Мотивы в лирике байрона. Мировоззрение байрона

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Мотивы лирики Дж. Байрона»

Цель: помочь учащимся понять особенности мировосприятия и выражения романтической личности в лирике Дж. Байрона; сформулировать понятия «байронический герой», «байроническая личность», «байронизм»; определить мотивы лирики поэта; воспитывать любовь к поэзии.

Оборудование: портрет Дж. Байрона, карточки с текстами переводов стихотворений; учебник для 9 класса.

Ход урока

I . Актуализация опорных знаний.

С л о в о у ч и т е л я. В историю мировой литературы Дж. Байрон вошёл не только как поэт-романтик, но и как воплощение романтического героя. Его имя стало нарицательным. Появились такие понятия, как «байроническая личность», «байронический герой», «байронизм».

Цель нашего урока – познакомиться с романтическим героем лирики Байрона, сформулировать понятия, связанные с именем автора, определить ведущие мотивы лирики Байрона.

- Назовите черты романтического героя (Необычная судьба, яркий характер, разлад с миром).

-Зная биографию Байрона, назовите черты его личности (аристократизм, врождённая гордость, яркая внешность, ранимость, одиночество, замкнутость, храбрость, мужество, героизм, свободолюбие, вызов условностям, разочарованность в жизни и в людях, пессимизм).

Считается, что изображаемых героев поэт наделил своими чертами, а лирика Байрона – это дневник, в котором с необыкновенной искренностью отражена его душевная жизнь. В лирике Байрона выделяют несколько устойчивых мотивов, то есть, чувств и идей, повторяющихся в ряде произведений:

    • разочарованность;

      одиночество;

      мировая скорбь;

      борьба с тиранией;

      жажда неизвестного.

    Компаративный анализ стихотворений.

С л о в о у ч и т е л я. Остановимся на стихотворениях цикла «Еврейские мелодии»(1815). Его название – переосмысление библейского сказания. Хотя Байрон был атеистом, Библия была одной из первых книг, прочитанных им, и до конца дней оставалась для него источником духовных ценностей. Поэт восхищался Ветхим Заветом, описанными там событиями, высокими страстями, архаической этикой. Итак, « My soul is dark » ( чтение оригинала).

- Какая мелодия звучит у Байрона? (Страстная, трагическая, напряжённая, в ней боль и мука, но при этом гордость).

А вот как выглядит построчный перевод этого стихотворения (чтение подстрочника). Конечно, пока трудно оценить поэтические образы и находки Байрона. Поэтому сравнивать авторский текст мы будем с поэтическими переводами Николая Гнедича, Павла Козлова и Михаила Лермонтова. Специалисты считают, что передать мелодию этого стихотворения сложно, поскольку у Байрона в стихотворении всего девять двусложных слов, остальные – односложные. А в русском языке трудно выразить серьёзную мысль с помощью односложных слов. Значит, нужны какие-то другие средства и способы.

    • Какой фразой начинает стихотворение каждый из поэтов?

      Какими художественными средствами передаётся душевное состояние героя?

      Каким вы увидели лирического героя в переводах русских поэтов?

      Чей перевод, по вашему мнению, ближе авторскому настроению и авторским интонациям?

У Гнедича душе всего лишь грустно, уныло. Она жаждет песни, её достаточно, чтобы излечить страдания, терпение, усталость. Главный мотив здесь – грусть. Нет суровой простоты Байрона, много архаичных поэтизмов.

У Козлова преобладает грусть, слезливость, нет страсти, трагизма, напряжённости. Исчезла мелодия байроновского оригинала.

М.Лермонтов менее точен в лексическом отношении, нет некоторых эпизодов. Однако интонация в нём страстная, энергичная, порывистая, глубоко трагичная, соответствует мелодии Байрона. Налицо родство муз обоих поэтов.

Первые переводы Байрона в России появились в 1815 году, и сразу же он стал властителем душ лучших умов России. Байрон стал творческим кумиром М.Лермонтова.

У нас одна душа, одни и те же муки.

О, если б одинаков был удел… -

писал Михаил Юрьевич. И в судьбах поэтов много похожего.

(Сообщение учащегося о Лермонтове и Байроне).

Разлука с отцами;

Деспотичная любовь матери/ бабушки;

Физические недостатки, влиявшие на формирование характера;

Ранняя первая влюблённость и разочарование;

Острый насмешливый ум и сложные отношения со сверстниками;

Постоянное стремление к самосовершенствованию;

Нетерпимость к несправедливости.

