Анкетирование объект изучения. Эмпирические методы исследования

Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.

Данный метод обладает следующими достоинствами:

Высокой оперативностью получения информации;

Возможностью организации массовых обследований;

Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов;

Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;

Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих,

Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки:

Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов;

Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

Рассмотрим основные виды вопросов в анкете.

1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп;

2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих;

3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей.

При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов.

Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов.

Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь);

Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент,

Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов.

В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными.

Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ.

Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?»

В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?»

По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие).

При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы.

Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например:

«Следующие три вопроса только для студентов-психологов.

Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ...

Каково качество практических занятий по психологии общения?…

В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности?

Внимание! Вопросы для всех».

Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты.

К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру:

«Случалось ли Вам капризничать в детстве?»

Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала.

Есть несколько способов повышения эффективности контроля:

В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;

Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;

Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;

Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.).

Этапы подготовки анкеты.

I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем;

II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов;

III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов;

IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов;

V. Анкетирование;

VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.

Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации.

Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка.

Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются:

а) формирование установки на сотрудничество;

б) стимулирование заинтересованности испытуемых;

в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;

г) получение информации.

За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты.

И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов.

Требования к формулировкам вопросов для анкеты:

Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится»)

Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?»)

Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?)

Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции?

Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?

Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения?

Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?

Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?

Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?

Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?

Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему?

Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

Экзаменационный билет № 15

1. Метод повторного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты).

Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания.

Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических видах спорта.

В практике повторный метод используется в нескольких вариантах:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью;

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью;

Основная цель повторного метода – выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваясь совершенствования в них. Подобные методы называют также тренировочными иногда гимнастическими. Такие методы могут различаться по характеру и величине проявляемых усилий (методы максимальный, умеренного воздействия и др.); по характеру повторности (методы повторный, интервальный и др.); по характер выполнения (темповый, равномерный, переменный и др.); по составу упражнения (целостный, расчлененный и др.); по направленности (облегчающий, усложняющий и др.). Различия в методах определяются также внешними условиями, в которых выполняются учебные и тренировочные задания, а также использованием снарядов, тренажеров, специальной аппаратуры и пр.

Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.).

Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тема не менее они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения.

В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных скоростной выносливости.

Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках содействует развитию «чувства соревновательного темпа», совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом повторно- темповой тренировки.

Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основном анаэробный, а на средних и длинных – смешанный, т.е. аэробно- анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, метание) наряду с совершенствованием техники движений, данный метод используется главным образом для развития силы и скоростно- силовых способностей.

Повторным методом решаются следующие задачи: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость.

В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Чаще всего встречаются следующие:

1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90-95% от максимальной) для выработки необходимого соревновательного темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости и пр.

2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью.

При применении коротких отрезков развиваются преимущественно скоростные способности. Более длинные отрезки включаются в занятия сравнительно редко и лишь небольшими сериями для максимального воздействия на волевые качества.

Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию.

Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты.

Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачи

Социальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные.

Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость.

Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике.

Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету.

Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:

  1. Узнать новую теоретическую информацию.
  2. Узнать больше о целевой аудитории. Анкеты, определяющие, чего хотят потребители, что им нужно, и что им нравится, пригодятся при сегментировании списков на основе этих факторов. Чем более узкими и конкретными являются списки, тем выше шансы на успешный коэффициент конверсии.
  3. Получить отзывы о недавнем событии, продукте или услуге : если аудитория высказывает свое мнение, это поможет добиться больших успехов в будущих начинаниях.
  4. Проверить знания. Интервьюирование может использоваться (но более редко) для определения уровня знаний. Для этого чаще используют тестирование.
  5. Уточнить точку зрения. Анкеты, используемые в качестве пояснения, имеют большое значение для уменьшения недопонимания и, следовательно, более эффективного общения в дальнейшем.
  6. Установить позитивные отношения : когда открываются линии связи, это показывает респондентам, что их мнение ценят.

Виды анкетирования

В зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:

  • индивидуальное — проводится с одним участником;
  • групповое — анкеты раздают небольшому количеству людей, которые находятся в одном помещении и проходят пункты вопросника.

В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:

  1. Компьютерная анкета — участникам предлагают заполнить анкету, которая отправляется по почте. Преимущества такого вида включают в себя их недорогую цену, экономию времени, респондент не чувствует давления, поэтому может ответить, когда у него есть время, давая более точные ответы. Однако, главный недостаток заключается в том, что иногда информанты не удосуживаются ответить и могут просто игнорировать опрос.
  2. Телефонный опросник — исследователь может позвонить потенциальным участникам с целью попросить их ответить на вопросы. Преимущество телефонной анкеты в том, что она может быть заполнена за короткий промежуток времени. Основным недостатком является то, что большинство людей не чувствуют себя комфортно, передавая информацию по телефону.
  3. Внутренний опрос — этот вид предполагает, что исследователь посещает информантов в их домах или на рабочих местах. Преимущество внутреннего опроса заключается в том, что люди могут уделять больше внимания всем блокам вопросника. Тем не менее внутренние исследования также имеют ряд недостатков, которые включают в себя длительность и дороговизну, а респонденты, возможно, не захотят пригласить анкетера в свой дом или на рабочее место по различным причинам.
  4. Почтовая анкета — вопросники такого рода предполагают, что исследователь отправляет респонденту психологический опросник по почте, часто с приложением предварительно оплаченного конверта. Почтовые анкеты имеют преимущество в предоставлении более точного ответа, потому что участники могут ответить в свободное время. Недостатки заключаются в том, что такой метод дорогой, отнимает много времени и иногда письма оказываются в корзине.

Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга.

Анкета и ее структура

Анкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов.

Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру.

Вводная часть

В этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже.

Паспортичка

Это блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже.

