой части планеты располагаются преимущественно в Западном полушарии. Континент омывается Атлантическим и Тихим бассейнами. Граничит с Северной Америкой через Карибское море и Панамский перешеек.

В состав материка входят десятки средних и малых островов. Большую часть внутриконтинентального водного бассейна представляют такие реки, как Ориноко, Амазонка и Парана. Вкупе они составляют акваторию в 7 миллионов кв. км. Общая площадь Южной Америки - порядка 17,8 млн кв. км. Озер на континенте немного, большая их часть находится близ гор Анд, например озеро Титикака.

Стоит отметить, что на территории материка находится самый высокий в мире водопад - Анхель.

Северная Америка

Располагается в Омывается всеми океанами, кроме Индийского. В прибрежную акваторию входят моря (Берингово, Лабрадор, Карибское, Бофорта, Гренландское, Баффина) и Святой Лаврентий, Гудзон, Мексиканский). Северная Америка имеет общие границы с Южной по Панамскому каналу.

Самыми значимыми островными системами считаются Канадский и Александрийский архипелаги, Гренландия и Ванкувер. Континент занимает по площади более 24 миллионов кв. км, без учета островов - порядка 20 млн кв. км.

Африканский материк

По территориальной площади стоит на втором месте после Евразии, с которой граничит на северо-востоке. Омывается только Индийским и Атлантическим океанами. Самым большим прибрежным морем является Средиземное. Примечательно, что Африка представляет собой одновременно и континент, и часть света.

В этой области планеты океаны и материки пересекают сразу несколько климатических зон и экватор. В свою очередь, Африка тянется от северного до южного субтропического пояса. Именно поэтому здесь крайне низок уровень выпадающих осадков. Отсюда возникают проблемы с пресной водой и орошением.

Материк Антарктида

Это самый холодный и безжизненный континент. Располагается на Южном полюсе Земли. Антарктида, как и Африка, является материком и частью света. К территориальным владениям принадлежат все прилегающие острова.

Антарктида считается самым высоким континентом в мире. Средняя его высота колеблется в районе 2040 метров. Большую часть суши занимают ледники. Населения на материке нет, только несколько десятков станций с учеными. Внутри континента существует около 150 подледных озер.

Австралийский материк

Континент находится в Южном полушарии. Вся территория, которую он занимает, относится к государству Австралия. Омывается такими морями Тихого и Индийского океана, как Коралловое, Тиморское, Арафурское и другие. Самыми крупными прилегающими островами являются Тасмания и Новая Гвинея.

Континент входит в состав части света, именуемой как Австралия и Океания. Его площадь составляет порядка 7,7 миллионов кв. км.

Через Австралию проходят 4 часовых пояса. На северо-востоке материка побережье представлено самым большим в мире коралловым рифом.

Урок природознавства

«Карта полушарий. Материки и океаны на глобусе и карте»

Цель: ввести понятие «карта полушарий»; познакомить учащихся с материками, островами и океанами Земли, научить их показывать на карте

Образовательные:

    сформировать умение работать с картой полушарий; выявить общие и отличительные черты глобуса и карты

Развивающие:

    развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать внимание, активность развивать пространственное воображение, мышление, речь

Воспитательные:

    формировать умение работать в группе; воспитывать чувство ; учить уважительно относиться друг к другу

Оборудованиеийный карта полушарий, глобус, контуры карты полушарий и материков.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Вы готовы разгадать?

2. Актуализация знаний.

Разгадайте кроссворд.

Самая длинная параллель. Точка, где сходятся все меридианы. Линия, соединяющая на глобусе оба полюса. Линии, параллельные экватору. Модель Земли.

Экватор. Полюс. Меридиан. Параллели. Глобус.


Итак, что же такое глобус?

Глобус – это модель Земли.

Почему глобус имеет форму шара и вращается?

Наша Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси.

На какие полушария разделен глобус экватором?


На Северное и Южное

На какие – начальным меридианом?

На Западное и Восточное

Что можно увидеть на глобусе?

Моря, реки, горы, равнины, города и т. д.

Что на глобусе изображено голубым цветом?

Океаны, моря, реки, озера

Каким цветом на глобусе показаны участки суши?

Зеленым, желтым, коричневым.

Тестирование.

1. - Сколько материков на планете Земля?

2. - На каком материке находится наш город?

\/ А) Евразия

Г) Северная Америка

Д) Антарктида

Е) Африка

3. - Это самый жаркий материк. Здесь не бывает зим, а поверхность земли нагревается до +70. Его называют еще «черным континентом» из-за того, что там живут чернокожие жители.

А) Евразия

Б) Австралия

В) Южная Америка

Г) Северная Америка

Д) Антарктида

\/ Е) Африка

4. - Самый холодный материк. На карте он изображен и на западном полушарии, и на восточном.

