Кто написал гэтсби. Анализ произведения «Великий Гэтсби» (Фрэнсис Скотт Фицджеральд)

«Великий Гэтсби» краткое содержание на русском романа Фицджеральда Вы можете вспомнить за 10 минут.

«Великий Гэтсби» краткое содержание

Рассказ ведется от первого лица: Ник Каррауэй начинает своё повествование с совета, который когда-то дал ему обеспеченный отец, просивший не судить других людей, не обладавших его преимуществами.

Летом 1922 года Ник Каррауэй, выпускник Йельского университета и ветеран Великой войны с Среднего Запада, устраивается на работу в Нью-Йорке в качестве продавца облигаций. Он арендует небольшой домик на Лонг-Айленде, в вымышленной деревне в Уэст-Эгге, рядом с богатым особняком Джей Гэтсби, таинственным мультимиллионером, который устраивает экстравагантные вечеринки, но не участвует в них.

Ник посещает поместье Тома и Дэйзи Бьюкененов. Дэйзи — троюродная сестра Ника, а её муж, Том учился в университете вместе с Ником, а ныне наслаждается богатством. Ник изображает Тома, как высокомерного человека с расистскими взглядами и крепким телосложением. А Дэйзи Ник считает обаятельной, но недалёкой. У Дэйзи и Ника есть дочь, которой 3 года. В их доме Ник встречает Джордан Бейкер, подругу Дэйзи и очень известного игрока в гольф. Джордан сообщает Нику, что у Тома любовница в Нью-Йорке.

Ради встречи с любовницей, Миртл Уилсон, женой ничего не подозревающего автомеханика Джорджа, Том арендует квартиру в городе. Том приглашает туда Ника, где он также знакомится с Кэтрин, сестрой Миртл, и с четой Макки, друзьями Миртл. В квартире Тома в Нью-Йорке происходит вульгарная алкогольная вечеринка, которая заканчивается разбитым носом Миртл, раздражавшей Тома упоминанием имени Дэйзи. Ник удаляется из этого хаоса с мистером Мак-Ки.

В конце концов Ник получает приглашение на одну из вечеринок Гэтсби. Во время вечеринки некий мужчина узнаёт Ника, и выясняется, что они однополчане. Впоследствии оказывается, что однополчанин Ника и есть сам мистер Гэтсби. Вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Ник позже узнает, что Гэтсби знал Дейзи еще в 1917 году, когда Дейзи и ее друзья работали добровольцами с молодыми офицерами, направлявшимися в Европу. С тех пор Гэтсби был влюблен в Дейзи. Гэтсби надеялся, что его роскошные вечеринки привлекут Дейзи, которая жила через залив. Тогда бы она увидела, что он занимает высокое положение в обществе и богат.

Гэтсби просит Ника организовать ему встречу с Дейзи. Ник приглашает Дейзи на чай в свой дом, не сказав ей, что Гэтсби тоже будет там. После этого неловкого воссоединения, между Гэтсби и Дейзи начинается роман.

В Нью-Йорке на завтраке Дейзи говорит с Гэтсби с такой неприкрытой близостью, и Том понимает, что она влюблена в Гэтсби. Том и сам изменяет жене, но возмущен неверностью Дейзи.

Том угрожает Гэтсби и выражает свою ненависть к нему. В ответ Джей настаивает на том, чтобы Дэйзи сказала, что она никогда не любила Тома, надеясь на восстановление прерванной пять лет назад любви. Дэйзи хоть и колеблется, но отказывается говорить это.

Том объявляет своей жене, что Гэтсби является преступником, который заработал состояние на продаже алкоголя и других незаконных действий. На пути из Нью-Йорка машина Гэтсби сбивает любовницу Тома, Миртл. За рулем машины была Дейзи.

Муж Миртл, Джордж Уилсон, ошибочно делает вывод, что водитель желтой машины — тайный любовник жены. Он узнает, что желтый автомобиль — принадлежит Гэтсби, он стреляет в него, а затем покончил жизнь самоубийством.

