Накануне 2 мировой. Две политики накануне второй мировой войны

Недавно в Санкт-Петербурге состоялся оперативный сбор командования российского военно-морского флота. Помимо задач, если так можно выразиться, рутинного характера на нем обсуждались планы, касающиеся новой техники. Из всех заявлений по поводу перевооружения флота отдельно стоит отметить планы Черноморского флота, ведь заявление его командующего касается не только простого поступления новой материальной части.

Командующий ЧФ России контр-адмирал А.Н. Федотенков на оперативном сборе пояснил, для чего во вверенный ему флот в ближайшие годы поступят шесть подводных лодок проекта 636 «Варшавянка». По его словам, уже все готово для воссоздания на Черноморском флоте бригады подводных лодок. Именно в состав этого подразделения войдут первые шесть «Варшавянок», а затем и следующие лодки этого и других проектов. В то же время, следует обратить внимание на тот факт, что командование флота предпочло заказать дизель-электрические подводные лодки проекта 636 «Варшавянка», а не проекта 677 «Лада», которые всего несколько лет назад считались наиболее перспективными: в середине двухтысячных планировалось построить два десятка таких кораблей.

Очевидно, выбор «Варшавянок» в качестве основной ДЭПЛ ближайшего будущего был вызван неудачами субмарин проекта 677. Дело в том, что у головной лодки этого проекта – Б-585 «Санкт-Петербург» – с самого начала испытаний начались серьезные проблемы в ряде систем. Из-за всех недостатков испытания «Санкт-Петербурга» очень сильно затянулись и почти не давали надежды на успешное завершение. Осенью 2011 года в Главном штабе ВМФ России пришли к выводу, что игра свеч не стоит, а Б-585 будет доводиться до ума исключительно в качестве опытного экземпляра. В строй эта лодка не войдет, но будет использоваться для испытания различных систем. Две другие лодки проекта 677 с именами «Кронштадт» и «Севастополь» в настоящее время находятся, что называется, в подвешенном состоянии. С одной стороны, на их судьбе обязательно скажутся неудачи «Санкт-Петербурга», но с другой, проект будет обновлен, а оставшиеся лодки достроены. Тем не менее, на сегодня есть некоторые основания сомневаться в успешном исходе эпопеи с проектом 677.

На фоне нелегкой судьбы субмарины «Санкт-Петербург» ДЭПЛ проекта «Варшавянка» выглядят вполне удачными. Как и проект «Лада», «Варшавянка» является логическим продолжением проекта дизель-электрических подводных лодок 877 «Палтус». Однако, несмотря на общие корни, проект 636 оказался успешнее 677-го. Об этом говорит хотя бы тот факт, что по десяти лодкам, находящимся в составе ВМС Китая (первая вошла в строй в 1997, последняя – в 2005 году) особых нареканий пока не было. Не жаловались и алжирские моряки, которые служат на таких подлодках с 2009-го. В настоящее время на петербуржских «Адмиралтейских верфях» строятся две ДЭПЛ нового проекта 636.3 (последняя на данный момент версия проекта) – «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону». В строй они должны будут войти в 2013-14 годах.

В заявлениях командующего Черноморским флотом чувствуется некая срочность: такое впечатление, что стратегия развития этого подразделения требует не затягивать с перевооружением. Возможно, это только впечатление, но любое ускорение в темпах обновления флота, армии или ВВС достойно похвалы. В то же время, планы по «Варшавянкам» можно рассматривать в качестве очень прозрачного намека на возвращение кораблей ЧФ России в Средиземноморье. Подводные лодки, надо сказать, полезны почти в любых морях и океанах, а в условиях Средиземного или даже Черного они могут оказаться незаменимыми. Для примера рассмотрим вопрос «закрытия» Черного моря. Если из-за каких-то военно-политических причин наш Черноморский флот не сможет выйти далеко за пределы «родного» Черного моря, то именно подлодки окажутся основной ударной силой. К примеру, они смогут успешно противостоять турецким военно-морским силам или даже перекрыть путь в Черное море кораблям НАТО. Не секрет, что в акваториях подобным Черному или Мраморному морю самыми эффективными будут сравнительно небольшие, хорошо вооруженные и тихие подлодки. Именно последним двум характеристикам лодки «Варшавянка» отвечают, как ни один другой проект. В западных источниках порой приходится видеть весьма похвальные оценки характеристикам отечественного проекта 636, а ведь там не склонны захваливать нашу технику. Как недостаток «Варшавянок» можно расценивать отсутствие анаэробной энергетической установки. Однако в черноморской акватории ее можно считать в некоторой мере излишеством, ведь размеры моря позволяют свободно работать и с имеющейся техникой.

Похоже, программа перевооружения дошла и до Черноморского флота. Хорошая . Главное, чтобы все шло в соответствии с планами командования и в процессе эксплуатации новой техники не возникали неожиданные проблемы.

Середина двадцатого века вошла в историю как время революционных технологических прорывов во всех областях техники, науки и даже культуры. Как только не называют этот период: веком кибернетики, эрой космонавтики и даже эпохой рок-н-ролла. В СССР еще в конце сороковых годов была введена в строй первая в мире это случилось через четыре года после Хиросимы. Ледокол с ядерной силовой установкой тоже был построен в СССР (1957). А тремя годами раньше в США была торжественно спущена на воду АПЛ «Наутилус». Началась эпоха атомного подводного флота. Думалось, что дизельные субмарины навсегда ушли в прошлое. Но оказалось, что в некоторых случаях замены им нет. Примером может служить самая тихая в мире подводная лодка проекта 877 «Варшавянка».

АПЛ - достоинства и недостатки

Преимущества подводных кораблей с атомной энергетической установкой очевидны. Им не нужно регулярно всплывать на поверхность для подзарядки аккумуляторных батарей, радиус оперативного применения практически неограничен, как и время нахождения на глубине. Требуется лишь загружать в трюмы продовольствие и закачивать в цистерны питьевую воду (впрочем, есть и опреснительные установки). Внутри отсеков просторно, бытовые условия экипажа вполне комфортные, а боевые возможности таковы, что одной единицы довольно, чтобы устроить десятки Хиросим. Но есть и некоторые проблемные моменты. Заглушить реактор можно только в случае аварии, поэтому лодка постоянно шумит. Практически «лечь на дно» и тихо пересидеть невозможно.

Какой бы ни была безопасной энергоустановка, но охлаждение тепловых контуров требует прокачки забортной воды, которая потом хоть и слабо, но «фонит», и по этому следу корабль можно с помощью чувствительных приборов «вычислить». Кроме того, любая АПЛ (атомная подводная лодка) имеет немалые размеры, а потому есть ограничения по хождению в мелководных зонах Мирового океана.

Зачем была нужна дизельная подлодка

После появления на вооружении флотов вероятных противников этих невидимых на поверхности крейсеров, аналогичные корабли начали строить и для ВМФ СССР. Вскоре выяснилось, что образцы отечественных АПЛ отличаются от зарубежных, причем не в лучшую сторону. Акустические средства обнаружения их довольно быстро засекали по шуму винтов и двигателей. Эту проблему решили позже, а в конце шестидесятых - начале семидесятых внешним угрозам решили дать асимметричный ответ. В 1974 году КБ «Рубин» получило от главкома ВМФ С. Г. Горшкова ТЗ, в котором перечислялись главные требования к новому кораблю: малая заметность, широкий функциональный спектр и уменьшенное число членов экипажа. Через четыре года со стапелей в Комсомольске-на-Амуре сошла первая «Варшавянка». Подводная лодка соответствовала всем пунктам технического задания, а по многим показателям даже превзошла указанные в нем параметры.

Устройство подводной лодки

Состоят обычно из двух корпусов, находящихся один в другом (по «матрешечному» принципу).

Легкая оболочка служит обтекателем, под которым скрыты так называемые ЦГБ (цистерны главного балласта) и ЦВБ (вспомогательные). Главный балласт предназначен для создания положительной или отрицательной плавучести, то есть обеспечивает всплытие и погружение корабля. Вспомогательные цистерны создают дифферент (то есть продольный горизонтальный наклон корпуса) на нос или корму, а также служат для выравнивания крена.

Экипаж, вооружение, все необходимые машины, включая электродвигатель, аккумуляторные батареи, оборудование ГКП (главного командного поста), камбуз и многое другое заключены в прочном корпусе, разделенном на отсеки. Не составляет исключения и «Варшавянка». Подводная лодка разделена на шесть отсеков. Обычно первый и последний из них называют торпедными, но у кораблей проекта 877 это оружие находится только в носовом, вместе с постом гидроакустика, оснащенным специальной выдвижной (вниз) шахтой. Но на этом особенности конструкции не исчерпываются.

Конструктивные необычности

Генеральный конструктор КБ «Рубин» Юрий Кормилицин придал форме корабля очертания, характерные для атомного ракетоносца. В поперечном сечении она практически круглая, в отличие от других дизельных собратьев, приплюснутых по бортам. Шпангоуты, которые, согласно классической схеме, располагались внутри прочного корпуса, вынесены в межкорпусное пространство, за счет этого оригинального решения высвободилось много места, что позволило значительно улучшить бытовые условия для экипажа и поместить оборудование самым рациональным образом. Подводная лодка проекта «Варшавянка» стала самым современным кораблем ВМФ СССР в аспекте автоматизации, механизации и кибернетики, что снизило нагрузку на экипаж - при его меньшей численности - и нивелировало во многих ситуациях пресловутый человеческий фактор.

