Известный русский лингвист генриетта григорьевна граник. Секреты орфографии
ГРАНИК Генриетта Григорьевна (р. 1928) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии, психологии речи. Д-р психологических наук (1981), профессор (1996). Чл.-кор. РАО (1992), д. чл. РАО (1995). За серию учебников по русскому языку и литературе награждена премией им. К.Д. Ушинского (1973) и медалью его имени (1999). Лауреат премии Правительства РФ за серию научных работ и учебных книг по русскому языку и литературе (1997). Закончив фак-т русского языка и литературы Московского Государственного заочного пединститута (1959), преподавала русский язык и литературу в общеобразовательных школах. С 1963 г. работает в ПИРАО, пройдя путь от м.н.с. НИИ ОиПП АПН СССР до гл. н. с. ПИ РАО. В 1965 г. защитила канд. дис.: "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков", в 1980 - докт. дис.: "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". С 1980 г. возглавляет группу: "Проблемы построения школьных учебников". Основные направления научной деятельности Г. связаны с исследованием психологических аспектов развития письменной речи учащихся и формирования психологических приемов понимания учебных и художественных текстов ("И снова…о Пушкине" (совм. с Л.А. Концевой), 1999; "Литература (Учимся понимать художественный текст)" (в соавт.), 1999, 2001; "Драматурги, драматургия, театр" (совм. с Л.А. Концевой), 2002). Раскрытие психологических механизмов формирования грамотного письма, а также приемов понимания и запоминания текстов позволили Г. построить новый школьный курс русской филологии и создать специальную методику обучения. ("Синтаксис и пунктуация русского языка", 1970; "Секреты пунктуации" / совм. с С.М. Бондаренко, 1987, 1988; "Русский язык. Синтаксис и пунктуация" / совм. с С.М. Бондаренко, 2002). Г. заложены основы комплексной научной дисциплины - "школьный учебник", которая является практико-ориентированной и характеризуется обилием междисциплинарных пересечений. Построение школьного учебника требует учета данных различных научных областей: общей и возрастной физиологии, когнитивной науки, психологии личности, психолингвистики, психодидактики, полиграфической науки, частных методик и других, с которыми теория школьного учебника имеет обширные области пересечения исследовательских интересов. Создание учебника предполагает проведение исследований по широкому кругу проблем, среди которых: психологические закономерности усвоения предмета и адекватные им формы репрезентации учебного материала; учет возрастных физиологических особенностей и возможностей школьника на каждом этапе обучения; психологические закономерности внимания и памяти; проблемы понимания; приемы работы с книгой и обучение такой работе; восприятие текстов художественной литературы; разработка принципов и приемов воспитания читателя средствами учебника; методов и средств обогащения культурного фонда учащихся; создание условий для возбуждения и постоянного поддержания познавательного интереса, для повышения активности и самостоятельности школьника в учебном процессе, поиск средств снижения ситуативной тревожности и др. Многоаспектность работы по проектированию школьного учебника предполагает создание специальных научных коллективов, которыми под руководством Г. создана серия экспериментальных учебников не только по синтаксису и пунктуации русского языка, но и по другим школьным дисциплинам (англ. языку, математике и др.). Она автор и ред. серии книг, в том числе для учителей, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, освоения содержащегося в нем материала ("О путях повышения эффективности обучения русскому языку в школе" (1970, 1971, 1972), "Учитель, учебник и школьники" / в соавт., 1977; "Психологические проблемы построения школьных учебников" / в соавт., 1979; "Как учить школьника работать с учебником" (в соавт.), 1987; "Когда книга учит" (в соавт.), 1988, 1991, 1995; серии учебных пособий по русскому языку и литературе для начальных, средних и старших классов школы.
9 ноября 2018 года Генриетте Григорьевне Граник исполнилось 90 лет. В день славного юбилея «Гильдия словесников» - ассоциация, объединяющая всех, кто знает цену точному и образному слову, кто творчески работает с ним, - поздравляет замечательного психолога и филолога, проложившего дорогу сотням тысяч словесников к Слову, Грамотности, Книге, с Днем рождения!
Кто такая Генриетта Григорьевна Граник?
