Михаил всеволодович. Михаил черниговский, благоверный князь

Близко по времени создания к "Житию Александра Невского" и "Житие Михаила Черниговского". Это иной тип княжеского жития эпохи монголо-татарского ига. В 1246 г. в Орде по приказанию Батыя был убит черниговский князь Михаил Всеволодович вместе с сопровождавшим его в Орду боярином Федором. Убийство носило политический характер, но в Житии гибель Михаила представлена как добровольное страдание за православную веру.

Дочь Михаила Всеволодовича, ростовская княгиня Марья вместе с сыновьями установила церковное почитание Михаила и боярина Феодора в Ростове. В связи с этим было написано проложное житие Михаила Черниговского -- краткий рассказ о его гибели в Орде. Житие было написано до 1271 г. (года смерти княгини Марьи). Это краткое проложное "Житие Михаила Черниговского" послужило основой для целого ряда более поздних и более пространных редакций житийного повествования о гибели в Орде черниговского князя. Первая из этих редакций была составлена в конце XIII -- начале XIV в. священником Андреем.

Пришедший в Орду на поклон к Батыю черниговский князь отказывается выполнять татарские обряды: пройти меж огней и поклониться татарским идолам. Михаила убивают. Боярин Федор поступает так же, как его господин, и тоже гибнет. Отправляясь в Орду, и Михаил и Федор знают, что их ждет там гибель, но они для того и идут, чтобы "обличить" идолопоклонство -- "нечестивую веру". Эта линия Жития имеет ярко выраженную церковную окраску. Но в Житии не менее сильна и линия психологически-драматическая. Находившийся в это время в Орде внук Михаила, ростовский князь Борис, и другие русские, случившиеся в это время в Орде, уговаривают черниговского князя подчиниться воле татар, обещая со всеми своими людьми принять за него епитимью. Боярин Федор опасается, что уговоры подействуют на князя: вспомнив "женьскую любовь и детей ласкание", князь уступит и подчинится требованиям татар. Но Михаил тверд. Он решил выполнить долг до конца. Сняв с себя княжеский плащ, Михаил бросает его в ноги уговаривающих и восклицает: "Примите славу света сего, ея же вы хощете". С драматическими подробностями, замедляющими повествование и усиливающими его эмоциональное воздействие, рассказывается, как были убиты Михаил и Федор.

Эта вторая линия Жития -- рассказ об обстоятельствах убийства князя и боярина делала его не отвлеченным церковно-религиозным повествованием о страдании за веру, но животрепещущим рассказом о татарской жестокости и о непреклонной гордости русского князя, который жертвует жизнью за честь своей земли.

В первой половине XIV в. в агиографии, как и в летописании, можно отметить те же явления, что и в предшествующий период. Пишутся жития подвижников церкви и монашества, княжеские жития. Княжеские жития-мартирии данного этапа развития литературы можно рассмотреть на примере памятника тверской литературы -- "Повести о Михаиле Тверском". Написана она по образцу "Жития Михаила Черниговского". Князь Михаил добровольно идет в Орду. Но самоотверженность его объясняется уже не религиозными мотивами, а заботой о судьбе своего княжества. Рассказ об унижениях Михаила Ярославича в Орде, об обстоятельствах его гибели осложнен рядом сильных деталей и психологически острых ситуаций.

1179 год — 1246 год

Князь Михаил Всеволодович Черниговский - первый из русских правителей, отказавшихся ради сохранения жизни и власти предать православную веру. Убит в Золотой Орде по приказу Батыя. Канонизирован Русской православной церковью.

Детство

Михаил Всеволодович Черниговский родился в 1179 году. Его отец - Всеволод Святославович по прозвищу Рыжий или Черемной - был активным участником княжеских усобиц и в разное время занимал стародубский, черниговский и киевский престолы. В 1178 году он женился на дочери польского короля Казимира II Справедливого Марии. Через год после свадьбы у них родился первый сын - Михаил.

О детстве княжича сохранилось мало сведений. Следующее, после даты рождения, упоминание о молодом князе в источниках относится к 1186 году. В возрасте 7 лет Михаил тяжело заболел, но был исцелен переяславским столпником Никитой и 16 мая того же года на месте исцеления был возведен каменный крест.

В княжеских усобицах

Следующий раз мы встречаем Михаила уже взрослым, 27-летним человеком, активно участвующим в междоусобной борьбе и далее его биография - это череда временных политических союзов, заключенных и нарушенных договоров, войн и походов. Она мало чем отличается от биографий остальных представителей рода Рюриковичей того неспокойного времени феодальной раздробленности и перманентной внешней опасности.

