Основы православной культуры защита отечества презентация. Конспект урока по основам православной культуры "защита отечества"

Тема: Защита Отечества.

Цель : формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное зло

современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и

справедливости.

Знать: какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

Уметь: объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества. Называть имена воинов, защитников Отечества.

Ход урока

    Актуализация опорных знаний

(работа в группах)

Составление кластера - Семь Я.(2 слайд)

Почему дом сравнили с крепостью?

Скажите, что еще необходимо защищать?

Тема: Защита Отечества .(3слайд)

    Открытие новых знаний.

Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов. Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.

Почему люди воюют?”( 4 слайд)

У чащиеся высказывают предположения.

Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! (5слайд)

- А что на войне самое страшное?

При этом нарушается одна из заповедей Христа, какая? (нарушение заповеди Не убий. Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую)

-Что же тогда заставляло христиан нарушать эту заповедь?

Когда речь идет об обидах, причиненных тебе, ты можешь простить свою обиду. Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. Поэтому убийство на войне святая Церковь не рассматривает как частный грех человека, тем более, что каждый воин готов, по учению Христа, «положить душу свою (отдать жизнь), за друзей своих» , для защиты веры и Отечества.(слайд6)

- В каких случаях война бывает справедливой ?(слайд7)

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью.(слайд8)

- Какими качествами должен обладать защитник? (обсуждение в группах)(слайд9)

- А как помогает ответить на этот вопрос народная мудрость?

Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)

Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

За край родной иди … (бесстрашно в бой)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)

- В какой из этих пословиц, на ваш взгляд, наиболее точно отражена тема нашего урока?

Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. В памяти хранится много имен святых героев. Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов.

(слайд 10) Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. Каждый народ знает их по именам, хранит о них память веками и обращается за помощью в тяжёлые годины испытаний. Каких христианских воинов знаете вы?

Каждой группе предлагается выполнить небольшое исследование на тему «Святые защитники Руси», в ходе которого вы должны подготовить ответ на вопрос «Почему именно эти защитники были причислены к лику святых ?» (слайд11)

- Кто были первые защитники на Руси?

- Как вы думаете, это былинные герои или реальные исторические личности ?

(слайд12)

проект

Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой долг, не боясь смертельной угрозы. Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

- Какие поступки недопустимы даже на войне ? (карточка с заданием) (слайд)

(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны)

- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как? ( 2 воп. На слайде )

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? ( предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в лучшую сторону? Как?

Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться.

Какие же чувств вызывают эти великие самоотверженные люди, для которых чужая жизнь дороже своей?

(слайд) Люди, о которых мы сегодня говорили, отдавали свою жизнь за Родину, не думая о славе, о наградах, о деньгах. Они любили свою Родину, жили с ней одной жизнью. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину, беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием… Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

(слайд ) Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою

Рефлексия

Продолжи: ( слайд)

Сегодня на уроке мы говорили о ……

Теперь мы знаем …….

Задание 2.

Подумай и напиши, как должен вести себя воин

    С ранеными? ______________________________________________

    с безоружными? _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

    с жителями? ______________________________________________________________

    с пленными? ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Георгий Победоносец

Георгий служил в древнеримской армии. В сражениях, которые он прошел, он показал свою храбрость и смекалку. Именно за эти качества он получил звание старшего военачальника во дворе императора. Но правивший в то время Диоклетиан был язычником, и при нем жестоко истреблялись христиане. Георгий не смог терпеть такого отношения и заявил о своей вере христианина, хотя понимал, что его ждет мученическая смерть. Но Победоносец не только объявил о своей вере, но и обвинил императора в несправедливости и жестокости перед Сенатом. Так же он призывал к вере истинной, христианской! Император предлагал Георгию образумиться, но мужчина твердо стоял на своей позиции. После Диоклетиан приказал солдатам, чтобы те вытолкали военачальника из Сената копьями. Но при всех усилиях этого не удавалось сделать, копья гнулись о тело святого. В темнице мужчину пытали, но он смог выдержать все трудности ради веры.

