Егэ на современном этапе достоинства и недостатки. Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Вот уже много лет привычные школьные экзамены заменены на единые государственные экзамены. Естественно, сначала все восприняли эту реформу в штыки.

Но что думают о ней теперь те, кто уже несколько лет сдают и принимают экзамены по новой системе? Какие плюсы и минусы введения ЕГЭ и ОГЭ в России можно выделить сейчас? Давайте разбираться.

Плюсы ЕГЭ/ОГЭ

Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля выражаются в следующем:

  1. Демократизация . Теперь сильно возросли шансы на поступление у всех абитуриентов страны, особенно из провинции. Несмотря на низкий уровень образования в более удаленных уголках страны, их жители лишены дискриминации благодаря ЕГЭ, а также одинаковым учебникам. Теперь у них поступить в самые элитные учебные заведения столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) такие же, как у всех остальных.
  2. Объективность оценок . Есть один список заданий и один вариант ответов на них. Поэтому предвзятое отношение полностью исключается.
  3. Поступление в несколько вузов одновременно . Раньше, если абитуриент провалил экзамен, его посещали тяжелые мысли и сомнения, а что было бы, если бы он поступал не в этот, а другой вуз. Теперь молодежь с легким сердцем может подавать документы в любые учреждения образования и выбирать лучшие предложения, не теряя год.
  4. Борьба с коррупцией . Какие бы ни были достоинства и недостатки ЕГЭ, теперь никто не сможет сказать, что экзамены куплены. Кстати, именно это стало основной причиной разработки такой меры, как единый экзамен. Впрочем, всегда есть те, кто узнает, как списать ЕГЭ (и это минус).
  5. Упрощение процедуры приема в вуз . Здесь можно отметить сразу три плюса:
  • сдача экзамена в вуз без выезда в само учреждение образования;
  • подача документов сразу в несколько вузов (об этом уже упоминалось в п.3);
  • увеличение количества студентов и вузов по стране.
  1. Снижение уровня стресса . Абитуриент не попадает в стрессовую ситуацию, потому не теряет от страха часть знаний, а значит и не снижает собственные шансы на поступление. Но все же не стоит забывать о такой мере предосторожности, как постоянное повторение изученного. Тренировки – лучшее средство от стресса.

Есть еще один приятный момент. Если один из экзаменов ЕГЭ плохо сдан, то в следующем году не придется пересдавать все экзамены. .

Совершенно ясно, для чего были предприняты данные меры – так попытались спасти учителей от обвинений в коррупции и учеников от перенапряжения. Однако недостатки проведения ЕГЭ (по математике, литературе или другому предмету) тоже существенны.

Плюсы и минусы ЕГЭ (кстати, в нашей статье кратко о том, ) заставляют людей по всей стране принимать ту или иную сторону. Впрочем, вам-то что? Нужно только поступить, а всем остальным займется

Задачи единого экзамена

ЕГЭ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

С 2001 года в нашей стране идет эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения. Почему возникла необходимость использования ЕГЭ как итоговой аттестации учащихся? В результате реформ конца 80-90-х годов российское образование перестало носить унифицированный характер и перешло к использованию вариативных программ, учебников и пособий, что, с одной стороны, увеличило возможности системы образования: реализация идей развивающего обучения, профессиональной ориентации, возможности индивидуального подхода, но, с другой стороны, усложнило контроль за качеством получаемого образования. «В условиях резко возросшего разнообразия средств, методов и содержания обучения школьников со всей остротой встала задача обеспечения единого уровня и содержания базового ядра общего и среднего образования для всех выпускников школ». ЕГЭ может стать эффективным надежным и объективным средством контроля за качеством знаний и умений учащихся, в случае успешного завершения эксперимента. Таким образом, в данный момент ЕГЭ рассматривается как одно из средств модернизации современного образования в России.

n расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ и их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;

n снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения приемных экзаменов в вузы;

n объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;

n стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ;

n совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов.

1. Объективность.

В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, т.е. исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления КИМов и единого метода обработки полученных результатов - достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа. Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания).

4.1 Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля

1. Объективность.

Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных результатов достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.

Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.

Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.

Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.

Використання методу проектів на уроках інформатики

В ході виконання проекту, найчастіше безпосередньо перед захистом робіт, здійснюється додатковий контроль знань учнів...

Групова навчальна діяльність

Розглядаються такі типи уроків за посібником Полетило Є.А.: Урок - семінар; Урок - прес - конференція; Урок - змагання; Урок - обговорення; 5...