Достигнув солидного по средневековым понятиям возраста, Михаил еще не был правителем какого-либо княжества, играл малозаметную роль в сложных княжеских отношениях. Первую «отчину» обеспечил Михаилу его отец Всеволод Черемной. В августе-сентябре 1206 года он изгнал из Переславля Южного князя Ярослава Всеволодовича и посадил там сына. Правда владетельным князем Михаил оставался недолго и через несколько месяцев был вынужден оставить Переславль.

В 1211 году, довольно поздно по меркам средневековья, Михаил женился на Елене - дочери влиятельного галицкого князя Романа Мстиславовича. В этом браке родилось трое детей: две дочери Мария и Феодулия (будущая святая Евфросиния Суздальская) и сын Ростислав.

1223 год имеет особое значение в отечественной истории. К этому времени на горизонте уже появился один из самых серьезных противников Древней Руси - монголо-татары во главе с Чингисханом. Они покорили Среднюю Азию, Закавказье и вышли в причерноморские и придонские степи, заселенные половцами и приграничные по отношению к русским княжествам. Отношения русских и половцев - это история не только соперничества, вражды, но и союзничества. Русские князья, и в их числе отец Михаила Всеволод Черемной, нередко использовали половецкую военную силу в своей борьбе с другими Рюриковичами. Теперь же, когда настало время общей опасности, половцы обратились к русским князьям за помощью. В 1223 году Михаил как младший князь заседал на созванном по этому поводу княжеском съезде, а 31 мая в составе объединенного русско-половецкого войска участвовал в битве на реке Калке. Ему повезло, он остался в живых и в том же году получил черниговский стол, поскольку в битве погиб его дядя - черниговский князь. Владение богатым, обширным, расположенным в центре русских земель Черниговским княжеством, мгновенно выдвинуло Михаила Всеволодовича в первый ряд политиков своего времени.

В 1224 году Михаил совместно с великим владимирским князем Юрием Всеволодовичем пошел походом на и на короткое время получил там княжение. В 1225 году он добровольно уехал из Киева в свою отчину - Чернигов. Причина этого поступка князя осталась неизвестной. В 1226 году Чернигов занял Олег Курский и перед Михаилом встала задача вернуть себе родовое княжество. Это ему удалось при помощи влиятельных сил: дружин двух великих князей Юрия Всеволодовича Владимирского и Владимира Рюриковича Киевского, а также поддержки митрополита Кирилла. В 1228 году в союзе с Владимиром Киевским Михаил пошел походом на своего ближайшего родственника галицко-волынского князя Даниила Романовича. Поход был успешным и привел к освобождению чарторыйских князей Владимира и Михаила. В 1229 году Михаил получил предложение новгородцев вновь занять княжеский престол. Скорее всего, этому поспособствовал князь Юрий Всеволодович, соперничавший со своим младшим братом Ярославом, уже дважды занимавшим новгородское княжение и продолжавшим претендовать на него. Став новгородским князем, Михаил предпочел вернуться в Чернигов, оставив в Новгороде под присмотром владыки Спиридона сына Ростислава, которому к этому моменту исполнилось 3 или 4 года (точная дата его рождения не установлена). Подобная практика «выкармливания» молодых князей широко применялась новгородцами. Однако Ростиславу задержаться в Новгороде не удалось, настроения местных жителей переменились и они в третий раз позвали на княжение Ярослава Всеволодовича Переяславского, который привез и оставил здесь своих сыновей Федора и , будущего Невского.

В 1231 году Михаил Черниговский по неизвестной причине порвал отношения со своими бывшими союзниками - князьями Юрием Всеволодовичем и Владимиром Рюриковичем, умножив, таким образом, количество своих врагов, к которым уже принадлежали Даниил Романович Галицкий и Ярослав Всеволодович Переяславский.

Начиная с 1234 года, Михаил Черниговский вел борьбу со своим юго-западным соседом Даниилом Галицким. В 1238 году Михаилу ненадолго удалось достичь важного успеха - он занял великокняжеский престол в Киеве. Однако этот успех был недолгим, поскольку в стране уже вовсю хозяйничали монголо-татары, разорившие Северо-Восток. Теперь их путь лежал на запад, в Европу, а значит через земли Киева, Чернигова и Галича.