Основная часть

Это самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже.

Виды вопросов для анкеты

Анкеты могут включать в себя следующие типы:


Как составить анкету для социологического опроса

Желательно избегать определенных типов вопросов, таких как:

  1. Гипотетические. Следует избегать формулировок, вводящих в заблуждение предположениями и фантазиями. Варианты:
    • неправильно: «Как должна работать наша служба поддержки?»;
    • правильно: «Что Вас не устраивает в работе нашей службы поддержки?»;
  2. Смущающие. Не нужно заставлять респондентов чувствовать себя неловко, расспрашивая подробности о личных проблемах, которые, в свою очередь, могут привести к потере доверия. Если же нужно включить такой пункт, то важно показать участнику, что его не будут осуждать за ответ. Примеры:
    • неправильно: «Вы помогаете бедным людям?»;
    • правильно: «Одни люди считают, что не обязательно оказывать финансовую помощь трудоспособным бедным. А как Вы считаете?»;
  3. Чрезвычайно положительные/отрицательные. Необходимо тщательно продумать формулировку, чтобы избежать резких положительных или отрицательных оттенков. Примеры:
    • неправильно: «Разве Вы не удовлетворены своей работой?»;
    • правильно: «Вы удовлетворены своей работой?».

Правила составления анкеты

Разработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе.

Следующие правила помогут упростить этот процесс:

  1. Решить, что нужно охватить в вопроснике. Четкое определение темы имеет первостепенное значение, поскольку это является основным шагом при разработке.
  2. Не менять слова. Важно, чтобы слова или фразы, которые используются, были сформулированы максимально просто. Если пункты неясны, информанты могут просто выбрать любые варианты, что приведет к неточным данным.
  3. Задавать только один вопрос за раз. Варианты, когда в одном вопросе, задаются сразу два, будут давать не точный результат, потому что могут получится разные ответы.
  4. Правильно формулировать пункты анкеты с вариантами ответов: при разработке анкетер должен быть гибким с точки зрения «выбора варианта». Иногда респонденты не обязательно хотят выбирать один из вариантов ответа, предоставленных создателем опроса, в такой ситуации полезно иметь «другой» вариант.
  5. Открытый или закрытый вопрос — это сложный выбор: анкетер может оказаться в ситуации, когда потребуется сделать четкий выбор между открытым или закрытым видом. Но решение в этом случае нужно принять обдуманно.
  6. Важно знать аудиторию : как правило, исследователь должен знать свою целевую аудиторию. Например, если целевой аудиторией является россияне, то отправка вопросника на иностранном языке не даст желаемых результатов.
  7. Чувствительные вопросы в середине опросника могут привести к тому, что участники не закончат опрос. Лучше всего блоки личных и демографических данных располагать в конце.

Как оформить результаты анкетирования

Оформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет.

Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных.

Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности.

В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных.

В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику.

Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику.

Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции.

Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы.

Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных.

В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию.

Плюсы и минусы анкетирования

Преимущества:

  1. Анкеты являются одним из наиболее экономически эффективных и доступных способов сбора количественных данных. Особенно онлайн и мобильные опросы имеют очень низкую стоимость и щедрый охват.
  2. Они практичны. Помимо того, что вопросники являются недорогими и гибкими, они также являются практическим способом сбора данных. Они могут быть нацелены на группы по конкретному выбору и управляться различными способами.
  3. Масштабируемость. Опросники позволяют собирать информацию от большой аудитории.
  4. Научный анализ и прогнозы. Чем больше данных удается собрать, тем яснее станет картина. Вся эта информация дает маркетологам возможность создавать новые стратегии и следить за тенденциями в аудитории. Анализ отчетов может использоваться для составления прогнозов и даже создания контрольных показателей для последующих вопросников.
  5. Анонимность. В социологических опросах не нужно указывать личность. Но для обеспечения чувства точной конфиденциальности лучше использовать компьютерное анкетирование. Анонимное компьютерное интервьюирование дает самые точные результаты.
  6. Легкая стандартизация. Исследователь может быть уверен, что все участники выборки отвечают на одни и те же пункты.

Проведение анкетирования имеет такие недостатки:

  1. Используя почтовое анкетирование, исследователь никогда не может быть уверен, что тот, кому была отправлена психологическая анкета, действительно заполнит ее.
  2. Исследователь не может быть полностью уверен, что задаваемые вопросы значат для всех информантов то же, что и для исследователя.
  3. Нечестность. Люди не могут быть полностью правдивыми в своих ответах. Это может произойти по разным причинам, в том числе из-за предвзятости социальной желательности и попыток защитить частную жизнь.
  4. Некоторые данные трудно анализировать. Вопросники дают много данных. Открытые вопросы допускают индивидуальные ответы, которые не могут быть определены количественно и должны быть рассмотрены человеком.
  5. Пропущенные пункты. При использовании вопросников есть вероятность, что некоторые пункты будут проигнорированы.

Анкетирование - это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

Анкета - это документ, в котором вопросы, адресованные определенному множеству людей: она предполагает, что каждый человек входящий в эту совокупность, даст на них ответы. Поэтому анкетой нельзя называть любую совокупность вопросов. Анкета размножается на машинке, принтере или отпечатывается типографским способом. Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную и заключительную часть.

В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, во вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

Содержательная часть - это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25-30 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться менее продуктивными в силу утомления и потери интереса к опросу. Обычно количество вопросов не превышает 30-40.

Заключительная часть , или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Поскольку опрос всегда имеет дело с людьми, обладающими как общими, так и индивидуальными особенностями, в социологии были сформулированы принципы, в соответствии с которыми следует составлять анкеты. Мы приведем рекомендации, сформулированные В.А. Ядовым.