Ник идет на похороны Гэтсби, на которых не встречает ни одного человека из вечеринок Гэтсби. Том и Дэйзи уехали, не оставив своего адреса. Помимо Ника, отца Гэтсби и слуг, на похоронах присутствует только человек, похожий на филина, которого Ник встретил в библиотеке Гэтсби в разгар самой первой его вечеринки. После разрыва отношений с Джордан Бейкер и случайной встречи с Томом, во время которой выясняется, кто именно навел Уилсона на Гэтсби, Ник, уезжая из Нью-Йорка на Средний Запад, размышляет о невозможности вернуть прошлое.

ГЭТСБИ

ГЭТСБИ (англ. Jay Gatsby) - герой романа Ф.Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби» (1925). В судьбе Г. иронически переиначивается средневековый сюжет поисков священного Грааля (см. Парсифаль). Правда, странствия и подвиги Г. приводят к трагическому итогу. Уроженец Северной Дакоты, сын бедных фермеров-неудачников, Джеймс Гэтц, как пишет автор, «выдумал себе Джея Гэтсби в полном соответствии со вкусами и понятиями семнадцатилетнего мальчишки и остался верен этой выдумке до самого конца». Однажды он попал на борт роскошной яхты, великолепие которой так поразило воображение фермерского сына, что он поклялся себе стать таким же богатым, как яхтовладелец. Другим судьбоносным событием его юности стало увлечение молоденькой аристократкой Дэзи. Внушив себе любовь к «прекрасной даме», он решает посвя тить свою жизнь обретению богатства, мирской славы и сердца Дэзи.

Превратившись из ординарного Джеймса Гэтца в преуспевающего дельца с якобы оксфордским образованием, Г. приезжает в громокипящий Нью-Йорк. Там его неуемное поклонение богатству быстро приносит успех, выражением которого становится вилла-дворец в престижном районе Лонг-Айленда и чуть не ежедневно устраиваемые им роскошные вечеринки для местных знаменитостей. Наивно мечтая стать притчей во языцех у сильных мира сего, он напускает на себя ореол демонической таинственности. Не случайно многие знакомые Г. распускают о нем сплетни, будто этот нувориш - «немецкий шпион», «племянник Гинденбурга», а то и беглый убийца. Никому неведомо, что все эти широкие жесты эксцентричного богача преследуют единственную цель - привлечь к себе внимание Дэзи. Ныне она жена Тома Бьюкенена, ближайшего соседа Г. В конце концов Г. добивается своей главной жизненной цели и тайком завладевает Дэзи, точно так же, как он приобрел модный гардероб, элегантный автомобиль и роскошную виллу на побережье. Но финал стремительно-эфемерного взлета Г. к богатству и счастью нелепо-трагичен: его убивает муж любовницы Тома Бьюкенена.

Трагедия жизни Г. состоит в том, что он оказался чужд тому классу, к которому он мечтал и пытался приобщиться. Г. обречен на одиночество. Он был одинок в жизни, когда, покинутый своими гостями, стоял вечерами на берегу и тоскливо всматривался в далекий зеленый огонек у дома Бьюкененов. И так же одинок он оказался после смерти: никто из бесчисленных приятелей и знакомцев - в том числе и «прекрасная дама» - не пришел проводить его в последний путь.

Образ «великого Г.» нарисован автором с искренней симпатией, но в то же время и с изрядной долей иронии. Г,- американский «герой нашего времени», так называемого «века джаза», легкомысленно-веселой, но недолгой поры послевоенного процветания Америки. Г., как тип «века джаза», олицетворяет мечтательный идеализм бедных провинциалов и неминуемый крах их мечтаний после жестокой сшибки с безжалостной реальностью. В этом Г. можно сравнить с драйзеровским Клайдом Гриффитсам. Г.- «великий», потому что он типичный для американской мифологии 1920-х гг. «человек-который-сам-себя-сделал». Но его «величие» несколько пародийного свойства. Этот лонг-айлендский Трималъхион внутренне так и остался плебеем, и его тяга к утонченному аристократизму обернулась лишь любовью к «помпезной, вульгарной и мишурной красоте». Не зря критик М.Гайсмар остроумно сравнил Г. с босяком Гекльберри Финном, поставившим себе целью повторить путь мультимиллиардера Вандербильта.

