Иоганну песталоцци не принадлежит труд. Педагогические идеи иоганна генриха песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) - швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Рано лишился отца и воспитывался матерью. В школе считался неспособным учеником и был предметом насмешек товарищей. Поступая в университет, видел себя богословом, однако вскоре задумался о нуждах народа, о том, как ему помочь. Чтобы стать ближе к людям, решил заняться юриспруденцией, но в конце концов стал агрономом. В мировоззрении Песталоцци идем французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов-идеалистов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др. Трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании» произвел на Песталоцци неизгладимое впечатление.
Обладая мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Окончив университет, он приобрел небольшое имение Нейгоф. Там он собирался совершить некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось способностей к хозяйственному делу, его эксперименты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение. В это время он пришел к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети. Благодаря поддержке местной общины и добрых людей Песталоцци собрал около 50 детей, которым самоотверженно отдавал все силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой — ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали приличную одежду, родители уводили их и забирали себе деньги, которые они заработали. Песталоцци закрыл школу, так как на ее содержание у него не хватало средств. В 1780 г. он написал небольшое сочинение под названием «Досуги отшельника», представлявшее собой сборник афоризмов. Оно было встречено читателями прохладно. Но именно в нем педагог изложил свои взгляды, которые развивал впоследствии.
В 1781 г. вышло в свет еще одно сочинение Песталоцци — «Лингард и Гертруда, книга для народа» (1781), которое имело большой успех. Это рассказ о том, как простая, умная и уважаемая в своей деревне крестьянка, умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределенных и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: «заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия» можно, только подняв уровень образования народа. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению педагога, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

В 1798 г. он вернулся к педагогической деятельности. Швейцарское правительство, некоторые члены которого симпатизировали Пестадоцци, предоставило ему полуразрушенные войной здания монастыря урсулинок в Станце, в котором педагог собрал детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, он сам справлялся с сотней не самых примерных детей: был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали его помощниками. Но педагогическая деятельность Песталоцци была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и школа была закрыта.
Некоторое время спустя Песталоцци удалось открыть школу в Бургдорфе (1800-1804), которая была впоследствии переведена в Ивердон (1805-1825). Там его известность достигла высшей точки. Учебные заведения посещало множество людей, желавших воочию убедиться в целесообразности педагогических приемов Песталоцци. Российский император Александр I также заинтересовался его деятельностью, виделся с ним и отнесся к нему весьма милостиво. Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились. Он вынужден был покинуть основанную им школу и вскоре умер в своем поместье Нейгоф.
Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Это развитие осуществляется путем последовательных и систематических упражнений -- вначале в семье, затем в школе. Теория элементарного образования Песталоцци включает умственное, нравственное, физическое и трудовое образование, которые осуществляются в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека. Выдвинутую швейцарским педагогом идею развивающего обучения К.Д. Ушинский назвал «великим открытием». Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него основы геометрии и географии, рисование, пение, гимнастику. Педагог выступал за создание такой школы, которая, по словам Н.К. Крупской, «...удовлетворяла бы потребностям народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мере созданием их собственных рук».
Швейцарский педагог остался в истории как автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую пзисп iidcti. «Лиигард и Гертруда. - Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826). В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики 11есталоцци было присвоено звание «гражданин Французской республики».

Введение

песталоцци образование педагог воспитание

Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Он развил два чрезвычайно важных положения. Первое - это доказательство необходимости наглядности в процессе обучения. Другим важным положением является идея о развивающем обучении. Суть данного процесса обучения заключается в том, чтобы дети не просто накапливали знания, но и развивали свои способности, то есть задатки. Эти положения послужили основой для развития идей других выдающихся педагогов, например, таких как, Фребель, Гербарт, Дистерверг.

Особые политические и социальные взгляды И.Г. Песталоцци выражены в его трудах и в самом жизненном пути, он тоже заслуживают нашего внимания, но основной нашей задачей является изучение его педагогических взглядов, рассмотрение их сути.

И.Г. Песталоцци является автором многочисленных педагогических трудов, многие из них получили мировую известность, например, "Лингард и Гертруда"(1781-1787), "Как Гертруда учит своих детей"(1801), "Письмо к другу о пребывание в Станце"(1799), "Лебединая песня"(1826).

В воспитании считал, что оно должно быть природосообразным, что оно должно развивать физические и духовные силы ребенка, который стремится к различному развитию своей деятельности. Теория элементарного образования Песталоцци состоит из нравственного, умственного, физического и трудового. Эти составляющие должны находиться в тесной связи между собой, чтобы обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Также Песталоцци выступал за создание школы, о которой Крупская отзывалась следующим образом "…удовлетворила бы потребности народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мерее созданием их собственных рук".

Тема нашей курсовой работы является актуальной потому, что в педагогике необходима гармоничная реализация природных задатков детей, совершенствование их способностей. Именно эти идеи раскрывает в своих трудах И.Г. Песталоцци.


1. Жизнь и деятельность И.Г. Песталоцци


Иоганн Генрих Песталоцци родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Его отец имел большую практику, поэтому семья считалась зажиточной. У Песталоцци был брат и сестра. Отец и мать обладали мягким характером, жизнь семьи складывалась благополучно. Но неожиданная смерть отца изменила положение семьи. Теперь она оказалась в тяжелом материальном положение. Песталоцци близко познакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

После смерти отца на Песталоцци большое влияние оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка Бабэль. По сути Бабэль стала главой в семье. Все мелочные материальные заботы она взяла на себя, чтобы жизнь семьи стала сносной.

Вскоре после смерти отца умер брат Песталоцци, поэтому вся любовь матери сосредоточилась на нем и его сестре. Генрих часто называл себя "маменьким сынком". Также из-за доброй семейной обстановки он вырос доверчивым ко всем людям, считал каждого человека прекрасным по- своему. Одно из важных качеств, которых сформировала Бабэль, было чистоплотность. Служанка очень не любила беспорядок, и любое маленькое пятнышко выводило ее из себя. Но главным недостатком его детства была отстраненность от жизни. Такая атмосфера повлияла на развитие в нем чрезвычайной сосредоточенности, постоянной вдумчивостью во все .

