Клинические аспекты психологии горя кратко. Психотерапия при переживании горя, потери, утраты

Человек теряет в своей жизни очень многое и многих. Утрата – это потеря чего-либо или кого-либо очень значимого для личности.

Самой тяжелой утратой является смерть близкого, любимого человека. Это одна из наиболее тяжелых психологических травм, которые человек переживает в течение своей жизни. Психологические травмы многообразны по степени своего негативного воздействия на психологическое, а в ряде случаев, физическое здоровье человека. Переживаемые после смерти близкого человека психофизиологические состояния называются синдром утраты или синдром острого горя (Э.Линдеман).
Человек смертен – это понятно каждому психически здоровому человеку, но человек хочет продлить жизнь, причем, не только свою, но и близких, личностно значимых людей. Смерть воспринимается человеком как зло, огромная беда, трагедия в жизни самого человека и его близких. Она становится моментом расставания со всем, что было в его земной жизни – людьми, делами, удовольствиями, радостями и волнениями и страхами, бедами, болезнями, обидами и оскорблениями, потерями и страданиями.
О смерти в нашей российской культуре под влиянием других мировых культур сложилась традиция молчания – о ней стараются не говорить, не думать, избегать жизненных ситуаций, связанных со смертью. И человек, воспринявший такую культурную традицию, оказывается беззащитен, неподготовлен к ситуации, когда сам сталкивается со смертью близкого, родного человека или возможностью собственной смерти, как правило, в связи с внезапным для него диагнозом неизлечимого, быстро приводящего к смерти заболевания.

Смерть близкого человека

Среди многих утрат, постигающих человека в его жизни, смерть близкого , любимого человека – самая сильная, затрагивающая все стороны жизни, самая болезненная и длительно переживаемая травма.
Переживание смерти близкого человека всегда связано с тем, что это смерть не своя, а другого человека, это область жизни, в которую вмешательство ограничено особенностями отношений с ним. В каких случаях человек может что-то делать для предотвращения угрожающей человеку смерти против его воли, без его согласия? Таких ситуаций, когда это можно и нужно делать, множество. В ряде случаев бездействие оценивается как преступление.
Это не праздные вопросы, с ними сталкивается каждый, потерявший родного, близкого, любимого человека – «Что я мог(ла) сделать? …и он(она) были бы живы!…».
Острота переживаний утраты зависит от нескольких очень важных причин:
отношения с умершим, причина и обстоятельства смерти.

Особенности взаимоотношений с умершим человеком при его жизни влияют на силу и содержание переживаний в связи с его смертью. Наиболее сильные, глубокие чувства горя, страдания, отчаяния испытывают люди, у которых были близкие, доверительные отношения с умершим, основанные на чувстве любви. В этом случае человек теряет источник человеческой любви к себе, возможность в доверительном, понимающем общении раскрыть свои мысли, чувства и т.п.
При конфликтных, нестабильных, проблемных взаимоотношениях в переживаниях утраты преобладают чувства вины, бессилия от невозможности что-то изменить в отношениях, которые сочетаются с чувством горя.
Наиболее спокойно переживается смерть родственников в случае формальных, отчужденных отношений с ним.
Причина смерти близкого человека является значимым фактором, определяющим комплекс переживаний человека в связи с этим событием. Болезнь и особенности ее течения, суицид, насильственная смерть (убийство), внезапная вследствие чрезвычайных обстоятельств (катастрофы на транспорте, стихийные бедствия, боевые военные действия и др.) – эти причины и обстоятельства смерти в значительной степени определяют отношение к самому факту смерти, к умершему человеку, к жизни, ответ на главный для переживающего утрату близкого человека вопрос «Почему? Почему он/она умер(ла)?».
Смерть, наступившая вследствие тяжелой, неизлечимой, длительной болезни воспринимается близкими как неизбежность, и даже освобождение от мучений, которые в большей или меньшей степени присутствуют на предсмертном этапе жизни.
Смерть пациента, состояние которого родственниками, а в ряде случаев и врачами, не оценивается как угрожающее его жизни, часто рассматривается родственниками пациента как следствие недобросовестности, некомпетентности медицинских работников.

Насильственная смерть (убийство) близкого человека добавляет к общему комплексу переживаний человека и острое чувство несправедливости жизни, людей, мира. Действия других людей, повлекшие преждевременную смерть близкого человека, порождают чувство обиды, представление о людях и мире как враждебных и несправедливых, а в ряде случаев – желание отомстить виновникам смерти близкого.
В каждом случае утраты человек всегда решает для себя вопрос о степени собственной вины в произошедшем, о своей ответственности за смерть близкого человека. От того, какую меру вины берет на себя человек или перекладывает на других людей, объективные обстоятельства или самого умершего в значительной степени будет зависеть и динамика, и качественные характеристики процесса переживания синдрома утраты.
Смерть, утрата близких стимулирует человека к переосмыслению своих взглядов и убеждений, становится фактором психологической зрелости личности, углубления самосознания и рефлексии. Если этого не происходит, то возникают различные нарушения переживания горя, ведущие к нарушению социальной адаптации личности, ее взаимосвязей с реальностью.

Горе утраты

Утрата – это переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека, которое сопровождается чувством горя. Переживание горя, как и весь эмоциональный опыт личности, очень индивидуально и своеобразно. В этом переживании отражается социальный опыт, особенности личной культуры, психологические характеристики личности. У каждого горе уникально, неповторимо и может приводить к психологическим кризисам.

Психологические причины горя связаны с чувствами привязанности, любви к близким людям. Горе в этом случае переживается как чувство потери источника и/или объекта любви, благополучия, защищенности. Переживание горя сочетается с такими эмоциями и чувствами, как страдание, страх, гнев, вина, стыд и завершается психологическим состоянием успокоения, повышения работоспособности, активности и т.д. Переживание утраты затрагивает все сферы жизнедеятельности человека и становится периодом одного из психологических кризисов в жизни человека (кризис становления).
Этот синдром может возникнуть сразу после психологического кризиса, может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь аспект синдрома горя.

