Какой герой утверждал что написал роберта дьявола. Редкие оперы

Опера в пяти актах, шести картинах с апофеозом. Либретто Э. Скриба и Ж. Делавиня.
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 21 ноября 1831 г.

Действующие лица:

  • Изабелла, дочь короля Сицилии (сопрано)
  • Роберт, герцог Нормандии (тенор)
  • Рембо, нормандский трубадур (тенор)
  • Алиса, его невеста (сопрано)
  • Бертрам, дух зла (бас)
  • Принц Гренады (без речей)
  • Рыцари, дамы, слуги, народ, демоны, призраки, монахи, отшельники

Действие происходит на Сицилии в XI веке.

История создания

В 1827 году Мейербер, уже составивший себе имя как оперный композитор в Италии, переселяется в Париж. Здесь происходят два знаменательных события - постановка «Немой из Портичи» Обера (1828) и «Вильгельма Телля» Россини (1829), которые стали вехами в истории романтической оперы. Мейербер понимает, что для завоевания Парижа нужно писать не итальянские оперы, стилем которых он овладел, а создавать нечто другое. Этим другим стал новый жанр - французской большой оперы, который, собственно, и возник с первым французским опытом Мейербера - оперой «Роберт-дьявол».

«Роберт-дьявол» - результат сотрудничества композитора с очень популярным в то время французским драматургом и либреттистом Эженом Скрибом (1791-1861). Скриб, не отличавшийся вьщающимся талантом, был мастером сценической интриги, непревзойденным изобретателем сценических эффектов. Он прекрасно знал театр и театральную публику, умел безошибочно угадывать ее вкусы, чувствовал веяния моды. Со своим постоянным соавтором Жерменом Делавинем (1790-1868) он написал для Мейербера либретто по старинной легевде о нормандском герцоге Роберте, прозванном за свою жестокость дьяволом.

Премьера оперы состоялась в парижской Grand Opera 22 ноября 1831 года. Как писал известный исследователь И. Соллертинский, «Роберт-дьявол» «одержал победу над парижанами. В нем было все, что могло привлекать в те годы: живое действие, яркие контрасты, аромат таинственности, роковые разоблачения, бутафорская фантастика, пикантный балет развратных монахинь, поющий сатана... умело дозированная сентиментальность и, наконец, яркая театральная музыка».

Сюжет

В Палермо пируют рыцари, среди них неузнанный герцог Роберт, изгнанный из родной Нормандии. Трубадур Рембо поет балладу, в которой рассказывает о нормандской принцессе, соблазненной дьяволом и родившей от него сына. Разгневанный Роберт угрожает Рембо смертью, но появляется невеста Рембо Алиса, в которой Роберт узнает подругу детских дней. Алиса прислана умершей матерью герцога, но ее завещание она сможет отдать только если он достоин этого. Роберт понимает, что не имеет права прочесть послание. Алиса берется передать письмо Роберта к любимой им сицилийской принцессе Изабелле. Испуганная появлением постоянного спутника герцога - Бертрама, Алиса уходит. Роберт в знак примирения с Рембо сзывает рыцарей и предлагает играть в кости. Эту мысль ему внушил Бертрам. Он хочет довести Роберта до отчаяния, чтобы заставить его подписать договор с адскими силами. Роберт проигрывается дотла: у него не остается ни денег, ни коня, ни оружия. В ярости он грозит всем страшной местью.

Зал во дворце короля Сицилии. Изабелла тоскует: она любит Роберта, но отец выдает ее замуж за принца Гренады. Алиса приносит Изабелле письмо от Роберта, а вслед появляется и он сам. Принцесса дает ему оружие для поединка с соперником. Роберт уходит на его поиски, а зал заполняет праздничная толпа. Гренадский принц вызывает рыцарей на поединок, наградой за победу в нем станет Изабелла. В страхе она видит, что Роберта нет. Его увлек отсюда Бертрам, продолжающий козни: жених Изабеллы - вызванный им фантом. Он нужен для той же цели, что и фатальный проигрыш.

