План конспект на тему слесарные тиски. План-конспект урока Предмет: Учебная практика по слесарному делу

Разработка открытого урока слесарного дела
на тему: «Нарезание внутренней резьбы»
мастера производственного обучения
Калашниковой Галины Александровны

Цели урока:

ОБУЧАЮЩАЯ:
1. В процессе игры повторить и закрепить материал по теме
2. Способствовать формированию первоначальных умений и навыков в работе резьбонарезным инструментом
РАЗВИВАЮЩАЯ:
1. Создавать мотивацию к изучению предмета постановкой в игровой форме познавательных задач.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
1. Формирование приёмов умственной деятельности учащихся
2. Способствовать воспитанию бережного отношения к инструментам, материалам и оборудованию мастерской

Формы организации познавательной деятельности учащихся:
Объяснение мастера п/о с опорой на личные знания учащихся, фронтальный опрос, демонстрация приёмов работы, коллективная работа, самостоятельная работа, беседа.
Материальное обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, презентация, видеоматериалы, верстаки, тиски, заготовки металлической полосы, наборы резьбонарезных инструментов, воротки, плакаты: «Рейтинг бригад» и плакат -рефлексия «Букет настроения», поощрительные призы(4 шт), корочка удостоверения, куда сделать вкладыш – лучший слесарь по итогам деловой игры.
Тип урока: комбинированный


Организационный момент (3-5 минут)
Мастер приветствует учащихся, сообщает тему урока, цель и правила игры. Учащиеся делятся на 3 команды по 4 человека. Каждая команда выбирает себе бригадира.

Ребята, тема урока: НАРЕЗАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЗЬБЫ.
ЦЕЛЬ УРОКА: НАУЧИТЬСЯ НАРЕЗАТЬ ВНУТРЕННЮЮ РЕЗЬБУ.

Сегодня заключительный урок по теме НАРЕЗАНИЕ РЕЗЬБЫ. На эту тему было отведено 18 час. На первом уроке Вы познакомились с приемами работы с инструментами и приспособлениями для нарезания наружных и внутренних резьб. На втором уроке Вы научились нарезать наружную резьбу на шпильке.
-Чем нарезается наружная резьба? (плашкой)
А сегодня нам предстоит научиться нарезать внутреннюю резьбу.
-Кто может ответить каким инструментом нарезается внутренняя резьба? (метчиком)
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСТУПИТЬ К НОВОЙ ТЕМЕ, Я ПРОШУ ВАС ВСПОМНИТЬ, ТО ЧТО ВЫ УСВОИЛИ НА ПРОШЛЫХ УРОКАХ.
Урок у нас пройдет в форме деловой игры. Для этого мы с вами разделились на 3 бригады и каждая бригада выбрала себе бригадира. (по слайду назвать членов каждой бригади и бригадиров). По итогам игры в конце урока мы выявим самую лучшую бригаду и лучшего слесаря. Для этого в течении всего урока Ирина будет заполнять турнирную таблицу. В которой помимо командного зачета есть еще и личный. Всего у нас 4 тура игры. 3 из которых теоретические, и четвертый тур практический. При подведении итогов, будет учитываться участие в теоретических турах и правильность выполнения задания в практическом туре.

Все понятно? Тогда начнем.
1 тур называется Вопрос-Ответ. Перед вами 12 цифр, за которыми спрятаны вопросы. За каждый правильный ответ бригада получает 2 балла, в случае все же незнания правильного ответа или неполного ответа, право ответа передается другой команде. Под двумя цифрам и спрятаны вопросы-сюрпризы, за правильные ответы на которые Вы сможете получить 6 и 7 баллов. Вопрос под цифрой 4 будет последним.
Итак, начинаем. 1 бригада выбирайте номер вопроса.