Общество мягких и добрых женщин в его детстве сформировало в нем сосредоточенность на том, что касается чувств, а не разума. Я.В. Абрамов в своей книге пишет о том, что вид раздавленного червяка заставлял плакать Генриха, встречаясь с нищим, он отдавал все, что у него было, и часто оставался голодным, так как относил свою обеденную порцию какому-нибудь бедняку . Эта чувствительность к чужому горю, к чужому страданию осталась в Песталоцци на всю жизнь.

Открытое влияние на такое отношение к бедным, нуждающимся оказали дед и дядя. Дед Песталоцци был деревенским пастором. Вся его жизнь была посвящена прихожанам и их нуждам. Дедушка не только свято выполнял свой долг, но и горячо и искренне любил сельчан, а к горожанам его отношение было скептическим. И если его симпатия к ним была инстинктивной, и он мог повлиять только на чувства маленького Песталоцци, то его дядя Гётце был сознательным их сторонником. Последний все время вел горячие речи, которые не могли не подействовать на ум мальчика, об угнетенном положение сельчан.

Теперь после всего изложенного выше нам становится понятным эта необычайная любовь к простому народу. Природная доброта и справедливость соединились с влиянием на Песталоцци двух женщин из крестьянского сословия, так воздействие деда, всецело отдавшегося служению народа, с влиянием дяди, которыи был убежденным демократом, а также, разумеется, с непосредственным наблюдением за положением крестьян.

Начальное образования он получил сначала от дедушки, затем окончил обычную немецкую, затем - традиционную латинскую школу. Следом он поступил в колледж, окончив курс, он стал задумываться о дальнейшем выборе своей деятельности.

Поступая в университет, Песталоцци хотел стать богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Жан - Жака Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел "Эмиля" Руссо. Эта книга, как и "Общественный договор", произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу. Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях они обсуждали вопросы истории, политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.

Но этот арест не охладил в Песталоцци желания помогать людям. Поэтому он начинает изучать сельское хозяйство. И в 1774 году он открыл в Нейгофе (нем. Neuhof - новый двор) "Учреждение для бедных", в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей, среди которых было множество детей, часто не имевших родителей и вообще не имевших пристанища. Желая, чтобы начатое им дело не прошло бесследно для страны, чтобы этот приют был не только первым учреждением такого рода, а чтобы за ним последовал целый ряд подобных же учреждений во всех концах Швейцарии, Песталоцци с первых дней существования этого своего приюта стал знакомить с положением дел в нем швейцарское общество. Абсолютно новая идея педагога привлекала внимание людей, так же ее стали пропагандировать многие известные швейцарские публицисты. Мысль Песталоцци вызвала общее сочувствие, также особое внимание было обращено на оригинальное заведение в Нейгофе. К сожалению, это сочувствие швейцарского общества было чисто платоническим.

Одной из наиболее важных целей, которую преследовал Песталоцци в своем приюте - воспитание бродяжных детей. Данная цель была осуществима благодаря тому, что Песталоцци горячо полюбил своих подопечных и вкладывал всю свою душу в начатое им дело. Обязанности воспитателя и вообще все заботы об этом огромном количестве детей разных возрастов и нередко с самыми дурными привычками, приобретенными во время бродяжеской жизни, лежали всецело на Песталоцци, так как содержать помощников было не на что. Единственным помощником воспитателя была его жена. Вдвоем они заботились о том, чтобы многочисленные жители Нейгофы были сыты и одеты. Они учили их труду, учили читать, надзирали за ними. Дети, как бы ни были они испорчены, всегда ценят ласку и привязываются к тем, кто их любит. Из книги Я.В.Абрамова мы узнали о том, что через год собранные в Нейгофе бродяжки были неузнаваемы. Это были опрятные, послушные, милые дети, которые изо всех сил старались вознаградить своего "отца" самой прилежной работой, усердным учением и безукоризненным поведением. Такой результат был достигнут при отсутствии в Нейгофе каких-либо наказаний и искусственных мер поощрения при полном поддержании детской живости и склонности к забавам и играм.

Песталоцци хотел, чтобы его приют содержался на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники должны были работать в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Он самоотверженно посвятил все свои силы, обучая их летом полевым работам, а зимой - ремеслу. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным физическим трудом, но Песталоцци не мог и не хотел эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего, средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкие ремесленные навыки, а разностороннюю подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств для продолжения своего эксперимента, Песталоцци закрыл свой приют. Однако и эта неудача не разубедила его в избранном им пути. В течение последующих восемнадцати лет Песталоцци стал заниматься литературной деятельностью. Он стремился привлечь внимание к решению все того же вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние детей? Он издает социально-педагогический роман "Лингард и Гертруда" (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе рассказывается о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия" можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа[ цит. по 1]. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман "Лингард и Гертруда" и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием "французского гражданина". К старости Пистолоцци пришлось вернуться к своей педагогической деятельности. В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция, особенно пострадал в это время Унтервальдене город Станц. Швейцарское правительства предложила Песталоцци взять на себя воспитание беспризорных детей, которые бродили по развалинам города. И он снова собрал вокруг себя ребят, не имея помощников, сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Правительство выделило ему помещение: " Помещение под детский приют было отведено в соседнем женском монастыре, давно заброшенном. Это был ряд огромных, сырых и холодных комнат, требовавших капитального ремонта, чтобы быть годными для жилья. О ремонте не могло быть и речи, так как нужно было немедленно собрать детей, которые гибли среди развалин от голода и холода (дело было в декабре). Средства, отпущенные в распоряжение Песталоцци, были крайне скудны, и приют постоянно терпел недостаток в самом необходимом." .

Тот же недостаток средств вынуждал Песталоцци быть не только начальником учебного заведения, но учителем, казначеем, дворником, ночного сторожа и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность, душевная отзывчивость и любовь к детям. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. Здесь он особо тщательно организовал и исследовал воспитывающий труд и развивающее обучение и вел исследовательскую работу по этим проблемам . В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: "С утра до вечера я был один среди них...Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они". На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью. Старшие ребята вскоре стали помощниками Песталоцци. Педагогическая деятельность педагога была неожиданно прервана, так как французским войскам понадобилось помещение под госпиталь, и он вынужден был закрыть школу и отдать здание в распоряжение правительства.

Вскоре ему удалось открыть в Бургдорфе среднюю школу с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей. В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон (немецкое наименование - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение). Там известность педагога достигает вершины. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 он вынужден был закрыть институт из-за полного отсутствия средств. Разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - "Лебедина я песнь" (1826).