Признаки синдрома острого горя

В одной из первых работ Э. Линдеманна (1944), посвященных синдрому острого горя, возникающему при утрате близкого человека, был выделен ряд особенностей этого чувства. Острое горе представляет собой определенный синдром со специфической психологической и соматической симптоматикой.
Э. Линдеманн выделил пять признаков горя:
1) физическое страдание,
2) поглощенность образом умершего,
3) вина,
4) враждебные реакции,
5) утрата моделей поведения.

В 1943 г. в работе Э. Линдемана «Симптоматология и работа острого горя» впервые было введено понятие «работа горя». В современной психотерапии общепризнано, что какой бы ни была утрата, в первое время утраты он испытывает острую душевную боль, переживает нестерпимое болезненное чувство горя. Переживание горя и примирение с утратой – это постепенный, крайне болезненный процесс, в ходе которого происходит формирование образа умершего и вырабатывается отношение к нему.
Работа горя заключается в том, чтобы психологически отделиться от безвозвратно потерянного близкого человека и научиться жить без него.
Чувство вины за смерть близкого человека может испытываться по отношению к самому себе (самообвинение), к другим людям (медицинские работники, родственники, люди, ставшие причиной насильственной смерти и др.), к сверхъестественным силам (судьба, Бог).
Самообвинение проявляется в том, что люди обвиняют себя в каких-либо упущениях, считая себя виноватыми в смерти близкого человека из-за того, что что-то вовремя не заметил, на чем-то не настоял, что-то не сделал.
Обвинения в адрес врачей, медсестер и других медработников чаще всего остаются на уровне межличностного общения в ближайшем круге людей человека, переживающего синдром острого горя, но в ряде случаев воплощаются в жалобы и заявления в официальные инстанции и судебные разбирательства. Родственники могут утверждать, что больной не получал нужного лечения, скончался в результате халатности медперсонала, плохо сделанной операции и т.п.
Обвинения в адрес людей, ставших причиной насильственной смерти, смерти в автодорожных и других авариях, в ходе боевых действий часто сопровождаются переживанием чувства несправедливости и в ряде случаев борьбой за справедливое наказание виновника смерти. В этих случаях родственники погибшего человека стремятся добиться более сурового наказания для виновного.
Обвинения в адрес других людей и совершение каких-то действий для восстановления справедливости, как правило, сопровождаются мотивом «чтобы другие не пострадали» и чувством мести, хотя это чувство может не осознаваться, или прикрываться рассуждениями о справедливом возмездии.
Обвинения в адрес Бога встречаются у у маловерующих людей, когда многое еще неизвестно в исповедуемой религии, не понято или понято ошибочно. В православии это принимает форму ропота на Бога, когда человек противится, не хочет принять то, что происходит по Его воле.
Поздние проявления траурной реакции выражаются в подавлении всех чувств, полной эмоциональной немоте человека. Такая реакция заторможенности возникает значительно позже траурного события.

Этапы переживания утраты

Переживание утраты другого человека включает в себя три этапа.
Первый этап – это переживание состояния психологического шока, которое сопровождается оцепенением, своеобразной заторможенностью после потрясения, резким снижением психологической, интеллектуальной и двигательной активности. Часто человек не в силах, не в состоянии принять, осознать страшную утрату. Он может даже отрицать факт утраты, вести себя так, словно умерший продолжает жить. Траурная реакция может проявляться в том, что человек перенимает характерные черты и привычки умершего, часто продолжает его работу. Такие явления отождествления могут проявляться и в переживаниях страха и беспокойства, что его тоже настигнет смерть от той же причины, что и родственника. Наступает состояние «внутренней немоты». Человек еще не осознает потерю. Все, что нужно сделать, он делает автоматически, по инерции. Могут появиться нарушения сна, аппетита, рассеянность. Все воспринимается пустым и ненужным.

На втором этапе негативные переживания проявляются в виде таких психофизиологических реакций, как состояния тоски, отчаяния, в виде плача, нарушений сна, аппетита, внимания, обострения психосоматических заболеваний, вспышками гнева, приступами безотчетной тревоги и беспокойства, подавленным состоянием. Человек осознает произошедшее событие как свершившийся факт, который кардинально изменяет его жизнь. Внешние проявления негативных эмоций, даже очень сильных варьируют в соответствии с психологическими особенностями личности человека, его социокультурным опытом и особенностями мировоззрения.

На третьем этапе происходит психологическое «принятие» знания о свершившемся событии, понимание того, что жизнь продолжается, несмотря на самые тяжелые утраты. На этом этапе происходит восстановление психологического равновесия, способности рационально мыслить и продолжать жить.

Духовный смысл утраты

Духовная составляющая синдрома утраты в научной психологии рассматривается в незначительной степени. Психологический кризис , возникающий в связи с утратой личностью значимого человека, предполагает пересмотр и разрешение многих смысложизненных, мировоззренческих вопросов. Отношение к смерти, ее видам, причинам и обстоятельствам, вопросы веры в жизнь после смерти, смысла жизни при неизбежности смерти и смысла собственной жизни после утраты – это вопросы, приобретающие особую актуальность для человека, пережившего горе утраты. От их решения зависит возможность справиться с чувствами обиды, гнева, отчаяния, желания мести «виновникам» смерти, возможность жить дальше без умершего человека.
В наибольшей степени духовный смысл смерти человека раскрывается при религиозном, православном понимании жизни и смерти человека. Многие проповедники христианства говорили и писали об этом. Удивительно просто и понятно, вспоминая случаи из жизни, говорил о смысле смерти близких (детей, супругов, родителей) близкий нам по времени своей земной жизни афонский Старец, святой Паисий Святогорец.