В одноименных экранизациях романа заглавную роль исполняли Уоррен Бакстер (1926), Алан Лэдд (1949) и Роберт Редфорд (1974).

Лит.: Гайсмар М. Американские современники. М. 1976. С.144-152; Аллен У. Традиция и мечта. М., 1970. С.263-267.

О.А.Алякринский


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ГЭТСБИ" в других словарях:

    Возможно, Вы ищете информацию об одноимённом фильме. Великий Гэтсби The Great Gatsby … Википедия

    Эта статья или раздел содержит информацию об одном или нескольких запланированных или ожидаемых фильмах. Содержание может меняться коренным образом по мере приближения даты выхода фильма и появления новой информации. Другие фильмы с таким же или… … Википедия

    Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Великий Гэтсби (фильм). Великий Гэтсби The Great Gatsby Жанр … Википедия

    Великий Гэтсби (фильм, 1926) американская драма 1926 года, реж. Герберт Бренон. Великий Гэтсби (фильм, 1949) американская драма 1949 года, реж. Эллиотт Наджент. Великий Гэтсби (фильм, 1974) американская драма 1974 года, реж.… … Википедия

    - (The Great Gatsby) США, 1974, 144 мин. Ретро мелодрама. Эта картина отразила и в какой то степени даже повлияла на возникшую в начале 70 х годов моду на «ретро»: старые фильмы, полузабытые мелодии, поражавшие в прошлом элегантностью или… … Энциклопедия кино

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Фицджеральд. Фрэнсис Скотт Фицджеральд Francis Scott Fitzgerald … Википедия

    Фицджеральд (Fitzgerald) Фрэнсис Скотт (24.9.1896, Сент Пол, штат Миннесота, √ 21.12.1940, Голливуд), американский писатель. В 1913√17 учился в Принстонском университете. В романе «По эту сторону рая» (1920) Ф. первым в амер. литературе обратился …

    I Фицджеральд (Fitzgerald) Фрэнсис Скотт (24.9.1896, Сент Пол, штат Миннесота, – 21.12.1940, Голливуд), американский писатель. В 1913–17 учился в Принстонском университете. В романе «По эту сторону рая» (1920) Ф. первым в амер. литературе … Большая советская энциклопедия

    Фицджералд (Fitzgerald) (1896 1940), американский писатель. В психологическом романе «Великий Гэтсби» (1925), где «доверие лишь голосу сердца» допускает оправдание собственного индивидуализма и стяжательских амбиций, нравственно развенчивается… … Энциклопедический словарь

    Фицджеральд (Fitzgerald), Фрэнсис Скотт - (24.IX.1896, Сент Пол, Миннесота 21.XII.1940, Голливуд, Калифорния) прозаик. Учился в Принстонском университете. В годы первой мировой войны лейтенант тыловой части, расположенной в Алабаме. Здесь произошла встреча Фицджеральда с его будущей… … Писатели США. Краткие творческие биографии

Книги

  • Великий Гэтсби. Ночь нежна (подарочное издание) , Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Подарочное издание в переплете из черного шелка с золотым и серебряным тиснением и серебряным трехсторонним обрезом. В сборник вошли два наиболее известных и талантливых произведения…

«Великий Гэтсби» («The Great Gatsby») — роман Ф. Скотта Фицджералда. Опубликован в 1925 г. По оценке американского критика М. Гайсмара, «Великий Гэтсби» был для своего времени «самым совершенным американским романом в современной традиции» с точки зрения математической стройности композиции. Этого, по словам критика, автору удалось добиться за счет введения в роман структурных элементов своих рассказов, сжатых и стройных, «крепко сколоченных». Все образы и детали в романе тщательно продуманы и оправданы, прочно впаяны в повествовательную и образно-смысловую ткань.