А) Евразия

Б) Австралия

В) Южная Америка

Г) Северная Америка

\/ Д) Антарктида

Е) Африка

5. - В переводе с латыни название материка означает «южный». Это самый маленький и сухой материк. Здесь обитают самые необычные животные.

А) Евразия

Б) Австралия

В) Южная Америка

Г) Северная Америка

Д) Антарктида

Е) Африка


3. Сообщение темы урока.

На прошлом уроке мы с вами были космонавтами и наблюдали Землю из космоса.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в кругосветное путешествие. Как вы думаете, какой транспорт выберем? Почему?

Корабль, т. к. почти все пространство нашей планеты занимает вода.

В кругосветное путешествие мы отправимся на 4 кораблях. (класс заранее разделен на 4 группы)

Удобно ли брать глобус в путешествие?

Нет, т. к. масштаб очень мелкий, поэтому не все объекты нанесены.

Что поможет нам, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.

Правильно. Для удобства решили условно разделить земной шар вдоль меридиана на западное и восточное полушария. Затем нанесли на карту изображения сразу двух полушарий. Такая карта получила название карта полушарий. Именно она поможет нам в кругосветном путешествии.

4. Изучение нового материала.

Рассмотрите карту полушарий. Какой масштаб карты?

В 1 см 220 км.

Покажите на карте меридианы. Какое направление они указывают?

Север - юг

Покажите параллели. Какое направление они указывают?

Запад – восток.

Экватор. На какие два полушария делит экватор Землю?

На Северное и Южное

Что объединяет эти линии?

Это воображаемые линии.

Что еще вы видите на карте полушарий?

Материки и океаны.

Что такое материк?

Материки – это огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой.

Сколько материков на Земле?


Назовите их.

Отправляемся в путешествие от самого маленького материка.

Покажите его на карте.

Австралия.

В каком полушарии он находится?

Восточное полушарие.

Какой материк самый большой?

Евразия.

Где он находится?

Восточное полушарие.

Как вы думаете, какой материк самый жаркий?

Проплыли вдоль побережья Африки и оказались в Западном полушарии. Какие материки там расположены?

Северная Америка и Южная Америка.

Все ли материки мы встретили на своем пути? Какой материк мы не увидели?

Антарктиду.

Антарктида – самый холодный материк. Морозы там достигают до – 80 градусов.

Можно ли Антарктиду и Австралию объединить в одну группу?

Можно. Оба материка расположены в Южном полушарии.

Наши корабли от материка к материку плыли по океанам.

Какие океаны пересекли мы во время плавания?

Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан.

По какому океану мы не плыли?

Северный Ледовитый океан.

Покажите на карте самый большой и самый маленький океаны.

Самый большой – Тихий океан, самый маленький – Северный Ледовитый.

Какие материки омывает Северный Ледовитый океан?

Евразию и Северную Америку.

Какой океан омывает сразу 4 материка?

Индийский (Африка, Евразия, Австралия и Антарктида)

В каком полушарии можно встретить все океаны сразу?

В восточном полушарии.

Вы обратили внимание, что во время нашего путешествия по океанским просторам нам встречались не только большие участки суши, но и маленькие? Кто знает, как называются маленькие участки суши, которые со всех сторон омываются водой?

Правильно, острова.

Далеко ли от материков находятся острова?

Покажите на карте полушарий острова.

Наше кругосветное путешествие подходит к концу. А знаете ли вы, кто совершил первое путешествие вокруг света?

Физкультминутка

Путешествуя по странам

Утомились мы в пути.

Предлагаю вам, ребята,

Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)

Посмотреть направо,

Посмотреть налево, (Повороты головой)

Потянуться к солнцу,

Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)

Пролетают птицы,

Крылья расправляют (Машут руками)

Ветками качают.

Через ручьи и кочки

Мы перепрыгнем ловко,

Для первооткрывателей

Всегда нужна сноровка. (Прыжки)

Вдыхаем свежий воздух,

Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)

И на цветок чудесный

Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)


В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция Фернанда Магеллана с экипажем 265 человек.

Путешествие продолжалось три года. Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 1522 г возвратился в Испанию. До наших дней сохранился бортовой журнал, в который мореплаватели записывали все об увиденных землях. По их записям мы сейчас попробуем догадаться, какие материки встретились на их пути. (капитаны кораблей по очереди читают запись из бортового журнала, все ребята узнают материк)

Это самый высокий материк Земли. Почти вся его поверхность покрыта ледяным панцирем. С берегов материка медленно сползают ледники, плавучие ледяные горы – . Это самый холодный материк. Зимой, в июле, температура достигает минус 88 градусов. Здесь на многие сотни километров простираются снежные равнины. Часто дают ураганные ветры. Белый цвет снегов и голубоватый цвет льда властвуют здесь повсюду. Но на высоких скалах летом появляются мхи, лишайники, . Тишина материка иногда прерывается криками птиц – , чаек и пингвинов. Здесь нет насекомых. В прибрежных водах этого материка много морских животных. Крупнейшие из них – киты, тюлени, морские львы.

Загадки:1. Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный … океан.

2. У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны...

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками... (глобус).(Дети дают определение глобуса).

3. Глобус делит ровная Линия условная.

Выше - север, ниже - юг.

Назови границу, друг.(Экватор)

4.Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу - океаны Пролегли... (меридианы)

5. Старший среди них - экватор

И от севера до юга

Эти линии, ребята,

Параллельны все друг другу.

Догадаться вы сумели

Что же это... (параллели).

6.Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно -

На одном листе бумажном.

(Географическая карта)

Это самый маленький материк, почти в 4 раза меньше Африки. Расположен в южном полушарии, на большом удалении от других материков. Вблизи материка располагается огромное количество больших и малых островов. Это самый засушливый материк. Здесь много таких животных и растений, которые не встречаются больше нигде на Земле, например, чудо – дерево – эвкалипт, коала, утконос, ехидна, муравьед. Но самое знаменитое животное этого материка – кенгуру.

Это самый жаркий материк. Второй после Евразии по величине материк. Почти посередине пересекает экватор. Здесь протекает самая длинная река в мире – Нил. На этом материке находится величайшая пустыня мира – Сахара. Живая природа поражает богатством и изобилием. Обитает самое высокое животное – жираф, быстроногие гепарды, антилопы и страусы, громадные бегемоты и гориллы.

Это величайший материк на Земле. Занимает 1/3 всей суши. Самый густонаселенный материк. Трое из каждых четырех жителей планеты живут на этом материке. Благодаря громадным размерам материка в разных его уголках сложились разные условия жизни. Например, на севере материка летом и зимой ходят в меховых одеждах, а на крайнем юге круглый год ходят в лёгких одеждах.

Работа в группах.

Вы правильно назвали все материки, о которых писали путешественники. А сейчас я предлагаю создать на каждом корабле свою карту полушарий. Для этого у вас есть контур карты полушарий и контуры материков подпишите их названия.

Ребята работают в группах, затем созданные карты помещаются на выставку.

Итог урока.

Итак, наше кругосветное путешествие подошло к концу. Что помогло нам его совершить?

Карта полушарий.

Чем карта отличается от глобуса? Что у них общего?

Какие материки увидели во время плавания?

Чем сходны и чем различаются материк и остров?

Какие океаны пересекли?

Закончить наше путешествие я хочу стихотворением.

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки: “Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса, роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники: “Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги, ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река, свои, теряя берега.

Смотрю на глобус, шар земной, такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу, я сберегу вас, сберегу”.

Ребята, берегите нашу Землю.

Урок окончен. Спасибо.

Материк — значительный массив суши, омываемый морями и океанами. В тектонике материки характеризуются как участки литосферы, имеющие континентальное строение.

Материк, континент или часть света? В чем разница?

В географии часто используется и другой термин, обозначающий материк — континент. Но понятия "материк" и "континент" — не синонимы. В разных странах приняты различные точки зрения на количество континентов, называемых континентальными моделями.

Таких моделей несколько:

  • В Китае, Индии, а также в англоязычных странах Европы принято считать, что континентов 7 — Европу и Азию они считают отдельно;
  • В испаноговорящих европейских странах, а также в странах Южной Америки подразумевают деление на 6 частей света — с объединенной Америкой;
  • в Греции и некоторых странах Восточной Европы принята модель с 5 материками — лишь теми, где обитают люди, т.е. кроме Антарктиды;
  • в России же и близлежащих к ней странах Евразии традиционно обозначают 4 — объединенные в крупные группы, континента.

(На рисунке наглядно представлены разные представления континентальных моделей на Земле, от 7-ми до 4-х )

Материки

Всего материков на Земле 6-ть. Перечислим их в порядке убывания по размеру площади:

  1. — крупнейший материк на нашей планете (54,6 млн кв. км)
  2. (30,3 млн. кв. км)
  3. (24,4 млн. кв. км)
  4. (17,8 млн. кв. км)
  5. (14,1 млн. кв. км)
  6. (7,7 млн. кв. км)

Все они разделяются водами морей и океанов. Четыре материка имеют сухопутную границу: Евразию и Африку разделяет Суэцкий перешеек, Северную и Южную Америку - Панамский перешеек.

