Афины. Афины в древней греции Сообщение на тему афины

Город Древней Греции со знаменитым Акрополем, Афины, стал символом древней цивилизации и занял центральное место в жизни греков. Строительство Афин началось в микенскую эпоху с возведения Пелопонесских дворцов. Город рос и со временем стал олицетворять все греческие добродетели и пользоваться несомненным авторитетом, так, что даже после поражения в Пелононнеской войне спартанцы отказались разрушать город и порабощать граждан.

История возникновения Афинской империи

Доказательства существования исторического поселения в Акрополе были найдены рядом с местечком Агора. Существует предположение, что он был заселен уже в 5000 г., а возможно и 7000 г. до н.э. Согласно легенде, афинский царь Кекропс назвал город в свою честь, но с Олимпа было видно, что этот город был настолько красив, что заслужил бессмертное имя.

Посейдон ударил в скалу своим трезубцем, откуда хлынула вода, и он заверил людей, что теперь они никогда не буду страдать от засухи.

Афина была последней, она посеяла семя в землю, из которого быстро выросло оливковое дерево. Древние греки считали, что оливковое дерево более ценно, чем вода, поскольку она была была соленой из царства Посейдона. И Афина была выбрана в качестве покровительницы города, и он был назван ее именем.

Основными средствами существования для города Древней Греции стало сельское хозяйство и торговля, в основном по морю. Во время микенской эпохи (около 1550-1100 до н.э.) по всей Греции начинается массовое строительство массивных крепостей, и Афины не стали исключением. Руины микенского двора можно все еще увидеть сегодня в Акрополе.

Гомер в Илиаде и Одиссее изображает микенцев как великих воинов и мореплавателей, которые ведут торговлю в Эгейском и Средиземном морях. В 1200 г. до н.э. народы моря вторглись на греческий архипелаг Эгейского моря с юга в то время, как дорийцы одновременно пришли с севера материковой Греции. Когда микенцы вторглись в Аттику (область, окружающая Афины), дорийцы вышли из города оставив город Древней Греции нетронутым. Хотя как и в других частях древней цивилизации после вторжений отмечался экономический и культурный спад. Афиняне после этого начали претендовать на особый статус в Ионическом море.

Возникновение демократии в Древней Греции

Эрехтейон, Древняя Греция, Афины

Состоятельные аристократы устанавливать контроль над землями, со временем более бедные землевладельцы были порабощены богатыми гражданами. Причиной этого стало разное понимание законов города Древней Греции. Одна часть законодательства, представленная писаниями государственного деятеля Драко, считалась слишком сложной для исполнения, поскольку за большинство нарушений следовала смертная казнь.

Великий законодатель Солон призвал пересмотреть и изменить их. Солон, хотя сам принадлежал к аристократическим кругам, издал серию законов, которые даровали право голоса при решении политических вопросов, гражданам. Тем самым он заложил основу для демократии в Афинах в 594 г. до н.э.

После того как Солон отстранился от государственных дел, различные фракционные лидеры стали делить власть. В конечном итоге победил Писистрат, признавший ценность законов Солона и призывавший исполнять их в неизменном виде. Его сын, Гипипий, продолжил его политический путь, пока его младший брат, Хиппаркос, не убыл убит в 514 г. до н.э. по приказу Спарты. После государственного переворота в Древней Греции и урегулирования вопросов со спартанцами, Клисфен был назначен для реформирования правительства и законодательной базы. В 507 г. до н..э. он ввел новую форму правления, которая сегодня признается демократическим режимом.

По словам историка Ватерфилда:

«Гордость за то, что граждане Афин отныне могли участвовать в общественной жизни, дало огромный толчок для развития ими города» .

Новая форма правления обеспечила стабильность, необходимую для процветания Афин как культурного и интеллектуального центра древнего мира».

Эпоха Перикла в Афинах


Афины

При Перикле Афины вступили в золотой век, который ознаменовался культурным подъемом, сопутствующим появлению великих мыслителей, писателей и художников.

После того как афиняне одержали победу над персами в битве при Марафоне в 490 г. до н.э., и освободились от второго персидского вторжения в Саламине в 480 г. до н.э., Афины стали считаться центром военно-морской мощи древней Греции. Делосский союз был сформирован для создания сплоченной обороны городов-государств древней цивилизации для предотвращения атак персов. Под руководством Перикла Афины заслужили такой авторитет, что могли издавать собственные законы, вводить обычаи и вести торговлю с соседями в Аттике и на островах Эгейского моря.

Период правления Перикла вошел в историю древней Греции как золотой век философии, художественного и литературного искусства, расцвета Афин. Геродот , «отец истории», написал свои бессмертные труды в Афинах. Сократ , «отец философии», преподавал в Афинах. Гиппократ , «отец медицины», практиковался в столице древней цивилизации. Скульптор Фидий создал свои лучшие произведения для в Акрополе, храма Зевса и Олимпии. Демокрит провел исследования и выяснил, что вселенная состоит из атомов. Эсхил Еврипила, Аристофан и Софокл написали свои знаменитые пьесы. Платон создал академию наук рядом с Афинами в 385 г. до н.э., затем Аристотель основал Лицей в центре города.

Боевые сражения Афин

Мощь Афинской империи представляла угрозу для соседних государств. После того как Афины отправили войска на помощь спартанским войскам, чтобы подавить восстание Хелот, Спарта предложила древним грекам оставить поле сражения и вернуться домой. Инцидент спровоцировал войну, которая уже давно назревала.

Позже, когда город Древней Греции отправил свой флот для защиты союзника Сосуга (Конфу) против коринфского вторжения во время битвы за Сибота в 433 г. до н.э., это было истолковано Спартой как агрессия, а не помощь, поскольку Коринф был союзником Спарты.

Пелопоннесская война (431-404 до н.э.) между Афинами и Спартой, в которой так или иначе были задействованы все города Древней Греции, закончилась поражением для Афин.

Все культурные памятники были разрушены. В городе, имеющий репутацию образовательного центра и культуры всей цивилизации, возникло такое явление как порабощение населения. Афины изо всех сил пытались отстоять свое положение независимого государства, пока не были окончательно побеждены в 338 г. до н.э. войсками Македонии под руководством Филиппа II в Херонее.

После поражения в битве при Синосефале в 197 г. до н.э. Римская империя начала постепенное завоевание Древней Греции. Легенда гласит о том, члто римский полководец Сулла, которого уволили с высокой должности в Афинах 87 г. до н.э., был организатором резни граждан города и поджога порта Рипей.

В современном мире Афины хранят наследие искусства классической эпохи, поэтические и художественные достижения. В то время как Парфенон в Акрополе продолжает символизировать золотой век и расцвет Древней Греции.

Видео Афинский Акрополь древней Греции

Древние Афины сообщение кратко расскажет Вам об этом городе-государстве Древней Греции. Вы узнаете о том, как жили жители Древних Афин, и что являло основу их государства.

«Древние Афины» доклад

Образование Афинского государства кратко

Где находились Древние Афины? Местоположение древнегреческого города-государства Афины — Аттика. Согласно археологическим находкам данный регион относится к южной и восточной частям Центральной Греции. Афины размещались на холмах Пниксе, Акрополе, Ареопаге, Нимфейоне и Мусейоне. У каждого холма была своя функци. На холме Ареопаг располагался зал заседаний высшего судебного совета. В Акрополе жили правители города. На каменистом, невысоком холме Пникс проводились народные собрания, слушались ораторы и принимались важные решения. На холмах Мусейон и Нимфейон проводились праздники и культурные мероприятия. От холмов расходились улицы и дороги города, которые состояли из внутренних и внешних кварталов, храмов, общественных зданий. В окрестностях Акрополя первое поселение возникло около 4500 года до нашей эры.

