Маршал авиации кутахов. Павел кутахов

Родился 16 августа 1914 года в семье бедного крестьянина в селе Малокирсановка Ростовской области. В семье было четверо сыновей и дочь. В начале 1919 года отец умер от тифа.

В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел поехал учиться в село Фёдоровку в 18 километрах от Малокирсановки.

В 1933 году переехал в Таганрог, поселился на Аптекарской улице. Некоторое время учился в средней школе у Нового рынка (ныне средняя школа № 9, в школе создан музей Кутахова).

Затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 году после окончания ФЗУ был направлен на авиационный завод № 31 имени Димитрова.

Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. В августе 1935 года по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Сделал несколько вылетов во время вторжения в Польшу.

Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернувшись в расположение советских войск.

Великая Отечественная война

На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахова был командиром звена истребителей, дислоцированного в районе Выборга. Здесь он открыл свой счет побед, сбив немецкий самолет. Позднее был переведен на Карельский фронт, где сначала был заместителем командира, затем - командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги.

Сопровождать караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Газета «Боевая вахта» в мае 1943 года писала:

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 28 самолетов лично и 14 с напарниками. Был удостоен многих наград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году майор Кутахов командовал гвардейским полком. В его полку было десять Героев Советского Союза.

В 1944 году король Георг VI наградил гвардии майора Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

После войны подполковник Кутахов еще несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. Закончил их с отличием в 1949 году и получил назначение в группу советских войск в Германии. Занимал должность командира авиационной дивизии.

Потом был переведен в Прибалтику, где осваивал сверхзвуковые истребители. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР».

В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации.

Кутахов был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, с 1961 года избирался делегатом на все партийные съезды. С 1971 года - член ЦК КПСС.

Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему в второй раз присвоено звание Героя Советского Союза. Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память

  • Его имя носил Армавирское ВВАУЛ (Армавирский ВАИ) до переформирования и вхождения в состав Краснодарского ВАИ.
  • В родном селе Малокирсановка установлен бронзовый бюст П. С. Кутахова.
  • В селе Малокирсановка существует музей, посвященный жизни и деятельности П. С. Кутахова.

Государственные награды

  • 4 ордена Ленина;
  • Орден Октябрьской Революции;
  • Орден Кутузова 1 степени;
  • 5 орденов Красного Знамени;
  • Орден Александра Невского;
  • Орден Отечественной войны 1 степени;
  • 2 ордена Красной Звезды;
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени;
  • Кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств.

Семья

Сын Владимир Павлович Кутахов - генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, доктор технических наук, профессор.

Родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка, Курганского района Ростовской области, в семье крестьянина. В 1918 г. Умер отец, семья испытывала суровую нужду. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества в Таганроге и Рабфак при Ленинградском индустриальном институте. Работал слесарем на авиазаводе. С 1935 г. в Красной Армии, закончил в 1938 г. Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в одном из полков Ленинградского военного округа. Участник похода в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 г. и Советско-финской войны 1939 - 1940 гг., где совершил 31 боевой вылет.

Кем был

В начале войны лейтенант Кутахов в действующей армии, воевал в Карелии в составе 145-го (19-го гвардейского) иап, затем (с сентября 1944 г.) командир 20-го гвардейского иап. За мужество и героизм в борьбе с врагом 1 мая 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза. После войны подполковник Кутахов оставался на службе в ВВС. В 1948 г. он поступает на курсы усовершенствования командного состава в Липецке, а после их окончания получает назначение на должность заместителя командира дивизии в Группу советских войск в Германии. Спустя некоторое время Павел Кутахов становится командиром авиационного корпуса. В 1957 г. окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего воздушной армией Прибалтийского военного округа в Риге. В августе 1961 г. П.С. Кутахов - командующий воздушной армией Одесского военного округа. С 1967 г. на должности первого заместителя главкома, с 1969 - главком ВВС, заместитель министра обороны СССР. Главный маршал авиации (1972), Заслуженный военный лётчик СССР. 15 августа 1984 г. за большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной техникой ВВС страны и в связи с 70-летием со дня рождения, удостоен второй медали «Золотая Звезда».


Чем знаменит

Одним из первых в ВВС КА облетал импортный истребитель «Аэрокобра» и 15 мая 1942 г. одержал на нем первую победу. Манера боя Павла Кутахова заключалась в выполнении неожиданных для врага маневров, стремлении внести замешательство в его ряды, во что бы то ни стало не допустить прицельного бомбометания по прикрываемым объектам. На посту главкома ВВС уделял большое внимание принятию на вооружение новых образцов военной техники, которые стремился облетывать лично. Дал «путевку в небо» самолетам Ту-22, Ту-95МС, Су-24, Су-25, МиГ-25, Як-38 и многим другим. В период усиленного развертывания ракетных войск, П.А. Кутахов выступал против необоснованного сокращения советских ВВС, направлял силы, знания и опыт на укрепление воздушной армии. Большое внимание уделял повышению эффективности инженерно-авиационной службы.

Места сражений

В годы войны сражался в Карелии, прикрывал порт Мурманска, базу Северного флота, Кировскую железную дорогу, Беломорско-Балтийский канал.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

В упорном бою 21 июня 1943 г. сбил у станции Белое море одного из наиболее результативных немецких асов на Севере, командира вражеской авиагруппы.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза был награжден четырьмя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны 1 степени, Александра Невского, Кутузова 1 степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, а также иностранными орденами.