Согласно официальной справке, Г.Г. Граник - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующая группой психологических основ построения школьных учебников Психологического института РАО. Родилась в г. Улан-Удэ в семье служащих. После окончания Великой Отечественной войны в течение трех лет работала старшей пионервожатой в школе № 81 Краснопресненского района г. Москвы. Окончив Московский государственный заочный пединститут (1959), стала учителем русского языка и литературы, а затем районным методистом. В 1963 году Г.Г. Граник пришла в Институт общей и педагогической психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО), в лабораторию программированного обучения, где в течение ряда лет занималась психологическими основами создания проблемно-программированных учебников по русскому языку. В 1965 г. Г.Г. Граник защитила кандидатскую диссертацию по педагогической психологии «Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков», в 1980 г. - докторскую на тему «Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений».
Жизнь юбиляра оказалась навсегда связана со школой, с проблемами создания школьного учебника. Под научным руководством Риты Григорьевны и при ее непосредственном участии создано 45 учебников и 10 учебных книг по русскому языку (самые известные: «Секреты пунктуации» (1987), «Секреты орфографии» (1991), «Речь, язык и секреты пунктуации» (1995), «Знаки препинания» (1998), «Русский язык. Синтаксис и пунктуация» (2002)); 12 учебных книг по литературе и литературному чтению («Путешествие в Страну Книги». В 4-х книгах» (1998, 2007, 2018), «И… снова о Пушкине» (1999), «Драматурги, драматургия, театр» (2001), «Литература. Учимся понимать художественный текст: Задачник-практикум. 8-11 классы» (1999, 2001), «Русская литература: от былин до Крылова» (2007), «Я - другой. М.Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Читаем, размышляем» (2016), «А.С. Пушкин, его друзья и современники» (2018).
Г.Г. Граник удалось сделать так, чтобы обучение русскому языку стало не только результативным, но и «понимающим», сверхинтересным. Ее учебники дети читают как «Графа Монте-Кристо» (в этом и состоял первоначальный замысел). С единственным отличием - «Графа…» современные дети не читают, а учебники русского языка Г.Г. Граник читают, изучают, называют любимыми школьными учебниками.
В личности Риты Григорьевны счастливо соединились ученый-теоретик, основоположник научной школы психологических проблем школьного учебника, и ученый-практик. Ею разработаны не только теоретические основы учебника нового типа (отражены в многочисленных коллективных монографиях, в том числе в последней «Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня» (М.-СПб.: Нестор-История, 2018), но и созданы сами учебники (главный итог 55-летней деятельности юбиляра - УМК «Русский язык. 1-9 классы. Под общ. ред. Г.Г. Граник»).
Понимая, что учить по-новому нужно не только учащихся, но и учителей, Рита Григорьевна с самого начала стала писать книги и для педагогов-практиков. Она - автор и научный редактор серии книг, в которых рассмотрены психолого-педагогические приемы работы учащихся с учебником, с учебной и художественной книгой («Учитель, учебник и школьники» (1977), «Как учить школьника работать с учебником» (1987), «Когда книга учит» (1988, 1991), «Как учить работать с книгой» (1995, 2007), «Дорога к книге» (1996) и др.).
В общей сложности Г.Г. Граник опубликовано свыше 300 работ, среди них тридцать (не считая учебников) умных и очень нужных школе книг, многочисленные публикации по педагогической психологии, психодидактике школьного учебника, психологическим проблемам обучения русскому языку и литературе, вопросам чтения и понимания текста…
Мы желаем Рите Григорьевне здоровья, сил, благополучия, дальнейших творческих успехов и взлетов!
Поздравления от Ирины Николаевны Евлампиевой
Генриетта Григорьевна Граник. Мы никогда не встречались. Мы встречаемся постоянно, начиная с 1979 года, с первой педагогической практики, когда я с ужасом поняла перед уроком, что на третьем курсе филфака я не понимаю, о чем говорить с детьми на уроке, как работать, чтобы они поняли очевидное для меня. Мне, как и многим тогда, помогла книжка «Секреты орфографии». В книжке открывались секреты не только истории слова, его строения, но и секреты психологии, методики. Совершилось открытие того, что кажущееся мне, по студенческой самоуверенности, очевидным, совсем не очевидно. Именно с тех пор я стала постепенно понимать, что секрет успешного урока в совместном поиске.
