История художественной печати: как размножались изображения.

А вы знаете, как в прошлые века печатные издатели выпускали календари, рисунки, книги и репродукции картин огромными тиражами? Для этого они пользовались особой техникой гравирования, литографии и шелкографии. Давайте разберёмся, что это такое.

Гравюра

С появлением в Европе бумаги и книгопечатания, люди задумались над тем, как избавить себя от необходимости рисовать в каждой книге одну и ту же иллюстрацию, один и тот же календарь или репродукцию картины. Проблема эта решилась быстро и просто: уже в 14-ом веке европейцы научились делать на бумаге грубые оттиски с деревянных досок. Но так как качество таких иллюстраций было неудовлетворительным, то художники и изобретатели не остановились на достигнутом. Совершенствуя технику оттисков, они создали новый вид художественного искусства – гравюру.

Гравюра в переводе с французского языка означает «вырезать рельеф». Это искусство создания на бумаге оттисков с рельефной поверхности печатных матриц. Создание гравюрного изображения происходило в несколько этапов. Сначала художник рисовал на бумаге рисунок в зеркальном отображении. Затем копировальщик переносил его на идеально ровную поверхность печатной матрицы. Потом гравёр вырезал на ней по этому рисунку рельеф, углубляя те места, которые должны оставаться на бумаге белыми. И только после того, как была готова рельефная матрица, мастер делал оттиск на бумаге. Весь процесс занимал достаточно большое количество времени и требовал от коллектива художников и мастеров не только высокой квалификации, но и слаженной работы.

Получавшиеся изображения назывались эстампами . Изготовить их можно было в любом количестве и даже в разном цветовом решении. По технике изготовления они делились на два вида: эстампы высокой печати (отпечаток на бумаге оставляли «высокие», то есть выпуклые части матрицы) и эстампы глубокой печати (краска вытекала на бумагу из углублений на поверхности матрицы). Самой распространённой, удобной и дешёвой техникой считалась высокая печать. Этой техникой даже сегодня пользуются некоторые издатели во всём мире.

Раньше с помощью гравюрной техники создавались иллюстрации в книгах, учебниках и альбомах, политические листовки, рекламные проспекты, сатирические картинки, календари и другая печатная продукция. Тематика изображений была самой разнообразной: религиозная, политическая, познавательная, художественная, развлекательная. Тиражируемая гравюра расширяла кругозор и помогала получить образование простому народу – книжки и альбомы с гравюрами стоили достаточно недорого. А в то время, когда ещё не существовало фотографий, эти изображения были единственным способом узнать, как выглядит та или иная страна, животное, предмет или знаменитый человек.

В зависимости от того, из какого материала изготовлена печатная матрица, выделяют несколько видов гравюр.

Ксилография (гравюра на дереве). Дерево – самый первый материал, который стали использовать для создания гравюрных матриц. Мастера чаще всего работали с самшитом или пальмой, так как они обладают высокой прочностью, но при этом легко поддаются обработке. С деревянных матриц можно снять несколько сотен и даже тысяч копий.

Офорт (гравюра на металле). В нём выделяют несколько техник гравирования: акватинта, меццо-тинто, сухая игла и другие. Все они изготовляются приблизительно одинаково: поверхность металлической пластины покрывают особым лаком, затем художник наносит на него линейный рисунок. После этого пластину обрабатывают азотной кислотой, и места, незащищённые лаком, разъедаются и углубляются. Для создания оттиска, в эти углубления заливают краску, а к матрице прижимают мокрую бумагу – получается эстамп.

Линогравюра (гравюра на линолеуме) появилась в начале 20-го века, когда был изобретён линолеум. Этот материал быстро завоевал популярность у гравёров: он недорого стоит, прост в обработке, и позволяет создавать работы больших размеров.

Создание гравюр являлось модным веянием в 15-19 веках. Многие художники, прославившиеся своими картинами, занимались также и гравюрами. Ими были Альбрехт Дюрер, Антонелло де Мессина, Рембрандт, Жан Батист Тьеполо и многие другие.

Литография

Литографию иногда относят к одному из видов гравюры, но на самом деле она принципиально отличается от них всех. Оттиск получается не с рельефной, а с плоской печатной матрицы. К тому же её изготовляют не из дерева, железа или линолеума, а из известнякового камня.