В уединенной долине в горах Рембо ждет свидания с Алисой. Он горько сожалеет о своей бедности. Неожиданно появившийся Бертрам бросает ему туго набитый кошелек и соблазняет отказаться от брака: теперь, когда Рембо богат, ему может принадлежать любая, к чему связывать себя? Поддавшись искушению, Рембо уходит. Бертрам слышит голоса демонов. Начинается буря, и он укрывается в пещере, из которой вырываются языки пламени. С гор спускается Алиса. Из пещеры доносятся голоса духов, буря усиливается, в ужасе Алиса приникает к кресту. Бертрам, узнавший, что потеряет Роберта навсегда, если тот не предастся ему сегодня до полуночи, пытается соблазнить Алису, которая слышала его речи и проникла в ужасную тайну. Она взывает к Божьей помощи. Появляется Роберт, Алиса убегает. Герцога гнетет страх, терзают злые предчувствия. В бою с принцем Гренады меч сломался в его руках, он изгнан под страхом смерти. Бертрам уверяет, что соперник Роберта призвал для победы адские силы и предлагает помощь: нужно похитить с гробницы святой Розалии волшебную ветвь кипариса, которая даст победу, богатство, бессмертие.

Бертрам приводит Роберта на кладбище, где похоронены благочестивые монахини. Он призывает восстать из гробниц умерших дев. Роберт хочет сорвать ветвь, но с ужасом отступает. Его окружают вызванные Бертрамом призраки монахинь в виде соблазнительных вакханок, среди которых Клеопатра, и увлекают к святой могиле. Роберт пытается бежать прочь, но поддается искушению: чудесная ветвь в его руках. Под раскаты грома, из-под земли поднимаются торжествующие демоны: ад победил!

В дворцовом покое дамы славят Изабеллу, мир, любовь. Алиса прощается с принцессой: она едет на родину, но прежде отдаст Роберту письмо матери. Принц Гренады готовится вести невесту к венцу. Вдали показывается Роберт с чудесной ветвью. По мере его приближения все погружаются в волшебный сон. Роберт будит Изабеллу. Она понимает, что Роберт одержим злым духом, и призывает Творца. Герцог страшен - его любовь превратилась в бесовскую страсть. Мольбы Изабеллы, отвращение, которое она испытывает к посланнику адских сил, вызывают в нем перелом: если Изабелла не любит его более, он умрет! Роберт ломает ветвь. Все просыпаются. Он обречен на казнь.

Во дворе монастыря отшельники славят свой уединенный приют. Народ возносит благодарение за спасение принцессы от чародейства Роберта. Появляются Роберт и Бертрам. Роберт чувствует, что лишь под кровом монастыря найдет спасение. Бертрам призывает герцога отдаться его власти и предлагает подписать торжественный акт. Роберт готов, но доносящееся из монастыря пение его останавливает. Он вспоминает мать. Тщетно Бертрам зовет его за собой и, наконец, решается на последнее средство: открывает Роберту, что он, его отец, сделает все для сына - соперник, принц Гренады, исчезнет. Роберт готов следовать за Бертрамом, и пусть торжествует ад. Эти слова слышит Алиса. Она пришла с радостной вестью: венчание Изабеллы было прервано неземной силой, жениха больше нет, Изабелла простила любимого и ждет его. Бертрам пытается увести Роберта, но Алиса вручает ему завещание матери. Герцога раздирают противоречия: строки матери заклинают бежать от Бертрама. Колокол возвещает полночь - спасенный Роберт теряет сознание. Все заволакивают тучи.

Тучи рассеиваются, предстает внутренность собора в Палермо. Изабелла и Роберт идут к алтарю.

Музыка

«Роберт-дьявол» - образец французской большой оперы с ее непременным пятиактным строением, широко выписанным фоном, яркими хоровыми сценами, балетом. Опера отличается виртуозными вокальными партиями, яркой театральностью, умелым использованием музыкальных и сценических контрастов, оркестровых эффектов. Отдельные акты сопоставляются по принципу контраста.