16.8.1914 - 3.12.1984

Кутахов Павел Степанович - командир авиаэскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии майор; Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны, Главный маршал авиации.

Родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка сегодня Матвеево-Курганского района Ростовской области. Русский. В 1930 г. окончил 7 классов школы. С 1930 г. жил в городе Таганрог Ростовской области. В 1933 г. окончил школу ФЗУ трамвайщиков. Работал слесарем на авиационном заводе в Таганроге. В 1935 г. окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии с августа 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в должности командира звена 7-го истребительного авиационного полка; совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. В одном из воздушных боёв был сбит, спасся на парашюте.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 г. - мае 1944 г. - заместитель командира и командир авиаэскадрильи 145-го (с апреля 1942 г. - 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка, в мае1944 г. - январе 1945 г. - командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка. К февралю 1943 г. совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание героя советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1026).

Во время войны сражался на Ленинградском и Карельском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев, Петсамо-Киркенесской операции. Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэроркобра», в 79 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 28 самолётов противника.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Заполярье). В 1949 г. окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал дивизией (в Группе советских войск в Германии), корпусом (в Прибалтийском военном округе). В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1957-1959 гг. - заместитель командующего по боевой подготовке, в 1959-1961 гг. - первый заместитель командующего 30-й воздушной армией (Прибалтийский военный округ). В 1961-1967 гг. командовал 48-й воздушной армией (Одесский военный округ). В 1967-1969 гг. - первый заместитель Главкома ВВС. С марта 1969 г. - Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны.

За время его руководства Военно-Воздушные силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. По настоянию П.С. Кутахова были вновь (после «хрущёвского» сокращения) сформированы и вооружены современной техникой сотни авиационных полков. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.

За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой ВВС и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 г. Главный маршал авиации Кутахов Павел Степанович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» (№123/II).

Главный маршал авиации (1972 г.), заслуженный военный лётчик СССР (1966 г.), лауреат Ленинской премии (1983 г.). Награждён 4 орденами Ленина (1.05.1943 г., 15.08.1974 г., 21.02.1978 г., 15.08.1984 г.), орденом Октябрьской Революции (4.05.1972 г.), 5 орденами Красного Знамени (1.05.1942 г., 13.07.1942 г., 22.02.1955 г., 30.12.1956 г., 22.02.1968 г.), орденами Кутузова 1-й степени (4.11.1981 г.), Александра Невского (5.11.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943 г.), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950, 29.04.1954), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалями, орденом Британской империи 4-го класса (1944 г.) и другими иностранными наградами. Член Центрального Комитета КПСС с 1971 г. Депутат Верховного Совета СССР с 1970 г.

Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названа улица в селе Малокирсановка, а также гимназия в Люберцах.

Начальник НИИ ВВС генерал-полковник авиации Леонид Агурин, заместитель главкома ВВС по вооружению генерал-полковник авиации Николай Шишков и главком ВВС Главный маршал авиации Павел Кутахов. Ахтубинск, 1984 год.

16 августа 1914 года (3 августа по старому стилю) родился Павел Степанович Кутахов - дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации, Главнокомандующий Военно-воздушных сил СССР с марта 1969-го по декабрь 1984 года.

О подвигах летчика-истребителя Кутахова, совершенных им в годы советско-финской и Великой Отечественной войны написано много книг и статей. Меньше – о службе после войны и совсем мало – о 15-летнем периоде его жизни, когда он возглавлял ВВС СССР.

У маленьких людей – маленькие идеи. У великих – великие. Его идеей было создание самой передовой в мире, самой современной, сбалансированной по роду сил авиации для защиты Отечества, чтобы «советские соколы», как он неизменно называл своих подчиненных, летали выше всех, дальше всех, быстрее всех. Он вырастил не одно поколение военных летчиков. Свои служебные телеграммы Павел Степанович подписывал: «Верю. Надеюсь. Кутахов». Нам осталась его вера и надежда. Ими живет сегодня авиация страны.

В 1967 году в Советском Союзе широко и торжественно прошло празднование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Через несколько месяцев отметили и юбилей Вооруженные силы СССР. В Кремлевском дворце съездов прошло торжественное собрание высшего руководящего состава Вооруженных сил, на котором присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. С докладом выступил министр обороны СССР Маршал Советского Союза Андрей Антонович Гречко.

Это было первое масштабное мероприятие и публичное выступление нового министра обороны. В 1967 году Брежнев назначил Гречко министром обороны СССР.

В том же году Андрей Антонович начал, как сейчас сказали бы, собирать свою команду.

Кутахова он знал по совместной службе в ГДР. Гречко был Главнокомандующим Группой советских войск в Германии. Кутахов – командовал авиакорпусом. Именно тогда у Андрея Антоновича сложилась хорошее впечатление о Кутахове как об опытном военном руководителе и грамотном специалисте.

Участнику Гражданской войны, главкому ВВС, Главному маршалу авиации Константину Вершинину шел уже 67-й год. Вершинин часто жаловался на здоровье. Пора было подумать о его замене. Гречко остановил свой выбор на Кутахове. Так, незадолго до празднования 50-летия Вооруженных сил у главкома ВВС Главного маршала авиации Вершинина появилось сразу два первых заместителя: маршал авиации Сергей Руденко и генерал-полковник авиации Павел Кутахов. В августе того же года однокурсник Кутахова по академии Генерального штаба генерал-полковник авиации Иван Пстыго стал заместителем главкома ВВС по боевой подготовке.

