Валерий яковлевич брюсов годы жизни. Валерий брюсов

Биография и творческий путь

Детство

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848-1907) , сочувствовал идеям революционеров-народников ; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 году Яков Брюсов отослал в журнал «Задушевное слово» написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «письмо» было опубликовано (№ 16, 1884).

Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе ; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого (в журнале «Русский спорт » за 1889 год) представляет собой статью в защиту тотализатора. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма », поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать», - вспоминал Брюсов ); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию , так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи - словом «всё, что попадалось под руку». При этом будущий поэт получил хорошее образование - он учился в двух московских гимназиях (с по 1889 год - в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в -1893 годах - в частной гимназии Л. И. Поливанова ; последний - великолепный педагог - оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой .

Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-х

Молодой Брюсов

Уже в 13 лет Брюсов связывал своё будущее с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году ; несколько позднее появились его первые (довольно неискусные) рассказы. В пору обучения в гимназии Креймана Брюсов сочинял стихи, занимался изданием рукописного журнала. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Некрасова , затем он был очарован поэзией Надсона .

К началу 1890-х наступила пора увлечённости Брюсова произведениями французских символистов - Бодлера , Верлена , Малларме . «Знакомство в начале 90-х годов с поэзией Верлена и Малларме, а вскоре и Бодлера, открыло мне новый мир. Под впечатлением их творчества созданы те мои стихи, которые впервые появились в печати», - вспоминает Брюсов. В 1893 году он пишет письмо (первое из нам известных) Верлену, в котором говорит о своём предназначении распространять символизм в России и представляет себя как основоположника этого нового для России литературного течения. Восхищаясь Верленом, Брюсов в конце 1893 года создаёт драму «Декаденты. (Конец столетия)», в которой рассказывает о недолгом счастье знаменитого французского символиста с Матильдой Моте и затрагивает взаимоотношения Верлена с Артюром Рембо .

В 1890-х годах Брюсов написал несколько статей о французских поэтах. В период с по 1895 год он издал (под псевдонимом Валерий Маслов ) три сборника «Русские символисты», куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); бо́льшая их часть написана под несомненным влиянием французских символистов; помимо брюсовских, в сборниках широко были представлены стихотворения А. А. Миропольского (Ланга), друга Брюсова, а также А. Добролюбова , поэта-мистика. В третьем выпуске «Русских символистов» было помещено брюсовское однострочное стихотворение «О закрой свои бледные ноги », быстро обретшее известность, обеспечившее неприятие критики и гомерический хохот публики по отношению к сборникам. Долгое время имя Брюсова не только в мещанской среде, но и в среде традиционной, «профессорской», «идейной» интеллигенции ассоциировалось именно с этим произведением - «литературным коленцем» (по выражению С. А. Венгерова). С иронией отнёсся к первым произведениям русских декадентов Владимир Соловьёв , написавший для «Вестника Европы » остроумную рецензию на сборник (Соловьёву принадлежат также несколько известных пародий на стиль «Русских символистов»). Впрочем, позднее сам Брюсов так отзывался об этих своих первых сборниках:

Мне помнятся и книги эти
Как в полусне недавний день
Мы были дерзки, были дети,
Нам всё казалось в ярком свете.
Теперь в душе и тишь и тень.
Далёка первая ступень
Пять беглых лет как пять столетий.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета , где, кстати, обучался вместе с другим известным однокурсником - историком литературы Владимиром Саводником . Основной круг его интересов в студенческие годы - история, философия, литература, искусство, языки. («…Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня», - отмечал поэт в дневнике ). В юности Брюсов увлекался также театром и выступал на сцене московского Немецкого клуба; здесь он познакомился с Натальей Александровной Дарузес (выступала на сцене под фамилией Раевская), ставшей вскоре возлюбленной поэта (первая любовь Брюсова - Елена Краскова - скоропостижно скончалась от чёрной оспы весной 1893 ; ей посвящено множество стихотворений Брюсова 1892-1893 годов); любовь к «Тале» Дарузес Брюсов испытывал до 1895 года .

В 1895 году появился на свет первый сборник исключительно брюсовских стихов - «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»); нападки печати вызвало уже само название сборника, не соответствовавшее, по мнению критики, содержанию сборника (самовлюблённость была характерна для Брюсова 1890-х ; так, к примеру, в 1898 году поэт записал в своём дневнике: «Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния» ). Мало того, в предисловии к сборнику автор заявляет: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки ни от критики, ни от публики. Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Как для «Chefs d’oeuvre», так и вообще для раннего творчества Брюсова характерна тема борьбы с дряхлым, отжившим миром патриархального купечества, стремление уйти от «будничной действительности» - к новому миру, рисовавшемуся ему в произведениях французских символистов. Принцип «искусство для искусства», отрешённость от «внешнего мира», характерные для всей лирики Брюсова, отразились уже в стихотворениях сборника «Chefs d’oeuvre». В этом сборнике Брюсов вообще - «одинокий мечтатель», холодный и равнодушный к людям. Иногда его желание оторваться от мира доходит до тем самоубийства, «последних стихов». При этом Брюсов беспрестанно ищет новые формы стиха, создаёт экзотические рифмы, необычные образы. См., например:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.

Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонкозвучной тишине…

В стихотворениях сборника чувствуется сильное влияние Верлена .

В следующем сборнике - «Me eum esse» («Это я», ) Брюсов незначительно прогрессировал сравнительно с «Chefs d’oeuvre»; в «Me eum esse» автор всё ещё видится нам холодным мечтателем, отстранённым от «внешнего» мира, грязного, ничтожного, ненавидимого поэтом. Период «Chefs d’oeuvre» и «Me eum esse» сам Брюсов впоследствии называл «декадентским» (см. также: ). Наиболее известное стихотворение «Me eum esse» - «Юному поэту»; оно и открывает собой сборник.

В юношеские годы Брюсов уже разрабатывал теорию символизма («Новое направление в поэзии органически связано с прежними. Просто новое вино требует новых мехов», - пишет он в 1894 году молодому поэту Ф. Е. Зарину (Талину)) .

Во второй половине 1890-х годов Брюсов сблизился с поэтами-символистами, в частности - с К. Д. Бальмонтом (знакомство с ним относится к 1894 году ; вскоре оно перешло в дружбу, не прекращавшуюся вплоть до эмиграции Бальмонта), стал одним из инициаторов и руководителей основанного в 1899 году С. А. Поляковым издательства «Скорпион», объединившего сторонников «нового искусства».

В позднейших сборниках мифологические темы постепенно затухают, уступая место идеям урбанизма , - Брюсов воспевает темп жизни большого города, его социальные противоречия, городской пейзаж, даже звонки трамваев и сваленный в кучи грязный снег. Поэт из «пустыни одиночества» возвращается в мир людей; он словно бы вновь обретает «отчий дом»; среда, которая взрастила его, разрушена, и теперь на месте «полутёмных лавок и амбаров» вырастают сияющие города настоящего и будущего («Рассеется при свете сон тюрьмы, и мир дойдёт к предсказанному раю»). Одним из первых русских поэтов Брюсов в полной мере раскрыл урбанистическую тему (хотя элементы «городской лирики» можно встретить ещё задолго до Брюсова - например, в пушкинском «Медном всаднике», в некоторых стихотворениях Н. А. Некрасова). Даже стихотворения о природе, которых в сборнике немного, звучат «из уст горожанина» («Месячный свет электрический» и т. п.). В «Третьей страже» помещены также несколько переводов стихотворений Верхарна , восхищение творчеством которого последовало за восхищением музыкой и «нечёткими образами» поэзии Верлена.

В это время Брюсов готовит уже целую книгу переводов лирики Верхарна - «Стихи о современности». Поэт увлечён не только ростом города: его волнует само предчувствие надвигающихся перемен, становления новой культуры - культуры Города; последний должен стать «царём Вселенной», - и поэт уже сейчас преклоняется перед ним, готовый «повергнуться в прах», чтобы открыть «путь к победам». В этом и состоит ключевая тема сборника «Tertia Vigilia».

Характерной чертой поэтики Брюсова с этого периода становится стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, он был ценителем всех видов поэзии (им посещаются «пятницы К. К. Случевского »), собирателем «всех напевов» (название одного из его сборников). Об этом он говорит в предисловии к «Tertia Vigilia»: «Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пушкина или Майкова, и порывания выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета, и мыслительные раздумья Баратынского, и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова». Стилизации самых разных поэтических манер, русских и иностранных (вплоть до «песней австралийских дикарей») - излюбленное занятие Брюсова, он готовил даже антологию «Сны человечества», представляющую собой стилизацию (или переводы) поэтических стилей всех эпох. Эта черта творчества Брюсова вызывала наиболее поляризирующие критику отклики; сторонники его (прежде всего символисты, но и такие акмеисты-ученики Брюсова, как Николай Гумилёв) видели в этом «пушкинскую» черту, «протеизм», знак эрудиции и поэтической мощи, критики (Юлий Айхенвальд , Владислав Ходасевич) критиковали такие стилизации как знак «всеядности», «бездушия» и «холодного экспериментаторства».

