Ууд развиваемые в проектной деятельности. Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных ууд

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФОРМИРУЕМЫЕ УУД В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОЕКТОВ
  • Виды проектов
  • Результативность деятельности
  • Творческие
  • Регулятивные
  • метапредметные
  • – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,
  • – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,
  • – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
  • Информационные
  • Познавательные
  • – предполагать, какая информация нужна,
  • – отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
  • – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет
  • Коллективные
  • Коммуникативные
  • – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),
  • – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,
  • – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,
  • – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
  • Культурно-исторической тематики
  • Личностные
  • формирование самоопределения школьников как граждан России.
  • Проект «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
  • Этапы проекта
  • Роль учителя
  • Роль ученика
  • Формируемые УУД
  • Замысел
  • Организатор
  • Участник
  • В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.
  • В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
  • В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.
  • В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.
  • Деятельностный этап
  • Консультант
  • Творец
  • В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.
  • В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
  • В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.
  • В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.
  • РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ 1. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕЗАВИСИМО; УКЛОНЯЙТЕСЬ ОТ ПРЯМЫХ ИНСТРУКЦИЙ; 2. НЕ СДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ; 3. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА НИХ ТО, ЧТО ОНИ МОГУТ ДЕЛАТЬ (ИЛИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ) САМОСТОЯТЕЛЬНО; 4. НЕ СПЕШИТЕ С ВЫНЕСЕНИЕМ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ; 5. ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ: - САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫЯВЛЯТЬ ПРОБЛЕМЫ; -ПРОСЛЕЖИВАТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, СОБЫТИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ; -ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ; - УЧИТЕ АНАЛИЗУ, СИНТЕЗИРОВАНИЮ, КЛАССИФИКАЦИИ, ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ; 6.УЧИТЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИДЕИ И ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ОШИБОЧНЫХ. «ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКА ПОСТОЯННО ПРИУЧАТЬ УСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ В ГОТОВОМ ВИДЕ, МОЖНО И ПРИТУПИТЬ ЕГО ПРИРОДНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – «РАЗУЧИТЬ» ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
  • А. ДИСТЕРВЕГ

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом.

Изучив программу формирования УУД, мы стараемся организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на деятельностный подход к обучению. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику.

Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое.

Универсальные Учебные Действия:

Личностные универсальные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.


Регулятивные универсальные действия дают учащимся организовать их учебную деятельность .

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, возможно, проследить при организации проектной деятельности на уроке окружающего мира или во внеурочной деятельности по содержанию курса.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1. Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Роль проектной деятельности в формировании универсальных учебных действий:

Виды проектов

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет.

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Куклы для кукольного театра». Пальчиковые куклы традиционно используются при обучении детей младшего возраста иностранному языку . Они помогают разнообразить и оживить урок. Разыгрывание диалогов с применением ролевых игр позволяет детям (особенно застенчивым) вживаться в ситуацию общения более непринужденно. По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников - групповой.


По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. Роль учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом. На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно или с помощью учителя организуются в группы, определяют цели и задачи своей работы. На этом этапе ребята и учитель выбирали сказочных героев для будущего театра. Определяли, какими должны быть кукольные персонажи, их одежда, внешний вид. После того, как работа спланирована, наступает собственная деятельность детей, учащиеся все делают сами. Театральных героев учащиеся изготовили на уроке технологии. На последнем этапе - этапе представления своей работы - учащиеся снова работают под руководством учителя, чья роль очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. С помощью учителя ребята придумали фразы для своих персонажей и подготовили ситуации для их разыгрывания. На этапе демонстрации своей работы учащиеся разыграли мини - спектакли с помощью пальчиковых кукол.

Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Организатор

Участник замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи .

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Слпайд 1

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, предусматривает необходимость разработки новых результативных методик обучения, соответствующих требованиям данного стандарта. Одним из центральных понятий стандарта выступают универсальные учебные действия. Таким образом, перед учителями встает новая задача - развитие УУД.

Слайд 2

Изучив программу формирования УУД, я использую деятельностный подход в обучении. На мой взгляд, проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы .

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

Слайд 3

  1. Этап Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

На данном этапе формируются Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Слайд 4

2. Этап Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

На этом этапе формируются Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Слайд 5

  1. Этап Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Здесь формируются Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование .

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 6

4. Этап Презентация результатов .

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

Слайд 7

В таблице представлены какие УУД формируются в различных видах проектов

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

Слайд 8

Как происходит формирование универсальных учебных действий, рассмотрим на примере работы над проектом «Домашние животные».

На уроке «Окружающего мира», изучая тему «Рукотворная жизнь» я предложила ответить на вопрос: почему человек выращивает домашних животных и как они появились у него. Если на первый вопрос учащиеся нашли ответ на уроке, то ответ на второй вопрос ответить им было трудно. Так появился проект «Домашние животные».

По методу, доминирующему в проекте, это проект творческий. По количеству участников - групповой. По продолжительности проведения - средней продолжительности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

Моя роль как учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом.

На следующем этапе организуется деятельность детей. Учащиеся самостоятельно разделились на группы: историки (работали с научной литературой), скульпторы (представили поделки домашних животных), аниматоры (подобрали мультипликационные фильмы, книги, загадки, ребусы, конкурсы, частушки). Каждая группа определила цели и задачи своей работы.

После того, как работа была спланирована, началась собственная деятельность детей.

Я предлагаю Вашему вниманию результат одной из групп проекта. Животных учащиеся изготовили не только на уроке технологии. Эта работа продолжалась и во внеурочной деятельности. Руководителем группы была 9 летняя Вика. Она с ребятами из пластилина изготовила вот таких животных. Это далеко не все животные.

На последнем этапе - этапе представления своей работы - учащимся снова была нужна моя помощь. На данном этапе роль учителя очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали. Мы придумали сюжет «Домик в деревне». На этапе демонстрации своей работы учащиеся делали сообщения.

Процесс работы над проектом и формируемые универсальные учебные действия представлены в таблице.

Слайд 9

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Этапы проекта

Роль учителя

Роль ученика

Формируемые УУД

Замысел

Организатор

Участник замысливания

В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап

Консультант

Творец

В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.

В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия.

В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей.

Представление работы

Координатор

Актер

В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера.

В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата.

В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме.

В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Слайд 10

Таким образом, я считаю, что проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Работая над проектом, я считаю важным выполнение следующих рекомендаций:

1. Учить детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняться от прямых инструкций;

2. Не сдерживаю инициативы детей;

3. Не делаю за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4. Не спешу с вынесением оценочных суждений;

5. Помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

Самостоятельно выявлять проблемы;

Прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

Учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

6.Учу отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД младших школьников.

Слайд 11

Своё выступление мне хочется закончить словами А. Дистервега

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель начальных классов Вилочкова Л. И. МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПРОЕКТОВ Виды проектов УУД Результативность деятельности Творческие Регулятивные метапредметные – определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, – работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом, – понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации. Информационные Познавательные – предполагать, какая информация нужна, – отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, – сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет Коллективные Коммуникативные – организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), – предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений, – оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, – при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами. Культурно-исторической тематики Личностные формирование самоопределения школьников как граждан России.

Проект «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД Замысел Организатор Участник В сфере личностных УУД - учащихся формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. В сфере регулятивных УУД - учащиеся овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся искать информацию, овладевают действием моделирования. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся приобретают умения организовывать и осуществлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценивать и точно выражать свои мысли.

