Эссе на тему дух и душа. Сочинение на тему душа


Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.

В чем же состоит укрепление духа и воспитание души? Это может быть молитва, во время которой человек очищается духовно, освобождается от того гнета, который мешает ему чувствовать себя счастливым. Это могут быть добрые дела. Помогая другим людям, мы чувствуем их благодарность, которая помогает нам стать лучше, духовно выше и чище.

Еще одним средством воспитания души являются искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование.

Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.

Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.

Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

ГЛАВА 11. ЭССЕ О «ДУШЕ»

Древние представляли «душу» в виде особой жизненной силы, обитающей в теле человека и покидающей его во время сна или смерти.

Материалисты отвергают факт существования «души», обосновывая это тем, что в момент смерти не наблюдается выделения каких-либо объектов из тела человека, при анатомических исследованиях не обнаружено каких-либо материальных признаков, указывающих на существование «души».

Идеалистические теории, напротив, придают учению о «душе» основополагающее значение и определяют ее как бессмертную и духовную (нематериальную) часть человека.

Спор о существовании «души» может иметь свое решение, если рассматривать его с точки зрения информационной теории.

Если считать, что разумное существо - это соединение биологического тела и управляющей им вполне реально существующей программы, возникающей в биологическом компьютере этого тела - мозге, тогда «душой» человека можно считать именно такую биокомпыотерную программу, возникающую в любом высокоразвитом живом существе в процессе его жизни и осознающую себя и управляемое ею тело как единое целое - организм, используя понятие «Я» и явление сознания. Следует отметить, что сознание не эквивалентно интеллекту. Наше сознание парадоксально и загадочно, а осознание себя как «Я» - специфический прием и особенность нашего сознания как программы, позволяющей объединить в единое целое, т. е. организовать все ресурсы организма. По-видимому, осознание «Я» позволяет биокомпыотерной программе снизить затраты интеллектуальных ресурсов, направленных на решение управленческих задач. За счет этого облегчается оценка степени приоритетности и важности потоков информации, т.е. задача арбитража. Доказано, что ряд процессов в организме не «осознается» высшими отделами мозга до тех пор, пока они не становятся критическими для его жизнедеятельности. Можно привести множество примеров - это кровообращение и дыхание, пищеварение и гормональная регуляция, зрение и слух. Пока системы управления такими процессами в автоматическом режиме функционируют нормально - они находятся вне восприятия высших отделов мозга - вне «Я». Однако если в них возникает не поддающееся саморегулированию нарушение, решение задачи берет на себя значительно более мощный аппарат сознания, создающий расположенные вне организма сложные искусственные системы (знаний, приборов, механизмов, устройств, веществ).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что возникающее в биокомпь- ютерных программах сознание, порождающее понятие «Я», - это способ обобщения группы ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой такой программы в виде специфического понятия с целью решения управленческих задач. Именно потому, что понятие личности как «Я» - продукт деятельности внекомпьютерной программы, невозможно указать конкретную область в головном мозге, где оно расположено и какие именно клетки мозга его образуют.

Можно предположить, что «душа» человека не возникает в момент рождения организма человека, а формируется в течение всей жизни. Временем же рождения «души» человека можно считать момент, когда ребенок впервые осознает себя как личность, что происходит примерно в 3-4 года. До этого возраста осознание себя как единого «Я» возникает эпизодически, вспышками. В процессе совершенствования способов управления биологическими ресурсами тела и накопления знаний в достаточно развитом мозге рано или поздно происходит качественный переход - начинается осознание индивидом себя как единого целого. Это - момент рождения мыслящего разумного существа. Если мозг способен адекватно воспринимать (отражать) окружающий мир по информации, поступающей от органов чувств, следовательно, в нем возникает и запоминается определенная копия (слепок) того пространственно-временного промежутка мира, в котором он существует. Если «душа» - это программа, возникающая в мозге в процессе его существования, она есть и своеобразный внекомпьютерный слепок (отражение) окружающего мира.

С другой стороны, в зависимости от возможностей и специфических для каждого организма ресурсов, обусловленных, прежде всего, эволюцией в течение миллионов лет и наследственностью, характерный внекомпьютерный слепок мира в каждом конкретном организме будет иметь свои особенности. «Душа» человека базируется на неимоверно большом объеме информации о прошлом. Можно сказать так, что она написана на информационном холсте истории Вселенной, планеты, биологического вида, истории цивилизации, нации, государства, рода, семьи и, собственно, его жизни. Весьма вероятно, что это обстоятельство и определяет возможность интуитивного или врожденного знания.