Краткое вступление с эффектно звучащей темой тромбонов вводит в I акт, основанный почти исключительно на звучании мужских голосов. Баллада Рембо «В земле Нормандии счастливой» начинается безыскусно, к концу строфы появляются черты виртуозности. II акт - яркий контраст I акту. Ария Изабеллы «Увы! Напрасно в любови страстной» отличается прихотливой, изощренной мелодикой. Мрачная ария Бертрама из III акта «Вот развалины те» - один из самых известных номеров оперы (его можно слышать в исполнении Шаляпина).

Л. Михеева

Это сочинение Мейербера, написанное в стиле французской большой оперы, имело успех у публики. Эффектная театральность, романтический накал страстей обеспечили ему популярность. Русская премьера прошла в 1834 (Москва, Большой театр, под названием "Роберт"). В Петербурге партию Бертрама с блеском исполнил О. Петров. Из постановок последних лет отметим спектакль 1985 в Гранд-Опера (солисты Ванцо, Д. Андерсон, Рэми и др.).

Дискография: CD - Melodram. Дир. Сандзоньо, Роберт (Мериги), Изабелла (Скотто), Бертрам (Христов).

Опера немецкого композитора Мейербера (1831, Париж), в пяти действиях. Либретто Скриба и Ж. Делавиня.

Главные персонажи: Роберт (тенор), Бертрам (бас), Изабелла (сопрано), Алиса (меццо-сопрано), Рамбальд (тенор).

13 век. Берег Сицилии. Роберт, сын герцогини нормандской Берты, любит принцессу Сицилии Изабеллу. Не захотев покориться королю Сицилии, он вызвал на поединок всех его рыцарей и едва не погиб, его спас верный друг, рыцарь Бертрам. Умирая, мать Роберта отдала свое завещание крестьянке Алисе, невесте Рамбальда, наказав отдать его Роберту только тогда, когда он станет достоин этого. Бертрам, являющийся в действительности дьяволом и отцом Роберта, постоянно влияет на сына, возбуждая в нем злые чувства. Так, он нарочно устраивает турнир, который выигрывает гренадский принц, обманувший Роберта, напрасно прождавшего того в роще, пока шел турнир. Никто не знает, что это была злая воля Бертрама. Роберт в отчаянии. Бертрам искушает его, предлагая силой овладеть принцессой, для чего тому необходимо сорвать кипарисовую ветвь с гробницы святой Розалии. Роберт готов совершить это кощунство. Однако Изабелла, увидев Роберта с ветвью, умоляет сломать ее, так как она приносит одни несчастья. Уступая мольбам, Роберт ломает ветвь. Его снова начинают преследовать неудачи. Бертрам упрекает его за этот необдуманный поступок и соблазняет подписать договор с адом, чтобы опять вернуть Изабеллу. Он открывает Роберту тайну его рождения. Неожиданно появляющаяся Алиса сообщает, что гренадский принц, его соперник, исчез. Он оказался призраком, посланцем дьявола. Но это известие уже не радует Роберта, решившего следовать за отцом. Единственное, что может остановить Роберта - завещание матери. Алиса разворачивает свиток: Берта сообщает сыну, что Бертрам - обманщик. Бьет полночь, и с адским грохотом дьявол проваливается в преисподнюю. Освобожденный от дьявольских чар, Роберт теперь может соединиться с любимой. Две пары - Роберт с Изабеллой, Алиса с Рамбальдом -идут венчаться к алтарю.

Е. Цодоков

РОБЕРТ-ДЬЯВОЛ (Robert le Diable) - большая опера Дж. Мейербера в 5 д., либретто Э. Скриба и Ж. Делявиня. Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 21 ноября 1831 г.

Либреттист и композитор использовали старинную легенду, герой которой имеет своим прототипом нормандского герцога Роберта I Великолепного (XI в.), прозванного за свою жестокость Дьяволом. Первоначальный замысел трехактного спектакля для театра «Опера-комик» претерпел изменения, и в итоге произведение Мейербера, Скриба и Делявиня стало характерным примером романтического стиля, воплощенного в рамках французской «большой оперы». Напряженные ситуации, яркая зрелищность, участие множества артистов, музыка, подчеркивающая эффектность спектакля,- все характерные черты этого жанра присутствуют в «Роберте-Дьяволе».