«Конечно, человек испытывает боль из-за смерти родного ему человека, однако, к смерти надо относиться духовно» .
«Если люди постигли глубочайший смысл жизни, то они находят силы правильно отнестись к смерти. Ведь постигнув смысл жизни, они относятся к жизни духовно» .
Духовный смысл смерти состоит в том, что она является моментом перехода в иной мир, мир вечности, где человек уже ничего не может изменить ни в себе, ни в отношениях с другими людьми, ни в отношении к Богу.
«Никто еще не подписывал с Богом контракт о том, когда ему умереть. Бог забирает каждого человека в наиболее подходящий момент его жизни, забирает особым, только для него пригодным образом – так, чтобы спасти его душу. Если Бог видит, что человек станет лучше, Он оставляет его жить. Однако, видя, что человек станет хуже, Он забирает его, чтобы его спасти» .
Неожиданная трагическая смерть любимого ребенка. Как пережить это?!
« - Геронда, одна мать приходит сюда и безутешно скорбит, потому что она послала своего ребенка по делам, а он был сбит машиной насмерть.
- Скажи ей: «Водитель сбил твоего ребенка по злобе? Нет. Ты послала его по делам, для того чтобы его сбила машина? Нет. Значит говори: «Слава Тебе, Боже», потому что, если бы машина его не сбила, он мог бы пойти по кривой дорожке. А сейчас Бог забрал его в самый подходящий момент. Сейчас он находится на Небе и не рискует его потерять. Что ты плачешь? Неужели ты не знаешь, что ты своим плачем мучаешь своего ребенка? Что ты хочешь: чтобы твой ребенок мучился или чтобы он радовался? Позаботься помочь другим своим детям, которые живут вдали от Бога. О них тебе надо плакать, а не о том, который убился» .
Признать, что смерть близкого человека произошла по воле Бога и для блага, как самого человека, так и других людей чрезвычайно сложно, так как это требует отказа от логики земного человека, логики своеволия и признания какой-либо иной справедливости кроме справедливости Бога. Но это единственный путь, придающий силы человеку и смысл жизни как явлению, не ограничивающемуся временем существования биологического тела.

Литература
1. Святой Паисий Святогорец. Слова. Т. IY. Семейная жизнь / Перевод с греческого иеромонаха Доримедонта (Сухинина). – М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2010.

  • F10 Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя
  • F19 Психические и поведенческие расстройства в результате сочетанного употребления наркотиков и использования других психоактивных веществ
  • F20-F29. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
  • Наиболее популярные современные системы психотерапии как известно строятся на ранней травме. Часто всё последующее формирование личности проистекает под влиянием психогении, пережитой на ранних этапах развития. В этих терапевтических школах проводится диагностика и лечение ранней психической травмы. Такая травма может быть самой разнообразной. И для психотерапии особенно важна не её объективная тяжесть, а субъективная выраженность переживаний человека. Впрочем, психические травмы нами переживаются на протяжении всей жизни. А сам факт завершения нашей жизни травма для наших родных и близких.

    Смерть близкого человека - самая тяжелая, с трудом восполнимая утрата. Есть и другие потери, приносящие боль и страдания: развод, потеря работы, ограничения, связанные с возрастом, здоровьем, тяжелый материальный ущерб, перемена места жительства. Наконец, потеря любимого животного. Конечно, они отличаются своей природой, однако вызывают сходные чувства утраты, горя и потери.

    Проживание горя, «работа скорби» - длительный процесс. Однако, он имеет некоторые, определенные закономерности. Приведём пять характерных этапов переживания горя.

    Этапы проживания горя:

    1.Шок и оцепенение

    2.Отрицание и отстранение.

    3.Признание и боль

    4.Принятие и возрождение.

    5.Жизнь после завершения переживания горя.

    Это классические стадии проживания горя, которые используются в психотерапевтической работе во многих школах психотерапии.

    Виды горя.

    А) – временное (разлука)

    Постоянное (смерть)

    Б) – реальное

    Воображаемое

    Реакция утраты идет со своей скоростью, этот процесс нельзя ускорять. Процесс горевания может длиться от двух месяцев до двух лет в норме. 4 - 5 лет может длиться горе родителей, потерявших детей.

    Физические проявления реакции утраты :

    Эмоциональный шок, даже если это ожидаемая смерть. Кишечные расстройства: тошнота, боль в желудке, чувства напряжения, сжатия, метеоризм. Напряжения в шее, позвоночнике, в горле. Повышенная чувствительность к шуму. Чувство нереальности происходящего. Нехватка воздуха, удушье, желание часто дышать, сопровождаемая страхом задохнуться (гипервентиляция). Мышечная слабость, отсутствие энергии, общая слабость. Сухость во рту. Головная боль, боль в сердце, повышение артериального давления, тахикардия. Нарушение сна. Нарушение аппетита (отказ от пищи или переедание). Другие физические проявления.

    Такие симптомы могут наблюдаться в течении двух - трех недель.

    Эмоциональные проявления реакции утраты :

    Печаль, слезы. Двигательные реакции. Раздражение, гнев, аутоагрессия (то есть агрессия на самого себя). Агрессия в частности может выражаться в обвинениях врачей, родственников, распорядителей похорон и других людей. Чувства вины и самообвинения. Тревога, беспокойство. Например, человек может ощущать различные страхи, чувства хрупкости себя и мира, угрозу. Переживание одиночества, особенно если общение было частым. Чувства, что мир рухнул. Вплоть до отказа выйти из дома. Чувство беспомощности. Тоска. Утомление и усталость, апатия или бесчувственность. Шок. Оцепенение в фазе шока. Если чувства к утраченному человеку были противоречивыми (амбивалентными), то может быть чувство освобождения.

    Нарушения в интеллектуальной сфере :

    Мысли рассеяны. Не верит в происшедшее, это только сон. Спутанность мыслей и забывчивость. Навязчивые мысли в голове. Например, об обстоятельствах смерти, о том, что можно было бы изменить или как-то вернуть. Чувство присутствия умершего. Человеку кажется, что он видит умершего, галлюцинации. Сны об умершем.

    Изменения в поведении :

    Безотчетные действия. Например, машинально купил то, что умерший любил есть. Избегания социума вскоре после утраты. Это нормальная реакция даже для людей ведущих активных образ жизни. Но если это не проходит несколько месяцев, то можно говорить о депрессии. Оберегание вещей умершего. Когда человек внутренне отдаляется, то он избегает этих вещей. Избегание всего, что напоминает об умершем. Поиск и призыв к умершему. Активность без устали, человек что-то делает и не может остановиться. Частое посещение памятных мест, забота о могиле.