Легенда создания города Афин

Город назвали в честь богини Афины — богини мудрости и войны, покровительницы искусств, знаний, ремесел и науки. Очень давно Афина поспорила с богом морей Посейдоном, кому из них быть покровителем нового города. Посейдон взял трезубец и ударил о скалу. Из нее забил чистый источник. Бог морей сказал, что дарует жителям воду, и они никогда не будут страдать от засухи. Но вода в источники была морская, соленая. Афина посадила семя в землю. Из него выросло оливковое дерево. Жители города с радостью приняли ее дар, так как олива дала им масло, еду и древесину. Так город получил свое название.

Власть в Древних Афинах

Вопросы внешней и внутренней политики решались на народном собрании. В нем участвовали все граждане полиса, независимо от положения. За год они созывались не меньше 40 раз. На собраниях слушались отчеты, обсуждались строительство общественных сооружений и флота, ассигнования на военные нужды, продовольственное снабжение, вопросы об отношениях с другими государствами и союзниками. Решением частных вопросов на базе существующих законов занимались экклесии. Все законопроекты обсуждались очень тщательно и в форме судебного процесса. Народное собрание выносило окончательное решение.

Также на народных собраниях происходили выборы лиц на государственные и военные должности. Выбирались они открытым голосованием. Остальные должности выбирались путем жребия.

Между народными собраниями управленческими вопросами занимался Совет Пятисот, который ежегодно пополнялся новыми гражданами, достигшими 30-ти лет. Совет занимался текущими деталями и подготавливал проект решения для народного собрания.

Еще один орган власти в Древних Афинах — суд присяжных гелиея. В суде брали участия все граждане города. Жребием отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В судебных заседаниях адвокаты участия не брали. Каждый обвиняемый защищался сам. Для составления текста речи привлекались логографы – искусные в законах и риторике людях. Выступления ограничивались строгим регламентом, который определялся водными часами. В суде разбирались тяжбы граждан и переселенцев, дела жителей из союзных государств, политические вопросы. Решение принималось голосованием (тайным). Оно не подлежало обжалованию и было окончательным. Судьи, вступающие в должность, давали клятву вести дела согласно законам и справедливо.

Вместе с Советом Пятисот действовали стратеги. В их компетенции было командование флотом и армией, они следили за ними в мирное время, ведали расходованием военных средств. Стратеги вели дипломатические переговоры и ведали внешнеполитическими вопросами.

В V в. до н.э. ввели должность архонтов. Большой роли они не играли, но все же архонты занимались подготовкой судебных дел, контролировали священные угодья, опекали сиротское имущество, назначали хорегов, руководили состязаниями, религиозными процессиями, жертвоприношениями. Они избирались на год, после чего переходили в состав ареопага, где их ждало пожизненное членство.

С развитием Афин увеличивался аппарат управления. В подразделениях государства — демах, филах, фратриях также вводились выборные должности. Каждый гражданин был втягнут в общественно-политическую жизнь города. Так постепенно развивалась демократия в Древних Афинах. Своей высшей точки она достигла в годы правления Перикла. Всю полноту законодательной верховной власти он организовал в экклесию — народное собрание. Оно собиралось каждые 10 дней. Остальные органы государства подчинялись народному собранию.

Образование в Древних Афинах

Жизнь в Древних Афинах подчинялась не только политике. Не последнюю роль граждане уделяли образованию, которое основывалось на общественном воспитании и демократических принципах. Родители должны были обеспечить всестороннее образование юношей. Если они этого не делали, то их строго наказывали.

Образовательная система направлена на накопление больших научных сведений, постоянное развитие физических природных данных. Молодые люди должны ставить высокие цели перед собой, как интеллектуальные, так и физические. Школы в Древних Афинах преподавали 3 предмета – грамматику, музыку и гимнастику. Почему особое внимание уделялось образованию юношей? Дело в том, что государство, таким образом, воспитывало здоровое потомство, храбрых и сильных воинов.

Надеемся, что доклад «Древние Афины» помог Вам узнать много полезной информации об этом государстве. А рассказ о Древних Афинах Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

«Афины – один величайших греческих городов. В сознании людей он ассоциируется со всей Древней Грецией. Отчасти, это заслуженно, потому что многие достижения эллинской цивилизации появились в Афинах. Город подарил Греции десятки философов, поэтов, драматургов, ораторов, историков, политиков. Афины властно тянули к себе лучших людей Греции. Дань уважения городу отдавали даже завоеватели-римляне, которые щадили мятежные Афины ради славы их предков.»

Микенская и Гомеровская Греция

Территория Афин была заселена с неолитической эпохи. К XV веку до н. э. относят появление на этом месте ахейского города. На Акрополе стояли цитадель и дворец. Но Афины Бронзового века никогда не были крупным политическим центром, как Микены, Тиринф или Пилос.

Неясно, пострадал ли город от дорийцев. Сами афиняне всегда гордились тем, что были автохтонным населением этой земли, а не переселенцами как другие эллины. Тем не менее, начало Гомеровской Греции было периодом спада экономического развития Афин. В XI веке до н. э. началась ионийская миграция, многие афиняне отправились за море и основали новые города на побережье Малой Азии.

Примерно с 900 года до нашей эры Афины стали крупным центром торговли. В период «темных веков» и эпохи Архаики Афины развивались, как и другие греческие государства. Согласно традиции, государством долго правили цари. Отмену царской власти историческая традиция относит к 752 году до н. э., когда наследственного басилея сменили три должностных лица – басилей, полемарх и архонт. Первый отвечал за религиозную сферу, второй был командующим армией, а третий занимался внутренними делами государства.

Аристотель писал, что сначала ввели должности трех архонтов, а позже их число было доведено до девяти. Бывшие архонты пополняли совет Ареопаг, который пользовался влиянием в Архаических Афинах. Членство в этом совете было пожизненным. Монархию в полисе сменили аристократическая республика. В IX-VIII веках население Аттики росло. Погребения того времени становятся богаче, в них находят предметы роскоши. Но в конце VIII века что-то случилось, и полис стал приходить в упадок. Высказывались теории об эпидемии или засухе в это время. К тем же годам относят рост числа находок в культовых местах. Стихийные бедствия могли быть причиной рост религиозности жителей Аттики. Торговля пришла в упадок, и афиняне стали больше заниматься сельским хозяйством.

Синойкизм и присоединение Элевсина

Важным процессом, который позволил Афинам стать могущественным полисом был синойкизм. Этим словом называли объединение нескольких общин в одну. Афиняне сумели создать единое государство, территория которого была сопоставима с территорией соседней Беотии, где было несколько отдельных городов-государств. Древние приписывали синойкизм легендарному царю Тесею. Согласно им, герой объединил Аттику, которая состояла из двенадцати независимых государств. Синойкизм не предполагал переселения жителей Аттики в город у подножия Акрополя. Он заключался в ликвидации всех локальных органов власти, место которых теперь занимал один общий совет в Афинах.