В основе драматургии лежит конфликт между добром и злом, воплощенный в столкновении контрастных образов и в самом главном герое, в душе которого происходит борьба света и мрака. Роберт - сын герцогини Нормандской и дьявола, унаследовавший качества обоих. Он любит Изабеллу, принцессу Сицилии, но воздействие его отца, явившегося под видом черного рыцаря Бертрама, временно побеждает. Бертрам заманивает сына в ловушку, опутывает его волю, и, повинуясь ему, Роберт срывает ветку кипариса с гробницы святой Розалии, чтобы с помощью чародейства овладеть Изабеллой. Однако кротость и чистота девушки действуют на его душу, а завещание матери, предостерегавшей его от отца, довершает перерождение. Роберт, который был готов подписать договор с Бертрамом, отвергает его. Бертрам проваливается под землю. Исчезает таинственный соперник и победитель Роберта на турнире, оказавшийся выходцем из ада, и счастливый, освобожденный от власти злых сил рыцарь отправляется в храм венчаться с Изабеллой. Опера Мейербера поразила современников яркой и броской театральностью, умелым использованием сценических ситуаций. Музыка в сочетании со спектаклем неотразимо действовала на зрителей. Но было бы неверно видеть в ней только расчет на внешний эффект. Партитура действительно богата талантливыми и выразительными страницами и демонстрирует умение передать настроение, колорит сцены, зловещую фантастику.

Несомненно, Бертрам - потомок Каспара ("Вольный стрелок" Вебера) и предшественник Мефистофеля ("Фауст" Гуно). Есть в опере и лиризм, поэтичность, хотя композитор не дает этим качествам простора. Музыка «Роберта-Дьявола» вызвала интерес многих, а среди них - Шопена, Гейне, Листа.

Первая постановка в Париже явилась программной для романтического оперного театра. Ее все возрастающий успех определили исторически верные декорации, толпы участников массовых сцен, невиданная дотоле роскошь спектакля, смелое использование газового освещения в сцене среди развалин монастыря св. Розалии, где, повинуясь заклинанию Бертрама, из могил встают усопшие монахини. Опера исполнялась во всех крупнейших городах Европы. Ее «неистовый романтизм» испугал царскую цензуру: дьяволу не дозволялось появляться в театре. Однако в конце концов премьера на русской сцене состоялась 18 сентября 1834 г. в Москве, в Большом театре (под названием «Роберт»). Переделанная и приспособленная к вкусам Николая 1, опера попала на петербургскую сцену 14 декабря 1834 г. и выдержала свыше ста представлений. Центром спектакля явилось исполнение партии Бертрама О. Петровым. Великий артист придал условной фигуре психологически правдивые черты. Петров - Бертрам любит сына, но должен его погубить, иначе гибель грозит ему самому. Эта борьба двух начал была, по свидетельству современников, передана артистом с потрясающей силой.

«Роберт-Дьявол» шел в России на немецкой и итальянской сценах. Среди исполнителей партии Бертрама блистали такие певцы, как В. Ферзинг и Л. Лаблаш, но пальма первенства осталась за Петровым. Произведение Мейербера сохранялось в репертуаре русского театра на протяжении всего XIX в. Преемником Петрова стал Ф. Стравинский. Однако к началу XX в. выявилась устарелость оперы, обветшалость ее форм, и она шла все реже и реже. Тем не менее и в 1985 г. была осуществлена ее постановка в парижской «Гранд-опера».

65. РОБЕРТ-ДЬЯВОЛ

Французская легенда о нормандском герцоге Роберте по прозванию «Дьявол» возникла в XI веке. В XIII веке на ее сюжет неизвестным французским автором был написан стихотворный роман. Широкую известность эта легенда приобрела после создания в 1831 году композитором Дж. Мейербером оперы «Роберт-Дьявол».

Нормандия - историческая область на севере Франции. В первой половине X века она была завоевана скандинавскими викингами, известными в средневековой Европе под именем норманнов, то есть «северных людей»; в это время она получила свое название и стала самостоятельным герцогством.

В1066 году нормандский герцог Вильгельм - прославленный Вильгельм Завоеватель - захватил Англию и стал английским королем. Нормандия вошла в состав Англии, но в начале XIII века была отвоевана Францией.

Память о воинственных и жестоких нормандских герцогах, не раз совершавших разбойные нападения на мирное население французского побережья, отразилась в легенде о Роберте-Дьяволе.

Его историческим прообразом считают Роберта I, отца Вильгельма Завоевателя. По слухам, Роберт I отравил своего старшего брата, чтобы самому занять престол, жестоко расправлялся с непокорными вассалами, но под конец жизни стал очень благочестив и отправился в паломничество по святым местам, во время которого умер.

Легенда гласит, что герцог Нормандский, отец Роберта, долгое время был бездетен. Супруга герцога молила небо о даровании ей наследника, но ее мольбы оставались тщетными. Тогда, в отчаянии, она обратилась к адским силам и поклялась, если они даруют ей сына, посвятить его дьяволу.

Вскоре герцогиня забеременела. Когда подошло время родов, явились грозные знамения: солнце померкло на небе, и день стал темнее ночи, ураганные вихри налетели со всех четырех сторон света, потрясая стены герцогского замка. Под раскаты грома, в блеске молний герцогиня разрешилась от бремени сыном.

Младенца окрестили Робертом. Он рос необыкновенно быстро и очень рано стал проявлять свой жестокий и необузданный нрав. Роберт был еще ребенком, но его уже называли не иначе как Дьяволом.

Роберт-Дьявол постоянно затевал ссоры и драки со своими сверстниками, заканчивавшиеся для них тяжелыми увечьями, не почитал родителей и не повиновался наставникам. Местный священник не раз пытался увещевать его, и однажды Роберт, впав в ярость, убил старика.

Герцог, отец Роберта, ужаснулся и был готов проклясть сына, но герцогиня умолила его не делать этого. Несчастная мать понимала: лишь она виновата в том, что у ее сына дьявольский нрав.

Когда Роберту минуло восемнадцать лет, его посвятили в рыцари, и в честь этого события в герцогском замке был устроен рыцарский турнир.

Однако благородное состязание по вине Роберта-Дьявола превратилось в кровавое побоище. Пренебрегая турнирными правилами и законами чести, Роберт-Дьявол, как дикий зверь, обрушился на своих противников, яростно нанося им смертельные удары. Многие достойные рыцари обрели на том турнире бесславный конец.

Вскоре Роберт бежал из отцовского дома. Он набрал шайку головорезов, поселился с ними в лесу, выстроив там разбойничий замок, и стал наводить ужас на всю округу.

Во главе своей шайки Роберт-Дьявол грабил на большой дороге купцов и пилигримов, разорял селения и монастыри, убивал мирных земледельцев и благочестивых монахов.

Старый герцог, отец Роберта, послал отряд вооруженных людей, чтобы вернуть сына домой, но Роберт захватил посланных отцом в плен и предал их смерти.

Тогда герцог, невзирая на мольбы и слезы своей жены, проклял сына и пожаловался на него папе Римскому, а папа Римский отлучил Роберта от церкви.

В лесу, где стоял разбойничий замок, в уединенной хижине жил благочестивый отшельник. Узнав об этом, Роберт-Дьявол сел на коня, отыскал праведного старца и заколол его мечом. Но, вкладывая в ножны окровавленный клинок, он вдруг задумался о том, что заставило его совершить это преступление.

И тут на Роберта снизошло озарение: ему стало ясно, что с самого рождения он живет не по своей воле, а подчиняясь какой-то неведомой силе.

Медленно, в раздумье, возвращался Роберт в свой замок. По дороге он встретил знатную даму, ехавшую в карете в сопровождении слуг. Это была герцогиня, мать Роберта. Слуги, завидев Роберта, разбежались, оставив свою госпожу одну.

Роберт сошел с коня, опустился перед матерью на колени и со слезами стал молить, чтобы она сказала, почему он не таков, как все, и что за злая сила толкает его на жестокости и святотатства.