Император приказал колесовать христианина, но Бог услышал мольбы Георгия и спас его. Со временем многие люди стали отказываться от язычества, и приходить к Георгию. Он лечил больных святой водой и обещал им жизнь в раю за признание веры истиной.

Георгия стали называть Победонос­цем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия - Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.

Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.

В честь Георгия Победоносца возглавлялся бой под предводительством Жукова в годы Великой Отечественной войны. Образ Георгия Победоносца призывал людей к военным действиям и, в конце концов, и вера людей помогала победить фашистов. Как Георгий преодолевал все испытания посланные судьбой, так и наши солдаты храбро сражались за свою территорию, за свои жизни, за свою веру. И 6 мая было названо Днем святого Георгия Победоносца в честь еще одной его заслуги, помощи русским солдатам в бою.

Александр Невский

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда князья правили своими вотчинами и вели междоусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные - с оружием, иные - на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.

Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель. Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Умер он 14 ноября 1263 года. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невской Лавре. После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых.

Фёдор Ушаков

Фёдор Ушаков родился в феврале 1745 в Ярославской области в семье людей благочестивых и глубоко верующих. Главным условием воспитания детей родители Фёдора считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности. Этому же способствовал пример родного дяди – монаха Феодора.

Ушаков не проиграл ни одного сражения и всегда заботился и берег жизни своих матросов. Войны, в которых участвовал адмирал Фёдор Ушаков, были направлены на защиту православного Отечества. Воевал не числом, а умением и перед каждым боем адмирал напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы. И вас не возьмут ни пуля, ни сабля!» Да и на кораблях, которыми он командовал, им был заведен порядок, подобный монастырскому... После каждого боя он приносил Всевышнему моления в церкви святого Николая Чудотворца в Севастополе, в строительстве которого Ушаков принимал непосредственное участие – личным примером и пожертвованиями. За заслуги перед Отечеством Фёдора Ушакова наградили золотым складень - крестом с мощами святых угодников, с которым он никогда с тех пор не расставался. Везде, где удавалось, он устраивал Господу Богу благодарственные молебны. Адмирал Ушаков проявлял милосердие к военнопленным. Он благодарил Бога за то, что во всех боях он не потерял ни одного судна и пленными ни один человек врагу не достался. В его дом всегда приходили за помощью: одних он снабжал деньгами, одеждой, за других особо нуждающихся, хлопотал перед начальством, взял на себя заботу об осиротевших племянниках.

Отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка. Во время Отечественной войны 1812 года он на свои средства устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он нуждающимся. Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви». 2 октября 1817 года похоронен по его желанию в монастыре.

Вся его жизнь была посвящена искреннему, честному и бесстрашному служению Господу Богу и православному Отечеству.

Дмитрий Донской

Благоверный великий князь московский Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве великого князя известно совсем немного. Воспитан был в благочестии. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия, друга и советника отца.

С самого начала своей жизни великий князь Дмитрий Донской учился терпению и мужеству. Среди русских князей шли междоусобные войны. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Дмитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю Дмитрию Донскому на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри.

В 70-е гг. включился великий князь Дмитрий в борьбу с Золотой Ордой. В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию, в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года - Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. князь Дмитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного Сергия. Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

Перед битвой благоверный князь Дмитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «... Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная...» Много доблестных русских воинов полегло на поле брани. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Дмитриевской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В похвалу Дмитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски...»

Последние годы жизни были многотрудными для великого князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь.

19 мая 1389 г. великий князь Дмитрий Иоаннович скончался. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ.

Великий князь московский Дмитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.

МКОУ Заводская СОШ

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» .

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Учитель начальных классов I КК

Орлова Надежда Ивановна

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры».

Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества».

Цель: воспитание патриотического чувства к своему Отечеству на примере конкретных исторических событий и личностей; формирование понимания христианского взгляда на войну, как объективное зло современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и справедливости.

Задачи:

    познакомить с отношением православных людей к воинскому долгу, узнать о жизни русских воинов, ставших святыми;

    усвоить, какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет;

    осознать, что, христианское отношение к врагам не отменяет священной обязанности защищать Церковь, Родину и семью;

    развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

    формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;

Виды деятельности: беседа, чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа с сигнальными карточками.

