Мцыри действующие лица. Мцыри – главный герой

Поэма "Мцыри" не зря вошла в ряд программных произведений М.Ю. Лермонтова. Она воплотила в себе все принципы романтизма поэта. Поэма "Мцыри", краткое содержание которой мы рассмотрим, стала квинтэссенцией борьбы, гордости и одиночества.

Своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича традиционно разделяют на два периода. Первый начинается с 1828 года, продолжается до 1834 года и считается юношеским. Второй, зрелый, период длится с 1835-го по 1841 год. Лермонтов романтик по натуре, его герой всегда противопоставлен окружающему миру, он необычен, с ярко выраженной индивидуальностью. Тема одиночества становится ведущей для поэта. Любовь в стихотворениях всегда несчастна, а друзья не могут проникнуть в сердце лирического героя и понять его.

Впервые в русской литературе Лермонтов прибегнул к использованию символов в своей поэзии. Основой лирического образа становится сравнение чувств героя с явлениями природы. Главные мотивы творчества поэта - воля и свобода, забвение и память, мщение, обман, странствие, изгнание. Давайте рассмотрим краткое содержание «Мцыри» Лермонтова - произведения, в котором присутствуют все эти составляющие. Автор сумел в поэме раскрыть сущность своего творчества и описать типичного лирического героя.

История создания

В 1830 году, во время учебы в пансионе, у М.Ю. Лермонтова возникает замысел написать произведение о монахе, обреченном на томление в монастыре. Тогда же появляются первые наброски поэмы «Исповедь». Именно она станет прототипом «Мцыри», краткое содержание которой мы рассмотрим ниже.

Во время своей службы и одновременно ссылки на Кавказе Михаил Юрьевич проезжает мимо старинного монастыря в Мцхете, который был выстроен над слиянием двух рек: Куры и Арагвы. Именно с описания этого места берет начало поэма «Мцыри». Краткое содержание произведения не может обойти стороной столь значимый момент повествования.

Главный герой

Главный герой поэмы - Мцыри, пленный чеченец, которого отдали в монастырь еще мальчиком. Он свободолюбив и видит смысл жизни в борьбе. Именно борьба за возможность вернуться на родину стала для него основным жизненным стремлением. И монастырь не смирил нрав Мцыри, более того, годы в неволе еще больше распалили стремление к свободе. Юношу гложет одно желание - познать мир, существующий за стенами его тюрьмы: «Я мало жил, и жил в плену./ Таких две жизни за одну,/ Но только полную тревог,/ Я променял бы, если б мог». Именно с этого момента можно было бы начать описывать краткое содержание «Мцыри». Лермонтов с присущим ему мастерством изобразил метущуюся одинокую и свободную душу, которая смело готова броситься навстречу опасностям.

«Мцыри». Краткое содержание

Повествование начинается с описания дней минувших, когда монастырь на месте слияния двух рек был еще обитаем.

Оказавшись в монастыре, главный герой дичился окружающих и тосковал по родине, но постепенно привык к новой жизни, выучил язык и был уже готов стать монахом. Но накануне принятия обета пропал. Его искали три дня и нашли изможденным в степи. Сил в нем почти не осталось и он постепенно начал увядать. На пороге смерти молчавший до этого юноша решает исповедаться и рассказать, что же с ним случилось за эти дни.

Невероятной печалью и трагизмом пронизана вся поэма «Мцыри». Краткое содержание по главам раскрывает стремление и желание человека обрести свободу, которую жестокий мир отнял. Юноша попытался вернуть себе волю и родину, поэтому бежал из монастыря. Оказавшись в неведомом доселе мире, он увидел поля, холмы, скалы, реки и седой Кавказ. И юноше вспомнилась его родина - аул, неудержимые несущиеся табуны, колыбельная над его постелью.

Мцыри застегает буря, но вызывает лишь радость в сердце. Затем его ждала встреча с молодой грузинкой, спустившейся к реке за водой. Ее образ преследовал юношу даже во сне. Но память о клятве вернуться на родину заставляла его двигаться дальше. Не зная дороги, юноша быстро сбился с пути. Это привело его в отчаяние, в попытках найти дорогу он залез на дерево и тут увидел барса. Грозный зверь напал, но герою удалось победить его.