Герцогиня подняла сына и, сама упав перед ним на колени, поведала страшную правду.

И тогда Роберт торжественно поклялся, что освободится от власти дьявола, которому мать его посвятила.

В тот же день он распустил свою шайку и отправился в Рим, чтобы исповедаться перед папой Римским и испросить у него отпущение грехов.

По пути он заехал в монастырь, незадолго перед тем им разграбленный. Настоятель монастыря при виде Роберта в страхе перекрестился, но Роберт смиренно облобызал его руки и передал ключи от своего замка, попросив забрать оттуда все неправедно добытое добро и вернуть тем, у кого оно было похищено, а если владельцев отыскать не удастся - раздать бедным.

Роберт оставил в монастыре своего коня и меч - свидетеля и орудие его былых преступлений, и дальше пошел пешком.

Достигнув Рима, он припал к стопам папы и без утайки поведал ему обо всех своих грехах. Папа Римский был поражен чудовищностью и неисчислимым количествам преступлений Роберта. Он не осмелился сразу дать ему отпущения грехов, решив подождать какого-нибудь знамения.

Ждать пришлось недолго. Той же ночью одному святому старцу, жившему неподалеку от Рима, явился во сне ангел и объявил, что Бог простит Роберту его грехи, если он выдержит тяжкое испытание: семь лет будет ходить в рубище, подобно нищему, питаться объедками вместе с псами и притворяться немым и слабоумным. Роберт с готовностью согласился на испытание. Вскоре жители Рима привыкли к немому слабоумному нищему, в любую погоду бродившему по городским улицам. Простые люди жалели его, богатые и знатные над ним потешались. И то и другое Роберт принимал с неизменной кротостью. Через некоторое время о нем прослышал король и взял его к себе во дворец в качестве шута.

Прошло без малого семь лет. Испытание Роберта близилось к концу.

В это время в Итальянские земли вторглись турки-мусульмане. Они подошли к самому Риму, угрожая разорением христианской столице. Король со своим войском выступил навстречу врагу.

Накануне решающей битвы Роберту, остававшемуся в королевском дворце, явился ангел. Он привел коня белой масти, принес белоснежные доспехи, меч, щит и копье, повелел Роберту вооружиться и поспешить на помощь королевскому войску.

И вот, когда враги начали теснить королевское войско, неведомо откуда появился Белый рыцарь. Его натиск был так мощен и стремителен, что турки обратились в бегство.

Одержав победу, Белый рыцарь развернул своего коня и ускакал с поля боя также внезапно, как и появился.

И лишь королевская дочь видела из окна дворца, как прискакавший во весь опор Белый рыцарь спешился, отдал коня и доспехи ангелу - и превратился в нищего. Но королевна была немая от рождения и никому не могла рассказать об увиденном.

Меж тем король, с победой вернувшийся во дворец, приказал отыскать Белого рыцаря, пообещав щедро его наградить и отдать ему свою дочь в жены. Однако найти Белого рыцаря не удалось, а сам он не откликнулся на королевский призыв.

Тогда один из вельмож короля, человек трусливый и лживый, решил воспользоваться случаем. Он купил коня белой масти, заказал доспехи точь-в-точь как у Белого рыцаря, и, явившись во дворец, заявил, что он и есть победитель турок.

Король поверил обманщику, пожаловал ему много золота и отдал руку своей дочери. Но когда обманщик-вельможа и королевская дочь шли к венцу, случилось чудо: королевна, немая от рождения, внезапно обрела дар речи и поведала, что Белым рыцарем является не тот, кто присвоил себе эту честь, а нищий, много лет проживающий во дворце.

Свершившееся чудо свидетельствовало о том, что королевна говорит правду. Все почтительно склонились перед Робертом. Но он делал вид, что ничего не понимает, и в смущении отказывался от почестей.

Тут неожиданно появился святой старец, через которого ангел семь лет назад сообщил о назначенном Роберту испытании. Святой старец торжественно возвестил, что испытание Роберта окончено, Небо простило его, и он может открыть свое настоящее имя и звание.