Как это работает? Очень просто: на матрице покрывают особым химическим веществом те участки, которые должны остаться на рисунке белыми. Покрытие не оставляет следов и отталкивает чернила, которые благополучно переходят на бумагу. Этот способ получения оттисков называется плоской печатью. Литография позволяет создавать цветные эстампы с большим количеством оттенков. Для этого мастер делает один оттиск с нескольких матриц, покрытых разными красками.

В конце 19-го – начале 20-го веков литография имела огромную популярность в России. Самой крупной типографией было издательство Ивана Дмитриевича Сытина, выпускавшее книги и качественные цветные литографии просветительского характера. Сытин работал только с самыми лучшими художниками, чем и заслужил признание для своего издательства.

В это же время в России появляются печатные иконы – бумажные литографированные изображения, наклеенные на доску. Визуально они были похожи на настоящие писаные иконы, но стоили копейки. Благодаря этому печатные иконы быстро заполонили рынок, и повергли иконопись в упадок.

Шелкография

Её тоже определяют к гравюре, но это ошибочно. Шелкография – это печать через трафарет, представляющий собой мельчайшую сетку, на которой закрывают пробельные места особой плёнкой. Преимущество шелкографии перед гравюрой и литографией состоит в том, что изображение возможно напечатать не только на плоскую поверхность, но и на любую другую, на которую можно натянуть сетку. Кроме этого, современные мастера, используя технику шелкографии, наносят на изображение блёстки, например, на поздравительные открытки. Печать изображений и текстов через сетчатый трафарет была известна ещё в древнем Китае, а в Европе она была заново изобретена в начале 20-го века.

Иван Дмитриевич Сытин - крупнейший книгоиздатель России

19 декабря 1876 начал собственное дело крупнейший книгоиздатель России Иван Дмитриевич СЫТИН.

Будущий книгоиздатель родился ещё при крепостном праве 25 января (5 февраля) 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Иван был старшим из четверых детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец его происходил из экономических крестьян и служил волостным писарем. Семья постоянно нуждалась в самом необходимом и пришлось 12-летнему Ванюше отправиться на заработки. Его трудовая жизнь началась на Нижегородской ярмарке, где не по годам рослый, смышленый и старательный паренек помогал скорняку торговать вразнос меховыми изделиями. Пробовал он себя и в роли ученика маляра. Все изменилось, когда 13 сентября 1866 года 15-летний Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у Шарапова не оказалось места в меховой лавке, куда благожелатели прочили Ивана, и с 14 сентября 1866 года Иван Дмитриевич Сытин начал свой отсчет времени служения Книге.

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работы подростка, аккуратно и прилежно исполнявшего любое поручение хозяина. Только через четыре года Ваня стал получать жалование - пять рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к пополнению знаний импонировали престарелому хозяину, не имевшему детей. Любознательный и общительный его ученик постепенно стал доверенным лицом Шарапова, помогал торговать книжками и картинками, подбирал немудрящую литературу для многочисленных офеней - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом хозяин стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями на Украину и в некоторые города и села России.

1876 год явился переломным в жизни будущего книгоиздателя: женившись на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получив в приданое четыре тысячи рублей, он занял у Шарапова три тысячи и купил свою первую литографскую машину. 7 декабря 1876 года И. Д. Сытин открыл литографскую мастерскую на Воронухиной горе близ Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу.

Открытие маленькой литографской мастерской считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО "Первая Образцовая типография". Первая литография Сытина была более чем скромной - три комнатки. Печатные издания поначалу мало чем отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Сытин был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877- 1878 годов, он стал выпускать карты с обозначением боевых действий с надписью; "Для читателей газет. Пособие" и батальные картины. Товар раскупался мгновенно, принося издателю приличные доходы. В 1878 году литография перешла в собственность И. Д. Сытина, а в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице и оборудовать литографию на новом месте, приобрести дополнительное полиграфическое оборудование.