Из последних сил юноша продолжил путь. И вот он выбрался из леса, но тут услышал гул, который означал близость монастыря. Мцыри вернулся обратно. Он лишился сил и лежал в забытьи. Здесь его и нашли монахи.

Недолго осталось жить Мцыри. Краткое содержание поэмы подходит к концу. Юноша прощается с жизнью и просит перенести свое тело в сад, где можно увидеть горы Кавказа.

Вывод

Поэма «Мцыри» наделена всеми чертами романтизма. Ее герой стал воплощением идеального борца, человека, который готов даже умереть ради своей цели. Несомненно, для Лермонтова Мцыри - воплощение свободы, жизненной стойкости и стремления к воле, несмотря ни на что.

Сочинение

Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем» – старшим монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов.

Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы «Мцыри» (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега – это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он. побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он – воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри.

Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества.Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы).

Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм. Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Орши» остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть – «рассказать душу». Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман.

Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. («Однажды русский генерал…») Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова.

Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, «лермонтовский элемент». Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал «самобытную живую мысль» в его стихах. Повторял Белинский «Все дышит самобытною и творческою мыслью».

Увы! за несколько минут

Между крутых и темных скал.

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

М. Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов в юности отдает дань романтизму, создавая в своих произведениях образы стойких и смелых, решительных и несгибаемых бойцов. По большей части они гибнут, но не изменяют себе, своему идеалу.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Я ату страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской.

Таков герой поэмы Мцыри. Он мечтает вырваться из монастыря, который воспринимает как тюрьму. Жизнь для Мцыри это борьба, а не спокойное сытое существование вдали от тягот и тревог. Размеренный и спокойный быт монастыря не убил в герое мечту вырваться на свободу, попасть в привычную с детства обстановку полубивуачной жизни. Мцыри дитя природы, он прекрасно понимает ее звуки, чувствует свою кровную связь с окружающим миром свободы и красоты.

Кругом меня цвел божий сад;

И снова я к земле припал

И снова вслушиваться стал

Они шептались по кустам,

Как будто речь свою вели

О тайнах неба и земли.

Но сильнее любви к природе, к женщине звучит в Мцыри жажда обрести потерянную родину. Он готов терпеть Любые лишения ради заветной цели:

В знакомой сакле огонек

То трепетал, то снова гас:

Хотелось мне… но я туда

Взойти не смел. Я цель одну

Пройти в родимую страну

Имел в душе и превозмог

Страданье голода как мог.Не вина, а беда героя, что не суждено ему вырваться на родину, осуществить свою заветную мечту, взлелеянную слезами и тоской. Герой понимает, что на нем печать свою тюрьма оставила… Так и незачем жить, если не вырваться на волю. В монастыре-тюрьме Мцыри больше не может и не хочет находиться, предпочитая смерть прозябанию. Но умирая, герой хочет видеть свою далекую, недосягаемую родину. Умирает тело, но не сломлен дух.

Там положить вели меня.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Стану думать я, что друг

Брат, склонившись надо мной что

Мцыри человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям, близким и родным по духу. Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную мятежной душой, могучим темпераментом. Перед нами предстает мальчик, обреченный с детства на унылое монастырское существование, которое было совершенно чуждо его пылкой, пламенной натуре. Мы видим, что уже с самых юных лет Мцыри был лишен всего, что составляет радость и смысл человеческой жизни: семьи, близких, друзей, родины. Монастырь стал для героя символом неволи, жизнь в нем Мцыри воспринимал как плен. Окружающие его люди монахи были враждебны ему, они не могли понять Мцыри, Они отняли у мальчика свободу, но стремление к ней убить не смогли.

Невольно обращаешь внимание на то, что в начале поэмы автор только намечает характер героя. Лишь слегка приоткрывают внутренний мир Мцыри внешние обстоятельства жизни мальчика. Рассказывая о мучительном недуге пленного ребенка, его физической слабости, М. Ю. Лермонтов подчеркивает его выносливость, гордость, недоверчивость, могучий дух, который он унаследовал от предков. Полностью же характер героя раскрывается в его исповеди чернецу, которая составляет основу поэмы.