В это самое время к королевскому двору прибыли послы из Нормандии. Уже давно они искали Роберта, поскольку его отец, старый герцог, скончался, и теперь Роберт должен был занять герцогский престол.

Король был доволен, что тот, кому он пообещал в жены свою дочь, оказался знатного рода.

Однако Роберт отказался и от герцогского престола, и от руки прекрасной королевны.

Он удалился в пустыню и окончил свои дни благочестивым отшельником.

Из книги 100 великих загадок природы автора Непомнящий Николай Николаевич

СУМЧАТЫЙ ДЬЯВОЛ Сумчатые животные, как всем известно, обитают в Австралии, Новой Гвинее и на окружающих островах. Исключение составляют американские опоссумы Сумчатые ближе к первобытным зверям, которые выкармливали свое потомство в сумках на животе В процессе борьбы

Из книги Большая книга афоризмов автора

ДЬЯВОЛ ИЗ ДЕВОНШИРА Ученые и оккультисты до сих пор гадают о природе неведомых следов в графстве Девоншир, которые крайне взволновали местных жителей. Кому они принадлежали: самому дьяволу, неизвестной науке птице или же их сотворила группа проказников?Ученые XIX века

Из книги Бог не ангел. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Дьявол и черти См. также «Ад и рай» Дьявол - джентльмен; он никогда не входит без приглашения. Джон Линкольн Дьявол не может быть безбожником. Лешек Кумор У дьявола нет ни одного оплачиваемого помощника, тогда как у Противной Стороны их миллион. Марк Твен Если дьявол -

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЬ) автора БСЭ

Дьявол и черти Дьявол - обезьяна Бога. Ириней Лионский (ок. 130–200), христианский богослов Этот бедняга, который не может любить. Испанская монахиня Тереза Авильская (1515–1582) о дьяволе Бог уловляет людские души удочкой, дьявол забрасывает сеть. Александр Дюма-отец (1802–1870),

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Дьявол (христ.) - «клеветник» - мифологический дух, олицетворяющий мировое зло и противостоящий Богу. В христианской мифологии считается повелителем подземного мира, где мучаются души грешников (ада), и является главным вдохновителем колдунов и ведьм, причиняющих зло

Из книги Советская сатирическая печать 1917-1963 автора Стыкалин Сергей Ильич

Влюбленный дьявол (Le Diable amoureux)Фантастическая повесть (1772)Повествование ведется от лица молодого испанского дворянина, едва не ставшего жертвой дьявольских козней. Когда дону Альвару Маравильясу было двадцать пять лет, он служил капитаном гвардии короля Неаполитанского.

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Из книги 100 знаменитых мистических явлений автора Скляренко Валентина Марковна

Дьявол и Господь Бог (Le Diable et le Bon Dieu) Пьеса (1951) Действие происходит в развороченной крестьянской войной Германии XVI в. Однако история для автора - всего лишь фон, герои, обрядившиеся в старинные

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Якутский дьявол Задрожали от его рева стороны света, Небосвод, поднебесье, земля и горы. «Махабхарата». Легенды о таинственном чудовище, обитающем в водах глубокого озера, довольно широко распространены в фольклоре коренных жителей Сибири - эвенков и якутов. Легенды

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

Из книги Страшный Суд. Апокалипсис наших дней автора Головачёв Сергей

Из книги Мир животных автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Книги о сильных женщинах автора Иванова Анна

Где живет морской дьявол? Еще с древних времен в морских рассказах упоминается о каких-то страшных морских чудовищах, которые неожиданно появляются из морской пучины и так же неожиданно исчезают. Можно, конечно, все это считать фантазией или обычной галлюцинацией. Но

- (Роберт Великолепный) (Robert Le Magnifique, Le Diable) (ум. 1035), герцог Нормандии. Отобрал герцогство у своего старшего брата и законного наследника. Оказал поддержку Генриху I Французскому (см. ГЕНРИХ I (французский король)) в борьбе против… … Энциклопедический словарь

