Кодификатор по обществознанию огэ фипи.
Обществознание – дисциплина, которая изучает особенности развития человеческого общества, место человека в системе отношений. Предмет находится на стыке нескольких наук – правоведения, социология, политология, этика, философия, история и экономия. Обществознание делится на разделы: познание, духовная жизнь, право, социальные взаимоотношения, человек в социуме и другие. ОГЭ по обществознанию не является обязательным предметом для сдачи в конце 9-го класса, но многие выбирают именно его. Причина популярности предмета – относительная легкость его содержания. Также эта дисциплина является одной из профильных, если ученик поступает в 10-11 класс с гуманитарным уклоном.
Обществознание – предмет, с которым на экзамене не справляется меньше всего школьников, что подтверждает легкость и доступность заданий. Но эта дисциплина имеет ряд особенностей: требуется хорошо знать теорию (законы, термины, закономерности, понятия), применять знания на практике, уметь формулировать собственное мнение и подкреплять его аргументами.
Будет ли сложно во время сдачи экзамена, зависит от уровня конкретного ученика. Регулярность подготовки и систематичность, прилежность в школьном обучении позволят сдать экзамен без особых затруднений.
В процессе подготовки важны:
- Точность формулировок;
- Знание терминологии и умение оперировать ею;
- Умение рационально распределять время на выполнение заданий;
- Свободное ориентирование в разных науках.
- Наиболее важный момент – четкость формулировки ответа. В обществоведении не поможет много текста ни о чем. Очень важна конкретика. Если дается пару строчек на ответ, необходимо отобразить суть лаконично и информативно.
- Не только учите теорию, но и учитесь применять ее. В этом помогут онлайн тесты и занятия с репетитором.
- Правильно выбирайте пособие для подготовки. Рекомендуется посоветоваться с репетитором или учителем.
- Выделите время для занятий, чтобы подготовка была систематической, комплексной и регулярной.
- Использование дополнительной помощи специалиста дает свои результаты: согласно опросам, ученики, которые занимались с репетиторами или на курсах, сдали экзамен на 30% лучше, чем остальные.
- Выделение общих свойств и особенностей явлений и процессов;
- Деление элементов на группы по характерным признакам;
- Работа с диаграммами, графиками;
- Разделить на группы мнения и факты;
- Составление плана текста;
- Сформулировать свою мысль по теме.
Вариант № 565761
Демонстрационная версия ОГЭ-2017 по обществознанию.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
1) племена, народности
2) сословие, класс
3) республика, федерация
4) издержки, прибыль
Ответ:
Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
Ответ:
На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
3) школьники
4) семейная пара
Ответ:
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1) начальном общем
2) основном общем
3) среднем общем
4) среднем профессиональном
Ответ:
Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1) прибыль
4) зарплата
Ответ:
Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1) предпринимательством
2) реформированием
3) производством
4) творчеством
Ответ:
В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
Ответ:
Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?
А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.
Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?
1) крестьяне
2) рязанцы
3) русские
4) пассажиры
Ответ:
Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
1) потребитель
2) избиратель
3) ученик средней школы
4) водитель
Ответ:
Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.
Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Государственную власть осуществляет
1) ректор университета
2) председатель правительства
3) лидер оппозиционной партии
4) председатель центробанка
Ответ:
В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?
1) федерация
2) абсолютная монархия
3) унитарное государство
4) республика
Ответ:
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.
Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников,
выражающих интересы определённых социальных сил.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,
1) поддерживаются силой государства
2) регулируют поведение людей
3) опираются на силу общественного мнения
4) содержат образцы поведения
Ответ:
В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ
1) принимает законы
2) разрешает правовые споры
3) утверждает изменения границ между субъектами РФ
4) осуществляет управление федеральной собственностью
Ответ:
Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника в отношении принадлежащего ему имущества
1) владеть
2) распоряжаться
3) пользоваться
4) наследовать
Ответ:
Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
В государстве Z установлен демократический политический режим, а в государстве Y - тоталитарный. Сравните эти два политических режима. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.
1) пресечение нарушений общественного порядка
2) наличие органов исполнительной власти
3) свободные выборы на альтернативной основе
4) вынесение приговоров внесудебными органами
Ответ:
Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Доля тех, кто рассматривает повышение оплаты труда как эффективный способ увеличения производительности труда, больше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных предприятий.