Основные термины и понятия: Россия, Отечество, патриотизм, великая сила нравственности, миротворцы, православный герой, справедливая война и несправедливая.

Оборудование: творческие работы учащихся, рисунки православных храмов и великих воинов в выставке «Люблю тебя, моя Россия!», выставка детских проектно – исследовательских работ о православных защитниках Отечества.

Компьютер, проектор, экран. Презентация «Защита Отечества», отрывок из фильма «А. Невский». Портреты С. Радонежского, А. Невского, Д. Донского, И. Муромца, Ф. Ушакова. Грамзаписи: гусли – «Колыбельная», Светлана Копылова «Русская земля», «Ностальгия», «Русские богатыри – Богатырская», «Песня о любви». Дети, читающие стихи, одеты в славянские костюмы.

Место проведения: учебный кабинет.

Ход урока:

I . Самоопределение к деятельности.

Сегодня мы в очередной раз отправляемся в мир православной культуры. Мы будем говорить о таких великих ценностях, как доброта и справедливость, любовь и милосердие, храбрость и мужество.

II . Работа над значением слов – синонимов Родина, Отчизна, Отечество, Россия.

(Ученица читает стихи под музыку. Слайды 2 – 6)

Родина моя – бескрайняя Россия

И Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал,

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,-

Все напомнит мне о самом важном-

Только здесь родимая земля!

О чём это стихотворение?

Как бы вы озаглавили его?

А что такое Родина?

Родина для каждого начинается с чего–то своего, личного. Один представляет себе бескрайнюю степь, другой – высокие горы. Кому–то милее и роднее большой город с высокими домами. Но мы должны всегда помнить, что Родина – это наши корни, наша семья, наши традиции.

Объясните такие понятия, как «малая родина», «большая Родина».

Подберите к слову «Родина» синонимы. (Родина, Отчизна, Отечество, Россия). (Слайд 7.)

Прочитайте слова. Как вы думаете, какое будет задание? (Составить пословицы). (Слайд 8).

(Родина – мать, умей за неё постоять.

Береги Родину, как зеницу ока.

Всякому мила своя сторона.

Человек без Родины, что соловей без песни.)

Давайте вспомним ещё пословицы о Родине.

    Постановка учебной задачи.

Мы живём в стране с удивительно красивым именем – Россия. Это наше Отечество. Прочитайте слова Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. (Слайд 9).

«Отечество – понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, а дар Божий надо беречь».

Вы заметили, что они являются эпиграфом к нашему уроку?

- Как вы их понимаете?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока? («Защита Отечества»)

Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие по «Реке времени».

IV . Построение проекта открытия нового знания.

Прочитаем слова очень просвещённого человека Святителя Филарета Московского. (Слайд 10, 11).

«Великими подвигами, многою верою и мольбою сложилась Русь.

Тяжёлый путь выпал на долю ей. Много скорбей и бед претерпела она, прежде чем стать тем великим государством, каким слывёт она теперь.

Беды её были и извне, от врагов лютых, которые хотели её погибели, были беды и от себя, от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что всё казалось, погибло – точно и государству совсем конец подходил. Но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою».

О каких бедах, постигших нашу страну, говорит Святитель Филарет? (Высказывания детей).

Да, ребята почти половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах. Христос учил прощать, не противиться злому.

Вспомните его слова.

Но есть и другие слова Христа. (Слайд12).

Божий мир – мир любви. Поэтому для христианина так важно охранять мир между людьми. И поэтому миротворцы названы сынами Божиими.

Кто такие миротворцы? (Люди, которые стараются сохранить мир).

Давайте прочитаем толкование этого слова. (Слайд 13).

Защита Отечества, защита мира и спокойствия считается святым подвигом. Но иногда не возможно было отстоять честь страны мирным путём, тогда русским людям приходилось браться за оружие.

V. Работа с учебником.

Откройте учебники на стр. 89.

Прочитаем.

