Генералы войск связи ввс ссср. ВВС России: история развития и актуальный состав

ОАО «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» (ОАО «НПК «КБМ»») - является крупным конструкторским и научно-производственным центром, проводящим серию работ связанных с проектированием, изготовлением, испытанием, а также с комплексной отработкой связанной с вооружением и военной техникой различного направления.

Одна из ведущих задач ОАО «НПК «КБМ»» - это разработка четырех видов комплексов управляемого вооружения: переносных зенитных ракетных комплексов, противотанковых ракетных комплексов, оперативно-тактических ракетных комплексов, а также комплексов активной защиты.

Высококвалифицированные кадры, передовое оборудование, уникальная испытательная база, стенды, средства моделирования, хорошо организованная инфраструктура, являются основополагающими для мощного научного, конструкторского и производственного потенциала ОАО «НПК «КБМ»», что создает оперативную реализацию для замкнутого цикла: разработки - изготовления - испытания.

Перед конструкторскими подразделениями (КП) стоят четыре профилированных задачи: разработка конструкторской и научно-технической документации, проведение исследований, экспериментов, организации испытаний изделий, их составных частей, гарантийного надзора, а также послегарантийное обслуживание при эксплуатации.

Предприятие состоит из ряда научно-технических подразделений, занимающихся разработкой и выполнением НИОКР, для удобства разделенных на четыре основные научно-технические направления: конструкторское управление импортом, экспортом спец. имущества и услуг, ряд подразделений по тематическому планированию, техническому надзору и перспективным разработкам.

Предприятием используется испытательная база, включающая в себя, отделение по испытаниям, чья территория насчитывает три тысячи пятьсот восемьдесят гектаров с рабочей трассой для стрельб видимостью в четыре километра и зоной безопасности дальностью в три, по бокам от одного до двух километров. На полигоне имеется возможность современного метода измерения с помощью телеметрических станций, средств измерения траектории движения, аппаратуры записи бортовых параметров. Инфраструктура отделения, имея необходимые параметры по энергосбережению, связи, ряд огневых позиций, и укрытий для персонала, позволяет производить испытательные работы, на высшем уровне безопасности.

Также КП имеет собственное отделение по сборке и снаряжению производства, размещенное на базе двух корпусов, и оснащенное по требуемым нормативам и правилам о электробезопасности, пожаробезопасности. Изолированные кабины по проведению опасных технологических операций, с возможностью осуществления операций по электропроверке, в конструкцию которых входят грузоподъемные средства, также присутствуют на производстве.

Сертификация с учетом всех условий безопасности у полигона и сборочно-снаряжательного производства наличествует.

Производственной базой обеспечивается процесс изготовления, в которое входят: новые опытные образцы техники, опытная отработка технологических процессов с целью освоения и производственного внедрения, подготовка, освоение и серийное производство, процесс изготовления макетов; также изготавливаются стенды и установки специального технологического и испытательного оборудования. База обладает металлорежущим, химическим, заготовительным, сборочным производствами; цехами производящими штамповку, раскатку, сварку, литье, термическую обработку, а также контрольно-измерительной лабораторией, лабораторией по механическим испытаниям.

Обустроен ряд складских помещений, развита логистика.

Службы предприятия помогают успешному решению поставленных перед предприятием задач. К ним относятся:

  • служба по управлению персоналом, решающая вопросы кадровой политики на предприятии, обеспечения предприятия высококачественными трудовыми ресурсами, их подготовки и развития;
  • служба безопасности, решающая задачи защиты государственной тайны и конфиденциальной информации;
  • служба качества, отвечающая за соответствие системы качества предприятия требованиям международных стандартов;
  • службы экономического и финансового планирования, формирующие и распределяющие финансовые ресурсы предприятия.

Современный бизнес-центр с гостиницей обеспечивает комфортное проживание, прием и обслуживание иностранных специалистов.

Сегодня ОАО «НПК «КБМ»» находится на передовых позициях в мире по разработке противотанковых и переносных зенитных ракетных комплексов, выполнена задача по созданию оперативно-тактических РК и комплексов активной защиты БТВТ. У предприятия мощные, налаженные десятилетиями совместной работы, связи со смежниками, серийными предприятиями.

Развиваются деловые отношения с ведущими фирмами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Выполнена задача по созданию изделий для ОАО «НПК «КБМ»», поставляемые более чем в 60 стран. КБМ - непременный участник престижных международных выставок вооружений и военной техники.

MACHINE BUILDING DESIGN BUREAU

12.04.2017


Коломенское АО «НПК «Конструкторское бюро машиностроения» (КБМ) в 2016 году поставило в российскую армию «Искандеров», переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) и другой техники на сумму более чем 35 миллиардов рублей. Об этом сообщил генеральный директор холдинга «Высокоточные комплексы», куда входит КБМ, Александр Денисов.
«Конструкторское бюро машиностроения — лидер среди организаций холдинга «Высокоточные комплексы» по объемам государственного оборонного заказа». В минувшем году в войска переданы бригадные комплекты ОТРК «Искандер», ПЗРК «Верба» и другая техника более чем на 35 млрд рублей», — сказал Денисов.
По его словам, предприятие активно занимается модернизацией и технологическим перевооружением, вводом новых современных мощностей, разработкой и внедрением отечественного высокотехнологичного оборудования.
ТАСС


КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ


Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ФГУП «КБ машиностроения» (КБМ) в Коломне - один из ведущих российских конструкторских и научно-производственных центров в области военной техники. Предприятие основано в 1942 году Постановлением Государственного Комитета Обороны № 1576 от 11 апреля 1942 года для разработки миномётов. С 1965 г. предприятие возглавил Непобедимый Сергей Павлович. С 1989 г. предприятием руководит Гущин Николай Иванович. С 2003 г. начальником-главным конструктором ФГУП «КБМ» является Гришин Валерий Васильевич. С конца 2005 г. по настоящее время ФГУП «КБМ» руководит Генеральный директор и генеральный конструктор ФГУП «КБМ» Валерий Михайлович Кашин.
Мощный научный, конструкторский и производственный потенциал ФГУП «КБМ» обеспечивается благодаря высококвалифицированным кадрам, производственному оборудованию, уникальной испытательной базе, стендам, средствам моделирования, хорошо организованной инфраструктуре предприятия. У предприятия мощные, налаженные десятилетиями совместной работы связи со смежниками, серийными заводами. Конструкторские и производственные подразделения (включая испытательный полигон) позволяют оперативно реализовывать замкнутый цикл проектирования: «разработка - изготовление - испытания».