Ориентируясь, по признанию писателя, на «Братьев Карамазовых», он решил превратить историю о бытовом преступлении в глубокое философское полотно о трагедии современной жизни. «Великий Гэтсби» — один из первых в XX в. опытов исследования национального мифа об «американской мечте», которая трансформируется в «американскую трагедию». В судьбе главного героя книги Джея Гэтсби автор иронически переиначивает средневековый сюжет поисков святого Грааля. Однако странствия и подвиги героя романа приводят к трагическому финалу.

«Великий Гэтсби»: краткое содержание романа

Уроженец Северной Дакоты, сын бедного фермера-неудачника, Джеймс Гэтц, по словам автора, «выдумал себе Джея Гэтсби в полном соответствии со вкусами и понятиями семнадцатилетнего мальчишки и остался верен этой выдумке до конца». Джей — типичный американский мечтатель, поставивший своей целью в жизни обрести успех — богатство, славу и любовь. Испытав упоительный восторг в ранней юности при виде чужой роскоши, он клянется себе рано или поздно добиться того же. Другой мечтой его жизни стала богатая аристократка Дэзи. Внушив себе любовь к «прекрасной даме», он решает посвятить свою жизнь обретению сердца Дэзи.

Изменив свое заурядное имя на романтически-звучное Джей Гэтсби, он превращается в преуспевающего дельца с якобы оксфордским образованием и приезжает в шумный Нью-Йорк. Там его неуемное поклонение богатству быстро приносит успех, воплощением которого становится помпезная вилла-дворец в престижном районе Лонг-Айленда и грандиозные «пиры Трималхиона» — пиршества, устраиваемые Гэтсби для местных знаменитостей. Наивно мечтая стать притчей во языцех, Гэтсби напускает на себя ореол романтической загадочности. Не случайно знакомые распускают о нем сплетни будто бы он племянник Гинденбурга, немецкий шпион, а то и беглый убийца (в этом плане «демонический» Гэтсби парадоксальным образом сближается с гоголевским Чичиковым, о котором жители города N. распускают подобные же фантастические слухи).

Никто не подозревает, что широкие жесты эксцентричного богача преследуют единственную цель - привлечь внимание Дэзи. (Ныне «прекрасная дама» юного Гэтсби — жена его ближайшего соседа Тома Бьюкенена.) В конце концов герой добивается своего и завладевает Дэзи точно так же, как он приобрел роскошную виллу на побережье, элегантный автомобиль и модный гардероб. Финал стремительного взлета героя к богатству, славе и счастью нелепо-трагичен: его по ошибке убивает ревнивый муж любовницы Тома Бьюкенена.

Анализ романа

Трагедия жизни Гэтсби — и смысл «американской трагедии», по Фицджералду, — состоит в том, что герой оказался во власти иллюзий, крах которых был неминуем. Он был совершенно чужд тому классу, к которому с юности мечтал приобщиться. Герой не просто обречен на одиночество, он обречен на гибель (как и его литературный предшественник Мартин Иден Д. Лондона), и его «величие» оказывается эфемерным, ибо по сути фальшиво. Гэтсби — своего рода «герой нашего времени» — герой так называемого «века джаза», веселой, но недолгой поры послевоенного процветания. Центральный персонаж романа является воплощением духа Америки, олицетворением романтического идеализма бедных провинциалов, терпящего крах после столкновения с жестокой социальной реальностью.