На западе Аттики располагался полис Элевсин . Он существовал с Микенским времен. В VIII-VII веках до н. э. Афины воевали с Элевсином, и борьба закончилась включением этого полиса в состав Афинского государства. Близкие по времени к событиям источники очень скупо сообщают о войне. Предания греков рассказывали о войне, где афинянами командовал легендарный царь Эрехтей, а элевсинцами царь Эвмолп. По другой версии Элевсин подчинил внук Эрехтея Ион. Во время раскопок в Аттике нашли остатки старой пограничной стены между территориями двух полисов. Вероятно, конфликт не решился одной битвой, а тянулся на протяжении многих лет. В VII веке до н. э. город стал частью Афинского полиса. После подчинения Элевсин сохранил свои органы управления, которые занимались внутренними делами. Знать города, которая была связана с культом мистерий, сохранила высокое положение в афинском государстве. В Афинах был построен храм Элевсиний, и празднество мистерий отныне начиналось там. Но сами мистериальные таинства остались под контролем элевсинских родов.

VII-VI века до н. э.: законодатели и тираны

К концу VII века до н. э. Афины были аристократической республикой. Жители подразделялись на четыре филы: Гелеонты, Эгикореи, Аргады и Гоплеты. Их эпонимами были сыновья легендарного Иона. Каждая фила состояла из трех триттий. Во главе фил стояли филобасилеи, которых избирали из знатнейших граждан. Сословно население делилось на три категории – знатные эвпатриды, земледельцы геоморы и ремесленники демиурги.

В эпоху Архаики во многих греческих полисах честолюбивые люди захватывали власть и становились тиранами. В Афинах попытался стать тираном аристократ Килон . Он был юношей из знатного рода, зятем тирана Мегар Феагена. В 640 году до н. э. Килон одержал победу на Олимпийских играх. В ту эпоху победа в Олимпии давала ее обладателю статус, близкий к сакральному. Дельфийский оракул дал юноше прорицание, чтобы он захватил Акрополь в день величайшего праздника в честь Зевса. Килон посчитал, что Олимпийские игры и есть этот праздник, и с группой сторонников захватил Акрополь. Афиняне не приняли тирана и под предводительством архонтов осадили Килона и его соратников. После долгой осады несостоявшийся тиран и его брат бежали, а их соратники сдались.

В 621 году до н. э. в Афинах были приняты знаменитые законы Драконта. Об этом человеке почти ничего не известно. Он не занимал должность архонта, когда были записаны его законы. От свода Драконта сохранился только раздел об убийстве. Законодатель делал различия между преднамеренным и непреднамеренным убийством. Свод законов давал возможность помириться убийце и родственникам убитого.

Об остальной части законов Драконта есть только упоминания, которые говорят о необычайной суровости законов. Законы Драконта об убийстве действовали еще в IV веке до н. э., но предполагают, что остальную часть свода отменили. Законодательство Драконта было не реформой, а записью обычного права афинян, которое действовало и до него.

Законодательство Драконта не решило противоречий в полисе, и в первом десятилетии VI века до н. э. на сцену вышел новый законодатель – Солон. Этот человек происходил, как и все лидеры того времени, из знатного рода. В древности он имел репутацию мудреца. Сохранились стихи Солона, где он говорит о своей деятельности. Среди его законодательных мер было разделение афинян на четыре группы на основе имущественных ценза. Выходцы из разных имущественных групп имели неодинаковые политические права. На должность архонта избирали представителей первых двух групп. Беднейшие граждане, феты, вообще имели право только на доступ в народное собрание и суды. Также законодатель предпринял меры для освобождения афинян, попавших в долговую кабалу.

После реформ Солона жизнь полиса шла своим чередом – за власть соперничали политики, происходившие из знатных семей. Одному из них суждено было стать правителем Афин.

Писистрат родился около 600 года до н. э. в знатной семье, которая возводила свое происхождение к царю Пилоса Нестору. В 560-е годы до н. э. будущий тиран прославился как полководец: во время войны с Мегарами он захватил их укрепление Нисею. После своей победы Писистрат стал одним из трех самых влиятельных политиков Афин. В 560 году до н. э. он получил от народа отряд телохранителей и с их помощью захватил власть. Вскоре он был отстранен от власти. Затем Писистрат, заключив союз с Мегаклом из рода Алкмеонидов, вернулся. Вскоре он вновь вынужден был покинуть Афины.

Через десять лет Писистрат решился силой вернуть власть. В 546 году до н. э. он высадился около Марафона с войском наемников и добровольцев из нескольких городов Греции – Фив, Эретрии, Аргоса, Наксоса. Жители той части Аттики, где он высадился, поддержали тирана и усилили его войско. После этого в одной битве Писистрат легко разбил афинское ополчение. Его воины напали на афинян внезапно и обратили их в бегство. При этом сторонники Писистрата старались не проливать кровь сограждан.

Тиран занял Афины. Алкмеониды вынуждены были покинуть город. Писистрат спокойно правил полисом почти двадцать лет. Античные писатели говорили о нем, как о гуманном и справедливом правителе, который заботился и о знати, и о простом народе.

Писистрат расширил афинские владения во Фракии, отвоевал у Митилены Сигей, захватил Делос. В Афинах начали широко праздноваться Великие Дионисии. В конце своей жизни тиран решил воздвигнуть в городе величественный храм, посвященный верховному богу. На окраине Афин начались работы по строительству храма Зевса Олимпийского. Но создание этого храма завершилось не при Писистрате или его сыновьях, а только через семь веков, когда Греция уже был римской провинцией. По приказу афинского тирана была создана комиссия, которая записала тексты поэм Гомера.

В 527 году до н. э. тиран умер от старости, и власть в Афинах получили его сыновья. Гиппий и Гиппарх правили в Аттике, другой сын Гегесистрат при жизни отца правил Сигеем, зависимым от Афин. Первое время Писистратиды правили в духе своего отца. Аристократам-изгнанникам позволили вернуться в полис. Клисфен из рода Алкмеонидов даже занимал должность архонта. При дворе Писистрата и его сыновей жили видные поэты Греции – Анакреонт и Симонид Кеосский, поэт-орфик Ономакрит. В 514 году до н. э. Гиппарх погиб от рук заговорщиков Гармодия и Аристогитона. Убийцы действовали из личных мотивов, но идеология демократических Афин сделала их борцами с тиранией. Позже бронзовые статуи Гармодия и Аристогитона стояли в городе на почетном месте.

Сторонников заговорщиков казнили, и Гиппий стал править жестче. Аристократы вновь вынуждены были покинуть Афины. Вскоре после этого Алкмеониды попытались свергнуть тиранию. Они заняли крепость Липсидрий в Аттике. Но войскам Гиппия удалось выбить оттуда Алкмеонидов и их сторонников. Аристотель цитирует застольные стихи афинских аристократов, в которых прославляется храбрость эвпатридов, погибших при защите крепости.

В годы изгнания Алкмеониды жили в Дельфах. На свои средства они перестроили храм Аполлона. Жречество этого города убеждало спартанцев помочь изгнанникам. Наконец, войско Лакедемона под командованием царя Клеомена вступило в Аттику и разбило сторонников Гиппия. Тиран сдался, получив возможность безопасно покинуть Афины.

После падения тирании в городе боролись за власть политики-аристократы Исагор и Клисфен. Последний сумел привлечь на свою сторону народ Афин, обещав реформы. Победив в политической борьбе, Клисфен провел серию преобразований.