Я давно работаю в школе. Когда появилась возможность выбора учебника, я сразу в это поиск включилась. Каждый из авторов школьных учебников проявляется в них по-разному: кто-то любит русский язык как науку о языке и увлеченно рассказывает об той науке, кто-то заботится о бедном ребенке и «не загружая» его лишней теорией, обращается к практической грамотности, кто-то уважает личность ребенка и дает возможность выбора образовательной траектории. В учебниках Генриетты Григорьевны Граник есть не только всё выше перечисленное в системе, но дана возможность познания себя, изучение возможностей мозга, памяти.
Очень хочется поздравить Генриетту Григорьевну с днем рождения и пожелать ей здоровья и творческого поиска, а всем нам возвращения её прекрасного учебника из электронного подполья на школьные парты.
Граник Генриетта Григорьевна -
доктор психологических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Психологического института РАО, зав. лабораторией «Психологические основы разработки школьных учебников», лауреат премии им. К.Д. Ушинского (1973), дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования (1999, 2008); научный руководитель и автор УМК нового типа по русскому языку для начальной и основной школы. Основные направления научной деятельности Г.Г. Граник связаны с исследованием психологических механизмов формирования грамотной речи, теории и практики создания школьного учебника нового типа, принципов и приемов воспитания читателя, понимания учебного и художественного текстов. Г.Г. Граник разработаны два принципиально новых направления в педагогической психологии: «Школьный учебник» и «Школьное литературоведение на психологической основе» (книги о Пушкине, Лермонтове, драматургах и драматургии, фольклору и русской литературе XVIII–XIX в.). Под научн. руков. Г.Г. Граник создано свыше 40 учебников и учебных книг по русскому языку и литературе. В общей сложности опубликовано свыше 220 работ.
Граник Г.Г. работает в Психологическом институте с 1963 года. В институт она пришла не просто с опытом преподавания в школе, но с уже сложившимися представлениями о том, как разрабатывать способы повышения эффективности преподавания на основе психологических закономерностей усвоения знаний и психологических механизмов мышления и речи.В 1965 году Граник Г.Г. защитила кандидатскую диссертацию "Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков". В этой работе показано, что знакомство с правилом приводит к грамотному письму только после того, как учащиеся построят на основе правила или системы правил прием умственной работы.
Граник Г.Г. вводит в систему преподавания обучение школьников построению таких приемов и систематическое применение их по ходу письма.На этом фундаменте она строит более совершенную систему обучения русскому языку. С конца шестидесятых годов она возглавляла семинар учителей-словесников г. Москвы, который просуществовал более 10 лет. На этом семинаре Граник Г.Г. готовила учителей к работе на новой основе. Ее программа апробировалась в 30 школах г. Москвы. Результаты работы обсуждались на семинаре, и программа корректировалась и обогащалась на основе этих обсуждений. Некоторые из участников семинара вошли в авторский коллектив по созданию экспериментальных учебников.
В это же время Граник Г.Г. поднимает круг вопросов, связанных с созданием учебников нового типа, которые не просто смогли бы воплотить новые программы, но и выполнять многие функции, которые не под силу учителю и которые не выполняют существующие учебники, чем в значительной мере объясняется низкая эффективность учебного процесса, в частности такие, как постоянный оперативный контроль учебного процесса и индивидуализация работы.В 70-е годы под руководством Граник Г.Г. создается цикл экспериментальных учебников по русскому языку; с 1975 по 1984 публикуется цикл статей в ежегоднике издательства "Просвещение" "Проблемы школьного учебника", в журнале "Вопросы психологии" и создаются брошюры по этой проблематике.