В феврале 1827 года Песталоцци заболел. Он встретил смерть спокойно. Последними его словами были: "Я прощаю врагам, да живут они в мире, а я переселяюсь к вечному миру. Я желал бы еще пожить хотя месяц, чтобы окончить мои последние труды; но все-таки благодарю Провидение за то, что оно отзывает меня от земной жизни. А вы, мои близкие, живите в спокойствии, ищите счастья в тихом домашнем кругу" [цит. по 9,с.339].

февраля 1828 года Песталоцци умер. Его тело было захоронено в местечке Бирр.

В Нейгофе и Станце И.Г Песталоцци сделал большое количество наблюдений и выводов из своей практической работы, их он изложил во многих своих известных сочинениях: "Лингард и Гертруда"(1781-1787), "Письмо другу о пребывании в Станце" (1799) и некоторых других. Он много обдумывал свою проделанную работу и пришел к выводу, что для развития в детях природных сил требуется упрощение приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника.

В те годы жизни, когда Песталоцци руководил "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, он решил превратить идею об элементарном первоначальном обучении в определенную концепцию, которая стала известной под названием "Метод Песталоцци". Под данным методом понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки". Сущность своего метода И.Г.Песталоцци изложил в ряде сочинений: "Метод. Памятная записка Песталоцци" (1800), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода" (1802), "Что дает метод уму и сердцу" (1806), "Памятная записка о семинарии в Кантоне Во" (1806) и др.

Ведущей в его педагогической концепции была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

Песталоцци предположил, что задатки, которые ребенку даны от рождения, способны развиваться. Им он выделил силы человеческой природы:

) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой .

Соответственно этим пунктам и элементарное обучение подразделял на умственное, физическое и нравственное. Песталоцци хотел подчеркнуть, что эти составляющие должны развиваться во взаимном действии, чтобы одна из сторон личности не получила большего развития за счет остальных.

Так как И.Г Песталоцци рассматривал гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, то целью воспитания он считал выработку у воспитуемых некой "совокупной силы". Именно благодаря ей можно устанавливать известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами любой личности. Выявление такого равновесия сил И.Г Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При всем значимым моментом было то, что теоретические знания ребенка не должны быть оторваны от практических умений. Именно во взаимодействии познания и умений И.Г.Песталоцци предполагал основу саморазвития.

Метод элементарного образования - это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений для развития в детях природной силы, опираясь на теоретические идеи:

) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения - основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

) активность ребенка в познавательной деятельности - необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

И.Г. Песталоцци считал, что первоначальное обучение детей должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Различные педагогические средства, которые служат для развития всех внутренних и внешних сил ребенка, должны руководствоваться знаниями детской природы, их потребностями и устремлениями.

Начальным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Именно поэтому особенное значение в обучении детей он придавал принципу наглядности. Наблюдение он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Конечно,такого рода упражнения продуктивны. Но на практике нередко возникали проблемы из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци". Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX--XX вв.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели - воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников - вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.

Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств. Поэтому теория элементарного образования считается центром педагогической системы Песталоцци. Согласно с этой теорией воспитание должно начинаться с самого простого и постепенно переходить к более сложному.

Теория элементарного образования состоит из физического, трудового, нравственного и умственного воспитания. Каждая из сторон должна развиваться, тесно взаимодействуя с другими. Только тогда человек получит гармоничное развитие.

Развитие и укрепление всех физических сил и возможностей ребенка Песталоцци считал целью физического воспитания. Его основой выступало естественное желание ребенка двигаться, за все хвататься и т.д.

Песталоцци считал, что физическое воспитание должно быть первым. Мать, кормящая ребенка и ухаживающая за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять силы детей можно благодаря выполнению простейших движений, которые каждый ребенок производит, когда есть, пьет, ходит или поднимает что-то. Если систематизировать такие упражнения, то это разовьет ребенка в физическом отношении и подготовит его к труду.

Большое место в данном виде воспитания Песталоцци отводил военным упражнениям. В Ифертенском институте все эти занятия близко сочетались со спортивными играми, походами и экскурсиями. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием. Песталоцци полагал, что если правильно организовывать физическую работу детей, то это посодействует их нравственному и умственному развитию. Песталоцци хотел создать особую "Азбуку умений", которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы, а так же освоить основные трудовые умения, которые будут необходимы в любой социальной и профессиональной деятельности.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке в результате постоянных упражнений в делах, которые приносят пользу кому-то другому. Простейшим элементом данного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, она возникает из-за удовлетворенных потребностей детского организма. Именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Поэтому Песталоцци называл отчий дом школой нравов. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно проходить в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

Песталоцци настаивал на том, что нравственное воспитание детей формируется благодаря развитию моральных чувств и нравственных наклонностей, а не путем нравоучений. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Песталоцци критикует обрядовую религию и говорит о естественной. Ее он понимал как развития высоких моральных чувств.

Размышления Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Песталоцци считал, что любое обучение должно строиться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью.

Песталоцци сильно изменил содержание образования начальной школы того времени. Он включил в него чтение, письмо, арифметику с геометрией, измерение, рисование, пение, гимнастику, необходимые знания по географии, истории и естествознанию. Так же он значительно расширил учебный план и создал новую методику обучения, которая помогает развивать умственные силы у детей.

Важнейшей основой обучения Песталоцци считал наглядность. Без применения наглядности невозможно добиться правильных представлений об окружающем, а так же развивать мышление, речь. Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь он пытался сделать универсальным. По его мнению, обучение должно идти в строго последовательности. Но это не является правильным, так как в обучение равноправно могут существовать два перехода: от части к целому, от целого к части.

Так же Песталоцци считал, что учитель не только должен наполнять умы детей, но и развивать практические навыки. Он утверждал, что если ребенок овладел знаниями, но не умеет ими пользоваться, то это большой порок.

Так же Песталоцци отводил большую роль учителю. Учителем он считал не просто образованного человека, которые готов передавать знания детям, а человека, способного, прежде всего, искренне полюбить детей, стать для них отцом, давать соответствующий материал ребенку для развития его природных сил. А это возможно только в том случае, если учитель будет строить свое воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся. Песталоцци изначально поставил перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, так же создание народной школы. Для осуществления своих задач И.Г Песталоцци попытался создать свои методики начального обучения.