Антиподом Джея Гэтсби в романе выступает чета Бьюкененов, прежде всего Том — богатый аристократ, выпускник престижного Йельского университета, циничный и расчетливый «новый американец» XX века, начисто лишенный наивного идеализма Гэтсби. Под стать ему и его супруга Дэзи, лицемерная, холодноватая и самодовольная красотка. Таким, как Бьюкенены, принадлежит будущее Америки, они — хозяева новой культуры, где нет места «старомодному» романтизму Гэтсби.

Обреченность трагичной судьбы Гэтсби высвечивается в кульминационном эпизоде романа: Дэзи, сидя за рулем автомобиля Гэтсби, сбивает насмерть Миртл Уилсон, любовницу своего мужа. Гэтсби, спасая возлюбленную, берет на себя вину и вскоре получает смертельную пулю от мистера Уилсона.

Повествователь Ник Каррауэй (как и Джейк Барнс в романе Э. Хемингуэя «Фиеста») — alter ego автора, который дает нравственный комментарий персонажам и их поступкам, — один из первых в американской прозе XX века героев, проходящих путь от «невинности к опыту». Ник Каррауэй постигает скрытые нравственные устои и социальные пружины современного общества и способен проанализировать и оценить происходящее. Линия Ника Каррауэя — осколок структуры «романа воспитания». Становясь свидетелем и хроникером жизненной трагедии Джея Гэтсби, Ник усваивает урок, который не суждено было постичь Гэтсби: он познает пустоту существования господствующего класса и тщету иллюзий Гэтсби, а вместе с тем и собственного такого же, как у Гэтсби — юношеского идеализма и веры в «американскую мечту». Апофеозом тоскливого прощания с идеологическими мифами ушедшей эпохи становится знаменитый монолог Ника Каррауэя в финале книги: «Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое...».

Роман был трижды экранизирован — в 1926,1949 и 1974 г. (заглавную роль в последней экранизации исполнил Р. Редфорд).

Ник Кэррауэй, выпускник Йельского университета, находится в санатории, где лечится от алкоголизма. Он рассказывает о человеке по имени Гэтсби, с которым его свела судьба в Нью-Йорке. Нику трудно говорить об этом, и врач предлагает ему описать эту историю на бумаге.

Свой рассказ Ник начинает воспоминанием о том, как в 1922 году переехал со Среднего Запада в Нью-Йорк и арендовал дом в Уэст Эгге на Лонг-Айленде. Ник посещает роскошное поместье Тома и Дэйзи Бьюкененов. Дэйзи была троюродной сестрой Ника, а её муж, Том, некогда играл в поло в Йеле, а ныне наслаждается богатством. Дейзи знакомит Ника со своей подругой, известной гольфисткой, Джордан Бейкер. За ужином внезапно начинает звонить телефон: это звонит любовница Тома, о наличии которой всем уже давно известно.

Для встреч с этой любовницей, Миртл Уилсон, женой ничего не подозревающего автомеханика Джорджа из шахтёрского района Нью-Йорка, Том арендует квартиру в городе. Том приглашает туда Ника, где тот также знакомится с Кэтрин, сестрой Миртл, и с четой МакКи, друзьями Миртл. Ночь заканчивается всеобщей попойкой и разбитым носом Миртл, раздражавшей Тома упоминанием имени Дэйзи.

Все вокруг только и твердят Нику о мистере Джее Гэтсби, являющимся его ближайшим соседом, очень богатом человеке, известном проведением шикарных весёлых вечеринок в своём гигантском поместье, которые каждую субботу посещают сотни людей. Вскоре шофёр Гэтсби приносит Нику формальное приглашение на одну из таких вечеринок. Гэтсби был загадочным человеком, о размере и источнике огромных богатств которого ходило много слухов. Никто из встреченных Ником гостей даже не знал, как Гэтсби выглядит. Во время вечеринки некий мужчина завел разговор с Ником о Гэтсби, но оказалось, что он и есть тот самый мистер Гэтсби.

Гэтсби импонирует Нику, вскоре между ними завязывается дружба.