Взволнованный монолог умирающего Мцыри вводит нас в мир его сокровенных дум, тайных чувств и стремлений, объясняет причину его побега. Она проста. Все дело в том, что душой дитя, судьбой монах, юноша был одержим пламенной страстью к свободе, жаждой жизни, которая звала его в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы. Мальчик хотел обрести утраченную родину, узнать, что такое настоящая жизнь, прекрасна ли земля, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы:

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных.

А у себя не находил

Не только милых душ могил!

Также Мцыри стремился познать самого себя. И этого он смог добиться только в дни, проведенные на воле:

Ты хочешь знать, что делал я

Жил и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

За три дня своих скитаний Мцыри убедился в том, что человек рожден свободным, что он быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов. Перед юношей впервые раскрылся мир, который был недосягаем для него в монастырских стенах. Мцыри обращает внимание на каждую предстающую его взору картину природы, вслушивается в многоголосный мир звуков. А красота и великолепие Кавказа просто ослепляют героя, в его памяти сохраняются пышные поля, холмы, покрытые венцом древ, разросшихся кругом, горные хребты, причудливые, как мечты. Яркость красок, многообразие звуков, великолепие беспредельно голубого свода ранним утром все это богатство пейзажа наполнило душу героя ощущением слияния с природой. Он чувствует ту гармонию, единение, братство, которые не дано было ему познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Но мы видим, что этот восхитительный мир таит в себе много опасностей. Мцыри пришлось испытать и страх грозящей бездны на краю, и жажду, и страданье голода, и смертельную схватку с барсом. Умирая, юноша просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упъюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет… Лермонтов показывает, что в эти последние минуты для Мцыри нет ничего ближе природы, для него ветерок с Кавказа единственный друг и брат.

На первый взгляд может показаться, что герой потерпел поражение. Но это не так. Ведь он не побоялся бросить вызов своему монастырскому существованию и сумел прожить жизнь именно так, как хотел в боренье, поиске, в стремлении к свободе и счастью. Мцыри одерживает нравственную победу.Таким образом, счастье и смысл жизни главного героя поэмы заключается в преодолении духовной тюрьмы, в страсти к борьбе и свободе, в стремлении стать хозяином, а не рабом судьбы.

В образе Мцыри Лермонтов отразил реальные черты лучших людей эпохи 30-х годов XIX столетия, попытался заставить своих современников отказаться от пассивности, апатии, безразличия, восславил внутреннюю свободу человека.

Другие сочинения по этому произведению

«Да, заслужил я жребий мой!» (трагический герой поэмы «Мцыри».) «Кругом меня цвел божий сад...» (по поэме «Мцыри») «Мцыри» как романтическая поэма «Мцыри» — романтическая поэма М. Ю. Лермонтова В чем для Мцыри смысл жизни? В чем Мцыри видит счастье Духовный мир Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Единство человека и природы в поэме «Мцыри» Жанр и композиция поэмы Лермонтова «Мцыри» Значение эпиграфа к поэме «Мцыри» Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой М. Ю. Лермонтова Какие ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Какие эпизоды 3-х дневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по одноименной поэме Лермонтова) Какие эпизоды трехдневного скитания Мцыри я считаю особенно важными и почему? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Какое сходство между героями произведений М. Ю. Лермонтова: Печорин и Мцыри. М. Ю. Лермонтов «Мцыри» Мои размышления над поэмой «Мцыри» Мцыри - главный герой Мцыри и ссыльный поэт Мцыри как романтический герой Мцыри – "любимый идеал" Лермонтова Мцыри — «любимый идеал» М. Ю. Лермонтова. Мцыри-главный герой романтической поэмы Н. Ю. Лермонтова Мятежный герой М.Ю.Лермонтова Образ Мцыри (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова на примере одного произведения ("Мцыри"). Особенности языка поэмы «Мцыри» Побег Мцыри из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря Почему Мцыри бежал из монастыря? (по поэме Лермонтова «Мцыри») Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»? Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма «Мцыри» Поэма «Мцыри» - одно из самых поразительных поэтических созданий М. Ю. Лермонтова Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Природа в понимании Мцыри Романтический герой Мцыри (По поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри") Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Человек и природа в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри» Анализ поемы Лермонтова «Мцыри» Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Романтизм в поэме Лермонтова "Мцыри" и "Песне про купца Калашникова" Мцыри - образ сильного человека (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю. Лермонтова («Мцыри») Связь человека и природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Тема и идея поэмы Мцыри Поэма Демон. Сказка для детей. "Мцыри". – художественный анализ Мцыри - мой любимый литературный герой Художественное своеобразие поэмы «Мцыри» Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря Образ и характер Мцыри в поэме "Мцыри" В чем счастье и трагедия Мцыри Романтический герой мцыри Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (1)