Целью реформ Клисфена была борьба с прежними родовыми порядками. Он создал десять фил вместо прежних четырех. Пятьдесят представителей каждой филы создавали совет пятисот. Сто демов Аттики реформатор разделил на триттии. Кажая триттия включала по дему города, прибрежной и центральной части. Три триттии включались в филу. Главной территориальной единицей стал дем. Клисфен создал коллегию десяти стратегов, в руках которых было военное руководство полиса. В V-IV веках до н. э. должность стратега стала самой важной в Афинах.

V век до н. э.: взлет и падение

В 507 году до н. э. афинское посольство побывало в Персии. У греков и раньше были контакты с правителями малоазийских монархий, поэтому в нем не было ничего необычного. Но, не зная персидских обычаев, афиняне предоставили персам «землю и воду», что означало формальное подчинение империи. Во время Ионийского восстания 500-494 годов до н. э. афиняне послали небольшой отряд кораблей на помощь сородичам. Афинские корабли не поучаствовали в сражениях и вскоре вернулись обратно. Но оба этих события давали персам повод к войне.

В 490 году до н. э. персидская армия высадилась в Аттике. Афинянам удалось победить благодаря военному гению их полководца Мильтиада. Сразу после победы при Марафоне полководец предложил покарать греков-островитян, поддержавших персов. Мильтиад возглавил экспедицию против Пароса, но потерпел поражение. В 480-е годы до н. э. ведущая роль в Афинах принадлежала человеку по имени Фемистокл. Он был выходцем из аристократического рода Ликомидов, который уступал в знатности и богатстве семьям, представители которых задавали тон в политике того времени – Алкмеонидам, Филаидам, Керикам.

Впервые Фемистокл был архонтом в 493 году до н. э.. На этой должности он начал работы по созданию гавани Афин в деме Пирей. Вернувшийся в город Мильтиад оттеснил Фемистокла на второй план, но в 480-е годы до н. э. он вернул себе прежнее влияние. По предложению Фемистокла серебро от открытой в 487 году до н. э. жилы было направлено не на раздачи народу, как обычно, а на строительство флота. Афинянам удалось снарядить двести боевых триер, и это был самый многочисленный флот в Греции. Во время персидского нашествия 480-478 годов до н. э. Фемистокл стоял во главе афинского контингента в составе общегреческого флота. Он был вторым человеком во флоте. Но именно благодаря решениям Фемистокла была выиграна битва при Саламине.

В ходе войны афиняне эвакуировали население своего города. Часть мирных жителей они направили в Трезен на Пелопоннесе, часть – на остров Саламин. Пустые Афины были заняты персидской армией и разрушены. После возвращения в город по инициативе Фемистокла афиняне возвели вокруг города и Пирея Длинные стены, которые сделали Афины неприступными.

После побед при Саламине и Платеях афиняне продолжили борьбу против Персии. Война велась за пределами Греции: во Фракии, Малой Азии, на Кипре, в Египте. Окончательно мир между Афинами и империей Ахеменидов был заключен в 449 году до н. э..

В ходе греко-персидских войн Афины основали Делосскую симмахию. Позднее она была преобразована в Афинский морской союз . Он объединял более 200 греческих полисов Балкан, островов, Малой Азии. Союзники должны были платить Афинам налог, именуемый форос.

Во главе Афин после изгнания Фемистокла около 476 года до н. э. стояла несколько выдающихся политиков. Большую роль в организации союза сыграл Аристид, соперник Фемистокла. Морскими походами против персов вплоть до своей смерти в 450 году до н. э. руководил Кимон сын Мильтиада.

Два десятилетия после 449 года до н. э. были временем, когда во главе Афин стоял политик Перикл . При нем были проведены работы по перестройке Акрополя: холм над городом украсили величественные храмы Парфенон и Эрехтейон. К этому времени в городе сложилась демократическая форма правления, но Перикл мудро умел направлять волю народу в нужное ему русло.

В 457-446 году до н. э. Афины и Спарта воевали. Тогда удалось заключить мир на приемлемых условиях. Но в 431 году до н. э. война вспыхнула снова. Новый конфликт, вошедший в историю как Пелопоннесская война , продолжался до 404 года до н. э.. Он закончился полным поражением Афин и роспуском Афинского морского союза. Во время совещания спартанцев и их союзников представители Фив открыто требовали разрушения города и продажи его жителей в рабство.

Школа Эллады: особенности культурной жизни Афин

В Классическую эпоху были созданы важнейшие достижения художественной культуры Афин. На Великих Дионисиях, Ленеях и Анфестериях ставились трагедии и комедии.

Философ Платон ставил театр в один ряд с судами и народным собранием среди институтов, обеспечивающих демократическую форму правления. В городе существовал особый фонд «Теорикон», из которого беднейшим афинянам выдавали деньги для покупки билетов. Оратор Демад назвал эти деньги цементом демократии.

Предполагают, что начало раздаче «театральных денег» положил Перикл. Достоверно известно, что они существовали во времена Демосфена . Упоминаний о теориконе после подчинения Афин Македонии в 322 году до н. э. нет. Скорее всего, он был упразднен.

Для управления теориконом избирали должностное лицо. В 350-е годы до н. э. политик Эвбул, занимавший этот пост, провел закон, по которому все денежные излишки пополняли теорикон. Этот закон устанавливал смертную казнь за предложение употребить деньги зрелищного фонда для других целей. После долгой борьбы незадолго до битвы при Херонее Демосфен смог добиться отмены этого закона.

В 380-е годы до н. э. бывший ученик Сократа Платон создал собственную философскую школу. Местом для нее стала роща недалеко от Афин, посвященная герою Академу. В честь него школа Платона получила свое название – Академия. Занятие в ней включали лекции наставников и беседы. Неизвестно, сколько времени занимало обучение в Академии – предположительно один-два года. Но Аристотель был слушателем Платона около двадцати лет.

Ученики стекались к Платону со всего греческого мира. Около 370 года до н. э. туда из захолустной Стагиры приехал Аристотель. После двадцати лет жизни в Афинах он какое-то время путешествовал, а в 335 году до н. э. основал собственную школу. Она называлась Ликей по тому месту, где была основана.

Летом в городе праздновались Панафинеи. Первоначально их отмечали один день, потом торжества продлили до трех. Самые ранние упоминания о Панафинеях относятся к VII веку до н. э.. Афиняне называли основателями праздника легендарного царя Кекропа или героя Тесея. Допускали также, что Тесей сделал Панафинеи праздником, общим для всей Аттики .

Первоначально торжество состояло из поднесения богине нового пеплоса. В 566 году до н. э. Панафинеи начали сопровождаться спортивными состязаниями. С этого времени ежегодно стали праздноваться Панафинеи, а раз в четыре года – Великие Панафинеи, сопровождавшиеся поднесением пеплоса и состязаниями. Для организации праздника в Народном собрании избирали десять афлофетов, по одному от каждой филы. Они занимали эту должность четыре года. При Писистрате Великие Панафинеи стали включать состязания рапсодов в исполнении поэм Гомера. Позже к ним добавились состязания музыкантов.

Спортивные состязания включали бег, пятиборье, кулачный бой, панкратион. Было три возрастных категории участников – мальчики, юноши, взрослые мужчины. Победителям вручали амфоры с оливковым маслом. Музыкантов награждали золотым венком и денежной суммой.

За городом проходили состязания колесниц. Командным состязанием было исполнение танца в полном вооружении. Во время Великих Панафиней проходила гонка триер. Каждая фила выставляла по одному кораблю с командой, и они состязались в скорости между гаванями Пирей и Мунихий.