Малая заметность

Гидролокация работает по тому же принципу, что и обычный радар. Сонар испускает короткие импульсы звуковой частоты, которые, отражаясь от подводных объектов, создают картину обстановки. Как и в системе «Стеллс», средства для снижения заметности ПЛ главным образом базируются на уменьшении отражающей способности поверхности. Таким специальным материалом защищена «Варшавянка». покрыта особым звукопоглощающим слоем, который снижает шум, исходящий от машин и механизмов корабля, и одновременно поглощает сигналы враждебного сонара.

Турбулентности и кавитации, которые неизбежно возникают вблизи рулей, побудили конструкторов «Рубина» сместить их ближе к мидельшпангоуту (центру корпуса).

Но для обеспечения малой заметности мало быть «черной дырой» (так проект 877 назвали гидроакустики флотов НАТО). Ведь не для праздных прогулок по морю создавалась «Варшавянка». Подводная лодка сама должна охотиться на вражеские корабли, а для этого ей требуются «глаза» и «уши». Обнаружить врага раньше, чем он сможет увидеть тебя, - вот главная задача экипажа. Гидролокаторы бывают двух видов: активные и пассивные. Первые испускают акустические импульсы, они действую на большей дистанции, но при этом демаскируют корабль. Вторые используют результаты работы других сонаров и морские шумы, ими пользоваться сложнее, но безопаснее. класса «Варшавянка» имеет оба типа гидролокаторов и, дополнительно к ним, совершенную систему обработки полученной информации на базе бортовой ЭВМ. Применена технология «акустического тоннеля», уменьшающая боковые излучения сонара.

Ходовая часть

Для подзарядки аккумуляторов этой подводной лодке не нужно всплывать на поверхность, достаточно поднять РДП (их еще называют шнорхелями), чтобы обеспечить доступ забортного воздуха и удаление продуктов сгорания топлива. Дизель применен малодымный, что снижает заметность корабля в открытом море.

Использованы и другие новшества. Основной дизель (5,5 тыс. л. с.) не служит для приведения судна в движение, его назначение состоит только в приведении в движение ротора генератора зарядки аккумуляторов. В надводном положении ход обеспечивает экономичный мотор (мощностью 130 л. с.), а еще два (по 102 л. с.) являются резервно-маневровыми. Кинематическая схема такова, что все три двигателя работают на один винт. Он тоже особенный, шестилопастной, что позволяет вращать его с меньшей скоростью (250 об./мин.), производя, соответственно, и шума меньше.

Бытовые условия

Условия службы на дизельной лодке всегда считались тяжелыми. Помимо психологической нагрузки, экипаж испытывал большое количество неудобств, связанных с дефицитом пространства и ограниченной автономностью. Подводные лодки типа «Варшавянка» отличаются от других кораблей этого класса намного лучшими условиями. Спать на торпедах членам команды не приходится, для этого есть удобные каюты. Имеются также душевые, кинозал и амбулатория.

«Варшавянка» сегодня, 636-й проект

Несмотря на немалый возраст проекта, потребность в лодках класса «Варшавянка» остается насущной, к тому же у корабля есть немалый экспортный потенциал. ВМС Индии имеют на вооружении десяток единиц этих ПЛ, два ходят под алжирским флагом, есть они и у польского флота. Закупает их и Китай для своих ВМС. После разрушения мировой социалистической системы перестал действовать Варшавский договор коллективной безопасности (в честь которого и был назван проект), многие образцы советской техники, в том числе и самые современные, оказались в арсеналах стран НАТО. Для того чтобы сохранить потенциал подводных сил на должном уровне, потребовалась срочная модернизация материальной части флота. Так как общая схема и концепция корабля представляются удачными, существенных изменений в общую конструкцию внесено не было. Подводная лодка «Новороссийск» проекта «Варшавянка» нового образца заложена в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях в августе 2010 года, знаменуя начало серии усовершенствованного проекта, получившего индекс 636. В ближайшие годы планируется спустить на воду еще пять подобных кораблей. Следующими станут «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол», остальные подлодки также будут названы в честь городов воинской славы. Новые единицы предназначены для усиления Черноморского Флота Российской Федерации. В их конструкции учтен весь опыт судостроения и применены последние достижения навигационной, акустической и вычислительной техники. Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка» на вооружении будут иметь крылатые ракеты «Калибр» с боевым радиусом до 2 500 км.

Технические данные и вооружение

Полное водоизмещение «Варшавянки» в погруженном состоянии составляет 3036 тонн, в надводном положении - 2300 т. Как и атомные лодки, под водой она идет быстрее, до 17 узлов (против 10 под дизелем). Предельно подложки проекта 636 могут погружаться на 300 метров. Длина корабля - почти 73 метра, ширина - 10. В надводном положении осадка, в зависимости от загрузки, - от 6,2 до 6,6 метров. Экипаж состоит из 52 человек, автономное плавание поддерживается в течение 45 суток. Лодка вооружена шестью торпедами калибра 533 и четырьмя крылатыми ракетами.

Проект 636 «Варшавянка» относится к третьему поколению русских ПЛ. Проект 877 «Палтус», который стал называться 636-м, разработан для стран «Варшавского договора».

ДЭПЛ (дизель-электрические подводные лодки) проекта 636 до сих пор не дают нашим "друзьям" из НАТО уверенности в безнаказанности своих действий на море. Из-за своей неспособности противостоять проектам типа 636 «Варшавянка» у данной лодки появилось второе название, на жаргоне НАТО – «Чёрная дыра».

Дело в том, что эффективная до 1976 г. американская СОСУС давала возможность топить ПЛ СССР. После распада СССР СОСУС была законсервирована. И не по причине дружеских намерений или экономической нецелесообразности, а потому что к концу 1980-х у России было достаточно бесшумных «Варшавянок» с превосходящими гидроакустическими комплексами. На смену SOSUS пришла ИДЖИС, ракетный крейсер CG-47 «Ticonderoga», получивший это оборудование служит с 1983 г. Первым делом на нём была сделана надпись «Адмирал Горшков берегись – в море «ИДЖИС» Значение российских ДЭПЛ трудно переоценить – они причина мира. За интерес к вооружению проекта 636 в 2000 г. 5 апреля арестован сотрудник ЦРУ в Москве Эдмонд Поуп.

История создания ПЛ «Варшавянка»

Недостатки подводных лодок

Мнение обывателей ошибочно в том, что подводная лодка имеет превосходство перед надводными кораблями в незаметности. В годы ВОВ Балтийский флот был блокирован немецкими минами, что и послужило причиной создания Северного ВМФ, поэтому Ленинград обороняли кораблями прямо из бухты. Тогда запертые там подлодки были вовсе беспомощны. У берегов Швеции (в те же времена) советским субмаринам смертельно угрожали обычные расставленные сети – дешёвое эффективное средство, превратившее походы в этой зоне в геройские. Для любой подводной лодки самое опасное – это быть обнаруженным. Звуковая волна под водой во много раз сильнее воздушной, а глубинные бомбы страшное противолодочное оружие. Все атаки подлодки начинают только из засады, при обнаружении им нужно уйти или стать незаметными – бездействовать.

Первое использование преимущества в гидроакустике

Преимущество дают средства обнаружения врага, и лишь потом – слой воды. В бой давно уже вступили гидроакустики. Впервые с помощью звуковых сигналов в 1943 году 28 августа в Карском море советская ПЛ С-101 (рассказ акустика Михаила Филиппова) обнаружила шум неизвестной ПЛ на перископной глубине. После запуска дизельных двигателей субмарины «Х» советские подводники настигли её и выпустили 3 торпеды – так была уничтожена немецкая U-639.

Подлодки нужны, в количестве пропорциональном угрозе с моря – доказано статистикой

США и Великобритания 70% немецких кораблей потопили с помощью ПЛ. По замыслу адмиралов СССР во главе с Кузнецовым и с одобрения Сталина, пока не будет достигнут паритет в надводных кораблях с США, принято массово строить ДПЛ (понадобилось 300 лодок против флота союзников 1500 кораблей). Обескровленный войной с немцами ВМС СССР принял на вооружение устаревшие американские суда в обмен на обязательство разгромить японцев вместо США. «Исключительные» не могли провести ни одной успешной высадки десанта и силами морской пехоты разбить сухопутные войска Японии. Уровень морпехов НАТО (особенно США) - уровень обычной конкистадорской банды. Все их успехи построены на «Планах поражения» – на предателях государств высшего уровня (политики и генералы), куда они вторгаются. Вот и пришлось им обращаться за помощью к Сталину. Дрогнули они и когда вместо горячей войны с СССР объявили о холодной. Да и потрепанные фашистские корабли разделились поровну между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем на «Ялтинской встрече». Выгодная больше для Янки сделка была вынужденной, чтобы у СССР был хотя бы количественный паритет с новым врагом – союзниками. К тому времени американцы построили новый флот для противостояния нашему государству – их мечта о мировом господстве не умолкала никогда. Мировое англоговорящее коронованное зло создавало новые изощрённые средства против победителя фашисткой психологии – ядерную бомбу, ВМФ США и МВФ (международный валютный фонд). Поэтому нужно было как-то компенсировать отставание на море быстро и дёшево – дизельными субмаринами.