Б е с е д а с у ч а щ и м и с я . «Душа моя мрачна…» ( пер.М.Лермонтова)

    Что произошло с лирическим героем? Почему душа его мрачна?

    О чём стихотворение? (о состоянии души)

    Каков лирический герой?

    Сломлена ли его гордость?

    Что может исцелить душу героя?

    Какие художественные приёмы использованы у Байрона и у Лермонтова? (метафоры).

    Каков ведущий мотив стихотворения? (Мировой скорби)

    Предложите свой вариант названия стихотворения.

    Анализ стихотворений. Следующее стихотворение совсем не похоже на предыдущее: «Ты кончил жизни путь, герой…»

(Чтение и анализ стихотворения в переводе А. Плещеева)

    Какая мелодия звучит в этом стихотворении? Каков мотив?

    За что прославляется герой?

    Какие новые черты проявляются в характере лирического героя?

    На основе прочитанных стихотворений сделайте вывод о характере лирического героя цикла «Еврейские мелодии» (Герой страдающий, терпящий душевную муку, свободолюбивый, мужественный, способный на героизм).

«Хочу я быть ребёнком вольным…»

    Как проявляется в стихотворении принцип романтического двоемирия?

    Заполните таблицу (см. учебник стр.149)

    Сделайте вывод: в чём основные противоречия мира мечты и реальности?

    Каков мотив стихотворения?

Чтение и анализ стихотворения «Прости. Коль могут к небесам…»

    Какой изображена любовь в стихотворении?

    Определите мотив стихотворения.

    Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения?

В большинстве случаев любовь в поэзии Байрона – это трагическое чувство. Автор может воспевать женское совершенство, но никогда не описывает счастье любви. Обычно это любовь-вина, любовь-измена, любовь-утрата, любовь-разрыв. Изображение подобных чувств не ново в поэзии, но у Байрона горести любви показаны как часть скорбного бытия человечества, обречённого на душевное одиночество.

Чтение и анализ стихотворения «Стансы».

    Почему лирический герой едет на чужбину?

    В чём он видит смысл жизни?

Попробуем сформулировать черты романтической личности в лирике Байрона.

Это романтический герой, для которого характерны трагизм мировосприятия и чувств, страдание, одиночество, глубина переживаний, отчаяние, но при этом героизм, свободолюбие. Романтический герой сливается с автором. Имя Байрона стало нарицательным. Он сам стал олицетворением романтического героя.

IV . Теория литературы. Работа над понятиями.

Кто же такой « байронический герой »? Это лирический герой романтической поэзии Байрона.

«Байроническая личность» - личность с чертами лирического героя Байрона и самого автора.

«Байронизм» - мировоззрение, для которого характерны возвышенные идеалы, протест против существующего миропорядка, свободолюбие, отчуждённость, разочарованность, пессимизм, скептицизм.

V. Подведение итогов урока. Сегодня мы говорили о лирическом герое Байрона и о самом авторе, у которых так много общего. Сила личности поэта столь велика, что ведущие поэты-романтики начала ХХ века испытывали его влияние и прошли через подражание Байрону, среди них такие гении, как А.Пушкин и М.Лермонтов. О самом знаменитом произведении Байрона – поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» - мы поговорим на следующем уроке.

VI . Домашнее задание. Прочитать 1,2 песни поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда», подготовить сообщение об истории создания поэмы (индивидуальное задание).

Цели: познакомить учащихся с тематическим разнообразием лирики Дж. Байрона; научить определять основные мотивы, присущие его лирическим произведениям.

Оборудование: эпиграф к уроку, таблица.

Что такое поэзия?

Ощущение прошлого и будущего.

Дж. Байрон

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Учитель. творчество Байрона - важнейший этап в истории европейской культуры. Сочетание в его поэзии скорби и иронии, воли к борьбе и разочарованности в жизни, воспевание свободной природы и естественных чувств, сочетание бурных страстей и углублённого самоанализа - всё это сильнейшим образом сказалось на развитии литературного процесса того времени. И трудно назвать поэта, который в той или иной мере не испытал бы на себе влияния творца «Корсара», «Шильонского узника», «Паломничества Чайльд Гарольда»…

Лирические стихи Байрона чаще всего построены как страстные монологи. В них раскрывается внутренний мир богато одарённой личности, резко противостоящей пошлому и прозаическому миру: «Уныло в сердце одиноком, Когда надежд исчезнет рой!»