Какими могут быть войны? (Слайд 14, 15).

Какая война считается справедливой?

Ради чего же люди берутся за оружие?

Какую цель преследуют те, кто развязывает несправедливые войны? (Работа с сигнальными карточками).

Обратимся к русской истории, которая хранит в памяти много имен святых героев. Герой добрыми делами служит Богу. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов. Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. В ходе проведённого исследования, я думаю, вы узнали много нового о христианских воинах.

Посмотрите на замечательную картину В. М. Васнецова «Богатыри».(Слайд 16).

Кто на ней изображён?

Каких ещё богатырей земли русской, воспетых народом, вы знаете?

Какой богатырь был наиболее любим народом, чаще других упоминался в былинах? (Илья Муромец).

VI. Защита проектов.

Ребята приготовили сообщение об Илье Муромце. (Слайд 19, 20, 21).

Илья Муромец родился 5 сентября 1193 года в древнем селе Карачарово, близ Мурома. Он воспитывался в благочестивой крестьянской семье. До 30 лет тяжело болел, не владел ни руками, ни ногами. С детства он привык молиться Богу. Молитва смягчала горе, учила мудрости, заботе сердечной, разгоняла скуку. Односельчане любили Илью за разумность, приветливость и особую тихость.

Неожиданно в окно постучали необыкновенные гости. Они были очень стары, седина серебрила им головы, но веселые, молодые глаза были полны радости. Старцы попросили открыть ворота, и Илья впервые в жизни пошел. Затем попросили воды. Первую чашу они предложили Илье. Выпив ее, он почувствовал себя здоровым, после второй чаши почувствовало силу безмерную. После третьей силы поубавились. Удивительные гости перекрестили Илью со словами: «Бог тебя благословляет, Илья Муромец. Стой за веру христианскую, за дом Пресвятой Богородицы. В бою тебе смерть не написана».

Чудодейственную духовную и физическую силу богатырь использовал только для борьбы с врагами Отечества и восстановления справедливости. Известно, что Илья Муромец не имел поражений, но никогда не гордился своими подвигами и с миром отпускал поверженных врагов.

Много добрых дел совершил Илья Муромец, но, будучи тяжело ранен, повинуясь зову сердца ушел в монастырь. Он стал монахом Киево-Печерской Лавры. Богатырское служение земному Отечеству завершилось, началось молитвенное служение Отечеству небесному. В 1643 году Илья Муромец был причислен к лику святых, а его тело положено в пещерах Киево-Печерской Лавры и находится там до сих пор. А память святого праведного Ильи Муромца празднуется Церковью в день, который легко запомнить – первый день Нового года.

Жизнь Ильи Муромца – это пример бескорыстного и искреннего служения Родине, защиты православной земли.

VII. Физкультминутка. (Слайд 22).

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

VIII . 1. Продолжение защиты проектов. (Слайд 23, 24).

Чей портрет мы видим на экране?

Да, это Александр Невский. Вот как его изобразили наши ребята.

Вспомните, за что князя Александра прозвали Невским?

Группа «Славяне» приготовила сообщение о нём.

Ученик:

Он молодым был и пригожим, -

Всем сердцем Русь свою любил,
Молва носилась: "Богом рожен",
Великим, мудрым князем был!
-Александр - по-гречески означает защитник людей. И в наши дни глубоко почитают в России святого благоверного князя Александра Невского.

Учитель:

В 1240 году шведские захватчики бросили якорь в устье реки Невы. Навстречу им выступил новгородский князь Александр.

В книге «Житие Александра Невского» сообщается интересный факт:

Накануне сражения со шведами Александр выставил дозор, приказав своим воинам отдохнуть перед битвой. Один из дозорных принес князю чудную весть. Перед рассветом 12 июля 1240 он заметил плывущую по реке ладью, а в ней стояли святые князья Борис и Глеб. Дозорный сумел расслышать слова незнакомцев: «Поспешим помочь сроднику нашему Александру Ярославичу». Когда Александру рассказали о видении, то, как сообщает Житие «радостно забилось сердце молодого князя Александра».

Шведы застигнутые врасплох, были разбиты наголову. (Слайд 25, 26).

Через два года во главе рати Александр разбил Рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера. Эта битва осталась в истории под названием Ледового побоища. (Слайд 27).

(Отрывок из фильма «Александр Невский»). (Слайд 28).

- Эти слова Невского обращены к пленным немецким рыцарям, которые были отпущены с миром.

Невскому принадлежат и другие слова: «Не в силе Бог, а в правде?»

Любил Родину Александр Невский. Но его любовь проявлялась не только в ратных подвигах. Он был ещё и великий миротворец.

Кем в то время были завоёваны русские княжества? (Монгольской Ордой).

В любую минуту отряды завоевателей могли обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды послал своих людей собирать русских воинов для участия в походе в далёкую Персию (ныне Иран). Тогда князь отправился на переговоры и одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены.

За свои величайшие победы без оружия русской православной церковью он причислен к лику святых.

В храмах вы сможете увидеть икону с изображением лика А.Невского. (Слайд 29). В нашем городе есть храм Святого благоверного князя А. Невского.

Где он находится?

Кто из вас был в этом храме? (Слайд 30, 31).

А это Александро - Невская лавра. В каком городе она находится? По чьему приказу была построена? (Слайд 32).

Русские люди поставили в честь своего героя памятники, художники писали картины.

Екатерина 1 в 1725 году учредила орден в честь святого благоверного великого князя Александра Невского. В годы Великой Отечественной войны 1942 года в знак признания величайших заслуг князя Александра был учрежден “Орден Александра Невского”. Им награждали офицеров и генералов Советской Армии за личное мужество и героизм, за умело проведенные военные операции, за высочайший патриотизм. (Слайд 33)

Дети читают стихи:

“…Его власы до стройных плеч

Как прядь златая, упадали,

Уста любовию дышали

И мудростью звучала речь.

Высокой доблестью украшен

И сердцем истинный герой-

Врагам средь битв был грозно страшен,

Вне битв – отрадой был святой.

Всегда в сознанье долга строгом,

Он правду всей душою чтил

И чувства сердца разделил

Между Отчизною и Богом…”

2. Дмитрий Донской.

Более 250лет находилась Русь под игом монголов.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. (Слайды 34, 35).

Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо сказал ему: «Ступай с Богом. Ты победишь».(Слайд 36).

И благословил Сергий Радонежский Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь). Слайд 37.Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

(Мальчик в костюме Д. Донского).

Доколь нам, други, пред тираном

Склонять покорную главу

И заодно с презренным ханом

Позорить сильную Москву?

Не нам, не нам страшиться битвы

С толпами грозными врагов:

За нас и Сергия молитвы,

И прах замученных отцов.

Летим – и возвратим народу

Залог блаженства чуждых стран:

Святую праотцев свободу

И древние права граждан.

Туда! За Дон! Настало время!

Надежда наша – Бог и меч!

Сразим монголов и, как бремя,

Ярмо Мамая сбросим с плеч!»

Перед началом битвы сошлись в поединке Пересвет и Челубей. Пронзив друг друга копьями, оба пали замертво. И сразу началась жестокая сеча. (Слайд 39, 40).

(Под музыку дети в славянских костюмах читают стихи). Слайд 41.

Как над полем Куликовым

Зори алые встают,

Как над полем Куликовым

Даже птицы не поют!

«Помоги, земля родная,

В тяжкой битве устоять,

За тебя мы все готовы

Свою кровушку отдать!»

Скачут брошенные кони,

Ветер гривы разметал…

Вся Россия стала полем,

Только месяц не видал.

С Дона весть летит стрелою:

Бьются русские мужи,

Чтоб над Русскою землёю

Чёрный ворон не кружил.

И земля как будто слышит,

Стала жаркой, как огонь:

То подземным жаром пышет,

То опутает травой.

Как над полем Куликовым

Птицы радостно поют,

Рано солнышко садится,

Вот уж звёздочки видны,

Долго бой кровавый длится,

Много силы у Орды.