Значение гидроакустики не преувеличено – это главное противолодочное оружие ВМС

В 1950 г. иностранные участники гражданской войны в Корее (США и СССР) скрестили шпаги в неравных тогда условиях, что и привело к особому отношению в Советской России к гидроакустике. Хотя и до трагического случая работы эти велись и не прекращались. Этот исторический факт произошёл у советских границ: созданная США СОСУС (SOSUS – противолодочная гидроакустическая система обнаружения) за 2 км (на то время в 3 раза дальше отечественной) контролировала 18-ти летнюю ДПЛ С-117 – это и привело к её гибели. В зону конфликта Янки выдвинули 18 авианосцев и других кораблей, а против них одна С-117. Экипаж той лодки погиб, американцы получили контроль над Южной Кореей и стали «партнёрами» Китая, приведя их к провокациям 1960 – 1962 гг. против СССР и конфликтам 1969 г. А всевидящее око врага уже не стеснялось наводить торпеды на подводные цели в «мирные времена» и топить наши субмарины. Подтверждение тому воспоминания Андрея Штырова, оставшегося в живых командира ДПЛ С-141 1963 – 1965 гг.

class="eliadunit">

Достижение превосходства в море – это мир с Западом

Давно уже назрела необходимость появиться подлодкам 3-го поколения типа «Варшавянка» и разрядить военно-политическую обстановку. Проблема отставания была решена, 20.01.1976 г. был утверждён проект 877 «Палтус». Главный конструктор Юрий Кормилицын, работавший над созданием ДЭПЛ «Варшавянка» и АПЛ «Плавник» знал, как сделать её невидимой без глубоководного погружения. И сегодня подводные лодки 636 «Варшавянка» относятся к подводному спецназу ВМС РФ для разведки, охраны военных баз и берегов в мелких водах, уничтожения подлодок, АУГ и сухопутных целей. Ими преодолеваются расстояния в 7500 морских миль. Они стали предметом большой политики. Именно достаточное наличие их в 1980-х не позволило применить США против СССР ядерных ударов по крупным городам. Поэтому, приобретая вновь статус великой державы, за период 2014 – 2016 гг. построено 6 лодок 636.3. для ЧВМФ. Закладываются ещё 10 – 12 таких ДЭПЛ для ТВМФ. Субмарины 636, 636М, 636.1 продаются в Китай (10), Индию (8), Пакистан (2), Иран (4), Алжир (4) и Вьетнам (6) – в те страны, которые не хотят подчиняться чужой воле. Для России это способ приобретения мощных союзников и заработок, покрывающий расходы на науку и оборону. Есть уже 4-е (умное – автоматизированное), дорабатывается 5-е поколение (супер-стелс – сверх-невидимка).

Конструкция ДЭПЛ 636.3 «Варшавянка»

Габариты подводной лодки позволяют скрываться на мелководье, Корпус сваривается и изгибается из специальной ненамагничиваемой стали имеет 6 отсеков. Постоянно совершенствуется материал покрытия. Вначале использовалась резина, затем перешли на композитные материалы «Молния», состав которых держится в секрете и с каждой строящейся новой лодкой усложняется. Используются виброизоляторы для всего крепежа к корпусу, фундаменты для тяжёлого оборудования из поглощающих шум материалов.

Устанавливаются 2 дизель-генератора по 1000 к Вт, которые питают эл.дв. 5500 л.с. В резерве 2 эл.дв. по 102 л.с. Экономический ход мощности 190 л.с. Можно возразить, мол, есть ВНЭУ и ТЭ и 5-е поколение «Варшавянок» к нему идёт – проект 677 «Лада». Но химический способ получения энергии тоже имеет недостатки, когда конструкторами они будут устранены, тогда и появятся новые «Варшавянки». Такие подлодки не могут преследовать и уклонятся от торпедных атак противника ввиду малой скорости. Поэтому и НАТОвские ПЛ типа U-212 и их последние модификации с анаэробными силовыми установками используют комбинацию с дизельными двигателями, по сути являясь дизельными. У АПЛ (атомных подводных лодок) всегда работает турбина, а дизель (с естественным уровнем шумов моря) можно и заглушить в противном случае – преимущество очевидное.

Технические характеристики ДЭПЛ 636.3 Варшавянка

Звук в слоях океана распространяется на тысячи километров, этому есть научное определение – подводный звуковой канал. Экспортный коммерческий проект (ЭКП) под № 636 (доработка проекта 877 «Варшавянка») использует это явление в качестве оружия.

  • Длина 73 м
  • Ширина 10 м
  • Осадка 6,2 м
  • Экипаж 52 человек
  • Автономное плавание - 45 суток
  • Радиус дежурства 2000 миль.
  • Водоизмещение 2,35 тыс.т. надводное и 3,95 тыс.т. подводное.
  • Рабочая глубина 240 м,
  • Максимальная 350 м. У
  • Скорость, 17 узлов на поверхности и 20 под водой.

Вооружённость проекта 636.3

ДЭПЛ 636.3 – это «Варшавянки» построенные для ВМС России, с такой ПЛ как «Ростов-на-Дону» были произведены 6 демонстративных выстрелов ракетами 3М14К «Калибр-ПЛ» по ИГИЛ из подводного положения. Изначально было 4 «Калибров», а в проекте 677 их уже 10. Сколько их – это сюрприз. Это сверхзвуковые новые ракеты с изменяемой траекторий полёта – неуязвимые для ПРО США. Этих ракет «Исключительные» боятся, а до операции ВКС РФ в Сирии о них и не подозревали. Эти ракеты малозаметны, т.к. передвигаются на малой высоте от 5 – 150 м со скоростью 750 км/ч. Подойдя ближе к цели ускоряются до скорости 2700 км/ч – делая бесполезной систему ИДЖИС и любую ПРО. Выйдя на поверхность в радиусе 1500 км можно нанести удар по наземным и надводным целям с таким уроном как удар США по Хиросиме и Нагасаки.

У подводного корабля 6 торпедных отсеков 533 мм. На вооружении 18 торпед и 24 мины для поражения подводных и надводных целей. Одна лодка может безнаказанно уничтожить неядерными зарядами одну-две американские АУГ, вооружённых ИДЖИС и СОСУС. А если ядерными? Дальность обнаружения натовских кораблей втрое больше чем у противников, благодаря отечественным гидроакустическим комплексам, использующим подводный звуковой канал и стелс-технологии. В надводном положении подлодка может оказать сопротивление авиации из ПЗРК «Стрела-3» или «Игла» 8-ю ракетами, что будет применено при случайном появлении самолёта-разведчика.

Враги нашей Варшавянки

Несмотря на недостатки СОСУС и ИДЖИС выявленные в конфликтах последних лет, они остаются главными противниками. Ведь работу над ошибками Америка проведёт. Датчиками СОСУС укрыто дно 2 океанов – Атлантического и Тихого. Большое количество надводных и подводных кораблей, авиация, военные базы, космос объединяет ИДЖИС. Глубоководные антенны тоже не шутка. Поэтому сказав А нужно говорить и Б, работы по модернизации нужно продолжать и добиваться максимальной скорости создания более современных и эффективных методов борьбы за мир.

class="eliadunit">

Как, наверное, всем известно, беда всегда приходит неожиданно и с той стороны откуда не ждешь. В этот раз «повезло» американцам, которые получили неприятный сюрприз действительно, откуда не ждали и не гадали, что принес им этот «сюрприз»? Понимание того, что все их затраты и усилия, все их сверх мощные авианосные ударные группировки которыми они так кичатся, в одно мгновение превратились в беспомощные создания, которые обидеть стало также легко как у ребенка конфетку отобрать.
Первая «ласточка» которая принесла известия, что не все ладно в американских штатах появилась в 2000 году, во время учений у побережья Гавайев, австралийская дизель-электрическая лодка типа «Коллинз» смогла прорвать охранение и беспрепятственно прошла внутрь авианосной группы ВМС США. Аналогичные результаты продемонстрировали учения в акватории Средиземного моря – израильские подлодки типа «Долфин» условно «потопили» половину Шестого флота.
Американцы оказались беспомощны перед новой угрозой.
Действительно они такого не ожидали и от кого? От каких-то мелких «дизелюх» от производства, которых они (амеры) отказались 50 лет назад!
Американцы что называется «не поверили своим глазам», и чтобы окончательно убедится что это не сон, а все происходит с ними на яву, решили обратиться за помощью к союзникам и в взять в лизинг шведскую дизель-электрическую субмарину HSwMS Gotland (Gtd) с двигателем Стирлинга.
«Готланд» прибыл в Сан-Диего на борту полупогруженной платформы MV Eide Transporter в июне 2005 года, экипаж из 30 шведских моряков был переброшен в Калифорнию самолетом. Пару недель потребовалось, чтобы акклиматизироваться и отрегулировать балансировку и системы субмарины, изначально рассчитанные на прохладные, почти пресные воды Балтики, под условия великого океана.
А потом началось…
Следующие полгода Третий американский флот напряженно учился искать шведскую лодку. Специалисты ВМС США скрупулезно изучали «Готланд» снаружи и изнутри, записывали его шумы и параметры тепловых и электромагнитных полей.
Малая масса корпуса, маломагнитная сталь и 27 компенсирующих электромагнитов полностью исключали обнаружение лодки детекторами магнитных аномалий.


Американская авианосная ударная группировка

Шумовой фон лодки также превзошел все ожидания американцев – благодаря единому всережимному электродвигателю и виброизоляции всех механизмов, «Готланд» с трудом обнаруживался даже в непосредственной близости от американских кораблей, а специальное покрытие корпуса, вкупе с его малыми размерами, до предела затрудняло обнаружение «Готланда» активными гидролокаторами.
Лодка просто сливалась с естественным тепловым и шумовым фоном океана.
Несмотря на все усилия американских противолодочных сил, шведская лодка упрямо проходила сквозь все кордоны и оказывалась там, где её быть не должно.
Апофеозом стал декабрь 2005 года - в ходе международных учений Joint Task Force Exercise 06-2, на которых Третий флот ВМС США готовился продемонстрировать все, чему он научился за прошедший год, произошла катастрофа: маленький варяг «перебил» всю седьмую авианосную ударную группу, во главе с авианосцем «Рональд Рейган».
Первым делом «Готланд» выследил и условно «уничтожил» атомную подлодку - единственного, кто представлял реальную угрозу для шведов. Многоцелевая ПЛА должна была обеспечивать безопасность АУГ от нападений из-под воды и прикрывать «мертвые сектора» под днищами крейсеров и эсминцев. За что и погибла первой.
Оставшись без прикрытия собственной ПЛА, надводные боевые корабли стали «погибать» один за другим – «Готланд» прошел сквозь ордер, как лезвие клинка, попеременно сближаясь с американскими кораблями и делая их фотоснимки с различных ракурсов и расстояний. Янки узнавали о присутствии лодки, лишь увидев поблизости бурун от перископа – в реальных условиях, это означало бы пару выпущенных самонаводящихся торпед.

Авианосец «Рональд Рейган», «на линии огня», шведской ПЛ «Готланд»
Установить с лодкой устойчивый контакт не удалось – единственным способом остаться в живых, было покинуть страшный квадрат, т.е. сорвать выполнение основной задачи. АУГ не смогла прорваться и нанести удар по выбранной цели.
Самый главный секрет успеха «Готланда» его новая энергетическая установка, которая позволяет 14 дней находится под водой не всплывая. Современные дизель-электрические подводные лодки используют на настоящий момент времени, два типа энергетических установок, это: 1) система, в которой наряду с обычным дизельным двигателем применяется двигатель Стирлинга; 2) система, в которой наряду с обычным дизельным двигателем применяется энергетическая установка (электрохимический генератор) состоящая из 9 протон-обменных топливных элементов, включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и емкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом.

Двигатель Стирлинга
Двигатель Стирлинга является уникальной машиной, преобразующий тепловую энергию в механическую, за счет изменения объёма рабочего тела при его нагреве и периодическом охлаждении в закрытом контуре.
Двигатель Стирлинга является разновидностью двигателя внешнего сгорания и способен работать не только от сжигания топлива, но и от любого источника тепла, например от чашки с горячим кофе(!).


Двигатель Стирлинга
Сама по себе конструкция этого двигателя очень проста его легко собрать в домашних условия, используя материалы которые обычно выбрасываются в мусорное ведро: пустая консервная банка, полиэтиленовая упаковка, кусочки проволоки, не нужные комп. диски, старые крышки от банок с вареньем-соленьем и т.д.

Двигатель Стирлинга собранный в домашних условиях на «базе» старой консервной банки. Подставь под дно банки зажженную стеариновую свечу или кружку с кипятком и… он заработает.

На разработке двигателей Стирлинга, или двигателей с внешним подводом теплоты, сосредоточили свои усилия шведские специалисты. Их конструкция предусматривает наличие единой камеры сгорания для всех цилиндров, использование поршней двойного действия, выполняющих функции рабочего поршня и вытеснителя. Топливо может быть любое, в качестве окислителя используется кислород. По своему КПД двигатели соответствуют современным дизелям, но уступают им по мощности. Поэтому они могут использоваться на подводных лодках только как дополнительные двигатели к классической дизель-электрической силовой установке. Например, на шведских подлодках типа «Готланд» два двигателя Стирлинга мощностью чуть более 100 л. с. увеличили время ее пребывания под водой в 7 раз (до 14 суток). Общий запас криогенного кислорода в двух цистернах составил 24 т.

Подводные лодки класса «Готланд»

Водоизмещение: 1240 т надводное, 1494 т подводное
Размерения: длина 60,4 м, ширина 6,2 м, осадка 5,6 м
ЭУ: одновальная гибридная (два дизеля «Хедемора» V12A-15-UD мощностью 6480 л. с, два двигателя Стирлинга V4-275R Мк 2 компании «Кокумс», один электродвигатель «Жюмон Шнайдер» мощностью 1 810 л. с.)
Скорость: 10 уз надводная, 20 уз подводная
Дальность плавания: 5750 миль при 8 уз в надводном положении
Глубина погружения: 250 м
Вооружение: четыре 533-мм и за 400-мм ТА (все носовые), 12 противокорабельных торпед типов 613 или 62 и шесть противолодочных торпед типов 432/451 соответственно (все с управлением по проводам)
РЭВ: навигационная РЛС «Скантер-ГАК CSU 90-2 с носовой и конформными антенными решетками; БИУС IPS-19; комплекс РЭР «Манта-С»
Экипаж: 25 человек
3 октября 1986 года с компанией «Кокумс» (г. Мальмё) был заключен контракт на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой дизель-электрической ПЛ для замены устаревших лодок типа «Шёормен». В результате был разработан проект ПЛ типа «Готланд» (проект А19), ставший развитием проекта лодок типа «Вэстер готланд» (проект А17). В марте 1990 года компании были заказаны три ПЛ - «Готланд», «Аппланд» и «Халланд», а планировавшиеся к постройке дополнительные две лодки не профинансированы до сих пор. В сентябре 1991 года, накануне закладки первой ПЛ, выполнение программы было приостановлено для переработки проекта, суть которой заключалась в установке анаэробной ЭУ (двигатели Стирлинга), работающей на жидком кислороде и дизельном топливе. Применение такой ЭУ значительно увеличивает продолжительность нахождения (до нескольких недель) и скорость хода (до 5 уз) ПЛ под водой. В результате переработки проекта длина лодки увеличилась на 7,5 м за счет установки дополнительной секции, в которой будут распложены два двигателя Стирлинга, а также зарезервировано место для еще двух таких двигателей (если в ходе эксплуатации подтвердятся их высокие характеристики).
ПЛ были заложены в 19921994 годах, спущены на воду в 1995-1996-м и переданы флоту в 1996-1997-м. Удлинение корпуса привело к увеличению водоизмещения на 200 т. Их отличительной чертой является наличие оптоэлектронного перископа, которое является единственным выдвижным устройством проникающего типа. Применение в конструкции ПЛ звукопоглощающего покрытия еще больше снизило ее гидроакустическую заметность.
Вооружение лодок состоит из четырех носовых 533-мм и двух расположенных под ними 400-мм ТА. ТА большего диаметра предназначены для стрельбы методом свободного выхода противокорабельными торпедами типов 613 (пассивное наведение, вес заряда 240 кг, дальность хода до 20 км, скорость 45 уз) или 62 (с 2000 года, активно-пассивное наведение, вес заряда 250 кг, дальность хода до 50 км, скорость 20-50 уз) с управлением по проводам. Вместо торпед ПЛ может нести 12 мин типа 47, которые свободно выходят из ТА и ложатся на дно в заданной точке. Еще 48 мин лодка может нести на внешней подвеске. ТА меньшего диаметра предназначены для стрельбы противолодочными торпедами типов 432/451 (45 кг, до 20 км, 25 уз соответственно) с активно-пассивным наведением и управлением по проводам. В 400-мм аппарат могут быть заряжены две торпеды одновременно.
Кроме шведов подводные лодки с двигателем Стирлинга строят японцы тип «Сюрю». На 2013 год в составе японских ВМФ находилось пять лодок этого типа.


Подводная лодка тип «Сюрю»

Электрохимический генератор
Электрохимический генератор создан на базе топливных элементов. По сути, это аккумуляторная батарея с постоянной подзарядкой. Принцип работы энергетической установки с электрохимическим генератором был тем же, что и 150 лет назад, когда англичанин Уильям Роберт Гров случайно обнаружил при электролизе, что две платиновые полоски, обдуваемые - одна кислородом, а другая - водородом, помещенные в водный раствор серной кислоты, дают ток. В результате реакции, кроме электрического тока, образовывались тепло и вода. При этом энергетическое превращение происходит бесшумно, а единственным побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой достаточно легко найти применение на подводной лодке.
По критериям эффективности и безопасности водород решили держать в связанном состоянии в форме металлогидрида (специальный сплав металла в соединении с водородом), а кислород - в сжиженном виде в специальных емкостях между легким и прочным корпусами подлодки. Между водородным и кислородным катодами находятся полимерные электролитные мембраны протонного обмена, выполняющие функцию электролита. Мощность одного элемента достигает 34 кВт, а кпд установки доведен до 70 %. Несмотря на очевидные преимущества разработанной установки на топливных элементах, она не обеспечивает требуемые оперативно-тактические характеристики подводной лодки океанского класса, прежде всего в части, касающейся выполнения скоростных маневров при преследовании цели или уклонении от атаки противника. Поэтому подводные лодки проекта 212 оснащаются комбинированной двигательной установкой, в которой для движения на высоких скоростях под водой используются аккумуляторные батареи или топливные элементы, а для плавания в надводном положении - традиционный дизель-генератор, в состав которого входит 16-цилиндровый V-образный дизель и синхронный генератор переменного тока. Дизель-генератор используется также для подзарядки аккумуляторной батареи - традиционного элемента неядерных подводных лодок. Электрохимический генератор, состоящий из девяти модулей топливных элементов, имеет суммарную мощность 400 л. с. и обеспечивает движение лодки в подводном положении со скоростью 3 узла в течение 20 суток с показателями шумности ниже уровня естественных шумов моря.

