Сегодня международный день родного языка. Сценарий мероприятия "международный день родного языка"

Духовное сокровище любой нации – это язык. Самым важным для любого человека является тот язык, на котором он впервые учится разговаривать и узнавать окружающий мир. Это язык детства, язык на котором разговаривают в семье, язык первых взаимоотношений в обществе. С самого рождения необходимо заложить в душу ребенка это наследие – родной язык. Не зря в народе говорят, что без науки можно обойтись в жизни, а без родного языка нет. И это именно так. Язык является фундаментом созревания любой личности, является наибольшим инструментом защиты духовного богатства. Все шаги, направленные на его поддержку и распространение, призваны сохранить разнообразие языков на этой планете, защитить традиции разных народов. Язык укрепляет солидарность, которая базируется на терпении, взаимопонимании и диалоге. Цивилизованное общество пытается декларировать принципы гуманности и справедливости. Признание международным сообществом острой необходимости защищать разнообразие культур планеты, важнейший компонент которых это язык, - один из главных шагов в этом направлении.

История происхождения международного дня родного языка

С 26 октября по 17 ноября 1999 года в Париже проходила тридцатая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, где был на официальном уровне утвержден день поддержки языкового многообразия - международный день родного языка. В календари всего мира праздник вошел с 2000 года. 21 февраля провозглашен международным днем родного языка. Это число было выбрано не случайно, а в связи с трагедией, произошедшей в 1952 году. Погибло пятеро студентов-демонстрантов, вышедших бороться за признание языка бенгали государственным.

Угроза исчезновения различных языков

На данный момент, в мире насчитывается около 6 тысяч языков. Ученые предупреждают, что в ближайшие десятилетия почти 40% из них могут полностью исчезнуть. А это является огромной утратой для всего человечества, потому как каждый язык, это уникальное видение мира. Девид Кристал, один из известных экспертов в вопросах языка, автор популярной книги «Языковая смерть», считает, что языковое многообразие – это оригинальная вещь и потеря любого языка делает наш мир беднее. Каждый раз, когда теряется язык, вместе с ним теряется уникальное видение мира. Организация ЮНЕСКО - это тот орган, который взялся поддерживать разные языки, как определение культурной принадлежности личности. Кроме того, по мнению этой организации, изучение нескольких иностранных языков является ключом к пониманию между людьми и взаимному уважению. Каждый язык, является духовным наследием нации, которое необходимо беречь.

Со слов гендиректора ЮНЕСКО Коихиро Мацуура: «Родной язык бесценен для каждого из нас. На родном языке мы говорим наши первые фразы и яснее всего высказываем свои мысли. Это та основа, на которой все люди строят свою личность с мгновения своего первого вздоха, и он то, что ориентирует нас на протяжении всей жизни. Он является способом, с помощью которого можно научить уважать себя, свою историю, свою культуру, и главное, других людей со всеми их особенностями».
Для того чтоб язык не исчез на нем должны говорить хотя бы 100000 человек. Всегда так было, языки возникали, существовали и умирали, порой бесследно. Но никогда раньше они не исчезали так стремительно. С развитием научно-технического прогресса, национальным меньшинствам стало тяжелее добиться признания их языков. Язык, несуществующий в интернете, больше не существует как таковой для современного мира. 81% страниц во всемирной паутине публикуются на английском языке.
В Европе, в ближайшее время могут исчезнуть почти пятьдесят языков. В некоторых регионах Азии ощущается влияние китайского языка. В Новой Каледонии давление французского языка довело до того, что из 60 тысячи коренных жителей острова, 40 тысяч - забыли родной язык. В Южной Америке вследствие колонизации XVII-XX ст. исчезло 1400 языков, в Северной Америке «цивилизационные процессы» обернулись уничтожением в XVIII ст. 170 языков, в Австралии - в XIX-XX ст. исчезло 375 языков.
Известны случаи в истории человечества, когда язык становится заложником или даже жертвой политических интересов государств и противостояний наций. Язык используется как инструмент влияния на народ, является элементом борьбы за сферы влияния и территорию.
Язык умирает, когда следующее поколение теряет понимание значения слов (В. Голобородько). Если люди говорят только на одном языке, то часть их мозга развивается меньше, а творческие способности ограничены. Меры по сохранению языкового многообразия.
Для сохранения многообразия языков, ЮНЕСКО осуществляет целый комплекс мероприятий. Например, запущен и профинансирован проект лингвистического разнообразия в интернете, который предусматривает введение большого количества контента на редких языках. А также, внедрение специальной автоматической системы перевода с них. По инициативе ЮНЕСКО организован портал, предоставляющий доступ к знаниям тем слоям населения, которые находятся в неблагополучных условиях. ЮНЕСКО идет навстречу государствам, которые берегут свое духовную уникальность и самобытность, обеспечивая качественное изучение иностранных языков. Программа MOST работает над занятиями, предназначенными способствовать равноправию между разными этническими группами. Целью ее является решение и недопущение конфликтов на этнической почве. Тем не менее, как указывает ЮНЕСКО, сейчас, такие могучие языки современности как русский, английский, китайский, французский и испанский, с каждым днем сильнее вытесняют остальные языки со сферы общения.
В разных странах создаются общественные организации, главными задачами которых является идентификация разных народов, защита прав и свобод языков меньшинств. Такие организации объединяют людей разных профессий, неравнодушных к судьбе своего языка. Познание мира через национальное слово подобно генам. Язык передается из поколения в поколение и эта наследственность не только в рамках семьи, а в рамках всего народа. Родной язык необходимо оберегать как свое будущее, помня первоначальное значение слов. Античные мудрецы утверждали: «Говори - и я тебя увижу». Абсолютно очевидно, что сохранить родной язык может именно его носитель.