«Urbi et Orbi»

Валерий Яковлевич жил в этом доме (Москва, Пр. Мира,30) в 1910-1924. Сейчас там литературный музей

Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (характерные стихотворения - «В дни запустений» (1899), «Словно нездешние тени» (1900)) нашли отражение в сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году ; Брюсова вдохновляют уже не синтетические образы: всё чаще поэт обращается к «гражданской» теме. Классическим примером гражданской лирики (и, пожалуй, наиболее известным в сборнике) является стихотворение «Каменщик». Для себя Брюсов выбирает среди всех жизненных путей «путь труда, как путь иной», дабы изведать тайны «жизни мудрой и простой». Интерес к реальной действительности - знающей страдания и нужду - выражается в «городских народных» «частушках», представленных в разделе «Песни». «Песни» написаны жизненно, в «лубочной » форме; они привлекли к себе большое внимание критики, отнёсшейся, однако, к этим произведениям большей частью скептически, назвав «фальсификацией» «псевдонародные частушки» Брюсова. Урбанистическая тема получает здесь большее развитие по сравнению с «Tertia Vigilia»; поэт отдельными штрихами рисует жизнь большого города во всех её проявлениях: так, мы видим и чувства рабочего («И каждую ночь регулярно я здесь под окошком стою, и сердце моё благодарно, что видит лампадку твою» ), и истинные переживания обитательницы «дома с красненьким фонариком».

В немногих стихотворениях видны надуманное самообожание («И девы и юноши встали, встречая, венчая меня, как царя» ), в других же - эротомания, сладострастие (такими стихотворениями в значительной степени наполнен раздел «Баллады»). Тема любви получает замечательное развитие в разделе «Элегии»; любовь становится священнодействием , «религиозным таинством» (см., например, стихотворение «В Дамаск»). Если во всех предыдущих сборниках Брюсов совершал лишь робкие шаги по пути Новой Поэзии, то в сборнике «Urbi et Orbi» он является нам уже нашедшим своё призвание, определившим свой путь мастером; именно после выхода «Urbi et Orbi» Брюсов становится признанным вождём русского символизма. Особенно большое влияние сборник оказал на младосимволистов - Александра Блока , Андрея Белого , Сергея Соловьёва .

Апофеозом капиталистической культуры является стихотворение «Конь Блед». В нём перед читателем предстаёт полная тревоги, напряжённая жизнь города. Город своими «грохотами» и «бредом» стирает надвигающийся лик смерти, конца со своих улиц - и продолжает жить с прежней яростной, «многошумной» напряжённостью.

Темы и настроения в творчестве этого периода

Великодержавное настроение времён Русско-японской войны 1904-1905 годов (стихотворения «К согражданам», «К Тихому океану») сменились у Брюсова периодом веры в непременную гибель урбанистического мира, упадок искусств, наступление «эпохи ущерба». Брюсов видит в будущем лишь времена «последних дней», «последних запустений». Своего пика эти настроения достигли во время Первой русской революции ; они ярко выражены в брюсовской драме «Земля» ( , вошла в сборник «Земная ось»), описывающей будущую гибель всего человечества; затем - в стихотворении «Грядущие Гунны» (); в 1906 году Брюсовым была написана новелла «Последние мученики», описывающая последние дни жизни русской интеллигенции, участвующей в безумной эротической оргии пред лицом смерти. Настроение «Земли» (произведения «предельно высокого», по определению Блока) в целом пессимистическое. Представлено будущее нашей планеты, эпоха достроенного капиталистического мира, где нет связи с землёй, с просторами природы и где человечество неуклонно вырождается под «искусственным светом» «мира машин». Единственный выход для человечества в создавшемся положении - коллективное самоубийство, которое и являет собой финал драмы. Несмотря на трагический финал, в пьесе изредка всё же встречаются вселяющие надежду нотки; так, в финальной сцене появляется верящий в «возрождение человечества» и в Новую жизнь юноша; по нему - лишь истинному человечеству вверена жизнь земли, и люди, решившиеся умереть «гордой смертью», - только заблудившаяся в жизни «несчастная толпа», ветвь, оторванная от своего дерева. Однако упаднические настроения только усилились в последующие годы жизни поэта. Периоды полного бесстрастия сменяются у Брюсова лирикой неутолённых болезненных страстей («Я люблю в глазах оплывших», ; «В игорном доме», 1905; «В публичном доме», 1905, и мн. др.).

«Στεφανος»

Титульный лист сборника «Στεφανος»

Следующим сборником Брюсова стал «Στεφανος» («Венок»), написанный во время самых ожесточённых революционных событий 1905 года (вышел в декабре 1905); сам поэт считал его вершиной своего поэтического творчества («„Венок“ завершил мою поэзию, надел на неё воистину „венок“», - пишет Брюсов ). В нём ярко расцветает гражданская лирика Брюсова, начавшая проявляться ещё в сборнике «Urbi et Orbi». Только циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения» посвящены любви. Брюсов поёт «гимн славы» «грядущим гуннам», прекрасно понимая, что они идут разрушить культуру современного ему мира, что мир этот обречён и что он, поэт, - его неотрывная часть. Брюсов, происходивший из русского крестьянства, находившегося под «барским гнётом», был хорошо знаком с сельской жизнью. Крестьянские образы возникают ещё в ранний - «декадентский» - период брюсовской лирики. На протяжении 1890-х годов поэт обращается к «крестьянской» теме всё чаще. И даже в период поклонения городу у Брюсова иногда возникает мотив «бегства» с шумных улиц на лоно природы. Свободен человек лишь на природе, - в городе он лишь ощущает себя узником, «рабом каменьев» и мечтает о будущем разрушении городов, наступлении «дикой воли». По Брюсову, революция была неминуема. «О, придут не китайцы, избиваемые в Тяньцзине , а те - более страшные, втоптанные в шахты и втиснутые в фабрики… Я зову их, ибо они неизбежны», - пишет поэт четырём символистам в 1900 году , после «Трёх разговоров» Владимира Соловьёва . Расхождение во взглядах на революцию среди символистов началось, таким образом, уже на рубеже веков. Брюсов сам ощущает себя рабом буржуазной культуры, культуры города, и его собственное культурное строительство является сооружением той же тюрьмы, что представлена в стихотворении «Каменщик». Схоже по духу с «Каменщиком» и стихотворение «Гребцы триремы » (1905). Стихотворения «Кинжал» (1903), «Довольным» (1905) - стихотворения «песенника» растущей революции, готового встретить «приветственным гимном» её свержение.