Мощный научный, конструкторский и производственный потенциал АО «НПК «КБМ» обеспечивается благодаря высококвалифицированным кадрам, производственному оборудованию, уникальной испытательной базе, стендам, средствам моделирования, хорошо организованной инфраструктуре предприятия. Все это позволяет оперативно реализовывать замкнутый цикл проектирования: разработка — изготовление — испытания.
Конструкторские подразделения (КП) являются основной частью предприятия, на которую возложены задачи по осуществлению конструкторских разработок по четырем научно-техническим направлениям, разработке конструкторской и научно-технической документации, проведению исследований, экспериментов, организации испытаний изделий, их составных частей, гарантийного надзора и послегарантийного обслуживания при эксплуатации.
В состав КП входят научно-технические подразделения, занимающиеся разработкой и выполнением НИОКР по четырем основным научно-техническим направлениям, конструкторские отделения, отделение испытаний; управление по импорту, экспорту специального имущества и услуг, подразделения тематического планирования, технического надзора и перспективных разработок.
ОАО «НПК «КБМ» имеет испытательную базу, в состав которой входит отделение испытаний и сборочно-снаряжательное производство.
Отделение испытаний (ОИ). Территория отделения испытаний составляет 3580 га, рабочая стрельбовая трасса прямой видимости — 4 км. Зоны безопасности: по дальности — 3 км, боковые — 1…2 км.
Полигон оснащен современными средствами измерений траектории движения, телеметрическими станциями, аппаратурой записи бортовых параметров. Инфраструктура полигона имеет необходимое энергосбережение, связь, огневые позиции и укрытия для персонала создают условия для безопасного производства работ.
Стенды механических испытаний и климатические камеры обеспечивают испытания образцов в условиях, соответствующих разным климатическим зонам и требованиям эксплуатации.
Сборочно-снаряжательное производство. Участки производства размещаются в двух корпусах, оснащены в соответствии с нормативными правилами по электробезопасности, предупреждения тушения пожара, изолированными кабинами производства опасных технологических операций и электропроверок, грузоподъемными средствами.
Полигон и сборочно-снаряжательное производство внесены в Государственный реестр, сертифицированы по условиям безопасности.
Производственная база. Обеспечивает изготовление опытных образцов новой техники, опытную отработку технологических процессов для их освоения и внедрения в производство, подготовку, освоение и серийное производство изделий, изготовление макетов, стендов и установок специального технологического и испытательного оборудования, имеет в своем составе металлорежущее, химическое, заготовительные, сборочные производства, цеха для штамповки, раскатки, сварки, литья, термической обработки, контрольно-измерительную лабораторию, лабораторию механических испытаний.
Имеются складские помещения, в том числе для хранения образцов ВиВТ, транспортная служба для обеспечения грузовых перевозок опасных грузов.
Службы предприятия помогают успешному решению поставленных перед предприятием задач. К ним относятся:
— служба по управлению персоналом, решающая вопросы кадровой политики на предприятии, обеспечения предприятия высококачественными трудовыми ресурсами, их подготовки и развития;
— служба безопасности, решающая задачи защиты государственной тайны и конфиденциальной информации;
— служба качества, отвечающая за соответствие системы качества предприятия требованиям международных стандартов;
— службы экономического и финансового планирования, формирующие и распределяющие финансовые ресурсы предприятия.
Современный бизнес-центр с гостиницей обеспечивает комфортное проживание, прием и обслуживание иностранных специалистов.
Сегодня АО «НПК «КБМ» находится на передовых позициях в мире по разработке противотанковых и переносных зенитных ракетных комплексов, созданию оперативно-тактических РК и комплексов активной защиты БТВТ. У предприятия мощные, налаженные десятилетиями совместной работы, связи со смежниками, серийными заводами.
Развиваются деловые отношения с ведущими фирмами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Изделия, созданные АО «НПК «КБМ», поставляются более чем в 60 стран. КБМ — непременный участник престижных международных выставок вооружений и военной техники.

ПРОДУКЦИЯ
На сегодняшний день «Конструкторское бюро машиностроения» - крупный конструкторский и научно-производственный центр, проводящий работы по проектированию, изготовлению, испытанию и в целом комплексной отработке вооружения и военной техники различного направления.
«КБМ» является головным разработчиком комплексов управляемого вооружения по 4-м направлениям:

— оперативно-тактические ракетные комплексы;
Высокоточный тактический ракетный комплекс «Точка-У». Предназначен для эффективного поражения точечных и малоразмерных важнейших целей в тактической глубине войск противника в любых погодных условиях и в любое время суток и года: крупных центров и пунктов управления, узлов связи, частей и подразделений РЭБ, объектов ПВО (ПРО) и ВВС, основной группировки войск противника.

Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э». Оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер-Э» предназначен для скрытной подготовки и нанесения эффективных ракетных ударов по важнейшим малоразмерным и площадным целям в оперативно-тактической глубине построения войск противника.

— переносные зенитные ракетные комплексы;
Переносный зенитный ракетный комплекс «Верба». ПЗРК 9К333 «Верба» предназначен для поражения самолётов, вертолётов, беспилотных летательных аппаратов и крылатых ракет на встречных и догонных курсах в условиях организованных оптических помех при визуальной видимости цели и в ночных условиях. Может применяться в любых географических зонах, в том числе в горных и морских условиях, в температурном диапазоне от -50 до +50 °С.

