Какой звук обозначает й. Согласный звук и буква й

Сейчас Вы узнаете о букве и звуке Й .

Буква Й (И краткое) то появлялась в нашем алфавите, то исчезала, и первоначально буквой её совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось свое постоянное место в алфавите, рядом с гласной И.

Иногда звук, который она обозначает, еще называют «йот». Так зачем же в нашем алфавите понадобилась еще одна буква И? Для начала вспомним характеристику звука [и]. Звук [и] гласный, он тянется, поется. А теперь попробуйте спеть звук [й’]. Не получилось? Конечно, потому что это короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной [и] и согласного [й’] совсем разная работа, поэтому они оба нам нужны и важны. Сегодня мы поговорим только об одной работе буквы Й.

Начнём с определения звука [й’]. Положите руки на горло или на уши и произнесите звук [й’]. Мы почувствовали вибрацию, значит, это звонкий звук. А теперь запомните еще одну хитрость этого звука: звук [й’] только мягкий, и у него нет твёрдой пары. Значит, звук [й’] согласный, звонкий, мягкий. Теперь потренируемся узнавать этот звук в словах.

Воробей - звук [й’] в конце слова.

Чай

Соловей - звук [й’] в конце слова.

Вертишей ка - звук [й’] в середине слова.

Кай ра - звук [й’] в середине слова.

Попугай - звук [й’] в конце слова.

Сой ка - звук [й’] в середине слова.

Ястреб - звук [й’] в начале слова: [йастр’ип].

Мы заметили, что звук [й’] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается нечасто. Слов, которые начинаются на букву Й, в нашем языке немного, среди них в основном географические названия, но не только. Попробуйте назвать слова на букву Й.

Й од

Й огурт

Й ог

Й оркширский терьер, или й орк

Звук и буква Й любят отвечать на вопрос «какой?». Давайте проверим.

Какой котёнок?

Рыжий, маленький, забавный, мягкий и т. д.

Какой рюкзак?

Школьный, новый, тяжёлый, красивый и т. д.

Какой арбуз?

Полосатый, сладкий, сахарный, вкусный и т. д.

Прочитаем слова: ай, ой, эй - й помогает выражать чувства.

Заменяя одну букву в слове, получим другое слово: май - лай - рай - рой - мой .

Звук [й’] всегда мягкий. Итак, буква Й обозначает звук [й’], который всегда мягкий, а гласная И показывает мягкость предшествующего согласного.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  1. А а а
  2. Б б бэ
  3. В в вэ
  4. Г г гэ
  5. Д д дэ
  6. Е е е
  7. Ё ё ё
  8. Ж ж жэ
  9. З з зэ
  10. И и и
  11. Й й и краткое
  12. К к ка
  13. Л л эль
  14. М м эм
  15. Н н эн
  16. О о о
  17. П п пэ
  18. Р р эр
  19. С с эс
  20. Т т тэ
  21. У у у
  22. Ф ф эф
  23. Х х ха
  24. Ц ц це
  25. Ч ч че
  26. Ш ш ша
  27. Щ щ ща
  28. ъ твёрдый знак
  29. Ы ы ы
  30. ь мягкий знак
  31. Э э э
  32. Ю ю ю
  33. Я я я

42 звука
6 гласных 36 согласных
[а] [и] [о] [у] [ы] [э] Парные Непарные
Ударные Безударные Звонкие Глухие Звонкие Глухие
[б] [б"]
[в] [в"]
[г] [г"]
[д] [д"]
[ж]
[з] [з"]
[п] [п"]
[ф] [ф"]
[к] [к"]
[т] [т"]
[ш]
[с] [с"]
[й"]
[л] [л"]
[м] [м"]
[н] [н"]
[р] [р"]
[х] [х"]
[ц]
[ч"]
[щ"]
Парные Непарные
Твёрдые Мягкие Твёрдые Мягкие
[б]
[в]
[г]
[д]
[з]
[к]
[л]
[м]
[н]
[п]
[р]
[с]
[т]
[ф]
[х]
[б"]
[в"]
[г"]
[д"]
[з"]
[к"]
[л"]
[м"]
[н"]
[п"]
[р"]
[с"]
[т"]
[ф"]
[х"]
[ж]
[ц]
[ш]
[й"]
[ч"]
[щ"]

Чем буквы отличаются от звуков

Звук - это упругие колебания в какой-либо среде. Звуки мы слышим и можем их создавать среди прочего с помощью речевого аппарата (губы, язык и т. п.).