2) Значение модернизации производства как эффективного способа увеличения производительности труда для работников частных фирм ниже, чем для работников государственных предприятий.
3) Доля тех, кто считает повышение квалификации кадров эффективным способом увеличения производительности труда, выше среди работников государственных предприятий, чем среди работников частных фирм.
4) Равные доли работников частных фирм отмечают повышение квалификации работников и создание комфортных условий труда как наиболее эффективные способы увеличения производительности труда.
5) Мнение о повышении оплаты труда как наиболее эффективном способе увеличения производительности труда наиболее распространено среди работников обоих типов предприятий.
Ответ:
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
2) Проблема повышения квалификации в равной мере неактуальна для работников как частных фирм, так и государственных предприятий.
3) Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
4) Материальные стимулы являются ведущими для значительной доли опрошенных.
5) Успешность фирмы зависит от уровня её технической оснащённости.
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б)Она регулярно читает профессиональную литературу, отслеживает изменения в законодательстве. (В)Мария правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А | Б | В |
Ответ:
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Учитесь любить учиться!
(По Д. С. Лихачёву)
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(По Д. С. Лихачёву)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(По Д. С. Лихачёву)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(По Д. С. Лихачёву)
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.
Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2018 году основного государственного экзамена
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
1. Назначение КИМ для ОГЭ - оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.
ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Документы, определяющие содержание КИМ
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4. Связь экзаменационной модели ОГЭ с КИМ ЕГЭ
Ряд заданий экзаменационной модели ОГЭ по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.
Вместе с тем при разработке КИМ для ОГЭ учитывались познавательные возможности обучающихся основной школы, объем и характер предъявляемого им учебного содержания по предмету. Это предопределило особенности экзаменационной модели ОГЭ. Наиболее существенные отличия от КИМ ЕГЭ имеет часть 2 экзаменационной работы, которая представляет собой не только самостоятельный, но и внутренне целостный раздел: все шесть различных по типу заданий здесь непосредственно связаны со специально подобранным текстом, освещающим определенную сторону социальной действительности.
5. Характеристика структуры КИМ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1-20 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если обучающийся записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 21-25 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Кодификатор
- 1 Человек и общество
- 1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей 1.2 Взаимодействие общества и природы 1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь 1.4 Биологическое и социальное в человеке 1.5 Личность. Особенности подросткового возраста 1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) 1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение 1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
2. Сфера духовной культуры
- 2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности 2.2 Наука в жизни современного общества 2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации 2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести 2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
3. Экономика
- 3.1 Экономика, ее роль в жизни общества 3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов 3.3 Экономические системы и собственность 3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация 3.5 Обмен, торговля 3.6 Рынок и рыночный механизм 3.7 Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство 3.8 Деньги 3.9 Заработная плата и стимулирование труда 3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки 3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами 3.12 Экономические цели и функции государства
4. Социальная сфера
- 4.1 Социальная структура общества 4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями 4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте 4.4 Социальные ценности и нормы 4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни 4.6 Социальный конфликт и пути его решения 4.7 Межнациональные отношения
5. Сфера политики и социального управления
- 5.1 Власть. Роль политики в жизни общества 5.2 Понятие и признаки государства 5.3 Разделение властей 5.4 Формы государства 5.5 Политический режим. Демократия 5.6 Местное самоуправление 5.7 Участие граждан в политической жизни 5.8 Выборы, референдум 5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни 5.10 Гражданское общество и правовое государство
6. Право
- 6.1 Право, его роль в жизни общества и государства 6.2 Норма права. Нормативный правовой акт 6.3 Понятие правоотношений 6.4 Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности 6.5 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 6.6 Федеративное устройство Российской Федерации 6.7 Органы государственной власти Российской Федерации 6.8 Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан 6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина 6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних 6.11 Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина 6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей 6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей 6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних 6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания 6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних
- Требования к уровню подготовки, проверяемому заданиями экзаменационной работы
- Знать/понимать
- 1.1 социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
- 1.2 сущность общества как формы совместной деятельности людей
- 1.3 характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
- 1.4 содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
- Уметь:
- 2.1 описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли
- 2.2 сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия
- 2.3 объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)
- 2.4 приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
- 2.5 оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- 2.6 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
- 2.7 осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)
Шкала перевода баллов
Предмет
Обществознание
«2»
«3»
«4»