Как архетипы могут помочь в раскрытии женственности? В этом блоке мы прорабатываем наши ведущие архетипы. В случайном порядке представляю вам десять архетипов богинь и их ключевые характеристики

На примере гамбургеров автор выделяет 4 архетипа поведения человека, характеризующийся специфичными для него психологическими установками и поведенческим образцом: Гедонист, Нигилист, Участник крысиных бегов и просто Счастливый человек

(мне кажется без гамбургеров было бы лучше, но что поделать, американский автор)


Архетип
Гедонизма


Первый архетипический гамбургер — вкусная, но вредная для здоровья булочка с сомнительной начинкой. Поедание такого гамбургера в настоящий момент было бы благом, поскольку доставило бы мне удовольствие («нынешнее благо»), но в будущем непременно обернулось бы злом , поскольку впоследствии я бы плохо себя чувствовал («будущее зло»).

Характерная особенность, определяющая собой архетип гедонизма , как раз и заключается в том, что все происходящее в настоящий момент воспринимается как благо, но в будущем непременно обернется злом. Гедонисты живут по принципу: «Стремись к наслаждениям и избегай страданий»; все их старания направлены на то, чтобы наслаждаться жизнью сегодня и сейчас, игнорируя потенциальные отрицательные последствия их поступков в будущем.

Гедонист ищет наслаждений и избегает страданий. Он заботится только об утолении собственных желаний и почти совсем не думает о будущих последствиях. Полноценная жизнь, по его мнению, сводится к последовательности приятных ощущений. Если в настоящий момент что-то доставляет ему удовольствие, это служит достаточным оправданием для того, чтобы этим заниматься, пока на смену прежнему увлечению не придет новое. Гедонист с энтузиазмом заводит новых друзей и возлюбленных, но как только их новизна меркнет, он моментально находит себе новые привязанности. Поскольку гедонист зациклен только на том, что происходит с ним в настоящий момент, он ради минутного удовольствия готов совершать поступки, которые впоследствии способны нанести ему громадный урон. Если наркотики приносят ему наслаждение, он будет их принимать; если ему кажется, что работа — это слишком трудно, он будет ее избегать.

Гедонист совершает ошибку, отождествляя любое усилие со страданием, а наслаждение — со счастьем. Мы не сможем найти счастье, если ищем только одних лишь наслаждений и избегаем страданий. И тем не менее гедонист, живущий внутри каждого из нас, в неизбывной тоске по какому-то райскому саду продолжает отождествлять труд со страданием, а безделье с наслаждением.

Михай Чиксентмихайи, который в своей научной работе исследует почти исключительно состояния наивысшей творческой активности и душевного подъема, утверждает, что «лучшие моменты в жизни человека обычно наступают тогда, когда его тело или ум напряжены до предела в добровольном стремлении выполнить какое-то трудное задание или совершить подвиг ». Гедонистическое существование без борьбы — отнюдь не рецепт счастья.

Жить па гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой — лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни — поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Мак-Дональдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, — мы от этого сделаемся только счастливее.

Вопрос: Вернитесь памятью в те времена — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы жили как гедонист. Что вы приобрели и что потеряли, живя подобным образом?

Архетип Крысиных Бегов


Второй тип гамбургера, который пришел мне на ум, — это безвкусная булочка с постной вегетарианской начинкой, приготовленная исключительно из полезных для здоровья ингредиентов. Поедание такого гамбургера было бы благотворно для будущего , поскольку вследствие этого я был бы здоров и хорошо себя чувствовал («будущее благо»), но в настоящий момент причинило бы мне одни неприятности , поскольку мне было бы противно жевать эту дрянь («нынешнее зло»).
Этому гамбургеру соответствует архетип крысиных бегов . С точки зрения «крысы», настоящее не стоит ломаного гроша по сравнению с будущим, и бедняга страдает во имя некой предвкушаемой выгоды.

Участники крысиных бегов отличаются прежде всего своей неспособностью получать удовольствие от своих занятий, а также своей неистребимой верой в то, что стоит им достичь какой-то конкретной цели — и они будут счастливы во веки веков.