Буква - это символ алфавита. Имеет прописной (искл., ь и ъ) и строчный вариант. Часто буква является графическим изображением соответствующего звука речи. Буквы мы видим и пишем. Чтобы на письме не сказывались особенности произношения, разработаны правила орфографии,определяющие какие буквы должны быть использованы в рассматриваемом слове. Точную запись произношения слова можно узнать в фонетической транскрипции слова, которая показана в квадратных скобках в словарях.

Гласные буквы и звуки

Гласные звуки («глас» - это старославянское «голос») - это звуки [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] , при создании которых участвуют голосовые связки, а на пути выдыхаемого воздуха не воздвигается преграда. Эти звуки поются: [ааааааа] , [иииииии] …

Гласные звуки обозначаются буквами а, е, ё , и, о, у, ы, э, ю, я. Буквы е, ё , ю, я называются йотированными. Они обозначают два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. стоят первыми в фонетическом слове е ле [й" э ́л"э] (3 буквы, 4 звука) е щё [й" и щ"о́] (3 буквы, 4 звука) ё ж [й" о ́ш] (2 буквы, 3 звука) Ю ля [й" у ́л"а] (3 буквы, 4 звука) я блоко [й" а ́блака] (6 букв, 7 звуков) я ичко [й" и и́ч"ка] (5 букв, 6 звуков)
  2. следуют после гласных птицее д [пт"ицый" э ́т] (7 букв, 8 звуков) её [йий" о ́] (2 буквы, 4 звука) каю та [кай" у ́та] (5 букв, 6 звуков) синяя [с"и́н"ий" а ] (5 букв, 6 звуков)
  3. следуют после ь и ъ въе зд [вй" э ́ст] (5 букв, 5 звуков) подъё м [падй" о ́м] (6 букв, 6 звуков) лью [л"й" у ́] (3 буквы, 3 звука) крылья [кры́л"й" а ] (6 букв, 6 звуков)

Буква и также обозначает два звука, первый из которых [й"] , когда

  1. следует после ь соловьи [салав"й" и ́] (7 букв, 7 звуков)

В слове гласные звуки, выделенные при произнесении, называются ударными, а не выделенные - безударными. Звуки под ударением чаще всего как слышатся, так и пишутся. Чтобы проверить что за букву нужно поставить в слове, следует подобрать однокоренное слово, в котором искомый безударный звук будет под ударением.

Бе гущий [б"игу́ щ"ий"] - бе г [б"э́ к] го ра [гара́ ] - го ры [го́ ры]

Два слова, объединённые единым ударением составляют одно фонетическое слово.

В сад [фса́т]

Слогов в слове столько, сколько гласных букв. Деление слова на слоги может не соответствовать делению при переносе.

е -ё (2 слога) то -чка (2 слога) о -де -ва -ться (4 слога)

Согласные буквы и звуки

Согласные звуки - это звуки, при создании которых на пути выдыхаемого воздуха воздвигается преграда.

Звонкие согласные произносятся с участием голоса, а глухие согласные без него. Разницу легко услышать в парных согласных, например, [п] - [б] , при проговаривании которых губы и язык находятся в одинаковом положении.

Мягкие согласные произносятся с участием средней части языка и в транскрипции обозначаются апострофом " , что происходит, когда согласные

  1. являются всегда мягкими [й"] , [ч"] , [щ"] ай [а́й" ] (2 буквы, 2 звука) луч [лу́ч" ] (3 буквы, 3 звука) лещ [л"э́щ" ] (3 буквы, 3 звука)
  2. следуют перед буквами е, ё , и, ю, я, ь (искл., всегда твёрдые [ж] , [ц] , [ш] и в заимствованных словах) мель [м" э́л" ] (4 буквы, 3 звука) тётя [т" о́т" а] (4 буквы, 4 звука) люди [л" у́д" и] (4 буквы, 4 звука) жизнь [ж ы́з"н"] (5 букв, 4 звука) цирк [ц ы́рк] (4 буквы, 4 звука) шея [ш э́йа] (3 буквы, 4 звука) темп [т э́мп] (4 буквы, 4 звука)
  3. следуют перед мягкими согласными (некоторые случаи) блинчик [бл"и́н" ч"ик]

В остальном согласные звуки преимущественно будут твёрдыми.

К шипящим согласным относятся звуки [ж] , [ш] , [ч"] , [щ"] . Логопеды правят их произношение предпоследними: язык должен быть сильным и гибким, чтобы сопротивляться выдыхаемому воздуху и удерживаться у нёба в форме чашечки. Последними на очереди всегда стоят вибрирующие [р] и [р"] .

Нужна ли фонетика школьнику?

Без деления на гласные, согласные, ударные, безударные, конечно, нельзя. Но транскрипция - это явный перебор.

Фонетический разбор слов обязаны знать логопеды и вероятно он может пригодиться иностранцам.

Ученикам (с 1 класса!), которые ещё не освоили правила орфографии, довольно углубленное изучение фонетики лишь мешает, запутывает и способствует неправильному запоминанию написания слов. Именно «бэк» ребёнок будет ассоциировать с произнесённым «бег».

Важнейшей частью речи являются слова, их мы произносим, пишем и читаем, из них складываем фразы и предложения. Они состоят из букв и звуков, которые настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы их почти не замечаем.

Буквы и звуки - не одно и то же, хотя и представляют собой тесно взаимосвязанные понятия. Буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки - произносим и слышим. Буквы - это графические письменные символы, в то время как звуки - акустическая составляющая слов и человеческой речи в целом. В различных словах одной и той же букве иногда соответствуют разные звуки.

«Вначале было слово. Потом слова, слова, слова…» (авт. Владимир Колечицкий).

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает, – другим людям». (авт. В. Короленко).

Изучением букв и звуков занимаются различные разделы языковой науки. Звуки изучает фонетика , а буквенные символы - графика . Правописание букв прерогатива орфографии .

Совокупность букв любого языка составляет его алфавит. Буквы русского языка делятся на согласные звуки, гласные и вспомогательные. К вспомогательным относятся не несущие звуковой информации – твёрдый и мягкий знак.

Согласные буквы и звуки русского алфавита

Согласные звуки и буквы характеризуются тем, что во время их произнесения на пути воздуха в ротовой полости возникает определённое препятствие. Вследствие этого, в акустическом звучании согласных обязательно присутствует шум. Название «согласные» получили потому, что почти всегда стоят рядом с гласными или в одном слове с ними.

Всего в русском языке 21 согласная буква:

б в г д ж з й
к л м н п р с
т ф х ц ч ш щ

Ещё одна характерная особенность согласных - их невозможно произнести нараспев. Произношение шипящих согласных растянуть можно (например: с , ф , ш , щ ), но «пения» не получится.

Как было отмечено выше, согласные в словах почти всегда соседствуют с гласными. Однако, существует ограниченное число слов, которые состоят только из согласных. Наряду с предлогами к , с или частицей б , это некоторые иноязычные имена собственные (Крч - район Праги; армянское имя Мкртч , которое в русском языке иногда пишут с гласной - для благозвучия), а также междометия типа брр или тсс .

Классификация согласных букв и звуков в русском языке производится на основе акустических критериев.

Звонкие и глухие согласные

Те согласные, произношение которых состоит только из шума, называются глухими. В отличие от них, согласные, образованные звуком и шумом - называются звонкими.

Особняком стоит буква й (и краткая). По акустическому звучанию её относят к звонким согласным, однако, изолированное произнесение её невозможно. Буква й может произноситься только вместе с предшествующим либо последующим гласным звуком, например [йы] , [ий] и т. д.

Парные и непарные согласные

Большинству звонких согласных соответствуют определённые глухие. Такие созвучные друг другу буквы называются парными . Есть и согласные, которые не имеют пары. Среди них также есть глухие и звонкие, и они называются непарными .

Парные звонкие и глухие Непарные звонкие Непарные глухие
б - п л х
в - ф м ц
г - к н ч
д - т р щ
ж - ш й
з - с

Мягкие и твёрдые согласные

Произношение согласных в словах может быть твёрдым либо мягким. Если звук произносится мягко, то язык при этом слегка выдвигается вперёд, приближаясь к верхнему нёбу или касаясь его. При произнесении твёрдых звуков выдвижения языка вперёд не происходит (но язык может касаться верхнего нёба за счёт движения вверх).

Большинство согласных букв образуют как твёрдые, так и мягкие звуки, но есть и некоторые исключения. В частности, буквы ж , ц , ш всегда имеют твёрдое звучание, а буквы й , ч , щ - мягкое.

В остальных случаях твёрдость или мягкость согласных определяется тем, какая буква идёт вслед за ними.

Если согласная сопровождается буквами а , о , у , э , ы , ъ - тогда получается твёрдый звук. То же самое, если согласная стоит в конце слова или после неё идёт другая согласная.

Если же согласная сопровождается буквами е , ё , и , ю , я , ь - тогда её звучание будет мягким.
Видео урок

Шипящие и свистящие согласные

Некоторые из согласных в русском языке по произношению напоминают шипение. Это звуки ж , ш , щ , ч , которые называют шипящими согласными.

Другая группа согласных звуков при выходе из ротовой полости образует акустические колебания, напоминающие свист. Это звуки з , с , ц – свистящие.

Особенно заметны свойства шипящих и свистящих согласных при их длительном произношении.

Одна из важных особенностей этих звуков состоит в том, что именно с их произношением связана большая часть речевых дефектов. По этой причине работе с шипящими и свистящими согласными следует уделить особое внимание при обучении детей. Важно отметить, что недостатки речи, связанные с этими звуками, могут поддаваться логопедической коррекции.

Гласные русские буквы и звуки


В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность - их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв - согласных, твёрдого и мягкого знаков - может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись , по-лом-ка , двор , кар-ти-на .

Количество гласных букв в русском языке - 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: [а] , [и] , [о] , [у] , [ы] , [э] . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы - е , ё , ю , я - двузвучные, и отдельно произносятся как [йэ] , [йо] , [йу] , [йа] . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я , её ; союзы – и , а ; предлоги – у , о ; междометия – э , ау .

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге - сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» - маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

Обозначения звуков при фонетическом разборе слова

Фонетический или звуковой разбор слова служит целью отобразить и разобрать его правильное произношение. Фонетически обозначаться могут как слова, так и отдельные буквы.

Обозначения звуков, в отличие от букв, заключаются в квадратные скобки. Графическая запись произношения слова носит название транскрипции.

Основные правила, в соответствии с которыми обозначаются звуки при фонетическом разборе слова, следующие:

  • Твёрдость согласных не имеет какого-либо обозначения, но мягкость отображается знаком апострофа. Например, если [б] - твёрдый звук, то [б’] - мягкий.
  • Долгое звучание в транскрипции обозначается двоеточием, например: касса - [кас:а] .
  • Не всегда, но часто в транскрипции слов ставится ударение. Например: волна - [вална́] .
  • Мягкий знак и твёрдый знак не имеют звукового произношения, поэтому и отображения при фонетическом разборе нет.

Видео урок

Как научить детей различать твёрдые и мягкие звуки

Иногда у детей могут возникать затруднения при различении твёрдых и мягких согласных. В этом случае есть некоторые приёмы, облегчающие усвоение темы.

Прежде всего, нужно объяснить ребёнку, что понятия твёрдости и мягкости относятся не к согласным буквам, а к их звукам. И что одна и та же буква может звучать как твёрдо, так и мягко. Приведу пример: «б » – слова баран – белый, «р » - работа – ремень, «л » - лошадь – лебедь.

Объясняя буквы-исключения, для лучшего запоминания их рекомендуется записать так:

  • й , ч , щ
  • ж , ш , ц

Нужно дать понять ребёнку, что подчёркнутые буквы как бы «сидят на подушечках» - подушечки мягкие и буквы тоже мягкие.

Чтобы ребёнок хорошо запомнил, перед какими гласными буква становится твёрдой или мягкой, можно использовать следующий приём: вначале с серьёзным выражением лица читать слог с твёрдой согласной - а после, с улыбкой на лице, прочесть другой слог, где эта согласная мягкая. Затем, то же самое проделать с другими буквами и слогами. Например: ла ля , му ми , зо зя , бо бю , ры рё и т. д. Мягкое произношение хорошо ассоциируется у ребёнка с улыбкой, а твёрдое - с серьёзностью и строгостью, что позволяет ассоциативно запомнить материал.

Постепенно нужно совершенствовать навыки, и проделывать те же упражнения с простыми словами, такими как: мама , пап а - дядя , тётя и т. д. По мере запоминания, от простых слов следует переходить к более сложным. Разъяснения и упражнения необходимо постепенно чередовать с заданиями: писать слова, а затем спрашивать, какие согласные в них твёрдые, а какие мягкие.

Можно предложить и другое упражнение: сделать таблички со словами, в которых мягкие согласные написаны одним цветом, а твёрдые - другим. Например:

  • Н О С И К
  • К О В Ё Р
  • Ч И СЛ О
  • Т Ё ПЛ Ы Й

Существует немало вариантов, но желательно выбирать среди них те, что больше нравится ребёнку. Это способствует лучшему восприятию материала, его запоминанию и практическому усвоению.

Видео урок

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример - произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе - при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах - ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф », имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й », также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё » в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало - это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты ), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный , четырёхдве́рный , трёхты́сячный ). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё », одна из которых становится ударной, а другая - безударной (трёхзвё́здочный , четырёхколё́сный , самолётоподъё́мник , трёхрублё́вка ).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед , зоообъединение , длинношеее . Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм ). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность , уменьшительность , мультифункциональность , прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь . Односложное слово из 8 букв: вскользь . Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке - о , е , а , и , т , н , с , р . Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком - один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста - основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть - через личный опыт.

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано - слуховое восприятие, чтение, письмо - представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

Для многих родителей, которые начинают изучать с малышами алфавит, встает вопрос: как квалифицировать Й – как гласный или согласный звук?

Действительно, звук Й похож и на тот, и на другой, находясь как бы посередине. Попробуем разобраться в этом вопросе.

Немного из истории

Й, или И краткое, как называется эта буква в алфавите, известно во многих славянских языках: русском, украинском, белорусском, в Сербии и Македонии для обозначения звука Й используют букву J.

В неславянских языках, которые используют кириллическую письменность, эта буква тоже присутствует.

В русском языке эта буква 11-я по счету.

Звук Й образовался на основе неслогового гласного «И» и похожего на него звонкого согласного «J».

Таким образом, звук Й действительно объединяет в себе гласный и согласный.

В болгарском и украинском языках до сих пор применяется буква Й в сочетании «ЙО», которое призвано обозначать букву Ё.

Буква Й возникла в церковнославянской письменности в 15-16 веках. В 17 веке во времена патриарха Никона Й уже вошла в издания книг на церковнославянском языке в Москве.

В начале 18 века был введен так называемый гражданский шрифт. Надстрочные знаки в славянской письменности были ликвидированы, и буква Й изъята из алфавита, хотя звук в языке остался.

Во времена Петра Первого в 1735 году Й была реабилитирована и снова появилась в письме, однако в алфавит она не включалась и не обозначала никакой цифры (ранее цифры обозначались буквами церковнославянского алфавита). Уже в 20 веке буква Й наконец вошла в состав алфавита, но по-прежнему оставалась несколько «ущемленной в правах». Она не включалась в буквенные обозначения списков, а порой хвостик над буквой в письме пропускается, как и точки над ё.

В 18-19 веках буква Й уже входит в состав украинского и белорусского алфавита. В украинском языке ее называют «ий», что еще раз демонстрирует ее двойное происхождение.

Какой звук?

И все же при классификации звуков не совсем ясно, какой звук Й: гласный или согласный.

Сразу стоит ответить: ни тот и ни другой.

Попробуем размышлять.

Звук Й не глухой, что можно легко почувствовать, произнеся этот звук.

Он скорее звонкий, так как произносится с участием голоса. Однако это и не гласный звук, поскольку любой гласный можно без труда пропеть.

Попробуйте пропеть звук Й: у вас это вряд ли получится. В связи с этим, хоть голос и участвует при образовании этого звука, он все же согласный .

Так квалифицируют его в школьной практике учителя-филологи.

Однако звук Й не звонкий. Согласный звук по классификации филологов можно отнести к какой-либо из четырех групп: глухие, шипящие, звонкие или сонорные. О последней группе звуков поговорим подробнее.

Согласный сонорный звук располагается по своим характеристикам между гласными и согласными, но обозначают его все-таки как согласный.

Сонорных звуков в русском языке немного: Н, Р, Л, Й, М. Их можно протянуть голосом, но петь, как гласный звук, их нельзя.

Таким образом, звук Й – согласный сонорный.

Еще один вопрос, который может возникнуть, — буква Й какая: мягкая или твердая.

Большинство звуков имеет пары по мягкости-твердости. Звук Й такой пары не имеет.

Он квалифицируется учеными как всегда мягкий.

В транскрипции слова возле него всегда стоит обозначение мягкости.

В составе букв

Согласный сонорный звук Й в русском языке присутствует не только в виде буквы Й, но и входит в состав четырех гласных звуков: Е, Ё, Ю, Я. На письме, конечно, он в этом случае не обозначается, но при произнесении слышится четко. Каждая из этих букв представляет собой сочетание: гласный звук и Й.

Если разложить эти буквы на составляющие, то получим: Е=Й+Э, Ё=Й+О, Ю=Й+У, Я=Й+А.

Эти буквы читаются как «гласный + Й» только в строго определенных случаях: после гласного, Ъ или Ь. В остальных случаях они лишь смягчают предыдущий согласный.

Таким образом, можно сказать вполне определенно, что сегодняшняя наука не склонна расценивать звук Й как гласный, хотя родился он именно из такого звука.

Если учесть, что в греческом языке существовало такое понятие, как долгий и краткий звуки, то рождение в церковнославянской письменности Й как краткого варианта И вполне закономерно, ведь церковнославянский язык создавался на основе греческого.

В современном языке мы причисляем Й к согласным звукам, однако относим в разряд сонорных как максимально приближенных к гласным. Именно так знания о звуке Й преподаются детям и в школе. Конечно, маленькому ребенку очень сложно объяснить, что значит сонорный звук. Можно просто обозначить его как согласный, однако для себя родители должны помнить об истории его происхождения, чтобы в любой момент быть готовым ответить на непредвиденные вопросы.

МОУ «Ильтяковская основная общеобразовательная школа»

Конспект урока по обучению грамоте на тему:

«Согласный звук [й’], буква й.»

Выполнила: Гордиенко Т.А.,

учитель начальных классов

г. Шадринск

2009 г.

Пояснительная записка к конспекту урока.

Данный урок проводится во втором классе в первой четверти, в конце сентября. Это второй урок в разделе «Согласные звуки и буквы» и первый урок в теме «Согласный звук и буква “Й”».

Это урок комплексного применения знаний и умений, дидактической целью которого является создание условий для применения знаний и умений в знакомой и в новых учебных ситуациях.

Структура данного типа урока:

    Оргмомент.

    Целеполагание и мотивация.

    Актуализация знаний учащихся.

    Применение знаний (упражнения):

В знакомой ситуации (типовые);

В измененной ситуации (конструктивные);

В новой ситуации (проблемные).

5. Информация о домашнем задании.

6. Рефлексия (подведение итогов урока).

На уроке реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели.

Отличительной чертой данного урока являются задания творческого характера. В каждом блоке слов учащимся предлагаются задания на сравнение, классификацию по определенному признаку, на выявление соответствия по лексическому значению.

На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.

Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, групповая, коллективная).

Самостоятельная работа:

По типу заданий – конструктивная;

По месту её на уроке - на этапе закрепления;

По форме организации учебной деятельности – групповая и коллективная.

Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.

Используются элементы технологии УДЕ П.М. Эрдниева (блочный метод подачи материала). Блоки слов «Птицы», «Цвета», «Имена».

Применяется новый подход к словарной работе, а именно принцип «кодирования» словарных слов:

* * * * *

д г у е р м к о с т й - г е рой

* * * * * * *

м у с к р т а н в е й – мур а вей

Этапы урока выдержаны во времени, каждая минута эффективно загружена.

Домашнее задание предлагается на выбор.

Подводятся итоги урока. Всем учащимся на лепестках цветка предлагается поставить знаки

Тема урока: Согласный звук [й’], буква й.

Цели:

1) дать более полное представление о согласном звуке [й’];

2) отрабатывать написание слов с буквой «й»;

3) совершенствовать умение делить слова на слоги и переносить слова с буквой «й»;

4) развивать логические операции сравнения, соответствия, деление на группы по определённому признаку;

5) воспитывать культуру речи, поддерживать интерес к урокам русского языка.

Оборудование : таблицы с напечатанными словами, иллюстрация темы урока.

Ход урока:

I этап. Оргмомент.

Дидактической задачей данного этапа является подготовка учащихся к работе на уроке. Взаимные приветствия учителя и учащихся. Проверка подготовленности учащихся к уроку.

Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая!

II этап. Целеполагание и мотивация.

На данном этапе создаем направленность на учебную работу, стимулируем процесс научения на достижение поставленных целей. Тему урока озвучиваем в совместной деятельности с учащимися. Стихотворение создает определенный эмоциональный настрой на урок. При формулировании целей урока четко и однозначно указываем, какие умения будут отрабатываться.

Посмотрите внимательно на доску, вы видите несколько групп слов.

Что объединяет все эти группы? (есть везде й)

О каком же звуке и букве мы сегодня будем говорить? ([й’], й)

Это буква не простая,

Потому что запятая

На её плечах сидит.

(В. Кожевников).

Тема урока : Согласный звук [й’] и буква и краткое.

Цели : Сегодня на уроке будем закреплять умение писать слова с «й»;

отрабатывать умение делить слова на слоги, переносить слова с «й»;

изменять (преобразовывать) слова, чтобы в них появлялась «й».

III этап. Актуализация знаний учащихся.

В процессе беседы учащиеся воспроизводят необходимые теоретические знания по данной теме. Систематизация и обобщение теоретического материала обеспечивает восприятие и осознание дальнейших заданий и упражнений.

Скажите, пожалуйста, звук [й’] гласный или согласный? (согласный)

Охарактеризуйте звук [й’]

Согласный

Непарный

Звонкий

Мягкий

IV этап. Применение знаний (упражнения) в знакомой, в измененной и в новой ситуациях.

На данном этапе урока проверяем глубину понимания учащимися учебного материала. Вопросы и задания требуют активной мыслительной деятельности. Учащиеся соотносят между собой факты, понятия, учатся обобщать, сравнивать. Доступность, последовательность выполняемых заданий, достаточная самостоятельность учащихся создают условия для реализации поставленных целей.