Участие во Всероссийской промышленной выставке 1882 года и получение бронзовой медали (на большее он не мог рассчитывать из-за своего крестьянского происхождения) за книжные экспонаты принесло Сытину известность. В течение четырех лет он выполнял в своей литографии заказы Шарапова по договору и доставлял напечатанные издания в его книжную лавку. А 1 января 1883 года на Старой площади появилась у Сытина собственная книготорговая лавочка весьма скромных размеров. Торговля пошла бойко. Отсюда уложенные в короба сытинские лубочные картины и книжки начинали свой путь в отдаленные уголки России. Нередко в лавке появлялись авторы изданий, неоднократно бывал Л. Н. Толстой, который беседовал с офенями, приглядывался к молодому хозяину. В феврале того же года уже была учреждена книгоиздательская фирма "И. Д. Сытин и К°". Книжки вначале не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям Никольского рынка не пренебрегали плагиатом, подвергали "перелицовке" некоторые произведения классиков.

"Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, - писал Сытин.- Но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи и ломать их следовало с терпением".

Но вот осенью 1884 года в лавку на Старой площади зашел красивый молодой человек. "Моя фамилия Чертков",- представился он и вынул из кармана три тоненькие книжки и одну рукопись. Это были рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские "Чем люди живы". Чертков представлял интересы Льва Николаевича Толстого и предложил для народа более содержательные книги. Они должны были заменить выпускавшиеся пошлые издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - по 80 копеек за сотню. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера "Посредник", т. к. Сытин охотно принял предложение. Только в первые четыре года фирма "Посредник" выпустила 12 миллионов экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей, рисунки на обложках которых выполняли художники Репин, Кившенко, Савицкий и другие.

Сытин понимал, что народу нужны не только эти издания, но и другие, непосредственно способствующие просвещению народа. В том же 1884 году на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский "Всеобщий календарь на 1885 год".

"Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни",- писал Иван Дмитриевич. Он помещал в календарях обращения к читателям, советовался с ними по поводу улучшения этих изданий.

В 1885 году Сытин купил типографию издателя Орлова с пятью типографскими машинами, шрифтом и инвентарем для издания календарей, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление он поручал первоклассным художникам, по поводу содержания календарей советовался с Л. Н. Толстым. Сытинский "Всеобщий календарь" достиг невиданного тиража - шесть миллионов экземпляров. Выпускал он и отрывные "ежедневники". Необыкновенная популярность календарей потребовала постепенного увеличения количества их названий: к 1916 году их число достигло 21 с многомиллионным тиражом каждого из них. Дело ширилось, росли доходы... В 1884 году Сытин открыл второй книжный магазин в Москве на Никольской улице. В 1885 году с приобретением собственной типографии и расширением литографии на Пятницкой улице тематика сытинских изданий пополнилась новыми направлениями. В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И. Д, Сытина с капиталом 110 тысяч рублей.

Энергичный и общительный Сытин сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры, многому учился у них, восполняя недостаток образования. С 1889 года он посещал заседания Московского Комитета грамотности, уделявшего много внимания изданию книг для народа. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими Сытин издает брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпускает серию народных книжек под девизом "Правда", ведет подготовку, а затем начинает издавать с 1895 года серию "Библиотека для самообразования". Став в 1890 году членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя расходы по изданию журнала "Книговедение" в своей типографии. Общество избрало И. Д. Сытина своим пожизненным членом.

Огромная заслуга И. Д. Сытина состояла не только в том, что он выпускал массовыми тиражами дешевые издания русских и зарубежных литературных классиков, но и в том, что он выпускал многочисленные наглядные пособия, учебную литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, многие научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы. С большой любовью издавал Сытин красочные книжки и сказки для детей, детские журналы. В 1891 году он приобрел вместе с типографией свое первое периодическое издание - журнал "Вокруг света".

В то же время И. Д. Сытин совершенствовал и расширял свое дело: покупал бумагу, новые машины, строил очередные корпуса своей фабрики (как он называл типографии на Пятницкой и Валовой улицах). К 1905 году было воздвигнуто уже три корпуса. Сытин непрестанно при помощи сподвижников и членов Товарищества задумывал и осуществлял новые издания. Впервые был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской, Военной. В 1911 году вышло великолепное издание "Великая реформа", посвященное 50-летию отмены крепостного права. В 1912 году -многотомное юбилейное издание "Отечественная война 1612 года и русское общество. 1812-1912". В 1913 году - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - "Три века". Вместе с тем Товарищество выпустило и такие книги: "Что нужно крестьянину?", "Современный общественно-политический словарь" (в котором разъяснялись понятия "социал-демократическая партия", "диктатура пролетариата", "капитализм"), а также "Фантастические правды" Амфитеатрова - об усмирении "бунтовщиков" 1905 года.