Итак, в основу создания методик по преподаванию родного языка педагог считал развитие речи у ребенка и пополнение его словарного запаса. Песталоцци предлагал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время.

Педагог создает ряд указаний для увеличения словарного запаса у ребенка, для этого он тесно связывает обучение родному языку с наглядностью и со знаниями естествознания, географии и истории.

Через сложные упражнения И.Г. Песталоцци пытался добиться положительных результатов, объединяя все компоненты воедино, но на практике получились формальные упражнения по составлению предложении, где описывались признаки предметов.

Чтобы научиться писать педагог рекомендовал заранее проводить упражнения по изображению линий, которые являются элементами букв. Даже в настоящее время, в школах, используется этот метод обучению письма. Так же для развития речи И.Г. Песталоцци связал его с обучением измерению. То есть дети берут квадрат и разделяют его на части, в результате получаются различные фигуры. Обучающие должны зарисовать их, это послужит основой для письма.

На основе методов швейцарского педагога основан современный арифметический ящик. Он возражал против методов обучения арифметике и сформировал понятие о числе, начиная с элемента каждого целого числа- единицы. Сначала ребенок обучается работать с единицей, а потом постепенно усложняется счет. Чтобы обучить детей дробям, он брал квадрат и показывал на нем соотношение частей и целого.

Так же И.Г. Песталоцци предложил свои методы и по преподаванию географии. В основу он положил принцип от близкого к далекому, то есть на основе непосредственных наблюдений окружающей детей местности ведет к восприятию более сложных географических представлений. Так же он предлагал для лучшего восприятия лепить из глины рельефы, а потом только переходить к картам для изучения их.

Таким образом, И.Г. Песталоцци создал довольно обширную школьную программу для начальных классов и даже дал методические указания для положительного эффекта.


Заключение


Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Теперь мы можешь для себя понять, почему часто И.Г. Песталоцци считают "отцом современной педагогики". Легко заметить, что наша современная педагогика многое заимствовала у Песталоцци.

Швейцарский педагог самоотверженно отдал все силы воспитанию бедныз детей. Огромная его заслуга заключается в том, что огромная роль должна уделяться воспитанию ребенка,а так же в том, что оно должно осуществляться постепенно от простого к сложному.

Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу - гармонически развивать все природные силы и способности человека. Педагог развил ряд важных идей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

Однако педагог переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, становился на путь оправдания теории формального образования.

Но идея, которую выдвинул И.Г. Песталоцци о школьном обучении, несомненно, оказала положительное влияние на дальнейшее развитие педагогической деятельности.

Нам кажется, что современная педагогика, должна вспомнить великие педагогические начала знаменитого педагога и отметить истинное их значение для народного образования и педагогической системы, в основе которой лежать любовь и уважение к детям к их нравственной и умственной личности.


Список литературы


1.Абрамов Я.В. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность [Электронный ресурс] :-Режим доступа: http://az.lib.ru

2.Джуринский А.Н. История педагогики [Текст]: Учеб.пособие для студ. Педвузов/А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

3.Джуринский А.Н.Зарубежная школа: история и современность [Текст]/А.Н. Джуринский. - М., 1992.

Духавнева А.В., История зарубежной педагогики и философия образования[Текст] Серия "Учебники, учебные пособия"/А.В. Духавнева, А.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 480с.

Кларин В.М., Педагогическое наследие[Текст]/В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: "Педагогика", 1987 г.-398с.

Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты[Текст]/Г.М. Коджаспирова.- М., 2003. - С.83.

Константинов Н.А. История педагогики [Текст]/ Н.А.Константинов Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева.- М.:"Просвещение",1982 г. - 447с.

Макаревич М.В.Хрестоматия по истории педагогики[Текст]/ М.В. Макаревич И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Минск.: Издательство "Высшая школа", 1971 г. - 560с.

Павленков Ф.Библиографическая библиотека. Жизнь замечательных людей: в 3т.,т.2[Тект]/Ф.Павленков. -М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001-800с.

10.Пискунов А.И. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в: Учеб. пособие для педагогических учеб.заведений[Текст]/ А.И. Пискунов. - М.:ТЦ "Сфера", 2001.-512с.

11.Смирнов В.З. История педагогики[Текст]/В.З. Смирнов.- М.: "Просвещение", 1965 г. - 279c.

Тимофеев К. Генрих Песталоцци: Биогр. Очерк.[Текст]/К. Тимофеев. - СПб.; Тип. Акад. наук, 1856.- 89 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Важнейшей и основной педагогической идеей великого швейцарского педагога является всестороннее гармоничное развитие личности в процессе обучения и воспитания. Это цель любого учебно-воспитательного учреждения, достижение данной цели предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. И.Г. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека , одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.

Также и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.

Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.

Идея природосообразности в обучении и воспитании в понимании И.Г. Песталоцци - это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить, и рука - хватать. Но также и сердце - верить и любить. УМ хочет мыслить», - пишет Песталоцци в «Лебединой песне» . Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.

При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль - на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения И.Г. Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения - это число, форма, слово , а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда - необходимость урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах.

Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету - числом, посредством развития речи - словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого – к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод обучения, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял уистоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», - утверждал он в «Лебединой песне».

И.Г. Песталоцци утверждал, что для школы очень важны отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Эти взаимоотношения в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом.

Одной из важных задач педагогики И.Г. Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.

Педагогические идеи И.Г. Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал широкому распространению в западноеврепейских государствах школьной практики знаменитого педагога. Так как институт И.Г. Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем И.Г. Песталоцци.

Основные даты жизни и деятельности:

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769-1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775-1780 - создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800-1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы:

1781-1787 - «Лингард и Гертруда».

1801 - «Как Гертруда учит своих детей».

1826 - «Лебединая песня».

7.3. Развивающее и воспитывающее обучение Ф.А. Дистервега. Одним из известнейших педагогов-классиков XIX столетия является Фридрих Адоьлф Дистервег (1790 - 1866). В историю педагогики он вошел как «учитель немецких учителей», так как был организатором и в течение длительного времени директором учительских семинарий в Мёрсе и Берлине, готовившими педагогические кадры для народной массовой школы.

В 1827 – 1866 гг. издавал педагогический журнал «Рейнские листки…», создал четыре учительских общества, в 1848 г. был избран председателем Всеобщего немецкого учительского союза, выступил с предложениями по реформе существующей в то время школы, требуя отделения ее от церкви и всеобщего обучения детей, осуществления общечеловеческого, гражданского и национального воспитания.