1 Тур «Вопрос-ответ» (10-15 мин)
Мастер задает учащимся 12 вопросов по теме, на которые требуется устный ответ. Предложенные вопросы являются основополагающими в изучении темы «Нарезание наружной и внутренней резьбы».
Вопросы:
1. Что называется резьбой?
2.Какие виды резьбы вы знаете?
3.Назовите общий признак этих деталей
4. Приведите примеры применения резьбовых соединений
5.Зачем метчик и плашку поворачивают в обратную сторону при нарезании резьбы?
6.Как будет называться соединение с использованием деталей с резьбой?
7.Резьба по направлению винтовой линии бывает…
8.Как называется деталь с внутренней резьбой?
9.Какие виды воротков вы знаете?
10. Расшифруйте надпись М12 х 1,25 LH
11. Логическая цепочка. Найдите лишнее слово.
12. Назовите основные параметры резьбы

Последний вопрос под номером 4: Приведите примеры применения резьбовых соединений. После ответа бригады предложить ребятам послушать о том, когда появились первые крепёжные детали, имеющие резьбы.
(опережающее задание - Айман)
А как вы думаете, в природе существуют резьбовые соединения? Совсем недавно, в 2011 году немецкие ученые нашли аналог резьбового соединения в природе. А где? Об этом нам расскажет Анна.

Спасибо докладчикам, они получают в личный зачет по 3 балла.
Подведение итогов 1 тура.

2 Тур «Мозговой штурм» (3 мин) (обе команды получают одинаковое количество карточек)

Ребята, сейчас я вам раздам буквы и прошу вас за 3 мин. собрать из них слова, с которыми вы познакомились при изучении темы НАРЕЗАНИЕ РЕЗЬБЫ. За каждое правильно собранное слово команда получает 1 балл. (каждой команде одинаковые буквы, чтобы было видно что сложность одинакова для всех)
МЕТЧИК
РЕЗЬБА
ПЛАШКА
БОЛТ
ВИНТ
ТИСКИ
ШПИЛЬКА

А сейчас у Вас есть возможность получить дополнительные баллы, к составленным Вами словам, подберите правильный перевод на казахский язык.(выдаются напечатанные слова).
Метчик- бұрандаойғыш
Плашка –бұранда-кескіш
Резьба - бұранда
Болт - бұрандама
Винт - бұрама
Шпилька - бұрамасұқпа
Тиски - іскенже
После выполнения задания все садятся, остаются по1 представителю от бригады, проводится самопроверка (правильные ответы на слайде№26).
Подведение итогов 2 тура.
3 Тур «Конкурс бригадиров» (2 мин)

Я прошу выйти бригадиров. Вам надо составить алгоритм нарезания внутренней резьбы.


5.Плавно вращать, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, 0,5 оборота - против часовой стрелки.

А пока бригадиры выполняют задание, я предлагаю Вам проделать тоже самое и составить алгоритм нарезания внутренней резьбы самостоятельно, при условии правильного выполнения задания, Вы получите 2 балла в личный зачет. На столах у вас есть карточки с цифрами, разложите их в нужной последовательности. (на столе у каждого карточки с цифрами, на слайде№27 - задание).
5.Измерить штангенциркулем отверстие
3.С помощью таблицы подобрать нужный диаметр метчика
1.Предварительно смазать метчик
2.Без перекоса поместить в отверстие
4.Плавно вращать, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, 0,5 оборота - против часовой стрелки.
6.Надежно закрепить заготовку в тисках
Правильный ответ: 5,3,6,1,2,4
Посмотрим, как бригадиры справились с заданием.
Проверка задания у бригадиров. Подведение итогов 3 тура.
А сейчас переходим к новой теме НАРЕЗАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЗЬБЫ.
Внутреннюю резьбу мы будем нарезать метчиками. Метчик представляет собой винт с прорезанными прямыми или винтовыми стружечными канавками, образующими режущие кромки. Метчик состоит из двух основных частей: рабочей и хвостовой. Рабочая часть метчика служит для нарезания резьбы. Хвостовик-стержень служит для закрепления метчика в воротке.
В комплект, состоящий из трех метчиков, входят черновой, средний и чистовой метчики. Все метчики комплекта имеют разный диаметр.
Чтобы определить, какой метчик является черновым, какой - средним, а какой - чистовым, на хвостовой части делают соответственно одну, две или три круговые риски (кольца) или же ставят соответствующий номер. На хвостовой части проставляют размер резьбы, для нарезания которой этот метчик предназначен. Первый (черновой) метчик нарезает черновую резьбу, снимая при этом до 60% металла (стружки); второй (средний) метчик нарезает уже более точную резьбу, снимая до 30% металла; третий (чистовой) метчик снимает еще до 10% металла, имеет полный профиль резьбы и используется для окончательного, точного нарезания резьбы и ее калибровки.
В процессе выполнения практического задания вы можете столкнуться с такой проблемой: резьба может получиться неполной или рваной. Я прошу вас подумать и на заключительном инструктаже ответить мне: по каким причинам это происходит.
А теперь самое главное - правила техники безопасности, которые надо соблюдать при нарезании резьбы. (уч-ся рассказывают ТБ при нарезании резьбы - было выдано опережающее задание).