В то же время внекомпьютерные программы есть не что иное, как активная информация, которой условимся называть информацию, воздействующую саму на себя и на окружающий ее мир, т.е. имеющую обратную информационную связь, в том числе с активными инструментами, воздействующими на окружающий мир.

Она сохраняет и накапливает пассивную информацию о прошлом и генерирует новую информацию в каждый текущий момент времени. Взаимодействуя с окружающей средой с помощью органов чувств и конечкостей тела, активная информация способна на основе ранее полученных сведений создавать и накапливать новую информацию о будущем, т.е. прогнозировать или предугадывать возможный ход событий и свои действия. Так, например, мы знаем, что Земля будет вращаться вокруг Солнца еще много тысячелетий. Этот прогноз основан на информации из прошлого о том, что Земля уже вращалась вокруг Солнца несколько миллиардов лет. Можно спорить о том, что никто не может знать будущее точно и всегда существует возможность чего-то необычного. Но это только подтверждает вероятность прогноза с учетом невозможности абсолютного знания и подтверждает невозможность абсолютной закономерности.

Они - близкие аналоги по принципу действия и своеобразное отображение нашего физического мира по устройству.

Информационные объекты и структуры сознания образуют информационное пространство мозга, которое можно считать аналогом мнимого физического пространства, создающего квантовые объекты действительного пространства. В то же время клетки мозга образуют его материальную действительную структуру, что не только аналогично действительному физическому пространству, но и является его составной частью. Изменение объектов «души» и тела осознается как время. Программы, изменяющие сами себя (самообучение) на основе взаимодействия с окружающими миром управляемых ими объектов, в какой-то степени аналогичны рождающим время процессам взаимодействия объектов пространства.

В компьютере без программы ничего произойти не может, так же как и пространство не может образоваться без взаимодействующих объектов. Программа без компьютера не может существовать в активном состоянии, так же как и время не может возникнуть там, где нет образующих единое пространство объектов. Без компьютера программа может существовать только в виде пассивного образа, например, в виде распечатки знаковых символов в ассоциативно связанной с компьютерной системой взаимодействия письменной (знаковой) ИС. В этом случае носитель можно рассматривать как остановившийся компьютер (со временем операции, равным в предельном случае бесконечности).

Известно, что любая масса может перейти в энергию, а энергия в массу. При высокоэнергетическом взаимодействии элементарных объектов экспериментально наблюдались случаи рождения элементарных частиц из вакуума. Следовательно, масса в состоянии образовываться не только из энергии, но и из физического вакуума, который при определенных условиях может стать носителем информации и проявлять себя как материальное тело.

Воздействие информации на вакуум приводит к его изменению и образованию материальных объектов в виде элементарных частиц и полей, т.е.

образуется вполне реальная материя. Возможно, расширение Вселенной порождается именно генерацией элементов пространства за счет функционирования активной информации, которая, генерируя новую информацию о будущем, формирует его. Информация о будущем определяет, в значительной степени, сегодняшнее поведение людей, а значит, формирует их настоящее и будущее - их судьбу. Следует подчеркнуть, что информацию о будущем сознание генерирует на основании сведений из прошлого.

В том, что активная информация действительно трансформирует материальный мир, можно убедиться на каждом шагу. Люди, их активная информация в виде «души» (биокомпыотерной программы), вооруженные знаниями о свойствах и неабсолютных закономерностях окружающего мира (законах природы), преобразуют его, создают новые, более сложные системы и структуры, помогающие им, в свою очередь, увеличивать свое могущество. В предельном случае трансформация материи есть ее генерация из новой информации.

Если новая информация зарождается в структурах мозга человека, то структуры его тела и орудия труда - мощнейшие ее усилители. Их можно назвать силовыми элементами структур, в которых материализуется собственно мысль (информация), которая позволяет человеку значительно ускорить реализацию или материализацию идей, направленных на решение насущных проблем.

«Душа» каждого человека влияет на мир своими мыслями. Если сравнить структуру мира с деревом, образованным соединяющимися, опирающимися друг на друга и переплетающимися ветвями множества взаимодействующих ИС, то «души» людей можно представить в виде листьев на нем. Мысль человека, как продукт деятельности «души», будет аналогом молекулы питательного вещества. Можно проследить, как, возникнув в ИС мозга человека и двигаясь по ветвям различных ИС, соединяясь с мыслями и трудом других людей, объединяя информацию, мысли, как продукт деятельности «души», материализуются в виде элемента грандиозного дерева Мироздания, тем самым изменяя его. Хорошие мысли изменяют мир к лучшему, а плохие нарушают его гармонию.

Мысль (информация), родившаяся в голове одного человека, словно капля воды, попавшая в ручеек, проходя по различным, соединяющимся элементам структур взаимодействующих И С, многократно трансформируется и усиливается за счет присоединения и объединения вокруг себя множества другой, необходимой информации, образует, в конечном итоге, материальный объект.

Влияние информации на общество подобно росту снежной лавины, причем ее рост способен вызвать не всякий снежный ком. Огромное значение имеет состояние среды, по которой предстоит «катиться снежному кому» информации, а также потенциальная ценность реализуемой идеи.

Если идея своевременна, а люди понимают и осознают ее ценность, то «ком» идеи покатится, и к нему присоединятся миллионы «снежинок» труда множества людей. В результате наблюдается целенаправленное движение общества, а идея становится могучей силой, способной направить общество по определенному пути.

Если же идея обладает необходимой ценностью, но общество не знает о ней, то к «снежному кому» некому будет присоединяться. Идея забудется на время, пока ее снова «не обнаружат» и не направят «в народ».

Если идея не имеет ценности или изложена так, что общество ее не понимает, значит, у идеи нет собственной потенциальной энергии - значит, «снежный ком» лежит в глубоком ущелье. Такая идея сама не покатится. «Ком» останется лежать на месте и со временем будет погребен под слоем новых знаний. Общество все равно найдет новую идею, и еще неизвестно, будет ли она лучше погребенной.

Известна гипотеза, что мысль человека определяет его судьбу. Если у человека мрачные мысли и его гложет зависть, если он считает, что он бездарь и неудачник - так и будет.

Наоборот, если человек считает себя талантливым, удачливым, энергичным - он будет удачлив, умен и богат, а это значит, что он родился под счастливой звездой и будет счастлив.

Я глубоко убежден в правильности этой идеи. Вряд ли нужно ее доказывать. Предлагаю читателю проверить верность этого утверждения на практике. Если читатель заметил в своей душе что-то мрачное и нехорошее, необходимо немедленно изменить образ мышления. Мыслите светло и чисто, гоните прочь плохие мысли, а самое главное, много работайте для своего удовольствия и пользы окружающих. И вам обязательно повезет.

Затеева Арина

В своей работе ученица пытается ответить на вопрос, в чём состоит загадка русской души.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

на тему: «В чём кроется загадка русской души?»

Работу выполнила: Затеева Арина,

ученица 9А класса ГБОУ СОШ №629

ЮАО г Москвы

Москва,

2014 год

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Ф. Тютчев

Три года назад теплым летним вечером, прилетев из Швеции, со смехом рассказывала родителям, что почти все иностранцы, узнав мою национальность, спрашивали меня про загадочную русскую душу. А потом задумалась: а что это такое? Никогда раньше этот вопрос не интересовал меня… Если я русская, значит, и душа у меня русская? Или она какая-то другая? Что-то вдруг удивительно необъяснимое заговорило внутри меня.

Что такое душа? Этот вопрос заставил меня заглянуть в словарь С.И. Ожегова, в котором написано, что это внутренний мир человека. Это понятно. Но вот что такое русская душа? (продолжаю не униматься). Чем она отличается от других? А если отличается, то чем? В чем ее загадка, и есть ли она, душа, вообще? Разгадки не нахожу, её еще никто не нашел. Даже такие великие писатели, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов лишь немного приоткрыли завесу тайны, заставив нас задуматься о своей душе, рассмотреть свою жизнь с духовно-нравственной точки зрения, да просто научиться быть русским.

А что такое быть русским с русской душой? Это значит жить на святой Руси - Матушке, «в мире, принадлежавшем тем, кто готов его согреть», каждый день наполнять смыслом, быть, а не казаться, смотреть в глаза людям и видеть глаза Бога. Это значит прощать, доверять, сочувствовать. Быть добродетельным. Просто человеком, который никогда не закроет дверь в ту часть сердца, которая отвечает за милосердие и сострадание.