Причина того, что вокруг нас так много людей, участвующих в крысиных бегах, кроется в нашей культуре, которая способствует укоренению подобных суеверий. Если мы заканчиваем семестр на одни десятки, то получаем подарок от родителей; если мы выполняем план на работе, то в конце года получаем премию. Мы привыкаем не думать ни о чем, кроме цели, которая маячит перед нами на горизонте, и не обращать внимания на то, что происходит с нами в настоящий момент. Всю свою жизнь мы гонимся за бесконечно ускользающим от нас призраком будущего ус пеха. Нас награждают и хвалят не за то, что происходит с нами в пути, а лишь за успешное завершение путешествия. Общество вознаграждает нас за результаты, а не за сам процесс; за то, что мы достигли цели, а не за то, что мы прошли тот путь, который к ней ведет.

Стоит нам только достичь намеченной цели, как мы немедленно испытываем чувство облегчения, которое так легко перепутать со счастьем. Чем тяжелее бремя, которое мы несем в пути, тем сильнее и приятнее испытываемое нами чувство облегчения. Когда мы путаем это минутное облегчение со счастьем, мы тем самым укрепляем иллюзию, будто счастливыми нас сделает простое достижение цели. Чувство облегчения, конечно же, имеет для нас определенную ценность — ведь оно приятно и вполне реально, — и все же не нужно путать его со счастьем.

Чувство облегчения можно считать своего рода негативным счастьем, поскольку его источник — это те же стресс и беспокойство, но взятые с обратным знаком. По самой своей природе облегчение предполагает неприятные переживания, и поэтому счастье, возникшее из чувства облегчения, не может длиться сколько-нибудь долго. Если у женщины, страдающей от мучительного приступа мигрени, вдруг перестанет раскалываться голова, то из-за одного только отсутствия боли она почувствует себя счастливейшим человеком на свете. Но поскольку подобному «счастью» всегда предшествует страдание, то отсутствие боли — это всего лишь минутное облегчение от чрезвычайно негативных переживаний.

К тому же чувство облегчения всегда является временным. Когда у нас перестает стучать в висках, само по себе отсутствие боли доставляет нам определенное удовольствие, но затем мы очень быстро привыкаем к этому состоянию и считаем его чем-то само собой разумеющимся.

Участник крысиных бегов, который путает облегчение со счастьем, проводит всю жизнь в погоне за своими целями, считая, что для счастья ему достаточно просто чего-то достичь.

Вопрос: не чувствуете ли вы время от времени, что вы точно такой же участник крысиных бегов? Если бы у вас была возможность взглянуть на свою жизнь со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

Архетип Нигилизма


Третий тип гамбургера — наихудший из всех возможных — одновременно и невкусен, и вреден для здоровья. Если бы я его съел, это причинило бы мне вред и в настоящем, поскольку у этого гамбургера отвратительный вкус, и в будущем, поскольку его поедание порядком подпортило бы мне здоровье.
Наиболее точная параллель для такого гамбургера — это архетип нигилизма . Он характерен для человека, который утратил вкус к жизни; такая личность не в состоянии ни наслаждаться минутными радостями, ни устремляться к великой цели.

В контексте этой книги нигилист — это человек, который разочаровался в самой возможности счастья и покорно смирился с тем, что в жизни нет никакого смысла . Если архетип крысиных бегов весьма удачно характеризует состояние человека, который живет ради светлого будущего, а архетип гедонизма — состояние человека, который живет сегодняшним днем, то архетип нигилизма в точности отображает состояние человека, который прикован цепями к прошлому. Те, кто смирились со своим нынешним несчастьем и заранее уверены, что такая же жизнь уготована им и в будущем, никак не могут выбросить из головы свои прежние неудачные попытки стать счастливыми.

Вопрос: Попробуйте вспомнить то время — будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, — когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист — все они, каждый на свой лад, заблуждаются — неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» — ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из-за «обманчивости текущего момента» — ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм — это также заблуждение, неверная интерпретация действительности — ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего-то достичь и текущим моментом — некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.


Архетип Счастья


Однако эти три представленных мной архетипа отнюдь не исчерпывают всех возможных вариантов — остается еще один, который нам необходимо рассмотреть. Что вы скажете насчет гамбургера, который был бы ничуть не менее вкусен, чем тот, от которого я отказался, и в то же время ничуть не менее полезен для здоровья, чем постная булочка с вегетарианской начинкой? Гамбургер, который бы одновременно содержал в себе и нынешнее, и будущее благо?

Этот гамбургер суть живая иллюстрация архетипа счастья . Счастливые люди живут спокойно, пребывая в твердой уверенности, что те самые занятия, которые доставляют им массу удовольствия в настоящем, обеспечат им полноценную жизнь в будущем.

Иллюзия участника крысиных бегов заключается в том, что если он когда-нибудь в будущем сумеет достичь намеченной цели, то будет счастлив до конца своих дней; ему невдомек, что путь к цели ничуть не менее важен, чем сама цель. Иллюзия гедониста, наоборот, заключается в том, что для него важен только путь, но не цель. Нигилист, отчаявшись достичь цели и махнув рукой и на нее, и на путь к ней, полностью разочаровался в жизни. Участник крысиных бегов становится рабом будущего, гедонист — рабом настоящего, а нигилист — рабом прошлого.

Для того чтобы стать счастливым всерьез и надолго, необходимо получать удовольствие от самой дороги к цели, которую мы считаем достойно й. Счастье не в том, чтобы взобраться на вершину горы, и не в том, чтобы бесцельно бродить по горам; счастье — это то, что мы испытываем, когда карабкаемся на вершину.

Наша главная цель — проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Вопрос: Вспомните один или два периода в вашей жизни, когда вы наслаждались одновременно настоящими и будущими благами.

Упражнение Четыре сектора


Опросы людей, которые регулярно ведут дневник, свидетельствует о том, что письменный отчет о событиях нашей жизни — как негативных, так и позитивных — способствует повышению уровня нашего душевного и физического здоровья.

На протяжении четырех дней подряд как минимум по пятнадцать минут в день пишите о том, что с вами происходило в каждом из этих четырех секторов. Напишите о тех временах, когда были участником крысиных бегов, гедонистом и нигилистом. В четвертый день напишите о счастливых временах в вашей жизни. Если вы растрогаетесь до такой степени, что захотите написать о каком-то конкретном секторе побольше, так и сделайте, но не пишите больше чем об одном секторе в день.

Не беспокойтесь насчет грамматики или правописания — просто пишите. Важно, чтобы в своем сочинении вы честно рассказали о тех эмоциях, которые вы испытывали когда-то или испытываете сейчас , а также о том, какой именно поведенческий сценарий вы осуществляли (то есть какие поступки вы тогда совершали) и какие мысли при этом были у вас в голове или возникли в ней во время написания этого текста.

Вот кое-какие инструкции по поводу того, что писать в каждом из этих четырех секторов:
. УЧАСТНИК КРЫСИНЫХ БЕГОВ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы чувствовали себя крысой, безостановочно бегущей вперед и вперед по беговой дорожке к «светлому будущему». Почему вы это делали? Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. ГЕДОНИСТ. Расскажите о каком-либо периоде в своей жизни, когда вы жили как гедонист или предавались гедонистическим радостям. Какие блага приносила вам подобная жизнь, если, конечно, в этом для вас было какое-то благо? Какую цену вы за это платили или не платили никакой?
. НИГИЛИСТ. Расскажите о самых тяжелых минутах в своей жизни, когда вы, махнув на все рукой, смирялись со своей горькой участью. Или о том, что происходило с вами в более длительный промежуток времени, на протяжении которого вы чувствовали себя беспомощным. Поделитесь самыми сокровенными чувствами и мыслями, которые вам приходили в голову тогда и теперь, когда вы пишете этот текст.
. СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК. Расскажите о каком-нибудь невероятно счастливом времени в своей жизни или о тех минутах, когда вы были особенно счастливы. Перенеситесь в своем воображении в то время, попытайтесь повторно испытать свои тогдашние эмоции и затем напишите о них.
Что бы вы ни писали, пока вы это пишете, ваши писания предназначаются только для ваших собственных глаз. Если же, закончив писать, вы захотите прочитать то, что у вас получилось, близкому человеку, вы, конечно же, вправе это сделать, но важно, чтобы при выполнении этого упражнения вы не чувствовали себя скованно. Чем больше вы сумеете открыться, тем больше пользы вы извлечете из своих писаний.

Сектор нигилизма и сектор счастья необходимо будет проработать еще как минимум дважды. Когда вы будете выполнять упражнение повторно, можно вспомнить те же самые события или написать о чем-нибудь другом. Время от времени пересматривайте заново все, что написали, — это можно делать раз в три месяца, раз в год или раз в два года.

по книге Тал Бен-Шахар: Научиться быть счастливым

Архетипы – это огромнейшее подспорье в вопросах восстановления женственности, в постижении своей женской сути. С помощью архетипов можно познакомиться с огромным спектром женских состояний и с множественностью проявления женского. Это поддержка в проживании разных женских качеств, в освоении женских ролей, в познании своей подлинной природы. Наконец, это огромнейшее источники Силы, в данном случае женской.

Чтобы понять откуда такие возможности, обратимся к понятию архетипа.

Архетип (от греч. arche - начало и typos - образ) - некий первичный образ , оригинал.

Впервые в психологии это понятие ввёл К.Г. Юнг. Архетипы – это некие врожденные схемы поведения, ролевые модели, которые представляют собой структурные элементы человеческой психики. Они находятся в коллективном бессознательном, общем для всего человечества, и наследуются нами подобно тому, как наследуется строение тела. Наиболее полно архетипы отражены в мифах, легендах и сказаниях дошедших до наших дней.

Зная различные архетипы, в т.ч. женские мы можем видеть, что именно побуждает к действию нас и других. Каждый Архетип имеет свои качества, стремления, желания и цели, обладает собственной инициативой и собственной энергетикой, и их активация порождает определенный способ реагирования на жизненную ситуацию.
Все эти силы сплетаются в нашем внутреннем мире самым разнообразным и неповторимым образом, создавая уникальную картину внутренней и внешней жизни.

Каждый архетип двойственен. Он имеет свою «положительную» и теневую, «отрицательную» сторону. И это то, что формирует нашу индивидуальность. В каждом человеке архетипы проявляют свои различные аспекты в зависимости от людей, среды, которая нас формировала, от уникальных жизненных сюжетов каждой личности. Всё это включает в нас тот или иной архетип. В каждом человеке одновременно может проявляться несколько архетипов. Они могут мирно сосуществовать, а иногда противоречить друг другу, вступать в конфликт, что отражает драму в душе человека.

Как это связано с женственностью?

Если говорить по-простому, то женские архетипы – это женские типажи. Все их вы видите в своей реальной жизни. Кто-то в чистом виде проявляет конкретный архетип, кто-то сочетает в себе несколько, и проявляет различные качества архетипов в зависимости от обстоятельств. А с какими-то женскими ролями мы можем быть вообще не знакомы, а, следовательно, не знать, как открыть в себе те или иные качества, необходимые нам.

Архетип Матери, Жены, Музы, Королевы, Любовницы, Амазонки, Девочки, Старухи… Все эти универсальные модели персонифицируются архетипами Богинь. В зависимости от доминирующего архетипа в психике женщин, у них могут отличаться ведущие потребности, поведение, устремления, инстинкты. Часто проявление архетипа в нас является бессознательным. Порой, женщина, находясь во власти того или иного архетипа, выбирает соответствующего мужчину (Гера, Афродита), или вообще, отказывается от отношений (Артемида, Афина, Гестия). Тут может быть множество примеров, и каждая архетипическая модель требует отдельного рассмотрения. Что мы и сделаем в последующих публикациях.

Как это работает?

Т.к. мы являемся потомками многих поколений людей, живших до нас, то мы унаследовали от них не только строение тела, но и их психический опыт. Мы вобрали в себя опыт всех женщин от начала сотворения мира до сегодняшних дней. И это огромнейшее сокровища, которые проявляются в нас через архетипическую память, т.е. память историческую, помогающую воспользоваться опытом наших очень далёких предков. Вы наверняка уже знаете, что женственность передаётся дочери от матери и от остальных предков по женской линии рода. Но бывает так, что женская энергия в роду получает искажения, блокируется, и в результате нам достаются негативный сценарий и лишь крупицы того объема женской силы, который был изначально.

Но можно воспользоваться ресурсами всего человеческого рода – архетипами, которые содержатся в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. С помощью образов разных богинь и героинь мифов можно войти в контакт с нашей внутренней женщиной, интегрировать отторгнутые её части, получить недостающие состояния, активизировать внутренние ресурсы женственности, включить, встроить мягко и не напрягаясь в жизнь новые модели поведения, или устранить негативные сценарии (снять «одержимость» архетипом), скорректировать проявление теневых сторон личности.

Почему же опыт, приобретенный от контакта с архетипом, вдруг встраивается в жизнь?

Во-первых, вы просто пробуждаете то, что уже в вас есть как структурный элемент психики. Во-вторых, каждая встреча с архетипом сопровождается достаточно сильными чувственными переживаниями. По-настоящему нас меняет только чувственный опыт, прожитый нами, пропущенный через себя. Многие, читают книги, слушают лекции, стараются выполнять рекомендации, но так или иначе могут возвращаться к старым моделям поведения, это происходит потому, что не получают от этого настоящего чувственного опыта, и личностное развитие стопорится, и откатывается вперед-назад.

Просто слова и интеллектуальное согласие со смыслом мало продвигают. Необходимо, чтобы знание на уровне ума подкреплялось чувственными переживаниями, тогда рождаются серьезные осознания. Поэтому, чем больше состояний мы проживаем тем, сильнее продвигаемся мы в своем развитии, и тем быстрее происходят трансформации нашей личности.

Счастье – это свойство характера. У одних в характере все время ждать, у других непрерывно искать, у третьих – повсюду находить

(с) Эльчин Сафарли

Знаете ли вы, что такое счастье? Не огорчайтесь – никто не знает.

Даже его прославленный проповедник Тал Бен-Шахар. «Как же так?» – спросите вы? Ведь доктор Бен-Шахар занимается исследованием этого феномена не один десяток лет, его курс позитивной психологии был самым популярным в Гарварде, да и сейчас на его лекции и семинары приходят тысячи человек, жаждущих постичь, что же такое счастье.

Этим вопросом задавались (и, как видите, задаются) сотни человек – разного возраста, происхождения, социального статуса и уровня образования. Как и о любви, о счастье написано множество книг, стихов и песен, снято множество фильмов. Но еще никому не удалось вывести его формулы, дать такую дефиницию, которую бы все смогли принять как аксиому, объективное и единственно верное определение.

Бен-Шахар честно признался, что не знает, что такое счастье. Хотя, на мой взгляд, он подобрался очень близко к сути.

Архетип счастья

Профессор Бен-Шахар разработал, так называемую, «модель гамбургера». Согласно ей люди делятся на 4 типа (в зависимости от их душевного благосостояния в прошлом, настоящем и будущем): «бегун», «гедонист», «нигилист» и «счастливый человек».

В детстве вам давали сладости только после того, как приберетесь в своей комнате? Ничего не бывает просто так? Сначала нужен аттестат с хорошими оценками, затем диплом (желательно красный), потом достойная работа, удачный брак, просторный дом… Само собой, чтобы получать все это, придется усердно трудиться. Быть счастливым некогда – сначала дело, потом счастье.

Поздравляю! Вы участник «крысиных бегов».

Люди этого типа всю жизнь, «как рабы на галерах». Со стороны они – эталон успеха. Они ставят перед собой сложные, порой запредельные, цели, и, во многом себе отказывая, достигают их. Но они несчастны.

Все потому, что, выиграв тендер или купив дорогой автомобиль, они испытывают лишь временное облегчение. То, ради чего были бессонные ночи, стрессы и переутомление, достигнуто. Гора с плеч. Вот оно – «Бинго!».

Эйфорию от достижения целей легко перепутать со счастьем. Разница лишь в том, что она слишком быстро проходит. Ведь на горизонте уже маячит новый непокоренный пик, а значит, пора включаться в гонку.

«Брось! Жить нужно в кайф» – скажет «бегуну» второй психологический архетип. Для гедониста нет завтра. Есть только здесь и сейчас. И они созданы для наслаждения.

Но и он ошибается, так как тоже впадает в крайность. Он путает счастье с эмоциями. Радость, кураж, экстаз – именно так многие характеризуют состояние счастья.

Действительно, положительные эмоции – неотъемлемая составляющая счастья. Но не единственная.

Поэтому со временем гедонисту все приедается: вкусная дорогая еда не доставляет больше удовольствия, новые вещи не повышают самооценку, женщины не приносят наслаждения. Легкость бытия становится невыносимой.