Поднесение пеплоса было торжественной процессией, которая выходила с рассветом из района Керамик и шла к Акрополю. Одеяние для Афины везли на повозке. Сам пеплос за девять месяцев до Панафинеи ткали девушки из знатных семей полиса. Для руководства работой архонт-басилей выбирал двух девочек 7-11 лет из знатных семей. На одеянии вышивали узор, изображавший подвиги богини в сражении с гигантами.

Во главе процессии на Панафинеях шли девушки, ткавшие пеплос. За ними – девушки с сосудами и курильницами для ритуалов и воины афинского ополчения. В процессии шло много афинян, метеков и граждан союзных полисов. Отдельной категорией были девушки-канефоры («корзиноносицы»), несшие в корзинах инвентарь для жертвоприношения. Чтобы стать канефорой девушка должна была происходить из хорошей семьи, быть красивой и иметь незапятнанную репутацию. Отцы канефор получали от государства почести и вознаграждение. Девушек, которые неоднократно исполняли эту обязанность (не только на Панафинеях) удостаивали почетных декретов и даже статуй.

Трудности IV столетия

Год после Пелопоннесской войны стал для Афин временем новой тирании. После заключения мира во главе города стала комиссия из 30 афинских граждан. Декларировалось, что они должны составить новые законы для Афин. Современники называли их Тридцать, но позже греки и римляне дали этому правительству более броское название – «тридцать тиранов».

Во главе Тридцати встал афинянин Критий сын Каллесхра. Он происходил из знатного рода Кодридов. Его отец был одним участников переворота Четырехсот, которые пытались свергнуть демократию. Сам Критий в молодости был учеником Сократа, дружил с Алкивиадом, сохранилась даже его эпиграмма, в которой он утверждает, что выступил с предложением вернуть опального полководца из изгнания. Позже он сам был изгнан, жил в Фессалии , где участвовал в каких-то смутах.

Критий не скрывал своего презрения к основной массе народа и метекам. Правительство Тридцати при нем установило в полисе режим настоящего террора: метеков арестовывали и казнили без суда, а их имущество присваивали. Полноправными гражданами считались только три тысячи афинян. Критий слыл поклонником спартанских порядков, и в его действиях видят попытку перестроить Афины в подобие Спарты. Три тысячи – аналог спартанских гомеев, остальное население Афин – неполноправные периэки.

Ферамен, другой незаурядный член правительства, выступил с критикой действий главы Тридцати. Но Критий во время заседания собрания трех тысяч принудил своего коллегу к самоубийству. Ферамен мужественно взял кубок с ядом, плеснул часть его содержимого на землю, как при игре в коттаб, и остатки выпил.

Фрасибул, еще один друг Алкивиада, нашел убежище в Фивах. Оттуда он вышел с 70 соратниками и занял крепость Филу. Она стала центром, куда стали стекаться афиняне, готовые сражаться с тиранами. Защитники Филы отбили нападение воинов Тридцати, а затем дали им бой, в котором Критий погиб. Три тысячи прогнали уцелевших членов правительство и организовали новое, желая продолжать борьбу с Фрасибулом. После переговоров обе стороны сумели помириться. В 403 году до н. э. в Афинах восстановили демократическое правление. Народное собрание постановило, что никто не имеет права спрашивать с другого за его действия во время правления Тридцати и гражданской войны. Исключение делалось для уцелевших членов правительства, но даже они могли оправдаться, дав отчет о своих действиях. Отдельные судебные процессы проходили, и жертвой стал философ Сократ.

В 395 году до н. э. Афины, Фивы, Аргос и Коринф начали войну против Спарты. Когда в 399 году до н. э. началась война Спарты с Персией, афинский стратег Конон, живший при дворе правителя Кипра Евагора, предложил персам свои услуги. В 394 году до н. э. Конон и сатрап Фарнабаз разбили спартанцев на море около острова Книд. После этого афинянин вернулся на родину с персидским золотом, на которое они восстановили флот и Длинные стены Пирея.

В конце войны Персия стала поддерживать Спарту, и в 386 году до н. э. при ее участии в Сузах греки заключили мирный договор. Он запрещал межполисные объединения, но передавал под власть Афин острова Лемнос, Имброс и Скирос.

Следующие тридцать лет были для Афин временем лавирования между Персией, Спартой и Фивами. В 378 году до н. э. Афины и Фивы начали войну со Спартой. В этом году был создан Второй Афинский морской союз . В декрете о его создании декларировалось невмешательство афинян во внутренние дела членов союза. В 377-376 году до н. э. афинские наемники под командованием прославленного стратега Хабрия обороняли от спартанцев Беотию. В 371 году до н. э. фиванцы разбили спартанцев при Левктрах, и эта победа сделала Беотийский союз сильнейшим государством в Греции.

Одновременно Афины взялись за старое в отношении союзников. Появились случаи вмешательства во внутренние дела городов. В 357 году до н. э. началась Союзническая война. Против города Паллады выступили бывшие члены союза – Византий, Родос, Хиос, которых поддерживал карийский правитель Мавсол. Эту войну Афины проиграли, но Второй Афинский морской союз просуществовал в усеченном виде еще два десятилетия.

Союзническая война совпала с первым конфликтом между Афинами и царем Македонии Филиппом II. Борьба велась за контроль над городами полуострова Халкидика. Противостояние между Афинами и Македонией закончилось битвой при Херонее в 338 году до н. э..

Афиняне проиграли битву, но сохранили независимость. В годы правления Александра Великого во главе Афин стоял политик Ликург. Благодаря его финансовому гению полис, не получая доходов от фороса, смог в несколько раз увеличить свои доходы. Афиняне копили силы – строились новые корабли (афинский флот никогда не был таким большим, как в эти годы).

После смерти Александра Афины и некоторые другие полисы решили дать бой Македонии. Так началась Ламийская война 323-322 годов до н. э.. Под командованием талантливых стратегов Леосфена и Антифила афиняне добились определенных успехов, но в итоге потерпели поражение в битве при Кранноне. Одновременно македоняне трижды разбили афинский флот, который больше не возродился как серьезная военная сила.

Городу была навязано олигархическое правление, которое вскоре было свергнуто. В 317 году до н. э. один из полководцев Александра Кассандр навязал Афинам своего ставленника – Деметрия Фалерского, который правил городом десять лет.

В 307 году до н. э. Афины были освобождены царевичем Деметрием, сыном Антигона, а Деметрий Фалерский бежал. Афиняне восстановили демократическую конституцию, уничтожили статую свергнутого правителя и отменили часть его законов.

Впервые в истории полиса они удостоили царей божественных почестей, и это положило начало традиции в истории эллинистических Афин. В городе учредили культ богов-спасителей Антигона и Деметрия, в честь них проводили игры. За культ новых богов отвечал жрец. К десяти филам добавили еще две – Антигониду и Деметриаду, которые получили первое место в списке фил. Подиум, где стояли статуи героев-эпонимов фил, расширили и поставили на нем статуи царей. Другие их статуи воздвигли рядом с памятником Гармодию и Аристогитону.

Последующие годы афиняне отступали от Полиоркета и вновь присягали ему на верность. В 287 году до н. э. Афины восстали и выбили гарнизон царя из города. Но Пирей и некоторые крепости Аттики остались под контролем Македонии. Следующие 25 лет полис был независимым. В 267 году до н. э. Афины рискнули в союзе со Спартой и Египтом бросить вызов Македонии. Война оказалась неудачной, и Афины вновь стали зависимыми от Македонии. Но в 229 году до н. э. афинянам удалось мирно при помощи денежной суммы заставить иноземные гарнизоны оставить Афины, Пирей и другие крепости в Аттике.