Милосердие – это милость сердца, спасательный якорь в бушующем море жизни, порыв души, способный научить тебя на зло отвечать добром. Только тогда этот порыв, этот зов души заставит тебя оттолкнуться от земли и «полететь» в одиннадцать ночи в парк спасать маленького бездомного котенка, которого покусали собаки. Ему больно, страшно, одиноко!.. И именно поэтому ты никогда не задумаешься о правильности своего решения. Задели за живое! Какой же тут разум? Одни чувства! Просто кому-то нужна помощь. Ты за все в этом мире в ответе. Вот такая она загадочная душа.

Мне хочется иметь дом, где живут бабушки, дедушка, мама, папа, кошки, собаки, чтобы не отрываться от своих корней, чтобы вечером на кухне собираться за одним столом. Ведь смысл и ценность каждого мгновения жизни во взаимоотношениях с родными. Не одно из наших достижений не помогает так, как преданность и безграничная любовь до неба твоих близких. Да, такой идеальный «Ноев ковчег» в отдельно взятой семье, но этого требует моя широкая загадочная русская душа.

Неважно, три мне года или сорок три, хочу каждый раз слышать пожелание на ночь: «Доченька, пусть тебе приснятся ангелочки». И эти ангелочки будут охранять мой сон, мой мир, мою землю, потому что этого тоже просит русская душа. Душа, похожая на душу маленького, «наивного» ребенка, в котором живет вера в чудесную страну со звоном колоколов, разливающимся божественным звуком и не скудеющей силой добра в серебряной предрассветной дымке; надежда, что сказка мироздания, сотканная из капающих дождинок волшебной мелодии сострадания, не закончится никогда, и бездонная любовь, живущая вечно.

Душа – недосягаемая возвышенность, дар Бога, таинство. МЫ не святые, просто живем по законам совести. Она – наш свидетель и судья, перед ее муками человек бессилен и незначителен. Голос совести заставляет нас воспринимать незаживающую рану чужой боли, как свою. В этом и заключается великий гуманизм русской души.

Вспоминаю рассказ бабушки, которую совсем крошкой вывезли из блокадного Ленинграда по дороге жизни. Того бородатого шофера, жертвовавшего собой ради спасения голодных детей, похожего, как ей тогда показалось, на Илью Муромца из русских былин, бабуля вспоминает с благодарностью всю жизнь. Наверное, он тогда и сам не задумывался, что совершает каждодневный подвиг. А когда было думать? Значит, так надо. Просто он в ответе за родной край, за тех обездоленных ребят, за умирающий, но не сдающийся город.

И таких Ильюш Муромцев, Добрынь Никитичей, Алеш Поповичей, сотни, тысячи других «богатырей» родила Русь. «Богатырей», в которых невозможно победить доброе начало и русскую душу.

Хотелось бы вспомнить роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «энциклопедию русской жизни», который актуален и в наши дни. Только под бескрайним российским небом мог родиться пушкинский «милый идеал» - Татьяна Ларина, родоначальница женского национального типа, так похожая на Богородицу своей нравственной чистотой. В ней отобразились черты всех русских женщин: верность, глубина чувств, цельность натуры, мировосприятие старинных народных обычаев, привязанность к родной природе, книги, девичьи мечты, большая светлая любовь и традиционная русская семья с её атмосферой искренности.

А П. И. Чайковский, влюбленный в образ Татьяны, своей вдохновенно-неподражаемой музыкой помог еще более скульптурно отобразить в опере «Евгений Онегин» духовные процессы ее души, трепетной мелодичностью добавляя ему уникально-самобытные краски и исконно народное звучание.

Да, хоть я и русская девочка, видимо, так никогда до конца не смогу понять, что же такое широкая, загадочная русская душа. Наверное, душа, которая может вместить в себя все лучшие черты, присущие моему народу, душа, которая умеет жить в согласии и гармонии с миром, с собой, и называется РУССКОЮ… Душа, которая может радоваться первым лучам восходящего солнца, робко озаряющего благодарную землю, учит слышать «мудрые» советы дождя-утешителя, способна увидеть, как зимой под белоснежно-снежным покрывалом Божьей любви скрывается все то, что тревожит наше сердце. А ему так хочется мира и покоя! Русская душа многогранна. Ее сложность и ценность в простоте. Это дорога без конца. И еще русская душа – это главная тайна России.


Top