Образец технологической карты по русскому языку фгос. Технологическая карта по русскому языку,1 класс

Технологическая карта урока по русскому языку

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ - русский язык

ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ - Топчиева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы, ВКК, МБОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района, Воронежской области

КЛАСС - 6

ТЕМА: «Тайны русских слов».

ЦЕЛЬ: организовать среду для изучения новой лингвистической науки - «Этимологии».

ЗАДАЧИ:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Формировать способности к самостоятельной познавательной деятельности;

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Развитие творческого мышления

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

Уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

Формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Формирование умения взаимодействовать в статичных парах, группах.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формирование умения применять полученные теоретические знания в нестандартных ситуациях и в новых практических условиях

ТЕХНОЛОГИИ: развитие критического мышления на уроках русского языка (групповая работа, информационно-коммуникативная)

ФОРМЫ РАБОТЫ : групповая работа, моделирование, составление этимологического цветка «Что в имени твоем?»

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: с историей, географией, логикой, иностранными языками, математикой.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийный проектор (колонками), «Этимологические словари» М.Фасмер, раздаточный материал, видеофрагмент, аудиозапись «Ладушки», цветная бумага, клей

п\п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к активной учебной деятельности

Организует просмотр видеофрагмента

Задает вопросы:

Тише….(просмотр)

Что скажете?

О чем идет речь?

А вы знаете, откуда пришло название «выдра» и что оно обозначает?

Работа с эпиграфом:

А как же нам узнать?

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно -

В огромном море - море слов -

Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Запись в тетради дата, классная работа

Просматривают

видеоряд «Выдра»

Отвечают на поставленные вопросы.

Узнают о сюжетной линии урока.

Рассуждают об основной мысли эпиграфа

Личностные:

Регулятивные:

Проблема-

тизация

Формулировка цели занятия

Нам предстоит интересная работа: разгадывание тайн слов русского языка.

Намечают цели:

Познакомиться с новым разделом языкознания, «Этимологическим словарем»,

научиться делать этимологический разбор слов

Сегодня будут работать четыре группы.

1 группа «Фонетика»

2 группа «Морфемика»

3 группа «Словообразование»

4 группа « Грамматика»

Каждая группа выдвигает гипотезы по выходу из проблемной ситуации.

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно

Актуализация знаний и умений

Каким способом образованы данные слова? (слова образованы суффиксальным способом, суфф. -н-).

А как быть со словом рукопашный? Что оно обозначает? Как было образовано? Какое значение у корня -паш-? Есть ли у нас в языке слова, родственные этому корню?

Дети работают в группах

Каждая группа записывает по одному слову: самоварный, тепловозный, водолазный, рукопашный

Каждая группа доказывает свой ответ

Они похожи по составу, как близнецы.

На все эти вопросы может ответить единственная наука - этимология.

Работают с «Этимологическими словарями»

Сообщение учащегося о происхождении слова «рукопашный»

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Ход разрешения проблемы

Сегодня будем заниматься с Вами поиском истины! Предлагаю нам создать детективное агентство «Зри в корень».

Что обозначает выражение, вынесенное в название нашего агентства?

Выберите из предложенных значений то, которое соответствует нашей теме.

Найдите их.

На фоне спокойной музыки учащиеся

Групповая работа с «Этимологическими словарями»

Работа в группах

(Тройка слов: владыка, обладать, волость. Исходный корень - волод -, оло=ла (молодой- младой, холод- хлад); в слове обладать представлен этот же вариант корня и, кроме того, здесь утрачено начальное В, как это часто наблюдается в позиции после приставки об-, вернуться-, обернуться, возить -обоз и другие. В слове волость произошел переход конечного согласного Д в С в позиции перед - ть; ср.: сладкий - сласть, падать - пасть.)

«Идем по следу»:

Знакомство с этимологическими словарями,

Построение статей в этих словарях. Какую информацию они в себе несут?

«Найти родственников»

Даны слова: болото, владыка, влажный, волосатый, волость, излечение, локоть, обладать, поладить, увлечение. Среди них имеются три слова, восходящие к одному и тому же общеславянскому корню.