Пишет ли Байрон о любви или выступает с политическими декларациями, клеймит ли своих врагов (в том числе литературных) или воспевает истинную дружбу, всюду мы слышим голос мыслящего и глубоко чувствующего человека, страстно (но порой безнадёжно) стремящегося найти в жизни подлинные духовные ценности…

И сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Байрона, определим основные мотивы, присущие его творчеству.

III. Работа над темой урока

1. Сообщение учителя (с элементами беседы и чтением отдельных стихотворений Байрона героико-мятежной тематики)

Лирику поэта можно разделить на две группы. Первая - героико-мятежная. Это стихотворения, в которых раскрываются характер и деятельность исторических лиц, писателей, мифологических героев. Естественно, что в созданных поэтом образах нашли своё воплощение и черты байронического .

Назовите черты байронического героя, уже известные нам по восточным поэмам.

Когда были созданы восточные поэмы?

Какие исторические события английской и европейской жизни волновали в это время мыслящих людей?

Y Какая историческая личность могла, на ваш взгляд, привлечь

Внимание Байрона и почему? y Что вы знаете о наполеоне?

Мы неоднократно встретим имя наполеона на страницах русской и зарубежной литературы. Этот человек стал для многих кумиром. Молодые люди восхищались молниеносной карьерой наполеона: за пятнадцать лет он прошёл путь от простого поручика (1789) до императора Франции (1804). а потом его ожидало столь же стремительное падение и смерть в ссылке на острове Святой Елены.

Дж. Байрон посвятил наполеону цикл из пяти стихотворений, которые были написаны с 1814 по 1816 годы: «Ода к наполеону», «Ода с французского», «наполеону», «Звезда Почётного легиона», «Прощание наполеона». Я прочту несколько строф из этих стихотворений, а вы подумайте над вопросом: «Почему Байрон, для которого был кумиром со школьной скамьи, обратился к этому образу только после его поражения, падения?»

Всё кончено! Вчера венчанный Владыка, страх царей земных, ты нынче - облик безымянный! так низко пасть - и быть в живых! ты ль это, раздававший троны, на смерть бросавший легионы? Один лишь дух с высот таких Был свергнут божией десницей: тот - ложно названный Денницей! («Ода к Наполеону Бонапарту»)

Верный этой идее, поэт отправился в Грецию, где прожил полгода в ожидании подъёма всенародного движения. Когда по пути в Грецию поэт остановился в Кефалонии (остров в Ионическом море), в своём дневнике он записал строки стихов, которые стали называть «Из дневника в Кефалонии» и считать эпиграфом к записям поэта этого периода. но, не боясь ошибиться, их можно считать эпиграфом ко всей его жизни:

Встревожен мёртвый сон - могу ли спать? тираны давят мир - я ль уступлю? Созрела жатва - мне ли медлить жать? на ложе - колкий терн: я не дремлю; В моих ушах, что день, поёт труба, Ей вторит сердце…

(Перевод А. Блока)

Y «В моих ушах, что день, поёт труба…» - как вы понимаете эту строку стихотворения?

Y Докажите, что в стихотворении «Из дневника в Кефалонии» отразились настроения Байрона этого времени.

5. практическая работа с целью выявления мотивов лирического стихотворения

Работа в парах над составлением таблицы «Основные мотивы лирики Байрона». тексты стихотворений находятся перед учащимися.

Название стихотворения Мотивы Цитата из стихотворения

«Хочу я быть ребёнком вольным…»

«Душа моя мрачна…»

«ты кончил жизни путь, герой…»

«Песня для луддитов»

«Прости»

«Стансы»

«Видение Валтасара»

«расставание»

«Из дневника в Кефалонии»

Доклад 7 класс.

Дж. Г. Байрон - английский поэт-романтик начала XIX ве­ка. Тематика его стихотворений разнообразна. Байрон писал и о природе, и о любви, и о предназначении поэзии, и о свободе.

В 1803 году, во время каникул, пятнадцатилетний Байрон встретился с Мэри Чаворт, которая вызвала в нем большое и сильное чувство. Байрон тогда не мог предвидеть, сколь глу­бокой окажется его любовь. За несколько месяцев до своей смерти в одном из писем он писал: «...я в ранней юности сильно полюбил внучатую племянницу... мистера Чаворта... и одно время казалось, что обе семьи примирятся благодаря на­шему союзу (дед поэта убил на дуэли одного из Чавортов).