Немецкая подводная лодка серии U-212






Технические характеристики подводной лодки U-212:
Длина - 56 м;
Ширина - 7 м;
Осадка - 6м;
Водоизмещение - 1830 тонн;
Судовая силовая установка - комбинированная, анаэробная типа «MTU-16V-396» ;
Мощность - 4243 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Глубина погружения - 300 м;
Дальность плавания - 8000 миль;
Экипаж :
Офицеров - 5 человек;
Личный состав - 22 человека;
Вооружение :
торпеды 533 мм - 24, типа DM 2A4
Особенностью подводной лодки серии U-212 является бесшумность, возможность не выделять тепла и выхлопных газов, что позволяет ей оставаться практически не заметной. Данный аспект очень важен для любой субмарины. Это стало возможным благодаря новой силовой установке.
Она представляет собой комбинированный двигатель. Первый: MTU 8V183/396 2300 л.с. (Siemens) - для плавания в режиме РДП, на поверхности и для зарядки аккумуляторных батарей (АБ).
Второй - воздухонезависимый двигатель Siemens SINAVYCIS Permasin - электродвигатель постоянного тока со встроенным регулятором частоты на IGBT-электронике мощностью 382 л.с. Предназначен для обеспечения экономичного хода. Приводится в действие энергетической установкой фирмы Howaldtswerke Deutsche Werft AG, состоящей из 9 протон-обменных топливных элементов Siemens SINAVYCIS PEM BZM34 , включающих в себя цистерны с криогенным кислородом и емкости с гидридом металла (специальный сплав металла в соединении с водородом (все - вне прочного корпуса).
Аккумуляторные батареи серебряно-цинковые высокой ёмкости, разделены на две группы по 144 элемента в каждой.
Гребной электродвигатель, работающий от АБ или от дизель генератора.
Лодка имеет двухкорпусную конструкцию. Легкий корпус - армированный стеклопластик. Прочный - маломагнитная сталь, состоит из двух цилиндрических секций разного диаметра. В носовой - оружие и экипаж, в кормовой - СЭУ.
Работает в полностью автоматическом режиме без обслуживания личным составом
Подводная лодка данного типа оснащена новейшей системой контроля, которая взаимодействует как системой навигации, так и системой вооружения. Для обнаружения подводных объектов в различных диапазонах частот, субмарина получила новую гидроакустическую систему типа «DBQS». Из вооружения на борту подводной лодки имеются всего лишь шесть торпедных аппаратов, но предназначены они не только для запуска торпед. В июне 2008 года с торпедного аппарата подводной лодки U-33, находившаяся в подводном положении, был успешно осуществлен запуск ракеты «IDAS», предназначенная для уничтожения противолодочных вертолетов.
Для ВМС Италии создан проект 212А - другое радиоэлектронное вооружение. Корпуса строились в Германии, а достройка производилась на итальянской верфи «Cantieri del Muggiano» в сухом доке.
Несколько изменённый экспортный вариант проекта 212 получил обозначение проект 214 - для ВМС Греции построено 4 единицы. 3 подводные лодки планирует закупить Пакистан.
Правительство Турции 2 июля 2009 года подписало с консорциумом компаний «Ховальдсверке-Дойче Верфт» (HDW) и британской «Мэринфорс интернэшнл LLP» (MFI) контракт, предусматривающий совместную постройку шести НАПЛ проекта 214 с воздухонезависимой силовой установкой. Стоимость соглашения оценивается в 3,5 млрд. дол.
На базе проекта 212 по заказу Израиля спроектированы Подводные лодки «Дольфин», тип 800. Использованы системы электронной разведки разработки «Эльбит», Израиль. Всего построено 5 ПЛ этого типа, идут переговоры о заказе еще одной.
Во всей этой истории вероятно только одно радует американцев то, что все эти подлодки – невидимки находятся на вооружении верных сателлитов, или союзников по блоку НАТО.
Ну, а как обстоят дела с подводными лодками данного класса в России. К сожалению, на настоящий момент времени мы не имеем ПЛ с новейшими силовыми установками. Тем не менее, мы имеем на вооружении малошумные дизельные ПЛ третьего поколения.

Проект 877/636, 636.3 «Варшавянка», проект 677 «Лада»

Тактико-технические характеристики:
Классификация НАТО - Improved Kilo
Скорость надводного хода, узлов – 17
Скорость подводного хода, узлов - 20
Рабочая глубина погружения, м. – 240
Предельная глубина погружения, м. - 300
Автономность плавания, суток - 45
Экипаж, человек - 52
Надводное водоизмещение, т. - 2350
Подводное водоизмещение, т. – 3950
Длина, м. - 73,8
Ширина, м. – 9,9
Средняя осадка, м.- 6,2
Дальность подводного плавания экономической скоростью, миль – 400
Дальность плавания в режиме РДП с усиленным запасом топлива со скоростью 7 узлов, миль – 7500
Количество торпедных аппаратов, ед./калибр, мм. – 6/533
Суммарный боезапас, ед. (ракет/торпед/мин) - 4/18/24
Корпус лодки двойной, с 6 водонепроницаемыми отсеками. Ракетный комплекс «Клаб» может устанавливаться на лодках версии 636М. Перезаряжание ТА осуществляется за 15 секунд.
На лодках проекта 636.1 установлен новейший инерциальный навигационный комплекс с длительным хранением параметров без коррекции, обеспечивающий выдачу необходимой информации в ракетный комплекс в подводном положении. Тем самым обеспечивается повышенная скрытность в процессе выполнения боевых задач.
Модернизированные подводные лодки проекта 636.3 превосходят предыдущих представителей проекта мощностью дизель-генераторов, скоростью полного подводного хода, дальностью плавания в режиме работы дизелей под водой; имеют гораздо меньший уровень подводного шума, являясь самыми малошумными субмаринами в мире. У лодки проекта 636.3 оптимальное сочетание дальности обнаружения целей и акустической скрытности; она оснащена автоматизированной информационно-управляющей системой и современным инерциальным навигационным комплексом, что обеспечивает лучшие характеристики субмарины среди аналогичных лодок; по данным проектировщиков, эти лодки благодаря низкому уровню шумности способны обеспечить гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника с большой дистанции с помощью противокорабельных крылатых ракет. Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.
Проект 636.3 является дальнейшим развитием проекта 636, который, в свою очередь, создавался на основе проекта 877. Новые подлодки имеют двухкорпусную конструкцию. Общая длина субмарины – 73,8 метра, ширина – 9,9 м. Надводное водоизмещение новых «Варшавянок», по официальным данным, составляет 2350 тонн. Подводное – 3100 т (по другим данным, более 3900 т). Прочный корпус обеспечивает подлодке рабочую глубину погружения 240 метров и предельную 300 м.
Согласно имеющимся сведениям, новые подлодки оснащаются двумя дизель-генераторами мощностью по 1500 л.с., одним главным гребным электрическим двигателем и одним электромотором экономического хода. Кроме того, имеются два резервных дизельных двигателя и две группы аккумуляторов. Подлодки оснащаются одним семилопастным гребным винтом. Эти системы обеспечивают подлодке достаточно высокие ходовые характеристики. Скорость надводного хода субмарин проекта 636.3 достигает 17 узлов. Подводная скорость – до 20 узлов. Дальность плавания зависит от объемов топлива для дизельных двигателей и режима хода. Так, с увеличенным запасом горючего на скорости 7 узлов подлодка может пройти до 7500 морских миль. Под водой при экономической скорости 3 узла дальность плавания сокращается до 400 миль.
Вооружение подлодок проекта 636.3 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Два верхних аппарата могут использоваться в качестве пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Объемы торпедного отсека позволяют перевозить до 18 торпед или ракет. Доля того или иного вооружения в боекомплекте должна определяться в соответствии с поставленной боевой задачей. Ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» может использовать боеприпасы различных типов с дальностью стрельбы до 300 километров.
Характерной особенностью подлодок всех версий проекта 636 является малая шумность. По этому параметру лодки «Варшавянка» превосходят все предыдущие отечественные ДЭПЛ, а также ряд зарубежных (по некоторым сведениям при движении 3-5 уз ходом ПЛ создает шум равный 30дБ на 1 Па на расстоянии 1 м, для сравнения: Тиканье наручных часов 10 дБ, Шепот 20 дБ, Звук настенных часов 30 дБ, Обычный разговор на расстоянии 3 метров – 50дБ, Обычный разговор на расстоянии 10 метров - 40дБ).
Шесть новых подводных лодок будут служить в составе Черноморского флота. Зоной ответственности «Варшавянок» станет не только Черное море, но и весь Средиземноморский регион. В последние годы в различных частях этого региона произошли несколько вооруженных конфликтов, что сказалось на обстановке во всем Средиземноморье. Таким образом, сравнительно быстрое обновление подводной составляющей Черноморского флота позволит повысить потенциал ВМФ России на юго-западном направлении. Более того, с учетом нынешнего состояния подводных сил Черноморского флота строительство и введение в строй ДЭПЛ проекта 636.3 позволит возобновить полноценную боевую работу и патрулирование.
Не смотря на все достоинства у наших ПЛ выше названных типов есть один серьезный недостаток, они должны периодически всплывать (примерно раз в 3-4 дня) в крейсерское положение или под РДП для зарядки аккумуляторов, на несколько часов в этот период их уровень шума заметно возрастает, за счет работающих дизелей, а устройство РДП (широкая труба, возвышающаяся над водой на 1,5-2 м) легко находится визуально и радаром.
В рамках ГПВ-2020 до 2020 года для ВМФ предполагается построить двадцать ДЭПЛ - шесть составят лодки проекта 636.3 «Варшавянка», а остальные четырнадцать, скорее всего будут лодки доработанного проекта 677 «Лада».