Деятельностный этап Консультант Творец В сфере личностных УУД - формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи. В сфере регулятивных УУД - формирование всех типов учебной деятельности, направленных на организацию своей работы, умение планировать деятельность и действовать по плану, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности. В сфере познавательных УУД - умение сравнивать данные, находить отличия. В сфере коммуникативных УУД - учиться договариваться, находить общее решение, уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, понимать позицию других людей. РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представление работы Координатор Актер В сфере личностных УУД-самоопределение, действия нравственно-этического характера. В сфере регулятивных УУД - учащиеся учатся определению последовательности высказываний с учетом конечного результата. В сфере познавательных УУД - учащиеся учатся строить сообщения в устной форме. В сфере коммуникативных УУД - учащиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. РАЗВИТИЕ УУД В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РЕКОМЕНДАЦИИ 1. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕЗАВИСИМО; УКЛОНЯЙТЕСЬ ОТ ПРЯМЫХ ИНСТРУКЦИЙ; 2. НЕ СДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ; 3. НЕ ДЕЛАЙТЕ ЗА НИХ ТО, ЧТО ОНИ МОГУТ ДЕЛАТЬ (ИЛИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ) САМОСТОЯТЕЛЬНО; 4. НЕ СПЕШИТЕ С ВЫНЕСЕНИЕМ ОЦЕНОЧНЫХ СУЖДЕНИЙ; 5. ПОМОГАЙТЕ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССОМ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ: - САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫЯВЛЯТЬ ПРОБЛЕМЫ; -ПРОСЛЕЖИВАТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, СОБЫТИЯМИ, ЯВЛЕНИЯМИ; -ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИССЛЕДОВАНИЯ; - УЧИТЕ АНАЛИЗУ, СИНТЕЗИРОВАНИЮ, КЛАССИФИКАЦИИ, ОБОБЩЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ; 6.УЧИТЕ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ИДЕИ И ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ОШИБОЧНЫХ.

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКА ПОСТОЯННО ПРИУЧАТЬ УСВАИВАТЬ ЗНАНИЯ В ГОТОВОМ ВИДЕ, МОЖНО И ПРИТУПИТЬ ЕГО ПРИРОДНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ – «РАЗУЧИТЬ» ДУМАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО» А. ДИСТЕРВЕГ


Ганжала Л.А.
МБОУ «Школа № 44», г. Полысаево, Кемеровская обл.
Учитель начальных классов

Формирование УУД на этапах проектно-исследовательской деятельности

Подготовительный этап

Содержание работы.
1.Выбор темы и целей проекта через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.п.
2. Определение количества участников проекта, состава исследовательской группы.
Действия учителя.
Оказывает помощь в определении темы и цели проекта, формулировке гипотезы и задач. Совместно вырабатывают план действий, устанавливают критерии оценки результата и процесса.
Действия учащихся.
Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации.
Формируемые УУД.
Регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Аналитический этап.

Содержание работы.
1. Определение источников информации.
2. Планирование способов сбора и анализа информации.
3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).
Продукт: отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов).
4. Выработка критериев оценки результатов работы.
5. Распределение обязанностей среди членов команды.
Действия учителя.
Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, её этапов.
Согласовывают способы совместной деятельности.
Действия учащихся.
Формулировка задач (для чего?)
Выработка плана действий по решению конкретных задач (как можно это сделать?). Определение основных методов:
- посмотреть и прочитать в книге;
- понаблюдать;
- найти в Интернете;
- задать вопросы родителям, специалистам;
- подумать самостоятельно.
Формируемые УУД.
Регулятивные, коммуникативные, личностные.

Основной этап.

Содержание работы.
Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников Организация экскурсий, проведение экспериментов, лабораторных исследований.
Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.
Действия учителя.
Наблюдает, советует, координирует, косвенно руководит, поддерживает, сам является информационным источником.

Действия учащихся.
Проводят исследования, решают промежуточные задачи. Собирают материал, работают с литературой и другими источниками.
Фиксируют информацию различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы, закладки.
Анализ информации. Оформление результатов.
Формируемые УУД.
Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Презентационный этап.

Содержание работы.
Представление результата работы в разнообразных формах.
Действия учителя.
Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов.
Действия учащихся.
Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Формируемые УУД.

Рефлексивный этап.

Действия учителя.
Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Действия учащихся.
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Намечают темы следующих проектов.
Формируемые УУД.
Регулятивные, коммуникативные, личностные, познавательные.

Литература

1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
2. Гайворонская, Н. И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность [Текст] / Н. И. Гайворонская // Начальная школа плюс минус до и после. - 2012. - № 7. - С. 1-3.

  1. Засоркина, Н. В. Метод проектов в начальной школе: система реализации [Текст] / Н. В. Засоркина. - Волгоград: Учитель, 2010. - 135 с.
  2. Якимов, Н. А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников [Текст] / Н. А. Якимов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 1. - С. 48 - 51.

Top