Переносный зенитный ракетный комплекс 9К338 «Игла-С». Переносный зенитный ракетный комплекс «Игла-С» предназначен для поражения самолетов тактической авиации, вертолетов, крылатых ракет и ДПЛА при их визуальной видимости и в ночных условиях, на встречных и догонных курсах, в условиях фоновых и искусственных тепловых помех.

Переносный зенитный ракетный комплекс 9К38 «Игла». Переносный зенитный ракетный комплекс 9К38 «Игла» предназначен для поражения реактивных, турбовинтовых и винтомоторных самолётов, а также вертолётов при их визуальной видимости и в ночных условиях, на встречных и догонных курсах, в условиях фоновых или искусственных тепловых помех.

— противотанковые ракетные комплексы;
Всепогодный противотанковый ракетный комплекс 9К123 «Хризантема-С». Предназначен для уничтожения современных и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, малотоннажных надводных целей, низколетящих воздушных целей, оборонительных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при наличии пыледымовых помех.

Самоходный противотанковый комплекс 9К123-1 «Хризантема-С» с ракетами 9М123 и 9М123Ф. Предназначен для уничтожения современных и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, малотоннажных надводных целей, низколетящих воздушных целей, оборонительных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при наличии пыледымовых помех.

Самоходный противотанковый ракетный комплекс «Штурм-С». Предназначен для уничтожения современных и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, малотоннажных надводных целей, низколетящих воздушных целей, оборонительных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при наличии пыледымовых помех.

Модернизированный самоходный противотанковый ракетный комплекс «Штурм-СМ» (индекс 9К132). Предназначен для уничтожения современных и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, малотоннажных надводных целей, низколетящих воздушных целей, оборонительных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при наличии пыледымовых помех.

Самоходный противотанковый ракетный комплекс «Штурм-СМЭ» (индекс 9К132-Э). Предназначен для уничтожения современных и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, малотоннажных надводных целей, низколетящих воздушных целей, оборонительных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при наличии пыледымовых помех.

Комплекс управляемого вооружения (шифр «Атака-Т»). Комплекс управляемого вооружения «Атака-Т» предназначен для поражения движущихся и неподвижных современных и перспективных танков, других бронированных (БМП, БТР) и малоразмерных целей (типа ДОТ, ДЗОТ), фортификационных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках, а также воздушных низколетящих со скоростями до 400 км/ч целей днем и ночью, надводных малотоннажных целей.

Комплекс управляемого вооружения Б05С011 (для боевого отделения БМП-2М шифр «Бережок»). Предназначен для установки в башни и боевые отделения различных боевых машин (например, БМП-2М (шифр «Бережок») и БТР-90 (шифр «Росток»)), тягачей и других ВГМ и автомобилей, в корабельные установки, в том числе иностранного производства.

Комплекс управляемого вооружения турельной установки 3М-47 «Гибка». Gредназначен для установки в составе турельной установки 3М-47 «Гибка» (шифр «Гибка-М5» с ракетами типа 9М120-1 и типа «Игла-С», шифр «Гибка-М6» с ракетами типа 9М120-1) на надводные корабли, в башни и боевые отделения различных боевых машин, тягачей и других ВГМ и автомобилей, в том числе иностранного производства.

«Штурм-ВК». Предназначен для уничтожения неподвижных и подвижных наземных целей типа «танк Т-80», «дот», «дзот», легкобронированной техники, малоскоростных воздушных целей типа «вертолет», живой силы в укрытиях. Дальность стрельбы днем составляет 1000-5800 м, ночью – 1000-4000 м.

«Штурм-ВУ». Предназначен для уничтожения складов, дотов, дзотов, легкобронированной техники, неподвижных и подвижных наземных целей типа «танк», малоскоростных воздушных целей типа «вертолет», живой силы, расположенной открыто и сосредоточенной в укрытиях.

«Атака-ВН». Предназначен для поражения танков и других подвижных бронированных целей, железобетонных укрытий, бронеколпаков и полевых укреплений, зенитных комплексов ближнего действия, живой силы в укрытиях и на открытых площадках, а также для ведения борьбы с низколетящими малоскоростными воздушными целями. Обладает высокой эффективностью, точностью, помехозащищенностью.

— комплексы активной защиты.

«Арена». Предназначен для защиты танков и БМП от противотанковых гранат, выстреливаемых из любых типов гранатометов, а также от противотанковых управляемых ракет, запускаемых с земли и с вертолетов, поражающих объект БТВТ как при прямом попадании, так и при пролете над ним.

— тренажеры
Оборудование компьютерного учебного класса по изучению ПЗРК 9Ф877

«Конус». Универсальный комплексный тренажер стрелков-зенитчиков ПЗРК типа «Игла»

Тренажёры, поставляемые в составе комплексов, разработанных АО «НПК «КБМ»

Предприятие активно развивает деловые отношения с ведущими фирмами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, участвует в международных выставках вооружений и военной техники.