22 февраля 1968 года в газетах опубликовали указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Кутахову звания маршала авиации. Всем стало очевидно, что он заменит Вершинина на посту Главнокомандующего. В начале марта на Политбюро ЦК КПСС было принято решение освободить Вершинина от должности и назначить на нее Кутахова. В Министерстве обороны ждали возвращения Гречко из Пакистана, чтобы он подписал приказ о назначении нового главкома. 10 марта Гречко подписал приказ об освобождении Вершинина от обязанностей Главнокомандующего ВВС и назначении на эту должность Кутахова.

В субботу 15 марта в конференц-зале Главного штаба Вершинин собрал руководящий состав ВВС. Были здесь заместители главкома, начальники управлений и служб, всего – несколько сот человек. Вершинин представил членам военного совета нового главкома – Кутахова. Вообще-то главкома, который является еще и заместителем министра обороны, должен представлять министр обороны. Но в этот раз почему-то церемония прошла в тесном «семейном» кругу. Огласив приказ министра обороны о назначении Кутахова, Вершинин не поскупился на добрые слова в адрес преемника, упомянув о том, как в течение года готовил его к роли главкома.

Наверное, далеко не всем пришлась по душе смена главкома. Кто-то считал себя явно обойденным. Кто-то сам претендовал на эту должность. «Обиженные» воспринимали речь Вершинина так, словно он ставит задачи Кутахову и учит его, как их выполнять. Особенно слова Вершинина о том, что беседовать с подчиненными надо в спокойном тоне, без нажима. Ну, это точно – урок для Кутахова, подумали некоторые из генералов. Они уже были наслышаны о крутом нраве нового главкома. Поговаривали, что за ним еще с войны сохранился грешок: в порыве гнева хватал оппонента за грудки и популярно с помощью какой-то матери и увесистого кулака объяснял, как надо родине служить.

Впрочем, сохранились и другие воспоминания. Командующий 73-й воздушной армией, а позднее – заместитель начальника Главного штаба ВВС генерал-полковник Петр Белоножко рассказывал: «Это был исключительно доступный человек. Часто советовался с командирами дивизий, командующими армиями. Много раз прилетал на учения. Давал всегда добрые советы, учил. К нему можно было прийти по любому вопросу, в любое время. Мы, командующие, его очень уважали…» Сколько людей – столько мнений.

17 марта 1969 года был первым рабочим днем нового главкома ВВС маршала авиации Кутахова. Рано утром он открыл дверь своего огромного кабинета в здании на Большой Пироговской. Еще вчера настроение было по-праздничному приподнятым. А сегодня тяжелый груз новых забот навалился с такой силой, что показалось, его одному не поднять. Но в том-то и дело, что он теперь один отвечал за все Военно-воздушные силы перед Политбюро и аппаратом ЦК партии, перед Совмином, перед министром обороны. И надо учитывать мнения чиновников, и выполнять требования министра. А главное – не стать флюгером чужих идей.

И сразу выяснилось, что первая головная боль – это космос. В Политбюро требовали опередить США в лунной программе. Много претензий было к нашим конструкторам. От них зависело, когда полетит наш космонавт на Луну. Министра обороны больше беспокоило использование космоса в военных целях. А за это уже отвечает главком ВВС. У нас работали над созданием шести (!) типов космических летательных аппаратов: «Союз», Л-1, Л-3, «Алмаз», комплекс военного использования «Союз-ВИ» (7К-С) и «Спираль»! А ведь еще были проблемы с комплексами Н-1 и Н-3! Надо было поддерживать баланс интересов.

ЛАЗЕРНЫЙ ЛУЧ

По традиции новому главкому предстояло встретиться со всеми генеральными конструкторами на расширенном заседании коллегии Министерства авиационной промышленности (МАП) СССР. Это была встреча-знакомство, или встреча-доклад генеральных конструкторов новому главкому обо всех новинках и проектах, над которыми трудилось их конструкторские бюро.

Министр авиационной промышленности Петр Дементьев тщательно готовил коллегию. Накануне заседания он пригласил к себе будущих участников встречи и провел с ними своеобразный тренинг.

Обо всем этом Павел Степанович знал и тоже готовился к коллегии. Для него встреча с генеральными конструкторами и учеными была важной и представляла особый интерес. Он внимательно следил за всеми новинками в авиастроении у нас и за рубежом. Особенно интересовал его зарубежный опыт. На его рабочем столе часто оказывались военно-технические обзоры, справки-доклады из управления разведки, различные графики, схемы, планы, другие документы. Он засиживался над ними до позднего вечера, как это бывало прежде во время учебы в Академии Генштаба.

В открытой печати и в разведсводках сообщали о новых разработках в области лазерных технологий. Особенно заинтересовало донесение о том, что американцы создали авиабомбу, которая наводится на цель по лазерному лучу.

В то время впервые широко начали публиковать материалы об изобретении когерентного излучения. Кутахов удивился: как же так, у американцев уже есть лазерная бомба, а у нас словно бы игнорируют тему лазерного оружия. Не может быть, чтобы конструкторы до сих пор ничего не придумали. Но заместители главкома не смогли дать своему новому руководителю исчерпывающую информацию по этому вопросу.

Кутахов набрал по «кремлевке» номер Дементьева:

– Петр Васильевич, завтра на коллегии будет кто-нибудь из тех ученых и конструкторов, которые ведут исследования в области лазерного оружия? Если можно, пригласите их, пожалуйста, мне бы очень хотелось узнать, над чем они сейчас работают.

На следующий день с утра в зале заседаний коллегии МАП начали собираться приглашенные конструкторы, ученые, члены коллегии. Помощники развешивали на специальных кронштейнах вдоль стен огромные схемы, рисунки, чертежи, графики. Каждый генеральный конструктор в наглядном виде хотел показать свои новые самолеты, вертолеты и их модификации, которые только еще разрабатывались или уже проходили испытания.

Высокая фигура вошедшего в зал маршала невольно привлекла внимание сидящих. Словно ветерок прошелся по еще не заполненным рядам кресел: новый главком приехал.

Маршал на секунду остановился, потом направился вдоль стен, увешанных плакатами. Останавливался у каждого, подолгу рассматривал, о чем-то думал, потом, не торопясь, переходил к следующему. Вот он остановился у небольшого, всего в половину ватманского листа, плаката с заголовком: «Оружие с лазерным подсветом».

На схематичном рисунке был изображен пилот, сидящий в кабине самолета. Человек неким прожектором подсвечивал цель, на которую шла ракета. В общем довольно примитивный рисунок – на более художественный шедевр у чертежника, наверное, не хватило времени. Но когда началось заседание коллегии, вопросы Кутахова касались в основном темы этого рисунка.

Пояснения давали Главный конструктор авиационных прицелов Давид Хорол из ЦКБ «Геофизика» и недавно назначенный генеральный директор ГосНИИАС Евгений Федосов – авторы отчета о перспективах использования когерентного излучения в авиационных прицелах.

Кутахов, не будучи инженером, интуитивно чувствовал перспективность предлагаемых решений. На фоне совершенно реальных систем, которые уже находились на испытаниях, он увидел в голой идее важную суть и сразу за нее ухватился.

После ученых и конструкторов выступал Павел Кутахов. Говорил в основном о необходимости разрабатывать лазерные системы наведения оружия. На этой коллегии он провозгласил лозунг: «Каждая ракета, каждая бомба – в цель!» В итоге коллегия рекомендовала выпустить постановление Военно-промышленной комиссии при Совмине СССР о создании лазерного оружия. Конечно, более весомым было бы постановление ЦК КПСС и Совмина СССР, но на его подготовку и согласование ушло бы больше времени. А кроме того, задача решалась в рамках одного министерства, поэтому посчитали целесообразным не разводить лишней канцелярщины. Кроме того, на коллегии присутствовал первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Совете министров СССР Николай Строев, который вел авиацию.

Вскоре постановление ВПК легло на стол Строева. Казалось бы, механизм запущен и теперь остается только ждать результата. Но Кутахову, только что вступившему в должность главкома, казалось, что если он что-то упустит в работе, то без него это уже никто не сделает. Наверное, так оно и было, особенно если учесть склонность наших чиновников к бюрократическим проволочкам.

Строев вначале решил «привязать» ракету с лазерной головкой самонаведения к строившемуся Су-24. Однако против этого резко возразил главный конструктор системы управления вооружением «Пума», стоявшей на Су-24, Зазорин. У него уже была единственная в то время фронтовая ракета Х-23 с радиокомандным наведением.

Опытный аппаратный работник, Строев принял соломоново решение: до тех пор, пока конструкторы и военные окончательно не разберутся, что им надо, попридержать постановление ВПК в своем аппарате. Так оно оказалось у генерал-майора Бориса Ворожцова, прошедшего хорошую школу спецкомитета Совета синистров… После совещания он положил постановление, что называется, под сукно.

Кутахову, быть может, не хватало знаний, которые дает высшее военно-инженерное училище, но зато он был летчиком от бога. Именно как летчик он понимал, что точность наведения ракеты на цель, конечно, играет большую роль, но в скоротечном воздушном бою не менее важно применение ракетного оружия по принципу «пустил и забыл». При командном наведении нельзя произвести залп, поскольку оператор «привязан» к ракете, пока она не дойдет до цели. А при наведении по лазерному лучу важен только момент схода ракеты с пилона, когда головка ее схватывает цель.

Вот почему главком с нетерпением ждал начала конструкторских работ. Через некоторое время он позвонил Федосову:

– Как дела с созданием лазерных систем?

Федосов ответил, что реализация постановления по каким-то не зависящим ни от него, ни от Хорола причинам задерживается.

«Его реакция, – вспоминает Евгений Федосов, – была мгновенной. Он, с присущим ему напором и верой в правое дело, добился у председателя ВПК Леонида Смирнова вынести этот вопрос на заседание Комиссии, где Хоролу и мне снова предложили выступить, теперь уже с анализом того, что выполнено по ранее принятому решению».

Кутахова поддержал министр оборонной промышленности Сергей Зверев. После этого началось создание систем лазерного подсвета «Прожектор», лазерно-телевизионных систем «Кайра», лазерной прицельной системы «Клен» и систем оружия с лазерными и телевизионными головками наведения.

ВРЕМЯ ВЫБИРАЕТ В ГЕРОИ

Приход к власти Леонида Ильича Брежнева, Алексея Николаевича Косыгина и Николая Викторовича Подгорного создал благоприятные политические условия для возрождения авиации. Брежнев хорошо ориентировался в военно-промышленной политике, поскольку в свое время работал секретарем ЦК «по оборонке». Косыгин обладал феноменальной памятью. Он знал чуть ли не все заводы, которые были в СССР. Его богатый опыт работы в должности заместителя председателя Совета по эвакуации в 1941–1942 годах, министра финансов СССР в 1948 году, первого заместителя Госэкономкомиссии в 1959–1960 годах позволил ему стать, пожалуй, самым эрудированным и компетентным председателем Совета министров СССР за всю историю Советского Союза.