Активная издательская деятельность Сытина нередко вызывала недовольство властей. Все чаще на пути многих изданий возникали цензурные рогатки, тиражи некоторых книг конфисковывались, а распространение усилиями издателя бесплатных учебников и хрестоматий в школах рассматривалось как подрыв государственных устоев. В департаменте полиции на Сытина было заведено "дело". И не удивительно: один из богатейших людей России не жаловал власть предержащих. Выходец из народа, он горячо симпатизировал трудящимся, своим рабочим и считал, что уровень их талантливости и находчивости чрезвычайно высок, но техническая подготовка за отсутствием школы недостаточна и слаба. "...Ах, если бы этим рабочим дать настоящую школу!" - писал он. И он такую школу создал при типографии. Так в 1903 году Товарищество учредило школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 году. При приеме в школу отдавалось предпочтение детям служащих и рабочих Товарищества, а также жителям сел и деревень, имеющим начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет Товарищества.

Власти называли сытинскую типографию "осиным гнездом". Это связано с тем, что сытинские рабочие были активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 году и выпустили номер "Известий Московского Совета рабочих депутатов" об объявлении всеобщей политической стачки в Москве 7 декабря. А 12 декабря ночью последовало возмездие: по приказу властей сытинская типография была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати... Это был огромный урон для налаженного дела. Сытин принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через полгода пятиэтажное здание типографии было восстановлено. Ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины... Работа продолжалась.

Расширялась и сеть книготорговых предприятий Сытина. К 1917 году Сытин имел четыре магазина в Москве, два - в Петрограде, а также магазины в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий на основе выпускавшихся каталогов выполнялись в течение двух-десяти дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была налажена отменно. В 1916 году исполнилось 50 лет книгоиздательской деятельности И. Д. Сытина. Русская общественность широко отмечала этот юбилей 19 февраля 1917 года. Российская Империя доживала последние дни. В Политехническом музее в Москве состоялось торжественное чествование Ивана Дмитриевича. Это событие было отмечено также выпуском прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника "Полвека для книги (1866 - 1916)", в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей, которые высоко оценили незаурядную личность юбиляра и его книгоиздательскую, просветительскую деятельность. Среди оставивших свои автографы вместе со статьями можно назвать М. Горького, А. Куприна, Н. Рубакина, Н. Рериха, П. Бирюкова и многих других замечательных людей. В адрес юбиляра поступили десятки красочных художественных адресов в роскошных папках, сотни приветствий и телеграмм. В них подчеркивалось, что труд И. Д. Сытина движим высокой и светлой целью - дать народу самую дешевую и нужную книгу. Конечно Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым дельцом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Но его крестьянское происхождение, его упорное стремление приобщить простых людей к знаниям, к культуре содействовало пробуждению народного самосознания. Он воспринял Революцию как неизбежность, как должное и предложил свои услуги Советской власти. "Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику,- писал он в своих воспоминаниях.- Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ".

Сначала бесплатный консультант Госиздата, затем выполнение различных поручений советского правительства: вел переговоры в Германии о концессии бумажной промышленности для нужд советского книгоиздания, по заданию Наркоминдел ездил с группой деятелей культуры в США для организации выставки картин русских художников, руководил небольшими типографиями. Под маркой издательства Сытина книги продолжали выпускаться до 1924 года. В 1918 году под этой маркой была отпечатана первая краткая биография В. И. Ленина. Ряд документов и воспоминаний свидетельствует о том, что Ленин знал Сытина, высоко ценил его деятельность и доверял ему. Известно, что в начале 1918 года И. Д. Сытин был на приеме у Владимира Ильича. Видимо именно тогда - в Смольном - книгоиздатель подарил вождю революции экземпляр юбилейного издания "Полвека для книги" с надписью: "Глубокоуважаемому Владимиру Ильичу Ленину. Ив. Сытин", который и теперь хранится в личной библиотеке Ленина в Кремле.

Иван Дмитриевич Сытин трудился до 75 лет. Советское правительство признало заслуги Сытина перед русской культурой и просвещением народа. В 1928 году ему установили персональную пенсию, за ним и его семьей закрепили квартиру.