Она была старше меня двумя годами, и мы в юности много времени проводили вместе. Она вышла замуж за человека из старинной и почтенной семьи, но брак ее оказался несчастли­вым, как и мой». Байрон посвятил Мэри Чаворт целый ряд стихотворений:

О, если бы судьба моя Сплелась с твоей, как нам мечталось, Я пил бы радость бытия, А не похмельную усталость..."

Джордж Гордон Байрон происходил из аристократической семьи. Он родился в 1788 году в Лондоне. Первый свой сбор­ник стихов Байрон выпустил, когда ему было 19 лет. С тех пор он непрерывно занимался литературной и общественно- политической деятельностью. Резкая критика господствую­щих классов Англии привела поэта к ссоре с правящей вер­хушкой, и он вынужден был покинуть родину. Живя в Швей­царии, а затем в Италии он создал много произведений. Байрон умер в Греции в 1824 году, участвуя в войне за осво­бождение страны от турецкого ига.

Байрон горячо откликался на все освободительные движе­ния своей эпохи. Его поэзия проникнута духом непримиримой вражды к всякому гнету. Она утверждает права личности на индивидуальную свободу и права народов на национальную независимость:

Время! Все несется мимо, Все мчится на крылах твоих: Мелькают весны, медлят зимы, Гоня к могиле всех живых

Байрон видел также пороки нового общественного строя, который шел на смену феодальному, и он осудил власть де­нежного мешка как силу бесчеловечную и антинародную.

Эпоха Байрона, начавшаяся под знаком Французской рево­люции, была бурной и противоречивой, молодой Байрон не сразу в ней разобрался, но эволюция его мировоззрения показывает, как чуткость его к прогрессивным идеям века, умение историче­ские знания соотносить с современностью дозволяли ему видеть перспективу развития важнейших событий своего времени.

Большую роль в распространении идей Французской ре­волюции в Англии сыграли «Корреспондентские общества», связанные с широкими демократическими массами. Они воз­никли в крупнейших городах Великобритании, а центром, объединяющим их, было «Лондонское корреспондентское общество». Оно послало Национальному конвенту Франции адрес, в котором выразило свою солидарность с революцион­ным французским народом. «Французы! Вы уже свободны, мы же только готовим победу свободы в Британии...».

«Корреспондентские общества» были поддержаны извест­ными прогрессивными политическими деятелями - писате­лями, публицистами, учеными Англии. Среди них были Томас Пейн - английский публицист, участник Войны за независи­мость Северной Америки, автор трактата «Права человека»; Томас Спенс - публицист, автор трактата «Действительные права человека» о необходимости аграрных реформ в Англии; Уильям Годван - писатель и, как назвал его Маркс, «практи­ческий философ». Все они выступали против Эдмунда Бер- ка- автора «Размышлений о французской революции» (1790), в которой отрицалось историческое значение Француз­ской революции, отстаивалось существующее социальное уст­ройство Англии с наследственной монархией.

Официальные круги поддержали Берка, и книга его мно­гократно издавалась. А «Корреспондентские общества» пар­ламент обвинял в пропаганде политических реформ в Англии, и в 1784 году начались судебные процессы над наиболее из­вестными деятелями этих обществ. Суду, однако, пришлось оправдать их, но репрессии по отношению к членам «Коррес­пондентских обществ» продолжались.

В конце XVIII века народ Англии был глубоко потрясен жестоким подавлением восстаний, последовавших одно за другим в 1797 и 1798 годах, - это восстание на флоте и вос­стание ирландцев за свою независимость.

Вся богатая мыслями и чувствами жизнь Байрона-юноши нашла свое отражение в его ранних стихах. В 1806 году, буду­чи студентом Кембриджа, он анонимно издает сборник своих стихов «Летучие наброски», но почти весь небольшой тираж его уничтожает. В 1807 году анонимно появляется новый сборник - «Стихи по разным поводам». {В других переводах название сборника «Стихи на разные случаи»}. В том же году издан третий сборник стихов поэта уже с указанием имени ав­тора - «Часы досуга», стихи оригинальные и переводы Джорджа Гордона, лорда Байрона. Несовершеннолетнего». Литературные взгляды молодого поэта полно отразились в юношеском сборнике «Часа досуга». Стихи, которые вошли в этот сборник, были подражательными. Мотивы вольнодумст­ва обрисовывались расплывчато, а раздумья о быстротечности дружбы и любовь - меланхолически. Наиболее типичными для этого сборника стали воспоминания о детстве.