Очень много выдвижных устройств которые могут демаскировать ПЛ

Подводные лодки проекта 677 «Лада»

ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» пр.677 на Неве в Санкт-Петербурге
Подводные лодки проекта 677 «Лада» - серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века. Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин.
Основной особенностью серии является сочетание небольших размеров и низкого уровня шумности с мощным торпедным и торпедно-ракетным вооружением, применение водородно-кислородных топливных элементов для выработки электричества (в перспективе)
Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния».

Основные характеристики
Тип корабля
Многоцелевая ДПЛ
Обозначение проекта
677 «Лада»
Классификация НАТО
«Lada»
Скорость (надводная)
10 узлов
Скорость (подводная)
21 (20) узел
Рабочая глубина погружения
250 м
Предельная глубина погружения
300 м
Автономность плавания
45 (30) суток
Экипаж
35 (21) человек
Размеры
Водоизмещение надводное
1 765 (1 150) т
Длина наибольшая (по КВЛ)
66,8 (58, м
Ширина корпуса наиб.
7,1 (5,65) м
Силовая установка
дизельные двигатели Д49, с полным электродвижением
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм, 18 (16) торпед УСЭТ-80К, до 44 мин
Ракетное вооружение
ракето-торпеды вместо части торпед (10 вертикальных пусковых установок)
ПВО
ПУ ПЗРК «Игла-1М», 6 ракет

В настоящий момент ЦКБ МТ «Рубин» работает над созданием воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ). Существует стендовый образец ВНЭУ для лодок проекта 677. Это будет энергетическая установка на основе топливных элементов, работающих на обычном дизельном топливе и кислороде, хранящемся в связанном виде (что повышает взрыво- пожаробезопасность установки). ВНЭУ будут оснащаться модернизированные ПЛ проекта 677, начиная с третьей подлодки.

Международная обстановка накануне второй мировой войны

После того как надежды Советской России на мировую революцию рухнули, советским руководителям пришлось думать о том, как бы завязать с «капиталистами» торговые и дипломатические отношения. Препятствием к признанию большевистского правительства был отказ признать долги, сделанные царским и Временным правительствами, а также уплатить иностранцам за отобранное у них советами имущество. Но была и более серьезная причина. Кроме комиссариата иностранных дел, в Советской России был и другой орган, проводивший свою, неофициальную внешнюю политику - «Коминтерн» (Коммунистический интернационал), задачей которого был подрыв государственных устоев стран, с правительствами которых советская дипломатия пыталась установить нормальные отношения.

Побаиваясь коммунистов, но, одновременно с этим нуждаясь в рынке сбыта своей промышленной продукции и в русском сырье, европейские державы и США пошли на компромисс. Не признавая советскую власть, они начали с советами оживленную торговлю. Уже в декабре 1920 года, США отменили запрет на торговые сделки своих частных фирм с Советской Россией. Их примеру последовали многие европейские державы.

10 апреля 1922 года в Генуе открылась международная конференция, на которую впервые была приглашена советская делегация. Ее глава, комиссар иностранных дел Чичерин заявил о готовности советского правительства признать царские долги, если оно будет признано и, если ему будут открыты кредиты. Единственная из всех присутствовавших 33-х стран приняла это предложение Германия, и 16 апреля в Рапалло она заключила с Советской Россией не только торговый но и тайный договор - «операция Кама». Согласно которому был построен завод «Юнкерса», выпустившие к 1924 году несколько сот военных самолетов для Германии, на верфях Петрограда и Николаева начали строится для нее подводные лодки; в Липецке и Борсоглебске были открыты для немецких летчиков авиационные школы и была построена целая сеть аэродромов, на которых, начиная с 1927 года, германские летчики получали подготовку; в Казани была открыта танковая, а в Луцке артиллерийская немецкие школы.

В 1926 году между Германией и СССР был подписан договор о нейтралитете. Германо-советское сотрудничество продолжалось и дальше.

Особенно враждебную позицию по отношению к большевикам занимала Англия, пока там у власти стояли консерваторы, во главе с Черчиллем. Когда же в 1924 году власть перешла к рабочей партии, то Англия установила с СССР дипломатические отношения. Ее примеру последовали почти все европейские государства, а также Япония, Китай и Мексика. Лишь Югославия и США твердо держались непризнания. Это, правда, не мешало американцам вести с советами оживленную торговлю.

В 1927 году из-за скандала вокруг секретных документов британского военного министерства, британское правительство прервало с советами дипломатические отношения, но продолжило торговлю между обоими странами.

В течение первых послевоенных 16 лет положение в Европе, на внешний взгляд, было спокойным. Правда, в Германии, после социал-демократического эксперимента, народ доверил власть фельдмаршалу Гинденбургу, но его президентство никакой угрозы миру не представляло.

По настоянию Франции, Германия в 1925 году вступила в Лигу Наций. 4-го октября того же года в Локарно была созвана конференция, на которой Англия, Италия, Франция, Германия, и Бельгия подписали договор о взаимной гарантии между этими странами и о гарантии неприкосновенности границ Польши и Чехословакии.

Английские политики хотели, чтобы и на Востоке создались условия, исключающие возможность германо-советского столкновения. Но Германия не пожелала отказаться от своих притязаний на Востоке и примириться с потерей своих земель, отошедших Польше, и отклонило это предложение.

Германия вооружается

Пока страны-победительницы наслаждались мирной жизнью и мечтали о длительном мире, Германия вооружалась. Уже в 1919 году германский министр Ретенау создавал условия для восстановления военной промышленности. Многие старые фабрики и заводы были переделаны, а новые (построенные на американские и английские деньги) были построены так, чтобы их можно было быстро приспособить к потребностям военного времени.

Чтобы обойти запрет содержать регулярную армию, германский генеральный штаб, из дозволенного стотысячного контингента, создал кадры офицеров и унтер-офицеров для миллионной армии. Были открыты кадетские корпуса и создано множество организаций молодежи, в которых тайно проходила военная подготовка. Наконец, был создан генеральный штаб, разрабатывающий план будущей войны. Таким образом, было создано все, чтобы при благоприятных условиях, можно было быстро создать мощную военную силу. Оставалось лишь ждать появления вождя, который сломил бы внешние преграды, мешающие созданию этой силы.

Приход Гитлера к власти

В 20-ых годах на политической арене Германии появилась новая, до тех пор никому не известная фигура - Адольф Гитлер. Будучи по рождению австрийцем, он был германским патриотом. Когда началась война, он пошел добровольцем в немецкую армию и дослужил до чина капрала. В конце войны, во время газовой атаки, он временно ослеп и попал в госпиталь. Там, в своих размышлениях он объяснял своё несчастье с поражением Германии. В поисках причин этого поражения он пришел к выводу, что оно явилось следствием предательства со стороны евреев, подрывавших фронт своими интригами, и происков большевиков - участников «мирового еврейского заговора».

В сентябре 1919 года Гитлер вступил в Германскую рабочую партию. Через год он уже стал ее вождем - «фюрером». В 1923 году оккупация французами Рурской области вызвало негодование немецкого народа и способствовала росту партии Гитлера, которая стала с тех пор называться Национал-социалистической.

После неудачной попытки захватить власть в Баварии, Гитлеру пришлось просидеть 13 месяцев в тюрьме, где он написал свою книгу «Mein Kampf» («Моя Борьба»).

Популярность Гитлера быстро росла. В 1928 году у него в Рейхстаге (парламенте) было 12 депутатов, а в 1930 уже 230.

В то время Гинденбургу было уже за 80 лет. Руководители генерального штаба, должны были подыскать ему заместителя. Так как Гитлер стремился к той же цели, что и они, то их выбор остановился на нем. В августе 1932 года Гитлер был неофициально приглашен в Берлин. После встрече с ним Гинденбург сказал: «Этот человек в роли канцлера? Я назначу его почтмейстером, и он может лизать марки с изображением моей головы». Тем не менее, 30 апреля 1933 гола, хотя и неохотно, Гинденбург согласился назначить его канцлером.

Через два месяца Гитлер открыл первый Рейхстаг III Империи, на следующий день большинство (441 против 94) депутатов дало ему на четыре года чрезвычайные, неограниченные полномочия.