После восстановления независимости афиняне установили государственный культ Демоса. Его наследственными жрецами были потомки Микиона и Эвриклида, чьими усилиями в 229 году до н. э. была достигнута свобода. В сооруженный Демосу храм стали посвящать статуи граждан, отличившихся перед Афинами.

В 224 году до н. э. божественных почестей удостоили царя Египта Птолемея III. Ему был учрежден государственный культ и введена должность жреца. Была учреждена тринадцатая фила Птолемаида. Число членов буле увеличилось до 650. К филе приписали по одному дему от других фил, а также учредили дем Береникида в честь жены Птолемея. Статуя царя заняла место среди статуй героев-эпонимов афинских фил. Был учрежден государственный праздник Птолемеи.

Накануне войны с Македонией в 200 году до н. э. в Афины прибыл царь Пергама Аттал. Жители города приняли его с почетом. Афиняне учредили в честь царя новую филу Атталиду, а в ее составе дем Аполлонию по имени жены Аттала.

В конце III века до н. э. на Балканах появилась новая сила – Рим. В течение II столетия до н. э. Афины были союзником Римской республики, которая увеличивало свое влияние на полуострове. В 88 году до н. э. Афины рискнули поддержать царя Понта Митридата VI в его войне с Римом. Сначала во главе анти-римского движения в городе стал философ-перипатетик Афинион. Позже его сменил другой уроженец Афин – Аристион, последователь философии Эпикура. Он был прислан в город Митридатом.

Понтийский полководец Архелай сделал Пирей своей штаб-квартирой. В 87 году до н. э. Аттика стала полем боя. Римский полководец Сулла осадил Афины и Пирей. Архелай был способным полководцем, и осада порта шла тяжело. По приказу римлянина рощи Академии и Ликея вырубили и из деревьев сделали осадные машины. В марте 86 года до н. э. ночной атакой легионеры захватили город. В Афинах началась резня, но Сулла по просьбам изгнанников и сенаторов из своего штаба остановил ее, заявив, что щадит живых ради усопших. Аристион с верными людьми какое-то время оборонял Акрополь, но голод вынудил его сдаться. Философа, воинов его охраны, магистратов Афин того года казнили. Архелай со своей армией по морю ускользнул из Пирея.

Закончив войну, Сулла вернулся в Афины. Там его ждали почести афинян: его славили как освободителя от тирании Аристиона, провели в честь него праздник Силлеи, установили статую полководца.

Во время гражданской войны между Цезарем и Помпеем полем боя стала Греция, а ее полисы поддерживали Помпея . Несколько афинских кораблей усилили его флот, а афинские гоплиты вошли в его армию и сражались при Фарсале. После победы Цезаря афинское посольство прибыло просить его о пощаде. Юлий Цезарь простил город ради славы предков афинян. Афиняне привычно воздвигли римлянину статую, на постаменте которой прославляли его как спасителя и благодетеля. Через несколько лет афинян снова втянули в гражданские войны римлян. После убийства Цезаря Афины поддержали его убийц. В октябре 44 года до н. э. Брут и Кассий приплыли в Грецию. В ее городах в честь убийц Цезаря принимали почетные декреты, а афиняне установили их бронзовые статуи рядом со статуями Гармодия и Аристогитона.

Брут некоторое время жил в Афинах . Он ходил на лекции философов Академии и Ликея. Одновременно он вел работу по сбору сил, привлекал на свою сторону влиятельных римлян, занимавших посты на Балканах.

После поражения Брута и Кассия в Афинах какое-то время жил Марк Антоний. Он старался расположить к себе жителей древнего города и получал удовольствие, когда его называли «друг афинян». В 39-37 году до н. э. Марк Антоний жил в Афинах со своей женой Октавией, которую очень любили горожане.

В 32 году до н. э., когда началась война с Октавианом, Антоний с царицей Клеопатрой посетил Афины. Помня о популярности Октавии, правительница Египта пыталась подарками расположить граждан полиса. После битвы при Акции в 31 году до н. э. Август без боя занял город. На этом закончился период самостоятельности Афин, которым предстояло стать частью провинции Римской империи Ахайя .

Возраст Афин – две с половиной тысячи лет. Славное прошлое города и теперь явственно проступает: буквально отовсюду виден древний Акрополь, возвышающийся над городом. Сегодня Афины – современный мегаполис, в котором проживает около четырёх миллионов человек. В двадцать первом веке этот великий город изменился. Произошло это отчасти благодаря Олимпийским играм 2004 года. Сейчас Афины – это нечто большее, чем хранилище древностей. Город очень преобразился и, вопреки представлениям о нём как о городе с загрязнённой окружающей средой и невыносимым уличным движением, оставляет потрясающее впечатление.

Строительный бум после окончания Второй мировой войны и увеличение численности населения с 700 тысяч до 4 миллионов человек обернулись архитектурным бедствием. Однако сейчас облик города меняется: строятся новые дороги, метро, а расширение пешеходной зоны в центре города уже избавило Афины от мучительных транспортных пробок и даже уменьшило облако смога, в буквальном смысле отравляющего столичную атмосферу. То, что воздух стал чище, заметно по снова открывшимся видам, которыми некогда славились Афины, и, несмотря на небоскрёбы и заведения ускоренного обслуживания, город ухитряется сохранять свой неповторимый облик и очарование.

Восточные базары соперничают с модными бутиками и магазинами, заваленными товарами от «Армани» и «Бенеттон». Стремительная модернизация уравновешивается разлитым в воздухе ощущением домашней атмосферы: любой грек вам скажет, что Афины – это самая большая деревня в стране. Как бы часто вы ни приезжали в Афины, ваше внимание будет привлекать то, что сохранилось от классического античного города – прежде всего это Парфенон и другие памятники Акрополя, а также обновлённый , в котором представлено лучшее собрание древностей.

Большинство из тех нескольких миллионов приезжих, которые ежегодно бывают в Афинах, посещением этих памятников и ограничиваются, прибавляя к ним разве лишь вечер в романтической обстановке в одной из рассчитанных на туристов таверн Плаки. Но поступая так, они упускают шанс увидеть те Афины, которые знают и любят сами афиняне. Даже если вы заглянули в город совсем ненадолго, это не оправдывает стремление видеть в Афинах лишь скопление сохранившихся древностей и музейных экспонатов. Стоило бы также потратить немного времени на знакомство с окрестностями столицы, посетить неподалёку от Афин.

Для туристов доступнее всего, наверное, Плака – район, в котором смешана турецкая, неоклассическая и греческая островная архитектура. Далее находятся интересные музеи, посвящённые традиционным искусствам и ремёслам, от керамики до музыки. Чуть севернее – базары, почти такие же, как на Ближнем Востоке, а дополнительная награда – кафе, бары, клубы в Псирри и быстро развивающемся , а также Национальный парк и тенистый и элегантный . Не так далеки от Плаки и холмы – Ликабет и Филопаппу, с которых весь город виден как на ладони, и ходит трамвай (летом он довезёт вас до пляжа). Все вышеприведённые достопримечательности можно увидеть во время .