1. Анкеты должны строиться с учетом психологии восприятия, а не в соответствии с логикой исследования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уровень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых вопросов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться, а перед самым завершением анкеты (перед паспортичкой) снова повышаться. Таким образом, наиболее сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты и почти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

В анкетах и интервью используются самые разнообразные вопросы, которые за даются с различными целями.

1. С точки зрения целей исследования выделяются:

основные вопросы используются исследователем для того, чтобы получить необходимую информацию.

контрольные вопросы предназначены для проверки искренности, непротиворечивости и последовательности ответов респондента. Нередко в таком случае используются другие формулировки вопроса, который уже задавался, или вопросы, связанные с ним по смыслу. Например, сначала респонденту задается вопрос: «как вы относитесь к предпринимателям и предпринимательству?». Затем, спустя несколько вопросов, у него спрашивают о его отношении к национализации собственности. Если в первом и втором случае респондент говорит о положительном отношении, исследователь может допустить, что ответы либо неискренни, либо непоследовательны.

вопросы-фильтры вводятся для получения дополнительной информации о респонденте - как правило, о том, является ли он компетентным в той или иной сфере. Примером здесь может служить вопрос «как вы понимаете демократию?»

2. Вопросы анкеты подготавливаются с учетом психологических особенностей респондентов. С этой точки зрения могут быть выделены дополнительные разновидности вопросов.

Прямые вопросы адресованы непосредственно респонденту и направлены на выявление его личного мнения по тому или иному вопросу.

Косвенные вопросы вводятся тогда, когда есть сомнение, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос (например, о своей интимной жизни). В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвечает от лица социальной группы или про сто «объективно» оценивает явление.

Буферные вопросы вводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к другой. Ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашиваемый как бы «настраивается» на новую тему.

Контактные вопросы направлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.

З. С точки зрения свободы респондента в выборе ответа выделяют следующие вопросы:

открытые вопросы предполагают, что ответы на них респондент строит полностью по своему усмотрению. Примером может служить вопрос: «Можете назвать причины, по которым вы можете изменить свое предпочтение на выборах?». Спрашиваемый в качестве ответа на такой вопрос может указать любую причину, которую он считает важной, причем такая причина может быть неединственной. Открытые вопросы не предполагают предварительной категоризации: они будут распределяться по группам лишь на этапе интерпретации результатов.

закрытые вопросы предполагают, что ответы на них выбираются респондентом из заранее определенных вариантов. Такие вопросы обычно используют, если исследователю заранее известно, какую информацию он хочет получить и мнение по каким вопросам его интересует, прежде всего.

Выделяют разновидности закрытых вопросов. Дихотомические вопросы предполагают выбор между «да» и «нет», например: «есть ли причины, по которым вы можете поменять свои предпочтения на выборах?».

Вопросы-меню предполагают выбор одного варианта или любого сочетания вариантов. Например, может даваться несколько вариантов ответов на вопрос «по каким причинам вы можете изменить свои предпочтения в процессе выборов»: «недостойное поведение кандидата по отношению к другим кандидатам», «получение сведений о преступлениях и проступках кандидата», «влияние родственников или друзей», «самостоятельное решение» и т.д.

Полузакрытые вопросы - вид вопросов, занимающий промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами. В этом случае респонденту дается несколько вариантов ответов, но он имеет право ответить в свободной форме, если ни один из вариантов не подходит.

Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу с глазу на глаз с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

Анкетирование - метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-качественных характеристик предмета анализа психики детей, родителей. Все вопросы анкеты можно классифицировать по разным основаниям.

Классификация вопросов анкеты

По содержанию

О фактах сознания

Вопросы выявляют:
- мнение родителей
- пожелания
- ожидания
- планы на будущее и т.д.

О фактах поведения

Вопросы выявляют:
- поступки
- действия
- результаты деятель-ности

О личности

Вопросы выявляют:
- пол
- возраст
- образование
- профессию

По функциям

Основные вопросы

Не основные вопросы

Вопросы-фильтры

Контрольные вопросы

Сбор информации о содержании
исследуемого явления.

«Читаете ли ВЫ журнал «Дошкольное воспитание»?

Всегда
- иногда
- никогда

На выявление адресата основного вопроса.

«Знакомы ли вы с последним номером журнала?»

На проверку искренности ответа.

«Какие из материалов последнего номера вы считаете очень
важными?»

По форме

Открытые вопросы

(ответ дается в свободной форме, компетенция отвечающего)

Закрытые вопросы

(на вопрос дается полный набор вариантов ответов)

Альтернативные вопросы

(выбирается один вариант ответа)

Не альтернативные вопросы

(можно выбрать несколько вариантов ответов)

«Охарактеризуйте детей, которые любят конструировать»

Можно основной вопрос сопровождать вопросом о мотивах
высказывания:

«Почему именно
так?»

«Занимаетесь ли вы спортом?»:

Регулярно
- иногда
- никогда

«Какие черты вам больше всего
нравятся в вашем ребенке?»:

Организованность
- честность
- оптимизм

Шкалированные вопросы

Шкалированные вопросы это вопросы на которые отвечающий лишь выбирает один из представленных ему четко сформулированных ответов. Например: «Какие мотивационные средства в руководстве дошкольниками вы считаете эффективными?»

В вопросах анкеты могут быть использованы разные шкалы ответов. Например: «Трудно ли вам заговорить с незнакомым?»

Вопросы могут быть сконструированы в виде
поперечных профилей

А . Например: «Как вы относитесь к новациям в воспитании детей?»

Некоторые вопросы могут быть оформлены в виде рисунков

Иллюстрации могут выполнять психофизиологические функции: снимать утомление, переключать внимание опрашиваемого на новую тему, пояснять содержание вопроса.