Лидер символизма

Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну »). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв , Зенкевич , Мандельштам), и футуристов (Пастернак , Шершеневич и др.). Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…», 1903).

Брюсов также принимал активное участие в жизни Московского литературно-художественного кружка, в частности - был его директором (с 1908 года). Сотрудничал в журнале «Новый путь» (в 1903 году , стал секретарём редакции).

1910-е годы

Валерий Брюсов. Портрет работы С. В. Малютина. 1913

1910-1914 и, в особенности, 1914-1916 годы многие исследователи считают периодом духовного и, как следствие, творческого кризиса поэта. Уже сборники конца 1900-х годов - «Земная ось» (прозаический сборник рассказов, ), «Все напевы» () - оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние «напевы»; усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта (стихотворения «Умирающий костёр», ; «Демон самоубийства», ). В сборниках «Зеркало теней» (), «Семь цветов радуги» () нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе «продолжать», «плыть дальше» и т. п., изредка появляются образы героя, труженика. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина «Египетские ночи», вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Отзывы 1916-1917 годов (писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок , Георгий Иванов и др.) отмечают в «Семи цветах радуги» самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления («Памятник» и др.), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта.

Брюсов в 1910-х годах

С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию - посвящённый Надежде Львовой сборник «Стихи Нелли» (1913) и продолжившие его «Новые стихи Нелли» (1914-1916, остались не изданными при жизни автора). Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями «шикарной» городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина , поэтика обнаруживает - наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена - влияние Северянина и футуризма , к появлению которого Брюсов относится с интересом.

Брюсов и революция

В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта «перед всей страной» и выражалась «благодарность рабоче-крестьянского правительства» .

Позднее творчество

Поэт в последние годы жизни

После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно-капиталистическую культуру, «рабом» которой поэт считал себя ранее; теперь же он может «возродить жизнь». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами «ослепительному Октябрю»; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами (см., например, стихотворения сборника «В такие дни» () - в частности, «Работа», «Отклики», «Братьям-интеллигентам», «Только русский»). Став родоначальником «русской литературной Ленинианы», Брюсов пренебрёг «заветами», изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении «Юному поэту» - «не живи настоящим», «поклоняйся искусству» .

Могила Брюсова на Новодевичьем кладбище

Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, «поэтом Новой жизни» Брюсов стать так и не смог. В 1920-е годы (в сборниках «Дали» (), «Mea» («Спеши!», )) он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы (вновь, как в эпоху «Стихов Нелли», используя опыт футуризма); Владислав Ходасевич , в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через «сознательную какофонию» обрести «звуки новые». Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом «научности» (в духе «научной поэзии» Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции: «Мир электрона », 1922, «Мир N-измерений», 1924), экзотическими терминами и собственными именами (автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием). Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал «академический авангардизм » . В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией (особенно характерно стихотворение «Дом видений»). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок: в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и «непонятными массам»; представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно.

Основные черты творчества Брюсова

В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие - любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, - и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то - отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики . Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова - всё же не ампир , а модерн , вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудносочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого , Валерий Брюсов - «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу» . По Л. Каменеву Брюсов - «молотобоец и ювелир».

Стихосложение Брюсова

Валерий Брюсов внёс большой вклад в развитие формы стиха, активно использовал неточные рифмы, «вольный стих» в духе Верхарна , разрабатывал «длинные» размеры (12-стопный ямб с внутренними рифмами: «Близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра // ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра…», знаменитый 7-стопный хорей без цезуры в «Конь блед»: «Улица была как буря. Толпы проходили // Словно их преследовал неотвратимый Рок…»), использовал чередования строк разного метра (так называемые «строчные логаэды »: «Губы мои приближаются // К твоим губам…»). Эти эксперименты были плодотворно восприняты младшими поэтами. В 1890-е годы параллельно с Зинаидой Гиппиус Брюсов разрабатывал тонический стих (дольник - термин, им и введённый в русское стиховедение в статье 1918 года), но, в отличие от Гиппиус и впоследствии Блока, дал мало запоминающихся образцов и в дальнейшем к этому стиху обращался редко: наиболее известные дольники Брюсова - «Грядущие гунны» (1904) и «Третья осень» (1920). В 1918 году Брюсов издал сборник «Опыты…», не ставивший творческих задач и специально посвящённый самым разнообразным экспериментам в области стиха (сверхдлинные окончания строк, фигурная поэзия и т. п.). В 1920-е годы Брюсов преподавал стихосложение в разных институтах, некоторые его курсы изданы.