    Критические периоды.

    1) Первые 48 часов после потери: шоковая стадия, отрицание, страх потерять других членов семьи, страх потери себя в физическом и психологическом смысле.

    2) 1ая неделя после утраты: организация похорон, может быть первое истощение, первые суицидальные попытки.

    3) 2ая – 5ая недели: депрессивная стадия, апатия, упадок сил, растерянность, ощущение покинутости, отсутствия перспектив. В этот период человек уже может вернуться к свое привычной деятельности (продолжить учебу, вернуться на работу).

    4) 6ая – 12ая недели: осознание реальности потери, к этому моменту должны пройти шоковые реакции. Типичные проявления: нарушение сна, страхи, приступы плача, физическая усталость, эмоциональная лабильность, снижение когнитивных функций (трудности сосредоточения), изменение сексуальной активности, стремление к уединению или непреодолимое желание говорить об умершем. В случае, если в этот период продолжает сохраняться отрицание факта утраты, возможно развитие патологического горя.

    5) 3ий – 4ый месяц: смена «хороших» и «плохих» дней (периоды раздражения сменяются ощущением спокойствия), чувствительность к различного рода фрустрациям, возможны вспышки гнева, развитие иммунодепрессии (соматические жалобы, обострение хронических заболеваний).

    Стадии с 1ой по 5ую – острое горе. Особенности протекания этих стадий зависит от личностных особенностей горюющего, возраста, особенностей жизненной среды и т.д.

    Нормальными реакциями в этот период являются: физическое страдание, поглощенность образом умершего, чувство вины, враждебные реакции по отношению к окружающим (или избегание контактов), утрата привычных моделей поведения (неспособность к целенаправленной деятельности).

    6) 6ой месяц: пережита тяжесть произошедшего (в норме), в этот период праздники, годовщины обостряют депрессивные расстройства.

    7) 1 год: первая годовщина.

    8) От 18 до 24 месяцев: период адаптации, выстраивание новой жизни без близкого человека.

    Если после 6-ти месяцев сохраняются реакции острого горя, такие как сильная депрессия, психосоматические нарушения, ипохондрические симптомы, связанные с умершим, сверхактивность вместо горевания, обостренная враждебность по отношению к окружающим, полное изменение стиля жизни, суицидальные мысли, апатия, бездеятельность, то можно говорить о наличии патологического горя.

    Статистика.

    Лишь 7% горюющих нуждаются в психотерапевтической помощи (люди, испытавшие множественные потери, склонные к саморазрушающему поведению, склонных к депрессивным состояниям, эмоционально лабильные).

    30% горюющих нуждаются в психологической консультации.

    1% - в медикаментозном лечении.

    Состояния, требующие помощи психотерапии.

    Признаки депрессии (апатия, потеря интереса к происходящему и т.д.)

    Жизнь, основанная исключительно на воспоминаниях

    Нарушение сна (беспокойный сон, бессонница, часты пробуждения и т.д.)

    Нарушение питания (отсутствие аппетита или переедания)

    Чувство тревоги

    Чувство тоски, мысли о самоубийстве

    (Если наблюдаются хотя бы три признака – депрессивное расстройство, требующее терапии).

    Патологическое горе.

    Пролонгированное переживание горя

    Отсроченные или подавленные реакции горя

    Преувеличенные реакции горя (панические атаки, страх смерти)

    Замаскированная реакция горя (человек испытывает некие переживания, но не связывает их с событием: проблемы поведения, психосоматика, череда мелких неудач и потерь)

    Лазарус выделяет следующие признаки патологического горя:

    Человек не может говорить об умершем, при этом реакции горя нет и умер человек давно

    Переживания в схожих событиях

    Человек говорит о фатализме, судьбе, смерти

    Сохранение вещей умершего (фетишизм)

    Сходство соматических симптомов с симптомами умершего

    Подражание умершему в чем-либо

    Употребление алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, зависимость от лекарств

    Сезонные расстройства настроения при условии, что они появились только после травмы

    ОСТРАЯ РЕАКЦИЯ УТРАТЫ ИЛИ ГОРЯ

    ТИПИЧНЫЕ ЖАЛОБЫ

    Острая реакция горя является нормальной и понятной реакцией на потерю близкого человека. Пациент

    Угнетен в связи с потерей;

    Фиксирован на потере близкого человека;

    Выражены приступы слезливости;

    Могут доминировать соматические жалобы.

    Горе может переживаться как при потере близкого человека, так и при других значимых потерях (напр. работы, привычного образа жизни, при разрыве отношений). Реакция может провоцировать или усиливать другие психопатологические нарушения, может быть осложненной, отставленной или неполной, приводить к длительным проблемам с психическим и соматическим здоровьем.

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ

    Нормальное горе включает переживания, связанные с потерей, однако сопровождается симптомами, напоминающими депрессию, включая:

    Угнетенное настроение;

    Потеря прежних интересов;

    Чувство вины по отношению к умершему;

    Периоды беспокойства;

    Слезливость;

    Желание присоединиться к умершему;

    Ограничение контактов и социальной активности;

    Трудности планирования будущего;

    Нарушения сна (чаще в виде нарушения засыпания и ночные пробуждения);

    Возможны обманы восприятия, чаще в просоночном состоянии, (напр. голос умершего).

    Патологическая реакция горя включает следующие признаки:

    Чувство тоски по умершему;

    Поиск умершего;

    Постоянные мысли о потере;

    Неверие в смерть близкого;

    Отсутствие признания потери.

    ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ

    Переживание горя является психическим процессом с необходимым решением следующих задач:

    Признание реальности потери;

    Осознание потери;

    Адаптация к жизни без умершего человека;

    Необходимо рассмотреть диагноз депрессии, если.

    Реакции горя.

    Стадии горя.

    Тактика медицинского персонала с пациентами в состоянии горя.

    Смерть и умирание.

    Стадии приближения к смерти.