В1980 году Граник Г.Г. защищает докторскую диссертацию "Психологическая модель процесса формирования пунктуационных умений". Предложенная в работе модель значительно отличается от существовавших в науке представлений об этом процессе. В основе этой модели лежит формирование обобщенного действия по распознаванию семантико-синтаксических блоков предложения. Эта обобщенность возникает при усвоении общего умственного приема, строящего полноценную ориентировочную основу действия. Это обеспечивает учащимся моментальное опознавание семантико-синтаксических блоков предложения и позволяет правильно решать все многообразие пунктуационных задач.На основе проведенных группой под руководством Граник Г.Г. исследований в течение двух последних десятилетий создается ряд учебных книг и учебников, а также книг для учителей (см. список). В этих книгах не только реализуется разработанная ею система обучения орфографии и пунктуации. В них создаются условия для того, чтобы ученик самостоятельно "открыл" новое знание, а те, кто не справляется с таким "открытием", могли бы получить это знание в готовом виде. Школьники получают возможность постоянно осуществлять самоконтроль. Созданы условия для индивидуализации по количеству и трудности заданий. При создании учебников учтены современные научные знания о развитии способности к пониманию, о формировании механизмов речи, о совершенствовании внимания и памяти, о взаимодействии произвольного и непроизвольного внимания и запоминания. Созданы условия для обучения эффективным приемам работы с книгой.
Создаются условия для накопления интеллектуального фонда, необходимого современному культурному человеку, для умственного и нравственного развития школьников.Учебники пронизаны постоянной заботой о возбуждениии, поддержании познавательного интереса учащихся.
В настоящее время Граник Г.Г. осуществляет подготовку полного цикла учебников по русской филологии - интегрированного курса русского языка и литературы - с 1 по 12 класс. С 1992 года Граник Г.Г. - член-корреспондент РАО, с 1995 - действительный член РАО.Под ее руководством защищено 9 кандидатских диссертаций и продолжается подготовка молодых специалистов.
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Более 30 лет руководит исследованием проблем, посвященных совершенствованию школьных учебников, изучению психологических механизмов речи, исследованию механизмов понимания художественного текста, созданию нового типа школьных учебников. Автор более 200 печатных работ.
Основные работы: «Психологические проблемы построения школьных учебников». М., !970: совместное С. М. Бондаренко
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
и Л. А. Концевой «Когда книга учит»-три издания (1988, 1991, 1995); «Дорога к книге».(1996): «Синтаксис и пунктуация русского языка»(совместно с Л. А. Концевой, С. М. Бондаренко, О. 3. Кантровской. С.А. Бакановой, Е.Л. Соломоновой, С.С. Левитиной, Е. Д. Кин, 1970); «Русский язык» для 3-4 класса (совместно с О. 3. Канторовской, И.П. Токмаковой. 1999, 2000).
FperopH(Gregory) Ричард
Род. в 1923 Лондон. Англия
Выдающийся английский психолог, профессор нейропсихологии и заведующий лабораторией мозга и ощущений Бристольского университета, занимавшийся проблемами искусственного интеллекта, психологии восприятия, сравнительной и экспериментальной психологии, философии психологии, психофизиологии.
После службы в ВВС Великобритании во время Второй мировой войны, изучал философию и экспериментальную психологию в Кембридже. Занимался психологическими проблемами аварий на подводных лодках, читал лекции в Кембридже и работал там в Специальной сенсорной лаборатории. Он участвовал во множестве проектов, связанных с восстановлением зрения у людей, слепых с рождения (совместно с Джин Уоллер), когнитивным исследованием иллюзий и др. Он занимался также психологическими проблемами посадки на Луну и стыковки в космосе по заказу ВВС США и NASA. Помимо этого, он сконструировал ряд приборов: камеру-телескоп, сканирующий микроскоп и трехмерное чертежное устройство. В 1967 году Грегори основал кафедру искусственного интеллекга и восприятия в Эдинбургском университете. Там он создал одного из первых интеллектуальных роботов Фредди, способного распознавать объекты и манипулировать ими. Он является основателем и научным руководителем Бристольского исследовательского центра науки и технологии. По его мнению восприятие складывается из ощущений, подвержено значительному нисходящему
когнитивному влиянию и является творческим процессом. Его идеи являются развитием гипотезы Гсльмгольца (1866) о влиянии бессознательного на перцепцию. Грегори является автором множества книг и научных статей.