Гонит матушка Россия

Заметавшихся врагов –

У неё довольно силы

Защитить своих сынов.

Что Россия победила

В страшной схватке на Дону,

У неё достанет силы

Дать всегда отпор врагу!

Дмитрий благодарил воинов от имени Отечества. За битву на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали Донским. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую «Дмитриевскую родительскую субботу».

На Куликовом поле возведён памятник Д. Донскому и храм - памятник Сергию Радонежскому. Слайды 42, 43.

4. О Фёдоре Ушакове. Слайды 44, 45, 46.

Рассказ учеников.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

IX. Работа с учебником.

Учитель: Воин – христианин верит, что его душа бессмертна.

Прочитайте статью учебника (стр. 90, 2,3 абзац).

Кем должен оставаться христианский воин на войне? (Человеком.)

Какие законы должны действовать на войне? (Законы милосердия и справедливости.) ( Слайд 47, 48).

- В чём они заключаются?

1. Нельзя добивать раненых.

2. Нельзя трогать безоружных.

3. Нельзя грабить местных жителей.

4. Если враг сдается или если война закончена - надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

X. Закрепление.

Как мы чтим память воинов, павших на поле брани за нашу землю? (Мы сохраняем память об их подвигах, носим цветы к мемориалам, склоняем головы, и молимся о их душах Господу. Димитриевская родительская суббота, панихида о всех воинах на поле брани убиенных. У Церкви никто не забыт).

Назовите имена христианских воинов, причисленных русской церковью к лику святых.

Почему Дмитрий Московский пошел в Троицкую обитель? (Игумен обители преподобный Сергий Радонежский – духовный наставник князя Дмитрия, благословил его на битву с Ордой, возглавляемой ханом Мамаем, послал иноков обители Пересвета и Ослябя, которые в прошлом были храбрыми боярами и опытными воинами. Преподобный молился и призывал в помощь защитникам Отечества самого Господа. Господь услышал молитвы святого и спас землю русскую от захватчиков.).

Почему Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде?» (Потому что прав тот, кто отстаивает свою землю, а не тот, кто нападает на чужую. Даже если враг сильнее, защитник Отечества, да и защитник слабых и обиженных, всегда более оправдан перед Богом).

Какие праздники, славящие наше Отечество, мы чтим? (9 мая – День Победы в ВОВ, 4 ноября – День народного единства, 23 февраля – День защитника Отечества и др.)

Что мы можем сделать во имя любви к Родине? (Посадить деревья, убрать мусор, и т.д.) Слайды 49, 50.

Не могу не сказать о Великой Отечественной войне, хотя эта тема очень большая и требует отдельного разговора, который не раз состоится у нас перед Днём Победы. Скажу только одно, что в годы войны советское воинство не делило себя на белорусов, русских, армян, украинцев, грузин, верующих, неверующих. Воины словно были детьми, а матерью была Родина, которая нуждалась в их защите.

Склоняя головы перед великим подвигом советского народа, сокрушившего фашизм, будем же помнить, изучать, приумножать бесценный и благородный вклад в Победу Русской Православной Церкви, более чем тысячелетие сплачивавшей на защиту Руси все народы, населявшие ее, поднимавшей на смертный бой воинов разных национальностей, разных вероисповеданий. Низкий поклон и вечная благодарность им, отдавшим свою жизнь за Родину!

XI . Рассказ учителя. Слайды 51 – 56.

Все мы помним и о чеченской войне, которая была совсем недавно. Много погибло русских солдат, защищая нашу Родину от боевиков. Я расскажу вам о подвиге простого русского парня Евгения Родионова, который ещё с несколькими солдатами попал в чеченский плен, где ребят избивали, пытали, заставляли снять с себя крест, отречься от Православной веры и принять ислам, обещая за это отпустить на свободу. Но Евгений не предал веру и Церковь. Чеченские бандиты жестоко убили Евгения и его товарищей.

Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества.

На его могиле всё время горит лампада, и идут люди поклониться русскому солдату, не придавшему Веру и Родину. Сегодня воина Евгения уже почитают как святого многие православные люди и недалёк тот день, когда воин Евгений будет официально канонизирован Церковью. И тогда, даст Бог, этот день станет днем памяти всех воинов, за Отечество на Чеченской войне живот свой положивших”.