В итоге, человек, поучаствовав в гонке за счастьем где-то в будущем и не найдя его признаков в настоящем, разочаровывается в самой способности испытывать его. Он отрицает возможность изменить мир или хотя бы свое отношение к нему. Нигилист складывает лапки и плывет по течению, избегая опасных участков.

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист ошибаются каждый по-своему, но в одном и том же. Они не понимают природы счастья.

Всеобщий эквивалент

Стремление к счастью заложено в нас генетически. И каждый стремится к нему по-своему.

Бен-Шахар раскрывает две очень важные составляющие счастья – смысл и наслаждение.

Современные технологии продвинулись настолько, что людей во многих сферах жизнедеятельности можно заменить машинами. Робототехники создают роботов один в один похожих на человека, не уступающих ему (а порой превосходящих) в интеллекте и производительности.

Но восстания машин не случится. По крайней мере, до тех пор, пока ученые не изобретут чип-эмоций и не вживят его роботам.


Эмоции – вот наш внутренний генератор. Без них мы бы не стали ходить на работу, заниматься спортом, путешествовать, рожать детей. Все, что мы делаем, – ради того, чтобы испытывать радость, восторг, умиление и другие эмоции.

Но их не достаточно, чтобы быть счастливым. Иначе бы гедонисты победили, а мы мало чем отличались от высших животных, которые, как известно, так же эмоциональны.

Человек же хочет не только получать удовольствие от того, что с ним происходит, но и осознавать, что это реально. Действия и явления, приносящие нам радость, должны быть наполнены смыслом. Конкретным. Сакральным.

Смысл и наслаждение – это ресурсы. И от того, как ими распоряжаться, зависит, насколько удастся «обогатиться» во всеобщем эквиваленте ценностей.

Общие впечатления от книги

Бен-Шахар учит, как приумножить свой капитал во всеобщем эквиваленте, попросту, как стать счастливее.


Я скептически отношусь к произведениям из серии «Как похудеть, продолжая есть», где на 300 страницах льют воду, отчаянно пытаясь скрыть отсутствие смысла. Книга «Быть счастливее», хотя и похожа названием, не такая. Она подкупает научным и практическим подходом.

В ней проанализировано множество психологических исследований. После каждой главы приведены упражнения. Многие из них – простой тайм-менеджмент (например, «расписание счастья»), но их выполнение действительно поможет стать счастливее. Хотя бы потому, что научат распределять свое время и заниматься делами, приносящими радость и привносящими в жизнь смысл.

Но Бен-Шахар задает читателю много «неудобных» вопросов. Если отвечать на них себе честно, можно надолго погрузиться в раскопки на руднике собственного «Я».

И если вы время от времени спрашиваете себя: «Счастлив ли я?», вам просто необходимо прочитать эту книгу. Этот вопрос бессмысленен. Лучше спросите себя: «Как стать счастливее?».

Две книги, заказанные под Новый год, небольшой подарок самому себе.

Архетип счастья / Денис Ануров, Юлия Маслова

Полное название - "Архетип счастья: всё, что вам нужно знать об архетипах и их влиянии на вашу жизнь". Один из авторов - наш известный френд andeadd , чья предыдущая работа - "Соционика: 16 ключей к человеку" - стала бестселлером в категории "популярная психология". "Архетип счастья " можно отнести к той же категории. Понятие "популярная психология" у многих (и у меня в том числе) вызывает сомнительные ассоциации - обычно это малосодержательная попсовая литература, долго-долго разжевывающая элементарные вещи и обещающая быстрые изменения жизни к лучшему. "Архетип счастья" (и "Соционика" вероятно тоже) выбивается из этого стереотипа - книга в хорошем смысле попсовая, без научных заумностей, сложные вещи объясняются доступно и остроумно (ожидал, конечно, больше приколов и фирменной иронии andeadd "a, но формат блога и формат книги - все-таки разные вещи), книга понятна любому, кто хоть немного интересуется психологией. Цель книги также в какой-то степени попсовая - помочь читателю изменить свою жизнь и стать счастливее. Концентрация же полезной информации зашкаливает на очень высоком уровне - этим "Архетип" выгодно отличается от 99% образцов т.н."популярной психологии".