Основной педагогический труд А. Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835). В книге содержатся указания. Каким образом учитель может повышать свой профессиональный уровень, на какой путь вступить в преподавании отдельных учебных предметов и какими средствами для этого пользоваться.

Педагогом было написано свыше 20 учебников (он занимался в основном вопросами обучения и воспитания в начальной школе), учебных руководств по математике, немецкому языку, естествознанию, географии, астрономии. Книги пользовались широкой известностью в Германии и во всей Европе.

В основу воспитания Дистервег положил три принципа:

Ø Природосообразность обучения и воспитания. Этот принцип он понимал как развитие в педагогическом процессе тех хороших задатков, которые заложены в ребенке от природы.

Ø Принцип самодеятельности и активности детей в учении и собственном личностном развитии. В современной педагогике он трактуется как создание в педагогическом процессе условий для становления и развития субъектной жизненной позиции ребенка.

Ø Культуросообразность обучения и воспитания, то есть учет в педагогическом процессе условий и уровня культуры данного времени страны, родины, семьи ученика.

Реализация этих принципов в педагогической практике обусловила необходимость разработки принципиально новых идей обучения. Таковыми в педагогическом наследии А. Дистервега являются идеи развивающего обучения. На их основе он выстроил 33 дидактических правила, согласно которым учитель должен хорошо знать индивидуальные проявления своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов и увлечений. Только зная и учитывая все это можно учить «естественным путем», преодолевая трудности постепенно о последовательно.

Педагог решительно вытупал против учебных перегрузок учащихся: «Беда обычно заключается в том, что молодые учителя стремятся научить учеников всему тому, что они сами знают, на самом же деле надо сообщить учащимся только существенное… Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить» .

Особое внимание в вопросах дидактики Дистервег обращал на своевременное повторение учебного материала , но повторении он рассматривал не как простое заучивание, зубрежку, а осмысленное запоминание самого существенного в изучаемом материале. Это не только дает возможность прочно усвоить содержание предмета, какую-то сумму знаний, но способствует развитию памяти, а следовательно, и ума.

Дистервег указывал на необходимость в преподавании перехода от простого – к сложному, от близкого – к далекому, от неизвестного – к известному. Однако дидакт предупреждал от механического применения этих правил обучения. Ведь легкое должно перемежаться с трудным: учение не должно быть легким, это достаточно тяжелый труд ума и сердца, всего человеческого организма. Нередко удаленное от учащихся во времени и пространстве оказывается весьма близким, интересным и доступным, а близкое – трудным и сложным. Необходимо побуждать учеников, подчеркивал педагог, работать самостоятельно, добиваясь того, чтобы работа стала их второй натурой. Стремление все внимательно продумать, усвоить учебный материал должно быть потребностью ученика, только в этом случае можно говорить о развивающем характере обучения.

Большов внимание было уделено А. Дистервегом в его педагогических работах вопросам школьной дисциплины. Он высказывал свое отрицательное отношение к использованию наказания в педагогической практике как методу обучения и воспитания. «О мерах наказания мы лучше говорить не будем, - обращался он к учителям. – Они большей частью бесполезны и не нужны, то есть согласно природе самого предмета обучения. Надо только, чтобы ученик работал в школе охотно. Там. Где это имеет место, не может быть и совсем не бывает случаев неповиновения учащихся. Там же, где этого нет, приходится постоянно и безуспешно придумывать наказания» .

Во всех работах А. Дистервега красной нитью проходит мысль о значении искусства обучения и воспитания учителя (педагогического мастерства) в успешном решении педагогических задач. Мастерство профессиональной деятельности он органично связывал с личными качествами учителя, однако рассуждал «не об общих качествах учителя-воспитателя: его честности, нравственности и т.д., а только о качества учителя, делающих обучение образовательным и плодотворным» . К таким важнейшим качествам относил энергичность и живость, силу характера, любовь к детям и своей педагогической работе.

Одним из первых «учитель немецких учителей» высказывался о педагогическом значении внешнего вида учителя, манеры его поведения, указывая на то, чтобы учитель усваивал «как можно больше живости! Последняя заключается не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице. На всем внешнем облике и жестах» . Он советовал учителям заботиться о своей внешности, о физическом и духовном здоровье, организации здорового и рационального образа жизни, так как во многом, по мнению немецкого педагога, результативность работы учителя обусловлена его физическим здоровьем, хорошим самочувствием, внутренней энергетической силой.

Примечательно, что А. Дистервегом впервые была предпринята попытка выделения нескольких уровней профессиональной деятельности педагога. Он указывал на то, что есть учителя, работающие добросовестно, добиваясь хороших результатов в обучении и воспитании, но есть и «гениальные виртуозы педагогического дела», которые формируются как профессионалы «при редчайших и счастливейших обстоятельствах» . Дистервег не проанализировал эти обстоятельства, указал только на отдельные факторы развития высокого уровня профессионализма педагога. Важнейшим среди них назвал способность учителя к постоянному самообразованию, самоусовершенствованию. Он призывал педагогов «никогда не останавливаться» и подчеркивал, что учитель «до того времени способен образовывать других, пока продолжает работать над собственным образованием… общим, как человека и гражданина, и специальным, как учителя» .

Педагогическое наследие Ф.А. Дистервега детально изучается современными педагогами, служит неиссякаемым источником педагогических идей в разных направлениях педагогических исследований, педагогической теории и практики.

7.4. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. Известный немецкий педагог, психолог, философ Иоганн Фридрих Гербарт (1776- 1841) был в числе почитателей и последователей Песталоцци, Его деятельность профессора связана с Гёттингенским и Кёнингсбергским университетами.

Познакомившись с произведениями И.Г. Песталоцци, посетив Бург-дорфский институт (1800), он создал свой первый педагогический труд, который посвятил знаменитому швейцарцу.

Педагогическая деятельность Гербарта началась в юности, когда он был воспитателем детей в семье одного швейцарского аристократа. Затем, по завершении университетского образования, читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией по подготовке учителей. Создав опытную школу при учительской семинарии, преподавал школьникам математику.

Свою педагогическую теорию Гербарт представил в произведениях: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835). Все они отличаются рациональностью и довольно сложны для восприятия.