Например: «Какое выражение лица соответствует вашему ощущению настроения в данный момент?"

Вопросы о непосредственно социальном окружении опрашиваемого (о коллективе, семье, круге общения) могут быть изображены в виде концентрических окружностей.

Например: круги, которые вы видите ниже, представляют собой творческую деятельность коллектива.

А. Определи свое место в группе.
Б. Отметь место, где ты хотел бы быть.

Вопросы можно сопроводить двумя колонками ответов, составленных на основе принципа противоположности

Например: «Что вам нравится или не нравится в вашей будущей специальности?»

1. ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ:

а) возможность учить, воспитывать;
б) общественное значение труда;
в) разнообразная деятельность.

2. ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ:

а) необходимость учить, воспитывать;
б) низкая общественная оценка труда;
в) однообразная деятельность.

Положительные и отрицательные суждения должны быть сбалансированы при формулировке оценочных ответов

Например: «Что вам нравится и что не нравится на родительских собраниях в детском саду?»

1. ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ:

а) возможность получить конкретный совет;
б) возможность творческого обмена опытом.

2. ЧТО МНЕ НЕ НРАВИТСЯ:

а) не дается конкретных советов;
б) нет обсуждений опыта родителей.

Вопросы могут быть ориентированы на анализ
специфических ситуаций

Например: «Опишите ситуацию, в которой вы принимали участие, исход ее»:

а) самую трудную и легкую;
б) самую эффективную и наименее эффективную.

С помощью предлагаемых ситуаций может быть выявлено отношение к какой-либо деятельности

Например: «Выберите одно из приведенных ниже суждений, в наибольшей степени отражающих ваше отношение к профессии»:

а) хороша любая работа, если она хорошо организована;
б) хороша лишь та работа, которая оплачивается;
в) главная ценность труда в его общественной полезности;
г) хороша та работа, где чувствуется поддержка работающих с тобой товарищей;
д) при несогласии с суждениями выскажите свое.

Оформление Анкеты

Оформление анкеты - это подготовка своего рода сценария для беседы с опрашиваемыми. Если беседа очная - то это ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ . Если беседа заочная - то АНКЕТИРОВАНИЕ .

Главным компонентом анкеты является не вопрос, как таковой, а серия вопросов, отвечающая общему замыслу исследования. Анкета должна учитывать уровень, общей культуры и психологию опрашиваемых.

В организации материала анкеты и расположении вопросов необходим также последующий способ обработки полученных данных.

  • Точная формулировка конкретной ЦЕЛИ и ЗАДАЧ анкетирования является важным условием ее эффективности.
  • На основе ГИПОТЕЗЫ формулируются вопросы анкеты.

Во ВСТУПЛЕНИИ излагаются тема, цель, задачи опроса. Сообщается о конфиденциальности полученной информации. Объясняется техника заполнения анкеты.

Отношение к анкете определяется:

  • любознательностью опрашиваемого;
  • его знакомством с темой опроса.

Чем выше оценивается анкета, тем больше к ней интереса.

В НАЧАЛЕ АНКЕТЫ: вопросы должны быть простые, нейтральные по смыслу. Их цель: сформировать установку на сотрудничество, заинтересованность опрашиваемого.

В СЕРЕДИНЕ АНКЕТЫ: вопросы, требующие анализа, размышления, активности памяти.

В КОНЦЕ АНКЕТЫ : вопросы о паспортных данных опрашиваемого: пол, возраст и т.п. Основные требования к формулировке вопросов анкеты приводятся в таблице ниже.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВКЕ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ

Вопросы должны:

Вопросы не должны:

Отвечать исследовательской задаче;

Быть сформулированы ясно и конкретно, исходя из возрастных особенностей, учитывать терминологию, принятую в среде опрашиваемых;

Быть одинаково понимаемы всеми отвечающими;

Быть одинаково сформулированы;

Быть тактичными по отношению к личности опрашиваемого;

Быть стилистически грамотными, требующими конкретного ответа.

Иметь двойного толкования;

Предлагать делать выбор между несопоставимыми ценностями;

Предопределяться социальной ситуацией;

Носить отпечаток установки исследования;

Носить внушающий характер, в виде подсказок;

Быть такими, на которые нет информации у опрашиваемого (недостаточно памяти, мышления);

Быть такими, на которые можно получить информацию из других источников: личное дело и т.п.

Быть в большом количестве.

При формулировке оценочных вопросов и вариантов ответов необходима сбалансированность положительных и отрицательных суждений.

В анкете может быть использована кодировка ответов
закрытых вопросов

Для этого все ответы обозначают трехзначным числом, в котором две первые цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа.

Вопросы могут быть закодированы, где все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркнуть (обвести) коды выбранных ответов.

После составления анкета должна быть подвергнута ЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ и ОПРОБОВАНА в предварительных исследованиях:

  1. Достаточно ли ясно обоснована техника заполнения анкеты и каждого вопроса?
  2. Все ли вопросы составлены стилистически грамотно?
  3. Все ли термины понятны опрашиваемым?
  4. Не следует ли добавить к некоторым вопросам позиции (другие ответы)?
  5. Нет ли логического несоответствия между смыслом формулировки вопроса и шкалой измерения?
  6. Не вызовет ли вопрос отрицательных эмоций у опрашиваемого (неприятные ассоциации, негативные воспоминания и т.п.).
  7. Проверить композицию всей анкеты:
    1. соблюдается ли принцип расположения вопросов от наиболее простых (контактных) в начале анкеты к наиболее сложным в середине ее и простым (разгрузочным) в конце анкеты;
    2. нет ли влияния предыдущих вопросов на последующие;
    3. нет ли скопления однотипных вопросов;
    4. находятся ли особо значимые, целевые вопросы в середине анкеты?