Празднование 21 февраля в мире.

Среди мероприятий, посвященных празднованию 21 февраля в мире, проводятся обучающие семинары, выставки аудиовизуальных материалов по преподаванию различных языков, вечера поэзии на родном языке, литературные фестивали, круглые столы, чествование поэтов-борцов за родной язык. Также проходят конкурсы для выявления лучшего учителя родного языка и определения лучшей успеваемости по изучению языков между школьниками или студентами. По случаю праздника в этом году в России, прошел день открытых дверей в Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина. Каждый язык является уникальным, он отображает менталитет и традиции народа. Самое главное, что молодежь интересуется культурой разных народов. Это развивает не только интеллектуально, но и духовно. Позитивным моментом является то, что такой праздник уважения к родному языку принят на международном уровне.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен и имеет самобытные выражения, отражающие менталитет и традиции нации. Язык формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире. С 1999 года по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО во всем мире отмечается 21 февраля Международный день родного языка как напоминание о необходимости содействия развитию многонациональности языковой культуры, ее разнообразию и многоязычию.

Родной язык, родная речь,
Он с детства рядом с нами,
Он в нежном шепоте листвы,
В словах отца и мамы.

Он в сказках, песнях и стихах,
В присяге он и в гимне
И без родного языка
Любой народ погибнет.

Я в день родного языка
Желаю вам его хранить,
Могли, чтоб дети после нас
С землей родною говорить.

Родной язык ценить нам нужно,
Ведь мы беречь его должны!
Учить язык давайте дружно,
Ведь это важно для страны!

Пусть будет наша речь прекрасна,
Давайте грамотно писать
И мысли, и идеи ясно
Всегда друг другу выражать!

С Международным днем
Родного языка
Поздравлю всех,
Живущих на планете,
На нем с тобою говорит земля,
И с колыбели слышат его дети.
Желаю вам язык родной беречь,
В нем сила и душа народа,
Свободной песней
Льется пусть родная речь,
Прокладывая путь через века и годы.

Родной язык - твоя земля,
На нем говорят леса и поля.
Плавно на нем река говорит,
Гудок парохода в ответ ей вторит.

На нем колыбельную мама поет,
Ребенок родную речь узнает.
Без языка не бывает народа,
Поздравлю я с днем языка вас родного.

Народы живут на планете большой,
Пусть все берегут язык свой родной.
Чтоб сохранить его для детей
И говорить с землею своей.

Международный день родного языка
Я поздравляю с этой славной датой,
Желаю вам лексически всегда
Быть грамотным, подкованным, богатым.

Звучит всегда пусть чисто ваша речь,
Слова плохие ее пусть не испортят,
Язык родной поможет возразить
И настоять уверенно и твердо.

День родного языка
Нынче отмечается,
Пусть на долгие века
Речь родная славится!

Чётко правила учи,
Пусть запоминаются,
И от всех дверей ключи
Вмиг тебе достанутся!

