«Крестьянские дети. Презентация на тему Крестьянские дети
Содержание презентации:
Одно из наиболее знаменитых стихотворных произведений Николая Алексеевича Некрасова – «Крестьянские дети» было написано в 1861 году в начале июля. Написанию этого стихотворения поспособствовало в первую очередь то, что поэт достаточно много времени проводил в деревне и наблюдал за детьми крестьян, которые также проявляли интерес к автору.
В основу поэмы «Крестьянские дети» лег не выдуманный автором эпизод, когда во время очередной охоты в деревне он прилег отдохнуть в сарае, а проснувшись, обнаружил, что за ним наблюдают крестьянские дети.
Дети обсуждали его внешний вид, ружье и собаку. Так и появилась у автора идея написать данную поэму. Эта поэма была опубликована в том же году в журнале «Время», в его десятом выпуске.
Автор, исходя из собственных «дипломатических» соображений решил не публиковать поэму «Крестьянские дети» в журнале «Современник». Не лишним будет заметить, что на тот период времени издательством журнала «Время» занимался Достоевский.
Стоит упомянуть о том факте, что автор работал над произведением около 14 дней. Можно с уверенностью заявить о том, что Некрасов в этом произведении искренне переживает за нелегкую судьбу детей, которые пока еще не могут осознать, что ожидает их в дальнейшем и почему они не могут также как и барские дети, делать все, что вздумается.
Такие чувства объясняются тем, что Некрасов сам жил в родовом имении и вырос с детьми крепостных крестьян. Не лишним будет отметить тот факт, что поэма «Крестьянские дети» сильно отличается от других, более мрачных произведений Некрасова.
Многие литературные критики заявляли о том, что данным произведением Некрасов показал другую, светлую, сторону жизни крепостных крестьян. До этого, в русской литературе были лишь произведения, которые показывали крестьян с негативной стороны – как постоянную грязь и тьму.
Данная поэма разделена на четыре части, в каждой из которых Некрасов постарался максимально подробно описать ту или иную жизненную ситуацию детей крепостных крестьян.
В данном произведении герои представляют собой хоть и маленьких, но достаточно сильных личностей. Дети готовы самостоятельно справляться с любыми жизненными трудностями, принимать важные решения и отвечать за содеянные поступки.
Автор понимает, что беззаботное детство у его маленьких героев в скором времени закончится и им придется испытать все тяготы крепостной жизни. И поэтому он обращается к детям с такими словами: «Играйте же дети! Растите на воле, на то вам и красное детство дано».
Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»
- Играйте же, дети! растите на воле! На то вам и красное детство дано...
Цель урока:
1. Познакомить с идейно-тематической направленностью стихотворения.
2. Расширить и углубить сведения о творчестве поэта.
Отец Некрасова,
Алексей Сергеевич
Жестокий помещик-крепостник, страстный охотник и азартный игрок. О нем поэт написал в стихотворении «Родина»:
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил!
- На краю Абакумцева стоит церковь Петра и Павла. Ее часто посещала семья Некрасовых. В церковной ограде, напротив алтарной стены, на могиле матери стоит белый памятник, увенчанный медным крестом.
Памятник Елене Андреевне Некрасовой.
Грешнево. Река Самарка.
- Как добираться до Грешнева, Некрасов указал в своих «Автобиографических заметках»: “Если переехать в Ярославле Волгу и пройти через Тверицы, то очутишься на столбовом почтовом тракте. Проехав 19 вёрст по песчаному грунту, где справа и слева песок, песок, мелкий кустарник и вереск (зайцев и куропаток там несть числа), то увидишь деревню, начинающуюся столбом с надписью: «Сельцо Грешнево, душ столько-то господ Некрасовых»”.
Склеп Некрасовых
- Налево у самой ограды находится сложенный из красного кирпича семейный склеп Некрасовых. В нем похоронены отец и другие родственники поэта.
Уголок села. Слева фамильный склеп Некрасовых.
Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки...
О Волга! ... Колыбель моя! Любил ли кто тебя. Как я?
- И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»
- С чего начинается стихотворение?
- До каких слов идёт рассказ об этом?
- Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
- Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
- Начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить строение этого стихотворения?
Разделим текст на части и составим план
1. Охотник рад возвращению в родную деревню.
2. Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина.
3. Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми.
4. Раздумья о детском труде.
5. Встреча поэта с «мужичком» Власом.
6. Представление Фингала для деревенских зрителей.
7. Гроза разлучает с крестьянскими детьми.
Словарная работа.
- вирши - стихи. вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим кинулись прочь - убежали. мякина - остатки колосьев.
- вирши - стихи.
- вереница - ряд одинаковых предметов расположенных один за другим кинулись прочь - убежали.
- мякина - остатки колосьев.
радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей
Каким настроением проникнута I часть?
Как определить, что охотник доволен ночлегом?
Как воспринимает окружающую обстановку?
Радуется лучам солнца, воркующей голубке, крику грачей.
- Как вы думаете, как автор относится к крестьянским детям?
- Как он сам об этом говорит?
Растроган, нежность наполняет его, умиление. «Я детского глаза люблю выраженье»
Вопрос:
Какую оценку дали крестьянские ребятишки охотнику?
Каким он им показался?