Методика викладання дисциплін економічного характеру в загальноосвітній школі

Важливим початковим етапом проходження педагогічної практики є ознайомлення зі школою та її педагогічним складом. Я проходив практику в Старокостянтинівській ЗОШ I-III ступенів №6 (див...

Неурочные формы организации обучения

В настоящее время многие педагоги знают и широко применяют такие понятия как внеклассная, внеурочная и неучебная деятельность школьников. При этом мы часто заменяем одно понятие другим...

Новации в процессе обучения иностранным языкам

Обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. Зрение - основной орган восприятия информации, поэтому одним из условий восприятия и запоминания материала в учебном процессе является соблюдение принципа наглядности...

Ообенности работы социального педагога с наркоманами

Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки зрения неустойчивости подростковой Я - концепции...

Організація колективної пізнавальної діяльності школярів у навчальному процесі початкової школи

Забезпечення організації виховної та навчальної роботи на засадах співробітництва учнів, колективістських взаємозвязків-важлива умова формування особистості громадянина нашої держави...

Педагогическая технология коллективного способа обучения на основе трудов профессора В.К. Дьяченко

Ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех...

Педагогический контроль в современном преподавании иностранных языков

В этой главе будут рассмотрены и проанализированы определения понятия «контроль» из разных источников, чтобы наиболее полно отразить контроль как педагогический процесс, составляющие контроля и его особенности. Важно отметить...

Проведение урока "Всеобщая декларация прав человека"

Система образования Канады

Начальное образование и среднее образование иногда сокращенно«K 12» (С детского сада до класса 12). Нужно отметить, что эта структура может изменяться в зависимости от школы и от области. Например, Остров Принца Эдуарда - единственная область...

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Но есть сензитивные периоды в жизни детей для той или иной деятельности, т. е. наиболее благоприятные...

Подготовительная работа к занятиям по изобразительной деятельности складывается из нескольких последовательных этапов, рассмотрим их. I. Занятия по изобразительной деятельности требуют продуманной подготовки материалов...

Театральная (театрализованная) деятельность как средство профилактики и коррекции агрессии в поведении детей школьного возраста

Перед нами стоит задача рассмотреть применение театрального представления в рамках программы по устранению детской агрессии. Тема программы: профилактика и ликвидация агрессии у младшего школьника...

Функции образования и педагогической деятельности

Тест это объективное и стандартизированное измерение, поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Тест служит оценке знаний испытуемого и должен отвечать ряду принципов: 1...

Единый государственный экзамен давно стал обязательным, и вроде бы пора привыкнуть к этой форме итоговой аттестации. Но каждое лето русская общественность вовлекается в очередной конфликт, связанный с проведением и результатами ЕГЭ. Сначала нам казалось, что это временно, на переходном этапе. Однако с 2009 года уже прошло достаточно времени, а «страсти» по ЕГЭ не утихают, а наоборот, разрастаются.

Как мы знаем, любая конфликтная ситуация лишь уводит от конкретного решения, и сегодня, как нам кажется, уже спорят не столько о плюсах и минусах ЕГЭ, сколько о тех нарушениях, которые выявляются каждый год. Поэтому наша задача – абстрагироваться от эмоций и попытаться объективно еще раз оценить ЕГЭ, опираясь на опыт проведения этого экзамена в нашем регионе.

Конечно, плюсы ЕГЭ невозможно не оценить:

    Единые требования к любому выпускнику . В первую очередь, в выигрыше оказались те, кто живет в провинции: зная свои результаты, теперь можно объективно оценить свои возможности и подать документы в выбранный вуз, и даже в несколько. При этом существенную помощь оказывает электронная отправка документов. Выпускнику не надо лишний раз тратиться на дорогу, проживание и т.д.

    Открытость демоверсии, кодификатора, спецификации ЕГЭ по предмету дает выпускнику четкое представление о структуре КИМов, критериях оценки, перевода в 100-балльную систему. Кроме того, порог по обязательным предметам утверждается заранее, и выпускник в течение года, работая по сборникам, оценивает свои результаты.

    Возможность подготовиться к ЕГЭ есть также у любого выпускника: наличие тренировочных сборников, онлайн-тестирование, пробный ЕГЭ (по материалам, присланным ФИПИ), консультации и курсы. Даже работая самостоятельно, имея доступ к интернету, можно достичь высоких результатов.