Сегодня День родного языка,
А потому хочу я вам сказать:
Чтоб жизнь была прекрасна и легка,
Родной язык любой обязан знать!

Желаю, чтоб язык наш процветал
И с каждым годом только развивался,
Чтоб он повсюду правильно звучал
И новыми словами пополнялся!

Народом дружно отмечаем,
Мы день родного языка,
И всех сегодня поздравляем,
Учить его должны всегда!

Не забывать, и вечно помнить,
И правила все повторять,
Язык родной нам очень важен,
Должны его мы уважать!

Без родного языка
Жизнь была бы нелегка.
Как тогда нам выражаться?
А в любви как признаваться?

С языком нам повезло,
Он красивый всем назло,
Как алмаз должны беречь
Мы свою родную речь!

Весь мир сегодня отмечает
День родного языка!
От души и поздравляю
С этим праздником тебя!

Наш язык - большая ценность,
Нужно нам его беречь.
Как алмаз, как драгоценность
От дурного каждый миг стеречь.

Поздравлений: 74 в стихах, 9 в прозе.

Внеклассное мероприятие

« Язык – живая душа народа», посвящённое Международному дню родного языка.

Цели мероприятия :

Образовательные:

познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня родного языка, рассмотреть проблемы языков на современном этапе;

сформировать умение понимать проблему, высказывать свое мнение по данному вопросу; повысить познавательный интерес к русскому языку и литературе;

владеть видами речевой деятельности (выразительным чтением).

Воспитательные:

сформировать любовь и интерес к родному языку, поэзии;

научиться уважать язык и культуру других народов;

работать над формированием толерантного отношения к представителям разных национальностей.

« Язык – живая душа народа»

21февраля - Международный день родного языка

Ход мероприятия

Ведущий (учитель ): Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П. А. Вяземского о языке: Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной...

и продолжить фразой генерального директора ЮНЕСКО Контиро Мацуура:

«Языки, по существу, имеют важнейшее значение для самобытности групп населения и отдельных людей и для их мирного сосуществования».

Чтец 1

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года и отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Эта дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты - участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Чтец 2

Сегодня в мире существует около 7000 языков, и более половины из них могут исчезнуть на протяжении жизни нескольких поколений, а на 96% этих языков говорят всего лишь 4% населения планеты. Только несколько сотен языков играют видную роль в системах образования и в государственной сфере, и менее ста языков используются в мире цифровых технологий.

Проведение Международного года языков пришлось на такое время, когда языки все больше оказываются под угрозой. Язык открывает путь к изменению и развитию человеческого общества. Использование - или отказ от использования языков может открыть или преградить дорогу в будущее многим представителям общества в мире.

Чтец 3

ЮНЕСКО посчитало исчезающие языки в России. 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе исчезающих языков мира, опубликованном на сайте ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО определяет жизнь языков по 9 критериям, в том числе по числу нх носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку внутри общества. Далее все языки делятся на 6 категорий: "находится в безопасности", "положение вызывает опасение", "язык находится под угрозой исчезновения", "язык находится в серьезной опасности", "язык находится в критическом состоянии", "язык исчез".

Чтец 4

Звучит музыка (северных народов)

Если рассмотреть карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков

(айнского, югского, убыхского) в России еще 22 находятся в критическом состоянии (алеутский, терско-саамский, ительменский), 29 - в серьезной опасности (нивхский, чукотский, карельский). Под угрозой исчезновения - 49 языков, в том числе калмыцкий, удмуртский и идиш. Опасение вызывает положение 20 языков, в числе которых оказались белорусский, чеченский, якутский и тувинский. Всего 136… Стоит учесть, что удмуртский, калмыцкий, якутский, тувинский и чеченский - государственные языки республик РФ.

Всего атлас ЮНЕСКО признает исчезающими 2,5 тысячи языков из 7 тысяч, существующих в мире. Насчитывается 199 языков, на которых говорят не более чем по десять человек. В последние несколько десятков лет полностью исчезли 200 языков.

Чтец 5

Читает отрывок из стихотворения Леонида Корнилова (под русскую музыку)

Немота перейдёт все границы.
И полмира забудет слова.
И минута молчанья продлится
Может, год, может, век, может, два.