Личностные:

Познавательные

Коммуникативные: слушать и слышать других

Динамическая пауза

Аудиопауза «Ладушки…»

Ребята смотрят, слушают и хлопают в ладоши.

Этимологическая справка о слове «ладушки»

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Познавательные : поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез

Творческая лаборатория

«Что в имени твоем…»

Ваша судьба находится под влиянием имени. А знаете ли вы, что обозначает ваше имя?

Этимология - верный помощник в этом деле

Работа со словарем

Составление «Этимологического древа»

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи

Презентация продукта

учебной деятельности. Результат.

Озвучивают результаты работы в группах

Дети по группам выходят к доске и доказательно представляют свои работы.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи, каждый ученик представляет продукт своей работы.

Познавательные : выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, выступать перед аудиторией

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта

Рефлексия учебной деятельности

Учитель организует осмысление, побуждает учащихся к расширению информационного поля.

Группы учащихся в ходе рефлексии составляет синквейн на тему: «Этимология»

Итог занятия дети подводят совместно с учителем

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные : умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации

Домашнее задание

Варианты задания:

1. Этимология слова «Воронеж»

2. Этимология имени (имен членов семьи)

3.Напишите сочинение-миниатюру о том, какие открытия вы сегодня для себя сделали

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Пиотровская Марина Алексеевна

Класс: 3

УМК: Школа 2100

Предмет: Русский язык

Тема: Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

Тип урока: Повторение, углубление и обобщение изученного

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок в разделе «Слово. Части речи и члены предложения». Что мы уже знаем об имени существительном (Раздел 4, урок 74)

Цель: Развитие умения находить в тексте имена существительные, накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных и роли существительных в предложении и тексте.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать роль имен существительных в речи,постоянные и непостоянные признаки имен существительных, выполнять морфологический разбор имени существительного, умения отличать существительное от местоимения,находить в тексте

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. П редставлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

1.Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

1. создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

3. формирование умения слушать и слышать собеседника;

4.развитие умения определять правила работы в парах, в группах;

5.формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Ход урока

**Название

этапа урока

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

Мотивация к учебной деятельности

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Фронтальная

Сегодня на уроке мы с вами будем много работать, поэтому нужно собраться, быть очень внимательным и активными. Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? Чего вы ждете от этого урока? Пусть наш урок пройдет под девизом «Грамоте учиться –всегда пригодиться»

Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей для урока, визуально и кинестетически контролируют готовность.

Отвечают на вопросы.

С хорошим настроением, чтобы все получилось.

Ждем чего-то полезного для нас.(Умеют оформлять свои мысли в устной форме, умеют слушать и понимать речь других-коммуникативные УУД. Регулятивные УУД:

Осуществляют самоконтроль;

Овладевать умением прогнозировать.)

Настрой на учебную деятельность

Дети выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание.

Актуализация знаний.

Систематизировать имеющиеся у учащихся знания. Создать ситуацию успеха.

Фронтальная

индивидуальная

Игра

Откройте тетрадь.

Что надо записать?

Языковая разминка. Запишите слова под диктовку.

    Подчеркните слова, в которых есть орфограмма-буква гласного, красным карандашом, а где орфограмма-буква согласного – синим

Какое слово вы подчеркнули два раза?

В каком слове есть другая орфограмма-буква? Проверьте по образцу. Оцените свою работу.

2. – Обозначьте все орфограммы.

3. – Разберите по составу слово

    Обведите в овал слова, в которых звуков больше, чем букв.

Тогда предлагаю вам сыграть в игру.

Я буду называть слова. Если существительное, то вы говорите

Что объединяет все эти слова? Что вы любите делать больше всего?

«да», если другая часть речи «нет».

Запись даты, «Классная работа». Записывают слова в тетрадях и по «цепочке» выходят к доске, записывая по одному слову: сердце, утюг, щека, ежевика, сумма, тростник, водомерка, искусство, трос, егерь, лестница, наполнение, орех, ежиха .