    Независимая экспертиза результатов ЕГЭ также является позитивным моментом. Исчезает предвзятость, так как эксперт не знает, чью работу он проверяет. Параллельная проверка работы (часть С) двумя экспертами делает результат наиболее объективным.

    Написание ЕГЭ в отдельных пунктах (ППЭ), присутствие наблюдателей , оформление выпускниками единых бланков – все это должно способствовать объективности и созданию равных условий всем выпускникам.

Действительно, идея ЕГЭ во многом позитивна, и говорить о плюсах этого экзамена можно еще много. Однако опыт последних лет заставляет нас задуматься и об обратной стороне, о минусах ЕГЭ.

Среди таких отрицательных «сторон» нельзя не отметить следующее:

    С введением ЕГЭ сдвинулись сроки итоговой аттестации: первый экзамен начинается через 2 дня после «Последнего звонка». Раньше выпускники заканчивали посещать уроки 24-25 мая, проводили праздничную линейку и в течение почти недели готовились к экзамену, посещая только консультации. Сегодня же на эти дни рассчитывать не приходится, и такой важный (обязательный) предмет, как русский язык, «сдвинут» по срокам максимально близко к последнему учебному дню. Не секрет, что многие выпускники не успевают прийти в себя после учебного года и готовятся по ночам. Как факт можно вспомнить участившиеся обмороки выпускников и вызов на экзамен «Скорой помощи».

    Разброс по выбору предметов, диктуемый вузом , заставляет выпускника, готовясь на одну специальность, но в разные учебные заведения, выбирать дополнительные ЕГЭ. Сроки между экзаменами по выбору, опять же, не всегда позволяют ученику сделать передышку, что ведет к переутомлению именно сильных учеников, влияет на результат ЕГЭ.

Кроме того, каждый экзамен идет несколько часов , при этом все ученики должны прийти на ППЭ заранее. Суммарное время пребывания выпускника на экзаменах зачастую приводит к переутомлению, недосыпанию, голоду и т.д. К примеру, если выпускник сдает 5 экзаменов, то он проведет на ППЭ примерно 16-17 часов, с учетом времени сбора – 21-22 часа.

Если сравнить с традиционной формой, выпускник мог прийти на экзамен по выбору и к началу, и позже (по договоренности с одноклассниками) и сдать его в течение 1 часа. При этом, ожидая своего захода, ученик общался с одноклассниками, мог что-то еще спросить, получить моральную поддержку. Теперь же выпускник оказывается в чужой аудитории, где почти нет знакомых лиц, испытывает моральный дискомфорт.

    Сам экзамен «по выбору» лишен какого-либо выбора. Мы имеем в виду отсутствие различных форм сдачи экзамена: презентация, реферат, собеседование. Выбирая подобные формы, выпускник мог больше реализовать себя и продемонстрировать навыки исследовательской работы, компьютерную грамотность, умения вести «живой» диалог и т.д.

    Письменное проведение ЕГЭ , к сожалению, не всегда показывает успех выпускника в реальной, жизненной ситуации. В результате, многие вузы, еще не включившие творческие испытания, получили «молчащих» будущих журналистов, преподавателей, психологов и т.п. Самым непредсказуемым для преподавателей вузов стал 1 курс: у выпускников, получивших высокие результаты ЕГЭ, подчас отсутствовали необходимые навыки грамотного ведения диалога, умения работать в группе, решать нестандартные задачи. В результате резко увеличилось количество студентов, не сдавших первую сессию и впоследствии отчисленных за неуспеваемость.

    Одной из наиболее «слабых» сторон ЕГЭ считаем отсутствие возможности проявить индивидуальные качества, продемонстрировать творческие способности . Стандартизированный экзамен проверяет лишь шаблоны, и креативный выпускник с нестандартным мышлением может оказаться в проигрыше с основной массой учеников. Особую трудность для такого ребенка будет представлять часть С по гуманитарным предметам, так как сочинение по строгому алгоритму такого выпускника никак не может устроить. В поисках собственного выражения ученик может отойти от заданных критерий и не набрать нужных баллов.

    Единый экзамен для выпускников школ и лицеев разной предметной направленности ставит учеников в неравные условия: один и тот же уровень по математике выполняет и выпускник гуманитарной гимназии, и учащийся физмат лицея. Хотелось бы, чтобы ЕГЭ предполагал разные уровни для абитуриента профильного вуза или другого учебного заведения (например, С1 и С проф.)

