Тетрадь успехов первоклассника. Дневник успехов первоклассника

Ведение “Дневника успехов первоклассника” направленно на создание условий для формирования оценочных умений у первоклассников.

К факторам, влияющим на становление оценочной деятельности первоклассника, относятся оценка учителя, оценка одноклассников, мнение родителей, собственный жизненный опыт, присвоение навыков учебной деятельности.

В качестве основных этапов формирования оценочных умений выделены:

Диагностический,

Подготовительный,

Основной,

Заключительный.

На первом этапе выявляются “стартовые” возможности обучающихся через мониторинг психолого-педагогического сопровождения первоклассников в условиях внедрения ФГОС.

Второй, подготовительный этап заключается в приобретении обучающимися умений учиться и навыков учебного сотрудничества. Труд ребенка направлен на освоение отношений: умений договориться, обменяться опытом, понимать друг друга и оценивать себя, почувствовать себя школьником.

Третий этап является основным. Результат работы на третьем этапе заключается в овладении обучающимися следующими оценочными умениями: самостоятельно определять критерии; оценивать отдельные этапы и всю работу в целом; оценивать друг друга; использовать ретроспективную оценку для оценки работы группы; принимать оценку родителей.

Четвертый заключительный этап необходим для закрепления полученных умений пользоваться разными видами оценки. Цель: присвоение каждым учеником способа работы с заданными эталонами оценки, выработка собственных эталонов.

Этапы формирования оценочных умений

Деятельность учителя Деятельность обучающегося Время реализации
I. Диагностический.

Цель: Определение стартовых возможностей обучающихся.

- оценивает начальный уровень подготовки обучающихся;

Создает информационный банк данных на каждого ученика по итогам педагогической и психологической диагностики.

- участвует в определении “стартовых” возможностей. Сентябрь
II. Подготовительный.

Цель: Овладение содержанием урока “Введение в школьную жизнь” через “Дневник достижений первоклассника”.

- организует усвоение норм поведения в школе;

Дает образцы и критерии оценки работы;

Обучает разным видам оценивания: знаки, баллы, шкалы, суждения, знаки отличия.

- осознание обучающимися целей оценивания (“зачем оценивать?”);

Овладение системой условных знаков оценивания;

Знакомство с предметом и критериями оценивания (“что оценивать?”);

Знакомство с видами оценивания (“как оценивать?”);

Формирование у обучающихся умений самооценивания.

1 четверть
III. Основной.

Цель: развитие умения оценивать свою и чужую работу по заданным критериям по окончанию работы и свою работу до её выполнения.

- организует работу по формированию ретроспективной оценки:

Проверяет работы, исправляет ошибки, ставит оценочные шкалы и предоставляет право на оценку самому ученику;

Организует оценивание работы самим учеником сразу после выполнения задания по заранее выбранным критериям;

Организует оценивание работы родителем;

Дает готовые критерии для оценивания или совместно разрабатывает с учащимися;

Использует алгоритмы, памятки, схемы.

Знакомит свведением “накопительной системы оценивания” “Портфолио”.

- выполняет упражнения: на сопоставление, сравнение с образцом, с недостающими данными, на нахождение ошибок, выполнение роли “учителя”, поэтапное выполнение действий, работа по готовым или самостоятельно разработанным алгоритмам, контрольным вопросам, таблицам, схемам, памяткам;

Изучает пооперационный способ оценивания с помощью “Листа достижений”;

Осуществляет оценивание индивидуальной, парной, групповой работы по содержанию или по виду деятельности.

2 четверть

3 четверть

IV.Заключительный.

Цель: присвоение каждым обучающимся способа работы с данными эталонами оценки или выработка собственных критериев.

- выстраивает процесс формирования оценочных умений, согласно трех стадий: первая стадия (подобное рассуждение), вторая стадия (частичное свертывание), третья стадия (максимальное сжатие);

Содействует повышению уровня самостоятельности в учебной деятельности и развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

Вводит понятие “пятибалльная система оценивания”;

Формирует прогностическую и рефлексивную оценку.

- выполняет оценивание предстоящей или законченной работы;

Производит соотнесение допущенных ошибок с образцом и планирует работу по их исправлению;

Оценивает свою работу по критериям, данным учителем или самостоятельно выделенным, с учетом изучаемого материала.