Тростник .

Егерь

Самостоятельно в тетрадях подчеркивают орфограммы.

Выполняют разбор слова.

(На основе анализа объектов делают выводы, о бобщают и классифицируют по признакам.-познавательные УУД; коммуникативные-оформляют свои мысли в устной форме)

Называют общий признак слов. Проверка с образцом на слайде презентации.

Оценка работы.

Имена существительные.

Играть.

Дети проверяют и оценивают результ, выбирают соответствующий смайлик.

Дети отвечают «да», «нет».

Различают и обозначают орфограммы.

Разбирают слово по составу, называют части слова.

Определяют количество букв и звуков.

Активация знаний о существительном как части речи.

Проверка по шаблону

Проверка по шаблону

Самооценка учащихся по листу самооценки.

Проверка по шаблону

3 .

Формулирование проблемы.

Фронтальная

Работа в группах

Прочитайте название нового большого раздела.

Какие вы знаете части речи? Члены предложения?

Слова – главный работник в языке. С их помощью мы называем предметы, признаки, действия, состояние и т.д. А разве могли бы мы без слов сформулировать мысли? В предложении каждое слово выполняет свою синтаксическую роль.

Используется мотивирующий приём.

Слова какой части речи мы чаще всего употребляем?

Проверьте свои предположения, запишите первые буквы слов из языковой разминки.

Какой буквы не хватает? Какова её роль в этом слове?

Дайте полное название этой части речи.

Мы вспомним сегодня всё, что знаем об имени существительном, и будем по ходу урока составлять план повторения.

Давайте составим план урока.

Что мы сейчас с вами делали?

с. 97 Чтение раздела

Перечисляют части речи и члены предложения.

На основе анализа объектов делать выводы.

Существительное

ь. Называют роль ь.

Имя существительное.

Дети вместе с учителем составляют план.

Формулировали тему урока. Составляли план.

Знают части речи, умеют выделять члены предложения

Сформулирована цель, проблема урока

Развитие умений.

Работа в группах, индивидуальная

Вспоминаем то, что знаем.

О какой особенности имён существительных свидетельствует упражнение 101?

Учитель записывает на доске: Роль имён существительных в речи .

Задание для группы .

Прочитайте и сделайте вывод: какие части речи преобладают в тексте и почему?

2. Признаки имён существительных (индивидуальная работа).

Упр. 102 – выявляются постоянные (одушевлённость/неодушевлённость, род) и непостоянные (число) признаки существительных.

Выполнению предшествует коллективная беседа:

Что нужно сделать, чтобы определить, одушевлённым или неодушевлённым является существительное?

Какого рода бывают имена существительные и как его определить?

Как изменяются имена существительные? (По числам.)

Продолжите фразу: постоянные признаки имён существительных – это …., непостоянные признаки – это …

Как вы понимаете выражение «постоянный признак»? (Признак, который есть в любой форме данного слова, он есть всегда.) Первый пример ( избушке ) разбирают коллективно, затем выполняют самостоятельно по заданию.

одуш. неодуш.

охотник – м.р., ед.ч. избушка – ж.р., ед.ч.

Емеля – м.р., ед.ч. лес – м.р., ед.ч.

внучок – м.р., ед.ч. земля – ж.р., ед.ч.

Гришутка – м.р., ед.ч. свет – м.р., ед.ч.

окно – ср.р., ед.ч.

крыша – ж.р., ед.ч.

труба – ж.р., ед.ч.

кирпичи – м.р., мн.ч.

забор – м.р., ед.ч.

ворота – мн.ч.

сарай – м.р., ед.ч.

Что мы повторяли в процессе выполнения этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Постоянные и непостоянные признаки имён существительных .

3. Синтаксическая функция имён существительных (выполняется в парах).

Упр. 103 – разграничение имён существительных в роли главных и второстепенных членов предложения.

Ученики обсуждают в парах написание (вставляют пропущенные буквы), списывают предложение, в котором есть сложное слово. Затем находят имена существительные в тексте и делают вывод.