Мне последнего слова не надо.
И когда хлынет кровь под кадык.
Не иконы, а книги, как лики,
Остаются на полках высот.

Древним словом мы с будущим слиты.
Человечество – наш ученик.
Наш круг чтенья – земная орбита.
Наша Родина – русский язык

Ведущий (под музыку народов мира)

Человеческий язык необычайно многообразен. Чтобы оценить это многообразие, необходимо изучать больше разных языков. За последнее десятилетие XX века отмечено, что в мире говорят более чем на 6000 языках. Но если спросить обычных людей, сколько языков существует в настоящий момент в мире, то они назовут гораздо меньшее количество (от нескольких десятков до нескольких сотен).

Как животный или растительный мир, многообразие языков находится в опасности. В недалеком будущем ни профессиональные лингвисты, ни простые люди больше не встретят носителей некоторых языков…

Чтец 1

Все языки, близкие к исчезновению, можно разделить на три группы. В первую группу войдут мертвые языки – это когда исконных носителей языка нет (например, латынь или шумерский язык); умирающим считается язык, носители которого еще остались, но которому уже не учат детей; живым языком является тот, которому продолжают учить детей.

Умирающий язык обычно исчезает через одно-два поколения, когда дети, родители которых уже не знают родного языка, учат его от своих бабушек и дедушек.

Чтец -2

Подсчитано, что из всех языков, существующих на сегодняшний день в мире, через сто лет 90 процентов либо совершенно исчезнут с лица земли, либо будут находиться на грани исчезновения.

Языки умирают во всех точках земного шара, начиная с кэрнских джунглей с языка дьирбал, заканчивая островом Мен в Ирландском море, где в 1974 году умер последний носитель местного кельтского языка.

Чтец -3

Языки вымирали на протяжении всей известной нам истории: шумерский язык, на котором говорили в самой первой великой цивилизации Месопотамии (современный Ирак), вымер приблизительно во 2 тысячелетии до н.э., тогда как его преемник, аккадский (язык Вавилонии и Ассирии) исчез в середине первого тысячелетия до н.э.

В современном мире процесс умирания языков происходит быстрее. До сегодняшнего дня малочисленные языковые группы смогли выжить, сохранив свой родной язык и овладев общим языком региона. Однако из-за роста централизации в 20 веке такое редко можно встретить

Чтец 4

Чтение стихотворения Ивана Бунина под музыку русских классиков

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Чтец 5

Почему исчезают в наше время языки? Потому что правительствам стран экономически не выгодно обслуживать население на всех языках. Растущая популярность средств массовой информации, спутниковая связь, средства массовой коммуникации упрощают языковое общение, а такие языки, как английский, приобретают доминирующее значение.

Если человек или группа людей решили отказаться от своего родного языка, унаследованного от предков, уже мало что можно сделать, чтобы спасти его…

Ведущий

Однако языковые сообщества хотят сохранить свой родной язык, как и свою культуру. Ценную помощь в сохранении языка могут оказать лингвисты: разработать для него систему письма; документально зафиксировать исчезающие языки, составить словарь, подобрать тексты для иллюстрации различных правил (это могут быть как народные легенды, так и образцы повседневной разговорной речи).

Как можно сохранять и возрождать отдельные виды растений и животных при помощи их ДНК, так же можно записывать на пленку или диск фонетику, грамматику и лексику для последующих поколений, восстановив по ним весь язык. Сохранение и восстановление языков возможно и необходимо.

Чтец 1

Самым известным примером возрождения языка служит иврит (древнееврейский). На нем была написана большая часть Ветхого Завета. В течение многих веков язык не использовался в повседневном общении, но выжил, благодаря стараниям ученых и тому, что все это время он продолжал использоваться в качестве языка культа. С девятнадцатого века на иврите снова стали говорить…

(Звучит еврейская мелодия)

Чтец 2

Чтобы не возрождать языки, нужно направить все силы на их сохранение. Язык каждого народа-творца – это дар Божий. Сейчас в мире появляется все больше языковых обществ, которые твердо намерены сохранить свой родной язык, как и прочие аспекты культуры. Каждый национальный язык прекрасен и неповторим. Давайте вслушаемся в звучание русского, армянского, татарского…Сколько прелести и содержания, сколько вековой мудрости скрыто в их недрах…

Чтец 3

Чтение стихотворения армянской поэтессы 20 века Сильвы Капутикян (отрывок)

Звучит армянская музыка

СЛОВО СЫНУ

Едва забормотал ручей,

Едва над зеленью долин

Запела птица меж ветвей -

Заговорил и ты, мой сын.