Главный герой лермонтовской поэмы «Мцыри» живет в абсолютно чуждом ему мире — мире монастырских молитв, смирения и послушания. Но не для того он был рожден, чтобы просить бога о милости, падая ниц перед алтарем. В Мцыри бушует кровь горцев, гордого, свободолюбивого и независимого народа. И герой, чувствуя это, начинает воплощать в реальность свою самую заветную мечту — найти путь на свою родину, на свою отчизну.

Молодой послушник лелеет полузабытые воспоминания о седых вершинах Кавказа, об отце-воине с гордым взором, в звонкой кольчуге

И с ружьем, о своих играх близ горной бурной речки, о песнях своих юных сестер и о рассказах стариков. Ночью в грозу юноша решается убежать из монастыря, чтобы прийти на родину и найти отчий дом. Для Мцыри бушующая в ночной мгле буря ближе и понятнее, чем монастырские тишина и покой:

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой

Меж бурным сердцем и грозой?

Красота окружающего мира оставляет в душе Мцыри неизгладимое впечатление. Гармония природы восхищает его, дает почувствовать, что и он является частью этого удивительного мира. И усиленный грозой горный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья, тоже заводит «дружбу» с Мцыри, как и гроза.

«Могучий дух» юноши лучше всего проявляется в битве его с барсом. Сердце беглеца зажигается жаждой борьбы. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Из этой схватки герой выходит победителем!

Ничто не может убедить Мцыри прекратить поиски своей родины. Даже встреча с грузинкой, пришедшей к реке набрать воды, не заставила послушника отказаться от своей цели:

И мрак очей был так глубок,

Так полон тайнами любви,

Что думы пылкие мои

Смутились. Помню только я

Кувшина звон, — когда струя

Вливалась медленно в него,

И шорох. больше ничего.

Находясь на пороге смерти, рассказывая о своем трехдневном путешествии старику-монаху, он говорит, что по-настоящему жил только на воле. Мцыри не боится смерти, он верит, что могила подарит ему покой. Однако юноше жаль расставаться с жизнью, ведь он жил всего лишь несколько дней.

Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию, звучит голос Мцыри, зовущий на волю:

От келий душных и молитв.

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

Увы! — за несколько минут

Между крутых и темных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял.

Молодой Мцыри стал воплощением безумной жажды свободы, стремления к безграничной воле. Его можно назвать тем, кто наравне с М. Ю.Лермонтовым, своим создателем, защищает человеческую волю и отстаивает земные права у небес.

Сочинения по темам:

  1. Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве...
  2. Василий Теркин — главный герой одноименной поэмы. В его образ автор вложил черты настоящего русского духа и героизма. Даже фамилия...
  3. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их...
  4. Жизнь Евгения Баратынского сложилась довольно трагически. Совершив в юности серьезный проступок, он был лишен возможности получить приличное образование и престижное...

Мцыри – главный герой поэмы «Мцыри» Лермонтова, которую поэт напишет в 1839 г. Уже в самом имени содержится намек на будущую судьбу героя, ведь «мцыри» с грузинского можно перевести двумя разными способами. В первом случае получится «монах, послушник», во втором же – «чужак, иностранец». Между двумя этими полюсами и проходит жизнь Мцыри.