В своих педагогических воззрениях Гербарт отталкивался от педагогических идей Песталоцци, но многое решал иначе. Так, он восполнил тот пробел, который оставался в рассуждениях швейцарского педагога о том, как данные чувственного восприятия могут быть переработаны в идеи, как знание может повлиять на нравственность. Гербарт считал, что нельзя более смотреть на человеческий ум, как на мертвую таблицу, и дополняет И.Г. Пестолоцци, разрабатывая свои психолого-педагогические представления. Если Песталоцци, опираясь на идею чувственного восприятия, стремится к изучению физического мира, то Гербарт не считал такой подход достаточным и ставил целью создание морально-эстетического представления о мире. Поэтому естественно-научным занятиям (арифметике, географии, естествознанию) он предпочитал занятия чистой математикой, классическими языками и литературой.

Гербарт свел свои педагогические идеи в строго логическую систему, обосновав их доказательствами, в том числе психологическими.

Рассмотрим ключевые психологические понятия теории Гербарта. Душа (психика) человека, ничем не заполненная от рождения, имеет одно важное свойство - она вступает во взаимоотношения с окружающей средой через нервную систему. Благодаря этому в уме появляются первые представления, полученные от чувственных восприятий, а из сложных взаимодействий представлений образуются понятия, развиваются суждения и размышления. Представления детей исходят из двух источников: из практического (опытного) соприкосновения с природой и из общения с людьми. Учитель должен, расширяя жизненный опыт ребенка, развивать знание, а расширяя социальное общение - развивать чувства. Отсюда следовало два важных вывода:

1. Главная способность души состоит в способности ассимиляции (слияния).

2. Главная и определяющая сила, формирующая душу и характер, - воспитание.

Процесс воспитания Гербарт делил на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание.

Цели и задачи воспитания педагог и философ выводил из философии и этики.

Цель воспитания он определял так: «Все дело воспитания можно суммировать в понятии «нравственность». Термин «добродетель» выражает всю цель воспитания». Добродетель понимается как «идея внутренней свободы», развивающаяся у человека в процессе накопления им опыта. Такой опыт вызывает у индивидуума одобрение или неодобрение наблюдаемых явлений и суждения на уровне вкуса. Поэтому Гербарт называл их эстетическими представлениями (свой философский трактат он назвал «Эстетическое представление о Вселенной как главная цель воспитания»). Такие представления включают в себя «пригодное, красивое, нравственное, справедливое», то есть все то, что нравится в процессе созерцания. Главная цель воспитания состоит в том, чтобы развить эти предпочтения через опыт, беседы и образование.

Гербарт свел добродетель к пяти моральным идеям. Основной среди них является идея внутренней свободы, гармонии воли и желани я. Дело воспитания - сформировать характер, который «в жизненной борьбе оставался бы непоколебимым» и основывался на прочном моральном убеждении и воле.

Задачи воспитания были определены немецким педагогом-классиком так: обогащение души представлениями или опытом на основе представлений, выработка идеи и мотивов поведения.

Нравственность зависит от доброй воли и знания, а они в свою очередь - от просвещения человека или идей, развившихся из первоначальных представлений. Воля и действие (поведение) возникают из желания, или мотивации. Отсюда итог, к которому пришел Гербарт: «Делание, которое перед самим собой обнаруживает ученик, выбирая добро и отвергая зло, - это, а не что другое, есть образование характера». Действия учителя при этом ограничены, так как выбор делает сам ученик и завершает его своими действиями, учитель не может «влить в душу своего ученика» силу, способную заставить его действовать. Но он создает такие условия, при которых результатом станет добродетель ученика, к этой основной цели должны быть направлены все усилия педагога.

  • Вопрос. Социальные и профессиональные, профессионально-педагогические функции учителя начальных классов и особенности педагогической деятельности.
  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
  • Глава 7. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
  • Глава З ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
  • Задачи умственного воспитания. Педагогические условия и средства умственного воспитания.

  • Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – выдающийся швейцарский педагог-демократ, гуманист. Свыше 50 лет жизни он посвятил воспитанию и обучению детей. Его называют «создателем детского царства». На нише с его бюстом над могилой начертано: «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек. Гражданин. Все для других. Для себя ничего» .

    И.Г. Песталоцци внес существенный вклад в развитие теории и практики воспитания и обучения, развитие гуманной педагогики.

    Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774–1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798–1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825). Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. В Ивердонском «институте» учились дети из самых разных стран Европы – так велика была уже к этому времени известность И.Г. Песталоцци, прежде всего благодаря его литературным произведениям педагогического характера .

    В произведении И.Г. Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей. Письма Генриха Песталоцци» предпринята попытка дать матерям наставление, как самим обучать своих детей. Этот труд принес Песталоцци славу создателя нового метода обучения, включает 14 писем, обращённых к книгоиздателю Г. Гесснеру. Книга, в которой автор стремится показать, каким путём он пришёл к тем основным педагогическим идеям, на которых базируется «метод» и дать соответствующее его теоретическое обоснование, вышла в 1801 г. Конкретное раскрытие самого «метода», должно было, по замыслу швейцарского педагога, последовать в самих учебных книгах.

    На русском языке письма «Как Гертруда учит своих детей» были опубликованы впервые в 1895 г.

    Основное произведение Песталоцци, посвящённое методике умственного воспитания детей дошкольного возраста – «Книга матерей, или руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить» вышла в 1803 г.

    Песталоцци написал ее в соавторстве со своим сотрудником Крюзи. Первоначально Песталоцци хотел издать под этим названием серию картинок с подписями. Многие гравюры были заказаны, но, как пишет об этом в своих воспоминаниях Крюзи, наблюдения над детьми убедили Песталоцци в том, что их больше интересуют действительные предметы. Стремясь удовлетворить эту потребность детей, Песталоцци ищет центр, вокруг которого могло было быть объединено предметное преподавание, и приходит к мысли, что сначала таким центром должно быть тело самого ребёнка, как наиболее близкое. «Книга матерей» и представляет осуществление этой идеи Песталоцци. В ней шаг зашагом мать знакомит ребёнка с частями его собственного тела, их количеством, связью между ними назначением.

    На русском языке книга вышла в 1806 г. .

    Песталоцци придавал большое значение «Книге матерей», устанавливая преемственную связь между «Миром в картинках» Я.А. Коменского и «Эмилем» Ж.-Ж. Руссо.