Чтение учеником стихотворения.

Быть патриотом… Что же это значит?

А это значит Родину любить,

А это честно, бескорыстно

Отечеству любимому служить.

Любить его историю седую,

Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую

В бой провожали собственных детей.

Учить детей гордиться своим родом

И честь его блюсти и сохранять,

Быть лучшей частью русского народа,

Которую не смог никто подмять.

(Звучит песня Светланы Копыловой «Русская земля». Слайды 57 – 125.

XII . Заключительное слово учителя.

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

А. С. Пушкин писал: «Гордиться историей предков не только нужно, но и должно».

Только любовь к Отечеству, вера Православная, мужество и доблесть русичей помогли русским воинам выстоять в жестоких битвах.

XIII . Домашнее задание.

Дети получают задание.

Список используемой литературы:

    Детям о Илье Муромце | СЕМЬЯ и ВЕРА. semyaivera.ru›Январь 2012.

    Святитель Филарет Московский (Дроздов). azbyka.ru›Отцов›Святитель.

    А. Плешаков. Учебник «Окружающий мир. 4 класс».

    Житие святого благоверного князя Александра Невского.

vidania.ru›aleksandrnevsky.html

5. Кондратий Рылеев - дума «Димитрий Донской»

stihi-xix-xx-vekov.ru›rileev106.html

6. Русский парень Евгений Родионов -> Литпричал...

litprichal.ru›work/69992/

7. yandex.ru/images› физкультминутка «Богатыри».

Приложение.

Основы православной культуры

Защита Отечества – святой долг россиянина

Русская православная церковь стала силой, объединяющей разные земли Руси, культурную и политическую общность.

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси – России нарушалась войнами. Практически, почти половина из тысячелетия христианства на Руси нашей истории прошла в войнах.

Христос учил прощать. Он учил любить даже своих врагов. Но нельзя прощать врагов, посягающих на жизнь твоих близких, друзей, на твою веру и веру твоих предков, разоряющих твой дом.

Один из главных православных долгов – это защита Отечества, православной веры.

Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы и над шведскими, и над немецкими рыцарями, когда те вторглись в пределы Руси, разбил орден тевтонских рыцарей, которые мечом и огнём насаждали католическую веру.

Князь Александр невский – великий миротворец. Князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал отряды монгольских завоевателей.

На переговорах он одержал одну из величайших своих побед, - хан отказался от войны с Новгородом, и тысячи жизней были спасены.

Князь Александр причислен к лику святых. В его честь построено множество храмов. Его именем назван величайший монастырь – Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Московский князь Дмитрий Донской собрал полки из русских городов для отпора врагу.

За советом князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь. Сергей Радонежский стал уговаривать князя избежать кровопролития. Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Тогда святой Сергий благословил князя и монахов Пересвета и Ослябю на святой бой.

Воин-христианин верит, что душа бессмертна, поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Православные воины всегда умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов, стал монахом.

Среди святых православной церкви – адмирал Фёдор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. В морских сражениях не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. В последние годы жизни он поселился рядом с Санаксарким монастырём в Мордовии и в молитве провёл последние годы жизни.

Валентин Войно-Ясиневский стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена учёная степень доктора медицинских наук. Решив лечить не только тело, но и душу, он стал священником – монахом Лукой.

Началась Великая Отечественная война. Все христиане хорошо знают слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за ближних своих.

В годы Великой Отечественной войны он спас жизни сотен раненых бойцов, а после Победы был удостоен очень высокой награды – стал лауреатом Государственной премии СССР.

Нас всех объединяет любовь к своей семье, к друзьям, к малой и большой Родине, к нашей России.

Любовь – основа нашей жизни. Мы любим свою Родину, уже за то, что она у нас есть. Служат своей Отчизне и воины священники. Любовь – это служение.

Служение проявляется, прежде всего, в делах на благо людей, на благо нашей Родины.


Top