Научно-технический прогресс создал условия для прорыва в развитии всех видов вооружений и военной техники, в том числе авиационной и космической.

Наконец, международная обстановка стимулировала развитие Военно-воздушных сил страны. Мы проводили политику поддержки арабского Ближнего Востока. Его противника – Израиль – вооружали Соединенные Штаты Америки, которые с учетом опыта вьетнамской войны развивали фронтовую, или как ее называют на Западе, тактическую авиацию. Ближневосточные конфликты того времени показали, что именно тактические системы вооружения окажутся наиболее востребованными во второй половине ХХ века.

Самолеты МиГ-21, которые во Вьетнаме показывали себя относительно неплохо, в арабо-израильских конфликтах оказались слабоваты в борьбе с «Фантомами». Оборонный отдел ЦК партии и Военно-промышленная комиссия поставили перед авиационной промышленностью задачу ликвидировать отставание в развитии фронтовой авиации.

Назначение Кутахова главкомом ВВС совпало по времени с началом новой эпохи в истории страны. В военном строительстве перешли к сбалансированному развитию всех видов Вооруженных сил и родов войск. Волею судьбы маршал авиации Кутахов оказался в центре главных событий авиационной и космической жизни.

Официально рабочий день в здании Главного штаба ВВС на Большой Пироговской улице в Москве начинался в девять часов. Павел Кутахов приезжал примерно на час раньше. С 8.00 он принимал по телефону доклады командующих армиями о событиях прошедших суток. В 8.20 в огромном кабинете главкома начинался ежедневный утренний доклад маршалов и генералов. Каждый день здесь встречались, в общем-то, одни и те же люди: заместители главкома, начальник Главного штаба, начальник центрального командного пункта ВВС, начальник оперативного управления генерал-лейтенант Александр Евгеньевич Поздняков. Последний прослужил в Главном штабе ВВС бок о бок с Кутаховым почти все время, пока Павел Степанович возглавлял Военно-воздушные силы. Без его участия не рождался ни один документ.

Утренний доклад длился недолго. После него все расходились по своим служебным местам. Павел Степанович выходил в приемную, бросал на ходу адъютанту: «Я – в промышленность», – садился в машину и уезжал. Это значит, что раньше обеда в главкомате он не появится.

ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ…

В эти дни в Министерстве авиационной промышленности шли совещания за совещанием, на которых обсуждали вопросы создания и доводки самолетов Су-17, Су-24, МиГ-23 и МиГ-25.

В очередном арабо-израильском конфликте выявилась наша ошибка в сокращении работ по созданию самолетов фронтовой авиации. Наши самолеты МиГ-21 и Су-7Б не обеспечивали должного противодействия самолетам «Мираж IIIЕ» и «Фантом». По решению правительства срочно проводились работы по модернизации МиГ-21, Су-7Б и ускорялись работы по созданию фронтового истребителя МиГ-23.

Кутахов разрывался между министерствами, конструкторскими бюро, институтами, заводами. Везде надо было успеть, во всем разобраться, вплоть до каждого винтика. Первые его шаги на этом поприще показались некоторым конструкторам неординарными и вызвали неоднозначную оценку. Каждую встречу с учеными, конструкторами и производителями авиатехники, вспоминает генеральный директор ГосНИИАС Евгений Федосов, главком начинал примерно так:

– Мы, советские соколы, должны быть вооружены лучшим оружием в мире, а вы тут…

И далее следовала политбеседа на тему о том, что родина требует от своих «соколов» летать быстрее всех, выше всех, дальше всех, но есть люди, которые сидят в своих креслах и сдерживают прогресс в авиации и так далее. За это в среде конструкторов Кутахова в шутку прозвали «Комэском».

В отличие от МиГ-21 истребитель МиГ-23 шел очень трудно. Было много технических проблем по конструкции планера и двигателя. «Трещали» крылья, испытания срывались.

Из-за неуступчивости Кутахова генеральный конструктор МиГ-23 Ростислав Беляков имел к нему претензии. Но Кутахов уже обладал непререкаемым авторитетом, к его мнению невозможно было не прислушаться. А кроме того, все хорошо знали крутой нрав нового главкома и невозможность давить на него. К нему требовался особый «тонкий» подход.

Перед очередным заседанием коллегии МАП в кабинете Дементьева собрались генеральный конструктор МиГ-23 Ростислав Беляков и генеральный директор ГосНИИАС Евгений Федосов. Дементьев попросил Белякова:

– Ты, когда будешь выступать, похвали Кутахова.

– Да ну, Петр Васильевич, что я буду расхваливать Кутахова? Не рано ли?

Дементьев выдержал паузу, потом посмотрел на него:

– А тебе что, жалко, что ли?..

Строили самолет на авиационном заводе в Москве, который расположен напротив стадиона «Динамо». Предприятие возглавлял авторитетный в авиационных кругах директор дважды Герой Социалистического Труда Павел Воронин. Он спешили сделать самолет. На заводе приступили к его сборке, не дожидаясь окончания испытаний. И это не случайно. Руководители всех уровней, начиная с министра и заканчивая директором завода, находились под прессингом Политбюро и оборонного отдела ЦК КПСС. А высшее политическое руководство страны, в свою очередь, торопилось поставить новый самолет в Египет, который готовился к очередной войне с Израилем, и таким образом поддержать авторитет Советского Союза в глазах руководителей арабских стран.