В 1929 году в США, после эпохи экономического процветания, неожиданно разразился тяжелейший кризис. Очень быстро он распространился по всему миру, не обошел он и Германию. Закрылось множество фабрик и заводов, число безработных достигло 2.300.000. Германия стала неспособной выплачивать репарации.

Когда в апреле 1932 года собралась в Женеве международная конференция по разоружению, германские представители стали добиваться отмены репарационных платежей. Получив отказ, они потребовали отмены всех ограничений вооружения. Не получив согласия и на это требование, они покинули конференцию. Это вызвало переполох среди представителей западных держав, которые приложили все усилия, чтобы вернуть германскую делегацию. Когда Германии предложили равенство в вооружении с другими державами, ее делегация вернулась.

В марте 1933 года английское правительство предложило так называемый «План Макдональда», согласно которому французская армия должна быть сокращена с 500 до 200 тыс., а немецкая может быть увеличена до той же численности. Так как Германии было запрещено иметь военную авиацию, то союзные государства должны были сократить свою до 500 самолетов каждая. Когда Франция стала требовать 4-летней отсрочки для уничтожения своего тяжелого вооружения, Гитлер приказал германской делегации не только покинуть конференцию, но и Лигу наций.

Получив власть, Гитлер не медля принялся за осуществление своей идеи - объединения всех германских народностей в одно государство - Великую Германию. Первым объектом его притязаний стала Австрия. В июне 1934 года он сделал попытку захватить ее. Но вспыхнувшее восстание нацистов вскоре было подавлено, и Гитлер решил временно отступить. 9 марта 1935 года правительство официально сообщило о создании военно-воздушных сил, а 16-го о введении всеобщей воинской повинности. В этом же году Италия перешла на сторону Германии и захватила Абиссинию.

После введения всеобщей воинской повинности, особым соглашением с Англией, Германия получила право восстановить военный флот с подводными лодками. Тайно созданная военная авиация уже сравнялась с английской. Промышленность открыто производила вооружение. Все это не встречало серьезного противодействия со стороны западных стран и США.

7 марта, в 10 часов утра, был подписан договор о демилитаризации Рейнской области, а через 2 часа после этого, по приказу Гитлера, германские войска перешли границы этой области и заняли в ней все главные города. До середины 1936 года все незаконные действия Гитлера опирались исключительно на нерешительность Франции и Англии и самоизоляцию США. В 1938 году положение стало иным, - Германия могла теперь полагаться на превосходство своей военной мощи, работающую в полную мощь военную промышленность, и на союз с Италией. Этого было достаточно, чтобы приступить к захвату Австрии, которая была нужна не только для осуществления части его плана - объединения всех германских народностей, но и открывала ему дверь в Чехословакию и Южную Европу. После соответствующего дипломатического нажима, Гитлер предъявил ультиматум, который был отвергнут. 11 марта 1938 года германские войска перешли австрийскую границу. После занятия Вены Гитлер провозгласил присоединение Австрии к Германской Империи.

Чтобы выяснить боеспособность Красной армии, летом 1938 года японцы спровоцировали пограничный инцидент в районе Владивостока, который перешел в настоящее сражение, продолжавшееся около двух недель, закончившееся тем, что японцы отступили, и было заключено перемирие.

В мае 1939 года, чтобы проверить советско-монгольскую обороноспособность, японцы вторглись в пределы Монголии. Советское командование, находившееся в 120 км. от места военных действий, руководило операциями вяло и неумело. Когда же командование было поручено генералу Жукову, положение изменилось. После 4-хмесячных упорных боев Жукову удалось окружить и уничтожить главные силы противника. Японцы запросили мира.

Напряженная обстановка на Дальнем Востоке заставила советы держать там 400.000-ую армию.

Переговоры Англии и Франции с фашистской Германией

Не смотря на нарастающую опасность германской и японской агрессии, правящие круги Англии, Франции и США пытались использовать Германию и Японию для борьбы против Советского Союза. Они хотели с помощью японцев и немцев уничтожить или хотя бы значительно ослабить СССР и подорвать его усиливающееся влияние. Именно это и явилось одной из главных причин, обусловивших проведение правящими кругами западных держав политики «умиротворения» фашистских агрессоров. Реакционные правительства Англии и Франции при поддержке Соединенных Штатов пытались сговориться с гитлеровской Германией за счет СССР, а также государств Юго-Восточной Европы. Наибольшую активность проявила при этом Англия.

Английское правительство стремилось заключить двустороннее англо-германское соглашение. Для этого оно было готово предоставить долгосрочные займы, договориться о разграничении сфер влияния и рынков сбыта. Курс на сговор с Гитлером особенно активизировался после прихода к власти Н. Чемберлена. В ноябре 1937 года британский премьер направил в Германию своего ближайшего сотрудника лорда Галифакса. Запись беседы Галифакса с Гитлером в Оберзальцберге 19 ноября 1937 года свидетельствует, что правительство Чемберлена было готово предоставить Германии «свободу рук в Восточной Европе», но при условии, чтобы Германия обещала осуществлять перекройку политической карты Европы в свою пользу мирным путем и постепенно. Под этим подразумевалось, что Гитлер обяжется согласовывать с Англией свои захватнические замыслы в отношении Австрии, Чехословакии, и Данцига.

Вскоре после этой беседы Галифакса с Гитлером английское правительство пригласило в Лондон французского премьер-министра Шотана и министра иностранных дел Дельбоса. Последним было заявлено, что поддержка, которую Франция считает оказывать Чехословакии по пакту о взаимопомощи, выходит далеко за пределы того, что одобряется в Англии. Таким образом, правительство Чемберлена начало оказывать давление на Францию с целью ее отказа от обязательств по пакту о взаимопомощи с Чехословакией. В Лондоне не без оснований считали, что пакты о взаимопомощи, которые имела Чехословакия с Францией и СССР, укрепляли ее международные позиции и поэтому правительство Чемберлена проводило тактику, направленную на подрыв этих пактов.

Политика пособничества гитлеровской агрессии в Европе имела целью не только «умиротворить» Гитлера и направить агрессию фашистской Германии на Восток, но и добиться изоляции Советского Союза.

29 сентября 1938 года была созвана так называемая Мюнхенская конференция. На этой конференции Даладье и Чемберлен без участия представителей Чехословакии подписали договор с Гитлером и Муссолини. По Мюнхенскому соглашению Гитлер добился осуществления всех своих требований, предъявлял к Чехословакии: расчленение этой страны и присоединения Судетской области к Германии. Также Мюнхенское соглашение содержало обязательство Англии и Франции участвовать в «международных гарантиях» новых чехословацких границ, определение которых входило в компетенцию «международной комиссии». Гитлер со своей стороны принимал обязательство уважать неприкосновенность новых границ чехословацкого государства. В результате расчленения Чехословакия потеряла почти 1/5 своей территории, около 1/4 населения и лишилась почти половины своей тяжелой промышленности. Мюнхенское соглашение было циничным предательством Чехословакии со стороны Англии и Франции. Французское правительство предало своего союзника, не выполнило своих союзнических обязательств.

После Мюнхена стало очевидным, что Французское правительство не выполняет своих обязательств по союзным договорам. Это относилось в первую очередь к франко-польскому союзу и советско-французскому договору о взаимопомощи 1935 года. И, действительно, в Париже собирались в самые короткие сроки денонсировать все соглашения, заключенные Францией, а особенно франко-польские соглашения и советско-французский пакт о взаимной помощи. В Париже даже не скрывали старания столкнуть Германию с Советским Союзом.

Еще более активно вынашивались такие планы в Лондоне. Чемберлен надеялся, что после Мюнхена Германия направит свои агрессивные устремления против СССР. Во время парижских переговоров с Даладье 24 ноября 1938 года британский премьер говорил, что «у германского правительства может иметься мысль о том, чтобы начать расчленение России путем поддержки агитации за независимую Украину». Странам, участницам Мюнхенского соглашения, казалось, что избранный ими политический курс торжествует: Гитлер вот-вот двинется в поход на Советский Союз. Но 15 марта 1939 года Гитлер весьма выразительно показал, что он не считается ни с Англией, ни с Францией, ни с теми обязательствами, которые он перед ними принял. Германские войска внезапно вторглись в Чехословакию, полностью ее оккупировали и ликвидировали как государство.

Советско-германские переговоры 1939 года

В накаленной до предела политической обстановке весной и летом 1939 года начались и проходили переговоры по экономическим, а затем и по политическим вопросам. Германское правительство в 1939 году ясно осознавало опасность войны против Советского Союза. Оно еще не располагало теми ресурсами, которые к 1941 году ему предоставил захват Западной Европы. Германское правительство еще в начале 1939 года предложило СССР заключить торговое соглашение. 17 мая 1939 года прошла встреча министра иностранных дел Германии Шнурре с поверенным в делах СССР в Германии Г.А. Астаховым, на которой они обсуждали вопрос улучшения советско-германских отношений.

В тоже время Советское правительство не считало возможным из-за напряженности политической обстановки в отношениях между СССР и Германией вести переговоры о расширении торгово-экономических связей между обеими странами. На это обстоятельство народный комиссар иностранных дел указал германскому послу 20 мая 1939 года. Он отметил, что экономические переговоры с Германией в последнее время начинались несколько раз, но оказывались безрезультатными. Это дало для Советского правительства повод заявить немецкой стороне, что у него создается впечатление, что германское правительство вместо деловых переговоров по торгово-экономическим вопросам ведет своего рода игру, и что СССР в таких играх участвовать не собирается.