Брюсов в разных жанрах

Брюсов пробовал свои силы во многих литературных жанрах.

Проза

Наиболее известны исторические романы Брюсова «Алтарь победы », описывающий быт и нравы Рима IV века н. э., и - в особенности - «Огненный ангел». В последнем великолепно отображена психология описываемого времени (Германии XVI века), точно передаётся настроение эпохи; по мотивам «Огненного ангела» Сергей Прокофьев написал оперу . Мотивы брюсовских романов в полной мере соответствуют мотивам стихотворных произведений автора; как и стихи, брюсовские романы описывают эпоху распада старого мира, рисуют отдельных его представителей, остановившихся в раздумье перед приходом мира нового, поддерживаемого свежими, оживляющими силами. Новеллы Брюсова, описывающие современную жизнь («Ночи и дни», сборник «Земная ось», ), значительно слабее романов; в них Брюсов отдаётся «философии мига», «религии страсти». Заслуживает внимания повесть «Обручение Даши», в которой автор изображает своего отца, Якова Брюсова, вовлечённого в либеральное общественное движение 1860-х годов . Значительного внимания критики удостоилась и повесть «Последние страницы из дневника женщины ».

Переводы

Как переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл русскому читателю творчество известного бельгийского поэта-урбаниста Эмиля Верхарна , был первым переводчиком стихотворений Поля Верлена . Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго , Расина , Авсония , Мольера («Амфитрион»), Байрона , Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте , «Энеиду» Вергилия . В 1910-х Брюсов был увлечён поэзией Армении , перевёл множество стихотворений армянских поэтов и составил фундаментальный сборник «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней», за что был удостоен в 1923 году звания народного поэта Армении , его имя носит Ереванский лингвистический университет .

Брюсов был теоретиком перевода; некоторые его идеи актуальны и в наши дни (см., например, предисловие к переводам Верлена (), рецензию «Верхарн на прокрустовом ложе» () и др.).

Критика и литературоведение

Как литературный критик Валерий Брюсов начал выступать ещё в 1893 году , когда отбирал стихи начинающих поэтов (таких же, впрочем, как и он сам) для первого сборника «Русские символисты». Наиболее полным сборником критических статей Брюсова является «Далёкие и близкие». В своих критических статьях Брюсов не только раскрывал теорию символизма, но и выступал с высказываниями о зависимости формы от содержания в литературе; поэзии, как считает Брюсов, «можно и должно» учиться, ибо она - ремесло, имеющее важное воспитательное значение. По мнению Брюсова, отрыв от действительности губителен для художника. Интересны брюсовские работы по стихосложению («Основы стиховедения» и др.). Брюсов сочувственно относился к творчеству пролетарских поэтов, что выражено в его статьях «Вчера, сегодня и завтра русской поэзии», «Синтетика поэзии».

Из брюсовских литературоведческих работ наиболее известны его труды, посвящённые биографии и творчеству Александра Пушкина (работы по стихосложению Пушкина, «Письма Пушкина и к Пушкину», «Пушкин в Крыму», «Сношения Пушкина с правительством», «Лицейские стихи Пушкина». В последней работе имеются новооткрытые и восстановленные тексты Пушкина-лицеиста). Несколько статей («Пушкин и крепостное право», статья о стихотворной технике Пушкина и др.) написано Брюсовым для собрания сочинений великого русского поэта (издание Брокгауза). Брюсов изучал творчество Николая Гоголя (что выразилось в его речи «Испепелённый»), Баратынского , Фёдора Тютчева (Брюсов фактически открыл творчество этого талантливого поэта для русского общества), Алексея Толстого .

Брюсов-журналист

Свою журналистскую деятельность Брюсов начал в журнале, далёком от литературных бурь - «Русском архиве », где с конца 1890-х годов прошёл школу научного публикаторства под руководством видного историка и редактора журнала Бартенева , а с по 1903 год состоял секретарём редакции журнала. Публикуется в «Ежемесячных сочинениях» Ясинского (1900-).

Позднее Брюсов стал основным действующим лицом в журнале «Весы » (1904-1909), главном органе русского символизма. Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Брюсов был и основным автором, и редактором «Весов». Кроме него там печатались Андрей Белый , Константин Бальмонт , Вячеслав Иванов , Максимилиан Волошин , Михаил Кузмин . Брюсов руководил также книгоиздательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха этого издательства «Северные цветы» (выходил в - , и 1911 годах).