Пользуется различными видами оценки.

4 четверть

Необходимыми условиями развития действия оценки учебной деятельности являются:

Постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности; не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребенком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;

Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности;

Организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

Формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности; оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;

Формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

Организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребенка (по методике А.Г. Поварницына, 2001).

Перечисленные условия организации действия оценки должны быть конкретизированы для различных учебных предметов. В начале освоения нового учебного содержания критерии оценки должны быть представлены в развернутом и максимально дифференцированном виде, а по мере усвоения обобщены.

Структура действия оценки включает следующие компоненты: объект оценки, критерий оценки, сравнение объекта оценки с критерием оценки, отображение в знаково-символической форме результата оценивания. Оценка выполняет функцию предоставления сведений обучающемуся об успешности его учебной деятельности. Формирование оценки в учебной деятельности основано на анализе обучающимся собственной деятельности, что наилучшим образом может быть организовано в учебном сотрудничестве со сверстниками (по методике Г.А. Цукермана, Л.В. Берцфаи, А.В. Захаровой).

Оценка формируется на операциональной основе контроля учебной деятельности. Прогностическая оценка направлена на выявление возможностей реализации деятельности. Она обеспечивает условия адекватного целеобразования.

Ретроспективная оценка направлена на анализ предполагаемых неудач и внесение соответствующих коррективов в деятельность.

Оценка как компонент учебной деятельности может быть характеризована такими свойствами, как адекватность, надежность, полнота (А.В. Захарова, Л.В. Берцфаи). Выделяют шесть уровней сформированности действия оценки как компонента учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Уровни развития оценки

Уровни Показатели Поведенческие индикаторы
1. Отсутствие Ученик не умеет, не

пытается и не испытывает потребности оценивать свои действия - ни самостоятельно,

ни по просьбе учителя.

Всецело полагается

на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи.

2. Адекватная ретроспективная оценка. Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается это сделать; может оценить действия других учеников.
3. Неадекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности, однако при этом учитывает лишь факт - знает он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия. Свободно и аргументированно оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка. Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности для ее решения, учитывая изменения известных ему способов действий. Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом.
5. Актуально-адекватная прогностическая оценка Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности при решении, учитывая изменения известных способов действия. Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения.

Компоненты формирования оценочных умений первоклассника

Результатом ведения “Дневника успехов первоклассника” является сформированность оценочных умений у обучающихся, в качестве основных компонентов оценки и её степени можно выделить: мотивационный, содержательный, деятельностный компоненты.

Компонент Критерии и показатели Методики
1. Мотива-
ционный
Отношение к осуществлению оценочной деятельности:

а) отношение первоклассников к учебной деятельности;

б) уровень самооценки младших школьников;

в) уровень тревожности.

Методики Е.Е. Кравцовой “Мотивация учебной деятельности”,

А.И. Липкиной “Три оценки” и задачи Пиаже,

“Выбери нужное лицо”

Р.С. Немова

2. Содержа-
тельный
Поэтапное изучение и применение знаний об оценочной деятельности:

а) знание об оценочных шкалах;

б) развитость и сформированность познавательных способностей (умения целеполагания, планирования, выполнения, контроля и оценки);

в) знание пооперационного состава действий изученного материала.

Беседа и наблюдение по методике Г. А. Цукерман,

стационарная методика

Э. Ф. Замбацявичене, и методика Е. В. Заика – Г.В. Репкиной “Оценка уровня сформированности учебной деятельности”,

лист достижений по каждой теме.

3. Деятельно-
стный
Овладение организационно-исполнительскими и коммуникативными умениями, позволяющими выполнять действия оценки в учебной деятельности:

а) совершенствование познавательной сферы;

б) формирование навыка оценочной деятельности;

в) самостоятельное выполнение оценочной деятельности.

Наблюдение за усвоением программного материала, экспертная оценка степени сформированности,

экспертная оценка процедуры итогов контрольных работ.

В рамках концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова показано значение оценки - ее мотивационный смысл, влияние на успешность становления и осуществления учебной деятельности, формирование самооценки учащегося. Учебное действие оценки становится основой для развития самооценки ребенка в том случае, если он усваивает способы оценки (А.В. Захарова, А.И. Липкина, Е.И. Савонько, Ш.А. Амонашвили).

Оформление “Дневника успехов первоклассника”. (Приложение)

3 этап. Основной (взаимооценка, оценка родителей).

4 этап. Заключительный. (взаимооценка, оценка родителей, учителя).

Литература

ipk.kuz-edu.ru/files/upload/Sistema_ocenki_Tomsk.pdf

Формирование оценочных умений у первоклассников в условиях...

www.pandia.ru/text/77/152/13486

ipk.kuz-edu.ru/files/upload/Sistema_ocenki_FGOS_pr...

ipk.kuz-edu.ru/files/upload/Sistema_ocenki_School_.

Положение об оценивании по ФГОС

portal.iv-edu.ru/.../Положение%20об%20оценивании%20по%20ФГОС

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /[А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова.- 3-е изд. –М. :Просвещение, 2011. – 152 с. : ил. – ISBN 978-5-09-025478-6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Ч. 1 / [М.Ю.Демидова, С.И.Иванов, О.А. Карабанрова и др.] ; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 215с. – (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024003-1.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний. В 3 ч. Ч. 2 / [Л.Л.Алексеева, М.З. Биболетова, А.А. Вахрушев и др.]; под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2011.-240 с.- (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-024722-1.

Пособие содержит конспекты уроков по изучению букв, слов и предложений с использованием игровых, занимательных и нестандартных упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, пространственного воображения, внимания, памяти у учащихся первого класса. Материал издания составлен на основе программы обучения чтению и письму по системе Н. А. Сторожевой.
Адресуется учащимся начальных классов, учителям для использования в учреждениях образования вне образовательного процесса, родителям.

Примеры.
Раскрась фрагмент рисунка: ле - зелёным карандашом, не - коричневым, ке - жёлтым, те - голубым.

Обведи рисунки. Из первых букв каждого слова составь новое слово. Запиши его.

Содержание
Предисловие
Алфавит
Элементы букв
Памятка «Соединения строчных букв»
Потренируйся! (упражнения для выработки умений написания элементов, составляющих буквы)
Буква А (урок 1)
Буква А (урок 2)
Буква О (урок 1)
Буква О (урок 2)
Буква И (урок 1)
Буква И (урок 2)
Буква Ы
Буква У (урок 1)
Буква У (урок 2)
Буква Н (урок 1)
Буква Н (урок 2)
Буква С (урок 1)
Буква С (урок 2)
Буква К (урок 1)
Буква К (урок 2)
Буква Т (урок 1)
Буква Т (урок 2)
Буква Л (урок 1)
Буква Л (урок 2)
Буква М (урок 1)
Буква М (урок 2)
Буква Р (урок 1)
Буква Р (урок 2)
Буква Р (урок 3)
Буква В (урок 1)
Буква В (урок 2)
Буква Е (урок 1)
Буква Е (урок 2)
Буква Е (урок 3)
Буква П (урок 1)
Буква П (урок 2)
Буква З (урок 1)
Буква З (урок 2)
Буква Б (урок 1)
Буква Б (урок 2)
Литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Умная тетрадка для первоклассника, Часть 1, Мавлютова Н.Р., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Пропись, для 1 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения, Тохтаходжаева М.Х., Белова В.А., Вейцман Н.М., 2019
  • Русский язык, Учебник для 1 класса школ общего среднего образования с русским языком обучения, Тохтаходжаева М.Х., Белова В.А., Вейцман Н.М., 2019
  • Русская графика, 1 класс, Книга для учителя, Агаркова Н.Г., 1997

Следующие учебники и книги.

– праздник для первоклассников и родителей. Праздник, с изрядной долей тревоги со стороны старшего поколения: как ребенок адаптируется в новой обстановке, справится ли со всеми требованиями, которые ему предъявит школа? Для вчерашнего дошколенка меняется многое: режим дня, детский коллектив, деятельность, которая теперь будет оцениваться.

Портфолио ученика 1 класса – это один из современных вариантов оценивания школьника.

Школьное портфолио - что это?