Не понравился, боятся, смеются над ним – ноги как жерди…
Эскиз иллюстрации В. А. Серова
Николай Алексеевич
Некрасов
1821-1877
Мать - Елена Андреевна, дворянка.
Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.
Отец-Алексей Сергеевич -небогатый помещик, бывший армейский офицер был человеком грубым, жестоко обращался с крестьянами, притеснял домашних, обижал жену. Мальчик видел, как плакала мать, очень жалел.
Отец часто уезжал из дому, и как легко тогда дышалось всем! Отец любил охоту, гордился, что на псарне у него свора замечательных собак, и, конечно, меньше всего думал о том, что во время охоты его псы и лошади топчут крестьянские поля и оставляют без хлеба целые семьи.
Пастушки. Владимир Егорович Маковский.
Электронное пособие
Рыбачки. Владимир Егорович Маковский.
Электронное пособие
Крестьянские дети (отрывок)
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint
на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Н.А.Некрасов«Крестьянские дети» Литература, 5 класс Николай Алексеевич Некрасов Тема урока:«Поэзия» крестьянского детства по стихотворению «Крестьянские дети» Алгоритм работы: прочитать текст стихотворения;найти и подчеркнуть строки, относящиеся к исследуемой проблеме;подготовиться к защите результатов исследования;подготовить ответ по форме: «Мы исследовали … и обнаружили…» Внимание! Верный ответ! В тексте стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» нет описания игрушек, но есть описание детских забав: А тот, подвязавши под горло рубашку, Таинственно что-то чертит по песку; Та в лужу забилась, а эта с обновой: Сплела себе славный венок, - Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый Да изредка красный цветок. Те спят на припеке, те пляшут вприсядку. Вот девочка ловит лукошком лошадку: Поймала, вскочила и едет на ней. Внимание! Верный ответ! Внимание! Верный ответ! Средства выразительности Литота - преуменьшение Творческая работа - синквейн Синквейн – стихотворение из пяти строк.Правила создания синквейна:1 строка: одно имя существительное -ключевое слово в названии темы;2 строка: два имени прилагательных, связанных с темой;3 строка: три глагола, раскрывающих тему;4 строка: предложение, передающее главную мысль;5 строка: одно имя существительное – синоним (близкое по значению слово) существительного, записанного в первой строке. Молодцы! Спасибо за работу!
Приложенные файлы
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Презентацию на тему "Дети в творчестве Н.А. Некрасова" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).
Слайды презентации
Слайд 1
Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова
Сделал: Максим Соболев, 9 «А»
Слайд 2
О, милые плуты! Кто часто их видел, Тот, верю я, любит крестьянских детей... Н. Некрасов. Крестьянские дети
Н.А. Некрасов – великий русский поэт-гражданин, и вся его трудная, но прекрасная жизнь – яркий пример беззаветного служения народу. В своих стихотворениях он создает незабываемые образы крестьян со всеми их радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.
«Кому на Руси жить хорошо».
Слайд 3
Совершенно особенное отношение у Некрасова к детям, которым он посвятил не одно свое произведение («Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Дядюшка Яков» и др.). Очень трогательно, с теплотой и даже умилением создает поэт образы крестьянских детей («Крестьянские дети»): Чу! Шепот какой-то… а вот вереница Вдоль дороги внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки – Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты!
Слайд 4
Дети для Некрасова - счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых, В их жизни так много поэзии слито, Как дай бог балованным деткам твоим.
Крестьянские дети в творчестве Н. А. Некрасова
Слайд 5
Впитывая, как губка, старинные сказки или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспитывается среди природы, их забавы - сходить в лес за грибами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды.
Дети среди природы растут и воспитываются
Слайд 6
Действительно, в отличие от их богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В крестьянских семьях малыши часто помогают взрослым: работают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают дом, готовят. Судьба же детей, работающих с малолетства на фабриках и заводах ужасна («Плач детей»): Целый день на фабриках колеса Мы вертим-вертим-вертим!
Слайд 7
Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом: Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы – спать.
Даже дома у них мало радости - лишь «забота и нужда».
Слайд 8
Занятым тяжелым, изнурительным трудом крестьянам не до науки, в которой многие из них видят лишь пустую трату времени и сил. Однако есть и исключения: с радостью Некрасов обращается к мальчику, идущему на учебу в школу, зная, что ради этого «батька на сынишку издержал последний грош» («Школьник»): Ноги босы, грязно тело И едва прикрыта грудь… Не стыдится! Что за дело? Это многих славных путь.
Слайд 9
Сравнивая крестьянского школьника с молодым Ломоносовым, Некрасов выражает надежду, что именно выходцам из народа под силу изменить существующие порядки, построить счастливое и безбедное будущее. По его мнению, бедные люди, понявшие смысл и пользу науки, готовые отдать за нее последние деньги, не жалеющие своего времени и сил, могут продвинуться гораздо дальше в своих целях, чем ленивые боярские сынки: Сколько добрых, благородных, Сильных, любящих душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
Слайд 10
Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека - в детстве. Из детства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои будущие проблемы и стремление изменить настоящее. Поэтому напутствие поэта мне кажется не только наполненным теплом и любовью, но и мудрым: Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно. Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой – И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной!