Главный педагогический университет. Главный педагогический институт

Дом 15

Координаты : 59°56′49″ с. ш. 30°16′30″ в. д.  /  59.9469° с. ш. 30.275° в. д.  / 59.9469; 30.275 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1816 году

Учреждение закрытого типа, высшее учебное заведение XIX века , которое готовило преподавателей для средних и высших учебных заведений Российской империи .

История

В 1786 году для подготовки учителей в главные народные училища в Петербурге была учреждена учительская семинария , переименованная в 1803 году в учительскую гимназию, а в 1804 году она получила наименование Педагогического института и была размещена в здании Двенадцати коллегий . С октября 1808 года по 1811 год его директором был И. Буле .

Педагогический институт 23 декабря 1816 года получил название Главного педагогического института и устав, устанавливавший новый, шестилетний, курс преподавания . Директором его был назначен Д. А. Кавелин . В 1817 году был открыт Благородный пансион (с 1830 года - 1-я петербургская гимназия); при пансионе существовали курсы повышения квалификации для чиновников гражданских ведомств различных рангов. В педагогический институт принимались казенные воспитанники из духовных семинарий ; как отмечал в 1822 году А. Н. Голицын , «из них <семинарий> имеющие некоторую способность к учению и лучшую нравственность, удерживаются преимущественно для поступления в духовное звание, а для образования в светские звания доставляются всегда семинаристы нижних классов и не оказывающие уже особливых способностей и не столько надежные» .

В феврале 1819 года Главный педагогический институт был преобразован в Санкт-Петербургский университет . При этом до 4 (16 ) января года университет продолжал функционировать по Уставу Главного педагогического института, пока в нём не был введён Устав Московского университета.

Учительский институт

В 1817 году, 25 октября, был организовано отделение: «Второго разряда Главный педагогический институт», в котором обучалось 30 воспитанников, преимущественно из детей бедного состояния; воспитанники принимались в возрасте 12-14 лет на казённое обеспечение; курс обучения, продолжавшийся 4 года, включал 5 предметов: закон Божий, русский язык, математику с физикой, историю с географией, чистописание с рисованием; выпускники должны были направляться помощниками учителей народных училищ, а лучшие из них направлялись в «высший разряд» Главного педагогического института или другое высшее учебное заведение.

Отделение «Второго разряда» стало называться с 19 сентября 1819 года «Учительским институтом». Он существовал до 1823 года; руководил им Ф. И. Миддендорф , учителями были вернувшиеся после трёхлетней заграничной поездки с целью ознакомления с ланкастерской системой , выпускники Главного педагогического института: К. Ф. Свенске (русский язык), Ф. И. Буссе (математика), М. М. Тимаев (история), А. Г. Ободовский (география). Закон Божий был приглашён преподавать Г. И. Мансветов , чистописание - К. Ф. Энгельбах, рисование - Ф. К. Редер.

Размещался он в доме митрополита римско-католических церквей в России, Станислава Сестренцевича-Богуша: на Мещанской (ныне - Казанская улица), 63 («2-й от угла со стороны Гороховой ») .

Выпускники обязаны были оставаться на службе в учебном ведомстве, по его направлению, не менее шести лет. Однако ни одного выпуска не случилось, поскольку в 1823 году все учащиеся и преподаватели оказались сначала в «Пансионе казенных гимназистов», а затем - в Санкт-Петербургской губернской гимназии (с 1838 года - Третья Санкт-Петербургская гимназия). Среди первых учащихся были: Василий Лапшин , Степан и Михаил Куторга.

Главный педагогический институт

Главный педагогический институт менее чем через десять лет, 30 сентября (12 октября) 1828 года , был восстановлен и вновь принял студентов .

Главный педагогический институт имел три отделения: историко-филологическое, юридическое (существовало до 1847 года) и физико-математическое. Продолжительность обучения в Главном педагогическом институте составляла шесть лет; с 1849 года - четыре года.

Единовременно в Главном педагогическом институте проходили обучение около ста студентов. Большая часть будущих педагогов получали субсидии на получение образования из государственной казны.

В 1838-1847 годах, при институте вновь стал действовать, так называемый, «второй разряд», в котором готовили к педагогической деятельности в уездных училищах.

Институтом руководили два директора: Ф. И. Миддендорф (до 1846) и И. И. Давыдов (1846-1858).

Известные преподаватели

Известные выпускники

Напишите отзыв о статье "Главный педагогический институт"

Примечания

Литература

  • Краткое историческое обозрение действий Главного педагогического института. 1828-1859 г. - СПб., 1859.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник / Ред. коллегия: Л. Н. Белова и др. - М., 1992.
  • Марголис Ю. Д., Тишкин Г. А. Единым вдохновением: Очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII - первой половине XIX века. - СПб., 2000.
  • Цирульников А. М. История образования в портретах и документах. - М., 2001.

Отрывок, характеризующий Главный педагогический институт

– Да что мне эти ваши союзники? – говорил Наполеон. – У меня союзники – это поляки: их восемьдесят тысяч, они дерутся, как львы. И их будет двести тысяч.
И, вероятно, еще более возмутившись тем, что, сказав это, он сказал очевидную неправду и что Балашев в той же покорной своей судьбе позе молча стоял перед ним, он круто повернулся назад, подошел к самому лицу Балашева и, делая энергические и быстрые жесты своими белыми руками, закричал почти:
– Знайте, что ежели вы поколеблете Пруссию против меня, знайте, что я сотру ее с карты Европы, – сказал он с бледным, искаженным злобой лицом, энергическим жестом одной маленькой руки ударяя по другой. – Да, я заброшу вас за Двину, за Днепр и восстановлю против вас ту преграду, которую Европа была преступна и слепа, что позволила разрушить. Да, вот что с вами будет, вот что вы выиграли, удалившись от меня, – сказал он и молча прошел несколько раз по комнате, вздрагивая своими толстыми плечами. Он положил в жилетный карман табакерку, опять вынул ее, несколько раз приставлял ее к носу и остановился против Балашева. Он помолчал, поглядел насмешливо прямо в глаза Балашеву и сказал тихим голосом: – Et cependant quel beau regne aurait pu avoir votre maitre!
Балашев, чувствуя необходимость возражать, сказал, что со стороны России дела не представляются в таком мрачном виде. Наполеон молчал, продолжая насмешливо глядеть на него и, очевидно, его не слушая. Балашев сказал, что в России ожидают от войны всего хорошего. Наполеон снисходительно кивнул головой, как бы говоря: «Знаю, так говорить ваша обязанность, но вы сами в это не верите, вы убеждены мною».
В конце речи Балашева Наполеон вынул опять табакерку, понюхал из нее и, как сигнал, стукнул два раза ногой по полу. Дверь отворилась; почтительно изгибающийся камергер подал императору шляпу и перчатки, другой подал носовои платок. Наполеон, ne глядя на них, обратился к Балашеву.
– Уверьте от моего имени императора Александра, – сказал оц, взяв шляпу, – что я ему предан по прежнему: я анаю его совершенно и весьма высоко ценю высокие его качества. Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre a l"Empereur. [Не удерживаю вас более, генерал, вы получите мое письмо к государю.] – И Наполеон пошел быстро к двери. Из приемной все бросилось вперед и вниз по лестнице.

После всего того, что сказал ему Наполеон, после этих взрывов гнева и после последних сухо сказанных слов:
«Je ne vous retiens plus, general, vous recevrez ma lettre», Балашев был уверен, что Наполеон уже не только не пожелает его видеть, но постарается не видать его – оскорбленного посла и, главное, свидетеля его непристойной горячности. Но, к удивлению своему, Балашев через Дюрока получил в этот день приглашение к столу императора.
На обеде были Бессьер, Коленкур и Бертье. Наполеон встретил Балашева с веселым и ласковым видом. Не только не было в нем выражения застенчивости или упрека себе за утреннюю вспышку, но он, напротив, старался ободрить Балашева. Видно было, что уже давно для Наполеона в его убеждении не существовало возможности ошибок и что в его понятии все то, что он делал, было хорошо не потому, что оно сходилось с представлением того, что хорошо и дурно, но потому, что он делал это.
Император был очень весел после своей верховой прогулки по Вильне, в которой толпы народа с восторгом встречали и провожали его. Во всех окнах улиц, по которым он проезжал, были выставлены ковры, знамена, вензеля его, и польские дамы, приветствуя его, махали ему платками.
За обедом, посадив подле себя Балашева, он обращался с ним не только ласково, но обращался так, как будто он и Балашева считал в числе своих придворных, в числе тех людей, которые сочувствовали его планам и должны были радоваться его успехам. Между прочим разговором он заговорил о Москве и стал спрашивать Балашева о русской столице, не только как спрашивает любознательный путешественник о новом месте, которое он намеревается посетить, но как бы с убеждением, что Балашев, как русский, должен быть польщен этой любознательностью.
– Сколько жителей в Москве, сколько домов? Правда ли, что Moscou называют Moscou la sainte? [святая?] Сколько церквей в Moscou? – спрашивал он.
И на ответ, что церквей более двухсот, он сказал:
– К чему такая бездна церквей?
– Русские очень набожны, – отвечал Балашев.
– Впрочем, большое количество монастырей и церквей есть всегда признак отсталости народа, – сказал Наполеон, оглядываясь на Коленкура за оценкой этого суждения.
Балашев почтительно позволил себе не согласиться с мнением французского императора.
– У каждой страны свои нравы, – сказал он.
– Но уже нигде в Европе нет ничего подобного, – сказал Наполеон.
– Прошу извинения у вашего величества, – сказал Балашев, – кроме России, есть еще Испания, где также много церквей и монастырей.
Этот ответ Балашева, намекавший на недавнее поражение французов в Испании, был высоко оценен впоследствии, по рассказам Балашева, при дворе императора Александра и очень мало был оценен теперь, за обедом Наполеона, и прошел незаметно.
По равнодушным и недоумевающим лицам господ маршалов видно было, что они недоумевали, в чем тут состояла острота, на которую намекала интонация Балашева. «Ежели и была она, то мы не поняли ее или она вовсе не остроумна», – говорили выражения лиц маршалов. Так мало был оценен этот ответ, что Наполеон даже решительно не заметил его и наивно спросил Балашева о том, на какие города идет отсюда прямая дорога к Москве. Балашев, бывший все время обеда настороже, отвечал, что comme tout chemin mene a Rome, tout chemin mene a Moscou, [как всякая дорога, по пословице, ведет в Рим, так и все дороги ведут в Москву,] что есть много дорог, и что в числе этих разных путей есть дорога на Полтаву, которую избрал Карл XII, сказал Балашев, невольно вспыхнув от удовольствия в удаче этого ответа. Не успел Балашев досказать последних слов: «Poltawa», как уже Коленкур заговорил о неудобствах дороги из Петербурга в Москву и о своих петербургских воспоминаниях.
После обеда перешли пить кофе в кабинет Наполеона, четыре дня тому назад бывший кабинетом императора Александра. Наполеон сел, потрогивая кофе в севрской чашке, и указал на стул подло себя Балашеву.
Есть в человеке известное послеобеденное расположение духа, которое сильнее всяких разумных причин заставляет человека быть довольным собой и считать всех своими друзьями. Наполеон находился в этом расположении. Ему казалось, что он окружен людьми, обожающими его. Он был убежден, что и Балашев после его обеда был его другом и обожателем. Наполеон обратился к нему с приятной и слегка насмешливой улыбкой.
– Это та же комната, как мне говорили, в которой жил император Александр. Странно, не правда ли, генерал? – сказал он, очевидно, не сомневаясь в том, что это обращение не могло не быть приятно его собеседнику, так как оно доказывало превосходство его, Наполеона, над Александром.
Балашев ничего не мог отвечать на это и молча наклонил голову.
– Да, в этой комнате, четыре дня тому назад, совещались Винцингероде и Штейн, – с той же насмешливой, уверенной улыбкой продолжал Наполеон. – Чего я не могу понять, – сказал он, – это того, что император Александр приблизил к себе всех личных моих неприятелей. Я этого не… понимаю. Он не подумал о том, что я могу сделать то же? – с вопросом обратился он к Балашеву, и, очевидно, это воспоминание втолкнуло его опять в тот след утреннего гнева, который еще был свеж в нем.
– И пусть он знает, что я это сделаю, – сказал Наполеон, вставая и отталкивая рукой свою чашку. – Я выгоню из Германии всех его родных, Виртембергских, Баденских, Веймарских… да, я выгоню их. Пусть он готовит для них убежище в России!
Балашев наклонил голову, видом своим показывая, что он желал бы откланяться и слушает только потому, что он не может не слушать того, что ему говорят. Наполеон не замечал этого выражения; он обращался к Балашеву не как к послу своего врага, а как к человеку, который теперь вполне предан ему и должен радоваться унижению своего бывшего господина.

государственное высшее педагогическое учебное заведение в Санкт-Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Санкт-Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для средних и высших учебных заведений; в 1817-22 и 1838-1847 "второй разряд" института готовил учителей уездных и приходских училищ.

Педагогический терминологический словарь

Главный педагогический институт

государственное высшее учебное заведение в С.-Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804-16), имел права университета. Готовил учителей для гимназий, наставников для частных учебных заведений, профессоров и преподавателей для вузов. Срок обучения 6 лет. В 1817 для подготовки учителей приходских и уездных училищ был учреждён 2-й разряд (срок обучения 4 года); в 1822 реорганизован в Учительский институт при Петербургском университете. При Г.п.и. был открыт благородный пансион (в 1817; с 1830 1-я Петербургская гимназия). В 1819 преобразован в Петербургский университет. Г.п.и. вновь учреждён в 1828 (работал по 1859) как закрытое учебное заведение для подготовки педагогов высших и средних учебных заведений МНП.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 53)

Ч489.514(28)711

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Главный педагогический институт

В 1786 г. для образования учителей в главные народные училища учреждена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в учительскую гимназию. Учащимися в той и другой были казеннокоштные студенты. Курс учения, в который входил, кроме предметов гл. нар. учил. (см.), греческий яз., делился на два разряда: 1) математических и 2) исторических наук. В течение 15-летнего существования семинария приготовила 275 учителей. В 1804 г. она получила новый устав и наименование Педагогического института. Институт находился в непосредственном ведении попечителя округа и управлялся особым директором и его помощником-смотрителем. Дела по учебной части решались в конференции из профессоров, под председательством директора. Преподавались следующие предметы: 1) чистая и прикладная математика, 2) логика, 3) метафизика, 4) нравоучительная философия, 5) география, 6) естественная история, 7) всеобщая и русская история, 8) химия, 9) опытная физика, 10) политическая экономия и коммерческие науки, 11) сельское домоводство, 12) эстетика, 13) языки и словесности латинская, немецкая и французская, 14) рисование и черчение. В 1806 г. к ним прибавлены права естественное и публичное, а в 1811 г. - закон Божий, права уголовное и римское и греческая словесность. Учение в Институте по уставу продолжалось три года, но, за малоуспешностью учащихся, затягивалось и до шести (например в 1811-1817 гг.). Лучшие из окончивших курс отправлялись за казенный счет за границу, для приготовления к профессорской деятельности. 23 декабря 1816 года Педагогический институт получил название Главного Педагогического института и устав, устанавливавший новый курс преподавания, шестилетний. В первые два года проходили предварительный курс наук: 1) логики и метафизики; 2) чистой и высшей математики; 3) всеобщей и математич. географии; 4) физики; 5) всеобщей истории; 6) древней географии; 7) мифологии и древностей; 8) риторики; 9) грамматики и словесности яз. русского, латинского, немецкого и французского, а также искусств: гражданской архитектуры, рисования, черчения, музыки и фехтования. В следующем курсе высших наук (3 года) были факультеты: 1) наук философских и юридических, 2) физических и математических и 3) исторических и словесных. Последний год учения в Г. педагогическом институте посвящался собственно педагогии. Студенты (около 100) были казеннокоштные, большей частью из духовных семинарий. В правах учащих и учащихся Институт сравнен с университетами. В 1817 г. при Институте был открыт "для образования благородного юношества" Благородный пансион, подобный тому, который находился при Московском университете: для него был установлен особый 4-летний курс. Пансионеров было ок. 100; плата ежегодная с каждого - 1500 р. ассигн. Пансион существовал до 1830 г., когда был преобразован в первую гимназию. Одновременно с Пансионом был открыт в Институте второй разряд, для приготовления учителей в средние учебные заведения, с 4-летним курсом; он закрыт в 1822 г. 8 февраля 1819 г. Г. педагогический институт был преобразован в СПб. университет, и возобновлен только в 1828 г., с тем же уставом. С этого года он существовал до 1859 г., когда был окончательно закрыт. За 30-летнее существование Инст. находился под управлением только двух директоров: Миддендорфа и Давыдова. При первом (до 1846 г.) восстановлен прежний второй разряд (1838) и открыт еще приготовительный курс (1832). Давыдов, желая поднять научную сторону образования студентов, достиг упразднения второго разряда, приготовительного курса и юридического факультета (1848) и ввел следующие перемены: в предварительном курсе метафизика замещалась психологией, риторика - теорией прозы и поэзии; исключались математическая и древняя география и вводились языки русский и церковно-славянский. В курсе высших наук оба факультета, историко-филологический и физико-математический, делились на два отделения, с двухгодичным курсом каждое. Полный курс учения по-прежнему был 6-летний, пока в 1849 г. Давыдову не удалось выхлопотать сокращения курса в Инст. до 4 лет, наравне с унив. В 1852 г. старший курс физико-математического отделения инст. разделен на два отделения: наук математических и естественных. В 1854 г. последовало подобное же разделение историко-филологического факультета на два отделения: чисто филологическое и историческое. Тогда же включены в последнее отделение - дипломатия и общенародное право; преподавание педагогики отнесено к младшим курсам, и в обоих фак. вместо 2 двухлетних курсов установлено 4 однолетних. Несмотря на широкие служебные права и уменьшение требований при вступительном экзамене, число студентов все уменьшалось; из последних пяти выпусков только два лица поступили в высшие учебные заведения. Польза Инстит. далеко не соответствовала его стоимости. Еще в 1856 г. стали говорить о его закрытии и в печати, и в самом министерстве просвещения; окончательно решено оно было в 1858 г. Выпуск в июне 1859 г. был последним. Взамен Инст. учреждены с 1860 г. педагогические курсы при университетах.

Из Г. педагогического института вышел целый ряд весьма видных деятелей науки и литературы - профессор Н. М. Благовещенский, профессор Васильевский, недавний министр финансов Вышнеградский, его брат - основатель женских гимназий Ник. Вышнеградский, Добролюбов, профессор Иванишев, Е. П. Карнович, профессор Менделеев, профессор Д. И. Мейер, Н. Н. Страхов, Ходнев и многие др.

За последние 30 лет своего существования институт выпустил преподавателей в высшие учебные заведения - 42, в средние - 377 и в низшие - 261.

Ср. Смирнов, "Краткое историческое обозрение 25-летия Главн. педагог. инст. с 1828-53 г." ("Ж. М. Н. Пр.", часть LXXXI, 3); "25-летие Главн. педагог. инст." (СПб., 1853); Лоренц, "О цели основания Инст." ("Ж. М. Н. Пр.", ч. XCI); Добролюбов, "Соч. т. I"; "Краткое историч. обозр. действий Главн. педагог. инст. 1828-59 г." (СПб., 1859); "Материалы по вопросу о приготовлении учителей" ("Журн. М. Н. Пр.", ч. CXXVI, 4); С. А. Венгеров, "Критико-биографич. Словарь" (т. III, статья о Н. М. Благовещенском).

В . Рудаков.

Государственное высшее педагогическое учебное заведение в Санкт Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Санкт Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для… … Большой Энциклопедический словарь

Высшее педагогическое закрытое учебное заведение. Основано в 1816 на базе Педагогического института (1804 16). В 1819 преобразован в Петербургский университет, в 1828 восстановлен, в 1859 закрыт, студенты переведены в университет. Готовил… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Главный педагогический институт, высшее педагогическое закрытое учебное заведение. Основано в 1816 на базе Педагогического института (1804—16). В 1819 преобразован в Петербургский университет, в 1828 восстановлен, в 1859 закрыт, студенты… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Государственное высшее педагогическое учебное заведение в Санкт Петербурге. Основан в 1816, в 1819 реорганизован в Петербургский университет. Главный педагогический институт вновь открыт в 1829, работал по 1859. Выпускал преподавателей для… … Энциклопедический словарь

В 1786 г. для образования учителей в главные народные училища учреждена Учительская семинария, переименованная в 1803 г. в учительскую гимназию. Учащимися в той и другой были казеннокоштные студенты. Курс учения, в который входил, кроме предметов … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Государственное высшее учебное заведение в С. Петербурге. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804 16), имел права университета. Готовил учителей для гимназий, наставников для частных учебных… … Педагогический терминологический словарь

Высшее педагогическое закрытое учебное заведение, учрежденное по уставу 23 декабря 1816 на базе реорганизованного Петербургского педагогического института (1804 16). Задачей Г. п. и. была подготовка учителей для гимназий, наставников для… … Большая советская энциклопедия

Высшее пед. уч. заведение в России. Образован в 1816 на базе реорганизованного Петерб. пед. ин та (1804 1816), получил права ун та. Задачей Г. п. и, была подготовка учителей для гимназий, наставников для частных уч. заведений и пансионов, а также … Российская педагогическая энциклопедия

Гос. высшее пед. заведение закрытого типа, учрежденное 23 дек. 1816 на базе реорганиз. Петерб. пед. ин та (1804 16). Осуществлял подготовку учителей для г зий, наставников для частных уч. заведений и пансионов, профессоров и преподавателей вузов … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Московский педагогический государственный университет (МПГУ) Главный корпус МПГУ (Малая Пироговская, 1), в прошлом Аудиторный ко … Википедия

Книги

  • Русская мысль и речь (комплект из 2 книг) , М. И. Михельсон. Педагог и общественный деятель Михельсон Мориц Ильич, закончив Главный педагогический институт, работал инспектором училищ Санкт-Петербургского учебного округа. В 80 - х гг. был деятельным… Купить за 1700 руб
  • Ходячие и меткие слова , М. И. Михельсон. Педагог и общественный деятель Михельсон Мориц Ильич (1825 - ?), закончив Главный педагогический институт, работал инспектором училищ Санкт - Петербургского учебногоокруга. В 80 - х гг. был…

В 1786 году для подготовки учителей в главные народные училища в Петербурге была учреждена учительская семинария , переименованная в 1803 году в учительскую гимназию. Располагалась она в доме Г. Х. Паульсена (6-я линия Васильевского острова , д. 15 ). В 1804 году учительская гимназия получила наименование Педагогического института, который с 1837 года располагался в здании Двенадцати коллегий . С октября 1808 года по 1811 год его директором был И. Буле .