Тем не менее, 3 августа 1939 года Риббентроп в беседе с Астаховым заявил, что между СССР и Германией нет неразрешенных вопросов и предложил подписать советско-германский протокол. Все еще рассчитывая на возможность добиться успеха в переговорах с Англией и Францией, Советское правительство отвергло это предложение.

Но после того как переговоры с Англией и Францией зашли в тупик вследствие их нежелания сотрудничать с СССР, после поступления сведений о тайных переговорах между Германией и Англией, Советское правительство убедилось в полной невозможности добиться эффективного сотрудничества с западными державами в организации совместного отпора фашистскому агрессору. 15 августа в Москву пришла телеграмма, в которой германское правительство просило принять в Москве министра иностранных дел для переговоров, но советское правительство надеялось на успех в переговорах с Англией и Францией и поэтому не прореагировало на эту телеграмму. 20 августа последовал новый настоятельный запрос из Берлина по этому же вопросу.

В сложившейся обстановке правительство СССР приняло тогда единственно верное решение - дать согласие на приезд Риббентропа для ведения переговоров, которые завершились 23 августа подписанием советско-германского договора о ненападении. Его заключение на некоторое время избавляло СССР от угрозы войны без союзников и давало время для укрепления обороны страны. Советское правительство согласилось заключить этот договор лишь после того, как окончательно выяснилось нежелание Англии и Франции оказать совместно с СССР отпор гитлеровской агрессии. Договор, действие которого было рассчитано на 10 лет, вступал в силу незамедлительно. Договор сопровождал секретный протокол, разграничивающий сферы влияния сторон в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Финляндия, Бессарабия; в немецкой - Литва. Судьба Польского Государства была обойдена молчанием, но при любом раскладе белорусские и украинские территории, включенные в его состав по Рижскому мирному договору 1920 года, должны были после военного вторжения Германии в Польшу отойти к СССР.

Секретный протокол в действии

Через 8 дней после подписания договора немецкие войска атаковали Польшу. 9 сентября Советское руководство известило Берлин о своем намерении оккупировать те польские территории, которые в соответствии с секретным протоколом должны были отойти к Советскому Союзу. 17 сентября Красная Армия вступила в Польшу под предлогом оказания «помощи украинским и белорусским братьям по крови», которые оказались в опасности в результате «распада польского государства». В результате достигнутого между Германией и СССР соглашения 19 сентября было опубликовано совместное советско-германское коммюнике, в котором говорилось, что цель этой акции состояла в том, чтобы «восстановить мир и нарушенный вследствие распада Польши порядок». Это позволило Советскому Союзу присоединить к себе огромную территорию в 200 тыс. км 2 с населением в 12 млн. человек.

Вслед за этим Советский Союз, в соответствии с положениями секретного протокола, обратил свой взгляд в сторону прибалтийских стран. 28 сентября 1939 года Советское руководство навязало Эстонии «договор о взаимопомощи», по условиям которого она «предоставляла» Советскому Союзу свои военно-морские базы. Через несколько недель подобные договоры были подписаны с Латвией и Литвой.

31 октября Советское руководство предъявило территориальные претензии Финляндии, которая возвела вдоль границы, проходящей по Карельскому перешейку, в 35 км. от Ленинграда, систему мощных укреплений, известную как «линия Маннергейма». СССР потребовал провести демилитаризацию приграничной зоны и перенести границу на 70 км. от Ленинграда, ликвидировать военно-морские базы на Ханко и на Аландских островах в обмен на очень значительные территориальные уступки на севере. Финляндия отвергла эти предложения, но согласилось вести переговоры. 29 ноября, воспользовавшись незначительным пограничным инцидентом, СССР расторг договор о ненападении с Финляндией. На следующий день были начаты военные действия. Красная Армия, в течение нескольких недель так и не сумевшая преодолеть «линию Маннергейма», несла тяжелые потери. Лишь в конце февраля 1940 года советским войскам удалось прорвать финляндскую оборону и овладеть Выборгом. Финляндское правительство запросило мира и по договору 12 марта 1940 года уступило Советскому Союзу весь Карельский перешеек с Выборгом, а также предоставило ему на 30 лет свою военно-морскую базу на Ханко. Эта короткая но очень дорого обошедшаяся для советских войск война (50 тыс. убитых, более 150 тыс. раненных и пропавших без вести) продемонстрировала Германии, а также наиболее дальновидным представителям советского военного командования слабость и неподготовленность Красной Армии. В июне 1940 года Эстония, Латвия и Литва были включены в состав СССР.

Через несколько дней после вступления Красной Армии в Прибалтику Советское правительство направило ультиматум Румынии, потребовав передать СССР Бессарабию и Северную Буковину. В начале июля 1940 года Буковина и часть Бессарабии были включены в состав Украинской СССР. Остальная часть Бессарабии была присоединена к Молдавской ССР, образованной 2 августа 1940 года. Таким образом, в течение одного года население Советского Союза увеличилось на 23 млн. человек.

Ухудшение советско-германских отношений

Внешне советско-германские отношения развивались благоприятно для обеих сторон. Советский Союз тщательно выполнял все условия советско-германского экономического соглашения, подписанного 11 февраля 1940 года. За 16 месяцев, вплоть до нападения Германии, он поставил в обмен на техническое и военное снаряжение сельскохозяйственной продукции, нефти и минерального сырья на общую сумму около 1 млрд. марок. В соответствии с условиями соглашения СССР регулярно снабжал Германию стратегическим сырьем и продовольствием, закупленным в третьих странах. Экономическая помощь и посредничество СССР имели для Германии первостепенное значение в условиях объявленной ей Великобританией экономической блокады.

В тоже время Советский Союз с беспокойством следил за победами вермахта. В августе-сентябре 1940 года произошло первое ухудшение советско-германских отношений, вызванное представлением Германией после советской аннексии Бессарабии и Северной Буковины внешнеполитических гарантий Румынии. Она подписала серию экономических соглашений с Румынией и направила туда очень значительную военную миссию для подготовки румынской армии к войне против СССР. В сентябре Германия направила свои войска в Финляндию.

Несмотря на вызванные этими событиями изменения на Балканах осенью 1940 года Германия предприняла еще несколько попыток, призванных улучшить германо-советские дипломатические отношения. Во время состоявшегося 12-14 ноября визита Молотова в Берлин проведены очень насыщенные, хотя и не приведшие к конкретным результатам, переговоры относительно присоединения СССР к тройственному союзу. Однако 25 ноября Советское правительство вручило немецкому послу Шулебургу меморандум, излагавший условия вхождения СССР в тройственный союз:

Территории, расположенные южнее Батуми и Баку в направлении к Персидскому заливу, должны рассматриваться как центр притяжения советских интересов;

Немецкие войска должны быть выведены из Финляндии;

Болгария, подписав с СССР договор о взаимопомощи, переходит под его протекторат;

На турецкой территории в зоне Проливов размещается советская военно-морская база;

Япония отказывается от своих претензий на остров Сахалин.

Требования Советского Союза остались без ответа. По поручению Гитлера генштаб вермахта уже вел (с конца июля 1940 года) разработку плана молниеносной войны против Советского Союза, а в конце августа была начата переброска на восток первых войсковых соединений. Провал берлинских переговоров с Молотовым привел Гитлера к принятию 5 декабря 1940 года окончательного решения по поводу СССР, подтвержденного 18 декабря «Директивой 21», назначившей на 15 мая 1941 года начало осуществления плана «Барбаросса». Вторжение в Югославию и Грецию заставило Гитлера 30 апреля 1941 года перенести эту дату на 22 июня 1941 года. Генералы убедили его, что победоносная война продлиться не более 4-6 недель.

Одновременно Германия использовала меморандум от 25 ноября 1940 года, чтобы оказать давление на те страны, чьи интересы были в нем затронуты, и прежде всего на Болгарию, которая в марте 1941 года примкнула к фашистской коалиции. Советско-германские отношения продолжали ухудшаться всю весну 1941 года, особенно в связи с вторжением немецких войск в Югославию через несколько часов после подписания советско-югославского договора о дружбе. СССР не отреагировал на эту агрессию, так же как и на нападение на Грецию. В то же время советской дипломатии удалось добиться крупного успеха, подписав 13 апреля договор о ненападении с Японией, который значительно снижал напряженность на дальневосточных границах СССР.

Несмотря на настораживающий ход событий, СССР до самого начала войны с Германией не мог поверить в неизбежность немецкого нападения. Советские поставки Германии значительно возросли вследствие возобновления 11 января 1941 года экономических соглашений 1940 года. Чтобы продемонстрировать Германии свое «доверие», советское правительство отказывалось принимать во внимание поступавшие с начала 1941 года многочисленные сообщения о готовящемся на СССР нападении и не принимало необходимых мер на своих западных границ. Германия по-прежнему рассматривалась Советским Союзом «как великая дружественная держава».

Вторая мировая война подготовлена и развязана силами наиболее агрессивных государств - фашистскими Германией и Италией, милитаристической Японией с целью нового передела мира. Началась как война между двумя коалициями империалистических держав. В дальнейшем стала принимать со стороны всех государств, сражавшихся против стран фашистского блока, характер справедливой, антифашистской войны, который окончательно сформировался после вступления в войну СССР.


Top