Ты слово первое сказал

На древнем нашем языке,

Губами детскими припал

К бессмертным струям в роднике.

Мой сын, тебе я отдаю

Наследство. Обещай беречь,

Как ценный клад, как жизнь свою,

Армянскую родную речь.

Гремел в пустынях наш язык,

Звенел у края горных троп,

Стрелою Гайка* в мир проник,

Ему учил народ Месроп*...

На свитках письменами стал,

Стал нашим знаменем в веках

И вел народ меж диких скал

Под небом в хмурых облаках…

Чтец 4

Чтение стихотворения татарского поэта Габдулы Тукая (в переводе: А.Чепурова)

Звучит татарская народная музыка

РОДНОЙ ЯЗЫК

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после - бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

"Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!"

Чтец 5

Чтение стихотворения русской поэтессы Серебряного века Анны Ахматовой

Звучит русская музыка

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Ведущий: Прослушав удивительные творения русских, армянских и татарских поэтов, давайте обратимся к истории языка и литературы. Проявим знания и свою эрудицию, ответив на вопросы викторины.

Учитель задает вопросы:

1. Какая организация учредила празднование «Международного дня родного языка» 21 февраля и «Международного дня русского языка» 6 июня? (ЮНЕСКО)

2. Сколько языков насчитывается в мире? (более 6 тысяч)

3. Сколько языков мира находится под угрозой исчезновения? (400, в Европе – 50), в России?(136)

4. Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

5. В каком веке началось формирование русского национального литературного языка? (в 17в.)

6 .Входит ли русский язык в состав 6 официальных рабочих языков ООН? (входит)

7. Назовите государственный язык Российской Федерации? (русский язык)

8 .Какие поэты и писатели18-19 в.в стояли у истоков русского литературного языка? (А. С.Пушкин, М. В. Ломоносов, И.С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский и др.)

9. Какие пословицы и поговорки о родном языке вы знаете?

Выскажите свою точку зрения по данной теме. Как вы понимаете фразу?

«Живым языком является тот, по которому продолжают учить детей…»

«Язык – живая летопись народа»

«Мой личный вклад в сохранение родного языка»

« Что хотите вы мне говорите…
Как в пространстве царит высота,
Так числом русских букв в алфавите
Измеряется возраст Христа».

Ведущий: Сегодняшнее выступление хочется закончить словами английского лексикографа и эссеиста 18 века: «Мне всегда очень жаль, когда еще один язык исчезает с лица земли, ведь язык – это родословная народа» и от себя добавлю: «Берегите родной язык, не засоряйте его».

Международный день родного языка - 21 февраля

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года для содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

Вот что говорит об этом празднике генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура: «Отмечая Международный день родного языка... мы отдаем дань уважения несметному числу существующих в мире языков, культурам, которые они отражают, тому творческому заряду, который придают людям их развитие и формы выражения. В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека и каждый представляет живое наследие, которое нам следует оберегать»

Признание и уважение всех языков является ключом к сохранению мира. Каждый язык самобытен. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой.

Даже притом, что глубоко проникнуть в культуру другого языка очень трудно, знание языков расширяет кругозор и открывает перед нами многообразный мир. Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, порождающие национальную рознь. Сделать мышление более свободным.

Если мы говорим лишь на одном языке, часть нашего мозга развивается меньше, наши творческие способности многое теряют. Существует около 300 слов, которые во всех языках имеют точно такой же смысл: я, ты, мы, кто, что, нет, все, один, два, большой, длинный, маленький, женщина, мужчина, есть, видеть, слышать, солнце, луна и т.п.

Но если мы возьмем другие слова, например, слово терпение по-китайски (жень), то оно также обозначает терпимость, терпеливость...

Если по-французски je t"aime (я тебя люблю) можно сказать подруге, ребенку, возлюбленному, то это немыслимо для других языков, например, для английского или итальянского в которых существуют разные слова для обозначения понятия «любить».