ИСТОРИЯ
Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Конструкторское бюро машиностроения (КБМ) создано Постановлением Государственного Комитета Обороны № 1576 от 11 апреля 1942 г. специально для разработки минометного вооружения.
За короткий срок из отдельных разрозненных войной конструкторских групп был организован технически сильный творческий коллектив во главе с Б. И. Шавыриным, развернувший работы по обеспечению нужд фронта в минометном вооружении. В сложных и исключительно трудных условиях военного времени коллектив КБМ оперативно решает различные вопросы, выявленные в процессе эксплуатации минометов в войсках, осуществляет авторский надзор на заводах и непосредственно на фронте, налаживает непрерывно нарастающее в процессе войны производство минометного вооружения.
Конструкторы КБМ разработали несколько модификаций образцов минометов для различных условий боевого применения, осуществили доработку 82-, 107- и 120-мм минометов.
Творческий результативный труд конструкторского коллектива был высоко оценен партией и правительством. В 1942 году Сталинской премии были удостоены начальник и главный конструктор СКБ Б. И. Шавырин, заместитель главного конструктора Е. А. Ягупов и начальник группы Г. Д. Ширенин. Выдающуюся роль в создании новых образцов минометного вооружения сыграли такие яркие специалисты, как Н. А. Доровлев, С. В. Гусовский, А. Г. Соколов, С. П. Ванин, П. В. Горячев, В. И. Лукандер, С. Б. Добринский.
История коллектива КБМ хранит немало ярких страниц достижений в его творческой деятельности. Так в минометном вооружении — значительная часть минометов нашей армии (около 80%), участвовавших в боевых операциях Великой Отечественной войны, были разработаны коллективом КБМ, сыграв огромную роль в достижении Великой Победы 1945 г.
В послевоенный период (1947-56 гг.) разработана система минометного вооружения Советской армии, завершившаяся созданием самого мощного, единственного в мире, миномета — 420-мм самоходной минометной установки «Ока».Сегодня открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Конструкторское бюро машиностроения» (ОАО «НПК «КБМ») — крупный конструкторский и научно-производственный центр, проводящий работы по проектированию, изготовлению, испытанию и в целом комплексной отработке вооружения и военной техники различного направления.
В противотанковом вооружении (ПТРК) — разработаны первый в СССР ПТУРС «Шмель» и самый массовый в мире комплекс «Малютка», впервые применена одноканальная система управления. В 70-80 гг. были созданы первые в мире сверхзвуковая управляемая ракета «Штурм» и на ее основе система вооружения Сухопутных войск с комплексами «Штурм-В» (вертолетным) и «Штурм-С» (самоходным). В 2005 году сдан на вооружение нашей армии всепогодный ПТРК «Хризантема-С», имеющий выдающиеся технические и боевые характеристики.
АО «НПК «КБМ» является головным разработчиком комплексов управляемого вооружения по четырем направлениям:
— переносные зенитные ракетные комплексы;
— противотанковые ракетные комплексы;
— оперативно-тактические ракетные комплексы;
— комплексы активной защиты.
В классе ПЗРК КБ машиностроения — мировой лидер и единственное в России предприятие по созданию комплексов этого класса, способных вести эффективную борьбу с низколетящими самолетами и вертолетами. Начатые в 60-х годах на предприятии разработки в этом направлении дали целую серию ПЗРК: «Стрела-2» (первый в СССР), «Стрела -2М», «Стрела-3», «Игла-1», «Игла», «Игла-С». Впервые в мире были решены задачи стрельбы ПЗРК навстречу, защищенности от тепловых помех, залповой стрельбы. Впервые в мире для ПЗРК применено детонирующее топливо. Комплекс «Игла-С» сегодня пользуется большой популярностью и стоит на вооружении не тольк
о армии РФ, но и многих зарубежных армий.
В классе ТРК и ОТРК КБ машиностроения держит лидирующие позиции. Начиная с 70-х годов, на вооружение армии поступили ТРК «Точка», «Точка-У» и ОТРК «Ока» и «Искандер». «Точка» стала первым в мире мобильным и высокоточным ТРК. Поступивший на вооружение в 1980 г. ОТРК «Ока» не имел себе равных в мире, но в 1987-89 гг. был уничтожен в соответствии с советско-американским Договором о ликвидации РСМД. В классе ОТРК дальнейшей разработкой стал всемирно известный комплекс «Искандер».
По комплексам активной защиты КБМ впервые решило принципиально новую сложнейшую научно-техническую проблему и создало КАЗ «Арена», способный поражать средства, представляющие наибольшую угрозу для объектов бронетанковой техники, что позволяет поднять их выживаемость на поле боя.
Мощный научный, конструкторский и производственный потенциал ОАО «НПК «КБМ» обеспечивается благодаря высококвалифицированным кадрам, производственному оборудованию, уникальной испытательной базе, стендам, средствам моделирования, хорошо организованной инфраструктуре предприятия. У предприятия мощные, налаженные десятилетиями совместной работы связи со смежниками, серийными заводами. Конструкторские и производственные подразделения (включая испытательный полигон) позволяют оперативно реализовывать замкнутый цикл проектирования: «разработка — изготовление — испытания».
Предприятие активно развивает деловые отношения с ведущими фирмами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, участвует в международных выставках вооружений и военной техники.

Предназначенный для защиты центров, районов страны (административных, промышленно-экономических), группировок войск и важных объектов от ударов противника с воздуха и космоса, обеспечения действий Сухопутных войск и , нанесения ударов по авиационным, сухопутным и морским группировкам противника, его административно-политическим и военно-экономическим центрам.

Основными задачами ВВС в современных условиях являются:

  • вскрытие начала нападения воздушного противника;
  • оповещение главных штабов Вооруженных Сил, штабов военных округов, флотов, органов гражданской обороны о начале воздушного нападения противника;
  • завоевание и удержание господства в воздухе;
  • прикрытие войск и объектов тыла от воздушной разведки, ударов с воздуха и космоса;
  • авиационная поддержка Сухопутных войск и сил Флота;
  • поражение объектов военно-экономического потенциала противника;
  • нарушение военного и государственного управления противника;
  • поражение ракетно-ядерных, противовоздушных и авиационных группировок противника и его резервов, а также воздушных и морских десантов;
  • поражение корабельных группировок противника в море, океане, на военно-морских базах, в портах и пунктах базирования;
  • выброска боевой техники и высадка войск;
  • перевозка по воздуху войск и боевой техники;
  • ведение стратегической, оперативной и тактической воздушных разведок;
  • контроль за использованием воздушного пространства в приграничной полосе.