Во время нашествия

Во время монгольского нашествия Михаил Черниговский не поддержал тех князей, которые вышли защищать свою страну с оружием в руках. В 1238 году к Михаилу прибыли татарские послы для переговоров, возможно, предложившие войти в соглашение с Ордой. Как пишет А. Н. Насонов, Михаил их «не послушал», но войти в открытое военное противостояние побоялся. Чернигов пал под монголо-татарским военным натиском. Но князь в это время был уже далеко. В 1239 году он бежал в Венгрию, а оттуда в Польшу. Киев был занят сначала Ростиславом Мстиславовичем Смоленским, а потом Даниилом Галицким. Ставленник последнего - Дмитрий и встретил монголов под стенами «матери городов русских».

Михаил, потерявший Киев и Чернигов, из Польши направился к своему давнему противнику Даниилу Галицкому. Обстоятельства вынуждали этих соперников помириться и Даниил даже обещал Михаилу вернуть Киев, но тот, опасаясь татар, остался при Галицком, где ему было назначено «кормление» - маленький городок Луцк. Только после того, как захватчики «сошли суть изъ землъ Руское» он вернулся в разрушенный и разграбленный Киев и поселился под городом «на островъ». Когда в 1242-1243 годах монгольское войско возвращалось обратно из своего западного похода, Михаил снова уехал сначала в Чернигов, а оттуда в Венгрию.

Однако, несмотря на очень сложную внутриполитическую ситуацию в стране, княжеские распри не прекратились. К этому моменту на Руси из общей массы Рюриковичей выделилась тройка князей-лидеров: Ярослав Владимирский, Даниил Галицкий и Михаил Черниговский. Каждый из них был полон амбиций и вряд ли расценивал свое положение как достойное. Ярослав и Даниил находились в сложных отношениях с боярской аристократией своих княжеств и испытывали серьезное давление со стороны внешних конкурентов; Михаил, утратив Киев и Новгород, фактически превратился в слабого конкурента для своих более удачливых родственников. Поэтому получение ярлыка в Орде даже с учетом неизбежной утраты суверенитета они, возможно, расценивали как шанс занять первенствующую позицию среди русских князей.

Теперь много зависело от милости правителя Золотой Орды. Позиция Батыя по отношению к новым вассалам была неоднозначной. С одной стороны, Орда стремилась сделать их максимально смиренными и жестоко подавляла малейшие признаки непослушания. Проявленная непокорность мгновенно каралась смертью. По свидетельству монаха Юлиана, в 1237-1238 годах посетившего покоренные татарами земли, «во всех завоеванных царствах они без промедления убивают князей и вельмож, которые внушают опасение, что когда-нибудь могут оказать какое-либо сопротивление» . Поэтому в первые 100 лет после нашествия в Орде было убито более 10 русских князей.

С другой стороны, Орда в определенной степени была готова интегрировать русских князей в состав своей элиты, понимая, что кнут должен всегда дополняться пряником. Конечно, русские не могли рассчитывать на равное положение с татарами и об этом свидетельствует итальянский путешественник Плано Карпини. «Именно мы видели при дворе императора, как знатный муж Ярослав, великий князъ Русии, а также сын царя и царицы Грузинской... не получали среди них никакого должного почета, но приставленные к ним Татары, какого бы низкого звания они не были, шли впереди их и занимали всегда первое и главное место» .

Три князя были вызваны в Орду, но их поездки завершились принципиально разным исходом.

В 1245 году Батый, по-видимому, решил распространить дань на Галичскую землю и отправил к Даниилу своего посла. Одновременно на него было усилено военное давление. Даниила фактически принудили ехать к Батыю: «и думавъ с братомъ своимъ, и поеъха к Батыеви, река: «не дамъ полуотчины своей, но ъду к Батыеви самъ» . Даниил сумел избежать языческого обряда поклонения идолу Чингисхана, получил ярлык и тем самым стал «служебником» хана, одновременно намереваясь продолжать собственную, неподконтрольную Орде, политическую линию, нацеленную на обретение былого государственного суверенитета. Вернувшись от Батыя, Даниил Галицкий вступил в переговоры с папой Иннокентием IV, намереваясь получить от него военную помощь.