ЛИЧНЫЙ ПОКАЗ
Сегодня мы будем нарезать резьбу сразу чистовым метчиком, так как отверстия у нас небольшого диаметра. Отверстия в заготовках заранее просверлены.
Итак, для начала я измерила штангенциркулем диаметр отверстия. Диаметр равен- 5 мм. Теперь по таблице выбираю нужный метчик. В моем случае это М 6.
С метчиком определились, теперь надежно зажимаю заготовку в тисках. Смазываю метчик кисточкой и без перекоса помещаю его в отверстие. Начинаю плавно вращать вороток. Через 1,5-2 оборота, делаю пол-оборота назад для слома стружки.

Какие виды отверстий вы знаете? (сквозные и глухие). Совершенно правильно, сегодня мы учимся нарезать резьбу в сквозном отверстии.
- а подумайте и скажите: если отверстие глухое, куда будет деваться стружка в процессе нарезания резьбы? Не забьется ли ей отверстие? И что можно предпринять для того, чтобы этого избежать? (периодически надо выкручивать метчик и высыпать стружку).

Все! Резьба нарезана, кто желает повторить? Прошу подойти ко мне (показ учащегося).

4 Тур практический

Молодцы ребята! Свои знания теории вы продемонстрировали, пора перейти к практике. Посмотрите на критерии оценок, слайд №31. (озвучить, за что выставляется оценки-5, 4,3,2)
ВОПРОСЫ ЕСТЬ КО МНЕ?
Тогда прошу всех пройти в слесарную мастерскую, у каждого на верстаках лежат заготовки и технологические карты. Желаю всем удачи!

Заключительный инструктаж
После подсчета количества баллов, набранных каждой бригадой, подводятся итоги всей проделанной ребятами работы и объявляется лучшая бригада и лучший слесарь. Бригада, набравшая наибольшее количество очков получает за урок «5»; остальным участникам по усмотрению мастера также выставляются оценки.

Ну что, давайте подведем итоги практического тура. Все ребята справились с заданием, нарушений ТБ не допустил никто.
На оценку «5» справились:
На оценку «4»:
На оценку «3»:
А сейчас назовем лучшую бригаду и лучшего слесаря. Больше всех очков по итогам 4 туров набрала бригада № . Поздравляем вас! Вручаются сладкие призы. А самым лучшим слесарем с результатом баллов, сегодня стал(а)
Ему (ей) вручается удостоверение ЛУЧШЕГО СЛЕСАРЯ по итогам деловой игры.