Континенты

Отличие в том, что континенты не имеют сухопутной границы. Поэтому в таком случае можно говорить о 4-х континентах (одна из континентальных моделей мира ), также в порядке убывания по размеру:

  1. АфроЕвразия
  2. Америка

Части света

Термины "материк" и "континент" имеют научное значение, а вот термин "часть света" делит сушу по историко-культурному признаку. Частей света 6-ть, только в отличие от материков Евразия различается на Европу и Азию , а вот Северная и Южная Америка определяются вместе, как одна часть света Америка :

  1. Европа
  2. Азия
  3. Америка (и Северная, и Южная), или Новый свет
  4. Австралия и Океания

Говоря о частях света, имеют в виду и прилежащие к ним острова.

Отличие материка от острова

Определение материка и острова одинаково — часть суши, омываемая водами океана или морей. Но существуют существенные различия.

1. Размер . Даже самый маленький материк, Австралия, значительно больше по площади, чем самый большой в мире остров — Гренландия.

(Формирование материков Земли, единый материк Пангея)

2. Образование . Все материки имеют плиточное происхождение. По предположениям ученых некогда существовал единый материк — Пангея. Затем, в результате раскола, появилось 2 материка - Гондвана и Лавразия, которые в дальнейшем раскололись еще на 6 частей. Теория подтверждается как геологическими изысканиями, так и формой материков. Многие из них можно сложить в единое целое, как пазл.

Острова образуются разными способами. Есть те, которые, как и материки, располагаются на обломках древнейших литосферных плит. Другие образуются из вулканической лавы. Третьи — в результате деятельности полипов (коралловые острова).

3. Обитаемость . Все материки обитаемы, даже суровая по климатическим условиям Антарктида. Многие острова до сих пор остаются необитаемыми.

Характеристики материков

— крупнейший материк, занимающий 1/3 часть суши. Здесь расположено сразу 2 части света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по линии Уральских гор, Черному и Азовскому морю, а также проливам, соединяющим Черное и Средиземное моря.

Это единственный материк, который омывается всеми океанами. Береговая линия изрезана, она образует большое количество заливов, полуостровов, островов. Сам материк расположен сразу на шести тектонических платформах, потому и рельеф Евразии невероятно разнообразен.

Здесь находятся самые обширные равнины, самые высокие горы (Гималаи с г. Эверест), самое глубокое озеро (Байкал). Это единственный материк, где представлены сразу все климатические пояса (и, соответственно, все природные зоны) - от арктического с его вечной мерзлотой до экваториального с его знойными пустынями и джунглями.

На материке проживает ¾ населения планеты, здесь расположено 108 государств, из которых 94 имеют статус самостоятельных.

— самый жаркий материк на Земле. Расположен на древнейшей платформе, поэтому большую часть площади занимают равнины, горы образуются по краям материка. В Африке находятся самая длинная река в мире — Нил и самая обширная пустыня — Сахара. Типы климата, представленные на материке: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический.

Африку принято делить на пять регионов: Северную, Южную, Западную, Восточную и Центральную. На территории материка располагается 62 страны.

Омывается водами Тихого, Атлантического и Северно-Ледовитого океанов. Результатом движения тектонических плит стала сильно изрезанная береговая линия материка, с огромным количеством заливов, проливов, бухт и островов. Самый крупный остров — на севере (Гренландия).

Вдоль западного побережья тянутся горы Кордильеры, вдоль восточного — Аппалачи. Центральную часть занимает обширная равнина.

Здесь представлены все климатические пояса, кроме экваториального, что обусловливает разнообразие природных зон. Большинство рек и озер расположено в северной части. Крупнейшая река - Миссисипи.

Коренное население - индейцы и эскимосы. В настоящее время здесь расположено 23 государства, из них только три (Канада, США и Мексика) на самом материке, остальные - на островах.

Омывается Тихим и Атлантическим океанами. Вдоль западного побережья тянется длиннейшая в мире горная система - Анды, или Южноамериканские Кордильеры. Остальную площадь материка занимают плоскогорья, равнины и низменности.

Это самый дождливый материк, так как большая его часть расположена в зоне экватора. Здесь же находится самая большая и многоводная река в мире — Амазонка.

Коренное население — индейцы. В настоящее время на территории материка расположено 12 самостоятельных государств.

— единственный материк, на территории которого расположена всего 1 государство — Австралийский Союз. Большую часть материка занимают равнины, горы расположены лишь вдоль побережья.

Австралия — уникальный материк, имеющий самое большое количество животных и растений - эндемиков. Коренное население — австралийские аборигены, или бушмены.

— самый южный материк, полностью покрытый льдом. Средняя толщина ледяного покрова — 1600 м, наибольшая — 4000 метров. Если бы лед в Антарктиде растаял, уровень мирового океана сразу бы поднялся на 60 метров!

Большую часть материка занимает ледяная пустыня, жизнь теплится лишь на побережьях. Антарктида — еще и самый холодный материк. Зимой температура может опускаться ниже -80 ºC (рекорд -89,2 ºC), летом — до -20 ºC.


Top