Портфолио – эта папка, содержащая сведения о личности ребенка, его интересах и активности в тех или иных сферах деятельности в школе и вне ее. Этот документ помогает раскрыть способности и умения школьника. В портфолио же содержится информация о семье ребенка, семейных традициях.

Цель составления портфолио для первоклассника

Учеба важна сама по себе, но готовность первоклассников к новой деятельности разная. Иногда ребенок, отставая в чем-то от своих сверстников, может потерять интерес к обучению еще на начальном этапе. Для того, чтобы этого не произошло, педагоги используют множество приемов. Это и адаптационные программы для первоклассников, уроки с игровыми элементами для плавного перехода от игровой деятельности к учебной, и оценка работы первоклашки в различной форме на занятиях.

Для родителей в этот период важно принимать активное участие в жизни своего ребенка и прислушиваться к требованиям и советам учителя.

Одним из таких требований и является создание портфолио первоклассника. Какой смысл в сборе этих материалов?

Изначально создание портфолио ученика задумывалось как основа для успешного выбора профильного обучения в старших классах. Но в заполнении и украшении этих страничек у малышей существуют и другие аспекты, которые имеют, скорее, психологический характер.

Заполнение разделов портфолио формирует у ребенка привычку фиксировать свои успехи, что важно для положительной самооценки: ребенок видит, что его результаты раз от раза становятся лучше, и узнает свои сильные и слабые стороны. Если ученик не научится реально оценивать свои учебные успехи, то в дальнейшем возможны конфликты с педагогами, поскольку ребенок не ориентирован на самосовершенствование и дисциплину.

Строгих рамок для создания портфолио ученика 1 класса нет. Важно лишь не превратить эту работу в учет достижений, поэтому нужно научить ребенка анализировать свою учебную деятельность, а не создавать «памятник» самому себе.

Как оформить портфолио первоклассника

Заполнение портфолио ученика 1 класса – кропотливая работа, но ее можно превратить в увлекательный процесс совместной деятельности родителей и ребенка.

Первое, что вы должны сделать – это посетить вместе с ребенком магазин канцелярских товаров. Пусть малыш поможет вам выбрать самую красивую папку с файлами. Учитывайте, что эта папка будет служить вам долгие годы, поэтому она должна быть прочной и содержать большое количество пустых файлов (не меньше 90).

Портфолио для 1 класса должно быть ярким и красочным, чтобы привлекать внимание ребенка, поэтому для его оформления вам также понадобятся цветные карандаши и ручки, фломастеры, линейка, трафареты, детские наклейки с различными изображениями.

Школьное портфолио ученика

Разделы портфолио ученика 1 класса

Портфолио для первого класса может включать в себя следующие разделы:

  • личные данные,
  • достижения ребенка,
  • участие в жизни класса и школы,
  • отзывы и пожелания.

Личные данные

Вклеить фотографию, написать полное имя ребенка, охарактеризовать семью (рисунок первоклассника на эту тему), написать адрес. Можно включить рисунки и рассказы о школе, друзьях, любимых животных с фотографиями.

Будет просто отлично, если ребенок совместно с родителями нарисует короткий и безопасный путь от школы домой, а мама с папой объяснят основные требования безопасности, и первоклашка усвоит ТРИ НЕЛЬЗЯ:

  • нельзя заговаривать с малознакомыми и чужими людьми на улице;
  • нельзя садиться в машину (ходить в гости, гулять) с малознакомыми и чужими людьми;
  • нельзя открывать двери кому – либо, когда он один дома.

Пусть ребенок оформит эти запреты в портфолио рисунками.


Достижения ребенка

В начальной школе у детей так много забот: научиться быстрому чтению, освоить навыки счета и выучить таблицу умножения, выполнить программу по внеклассному чтению.

Всю динамику стоит занести в портфолио ученика 1 класса, оформить иллюстрациями на тему прочитанных книг, придумать смешные картинки о том, как преодолевались трудности. Родители должны приветствовать и поддерживать инициативу ребенка в заполнении этих страниц.

Не стоит акцентировать внимание только на успехах в учебе. Ребенок посещает спортивные секции, музыкальную или художественную школу, дополнительные занятия по иностранному языку. Все творческие работы, которые нравятся школьнику, грамоты, награды, фото с соревнований и выступлений включаются в этот раздел портфолио ученика 1 класса.