Один пример. В Индии около 1600 языков и диалектов, ситуация очень сложная. Конституция гарантирует всем гражданам право «сохранить» их языки, и все этнические и религиозные меньшинства имеют право на управление в учебных учреждениях. На деле же существует языковая иерархия. Малые языки могут исчезнуть, будучи замененными английским, который воспринимается как нейтральный язык, символ современности и хорошего социального положения.

Каждому веку нужен родной язык...
(Кенжеев Бахыт)

Каждому веку нужен родной язык,
каждому сердцу, дереву и ножу
нужен родной язык чистоты слезы -
так я скажу и слово свое сдержу.

Так я скажу и молча, босой, пройду
неплодородной, облачною страной,
чтобы вменить в вину своему труду
ставший громоздким камнем язык родной.

С улицы инвалид ухом к стеклу приник.
Всякому горлу больно, всякий слезится глаз,
если ветшает век, и его родник
пересыхает, не утешая нас.

Камни сотрут подошву, молодость отберут,
чтоб из воды поющий тростник возрос,
чтобы под старость мог оправдать свой труд
неутолимым кружевом камнетес.

Что ж - отдирая корку со сжатых губ,
превозмогая ложь, и в ушах нарыв,
каждому небу - если уж век не люб -
проговорись, забытое повторив

На языке родном, потому что вновь
в каждом живом предутренний сон глубок,
чтобы сливались ненависть и любовь
в узком твоем зрачке в золотой клубок.

О родном языке
(Галина Пурга)

Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом ты, дружок, не забывай

Родной русский язык

Не стану я с братом своим за язык воевать,
Нам лучше побольше горилки и свежей закуски.
Но что-то впервые негромко счастливая мать,
Когда лишь глазёнки открыл, мне сказала по-русски.

И так с молоком материнским вливался мне в кровь
Тот самый язык, как подарок от предков-посланцев.
Сегодня же слышу я крик земляка вновь и вновь
О том, что родной мой язык – лишь удел чужестранцев.

Когда перестанет кружится годов карусель,
И лягу в холодную яму за уличным спуском,
Прогонят мой дух с украинских несчастных земель
За то, что при жизни писал свои строки на русском.

Родной язык

Все увлекаются арабским,
всех потянуло на восток,
испанским, польским, итальянским,
на запад поезд всех увлек

Как просто – бросить все и скрыться,
и рассказать нам всем потом,
о том что счастье за границей,
и рассмеяться на своем

Теперь родном уже наречьи,
теперь в другой совсем стране,
я рад за них, но жизнь не вечна,
и лишь родной язык – в душе

Родной язык
(Валерий Брюсов)

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!

Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей - отзвук твой!

Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!

Нет грани моему упорству.
Ты - в вечности, я - в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!

Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю,- ты ответствуй,
Иду,- ты будь готов к борьбе!

Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,
Твой мир – навек моя обитель,
Твой голос – небо надо мной!

Родной язык
(Павлова Лина)

Благодарю я прежние эпохи,
Ученых и поэтов и народ
За тот язык, что мне вы подарили
И сохранили в самый страшный год!

Благодарю я мать, что мне читала
И, раскрывая каждой сказки смысл,
Она ошибки детства исправляла
И пробуждала к жизни мою мысль.

Благодарю я Куприна, Толстого,
Тургенева и Чехова всегда,
Что мой родной язык обогащали
И поддержали в трудный час меня.

И если в напасть, в годы лихолетья,
Не опустилась я еще до дна,
И если к людям сердце не закрыла,
Заслуга книги то, она моя судьба!

И не имея часто даже хлеба,
Я раскрывала слабою рукой
Своих друзей, проводников,
И время переносило в мир меня иной.

Родная речь, родной язык любимый,
Мы силу черпаем в тебе во все века.
Ты, наша драгоценность, наша сила,
И роль играешь в жизни маяка!

Язык родной, поведай нам слова...

Язык родной, поведай нам слова:
Как защитить тебя, где черпать силы?
Не прозвище бесславное «мордва»,
Но имя «эрзя» гордо чтоб носили.

Предтечей быть – завидная судьба,
Эрзянским «истя» дышит русскость истин.
Но знал ли ты, что вытеснят тебя
С приволжского раздолия Отчизны?!

В семье живых российских языков
Остался ты - один среди немногих.
Мы у курганов наших праотцов
Возобновим обряд традиций строгих.

Священный штАтол пусть хранит огонь,
Лишь с Эрзянь Мастор крепнут дух и сила.
Холмам курганным – до земли поклон,
Чтоб память предков в нас заговорила.