    Как ни странно, результат ЕГЭ не влияет на итоговую отметку по предмету в аттестате (исключая «завалы» по русскому языку и математике) и не переводится в школьную, 5-тибалльную шкалу. Получается, что даже «золотому медалисту» главное – не завалить! Мы знаем, что «100балльники» не всегда медалисты и отметки в аттестате не всегда соотносятся с результатами ЕГЭ.

    Нельзя не отметить, что ЕГЭ (русский и математика) резко повлиял на получение аттестата . Усилился отток учащихся в 10 классе: чаще всего школа не заинтересована в том, чтобы слабый ученик дошел до ЕГЭ, поэтому ему заранее предлагают перейти в суз. При этом напомним, что количество сузов только сокращалось в последнее время, и у учащегося не всегда есть достойная альтернатива.

    С введением ЕГЭ увеличилось количество апелляций , что требует дополнительного времени и расходов.

Таким образом, приведя лишь некоторые примеры явных «минусов» ЕГЭ, мы обращаем внимание, что данная форма экзамена является еще очень несовершенной: не отражает индивидуальных возможностей выпускника, лишает его выбора (устное выступление, презентация, собеседование), приводит к конфликтным ситуациям и переутомлению. Что касается вузов, ЕГЭ, возможно, упростило поступление абитуриентов, но при этом так завуалировало образ будущего первокурсника, что спрогнозировать дальнейший успех или неуспех стало тяжелее.

Хотелось бы, чтобы в ближайшее время наши выпускники сдавали экзамены в более спокойной обстановке, а КИМы (вместе с решениями и ответами) не появлялись бы в интернете уже до экзамена.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

С 2001 года в нашей стране проводится эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) для выпускников школ и поступающих в высшие учебные заведения.

Задачи единого экзамена:

Расширение доступности высшего образования благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников общеобразовательных школ

И их параллельного участия в заочном конкурсном отборе сразу в несколько вузов;

Совершенствование системы и практики финансирования высших учебных заведений на основе рыночной состязательности между ними за прием лучших студентов;

Снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений за счет упразднения вступительных экзаменов в вузы;

Объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы;

Стимулирование деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений по улучшению качества учебного процесса за счет объективной и независимой сравнительной оценки результатов общеобразовательной подготовки выпускников школ.

Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля

1. Объективность.

Использование ЕГЭ в качестве выпускного экзамена в средней школе и его результатов для поступления в высшие учебные заведения имеет ряд преимуществ перед традиционными устными и письменными экзаменами. Прежде всего, это объективность оценивания. В системе ЕГЭ отсутствует преподаватель, который проверяет знания выпускника, то есть исключается субъективный момент (неприязнь к учащемуся, заинтересованность в хороших показателях, плохое настроение, самочувствие преподавателя и др.) при выставлении оценки. Благодаря стандартизации - единой форме предъявления контрольно-измерительных материалов (КИМ) и единого метода обработки полученных результатов достигается высокий уровень объективности оценивания учебных достижений выпускников.

2. Надежность.

Разработка тестов и анализ результатов тестирования в соответствии с принципами классической или современной теорий тестов позволяют обеспечить точность и надежность оценивания уровня учебных достижений. Чтобы это преимущество ЕГЭ могло быть реализовано, КИМы должны включать тестовые задания, которые прошли экспертную оценку и были апробированы на репрезентативной выборке испытуемых.

3. Достоверность.

Тестовые технологии могут обеспечить достоверные результаты, свободные от фальсификации и искажения. Нельзя не согласиться, что без обеспечения высокой достоверности единого экзамена, без гарантий его информационной безопасности невозможно завоевать доверие к результатам ЕГЭ, что, безусловно, резко снизит эффективность этого нововведения.

Выделяют ряд возможностей, которые могут способствовать снижению достоверности. Это рассекречивание, подставка, подсказка, подтасовка.

Чтобы не произошло рассекречивания КИМов, существует система информационной безопасности, которая защищает тестовые материалы от преждевременного доступа.

Один из возможных способов защиты - это создание большого банка калиброванных тестовых заданий и обеспечение свободного доступа к этому банку (например, через интернет или печатные издания). Знакомство учащихся с множеством заданий банка позволит им лучше подготовиться к сдаче теста. Для самого экзамена формируются многочисленные варианты теста в компьютерном режиме из существующего банка заданий (калиброванных) индивидуально для каждого испытуемого.


Top