В «Часы досуга» вошли стихи из ранее вышедших сборни­ков и новые, впервые публикуемые. Многие стихи сборника были еще несовершенны, в них сказывалось подражание анг­лийской поэзии XVIII века, но уже виден был широкий диапа­зон поэтических возможностей молодого Байрона, осваиваю­щего различные поэтические размеры, ищущего выразительные средства для образной и точной передачи своей мысли.

Сборник «Часы досуга» был, по существу, прощанием по­эта с юностью и вступлением его в новый период жизни. «Я цепи юности разбил // Страну волшебную мечтаний // На цар­ство Истины сменил», - пишет он в одном из последних сти­хотворений сборника «К Музе вымысла». Сборник «Часы до­суга» - еще во многом подражательный: то он подражает элегиям Грея (стихотворение «Строки, написанные под вязом на кладбище в Гарроу»), то поэзии Бернса («Хочу ребенком быть я вольным...»), но особенно сильно чувствуется в ранних произведениях Байрона воздействие дидактической поэзии классицистов (стихотворение «На смерть мистера Фокса» и др.). Вместе с тем в некоторых других ранних стихотворениях уже начинает сказываться поэтическая индивидуальность бу­дущего творца «Каина» и «Прометея». Об этом свидетельст­вуют проявляющаяся иногда страстность, глубокий лиризм некоторых строк. Автор «Часов досуга» презрительно отзыва­ется о «светской черни», о «чванливой знатности» и богатстве.

По выходе сборника, в январе 1808 года, в журнале «Эдинбургское обозрение» появилась анонимная рецензия, в которой поэзия «молодого лорда относилась к разряду той, которую ни боги, ни люди не могут допустить...». Рецензент высмеивал содержание стихов, указывая Байрону, что он не владеет литературным языком и что ему следовало бы лучше знать поэзию своих предшественников. И имея в виду его са­тирические стихи, делал вывод: молодой автор рано присвоил себе право осуждать других.

Еще до рецензии в «Эдинбургском обозрении» Байроном была начата сатирическая поэма «Британские барды». После выступления журнала поэт издает эту поэму небольшим ти­ражом, а в марте 1809 года она появилась в расширенном виде под названием «Английские барды и шотландские обозрева­тели». Поэма за короткий срок выдержала подряд четыре из­дания. Успех объяснялся не только смелостью ответа, сокру­шавшего все доводы грубой и недоброжелательной по тону рецензии в «Эдинбургском обозрении», но прежде всего тем, что в ней живо представала современная литературная и теат­ральная жизнь Англии.

Всю свою жизнь он придерживался теории искусства и понимания задач поэта. Некоторые ранние произведения по­эта было изданы лишь после его смерти. Среди них сатира «Проклятие Минервы», в которой поэт вместе с тем предъяв­лял обвинение тем, кто грабил народ Греции, и прославлял ан­тичные шедевры священного храма в Афинах.

Байрон полагал, что литератор должен быть «ближе к жизни», должен преодолеть антиобщественные, религиозно- мистические настроения, которые прикрывают лишь «голый эгоизм и произвол». Байрон призывал творчески использо­вать народную поэзию, говорить на языке, понятном про­стым людям.

В марте 1812 г. в газете «Монинг кроникл» появилось анонимное сатирическое стихотворение Байрона «Ода авто­рам Билля против разрушителей станков». По стилю многие безошибочно узнали автора «Чайльд Гарольда». «Ода» явля­ется одним из первых произведений английской литературы, где с огромной правдивостью и художественной силой звучит мысль о несправедливости, существующей в современном английском обществе, обрекшем бедняков на недостойную жизнь. Байрон разоблачает антинародный характер англий­ского буржуазно-монархического строя, цель которого заклю­чается, по мнению сатирика, в том, чтобы эксплуатировать народ. В заключительных строках «Оды» звучит грозная тема народного возмездия, которое должно покарать «толпу пала­чей», стоящую у власти. «Ода» является продолжением и дальнейшим творческим развитием лучших традиций стихо­творной сатирической литературы конца XVIII в., имевшей хождение среди сторонников республиканской партии в Анг­лии и среди ирландских патриотов в Дублине. Главным жан­ром литературы этого вида является стихотворный памфлет, остроумный и очень краткий по форме, отпечатанный на лис­те небольшого формата и снабженный карикатурой.

