Путешествия ибн-якуба - географические открытия.

· Официальный сайт ·

Якуб ибн Осман ибн Махмуд ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Чархи родился в Хорасане в селении Чарх близ Газни (ныне селение в провинции Логар Исламской Республики Афганистан) в семье учёного-богослова. Согласно некоторым источникам произошло это в 760 году хиджры (1359 год по григорианскому календарю). Предки Якуба Чархи, люди образованные, давно жили в этих местах и за праведный образ жизни пользовались большим уважением в местной мусульманской общине. Необыкновенной добротой, высокой нравственностью и мягким характером Якуб пошёл в своего деда Махмуда, известного тем, что он хотел во всём быть похожим на пророка Мухаммеда.

В детстве Якуб Чархи отличался тягой к знаниям и феноменальной памятью. Его биографы утверждают, что он знал наизусть не только Коран, но и 500 хадисов. Начальное образование будущий алим получил в семье. Видя у сына огромное желание учиться дальше, Осман ибн Махмуд отправил его в Герат. Чтобы учиться в медресе, юноше пришлось жить в отличавшейся строгостью нравов обители одного из своих учителей Абдуллаха аль-Ансари аль-Харави, но это только способствовало его сосредоточенности на учебном процессе. В Герате Якуб постигал естественные науки и основы богословия. Затем он продолжил обучение в Египте, где изучал шариат, логику и астрономию. Среди его учителей был известный исламский учёный-энциклопедист Шихабуддин аш-Ширавани. Вместе с Якубом в египетском медресе учился Зайнуддин Хафи, будущий основатель Зайнийской ветви тариката Сухравардия. Молодые богословы подружились и много времени проводили вместе за изучением книг и философскими беседами. Завершал обучение Якуб Чархи уже в Бухаре. Получив иджазат (разрешительную грамоту) на право самостоятельно выносить фетвы по богословско-правовым вопросам, молодой муджтахид планировал вернуться в Хорасан, но перед отъездом решил посетить сохбет Бахауддина Накшбанда, о котором он много слышал во время учёбы в Бухаре. Беседа с шейхом Бахауддином оказала на Якуба Чархи большое влияние, и он высказал желание встать на путь мистика Хаджаган и стать мюридом великого шейха. Решение Бахауддиину Накшбанду далось непросто. С одной стороны перед ним был ещё недостаточно опытный факих, малосведущий в тасаввуфе, и учить его азам учения у шейха не было времени. С другой стороны духовный лидер ордена сразу разглядел в молодом человеке огромный духовный потенциал. Сам Якуб Чархи в одном из своих произведений так описывал колебания шейха Бахауддина и свои переживания:

Надеясь, что откроются для меня врата счастья, я всё же очень боялся быть непринятым. Утренний намаз мы совершили вместе с шейхом. После намаза он обратился ко мне: «Добрая весть есть для тебя. Ты принят. Да будет же это благом для тебя! Мы не принимаем человека с недостатками. И даже когда принимаем достойного, то ждём, когда наступит особый час для этого человека. И из-за этого принимаем его с задержкой»

Якуб Чархи. На пути духовном

Однако на этот раз Бахауддин Накшбанд не стал его муршидом. Сначала великий шейх отправил его изучать основы тариката в Дашкулек, что недалеко от Балха, к праведнику мавлане Таджуддину. Когда же обогащённый новыми знаниями Якуб Чархи вернулся в Касри-Хиндуван, где жил Бахауддин Накшбанд, великий шейх взял его в ученики и обучил технике численного поминания «Вукуф адади». Однако, словно предчувствуя скорое окончание своего земного пути, шейх Бахауддин повелел Якубу Чархи стать мюридом своего преемника Алауддина Аттара, наследовавшего силсилу. Шейх Баха ад-дин Мухаммад ибн Бурхан ад-дин Мухаммад аль-Бухари умер в 1389 году. После его смерти внутри ордена началась борьба за лидерство между Алауддином Аттаром и другим влиятельным мюридом шейха Бахауддина Мухаммадом Парсой. Не желая участвовать в распре, Якуб Чархи под видом сбора информации для макамата (жития) Бахауддина Накшбанада удалился сначала в Бадахшан , а оттуда перебрался на родину, в Чарх. Вероятно именно в этот период на основании собранных материалов он выпустил две компиляции-рисалы - Рисала-йи абдалийа («Послание о заменяющих») и Рисала-йи унсийа («Послание о привязанности»). Когда же Алауддину Аттару удалось взять под контроль почти всю общину, он послал в Чарх гонца напомнить Якубу Чархи о завещании шейха Бахауддина Тот не стал возражать, и приехав в Чаганиан, стал мюридом шейха Алауддина и служил ему до самой его смерти, случившейся в 1399/1400 году. От Аллауддина Аттара Якуб Чархи получил тайные знания ордена, иршад - право самому быть наставником суфиев, и силсилу - преемственную святость.

Некоторое время после смерти своего учителя Якуб Чархи оставался в Чаганиане. После кончины Амира Тимура в стране стало неспокойно, и шейх Якуб со своими учениками перебрался в Гиссарскую долину . Там в кишлаке Халкату близ современного Душанбе он основал новую суфийскую школу, в которой обучал своих мюридов согласно адабу тариката Накшбанди, наставив многих благочестивых мусульман на путь духовного совершенства. Сам будучи человеком необыкновенно добрым и высоконравственным, он учил этому и своих последователей. Шейх Якуб призывал своих учеников совершать только те поступки, которые будут непременно одобрены Аллахом. Большое значение Якуб Чархи придавал рабите - духовной связи человека с Богом посредством совершенного учителя, способного поддерживать эту связь неразрывной. Он также допускал джазбу (духовное привлечение), полагая, что Аллах может привлечь к служению любого человека и возвысить его до духовного совершенства независимо от глубины его знаний, уровня духовности и социального статуса. Поэтому он оставлял своим мюридам, будущим суфийским наставникам, право самим определять, чему обучать своих последователей - зикру нафи ва исбат или джазбе. Великий шейх ордена Хаджаган-Накжбанди свято соблюдал завет Бахауддина Накшбанда, говорившего что «сердце всегда должно быть с богом, а руки в труде». Якуб Чархи сам был большим тружеником и воспитывал своих учеников посредством физического труда. Вместе со своими мюридами великий шейх разбил большой сад на берегу реки Кафирниган, в котором работал до последних дней своей жизни. Якуб Чархи брал учеников только из числа хорошо подготовленных последователей тариката, способных понять те тайные знания, которыми он обладал сам. Духовный лидер ордена всегда ставил в пример одного из самых известных своих учеников Насыр-ад-дина Убайдуллаха ибн Махмуда Шаши (Ходжу Ахрара), повторяя:

Ученик, должен являться к своему муршиду так, как это делает Убайдуллах. Лампа и фитиль его целы, масла достаточно, остается лишь поднести к нему спичку

Хасан Камиль Йылмаз. Золотая Сильсиля. Цепь Преемственности шейхов тариката Накшибандийя-Халидийя

Шейх Якуб Чархи оставил после себя литературное наследие. Его главный труд «Рисала-йе Найия» рассматривает основные положения суфизма с точки зрения тариката Хаджаган-Накшбанди и содержит комментарии к труду Джалал ад-дина Руми «Маснави-е манави» («Поэма о скрытом смысле»). Его перу принадлежит также дошедший до нашего времени трактат «Рисала-йе мухтасар дар исботи вуxуди авлиё ва мурохибати эшон» («Краткий трактат в доказательстве бытия святых и их созерцания»), а также тафсир 29-го (Табрак) и 30-го (Амма) джузов Корана на таджикском языке.

Шейх Якуб ибн Осман ибн Махмуд ибн Мухаммад ибн Махмуд ал-Чархи умер в кишлаке Халкату в 851-м году хиджры 5-го числа месяца Сафар (1 мая 1447 года по григорианскому календарю). Тайные знания ордена чеканщиков и силсилу он передал своему мюриду Ходже Ахрару. Мазар хазрата Якуба Чархи ныне находится в сельской общине Гулистон района Рудаки Республики Таджикистан к юго-востоку от Душанбе (38’32’33,1’N 68’52’04,2’E).

Путешествия Ибн-Якуба

Писавший по-арабски испанский еврей Ибрахим ибн-Якуб в 965 году участвовал в кордовском посольстве к германскому императору Отгону I. Во второй половине X века славянские страны Центральной Европы все еще были для арабов «неведомыми землями». Ибн-Якуб – единственный раннесредневековый путешественник в славянскую Прибалтику, чьи личные наблюдения дошли до нас. Видимо, с торговыми целями он один проехал через Магдебург на средней Эльбе до «крепости князя Накона… именуемой Град… Море [Балтийское] с большим трудом проникает в страну Накона, ибо все его земли состоят из лугов, чащ и болот». Несомненно, Ибн-Якуб посетил славянский город Микилин, теперь Мекленбург, к югу от балтийского порта Висмара.

Ибн-Якуб описывает также путь от Магдебурга на юг, в страну Буислава (чешского князя Болеслава Грозного); через реку Мулдаву (Мульде, левый приток Эльбы), от нее 50 км до леса, который тянется «на 40 миль по непроходимым [Рудным] горам. Проехав лес, попадаешь в Прагу». «Страна Буислава [Чехия] простирается от Праги до Кракова на три недели пути. Город Прага крупнейший торговый центр в тех странах». Далее Ибн-Якуб описывает страну Мешко, т. е. Польшу, которой тогда правил князь Мешко I. «Это самая обширная из тех стран, и она богата зерном, медом и рыбой Со страной Мешко на востоке граничат русы, а на севере – брусы [пруссы]. Брусы селятся на брегах Мирового океана [Балтийского моря], у них свой особый язык, родственный литовскому; языка своих соседей они не понимают». К северо-западу от страны Мешко, в болотистой местности, живут славяне; у них на морском берегу «есть большой город… [Юмна-Волин, в устье Одры]. Они воюют с Мешко, и войско их многочисленно…»

араб. ??? ???? ????? ??? ????? ????????)(800 – около 873) - знаменитый арабский математик, философ, ученый и астролог, уроженец Басры, работал в «Доме мудрости» в Багдаде. Он был одним из тех лиц, кому халиф Аль-Мамун поручил перевести на арабский язык творения Аристотеля и других греческих философов. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus, прозванный «Арабский Философ» Является автором около 250 трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. Основные труды: «Обзор сочинений Аристотеля», «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии». « О первой философии», «О пяти сущностях», «О ближайшей причине возникновения и уничтожения», «Об определениях и описаниях вещей», «О применении индийской арифметики», «О гармонии чисел», «О единстве с точки зрения числа», «О правильных многогранниках», «О приближении хорды круга», «О лучах», «О зажигательных зеркалах», «О причине голубого цвета неба», «О причине приливов и отливов» и др. До наших дней сохранилось около 40 трактатов. Переводчик и комментатор трудов Аристотеля. Основатель восточного перипатетизма(фалсафа). Он определял философию как "искусство" познания истинной природы вещей в меру человеческой способности, пришел к оригинальным идеям – совечности бытия духа и материи, к деятельности разума. В основе мира у него 5 «прасубстанций»: материя, форма, движение, пространство, время. Время вечно, но его оси как у колеса разные. Предмет философии Аль-Кинди трактовал как знания обо всем. Знание математики считал обязательным для понимания философии. Он первым стал стремиться к отделению философии от богословия. Аль-Кинди первым разработал концепцию четырех разумов: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом. выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания: 1. логическо-математическую; 2. естественно-научную; 3. метафизическую (философскую). Он впервые осуществил запись музыкальных тонов и мелодий с помощью арабских букв.

Возвышение

Якуб и три его брата, Амр, Тахир и Али происходили из города Карнин в Систане, из рода Сакхан (Белуджиский племя) расположенного на расстоянии одного перехода от столицы области, Зеренджа. Якуб пришёл в город, где нанялся подмастерьем к меднику (ар. саффар, отсюда название династии) за 15 дирхемов в месяц; его брат Амр был, по одним известиям, погонщиком мулов, по другим - плотником. Братья скоро выдвинулись среди своих товарищей, своей щедростью приобрели себе приверженцев и вместе со своим дядей Кесиром ибн Раккаком образовали разбойничью шайку. Они присоединились к отряду «борцов за веру» (гази, фата), находившемуся под начальством Дирхема ибн Насра ибн Салиха и сражавшемуся против систанских хариджитов (хотя Якуб сам был хариджитом в начале своей карьеры). Во время схваток с хариджитами около города Буст был убит один из братьев, Тахир. Добровольцы скоро сделались для правительства такими неудобными союзниками, что Ибрахим ибн Хусейн, правивший в Систане от имени Тахиридов, был вынужден уступить им место и очистить область. После этого настоящим владетелем Систана сделался Дирхем, который назначил Якуба начальником Буста. Вскоре Якуб своими подвигами затмил самого предводителя в глазах воинов. Дирхем счёл нужным подчиниться, уступил Якубу руководство и стал одним из его подчиненных (861).

Завоевания

Якуб прежде всего позаботился об утверждении своей власти в Систане, уничтожив местного правителя и подчинив себе хариджитов. После этого он распространил свою власть на долину Кабула, Синд и Мекран, а в 867 году овладел Гератом и Бушенгом, родиной Тахиридов, где в то время правил Тахир ибн Хусейн. В 869 году Якуб захватил Керман. Халиф Му’тазз (866-869) пожаловал эту область одновременно двум лицам, Якубу и Али ибн Хусейну, правителю Фарса, чтобы вызвать между ними войну и таким образом избавиться от одного из них. Победителем из этой борьбы вышел Якуб, который отнял у своего противника не только Керман, но и Фарс. В 871 году Якуб получил от халифа Му’тамида (870-892) наместничество Балха и Тохаристана. По Гардизи, Якуб овладел этими городами еще в 870 году и в то же время завоевал Газну, Гардиз и Кабул.

В 873 году Якуб решился идти на Мухаммеда ибн Тахира. Предлогом для войны послужило то, что Мухаммед дал у себя убежище одному из врагов Якуба. Мухаммед был взят в плен, и 1 августа 873 года Якуб вступил в Нишапур, столицу Тахиридов. Любопытен переданный у Гардизи разговор между послами Мухаммеда и Якубом. Мухаммед велел передать своему сопернику: «Если ты пришёл по приказанию повелителя правоверных, то покажи свой диплом, чтобы я уступил тебе наместничество; если нет, вернись». Якуб в ответ на это вынул из-под молитвенного коврика свой меч и сказал: «Вот мой диплом и моё знамя».

На этот раз багдадское правительство не могло одобрить действий Якуба. Вследствие влияния Тахиридов в Багдаде халиф должен был принять сторону Мухаммеда. В доме Тахирида Убейдаллаха ибн Абдаллаха в 874 году были собраны паломники из восточных областей. Им была прочитана грамота халифа, направленная против Якуба. Но угрожающие действия последнего скоро заставили правительство пойти на уступки. По требованию Якуба, купцам прочитали новую грамоту, по которой Якуб назначался наместником Хорасана, Табаристана, Джурджана, Рея, Фарса и военным начальником Багдада. Но и это не могло заставить Якуба отказаться от похода на Багдад. Поражение Якуба при Дейр ал-Акуле (8 апреля 876 года) спасло династию Аббасидов, но возобновило беспорядки в Хорасане. Освобождённый войском халифа Мухаммед ибн Тахир снова был назначен наместником восточных областей, но в основном оставался в Багдаде. От его имени действовали в городах Хорасана его брат Хусейн ибн Тахир, который еще в 874 году прибыл в Мерверруд со вспомогательным войском от владетеля Хорезма, и некоторые другие лица. Якуб умер 9 июня 879 года, успев лишь восстановить свою власть в Южной Персии.

Личность

Один из врагов Якуба, табаристанский владетель Хасан ибн Зейд, за железный характер прозвал его «наковальней». Якуб основывал свои права только на мече, поэтому должен был заботиться о том, чтобы создать себе преданное войско и приобрести необходимые для ведения войны денежные средства. Последнее часто заставляло его прибегать к конфискации имущества состоятельных лиц. После его смерти, несмотря на военные неудачи последних лет, в его казне оказалось 4 миллиона динаров и 50 миллионов дирхемов. У Якуба было 5000 верблюдов и 10000 ослов; его воины, кроме вельмож и начальников, получали лошадей и корм для них из казны.

В своей личной жизни Якуб всегда оставался неприхотливым воином, носил одежду из хлопчатобумажной ткани, сидел на земле без ковра. Ложась спать, он клал голову на щит. Только в торжественных случаях, особенно при приеме послов, он был окружён гвардией, набранной из лучших воинов и разделенной на два отряда, по 1000 человек в каждом. Якуб решал все дела единолично и ни с кем не разделял управления.

Литература

  • Бартольд В. В.,. Якуб ибн Ляйс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Бартольд В. В. Сочинения. - М.: Издательство восточной литературы, 1963. - Т. I: Туркестан в эпоху монгольского нашествия. - С. 274-277.
  • История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1958. - С. 114-115. - 390 с.

Top