"Архетип счастья" - это изложенная в концентрированном виде теория выдающегося психолога К.Г.Юнга, которого авторы противопоставляют более раскрученному Фрейду, чьи концепции во многом устарели. Идеи Юнга со временем расцветают и раскрываются глубже, словно замершие однажды в анабиозе на многие десятилетия. Наш мир постоянно меняется, и разработки Юнга, которым уже наверное около сотни лет, отлично объясняют процессы, происходящие в душе современного человека и на уровне коллективного бессознательного. Так как я не психолог, мне остается довериться авторам и принять авторитет Юнга - у меня без проблем это получилось (конечно, регулярное чтение блога andeadd этому способствовало). Особое место в книге занимают иллюстрации, наполненные символическими образами и напоминающие рисунки на какой-нибудь авторской колоде карт Таро. Иллюстрации, нарисованные художницей специально для этой книги, призваны помогать читателю в усвоении информации - наверное, так оно и есть, но для меня они выполняли просто декоративную функцию. Пожалуй, это связано с моими особенностями восприятия. После прочтения в сознании по сей день всплывают различные моменты из книги, картинки же как-то прошли мимо.

Катастрофический недостаток книги "Архетип счастья" - это ее мизерный объем. По объему материал тянет на статью для научно-познавательного журнала. Для увеличения объема книги авторы добавили доп.материалы - полезные, интересные, но не связанные с основной темой. "Архетип" можно прочитать за один вечер. Книга была бы просто бесценной и в какой-то степени революционной, если бы авторы продолжили "популярную" интерпретацию юнгианских идей - судя по всему, там непаханое поле. А тут, получается, чуть-чуть попробовали и остановились на самом интересном месте.

Оценка: 7,5/10

Анна Матвеева / Горожане

Радует меня эта тенденция - когда известные писатели пишут отдельные книжки, посвященные городу Екатеринбургу. Если отбросить Москву и Питер, то вроде бы никакой другой российский город не удостаивается такой чести. В позапрошлом году был "Ёбург" Алексея Иванова, в прошлом - "Горожане " Анны Матвеевой. Если у писателя, уроженца Нижнего Новгорода, живущего в Перми, в основе книги - искренняя заинтересованность в феномене уральского менталитета, который наиболее ярко проявился в истории Екатеринбурга, то с писательницей, родившейся и живущей в Свердловске (сейчас это и есть Екб), возникают подозрения в социальном заказе. В "Горожанах" есть незаметная пометка: идея книги принадлежит "Ельцин-центру". А одна из глав посвящена дедушке Анны Матвеевой (в книге родственная связь не обозначается) - минералог Константин Матвеев, конечно, сыграл важную роль в истории города (основал Горный институт), но его появление в ряду легендарных героев книги кажется притянутым за уши.

Каждая глава в "Горожанах" - это документально-художественный очерк, в котором сравниваются судьбы известных екатеринбуржцев, например, основателя города Татищева и нынешнего мэра Ройзмана; музыкантов Мулявина из "Песняров" и Шахрина из "Чайфа"; инженера Ипатьева, в чьем доме расстреляли царскую семью, и Ельцина, который этот дом снес. Никаких исторических исследований здесь нет, Анна Матвеева просто находит любопытные параллели, совпадения в судьбах людей на фоне развивающегося, растущего города. Свердловск/Екатеринбург - сквозной персонаж очерков Матвеевой, который предстает в образе сурового промышленного центра советских времен или раскрепощенного современного мегаполиса. Почти в каждой истории отмечается, что Екатеринбург - сложный город с неприятным климатом, но некая сила (дух города) притягивает к себе таланты и выдающиеся личности из близких и далеких краев (мало кто из героев книги родился здесь). Екатеринбург романтизируется и идеализируется - на потенциальных жителей города это может произвести впечатление, но мне, уроженцу и жителю столицы Урала, всё это кажется фальшивым. Книга по сути выполняет пиар-функцию, улучшая имидж города в глазах не-жителей, а жителям дает повод лишний раз погордиться своим родным краем. "Горожане" - сборник интересных биографических историй, но я очень сомневаюсь, что они будут интересны тем, чья жизнь никак не связана с уральской столицей.

Минута на размышление

Попробуйте вспомнить то время – будь то единственный эпизод или достаточно длительный промежуток времени, – когда вы ощущали себя нигилистом, неспособным выбраться из скорлупы своего тогдашнего несчастья. Если бы у вас была возможность посмотреть на эту ситуацию со стороны, какой совет вы бы дали самому себе?