Легендарная личность, весьма популярная в средневековых преданиях: нормандский рыцарь, отличающийся чрезвычайной жестокостью, но искупающий затем свои грехи раскаянием и подвигами благочестия. Начало легенды о Р. Дьяволе восходит к XIII в.; затем … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Роберт Дьявол: Роберт II Дьявол герцог Нормандии Роберт Дьявол (роман) анонимный французский рыцарский роман XIII века Роберт Дьявол (опера) опера Джакомо Мейербера … Википедия

Опера Роберт Дьявол Robert le diable … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Роберт Дьявол (значения). «Роберт Дьявол» (фр. Robert le Diable) известная средневековая легенда, положенная в основу анонимного французского рыцарского романа XIII века. Первое… … Википедия

- (Robert Ier le Vieux), герцог Бургундии (1011 21 марта 1076, Флери сюр Ош). Сын французского короля Роберта II Благочестивого (см. РОБЕРТ II Благочестивый) и Констанции Арльской, брат короля Генриха I (см. ГЕНРИХ I (французский король)). Именно… … Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Роберт Дьявол (значения). Роберт I Дьявол фр. Robert I le Magnifique … Википедия

Роберт II Дьявол Robert II le Diable Роберт II (одна из статуй памятника 6 герцогам Нормандии в городском парке в Фалейсе) … Википедия

Роберт II Дьявол Robert II le Diable Роберт II (одна из статуй памятника 6 герцогам Нормандии в городском парке в Фалейсе) … Википедия

Книги

  • Роберт-дьявол , Мейербер Джакомо. Репринтное нотное издание Meyerbeer, Giacomo`Robert le diable`. Жанры: Grand operas; Stage Works; Operas; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring…
  • Роберт-дьявол , Мейербер Джакомо. Репринтное нотное издание Meyerbeer, Giacomo "Robert le diable" . Жанры: Grand operas; Stage Works; Operas; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring…

Роберт Дьявол (значения)

«Роберт Дьявол» (Robert le Diable) - известная средневековая легенда, положенная в основу анонимного французского рыцарского романа XIII века. Первое печатное издание во Франции вышло в 1496 году.

Прототип героя

Среди предполагаемых исторических прототипов Роберта Дьявола - нормандский герцог Роберт II, отец Вильгельма Завоевателя. Кроме того, в сюжете также находят параллели с биографией Роберта Беллемского, нормандского аристократа конца XI века. Но наиболее вероятной представляется версия, согласно которой речь идёт о первом из нормандских герцогов, Роллоне (X век), сыне прибывшего из Норвегии викинга .

Сюжет

Повествовательная схема романа близка агиографическим сочинениям. Вначале - цепь неоправданных жестокостей и низких преступлений, обрекающих героя на божье проклятие. Затем - просветление, страстное покаяние и благодать.

Он убивает, сжигает, святотатствует. С врагами он коварен и подл, с друзьями неблагодарен и жесток. Все сторонятся его, его именем пугают детей. Припадки небывалой жестокости нападают на него помимо его воли. Одно из наиболее ужасных по своей жестокости и бессмысленности его преступлений - это разрушение старого аббатства, всех обитателей которого Роберт хладнокровно уничтожил.

После этого герой сам потрясён содеянным и пытается узнать, почему он обречён на злые дела. Угрожая матери обнажённой шпагой, он добивается от женщины правды, и та рассказывает рыцарю, что много лет назад, будучи бездетной, отдалась князю тьмы и зачала от него ребёнка. Только глубокое покаяние может спасти героя. Он отправляется в Рим как простой паломник - пешком и в рубище, безропотно сносит оскорбления и насмешки уличной толпы.

Встав на путь добрых дел, он в конце концов получает прощение. Конец романа типично нравоучительный: Роберт возглавляет римское войско и сражается против сарацин, осадивших Рим. Он, конечно, одерживает блистательную победу и затем ведёт жизнь, полную благочестия.

Обработки

В новое время на сюжете легенды основаны роман Томаса Лоджа «История Роберта, второго герцога норманского, прозванного Роберт-Дьявол» (1591), драма Эрнста Раупаха, опера Мейербера на либретто Эжена Скриба (1831), стихотворение Луи Арагона.


Top