Кутахов неоднократно сам приезжал на завод, встречался с руководством, посылал на переговоры начальника НИИ ВВС Ивана Гайдаенко.

Директор завода бил по самому больному месту:

– Смотрите, какой у меня уже сделан задел. Несколько самолетов уже готовы, еще столько же – на сборке в цехе. Давайте заключение!

Кутахов упорно стоял на своем: крыло не соответствует маневренной характеристике.

А что такое заменить крыло? Требуется полностью менять всю конструкцию!

Начиналась «агитация за Советскую власть»:

– Вы лишаете рабочих зарплаты. Вы понимаете это? Вам безразличны интересы рабочего класса? Может быть, и советская власть вам мешает?

Но главком был не из робкого десятка. Подобного рода доводы на него не действовали. Кутахов был настоящим патриотом и очень эмоциональным человеком, для которого не было ничего выше интересов родины, мощи Военно-воздушных сил. Он не знал преград на пути к поставленной цели. А цель была – довести МиГ-23 до уровня лучшего самолета в мире.

Крылья переделывали трижды. Пять раз меняли двигатель. Создание и отработку самолета сильно задерживала и электроника бортовых систем навигации и прицеливания. В конце концов, самолет довели до ума. Но Кутахов, наверное, был не совсем доволен новым самолетом. И все же МиГ-23 стал лучшим истребителем третьего поколения. В начале 70-х годов он обошел «Фантом» по всем параметрам. Благодаря настойчивости Кутахова ученые, конструкторы «научили» свой самолет летать в диапазоне скоростей и на таких высотах, которые были не доступны для многих зарубежных аналогов.

Однако жизнь не стоит на месте. Американцы спустя немного времени вновь вырвались вперед, создав F-15 и F-16. И нам пришлось закладывать МиГ-29 и Су-27, которые стали достойным ответом на американские самолеты. Несмотря ни на что, МиГ-23 прожил долгую, хотя и непростую жизнь в небе с начала 70-х до конца 80-х годов. Он стал основным самолетом фронтовой авиации, на его базе строились истребители-бомбардировщики.

Павел Степанович много работал с представителями военно-промышленного комплекса. Как главный заказчик ежеквартально собирал в НИИ ВВС руководителей четырех ведущих оборонных отраслей промышленности и главных конструкторов, чтобы совместно с испытателями рассмотреть состояние разработки и испытаний основных образцов авиационной техники. Часто он приглашал заместителей министров по испытаниям новой техники на тот или иной завод, чтобы непосредственно на месте оперативно решить очередную проблему. А замминистра авиационной промышленности под нажимом главкома ВВС вообще большую часть времени проводил не в своем кабинете в Москве, а в Ахтубинске, в НИИ ВВС.

Кутахов знал всех директоров предприятий. Часто бывал на заводах и возил туда своих подчиненных. Он не жалел сил, подчас рисковал должностью, борясь за качество авиационной техники, проявляя принципиальность, отстаивая интересы ВВС.

Сильный главком – сильная команда. Это аксиома. Кутахов старался собрать в Главкомате своих единомышленников. Как сказали бы, это была единая команда, которая соответствовала личности самого Кутахова и предъявляемым им требованиям к деловым и моральным качествам и организаторским способностям генералов и офицеров.

Память о выдающемся военачальнике жива в самолетах и вертолетах, которые были созданы благодаря Главному маршалу авиации Кутахову. Он, по сути, создал заново Военно-воздушные силы СССР. При нем появилась штурмовая авиация. Стратегические самолеты Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160. Он был инициатором создания лазерного оружия.

А сколько еще проектов осталось нереализованных, таких как авиационно-космическая система «Спираль», разведывательно-ударные комплексы (РУК). Он всегда брался за самый тяжелый край. Работал, забывая обо всем, как могут работать только очень увлеченные люди. Одна страсть владела им – летать дальше, летать выше, летать быстрее! Не для себя – для страны и своего народа. В буре борьбы он забывал обо всем. Ему путь освещала великая цель.

Он не боялся трудностей. И не боялся показаться смешным, когда мечтал о будущем. Он верил: будущее люди строят сегодня своими руками. Ему просто не хватило жизни, чтобы осуществить все задуманное.

Одним дается все легко. Другие – добиваются всего упорным трудом. Босоногое детство, голодная юность, две войны, и через все это человек пронес свою верность, совесть и честь. А еще – любовь к родине. Он ее любил совершенно искренне. Любил, когда голодал, когда сидел в тюрьме, когда вкалывал на заводе, когда воевал.

Этот человек имел сложный характер и сложную судьбу. Ему при жизни так и не досталась вторая Звезда Героя. Ни на войне, ни после. Хотя он более чем кто-либо ее заслужил и был достоин. Вторую Золотую Звезду Героя родным передали на вечное хранение уже после смерти самого героя. Странная судьба и у самих наград.

В год пятидесятилетия Победы неизвестные похитили обе Золотые Звезды из музея героя, созданного на его родине в Ростовской области. Воров не нашли. А спустя пять лет, когда страна отмечала 55 лет Победы в Великой Отечественной войне, с бюста дважды Героя Советского Союза Главного маршала авиации Павла Кутахова, установленного в селе Малокирсановка, воры срубили изготовленные из латуни две Звезды Героя Советского Союза. Похитителей не нашли.

Павлу Кутахову всю жизнь светила более высокая звезда. Она помогала не сбиться с пути, не потеряться в суете бытия. Его звезда – любовь к Родине, небу, авиации, к людям.