Но более всего приезжих удивляет в Афинах бурлящая жизнь города. В кафе всегда людно, днём и за полночь, улицы не пустеют до трёх, а то и четырёх часов утра, бары и клубы привлекают полуночников. Поесть, да так, что запомнится надолго – тоже есть где: много традиционных таверн, а взыскательных гурманов ждут шикарные рестораны. Летом столики кафе выносятся на уличные мостовые, клубная жизнь перемещается на пляжи, а можно пойти в кино, посетить концерты и спектакли по произведениям классической древнегреческой драмы под открытым небом. У любителей шопинга глаза разбегаются: оживлённые красочные базары и огромные торговые пространства в пригородах, именуемые на американский манер «моллами», и, разумеется, бутики, заполненные творениями самых модных модельеров.

И очень хороший – и по цене тоже – общественный транспорт, недорогое такси, так что с передвижением особых трудностей у вас не будет. Описывая предместья Афин – о них и об области в целом речь пойдёт в других статьях, – здесь же уделяется внимание, прежде всего памятникам античности. Охотнее всего осматривают храм Посейдона в Сунионе: тот замечательный памятник архитектуры находится на утёсе, возвышающемся над мысом. Не столь известны и не так часто посещаемые святилища и Рамне (Рамнус), Элевсине (Элефсина) и Вравроне, а также насыпанный в честь великой победы погребальный холм у Марафона.

Любители пеших походов, быть может, пожелают совершить восхождения – горы взяли город в кольцо, и лучше всего подняться на гору Парнита. Если это будет весной, то заодно нарвёте охапку самых разных дивных лесных и полевых цветов. Пляжи аттического побережья достаточно хороши, чтобы привлекать уставших от города афинян, но если вы собираетесь на острова, то знакомство со здешними пляжами необязательно. Выбраться из Афин просто: десятки паромов и судов на подводных крыльях ежедневно уходят из афинского пригородного порта Пирея, а также, не столь часто, ещё из двух аттических портов с причалами для паромов – Рафина и Лаврион.

Краткая история Афин

Афины – это город, жизнь в котором началась более семи тысяч лет назад. Невысокий скалистый холм, позже ставший Акрополем Афин, с древних времён привлекал человека как удобное место поселения. Он возвышается среди долины, орошаемой реками Кефисом и Илиссом и окружённой горами Гиметтами, Пентериконом, Парнетом и Эгалеями. Склоны холма, высота которого 156 метров над уровнем моря, неприступны, и потому естественно, что все эти преимущества по достоинству были оценены древнейшими жителями Аттики. Микенцы построили на скале дворец-крепость.

В отличие от других микенских селений во время дорийского вторжения (примерно 1200 год до нашей эры) Афины не были ни брошены, ни разграблены, так что афиняне всегда гордились тем, что они «чистые» ионийцы, без дорийской «примеси». Но государства микенского типа в Афинах не сохранилось. Постепенно селение превратилось в полис (античный город-государство) и культурный центр. Правителями Афин считались цари – басилеи, которые затем уступили власть родовой знати – эвпатридам. Народные собрания происходили у Пропилей Акрополя. К западу возвышался скалистый холм Apec, названный в честь бога войны. Здесь, на выровненной вершине, собирался ареопаг – совет старейшин знатных родов города, ареопагитов. Афины в те времена оставались в тени больших и могущественнейших полисов, таких как и .

Афины богатели, и возросшее благосостояние способствовало бурному росту искусств и ремёсел, особенно гончарного промысла. Но экономический рост усилил политическую напряжённость: росло недовольство земледельцев и афинян, которые были исключены из общественной жизни, но платили налоги и подать на землю, достававшуюся земельной аристократии. Прекратить раздоры могло только переустройство общества, на которое были нацелены законы Драконта (его «драконтовский» свод был обнародован в 621 году до нашей эры) и выбор в правители Солона (594 год до нашей эры), которого наделили полномочиями для проведения радикальных политических и экономических реформ.

Реформы Солона предоставили гражданские права широким слоям населения и заложили основы строя, переросшего со временем в афинскую демократию. В середине 6 века до нашей эры власть захватил Писистрат. Писистрата обычно называют тираном, но это значит лишь, что он взял власть силой: его популистская политика снискала ему приверженность и любовь многих сограждан, он оказался очень успешным правителем, при котором Афины стали намного мощнее, богаче и влиятельнее. Его сыновья Гиппий и Гиппарх были не столь счастливы: Гиппарха в 514 году до нашей эры убили, после чего Гиппий попытался установить диктатуру.

Его очень не любили в народе и свергли при помощи войска, вызванного из Спарты в 510 году до нашей эры. Новый вождь Клисфен провёл более радикальные преобразования: ввёл правительственную коллегию из 10 стратегов, создал территориальные филы вместо родовых и каждая из них посылала пятьдесят представителей в Государственный совет Буле. Буле принимал решения по вопросам, обсуждавшимся в Собрании. В Собрании могли участвовать все граждане и оно выполняло функции, как законодательной власти, так и верховного суда. Предложенные Клисфеном реформы послужили основой афинской демократии, которая просуществовала, почти не меняясь, до римского правления.

Примерно в 500 году до нашей эры Афины послали отряд воинов в Малую Азию – на помощь грекам-ионийцам, восставшим против Персидской империи, что спровоцировало ответное вторжение персов в Грецию. В 490 году до нашей эры афиняне с союзниками разбили многократно превосходящие персидские силы в битве при Марафоне. В 480 году до нашей эры персы вернулись, захватили и разграбили Афины и оставили почти весь город сожжённым дотла. В том же году, однако, победа в морском сражении при поставила точку в борьбе греков с персами, одновременно закрепив за Афинами положение ведущего города-государства в Греческом мире, и Афины смогли объединить города островов Эгейского моря и центральной Греции в Делосский союз, именуемой также Афинским морским союзом.

Обретённое могущество породило так называемый классический период, в течение которого Афины пожинали плоды своих успехов и торжество демократии наряду с расцветом искусств, архитектуры, литературы и философии, и влияние этой эпохи на мировую культуру ощутимо и до сего дня. Во втором веке до нашей эры власть перешла к римлянам, которые почитали Афины духовным источником, но почти не прикладывали усилий для того, чтобы придать городу больший блеск.

Христиане и турки в Афинах

Возникновение христианства – самая, пожалуй, значимая веха в процессе долгого увядания Афин, утративших славу, познанную городом в классическую эпоху. На закате римского правления, во время которого облик города мало изменился, Афины утратили роль связующего звена в Греко-Римском мире, и причиной тому стало разделение Римской империи на Восточную и Западную и образование Византии (Константинополя) в качестве столицы восточной Византийской империи. В этой империи новое христианское мироощущение очень скоро затмило этику, выработанную Афинами, хотя в философских школах города по-прежнему преподавали неоплатонизм.

В 529 году эти лицеи были закрыты, и покончивший с ними Юстиниан I повелел заодно и повторно посвятить городские храмы, и все они, включая Парфенон, стали христианскими церквями. Затем Афины почти перестают упоминаться в хрониках и летописях, намёк на возрождение наметился лишь в период правления чужеземных властителей и Средние века: вследствие Четвёртого Крестового похода Афины с Пелопоннесом и немалой частью центральной оказались в руках у франков. Герцогский двор находился на Акрополе, и на целое столетие Афины вернулись в русло европейской жизни. Власти франков, однако, почти не на кого было опираться, кроме провинциальной аристократии.