После логического контроля анкета проверяется на практике предварительных исследований.

Примечание. Пробная анкета может быть с преобладанием открытых вопросов.

ВОПРОС. Как следует обрабатывать и анализировать данные анкетного опроса?

ОТВЕТ. Рассмотрим особенности анализа анкет на примере исследования И. Шурыгиной («Народное образование». № 3. 2000. С. 113).

Старшеклассникам был задан вопрос «Нравится ли учиться?». Большинство ответило неопределенно: «Когда как». Четко определили свои позиции 18% - кому нравится и 16% - кому не нравится. Такое противоположное отношение к школе связано с личностными характеристиками, так как и те и другие учатся в одних и тех же условиях (школа, учителя и т.п.).

Для того чтобы узнать, что определяет отношение школьников к учебе, надо сравнить эти две группы. «Нравится или не нравится учиться» - определяется самочувствием ученика в школе. Адаптируются (приспосабливаются) или нет они к школьной жизни.

Посмотрим, как относятся мальчики и девочки к учебе. Оказывается, мальчиков, которым не нравится учится больше, чем девочек (22% и 8%). Понятно, что мальчики менее послушны и им труднее подчиняться дисциплине. У них чаще конфликты. Они хуже адаптируются к школе.

Далее посмотрим группу, кому нравится учиться. Оказывается, доля мальчиков и девочек одинакова (18%). Но мальчики больше склонны к крайностям - среди них больше отличников и двоечников. А среди девочек - тех, кто учится устойчиво хорошо (добросовестно). Если затем посмотреть с точки зрения возраста, то оказывается, что среди подростков увеличивается доля выразивших положительное отношение к школе. В 14-15 лет -16%, а среди 16-17-летних - 23%. Этому есть ряд причин. Учиться начинают «для себя».

Затем сравниваем эти две группы с вариантами ответов на вопрос: «Как сложились ваши отношения с одноклассниками?». Оказывается, что среди тех, кому нравится учиться, больше подростков, у которых хорошие отношения с одноклассниками. Кому не нравится учиться - обычно не имеют друзей в школе. Прослеживается связь между успехами в учебе и отношением к школе. Среди тех, кому нравится учиться, значительно больше отличников и хорошистов, чем среди тех, кто учиться не любит (58% против 28%). В первой группе нет двоечников, во второй - 18%.

Анализ следующего вопроса «Что необходимо вам для того, чтобы стать счастливым?» показан в таблице.

Наиболее важные условия

Хорошие отношения с родителями.
Успешно, хорошо учиться.
Заниматься полезным делом.

Веселиться, быть в хорошем настроении.

Наименее важные условия

Для тех, кому нравится учиться

Для тех, кому не нравится учиться

Всегда иметь достаточно денег.
Модная одежда, красивые вещи.
Иметь больше времени на развлечения.

Заниматься полезным делом.
Успешно, хорошо учиться.

Таким образом, отношение к учебе у старшеклассников связано со стремлением быть принятым взрослыми (тогда оно положительное) либо с желанием быть принятым сверстниками (в этом случае оно чаще всего будет отрицательным). Если человек не находит свое место в «большом» обществе, становится социальным неудачником, то он может найти убежище в группе значимых для него близких людей.

ЗАДАЧА. На открытые вопросы анкеты респондент отвечает в свободной форме, как он считает нужным. Исследователь в результате собирает большой качественный материал, который обычно обрабатывать трудоемко.

ВОПРОС. Как следует обрабатывать анкеты с открытыми вопросами?

ОТВЕТ. Субъективные ответы каждого отвечающего нужно систематизировать. Нагляднее это можно сделать, составляя таблицу ответов. К примеру, ответ первого отвечающего вносят в 1-ю колонку таблицы. Ответ второго - во 2-ю колонку и т.д. Но если встречаются аналогичные ответы в последующем, то их приписывают в соответствующие колонки, где идентичный ответ, и т.д.

В заключение проводится обработка анкетного опроса как и вопросов «закрытого» типа. Кроме того, ответы на открытые вопросы могут быть использованы в целях конкретизации статистически обработанного материала анкеты. Проводится качественный анализ ответов анкеты.

Введение

Часть 1.Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

Заключение


Введение

Анкетирование сегодня является самым популярным методом, используемым не только в социологии, но и во всех социо-гуманитарных науках. В процессе освоения профессии психолога важным является овладение мастерством практической деятельности, поэтому проблема изучение особенностей анкетирования является своевременным и актуальным.

В своем роде метод анкетирования представляет собой форму опроса, осуществляющегося, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время или респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, как правило, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной. Подготовка анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента). Необходимо учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный смысл в различной культурной среде. Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.

Используя основные положения, касающиеся аспектов изучения и разработки анкет в данной работе, нам бы хотелось показать, какие сложности могут возникнуть при проведении анкетного опроса по общему психологическому практикуму. Изучение данного процесса позволит наиболее эффективно освоить методологические аспекты работы психолога в различных социальных сферах и научиться адекватно решать поставленные социумом профессиональные задачи, что, безусловно, также даст возможность понять теоретические обоснования и практически реализовать технологию профессионально грамотного психологического исследования личности, а также раскрыть смысл и дать описание метода анкетирования.

психологический практикум анкетирование


Часть 1. Теоретические аспекты изучения и разработки анкет по общему психологическому практикуму

1.1 Психологическое исследование, требования к организации и его основные этапы

Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование – это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное исследование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований:

1) Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов;

2) Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку;

3) Техническое оснащение исследования должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов;

4) Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность;

5) Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной;

6) Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным);

7) Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных.

Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в таблице 1.