    Педагогические учреждения Песталоцци в Бургдорфе и особенно в Ивердоне приобрели международную известность. Ряд выдающихся деятелей, а также учителей многих европейских стран приезжали изучать работу учебно-воспитательных заведений И.Г. Песталоцци и его «метод». В их числе можно упомянуть английского социалиста-утописта Р. Оуэна, немецкого философа И.Г. Фихте, известного немецкого философа и теоретика педагогики И.Ф. Гербарта, русских педагогов Ф.И. Буслаева, А.Г. Ободовского, М.М. Тимаева и др. И хотя некоторые из них, как, например, И.Ф. Гербарт, критиковали отдельные стороны «метода», однако все были солидарны с устремлением И.Г. Песталоцци гуманизировать воспитание и содействовать развитию ребенка .

    В качестве одной из важнейших педагогических проблем Песталоцци поставил вопрос о роли воспитания в развитии ребенка: «Час рождения ребенка является первым часом его обучения».

    Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, то есть осуществляется в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.

    По глубокому убеждению Песталоцци, школьное обучение должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», содействовать развитию «ума, сердца и руки». «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы». С этим аспектом педагогической теории Песталоцци связана разработанная им идея развивающего обучения, которую К.Д.Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

    Песталоцци ищет и находит такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать природные силы ребенка. Метод Песталоцци оформлен им в стройную теорию элементарного образования . Она названа элементарной, так как требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным.

    Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Педагог выделяет следующие простейшие элементы познавательной деятельности: число (простейший элемент числа – единица), форма (простейший элемент формы – линия), названия предметов, обозначенные с помощью слов (простейший элемент слова – звук).

    Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Таким образом, «метод элементарного образования» – это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка на основе принципов природосообразности, наглядности, последовательности и постепенности, а также учета психологических особенностей детей разного возраста. Песталоцци разработал эту методику, руководствуясь следующими идеями:

    1) ребенок с рождения обладает задатками, внутренними потенциальными силами, которым свойственно стремление к развитию;

    2) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения – основа развития и совершенствования внутренних сил, их умственного развития;

    3) активность ребенка в познавательной деятельности – необходимое условие усвоения знаний, более совершенного познания мира.

    Песталоцци тесно связывал умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает требования воспитывающего обучения. Прогрессивной является постановка вопроса о двухсторонности обучения: оно: 1) способствует накоплению знаний; 2) развивает умственные способности.

    Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования:изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний.

    Познание начинается с чувственного наблюдения и восходит путем переработки представлений к идеям, которые находятся в сознании человека как образующие силы, хотя и пребывают в неясном состоянии. Без возбуждения самодеятельности , без проявления активности, как в умственном, так и в физическом и нравственном отношении, Песталоцци не считал возможным осуществить естественное развитие ребенка. Это положение выдающегося педагога, как и идея развивающего обучения, стало новаторским для его времени, обогатило педагогическую науку. Состояние полной самодеятельности, к которой стремится ребенок, вышедший из-под опеки матери, проявляется, считал Песталоцци, в трех направлениях: «В нравственном отношении – это самодеятельность в любви, в умственном – самодеятельность мышления, в физическом – самодеятельность тела».

    Программа воспитания

    Цель воспитания – развитие нравственной личности, формирование человечности.

    Трудовое воспитание – вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.

    Умственное воспитание – формирование умения считать, измерять и владеть словом. Простейшие элементы знания – число, форма, слово.

    Физическое воспитание – развитие заложенных природой физических сил и соответствующих навыков. Простейший элемент – движение суставов.

    Нравственное воспитание – формирование человечности, народности, мудрости, трудолюбия, покорности, смирения. Средства – упражнения в поступках, метод воздействия на живые впечатления детей. Простейший элемент – любовь ребенка к матери.

    Цель и сущность воспитания – развить все природные силы и способности человека.

    Песталоцци отстаивал общечеловеческие цели и задачи воспитания, считая, что оно призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех природных сил и способностей. В своих педагогических сочинениях Песталоцци неоднократно подчеркивал, что природа ребенка, ползающего в пыли», ничем не отличается от природы «сына князя».

    Песталоцци вошел в историю педагогики и как один из продолжателей и последователей идей Я.А. Коменского, основоположников методики первоначального обучения. Созданная им методика первоначального обучения способствовала развитию массовой народной школы.

    Основные даты жизни и деятельности

    1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

    1769-1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

    1775-1780 - создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

    1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

    1800-1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

    1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

    Основные работы

    1781-1787 - «Лингард и Гертруда».

    1801 - «Как Гертруда учит своих детей».

    1826 - «Лебединая песня».

    Фридрих Фрёбель – создатель детского сада

    Возросшее внимание к образованию всех слоев населения, противоречия и проблемы педагогической практики находили отражение в педагогической мысли. С одной стороны, педагогическое мышление базировалось на широком использовании педагогики Я.А.Коменского, Д.Локка, И.Г.Песталоцци. С другой стороны, оно часто сочеталось с крайней схематичностью теоретических построений, с оправданием авторитарных принципов и методов обучения. Несмотря на эти противоречия, западноевропейская педагогическая мысль ХIХ века оставила в истории педагогики значительный след. Это связано, прежде всего, с именами выдающихся немецких педагогов – Фридриха Фрёбеля и Фридриха Адольфа Дистервега.

    Фридрих Фрёбель (1782-1852) немецкий педагог, последователь И.Г.Песталоцци, вошедший в историю как создатель оригинальной системы общественного дошкольного воспитания, организатор дошкольных учреждений нового типа – детских садов , получивших широкое распространение во всём мире.

    Главные положения своей теории Фрёбель изложил в педагогическом сочинении «Воспитание человека» (1826 г.). В этой работе Фрёбелем раскрыты собственные воззрения на сущность развития личности, пути воспитания, его своеобразие на разных ступенях детства. Книга, которая включала в себя разделы: 1. Введение, 2. Грудной ребёнок, 3. Ребёнок, 4. Отрок, 5. Школа, 6. Семья и школа, оказала большое влияние на развитие педагогики общественного дошкольного воспитания.

    Фрёбель также подчёркивал, что человек по своей сути творец. Воспитание предназначено для выявления и развития в человеке соответствующих творческих задатков. Фрёбель сформулировал несколько законов воспитания: самораскрытие божественного начала в душе человека, поступательное развитие человека и закон природосообразности. В своем развитии, полагал педагог, ребенок творчески повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания.