Именно в середине 1928 года И. Д. Сытин поселился в своей последней (из четырех) московской квартире под № 274 на Тверской улице в доме № 38 (теперь Тверская ул., 12) на втором этаже. Овдовев в 1924 году, он занимал одну небольшую комнату, в которой прожил семь лет, здесь же и умер 23 ноября 1934 года. После него в этой квартире продолжали жить его дети и внуки. Похоронен И. Д. Сытин на Введенском (немецком) кладбище.

К имени и наследию И. Д. Сытина постоянно проявляется большой интерес. О нем пишут статьи и книги, готовят диссертации.

Но самым значительным источником изучения жизни и деятельности крупнейшего русского книгоиздателя и просветителя служат его собственные воспоминания и свидетельства его современников.

Впервые воспоминания Сытина появились в уже упоминавшемся юбилейном издании "Полвека для книги" в 1916 году. В начале двадцатых годов они были продолжены, но опубликованы не были. Только в конце пятидесятых годов младший сын книгоиздателя - Дмитрий Иванович - нашел в семейном архиве рукопись отца и отнес ее в Политиздат, а уже в 1960 году появилось издание "Жизнь для книги", допечатанное в 1962 году. На основе этого издания и под тем же названием воспоминания И. Д. Сытина "Страницы пережитого" вместе с воспоминаниями о нем его современников были выпущены издательством "Книга" в 1978 году (с посвящением Первой Образцовой типографии к 100-летию ее основания Сытиным), а в 1985 году второе дополненное издание этой книги. Опубликованы два издания романа К. Коничева "Русский самородок": 1966 г.- Ленинград и 1967 г.- Ярославль. Интересную книгу-исследование "И. Д. Сытин" в серии "Деятели книги" выпустило издательство " Книга" в 1983 году (автор - Е. А. Динерштейн).

В 1990 году американский ученый, профессор Чарльз Рууд опубликовал в Канаде книгу на английском языке "Русский предприниматель: книгоиздатель Иван Сытин из Москвы, 1851 -1934". "Центрнаучфильм" создал цветную документальную киноленту "Жизнь для книги. И. Д. Сытин" по сценарию Ю. Закревского и Е. Осетрова (режиссер Ю. А. Закревский). С ней ознакомились миллионы телезрителей.

Память о Сытине запечатлена и в мемориальной доске на доме № 18 по Тверской улице в Москве, которая была установлена в 1973 году и свидетельствует о том, что здесь с 1904 года по 1928 год жил известный книгоиздатель и просветитель Иван Дмитриевич Сытин. В 1974 году на могиле И. Д. Сытина на Введенском кладбище установлен памятник с барельефом книгоиздателя (скульптор Ю. С. Динес, архитектор М. М. Волков).

Неизвестно с точностью, сколько изданий выпустил И. Д. Сытин за всю свою жизнь. Однако многие сытинские книги, альбомы, календари, учебники хранятся в библиотеках, собираются книголюбами, встречаются в букинистических магазинах.

Я вспомнил эту старину, этот зародыш единения книгоиздателя и автора. Связь эта уже расширилась и укрепилась. Пожелаем, чтобы мысли И. Д. Сытина, высказанные им в его юности, были заветом для его многочисленных сотрудников в широко развивавшемся издательском предприятии.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 129–131.

М. Соловьев. И. Д. Сытин

Я знал И. Д. Сытина с 1877 года, когда он был еще заведующим книжной торговлей П. Н. Шарапова. В 1876 году в сентябре Сытин открыл в Москве литографию на имя П. Н. Шарапова на Воронухиной горе, близ Дорогомиловского моста, в доме Кравцова, куда я поступил в январе 1877 года в качестве рисовальщика по камню. Вначале производство было небольшое, литография имела помещение в три комнаты с одной литографской машиной. Небольшая квартира Сытина помещалась рядом с литографией, так что мы, мастера, имея тут же стол и квартиру, постоянно встречались с семьей Ивана Дмитриевича и чувствовали себя как бы членами ее благодаря доброму и заботливому отношению к нам супруги Ивана Дмитриевича Евдокии Ивановны. После занятий, по вечерам, иногда Сытин приглашал нас, мастеров, к себе, и за чайком обсуждались наши текущие и будущие дела.