Основные работы: «The Intelligent Eye»(1970); «Illusion in Nature and Art», (ed. with Sir E. Gombrich, J973); «Concepts and Mechanisms of Perception»(1974. ed.); «Mind in. Science» (1981)
Гроф (Grof) Станислав
Род. 01.07.1931 Прага
Выдающийся чешско-американский психолог, один из основателей и виднейших представителей трансперсональной психологии. С 1956 по 1967 г. С. Гроф - практикующий психиатр-клиницист. Занимался Психоанализом. Лауреат премии Кюффне-ра - национальной Чехословацкой награды, ежегодно вручаемой за наиболее выдающийся вклад в области психиатрии (1959). С 1961 года он возглавлял в Чехословакии исследования применения ЛСД и других психоделиков для лечения психических расстройств.
В 1967 году, как стипендиат Фонда поддержки психиатрических исследований (США), два года работал в Университете Джона Хопкинса. Затем продолжил свои эксперименты в Мэ-рилендском центре психиатрических исследований. С! 973 по 1987 год С. Гроф жил и работал в институте Эсален (Биг-Сур, Калифорния). В этот период вместе с женой Кристиной он разработал технику холотропного дыхания. Гроф - один из основателей Международной Трансперсональной Ассоциации (ITA), долгое время был ее президентом. В 1993 г. он награжден почетной премией Ассоциации трансперсональной психологии за выдающийся вклад в ее развитие. В настоящее время С. Гроф -профессор факультета психологии Калифорнийского института интегральных исследований. Кроме того, он проводит обучающие семинары для профессионалов («Трансперсональные тренинги Грофа»), а также выступает с лекциями и семинарами
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
Основные работы: «За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии» (1994); «Области бессознательного: данные исследований ЛСД» (1994); «Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования» (1995); «Человек перед лицом смерти» (вместе с Джоан Хэлифакс, 1996); «Холотроп-ное сознание» (1996); «Космическая игра: исследование рубежей сознания» (1997); «LSD Psychotherapy» (1980); S. Grof,. «Beyond Death: Gates of Consciousness» (with C. Grof. 1980); «Ancient Wisdom and Modem Science»(1984); «Human Survival and Consciousness Evolution»(1988); S. Grof, (ed.) «Spiritual Emergency: When Personal Transformation Becomes a Crisis»(C. Grofed. 1989); «Books of the Dead: Manuals for Living and Dying» (1994); «Transpersonal Vision. Sound True publ» (1998).
Гурджиев Георгий Иванович
01/13.01.1877 - 29.10.1949
Мистик, духовный учитель, теософ. Странствовал по территории Ирака, Ирана, Египта, Сирии, Афганистана, Турции, где учился в духовных школах и монастырях.
В Тифлисе открыл Институт гармонического развития человека; его деятельность была возобновлена с 1922 г. в окрестностях Парижа. Разрабатывал систему самосовершенствования человека, называвшуюся им «хайда-йога», «эзотерическое христианство», «4-Й путь».
Основные работы: «All and everything» N.Y., 1950; «Views from the real world», 1973; «Вестник грядущего добра», СПб., 1993; «Беседы Вельзевула со своим внуком», Минск, 1999.
Гуссерль (Husserl) Эдмунд
08.04.1859 Просниц. Моравия - 27.04.1938 Фрейбург
Выдающийся немецкий философ, основоположник феноменологии. Изучал математику в Берлине и затем психологию у Брентано в Вене и у Карла Штумпфа в Галле. В 1887 г. становится приват-доцентом в Берлине. В 1900 г. назначается профессором философии в Геттинген, а затем в 1916 г. профессором во Фрейбург, где преподавал до 1929 г. и жил до конца своей жизни, страдая от ограничений, связанных с его еврейским происхождением. Одним из его студентов был Мартин Хайдеггер.