Какими членами предложения являются имена существительные? (Главными (подлежащее) и второстепенными.)

Приведите примеры существительных в роли главных; в роли второстепенных.

Что важного об имени существительном вы узнали из этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Член предложения .

4. Разбор имени существительного как части речи.

Упр. 104 – развивается умение различать существительные и местоимения в тексте, проводить морфологический разбор имён существительных.

Последовательность выполнения.

1) Расстановка запятых в учебнике.

2) Списывание последнего предложения.

3) Запись однокоренных слов.

Вывод : Среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

4) Разбор имён существительных как части речи.

Обратить внимание детей на порядок разбора, сокращённую запись слов.

Работа проходит под руководством учителя.

Что вспомнили при выполнении этого упражнения?

Учитель записывает на доске:

Морфологический разбор имени существительного .

Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?

5.

Итог урока.

По какому плану мы повторяли имя существительное?

Запишите ключевые слова на основе этого плана.

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Называют план.

Перечисляют ключевые слова к уроку.

Ответы детей.

Выбор смайлика.

Домашнее задание

Упр. 105 (устно).

2. Упр. 53 («Дидактический материал»).

Технологическая карта урока.

Предметная область: русский язык

Класс: 1 класс

Тип урока: постановочный;

Цель урока: формирование представления о значении родного языка в жизни каждого человека ; организация знакомства учащихся 1 класса с учебником, устной и письменной видами речи в предметной области «Русский язык» по теме: «Виды речи».

Учебные задачи :

Изучить виды речи;

Сформировать у учащихся представление о роли русского языка в жизни человека;

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

Формирование патриотических взглядов, чувства гордости за свою Родину;

Знакомство с этническими и национальными ценностями российского общества.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД):

Уметь формулировать цель урока при помощи учителя;

Уметь высказывать свое мнение по отношению к проходимому материалу;

Формирование объективной оценки своей работы на уроке и умение вносить необходимые коррективы;

Познавательные УУД:

Уметь ориентироваться в учебнике;

Уметь планировать свой ответ на основе поставленной задачи;

Находить наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД:

Уметь грамотно излагать свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

Обговаривать с одноклассниками и учителем основные правила общения в коллективе, стараться их выполнять .

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

О владение общими представлениями единства и многообразия языкового пространства России, осознание значения русского языка для человечества.

Средства (оборудование):

учебник по русскому язык (УМК «Школа России »)

п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД урока:

Организация класса.

«Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок!

Если будешь ты стараться,

Не стесняться, не бояться,

Отвечать и понимать,

То, конечно, непременно

Все на свете будешь знать!

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, настраиваясь на работу.

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания;

Проявлять заботливое отношение к одноклассникам;

Проявлять внимание на протяжении всего урока;

Развивать доброжелательность по отношению к окружающим;

Формировать готовность к сотрудничеству.

Регулятивные:

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль;

Уметь оценивать правильность выполнения собственных действий;

Осуществлять не только самоконтроль, но и взаимоконтроль;

Понимать учебно-познавательную задачу и следовать ей до конца учебных действий;

Настраиваться на успешную, плодотворную работу;

Выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

Объективно оценивать результаты своей работы.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Ориентироваться

в учебнике, бережно

к нему относиться;

Коммуникативные:

Умение высказывать своё

мнение, прислушиваться к мнению других;

Излагать свои мысли в устной форме.

Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);

Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Подготовка

к основному

этапу занятия.

Знакомство

с учебником «Русский язык»

На доске записаны слова учить, учебник, учитель

- Ребята, у нас с вами урок русского языка. Давайте прочитаем название учебника, с которым нам предстоит работать. Что вы можете сказать о его названии?

- Как вы думаете, почему эту книгу называют учебником?

- Предлагаю вам немного полистать учебник, посмотреть, что там есть различные правила и упражнения, которые нам предстоит изучить.

- Обратите внимание на доску. Что объединяет записанные на ней слова ?

- Учебник называется «Русский язык».

- С помощью учебника дети узнают новые слова, научатся правильно их произносить и писать.

- Слова на доске объединяет общая тема «Школа. Учеба».

Формулирование темы и цели урока (учебник, с. 5, 6)

- Теперь мы будет изучать такой интересный и нужный предмет как «Русский язык» и начнем с раздела, который называется «Наша речь». Давайте вместе прочитаем, что нам предстоит узнать, и чему мы сможем научиться на уроке.

Какая тема урока?

- Еще раз зачитайте вопрос, который вызвал затруднение у Почемучки. Это очень важно, так как цель нашего урока: найти ответ на этот вопрос.

Чему мы сегодня должны научиться?

Слушают учителя.

Читают.

Тема урока «Виды речи»

- Какая бывает речь?

Различать виды речи, знать о их роли и значении в жизни человека.

Введение в тему урока.

Какая бывает речь? (Упр. 1, 2).

- Внимательно посмотрите на схему и ответьте мне на вопрос: Что вы знаете о речи?

- Давайте прочитаем текст. Что нового вы
узнали о видах речи? Какая
речь появилась раньше, устная или письменная?

Рассматривают схему, пробуют составить по ней рассказ.

Читают предложенный текст, отвечают на вопросы к нему.

Физкультминутка

На болоте две лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем обтирались.

Вправо, влево наклонялись.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вот здоровья в чем секрет,

Всем друзьям физкультпривет!

Под руководством учителя выполняют упражнения

Роль русского языка (упр. 3).

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Давайте прочитаем предложение. А вы когда-нибудь общались с детьми других национальностей?

- На каком языке вам приходилось разговаривать?

Все жители нашей большой многонациональной страны России разговаривают на русском языке, потому что он является нашим национальным государственным языком

Рассматривают рисунки.

Читают предложение.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают учителя.

Списывают предложение после работы с Памяткой 5 «Как научиться правильно списывать предложение».

Обобщение и закрепление знаний и способов действий

Назовите тему урока?

Чему ты сегодня научился?

- Какая бывает речь?

- Приведите примеры устной, письменной, внутренней речи.

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

Представьте, что вы оказались на пьедестале, попробуйте оценить свою работу на уроке.

Какая часть урока показалась вам самой сложной?

- На какой вопрос нужно было ответить Почемучке?

Какой вид работы понравился вам больше всего?

Зеленые жетоны прикрепляют к пьедесталу

Красный жетон клеится на ту часть доски, где были затруднения в ходе работы.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивание

У меня есть один жетон на весь класс. Подумайте и решите, кому из ребят он достанется. Кто был сегодня самым активным?

Определяют, кому вручить жетон

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

УМ К: «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской. Учебный предмет: русский язык

Тема: Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Цель: формирование умений учащихся на основе пунктограммы №5 (постановка знаков препинания при однородных членах с обобщающим словом) Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах;
  2. Формировать умения применять пунктограмму на письме;

3) Воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к русскому языку.
Формирование УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

  • Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.
  • Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли.
  • Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию. Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать правило постановки знаков препинания (двоеточия и тире) при однородных членах с обобщающим словом в разных позициях.
  • уметь находить обобщающее слово и определять его позицию (после однородных членов или перед ними), правильно расставлять знаки препинания. Личностные:
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение, с точностью и полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь анализировать объекты с целью выявления признаков, систематизировать материал, находить нужную информацию (Познавательные УУД) Основные понятия: однородные члены, обобщающее слово при однородных членах.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания

Формирование УУД

1.Организационный момент.(2 мин)

Цель: активизировать учащихся, проверить готовность учащихся к уроку, поставить цели урока.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Проводит инструктаж, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные УУД: определение цели учебной деятельности, умение слушать. Личностные УУД: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные УУД: извлечение нужной информации.

2. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация). Цель: выработать на личностнозначимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативов учебной деятельности

Создает условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (надо!) Устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!)

Психологически настраиваются на урок.