    Психологические особенности инкурабельных больных, изменения психики.

    Правила поведения с умирающим больным и его родственниками.

    Темы смерти, умирания и послесмертного существования предельно актуальны для каждого из живущих. Это справедливо хотя бы потому, что рано или поздно всем нам придётся покинуть этот мир и отправиться за грань земного существования.

    Элизабет Кюблер-Росс была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своём близком конце, до того, как они испустили последний вздох.

    Приближение к смерти

    Жизнь покидает земную оболочку, в которой она долгие годы пребывала, постепенно, в несколько этапов.

    I. Социальная смерть.

    Характеризуется потребностью умирающего изолироваться от общества, замкнуться в самом себе и всё дальше и дальше отдаляться от живых людей.

    II. Психическая смерть.

    Соответствует осознанию человеком очевидного конца.

    III. Мозговая смерть означает полное прекращение деятельности головного мозга и его контроля над различными функциями организма.

    IV. Физиологическая смерть соответствует угасанию последних функций организма, обеспечивавших деятельность его жизненно важных органов.

    Смерть и наступающая затем гибель клеток не означают, однако, что все процессы в организме прекращаются. На атомном уровне продолжают свой бесконечный головокружительный бег элементарные частицы, движимые энергией, которая существует с начала всех времён. «Ничто не создаётся заново и ничто не исчезает навсегда, всё только трансформируется...».

    Эмоциональные стадии горя

    Нередко в отделении находится неизлечимый пациент. Человек, узнавший, что он безнадёжно болен, что медицина бессильна и он умрёт, переживает различные

    психологические реакции, так называемые эмоциональные стадии горя. Очень важно распознать, в какой стадии находится человек на данный момент, чтобы оказать ему соответствующую помощь.

    1-ая стадия – отрицание.

    Слова: «Нет, не я!» - самая обычная и нормальная реакция человека на объявление ему смертельного диагноза. Для ряда пациентов стадия отрицания является шоковой и носит защитный характер. У них возникает конфликт между желанием узнать правду и избежать тревогу. В зависимости от того, насколько человек способен взять события под свой контроль и насколько сильную поддержку ему оказывают окружающие, он преодолевает эту стадию легче или тяжелее.

    2-ая стадия – агрессия, гнев.

    Как только пациент осознаёт реальность происходящего, его отрицание сменяется гневом.«Почему именно я?», – пациент раздражителен, требователен, его гнев часто переноситсяна семью или медицинский персонал.

    Важно, чтобы умирающий получил возможность излить свои чувства.

    3-я стадия – торга, просьба об отсрочке

    Пациент пытается совершить сделку с собой или другими, вступает в переговоры за продление своей жизни, обещая, например, быть послушным пациентом или примерным верующим.

    Перечисленные три фазы составляют период кризиса и развиваются в описанном порядке или с частыми возвращениями назад. Когда смысл заболевания полностью осознаётся, наступает стадия депрессии.

    4-я стадия – депрессия.

    Признаками депрессии являются:

    Постоянно плохое настроение;

    Потеря интереса к окружающему;

    Чувство вины и собственной неполноценности;

    Безнадёжность и отчаяние;

    Попытки самоубийства или постоянные мысли о суициде.

    Пациент замыкается в себе и часто испытывает потребность плакать при мысли о тех, кого он вынужден оставить. Он больше не задаёт вопросов.

    5-я стадия – принятие смерти .

    Эмоционально-психологическое состояние пациента на стадии принятия претерпевает принципиальные изменения. Человек подготавливает себя к смерти и принимает её как факт. Он, как правило, смиренно ждёт своего конца. На этой стадии происходит интенсивная духовная работа: покаяние, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить свою прожитую жизнь. Пациент начинает испытывать состояние покоя и умиротворения.

    Реакции горя

    Реакции горя, скорби и утраты могут вызывать следующие при­чины:

    1. потеря любимого человека;
    2. утрата объекта или положения, которые имели эмоциональ­ную значимость, например потеря ценной собственности, лише­ние работы, положения в обществе;
    3. потеря, связанная с болезнью.

    Психологические переживания, которые сопровождают поте­рю ребенка, могут быть более сильными, чем при смерти другого близкого человека, а чувство вины и беспомощности иногда бы­вает всепоглощающим.
    Проявления скорби в ряде случаев длятся всю жизнь. До 50 % супругов, переживших смерть ребенка, разводятся. Реакции горя часто встречаются у лиц пожилого и старческого возраста.
    Главной при оценке состояния человека является не столько причина реакции горя, сколько степень значимости той или иной утраты для данного субъекта (для одного гибель собаки - траге­дия, которая может стать даже причиной попытки суицида, а для другого - горе, но поправимое: «можно завести другую»). При реакции горя возможно формирование поведения, несущего в себе угрозу для здоровья и жизни, например злоупотребление алкого­лем.
    Варианты выделения различных стадий горя представлены в табл. 8.
    Помощь лицам с реакцией горя включает психотерапию, пси­хофармакотерапию, организацию групп психологической под­держки.
    Тактика поведения медперсонала с пациента­ми их в состоянии горя должна основываться на следующих ре­комендациях и замечаниях:

    Стадии горя

    Стадии по Дж. Баулби Стадии по С. Паркере
    I. Оцепенение или протест. Харак­ теризуется тяжелым недомогани­ ем, страхом и гневом. Психологи­ ческий шок может продолжаться мгновения, дни или месяцы. II. Тоска и желание вернуть поте­ рянного человека. Мир представ­ ляется пустым и не имеющим смысла, но самооценка не страдает. Пациент поглощен мыслями о по­ терянном человеке; периодически возникает физическое беспокойст­ во, плач и гнев. Такое состояние может длиться несколько месяцев или даже лет. III. Дезорганизация и отчаяние. Неугомонность и выполнение бес­ цельных действий. Усиление бес­ покойства, уход в себя, интровер- тированность и досада. Постоян­ ные воспоминания об ушедшем человеке. IV. Реорганизация. Появление но­ вых впечатлений, объектов и целей. Горе ослабевает и сменяется доро­ гими сердцу воспоминаниями I. Тревога. Состояние стресса, ха­ рактеризующееся физиологиче­ скими изменениями, например повышением артериального давле­ ния и учащением сердцебиения. Идентична I стадии по Дж. Баулби. II. Оцепенение. Неглубокие пере­ живания по поводу утраты и фак­ тическая самозащита от тяжелого стресса. III. Томление (поиск). Стремле­ ние найти потерянного человека или постоянные воспоминания о нем.Идентична II стадии по Дж. Баулби. IV. Депрессия. Ощущение безна­ дежности при мыслях о будущем. Невозможность продолжать жить дальше и отдаление от близких людей и друзей. V. Выздоровление и реорганизация. Понимание того, что жизнь про­ должается - с новыми привязан­ностями и новым смыслом
    1. следует побуждать пациента к обсуждению его пережива­ний, позволять ему просто говорить об утраченном объекте, вспо­минать положительные эмоциональные эпизоды и события про­шлого;
    2. не следует останавливать пациента, когда он начинает пла­кать;
    3. в случае если пациент потерял кого-то из близких, следует постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного(ую), и попросить их поговорить о нем (о ней) в присутствии пациента;
    4. частые и короткие встречи с пациентом предпочтительнее, чем длительные и редкие посещения;

    следует учесть возможность наличия у пациента замедлен­ной реакции горя, которая проявляется через некоторое время


    2. Психология утраты и смерти. Реакция горя. Горе – это определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой. Этот синдром может возникать сразу же после кризиса, он может быть отсроченным, может явным образом не проявляться или, наоборот, проявляться в чрезмерно подчеркнутом виде. Вместо типичного синдрома могут наблюдаться искаженные картины, каждая из которых представляет какой-нибудь особый аспект синдрома горя.

    Реакции горя, скорби и утраты могут вызывать следующие причины: 1) потеря любимого человека; 2) утрата объекта или положения, которое имели эмоциональную значимость, например потеря ценной собственности, лишение работы, положения в обществе; 3) потеря, связанная с болезнью.

    Выделяют пять патогномических признаков для горя – физическое страдание, поглощенность образом умершего, вина, враждебные реакции и утрата моделей поведения.

    Главное при оценке состояния человека является не столько причина реакции горя, сколько степень значимости той или иной утраты для данного субъекта (для одного гибель собаки – трагедия, которая может стать даже причиной попытки суицида, а для другого – горе, но поправимое: «можно завести другую»). При реакции горя возможно формирование поведения, несущего в себе угрозу для здоровья и жизни, например злоупотребление алкоголем.

    Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.

    Стадии горя:


    1. Оцепенение или протест. Характеризуется тяжелым недомоганием, страхом и гневом. Психологический шок может продолжаться мгновения, дни и месяцы.

    2. Тоска и желание вернуть потерянного человека. Мир представляется пустым и не имеющим смысла, но самооценка не страдает. Пациент поглощен мыслями о потерянном человеке; периодически возникает физическое беспокойство, плач и гнев. Такое состояние длиться несколько месяцев или даже лет.

    3. Дезорганизация и отчаяние. Неугомонность и выполнение бесцельных действий. Усиление беспокойства, уход в себя, интровертированность и досада. Постоянные воспоминания об ушедшем человеке.

    4. Реарганизация. Появление новых впечатлений, объектов и целей. Горе ослабевает и сменяется дорогими сердцу воспоминаниями.

    Тактика поведения с пациентами в состоянии горя:


    1. Следует побуждать пациента к обсуждению его переживаний, позволять ему просто говорить об утраченном объекте, вспоминать положительные эмоциональные эпизоды и события прошлого.

    2. Не следует останавливать пациента, когда он начинает плакать.

    3. В случае если пациент потерял кого-то из близких, следует постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного(ую), и попросить их поговорить о нем (о ней) в присутствии пациента.

    4. Частые и короткие встречи с пациентом предпочтительнее, чем длительные и редкие посещения.

    5. Следует учесть возможность наличия у пациента замедленной реакции горя, которая проявляется через некоторое время после смерти любимого человека и характеризуется изменениями в поведении, тревогой, лабильностью настроения и злоупотреблением психоактивными веществами. Эти реакции могут появляться в годовщину смерти (так называемая реакция годовщины).

    6. Реакция на ожидаемое горе проявляется до наступления утраты и может снизить остроту переживаний.

    7. Пациент, близкий родственник которого покончил жизнь самоубийством, может отказаться говорить о своих чувствах, опасаясь, что этот факт каким-то образом его скомпрометирует.
    3. Одиночество (сенсорная и социальная депривация). Состояние одиночества вызывается недостатком внешней стимуляции физического и социального характера.

    На основе психоаналитической концепции С.Г.Корчагин (2001) выделяет несколько видов состояния одиночества.

    Самоотчуждающее одиночество . Если в психической жизни личности преобладают процессы идентификации с другими людьми, то происходит отчуждение человека от самого себя, потеря связи с собой, утрата собственного Я, невозможность личностного обособления, почти полная утрата личностью способности к рефлексии.

    Отчуждающее одиночество . Следствием подавления процессов идентификации процессами обособления является отчуждение личности от других людей, норм и ценностей, принятых в обществе, потеря единомышленников, утрата душевно значимых связей и контактов, невозможность истинно близкого, духовного общения, единения с другим человеком. Такое одиночество часто сопровождается мучительными непреходящими чувствами обиды, вины и стыда. Процессы рефлексии при этом активизированы, но нередко сводятся к самообвинению.

    Состояние одиночества может быть абсолютным или относительным (летчики-истребители, космонавты, водители автотранспорта).

    Признаки одиночества.

    Сенсорная депривация - (от лат. sensus – чувство, ощущение и deprivation - лишение) – продолжительное, более или менее полное лишение человека зрительных, слуховых, тактильных или иных ощущений, подвижности, общения, эмоциональных переживаний.

    По другому термин «депривация» обозначает потерю чего-либо из-за недостаточного удовлетворения какой-либо важной потребности, блокирования удовлетворения основных (жизненных) потребностей в необходимой мере и в течение достаточно длительного времени. В том случае, когда речь идет о недостаточном удовлетворении основных психологических потребностей, используется в качестве равнозначных понятий «психическая депривация», «психическое голодание», «психическая недостаточность», определяющие состояние, которое является основой или внутренним психическим условием специфического поведения (депривационных последствий).

    Депривационная ситуация – это отсутствие возможности удовлетворения важных психологических потребностей. Депривационный опыт предполагает, что индивид уже ранее подвергался депривационной ситуации и что в каждую новую подобную ситуацию он будет вследствие этого вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

    Негативное значение для развития личности имеет эмоциональная депривация . К социально-психологическим последствиям депривации относится страх перед людьми, сменяющийся многочисленными непостоянными отношениями, в которых проявляется неутолимая потребность внимания и любви. Проявления чувств характеризуются бедностью и нередко явной склонностью к острым аффектам и низкой устойчивостью к стрессам.

    Доказано, что при дефиците сенсорной информации любого порядка у человека актуализируется потребность в ощущениях и сильных переживаниях, развивается, по сути, сенсорный и/или эмоциональный голод. Это приводит к активизированию процессов воображения, которое воздействуют определенным образом на образную память. В этих условиях способность человека к сохранению и воспроизведению очень ярких и детальных образов воспринятых ранее объектов или ощущений начинает реализовываться как защитный (компенсаторный) механизм. По мере увеличения времени пребывания в условиях сенсорной депривации начинают развиваться заторможенность, депрессия, апатия, которые на короткое время сменяются эйфорией, раздражительностью. Отмечаются также нарушения памяти, ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические и трансовые состояния, галлюцинации разнообразных форм. Чем жестче условия сенсорной депривации, тем быстрее нарушаются процессы мышления, что проявляется в невозможности на чем-либо сосредоточится, последовательно обдумать проблемы.

    Экспериментальные данные показали также, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. При длительной сенсорной депривации возможны органические изменения или появление условий для их возникновения. Недостаточная стимуляция мозга может привести, даже косвенно, к дегенеративным изменениям в нервных клетках.

    Показано, что в условиях депривации будет происходить растормаживание коры, которое обычно может появляться в виде галлюцинаций (не соответствующих действительности, но воспринимаемых сознанием), причем в любом виде: тактильные ощущения (ползанье мурашек, теплые потоки и т.п.), зрительные (световые вспышки, лица, люди и т.п.), звуковые (шумы, музыка, голоса) и проч. Однако «созерцание» определенного образа, обеспечиваемое соответствующими ему доминантами в коре головного мозга могут вызывать латеральное торможение коры. Таким образом, имеются две противоположно направленные тенденции – к растормаживанию коры и к затормаживанию.

    Социальная депривация . Это явление обусловлено отсутствием возможности общения с другими людьми либо возможностью общения лишь со строго ограниченным контингентом. В этом случае человек не может получать привычную социально значимую информацию и реализовывать чувственно-эмоциональные контакты с окружающими. Обособленный от общества человек может структурировать время двумя способами: с помощью деятельности или фантазии. Общение с самим собой и в качестве специфического механизма реального управления собственной личностью, и в качестве фантазии (общение «в памяти» или же «грезы на заданную тему») представляет собой способ наполнения времени деятельностью. Различными способами наполнения времени является игровая деятельность, и особенно творчество.

    В современной отечественной психологии одиночество относится к одному из видов «трудных» состояний. Вместе с тем существует и субъективно позитивный вид состояния одиночества – уединенность, представляющий собой вариант нормального переживания одиночества, который личностно обусловлен оптимальным соотношением результатов процессов идентификации и обособления. Это динамическое равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности к воздействиям социума. Уединенность способствует росту самосознания, активирует процессы рефлексии и самопознания, является одним из путей самоактуализации и самоопределения человека в мире. Как своеобразная форма «социального голода», по аналогии с дозированным физиологическим голоданием, одиночество может быть полезно и даже необходимо человеку как средство психологического восстановления своей «самости» и самосовершенствования.

    4. Умирание и смерть (стадии реакции пациента: отрицание, озлобление, сделка, депрессия, принятие). Танатология – отрасль медицинской науки, занимающаяся всем комплексом проблем, вязанных со смертью.

    В прошлом человек с детства сталкивался со смертью родственников и близких, однако в настоящее время это происходит все реже. В связи с более частым умиранием в больницах смерть институционализируется. До шести лет ребенок имеет представление об обратимости смерти. Полное понимание ее неотвратимости наступает в пубертатном периоде. Религиозные представления о загробной жизни сейчас встречаются чрезвычайно редко. Культ страдания, выраженный в обрядах и молитвах («Помни о смерти!»), превращал мысли о смерти, болезни и страданиях в составную часть психической оснащенности человека. Религиозные институты могли предоставить людям психологическое облегчение, формируя у них определенные «психические антитела» против страха перед болезнями и смертью. Поэтому религиозный человек чаще (но не всегда) умирает спокойно, легко.

    Современный здоровый или временно больной человек преодолевает мысли о смерти благодаря механизмам психологической защиты личности, существующим в виде подавления и вытеснения. С проблемой умирания и смерти медицинский работник может встретиться при контакте с очень тяжело и длительно страдающими больными. При этом медицинский персонал обязан обеспечить больному право на достойное умирание.

    Элизабет Кюблер Росс, по специальности детский врач-психиатр, работавшая на факультете психопатологии Университета Чикаго, изучала проблему смерти и умирания у современного неверующего человека. Она создала свою научную школу и вместе со своими учениками занималась изучением этой проблемы. Элизабет Кюблер Росс констатировала, то психическое состояние, заболевшего смертельным недугом, нестабильно и проходит пять стадий, которые могут наблюдаться в различной последовательности (Э. Кюблер-Росс, 1969).

    Первая стадия – стадия отрицания и неприятия трагического факта. Выражается неверием в реальную опасность, убежденностью, что произошла ошибка, поиском доказательств того, что существует выход из непереносимой ситуации, проявляется растерянностью, ступором, чувством взрыва, оглушения («Только не я», «Не может быть», «Это не рак»).

    Вторая стадия – стадия протеста . Когда первое потрясение проходит, многократные исследования подтверждают наличие фатального заболевания, возникает чувство протеста и возмущения. «Почему именно я?», «Почему другие будут жить, а я должен умереть?» и т.п. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, эта стадия неизбежна, она очень трудна для больного и его родственников. В этот период больной часто обращается к врачу с вопросом о времени, которое ему осталось прожить. Как правило, у него прогрессируют симптомы реактивной депрессии, возможны суицидальные мысли и действия. На этом этапе пациенту необходима помощь квалифицированного психолога, владеющего логотерапией, очень важна помощь членов семьи. Возникшее озлобление определяется признанием опасности и поиском виновных, стенаниями, раздражением, стремлением наказать всех вокруг. Одним из проявлений этой фазы у больных СПИДом бывают попытки заразить кого-либо из окружающих.

    Третья стадия – просьба об отсрочке (сделка) . В этот период происходит принятие истины и того, что происходит, но «не сейчас, еще немного». Многие, даже ранее не верующие пациенты, обращаются со своими мыслями и просьбами к Богу. Приходят начатки веры. Попытка договориться со смертью выражается в поиске путей оттягивания конца, активном лечении. Больные могут пытаться договориться с врачами, друзьями или с Богом и в обмен на выздоровление обещают выполнять что-либо, например, давать милостыню, регулярно ходить в церковь.

    Первые три стадии составляют период кризиса.

    Четвертая стадия – реактивная депрессия , которая, как правило, сочетается с чувством вины и обиды, жалости и горя. Больной понимает, что он умирает. В этот период он скорбит о своих дурных поступках, о причиненном другим огорчениях и зле. Но он уже готов принять смерть, он спокоен, он покончил с земными заботами и углубился в себя.

    Пятая стадия – принятие собственной смерти (примирение) . Человек обретает мир и спокойствие. С принятием мысли о близкой смерти больной теряет интерес к окружающему, он внутренне сосредоточен и поглощен своими мыслями, готовясь к неизбежному. Эта стадия указывает на состоявшуюся перестройку в сознании, переоценку физических и материальных истин ради духовных потребностей. Осознание того, что смерть неизбежна и неотвратима для всех. Способы психокоррекции зависят от фазы переживаний и особенностей личности пациента, но все они направлены на более быстрое и безболезненное достижение этапа примирения.

    5. Правила поведения с умирающим больным . В особом подходе, требующем от врача, психолога решения весьма непростых психологических задач, нуждаются больные с неизлечимыми заболеваниями.

    1. Врач, зная, что перспективы у больного весьма печальны, должен внушить ему надежду на выздоровление или хотя бы на частичное улучшение состояния. Не следует занимать жесткую позицию, например: «в таких случаях я всегда информирую пациента». Пусть особенности личности больного будут определять ваше поведение в этой ситуации. Определите, что пациенту уже известно о прогнозе его заболевания. Не лишайте больного надежды и не переубеждайте его, в случае если отрицание является у него основным механизмом защиты, до тех пор, пока он может получать и принимать необходимую помощь. Если пациент отказывается принять ее в результате отрицания своей болезни, в мягкой форме и постепенно дайте ему понять, что помощь необходима и будет ему оказана. Убедите больного, что забота о нем будет проявлена вне зависимости от его поведения.

    2. Следует некоторое время побыть с пациентом после сообщения ему информации о состоянии или диагнозе, после которого он может испытать сильный психологический шок. Побудите его задавать вопросы и давать правдивые ответы.

    3. Желательно по возможности вернуться к пациенту через несколько часов после получения им информации о своей болезни, с тем, чтобы проверить его состояние. Если у пациента возникает сильная тревога, то ему следует получить адекватную психологическую и психофармакологическую поддержку, консультацию специалиста. В дальнейшем общение с умирающим больным, практически лишенное смысла с профессиональной точки зрения, не должно прерываться, выполняя функцию психологической поддержки больного. Иногда медицинские работники, зная, что пациент обречен, начинают избегать его, перестают расспрашивать о его состоянии, следить за тем, чтобы он принимал лекарства, выполнял гигиенические процедуры. Умирающий человек оказывается в одиночестве. Общаясь с умирающим больным, важно, не нарушая привычного ритуала, продолжать выполнение назначений, спрашивать больного о самочувствии, отмечая каждые, пусть самые незначительные, признаки улучшения состояния, выслушивать жалобы пациента, стараться облегчить его «уход», не оставляя один на один со смертью. Следует предупреждать и пресекать страх одиночества: пациента нельзя подолгу оставлять одного, внимательно исполнять даже мельчайше его просьбы, выказывать сочувствие и убеждать его, что своих страхов нечего стыдиться; «загонять их вовнутрь» ни к чему, лучше перед кем-то выговориться.

    4. Необходимо дать советы членам семьи пациента, касающиеся его заболевания. Порекомендуйте им чаще общаться с больным и позволять ему рассказывать о своих страхах и переживаниях. Членам семьи не только придется пережить потерю близкого человека, но и столкнуться с осознанием мысли о собственной смерти, что может вызвать тревогу. Также родственников и других близких больного следует убеждать оставить чувство вины (если оно неадекватно), дать почувствовать пациенту его ценность для семьи и друзей, сопереживать ему, принять его прощения, обеспечить выполнение последних желаний, принять «последнее прости».

    5. Следует облегчить боль и страдания пациента. Психотерапевтические уверения о необходимости терпения должны иметь пределы, а бояться, что больной может стать наркоманом, - жестоко и бессмысленно.

    6. При умирании больного необходимо создать условия, учитывающие интересы окружающих пациентов, которые очень чувствительны к проявлениям профессиональной деформации со стороны персонала. Например, во время смерти соседки по палате больные просили медицинскую сестру как-нибудь облегчить страдания умирающей, у которой наблюдалось предсмертное диспноэ, на что та ответила: «В этом нет необходимости, она все равно умрет».

    
    Top