Гуссерль занимался обоснованием человеческого знания, называя это «архимедовой точкой». Он развил «чистую феноменологию» - процедуру, основывающуюся на исследовании содержания собственного сознания субъекта. Рассматривая сознание как совокупность сущностей, Гуссерль понимает его как поток, как нерушимую целостность. Сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого - феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний называется феноменологией. Феномены как элементы потока сознания, потока переживаний представляют собой в свою очередь определенную целостность, которая обладает самостоятельной и сложной структурой. Понять феномен как целостность можно только посредством интуиции. Это можно достигнуть, если его не описывать извне, а «пережить», т. е. непосредственно войти в поток сознания. При этом происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод состоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Важным для феноменологии Гуссерля является понятие интенциональности, которое характеризует психические феномены. Это понятие было сформулировано Брентано, заимствовавшего его у средневековых схоластов. По мысли Гуссерля, сознание характеризуется направленностью на предмет. Главное в интенциональности - момент соотнесенности сознания к объекту. Интенциональность всегда
Классики Мировой Психологии
присутствует в акте сознания, переживания, независимо от того, «существует ли объект, выдуман ли он или абсурден».
Гуссерль рассматривает понятие интенциональности в различных аспектах. Он выделяет предметный аспект сознания, который называет ноэма (Noema). Этот предметный аспект сознания не равен самому предмету сознания. «Дерево моего сознания» не равнозначно самому дереву как реальному предмету. Восприятие отдельного предмета состоит из серии восприятий, которые соединяются в единство активной синтезирующей деятельностью самого сознания, которое и обеспечивает целостное восприятие предмета». В интенциональном анализе, кроме предметных аспектов, присутствует еще и сам акт сознания в той или иной форме, который называется ноэсис (Noesis) - как способ данности интенционального предмета сознания. Единство ноэмы и ноэсиса определяется синтезирующей деятельностью сознания, при которой целостность предмета обеспечивается целостностью сознания.
Последняя книга Гуссерля - «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», опубликована полностью только в 1956 г., хотя основа ее была заложена еще в 1935 г. Он считал, что современная наука находится в кризисе, так как оставляет в стороне вопросы о смысле и бессмысленности человеческого существования. Позитивизм, по мнению Гуссерля, привел к ошибочному ограничению идеи науки и самой философии, Большие надежды для преодоления кризиса он возлагал на «новую» философию, от которой будет зависеть состояние европейской духовности. Гуссерль ставит вопрос о связи философии и наук с фундаментальными сферами человеческого практического опыта. Он ввел понятие «жизненного мира», под которым понимал сферу известного всем, непосредственного, очевидного. Гуссерль считал его основой всякого объективного познания, своего рода горизонтом, предпосылкой всякой действительной и возможной практики. Философия Гуссерля явилась основой для развития гуманистической и экзистенциальной психологии.
Декарт (Descartes) Рене "
(латинизированное -Картезий;,
- w Cartesius)
щнн -j 31.03.1596 Лаэ.Турень. Франция
11.02.1650 Стокгольм
* Выдающийся французский философ, математик, физик, физиолог и психолог. С 1629 в Нидерландах Заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной величины и функции, ввел многие алгебраические обозначения. Сформулировал закон сохранения количества движения, дал понятие импульса силы. Автор теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). Ввел представление о рефлексе (дуга Декарта). В основе философии Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции Материю отождествлял с протяжением (или пространством), движение сводил к перемещению тел. Общая причина движения, по Декарту, -- Бог, который сотворил материю, движение и покой. Человек - связь безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Безусловное основоположение всего знания, по Декарту, - непосредственная достоверность сознания («мыслю, следовательно, существую»). Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. В учении о познании Декарт - родоначальник рационализма и сторонник учения о врожденных идеях.
Основные сочинения. «Геометрия» (1637); «Рассуждение о методе...» (1637); «Начала философии» (1644). п. /мы,;;!, i ws
ifqi" 1 ,йнь-
?tv «j с i is ; i i> ^ " " " lyfUttM
Классики Мировой Психологии
Классики Мирово^Психологии
Деннетт (Dennett) Даниель
Род. 28.03.1942 Бостон. США
Известный американский философ, занимающийся проблемой природы сознания. Получил философское образование в университетах Гарварда и Оксфорда (Англия). Возглавляет Центр Когнитивных исследований в Университете Тафта, в Медфорде, штаг Массачусетс. Хотя Деннетт получил классическое философское образование, он очень хорошо разбирается в проблемах искусственного интеллекта, нейробиологии, и когнитивной психологии. Его неортодоксальный подход, отражающий скептическое отношение к традиционным методам в философии, создали ему среди коллег славу радикала. В 1996 году Деннетт с другими учеными был привлечен к проекту Мае сачу сете ко го Технологического Института по созданию интеллектуального, и возможно даже обладающего сознанием, робота, названного Винтиком. Он автор множества книг по теории сознания.