Ник был очень удивлён, когда Гэтсби рассказал ему историю своей жизни и головокружительного успеха, впрочем, Ник отнёсся к этим словам иронично.

Гэтсби скрывает какую-то тайну, Нику пока непонятно, почему Джей Гэтсби так опекает его. Гэтсби знакомит Ника со своим компаньоном, темным дельцом по имени Мейер Вулфшим, которого просит подтвердить слова Гэтсби о его прошлом. Вскоре Мейер оставляет джентльменов наедине, и вот Гэтсби уже готов поведать Нику свой секрет, как вдруг появляется Том Бьюкенен, и Гэтсби внезапно уходит. Встретившись вечером в ресторане с Джордан, Ник начинает расспрашивать её о том, почему Гэтсби себя так странно ведёт, и Джордан рассказывает ему о том, что она, оказывается, уже видела Гэтсби 5 лет назад. Тогда у него был роман с Дейзи, но вскоре ему пришлось уйти на фронт, а затем он просто исчез. Гэтсби написал Дейзи в день её свадьбы с Томом, что всё ещё любит её, и свадьба чуть не сорвалась, но всё же Дейзи вышла за Тома. Тогда Гэтсби приобрёл дом напротив особняка Бьюкененов (дом находится на другом берегу залива), чтобы быть всегда рядом с Дейзи, и все вечеринки он закатывал в надежде на то, что однажды Дейзи придёт туда, и они встретятся. Но Дейзи так ни разу и не пришла, поэтому Гэтсби просит Ника устроить им встречу.

Ник обещает сделать это, и встреча с Дэйзи состоялась — вначале ситуация была неловкой, но затем всё пошло по плану.

Ник узнает подробности о жизни Джея Гэтсби: вся его прошлая жизнь — стремление на вершину, ведь 5 лет назад он, бедный офицер, испугался, что Дэйзи, дочка богатых и знатных родителей, откажет ему или он просто-напросто не сможет её содержать, поэтому он не вернулся к ней после фронта.

На самом деле Гэтсби родился в нищей семье на Среднем Западе, рос в грезах и мечтах, где отождествлял себя с сыном Бога. Подростком Джей Гетц (настоящая фамилия сегодняшнего богача Гэтсби) ушел из дома навстречу судьбе. Случай помог ему познакомиться с миллионером, которого Джей спас от смерти. В награду он получил воспитание — спасенный миллионер обучил его многим вещам. К сожалению, после смерти наследство миллионера досталось его семье, а не Джею, но он уже был во всеоружии. К началу лета вся пресса только и пестрила сообщениями о тайном богаче, устраивающем грандиозные вечеринки.

Вскоре Гэтсби приглашает Дейзи и Тома на свою вечеринку. Том сразу почувствовал угрозу, исходящую от Гэтсби, весь вечер он грозился навести справки об этом человеке. Когда Том увлёкся одной из девушек на вечеринке, Гэтсби вывел Дейзи в парк и там поцеловал её. Дейзи предлагала им сбежать, но Гэтсби отказался, заявив, что они будут жить в его шикарном особняке, когда придёт время. С тех пор Дейзи постоянно стала приезжать к Гэтсби. Шумные вечеринки прекратились, большая часть прислуги была уволена, ведь Гэтсби не хотел, чтобы кто-то узнал и разболтал об их романе с Дейзи раньше времени. Вскоре Гэтсби вместе с Ником и Джордан наведывается в гости к Бьюкененам, где у Дейзи происходит нервный срыв.

Том Бьюкенен, предчувствуя назревающий конфликт, приглашает всех ехать в город.

Гэтсби уже в отеле «Плаза» пытается направить Дэйзи на разговор с Томом, чтобы Дэйзи призналась, что она никогда не любила Тома, но Дэйзи колеблется, ведь, на самом деле, она любит и того и другого. Том, видя нерешительность Дэйзи, обвиняет Гэтсби в том, что он бутлегер, а слова Тома о том, что Гэтсби не знатного рода, морально разбивают Джея. Том чувствует победу и решает, что обратно Дэйзи и Гэтсби поедут вместе в его машине, а он, Ник и Джордан едут в другой машине.