Борьба луддитов за свои права вновь приняла общенацио­нальные масштабы в 1816 году, и снова Байрон живо отклик­нулся на эту героическую борьбу рабочих Англии страстной «Одой для луддитов», в которой открыто призывал к борьбе:

Как когда-то за вольность в заморском краю Кровью выкуп вносил бедный люд, Так и мы купим волю свою, Жить свободными будем иль ляжем в бою.

(Пер. М. Донского)

Но в Англии по-прежнему не происходит никаких соци­ально-политических изменений. Около 1815 года Байрон соз­дал замечательный лирический цикл, который носит название «Еврейские мелодии». В стихотворениях этого цикла ощути­мы настроения мрачного отчаяния. Таково стихотворение «Душа моя мрачна», переведенное на русский язык Лермонто­вым. По поводу этого стихотворения Белинский писал: «Ев­рейская мелодия» и «В альбом» тоже выражают внутренний мир души поэта. Это боль сердца, тяжкие вздохи груди, это надгробные надписи на памятниках погибших радостей».

Необыкновенным богатством и разнообразием отличается любовная лирика Байрона 1813-1817гг.: благородство, неж­ность, глубокая гуманность составляют отличительные ее чер­ты. Это - лирика, лишенная какого бы то ни было мистициз­ма, ложной фантазии, аскетизма, религиозности. По словам Белинского, в лирике Байрона «есть небо, но им всегда про­никнута земля». В сборнике «Еврейские мелодии» Байрон создает свой идеал любви:

Она идет во всей красе - Светла, как ночь ее страны. Вся глубь небес и звезды все В ее очах заключены. Как солнце в утренней росе. Но только мраком смягчены...

{Пер. С. Маршака)

Говоря о гуманизме лирических стихотворений Байрона, нужно прежде всего иметь в виду тот дух вольнолюбия и борьбы, которым они исполнены. В таких жемчужинах своей поэзии, как «Подражание Катуллу», «В альбом», «Афинянке», «К Тирзе», «Решусь», «На вопрос о начале любви», «Подра­жание португальскому», «Разлука», «О, если там, за небеса­ми», «Ты плакала», «Стансы к Августе» и др.,- он выражал освободительные идеалы нового времени. Глубокая искрен­ность, чистота и свежесть чувства, жажда свободы, высокая и подлинная человечность лирических стихотворений будили сознание общества, настраивали его против обычаев и нравов, насаждаемых церковью в период реакции.

Интересно, по-новому намечено решение темы индивиду­ального героизма в этом цикле. В стихотворении «Ты кончил жизни путь» рассказывается о герое, который сознательно по­жертвовал жизнью для блага отечества. Поэт подчеркивает, что имя героя бессмертно в сознании народа.

Живя в Женеве, Байрон посетил Шильонский замок, в ко­тором в XVI в. томился борец за дело республики, патриот Женевы Бонивар. Подвиг Бонивара вдохновил Байрона на соз­дание поэмы «Шильонский узник» (1810). Поэме был предпо­слан «Сонет к Шильону». В этом сонете провозглашалась мысль о том, что «солнце свободы освещает темницу узникам, брошенным в тюрьму за ее светлые идеалы».

Байрон приветствовал неаполитанскую революцию 1820 года, предлагая повстанцам помощь деньгами, а себя «хотя бы в качестве простого волонтера». В своем дневнике он записал, что «народ здесь хороший, пламенный, свободо­любивый, но некому направить его энергию». Однако это не заставило Байрона забыть про свою родину.

Эта тревога о судьбе родины с наибольшей силой вырази­лась в «Ирландской аватаре»(1821) - небольшом сатириче­ском стихотворении. «Аватара» была написана по случаю посещения новым английским королем Георгом IV вернопод­данически настроенных ирландских либералов. Вспоминая о голоде, рабстве в Ирландии, о грабеже народа, совершаемом английским правительством, поэт осуждает ирландцев, поль­стившихся на подачки «четвертого из дураков и угнетателей, именуемых Георгами». Байрон иронически высмеивает зате­янную либералами кампанию по сбору средств на сооружение дворца Георгу IV. Этот дворец, считает он, хотят построить «в обмен на работный дом и тюрьму» для ирландцев. Слово «аватара» в индийской мифологии означает воплощение богов в человеческом облике; в поэме Байрона оно имеет ирониче­ский смысл: Георг IV являет «божескую милость» и предстает перед ирландскими либералами.