Педагогический институт 23 декабря 1816 года получил название Главного педагогического института и устав, устанавливавший новый, шестилетний, курс преподавания . Директором его был назначен Д. А. Кавелин . В 1817 году был открыт Благородный пансион (с 1830 года - 1-я петербургская гимназия); при пансионе существовали курсы повышения квалификации для чиновников гражданских ведомств различных рангов. В педагогический институт принимались казенные воспитанники из духовных семинарий ; как отмечал в 1822 году А. Н. Голицын , «из них <семинарий> имеющие некоторую способность к учению и лучшую нравственность, удерживаются преимущественно для поступления в духовное звание, а для образования в светские звания доставляются всегда семинаристы нижних классов и не оказывающие уже особливых способностей и не столько надежные» .

В феврале 1819 года Главный педагогический институт, не совершив ни одного выпуска, был преобразован в Санкт-Петербургский университет . При этом до 4 (16 ) января года университет продолжал функционировать по Уставу Главного педагогического института, пока в нём не был введён Устав Московского университета.

В 1817 году, 25 октября, был организовано отделение: «Второго разряда Главный педагогический институт», в котором обучалось 30 воспитанников, преимущественно из детей бедного состояния; воспитанники принимались в возрасте 12-14 лет на казённое обеспечение; курс обучения, продолжавшийся 4 года, включал 5 предметов: закон Божий, русский язык, математику с физикой, историю с географией, чистописание с рисованием; выпускники должны были направляться помощниками учителей народных училищ, а лучшие из них направлялись в «высший разряд» Главного педагогического института или другое высшее учебное заведение.

Отделение «Второго разряда» стало называться с 19 сентября 1819 года «Учительским институтом». Он существовал до 1823 года; руководил им Ф. И. Миддендорф , учителями были вернувшиеся после трёхлетней заграничной поездки с целью ознакомления с ланкастерской системой , выпускники Главного педагогического института: К. Ф. Свенске (русский язык), Ф. И. Буссе (математика), М. М. Тимаев (история), А. Г. Ободовский (география). Закон Божий был приглашён преподавать Г. И. Мансветов , чистописание - К. Ф. Энгельбах, рисование - Ф. К. Редер.

Размещался он в доме митрополита римско-католических церквей в России, Станислава Богуша-Сестренцевича : на Мещанской (ныне - Казанская улица), 63 («2-й от угла со стороны Гороховой ») .

Выпускники обязаны были оставаться на службе в учебном ведомстве, по его направлению, не менее шести лет. Однако ни одного выпуска не случилось, поскольку в 1823 году все учащиеся и преподаватели оказались сначала в «Пансионе казенных гимназистов», а затем - в Санкт-Петербургской губернской гимназии (с 1838 года - Третья Санкт-Петербургская гимназия). Среди первых учащихся были: Василий Лапшин , Степан и Михаил Куторга.

Главный педагогический институт был восстановлен менее чем через десять лет - по уставу, учреждённому 30 сентября (12 октября) 1828 год . Его открытие состоялось 30 августа 1829 года. Первым директором стал Ф. И. Миддендорф , который при выходе в отставку 23 октября 1846 года был произведён в чин тайного советника.

По уставу Главный педагогический институт имел три отделения: историко-филологическое, юридическое (существовало до 1847 года) и физико-математическое. Продолжительность обучения в Главном педагогическом институте составляла шесть лет.

С 7 января 1847 года директором института был назначен И. И. Давыдов . При нём было упразднено юридическое отделение (с 1847 года) и продолжительность обучения с 1849 года сокращена до четырёх лет.

Единовременно в Главном педагогическом институте проходили обучение около ста студентов. Большая часть будущих педагогов получали субсидии на получение образования из государственной казны.

В 1838-1847 годах при институте вновь стал действовать так называемый «второй разряд», в котором готовили к педагогической деятельности в низших приходских и уездных училищах.

Всего за 11 выпусков в Главном педагогическом институте было подготовлено 682 педагога, из которых 43 стали профессорами и преподавателями высших учебных заведений, 377 - учителями средних школ, 262 - учителями начальных школ


Top