Иную позицию занял владимиро-суздальский князь Ярослав, который в 1243 году, т.е. сразу же после возвращения татарского войска из похода на запад, поехал к нему с выражением покорности и желания служить. Батый поставил Ярослава Всеволодовича в положение старейшего «всемъ княземъ в Русскомъ языцъ» и передал ему Киев. Ярослав, таким образом, проявил максимальную покорность и даже, возможно, вписался в ряды ордынской знати, но был отправлен Батыем в Карокорум и эта поездка стала для него фатальной.

Смерть и канонизация

Михаил Черниговский поехал к Батыю «прося волости своей от него» только в 1246 году и стал его первой жертвой. Описание обстоятельств смерти содержится в сочинении Карпини и в «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора» . Источники повествуют, что когда Михаил прибыл в Орду, то Батый послал к нему своих волхвов, которые обратились к князю: «Батый зоветь тя» . Им было дано поручение: «Еже есть по обычаю вашему створите Михаилу князю, потомь приведъте его предъ мя» . Обычай предписывал пройти между огней, поклониться солнцу и идолу Чингисхана. Однако Михаил и его боярин Федор отказались выполнить этот обряд, справедливо сочтя его языческим и «глаголаста имъ: «Недостоить христьяном ходити сквозъ огнь, ни покланятися, емуже ся сии кланяють. Тако есть въра христьянская, не покланятися твари, но покланятися Отцю и Сыну и Святому Духу» . О непослушании тут же доложили Батыю. Тот впал в гнев и поставил Михаила перед выбором: «отселе едино от двою избери собъ: или богомь моимъ поклонишися и живъ будеши и княжение приимеши, аще ли не поклонишися богомь, то злою смертью умреши» . Михаил попытался смягчить ситуацию и найти компромисс: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что Бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, - не поклонюсь». Однако это не помогло и Батый не смягчил своего решения. Несмотря на уговоры своего внука князя Бориса Ростовского и бояр не переменился и Михаил. «Тогда убийци приъхаша, скочиша с конь и, яша Михаила и растягоша за руцъ, почаша бити руками по сердцю. По семь повергоша его ниць на землю и бияхуть и пятами. Сему же надолзъ бывшю. Нъкто, бывъ преже христьянъ и послъди же отвержеся въры христьянския и бысть поганъ законопреступник, именемъ Доманъ, сий, отръза главу святому мученику Михаилу и отверже ю проч. Потомъ глаголаша Феодорови: «Ты поклонися богомь нашимъ и приимеши все княжение князя своего» . И глагола имъ Феодоръ: «Княжения не хочю, а богомь вашимъ не кланяюся, но хощю пострадати за Христа, яко же и князь мой!» .

Карпини, сходно описывая обстоятельства смерти князя, делает очень важное замечание для понимания сути происшедшего: «для некоторых так же они находят случай, чтобы их убить, как было сделано с Михаилом и другими» . Поэтому логично можно предположить, что отказ пройти через огонь стал лишь поводом для казни, а истинные ее причины лежали в политической сфере. А. Н. Насонов пишет, что, во-первых, существуют конкретные данные, указывающие на участие в этой кровавой драме владимиро-суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Именно он получил наибольшую выгоду от устранения своего главного соперника и политического ослабления Черниговского княжества. Во-вторых, Батый мог испытывать острое недоверие к черниговским князьям из-за их западной ориентации, контактов Михаила Черниговского с Даниилом Галицким.

Гибель Михаила Черниговского в Орде, его стойкость в вере, сделали из этого князя героя. Так князь, который мог бы так и остаться незаметным среди аналогичных, ничем особо непримечательных рядовых исторических персонажей, вдруг в конце жизни превратился не просто в героя, а в символ сопротивления, человеческого достоинства и неуклонной веры. Духовный авторитет Михаила Черниговского в той ситуации унижения, ига, бесправия давал почву под ногами тем, кто не разуверился в будущем своей страны. Поэтому по повелению его дочери княгини Марьи в была возведена церковь, что положило начало церковному почитанию Михаила и Федора. После ее смерти в 1271 году было составлено первое сказание об их христианском подвиге. На его основе в конце XIII века отцом Андреем было написано «Слово новосвятою мученику, Михаила князя русскаго и Феодора воеводы перваго въ княжении его» , а на церковном соборе 1572 года Михаил Черниговский был канонизирован. Впоследствии его останки были захоронены в родовой усыпальнице Рюриковичей - .