Творчество Байрона оказало могучее воздействие на раз­витие многих национальных литератур. «Поэзия Байрона,- пишет В.Г. Белинский,- страница из истории человечества: вырвите ее, и целость истории исчезла, остается пробел, ни­чем не заменимый». Огромное идейно-художественное богат­ство произведений Байрона благотворно повлияло на развитие английской, американской, французской, немецкой и русской демократической и революционно-демократической поэзии. А.С. Пушкин, переживший целый период увлечения Байро­ном, запечатлел его образ в своем стихотворении «К морю»:

Другой от нас умчался гений, Другой властитель наших дум. Исчез, оплаканный свободой, Оставя миру свой венец. Шуми, взволнуйся непогодой: Он был, о море, твой певец.

Вопросы по докладу:

1) Назовите основные темы лирики Дж. Г. Байрона.

2) Как назывался первый сборник стихотворений Байрона, где уже чувствовался самобытный талант поэта?

3) Какие сатирические стихотворения написаны Байро­ном? Что в них высмеивает поэт?

4) Какое влияние оказало поэтическое творчество Дж. Г. Байрона на развитие мировой литературы?

Классицистические взгляды Байрона кажутся неожиданными для поэта, чье имя вошло в историю английской и мировой литературы как наиболее влиятельного выразителя романтичного мировоззрения. В его «Дневниках и письмах» выражены немало рассуждений о поэзии и прозе как прошлого, так и будущего, но мысли эти такие же противоречивы, как и сама фигура большого мастера. А, чтобы хоть немножечко понять мотивы творчества поэта, следует обратиться к его философии. И в свою очередь сами философские взгляды Байрона вызывали к жизни шедевры

Его творчества.

А мотивы творчества английского художника изменялись с изменением его взглядов в течение всей жизни.

Истоки литературных взглядов юного Байрона следует искать в этических и эстетичных взглядах Просвещения. Но интересовался он и образцами лирического, эпического и драматичного творчества античных авторов, а в последние годы жизни и творчеством итальянских поэтов раннего и позднего Возрождения, которые не могли не отразиться в мотивах собственного творчества, хотя сам Байрон не раз утверждал, что преимущество над поэтами отдает историкам.

Литературные взгляды молодого поэта

Полностью оказались в юношеском сборнике «Часы досуга». Стихотворения, которые вошли в этот сборник, были подражательными. Мотивы вольнодумства вырисовывались расплывчато, а размышления о быстротечности дружбы и любви - меланхолично. Наиболее типичными для этого сборника стали воспоминания о детстве. А первая сатирическая поэма «Английские барды и шотландские наблюдатели» не свидетельствовала об оригинальности взглядов относительно назначения искусства и художника.

Но позиция молодого Байрона относительно этой темы сохраняется и в более поздние периоды его творчества. Всю свою жизнь он придерживался классцистической теории искусства и понимания заданий поэта. Некоторые ранние произведения поэта были выданы лишь после его смерти. Среди них сатира «Проклятия Минервы», в которой поэт в то же время обвинял тех, кто грабил народ Греции, и прославлял античные шедевры священного храма в Афинах. Следовательно, высокие гражданские и политические мотивы свойственны даже раннему творчеству Байрона. И только поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» стала новым этапом в творчестве Байрона. Ведь в ней через внутренний мир персонажа и автора раскрываются и героизм давних и новых времен, и трагические проблемы современности. Придерживаясь «высокого» стиля, отдавая преимущество абстрактным и возвышенным образам, Байрон предоставляет своей поэме такой тон, что судьба личности начала рассматриваться как часть всемирного процесса. Поэтому поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» можно рассматривать как новое художественное движение эпохи классицизма.

Лирика зрелого поэта приобрела характер исповеди, а в восточных поэмах вылилась в тоску поэта, в его возмущение против лицемерия и тупости, которые в эпоху реакции унижали достоинство человека.

Вражда с миром героев восточных поэм Байрона приобрела новое философское осмысление в швейцарской драме «Манфред». Трагедия графа Манфреда вызвана не столько столкновениям с людьми, которых он презирает, не столько крахом любви, сколько тем, что сам он не выдерживает собственный моральный суд. Трагическими для него становятся не обстоятельства, которые окружают, а его собственные чувства.