Его история начинается в детстве, когда проезжающий мимо грузинского монастыря русский генерал-завоеватель оставляет монахам на воспитание маленького ребенка. Мцыри взят из родного аула как пленник, а о судьбе его родных читателю остается только догадываться. По всей видимости, его близкие погибли на войне, и Мцыри остался сиротой. Не вынеся разлуки с семьей и тягот пути, он заболел, отказывался от пищи и был уже близок к смерти, «тихо, гордо умирал». По счастливой случайности Мцыри повезло: один из монахов привязался к нему, сумел выходить и воспитать. Юноша вырос в стенах монастыря, выучил язык и готовился к постригу. Кажется, что это обычная история, одна из многих других подобных ей, созданных войной: дикарь-горец ассимилировался в культурной среде, принял христианство и зажил новой жизнью. Но Лермонтов не был бы великим поэтом, если бы он не повернул эту историю совершенно по-другому, и вот накануне пострига, в страшную грозовую ночь, когда смиренные монахи не смеют оторвать глаз от икон, Мцыри бежит!

Разумеется, Мцыри ищут, но целых три дня все поиски оказываются тщетными. А когда их уже почти собираются прекратить, решив, что юноша добрался до своих родных мест, его все же находят в степи, «без чувств», страшно бледного и худого. Мцыри болен, и, как в детстве, снова отказывается от пищи и каких-либо объяснений. Поняв, что близится смертный час, к нему присылают все того же пожилого монаха, который его воспитал: возможно, он сможет увещевать Мцыри исповедаться и облегчить душу. И герой произносит свою исповедь, но не покаянную, а гордую и страстную, в которой раскрываются основные черты характера Мцыри.

Мцыри совершает побег, поскольку, как он говорит, никогда не считал жизнь в монастыре жизнью. Да, монах спас его от смерти, но, спрашивает его Мцыри – «Зачем?..». В этом вопросе уже отчетливо выражается личность Мцыри, предпочитающего смерть неволе. Он вырос в плену, мать не пела над ним колыбельных, а сверстники не звали играть. Это было одинокое детство, вот и Мцыри получился – «душой дитя, судьбой монах». Юноша томим мечтой увидеть свою родину и хотя бы на миг прикоснуться ко всему тому, чего его лишили. Он решается на побег, отчетливо понимая, что рискует всем, ведь за пределами монастыря его никто не ждет. И все же, очутившись на свободе, Мцыри наслаждается жизнью, как только может. Он с восторгом рассматривает мир, которого был лишен. Угрюмый и молчаливый послушник внезапно преображается. Мы видим, что главный герой «Мцыри» не только мятежник, он еще и романтик, поэт, но эта черта его характера может раскрыться только в условиях прекрасной кавказской природы. Высокие горы, необъятные леса, бурные потоки и синева расстилающегося повсюду неба – все в этом пейзаже наводит на мысли об отсутствии каких-либо запретов, о полнейшей свободе, такой естественной для человека. Мцыри прислушивается к голосам рек и трав, любуется грозовой ночью, а затем и тишиной полдня. Даже находясь при смерти, он не забывает красоты мира, с восторгом рассказывая обо всем увиденном монаху. Природа стала более близкой для Мцыри, чем окружавшие его люди. Именно благодаря единению с ней он может осознать себя как свободного человека. Так в поэме реализуется образ романтического героя, оказавшегося более восприимчивым к красоте, чем воспитавшие его монахи-«просветители».

Однако восхищение Мцыри природой не является просто пассивным любованием. Пережив первую радость от побега, он начинает планировать свой дальнейший путь. В его голове появляется дерзкая идея: добраться до Кавказа, видимого вдали! Понимает ли Мцыри, что на родине его никто не ждет, и даже родной дом разрушен войной? Скорее всего, понимает, но Мцыри (и это было особенно важно для Лермонтова) – герой действия. Описание Мцыри носило под собой и еще одну идею: укорить современников Лермонтова, поколение 1830-х годов, в полной пассивности, неделании духовно развиваться и менять окружающий мир. Поэт не раз затрагивал в творчестве идею бездеятельности своего поколения (вспомним «Бородино»). Мцыри – главный герой поэмы Лермонтова, недвусмысленно указывает на то, что, по его мнению, следует делать. Мцыри борется с судьбой и жизненными невзгодами, не обращая внимания ни на какие преграды.

Его ждут три испытания, каждое из которых может сбить Мцыри с пути. Вначале герой встречается с девушкой, с прекрасной дочерью Востока, пришедшей к источнику за водой. Легкий ветер колышет ее чадру, и «мрак очей» заставляет юношу забыть обо всем. В его душе зарождается первая любовь, требующая осуществления. Все складывается в пользу Мцыри: красавица живет неподалеку. Он видит, как она подходит к своему тихому домику, следит, «как отперлась тихонько дверь… / И затворилася опять! ..». Мцыри мог бы войти в эту дверь вслед за девушкой, и кто знает, как бы сложилась его жизнь… Но желание вернуться на родину оказывается сильнее. Мцыри признает, что воспоминания тех минут драгоценны для него, и желает, чтобы они вместе с ним умерли. И все же им движет одно:

«Я цель одну –
Пройти в родимую страну –
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог»

Мцыри продолжает идти вперед, но на его пути встает сама природа, олицетворенная в образе барса. Сытый, мощный зверь и измученный бесконечными постами и воздухом неволи человек – силы кажутся неравны. И все же Мцыри, подобрав с земли ветку, сумел победить хищника. В кровавом бою он доказывает свое право вернуться на родину.

Последняя преграда, отделяющая героя от желанного Кавказа – это тёмный лес, в котором Мцыри заблудился. Он до последнего продолжает идти вперед, но каково же его отчаяние, когда он осознает, что все это время ходил кругами!

«Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,
И грыз сырую грудь земли,
И слезы, слезы потекли
В нее горючею росой…»

Силы оставляют Мцыри, но его дух остается непобедимым. Последняя доступная ему форма протеста – это смерть, и Мцыри умирает. В смерти он сможет найти освобождение, недоступное на земле, душа же его вернется на Кавказ. И, хотя он об этом и не думает, его жизнь и его подвиг, непонятные для монахов, не будут забыты. Мцыри – герой поэмы Лермонтова, навсегда останется для последующих читателей символом несгибаемой воли и мужества, благодаря которым человек может осуществить свою мечту, не обращая внимания ни на что.

Описанием личности главного героя и основных черт характера Мцыри могут воспользоваться ученики 8 классов во время написания сочинения на тему «Главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри»»

Тест по произведению

Меню статьи:

Михаил Лермонтов – известный путешественник по Кавказу. Писатель прожил короткую жизнь и опубликовал лишь один сборник – под названием «Стихотворения М. Лермонтова». Здесь же появилась и поэма «Мцыри», написанная в 1839 году. Главные герои «Мцыри» раскрывают суть романтической поэмы и передают атмосферу классической русской (именно русской, а не российской) поэзии.

«Мцыри»: несколько штрихов к общей картине

Нельзя давать характеристику героев поэмы «Мцыри», не обратившись перед этим к сюжету произведения. Основу произведения составляет повествование о горце – юном ребенке, который попал в плен к генералу русской армии.

Для самых умных наших читателей предлагаем ознакомиться с в повести М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Генерал решил увезти мальчика с родины. Однако ребенок заболевает, и лечившие юношу монахи оставляют горца в монастыре. Мальчик – Мцыри – воспринимает жизнь в темной монашеской келье как заключение. Ребенок оказывается вдали от родины и от света Солнца, который он так любил.

Мальчик в чем-то похож на птенца кукушки: он тоже подкидыш, попавший в чужое гнездо. Впрочем, со временем врачуются не только физические, но и душевные раны Мцыри. Мальчик постепенно привыкает к чужим традициям, принимает инородные обычаи и становится «своим», приживается к новому обществу, адаптируется к этой культуре.

Дальше мы видим, как юноша взрослеет. И вот Мцыри уже не мальчик, а юный молодой человек семнадцати лет. Что-то в душе юноши ломается, переворачивается и Мцыри решает бежать из обители. Бунтарский дух – черта, которой автор наградил героя, словно отняв ее от себя. Мцыри бежит – в неведомую даль, в неизвестность. Побег и свобода возвращают юноше некогда отнятое чувство – детские воспоминания. Память снова оживает в голове и в сердце Мцыри: юноша вспоминает родную культуру и язык, родных сестер и братьев, место, где он жил мальчиком.

Мы рады что вы у нас, поэтому предлагаем ознакомиться с из цикла “Герой нашего времени”

Три дня, проведенные на воле, кажутся Мцыри вечностью. За этот короткий срок юноша успевает вспомнить детство, увидеть природу Кавказа, узреть красоту кавказской женщины, набирающей воду около источника. Также Мцыри переживает сражения с барсом. Дальше читатель не знает, что происходит с юношей, но вскоре монахи находят его – недалеко от монастыря и без сознания.

В келье Мцыри приходит в сознание. Тело юноши истощено, и он совсем не ест. Братья в обители пытаются расспросить юношу о случившемся, но Мцыри молчит.

Горец осознает: попытка побега провалилась, а значит, он больше не увидит свободу, не почувствует дуновение ветра в степи. Юноша выбирает смерть и отказывается от еды, чтобы умереть быстрее.

Мцыри ощущает близость с иеромонахом, от которого юноша принял крещение. Лишь ему горец рассказывает о пережитом.

Ключевые персонажи поэмы «Мцыри»

Безусловно, основной герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри» – это юный горец, именем которого и названо произведение русского писателя. Сперва обратимся к характеристике этого юноши.

Мцыри

Имя этого персонажа намекает читателю на то, что произойдет с героем дальше: с грузинского языка слово «мцыри» переводится, как «монах», «отшельник», «чужестранец», «чужой». Жизнь главного героя поэмы проходит между намеченными векторами.

Повествование начинается событием: юный мальчик, заболевший в дороге, оставляется на попечение монахов русским генералом. Теперь жизнь мальчика проходит здесь, в монашеской обители, вдали от родины. Читатель ничего не узнает из текста поэмы о случившемся с семьей мальчика. Однако автор намекает, что Мцыри мог остаться сиротой, а его родственники погибли в войне с русскими.

Генерал взял мальчика как военный трофей, но юноша заболел – в тоске по родной земле и семье. Мцыри не ел, постепенно слабел, силы оставляли мальчика, он умирал. Оставшись в обители монахов, Мцыри со временем привык к здешним порядкам и обычаям, а один из послушников даже привязался к мальчику. Горец выучил новый язык, адаптировался к жизни аскета, готовился стать монахом.

Читателю кажется, что эта история – одна из многих, а главные персонажи «Мцыри» просто воплощают известные события и сюжеты. Однако случается нечто неожиданное: в одну ночь, страшную, сверкающую молниями, монахи молятся, а Мцыри решается на побег. Юноше уже 17 лет, и он впервые ощутил свободу.

События повторяются: Мцыри проводит три дня в степи, а на третий день монахи находят юношу около обители. Послушник слаб и истощен, но, как в детстве, отказывается от еды, медленно умирая. Говорить о произошедшем Мцыри не хочет.

Накануне кончины к Мцыри приходит воспитавший мальчика монах. Пожилой аскет надеется, что юноша одумается и исповедается, чтобы умереть с легкой душой.

Но вопреки ожиданиям монаха, исповедь Мцыри полнится отнюдь не покаянием, но страстью. В последних словах юноши проявляются настоящие черты характера горца.

Старый монах

Это аскет, проживающий в обители, куда привозит Мцыри русский генерал. Монах проникается к мальчику искренними, родственными чувствами, ухаживая за Мцыри во время болезни. В конце, старых монах – единственный, кому Мцыри рассказывает о пережитом на свободе.

Старик воплощает образ слушателя, покорного, молчаливого. В монахе больше не бушует страсть, он усмирил ее. Читатель чувствует контраст между образом монаха и образом Мцыри.