И участник крысиных бегов, и гедонист, и нигилист – все они, каждый на свой лад, заблуждаются: неверно интерпретируют действительность, не понимают истинной природы счастья и не знают, что нужно для полноценной жизни. Участник крысиных бегов страдает вследствие «обманчивости любых достижений» – ложной веры в то, что если мы достигнем очень важной цели, то будем счастливы до конца своих дней. Гедонист страдает из‑за «обманчивости текущего момента» – ложной веры в то, что счастье можно испытать, погрузившись в нескончаемый поток минутных наслаждений в отрыве от нашего жизненного предназначения. Нигилизм – это также заблуждение, неверная интерпретация действительности – ошибочная вера в то, что как ни крути, а счастье все равно недостижимо. Упомянутое заблуждение проистекает из неспособности усмотреть возможность синтеза между стремлением чего‑то достичь и текущим моментом – некоего третьего пути, по которому можно будет выбраться из того незавидного положения, в которое мы попали.

Одна студентка, учившаяся у меня в Гарварде, пришла посоветоваться со мной по поводу предложения о работе, которое она незадолго до того получила от престижной консалтинговой фирмы. Студентка призналась, что ей глубоко неинтересна работа, которую придется там выполнять, – и тем не менее она чувствовала, что не имеет права упускать этот шанс. У нее были предложения от многих других компаний, работа там нравилась ей намного больше, но ни одно из этих предложений не давало ей шанса «так хорошо устроиться в жизни». И эта девушка хотела знать мое мнение о том, в какой момент жизни, то есть в каком возрасте, ей можно будет перестать думать о будущем и начать наслаждаться счастьем.

У меня ее вопрос вызвал резкое неприятие, поскольку его подспудной подоплекой была неизбежность выбора – «или‑или». И я ответил, что вместо вопроса о том, быть счастливой теперь или в будущем, она должна задать себе совсем другой: «Как быть счастливой и теперь, и в будущем?»

Порой нынешнее и будущее благо вступают между собой в непримиримый конфликт – ведь иногда ситуация требует, чтобы мы отказались от чего‑то одного во имя чего‑то другого; и тем не менее почти всегда у нас есть возможность наслаждаться и тем и другим. Например, студенты, которые по‑настоящему любят учиться, получают огромное наслаждение от самого процесса усвоения новых знаний и тем самым извлекают нынешнее благо, но в то же время на их долю выпадает и будущее благо, поскольку эти новые знания готовят их к избранной профессии. Что касается любви, то бывают счастливые пары, для которых самая большая радость – это быть вместе и помогать друг другу расти и развиваться. Те, кто занят любимым делом – будь то бизнес, медицина или искусство, – взбираются все выше и выше по карьерной лестнице и вместе с тем получают громадное удовольствие от того, что происходит с ними по дороге.



И тем не менее, если мы надеемся, что наше счастье будет вечным, мы заранее обрекаем самих себя на неудачи и разочарования. Не все из того, что мы делаем, в равной мере сулит и нынешние, и будущие блага. Иногда стоит отказаться от каких‑то сиюминутных благ ради более существенных выгод в будущем, и, какой бы благополучной ни была наша жизнь, никто из нас не застрахован от бытовых неурядиц и черной работы. Зубрить перед экзаменом, экономить деньги на старость или, будучи молодым специалистом, пахать с утра до ночи, как вол, – все это зачастую не слишком‑то приятно, но необходимо, чтобы стать счастливым надолго и всерьез. Но даже тогда, когда нам приходится жертвовать сиюминутной выгодой во имя более существенной выгоды в будущем, нельзя упускать из виду нашу главную цель – проводить как можно больше времени, занимаясь теми делами, которые являются для нас источником не только настоящих, но и будущих благ.

Жить на гедонистический манер временами тоже бывает полезно. Тот, кто живет сегодняшним днем, молодеет душой – лишь бы в долгосрочном плане это не привело ни к каким негативным последствиям (вроде тех, которые бывают от приема наркотиков). Если мы немножко расслабимся, побездельничаем и порадуемся жизни: поваляемся на пляже, наедимся гамбургеров из «Макдоналдса», а потом еще полакомимся мороженым с фруктами и взбитыми сливками или просто поглазеем в телевизор, – мы от этого сделаемся только счастливее.


Top