Но наиболее плодотворным стал «Итальянский» период творчества Байрона. Он поражает нас патетикой четвертой песни «Чайльд Гарольда», «Одами к Венеции», «Жалобами Тассо», озорными пародийными октавами «Беппо» и «Дон-Жуана», торжественной терциной «Пророчества Данте» и непринужденностью лирических стихотворений, классицистическими трагедиями и романтичными мистериями, стихотворной повестью «Остров», прозаическими трактатами.

Вероятно, это был период сознательных поисков, нацеленных на окончательное решение вопроса о назначении поэта в современном. Герои Байрона имеют отпечаток душевного величия, самоотверженности и внутренней сложности, свойственных прославленным персонажам Шекспира. Даже в классицистическом за своими средствами сатиры «Бронзовый возраст» Байрон изображает могучий и преисполненный противоречий образ Наполеона, близкого большим ворам и честолюбцам шекспировских трагедий.

Именно в «Дон-Жуане» Байрон выступает судьей морали и общественных отношений, выражает свое представление о родине, правящие круги которой силятся предоставить своей корыстолюбивой политике высокого морального и религиозного значения.

Я думаю, что все разнообразие творчества Байрона отражают его стремление к гармоничному и прекрасному идеалу мыслителей прошлого. Но действительность, в которой жил поэт, не могла стать почвой для поисков подобного идеала ни в жизни, ни в искусстве. Поэтому ощущения неосуществленных поисков и стали причиной дисгармонии как в миропонимании Байрона, так и в противоречиях мотивов его творчества.

Одновременно с романтическими поэмами Байроном создавалась любовная и героическая лирика , к которой относится цикл "Еврейские мелодии". Поэт хорошо знал и любил Библию с детства и в "Еврейских мелодиях", обратившись к библейским мотивам в стихотворениях "На арфе священной...", "Саул", "Дочь Иевфая", "Видение Валтасара" и в ряде других, сохраняя образность и сюжетную основу эпизодов, взятых из этого памятника древней литературы, передавал их эпичность и лиризм. В цикле есть стихотворения, которые навеяны и личными воспоминаниями и переживаниями поэта, такие, как "Она идет во всей красе", "О, если там за небесами", "Скончалася она", "Душа моя мрачна". Весь цикл объединяет общее настроение, по большей части грусти и меланхолии. "Еврейские мелодии" писались для композитора Исаака Натана, который совместно с композитором Брегемом положил их на музыку.

Как раз в этот период, после поражения Наполеона при Ватерлоо и последовавших за этим политических событий в Англии и Франции, Байрон написал ряд произведений о Наполеоне – "Прощание Наполеона", "С французского", "Ода с французского", "Звезда Почетного легиона". Указания на французский источник делались автором с целью отвести от газет, где публиковались эти сочинения, обвинения их в нелояльности к правительству. В цикле о Наполеоне Байрон занимал четкую антишовинистическую позицию, считая, что Англия, ведя войну с Францией и Наполеоном, принесла много бедствий своему народу.

Необыкновенным богатством и разнообразием отличается любовная лирика Байрона 1813 – 1817гг.: благородство, нежность, глубокая гуманность составляют отличительные ее черты. Это лирика, лишенная какого бы то ни было мистицизма, ложной фантазии, аскетизма, религиозности.

В сборнике «Еврейские мелодии» Байрон создает свой идеал любви. Говоря о гуманизме лирических стихотворений Байрона, нужно прежде всего иметь в виду тот дух вольнолюбия и борьбы, которым они исполнены.

В таких жемчужинах своей поэзии, как «Подражание Катуллу», «В альбом», «Афинянке», «К Тирзе», «Решусь», «На вопрос о начале любви», «Подражание португальскому», «Разлука», «О, если там, за небесами», «Ты плакала», «Стансы к Августе» и др., – он выражал освободительные идеалы нового времени. Глубокая искренность, чистота и свежесть чувства, жажда свободы, высокая и подлинная человечность лирических стихотворений будили сознание общества, настраивали его против обычаев и нравов, насаждаемых церковью в период реакции.

Библейские сюжеты, разрабатываемые автором цикла, служат условной формой, данью национально-революционным традициям, идущим от Мильтона, Блейка и др. Интересно, по-новому намечено решение темы индивидуального героизма в этом цикле. В стихотворении «Ты кончил жизни путь» рассказывается о герое, который сознательно пожертвовал жизнью для блага отечества. Поэт подчеркивает, что имя героя бессмертно в сознании народа.


Top