Вставал Сытин рано, разрезал картины, завязывал их в пачки и увозил в город в лавку. Каждую свободную минуту он посещал литографию, обходил мастеров, смотрел, что сделано, указывал, что и как нужно делать. По вечерам, в общей беседе Иван Дмитриевич нередко посвящал нас в торговые дела, сообщал нам, что картины наши идут хорошо, покупателям нравятся, сокрушался, что мало разнообразия, но с одной машиной трудно было что-либо сделать большее.

Но вот объявлена турецкая война . Нужны стали военные картины и книги. С удвоенной энергией принялся Сытин за дело, приглашал художников для составления оригиналов. Усиленный спрос на картины заставил заказать новую литографскую машину.

Приходилось мне видеть Ивана Дмитриевича в лавке среди его покупателей. Покупатели были по большей части офени, не знающие, чем им торговать и что им нужно, многие из них были неграмотные и о достоинстве книги судили но обложке.

Отношения их к Сытину основывались на доверии, и частенько приходилось слышать, как офеня, обращаясь к Ивану Дмитриевичу, говорил: «Мне нужно товара на сто или на двести рублей, ты уж подбери мне книги и картины, пожалуйста, получше, ты ведь лучше знаешь, что мне надо». Он подбирал умело и многим даже отпускал в кредит, и офеня, уезжая в дальние города, разносил славу о Сытине по всей России. Для каждого покупателя находилось у Ивана Дмитриевича время поговорить о торговле, о том, какой товар где лучше идет. А то, бывало, идет с ними в трактир чай пить и угощает их, как хороших и добрых друзей. Офени так любили Сытина, что по приезде в Москву первым долгом спешили выразить благодарность ему лично от себя и от читателей провинциальной России, уплатить долг и сделать новый заказ.

Благодаря такому отношению офени шли без конца и дело книжное и картинное развивалось быстро.

Печатается по книге «Полвека для книги», изд. И. Д. Сытина, М., 1916, стр. 135–136.

Вл. Ив. Немирович-Данченко. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый Иван Дмитриевич!

Все культурные дороги устремлены к одной цели - к утверждению духовной красоты. По всем культурным дорогам, как бы ни были разнообразны их средства, идет непрерывная расчистка путей, запущенных невежеством, засоренных злоё волей темных сил, и на всех слышны отзвуки того, что творится на каждой в отдельности, везде чувствуется, как бьется у соседа пульс энергии, таланта, мучительной борьбы и радостных достижений.

И учреждение художественное, как всякое учреждение с просветительными целями, не может остаться безучастным к Вашему чествованию, когда подводятся итоги Вашей большой, трудной деятельности, Вашего полувекового служения печатному слову.

Принося свой привет Вам, глубокоуважаемый Иван Дмитриевич, Товарищество Художественного театра выражает искреннее пожелание здорового, свободного процветания делу, которому Вы отдали горячий, неустанный труд всей Вашей жизни.

Вл. Ив. Немирович-Данченко

Печатается по оригиналу (Архив И. Д. Сытина)

А. Южин. И. Д. Сытину

Глубокоуважаемый и дорогой Иван Дмитриевич!

Больше, чем Вы думаете, артисты Малого театра, от имени которых я имею высокую честь Вас приветствовать, обязаны Вам и всей Вашей громадной культурной деятельности в области своего специального дела. Не только одну пользу, не только одни реальные блага знания и просвещения Вы даете народу в течение Вашей глубокоплодотворной 50-летней работы. Вы приблизили широкие массы русского общества к идеалу духовной красоты, которой мы служим, по мере наших сил и возможностей всю нашу жизнь по заветам лучших людей в этом старейшем культурном театре Москвы.

Всегда чутко, начиная с нашего прародителя Щепкина, мы на сцене Малого театра прислушивались к голосу народной отзывчивости, к тому, что происходило.

Незабвенный Островский сблизил широкие народные массы с тем избалованным театральным залом, который довольствовался раньше французскими мелодрамами и переводными водевилями.

Все глубже и глубже величайшие титаны русского искусства уходили в народную глубь и оставляли своим преемникам свои священные заветы. Вы, Иван Дмитриевич, с другой стороны стали действовать. Вы двинули Вашей необъятной, огромной деятельностью эти массы к вершинам света и красоты.