В 1311 году франкские войска сразились с каталонскими наёмниками, укрепившимися в Фивах, и были загнаны в болото. Каталонцев, организовавших собственное княжество, сменили флорентийцы, а потом очень ненадолго венецианцы, пока в 1456 году не появился турецкий султан Мехмед II, завоеватель Константинополя. Афины в период турецкого владычества представляли собой военное поселение с расквартированным в нём гарнизоном, то и дело (и к немалому ущербу для строений классического периода) оказываясь на передовой битв с венецианцами и другими западными державами.

Связи с Западом были разорваны, лишь изредка появлялись французские и итальянские послы в Блистательной Порте. Иногда в Афины заглядывали редкие путешественники или любопытствующие живописцы. В этот период греки в некоторой степени пользовались самоуправлением, процветали монастыри иезуитов и капуцинов. превратился в резиденцию османского правителя, а Парфенон был обращён в мечеть. Районы вокруг Акрополя вернулись в далёкое прошлое, перешли к частичному крестьянскому существованию, а порт в Пирее вынужден был довольствоваться обслуживанием десятка-другого рыбацких баркасов.

Четырёхсотлетнее Османское владычество закончилось в 1821 году, когда вместе с жителями десятков городов страны афинские греки восстали. Восставшие заняли турецкие районы нижнего города – это нынешняя – и осадили Акрополь. Турки отступили, но спустя пять лет вернулись, чтобы вновь занять афинские укрепления, греческим повстанцам пришлось уйти вглубь материка. Когда в 1834 году османский гарнизон ушёл навсегда, и возникла новая, немецкая, монархия, в Афинах проживало 5 тысяч человек.

Современные Афины

Несмотря на античное прошлое и на естественные преимущества своего местоположения, Афины стали столицей современной Греции не сразу. Эта честь поначалу досталась Нафплиону на Пелопоннесе – городу, в котором Иоаннис Каподистрия разрабатывал планы Войны за Независимость, и откуда потом руководил ею, и где в 1828 году произошло первое заседание первого парламента страны – Национального Собрания. И если бы И. Каподистрия не убили в 1831 году, вполне возможно, что столицей так и остался бы , а может её перенесли бы из Нафплиона в , Коринф или – города лучше обустроенные и довольно большие.

Однако после гибели Каподистрия последовало вмешательство западноевропейских «Великих держав», навязавших стране своего монарха – им стал Отто, сын Людвига I Баварского, и в 1834 году столица и королевский двор перебрались в Афины. Обоснование переезда сводилось к символическим и сентиментальным причинам, потому что новая столица была малозначительным населённым пунктом и находилась на самом краешке территории нового государства – ему ещё только предстояло включить в свой состав северную , Македонию и все острова, кроме уже имевшихся и .

В XIX веке развитие Афин носило характер постепенного и вполне управляемого процесса. Пока археологи избавляли Акрополь от всех архитектурных наслоений, которыми украсили его турки и франки, город понемногу строился: улицы пересекались под прямыми углами, появились неоклассические здания в баварском вкусе. Пирей сумел вновь превратиться в полноценный порт, ведь до начала XIX века ему сильно мешали конкуренты – крупнейшие порты Греции на островах и . В 1923 году по окончании трагической греко-турецкой войны в Малой Азии был подписан мирный договор, согласно которому произошёл «обмен населением»: турки перемещались в , греки – в Грецию, а национальность определялась исключительно вероисповеданием.

Полтора миллиона греков-христиан из существовавших многие столетия селений в Малой Азии и тюркоязычное, но православное население Анатолии прибыли в Грецию в качестве беженцев. И более половины этого потока осело в Афинах, Пирее и ближних деревнях, одним махом изменив облик столицы. Интеграция новопоселенцев и их старания выжить составили одну из величайших страниц в истории города, да и само это явление оставило глубокие следы, заметные и поныне. Названия районов, находящихся по обе стороны линии метро, соединяющего Афины с Пиреем, свидетельствуют о тоске, испытываемой новопоселенцами по навсегда утраченной родине: Неа Змирни (Новая Смирна), Неа Йония, Неа Филадельфья – подобные названия обычны для городских кварталов и улиц.

Поначалу эти кварталы были деревнями, в которых селились выходцы из одного и того же анатолийского местечка, строивших дома из чего придётся, и бывало, что один колодец или водопроводный кран снабжал питьевой водой десятка два семей. Слияние этих пригородов с Афинами и Пиреем продолжалось до Второй мировой войны. Но война принесла такие новые заботы, что все прежние на время отошли в сторону. Афины сильно пострадали от немецкой оккупации: зимой 1941-1942 годов по примерным оценкам в городе ежедневно умирало голодной смертью по две тысячи человек. А в конце 1944 года, когда немецкая оккупация закончилась, началась гражданская война.

Британские солдаты получили приказ воевать со своими недавними союзниками из Греческой армии Сопротивления ЭЛ АС, потому что во главе армии были коммунисты. С 1946 по 1949 годы Афины представляли собой остров в бушующем море войны: дороги и на север, и на можно было назвать проезжими лишь с очень большой натяжкой. Но в 1950-е годы, после гражданской войны, город начал быстро расширяться. Была реализована программа мощных капиталовложений в промышленность – деньги инвестировали в основном американцы, желавшие убедить Грецию войти в сферу влияния США, в то же время столица пережила наплыв переселенцев из разорённых войной обнищавших сёл.

Пустыри между кварталами стали быстро застраиваться, и к концу 1960-х годов Афины превратились в крупный город. Зачастую новая застройка выглядит уныло. Старые здания были снесены, с особенной силой стихия разрушения свирепствовала в 1967-1974 годах, во время хунты. Домовладельцы вместо снесённых зданий строили многоквартирные жилые дома высотой до шести этажей. Центральные улицы похожи на каньоны – узкие улицы словно прорублены между бетонными многоэтажками. Бурно развивающаяся промышленность захватила окраины, и совместные усилия градостроителей и промышленников быстро превратили Афины в загрязнённый мегалополис, задыхающийся от опускающегося на него ядовитого тумана, который здесь называют нефос.

С 1990-х годов – в ходе подготовки к Олимпиаде – стали наконец приниматься меры по улучшению обстановки в городе. Хотя Афинам всё ещё далеко до или по площади зелёных насаждений и открытых пространств, но результаты предпринятых усилий уже заметны. Всё, что уцелело из городского архитектурного наследия, реставрируется, общественный транспорт отличается чистотой, строительство домов контролируется, появились новые здания интересной сверхсовременной архитектуры (к примеру, некоторые сооружения, возведённые к Олимпиаде и недостроенный новый музей Акрополя), да и воздух не так загрязнён, как прежде. Хочется надеяться, что перемены в этом направлении продолжатся.

Вконтакте

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах XIX века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (IV век до н. э).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Древние Афины (рус.) История древнего мира

    ✪ Видеоурок по истории "В городе богини Афины"

    ✪ Афины и Спарта. Афинская демократия. Видеоурок по Всеобщей истории 10 класс

    ✪ Видеоурок по истории "Зарождение демократии в Афинах"

    ✪ Зарождение демократии в Афинах. Видеоурок по Всеобщей истории 5 класс

    Субтитры

Становление Афинского государства

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. Вероятно, наиболее губительным в тот период для Афин было поражение в Хремонидовой войне от македонского царя Антигона II . В 146 году до н. э. , разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata ), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором . В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

  • Холм Акрополис.
  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал своё имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага; здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз , ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили её стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Top