Весь собранный материал можно разграничить на отдельные главы:

  1. математика – вкладываются работы по математике, отзывы об участии в тематических Олимпиадах;
  2. русский язык – вкладываются работы по русскому языку, отзывы об участии в тематических Олимпиадах;
  3. литературная копилка – рисунок с динамикой наращивания скорости чтения, короткие заметки о прочитанных книгах, удачные изложения и сочинения;
  4. проектная деятельность – работы, которые были признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
  5. творческая деятельность – в этот раздел портфолио первоклассника следует помещать рисунки, стихи, сказки, фотографии объемных поделок, которые сделал ребенок, или любые другие творческие работы;
  6. мои увлечения – фотографии, рассказы о том, что интересно ребенку;
  7. спортивные победы или успехи в музыкальной школе, изучении иностранного языка – собрать грамоты, фотографии команды и призов, выступлений на отчетных мероприятиях.

Участие в жизни класса и школы

Для любого человека важно быть принятым в коллектив. Поощряя участие первоклашки во внеклассных мероприятиях, родители помогут ребенку адаптироваться в школе. Все фотографии о походах, экскурсиях, поездках, праздниках, рисунки, памятные сувениры помещаются в папку портфолио ученика 1 класса. Там же нужно записать, какие обязанности ученик выполняет в классе, ребенок по желанию может оформить все рисунками или картинками по теме.

Отзывы и пожелания

Этот раздел портфолио ученика 1 класса должны вести сами родители и учитель. Основная цель – поощрить ребенка. Не стоит ограничиваться общим словом "Молодец!", лучше писать развернутые отзывы и хвалить ребенка за какие-то конкретные достижения, это поможет повысить его мотивацию к учебе.

Итоги учебного года и характеристика от учителя с рекомендациями и пожеланиями для следующего учебного года также будет хорошей мотивацией для ребенка.

Портфолио первоклассника может содержать и другие разделы, их может добавить учитель. Также структуру этого документа может регламентировать Положение о портфолио ученика, утвержденное педагогическим советом школы.

Заполняем портфолио для школьника

Портфолио ученика 1 класса – образцы заполнения

Вы может взять в качестве примера по заполнению страниц портфолио ученика 1 класса образец, приведенный ниже. Эта информация поможет максимально полно раскрыть личность вашего ребенка, его способности и таланты, укажет направления дальнейшего совершенствования, мотивирует на новые достижения.

  1. Страницы раздела «Личные данные»

  • Мой портрет (фото ребенка)
  • Обо мне:

Меня зовут___________________

Я родился ____________________ (число/месяц/год)

Я живу в ______________________

Мой адрес ____________________

Вопрос

Напиши

Нарисуй

Я люблю заниматься…

У меня есть любимая игрушка – это…

Мой любимый цвет…

Мое любимое блюдо…

Моя любимая книга…

Больше всего мне нравиться…

Я хочу научиться…

  • Моя семья

Портрет моей семьи (фото или рисунок ребенка)

Родословное дерево

Наши семейные традиции

  • Мой класс (фото и небольшая характеристика класса)
  • Мои друзья (фото и небольшая характеристика друзей)
  • Мой первый учитель
  • Мой распорядок дня

  1. Страницы раздела «Достижения ребенка»

  • Мои лучшие работы по математике (русскому языку, окружающему миру и т.д.)
  • Я читаю

Список прочитанных книг с короткими заметками о них

График динамики наращивания скорости чтения

  • Мои лучшие проектные работы

Работая над этим проектом я узнал…

Работая над этим проектом я научился…

  • Мое творчество

Я сочиняю

Я делаю своими руками

  • Мои увлечения

Я спортсмен (певец, танцор, музыкант, художник)

Грамоты, фотографии команды и призов, выступлений на отчетных мероприятиях

  • За последний год я научился


  1. Страницы раздела "Участие в жизни класса и школы"

  • Мои обязанности в классе
  • Общественно-полезные дела класса (фото и небольшие заметки)
  • Наши школьные праздники, походы, поездки, экскурсии (фото и небольшие заметки)
  • Наши совместные победы в конкурсах и соревнования (фото событий и призов, небольшие заметки)

Top