Основные работы: «Content and Consciousness» (1969); Consciousness Explained (1991); «Darwin"s Dangerous Idea»(1995); «Kinds of Minds» (1996).
Де Ренци (De Renzi) Эннио
Род. в 1924. Кремона. Италия.
Выдающийся итальянский психолог, один из ведущих ней-ропсихологов мира. Окончил медицинский факультет университета Павии.(доктор медицины, 1950). Профессор Триестско-го, Миланского, Моденского университетов. Почетный профессор Эдинбургского университета. Президент Европейского общества мозга и поведения (1969-1971). Академик Европейской академии. Редактор журнала «Cortex». Занимался исследованиями ассиметрии мозга, пространственных и вербальных нарушений, апраксии, сенсорной депривации, топографической амнезии и окуломоторных нарушений. Его книга «Disoders of Space 94
Exploration and Cognition» (1982), посвященная перцептивным и визуально-моторным нарушениям, остается лучшей из всех написанных на эту тему в современной научной литературе
Деркач Анатолий Алексеевич
Доктор психологических наук, профессор, действительный член АПСН, член- корреспондент РАС. Специалист в области создания имиджа политического лидера и профессиональной подготовки управленческих кадров. Автор более 200 научных работ. Основные работы: «Социально-психологические аспекты деятельности кадров»(1988); «Этнопсихология» (1992).
Дессуар (Dessoir) Макс
08.02.1867 Берлин - 19.08.1947 Кенигштейн Немецкий психолог. В 1897 -1934 годах - профессор в Берлине, в 1947 - во Франкфурте. Занимался исследованием и критикой парапсихологических явлений, пытался дать определение сущности эстетических переживаний и создать новую систему искусствоведения. В 1906 году основал «Журнал Эстетики и Общего Искусствознания».
Основные работы: «Das Doppel-Ich» (1890); «Geschichte der neueren deutschen Psychologie» (1894); «Aesthetik und allemeine Kunsr\vissenschaft»(1906); «Von Jenseits der Seele» (1923); «Von Dieseit der Seele» (1923); «Okktiltismus in Urkunden» (1925); «Buch der Erinerungen» (1946); «Das Ich, der Traum, der Tod»(1947); «Psychologische Briefe» (1948).
Классики Мировой Психологии
Джексон (Jackson)
Дональд де Авила
02.01.1920 Окленд. Калифорния - 1968 Пало Альто
Американский психиатр и психоаналитик. Психоаналитическое образование получил у Фриды Фромм-Рейхманн, большое влияние на него оказал Г.С. Салливен. В начале своей деятельности занимался проблемами психосоматической медицины. В 1959 г. организовал в Институте ментальных исследований г. Пало Альто, Калифорния, группу по изучению проблем семьи, в которую входили Дж. Викланд, Дж. Хейли, позже В. Сатир. Предложил теорию гомеостаза семьи (1956), в соответствии с которой семейные отношения понимаются как находящиеся в динамическом равновесии (в семье с психическими больными такое равновесие достигается благодаря психотическим симптомам). Совместно с Г. Бейтсоном выдвинул гипотезу «двойной связи» (double bind) о роли несовпадения вербальных требований и эмоционального контекста в этиологии шизофрении. Рассматривал взаимоотношения психотерапевта и пациента как борьбу за власть.
Джеймс (James) Уильям
11.01.1842 Нью-Йорк - 16.08.1910Чокоруа. Нью-Хэмпшир
Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете и в Германии. Профессор философа (1885-1889) и психологии (1889-1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мгонстербергом) nef вую в США лабораторию прикладной психологии (Гарварде кий университет, 1892). Первоначально психологические взгля ды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. 96
Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принципы психологии», 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные «группы чувственных элементов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав «Психологии», теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности. Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе, потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выд-
Классики Мировой Психологии
Классики Мировой Психологии
винутая им в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джеймса посвящен научно-психологическому анализу религии.