Главнокомандующий Военно-воздушными силами Вооруженных Сил СССР главный маршал авиации П.С. Кутахов

Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. В 1918 г. от тифа умер отец. В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел после окончания трехлетки в 1924 г. поехал учиться в село Фёдоровку, что в 18 км от родного села. В 1930 г. он переехал в Таганрог, где продолжил учебу в средней школе, а затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 г., после окончания ФЗУ, был направлен на авиационный завод №31 им. Димитрова. Работу на заводе совмещал с учёбой на рабфаке при индустриальном институте. В августе 1935 г. по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

После выпуска в феврале 1939 г. лейтенант Кутахов прибыл в 7-й истребительный авиаполк под Ленинградом, где вскоре стал командиром звена истребителей. Осенью 1939 г. совершил несколько вылетов в район боевых действий Красной армии в Западной Белоруссии.

Он участвовал в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг., в ходе которой совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. 25 декабря 1939 г. самолет Кутахова был подбит и сел на нейтральной полосе. В течение двух ночей летчик вместе с инженером полка Б. Чернышевым и техником звена И. Купцовым разбирали самолет на части, а в третью ночь волоком доставили истребитель на свой аэродром. Впоследствии летчик продолжал летать на этой машине. Именно здесь, на Карельском перешейке, он продемонстрировал свое летное мастерство, проявил такие качества, как смелость, способность идти на риск, брать ответственность на себя. С завершением военных действий вновь наступили дни напряженной боевой учебы, по итогам которой весной 1941 г. окружная газета «Защитник Родины» назвала П.С. Кутахова «образцом воина Красной армии».

На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахов продолжал командовать звеном истребителей в районе Выборга (Ленинградский фронт) . В июле 1941 г. его переводят на Карельский фронт в 145-й истребительный авиационный полк, где он проходил службу сначала в должности заместителя командира, а затем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска и Кандалакши, сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Именно на этом направлении немецкое командование стремилось ударами своего 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев наших союзников и сорвать работу Кировской железной дороги. В ходе боёв П.С. Кутахов проявлял беззаветную храбрость и героизм, завоевав славу одного из лучших воздушных бойцов Карельского фронта. Зимой 1942 г. на фронте появилась новая модификация немецкого истребителя «Ме-109». Ее отличала скорость атаки и исполнение «горки», которую старый «Мe-109» не смог бы сделать. Сведений о новом самолете становилось все больше, но сбить его не удавалось.

Кутахов заметил, что эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху, машина слаба на виражах и тяжела на боевом развороте. В очередном воздушном бою Кутахов использовал свои знания об этом самолете, его слабые стороны и сбил противника. Так летчики фронта смогли познакомиться с новейшими немецкими истребителями «Ме-109F».

В мае 1942 г. при отражении налета вражеской авиации на станцию Кица шестерке советских истребителей во главе с Кутаховым пришлось сражаться с восемью самолетами врага. Верный своему принципу, командир эскадрильи атаковал первым. Стремительным маневром наши летчики раскололи строй противника. Фашистские пилоты растерялись и об ударе по железнодорожным составам уже не помышляли. В этом бою было уничтожено несколько самолетов противника, один из которых летчик сбил лично.

15 мая 1942 г. четверка, ведомая Кутаховым, встретила у линии фронта 20 вражеских самолетов Ме-110 и Ме-109. Но даже пятикратное превосходство не принесло успеха гитлеровцам. Потеряв три Ме-109 и не сбив ни одного советского самолета, они отказались от выполнения боевой задачи.

25 июля 1942 г. в газете 14-й армии «Часовой Севера» была опубликована заметка о П.С. Кутахове под заголовком «Учитель». Она характеризовала 27-летнего летчика не только как мастера воздушного боя, но и как опытного воспитателя подчиненных. В заметке говорилось: «Капитан Кутахов - ветеран части, хранитель ее славных традиций. Летчики называют его отцом. Он терпеливо учит и воспитывает молодежь. Готовит ее к новым жестоким воздушным битвам. Для молодого воздушного бойца Кутахов всегда найдет слово одобрения, искрометную шутку. Как бы ни сложна, ни трудна была обстановка, он не растеряется, умело организует бой. Это и понятно: он уверен в себе, в силе советского оружия, в своих друзьях, многих из которых он сам воспитывал».

Достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием: в апреле 1943 г. полк получил наименование гвардейского и был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.

За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитыхсамолетов противника и 24 в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Майор А.Е. Новожилов, ставший впоследствии командиром 19-го гвардейского истребительного авиаполка, вспоминал: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами... В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».

Кроме того, вовремя коротких передышек между боями П.С. Кутахов, осмысливая личный боевой опыт, сам подготовил к публикации серию статей о боевых действиях советских летчиков: «Дружные атаки», «С короткой дистанции», «Успех решила взаимная выручка», «Боевая зрелость», «Сопровождение бомбардировщиков истребителями», «Место аса в воздушном бою».

В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.


Командир эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор П. С. Кутахов после боя

В сентябре 1944 г. его назначают командиром 20-го гвардейского истребительного авиаполка, личный состав которого под его командованием совершил 1998 боевых самолето-вылетов, уничтожив 39 самолетов противника. В конце 1944 г. полк в короткие сроки и без летных происшествий освоил новый истребитель Як-9.