В мирное время Военно-воздушные силы выполняют задачи по охране государственной границы России в воздушном пространстве, оповещают о полетах иностранных разведывательных аппаратов в приграничной полосе.

Военно-воздушные силы включают в себя воздушные армии Верховного Главного командования стратегического назначения и Верховного Главного командования военно-транспортной авиации; Московский округ ВВС и ПВО; армии ВВС и ПВО: отдельные корпуса ВВС и ПВО.

В состав ВВС входят следующие рода войск (рис. 1):

  • авиация (рода авиации — бомбардировочная, штурмовая, истребительная, противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная);
  • зенитные ракетные войска;
  • радиотехнические войска;
  • специальные войска;
  • части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса «воздух-поверхность».

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также веления борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Рис. 1. Структура Военно-воздушных сил

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппарату рой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

На вооружении ВВС состоят самолеты Ту-160 (рис. 2), Ту-22МЗ, Ту-95МС, Су-24, Су-34, МиГ-29, МиГ-27, МиГ-31 разных модификаций (рис. 3), Су-25, Су-27, Су-39 (рис. 4), МиГ-25Р, Су-24MP, А-50 (рис. 5), Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-124, Ил-76, Ил-78; вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-17, Ми-26, Ка-31, Ка-52 (рис. 6), Ка-62; зенитные ракетные системы С-200, С-300, С-300ПМ (рис. 7), С-400 «Триумф», радиолокационные станции и комплексы «Противник-Г», «Небо-У», «Гам- ма-ДЕ», «Гамма-С1», «Каста-2».

Рис. 2. Стратегический сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик Ту-160: размах крыльев — 35.6/55,7 м; длина — 54,1 м; высота — 13.1 м; масса максимальная взлетная — 275 т; максимальная боевая нагрузка — 45 т; крейсерская скорость — 960 км/ч; дальность действия — 7300 км; потолок — 18000 м; вооружение — ракеты, бомбы (в том числе ядерные); экипаж — 4 человека

Рис. 3. Многоцелевой истребитель МиГ-31Ф/ФЗ: размах крыла — 13,46 м; длина — 22,67 м; высота — 6,15 м; масса максимальная взлетная — 50 000 кг; крейсерская скорость — 2450 км/ч; дальность — 3000 км; боевой радиус действия — 650 км; потолок — 20 000 м; вооружение — 23-мм шестиствольная пушка (260 патронов, скорострельность — 8000 выстрелов/мин); боевая нагрузка — 9000 кг (УР, бомбы); экипаж — 2 человека

Рис. 4. Штурмовик Су-39: размах крыла — 14,52 м; длина — 15,33 м; высота — 5.2 м; максимальная скорость у земли — 2450 км/ч; дальность — 1850 км; потолок — 18 000 м; вооружение — 30-мм пушка; боевая нагрузка — 4500 кг (ПТРК с ПТУР. ПКР, НУР, У Р. бомбы — обычные, наводимые, кассетные, ядерные)

Рис. 5. Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50: размах крыла — 50,5 м; длина — 46,59 м; высота — 14,8 м; масса нормальная взлетная — 190 000 кг; максимальная крейсерская скорость — 800 км/ч; дальность — 7500 км; потолок — 12000 м; дальность обнаружения целей: воздушных — 240 км, надводных — 380 км; экипаж — 5 человек + 10 человек тактический расчет

Рис. 6. Боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор»: диаметр несущего винта — 14,50 м; длина с вращающимися винтами — 15,90 м; масса максимальная — 10 400 кг; потолок — 5500 м; дальность действия — 520 км; вооружение — 30-мм пушка с боезапасом в 500 патронов; боевая нагрузка — 2000 кг на 4 узлах подвески (ПТУР, унифицированные контейнеры с пулеметным и пушечным вооружением, НУР, УР); экипаж — 2 человека

Рис. 7. Зенитная ракетная система С-300-ПМ: поражаемые цели — самолеты, крылатые и тактические ракеты всех типов; зона поражения — дальность 5-150 км, высота 0,025-28 км; число одновременно поражаемых целей — до 6; число одновременно наводимых ракет на цель — 12; время готовности к боевой работе с марша — 5 мин

ВВС Украины были созданы в 2004 году, именно тогда объединились военные силы и Войска воздушной обороны. Если говорить о численности ВВС, то на сегодняшний день она составляет всего 45 200 человек, а вот что касается наличия боевых машин, то их насчитывается всего лишь 210 боевых самолетов и около 50 грузовых. В 2016 году армия Украины немного пополнила свой боевой запас благодаря партнерским вложениям других стран, в том числе большую помощь оказали США и европейские страны.

После того как произошел распад СССР, Украина осталась с большим приданым. Многие эксперты говорят о том, что авиапарк, который остался в Украине, был современным. Страна, которая на то время только претендовала на звание региональной державы, могла себя полностью с такой техникой защитить. Можно даже с уверенностью говорить о том, что в государстве изначально имелась техника, которая не совсем бы пригодилась, например, это Ту-160 и Ту-22, в Украине их после распада было приблизительно 80 единиц.

Как создавались Военно-воздушные силы?

Впервые о создании ВВС было принято решение 17 марта 1992 года, на то время команда управления воздушными силами только формировалась, и делалось это все в городе Виннице на базе 24-й армии. В истории государственности зарегистрировано было изначально всего четыре воздушные армии, в которые входили 10 дивизий, 50 полков авиации, 11 замечательных эскадрилий, ну и, конечно, учреждения для обучения военному делу. Позже был выбран командующий ВВС Украины, в подчинении которого было 600 частей, 2800 единиц транспорта различного назначения, а также 121 000 военных.