Личностные: самоопределение к деятельности; смыслообразование. Познавательные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (5 минут)

Организовать индивидуальную работу.

Оценивают одноклассника, комментируют его действия.

1.Орфографическая разминка. На доске записаны слова с пропущенными буквами. Один

Познавательные: осознанное и произвольное речевые высказывания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Используемые технологии: сотрудничества, информационные.

Цель: актуализировать

учащийся у доски вставляет

Регулятивные: фиксирование

мыслительные операции,

пропущенные буквы, объясняя

индивидуальных затруднений в

повторить сведения об

орфограммы.

пробном учебном действии

орфограммах.

1)3ап..тая, дв..еточие,

Коммуникативные: выражение

в..скл..цательный знак.

своих мыслей с достаточной

2) Существительное,

полнотой и точностью,

числительное, пр..л,.гательное.

аргументирование своего

Обобщите, пожалуйста,

мнения

одним словом слова в каждой

строке.

Цель: актуализировать

Организовать фронтальную

Решение лингвистической

2.Лингвистическая задача

Познавательные: анализ

мыслительные операции;

работу с классом в форме

задачи, ответы на вопросы

«Убери лишнее»: дополнение,

объектов с целью выявления

повторить сведения о

опроса.

учителя.

местоимение, определение,

признаков.

местоимении, второстепенных

обстоятельство.

Коммуникативные УУД: умение

членах предложения,

Лишнее - местоимение,

слушать собеседника,

однородных членах

потому что это часть речи, а

формулировать собственное

предложения

остальные слова - члены

мнение, аргументировать свое

предложения.

мнение, учет разных мнений.

Что такое местоимение?

Регулятивные УУД: умение

Что такое дополнение?

планировать свое действие в

Что такое определение?

соответствие с поставленной

Что такое обстоятельство?

задачей.

Составьте предложение со

всеми словами.

Чем осложнено предложение,

которое вы составили?

Что такое однородные члены?

Каким словосочетанием

можно обобщить однородные

члены?

4. Сообщение нового

Объясняет новый материал с

Участвуют в обсуждении и

1. Объяснение учителя.

Личностные:

материала. (10 минут)

использованием

составлении схем, дают

Обобщающие слова - это

смыслообразование

Цель: формирование умения

интерактивной доски.

характеристику, делают

одно более общее

Познавательные:

находить обобщающие слова

выводы.

наименование всем

использование знаково-

при однородных членах и

однородным членам.

символических средств,

ставить знаки препинания,

Запишем предложение: В

установление причинно-

умения работать со схемами;

предложении местоимение

следственных связей

может выполнять

Коммуникативные:

синтаксическую роль любого

аргументирование своего

второстепенного члена:

мнения и позиции в

дополнения, определения,

коммуникации, выражение

обстоятельства.

- Составим схему: 0:0,0,0

- А теперь перенесем обобщающее слово и поставим его после однородных членов. Перестройте предложение. (В предложении местоимение может выполнять синтаксическую роль дополнения, определения, обстоятельства - любого второстепенного члена). Сделайте вывод.

- А можно перестроить схему так: 0:0,0,0-...

- Сконструируйте предложение по данной схеме. (Синтаксическую роль любого второстепенного члена: дополнения, определения, обстоятельства - может выполнять местоимение в предложении). Сделайте вывод.

- Подтвердим свои выводы чтением правила в учебнике (стр. 146)

своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

5. Первичное закрепление материала с комментированием во внешней речи (15 мин.) Цель: применение нового знания в типовых заданиях;

Организует учебную деятельность, консультирует по мере необходимости, контролирует выполнение задания.

Учащиеся выполняют задание устно.

1. На ИД выведены слова, к которым учащиеся устно должны подобрать слово или словосочетание с более широким значением -обобщающее слово.

1) запятая, тире, двоеточие
(знаки препинания)

2) М.Ю.Лермонтов,
А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев (поэты)
На ИД выведены обобщающие
слова, к которым учащиеся
должны устно подобрать по
нескольку слов с более узким
значением.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

1) части речи

2) писатели

Цель: формирование навыка

Диктует предложение,

Один учащийся работает у

2. На доске записываем

Познавательные:

правильной постановки знаков

контролирует выполнение

доски, остальные в тетрадях.