Домашнее задание: Поповиченко Т.И. Практические работы по слесарному делу. Стр. 139-145 НАРЕЗАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ РЕЗЬБЫ.
Ребята, вам понравился урок?
Я прошу вас высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из слайда:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
У ВАС НА СТОЛАХ ЕСТЬ СМАЙЛИКИ. ПРОШУ ВАС ВЫБРАТЬ СМАЙЛИК, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВУЕТ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ И ПРИКРЕПИТЬ В ЦЕНТР ЦВЕТКА. (на ватмане нарисованы цветы с пустой серединой, куда прикрепляются смайлики, тем самым собирается «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»)


А ЗАКОНЧИТЬ НАШ УРОК Я ХОЧУ СЛОВАМИ АНАТОЛЬ ФРАНСА «Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью». Желаю вам, чтобы ваша профессия приносила вам только радость.
Всем спасибо за урок!

Технологическая карта

1.Измерить штангенциркулем отверстие
2.С помощью таблицы подобрать нужный диаметр метчика
3.Надежно закрепить заготовку в тисках
3.Предварительно смазать метчик
4.Без перекоса поместить в отверстие
5.Плавно вращать, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, пол-оборота - против часовой стрелки.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 21 Мелкие нелетающие жуки-долгоносики имеют длину от 1,5 до 6,0 мм. В 2011 году у этих жуков обнаружено необычное строение суставов, по сути это биологический винт. Группа учёных из Германии нашла у жуков-долгоносиков аналог резьбового винтового соединения.
Слайд 22 Их вертлуг ввинчивается в коксу (тазик). Вертлуг имеет на своей поверхности выступы, напоминающие конический винт, а внутри тазика имеется резьбовая выемка. Такой тип соединения очень надёжный и даёт древесному жуку устойчивость. Резьба обеспечивать очень большой угол поворота: передние ноги долгоносиков способны делать поворот на 90°, а задние ноги могут вращаться на 130°

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд 18 Первые крепёжные детали, имеющие резьбы, начали применяться в Древнем Риме в начале н. э. Однако из-за высокой стоимости они использовались только в ювелирных украшениях, медицинских инструментах и других дорогостоящих изделиях.
Широкое применение болты и гайки нашли в пятнадцатом столетии. Они соединяли подвижные сегменты брони доспехов и части часовых механизмов.
Слайд 19 Станок немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга, созданный примерно в 1450 году, имел резьбовые соединения, детали его скреплены винтами.
Слайд 20 Гайки нашли широкое применение в различных сферах техники, и, подобно всякому часто используемому предмету, стали совершенствоваться и изменяться по своей форме, размеру, материалу и функциональному предназначению. Возникли гайки квадратные, восьми- и шестигранные, колпачковые (“глухие ”), прорезные (корончатые), барашковые. Переоценить пользу гаек и болтов трудно, пожалуй, столь же тяжело придумать технологическую сферу, где не использовались бы элементы резьбового соединения, в силу его простоты, надёжности и универсальности.
ТБ ВЫДАНО УЧАЩИМСЯ КАК ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ

До начала работы: Одеть спецодежду, рукава должны быть застегнуты. Проверить слесарный верстак. Слесарные тиски должны быть исправны и соответствовать росту учащегося. На верстаке не ДОЛЖНО БЫТЬ посторонних предметов.
По окончании работы:
Тщательно убрать рабочее место, уложить инструмент на соответствующее место.

Во время работы:
Прочно зажимать в тисках заготовку, а во время установки или снятия её соблюдать осторожность, т.к. при падении деталь может нанести травму, упав на ногу; стружку с верстака или с детали убирать только щеткой; Не трогайте руками гребешки нарезанной резьбы, так как они могут поранить пальцы острыми и рваными краями. Не разбрасывайте инструменты по верстаку.
Измерить штангенциркулем отверстие

С помощью таблицы подобрать нужный диаметр метчика

Предварительно смазать метчик

Надежно закрепить заготовку в тисках
Без перекоса поместить метчик в отверстие

Плавно вращать вороток, делая 1-2 оборота по часовой стрелке, 0,5 оборота - против часовой стрелки.
1 1 1 1 1 1 1
2 2 2 2 2 2 2
3 3 3 3 3 3 3
4 4 4 4 4 4 4
5 5 5 5 5 5 5
бұрандаойғыш
бұрандаөкескіш
бұранда
бұрандама
бұрама
бұрамасұқпа
іскенже
м е т ч и к

Т и с к и
п л а ш к а

Урок по теме:

Изготовление изделий из тонколистовой стали. Конструирование нагубников для слесарных тисков.