М. П. Дудкина, канд. ист. наук
специально для портала

Литература:

  • Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 5. - СПб., 1997.
  • Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых контактов русских князей с Ордой. // Средневековая Русь. Вып. 6. - М., 2006.
  • Насонов А. Н. Монголы и Русь (История татарской политики на Руси). - М., 1940.
  • Селезнев Ю. В. Русские князья в политической системе Джучиева улуса (Орды) // Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. - Воронеж, 2014.
  • Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. - М., 1978.

Переяславль-Южный и посадил там сына, но Михаил продержался в городе недолго и вскоре был изгнан .

В 1223 году Михаил участвовал в битве на Калке и чудом сумел спастись. Поскольку его дядя был замучен татарами, Михаилу достался черниговский стол. А в 1224 году его пригласили к себе новгородцы, но у них он провёл лишь несколько месяцев и вернулся в Чернигов. В 1229 году Михаил вновь княжил несколько месяцев в Новгороде, но затем его опять потянуло домой.

В 1236 году после изгнания из Киева Михаил развязал усобицу против и при помощи половцев ненадолго завладел Киевом. Более удачным для него оказался 1238 год, когда ему удалось закрепиться в Киеве и отнять у Перемышль. Однако когда осенью 1239 года Южную Русь начали опустошать монголо-татары, Михаил не нашёл сил противостоять им и бежал на Запад. Он безуспешно пытался поднять на борьбу с монголами , и , но не нашёл там поддержки. А вскоре вслед за Русью были разгромлены и , и . В 1241 году Михаил вернулся на Русь и поселился на острове близ разорённого Киева, а затем перебрался в родной Чернигов. Не теряя надежды на создание общеевропейской антимонгольской коалиции, он направил на Лионский собор посла – митрополита Петра. Однако папа был занят борьбой с германским императором, а тот, в свою очередь, рассчитывал поживиться за счёт Руси, ослабленной татаро-монголами.

В 1245 году Михаил Всеволодович отправился в Орду, чтобы получить ярлык, подтверждающий его права на Черниговское княжество. Его спутником был черниговский боярин Фёдор. 20 сентября 1246 года, перед тем, как пропустить Михаила к хану , татары заставили его пройти обряд очищения огнём и поклониться языческим богам. Михаил отказался, и тогда татары забили его до смерти, а затем отсекли голову. Отступник Доман-северянин, собственноручно отсёкший голову святому Михаилу, был родом из .

Фёдору предложили за отступничество сохранение жизни и княжеское достоинство, но боярин не пожелал предать память своего князя и тоже был убит. Тела Михаила и Фёдора были брошены на съедение псам, но те не тронули их. Жившие в Орде христиане тайно похоронили останки, а затем перевезли в Чернигов. После смерти Михаила Черниговское княжество распалось на уделы.

14 февраля 1572 года по желанию мощи святых мучеников Михаила и Фёдора Черниговских были перевезены в Москву и захоронены в храме, посвящённом их имени. В XVIII веке останки были перенесены сначала в Сретенский собор, а затем в Архангельский собор Кремля.

Церковь празднует память святых мучеников Михаила и Федора 20 сентября (3 октября), в день их гибели, и 14 (27) февраля, в день перенесения мощей из Чернигова в Москву.

Черниговский князь Михаил Всеволодович, казненный вместе со своим боярином Федором в Орде по приказу хана Батыя за отказ исполнять языческие обряды, стал одним из самых почитаемых русских святых. Его подвиг олицетворял несломленность Руси, давал русским людям надежду на избавление от постыдного рабства. А между тем, предшествующая жизнь Михаила, казалось, ничуть не готовила его к этому великому испытанию. До своей роковой поездки в Орду (1246 год) Михаил представлял собой пример типичного южнорусского князя, активного участника непрекращающихся междоусобных войн, потрясавших Русскую землю.

Родился Михаил предположительно в 1179 году, около 6 августа (в этот день от тяжелых родов умерла его мать, княгиня Мария Казимировна). Он был сыном князя Всеволода Святославича Чермного, из рода черниговских князей, одного из самых деятельных и воинственных князей того времени. В 1223 году, после гибели своего дяди, князя Мстислава Святославича, в знаменитой битве на Калке (в которой русским впервые пришлось сразиться с монголо-татарами), Михаил занял черниговский престол. Кроме того, он княжил в разное время в Переяславле Южном, Новгороде, Киеве, Галиче; почти беспрерывно воевал, часто менял союзников. Долгие годы Михаил боролся за княжение в Новгороде с князем Ярославом Всеволодовичем, отцом Александра Невского. Он дважды занимал город (в 1224/25 и 1229 годах), но оба раза вынужден был покидать его. В 1229 году Михаил оставил в Новгороде на княжение своего малолетнего сына Ростислава. Но в конце следующего, 1230 года бояре, сторонники Ярослава Всеволодовича, изгнали Ростислава из города. Вражда между Михаилом и Ярославом продолжалась в течение почти всей их жизни, иногда принимая формы открытой войны. В 1228 году, вместе с киевским князем Владимиром Рюриковичем, Михаил воевал с Даниилом Галицким - несмотря на то, что последний приходился ему шурином (Михаил был женат на сестре Даниила); эта война закончилась неудачно для союзников. В 1235 году, в союзе со своим двоюродным братом Изяславом Владимировичем, Михаил начал войну против своего недавнего союзника Владимира Рюриковича и Даниила Галицкого. На некоторое время Михаил занял Галич, а в 1236 году - и Киев, в котором черниговский князь оставался до конца 1239 года.

Даже страшное нашествие татар не остановило усобицы и раздоры южнорусских князей. В конце 1239 года татарские отряды впервые появились у стен Киева. Татары вступили в переговоры с князем Михаилом, но тот не только отказался от всяких переговоров, но и бежал из Киева в Венгрию, где уже находился его сын Ростислав. (Поздние летописи рассказывают, что по приказу Михаила были убиты татарские послы - и это кажется вполне правдоподобным.) Киев перешел сначала к смоленскому князю Ростиславу, а затем к Даниилу Галицкому, который посадил в городе своего воеводу Дмитра (будущего героя трагической киевской обороны). Бегством Михаила воспользовался и его старый недруг Ярослав Всеволодович. Он захватил в городе Каменце жену и бояр князя. Впрочем, жену Михаила Ярослав вскоре отпустил к ее брату, князю Даниилу Галицкому.

Не найдя приюта в Венгрии, Михаил и Ростислав вскоре уехали в Польшу, но не задержались и там. Михаил направляет послов к своему шурину и недавнему врагу Даниилу в Галич с просьбой предоставить убежище. Даниил принял изгнанников. Однако зимой 1240 года началось вторжение в южную Русь полчищ Батыя. В декабре пал Киев, и татары устремились в Галицкую землю. Михаил вновь бежал в Польшу, оттуда - в Силезию, где был ограблен немцами. В 1241 году Михаил с сыном возвратился в Киев, на пепелище. Он не захотел останавливаться в разрушенном городе и устроился недалеко от Киева, на острове. Ростислав же уехал княжить в разоренный Чернигов и в ом же году напал на владения Даниила Галицкого, ответив неблагодарностью на недавнее гостеприимство. В 1245 году Ростислав женился на дочери венгерского короля Белы IV. Узнав об исполнении своей давней мечты, Михаил поспешил в Венгрию. Однако ни сват, ни сын не оказали ему достойного приема. Обиженный Михаил вернулся на Русь, в родной Чернигов.

Таковы обстоятельства, предшествовавшие поездке Михаила в Орду. О том, что произошло дальше, рассказывает "Сказание об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Федора" - Житие святых мучеников за веру, первые редакции которого появились уже в первые десятилетия после смерти святых. Сохранился также рассказ францисканского монаха итальянца Плано Карпини, побывавшего в ставке Батыя вскоре после гибели русского князя и сообщившего некоторые подробности о случившейся трагедии.

Хан Батый требовал от русских князей являться к нему с поклоном и получать из его рук особую грамоту (ярлык) на владение тем или иным городом. "Не подобает вам жить на земле Батыевой, не поклонившись ему", - передают летописи слова татар, обращенные, в частности, к князю Михаилу. По обычаю, принятому у татар, когда князья русские являлись к Батыю, их сначала проводили между огнями. для очищения, и требовали, чтобы пришедшие поклонились "кусту, и огню, и идолам их". Также и часть даров, которые князья приносили с собой, сначала бросали в огонь. Только после этого князей вели к хану. Многие князья с боярами проходили сквозь огонь, надеясь получить из рук Батыя города, в которых они княжили. И хан давал им тот город, о котором они просили.

И вот пришло время и князю Михаилу отправиться в Орду. Перед поездкой он пришел к своему духовнику. И так сказал князю его духовный отец: "Если хочешь ехать, княже, не уподобляйся другим князьям: не проходи сквозь огни, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи от них не принимай, ни питья их в уста не бери, но исповедуй веру христианскую, ибо не подобает христианам поклоняться твари, но только единому Господу нашему Иисусу Христу". И князь Михаил обещал ему исполнить все это, ибо, сказал, "я и сам хочу пролить кровь свою за Христа и за веру христианскую". И боярин его Федор, который всегда был при князе в советниках, также пообещал. На том духовный отец благословил их.

В 1246 году князь Михаил с боярином Федором приехали в ставку Батыя. Вместе с князем был и его внук, юный ростовский князь Борис Василькович (сын его дочери Марии). Когда Батыю доложили, что прибыл к нему русский князь, рассказывает Сказание, хан повелел своим жрецам сотворить все по обычаю их. Жрецы привели князя и боярина к огням и повелели им пройти сквозь они и поклониться идолам. Однако князь решительно отказался сделать это. (По рассказу Плано Карпини, Михаил все же прошел сквозь огни, но когда от него потребовали поклониться "на полдень (то есть на юг) Чингисхану", отвечал, что скорее примет смерть, чем поклонится изображению мертвого человека.) Об отказе русского князя выполнить требование татар доложили Батыю, и тот пришел в великий гнев. Хан послал к Михаилу знатного татарина Елдегу с такими словами: "Почто не исполняешь моего повеления, богам моим не кланяешься? Теперь сам выбирай: жизнь или смерть. Если исполнишь повеление мое, то жив будешь и княжение получишь. Если же не поклонишься кусту, солнцу и идолам, то злою смертью умрешь" Михаил же отвечал на это: "Тебе, царю, кланяюсь, ибо поставлен ты на царство свое от Бога. А тому, чему велишь мне, не стану кланяться!" И когда он произнес эти слова, сказал ему Елдега: "Знай, Михаил, что ты уже мертв".

Внук святого Михаила князь Борис стал говорить своему деду с плачем: "Господин, поклонись, сотвори волю цареву". И все бояре Борисовы, бывшие с ним, начали уговаривать князя: "Все за тебя епитимью (то есть церковное наказание) примем, и со всею областью нашей, только исполни повеление царя!" Михаил же отвечал им: "Не хочу только по имени называться христианином, а поступать по-язычески". Боярин же его Федор, опасаясь, как бы не поддался князь на уговоры, напомнил ему наставления духовного отца их, а также вспомнил и евангельские слова: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. 16, 25). И так отказался Михаил выполнять ханскую волю. Елдега же поехал рассказать о том хану.

На том месте находилось множество людей, как христиан, так и язычников, и все они слышали, что отвечал князь посланцу хана. Князь же Михаил и боярин Федор начали сами отпевать себя, а затем причастились Святых Таин, которые передал им духовник их перед поездкой в Орду. В это время сказали Михаилу: "Княже, вот уже идут убивать вас. Поклонитесь и живыми останетесь!" И отвечали князь Михаил и боярин его Федор, словно едиными устами: "Не станем кланяться, не слушаем вас, не хотим славы мира сего". Окаянные же убийцы соскочили с коней, и схватили святого князя Михаила, и растянули его за руки и за ноги, и стали бить кулаками против сердца, а затем бросили наземь и стали избивать ногами. Один же из убийц, бывший прежде христианином, а затем отвергшийся христианской веры, по имени Доман, родом из черниговской области, вынул нож и отрезал голову святому князю и бросил ее прочь. А потом обратились убийцы к боярину Федору: "Поклонись богам нашим, и жив останешься, и примешь княжение князя твоего". Федор же предпочел принять смерть, подобно своему князю. И тогда начали его мучить так же, как мучили прежде князя Михаила, а затем отрезали его честную главу. Случилось же это злое убийство 23 сентября. Тела обоих мучеников были брошены на съедение псам, и только спустя несколько дней христианам удалось укрыть их.

Так рассказывает "Сказание об убиении в Орде князя Михаила и боярина его Федора", и рассказ этот подтверждает Плано Карпини, побывавший в Орде, как мы уже сказали, вскоре после их гибели.

Тела святых мучеников Михаила и Федора перевезли на Русь: сначала во Владимир, а затем в Чернигов. Уже вскоре после смерти их стали почитать как святых. Церковное празднование мученикам сначала установилось в Ростове, где жила дочь князя Михаила княгиня Марья. Ею был возведен и первый храм во имя святого Михаила Черниговского. В XVI веке, при царе Иване Грозном, мощи святых были перенесены в Москву и положены в церкви во имя Черниговских чудотворцев, которая находилась в Кремле, близ Тайницких ворот. Затем, по повелению императрицы Екатерины Великой, мощи были перенесены в Архангельский собор, где пребывают и поныне.