Задания 1 и 2 – применение знаний в знакомой ситуации.

Задание 3 – применение знаний в измененной ситуации.

Задания 5 и 6 – применение знаний в новой ситуации.

1.

соловей

воробей

попугай

чайка

сойка


Скажите одним словом кто это? (птицы)

Что общего в написании названий этих птиц? (й)

На какие две группы можно разделить эти слова?

1) по месту в слове;

2) по количеству слогов в слове.

2.

красный

оранжевый

желтый

зеленый

голубой

синий

фиолетовый


Что обозначают слова данной группы? (цвет)

Почему эти цвета располагаются именно в таком порядке? (цвета радуги)

В каком слове больше всего слогов? (фиолетовый, 5 слогов)

3.

шайба булка

чайка слесарь

гайка море

зайка хоккей

сайка лес


Прочитайте слова первого столбика. Что объединяет эти слова? (й в середине слова)

Есть ли какой-то общий смысл в этих словах? (нет)

Давайте попытаемся установить смысловые связи между словами первого и второго столбика.

шайба хоккей

чайка море

гайка слесарь

зайка лес

сайка булка


Составим предложения с любой смысловой цепочкой. (Слесарь прикрутил гайку к раковине. Чайки с шумом пролетели над морем.)

Как эти слова можно переносить? (произносим хором)

П

При переносе слов с й в середине


или


равило:

буква й краткое не отде-

ляется от предыдущей гласной.

й краткое не переносится на новую строку, а остаётся на предыдущей строке.


4. Самостоятельная работа. (задания по рядам)

1ряд. Написать слова первой таблицы и разделить их на слоги . (5 слов)

2ряд. Написать слова второй таблицы и поставить ударение .

3ряд. Записать слова первого столбика третьей таблицы и разделить их для переноса .

(Проверка, взаимопроверка)

(Физкультминутка)!

5. Творческая деятельность учащихся.

В этом задании слова с «й» зашифрованы, закодированы. Давайте их расшифруем. Это словарные слова.

* * * * *

д г у е р м к о с т й – герой

* * * * * * *

м у с к р т а н в е й – муравей

* * * * * * *

в т г р о а л м з в с а й - трамвай

6.

Коля

Толя

Валера

Гена

Женя

Сережа


Образовать полные имена и записать их в тетрадь.

Почему взяты именно эти имена? (при образовании полных имен появляется «й»)

V этап. Информация о домашнем задании.

Объем домашнего задания соответствует возрасту детей. Комментируется содержание работы, приемы и последовательность выполнения заданий. Домашнее задание дифференцировано с учетом индивидуальных особенностей детей.

Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. – М.: Дрофа. – 2003.

Упражнения 46, 47, страница 29.(упр. 47 для учащихся с более высоким уровнем подготовленности)

V этап. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Итоги урока подводим в совместной деятельности с учащимися. Учитель дает информацию о том, что в русском языке мало слов, начинающихся с Й. Используется своеобразный алгоритм оценки работы класса и учителя. Учитель при помощи «кодирования» благодарит детей за работу на уроке, а учащиеся свое отношение к уроку выражают с помощью знаков. Можно предложить вариант словесного выражения.

1) О каком звуке и букве мы сегодня говорим? (звук [ й’] , буква й)

2) Какие умения отрабатывали, работая со словами, где есть «й»? (перенос, деление на слоги)

3) Эта буква интересна тем, что в русском языке мало слов, которые бы начинались с этой буквы.

йод

Йошкар-Ола

йогурт


Работа над лексическим значение слов.

йод – лекарство

Йошкар –Ола – город

йогурт – продукт питания

4) Мне очень хочется, чтобы мы расстались с вами с хорошими добрыми чувствами друг о друге.

Хочу сказать вам вот эти добрые слова, расшифруйте их.

* * * * * * * * * * *

Спасибо, дети с в п г д а с ж и б о, в д у е с т и

И
хочу подарить вам этот солнечный тёплый цветок, а вы напишите на лепестках ваше отношение к уроку


Top