Тема раздела : Технология обработки металлов.

Класс: 6

Тип урока: урок- конкурс

Цели урока:

А) образовательная – закрепить знания и умения учащихся в конструировании, разметке, резке и гибке тонколистовой стали.

Б) воспитательная – воспитывать уважение к рабочим профессиям, трудолюбие, бережливость и собранность, коллективизм.

В) развивающая – развивать мышление, пространственное воображение, моторику рук, адекватную самооценку.

Методы проведения занятия:

А) беседа с повторением и закреплением материала

Б) метод проблемного обучения

В) частично-поисковый метод

Г) самостоятельная работа под контролем учителя.

Объект труда: нагубники для слесарных тисков.

Межпредметные связи:

  • Математика – расчеты;
  • Черчение – линии сгиба, простановка размеров;
  • Русский язык – написание слов конструирование, моделирование
  • Психология – понятие самооценки

Материально-техническое оснащение: бумага для моделирования, ножницы для бумаги, линейки, чертилки, молотки, слесарные ножницы, угольники, напильники, обрезки уголка, эскизы возможных вариантов, технологические карты ТСО (музыкальное сопровождение).

Литература для учителя:

  1. Программа по образовательной области «технология».
  2. Макиенко Н.И. «Общий курс слесарного дела» - М., «Высшая школа» , 1994г.
  3. Технология 6 кл. / Под ред. В.Д. Симоненко., - Брянск, 1998.
  4. Кругликов Г.И. Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. – Курск., 1998.

Ход урока

  1. Оргмомент
  • Контроль посещаемости
  • Проверка спецодежды, готовности к уроку.
  1. Актуализация предстоящей работы:

Сегодня у нас необычный урок, а урок – конкурс. Вы делитесь на две команды: Гайка и Болт и будете соревноваться друг с другом. Работать нужно быстро т.к. успеть для победы необходимо много. Мы с вами будем конструировать нагубники для тисков, которые будут защищать губки от износа при неправильных приемах работы

А теперь вопросы командам. Каждая команда отвечает по очереди:

  1. Каким требованиям должны отвечать нагубники?
  2. Из какого материала их следует изготавливать?
  3. Кто знает, как пишется слово конструирование?
  4. Что обозначает это слово?
  5. Что обозначает слово моделирование?
  6. Как оно пишется?
  7. Что называется разверткой?
  8. Что такое чертеж?
  9. В каких единицах проставляются размеры на чертеже?
  10. Что такое технологическая карта?

3. Повторение пройденного материала:

  1. Как располагаются виды на чертеже?
  2. Как проставляются размеры?
  3. Как обозначаются невидимые линии?
  1. Моделирование.
  • Каждый участник делает свою модель из бумаги.
  • Каждая команда после обсуждения представляет свою лучшую модель нагубников.
  1. Инструктаж по технике безопасности (так же в виде продолжения конкурса).

Какие инструменты нам понадобятся при работе? (1 команда называет инструмент, 2 команда технику безопасности при работе с ним, затем меняются местами).

  1. Вводный инструктаж

Объяснение последовательности выполнения работ:

  1. Изучил технологическую карту
  2. Проверил заготовку
  3. Выполнил экономную и рациональную разметку
  4. Проверил! Разметку и только затем вырезал.
  5. Еще раз проверил разметку, срезал и опилил углы.
  6. Согнул нагубник под углом 90 по линии сгиба.
  7. Снял заусеницы, проконтролировал работу.
  1. Объяснение понятия и правил самооценки.
  2. Демонстрация изготовления нагубника и самооценки учителем.
  3. Самостоятельная работа учащихся.
  4. Текущий инструктаж по технике безопасности в ходе урока .
  1. 1 обход – проверил организацию рабочего места и соблюдение безопасных приемов труда.
  2. 2 обход – проверил правильность выполнения трудовой и технологической последовательности операций – все ли пользуются технологическими картами.
  3. 3 обход – проверка правильности форм нагубников, анализ характерных ошибок, самооценка.