В это время Джордж Уилсон скандалит со своей женой, заподозрив её в неверности. Она выбегает из дома и её сбивает насмерть машина Гэтсби, которую вела Дэйзи. Машина уносится прочь. Ехавшие позади Джордан, Ник и Том замечают погибшую. Том узнает в ней свою любовницу. Джордж обезумел от горя. Он одержим мыслью, что водитель машины, сбившей Миртл, был тем, с кем она встречалась. Том говорит вдовцу, что эта машина принадлежит Гэтсби.

Джордж Уилсон находит и убивает Гэтсби в его бассейне и затем совершает самоубийство. Ник обзванивает знакомых Гэтсби, но никто из них не приходит на похороны. Том и Дэйзи уезжают, не оставив координат.

В санатории Ник дописывает мемуары. Заканчивая последний лист, Ник карандашом приписывает к названию «Гэтсби» слово «великий».

Василий Корецкий

ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ - о «Великом Гэтсби» База Лурманна


«Здесь каждый... чувствовал себя стеклышком в калейдоскопе, фигуркой в карнавале», - произносит закадровый голос Тоби Магуайра, пока на экране бесится в атональном танце людское море, море блесток, шампанского, прозрачных коктейлей и воздушных шаров. Это сцена не столько из романа «Великий Гэтсби», сколько из всех предыдущих фильмов База Лурманна, и этот пассаж - тоже слова не писателя, но режиссера. Калейдоскоп - верное слово: Лурманн навязчиво использует именно эту, отсутствующую в оригинальном тексте Фицджеральда, метафору, превращая пространство своего фильма в бесконечную трубу, на том конце которой переливаются, пляшут, рассыпаются и вновь соединяются в причудливые узоры люди и вещи, перья и лепестки, столовое серебро и золотой свет городской иллюминации. Телескопическая топология, идеально подходящая для 3D, - а вовсе не хаотичная хореография вечеринок - становится главным художественным жестом новой (и идеальной) экранизации «Великого Гэтсби».

Этот фильм гостеприимен, как его протагонист: экранная реальность у Лурманна не вываливается в зал люмьеровским паровозом, как это было в первых 3D-аттракционах, но мягко всасывает зрителя внутрь, бесконечно углубляясь в анфилады пригородных дворцов, линии хайвеев и коридоры нью-йоркских улиц, которые, кажется, построены лишь для того, чтобы вместить гротескно-желтое фаллическое авто Гэтсби, самое длинное в стране - а то и в мире. Камера движется по ним, имитируя траекторию кометы - той самой кометы, с которой сравнивает себя сам Гэтсби. Наблюдать, как Лурманн разрабатывает новую поэтику - поэтику стереоизображения, вообще необыкновенно увлекательно. Да, разумеется, глубинная мизансцена - но «Гэтсби» совмещает ее с клиповым ритмом экшен-блокбастера, который создается уже не истерическим монтажом - но гипнотической пульсацией. Монтируя восьмерки диалогов, Лурманн магнетизирует каждый крупный план мягким наездом фона - как в знаменитой головокружительной сцене хичкоковского Vertigo , но медленнее, деликатнее, едва заметно. Эти мягкие пассы еще больше усиливают ощущение постоянного потока, наперекор которому движутся герои, зрители, вообще вся машина фильма. Этот поток, разумеется, - парадоксальное обратное течение времени, та главная помеха человеческому счастью, о которой пишет Фицджеральд в эпилоге. Прошлое, которое неумолимо тянет героев к себе, не давая побыть в настоящем. Характерно, что в момент убийства Гэтсби это постоянное стремление вперед немедленно обрывается. Камера впервые подается назад, сперва чуть-чуть - и вот уже зеленый огонек на причале Дейзи стремительно уносится от нас за горизонт.