    В 1943 г. Фрёбель опубликовал «Материнские и ласкательные песни», в 1844 г. вышли его «Сто песен к играм в мяч» После смерти Фрёбеля была составлена из издававшихся им периодических журналов книга «Детский сад». В книгу, состоящую из 20-ти глав, вошли «Дары игр», «Строительные песни» и другие ранее издававшиеся им произведения

    Ф. Фрёбель поставил своей целью философское обоснование явлений педагогического процесса. Вёл обширную просветительскую, общественно-педагогическую деятельность, был замечательным воспитателем детей в организованных им школьных и дошкольных учреждениях. Ученик и последователь Песталоцци, он шёл самостоятельным путём, развивая его идеи о наглядности, элементарном образовании.

    Педагогическая система Фрёбеля складывалась под влиянием немецкой классической философии начала XIX века (Фихте, Гегеля, Шеллинга). Будучи вдохновлённым их идеями, педагог писал: «Воспитание должно на практике руководить и привести человека к ясному самосознанию, к мирному самосознанию, к мирному общению с природой и к единению с Богом, таким образом, оно должно привести человека к познанию самого себя».

    Центром фрёбелевской педагогической системы является теория игры. По Фрёбелю, детская игра - зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира, мост от внутреннего мира к природе. Природа представлялась в виде единой и многообразной сферы. Шар, куб, цилиндр и прочие предметы, олицетворяющие сферичность природы, - средства, с помощью которых устанавливается связь между внутренним миром малыша и внешним - окружающей средой. Для развития ребенка в раннем возрасте предлагался игровой дидактический материал - так называемые дары Фрёбеля.

    С детьми дошкольного возраста Фрёбель работал в своём «Универсальном германском воспитательном институте», где были классы детей младшего возраста. Первое дошкольное учреждение «для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» он открыл в 1837 г. в Тюрингии в г. Бланкенбурге. В 1840 г. Оно было переименовано в «Детский сад».

    В основу своей педагогической теории Фрёбель положил понимание развития как непрерывного процесса раскрытия божественной сущности человека, его влечений, инстинктов и творческой самодеятельности – в речи, в играх, в строительстве, изобразительной, трудовой деятельности; понимание познания как процесса пробуждения дремлющих внутренних сил путём сенсорного опыта, движений.

    Цель воспитания – развитие природных способностей ребёнка.

    Придавая огромное значение детской деятельности, Фрёбель разработал теорию игры, собрал и методически комментировал подвижные игры, разработал в определённой, строго регламентированной системе многообразные изобразительные, трудовые занятия, создал знаменитые «Дары» – пособие для развития строительных навыков в единстве с познанием формы, величины, размеров, пространственных отношений, числа; тесно связал со всей деятельностью ребёнка развитие речи, дал её теорию и методику .

    Фрёбель выступил не только теоретиком и организатором первых дошкольных учреждений, но и организатором педагогического образования для воспитательниц первых дошкольных учреждений, так называемых «фёбелевских девушек». Подготовка воспитателей также получила европейской распространение, создавались и «фрёбелевские общества», занимавшиеся распространением идей Фрёбеля и подготовкой педагогов для дошкольных учреждений.

    Таким образом, Фрёбель представил впервые в истории дошкольной педагогики целостную систему общественного дошкольного воспитания детей и способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знаний.

    Основные даты жизни и деятельности:

    21 апреля 1782 г. - Фридрих Фрёбельродился в семье пастора в Обервейсбахе, небольшой деревушке княжества Шварцбург-Рудольштадт.

    1792 г. - его дядя, пастор Гофман в Ильме, взял его к себе. Отданный в городскую школу, он плохо занимался и считался мало способным.

    В 1797 г. - поступил в учение к лесничему в Нейгаузе.

    С 1799 г. - слушал в Иене лекции по естественным наукам и математике, но покинул университет.

    13 ноября 1816 г. - открыл в Грисгейме первое учебное заведение, организованное по его системе.

    В 1852 г. - Фридрих Фрёбельумер.

    Основные работы:

    1826 - «Воспитание человека»;

    1843 - «Материнские и ласкательные песни»;

    после 1852 года - «Детский сад» (эта книга была составлена из издававшихся им периодических журналов).

    Ф.А. Дистервег – выдающийся немецкий педагог-демократ,

    § 2. Педагогические идеи Иоганна Генриха Песталоцци

    Всестороннее гармоничное развитие — это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:
    1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.
    2. Физическое элементарное образование — это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».
    3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.
    Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию.
    Так же и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством.
    Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.
    Идея природосообразности в понимании Песталоцци — это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку».
    Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце — верить и любить. Ум хочет мыслить», — пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.
    При этом «не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том, чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри его». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опирается на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней, мысль — на собственное мышление, а не на усвоение чужих мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.
    Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой — это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не с наблюдением за предметами. Отсюда — необходимость. предметного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение всловах.
    Обучаясь, ребенок овладевает путем измерений понятием о форме, благодаря счету — числом, посредством развития речи — словом. Содержанием элементарного образования и является чтение, письмо, арифметика с началами геометрии, измерение, рисование, пение, кроме того, некоторые знания по географии, естествознанию. Эта обширная программа впервые начала осуществляться в школьной практике. Особенностью обучения стало постепенное восхождение от простого к сложному, благодаря разложению изучаемого предмета на его простейшие элементы. Постепенно вытеснялся старый метод, начинавшийся с преподавания правил, принципов, общих определений. Его место занимали наблюдения за предметами и упражнения. Целью преподавания стало развитие учеников, не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в чтобы развить и увеличить его умственные силы», — утверждает Песталоцци,
    Для школы важны те отношения, которые устанавливаются между учителем и учениками. Они в своей основе должны иметь любовь учителя к детям. Сам Песталоцци являл собою образец такой любви, ученики и последователи называли его отцом. В школе должна царить домашняя, семейная обстановка.
    Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.
    Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердоне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.
    Основные даты жизни и деятельности
    1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.
    1769—774 —эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.
    1775—780 —создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.
    1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.
    1800—1826 —руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.
    1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.
    Основные работы
    1781—1787 — "Лингард и Гертруда".
    1801 — "Как Гертруда учит своих детей".
    1826 — "Лебединая песня".

    
    Top