Истя (эрз.) - да
Эрзянь Штатол - священная свеча, символ надежды, объединения и воли эрзянского народа
Эрзянь Мастор - край эрзян

Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается с 2000 года ежегодно 21 февраля с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

В свою очередь, Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции объявила 2008 год Международным годом языков (International Year of Languages). 2010 год был провозглашён Международным годом во имя сближения культур (International Year for the Rapprochement of Cultures).

Дата для Дня была выбрана в знак памяти событий, произошедших в Дакке (ныне - столица Бангладеш) 21 февраля 1952 года, когда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.

Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.

Все шаги по способствованию распространения родных языков служат не только содействию языковому разнообразию и многоязыковому образованию, развитию более полного знакомства с языковыми и культурными традициями по всему миру, но и крепят солидарность, основанную на взаимопонимании, терпимости и диалоге.

21 февраля 2003 года по случаю Международного дня родного языка Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура отметил: «Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всем его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей.

Родные языки уникальны в том отношении, какой отпечаток они накладывают на каждого человека с момента рождения, наделяя его особым видением вещей, которые никогда на самом деле не исчезнут, несмотря на то, что впоследствии человек овладевает многими языками. Изучение иностранного языка — это способ познакомиться с другим видением мира, с другими подходами».

И каждый год в рамках празднования Дня родного языка в разных странах проходят различные мероприятия, посвященные определенной теме и нацеленные на содействие уважению, а также на поощрение и защиту всех языков (особенно языков, находящихся на грани исчезновения), лингвистического разнообразия и многоязычия. Так, в разные годы проведение Дня было посвящено темам: взаимосвязи между родным языком и многоязычием, особенно в образовании; системе Брайля и языку жестов; повышению осведомленности общественности в вопросах языковых и культурных традиций, основывающихся на взаимопонимании, терпимости и диалоге; охране нематериального наследия человечества и сохранению культурного разнообразия; роли языка, на котором ведется преподавание в школах и другим.

Монгольский язык — язык монголов, государственный язык Монголии. Термин может употребляться шире: для монгольского языка Монголии и Внутренней Монголии в Китае, для всех языков монгольской группы, в историческом контексте для таких языков как древний общемонгольский и старописьменный монгольский языки.

Язык монголов, основного населения Монголии, а также Внутренней Монголии и в Российской Федерации. По основному диалекту часто называется халха-монгольским или просто халхаским.

Халха-монгольский диалект (или язык) имеет литературную норму и статус государственного языка в Монголии. Число говорящих на нём — около 2,3 млн чел. (1995). Халхаский диалект входит в центральную группу диалектов монгольского языка. Наряду с ней выделяются также восточная и западная группа. Различия между диалектами носят в основном фонетический характер.

Как национальный язык Монголии начал складываться после Монгольской народной революции (1921) на основе халхаского диалекта. С 1943 года — письменность на основе кириллицы.

Халха-монгольский язык, вместе с языком монгольской письменности, входит в монгольскую семью языков. Эта семья делится на следующие группы:

  • северно-монгольские языки: бурятский, калмыцкий, ордосский, хамниганский, ойратский;
  • южно-монгольские языки: дагурский, шира-югурский, дунсянский, баоаньский, язык ту (монгорский);
  • особняком стоит могольский в Афганистане.

По своему строю это — агглютинативные языки с элементами флективности. Для большинства (кроме калмыцкого и бурятского) характерным является безличное спряжение. В области морфологии они характеризуются кроме того отсутствием резкой грани между словоизменением и словообразованием: так, например, разные падежные формы одного и того же слова часто функционируют лексически как новые слова и допускают вторичное склонение, основой которого является не первичная основа, а падежная форма. Роль притяжательных местоимений играют особые суффиксы: личные и безличные. Наличие предикативных суффиксов создаёт впечатление, будто имена могут спрягаться. Части речи слабо дифференцированы. Различают следующие части речи: имя, глагол и неизменяемые частицы. Существительное и прилагательное в большинстве живых языков и языке письменности не дифференцированы морфологически и различаются лишь в плане синтаксиса.

В области синтаксиса характерным является положение определения перед определяемым, сказуемого обычно в конце предложений и отсутствие согласования в падеже определения и определяемого, а также разных членов предложения.


Top