предложения, объясняем

использование знаково-

препинания.

задания.

пунктуацию них, составляем

символических средств.

схемы:

Коммуникативные: выражение

1)Обращаться с языком кое-как

своих мыслей с достаточной

Значит и мыслить кое-как:

полнотой и точностью,

приблизительно, неточно,

аргументирование своего

неверно. (А.Толстой}

мнения.

2)Постоянное обращение к

Регулятивные: выполнение

словарям,справочникам,

пробного задания.

наблюдение за живой речью

людей - все это способствует

развитию и обострению

«языкового чутья».

3) Многие композиторы:

Чайковский, Римский-

Корсаков, Даргомыжский,

Рахманинов - создавали оперы

по произведениям

А.С.Пушкина.

Цель: формирование навыка

Контролирует выполнение

Учащиеся читают материал

3. Чтение учебника (стр. 148),

Познавательные: извлечение

извлекать необходимую

задания.

учебника, выполняют устно

работа над интонационными

необходимой информации из

информацию из текста.

упражнение.

особенностями предложений с

текста.

обобщающим словом,

Коммуникативные: выражение

выполнение устно упр. 217.

своих мыслей с достаточной

Цель: научить видеть и

Организует учебную

Учащиеся читают записанные

4.Работа над устранением

полнотой и точностью.

исправлять грамматические

деятельность, контролирует

предложения с

грамматических ошибок.

ошибки, связанные с

выполнение задания.

грамматическими ошибками,

На доске записаны

Познавательные: осознанное и

неправильным употреблением

редактируют их и записывают

предложения с

произвольное речевые

обобщающих слов.

исправленный вариант,

грамматическими ошибками.

высказывания,использование

составляя схемы предложений.

Задание: устно исправить

знаково-символических

грамматические ошибки,

средств, умение

записать предложения в

самостоятельно делать

исправленном виде, составить

выводы, находить решения,

схемы. (Необходимо

обосновывать выводы.

/читывать, что все однородные

Коммуникативные: построение

члены должны стоять в том же

погической цепи рассуждений

тадеже, в котором стоит

4 доказательств, выражение

обобщающее слово).

;воих мыслей с достаточной

!.)Жизнь крестьян изображена г

юлнотой и точностью, умение

в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.

2) Справедливость, благородство, простота -редкими душевными качествами наделяет Л.Н.Толстой Кутузова.

анализировать и исправлять предложения.

б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.(8 минут)

Цель: интериоризировать учащимся новый способ действия и провести рефлексию достижения цели пробного учебного действия.

Организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку теста по эталону. Создает ситуацию успеха для учащихся, допустивших ошибки.

Выполняют тест, фиксируют положительные результаты своих действий (знаково: +), оценивают свои результаты в освоении нового способа действия.

Контрольное тестирование.

Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы.

Личностные: способность самооценки своих действий. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

7. Рефлексия (3 мин.) Цель: оценить результаты собственной деятельности; подвести итог проделанной на уроке работе.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Отвечают на предложенные учителем вопросы,соотносят цель и результат учебной деятельности, фиксируют степень соответствия.

- Давайте повторим, что такое обобщающее слово при однородных членах и какие знаки препинания ставятся при них?

- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

Личностные: мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативные: Умение отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других, адекватное понимание успешности или неуспешности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью, планирование успешного сотрудничества. Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности.

Приложение 1. Флипчарты, использованные на уроке.

Приложение 2. Тест Тест1. Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего:

  1. Повсюду 3) Всё
  2. Лошадь 4) Ничто

2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены).

  1. Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
  2. Запах черемухи чувствовался всеми в саду в доме на улице.
  3. Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем.
  4. Бычков и Сергей Корнеенко победители соревнования.

3. Найдите ошибку в постановке знаков препинания:

  1. В корзине была дичь: два тетерева и утка.
  2. Мастеровые, старики с палками, бабы - всё слилось в одну массу.
  3. Небо становилось разноцветным: белёсым, розовым, красным.
  4. Всё это - звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.

4. Неверно выделено обобщающее слово:

  1. Ничто не шевелилось: ни одна травка внизу, ни один лист на ветке.
  2. Тонкий нос, смелые брови, щеки - все черты ее лица выражали страсть.
  3. В степи, за рекой, по дорогам - везде было пусто.
  4. Дети, старики, женщины - всё смешалось в людском потоке.

5. Укажите, какую пару знаков препинания следует выбрать для оформления предложения:

See это 1 цвета, блесни, звуки и запахи 2 давило на глаза, наполняло сердце мутью унылой боязни.

  1. 1 - тире, 2 - двоеточие 3) 1-двоеточие, 2 - запятая
  2. 1 - тире, 2 -тире 4) 1 - двоеточие, 2-тире

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Я считаю своим долгом предостеречь вас от ошибок и ложных увлечений.
  2. В этом романе подробно рассказывается о двух персонажах: Илья Обломов и Андрей Штольц.
  3. Важной предпосылкой для выполнения этих работ является наличие квалифицированных кадров.
  4. Сочетание знаковых впечатлений со зрительными вообще характерно для репинского восприятия вещей.

Технологическая карта урока по русскому языку

Предмет – русский язык

ТИП ЗАНЯТИЯ: усвоения новых знаний

УЧИТЕЛЬ – Ненахова Татьяна Олеговна, учитель начальных классов, Кемеровская область, город Новокузнецк, МБНОУ «Гимназия №17»

КЛАСС – 2 класс

Программа – перспективная начальная школа

ТЕМА: «Написание Ы после Ц в окончаниях слов – названий предметов».

ЦЕЛЬ: формирование умения правильного правописания Ы после Ц

Актуализировать знания учащихся об написании букв Ы и И после Ц в корне слова.

Формирование умения применять и обозначать орфограмму букв Ы и Ы после Ц.

Воспитывать культуру речи, любовь внимание и бережное отношение к русскому языку.

Литература – учебник русский язык 2 класс; 3 часть; Н. А Чуракова; под ред. М. Н. Каленчук. http://pedsovet.su/fgos/6402_technologicheskaya_karta_uroka_obrasez

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

педагогического

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

-Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль в порядке

Книжка ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

Минутка чистописания (фронтально)

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв.

- прочитайте и спишите скороговорку.

Проворонила ворона вороненка.

- подчеркните букву, написание которой надо запомнить.

-попробуйте правильно и быстро проговорить скороговорку.

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Личностные:

проявлять старательность.

Метапредметные:

правильно располагать тетрадь, вести аккуратные записи в тетради.

Предметные:

каллиграфическое написание букв, буквосочетаний

Воспитывать аккуратность, формировать навыки каллиграфии

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

Фронтальная работа

Проводит беседу.

Контролирует правильность ответов учеников

- посмотрите на рисунки, что на них изображенно

- что объеденяет эти слова

- дайте характеристику звуку (ц)

- Ребята давайте попробуем составить слоги с буквой ц

- скажите среди них есть слоги, в которых на слух нельзя определить, какая буква пишется

- прочитайте

предложение

(цы)рковой медведь едет на мото(цы)кле

-вспомните какую букву будем писать в корне слова после ц

- давайте откроем учебник на стр.18 и прочитаем подсказку летучей мыши.

-Запишите эти слова и выделите корень

- ребята, а во всех словах после ц пишется и

Дают ответы на вопросы.

Цветок и цапля

Это слова предметы и начинаются они со звука (ц)

(ц) глух., тв.

Ца,цу,ци,цы,цо

Да это слоги ци, цы

Ответы деетей

Нет есть слова исключения

Цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка цыц

Метапредметные:

развитие словарного запаса, устной монологической речи.

Предметные: вспоминают написание букв ы – и после ц в корне слов.

Развивать речь детей.


Top