Опыт Брюсова-редактора был учтён Струве , когда тот пригласил поэта редактировать литературный отдел старейшего московского журнала «Русская мысль » в 1910 году . Свою миссию в качестве литературного редактора Брюсов видел в продолжении традиций «Весов». Вскоре Брюсов, помимо беллетристики, стал курировать библиографию и критику журнала. С приходом нового литературного редактора на страницах журнала появляются Алексей Толстой , Андрей Белый , Александр Блок , Александр Грин , Алексей Ремизов , Анна Ахматова , Николай Гумилёв . Современники иронизировали, что ежемесячник Струве издаётся так, будто это «юбилейные номера русского символизма». Однако вскоре наметились трения между Струве и Брюсовым: декабрьский номер «Русской мысли» 1910 года был арестован за порнографию . Причина - повесть Брюсова «Последние страницы из дневника женщины» . Окончание редакторства Брюсова произошло в конце 1912 года . Одной из причин был отказ Струве печатать роман Андрея Белого «Петербург», считавшего роман творческой неудачей - на печатании романа настаивал Брюсов. Брюсов остаётся сотрудником журнала в качестве критика до 1914 года .

Псевдонимы Брюсова

При работе над сборниками «Русские символисты» (1894-1895) Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации читателя. Поэт в качестве редактора сборников стремился создать впечатление большого числа своих единомышленников и последователей, якобы у него имевшихся в этих изданиях, и, таким образом, увеличить их общественное значение. В этом состоит уникальность применения псевдонимов Брюсовым.

Брюсов и филателия

Брюсов на марке Армении

Избранные цитаты

  • Брат - А. Я. Брюсов - профессор искусствоведения, сотрудник Исторического музея, участник поисков Янтарной комнаты .

Сочинения

  • «Декаденты. (Конец столетия)». Драма, 1893
  • «Juvenilia » - «Юношеское», 1894
  • «Chefs d’oeuvre» - «Шедевры», М., 1895; 2-е изд. М., 1896
  • «Me eum esse» - «Это я», 1897
  • «Об искусстве», М., 1899
  • «Tertia Vigilia» - «Третья стража», 1900
  • «Urbi et Orbi» - «Граду и Миру», 1903
  • «Stephanos» - «Венок», 1906
  • «Земная ось», М., 1907; 2-е изд. - М., 1910
  • «Огненный ангел» (исторический роман), 1908
  • «Испепеленный», М., 1909
  • «Все напевы», 1909 В этот сборник входят стихотворения:
  • Поэту (18 декабря 1907)
  • Сумерки (5 мая 1906)
  • Век за веком Январь (1907)
  • Усталость (1907)
  • Встреча (1906, 1907)
  • Ранняя осень (21 августа 1905)
  • Холод (13 октября 1906)
  • Монах (31 марта 1906)
  • Городу (Январь 1907)
  • Вечерний прилив (Апрель - декабрь 1906)
  • Хвала человеку (1 декабря 1906)
  • Дедал и Икар (1 апреля 1908)
  • К медному всаднику (24-25 января 1906)
  • Опять в Венеции (1 августа 1908)
  • На форуме (Август 1908)
  • Служителю муз (1 сентября 1907)
  • Флореаль (3 года 29 января 1907)
  • Дух земли (5 июля 1907)
  • Наш демон (1908)
  • Кому-то (2 сентября 1908)
  • Начинающему (1906)
  • Сеятель (1907)
Собрания
  • Полное собрание сочинений и переводов - увидели свет только т. 1-4, 12, 13, 15, 21 - вышло в Санкт-Петербурге в 1913-1914 (издательство «Мусагет »).
  • Избранные произведения в 3-х т. - М.: Гослитиздат, 1926.
  • Избранные сочинения в 2-х т. - М.: Гослитиздат, 1955.
  • Собрание сочинений в 7-ми т. - М., 1973-1975 (наиболее полное в данный момент).
  • Неизданные стихотворения. - М.: ГИХЛ, 1935.
  • Стихотворения и поэмы. - Л.: Советский писатель, 1961.
Переводы
  • «Романсы без слов» (переводы стихотворений Верлена). - М., 1895.

См. также

Примечания

  1. Латышев М. Пути и перепутья Валерия Брюсова // Брюсов В. Я. Час воспоминаний: Избранное. - М. : Яуза, 1996.
  2. Дом сохранился, современный адрес: Цветной бульвар, 22
  3. Яков Кузьмич Брюсов на сайте РГАЛИ .(недоступная ссылка - история ) Проверено 30 апреля 2009.
  4. См.: воспоминания о Брюсове Владислава Ходасевича . Архивировано
  5. . Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 30 апреля 2009.
  6. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 164.
  7. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 19-25
  8. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 227-229
  9. Этот рукописный журнал - «Начало» - Брюсов издавал совместно с одноклассником В. К. Станюковичем; см., например: биографию Брюсова . Архивировано
  10. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 232
  11. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 169
  12. См.: Литературное наследство. Т. 98. Книга 1. С. 613
  13. Ю. Н. Тынянов. Валерий Брюсов // Проблема стихотворного языка. Статьи. - М.: 1965. - С. 265.
  14. См. биографию Брюсова, написанную С. А. Венгеровым: Биография Брюсова . Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 8 мая 2009.
  15. Об отношении Соловьёва к сборникам см., например: В. Соловьёв. Ещё о символистах // Литературная критика. - М.: 1990. - С. 152-153.
  16. Цитируется по: В. Я. Брюсов. Избранное . - М .: Правда, 1982.
  17. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 30
  18. Валерий Брюсов. Ремесло поэта. - М.: «Современник», 1981. - С. 24.
  19. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 29.
  20. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 50.
  21. Цитириуется по: Валерий Брюсов. Стихотворения . - М .: Детская литература, 1971.
  22. См.: Литературное наследство. Т. 98. Книга 1. - М.: Наука, 1991. - С. 623.
  23. См.: Русские писатели XX века. Биографический словарь. Т. 2. - М.: Просвещение, 1998. - С. 215.
  24. Стихотворение «Я знаю» (1898). Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 15 мая 2009.
  25. Эмиль Верхарн. Стихи о современности в переводе Валерия Брюсова. М.: 1906.
  26. Стихотворение «Фабричная» . Архивировано , написанное 29 июня 1901
  27. Стихотворение . Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 18 мая 2009. датируется августом 1901 года.
  28. Письмо Вячеславу Иванову от 5 июня 1906 года. См.: Валерий Брюсов. Дневники. Автобиографическая проза. Письма. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С. 307
  29. М. Л. Гапспаров. Академический авангардизм: природа и культура у позднего Брюсова. - М .: РГГУ, 1995.
  30. Стихотворение «Младшим» (1903). Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 24 мая 2009.
  31. Литвин Э. С. Брюсов. - М .: АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом), 1954. - Т. X: Литература 1890-1917 годов. - (История русской литературы: В 10-ти тт).
  32. Евгений Евтушенко. Надежда Львова: Предсказавшая Цветаеву . ??? (29 июня 2007). Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 24 июня 2009.
  33. А. А. Волков. Русская литература XX века. Дооктябрьский период . - М .: Просвещение, 1964.
  34. М. Л. Гаспаров. Брюсов-стиховед и Брюсов-стихотворец // Избранные статьи. - М ., 1995. - С. 103.
  35. София Парнок. По поводу последних произведений Валерия Брюсова . ??? (январь 1917).(недоступная ссылка - история ) Проверено 24 июля 2009.
  36. Георгий Иванов. Творчество и ремесло . ??? (1917). Архивировано
  37. Владислав Ходасевич. Стихи Нелли . ???. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 24 июля 2009.
  38. История издательства «Большая российская энциклопедия» . ???. Архивировано из первоисточника 18 августа 2011. Проверено 22 июля 2009.
  39. Воспоминания Марины Цветаевой
  40. Раннее утро, 1907, Љ 27, 19 декабря
  41. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях. - М .: Высшая школа, 1993. - 272 с.
  42. К темам древнего мира Брюсов неоднократно обращался в своих прозаических произведениях. Первые прозаические опыты, описывающие в основном Древний Рим, относятся ещё к гимназической поре - это, например, повесть «У Мецената», опубликованная в т. 85 «Литературного наследства »; из произведений о Древнем Риме, написанных в зрелые годы, помимо «Алтаря победы» следует назвать роман «Юпитер поверженный» и повесть «Рея Сильвия».
  43. В. С. Гаврилова. К вопросу о специфике жанра оперы С. С. Прокофьева «Огненный ангел» . ??? (???).(недоступная ссылка - история ) Проверено 22 июля 2009.

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более - печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.

В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной , – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.

Примечательно, что родители Брюсова не были набожными людьми, они не занимались воспитанием своего отпрыска, но зато оберегали его от «религиозных сказок». Таким образом, будущий поэт знал о натуралистических идеях куда больше, чем о подробностях бытия и распятия .


Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с , Франсуа Виетом и , однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы . Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с .


Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на , и .


Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы , взятые из «Фауста».


Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с и .

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - известный русский поэт, прозаик и драматург, ярчайший представитель и основоположник символизма. Он запомнился многим как «пророк» и «маг», законодатель вкусов отечественного символизма, нередко представавший на публике в полностью застегнутом черном сюртуке.

Его литературная деятельность отличается огромным размахом. Журналист, критик, издатель, исследователь стиха, организатор и вдохновитель литературной жизни - это далеко не полный перечень его жизненных пристрастий и увлечений. Но главная его стезя - поэзия. Многие стихи Брюсова проникнуты внутренними скитаниями и неутомимым желанием двигаться вперед, наперекор судьбе.

Ранняя биография

Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Родители будущего поэта Матрена Александровна и Яков Кузьмич были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшего себе дорогу в либеральные времена Александра II. С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, а в его воспитании и становлении как личности большую роль сыграли книги. Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, поэтому Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность.

В 11-ти летнем возрасте Валерия отдают учиться сразу во второй класс частной гимназии Ф. Креймана. Но фоне многих сверстников он выглядел настоящей белой вороной, отличаясь широчайшим кругозором, великолепной памятью и мышлением. Интересы Брюсова были довольно разносторонними: любимыми предметами мальчика наряду с литературой были философия и астрономия. Лет с 13 он увлекся литературным творчеством и начал писать книги. Со временем у Валерия появился свой круг общения, и юноша смог порвать с одиночеством.

Студенческие годы и проба пера

В 1892 году Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где всерьез занимается изучением литературы, искусства, древних языков, истории. В это время он с упоением читает стихи французских символистов Верлена, Маларме, Рэмбо, которые оказали существенное влияние на его творчество.

В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты», изданные в виде трех тонких брошюрок. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и...бойких фельетонистов». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. С самого начала он был окутан ореолом мистификации - формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Автор с напором, достойным уважения, защищал символизм и всегда пытался отстаивать его принципы в горячих спорах.

В 1895 году Брюсов издает новый сборник «Шедевры», в котором представил на суд читателей собственные стихи. Подобное название всерьез смутило многих критиков, ведь назвать свои первые произведения столь громким именем рискнет не каждый. Поэзия Брюсова поразила своей необычностью, граничащей с провокацией. Его непривычные образы в полной мере подчеркнули яркий индивидуализм и субъективизм автора. Спустя два года увидела свет новая книга автора «Это - я». Здесь уже отчетливо просматриваются признаки зрелой поэзии Валерия Яковлевича с его интересом к урбанизму и науке. Кроме того, Брюсов демонстрирует принцип «искусство для искусства», проявившийся в некой возвышенности поэта над реалиями и желанием оторваться от мира. В одном из стихотворений он написал:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти летаний
На эмалевой стене

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок». В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу. Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины
Чтоб исступлены и легки
Ротационные машины
Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

Поэт в России – больше, чем поэт

В это время появляется первая проза Брюсова. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Брюсов проводит аналогии между существованием грешников-оккультистов, обреченных на мученическую гибель в процессе поисков новых знаний, и судьбой современного ему общества.

В 1909 году Брюсов всерьез обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на предмет наличия и раскрытия фантастической тематики. Свою работу «Испепеленный: К характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, который был прочитан на заседании Общества любителей русской словесности.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. «Нужна краткая песнь, которая...магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве» , - писал поэт.

В союзе с новой властью

В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Так, в период 1917-1919 годов он стоял во главе Комитета по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, а затем трудился в Государственном издательстве. Он был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, позднее получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника - «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совершенно иной Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года.

Личная жизнь

Как истинно творческий человек, Брюсов нередко искал вдохновение в общении с противоположным полом. Законной супругой поэта стала обычная гувернантка Иоанна Рунт, которую он любил до безумия, что не мешало ей периодически изменять. Она так и не оставила наследников, так как во время беременности у нее случился выкидыш. Позднее у Брюсова случились бурные романы с поэтессой Н. Петровской, бывшей возлюбленной А. Белого и Н. Львовой, трагически ушедшей из жизни после разрыва с поэтом.

Валерий Яковлевич Брюсов - русский поэт, прозаик, драматурги историк. Один из основоположников русского символизма.

Родился 1 декабря (13 н.с.) 1873 года в Москве в купеческой семье.
Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова. Уже в тринадцать лет Брюсов решил стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия.

В 1892 поступил в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучал историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).
В конце 1892 молодой Брюсов познакомился с поэзией французского символизма — Верлена, Рэмбо, Маларме, — оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество.

В 1894 — 1895 гг. он составил небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым.

В 1895 Брюсов издал книгу «Шедевры», в 1897 — книгу «Это — я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм.

В 1899 г., окончив университет, полностью отдался литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принял активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 — 1909), лучшего журнала русского символизма.

В 1897 году Брюсов женился на Иоанне Рунт. Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 опубликовал книгу «Граду и миру», в 1906 — «Венок» — свои лучшие поэтические книги.

Затем появляются книги «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В годы первой мировой войны Брюсов был на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи, но скоро вернулся с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Он пишет сонеты, издает сборник «Опыты», трудится над грандиозным произведением «Сны человечества». Затем в биографии Валерия Брюсова наступает этап работы над армянской культурой. Он публикует сборник «Поэзия Армении» (1916), труд «Летопись исторических судеб армянского народа», статьи.

Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая — «В такие дни» (1921).
Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм.

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е - 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d"oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность - юность гения» . Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.


Top