«Общая характеристика металлов» - Оперирование знаниями. Знания учащихся по химии. Химия. История. Физика. Уровень овладения знаниями. Биология. Калейдоскоп. Удивительный мир металлов. Мыслящий ум.

«Строение атомов металлов» - Строение атомов металлов. Заполнение электронами. Составьте электронные формулы. Найдите соответствия. Тетрагидроксоцинкат натрия. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. Приведите по два примера уравнений реакций. Металлы – это элементы, в атомах которых слабая взаимосвязь. Как изменится процесс коррозии железа.

«Состав металла» - Теперь меня ты верно назовёшь. Содержится в костной ткани позвоночных животных и панцирях простейших и моллюсков. Входит в состав зубов, костей, тканей и органов. Суточная потребность у человека – 1,5г или 0,5л молока, или 100г сыра. И способен, и умел Младший мягкий братец Мел. И белоснежные в кристалле – Таким в дворцах почёт и честь.

«Характеристика металлов» - Металлический блеск. Многие металлы широко распространены в природе. Железо. К металлам относятся примерно 70 % всех химических элементов. Содержание работы: Применение металлов в жизни человека. Большое количество натрия и магния содержится в морской воде: - 1,05%, - 0,12%. Металлы составляют одну из основ цивилизации на планете Земля.

««Металлы» химия 10 класс» - Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Железный клинок был обнаружен в гробнице Тутанхамона. Все металлы- твердые вещества, кроме ртути. R увеличивается, так как увеличивается количество энергетических уровней. Алюминотермический способ – восстановление металлов с помощью алюминия.

«Урок металлы» - Железо. Биогенные металлы. Драгоценные металлы и в организме - драгоценность. Интегрированный урок "Металлы". Ртуть. Применение металлов. Медь. Еще такие люди хитры, беспринципны и легко предают. Железо, сталь, чугун. Самый распространённый металл на Земле – алюминий (более 8% от земной коры).

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Тумутук

План – конспект урока

На тему

Рабочее место для ручной обработки металла

Разработал учитель технологии

Шайдуллин Рустем Рашитович

2010 год

Цель: ознакомить учащихся с рабочим местом для ручной обработки металла; научить правильно подбирать верстак для своего роста.

Оборудование: рабочее место для ручной обработки металла (слесарный верстак).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Как подразделяются машины?

"Что называется механизмом?

"Приведите примеры механизмов.

"Где применяются винтовые механизмы?

2.Сообщение темы и цели урока.

^ II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель . Как называют специалиста по ручной обработке металла? (Слесарь.)

Что представляет собой рабочее место слесаря? (Слесарный верстак.)

2.Иллюстративный рассказ.

Учитель . Слесарный верстак любой конструкции имеет основание, крышку, слесарные тиски, защитную сетку. (См. Приложения, рис. 45.)

Для удобной работы высота верстака должна соответствовать росту работающего.

Предусмотрено и специальное положение рук и ног для рациональной работы на верстаке. (См. Приложения, рис. 46.)

Слесарные тиски служат для закрепления заготовок перед обработкой. (См. Приложения, рис. 47.)

^ Учитель рассказывает и показывает, как пользоваться слесарными тисками.

Соблюдайте основные правила безопасности при пользовании слесарными тисками:

"запрещается стучать молотком по рукоятке тисков при креплении заготовки;

"очищать тиски от опилок только щеткой;

"регулярно смазывать ходовой винт.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

Рассмотреть устройство слесарного верстака и заполнить таблицу в рабочей тетради.

Рассмотреть устройство слесарных тисков и заполнить таблицу.

Проверить, соответствует ли верстак вашему росту


Top