Сочинения: «Научные основы психологии», СПб., 1902; «Прагматизм», Изд. 2-е. СПб., 19)0; «Многообразие религиозного опыта», М., 1910; «Существует ли сознание?»-В кн.: «Новые идеи в философии», вып. 4., СПб., 1913.
Джонс (Jones) Эрнст
1879 Гоуертон. Гламорганшир. Уэльс- 1958 Лондон
Известный британский психоаналитик. После получения медицинской степени (1903), Джонс работал в Королевском Медицинском Колледже в Лондоне (1904). Его интерес постепенно переместился от терапии к неврологии, психиатрии, и, в конечном счете, психоанализу. Вместе с Карлом Юнгом организовал первый Психоаналитический конгресс в Зальцбурге (1908), где он познакомился с Фрейдом. В этом же году он уехал в Канаду, где в течение четырех лет работал в Торонтском Центральном Госпитале и экспериментировал с психоаналитическими методами. Джонс применял психоаналитические принципы к антропологии, фольклору, искусству, и литературе. В своем известном эссе (1910) он интерпретировал характер Гамлета в терминах Эдипова комплекса. Позже эта работа была расширена, дополнена и издана в виде книги «Hamlet and Oedipus» (1949). Джонс сыграл большую роль в создании Американской Психоаналитической Ассоциации (1911). После своего возвращения в Лондон в 1913 году он основал институт и клинику также как и Международный Журнал Психоанализа, который он редактировал до 1939. В значительной степени благодаря его усилиям, Британская Медицинская Ассоциация признала психоанализ в 1929. Когда Гитлер пришел к власти, Джонс помог многим немецким аналитикам эммигрировать в Англию и другие страны, Джонс сыграл решающую роль в предоставлении возможности уехать в Лондон больному Фрейду и его семье. Он автор более 300 статей, монографий по символизму, форми-98
рованию характера и обсессивному неврозу. Мировую известность получила его книга: «The Life and Works of Sigmund Freud» 1-3 vol. (1953-57).
Донцов Александр Иванович
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО. Занимается проблемами социальных конфликтов. Имеет более 90 научных работ.
Основные работы: « Проблемы групповой сплоченности» (1984); «Концепции социальных представлений в современной французской психологии» (в созвт., 1987).
Секреты орфографии. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.
М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с кличами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная и на уроке, и во внеклассной работе.
Прочитав первую часть этой книги, вы
узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке
буквами;
раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и
непроизносимых согласных, ъ и ь;
гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять
инструкции к орфографическим правилам;
узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.
Прочитав вторую часть этой книги, вы
узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить,
если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс,
окончание;
научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися
гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.
Формат: djvu
Размер: 9, 5Мб
Скачать: drive.google
ОГЛАВЛЕНИЕ
Про эту книгу
ЧАСТЬ I
ГЛАВА I. Дорога к письменности
Как обходились без письма?
Древние письмена
ГЛАВА II. Кто-кто в алфавите живёт?
Как возникла наша письменность?
Меня зовут фонема
Для всех ли фонем есть буквы?
ГЛАВА III. В путь за «главным» принципом
«Ошибкоопасные» места
Тайна фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Выходим на «главное» правило
ГЛАВА IV. «Фонемные» и «нефонемные» правила
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
«Нефонемное» правило
ГЛАВА V. Kак «оседлатъ» правило?
Волшебное средство - «самоинструкция»
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам
ГЛАВА VI. Память и грамотность
ЧАСТЬ II
ГЛАВА VII. Из чего строятся слова?
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
ГЛАВА VIII. Приставки-труженицы
Поговорим о всех приставках сразу
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)
Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Самые трудные! (Приставки третьей группы)
Что может означать приставка при-?
Что может означать приставка пре-?
Тренируемся на все вместе
ГЛАВА IX. Смотри в корень!
Слова-«родственники»
Кто командует корнями?
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни
Маленький «загадочный» театр
Послесловие