© Все права защищены

Чем можно было удивить монголов – великую империю кочевников, за считанные годы опустошивших древнерусскую цивилизацию, бравших один за другим русские города, разрушавших храмы и истреблявших русский народ? Князь Михаил Черниговский, один из первых князей-мучеников, ценой своей жизни заставил монголов спросить себя: почему русские так дорожат своей христианской верой.

В жизни князь Михаил Черниговский был отнюдь не примером для подражания. В междоусобных войнах он воевал с Олегом Курским и Даниилом Галицким. Князь оставил опустошенный монголами Киев, чтобы отправиться в Венгрию и женить там своего сына на венгерской принцессе. А когда к нему от лица рязанских князей прибыл былинный воевода Евпатий Коловрат, чтобы просить помощи в битвах против захватчиков, то князь Михаил отказал ему в такой любезности, мотивируя отказ своей прежней обидой: когда он воевал на Калке, рязанские князья с ним не пошли, – так и сейчас нечего его просить об одолжении.

Однако вскоре князя ожидает кардинальная метаморфоза, с какого-то момента, по выражению летописца, «блаженный князь разгорелся благодатью божию». Блаженным он назван еще до того, как поедет к хану Батыю брать ярлык на княжение в Киеве. Вернее, никакого ярлыка князь брать изначально не собирался, и вместо подчинения воле великого хана, он препоручит себя божественной благодати и отправится на духовный подвиг…

Перед походом к хану Михаил Черниговский заезжает к своему духовному отцу и делится с ним необычным даже по тем временам планом. Духовный наставник предупреждает: многие князья ехали к хану, но прельстились славой власти и погубили свои души. Чтобы не последовать их примеру, не надо делать того, что недостойно христианина: кланяться кому-либо, кроме бога. Дело в том, что до того как князья возьмут ярлык, монгольские волхвы приказывали им проходить через огонь костров и поклоняться идолам и «кусту» (сонму языческих богов), да еще к тому же отвешивать поклон на восток тени Чингисхана.

Михаил Черниговский ради укрепления духа берет с собой освященные дары и вместе со своим боярином Феодором едет к хану принимать добровольную смерть за свою веру.

У шатров Елдеги, воеводы Батыя, разыгрывается настоящая драма. Князь отказывается кланяться языческим идолам. Монгольский царь приходит в ярость и ставит князю ультиматум: либо тот кланяется богам, остается жив и получает княжение, либо умирает злой смертью. Находившиеся рядом с князем бояре в один голос просят Михаила поклониться, чтобы сохранить себе жизнь, а епитимью за нехристианский поступок предлагают разделить на всех. «Не хочу только именем христианским называться, а дела поганых творить», – отвечает им князь.

Далее Михаил Черниговский формулирует концепцию, которой будут придерживаться все последующие русские князья, когда будут приезжать в Орду. «Тебе, царь, кланяюсь, потому что бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться, – не поклонюсь», – говорит он. Нашествие монголов расценивалось тогда как кара за грехи Русской земли, поэтому, если уж бог попустил, чтобы Русь была завоевана, то признать монгольского царя владыкой не было святотатством, в отличие от поклонения его языческим идолам.

После этого, как говорит летописец, Михаил сорвал с себя княжеский плащ и швырнул его в ноги к своим боярам, которые не переставали просить князя поклониться языческим богам. Плащ – это символ княжеской власти. Жест Михаила означал окончательное решение принять смерть за христианскую веру, вместо того, чтобы соблазниться властью, которую мог даровать хан.

Когда же вдали уже показались головорезы монгольского царя, Михаил и Феодор стали петь про себя песнопения и приняли причастие, которое им дал святой отец. Среди убийц был и вероотступник – некто по имени Доман, который и отрезал князю голову. После расправы над князем Елдега предложил Феодору отвесить поклон, чтобы получить за это все княжество Михаила. «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» – ответил тот, и его постигла та же судьба.

Для монголов, видевших такое мужество русских, случившееся было своего рода трезвлением. Некоторые из монголов, дивясь поведению русских, через какое-то время даже перешли в христианство. Самым ярким примером был Петр, царевич Ордынский. Он был правнуком Чингисхана, но обратился в православие, основал монастырь и стал русским святым.


Top