Осенью 1944 г. в период проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции корреспондент газеты «Боевая вахта», описывая действия 20-го авиаполка, так характеризовал его командира: «Мастер, умудренный опытом многих битв, Павел Кутахов знает, что нужно для победы, что рождает успех в бою, и по-своему сурово и мудро воспитывает молодых гвардейцев. Он ведет бой, и молодежь видит его изумительное мастерство маневра, перенимает стремительный темп кутаховских атак. Трудно встретить, пожалуй, человека более простого и доступного, чем Кутахов. И вместе с тем немногие могут похвастать такой выдержкой, немногие умеют так зорко подмечать главное и за малым видеть большое. Кутахов строг и требователен, не дает поблажки никому в своем полку, если замечает небрежность, разгильдяйство. Без лишних слов командир умеет дать понять, что выдержка и собранность, которых он требует от подчиненных, в бою, формируются из дисциплины строя, умелого и настойчивого выполнения приказов».

В 1944 г. король Великобритании Георг VI наградил гвардии майора П.С. Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

Служивший в 14-й армии поэт Бронислав Кежун посвятил летчику такие строки:

Вновь команда - и вновь без страха,
В синь небес устремляя взгляд,
Истребитель - майор Кутахов
В бой ведёт своих соколят...

Всего в ходе Великой Отечественной войны летчик совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», провел 79 воздушных боев, сбил 14 самолетов противника лично и 28 - в составе группы. Таких высоких успехов в боях ему удалость достигнуть благодаря постоянному совершенствованию техники пилотирования, маневра и применения оружия.


Майор Павел Степанович Кутахов в кабине истребителя американского производства P-39 «Аэрокобра». Карельский фронт

После войны гвардии подполковник П.С. Кутахов еще несколько лет командовал авиаполком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецке, хотя в его характеристике отмечалось: «В посылке на курсы усовершенствования командного состава не нуждается, потому что имеет военную, военно-специальную, политическую и общеобразовательную подготовку в объеме, необходимом для полного и успешного командования авиационным полком». Окончив курсы с отличием в 1949 г., он был направлен в Группу советских оккупационных войск в Германии, где в декабре 1950 г. его назначают командиром 145-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1951 г. он проходил службу в должности заместителя командира, а с декабря 1953 г. по декабрь 1955 г. - командира 71-го истребительного авиакорпуса в Прибалтийском военном округе.

За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них 7 реактивных, в том числе МиГ-21 и его модификации, Су-7б, Як-28.

В период с 1955 г. по декабрь 1957 г. обучался в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба ВС РФ), после окончания которой был назначен на должность заместителя командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа по боевой подготовке. С октября 1959 г. исполнял обязанности 1-го заместителя командующего 30-й воздушной армией, а в августе 1961 г. был назначен командующим 48-й воздушной армией в Одесском военном округе. В 1962 г. Павел Степанович Кутахов получил звание «генерал-лейтенант авиации», а спустя 4 года в числе первых ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

Принятие на вооружение новой авиационной техники потребовало разработки и применения на практике новых тактических приемов ведения воздушного боя, нанесения штурмовых ударов по наземным целям. Это обусловило необходимость глубокого познания самолета. Так родилось понятие «техника - аэродинамика - тактика», следование которой позволило 48-й воздушной армии достичь ощутимых результатов: объединение по уровню боевой подготовки в течение ряда лет признавалось лучшим в ВВС.

Проходя службу на командных должностях, П.С. Кутахов первостепенное значение придавал организации и проведению боевой подготовки, нередко сам читал лекции по методике летной подготовки и летал в качестве инструктора. Обязательным его требованием было проводить подготовку летчиков в условиях, максимально приближенныхк боевым.

В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В1972 г.ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

Павел Степанович Кутахов в ходе своей служебной деятельности активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства применения ВВС. Он выдвинул и активно проводил в жизнь идею массированных авиационных ударов в ограниченное время. Этому он обучал авиационные объединения и соединения. Например, большим размахом отличалось учение ВВС, проведенное под его руководством в 1975 г. В нем участвовали две воздушные армии и ВВС Белорусского округа. Советская авиация действовала с аэродромов в ГДР, Чехословакии, Польши и СССР.
Главный маршал авиации
Кутахов Павел Степанович



Главком ВВС маршал П.С. Кутахов П.С. (9-й слева в берете)
с лётчиками 135-го истребительного авиаполка
на авиабазе Бени-Суэйф в Египте. 16-18.02.1972 г.

Главком постоянно заботился о создании наиболее благоприятных условий для летного и инженерно-технического состава: благоустройстве авиагарнизонов, обеспечении жильем и достойной оплате их труда. Он добился того, что комиссованные по здоровью военные летчики получали пенсии с более высокооплачиваемой последней летной должности, а не с той, с которой они ушли на пенсию.

Летал главный маршал авиации П.С. Кутахов на современных истребителях до 60-летнего возраста. В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».

За время своей службы П.С. Кутахов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени и многими иностранными наградами.

Умер главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов 3 декабря 1984 г. от обширного инфаркта во время рабочей поездки в Звёздный городок. Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и г. Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.


Могила главного маршала авиации П.С. Кутахова
на Новодевичьем кладбище в Москве

Имя П.С. Кутахова было присвоено Армавирскому высшему военному авиационному Краснознаменному училищу летчиков и рыболовецкому траулеру Мурманского морского пароходства. Сейчас имя маршала носит гимназия в г. Люберцы, его личные вещи и фотографии хранятся в музее его родного села Малокирсановка.

Тарас Левченко, подполковник.
Заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.


Top