Девушка-грузинка

Во время побега Мцыри встречает в степи, у источника, девушку, набирающую воду в кувшин. Красота грузинки очаровывает юношу. Этот образ является воплощением романтики, страсти и любви, недоступных юноше в монашеской жизни.

Барс

Также в три дня, проведенные на воле, Мцыри сражается с барсом. Гордое и сильное животное – олицетворение дикости жизни, преград, сложностей, из которых юноша выходит победителем.

Характеристика ключевых героев поэмы «Мцыри», между тем, не дает читателю полного представления о фигуре Мцыри, которого автор наделил многими личными чертами. Поэтому необходимо также обратиться к «точке невозврата» главного героя – к побегу.

Побег

Мцыри признается, что жизнь в монастыре не казалась ему настоящей жизнью. В душе юноши – вихрь страсти и буйство красок, желание ощутить остроту жизни, с ее опасностями и неожиданностями. Поэтому Мцыри совершает побег.


На воле юноша проводит всего три дня, однако этого оказывается достаточно, чтобы ощутить тот самый вкус жизни, которого мальчик так жаждал. Когда монахи снова спасают юношу от гибели, Мцыри задает лишь один вопрос: «Зачем?». В этом вопросе выражается вся сущность, истинная природа юноши: горец не способен предпочесть неволю монастырской обители смерти. Смерть оказывается освобождением.

Детство Мцыри не было привычным, ведь он не помнил матери, сестер и братьев. Лишь пребывая в степи, мальчик вспомнил лица родных. Судьба у мальчика – монашеская, а душа – детская, буйная, свободолюбивая. Мальчик жил мечтами снова увидеть родные края, вернуть себе – в воспоминаниях – то, что отняли у него в детстве.

Это объяснение причин, толкнувших Мцыри на побег. Решение мальчика – рискованное и опасное, ведь юноша осознает: за стенами обители он никому не нужен. Читатель замечает, что в степи, на воле Мцыри – не монах и не послушник, но романтик, настоящий горец. У юноши душа поэта.

Природа Кавказа с ее высокими горами, широкими степями, глубокими источниками и синим, ярким небом играет на контрасте с серостью жизни монаха, полной запретов и ограничений. Природа, деревья, трава становятся для Мцыри родственными «душами», ведь дают мальчику ощутить прикосновение к родной культуре, к потерянному детству. Мцыри постепенно вспоминает прошлое, аул, семью.

Романтизм как течение отводит природе ключевую роль: здесь читатель сталкивается не с ухоженными садами, но с заброшенными, дикими, буйными зарослями. Такая природа воплощает внутренний мир романтического героя, душа которого жаждет путешествий.

Михаил Лермонтов описывает Мцыри как персонажа действующего, а не созерцающего.

Испытания для главных героев «Мцыри»

Действующая роль персонажа предполагает, что герой борется с опасностями и препятствиями в жизни, преодолевая все барьеры. Итак, Мцыри в его коротком странствии ожидают три испытания.

Красота девушки

Первое испытание – это встреча Мцыри с грузинкой. Когда герой заглядывает в черные глаза девушки, то полностью забывается. Так читатель наблюдает, как в сердце Мцыри зажигается огонь первой, самой горячей любви, требующей немедленных действий. Девушка живет неподалеку, Мцыри узнает, где находится ее дом. Кажется, юноша мог бы войти в дом девушки и остаться с юной красавицей, однако стремление достичь родины – сильнее. Мцыри продолжает путь.

Сражение с барсом

На этот раз испытание героя – это встреча с дикостью природы, воплотившейся в устрашающем животном.


На первый взгляд, победа барса очевидна, ведь Мцыри – истощенный монашеской жизнью, аскезой, постами и непривычной дорогой хилый юноша. Но судьба распоряжается по-другому: Мцыри побеждает зверя.

Лес

Темнота и непролазная лесная чаща – последнее испытание на пути Мцыри. Юноша теряет путь в лесу: он заблудился. Продолжая дорогу, вдруг Мцыри осознает, что ходит кругами и не продвигается ни на шаг вперед. Отчаяние охватывает героя, и тот падает без сил. Последнее, что остается Мцыри, чтобы доказать право на свободу, – это смерть.


Top