Вот за это долгое сотрудничество Ваше, за эту неоценимую помощь, глубоко чувствуемые каждым артистом, которые Вы оказали в слиянии Ваших задач красоты с потребностями народа, позвольте от имени всех моих товарищей по Малому театру принести Вам низкий поклон и горячий привет.

А. Кони. И. Д. Сытину

Пятьдесят лет трудовой деятельности - это, в сущности, целая жизнь. А жизнь прожить - не поле перейти. Да и поля бывают разные: на одно вступается беззаботно и идется по нему безмятежно, но в конце его не на что оглянуться - таким оно представляется однообразным и бесцветным. Путь по другому тяжел и требует не только твердого глаза, но и настойчивой воли. Он богат рытвинами и камнями, на нем легко споткнуться и, упав, безнадежно махнуть рукой на дальнейшее следование. Зато как иногда отрадно, пройдя последний путь, оглянуться назад и почувствовать, что это была не бесцельная прогулка, а тяжелый, но плодотворный труд, благодаря которому узенькая тропинка обратилась в широкую дорогу, по обе стороны которой колышется и зреет цветущая нива. Вы, Иван Дмитриевич, именно так прошли свое поле и можете со справедливой гордостью оглянуться сегодня назад, сознавая многостороннюю пользу, принесенную Вами распространением до самых глубин народной жизни Ваших изданий, служащих знанию, искусству и собирательному творчеству народного гения. Много усилий, борьбы и предприимчивости нужно было для этого, и можно лишь радоваться, что пятидесятилетие застает Вас бодрым и не складывающим оружие. Позвольте же вместе с душевным поздравлением выразить Вам искреннее пожелание, чтобы еще на много лет сохранилась эта бодрость и продолжалось Ваше служение просветительным целям. Очень сожалею, что продолжительная и упорная болезнь лишает меня возможности Вас лично приветствовать.

Почти в самом конце Пятницкой улицы располагается огромное здание Сытинской типографии. Самый известный из дореволюционных российских издателей, Иван Дмитриевич Сытин родился в 1851 году в Костромской губернии. В 15 лет Иван Сытин приехал в Москву и устроился на работу в книжную лавку. Через десять лет, накопив денег, он покупает свою первую литографскую машину и открывает небольшую литографию на Варгунихиной горе. Сначала печатает лубочные картинки, очень популярные в народе. А во время русско-турецкой войны переходит на выпуск карт боевых действий. Постепенно он начинает расширять ассортимент, главным образом за счёт народных дешёвых книг. На Всероссийской промышленной выставке в 1882 году он получает бронзовую медаль за книгопечатную продукцию. В 1887 году Иван Дмитриевич приобретает обширное владение (№№ 71-73) на Пятницкой улице, и в 1903 году архитектор А. Э. Эрихсон при участии инженера В. Г. Шухова возводят для Сытина здание типографии.

Здание типографии частично располагается на месте владения, которое до 1834 года принадлежало титулярному советнику Николаю Фёдоровичу Островскому (южная часть, если смотреть с Пятницкой). Здесь в течение 14 лет жил знаменитый драматург Александр Островский.

Главный фасад строения с готическим входом и сложными фигурными а ттиками с полукруглыми окнами прост, но производит большое впечатление. Переплёты многих окон сохранились с начала ХХ века. При этом необходимо учесть, что общий вид сооружения значительно испорчен надстройкой дополнительного этажа.

А через два года, в 1905 года, типография была сожжена. Первоначально руководителями начавшейся забастовки была арестована вся администрация, и под угрозой применения оружия был напечатан первый номер «Известий Советов рабочих депутатов», с оповещением населения о происходящем. В нём было заявлено, что Московский совет рабочих депутатов в союзе с социал-демократической партией и социалистами-революционерами постановил объявить в Москве всеобщую политическую стачку, чтобы перевести её в вооружённое восстание против царизма. В огне пожара, охватившего типографию, погибло всё оборудование, запасы бумаги и произошло частичное обрушение перекрытий.

Но уже через год Сытин восстановил производство. В этом историческом здании бывали Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, который, кстати, работал некоторое время у Сытина корректором. После революции типографию национализировали и она стала носить название Первая Образцовая типография. Что интересно, сразу после Октябрьского переворота на общем собрании рабочих несколькими тысячами голосов был осуждён насильственный захват власти большевиками. Создать коммунистическую ячейку в типографии удалось только в начале 1920-х годов.


Top