Вооружение ВВС

Изначально воздушные силы состояли из трех армий, в которые входило 1100 боевых самолетов разного назначения:

  • На вооружении имелись истребители, которыми управляло две дивизии из восьми полков. Из техники числились МиГ 23, в количестве 80 самолетов, МиГ 29 - 220 единиц техники и Су-27, которых насчитывалось всего 40 единиц.
  • Вооружение ВВС Украины состояло также из двух дивизий из пяти полков с фронтовыми бомбардировщиками, количество которых составляло 150 самолетов данного вида, также имелась и дальняя авиация, но она числилась в другой дивизии из трех полков.

  • На Украине большое значение придавалось разведывательной авиации, поэтому на счету ВВС было три полка и 87 единиц техники.

Надо отметить, что вся техника досталась Украине после распада СССР, после чего ВВС пришлось переживать не самые лучшие времена, так как из самой мощной армии ВВС в Европе осталось мало той силы, которая была ранее, но при всем этом армия еще существует.

Структура ВВС

ВВС Украины имеют свою определенную структуру:

  • В первую очередь сюда входит авиация, которая состоит из тактической и транспортной.
  • Также особое место занимает противовоздушная оборона с зенитными войсками и радиотехническими специализированными подразделениями.
  • Отводится внимание и специальным войскам.

Именно такая структура обеспечивает безопасность государства в направлении военно-воздушных сил страны.

Что собой представляет тактическая авиация?

Тактическая авиация включает в себя несколько направлений, где присутствуют разные самолеты ВВС Украины.

Бомбардировочная авиация составляет основу военно-воздушных сил, так как основное ее направление - уничтожать группировки войск в местах их базирования, а также именно с помощью этой техники можно уничтожать военно-промышленные объекты врагов и проникать вглубь тактических объектов.

Штурмовая авиация также является основой безопасности, так как цель использования этих войск состоит в проникновении вглубь вражеского тыла с целью уничтожения боевой техники и подразделений.

Истребительная авиация прекрасно подходит для борьбы с противником в воздухе и с легкостью сможет поразить самолеты, вертолеты, БПЛА и даже некоторые крылатые ракеты.

Разведывательная авиация используется с целью сбора информации в местах базирования противника.

Авиация РЭБ ведет радиоактивную защиту в воздушном пространстве.

Для чего нужна транспортная авиация и противовоздушная оборона?

ВВС Украины имеют в своем распоряжении и транспортную авиацию. Конечно, она развита не на таком высоком уровне, как тактическая, но считается обязательным ее дополнением. Дело в том, что транспортная авиация позволяет войскам десантироваться, перевозить военнослужащих и обеспечивать их разными материальными средствами с воздуха. Что касается противовоздушной обороны, то здесь все предельно просто, с помощью зенитно-ракетных и радиотехнических войск есть возможность защитить себя от нападения с воздуха.

В чем суть специальных войск авиации?

Роль специальных войск в Украине довольно большая. Важно помнить, что воинские части, специализированные подразделения, инженерные войска химической и биологической защиты - все это также входит в ВВС Украины. Численность их большая и именно здесь есть специализированные части для материального, технического, медицинского обеспечения, а также органы печати военной отрасли.

Командование ВВС

За всю историю формирования ВВС Украины состав командования менялся всего лишь несколько раз:

  • Первым командиром ВВС стал генерал-полковник Торопчин Анатолий Яковлевич, который пробыл на этом посту всего три года - с 2004 по 2007.
  • На смену Торопчину пришел Руснак Иван Степанович, пробывший в звании командующего с 2007 по 2010 год.
  • Далее командующим стал небезызвестный сейчас генерал-полковник Онищенко Сергей Иванович, в этой должности он пробыл до 2012 года.
  • Следующим приемником стал Байдак Юрий Аврамович, управляющий армией ВВС с 2012 года по 2015 год.

  • Сейчас главнокомандующим ВВС является Дроздов Сергей Семенович, который заступил на эту должность в 2015 году.

Что собой представляет формирование ВВС

На сегодняшний день сказать что-то определенное о составе ВВС Украины сложно, так как многие факты по ряду причин являются засекреченными, но имеются данные о подразделениях, которые существуют и до сегодняшнего дня:

  1. Воздушное командование «Запад».
  2. ВВС «Центр».
  3. Воздушные Силы «Юг».

Все эти командования располагаются в таких городах Украины, как Винница, Харьков, Николаев, Киев и Одесса.

Какая летательная техника есть на вооружении на сегодняшний день?

На сегодняшний день в Украине насчитывается не столько много военной техники, как было после распада СССР. Состояние ВВС Украины плачевное, а вооружение, которое имеется, давно уже устарело или требует тщательного ремонта. Рассмотрим основные виды летательных аппаратов, которые есть на данный момент в Украине:

  1. ВВС насчитывает всего одну БПЛА.
  2. Су-27 сегодня есть в количестве 20 машин.
  3. МиГ-29 находится в количестве 80 машин.
  4. Су-24 - 22 машины.
  5. Су-24МР составляет всего 11 машин.
  6. Су-25 находится в количестве 14 машин.

Во время вооруженного конфликта на Донбассе Украина понесла потери в летательной технике, поэтому правильнее всего будет предполагать, что выше перечисленное количество немного изменилось.

Продажа авиационной техники в Украине

В Украине не только насчитывается авиация, но есть и все возможности для того, чтобы производить самолеты, а потом экспортировать их в другие страны. На сегодняшний день существует целый ряд самолетов, вертолетов и БПЛА, которые сняты с вооружения у ВВС Украины. Количество такой техники растет с каждым днем, так как требуется дополнительная материальная помощь для поддержания армии государства, как правило, продаются далеко не худшие образцы, а техника, которая имеет не такой большой износ. Конечно, дополнительной доход - это хорошо, но надо помнить и о том, что обороноспособность страны тоже значительно уменьшается. Самыми большими сделками по продаже авиатехники можно считать:

  1. Продажу Алжиру практически 30 вертолетов МИ-24, эта сделка состоялась еще в 1999 году.
  2. В 2000 году Украина продала 6 МиГ-27 Шри-Ланке, самолеты находились в отличном состоянии, так как прошли не только досмотр, но и полное переоборудование.
  3. В 2001 году в Македонию отправились 17 вертолетов Ми-24 и Ми-8.
  4. Самый большой экспорт техники совершен в 2012 году, когда было продано 231 военный самолет и вертолет. Среди этой техники были совсем новые экспонаты, все остальные самолеты были на вооружении в ВВС.

Какие изменения будут в ВВС в 2017 году?

В 2017 году Украина планирует нарастить свои боевые возможности, при этом основная часть денежных средств должна поступить на то, чтобы начала развиваться именно авиация. Планируется не только закупить новые боевые машины, но и отремонтировать те, которые уже имеются на вооружении. В программу входит модернизация и ремонт 60 самолетов и вертолетов. Особое внимание планируют уделить радиотехническим войскам, для этого потребуется закупить специальную технику для связи и обеспечения радиотехникой полетов. По отчетам прошлого года можно говорить о том, что уже немного пополнилось вооружении ВВС Украины. Фото летательных боевых машин Су-25 есть даже в интернете, при этом указано, что модернизированные боевые машины смогли получить новое обеспечение, которое позволяет не только держать оборону, но и пользоваться специально установленной защитой от ракет с инфракрасным самонаведением. Также Су-25 может похвастаться и спутниковой навигацией, системой воздушных сигналов, а также современными счетчиками прицела.

Говорить о том, что Военно-воздушные силы Украины поменяются к лучшему, не стоит, так как на сегодняшний день у государства просто нет денежных возможностей, чтобы проводить модернизацию и улучшать технику, при этом у Украины даже нет денег, чтобы сохранить ту технику, которая уже имеется, на должном уровне. Если и будут делаться какие-то покупки новых машин, то они будут не совсем качественными, скорее всего это будут летательные аппараты, закупленные в Китае, а, как известно, та техника значительно уступает по своему качеству даже европейским аналогам. Специалисты из Украины очень тщательно следят за всеми новинками и пытаются найти партнеров, с которыми бы можно было вместе работать над новыми проектами в области авиации. Небольшой потенциал в этом направлении у государства имеется, например, существуют предприятия «Антонов» и «Мотор Сич», которые помогают модернизировать устаревшую технику. Как будет все складываться в дальнейшем, можно только предполагать, но пока что в перспективах больших изменений нет, а экономическая ситуация, которая складывается сейчас, наоборот, усугубляет возможность пополнения военного потенциала.

Значение военно-воздушных сил в современной войне огромно, и конфликты последних десятилетий наглядно это подтверждают. ВВС России по количеству летательных аппаратов уступает только американским военно-воздушным силам . Российская военная авиация имеет давнюю и славную историю, до недавнего времени ВВС России являлись отдельным видом войск, в августе прошлого года российские военно-воздушные силы вошли в состав Воздушно-космических сил Российской Федерации.

Россия – несомненно, является великой авиационной державой. Кроме славной истории, наша страна может похвастать значительным технологическим заделом, который позволяет самостоятельно выпускать военные самолеты любых видов.

Сегодня российская военная авиация переживает не самый простой период своего развития: меняется ее структура, на вооружение поступает новая авиационная техника, происходит смена поколений. Однако события последних месяцев в Сирии показали, что ВВС России могут успешно выполнять свои боевые задачи в любых условиях.

История военно-воздушных сил ВВС России

История российской военной авиации началась более столетия назад. В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, его руководителем стал один из создателей аэродинамики Жуковский. В его стенах велись научные и теоретические работы, направленные на улучшения авиационной техники.

В этот же период российский конструктор Григорович работал над созданием первых в мире гидросамолетов. В стране были открыты первые летные училища.

В 1910 году был организован Императорский военно-воздушный флот, который просуществовал вплоть до 1917 года.

Российская авиация принимала активное участие в Первой мировой войне, хотя отечественная промышленность того времени значительно отставала от других стран-участниц этого конфликта. Большинство боевых самолетов, на которых летали российские летчики того времени, были изготовлены на иностранных заводах.

Но все же были интересные находки и у отечественных конструкторов. В России был создан первый многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» (1915 год).

Российский военно-воздушный флот делился на авиаотряды, в состав которых входило по 6-7 самолетов. Отряды объединялись в авиагруппы. Своя авиация была у армии и у флота.

В начале войны самолеты применялись для разведки или корректировки артиллерийского огня, но очень быстро их стали применять и для бомбардировки неприятеля. Вскоре появились и истребители, начались воздушные бои.

Российский пилот Нестеров совершил первый воздушный таран, а несколько ранее он выполнил знаменитую «мертвую петлю».

Императорский военно-воздушный флот был расформирован после прихода к власти большевиков. Многие пилоты участвовали в гражданской войне на разных сторонах конфликта.

В 1918 году новая власть создала свои ВВС, которые принимали участие в гражданской войне. После ее окончания руководство страны уделяло большое внимание развитию военной авиации. Это позволило СССР в 30-е годы после проведения масштабной индустриализации опять вернуться в клуб ведущих авиационных держав мира.

Были построены новые авиационные заводы, создавались конструкторские бюро, открывались летные училища. В стране появилась целая плеяда талантливых авиаконструкторов: Поляков, Туполев, Ильюшин, Петляков, Лавочников и другие.

В предвоенный период вооруженные силы получили большое количество новых образцов авиационной техники, которая не уступала зарубежным аналогам: , истребители МиГ-3 , Як-1, ЛаГГ-3, дальний бомбардировщик ТБ-3 .

К началу войны советская промышленность успела выпустить более 20 тыс. военных самолетов различных модификаций. Летом 1941 года заводы СССР выпускали 50 боевых машин в сутки, через три месяца производство техники увеличилось в два раза (до 100 машин).

Война для ВВС СССР началась с ряда сокрушительных поражений — огромное количество самолетов было уничтожено на приграничных аэродромах и в воздушных боях. Почти два года немецкая авиация имела господство в воздухе. Советские летчики не имели надлежащего опыта, их тактические приемы были устаревшими, как и большая часть советской авиационной техники.

Ситуация начала меняться только к 1943 году, когда промышленность СССР освоила выпуск современных боевых машин, а немцам пришлось лучшие силы отправить на защиту Германии от налетов авиации союзников.

К концу войны количественное превосходство ВВС СССР стало подавляющим. За годы войны погибло более 27 тысяч советских летчиков.

16 июля 1997 года Указом президента России был сформирован новый вид войск – ВВС Российской Федерации. В состав новой структуры вошли войска противовоздушной обороны и военно-воздушные силы. В 1998 году были завершены необходимые структурные изменения, был сформирован Главный штаб ВВС РФ, появился новый главком.

Военная авиация России участвовала во всех конфликтах на Северном Кавказе, в грузинской войне 2008 года, в 2019 году российские ВКС были введены в Сирию, где они находятся и в настоящий момент.

Примерно с середины прошлого десятилетия началась активная модернизация российских военно-воздушных сил.

Проводится модернизация старых самолетов, в подразделения поступает новая техника, строятся новые и восстанавливаются старые авиационные базы. Ведется разработка истребителя пятого поколения Т-50 , которая находится на завершающем этапе.

Значительно увеличено денежное довольствие военнослужащих, в наши дни пилоты имеют возможность проводить в воздухе достаточно времени и оттачивать свое мастерство, учения стали регулярными.

В 2008 году стартовала реформа военно-воздушных сил. Структура ВВС была поделена на командования, авиационные базы и бригады. Командования создавались по территориальному принципу и заменили армии ПВО и ВВС.

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ , а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Четыре командования расположены в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Хабаровске и Новосибирске. Кроме того, в состав ВВС РФ входит отдельное командование, которое руководит дальней и военно-транспортной авиацией.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

После проведения реформы 2008 года авиаполки превратились в авиационные базы, в 2010 году насчитывалось 60-70 таких баз.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ .

Военная авиация ВВС России

В состав ВВС России входит стратегическая и дальняя авиация, военно-транспортная и армейская авиация, которая, в свою очередь, делится на истребительную, штурмовую, бомбардировочную, разведывательную.

Стратегическая и дальняя авиация входит в состав российской ядерной триады и способна нести различные виды ядерного оружия.

. Эти машины были разработаны и построены еще в Советском Союзе. Толчком к созданию этого самолета стала разработке американцами стратега В-1. Сегодня на вооружении ВВС РФ стоит 16 самолетов Ту-160. Эти военные самолеты могут быть вооружены крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами. Сумеет ли российская промышленность наладить серийный выпуск этих машин – вопрос открытый.

. Это турбовинтовой самолет, совершивший первый полет еще при жизни Сталина. Данная машина прошла глубокую модернизацию, она может быть вооружена крылатыми ракетами и свободнопадающими бомбами как с обычной боевой частью, так и с ядерной. В настоящее время количество действующих машин — около 30.

. Эта машина называется дальним сверхзвуковым бомбардировщиком-ракетоносцем. Ту-22М разработан в конце 60-х годов прошлого столетия. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Может нести крылатые ракеты и бомбы с ядерной боевой частью. Общее количество боеспособных машин – около 50, еще 100 находятся на хранении.

Истребительная авиация ВВС России в настоящее время представлена самолетами Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-35, МиГ-31, Су-34 (истребитель-бомбардировщик).

. Эта машина – результат глубокой модернизации Су-27, ее можно отнести к поколению 4++. Истребитель имеет повышенную маневренность и оснащен совершенным электронным оборудованием. Начало эксплуатации Су-35 – 2014 год. Общее количество самолетов – 48 машин.

. Знаменитый штурмовик, созданный еще в середине 70-х годов прошлого века. Одна из лучших в мире машин своего класса, Су-25 участвовал в десятках конфликтов. Сегодня на вооружении стоит около 200 «Грачей», еще 100 находятся на хранении. Проводится модернизация этого самолета, которая будет закончена в 2020 году.

. Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла, созданный для преодоления вражеской ПВО на малой высоте и сверхзвуковой скорости. Су-24 – морально устаревшая машина, ее планируют списать до 2020 года. В строю остается 111 единиц.

. Новейший истребитель-бомбардировщик. Сейчас на вооружении ВВС РФ находится 75 подобных самолетов.

Транспортная авиация российских ВВС представлена несколькими сотнями различных самолетов, в подавляющем большинстве разработанных еще в СССР: Ан-22 , Ан-124 «Руслан» , Ил-86 , Ан-26 , Ан-72 , Ан-140, Ан-148 и другими моделями.

К учебной авиации относятся: Як-130, чешский самолет L-39 Albatros и Ту-134УБЛ .

Больше всего на вооружении остается вертолетов Ми-24 (620 ед.) и Ми-8 (570 ед.). Это надежные, но старые советские машины, которые вполне можно будет использовать еще некоторое время после минимальной модернизации.

Перспективы ВВС России

Сейчас ведутся работы над созданием нескольких летательных аппаратов, часть из них — в завершающей стадии.

Основной новинкой, которая должна в ближайшее время поступить на вооружение ВВС РФ и значительно усилить их, является российский комплекс фронтовой авиации пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Самолет уже неоднократно был показан широкой публике, в настоящее время проходят испытания опытных образцов. В СМИ появлялась информация о проблемах с двигателем Т-50, но официальных подтверждений этому не было. Первые самолеты Т-50 должны поступить в войска в 2019 году.

Из перспективных проектов еще стоит отметить транспортные самолеты Ил-214 и Ил-112 , которые должны заменить устаревшие Аны, а также новый истребитель МиГ-35 , его планируют начать поставлять в войска уже в этом году.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Top