Таблица 1 Этапы психологического исследования

1.2 Метод анкетирования и правила составления анкет

Анкета является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи и психологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе психологического исследования. Следует помнить, что при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые психолог непременно должен себе представлять, если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики психологического исследования можно получить ошибочные результаты.

Анкета заполняется опрашиваемым самостоятельно, поэтому ее конструкция и все комментарии должны быть предельно ясны для респондента.

По мнению А.Н. Гусева основными принципами построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. Например, при изучении отношения к клубным учреждениям, казалось бы, логичным сначала выяснить, посещают ли клуб данные респонденты, а затем перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а после этого - тех, кто клуб не посещает. Разделение групп опрашиваемых производится вопросами-«фильтрами». В данном случае первая группа вопросов, относимая ко всем, не имеет специального пояснения, вторая вводится фразой: «Следующие вопросы относятся только к тем, кто посещает клуб», третья - снова предваряется «фильтром» («Эти вопросы адресуются тем, кто не посещает клуб»), а в заключение (обычно это – сведения о респонденте) - снова пояснение: «Последние пять вопросов относятся ко всем опрашиваемым». Учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению;

Второй принцип – непременный учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа. Например, при опросах рабочих вряд ли разумно пространно объяснять научные цели проводимой работы. Лучше подчеркнуть ее практическую значимость. Опрашивая же экспертов, следует указать и практические, и научные цели исследования;

Третий принцип вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. Например, если сначала поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то деятельностью и ее условиями (труда, быта и т.п.), а затем - вопросы на оценку частных особенностей деятельности (удовлетворенность содержанием работы, заработком, бытовым обслуживанием и прочее), то общие оценки будут влиять на частные, снижая (или, напротив, повышая) их независимо от специфики того или иного аспекта общей ситуации. Наблюдается, с одной стороны, стремление респондента психологически оправдать общую оценку и, с другой стороны, усиленное действие эффекта «эха» (галло-эффект), т.е. многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к общей группе проблем. таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий – в конце соответствующего «блока», предваряя фразой: «А теперь просим Вас оценить в целом, в какой мере вы удовлетворены... чем-либо» и т.д. Оценка частных условий труда, быта и прочее предваряет общую, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, помогает разобраться в собственных настроениях;

Четвертый принцип - смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается не качестве ответов по другим смысловым «блокам». Например, в анкете об образе жизни, детально расспрашивая об условиях труда, а затем, уделяя 2 – 3 вопроса условиям быта, мы заведомо даем понять респонденту, что первое важнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с такой позицией исследователей, возможно, неумышленно будут снижать оценки по блоку «работа», а заодно – и по другим аспектам тематики опроса;

Пятый принцип касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем – еще сложнее (мотивационные), потом - спад (снова событийные, фактологические) и в конце – наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

К.М. Романов и Ж.Г. Гагарина указывают на то, что обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

1) Композиция анкеты.

2) Титульный лист;

3) Вводная часть;

4) Основная (содержательная часть);

5) Социально–демографическая часть.

Примечание: титульный лист можно исполнять вместе с вводной частью. Во вводной части описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Следует также проанализировать вводную часть на:

Наличие и правильность обращения респонденту;

Удалось ли кратко и ясно показать цель опроса?

Сделано ли указание на то, как будет использоваться результат опроса?

Примечание: Не рекомендуется использовать обращения или неясные формулировки указаний, например: «Ваши ответы будут использоваться в чисто научных целях», так как респонденты ждут практической отдачи от своего участия в опросе.

Не забыли ли вы сделать указание на анонимность опроса?

Примечание: Надо иметь ввиду, что сам по себе термин «анонимность» носит некоторый психологический оттенок. Поэтому лучше его не использовать.

Есть ли указание на то, что делать опрашиваемым с полностью заполненной анкетой?

Не забыли ли вы поблагодарить опрашиваемых за их работу?

Удалось ли с помощью вводной части заинтересовать опрашиваемых участвовать в опросе?

Основная часть анкеты содержит блоки вопросов к опрашиваемым. Вопросы могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: «Какими качествами должен обладать президент? » Ответы: «Справедливость», «Целеустремленность» и т.д.

Ответы на закрытые вопросы, сформулированные психологом, представляют собой «меню» для выбора опрашиваемого. Например: «Как вы оцениваете ситуацию в стране за последние 4 года? » Ответы: «Улучшилась», «Осталась стабильной», «Ухудшилась». В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее подходит его установкам.

Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют собой установку психолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более 30 минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости, и внимание к заполняемой анкете значительно снижается.

В 4-ой части содержаться блоки вопросов о социально–демографических характеристиках респондента – это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.

1.3 Особенности анкетирования и его виды

В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в его присутствии или отсутствии.

По мнению А.Г. Смирнова существуют несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает исследователь или его представитель. Различается раздаточная анкета и групповой опрос, а также почтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится о распространении и сборе раздаточной анкеты. Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.

В некоторых методических источниках социологи указывают на содержательный аспект исследования и представляют анкету в виде некого нейтрального средства измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете – одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.

Н.Д. Творогова указывает на большое влияние самостоятельности работы респондента с анкетой и включение следующих компонентов в вопросник:

Обращения к респонденту;

Сообщения об организации, проводящей опрос;

Сообщения о целях исследования;

Инструкции о заполнении.

Д.М. Рамендик классифицирует виды анкет по следующим признакам. По числу респондентов:

Индивидуальное анкетирование (один респондент);

Групповое анкетирование (несколько респондентов);

Аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).

По полноте охвата:

Сплошное (опрос всех представителей выборки);

Выборочное (опрос части выборки).

По типу контактов с респондентом:

Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);

Заочное (анкетёр отсутствует);

Публикация анкет в прессе;

Публикация анкет в интернете.


Часть 2. Методолого – психодиагностический анализ и интерпретация результатов анкетирования по общему психологическому практикуму

Исходя из основных методологических положений по разработке и составлению анкет, в данной части работы, нами были составлены четыре психологических бланка анкет на различные темы. По всем разработанным нами анкетам было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали 10 человек в возрасте от 23 до 28 лет.

2.1 Исследование по заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Цель: выяснить заинтересованность молодежи в их трудоустройстве.

Инструкция анкеты: «Уважаемый респондент! Просим вас принять участие в психологическом исследовании касающегося вашего трудоустройства, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Имеете ли Вы работу?

(Если Вы ответили вариант "а", то ответьте, пожалуйста, на следующие два вопроса):

2. Нравится ли Вам ваша работа?

в) у меня нет выбора

3. Устраивает ли Вас ваша зарплата?

в) затрудняюсь ответить

4. Имеете ли Вы высшее образование?

5. Какое у Вас образование?

а) техническое

б) гуманитарное

6. Хотите ли Вы работать по специальности?

7. Что играет для Вас главную роль при выборе работы?

а) высокая зарплата

б) работа должна быть интересной

в) ответственная должность

г) не знаю

8. Как Вы считаете, по какой причине молодых специалистов не очень хотят брать на работу?

а) отсутствие у молодых специалистов практического опыта

б) отсутствие у молодых специалистов соответствующих знаний

в) несоответствие ожиданий соискателей и работодателей

9. Влияет ли, по Вашему мнению, на успешное трудоустройство тот фактор, хорошо ли студент учился в вузе?

10. Считаете ли Вы, что наличие второго высшего образования поможет в трудоустройстве?

11. Как Вы считаете, будет ли играть для Вас важную роль атмосфера в Вашем будущем рабочем коллективе?

12. Какие, по Вашему мнению, у Вас есть дополнительные знания и навыки, благоприятные для работодателя?______________________________

13. Какими способами Вы попытаетесь убедить работодателя в необходимости взять на работу именно Вас?____________________________

Спасибо за участие!

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, который представлен в таблице 2.

Таблица 2 Социологические данные заинтересованности молодежи в трудоустройстве

Исследуемые показатели

Вся выборка (n=10)

Распределение по группам

Мужчины (n=5)

Женщины (n=5)

Число работающих

Удовлетворенность работой

Образование:

техническое

гуманитарное

Влияние образования на успешность трудоустройства

Желание работать по специальности

Желание овладением новых знаний

Факторы, влияющие на трудоустройство:

высокая зарплата

заинтересованность работой

высокая должность

Причины безработицы:

отсутствие практического опыта

недостаток знаний

несоответствие ожиданий


Выводы по анкетированию: анализируя данные таблицы, мы можем, утверждать, что общие показатели заинтересованности молодежи в трудоустройстве достаточно велики, т.к. число работающих в общей выборке составили 70%. Об этом также свидетельствуют достаточный процент респондентов по показателю «удовлетворенностью работой» (50%).

Особое значение в заинтересованности молодежи имеют следующие процентные данные по измеряемым характеристикам, как «желание работать по специальности» (60%), «желание овладением новых знаний» (50%).

Наиболее выделяемыми факторами, влияющими на трудоустройство среди исследуемых респондентов, является высокая зарплата и заинтересованность работой – процентные данные по этим показателям 70% от всей выборки. Также стоит отметить, что для респондентов женщин наиболее важным является фактор «заинтересованности работой», а для респондентов мужчин важнее наличие «высокой зарплаты».

Среди причин безработицы в исследуемой группе респонденты отмечают, как отсутствие практического опыта», так и недостаточность своих знаний (50%). При этом данные показатели выражены наиболее у респондентов женщин, чем у мужчин. Таким образом, данное исследование с помощью метода анкетирования позволило выяснить показатели заинтересованности молодежи в своем трудоустройстве и выделяемые ими характеристики.

2.2 Исследование по выявлению факторов препятствующих к саморазвитию

Цель: выяснить факторы, стимулирующие и препятствующие к саморазвитию личности.

5 – да (препятствует или стимулирует),

4 – скорее да, чем нет,

3 – и да, и нет,

2 – скорее нет,

Вопросы анкеты:

1. Собственная активность.

2. Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач.

3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны.

4. Состояние здоровья.

5. Недостаток времени.

6. Ограниченные ресурсы, обстоятельства жизни.

7. Занятия самообразованием.

8. Важность получения признания со стороны окружающих.

Обработка полученных данных: был произведен статистический подсчет полученных сведений с помощью используемой анкеты, в анализе данных учитывались пять разнообразных факторов. Полученные результаты представлены в диаграмме (рис. 1).

Примечание: 1 – собственная активность, 2 – состояние здоровья, 3 – окружающая поддержка, 4 – отсутствие ресурсов, 5 – отсутствие времени.

Рис. 1. Показатели выраженности факторов препятствующих к саморазвитию (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные данные анкетирования на тему выраженности факторов препятствующих к саморазвитию респонденты, выделяют следующие факторы, как «состояние здоровья» и «отсутствие времени». При этом следует отметить, что респонденты мужчины наиболее выделяют такой фактор препятствующий саморазвитию, как «состояние здоровья» (30%), а респонденты женщины указывают на «отсутствие времени» (33%).

Также стоит отметить, что как мужчины, так и женщины респонденты выделяют такой наиболее значимый фактор препятствующий саморазвитию, как «окружающая поддержка» (25 – 26%).

2.3 Исследование по определению факторов удовлетворенности работой

Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:

3) получение самоудовлетворения от работы.

Инструкция анкеты: «Ответьте, пожалуйста, на все вопросы предлагаемой анкеты, касающиеся вашей работы, просьба отвечать на вопросы честно, анонимность гарантируется».

Вопросы анкеты:

1. Как давно Вы работаете на данной работе?

До 2 месяцев

От 2 до 6 месяцев

От 6 месяцев до года

Свыше года

Свыше двух лет.

2. Удовлетворены ли Вы своей работой?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

3. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша жизнь в последние годы?

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Затрудняюсь ответить

4. Устраивает ли Вас форма организации и оплаты труда?

5. Чего лично вы надеетесь достичь в ближайшие 2-3 года в работе?

Повысить свой заработок на предприятии

Повысить квалификацию или продвинуться по службе

Мои надежды не связаны с работой

6. Какой тип работников должен, по вашему мнению, пользоваться наибольшим уважением в коллективе?

Самые старшие и опытные

Самые инициативные и предприимчивые

Готовые в любое время помочь товарищу на работе

Те, кто больше и лучше работает

Умеющие ладить с людьми

Те, кто стремится любой ценой больше заработать

7. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

Оценка работы

Сознание того, что работа выполнена хорошо

Сознание того, что находишься среди друзей

8. Больше всего я ценю:

Личный успех

Общую работу

Практические результаты

9. Устраивает ли Вас уровень следующих признаков трудовой ситуации на предприятии? Ответьте «да» или «нет» в каждом варианте.

Уровень оплаты труда ____

Информирование коллектива ____

Состояние трудовой дисциплины ____

Условия труда ____

Взаимоотношения в коллективе _____

10. Я не переношу в работе:

Ссоры и споры

Отметание всего нового

Людей, ставящих себя выше других

11. Я хотел бы:

Чтобы окружающие считали меня своим другом

Помогать другим в общем деле

Вызывать восхищение других

12. Я люблю начальство, когда оно:

Доступно

13. На работе я хотел бы:

Чтобы решения принимались коллективно

Самостоятельно работать над решением проблем

Чтобы начальник признал мои достоинства

14. Человек должен вести себя на работе так, чтобы:

Другие были довольны им

Выполнить, прежде всего, свою задачу

Не нужно было укорять его за работу.

Обработка полученных данных: исходя из основных правил построения данной анкеты, первоначально нами был произведен статистический подсчет полученных сведений, который представлен в таблице 3.

Таблица 3 Социологические данные удовлетворенностью работой

Рассматривая социологические данные, мы видим, что в выборке респондентов общая масса работают не более года на одном месте.

По выделяемым показателям удовлетворенности наиболее преобладает удовлетворенность в коллективе, в общей выборке 70%. При этом показатели удовлетворенности оплатой и самой работой, также выделяются респондентами исследования.

Вторым шагом в анализе данных анкетирования по удовлетворенностью работой стал подсчет показателей критериев относящихся к трем исследуемым направленностям в работе, такие как:

1) успешность выполнения работы;

2) установление хороших отношений с коллегами;

3) получения самоудовлетворения от работы.

Анализ данных критериев анкетирования представлен в диаграмме (рис. 2).

Рис. 2 Показатели выраженности критериев удовлетворенностью работой (в %)

Выводы по анкетированию: анализируя полученные общие данные по анкетированию, мы можем утверждать, что среди всех респондентов наиболее преобладает направленности личности на взаимодействия в работе (52%). Направленность на выполнение работы выражена у 33% респондентов, и незначительное количество респондентов (15%) указывают на важность получения удовлетворения от совершенной работы.


Заключение

Проведенный теоретический анализ по изучению аспектов проблемы разработки и интерпретации анкетирования позволяет сделать следующие выводы.

Итак, в ходе написания контрольной работы было выявлено, что в практике психологических исследований метод анкетирования позволяет выяснить статистические данные на определенно поставленную заранее тему исследования. Анкетеру необходимо произвести на респондентов хорошее впечатление, пробудить их интерес, завоевать доверие, подтвердить уверенность в собственных силах, не дать им заскучать и тем самым заставить отвечать искренне и с удовольствием. Проблема эта не только чисто методическая, но и этическая. Социологу, как психологу приходится думать как о собственной исследовательской программе, так и о том, какие темы респонденты будут обсуждать более охотно, что может их больше заинтересовать. Поэтому анкета должна быть вежливой, а не эгоистичной. А это означает, что анкета должна осуществлять, не только научно-познавательные, но и коммуникативные функции. Упорядоченным должен быть как список вопросов, расположенных в логической последовательности, объединенных единой тематикой, так и список, который будет снабжен преамбулой, инструкцией, обращением. Кроме того, он включит не только вопросы, непосредственно нацеленные на получение искомых ответов или контролирующие их, но и вопросы, позволяющие установить с респондентами контакт, создать у них кооперативную установку, способствовать снятию напряжения, скуки и усталости, неуверенности и т.п. Иными словами, анкета – это список вопросов, предлагаемый всем респондентам в идентичной форме и адаптированный к условиям массового асимметричного целенаправленного опосредованного общения.


Список используемой литературы

1. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: Смысл, 1997. – 286 с.

2. Глуханюк Н.С., Дъяченко Е.В., Семенова С.Л. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2003. – 235 с.

3. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Институт практической психологии, 2002. – 127 с.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева, - СПб.: Питер, 2003. – 560 с.

5. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. – М.: Форум, 2009. – 304 с.

6. Ратанов Т.А. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Флинта, 2005. – 303 с.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: Владос, 2008. – 477 с.

8. Романов К.М., Гагарина Ж.Г. Практикум по общей психологии. – М.: МПСИ, 2002. – 184 с.

9. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. – М.: Институт психотерапии, 2002. – 224 с.

10. Сонин В.А. Общий психологический практикум. – М.: Форум, 2010. – 416 с.

11. Твороговой Н.Д. Общая и социальная психология. Практикум. – М.: МИА, 1997. – 374 с.


Top