Другой распространенный прием стереокино, возводимый Лурманном из эффектного трюка в месседж, - игра с многослойной прозрачностью: дыма, стекла, падающего снега. То, как эффектно смотрится в 3D объект, помещенный в стеклянный бокс, показал еще Спилберг в «Тинтине». В «Гэтсби» этот образ витрины становится режиссерским идефиксом, ведь действие романа и фильма происходит в ревущие двадцатые - апогей товарного фетишизма. Бесконечные интерьеры-ячейки, набитые объектами роскоши и разряженными субъектами, вечные стеклянные двери и окна, разрубающие персонажей на классы и страты. В фильме нарратор не случайно уподобляет замок Гэтсби храму народного хозяйства - Всемирной выставке; и в единственной по-настоящему сексуальной сцене экранизации Гэтсби - ДиКаприо фонтанирует на Дейзи - Маллиган дизайнерскими рубашками (вскоре этот консьюмеристский экстаз предсказуемо сменяется посткоитальной депрессией Дейзи).

Но стекло - это еще и зеркало. Поворотный эпизод фильма, в котором мистический сосед наконец является нарратору, Нику Каррауэю, заканчивается красноречивым кадром: ДиКаприо взирает из башни замка на людское море, в двойных окнах отражается фейерверк. На мгновение мы теряем ориентацию, не понимая, с какой стороны стекла находимся сами. Быть может, фигура загорелого господина в смокинге - это всего лишь отражение, потусторонний зеркальный образ, за - вернее, перед - которым действительно не стоит никакой реальный человек?

В единственной по-настоящему сексуальной сцене ДиКаприо фонтанирует на Маллиган дизайнерскими рубашками.

Неразрешимая проблема самоидентификации, ложность любой презентации себя становится у Лурманна источником трагического. Стремительное падение героя начинается с потерей им своего лица в инциденте с Томом Бьюкененом, мужем Дейзи: после того как тот раскрывает тайну происхождения богатства соперника, Гэтсби впервые выходит из себя - и навсегда теряет образ сверхчеловека в глазах возлюбленной (да и своих собственных). Но на самом же деле кризис героя случается гораздо раньше, в тот момент, когда он вступает в связь с Дейзи и, опасаясь папарацци, запирает кованые ворота своего замка, перестает играть роль радушного плейбоя. С этого момента отказа от маски, собственно, и начинается драма. Фильм Лурманна показывает не происхождение героя, ввинчивающегося в строгий социальный порядок self- made man "а, - но этапы его сокрушения. Гэтсби, при всех моментах сходства с Аркадином и Кейном, - не уэллсовский титан, не трагический шекспировский герой, он, несмотря на номинальные восторги рассказчика, больше не является «напрямую связанным с истинной природой вещей - или, точнее, с Богом», как когда-то характеризовал этот типаж Андре Базен. Нет, разумеется, Гэтсби и тут является агентом (если не сказать «ангелом») реального - капитала, действительно управляющего этой вселенной фланеров и бутлегеров c запонками из человеческих зубов, коррумпированных политиков и южных аристократов. Трагедия персонажа ДиКаприо совсем не в том, что он не может влиться в жесткую структуру высшего общество и всегда остается парвеню (хотя он и вправду не может этого). Трагедия Гэтсби происходит из сферы воображаемого. По большому счету, его проклятие - именно в невероятной силе его воображения: он обладает достаточным могуществом, чтобы перекроить прошлое, чтобы воплотить в жизнь свой навязчивый фантазм; он действительно может достичь того по определению недостижимого и призрачного объекта желания, который и заставил его взлететь вверх, подобно Икару. И, разумеется, достигнув своего Солнца, Дейзи, он немедленно оказался низвергнут - не классовыми условностями, но самим порядком Вселенной, необратимой рекой времени, которое, как было сказано в другом хорошем фильме про необратимость, разрушает все.


Top